Формирование фразовой речи у детей в процессе трудового воспитания

Развитие речи дошкольников в процессе трудового воспитания

Дата публикации: 13.01.2016 2016-01-13

Статья просмотрена: 1771 раз

Библиографическое описание:

Махмудов У., Курбанов Н. Я. Развитие речи дошкольников в процессе трудового воспитания // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 817-819. — URL https://moluch.ru/archive/106/25143/ (дата обращения: 28.02.2020).

Proper speech development of children in kindergarten depends on the choice of the necessary teaching aids. During this period, the main activity is a game for children. However, mobile and subject-role-playing games in most implemented through the labor process. Children playing in the work, working, learning and learn the necessary skills.

Keywords: preschool children: the labor process; the development of speech; ways of organizing the development of speech.

Главное условие человеческой жизни — трудовые привычки и навыки, которые, прежде всего, формируются в процессе труда. Дети дошкольного возраста в этот период, наряду с игрой, выполняют и конкретные трудовые задачи. Однако в этом возрасте слишком рано говорить о труде как таковом, потому что труд является основным видом деятельности взрослых людей, имеет очень объемную и сложную структуру и содержание. Тем не менее, деятельность по подготовке детей к труду, по формированию трудолюбия является одной из наиболее важных проблем, стоящих перед дошкольными учреждениями. Воспитатели в процессе выполнения задач детьми должны действовать таким образом, чтобы дети при выполнении этих задач усваивали необходимые для этой работы определенные слова, которые войдут в их активный лексический запас. В процессе труда дети усваивают имена объектов, которые их окружают, к примеру, рост и развитие растений. Дети в это время наблюдают, пытаясь найти ответы на многие вопросы. Задачи, которые ставятся здесь перед детьми, должны определяться особенностями их возраста [1].

Процесс труда является реальным, потому что дети делают реальные вещи, и в этом процессе развивается способность общаться, передавать идеи, устанавливается единство мышления. Дети в этот период используют опыт старших, развивают свое мышление и речь. В учебной и воспитательной программе для детского сада через труд, в процессе труда, развитию речи уделяется пристальное внимание.

В течение учебного процесса речь детей развивается в двух направлениях: прежде всего они узнают названия предметов и явлений, которые им встречаются, обогащают свой словарный запас. Второй ключевой аспект работы по развитию речи в условиях детского труда — это сочинение самостоятельного рассказало теме трудового процесса.

Дети в этот период не должны ограничиваться только деятельностью по развитию речи; обогащение словарного запаса, спецификация, правильное развитие связной речи, конечно, требует анализа жизненно важной ситуации. В детском саду, при участии детей в учебном процессе, развитие речи реализуется через осуществление самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, ручного труда, что делает уроки интересными. Каждый раз, после трудового процесса необходимо, чтобы дети показали умение описать процесс труда. Описание конкретного трудового процесса способствует развитию их речи. Исследователи пишут, что надо наблюдать за процессом подготовки предметов для детей. Например, учитель показывает различные типы ткани для детей, затем из показанных кусочков кроит наряды для куклы — платье, фартук, и их шьет. В этом случае дети учатся мерить, отмечать, кроить, наживлять, шить, и так далее. При этом усваивают указанные глаголы. Таким образом, на тех уроках, на которых происходит знакомство со свойствами, частями объектов, дети приобретают широкий и разнообразный словарь, пополняя свой лексикон. Эти слова охватывают разные части речи: существительные (объекты и их части), глаголы (название движения товаров, использование предмета, процесс проверки), прилагательное (качество и свойства предметов и действий), и т. д. [5].

В случае коллективного трудового творчества требуется, чтобы каждый ребенок общался с другими людьми на основе взаимного уважения и взаимопонимания. Трудовая деятельность предъявляет определенные требования к детям: сначала надо понять социальную суть труда, первостепенную роль труда в жизни человека. Во-вторых, для реализации трудового процесса, достижения поставленной цели, планирования выполняемой работы необходимо, чтобы ребенок имел определенный уровень физического развития и развития интеллекта [4].

Мы неоднократно наблюдали детский труд и определили, что в некоторых детских садах правильное развитие речи осуществляется вне зависимости от участия детей в общественном труде. Все это дает основание сделать вывод, что у этих детей знание об окружающей среде, ее восприятие слабо развиты. Воспитатели, являющиеся успешными в своей работе, должны познакомить детей с трудом взрослых, которые поделились бы своими знаниями о труде и, в целом, о социальной среде. Во время знакомства детей с трудом взрослых можно эффективно использовать следующие способы: организация работы с привлечением эмоционального и когнитивного уровней восприятия мира детьми, а также сопровождение трудового процесса необходимым комментарием.

Содержание и значение работы должно быть таким образом доведено до сознания ребенка, чтобы разжечь в нём чувство восхищения работой. Развитие детской речи на занятиях трудом реализуется в основном посредством знакомства их с трудом взрослых. Знакомство детей в детском саду с трудом взрослых проводится два раза в год, в основном в зимнее и летнее время, на проводимых занятиях [3].

К примеру, в младшей группе трудовой процесс сводится к самообслуживанию. В этом случае дети учатся умываться, одеваться, раскладывать игрушки по местам и т. д. При этом в их словарный состав включаются новые слова. В дополнение к навыкам самообслуживания, полученным в этом процессе, они учатся также самостоятельно работать.

В это время дети знакомятся с такими видами деятельности взрослых, как использование шланга для полива, приготовление овощей на обед шеф-поваром. Воспитатели, с учетом возраста детей дают им различные поручения.

В старшей группе и группе детей дошкольного возраста содержание трудовых заданий усложняется. Здесь дети привлекаются для посильной помощи в кухню, на склад, в медицинский кабинет, директора детского сада; все это уточняет и расширяет их предыдущие представления о труде.

В особенности эффективными бывают экскурсии детей на предприятия, фермы и т. д., знакомство с работой старших помогает расширить словарный запас, что положительно влияет на их речь [2].

Во время трудового процесса выявлено в основном пять путей развития детской речи:

 чтение литературно-художественные отрывков текстов, сказок, рассказов и т. д., которые воспевают процесс детского труда;

 через моральные, воспитательные беседы:

 через просмотр документальных фильмов, телевизионных программ, которые показывают процесс труда;

 —наблюдение за трудовой деятельностью путем организации экскурсий;

 —организации в процессе труда совместных со взрослыми мероприятий для детей [5].

Воспитатель для разработки детской речи должен использовать комплексно все указанные направления. К примеру, воспитатель, объясняя детям слова, относящиеся к занятости, использует чтение художественной литературы, просмотр фильмов, затем организует соответствующие экскурсии. В этом случае ребенок вначале слышит эти слова, а затем видит на экскурсии процесс труда, то есть наблюдает его в реальном времени. Подобная связная и последовательная организация речи дошкольника создает условия для формирования у них активного словарного запаса. Это приводит к правильному развитию детского речевого общения. Дети в процессе труда приобретают ряд качеств и форм поведения, благодаря чему эти маленькие члены общества становятся личностями, которые проходят дальнейший процесс социализации.

  1. Бабина Н. Ф. Технология: методика обучения и воспитания, часть-2, Москва-Берлин, 2015.
  2. Бабина Н. Ф. Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда». Школа произвоство-2000.-№ 1
  3. Комарова Т. С. и др. Трудовое воспитание в детском саду:-М. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,-2009.
  4. Л. В. Куцакова Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: [пособие для педагогов дошк. учреж],М. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2008.
  5. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диологического общения: Методическое пособие для воспитателей.-М. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2005.

Развитие речи детей дошкольного возраста в трудовом воспитании

Ольга Графина
Развитие речи детей дошкольного возраста в трудовом воспитании

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними, познает мир социальных отношений между людьми.

Труд позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств, формирующих умение учиться. В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля; формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность).

Существует достаточно много форм труда, которые всесторонне развивают детский организм, обостряют ум, укрепляют здоровье ребенка. Труд играет большое значение в развитии способностей ребёнка. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста – в игре, в младшем и среднем школьных возраста – в учении, в юношеском – в профессионально-трудовой подготовке.

Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растении и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления, развития речи.

Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.

Рассмотрим влияние трудового воспитания на развитие речи детей.

Приобщая ребенка к совместному труду по дому, на огороде, в саду, мы разговариваем с ним: «Здесь мы посадим огурчики…», «На этом кустике вызреет малина». Общаясь, вы помогаете, чтобы слова «обрели плоть».

По мере обогащения его опыта, появления новых наблюдений развиваются его умственные способности, происходит развитие речи. Он учится сопоставлять, находить сходство и различие между предметами, делать выводы.

Речь его обогащается новыми словами. К пяти годам ребенок строит длинные и достаточно сложные фразы, много и охотно рассказывает об увиденном и услышанном. Он может запоминать и обобщать полученную информацию.

Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников – ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему. Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки.

Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья, сила примера родителей. Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Пусть родители глубоко осознают, что их собственное добросовестное отношение к трудовым обязанностям, подчеркнуто уважительное отношение к труду окружающих оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых – это для ребенка очень важный стимул.

Информативное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, ибо на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений детской художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, диафильмов, т. е. всего увиденного и услышанного.

В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их, расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление, возможно, выработать у них правильные представления о труде, правильное отношение к нему.

Важно, чтобы это усложнение содержания выражалось не только в нарастании объема познавательного материала, но и в постепенном изменении его характера, во все большем углублении в суть наблюдаемых явлений. Детей вначале привлекает внешняя сторона труда – видимые действия людей, орудия труда, материалы. Сам трудящийся человек, его отношение к работе, взаимоотношения с другими людьми обычно ускользают от внимания детей.

Читайте также:  Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

Таким образом, можно сделать вывод, что трудовое воспитание, а именно, трудовая деятельность, ознакомление с трудом взрослых, влияет на развитие речи: развивается связная речь детей, пополняется и активизируется словарь ребенка; формируется правильное произношение отдельных слов.

В старших группах трудовая деятельность занимает существенное место в воспитательно-образовательной работе. Обучение умениям неразрывно связывается с всесторонним воспитанием. Формирование личности ребёнка в труде остаётся центральной задачей. Но лишь при условии, что труд ребёнка будет не механический, а осмысленный, с элементами творчества. В результате овладевая трудовыми умениями, у ребенка развивается моторика рук, что также является важнейшим элементом развития речи детей.

Сюжетно-ролевые игры – это возможность детей самостоятельно распределять роли, обогащать социальный опыт, общаться. Сюда же можно отнести послеигровое влияние данной игры на ребенка: впечатления, обсуждение, выяснение заинтересовавшегося или неясного. Желание организовать подобную игру дома, во дворе и т. п. После интересной игры ребенок долго находится под ее впечатлением.

Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе. Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей.

Дидактические игры по трудовому воспитанию развивают речь детей; пополняют и активизируют словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивают связную речь.

Трудовое воспитание влияет на развитие речи:

Овладение трудовыми умениями и навыками влияет на развитие моторики рук;

Обогащается и активизируется словарный запас детей, формируется правильное произношение отдельных слов.

В процессе трудовой деятельности, наблюдений за трудом взрослых, бесед можно формировать грамматический строй речи детей.

В сюжетно-ролевых играх обогащается социальный опыт детей, происходит общение детей между собой, таким образом, развивается диалогическая речь.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Красноярский край Управление образованием Администрации города Шарыпово муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

«Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников» “Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство, научить его трудиться”. К. Д. Ушинский У детей дошкольного возраста.

Фотоотчёт о трудовом воспитании детей дошкольного возраста Свой отчёт по трудовому воспитанию я решила показать в виде программы “ВРЕМЯ”. Включила заставку программы и начала с таких слов: Здравствуйте,.

Консультация «Развитие речи детей дошкольного возраста» В становлении диалогической речи словесные дидактические игры можно условно разделить на четыре блока: 1. Игры, формирующие умение выделять.

Родительское собрание на тему «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников» Цель: сформировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей в семье. Ход.

Консультация «Музыка в трудовом воспитании дошкольника» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Теремок» с. Александровское. Сообщение на.

Развитие речи детей дошкольного возраста Статья на тему : «Развитие речи детей дошкольного возраста» Составила :Сунко Т. А. Одна из важнейших задач дошкольных учреждений – формирование.

Фотоотчет о трудовом воспитании «Раз, два, три, четыре, пять — свеклу мы идем искать!» Одной из главных сторон воспитания детей в детском саду является трудовое воспитание. Ведь в основе всех учебных умений лежат трудовые умения.

Эссе «Развитие речи у детей дошкольного возраста» Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в значительной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого.

Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников “Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство, научить его трудиться”. К. Д. Ушинский У детей дошкольного возраста.

Педразвитие

Автор: Сапаркина Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БОУ “Чебоксарская НОШ для обучающихся с ОВЗ №1 Минобразования Чувашии
Населённый пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: “Трудовая деятельность как средство коррекционного воздействия на речь воспитанников с ОНР”
Дата публикации: 17.06.2017
Раздел: дошкольное образование

Трудовая деятельность как средство коррекционного воздействия

на речь воспитанников с ОНР.

В настоящее время комплексность педагогического воздействия направ-

лена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспе-

комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого разви-

тия воспитанников Трудовое воспитание как составляющий элемент системы

коррекционного воздействия так же способствует развитию всех компонентов

речевой системы у детей с общим недоразвитием речи.

Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к

самопознанию; в процессе труда развиваются способности, умения и навыки.

Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, со-

трудничества, общения, что улучшает адаптацию ребенка в обществе, то есть

труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. На современ-

ном этапе трудовое воспитание предполагает процесс, интегрирующий все

сферы развития, обучения, а также средство коррекционного воздействия

на формирующуюся личность дошкольников с общим недоразвитием речи.

Великий педагог В.А.Сухомлинский писал, что труд становится вели-

ким воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников,

дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознатель-

ность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все

новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское

чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, оно воспиты-

вается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что

именно творческий труд делает человека богатым духовно.

Труд развивает человека физически и наконец, труд должен приносить

радость, доставлять счастье, благополучие. Еще можно сказать, что труд – это

проявление заботы людей о друге.

Труд является одним из ведущих видов деятельности человека. Разно-

образные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностях,

и значение их меняется, на том или ином возрастном этапе.

Труд в природе имеет большое значение доя речевого, умственного и

сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи. Хозяйственно – бы-

товой труд и труд в природе создают благоприятные условия для физического

развития, совершенствования движений, стимулирования действий разных

органов и систем, укрепления нервной системы.

Необходимость трудового воспитания с первых лет жизни человека

признается дошкольными работниками; однако не всегда осознается его суть,

то новое, что должно быть внесено в традиционную работу по воспитанию у

детей любви к труду, а особенно труду в природе.

Сложность в качественной реализации задач трудового воспитания с

учетом специфики работы учреждения – это отсутствие методической ли-

тературы по трудовой деятельности для детей с общим недоразвитием речи.

В связи с данной проблемой мною был разработан педагогический

проект по трудовому воспитанию для детей с общим недоразвитием речи

«не мешайте мне трудиться».

Основная цель проекта – совершенствование трудовых умений и навы-

ков как важнейшего средства коррекционного воздействия на развитие детей

с общим недоразвитие речи.

1.Создание условий для трудовой деятельности в природе и пробужде-

ние интереса у детей труду;

2.Формирование трудовых умений и навыков;

3.Формирование навыков общения со сверстниками при взаимодей-

ствии с родителями в процессе трудовой деятельности.

4.Коррекция речевых нарушений у воспитанников в процессе трудовой

5. В рамках реализации проекта мною был разработан конспект НОД

«Как победить грипп»

1.Расширить представления детей о вирусных заболеваниях – гриппе,

его лечении и профилактике.

2.Упражнять в дифференциации культурных растений: овощей, фрук-

3.Закрепить навыки посадки лука.

4.Выявить уровень владения детьми основными видами движений (рав-

новесие, ползание, прыжки).

1.Продолжать работу по развитию речи путем выполнения детьми тру-

2.Развитие перцептивных возможностей детей при контакте с природ-

3.Развитие творческого воображения в процессе выполнения тренинго-

1.Совершенствовать умение детей работать в парах.

2.Воспитывать трудолюбие, нравственные качества: чувство товарище-

ства и взаимопомощи.

Материалы и оборудование:

Надувные шары, носовой платок, «Труба» – нестандартное оборудова-

ние, корзины, муляжи фрукты и овощи – по количеству детей, «Дерево «кук-

ла – «Смешарик», костюм Айболита, фартуки, инструменты, и материалы для

посадки лука по количеству детей.

Дети входят в зал (группу), воспитатель привлекает внимание детей к

В.Что это? Хотите узнать, кто в ней? В коробке спряталась Нюша. Она

не выйдет, потому что она слышала о гриппе и боится заболеть.

Ребята вы такие умные и все знаете, поэтому расскажите Нюше о грип-

В: Вспомните, что бывает, когда человек болеет гриппом.

Выставляется картинка «Грусть».

Дети: (насморк, кашель, болит горло, голова, не хочется играть, хочется

В: Дети, посмотрите, у нас в зале (группе) висят воздушные шары.

Представьте себе, что это бактерии гриппа. Бактерии гриппа тоже похожи на

шарики, только они такие маленькие, что нам их не видно. Бактерии, как и

шарики, летают по воздуху, и могут попасть от больного человека к здорово-

му. Особенно опасно, когда больной человек кашляет или чихает. Капельки,

которые у него вылетают изо рта, попадают на нас. Если это произойдет, че-

ловек может заболеть. Поэтому, когда вы чихаете или кашляете, необходимо

закрывать рот и нос носовым платком, чтобы не заразить окружающих.

В: Нам нужно победить бактерии гриппа, а исчезнут они в том случае.

если вы назовете , что нужно делать, если кто то заболел. Как нужно лечить?

Д: Лечить таблетками, уколами, сиропами, полоскать горло травами,

уложить в постель, измерять температуру, вызвать врача (во время ответов де-

тей воспитатель демонстрирует модели и прокалывает шары.)

А для того, чтобы бактерии гриппа больше нас не беспокоили, нам нуж-

но их убрать, Ребята, а кто нам поможет, если мы все таки заболеем? (воз-

можно звучание мелодии из мультфильма)

В: Правильно Нюша, конечно, добрый доктор Айболит.

В: Давайте вызовем доктора Айболита (звонок по телефону).

– «Алло, здравствуйте доктор. Мы приглашаем вас в наш детский сад,

чтобы вы рассказали нам о том, как себя вести, чтобы не заболеть.

В зал входит Айболит (возможно прилетает).

А: «Здравствуйте, ребята, как у вас приятно пахнет чесноком! А для

чего Вы поставили тарелочки с чесноком?

Д: Чтобы убить бактерии гриппа.

А: Молодцы! Вы знаете, я сам сегодня все утро кашлял и чихал….Вы

наверняка догадались, почему у меня рот и нос закрывает повязка?

Д: Чтобы не заразить нас гриппом.

А: Болеть гриппом никто не хочет. А вы знаете, что нужно делать для

того, чтобы не заболеть?

Д: Делать гимнастику, обливаться холодной водой, много гулять, делать

А: Правильно. Покажите, пожалуйста, как вы делаете гимнастику

Упражнение «На носочки поднимайся…».

А: А еще надо правильно питаться. Я выпишу вам рецепт, но это не ле-

карства и они не продаются в аптеке (демонстрирует рецепт – лист с картин-

ками-овощами и фруктами). Почему надо есть фрукты и овощи?

В них есть витамины. Они могут вашему организму не заболеть грип-

пом. До свидания детвора, мне пора!

В: Ну что, ребята, а мы отправимся с вами в страну «Витаминию» за

овощами и фруктами для Нюши. Давайте закроем глаза и представим, что

мы в лесу (грамзапись).

В: Вот, какая то, нора. Через нее можно пробраться к реке.

Упражнение « Проберись через нору».

В: А вот ручей, чтобы перебраться на другой берег ручья, мы возьмем

«волшебные камешки (упражнение в равновесии). У каждого ребенка по два

камушка, которые поочередно выкладываются перед собой и таким образом

перебираются на другой берег.

В: А теперь представьте себе, что это волшебное дерево, на котором

растут фрукты и овощи, в которых есть витамины, Какое оно высокое! Чтобы

Читайте также:  Занятие по обучению грамоте Путешествие по сказке

достать плоды, нужно дотянуться до них и сорвать.

Упражнение «Достань плод» (собранные плоды складывают в 2 кор-

зины овощи, фрукты.)

В: Чтобы вернуться быстро в детский сад, я взмахну волшебной палоч-

В: Нюша, мы принесли

витамины, которые помогут защититься от

гриппа. Выходи (достает куклу).

Н: Спасибо, конечно. Вот съем все овощи и фрукты и снова буду боять-

ся гриппа. Мне что опять в коробку прятаться?

В: Нет, есть зеленый лук. Мы вырастили сами. Нюша, а ты хочешь, что-

бы дети научили тебя сажать лук и тогда ни ты, ни твои друзья не будут бо-

леть гриппом, а через три дня, когда появятся зеленые ростки, придем к тебе

Дети сажают лук. Дарят Нюше поднос.

Таким образом, значение трудовой деятельности, ее влияние на разви-

тие психических процессов дошкольников с ОНР велико и многогранно. Тру-

довая деятельность выступает как прикладное средство познания действи-

тельности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей.

Организуя трудовую деятельность, педагог обеспечивает всестороннее раз-

витие воспитанников, помогает им обрести уверенность в своих силах, сфор-

мировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответствен-

Тема: Трудовое воспитание детей с нарушениями речи

Значение трудового воспитания. Оно носит познавательный характер, вызывает необходимость речевого общения, создает условия для воспитания характера, укрепляет здоровье, способствует устранению речевых нарушений, вызывает речевую активность. В систему трудового воспитания входят:

-знакомство с трудом взрослых через организацию экскурсий, чтения художественной литературы, проведения игровой деятельности;

-трудовая деятельность самих дошкольников (самообслуживание, ручной труд, хозяйственно-бытовой труд).

Трудовая деятельность заикающихся. В период режима молчания выявляются наиболее активные дошкольники, которых привлекают к посильному труду: уборке помещения столовой. При подготовке к занятиям. Хозяйственно-бытовой труд носит эпизодический характер в виде мелких поручений. Работа на участке осуществляется таким образом, чтобы предупредить вопросы детей и переговоры между собой. Воспитатель составляет план работы, готовит инструменты, продумывает, как расставить детей, кому и что поручить. Наиболее разговорчивых ставит около себя, более спокойным поручает работу на расстоянии. Педагог показывает ребенку его место работы, определенный участок. Для предупреждения разговора между детьми педагог сам рассказывает о том, что дети будут делать, читает стихи. В данный период допускается негромкое пение. В период сопряжено-отраженной речи процесс изготовления поделки на занятиях по ручному труду может быть проговорен детьми совместно с педагогом. Воспитатель знакомит детей с материалом, инструментами, действиями. Дети повторяют за взрослым слова, фразы, отвечают на его вопросы. В период вопросно-ответной речи дети приобретают навыки плавной речи и закрепляют их. В данный период есть несколько ступеней возрастающей сложности детской речи:

-вопросы задает педагог одинаковые для всех дошкольников о конкретных, воспринимаемых предметах, действиях;

– вопросы являются конкретными, но для каждого ребенка выбирается определенный предмет, т.е. содержание вопроса меняется;

-вопросы задает педагог, но по поводу только что проделанной операции.

Вопросно-ответная речь возможна на участке во время полива растений, ухода за животными.

В период пересказа происходит переход от режима ограничения речи к тренировочному режиму. В первое время пересказ близок вопросно-ответной беседе. Во всех видах трудовой деятельности пересказ происходит:

-как наметки плана предстоящей работы;

-как итог проделанной работы.

В период спонтанной речи педагог стремится расширить тематику рассказов детей. Дошкольники учатся оценивать рассказ сверстников: интересный ли он, длинный, короткий, были ли запинки и т.д. В этот период дети свободно общаются между собой и со взрослым. Основная задача педагога – следить за тем, чтобы самоконтроль детей не ослабевал.

Трудовая деятельность детей с ОНР и ФФНР. На первом этапе педагог уточняет представления детей о предметах обихода, дает им названия, а также названия действиям с ними. Воспитатель заботиться не только о том, чтобы научить ребенка выполнять действия, и о том, чтобы дошкольник запомнил слова, обозначающие предметы. На занятиях по ручному труду дети знакомятся с материалами, познают свойства материалов, размеры, форму, цвет. Педагог уточняет знания дошкольников, следит за звукопроизношением, дает образец речи.

На втором этапе происходит постепенное обогащение активного словаря за счет лепетных и упрощенных слов. Воспитатель помогает детям в самообслуживании, организует взаимопомощь, маленькие диалоги, знакомит с глаголами, способствует их пониманию, уточняет значение предлогов, падежных окончаний. Дошкольники на занятиях по ручному труду учатся изготовлять убранство кукольной комнаты. Хозяйственно-бытовой труд способствует ознакомлению детей с домашними животными, растениями на участке. В процессе ухода за животными дети знакомятся с образом и условиями их жизни, учатся развешивать кормушки для птиц.

На третьем этапе воспитатель не столько говорит сам, сколько организует общение детей, беседы. На данном этапе дети способны запомнить короткие стихи, песни, загадки, которые входят составной частью в занятия.

На четвертом этапе дети говорят фразами. Педагог помогает оформить фразы, исправляет произношение, искажения структуры слов, аграмматизмы.

Таким образом, трудовое воспитание способствует развитию основных трудовых навыков и оздоравливает речь.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Развитие словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня в процессе трудового воспитания

Одним из средств развития словаря дошкольников с ОНР наряду с организацией дидактических игр и упражнений является процесс трудового воспитания,

Развитие словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня в процессе трудового воспитания

Другие курсовые по предмету

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой недифференцированный характер: одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и эмоции. Например, слово «чай» может означать в разные моменты «вот чай», «дай чай», «горячий чай». Понятийная нагрузка привязана к ситуации, в которой или по поводу которой происходит его общение со взрослым. Это так называемая ситуационная речь, которую ребенок сопровождает жестами, мимикой. Жестовое и мимическое сопровождение речи имеет огромное значение в полноценном речевом развитии ребенка. Полноценное жестовое и мимическое сопровождение высказывания свидетельствует об адекватном функционировании эмоционального компонента психоречевого развития.

С 18 месяцев слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное пополнение словарного запаса.

Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 году 6 месяцам – 10-15 слов; к концу 2-го года – 300 слов (за 6 месяцев около 300 слов!); к 3 годам – около 1000 слов (т.е. за 1 год около 700 слов!). В это же время происходит акцентуация на значение произносимых слов.

К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом, потом – примитивными фразами без согласования, далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. На данном этапе важным является накопление глагольного словаря и согласования в рамках глагольного управления: «Я хочу (что делать?) гулять», «Я хочу (что?) машинку».

К двум годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.

В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности. Важно, чтобы ребенок понимал сложные высказывания, например: «Сегодня хорошая погода, мы пойдем гулять, позови папу».

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков «р» и «л», реже – дефекты смягчения, озвончения и йотации.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях, иными словами, формируется фонематическое восприятие. В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 годам достигает 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. В этот период дети допускают так называемые «правильные» ошибки (вспомним «А льзя ли здесь пройти?» из знаменитой книги К.И. Чуковского «От двух до пяти»). Такое явление свидетельствует о сформированной лингвистической компетенции ребенка и его готовности к самостоятельному языковому развитию.

Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в 4 года – простое распространенное предложение, например: «Мама купила в магазине сок и конфеты».

На 5-м году жизни дети уже относительно свободно используют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения: «Потом, когда мы с мамой пойдем в магазин, она мне купит сок и конфеты».

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные, и, наконец, – сонорные, шипящие и свистящие звуки.

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений. Артикуляционное развитие характеризуется появлением возможности подъема кончика языка вверх и напряжения спинки языка (после 3 лет). Позже (к 5 годам) появляется возможность вибрации кончика языка.

Четвертый этап – школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим – это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, овладевают грамматическими правилами построения высказываний. Продолжается изучение родного языка. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи – письму.

Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий и может варьировать в рамках индивидуального спектра развития.

В литературных источниках отмечаются значительные расхождения в отношении объема словаря и его прироста, т.к. существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.

По данным Е.А. Аркина, рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями: 1 год – 9 слов, 1 год 6 мес. – 39 слов, 2 года – 300 слов, 3 года 6 мес. – 1110 слов, 4 года –1926 слов [3].

Т.Б. Филичева приводит свои данные о росте словаря детей: к 1 г. 6 мес. – 10-15 слов, к концу 2-го г. – 300 слов; к 3 г. – около 1000 слов [49].

По данным А. Штерна, к 1,5 годам у ребенка насчитывается около 100 слов, к 2 годам – 200-400 слов, к 3 годам – 1000-1100 слов, к 4 годам – 1600 слов, к 5 годам – 2200 слов. К четырем годам словарный запас возрастает до 1600 –1900 слов [23]. Из них, по данным А.Н. Гвоздева, 50,2% составляют существительные, 27,4% – глаголы, 11,8% – прилагательные, 5,8% – наречия [14].

Таким образом, анализ научной литературы показывает, что процесс овладения речи идет постепенно, соответственно возрасту детей, условий воспитания и социально-культурных особенностей окружающих его взрослых. Явной особенностью формирования словарного запаса является то, что в словаре детей дошкольного возраста в большей степени преобладают существительные, так как ребенок сталкивается с предметами, которые нужно именовать конкретными словами, с глаголом совершаем действие, а прилагательные отражают их качество, поэтому их количество несколько меньше.

1.2 Особенности развития словаря у детей с ОНР

Существуют различные подходы к понимаю речевых нарушений. Общее недоразвитие речи относится к психолого-педагогической классификации, которая составлена на основании учета структуры дефекта речевого нарушения.

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста. Такими исследованиями занимались Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова и др.

Читайте также:  Индивидуальное логопедическое занятие в 1 классе: Автоматизация звука (Р) в словах

Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как тяжелая речевая патология у детей с первично сохранным слухом и интеллектом, при которой страдают все структурные компоненты речи: фонетика, фонематика, лексика и грамматика.

Л.С. Волкова так определяет ОНР: «Общее недоразвитие речи –различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне» [49].

У детей с ОНР можно наблюдать патологическое речевое развитие. В дошкольном возрасте у них позднее, чем у детей с нормой, начинается развитие речи, словарный запас не соответствует возрасту, ограничен, формирование грамматического строя речи нарушается, звукопроизношение и фонематическое восприятие также недоразвиты. Но при этом у детей отмечается сохранный слух и средний уровень понимания доступной для определенного возраста обращенной речи.

Речь детей с ОНР может находиться на разном уровне развития.

По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют 4 уровня ОНР. I-III уровни выделены и подробно описаны Р.Е. Левиной, IV уровень представлен в работах Т.Б. Филичевой.

Степень речевого нарушения при этом варьируется от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвитая.

Анализ теоретических работ по проблеме формирования словаря дошкольников с ОНР (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Р.Е. Левина, Н.В. Симонов, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина и др.) показал своеобразие развития словарного запаса у этих детей.

Р.Е. Левина, выделив уровни развития речи при ОНР, отдельно описала особенности словаря, присущие каждому уровню речевого развития [26].

На первом уровне практически отсутствуют словесные средства общения или они весьма ограничены. При этом у таких детей активный словарь состоит из небольшого количества слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Эти слова являются многозначными, обозначение предметов заменяет название действия, значение слова растягивается на все слова функционально и визуально похожие.

На втором уровне речевого развития у детей появляется фразовая речь. Пока она сильно искажена грамматически и фонетически, но все-таки это уже фраза. Объем словаря увеличивается и становится более разнообразным как по количеству, так и по качеству. В словаре появляются различные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Дети уже могут составить небольшой рассказ по картинке, ответить на вопросы о семье и окружающих явлениях. Но все-таки словарь остается бедным. Дети со вторым уровнем речевого развития не знают многие лексические темы: детенышей животных, профессии и т.п. Грамматические формы на этом уровне усвоены не полностью, что проявляется не только в не правильном использова

Формирование фразовой речи у детей в процессе трудового воспитания

Поскольку одним из основных факторов становления личности в дошкольном возрасте является речевое развитие ребенка, то степень развития этой сферы психики определяет, как известно, уровень сформированности познавательных и социальных мотивов ребенка, его потребностей и интересов, уровень знаний, умений и навыков. Развитие фразовой речи, ее объем и качество, уместна актуализация слов во время говорения – это все важнейшие составляющие речевого онтогенеза дошкольника. В связи с этим, значимость приобретает превентивное обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи и непосредственно логопедическая работа с детьми с нарушениями речи старшего дошкольного возраста, особенно общим недоразвитием речи (далее ОНР) в условиях логопедической группы ДОУ. Сейчас изучению детей с ОНР посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований Н. Новотворцева, Т. Филичева, Г. Чиркина и др. От уровня сформированности речи ребенка, в частности, фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон, зависит уровень овладения учебной деятельностью, школьными знаниями, умениями и навыками в соответствии программных требований. Поскольку, речь плотно связано с мышлением, по выводам Л. Выготского, то ребенок с ОНР которое имеет нарушение процесса формулирования выражения или высказывания не выполняет полноценно мыслительно-познавательную функцию, что отрицательно сказывается в дальнейшем на овладении чтением и письмом в начальной школе. В связи с этим, формирование устной речи детей дошкольного возраста в психологической и педагогической литературе рассматривается в числе важнейших задач. Целью исследования Формирование фразовой речи на начальном этапе преодоления ОНР у дошкольников. Объект исследования фразовая речь Предметом исследования является содержание логопедической работы по формированию фразовой речи у дошкольников с ОНР I уровня. Задачи исследования: 1. Изучить литературу по данной теме. 2. Изучить особенности развития фразовой речи в онтогенезе в норме. 3. Изучить особенности развития фразовой речи у детей дошкольного возраста с ОНР I. 4. Изучить основные правления коррекционной работы по формированию фразовой речи у детей с ОНР I. Учеными доказано, что от того, какое качество и количество слов, которыми располагает ребенок, зависит успех выражение его мыслей, чувств, намерений, желаний. В зависимости от уровня и развития способности ребенка актуализировать слова в речи формируется ее коммуникативно-речевая компетенция и потенциальные возможности как субъекта общения и предметно-практической деятельности. Несформированность лексических навыков или их отсутствие особенно опасны в дошкольном возрасте, так как вызывают отставание в развитии речи, мышления, снижение познавательных потребностей, тормозит темпы развития способности к обучению [1; 2; 5]. Анализ научных источников показывает, что проблема речевого развития детей, которая интересовала в течение длительного периода многих психологов, философов, педагогов актуальна и сегодня. Ведь раскрытие закономерностей и особенностей развития фразовой речи детей дошкольного возраста позволяет эффективно ее осуществлять. Проблема развития фразовой речи с детьми на этапе дошкольного детства исследовалась в разных направлениях. В частности, обогащение словаря детей раннего возраста исследовали Ю. Аркин, Г. Лямина и др.; дошкольного возраста – А. Богуш, Ю. Ляховская и др.; особенности становления и развития словаря детей в течение дошкольного детства – А. Иваненко, Н. Луцан, Н. Савельева и др. Стержневым моментом ряда исследований (Н. Лаврентьева и др.) выступило исследования особенностей усвоения семантики слов, уточнения значений уже известных в определенном контексте, использование тематического принципа введение лексики, ассоциативного сочетание слов. В работах языковедов освещена проблема учета особенностей проявления различных видов выразительности в речи (Г. Коваль, А. Федорова и др.); психологами исследована взаимосвязь значение и смысл слова (Выготский, А. Лурия и др.); психолингвисты посвятили Тындюка Н. Т. Педагогические аспекты развития фразовой речи у детей дошкольного возраста свои исследования осознанию детьми языковой действительности и организации речевой деятельности (В. Виноградов, А. Леонтьев и др.); педагоги исследовали пути обогащения словаря детей дошкольного возраста (А.Богуш, Н. Луцан, А. Трифонова и др.), Формирование в дошкольников словарного богатства языка (Н. Гавриш, А. Лаврентьева и др.) И лексическую работу с текстами художественных произведений (Н. Гавриш, Н. Кирсти и др.). Исследователи закладывают теоретическую основу речи, механизм его развития, обобщают процесс речи, содержание речевой деятельности. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Формирование фразы – это формирование навыка устного общения. Для этого необходимо с первых дней пребывания ребенка в детском саду учить его обращаться к взрослому посредством речи. Необходимо использовать и искусно создавать ситуации, при которых ребенок вынужден обращаться с просьбой, вопросом к взрослым. Сначала это будет письменная табличка, обязательно сопровождаемая устным проговариванием, затем дактильная в сочетании с устным проговариванием. Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста в условиях логопедической группы нуждается в обследовании языковых и неязыковых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития. При изучении речи детей дошкольного возраста должны быть учтены, определенные в логопедии, следующие принципы: онтогенетический, этиопатогенетическим (учет симптоматики речевой аномалии), деятельностный (учет ведущей деятельности), взаимосвязь речевого и общепсихологического развития. Поскольку, преодоление ОНР является комплексной медико-педагогической проблемой, то знания логопедом психолого-педагогических и лингво-дидактических основ преодоления ОНР в сочетании с медикаментозным лечением несомненно будет способствовать повышению эффективности логопедической работы. Задачами логопеда является квалифицированная логопедическая диагностика уровня речевых развития и его компонентов, в частности словарного запаса и грамматического строя и разработка методики поэтапного логопедического воздействия на преодоление лексико-грамматической стороны. Однако, выявление отклонений в речевых развития, их правильная диагностика и преодоление в возрасте, когда речевых развитие ребенка далеко не завершено, является достаточно сложным. В специальной литературе представлен целый арсенал методик и систематизаций обследования экспрессивного и импрессивной речи детей. В 60-70-х годах XX в. методики обследования речи детей базировались на учете сформированности всех речевых средств. На основе полученных при обследовании данных последовательно анализировался фонетико-фонематической, лексико-грамматический развитие ребенка и состояние его связной речи (Г. Каше. Р. Левина. Н. Никашин, А. Правдина, Н. Сереброва, А. Ястребова и др .). Из всего вышеизложенного можно вывести принципы работы по формированию простых фраз у дошкольников с нарушением слуха: 1. Обыгрывание речевого материала, с наглядной демонстрацией действий и предметов. 2. Эмоциональность педагога и интерес предъявляемого материала. 3. Многократное повторение 4. Разделение фразового материала на тематические группы. 5. Соблюдение грамматических форм и смыслового значения фраз. 6. Сочетание различных видов речевой деятельности.

1. Богуш А.М. Методика обучения детей русскому языку в дошкольных учреждениях; Учеб. пособие. – К.; Выща им., 1990.- 121 с. 2. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм.- М.: Просвещение 1975,- 174 с. 3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии.- 1966.- N6.- С.63-76. 4. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.-М.2006 г. 5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада; Пособие для воспитателя дет. сада.- 2-е изд., испр. и доп.- М.; Просвещение, 1983,- 144 с. 6. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с. 7. Гриншпун Б,М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных адалинов// Нарушения речи и голоса, у детей[ Под ред. С, С, Ляпидевского и С.Н. Шаховской. – М,: Просвещение, 1975, – С, 71 – S0 8. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986. — 239 с. 9. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб-метод. пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с. 10. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М.: Просвещение, 1985. 11. Логопедия. // Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. – М.; 1998 12. Левина, Р.Е.Характеристика ОНР у детей [ Р.Е.Левина, Н.А.Никашина // Основы теории и практики логопедии. — Москва: Просвещение, 1968,— 67-85 с. 13. Логопедия. // под ред. Л.С.Волковой. 2-е изд.1995г. 14. Леонтьев, А.А. Основы речевой деятельности. – М.: Просвещение, 1974.- 175 с. 15. Лисина, М. И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. – М.: Педагогика, 1985 16. Миронова СА. Развитие речи дошкольников на логопе¬дических занятиях. — М., 1991. 17. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1967 18. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. Спб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 1998. 19. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)// Под ред. Ф.А. Сохина. — М., 1981. 20. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256 с. 21. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999. 22. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей: пособие для самостоятельной работы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений – М: Издательский центр «Академия». 2005. – 192 с.

Ссылка на основную публикацию