Формирование фразовой речи у детей в процессе трудового воспитания

Формирование фразовой речи у детей дошкольного возраста в процессе трудового воспитания

Наблюдение за трудом взрослых, беседы, непосредственное участие воспитанников и взрослых в трудовой деятельности, чтение художественных произведений о труде, рассматривание картин, составление предложений и рассказов на эту тематику – вот та основа, которая формирует у детей представления о содержании понятий «трудолюбивый, ответственный».

Фразовая речь в процессе трудовой деятельности – это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. Она включает в себя протяжённость речевых высказываний, многообразие в употреблении различных частей речи, последовательность и взаимосвязь слов в предложении, логико-смысловую организацию.

Характерными нарушениями фразовой речи в процессе трудовой деятельности являются:

  • Короткие малоинформативные фразы,
  • При построении предложений опускаются или переставляются отдельные члены предложения,
  • Неправильно оформляются связи слов внутри фразы.

Существуют различные формы и пути, направленные на формирование трудовых навыков и одновременно на развитие фразовой и связной устной речи дошкольников.

На начальном этапе формирования трудовой деятельности одними из форм являются:

  • Специально организованный на занятиях показ детям труда взрослых,
  • Наблюдения,
  • Экскурсии и походы,
  • Организованные посещения кухни, кабинета врача и т. п.,

в процессе чего ведётся активная беседа, как один из основных методов развития фразовой речи дошкольников.

На таких занятиях необходимо чётко отслеживать, чтобы дети отвечали на поставленные вопросы полным предложением, а не одним словом или словосочетанием.

Такая форма работы также позволяет уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, пробуждает любознательность и интерес к деятельности, способствует к выработке положительного отношения, проявлению уважения к труду взрослых.

Другая форма работы – это совместная трудовая деятельность взрослых и детей, где взрослые являются не только организаторами, но и непосредственными участниками трудового процесса.

Эта форма работы включает в себя словесное пояснение своих действий, что помогает ребёнку лучше разобраться в характере действий, в смысле работы.

В процессе такой работы можно использовать такие речевые упражнения как: «Волшебная цепочка», «Скажи дальше» (данные упражнения направлены на распространение предложений). Например: Коля взял для посадки цветка …, чтобы …

Особенно важная форма работы это — чтение и пересказ художественных произведений, разучивание пословиц и поговорок о труде и лени. Известно, что в формировании связной речи особая роль принадлежит пересказу и разучиванию, т. к. художественный текст помогает детям обогатить словарь, усовершенствовать структуру речи, усвоить норму построения предложений, воспитать у себя чувство языка.

Наиболее важной формой работы в процессе трудовой деятельности является составление рассказов по сюжетным картинам, серии сюжетных картин («Что сначала, что потом?»), составление рифмочек на трудовую тематику, составление речевых высказываний как плана предстоящей трудовой деятельности (игры «Волшебная цепочка», «Скажи дальше» направлены на распространение предложений). Для достижения лучших результатов при составлении рассказов можно использовать опору на отдельные слова, вопросы, предметные картинки в качестве схемы — плана к рассказу или речевому высказыванию (фразе, предложению).

Особая роль в процессе развития фразовой речи на основе трудовой деятельности уделяется формированию предикативного словаря у дошкольников. Для полноценного овладения фразовой речью необходимо сформировать у дошкольников богатый глагольный словарь, поскольку система предикатов является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета.

Чаще всего у детей дошкольного возраста выделяют две группы ошибок в употреблении глаголов: ошибки словоизменения и словообразования. Дети смешивают окончания глаголов при их изменении по лицам и числам («она моют»), допускают ошибки при образовании возвратных форм глаголов («девочка умывает» вместо «девочка умывается»), иногда опускают или заменяют приставки в глаголах.

Для облегчения освоения детьми глагольной лексики следует систематизировать материал, выделив несколько групп глаголов:

  • действия – перемещения объекта в пространстве;
  • действия, связанные с профессиональной деятельностью людей;
  • действия, связанные с трудовой деятельностью людей;
  • действия по издаваемым звукам предметов, объектов;
  • действия – состояния человека.

К каждой группе глаголов желательно заготовить картинный материал с целью концентрации внимания ребёнка только на действии объекта, предмета. Таким образом, формирование предикативной лексики дошкольников в процессе развития фразовой речи будет проходить успешнее, что, в свою очередь, будет являться залогом дальнейшего овладения письменной речью.

Для развития фразовой речи в процессе трудовой деятельности можно использовать следующие речевые упражнения:

  1. «Путаница» (преобразование деформированной фразы, где, например, в предложении имеются ошибки в употреблении падежных окончаний существительных и прилагательных),
  2. «Собери предложение» (слова в предложении стоят в разном порядке),
  3. «Вставь пропущенное слово в предложение» (особенно важно умышленно упускать предлоги из фразы),
  4. «Закончи фразу (предложение)».

Линкевич Екатерина Юрьевна,
учитель-дефектолог,
МАДОО «Центр развития ребёнка –
детский сад № 152» г. Перми

Развитие речи детей дошкольного возраста в трудовом воспитании
статья по логопедии на тему

Трудовые поручения следует рассматривать как средство социально-коммуникативного и познавательного развития детей, поскольку они способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними, познает мир социальных отношений между людьми, участвует в исследовательско-познавательской деятельности. Труд предусматривает реальные изменения в вещах и получение нового практического результата, в то время как в игре дети из различных материалов или элементов могут создать что- то новое, видоизменять их. Ребенка нужно подготавливать к труду посредством игры, учитывая его дальнейшее развитие и соблюдая необходимое равновесие между игрой и трудом. В игре в значительно большей мере, чем в какой-либо иной деятельности, ребенок проникает в общественный смысл труда, в разделение труда, во взаимоотношения людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
razvitie_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta_v_trudovom_vospitanii.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Екатеринбурга

Отдел образования Верх-Исетского района Управления образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 27

620034, г. Екатеринбург ул. Опалихинская 29 а. тел. /факс: (343) 245-45-41 Email: mbdou27-ekb@yandex.ru , сайт: 27.tvoysadik.ru

автор: Шабурова Ксения Геннадьевна

Воспитатель логопедической группы

Развитие речи детей дошкольного возраста в трудовом воспитании

Трудовые поручения следует рассматривать как средство социально-коммуникативного и познавательного развития детей, поскольку они способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними, познает мир социальных отношений между людьми, участвует в исследовательско-познавательской деятельности. Труд предусматривает реальные изменения в вещах и получение нового практического результата, в то время как в игре дети из различных материалов или элементов могут создать что- то новое, видоизменять их. Ребенка нужно подготавливать к труду посредством игры, учитывая его дальнейшее развитие и соблюдая необходимое равновесие между игрой и трудом. В игре в значительно большей мере, чем в какой-либо иной деятельности, ребенок проникает в общественный смысл труда, в разделение труда, во взаимоотношения людей.

Формирование трудовой деятельности у детей происходит на основе расширения представлений, их конкретизация, иллюстрированная значительным числом ярких, доступных примеров. Главное условие заключается в том, чтобы ребенок мог делать с предметом, выбранным для игры, то что делает взрослый с настоящим предметом, его манипулятивность.

Трудовая деятельность позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств, формирующих умение доводить свою деятельность до конца. В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, сила воли; формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность).

Человек, труд и общество рассматривается в их неразрывном, органическом единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе дошкольного возраста начать формирование у детей целостного нравственного представления об трудовой деятельности, о значимости в жизни человека. Дети узнают о трудовых поручениях, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости оказания посильной помощи, далее формируются знания о последовательности и значимости труда.

Существует достаточный перечень трудовых поручений, которые всесторонне развивают детей дошкольного возраста, формируют необходимые знания, умения, навыки, укрепляют здоровье ребенка. Трудовая деятельность играет большое значение в развитии способностей ребёнка. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста – в игре, в младшем и среднем школьных возраста – в учении, в юношеском – в профессионально-трудовой подготовке.

Трудовые поручения как форма социально-коммуникативного развития и познавательного развития воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растении и уходом за ними человека, взаимодействие в команде сверстников и взрослых. Все это положительно влияет на развитие мышления, развития речи. Одновременно на доступном для детей уровне раскрываются сложившиеся противоречия между обществом и трудовой деятельностью, пути их разрешения. Дети узнают о реальных ситуациях при последовательности выполнения трудовых поручений, во взаимодействии со сверстниками.

Систематический и последовательный труд на огороде, в саду, цветнике, на участке и уголке природы формирует и повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь, понимать бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств, расширяет представления о трудовых поручениях. В процессе ухода дети получают представление о многообразии живого мира на земле, о том как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Формируется сравнительный анализ: сравнивая животных, находить сходство и различия между ними, общее и различное у растений, помогать замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных.

Рассмотрим влияние трудовой деятельности на развитие речи детей.

По мере обогащения опыта детей, поступления и появления новых трудовых поручений развивается последовательность в действиях, умственные способности, происходит развитие речи. Дошкольник учится сопоставлять, находить сходство и различие между предметами, делать выводы, подводить итог, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Речевое развитие достаточно продуктивно включает овладение речью посредством обогащения словаря; развитием связной речью; грамматически обогащается новыми словами, вступлением в диалог с друг другом. К пяти годам ребенок строит длинные и достаточно сложные фразы, много и охотно рассказывает об увиденном и услышанном, эмоционально сопереживает от полученных примеров. Он может запоминать и обобщать полученную информацию, воспринимая действительность.

Одна из главных задач трудовых поручений дошкольников – ознакомление с трудом взрослых, подражание во всех начинаниях, воспитание уважения к нему. Начиная с детского сада, дети учатся познавать профессии взрослых, обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки, с помощью различных игровых и будних ситуаций.

Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Важную роль в трудовой деятельности детей играет семья, взрослые и другие члены, положительный пример родителей. Благоприятные условия для привлечения в трудовой деятельности создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о важности выбранной профессии, реализации себя в социуме. Пусть родители глубоко осознают, что их собственное добросовестное и положительное отношение к трудовым обязанностям, подчеркнуто уважительным отношением к трудовой деятельности окружающих, оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых – это для ребенка очень важный стимул, для дальнейшего познания окружающего мира, формирование возможности проявить себя в современном мире.

Информационно-коммуникативные технологии оказывают воздействие на родителей, может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, ибо на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это прежде всего доступные беседы о себе, о своей работе, о роде профессий других членов семьи, пояснение сказок, произведений детской художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т. е. всего увиденного и услышанного.Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители.

В процессе наблюдений и применений трудовых поручений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их, расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое, выстраивая последовательность. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое и содержательное явление, возможно, выработать у дошкольников правильные представления о труде, трудовых поручениях, правильному и добросовестному отношению к нему.

Важно, чтобы это усложнение и последовательность содержания выражалось не только в нарастании и обогащения объема познавательного материала, но и в постепенном и положительном изменении его характера действий, во все большем углублении в суть наблюдаемых явлений. Детей вначале привлекает внешняя и составляющая сторона трудовых поручений – видимые действия людей, орудия труда, материалы, взаимодействие со сверстниками, умение работать в команде. Когда ребенок ставит перед собой трудовую задачу, он исходит прежде всего из своих представлений, причем оценивает жизненную правдоподобность этой задачи: бывает так или нет? Если же этого не бывает, он к этому относится соответственно: не выполняет задания до конца, занимается каким- либо побочным делом. Из этого вытекает, что в ролевые игры может быть включена трудовая деятельность детей, ибо посредством ее ребенок может отражать отношения взрослых, понимать общественную значимость труда.

Таким образом, можно сделать вывод, что трудовая деятельность, а именно, трудовые поручения, ознакомление с трудом взрослых, влияет на развитие речи: развивается связная речь детей, пополняется и активизируется словарь ребенка; умение вступить в диалог; целенаправленно охарактеризовать последовательность трудовых действий; формируется правильное произношение отдельных слов.

В старших группах трудовая деятельность занимает существенное место в усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. Обучение умениям неразрывно связывается с всесторонним развитием формирующейся личности. Формирование личности ребёнка в трудовой деятельности остаётся непрерывной задачей в личностно-ориентированном подходе достижений дошкольников. Но лишь при условии, что трудовая деятельность реализуется с учетом осмысления, с элементами творчества. В результате овладевая трудовыми умениями, у ребенка развивается моторика рук, что также является важнейшим элементом технологии речевого развития детей.

Сюжетно-ролевые игры – это возможность детей реализовать свои приобретенные навыки трудовых поручений, их систематическая последовательность; проявление самостоятельности распределять роли, обогащать социальный опыт, общаться и взаимодействовать со сверстниками. Сюда же можно отнести влияние данной игровой деятельности на ребенка: впечатления, обсуждение, выяснение заинтересовавшегося или неясного, распределение ролей, принятие правил. Желание организовать подобную игру дома, во дворе со сверстниками. После интересной игры ребенок долго находится под ее впечатлением, эмоционально перенаполняем, с большим восторгом делится впечатлениями от происходящего.

Содержание игровой деятельности формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе, социальной действительности. Систематизирует и совершенствует умение реализовать себя в современном мире.

Дидактические игры по трудовому воспитанию развивают речь детей; пополняют и активизируют словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивают связную речь, развивают диалогическую и монологическую сторону речи.

Трудовая деятельность влияет на речевое развитие

Овладение трудовыми умениями и навыками влияет на развитие моторики рук; формирование здоровьесберегающих технологий.

Обогащается и активизируется словарный запас детей, формируется правильное произношение отдельных слов, лексико-грамматическую сторону речи.

В процессе трудовой деятельности, наблюдений за аспектом трудовых поручений от взрослых, бесед можно формировать грамматический строй речи детей.

В сюжетно-ролевых играх обогащается социальный опыт детей, происходит общение детей между собой, взаимодействие сверстников, умение распределять роли и принимать правила, таким образом, развивается диалогическая речь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

I. Актуальность интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности. Система упражнений и игр по формированию речевой культуры – необходимое средство образовательной и воспитатель.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа.

Проект для инструктора по физической культуре.

Проект содержит гипотезу, цели, задачи. Раскрывает формы речевой работы с детьми. Содержит план работы над проектом.

Задачи1. Формирование начал нравственного сознания2.

Опыт работы выкладываю в сокращенном варианте, с основными направлениями деятельности.

Статья «Развитие речи детей дошкольного возраста в трудовом воспитании».

Развитие речи дошкольников в процессе трудового воспитания

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 13.01.2016 2016-01-13

Статья просмотрена: 2125 раз

Библиографическое описание:

Махмудов, Урал. Развитие речи дошкольников в процессе трудового воспитания / Урал Махмудов, Н. Я. Курбанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 817-819. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25143/ (дата обращения: 07.01.2021).

Proper speech development of children in kindergarten depends on the choice of the necessary teaching aids. During this period, the main activity is a game for children. However, mobile and subject-role-playing games in most implemented through the labor process. Children playing in the work, working, learning and learn the necessary skills.

Keywords: preschool children: the labor process; the development of speech; ways of organizing the development of speech.

Главное условие человеческой жизни — трудовые привычки и навыки, которые, прежде всего, формируются в процессе труда. Дети дошкольного возраста в этот период, наряду с игрой, выполняют и конкретные трудовые задачи. Однако в этом возрасте слишком рано говорить о труде как таковом, потому что труд является основным видом деятельности взрослых людей, имеет очень объемную и сложную структуру и содержание. Тем не менее, деятельность по подготовке детей к труду, по формированию трудолюбия является одной из наиболее важных проблем, стоящих перед дошкольными учреждениями. Воспитатели в процессе выполнения задач детьми должны действовать таким образом, чтобы дети при выполнении этих задач усваивали необходимые для этой работы определенные слова, которые войдут в их активный лексический запас. В процессе труда дети усваивают имена объектов, которые их окружают, к примеру, рост и развитие растений. Дети в это время наблюдают, пытаясь найти ответы на многие вопросы. Задачи, которые ставятся здесь перед детьми, должны определяться особенностями их возраста [1].

Процесс труда является реальным, потому что дети делают реальные вещи, и в этом процессе развивается способность общаться, передавать идеи, устанавливается единство мышления. Дети в этот период используют опыт старших, развивают свое мышление и речь. В учебной и воспитательной программе для детского сада через труд, в процессе труда, развитию речи уделяется пристальное внимание.

В течение учебного процесса речь детей развивается в двух направлениях: прежде всего они узнают названия предметов и явлений, которые им встречаются, обогащают свой словарный запас. Второй ключевой аспект работы по развитию речи в условиях детского труда — это сочинение самостоятельного рассказало теме трудового процесса.

Дети в этот период не должны ограничиваться только деятельностью по развитию речи; обогащение словарного запаса, спецификация, правильное развитие связной речи, конечно, требует анализа жизненно важной ситуации. В детском саду, при участии детей в учебном процессе, развитие речи реализуется через осуществление самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, ручного труда, что делает уроки интересными. Каждый раз, после трудового процесса необходимо, чтобы дети показали умение описать процесс труда. Описание конкретного трудового процесса способствует развитию их речи. Исследователи пишут, что надо наблюдать за процессом подготовки предметов для детей. Например, учитель показывает различные типы ткани для детей, затем из показанных кусочков кроит наряды для куклы — платье, фартук, и их шьет. В этом случае дети учатся мерить, отмечать, кроить, наживлять, шить, и так далее. При этом усваивают указанные глаголы. Таким образом, на тех уроках, на которых происходит знакомство со свойствами, частями объектов, дети приобретают широкий и разнообразный словарь, пополняя свой лексикон. Эти слова охватывают разные части речи: существительные (объекты и их части), глаголы (название движения товаров, использование предмета, процесс проверки), прилагательное (качество и свойства предметов и действий), и т. д. [5].

В случае коллективного трудового творчества требуется, чтобы каждый ребенок общался с другими людьми на основе взаимного уважения и взаимопонимания. Трудовая деятельность предъявляет определенные требования к детям: сначала надо понять социальную суть труда, первостепенную роль труда в жизни человека. Во-вторых, для реализации трудового процесса, достижения поставленной цели, планирования выполняемой работы необходимо, чтобы ребенок имел определенный уровень физического развития и развития интеллекта [4].

Мы неоднократно наблюдали детский труд и определили, что в некоторых детских садах правильное развитие речи осуществляется вне зависимости от участия детей в общественном труде. Все это дает основание сделать вывод, что у этих детей знание об окружающей среде, ее восприятие слабо развиты. Воспитатели, являющиеся успешными в своей работе, должны познакомить детей с трудом взрослых, которые поделились бы своими знаниями о труде и, в целом, о социальной среде. Во время знакомства детей с трудом взрослых можно эффективно использовать следующие способы: организация работы с привлечением эмоционального и когнитивного уровней восприятия мира детьми, а также сопровождение трудового процесса необходимым комментарием.

Содержание и значение работы должно быть таким образом доведено до сознания ребенка, чтобы разжечь в нём чувство восхищения работой. Развитие детской речи на занятиях трудом реализуется в основном посредством знакомства их с трудом взрослых. Знакомство детей в детском саду с трудом взрослых проводится два раза в год, в основном в зимнее и летнее время, на проводимых занятиях [3].

К примеру, в младшей группе трудовой процесс сводится к самообслуживанию. В этом случае дети учатся умываться, одеваться, раскладывать игрушки по местам и т. д. При этом в их словарный состав включаются новые слова. В дополнение к навыкам самообслуживания, полученным в этом процессе, они учатся также самостоятельно работать.

В это время дети знакомятся с такими видами деятельности взрослых, как использование шланга для полива, приготовление овощей на обед шеф-поваром. Воспитатели, с учетом возраста детей дают им различные поручения.

В старшей группе и группе детей дошкольного возраста содержание трудовых заданий усложняется. Здесь дети привлекаются для посильной помощи в кухню, на склад, в медицинский кабинет, директора детского сада; все это уточняет и расширяет их предыдущие представления о труде.

В особенности эффективными бывают экскурсии детей на предприятия, фермы и т. д., знакомство с работой старших помогает расширить словарный запас, что положительно влияет на их речь [2].

Во время трудового процесса выявлено в основном пять путей развития детской речи:

 чтение литературно-художественные отрывков текстов, сказок, рассказов и т. д., которые воспевают процесс детского труда;

 через моральные, воспитательные беседы:

 через просмотр документальных фильмов, телевизионных программ, которые показывают процесс труда;

 —наблюдение за трудовой деятельностью путем организации экскурсий;

 —организации в процессе труда совместных со взрослыми мероприятий для детей [5].

Воспитатель для разработки детской речи должен использовать комплексно все указанные направления. К примеру, воспитатель, объясняя детям слова, относящиеся к занятости, использует чтение художественной литературы, просмотр фильмов, затем организует соответствующие экскурсии. В этом случае ребенок вначале слышит эти слова, а затем видит на экскурсии процесс труда, то есть наблюдает его в реальном времени. Подобная связная и последовательная организация речи дошкольника создает условия для формирования у них активного словарного запаса. Это приводит к правильному развитию детского речевого общения. Дети в процессе труда приобретают ряд качеств и форм поведения, благодаря чему эти маленькие члены общества становятся личностями, которые проходят дальнейший процесс социализации.

  1. Бабина Н. Ф. Технология: методика обучения и воспитания, часть-2, Москва-Берлин, 2015.
  2. Бабина Н. Ф. Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда». Школа произвоство-2000.-№ 1
  3. Комарова Т. С. и др. Трудовое воспитание в детском саду:-М. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,-2009.
  4. Л. В. Куцакова Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: [пособие для педагогов дошк. учреж],М. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2008.
  5. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диологического общения: Методическое пособие для воспитателей.-М. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2005.

Развитие речи детей дошкольного возраста в трудовом воспитании

Ольга Графина
Развитие речи детей дошкольного возраста в трудовом воспитании

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними, познает мир социальных отношений между людьми.

Труд позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств, формирующих умение учиться. В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля; формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность).

Существует достаточно много форм труда, которые всесторонне развивают детский организм, обостряют ум, укрепляют здоровье ребенка. Труд играет большое значение в развитии способностей ребёнка. Способности развиваются, главным образом,в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста – в игре, в младшем и среднем школьных возраста – в учении, в юношеском – в профессионально-трудовой подготовке.

Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растении и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления, развития речи.

Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.

Рассмотрим влияние трудового воспитания на развитие речи детей.

Приобщая ребенка к совместному труду по дому, на огороде, в саду,мы разговариваем с ним: «Здесь мы посадим огурчики…», «На этом кустике вызреет малина». Общаясь, вы помогаете, чтобы слова «обрели плоть».

По мере обогащения его опыта, появления новых наблюдений развиваются его умственные способности, происходит развитие речи. Он учится сопоставлять, находить сходство и различие между предметами, делать выводы.

Речь его обогащается новыми словами. К пяти годам ребенок строит длинные и достаточно сложные фразы, много и охотно рассказывает об увиденном и услышанном. Он может запоминать и обобщать полученную информацию.

Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников – ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему. Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки.

Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья, сила примера родителей. Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Пусть родители глубоко осознают, что их собственное добросовестное отношение к трудовым обязанностям, подчеркнуто уважительное отношение к труду окружающих оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых – это для ребенка очень важный стимул.

Информативное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, ибо на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений детской художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, диафильмов, т. е. всего увиденного и услышанного.

В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их, расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление, возможно, выработать у них правильные представления о труде, правильное отношение к нему.

Важно, чтобы это усложнение содержания выражалось не только в нарастании объема познавательного материала, но и в постепенном изменении его характера, во все большем углублении в суть наблюдаемых явлений. Детей вначале привлекает внешняя сторона труда – видимые действия людей, орудия труда, материалы. Сам трудящийся человек, его отношение к работе, взаимоотношения с другими людьми обычно ускользают от внимания детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что трудовое воспитание, а именно, трудовая деятельность, ознакомление с трудом взрослых, влияет на развитие речи: развивается связная речь детей, пополняется и активизируется словарь ребенка; формируется правильное произношение отдельных слов.

В старших группах трудовая деятельность занимает существенное место в воспитательно-образовательной работе. Обучение умениям неразрывно связывается с всесторонним воспитанием. Формирование личности ребёнка в труде остаётся центральной задачей. Но лишь при условии, что труд ребёнка будет не механический, а осмысленный, с элементами творчества. В результате овладевая трудовыми умениями, у ребенка развивается моторика рук, что также является важнейшим элементом развития речи детей.

Сюжетно-ролевые игры – это возможность детей самостоятельно распределять роли, обогащать социальный опыт, общаться.Сюда же можно отнести послеигровое влияние данной игры на ребенка: впечатления, обсуждение, выяснение заинтересовавшегося или неясного. Желание организовать подобную игру дома, во дворе и т. п. После интересной игры ребенок долго находится под ее впечатлением.

Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе. Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей.

Дидактические игры по трудовому воспитанию развивают речь детей; пополняют и активизируют словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивают связную речь.

Трудовое воспитание влияет на развитие речи:

Овладение трудовыми умениями и навыками влияет на развитие моторики рук;

Обогащается и активизируется словарный запас детей, формируется правильное произношение отдельных слов.

В процессе трудовой деятельности, наблюдений за трудом взрослых, бесед можно формировать грамматический строй речи детей.

В сюжетно-ролевых играх обогащается социальный опыт детей, происходит общение детей между собой, таким образом, развивается диалогическая речь.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Красноярский край Управление образованием Администрации города Шарыпово муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

«Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников» “Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство, научить его трудиться”. К. Д. Ушинский У детей дошкольного возраста.

Фотоотчёт о трудовом воспитании детей дошкольного возраста Свой отчёт по трудовому воспитанию я решила показать в виде программы “ВРЕМЯ”. Включила заставку программы и начала с таких слов: Здравствуйте,.

Консультация «Развитие речи детей дошкольного возраста» В становлении диалогической речи словесные дидактические игры можно условно разделить на четыре блока: 1. Игры, формирующие умение выделять.

Родительское собрание на тему «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников» Цель: сформировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей в семье. Ход.

Консультация «Музыка в трудовом воспитании дошкольника» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Теремок» с. Александровское. Сообщение на.

Развитие речи детей дошкольного возраста Статья на тему : «Развитие речи детей дошкольного возраста» Составила :Сунко Т. А. Одна из важнейших задач дошкольных учреждений – формирование.

Фотоотчет о трудовом воспитании «Раз, два, три, четыре, пять — свеклу мы идем искать!» Одной из главных сторон воспитания детей в детском саду является трудовое воспитание. Ведь в основе всех учебных умений лежат трудовые умения.

Эссе «Развитие речи у детей дошкольного возраста» Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в значительной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого.

Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников “Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство, научить его трудиться”. К. Д. Ушинский У детей дошкольного возраста.

Влияние трудовой деятельности на развитие речи.

Содержимое публикации

Влияние трудовой деятельности на развитие речи.

Карпова Елена Викторовна

Воспитатель МБДОУ детский сад №17

«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из

самых основных элементов…», – А. С. Макаренко.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве.. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Пополняя словарь детей, поощряя разговоры об увиденном, давая оценку явлениям и поступкам, о которых дети рассказывают, воспитывать соответствующее отношение к ним. Способствовать выражению чувства товарищества, правильного отношения к жизненным явлениям и поступкам людей.

Изучая методическую литературу, опыты известных педагогов по данной теме, пришла к выводу, что через трудовую деятельность у детей дошкольного возраста развитие речи будет быстрее. Почему? Да потому, что в дошкольном возрасте, труд является одним из основных видов деятельности.

Рассмотрим влияние трудовой деятельности на развитие речи детей.

По мере обогащения опыта детей, поступления и появления новых трудовых поручений, развивается последовательность в действиях, умственные способности, происходит развитие речи. Дошкольник учится сопоставлять, находить сходство и различие между предметами, делать выводы, подводить итог, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Речевое развитие достаточно продуктивно включает овладение речью посредством обогащения словаря; развитием связной речью; грамматически обогащается новыми словами, вступлением в диалог друг с другом. К пяти годам ребенок строит длинные и достаточно сложные фразы, много и охотно рассказывает об увиденном и услышанном, эмоционально сопереживает от полученных примеров. Он может запоминать и обобщать полученную информацию, воспринимая действительность.

Одна из главных задач трудовых поручений дошкольников – ознакомление с трудом взрослых, подражание во всех начинаниях, воспитание уважения к нему. Начиная с детского сада, дети учатся познавать профессии взрослых, обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки, с помощью различных игровых и будних ситуаций.

Трудовая деятельность, а именно, трудовые поручения, ознакомление с трудом взрослых, влияет на развитие речи: развивается связная речь детей, пополняется и активизируется словарь ребенка; умение вступить в диалог; целенаправленно охарактеризовать последовательность трудовых действий; формируется правильное произношение отдельных слов.

В старших группах трудовая деятельность занимает существенное место в усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. Обучение умениям неразрывно связывается с всесторонним развитием формирующейся личности. Формирование личности ребёнка в трудовой деятельности остаётся непрерывной задачей в личностно-ориентированном подходе достижений дошкольников. Но лишь при условии, что трудовая деятельность реализуется с учетом осмысления, с элементами творчества. В результате овладевая трудовыми умениями, у ребенка развивается моторика рук, что также является важнейшим элементом технологии речевого развития детей.

Сюжетно-ролевые игры – это возможность детей реализовать свои приобретенные навыки трудовых поручений, их систематическая последовательность; проявление самостоятельности распределять роли, обогащать социальный опыт, общаться и взаимодействовать со сверстниками. Сюда же можно отнести влияние данной игровой деятельности на ребенка: впечатления, обсуждение, выяснение заинтересовавшегося или неясного, распределение ролей, принятие правил. Желание организовать подобную игру дома, во дворе со сверстниками. После интересной игры ребенок долго находится под ее впечатлением, эмоционально перенаполняем, с большим восторгом делится впечатлениями от происходящего.

Содержание игровой деятельности формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе, социальной действительности. Систематизирует и совершенствует умение реализовать себя в современном мире.

Дидактические игры по трудовому воспитанию развивают речь детей; пополняют и активизируют словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивают связную речь, развивают диалогическую и монологическую сторону речи.

Задача воспитателя при организации трудовой деятельности своевременно связывать трудовые процессы со словом, чтобы каждая операция, каждый вид труда служил материалом для словесных упражнений.

При организации трудовой деятельности дошкольников нами решались следующие задачи:

1. Познакомить детей с трудом взрослых и воспитывать уважение к нему.

2. Развивать интерес к труду, трудолюбие, самостоятельность, желание быть полезным.

3. Обучать детей простейшим трудовым умениям и навыкам.

4. Сформировать общественно – направленную мотивацию труда, умение трудиться в коллективе и для коллектива.

5. Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

6. Активизировать у детей творческое мышление, формировать умение решать различные проблемы, способствовать более продуктивной познавательной, игровой, коммуникативной и умственной деятельности.

Анализируя результаты проделанной работы, можно заключить, что целенаправленное педагогическое руководство развитием речи детей в процессе трудовой деятельности способствует положительной динамике их речевого развития.

ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Баширова Р.Р. *

ГБПОУ «1-й МОК» Структурное подразделение «Детский сад», Москва, Россия

* Корреспондирующий автор (brr[at]artcollege.ru)

Аннотация

В данной статье рассматриваются особенности раннего речевого развития детей, индивидуальный подход к неговорящим детям, использование игровой деятельности и эмоционального аспекта в развитии ребенка. Также раскрываются специфические приемы работы с ними и предлагаются к рассмотрению различные методы, упражнения для развития тактильной чувствительности, мелкой моторики пальцев и кистей рук, упражнения на развитие целенаправленной воздушной струи и органов артикуляционного аппарата, как рекомендации для родителей и педагогов.

Ключевые слова: раннее развитие ребенка, проговаривание материала, театрализованная деятельность, сюжетно-ролевые игры, развитие мелкой моторики, развитие целенаправленной воздушной струи, развитие органов артикуляционного аппарата.

FORMATION OF PHRASAL SPEECH OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Bashirova R.R. *

State Educational Institution of Higher Professional Education “1st IOC”, “Kindergarten” Structural Division, Moscow, Russia

* Corresponding author brr[at]artcollege.ru)

Abstract

This article discusses the features of early speech development of children, an individual approach to non-speaking children, the application of play activity and the emotional aspect in the development of a child. Specific techniques for work with them are also revealed, various methods are proposed for consideration, as well as exercises for developing tactile sensitivity, fine motor skills of fingers and hands, exercises for developing targeted air jets and organs of articulation apparatus, as recommendations for parents and teachers.

Keywords: early child development, pronouncing of the material, theatrical activities, role-playing games, development of fine motor skills, development of a targeted air stream, development of organs of the articulation apparatus.

Актуальность исследования

Ранний возраст – это важный период становления речи ребенка, и активное усвоение происходит до трех лет. Отсутствие внимания родителей к воспитанию детей приводит к задержке речевого развития ребенка, а в дальнейшем компенсировать утраченное время становится сложно.

Актуальность, дефицит осведомленности родителей о различных приемах взаимодействия с ребенком, способствующих развитию речи, обусловили выбор темы: «Раннее речевое развитие и методы работы с детьми младшего дошкольного возраста».

Объектом нашего исследования является: формирование фразовой речи детей раннего возраста.

Предмет исследования: использование различных методов и приемов в игровой деятельности ребенка.

Цель исследования: способствовать своевременному включению родителей и педагогов в процесс развития ребенка, предложить наиболее эффективные методы развития речи.

Задачи исследования:

  • Исследовать различные направления, способствующие речевому развитию ребенка.
  • Изучить и определить особенности развития детей раннего возраста.

Методы исследования:

  1. Исследовать формирование фразовой речи через использование различных видов игровой деятельности.
  2. Наблюдение за детьми с целью изучения особенностей речевого развития.

Речь – это уникальная возможность общения ребенка со своими сверстниками, однако, не у всех она формируется в нормальном процессе (своевременно). В результате чего, ребенок становится замкнутым, либо агрессивным с окружающими. Исследуя проблему развития речи Ушакова О.С. [9, С. 64], была сторонником того, что ребенку необходимо слышать речь взрослого. Очень важным аспектом для развития речи ребенка является общение матери с ребенком. Как бы абсурдно это не звучало, но даже в случаях задержки речевого развития, если мать постоянно озвучивает все действия (одевание, купание), а точнее ведет монолог со своим чадом, он впитывает это как губка. Чем больше она комментирует свои действия, находясь элементарно на кухне с ребенком, рассказывает о процессе готовки блюда, вкладывая в это эмоции и превращая в игру, в которой он может принять непосредственное участие, тем больше это способствует активизации речи ребенка. Выготский Л.С. [4, С. 96] считает, что во время овладения речью ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям. Игра способствует развитию индивидуальности ребенка, раскрывает творческие способности детей [6, С. 39].

Существуют следующие виды игр:

  • Театрализованные игры

В театрализованной деятельности в раннем возрасте ребенок выступает в роли зрителя. Важно научить ребенка слушать и понимать представление. Например, использование кукол «Би-ба-бо» (которые буквально оживают на глазах) вызывает положительные эмоции и включает речевую активность ребенка. Игра с куклами Бибабо пополняет словарный запас ребенка. Способствует улучшению интонационной стороны речи. Например, просите ребенка с разной интонацией произнести слова: принеси, помоги, возьми. Весь этот процесс учит детей эмоциональной выразительности (радость, грусть, удивление) и формирует невербальные и вербальные средства коммуникации. Использование этих методов формирует диалогические умения дошкольников [10, С. 78].

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой ребенок подражает действиям взрослого в специально созданных самими детьми игровых моментах.

Дидактическая игра является сложной педагогической деятельностью, методом обучения детей дошкольного возраста, когда через специально подобранный материал формируются представления об окружающем мире.

  1. Игра «Волшебный океан».
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие мелкой моторики, развитие целенаправленности движений.

Ход игры: ребенок с удочкой «ловит предметы» со дна океана, когда предмет пойман, он называет, что

изображено на картинке.

Образец: Я поймал лампу. Я поймал шапку.

Игру можно использовать для автоматизации и дифференциации звуков.

Рис. 1 – Игра «Повар»

  • учить образовывать притяжательные прилагательные;
  • обогащать словарный запас глаголами: «сварить», «выжать», «испечь».
  • учить правильно согласовывать прилагательные с существительными.
  • развивать мелкую моторику.

Ход игры: Ребенок «ножиком» режет фрукты пополам и говорит, что хочет приготовить.

Рис. 2 – Образец: Я порезал яблоко и сварил яблочное варенье

Также очень важно использовать не только общение, но и опору на все рецепторы ребенка:

  1. Показ и рассматривание предмета (зрительное восприятие)
  2. Выполнение действия с предметом (осязательные рецепторы)
  3. Просьбы и поручения (двигательное развитие)
  4. Вопрос – ответ (слуховое восприятие)
  5. Общение через игрушку (развитие воображения)
  6. Повторение пройденного или комментирование действий (развитие и укрепление памяти и внимания).

Многие родители задаются вопросом, как разговорить молчуна? Часто причиной является недостаток внимания, когда родители практически не общаются со своим чадом. Но в ином случае, гиперопека так же может вызвать задержку речевого развития, когда ребенку достаточно ткнуть пальчиком, как этот предмет уже в его руке. Важно вызвать необходимость ребенка озвучивать свои желания, поощрять его даже в моменты невнятно произнесенных звуков и слогов. Приведем несколько методов с помощью которых можно определить причины задержки и способы их устранения.

Методика 1. «Изучение понимания речи»

Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.

Пассивный словарь – это набор слов и выражений, которые ребенок понимает, но не использует в речи из-за задержки речевого развития[3, С. 56]. В процессе игровой деятельности, основной задачей родителей является – обогащение словарного запаса, предметы, действия, явления, которые окружают детей в бытовой жизни [7, С. 24]. Попросить ребенка выполнить простые инструкции, правильно показать на фотографии (где мама? а где собака и т.д.), зеркало (покажи нос, глаза), игрушки (попросить найти, принести, при этом, озвучивая свои действия с предметами), наглядный материал (просить ребенка показать тот или иной предмет, либо действие изображенное на картинке – человек идет, ползет, стоит, лежит; где много-мало, большой-маленький и т.д.). А вот после того, как ребенок усвоит и научится правильно показывать предметы на картинках, нужно попросить его назвать их.

Методика 2. «Повтори и назови»

Цель: определить уровень активного словарного запаса детей.

Затем плавно переходим к подражанию [2, С. 73], когда вместе с ребенком совершаем самые простые действия и проговариваем их. Необходимо использовать односложные или двусложные слова, чтобы ребенку было легче повторить за вами.

Я иду (держите ребенка за руку и идете по комнате).

Я бегу (держите ребенка за руку и бежите по комнате, включая эмоциональный аспект).

Я мою (вместе погружаете руки в тазик с водой, эмоционально проговариваете свои действия, можно даже побрызгать друг на друга).

Я лечу (поднимаете ребенка на руки и крутите его в воздухе, как самолет).

Я ползу (вместе с ребенком ползаете по полу, кто быстрее).

Я еду (паровозиком, едете друг за другом –«ту-ту»).

По мнению Ж. Пиаже [8, С. 37], детское спонтанное словотворчество доказывает способность ребенка усваивать информацию. Даже в случае, если ребенок повторяет первый слог нужно поощрять всякие попытки подражания

Обязательным условием является превращение всего процесса в игру и умение заинтересовать ребенка

После того, как ребенок усвоил употребление глаголов 1 лица, учим использовать глаголы 2 и 3 лица.

Я иду, ты идешь, он идет.

Заучиваются словосочетания связанные с обиходно-бытовой деятельностью (хочу пить, иду спать, мою руки, дай куклу). Важно включить в речь ребенка качественные прилагательные (большой-маленький, холодный-горячий). Одна из самых распространенных игр «Прятки». Просим ребенка спрятаться (1,2,3,4,5 прячься, я иду искать). В процессе поиска ребенка, вы заглядываете за предметы и говорите:

«за шкафом -нет, за кроватью- нет, под стулом- есть, я тебя нашла!» После многократного повторения, просите ребенка искать теперь вас. И при этом проговаривать так же, как и вы во время поиска.

Методика 3. «Опиши картинку»

Цель: определить состояние контекстной речи.

Переносим словесный опыт на наглядный материал. Просим малыша назвать действие, которое изображено на картинке.

С помощью этого эксперимента можно выявить причину задержки и определить уровень сформированности речевого развития [11, С. 58]. Использование этих методик позволяет быстро овладеть речью, а сам процесс превратить в увлекательную игру.

Как известно двигательное развитие непосредственно связано с речевым. И если двигательное развитие идет с задержкой, то соответственно речевое развитие формируется со значительным опозданием. Поэтому в раннем развитии ребенка очень важно формирование мелкой моторики ребенка [5].

  • Упражнения для развития тактильной чувствительности и мелкой моторики пальцев и кистей рук.
  • В тарелке с крупой или кунжутом пальцем ребенка рисуем различные фигуры.
  • Раскладываем маленькие кружочки в ячейки по цветам.
  • Вдеваем веревку в отверстие фигуры, чтобы присоединить к доске.
  • Создаем из пластилина различные фигурки.
  • Проводим пальцем по трафарету.
  • Подбираем вкладыши в нужную формочку.

В дополнение к вышесказанному, также рекомендуются дыхательные упражнения, направленные на выработку воздушной струи и упражнения на развитие органов артикуляционного аппарата [1, С. 6].

  • Игры на развитие целенаправленной воздушной струи.

Описание: держим пальцами нитку, вдетую в вырезанный кленовый листик, и просим подуть, чтобы он полетел.

Чтоб скорей взлетел листок,

Тянем губками вперед.

Дуем сильно, мой дружок,

Но, не надувая щёк.

Описание: на столе лежит бумажная бабочка, нужно подуть, не надувая щек, чтобы бабочка взлетела.

Бабочка на стол присела,

Ты подуй, чтобы взлетела.

Описание: на носике ребенка лежит перышко. Просим ребенка нижней губой зажать верхнюю, и подуть так, чтобы перышко полетело.

Описание: просим ребенка подуть на мячик так, чтобы он закатился прямо в ворота.

  • Упражнения на развитие органов артикуляционного аппарата.
  1. Цель:развитие органов артикуляционного аппарата.
  • «Лошадка»

На красный потолок.

Тянем лошадь за уздок.

Язычок на потолок,

Способствует дальнейшей постановке звука [р].

Словно чашка язычок,

Поднялась на потолок,

Чтоб вода не разлилась

Она к крышке подкралась.

Способствует дальнейшей постановке звуков [ш], [ж].

Спинку выгнул язычок,

Будто рассердился кот.

Способствует дальнейшей постановке звуков [с], [з].

Таким образом, когда родители сопровождают свои действия комментариями, то ребенок начинает вслушиваться, соотносить слова с действием, обогащаются его словарный запас и представления об окружающем мире. Это вызывает желание ребенка в общении и взаимодействии. Использование логопедических приемов, в которых родители примут активное участие, будут способствовать своевременному формированию речевых навыков детей дошкольного возраста.

Список литературы / References

  1. Баширова Р.Р. Формирование фразовой речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Р.Р. Баширова // Социальная сеть работников.-2016.-URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2016/04/15/formirovanie-frazovoy-rechi-detey-mladshego-doshkolnogo (дата обращения: 15.04.2016)
  2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И.Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 382 с.
  3. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет.сада [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001. – 245 с.
  4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.– 1966.– № 6.
  5. Запорожец, А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики [Текст]/ А.В. Запорожец. – М.: Наука, 2000. – С.250 – 257.
  6. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении. [Текст]/ М.И. Лисина – СПб.: Питер. 2009. –320 с.
  7. Павлова Л.Н., Раннее детство: развитие речи и мышления [Текст] / Л.Н. Павлова – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 99 с.
  8. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст]/ Ж. Пиаже – СПб.: 1997. – 124 с.
  9. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5–7 лет [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2011. – 272 с.
  10. Эльконин, Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1999. – 261 с.
  11. Янушко, Е.А. развитие речи у детей раннего возраста [Текст] / Е.А. Янушко – Иркутск: из–во Мозаика–Синтез. – 64с.

Список литературы на английском языке / References in English

Тема: Трудовое воспитание детей с нарушениями речи

Значение трудового воспитания. Оно носит познавательный характер, вызывает необходимость речевого общения, создает условия для воспитания характера, укрепляет здоровье, способствует устранению речевых нарушений, вызывает речевую активность. В систему трудового воспитания входят:

-знакомство с трудом взрослых через организацию экскурсий, чтения художественной литературы, проведения игровой деятельности;

-трудовая деятельность самих дошкольников (самообслуживание, ручной труд, хозяйственно-бытовой труд).

Трудовая деятельность заикающихся. В период режима молчания выявляются наиболее активные дошкольники, которых привлекают к посильному труду: уборке помещения столовой. При подготовке к занятиям. Хозяйственно-бытовой труд носит эпизодический характер в виде мелких поручений. Работа на участке осуществляется таким образом, чтобы предупредить вопросы детей и переговоры между собой. Воспитатель составляет план работы, готовит инструменты, продумывает, как расставить детей, кому и что поручить. Наиболее разговорчивых ставит около себя, более спокойным поручает работу на расстоянии. Педагог показывает ребенку его место работы, определенный участок. Для предупреждения разговора между детьми педагог сам рассказывает о том, что дети будут делать, читает стихи. В данный период допускается негромкое пение. В период сопряжено-отраженной речи процесс изготовления поделки на занятиях по ручному труду может быть проговорен детьми совместно с педагогом. Воспитатель знакомит детей с материалом, инструментами, действиями. Дети повторяют за взрослым слова, фразы, отвечают на его вопросы. В период вопросно-ответной речи дети приобретают навыки плавной речи и закрепляют их. В данный период есть несколько ступеней возрастающей сложности детской речи:

-вопросы задает педагог одинаковые для всех дошкольников о конкретных, воспринимаемых предметах, действиях;

– вопросы являются конкретными, но для каждого ребенка выбирается определенный предмет, т.е. содержание вопроса меняется;

-вопросы задает педагог, но по поводу только что проделанной операции.

Вопросно-ответная речь возможна на участке во время полива растений, ухода за животными.

В период пересказа происходит переход от режима ограничения речи к тренировочному режиму. В первое время пересказ близок вопросно-ответной беседе. Во всех видах трудовой деятельности пересказ происходит:

-как наметки плана предстоящей работы;

-как итог проделанной работы.

В период спонтанной речи педагог стремится расширить тематику рассказов детей. Дошкольники учатся оценивать рассказ сверстников: интересный ли он, длинный, короткий, были ли запинки и т.д. В этот период дети свободно общаются между собой и со взрослым. Основная задача педагога – следить за тем, чтобы самоконтроль детей не ослабевал.

Трудовая деятельность детей с ОНР и ФФНР. На первом этапе педагог уточняет представления детей о предметах обихода, дает им названия, а также названия действиям с ними. Воспитатель заботиться не только о том, чтобы научить ребенка выполнять действия, и о том, чтобы дошкольник запомнил слова, обозначающие предметы. На занятиях по ручному труду дети знакомятся с материалами, познают свойства материалов, размеры, форму, цвет. Педагог уточняет знания дошкольников, следит за звукопроизношением, дает образец речи.

На втором этапе происходит постепенное обогащение активного словаря за счет лепетных и упрощенных слов. Воспитатель помогает детям в самообслуживании, организует взаимопомощь, маленькие диалоги, знакомит с глаголами, способствует их пониманию, уточняет значение предлогов, падежных окончаний. Дошкольники на занятиях по ручному труду учатся изготовлять убранство кукольной комнаты. Хозяйственно-бытовой труд способствует ознакомлению детей с домашними животными, растениями на участке. В процессе ухода за животными дети знакомятся с образом и условиями их жизни, учатся развешивать кормушки для птиц.

На третьем этапе воспитатель не столько говорит сам, сколько организует общение детей, беседы. На данном этапе дети способны запомнить короткие стихи, песни, загадки, которые входят составной частью в занятия.

На четвертом этапе дети говорят фразами. Педагог помогает оформить фразы, исправляет произношение, искажения структуры слов, аграмматизмы.

Таким образом, трудовое воспитание способствует развитию основных трудовых навыков и оздоравливает речь.

Читайте также:  Годовой план фронтальных занятий логопеда в подготовительной группе с ОНР
Ссылка на основную публикацию