Формирование фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста

Использование нетрадиционных методов работы учителя-логопеда по формированию фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 24.04.2014

Статья просмотрена: 1262 раза

Библиографическое описание:

Дубинчук, Л. В. Использование нетрадиционных методов работы учителя-логопеда по формированию фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Л. В. Дубинчук. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 157-160. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5542/ (дата обращения: 07.01.2021).

Наиболее важной и актуальной проблемой обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи является овладение образно-выразительными средствами общения.

Если ваш ребёнок спросит: «Когда мы пойдём кино?», а в ответ услышит фразу: «Когда рак на горе свистнет», то очень удивится. Малыш обязательно заинтересуется: «А разве раки умеют свистеть?»

В основе таких историй лежит интересное явление языка — способность слов соединяться в целостные выражения, используемые в речи в переносных значениях. Так выражение «делать из мухи слона» означает «сильно преувеличивать или придавать чему-нибудь незначительному большое значение», а «грести деньги лопатой» — «много получать, зарабатывать, наживать. Но именно использование таких оборотов придаёт нашей речи яркость, убедительность, выразительность и эмоциональную окраску.

Фразеологизмы являются одним из источников развития выразительности детской речи и находят свое отражение в произведениях художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и в малых фольклорных формах. Художественная литература, фольклор дают прекрасные образцы русского языка, подражая которым ребенок успешно учится родному языку. Пословицы, поговорки и фразеологизмы образны и поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами и метафорами.

В русском языке очень много выражений, которые следует понимать в переносном смысле. А ребёнок мыслит конкретно, он привык воспринимать слова в их прямом значении, поэтому ему часто неясен иносказательный смысл.

Наиболее актуальна работа по овладению образно-выразительными средствами общения с детьми старшего дошкольного возраста. К этому времени словарь ребенка насыщен в достаточной мере для того, чтобы была предоставлена возможность открытия всего богатства родного языка. С детьми младшего возраста эта работа нецелесообразна, так как только к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в особенности замечать и выделять средства выразительности.

Фразеологизмы всегда сложны по составу, но образуются из соединения нескольких слов, это сближает их с обычными, или, как их называют, свободными, словосочетаниями. Однако в свободных словосочетаниях любое слово можно заменить другим, если оно подходит по смыслу. Фразеологизмы такой замены не допускают.

В отличии от свободных словосочетаний фразеологизмы не допускают включения в них новых слов, в их составе нельзя обновлять не только лексику, но иногда и грамматические формы входящих в них слов. Во многих фразеологизмах нельзя менять даже порядок слов.

Фразеологизмы воспроизводятся в речи всегда только в таком виде, в котором они закрепились по традиции. Воспроизводимость — это важнейшее отличительное свойство фразеологических оборотов — делает их похожими на отдельные слова. Это сходство поддерживается ещё и тем, что фразеологизмы обычно являются синонимами обычных слов.

Очень важным является создание необходимых условий для формирования у детей с общим недоразвитием речи способности к овладению образно-выразительными средствами языка, как необходимой предпосылки гармоничного развития личности.

Несформированность фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов речевой системы детей с общим недоразвитием речи оказывает отрицательное воздействие на развитие их связной речи и существенно влияет на речевое поведение. Под общим недоразвитием речи мы понимаем такое отклонение в речевом развитии, которое одновременно характеризуется и несформированностью процесса говорения, и несформированностью процесса восприятия речевых сообщений. В этом случае речевая несостоятельность детей проявляется как в невозможности оперирования языковыми средствами общения (фонетическими, лексическими и грамматическими), так и в явно выраженных недостатках восприятия. Данные недостатки в речевой системе приводят к обеднению экспрессивной лексики у детей с общим недоразвитием речи и создают затруднения в овладении образно-выразительными средствами речи, такими как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, антонимы и синонимы.

Детям с общим недоразвитием речи трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих. Поэтому в работу необходимо включать те фразеологизмы, смысл которых детям будет ясен при создании определенной ситуации или при соответствующем объяснении. Такую речевую работу учитель-логопед может вести на материале любой лексической темы.

Основывается такая работа на ведущей деятельности детей этого возраста — игровой. Поэтому проходит интересно для детей и педагогов.

Работа проводится поэтапно.

I этап: Ознакомительный

II этап: Основной

III этап: Заключительный.

В процессе этой работы решаются следующие задачи:

1. Определение содержания словарной работы

2. Усвоение переносного значения слова детьми

3. Совершенствование качества связных высказываний дошкольников

4. Становление словесного творчества

5. Развитие образно-выразительной речи детей

6. Понимание содержание текстов художественной литературы

7. Формирование интереса к родному языку у детей и родителей

8. Совместная деятельность с родителями

Знакомство с фразеологическим оборотом.

На этом этапе необходимо привлечь внимание детей к необычным выражениям. Детям задаются вопросы типа: «Как ты понимаешь такое выражение?», «Когда так говорят?»

Фиксируется понимание детьми фразеологического оборота (без уточнений и исправлений). Проводится анализ ответов детей.

Толкование фразеологического оборота.

На этом этапе следует учить детей воспринимать, понимать и использовать простые по содержанию, доступные им выражения из народно — разговорной фразеологии.

При работе над фразеологизмами можно использовать следующие дидактические игры и упражнения:

1. Подбор картинок или иллюстраций к образным выражениям. Детям предлагается определить и назвать, какие выражения могут быть связаны с этими картинками. (нос, комар, язык)

2. Подбор конкретных жизненных ситуаций, к которым можно отнести данную пословицу или поговорку — «Семейные истории», «Придумай рассказ с фразеологизмами». Этот вид работы можно проводить совместно с воспитателями группы, создавая альбом или журнал «Семейные истории нашей группы».

3. «Закончи пословицу, поговорку…» («Без труда не вытащишь …»)

4. «Исправь ошибку» («Два сапога — тара»)

5. Подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам «Слова-приятели», «Слова-неприятели»

6. «Расскажи о животном». Детям предлагается назвать какое выражение связано с этим животным лиса- хитрая, еж — колючий, трусливый как заяц, а смелый как лев».

7. «Кто больше?» Детям предлагается назвать как можно больше необычных выражений.

8. «Найди фразеологизм в сказке»

9. Дидактическое упражнение «Спроси у мамы, папы…»

Далее следует один из вариантов работы над фразеологизмами

на материале викторины «В начале было слово…»

Путаница, неразбериха, отсутствие ясности и четкости в мыслях.

Ничего я не пойму:

Что? К чему? И почему?

Мыслей в голове — сто две…

Вот так каша в голове!

Так говорится о том, кто очень много каши съел, так много, что даже в голове каша; или говорится о том, у кого все мысли перепутались.

У бедного мальчика такая «КАША В ГОЛОВЕ». Попробуй догадаться, о чем он думает, и отгадай, как его зовут. Среди всех этих слов спряталось его имя.

«Молоть чепуху» — значит говорить что-то неправильное, глупое, бессмысленное. Так говорят, когда человек рассуждает о том, чего сам не знает.

Что за шум, что за гром

Раздается в поле? –

Целый день Тит с Петром

Намололи три мешка…

Вот такая чепуха!

«Молоть чепуху» — это значит говорить о чем-то очень смешном, веселом и необычном.

Художник все перепутал и нарисовал чепуху. Разберись что здесь не так. (картинки с нелепицами)

На мельницу привезли сказки, и мельница их так перемолола, что все сказки перепутались — и получилась настоящая чепуха. Посмотри на картинки и найди соответствующие пары, чтобы получились известные тебе сказки.

Собери сказку (разрезные картинки)

Тары-бары — пустые разговоры, болтовня. Вспомните просторечные слова «тараторить», «тарабанить». «Разводить тары-бары» — значит болтать пустяки, заниматься пустыми разговорами.

Две подружки, две Тамары

Что за тары? Что за бары?

Не поймет никак родня.

Эти тары, эти бары –

Это просто болтовня!

Тары-бары — это вообще неизвестно что, а вот тараторить — это очень быстро говорить, так, что тебя никто понять не может.

На рисунке все болтают между собой — «Разводят тары-бары»…

Подумай, о чем могут болтать между собой мышата, котята, девчонки и мальчишки. Соедини линиями наших героев, разводящих тары-бары, и предмет их разговора.

«СМЕШИНКА В РОТ ПОПАЛА»

Говорят тогда, когда человек не может удержаться от смеха.

В стране Хохотания

Любили смеянцы веселье и танцы,

И просто смеятся любили смеянцы.

Пусть слово не ново

Сделать надо что-то смешное, рассказать что-то смешное. Когда захохотался и остановится не можешь.

Народная игра «СМЕШИНКА»

Активизировать производные наименования предметов. Соотносит движение и производный глагол.

Каждому играющему дают какое-нибудь смешное имя, например: перо, береста, чернильница, книга, азбука, словарь и. т.д.

Затем водящий обходит всех по очереди и задает им различные вопросы, на которые те должны ответить именем, какое им дано. Например:

— Что ты сегодня ел на завтрак?

И так далее. (Вопросы относятся к разным детям). Кто засмеется — платит фант. В конце фанты разыгрываются. Даются шуточные задания: прокукарекай три раза, похлопай крыльями как ворона, прошагай как гусыня и т. п.

«СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ — НЕ ПОЙМАЕШЬ!»

Значение: Эта пословица учит нас тому, что надо отвечать за свои слова, бережно и вдумчиво к ним относится. Не торопится что-то говорить, а сначала подумать, потом отвечать.

Так обо мне твердит молва:

Я вспыльчивый! Я пылкий!

Хочу молчать — летят слова,

Как пробка из бутылки.

Совет недавно мне дала

Одна девчонка в школе:

—Когда закусишь удила,

Вспылишь помимо воли,

Чтоб поскорей в себя прийти,

Считай в уме до десяти.

Попал я в дедушку мячом

И закричал: — А я причем?

Но, досчитав до десяти,

Сказал: — Ну, дедушка, прости.

Если тебе что-то сказали, а ты не делаешь.

Я думаю, что если мама сказала что-то сделать, ты это сделаешь.

Если выдерут перья у голубя, то он не улетит.

Если ты кому-то сказал обидное, то человеку будет неприятно, и это не исправить.

Задание: Прежде чем ответить, подумай. Угадай, какое слово здесь спряталось? (изографы)

Пустые разговоры, болтовня, так говорят, когда сплетничают.

— Зла Гадюка и жестока.

— Перестань чесать язык, –

Ей в ответ сказал Кулик.

И воскликнула Сова:

— Ты, Сорока, не права.

Знать должна любая птица,

Что злословить не годится.

Зубы почесать, до верха рта

Может долго говорить, много… Да, когда не останавливается

Задание: Скажи правильно и быстро. (Скороговорки с отработкой звуков).

Пять котят пить хотят.

Дядя Дима иди мимо.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

«ЯЗЫК БЕЗ КОСТЕЙ»

Значение: Говорится о том, кто не в меру болтлив.

Когда я взрослым стану,

Я все позволю сыну:

Руками есть сметану.

И прыгать мне на спину.

Валяться на диване,

На стенке рисовать,

Жука хранить в кармане,

Лица не умывать,

По лужам бегать,

Спилить у стула ножки,

Не спать и не обедать,

Скакать верхом на кошке.

Крутить в часах пружину, пить воду из-под крана.

Я все позволю сыну,

Когда я взрослым стану!

В языке итак нет костей. Это так: тра-та-та…

Когда много говоришь: ля-ля-ля…

Чего на свете не бывает? Исправь ошибку и назови нужное слово.

Черный мел Старый малыш Твердая вата

Горячий снег Молодой старичок

Составление словаря-минимума по теме. Рисунки детей. Игра «Вспоминаем и называем», фиксация понимания детьми фразеологического оборота. Викторина с родителями, выставка газет «Семейные истории».

В результате такой комплексной работы у детей в значительной мере улучшилось понимание фразеологических оборотов, обогатился словарный запас, речь стала более яркой, образной и выразительной. А родители воспитанников в результате такой совместной деятельности всё активнее сотрудничают с педагогами и специалистами.

1. К. В. Иванова, В. А. Рыбаков Сами с усами. Весёлый словарь фразеологизмов для ребят и их родителей. Москва, издательство «Лист», 1998 г.

Похожие статьи

Особенности литературного развития учащихся с ОНР III уровня

общее недоразвитие речи, III, художественный текст, литературное развитие, литературное произведение, художественное произведение, поэтическое слово, художественное восприятие, ребенок, родной язык.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале.

Общее недоразвитие (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и

Связь слов в предложении определяет возможность выражения и понимания смысла речи.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим.

Ключевые слова: связная речь, мнестическая функция, память, стихотворный текст, заучивание стихов, картинно-графическая схема, зрительный символ, мнестическая дорожка, общее недоразвитие речи (ОНР). К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка.

Фразеологизмы как средство активизации речевой деятельности

Ключевые слова: фразеологизмы, словарный запас, речь, речевой оборот, эмоциональная окраска.

Он используется в основном в разговорном, журналистском и художественном стилях речи. Весь набор навыков и умений, связанных с использованием фразеологических.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста.

ребенок, общее недоразвитие речи, социально-личностное развитие, дошкольный возраст, художественная литература, общение, старший дошкольный возраст, литературное произведение, речевое общение, качественное.

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи — это сложные речевые нарушения, при которых не

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций.

Часто ребенок не может повторить ряд слов, фраз, удержать многоступенчатую.

Развитие образности речи дошкольников средствами.

Многолетний опыт моей работы с дошкольниками показал очевидное недоразвитие речи детей в последние годы.

На мой взгляд, огромную роль в формировании развитой речи ребенка играют выразительные средства языка, средства художественной литературы и устного.

Сказка как средство обогащения экспрессивной лексики детей.

При желании можно придумать множество интересных приемов, благодаря которым дети освоят и начнут употреблять в собственной речи образные слова и выражения, фразеологизмы.

Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев.

Роль фразеологизмов в речи учащихся 11 классов

Речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках

Фразеологизмы в русском языке в повседневной речи употребляются достаточно часто. Порой мы не замечаем, что произносим эти устойчивые выражения — настолько они.

Электронное образование Республики Татарстан

  • Главная
  • Организации по районам
  • Приволжский
  • Детские сады
  • МАДОУ “Детский сад №363 комбинированного вида” Приволжского района г.Казани
  • Сведения об образовательной организации
  • 4. Образование
  • Методическая копилка, разработанные для обеспечения образовательного процесса
  • Логопед
  • Формирование фразеологиечского словаря у детей старшего дошкольного возраста

МАДОУ “Детский сад №363 комбинированного вида” Приволжского района г.Казани

Визитная карточка

Адрес:РТ, г. Казань, ул. Модельная, д. 6А
Телефон:278-68-71
E-Mail:madou363@yandex.ru Instagram madou363
Министерство:Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название:МАДОУ “Детский сад №363”
Руководитель:Вафина Венера Киямовна
Год основания учреждения:1982
У нас учатся:263 детей
У нас учат:22 педагога

Формирование фразеологиечского словаря у детей старшего дошкольного возраста

« Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством использования

За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более того, с каждым годом возрастает число практически не говорящих детей в раннем дошкольном возрасте. Причины этого явления разнообразны и многочисленны.

Прежде всего, следует обратить внимание на способность детей понимать речь окружающих, расширять ориентировку ребенка в окружающем, воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, учить находить их изображения на картинках и обозначать словом. Это способствует формированию первичных представлений об окружающем, установлению простейших связей между предметами и явлениями.

Все многообразие мира дети младшего возраста воспринимают не так, как взрослые. Взрослые мыслят, писал К. И. Чуковский, « словами, а маленькие дети – вещами, предметами предметного мира». Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами. Все эти образы – слова можно почерпнуть из детского фольклора. Детский фольклор оказывает неоценимую помощь в формировании словаря.

Читайте также:  Новые подходы к обучению чтению детей с нарушением речи

В своей работе я поставила цель:

Обогащение и активизация словарного запаса, повышение уровня речевого развития у детей младшего дошкольного возраста, средствами малых форм фольклора.

Для достижения поставленной цели поставила перед собой задачи:

1. Провести мониторинг по определению уровня активного словарного запаса детей, уровня речевого развития детей.

2. Разработать систему работы поэтапного формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста.

3. Внедрить в образовательный процесс интеграцию работы с малыми фольклорными формами в разных видах деятельности.

4. Использовать малые фольклорные формы в создании развивающего потенциала речевой среды.

5. Обеспечить индивидуальный образовательный маршрут развития каждого ребенка

6. Повысить уровень педагогической культуры родителей в вопросах обогащение и активизации словарного запаса детей и уровня речевого развития.

Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них – влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.

Анализируя знания детей о фольклоре мы выявили следующие результаты: Дети мало знают потешек, поговорок. Не называют писателей. Названия сказок,героев сказок. Поэтому решением стало разработать методы и приёмы по теме:« Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством использования

Составила перспективный план работы на год в который включила все виды фольклора в разных формах деятельности.

Подобрала и систематизировала:

• Игры развивающие внимание и слуховое восприятие

• Игры развивающие силу голоса и темп речи.

• Игры на формирование правильного звукопроизношения.

• Игры на развитие речевого дыхания.

• Пальчиковые игры способствующие речевому развитию

• Игры на развитие артикуляционного аппарата

Все эти игры способствуют более активному и качественному формированию речевой активности детей, накоплению активного словаря.

Игры и упражнения отрабатываются на фольклорном материале. Один и тот же фольклорный материал стараюсь отработать на всех играх и упражнениях, довожу до автоматизма тот или иной приём, затем усложняю речевой материал, приёмы выполнения упражнений.

1. Заучивание потешки.

2. Подражание героям потешки.

3. Выразительное проговаривание потешки.

4. Драматизация по потешке.

5. Рисование,лепка и аппликация героев из потешки.

Готовя совместно с музыкальным руководителем игры-драматизации для детей. С инструктором по физическому воспитанию- игры-занятия. Использую уже отработанные с детьми игровые приёмы, знакомый фольклорный материал. Дети с удовольствием участвуют в этих мероприятиях, так как ничего незнакомого для них нет, дети показывают результат, те знания и умения, которые они уже усвоили.

Музыкальное сопровождение и праздничная обстановка, создаёт эмоционально-комфортный настрой детей, что помогает детям раскрыть все потенциальные возможности и способности.

С целью выявления педагогической грамотности родителей, провела социологический опрос, из чего сделала следующие выводы:

• некоторые родители делают ошибки в воспитании детей, но не хотят их видеть;

• другие считают, что воспитанием ребенка должны заниматься педагоги, поскольку это их обязанность;

• в некоторых семьях общение ограничивается взаимными претензиями.

Сделала вывод о том, что большинство родителей молодого возраста не обладают жизненным опытом, достаточными педагогическими знаниями.

Я познакомила родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков с использованием фольклорных игр.

Проводила практическое занятие: «Как проводить дыхательную и пальчиковую гимнастику в домашних условиях, используя пестовый фольклор».

Организовала выставку детских книг по фольклору – потешек, пестушек, сказок, песенок. С этими произведениями народного творчества родители продолжать знакомить детей дома.

Предлагала материалы из педагогических изданий, периодической печати. Организовала библиотеку выходного дня, где размещала интересующую родителей литературу по развитию связной речи детей посредством фольклора.

Организовала совместные развлечения детей с родителями: «Дружная семейка», «Матрена-затейница», «Веселая ярмарка».

Проводила совместные занятия родителей с детьми, основной целью которых являлось полноценное развитие ребенка раннего возраста с использованием опыта народной педагогики и современных педагогических методик. Причем, родители принимали самое активное участие в играх и делах ребенка: вместе строили башенки из кубиков, возили машинки, качали и кормили кукол, вслух громко читали детские стихи, потешки, песенки, танцевали в паре со своим ребенком, лепили, рисовали, клеили и все это делали всерьез! Только подражая взрослому, которого дети любят, которому доверяют, ребенок может развиваться активно и полноценно.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, “проглатывание” окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

Известно, что многие сказки начинаются с зачина: “Жили-были”, а кончаются приговоркой: “Стали жить-поживать и добра наживать”. Да и самое рассказывание сказок предполагает знание особых формул, вроде такой: “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”.

Однако сказка не была бы сказкой, если бы позволила злодею торжествовать победу над невинно гонимыми людьми. Такой конец обычен в волшебных сказках. Нет таких бед, в которые не попадали бы герои сказок, но нет и таких бед, которых они не отвели бы от себя. Побеждает добро, берёт верх справедливость. Конечно, такой конец историй, как и многое в сказке, – выдумка, но выдумка не бесцельная. Сказочники не мирились с жизненным злом, мечтали о справедливой жизни. В сказках всегда побеждают гонимые, обижаемые, всегда торжествует справедливость.

Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму.

Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках выражено радостное приятие бытия – удел честного, умеющего постоять за своё достоинство человека.

Таким образом сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их.

Разнообразен сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме (“Курочка ряба”, “Репка”, и сказки с острым захватывающим сюжетом (“Кот, петух и лиса”, “Гуси-лебеди”

Незаменимый материал для дикционных упражнений – пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К. Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают “выломать язык ребенка на русский лад”.

Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Систематическая работа по развитию у детей навыков речь – доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

Фразеологизмы как средство активизации речевой деятельности дошкольников

Фразеологизмы как средство активизации речевой деятельности дошкольников

Родное слово – основа всякого

умственного развития и

сокровищница всех знаний.

Фразеологизм-это устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий.

Русский язык очень богат фразеологизмами. «Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов, – писал К. Паустовский. – Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка». У этих устойчивых речевых выражений нет автора. В своей речи каждый из нас применяет их часто, хотя и не замечает. Иногда мы и сами не замечаем, как часто мы используем в речевом взаимодействии с детьми фразеологизмы: в режимных моментах при переодевании: «Надел шиворот навыворот», во время прогулки: «Бежишь сломя голову», во время детской игровой деятельности: «Перевернул все вверх дном», «Кричишь во все горло», когда ребенок видит много новых игрушек: «Глаза разбежались», во время принятия пищи говорим: «Когда я ем, я глух и нем», во время наблюдения за медленно движущимся транспортом: «Ползет как улитка» и т. д. и такое использование фразеологических оборотов возможно, допустимо, правильно в речевом взаимодействии с детьми. Наверное, нет таких родителей, которые не говорили бы своим детям: «Смотри под ноги, а не считай ворон», «Ты совсем уже сел мне на голову», «Ну что ты нос повесил?». При этом взрослые уверены, что дети правильно поняли смысл. А так ли это?

К сожалению, сложно дается детям объяснение значения фразеологизмов. И как следствие, всё меньше ребят употребляют их в своей речи. А ведь благодаря фразеологизмам увеличивается словарный запас, речь становится образной, яркой и эмоциональной. Речь, богатая народными присловьями, интересна и самобытна. Без фразеологизмов наш язык был бы беден и невыразителен. Вовремя сказанное меткое слово способно разрядить напряженную обстановку, утешить народной мудростью или выразить суть сказанного. В наш век компьютерных технологий – мы стали меньше читать, а если и читаем, то в основном развлекательные журналы, приключенческие рассказы. К сказкам, интерес угасает даже у детей после дошкольного возраста. А ведь, сколько мудрости в них! Сколько фразеологических оборотов, которые точно отражают состояние человека, ситуацию, в которую он попал, его настроение и характер.

Недаром сказочники употребляли и до сих пор продолжают пользоваться этим кладезем векового наследия. Из сказок пришли фразеологизмы в нашу речь. Во лбу звезда горит – так могут сказать про синяк, прыщик на лбу. У разбитого корыта – говорят о том, кто много хлопотал, да без толку. Ну, теперь твоя душенька довольна? – саркастически спрашивают жадного человека. Сказка ложь, да в ней намек – указание на рациональное зерно рассказа. Не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка, – так отзываются о ком-то чрезвычайно нелепого вида. Кабы я была царица – посмеиваясь, напоминают собеседнику, что он не всемогущ. Ты прекрасна, спору нет – заслуженный комплимент.

Как возникли фразеологизмы? Как правило, история каждого фразеологизма может быть довольно проста, а может, наоборот, иметь ряд гипотез. Рассмотрим несколько выражений и историю их происхождения.

«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» – в большинстве сказок, особенно более позднего периода, эти слова использовались как обычная и привычная присказка. Но, вообще, это определение расстояния до того места, где происходили события. А если быть точнее, какое количество времени понадобится для того, чтобы туда добраться. Тридевять земель – это ни что иное, как число двадцать семь (три помножить на девять равняется двадцати семи). Именно такое количество дней, по древнему календарю, длился лунный месяц. Значит, пешком пришлось бы идти именно столько дней. А вот тридесятое государство – это выражение пошло от крестьян. Они не умели считать больше, чем до десяти. Поэтому, три раза по десять – это значит то, что место находится настолько далеко, что дойти туда просто нереально.

Белены объесться. В пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» старик, возмущенный бесстыдной жадностью своей старухи, гневно говорит ей: «Что ты, баба, белены объелась?» Значение. Вести себя вздорно, злобно, как сумасшедший.

Происхождение. В деревне на задворках и свалках вы можете встретить высокие кусты с грязно-желтоватыми, в лиловых прожилках цветками и неприятным запахом. Это и есть белена – очень ядовитое растение. Ее семена напоминают мак, но тот, кто их съест, становится похож на безумного: бредит, буйствует, а нередко и умирает.

Выражение уйти не солоно хлебавши, уходит корнями во времена, когда соль на Руси была очень дорогой. Желанному гостю давали за столом еду с солью, а гость нежеланный мог вообще не получить соли и уходил «не солоно (без соли) хлебавши».

Хлеб – соль – из словаря: радушное, гостеприимное приветствие. Итак, хлеб-соль – это и угощение, и забота, попечение. Старинный русский обряд подносить при торжественной встрече хлеб и соль тому, кого принимают с почестями, живет и по сей день.

Долго ли, коротко ли, старалась рассказать, о том что педагог не должен пренебрегать этимологическим анализом. Ведь, обращаясь к прошлому слова, мы открываем для себя его место в современном языке; точнее и вернее понимая его семантику, полнее представляя смысл слова, сознательно усваиваем его орфографическое обличье, лучше чувствуем его художественно-выразительные возможности. Рассказы об истории и происхождении слов и выражений – одно из действенных средств сделать обучение русскому языку не только по-настоящему обучающим и воспитывающим, но и интересным, занимательным в самом хорошем смысле этого слова.

Иносказательные выражения, фразеологические обороты, крылатые слова, пословицы и поговорки дают нам – воспитателям и родителям – в общении с детьми возможность сделать наше речевое взаимодействие ярким, богатым, красноречивым. Фразеологизмы еще называют «красное словцо», «меткое выражение», в котором скрыт глубокий смысл, позволяющий развить ассоциативное, образное мышление у детей, что является одной из ведущих задач в работе с детьми.

Дошкольникам очень нравятся такие выражения, привлекают внимание к слову в широком смысле, к языку в целом, раскрывая его красоту и богатство; «меткость выражения», скрытая во фразеологическом обороте, вызывает массу эмоций в детях: смех, радость от услышанного слова, удивление, заставляет задуматься. Таким образом, работа с фразеологическими единицами в дошкольных учреждениях делает речь содержательной, насыщенной, точной; приобщает детей к истокам русской национальной культуры.

Фразеологизм используется в контексте живой речи, становится понятным ребенку и легко вплетается в его речь, переходя в активный словарь. Такую работу по обогащению словарного запаса детей фразеологизмами возможно начинать с 4-5 лет. Но необходимо проводить работу по объяснению, уточнению выражения, переводу его в активный детский словарь, хотя анализ источников по психологии и психолингвистике нам показывает, что овладение данным феноменом начинается позднее, чем усвоение других образных языковых единиц. К четырем годам происходит овладение более простыми по семантике конструкциями типа «кто его знает», и только в 6-7 лет в речи детей встречаются конструкции с более высокой степенью метафоризации, например «бить баклуши».

Ребенок 5 лет (период формирования наглядно-образного мышления) должен все увидеть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус.

Отсюда примеры практической работы по обогащению словаря фразеологизмами в «живом общении»:

1. «Перевернул все вверх дном» значит, «все разбросал, устроил беспорядок» – стоит предложить детям перевернуть вверх дном чашки, тарелки, кастрюльки в детском игровом уголке и спросите: «Разве так правильно, красиво? Посуда в порядке?», дети наверняка ответят, что не в порядке и повторят фразеологизм «всё верх дном» и он станет им понятен и войдет в их речь;

2. «Пахнет, как майская роза» (очень приятно) – дайте ребенку понюхать майскую розу и ощутить ее аромат и он вечером своей приятно-пахнущей маме скажет» «Ты пахнешь, как майская роза»

Большое раздолье для обогащения словарного запаса детей фразеологизмами дает и работа с текстом: пословицами и поговорками, песенками и потешками, стихами, фразеологическими словарями, снабженными специально подобранными иллюстрациями и текстом, чаще всего стихотворным, где в малой художественной форме заключено объяснение столь сложного речевого материала, как фразеологизмы.

Как нам известно, работа с использованием фразеологической лексики должна проводиться в определенной последовательности, поэтапно.

1 этап: ознакомление дошкольников с фразеологическими оборотами – толкование значений фразеологизмов;

2 этап: усвоение значений фразеологических единиц;

3 этап: активизация фразеологических оборотов в речи детей;

4 этап: формирование умений адекватного употребления фразеологизмов в процессе построения дошкольниками самостоятельных связных высказываний.

Как я уже отмечала, 1, 2 и 3 этап по использованию фразеологической лексики в детской речи дошкольников правомочно начинать с 5-ти летнего возраста, на этапе активного формирования наглядно-образного типа мышления, подбирая задания, упражнения с учетом возрастной особенности формирования, овладения, пользования типом мыслительных операций (наглядной образности).

Начало работы по использованию в речи детей среднего дошкольного возраста фразеологизмов тесно связано с умением замечать этот устойчивый оборот в речи, в тексте, например во время прочтения (слушания) сказок.

Формирование фразеологического словаря
у детей старшего дошкольного возраста

Использование детьми фразеологизмов способствуют совершенствованию мышления, поскольку понимание переносного значения фразеологизмов требует достаточно высокого уровня развития логического мышления.

Автор Валасина А.В. в своей книге «Не считай ворон», делится опытом по расшифровке некоторых образных выражений русского языка: Вот примеры того, как дети 5-7 лет понимают смысл некоторых выражений:
– «Бить баклуши – это, наверное, какие-нибудь деревяшки разбивать».
– «Витать в облаках – это значит высоко летать в небе, а может быть, это значит, кататься на облаке».
– «Свалиться с луны – это значит упасть с большой высоты»».

Читайте также:  Методы и приемы формирования мотивации ребенка к занятиям

Основные направления в работе над формированием фразеологического словаря у старших дошкольников, это: обогащение словаря и формирование образной речи.

Условия для успешного формирования фразеологического словаря необходимы:

отбор фразеологических единиц с учетом детского понимания и восприятия текста, необходимости для общения и познания;

наглядные методы и приемы;

создание условий для формирования навыков употребления фразеологических единиц в речевой практике.

Виды детских практик в формировании словаря фразеологизмов и образных выражений:

ознакомление с художественной литературой;

фольклорные праздники и развлечения;

занятия в творческой мастерской (рисование, лепка, аппликация и др.);

рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок;

Одним из средств ознакомления с фразеологизмами является игра, так как она способствует росту творческой активности у детей, развитию познавательного интереса к образным выражениям и делает процесс познания увлекательным и запоминающимся.

Использование игры в целях ознакомления старших дошкольников с фразеологизмами возможно при следующих условиях:

-постепенного усложнения образных выражений;

-использование игровых представленных приемов работы с усложнением: игры на основе наглядности, игры на основе литературных произведений, словесные игры для построения синонимичных и антонимичных пар фразеологизмов.

Цель такой работы – познакомить детей с особенностями фразеологической фольклорной формы, в доступной форме объяснить цель ее использования в произведениях художественной литературы, а также в повседневном общении людей.

Для достижения данной цели целесообразным является использование таких приемов как:

-беседа с детьми на тему: «Как рождаются фразеологизмы?»

– чтение художественных текстов с определением наличия в них фразеологизмов

– употребление воспитателем данной фольклорной формы в повседневном общении с детьми

Учитывая наглядно-образный способ мышления детей, воспитателю необходимо показывать им картинки, иллюстрирующие смысл отдельных рассматриваемых образных словосочетаний.

Например: «мало каши ел», «как с неба свалился», «развесил уши»

Обязательным условием подбора игр для детей должна быть занимательность. Занимательный характер заданий предполагает использование:

рассказов и сказок;

небылиц и перевертышей

Огромное значение имеет занимательный наглядный материал:

«Веселые открытки» А. Векслера

«Шуточные рассказы в картинках»

Интересные книжные иллюстрации

Работа с фразеологизмами не предусматривает в ходе чтения и рассматривания картинок:

самостоятельное выделение детьми фразеологизмов в тексте

умение объяснить значение образного выражения

запомнить и воспроизвести необычное словосочетание

Перед чтением необходимо дать детям соответствующую установку для выполнения указанных выше задач.

ПРИМЕРЫ ИГР:

«Раскрась картинку»

Цель: знакомство детей с образными выражениями русского языка, благодаря которым речь становится ярче, выразительней, содержательней.

В начале рассматриваются вместе с детьми картинки, проводится беседа по их содержанию. Затем приступают к раскрашиванию.В процессе раскрашивания и штриховки ребенок упражняет свою руку, что способствует развитию мелкой мускулатуры пальцев.

«Фразеологический зверинец»

Цель:учить детей подбирать фразеологизм, который связан с определенным образом животного.

Описание игры: дошкольникам предложили плакат с рассказом о мальчике Пете, где он представлен в различных ситуациях. Воспитатель читает предложение, а дети должны закончить его, используя изображение животного, выделить фразеологизм и объяснить его значение.

«Найди нужную картинку»

Цель:обучение детей пониманию переносного значения фразеологизмов.

Описание игры: дошкольникам раздают листы с изображениями фразеологизмов. Затем предлагают вспомнить, какие фразы мы употребляем, когда говорим о человеке, который чувствует себя неловко, волнуется; когда нужно что-то быстро сделать; когда кому-то очень страшно; когда все дела сделаны успешно; когда у человека путаница в голове и просит детей найти нужную для данного выражения картинку.

«Покажи фразеологизм»

Цель: обучение детей показыванию ситуации, соответствующей фразеологическому обороту и самого фразеологизма с помощью мимики и жестов.

Описание игры: детям предлагают изобразить фразеологизмы водой не разольешь, сидеть сложа руки, волосы встали дыбом и ситуации, соответствующие им, с помощью мимики и жестов.

Дети с удовольствием изображают фразеологизмы с помощью мимики, жестов и отгадывают их. Она вызывает у детей эмоциональный отклик, заинтересованное отношение к заданиям, желание получить положительную оценку и одобрение от сверстников. От детей требуется смекалка, осознанный подход к выполняемым упражнениям.

«Назови, не ошибись!»

Цель:обучение детей подбору фразеологизмов, подходящих по смыслу к различным ситуациям – в устной форме, без наглядного материала.

«Я начну, а ты продолжи»

Цель: научить детей заканчивать фразеологизм, начатый воспитателем: «крутится, как…белка в колесе», «одна нога здесь,…другая там» и другие.

«Исправь ошибку»

Цель: выявить наличие знаний детей о фразеологизмах.

Ход игры: Воспитатель читает предложение, в котором один из компонентов фразеологизма употреблён неправильно. Задача детей найти ненужное слово и вставить необходимое для данного фразеологизма.

« Намотай себе на нос (ус), что драться плохо».

«Ну что ты всё время делаешь из мухи жука (слона)».

«Что ты мне губы (зубы) заговариваешь?

«Дедушка обещал намылить мне уши (шею), если я буду водить его за руку (за нос).

«Нельзя друзьям вставлять щепки (палки) в колёса».

«Фразеологический зоопарк».

Цель: Учить детей подбирать к названному фразеологизму картинку с изображением животного.

Ход игры: Воспитатель называет фразеологизм, но опускает название животного. Дети должны подобрать соответствующую картинку с изображением животного.

Голоден как (волк)

Труслив как (заяц)

Изворотлив как (уж)

Болтлив как (сорока)

Грязный как (свинья)

«Скажи по -другому».

Цель: Научить детей использовать фразеологизмы в различных ситуациях.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям найти картинки и вспомнить какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:

Об очень большой тесноте в помещении (яблоку негде упасть)

О полной тишине (слышно как муха пролетит)

Об удачливом, счастливом человеке (в рубашке родился)

О состоянии тоски, тревоги ( на душе кошки скребутся)

Хорошо, свободно себя чувствовать( как рыба в воде)

Появляться быстро, в большом количестве(как грибы после дождя).

Игра « Из какой это сказки?»

Цель: Угадать о каком сказочном герое идёт речь, и найти в тексте фразеологизмы.

Ход игры: Воспитатель зачитывает детям отрывок из сказки, просит угадать, о каком сказочном герое идёт речь и в чём смысл этой сказки.

«Его долго водили за нос и хотели оставить с носом. Но он не вешал носа, держал его по ветру, хотя иногда задирал нос и дальше своего носа не видел…» (Буратино).

« Он всегда держал себя в руках и никогда не опускал руки. Даже когда его отца несправедливо обвинили, он взял себя в руки и трудился не покладая рук.

Дела в их государстве шли из рук вон плохо. Но он не сидел сложа руки, и хотя знал, что всё то, что он задумал, ему не сойдёт с рук. Он вместе со своими друзьями рука об руку пошёл против тиранов» (Чиполлино).

Работа с фразеологическими оборотами интересна и увлекательна. Очень важно не только открыть детям значение того или иного фразеологизма, правильное его употребление в речи, но и обратить внимание детей на игру слов, меткость и образность нашего языка.

Выразительная и образная речь взрослых — лучший образец для детей, которому они с удовольствием подражают.

«Ни в сказке сказать, ни пером описать» – нельзя выразить словами, насколько фразеологизмы являются одним из лучших украшений речи.

Используемая литература:

Митькина И.Н. «Особенности овладения фразеологизмами детьми седьмого года жизни» (М., 2001)

Валасина А.В. «Не считай ворон» Изд. «Карапуз», 2007г.

«Веселые открытки» А.Векслера «Шуточные рассказы в картинках»

Розе Т.В. «Большой фразеологический словарь для детей»

Лаврентьева Е. «Веселый фразеологический словарь для детей»

Рогалева, Никитина «Сами с усами. Веселый фразеологический словарь»

ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

студентка 4 курса УО «БГПУ им. М. Танка», г. Минск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Дубинина Д.Н., канд. пед. наук, доцент

Фразеологизмы составляют национальное богатство родного языка, точно, метко и образно характеризуют или называют все стороны окружающей действительности.

Как отмечают лингвисты (В.В. Виноградов, Н.М. Шанский, Д.Н. Шмелев и другие), фразеологизмы являются одним из источников развития выразительности детской речи.

Слушая сказки, ребенок, естественно, усваивает их языковое оформление настолько, что не только может воспроизвести трафаретные формулы в сказочном контексте, но и использовать их в обобщенном целостном значении как соответствующие фразеологические единицы.

Работа с фразеологическими единицами в учреждениях дошкольного образования делает связную речь детей содержательной, точной; приобщает их к истокам национальной культуры.

На необходимость приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали такие русские педагоги, как К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, А.П.Усова.

Особенно актуальным этот вопрос является в старшем дошкольном возрасте. К этому времени словарь ребенка насыщен в достаточной мере, для того, чтобы была предоставлена возможность открытия всего богатства родного языка.

Исследования в области детской психологии (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.) также подтверждают возможность усвоения старшими дошкольниками выразительного богатства родного языка, объясняя это достаточно высоким уровнем развития психических процессов: мышления, памяти, воображения, непосредственно связанных с речью, что находит отражение в языке ребенка.

Возможность обогащения речи дошкольников фразеологизмами рассматривается в исследованиях Н.В. Гавриш, О.С. Ушаковой. Исследователи затрагивают вопросы не только восприятия детьми фразеологических оборотов, но и усвоения ими переносного значения слов, развития образной речи и словесного творчества.

Основная цель нашего исследования заключалась в изучении особенностей понимания детьми 5-6лет фразеологических оборотов в процессе восприятия ими русских народных сказок.

Методика эксперимента заключалась в том, что детям предлагался доступный для их понимания текст, из которого они должны были вычленить фразеологизм и пояснить его.

Результаты, полученные в процессе исследования, показали, что в большей степени старшим дошкольникам понятны те клишированные выражения и фразеологизмы, в процессе восприятия которых происходит ориентация ребенка на внешние, звукоизобразительные и интонационноритмические признаки фразеологизма — ритмикозвуковой и лексический повтор.

Именно поэтому тавтологические и рифмованные фразеологизмы, а также близкие к ним шаблонные формулы появляются в детской речи раньше других типов фразеологизмов.

Так объектом первичного усвоения детей стали легко запоминающаяся конструкция тавтологизма: тут как тут, точь-в-точь, а также такие рифмованные фразеологизмы, как тары-бары, ушки на макушке.

Вместе с тем, несмотря на четкий для реализации значения фразеологизма текст, 85% детей не уловили целостного значения фразеологического сращения «бежать сломя голову». Опираясь на исходный образ, внутреннюю форму фразеологизма, дети толковали указанную фразеологическую единицу, как упасть и удариться во время бега. Фразеологизм хоть глаз выколи в значении с темнотой, ничего видно, также оказался непонятным для 65% детей, не имеющих достаточного жизненного опыта. Фразеологическое сочетание повесить голову 55% детей объяснили, что сказке Иван-царевич, когда пришел к себе домой, снял свою голову и повесил ее на вешалку, а когда будет выходить из дому, он ее оденет. У 23% старших дошкольников вызвало затруднение понимание фразеологического выражения золотые руки. Они объясняли его буквально, рассуждая, что золотые руки – это руки, которые сверху покрыты золотом.

В ходе проведенного нами эксперимента дети старшего дошкольного возраста смогли понять и объяснить более половины предложенных им фразеологизмов. Вместе с тем исследование показало, что у многих дошкольников возникают трудности в понимании отдельных устойчивых фразеологических оборотов. Поиск путей правильного понимания значения фразеологизмов и их грамотного использования в речи детей 5-6 года жизни опредедяет цель нашей дальнейшей работы.

1. Бронникова, Н.Г. Тавтологические и рифмованные фразеологизмы в детской речи / Н.Г. Бронникова. – М., 1996.

2. Гавриш, Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку: Диссертация …канд. пед. наук. / Н.В. Гавриш. – М., 1991.

Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 861 ;

Конспект комплексного занятия по развитию речи и обучению грамоте для детей подготовительной группы

Татьяна Никанорова
Конспект комплексного занятия по развитию речи и обучению грамоте для детей подготовительной группы

Программное содержание:

закреплять знания детей по развитию речи и обучению грамоте;

совершенствовать умения самостоятельно, выразительно передавать содержание сказки;

продолжать учить проводить слоговой анализ слов;

упражнять в составлении предложений по схемам;

способствовать пополнению, уточнению и активизации словарного запаса;

воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, самостоятельность.

Предварительная работа: чтение сказки «Три медведя», «Хаврошечка», «Гуси-лебеди»,дидактические игры: “Живые слова”, «Раздели слово»

иллюстрации сказок, предметные картинки, мяч, фланелеграф, корзинка с буквами, схемы предложений.

Ход занятия:

Предлагаю детям поиграть в пальчиковую игру “Цветочек”:

Утром рано он закрыт (кисти рук в сомкнутом состоянии)

Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга)

Красоту их вижу (пальцы плавно расходятся)

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик (пальцы сомкнуты)

И теперь он будет спать (исходное положение рук)

До утра как птенчик (имитация сна).

Воспитатель: А теперь цветочки проснулись, и мы улыбнулись друг другу. И в это весеннее утро, надеюсь, у всех хорошее настроение. Моё настроение сегодня похоже на белоснежное легкое облако на тихом, спокойном, голубом небе. А на что похоже ваше настроение?

Игра “На что похоже ваше настроение?” (с мячом).

Дети стоят в кругу, передают мяч друг другу. Тот, у кого мяч, описывает свое настроение.

Воспитатель: Молодцы, я очень рада, что у всех хорошее, веселое настроение.

Вот с таким настроением начинаем наше занятие.

Воспитатель проводит с детьми артикуляционную гимнастику: «Шапка да шубка – вот и весь Мишутка» (дети произносят чистоговорку в разном темпе и с разной силой голоса).

Игра “Раздели слово”.

Дети стоят. Воспитатель называет слово. Передает мяч ребенку, который должен поделить слово на слоги и сказать, сколько слогов в слове.

Предлагаю детям сесть на места, напоминаю об осанке.

(слышится плач)

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то плачет. Пойду, посмотрю (приносит куклу – Машеньку).

Воспитатель: Что стряслось, Машенька, почему ты плачешь?

Машенька: Я заблудилась….

Воспитатель: Заблудилась? Не расстраивайся, Машенька, мы тебе постараемся помочь.

Воспитатель: Смотри, какая красивая корзина (показывает корзину, украшенную цветами). Эта корзина непростая, цветы в ней необычные.

– Скажите ребята, что необычного в наших цветах? (это цветы буквы). Уточняем, какие это буквы, почему они написаны красным маркером. Дети объясняют, какие буквы называются гласными, чем они отличаются от согласных.

Машенька, мы хотим тебе подарить корзину с необычными цветами. В своей сказке, ты сможешь играть с друзьями в нашу игру. Мы сейчас покажем как мы играем.

Игра “Составь слоги”.

Воспитатель предлагает желающему пройти и украсить корзинку согласным звуком. Дети составляют слоги. Предложить украсить корзинку еще нескольким детям по желанию.

Игра «Придумай слово с названным слогом».

Воспитатель называет слог, дети придумывают слова с этим слогом. 3-4 слога.

Воспитатель: Вот такую волшебную корзинку мы подарим тебе Машенька.

Воспитатель: А сейчас поможем Машеньке вернуться в ее сказку. Может ты из такой сказки? (показываю иллюстрацию из сказки «Хаврошечка») Напомните Машеньке эту сказку.

Машенька: Нет, это не моя сказка, не было в ней коровушки-матушки.

Воспитатель: Ничего страшного! Вот еще книжка! Может ты из этой сказки? (Показываю иллюстрацию к сказке «Гуси лебеди») Давайте напомним Машеньке эту сказочную историю. (Пересказ)

Машенька: (плачет) Нет и это не моя сказка. Я потерялась и никогда не найду свою сказку.

Воспитатель: Как же нам помочь Машеньке? У меня тут есть картинки – подсказки, может они помогут.

Воспитатель выставляет на фланелеграфе стулья, кроватки. Предлагает детям сказать, что они видят. После перечисления предложить назвать одним словом – «мебель», затем на фланелеграф помещается картинка с тарелками, ложками, предлагаю сказать, что видят и назвать одним словом – «посуда».

Воспитатель: Из какой же сказки эти предметы? Кому они были нужны? (если дети затрудняются – показать иллюстрацию к сказке «Три медведя»)

Машенька: Большое спасибо, ребята! Я вспомнила свою сказку. За вашу доброту, за вашу помощь, я подарю вам на память свою картинку! До свидания! (Машенька уходит)

Распускаются листочки, (сложенные вместе ладони “раскрыть” в

правую и в левую стороны)

Читайте также:  Конспект логопедического занятия: Звук (Р), Путешествие на сказочный остров

Появляются цветочки, (присесть и медленно встать)

Головой кивают, (кивок головой)

Солнышко встречают. (поднять руки кверху, показать солнышко)

Воспитатель: Ребята, а давайте мы составим Машеньке письмо. (Воспитатель предлагает две схемы. Обращает внимание на количество слов в предложениях.

/___ ___. /___ ___ ___ .

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Живые слова».

Игра “Живые слова”.

Воспитатель называет слова детям, они должны выстроить предложение.

Воспитатель: Вы, ребята, молодцы! Вы научили Машеньку не только составлять слоги, но и придумывать слова на эти слоги. А еще вы помогли Машеньке найти свою сказку.

Сейчас я вам раздам смайлики, и если вам понравилось занятие, то нарисуйте радость, а если нет – то грусть.

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте Программное содержание: Выявить: -уровень осознания детьми основных языковых понятий (“звук”, “буква”, “слово”, “предложение”); -умение.

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте для детей с ТНР «Путешествие к бабушке» Программное содержание: 1. Подытожить знания детей о ближайшем окружении. Развивать речь. Учить придумывать сложные предложения со словами.

Конспект комплексного занятия по развитию речи «Коровушка и теленок» для детей средней группы Цель: учить детей описывать картину в определенной последовательности. Задачи: «Речевое развитие»: Учить детей описывать картину, составляя.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в группе для детей с ТНР «Насекомые. Звук и буква Й» Программное содержание: 1. Обогащать словарь детей, развивать речь, учить строить сложные предложения со словами – а, потому что. 2. Развивать.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу» Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы на тему: «Скоро в школу».

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу азбуки» для детей подготовительной к школе группы Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу Азбуки» для детей подготовительной к школе группы. Цель: автоматизация правильного.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Путешествие с буквой Г. Баулина В. М., учитель-логопед МКДОУ детский сад «БЕЛОЧКА»г. Тайшета Тема: Звук и буква Г. Путешествие с буквой.

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [Д]-[Д’] и буква Д» Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе Составила: воспитатель высшей квалификационной категории.

Районный семинар. Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе. Воспитатель: Гаибова Саодатхон Салижановна. Тема: Изучаем гласные. Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное.

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте» Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему:.

Конспект итогового открытого занятия по развитию речи (обучение грамоте) “В поисках Азбуки” в подготовительной группе

Опубликовано: 19:37:06 11-01-2017

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «В поисках Азбуки».

(открытое итоговое занятие)

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.

Задачи:

  • Закрепить умения детей составлять предложения с заданными словами;
  • Закрепить умение составлять рассказ по сюжетным картинкам;
  • Закрепить умения правильно образовывать грамматическую форму слов;
  • Закрепить умения делить слова на слоги;
  • Закрепить умения детей выделять необходимый звук в словах, выполнять звукобуквенный анализ слова;
  • Уточнять понятия «звук» и «буква»;
  • Развивать внимание, память, мышление;
  • Закрепить умение работать у доски;
  • Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.
  • Воспитывать умение внимательно слушать и понимать устную речь.

Материал для занятия:

конверты с заданиями, два ключа: один разделен на три части , другой -целый, книга «Азбука», доска, сюжетные картинки, предметные картинки, фишки красного ,зеленого и синего цветов, мяч, разрезные слоги, буквы, нарисованная дверь.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу.

Приветствие друг друга:

При встрече здороваться,

Доброе утро солнце и птицы,

Доброе утро улыбчивым лицам

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята! Сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно и что там написано? Я его сейчас открою и прочитаю вам.

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Я научился читать и хотел вам послать азбуку, чтобы вы тоже научились читать перед школой. Но теперь эту её похитил Карабас – Барабас. Он спрятал её в комнате и запер дверь на ключ. А ключ заколдовал. Его вы можете расколдовать, если справитесь со всеми заданиями, которые он для вас приготовил».

– В конверте лежат и задания от Карабаса – Барабаса. Ребята я думаю, что задания будут трудными. Как вы думаете, справитесь с ними?

Мы с вами отправимся в волшебную страну Грамматика.Тогда, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, соберем все свои знания и умения, закроем глаза, и повторим все вместе:

«Раз, два, три, в страну Грамматика нас веди!»
Мы оказались с вами в необычном месте, где повсюду ждут коварство и хитрости злого Карабаса- Карабаса, давайте произнесем наш девиз, чтобы мы с легкостью выполнили все задания:

-Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Выполним обязательно,
Все задания Карабаса.

Садятся на стулья.

– У нас три конверта с заданиями. А какой конверт мы откроем сначала?

Конверт №1 «Предложение»

1 задание. Что такое предложение? Слова в предложениях все перепутались, составьте их правильно.

  1. Юркий воробей собирать крошки.
  2. Черный скворец поселиться в скворечнике.
  3. Машина взял мальчик.
  4. Дети участок гуляют весной на.
  5. Мама интересную читать книгу.

Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения).

2 задание. Составление рассказа по картинкам (сюжетные картинки).

Возьмите картинки на столе, выложите их по порядку, в правильной последовательности ,и затем по ним составьте небольшой рассказ.

Молодцы! С заданием из первого конверта вы справились

– Достаю из конверта часть изображения, и выставляю его на мольберт.

– А какой конверт мы откроем следующий. Второе задание от Карабаса – Барабаса сложнее. Надо постараться, чтобы выполнить его.

Конверт №2 «Слово»

3 задание.

Вы знаете уже много слов .Назови какие слова ты знаешь:

1.Как можно одним словом назвать следующие слова

Лось,олень,кабан,лиса,волк (дикие животные)

Корова,овца,коза,лошадь,свинья (домашние животные)

  1. Какой посуда может быть,по материалу,из чего она сделана? (глиняная,металлическая,стеклянная,фарфоровая).
  2. Подберите слова, противоположные по смыслу: длинный,светлый,быстрый,говорить,смеяться,громко,много,легко.

Воспитатель:А теперь поиграем в игру «Назови правильно детеныша животного»: У свиньи…у коровы…у белки…у лося…у волка…и т.д.

  1. Согласование числительных с существительными

– Ребята давайте посчитаем –

Один утюг, два утюга, пять утюгов.

Одно полотенце, два полотенца, пять полотенец.

Один пылесос, два пылесоса, пять пылесосов.

Одна кровать, две кровати, пять кроватей.

Один топор, два топора, пять топоров.

Одна кисть, две кисти, пять кистей.

Одна гитара, две гитары, пять гитар.

Один петух, два петуха, пять петухов.

Физкультминутка:

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

И на место тихо сесть.

5.Ребята, а теперь вам необходимо составить слова, сложив слоги. Какие слова у вас получились? А затем расставить картинки, соответственно получившимся словам. Молодцы ребята, вы и с этим заданием справились! Достаю вторую часть ключа и выставляю на мольберт.

Конверт №3 «Звук и буква».

А теперь, ребята, поиграем в еще одну игру, которую для нас приготовил коварный Карабас. Игра «Телевизор».Я буду читать скороговорки или стишки, в которых один звук будет звучать громче и чаще другого. Вы его запоминаете,и составляете слово. Догадайтесь, какое слово получилось:

  1. 1. А-а-а мама моет малыша. (звук А)
  2. 2. Зо-зо-зо – Зое повезло (звук З)
  3. Ба – ба – ба – на избе была труба. (звук Б)

Бу – бу – бу – побелили мы трубу.

  1. Пароход гудит трубой, (звук У)

Издаёт он звук какой?
Угадать вам помогу,
Загудит он громко:
«У-У-У!»

  1. «У меня прекрасный слух!» – (звук К)
    Кукарекает петух.
    «Ко-ко-ко!» – наседка вторит –
    «Станешь ты артистом вскоре!»
    «Ко-ко-ко!»
  2. Анечка упала на пол, (звук А)
    Кот ладошку расцарапал,
    И не ладится игра,
    Аня громко плачет: А-А-А!

Ну что, ребята, какое слово у нас получилось, правильно АЗБУКА.

А теперь, сделаем звукобуквенный анализ слова. В первую очередь, на какие две группы делятся все звуки? Какие бывают согласные? Каким цветом мы обозначаем гласные звуки, каким твердые и мягкие согласные. Как мы проверяем звонкий звук или глухой? Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились!

А теперь поиграем в игру «Будь внимателен!»

Когда я называю гласную вы поднимаете руки вверх, когда согласную- вниз, когда слово- обнимаете себя, когда непонятный звук – хлопаете. А сейчас я буду вас путать, будьте внимательны!

Нам сейчас предстоит сложное задание ,в котором должны трудиться наши глазки, поэтому мы с вами сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз:

В нашем садике,как в сказке (моргают глазками)

Все ребята лечат глазки.

На носу очки сидят вовсе не простые, (посмотреть на носик)

А волшебные очки,очень озорные!

Через них ,смотря вокруг, (круговые движения)

Узнаешь,что это жук!

А вот сороконожка,гуляет по дорожке!

Там бабочка порхает, (посмотреть налево)

Цветочек расцветает, (посмотреть направо)

Плывут по небу облака, (посмотреть наверх)

Листва колышется слегка! (посмотреть вниз)

Нам нужно разгадать ребус, какие буквы вы там видите? Если увидели, подходим и показываем!

– Ребята, вы справились со всеми заданиями (выкладываю последнюю часть ключа). И посмотрите, изображение, какого предмета получилось? (золотой ключик). Правильно мы его расколдовали.

– А что можно открыть золотым ключиком? (дверь). Я, кажется, знаю, где эта дверь находится. В конверте я нашла схему, по которой мы можем найти дверь комнаты, где спрятана книга (смотрим схему и идём).

– Я буду открывать ключом, а чтобы дверь быстрее открылась, вы мне поможете.

Пальчиковая гимнастика «Замок».

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог.

Потянули и открыли.

Подходим с детьми к нарисованной двери, открываем ключиком дверь, находим книгу. Мы со всеми заданиями справились, нашли нашу азбуку, нужно произнести волшебные слова ,чтобы снова оказаться в нашем родном садике:

«Раз,два,три, в группу нашу нас веди!»

Рефлексия. Ребята, давайте вспомним как мы с вами смогли достать азбуку? Какие задания выполняли? Какое задание было трудным? Какое легким? Какое интересным?

Молодцы ребята! Давайте поблагодарим наших гостей и пообещаем,что обязательно пригласим их еще в наше увлекательное путешествие! Хором говорим: «Спасибо!» Занятие закончено.

Конспект комплексного занятия по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной к школе группе

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №122 комбинированного вида»

Конспект комплексного занятия

по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной к школе группе.

Программное содержание. Закреплять навыки чтения, формировать сообразительность, смекалку. Учить детей составлять описательный рассказ, развивать связную речь; закреплять знания интонационных знаков; воспитывать уважение к сверстникам, готовность помочь.

Методические приемы. Работа с планом, дидактическая игра «Скажи наоборот», отгадывание загадок, составление описательных рассказов, писк недостающих букв.

Словарная работа. Следопыты, повествовательное.

Предварительная работа. Обучение детей работе с планом, чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа».

Материалы к занятию. План группы, рисунок колодца, «волшебное колесо», интонационные знаки.

Ход занятия.

Воспитатель: В детский сад пришло письмо от следопытов из волшебной страны слов. Вот оно.

«Дорогие друзья! Мы следопыты из сказочной страны слов. Следопыты первыми ступают на новые земли, разгадывают тайны. Мы хотим, чтобы вы тоже стали следопытами. Для этого посылаем план вашей группы. Если вы ответите на все вопросы и выполните все задания по плану, в конце занятия вас ждет сюрприз. »

(Воспитатель показывает план группы).

– С чего мы начнем выполнять задания?

– Правильно первая стрелка ведет к цифре 1. Итак, первое задание. Его вы найдете на книжном стеллаже.

– Перед вами два колодца, рядом два ведра, которыми из колодцев можно достать чудесный напиток. Но утолить жажду сможет лишь тот, кто разгадает тайну этих слов. Видите на колодцах нарисованы буквы? Внимательно рассмотрите рисунок. Буквы указывают на начало и конец слова. Пропущенные буквы спрятались в ведрах. Чтобы набрать из колодца волшебной влаги, нужно опустить в него ведро с тайной буквой, которой не достает на двух колодцах.

– За работу, друзья!

– Какие буквы вы видите в левом столбике первого колодца? В правом столбике?

– Какой буквы не хватает, чтобы получить разные слова?

Дети называют буквы (ставят) и называют слова.

Аналогично проводится работа со вторым колодцем.

2) А теперь приступим к выполнению второго задания.

Для нашего путешествия нужны сказочные колеса. С одним из них я хочу вас познакомить. Как вы думаете: почему в центре волшебного колеса стоит вопросительный знак? Чудесное колесо состоит из букв, которые надо уметь складывать в слоги, а потом в слова. Некоторые слова односложные, тогда они совпадают со слогами. Другие состоят из 2-х и более слогов. Смотрите на чудесное колесо и мысленно поворачивайте его как угодно и читайте слова слева направо и наоборот, т.е. по часовой стрелке и против часовой стрелки.

(колесо, сок, село, сокол, сел, лес и др.)

3) А теперь идем по стрелке дальше и рядом с уголком «Изодеятельность» находим задание №3. Оно называется «Игра с мячом». Выслушайте, пожалуйста правила игры. Всем детям надо встать в одну шеренгу. Ведущий встает напротив детей, бросает мяч, называет слово, а вы называете слово с противоположным значением: длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, мягкий – твердый, большой – маленький, много-мало, красивый – некрасивый, темный – светлый, новый – старый, холодный – теплый, грязный – чистый, громкий – тихий, быстро – медленно…

(Ребята нам прислали)

4.) Продолжим путешествие по плану, присланному следопытами.

Следующее задание ждет нас возле уголка «Почта».

– Ребята нам прислали отрывок стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа». Я вам сейчас прочитаю, но здесь почему-то в конце предложений нет никаких знаков. Значит нам с вами надо их поставить.

Кто не знает дядю Степу?

Дядя Степа всем знаком!

Знают все,, что дядя Степа

Был когда-то моряком.

Какой знак надо поставить после первого предложения?

Почему ставим вопросительный знак? (Вопрос спрашиваем)

Почему ставим восклицательный знак? (восхищение, удивление, радость).

5.) А теперь идем по стрелке дальше. Приступим к выполнению следующего задания.

Ребята нам прислали загадки о животных. Надо отгадать загадку и составить отгадку из букв на фланелеграфе. Дети должны прочитать и рассказать все, что они знают об этих животных.

1. У порога плачет

Тихо в комнату войдет,

2. Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

3. Хвост пушистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет.

6.) Ребята, у нас осталось последнее задание. Давайте прочитаем письмо.

«Дорогие ребята, вот вы и ответили на все вопросы, выполнили все задания. Мы посылаем вам в подарок талисманы, т.е. предметы, которые приносят счастье и удачу. Но получит талисман лишь тот, кто выполнит задание, указанное на обратной стороне талисмана. Кто выполнит задание, тот будет носить почетное звание – следопыт.

Надо прочитать слово на обратной стороне талисмана и разделить его на слоги (части).

Список литературы.

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. и др.; под редакцией Бабаевой Т. И., Михайловой З. А., Турович Л.М., Детство-Пресс, 2004.

Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» Обучение дошкольников чтению. Программа-конспект СПБ: «Детство-Пресс», 1999г.

Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. (Под редакцией Ушаковой О.С. – М.: ТЦ Сфера, 2004г.).

Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983г.

Ссылка на основную публикацию