Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста – семинар-практикум для родителей

Работа с родителями по развитию фонематического слуха у дошкольников

Разделы: Логопедия

Слух – это врожденная особенность организма. Он присущ не только человеку, но и многим животным. Он помогает сохранить ориентацию в пространстве. Это также важно для организма, как наличие рук или ног. Еще находясь в утробе матери, малыш слышит ее сердцебиение, шум, создаваемый движением крови по сосудам, громкие звуки, доносящиеся снаружи. Когда он родится, количество звуков увеличится в десятки тысяч раз. Все эти звуки сливаются в один монотонный шум, среди которого ребенок различает свой плач. Ребенок слышит все, даже то, на что мы не обращаем внимания.

Взрослые умеют сосредоточиваться на тех звуках, которые важны в данный момент, не обращая внимания на сопутствуюшие. У новоpoжденного слуховое внимание не развито. Этому предстоит научиться в ближайшее время. За разделение шума на звуки и отвечает фонематический слух. В первую очередь ребенок научится выделять звуки, которые повторяются часто. Одним из первых достижений будет выделение маминого голоса, изучение его интонаций. Частое использование в общении с ребенком его имени позволит ему запомнить это слово. Он еще не будет знать, что его так зовут, но то, что этот набор звуков говорит о нем, поймет точно.

Вот так с первых минут жизни ребенок развивает свои фонематические процессы. Если у ребенка нет анатомических изъянов артикуляционного аппарата, если не нарушена его иннервация, проблем со звукопроизносительной стороной речи не будет при условии развитого фонематического слуха. Как ребенок учится говорить? Глядя на артикуляцию взрослых, пытается по подражанию создать звук. Прислушивается к нему, сравнивает с правильным вариантом, а потом тренируется, пока не получится необходимый звук. А если он не умеет вслушиваться, не может найти необходимую интонацию, не видит различий в правильном и неправильном произношении, он не будет пытаться совершенствовать свои умения. Если ребенок не может установить очередность звуков в слове на слух, он не сможет его написать или напишет, но поменяв слоги местами, перепугав похожие звуки между собой.

Так важно ли иметь развитый фонематический слух? Думаю, да. Из чего же складывается развитый фонематический слух? Вот его компоненты.

Звуковысотный слух – это умение узнавать звуки разной высоты и тембра и самому изменять голос.

Слуховым вниманием называют способность определять на слух то или иное звучание и его направление.

Восприятие темпа и ритма речи – это способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, особенности его звукового строения, зависящие от количества слогов и места ударного слога. Ребенок может воспроизвести слоговую структуру слова, еще не умея правильно оформить его фонетически: например вместо слова “кирпичи” произносит “титити”. Ритмический рисунок слова здесь сохранен.

Развитый фонематический слух позволяет:

  • правильно произносить звуки;
  • четко произносить слова;
  • владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);
  • овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
  • успешно освоить письмо и чтение.

Многие считают, что все выше перечисленное это область работы учителя-логопеда, но какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые люди не видят смысла этих изменений.

Необходимо изначально информировать родителей о развитии речи ребенка, об особенностях формирования его речи, структуре и содержании коррекционно-речевой работы. Задача учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и является составной частью программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.

Цель этой работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным. Успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

– привлечь родителей к участию в педагогическом процессе;

– пополнить наглядно-информационный материал для родителей;

– систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться педагоги и родители в процессе совместной работы.

– повышать заинтересованность родителей в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми;

– активизировать педагогический потенциал родителей.

– формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.

– создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

– проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Руководствуясь возможностями родителей, их интересами были выбраны наиболее оптимальные формы работы. Их можно разделить на 2 вида: просветительские и практические.

Просветительские формы работы с родителями:

Родительские собрания: – групповые родительские собрания, цель которых – вовлечение родителей в единое образовательное пространство “Группа – Семья”, установление тесного контакта с семьями, обсуждение с родителями актуальных проблем речевого развития детей

Информационные стенды: – информационный стенд обновляется ежемесячно и содержит конкретные советы и рекомендации по развитию речи, привлекает внимание родителей к проблеме.

Индивидуальные беседы: – на них разъясняются причины речевого нарушения и методы его устранения, необходимость сотрудничества родителей с логопедом и воспитателями, для уточнения анамнестических сведений, анкетных данных, для определения путей развития ребёнка.

Консультации: – учим родителей хорошо ориентироваться в проблемах своего малыша, помогаем им глубже познакомиться с проблемами ребёнка, подкрепить теоретические знания практикой. Приобщить родителей к созданию условий для речевого развития своих детей, участвуя в коррекционных играх.

Практические формы работы:

Практические речевые задания: – используя задания на выходные дни, родители имеют возможность сориентироваться, какие игры можно провести с ребенком для закрепления полученных навыков, на каком наглядном материале можно закрепить лексику и грамматику по изучаемой теме, ребёнок дома вместе с родителями пополняет словарь по теме, развивает мелкую моторику и т.д.

Открытые занятия для родителей: – открытые занятия для родителей знакомят их со спецификой проведения логопедических занятий; на них демонстрируются приёмы коррекционной работы с ребёнком, указывая, на что следует обратить внимание дома.

Основа взаимоотношений с родителями закладывается при знакомстве с ними на первом организационном собрании в сентябре. Где обозначаются цели и задачи совместной работы, рассказывается о системе логопедических занятий, о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие вопросы. Внимание акцентируется на важности участия родителей в логопедической работе и значимости их помощи.

Как один из видов работы, родителям предлагается ряд игр на развитие фонематического слуха. Игровой материал систематизирован и преподносится в строгой последовательности, соответственно этапам развития у ребенка фонематического слуха. Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста, позволяет сделать процесс обучения дошкольников доступным и интересным. Игровые упражнения отрабатываются логопедом и закрепляются дома родителями.

Узнаем неречевые звуки

Умение определять на слух то или иное звучание и направление звука развивается очень рано – буквально с первых дней жизни. Начинать слуховые тренировки нужно с развития способности различать и узнавать звуки, не относящиеся к речи. Можно предложить ребенку послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик) и т.д.

Игра “Громкие подсказки“. Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши и т.д.). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, – удары громкие, если он удаляется – тихие.

Игра “Где позвонили?” учит определять направление звука.

Игра “Узнай, что звенит (гремит)?”На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит.

Различаем звуки, слова и фразы по тембру, силе и высоте голоса

Игра “Узнай, кто позвал”. Эту игру хорошо проводить, когда вся семья дома. Ребенок стоит спиной к вам, кто-то из родных или гостей называет его имя. Малыш узнает человека по голосу и подходит к нему.

Игра “Близко – далеко”. Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) – далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).

Сказка “Три медведя”. Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке.

Игра “Узнай по голосу“. Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, овцы и ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).

Различаем близкие по звучанию слова

Игра “Правильно-неправильно“. Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: “Вагон”. Затем объясняет: “Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь – хлопни в ладоши. Вагон – вакон – фагон – вагон – факон – вагом” и т.д.

Игра “Слушай и выбирай“. Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, баккоза, коса
сок, суклужи, лыжи
дом, ком, лом, соммишка, мышка, миска

Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра “Доскажи словечко”. Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка
Зверек-невеличка,
– Ты не бойся – это гусь,
Я сама его. (боюсь).

Мех теплый, как грелка.
Зовут его. (белка).

Грязнулю всегда
Выручает. (вода).

В дом войти боится вол:
– Подо мной прогнется. (пол).

К четвертой ступени ребенок уже подготовлен к тому, чтобы учиться различать слоги. Самые легкие для произнесения ребенком звуки: ф, в, п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки. Например, вы произносите ряд слогов, меняя последний, а малыш говорит, что лишнее (па-па-па-ба). Можно усложнять игру, вводя ошибочные слоги в середину или начало, изменяя гласные буквы (ба-ба-бо-ба, га-ка-ка-ка).

Игра “Одинаковые или разные”. Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача малыша угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены.

Чистоговорки. Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.

Ба-бо-ба – у дороги два стол. (ба).Де-де-те – сядем в темно. (те).
За-зу-за – уходи домой, ко. (за).Лю-лу-лю – лук зеленый я по. (лю).
Ти-ди-ти – на Луну ле. (ти).Фе-ве-фе – посижу я на со. (фе).

Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

На этом этапе ребенок учится различать фонемы (звуки родного языка). Начинать надо обязательно с различения гласных звуков.

Игра “Угадай-ка”. У малыша картинки с изображением волка, младенца, птички. Взрослый объясняет: “Волк воет: у-у-у”, “Младенец плачет: а-а-а”, “Птичка поет: и-и-и”. Просим малыша поднять картинку, соответствующую произносимому взрослым звуку.

Игра “Звук заблудился”. Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошлаМишка плачет и ревет:
По дороге вдоль села.Просит пчел, чтоб дали лед (мед).
Сели в ложку (лодку) и – айда!Доски на гору везем,
По реке туда-сюда.Будем строить новый ком (дом).

Слушаем и анализируем

На завершающей ступени в системе развития фонематического слуха учим ребенка делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, уметь “отхлопывать”, “отстукивать” ритмический рисунок дву- и трехсложных слов.

Игра “Сколько звуков?”. На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.

Игра “Буквы, по порядку становитесь”. Перед малышом лежат карточки с буквами. Взрослый произносит сочетания из гласных звуков сначала по два: ау, иа, затем – по три звука: ауи, иау. Ребенок раскладывает на столе буквы в данном порядке.

Затем приступаем к анализу согласных звуков. Начинаем с того, что учим выделять последний согласный звук в слове, оканчивающемся обязательно на т или к.

Упражнение “Отыщи слово, отыщи звук”: ребенок должен вставить в стихотворение нужное слово и определить, какой звук пропущен. Если с этим заданием он справился легко, можно спросить, где пропущен звук: в начале, середине или конце слова.

Землю роет старый к. от (крот),
Под землею он живет.

Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла. пу (лампу).

На арену вышли . игры (тигры),
Мы от страха все притихли.

Эта шестиэтапная система развития речевого слуха у ребенка – своеобразный фундамент для хорошей дикции. Вот такими несложными игровыми упражнениями можно достичь абсолютного состояния развития фонематического слуха.

Читайте также:  Карта первичного обследования речи

Преподнося парциально рекомендации для занятий мамы с ребенком, обеспечиваем преемственность в работе. Поэтапное описание материала гарантирует соблюдение основных дидактических принципов – от простого к сложному, систематичности и последовательности. Индивидуальные консультации позволяют в каждом конкретном случае учесть скорость и степень освоения ребенком материала.

Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. “Игла” превращается в “мглу”, “лес” в “лист” или в “лису”, “Мишина машина” в “мыши на машине”. Ребенок как будто становится немного иностранцем. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха и специалисты, и родители уделяют много времени.

Семинар-практикум “Развитие фонематического слуха у дошкольников”

Слух человека приобрёл в процессе развития особое свойство: точно различать звуки речи (фонемы). У детей следует различать биологический слух как способность слышать вообще и фонематический слух как способность различать фонемы, понимать смысл речи (он имеется только у человека). В раннем детстве ребёнок воспринимает звуки, слоги и слова окружающих нечётко, искажённо. Поэтому дети смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь.

Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно с формированием произношения. Практический опыт логопедов показывает, что исправление произношения гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Так же при планомерной работе по развитию фонематического восприятия, дети намного лучше воспринимают окончания слов, приставки в однокоренных словах, предлоги и т.п. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия, невозможно становление навыков звукового анализа и синтеза. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с трудностями овладевают грамотным чтением и письмом.

В какие игры поиграть вам, родителям, со своими детьми, чтобы было и интересно и полезно. Прежде всего, необходимо обратить внимание на возраст ребёнка. Если ребёнок младшего дошкольного возраста, то делаем упор на умение прислушиваться, различать бытовые шумы, звуки музыкальных инструментов, звуки, которые издают животные и подражать этим звукам. Давайте проиграем!

Оснащение: барабан, погремушка

Ход игры: покажите ребёнку барабан, палочки. Постучите сами и предложите ребёнку. Задавайте вопросы ребёнку: Что это? Что мы делаем? Повтори за мной: бам-бам. Затем покажите погремушку, выполните аналогичные действия. После этого спрячьте игрушки за ширму, попросите ребёнка угадать, что сейчас звучит.

В дальнейшем увеличивайте количество музыкальных инструментов

«Угадай, кто идёт?»

Оснащение: карандаш, деревянный кирпичик, картинки с изображением животных(лошадка, кошка или игрушки)

Ход игры: взрослый рассказывает стихотворение, а ребёнок узнаёт неречевые звуки, которыми сопровождается стихотворение и показывает картинку или игрушку.

Дети в домике сидят

и в окошечко глядят

кто-то в гости к нам спешит (взрослый стучит карандашом по столу)

и копытцами стучит.

Кто-то в гости к нам крадётся (царапающие движения ноготками по столу)

тихий шорох раздаётся.

В дальнейшем вводите других персонажей, например: гуся (имитация шлёпанье кирпичиком по столу)

Оснащение: картинки или игрушки

Ход игры: покажите ребёнку первую пару картинок или игрушек, назовите их: ложка — кошка. Задавайте вопросы: что мы делаем ложкой?, кто такая кошка?,затем попросите ребёнка показать: где кошка?, где ложка?

Аналогично: утка-дудка, щенки-венки, овечка-колечко, кит-кот, уточка-дудочка, папа-баба.

Так же вы сами можете придумать игры для развития фонематического восприятия.

Для детей старшего дошкольного возраста можно предложить следующие занимательные игры для все семьи:

Оснащение: коробочки наполненные различным материалом: рисом, монетками, песком, гвоздиками и т.д.

Ход игры: взрослый предлагает ребёнку послушать первую коробочку и найти вторую коробочку, которая звучит так же. Аналогично с другими коробочками.

«Хлопни, если неправильно»

Ход игры: взрослый проговаривает правило игры: если назову слово клетка неправильно, хлопни в ладоши (подними руку; подними кружочек, топни ногой и т.п)

Взрослый: клетка, тетка, клетка, клетка, кветка, клетка, тлетка.

Аналогично с другими словами: банан, витамин, альбом.

Ход игры: назначается запретный звук (например [С]). Члены семьи становятся к ведущему на расстоянии 7-9 шагов. Ведущий громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг, за исключением того случая, когда в слове есть звук [С]. в этом случае необходимо пропустить шаг.

«Слушай и повторяй»

Ход игры: Ведущий пишет на листе бумаги два слога, например: ЗА ЖА. Один из играющих должен предложить другому повторить произвольную последовательность из 3-6 слогов, например: ЗА-ЗА-ЖА-ЗА. «Противник» должен в точности повторить эту последовательность. Оценивает ведущий.

Отличные игры на развитие фонематического восприятия — это стишки-добавлялки.

«Добавь нужное слово по рифме»

Ход игры: взрослый проговаривает стишок, а последнее слово добавляет один из игроков, которому ведущий бросил мяч. Игрок называет слово по рифме и возвращает мяч ведущему.

Отругала мама зайку –

не надел под свитер. майку.

Хулиганам не до шутки,

если Рекс в собачьей ….будке.-

Ой, ребята, верь, не верь

от меня сбежала . дверь.

Две лисички, две сестрички

отыскали где-то ….спички.

Хорошо развивает фонематическое восприятие и умение подбирать слова с заданным звуком.

Ход игры: Взрослый даёт задание

Слушай, думай, отвечай

со звука [А] начинай!

Ведущий задаёт вопросы, игрок подбирает слова на первый звука [А]

3. доктор, который лечил зверей

Аналогично с другими звуками.

Учителя-логопеды: Зонова Н.А., Тарасова Е.П.

Семинар – практикум для педагогов детского сада: Развитие фонематического слуха дошкольников

Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.
Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. Вот сейчас посмотрим, кто из вас самый внимательный и догадливый, поиграем в игру «Угадай, что звучит?» (я включаю несколько записей бытовых и природных шумов, а воспитатели определяют, какие это звуки).
Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал,- что-то точно, а что –то очень приблизительно. Ребёнок как будто становится немного иностранцем. Он не слышит окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки слогов, даже с оппозиционными звуками (та-па-ка, та-да), трудно выбрать картинки, отличающиеся одним звуком (мишка – мышка, сок-шок, бочка-почка).
А также наблюдаются:
1. Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик», «удюг» вместо «утюг»).
2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).
3. Замены свистящих звуков (С, З, Ц шипящими Ш,Ж,Щ,Ч)(«сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.)
4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных гласных (Р, РЬ, Л,ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка» и т.д.)
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.
Поэтому, умение правильно и четко различать звуки речи – способность фонематического слуха – является основой для понимания смысла сказанного, основой правильной речи, как устной, так и письменной.
Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи помогут специальные игры. Игры и упражнения для развития фонематического слуха нужно проводить от простого к сложному – поэтапно, подходящие, возрасту детей.
Например, можно провести следующие игры:
Игра «Угадай, что звучало»
Внимательно послушайте с детьми шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите детям закрыть глаза и отгадать – что это звучало?

Игра «Шумящие мешочки»
Вместе с детьми насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Дети должны угадать по звуку потряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.

Игра «Волшебная палочка»
Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в группе. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску.
Потом усложните задание – дети отгадывают с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Игра «Жмурки»
Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

А сейчас, уважаемые педагоги, давайте вместе со мной поиграем в эти обучающие игры.

Игра «Зоопарк»
Посмотрите на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадайте слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); кот, обруч, собака, тигр (кость).

Игра «Цепочка»
Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук [К]. Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумайте слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.

Игра «Поймаем звук»
Я проговариваю ряды слов, а педагоги должны хлопнуть,
когда услышат слово, начинающееся с звука Р. Дальше-хлопнуть на заданную фонему в конце слова или в середине.
– лампа, ракета, трактор, корабль, репа, вагон, молоток, рябина, пирамида.
– кустарник, дождь, рукав, парик, клубок, курица, ремонт, паровоз.

Игра «Похлопаем»
Педагоги повторяют ритмический рисунок хлопков.
Игра «Кто больше найдет»
Нужно придумать как можно больше слов с буквами из слова «Кинематограф»
Игра «Повтори скороговорки»
– Вы должны повторить за мной быстро скороговорки, в которых количество слов увеличивается.
Наш Полкан попал в капкан. (5 слов)
Везет Сенька с Санькой Соньку на санках. (7 слов)
Три свиристели еле-еле свистели на ели. (7 слов)
Грабли – грести, метла – мести, весла – везти, полозья – ползти. (8 слов)
Шел Шура по шоссе к Саше в шашки играть. (9 слов)
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка Бела губа была тупа. (10 слов)
В поле затопали кони, от топота копыт пыль по полю летит. (11 слов)
У Маши в каше мошка. Сложила кашу в плошку и накормила кошку. (12 слов)

Игра «Метаграммы»
Нужно получить из одного слова другое путем замены одной буквы:
ФЛОТ-плот-плод-плед-СЛЕД
ЛУК— сук — сок — сон — фон — ФЕН
КОЗА-поза-пола-полк-ВОЛК
ПАР-пир-пик-тик-ТОК
РЕКА- рука-лука-лужа-ложа-лоза-поза-пора-ГОРА
ПОТОК-порок-порох-шорох-ворох-ВОРОН

Таким образом, от определенного уровня развития фонематического слуха, от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков зависит формирование правильного произношения звуков. По данным Т. А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слогового строения речи. Исправление дефектов произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Так как игра является ведущим в дошкольном возрасте видом деятельности, в коррекции звукопроизношения и развитии фонематического слуха необходимо опираться на специальные игры и упражнения.

Семинар-практикум для родителей старших дошкольников «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»

Елена Гайдар
Семинар-практикум для родителей старших дошкольников «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»

Цель — обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей с ОНР.

-заинтересовать родителей речью собственного ребенка.

-расширить представления родителей в оказании помощи ребенку по развитию фонематического слуха.

Участники семинара: родители старших дошкольников, учитель-логопед — ведущий практикума.

Продолжительность: 40 минут— 1 час.

Оборудование: презентация в Power Point «Развиваем фонематический (речевой) слух», аудиозаписи природных и бытовых шумов, компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно», памятка-консультация для родителей «Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5—7 лет», красная и синяя вазы, искус-ственные цветы.

1. Подбор и изучение литературы по теме семинара.

2. Оформление презентации в Power Point «Развиваем фонематический (речевой) слух».

3. Разработка памятки-консультации для родителей «Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5—7 лет».

Ход практикума

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма. То есть ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки (материал оформлен в виде слайдов).

1. Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик», «удюг» вместо «утюг»,

2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»,

3. Замены свистящих звуков ([с], [з], [ц]) шипящими ([ш], [ж], [ч], [щ]) («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т. д.).

4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных ([р], [р’], [л], [л’]) и [й] («глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка» и т. д.).

Чтобы этого не случилось, позаботимся об этом прямо сейчас — поиграем в игры занимательно- развлекательного характера, которые помогут развить фонематический слух у вашего ребенка.

Выступление учителя-логопеда с сообщением «Речевой и неречевой слух»

Но сначала я предлагаю вам послушать, что же такое слух, какой он бывает, и более подробно расскажу о фонематическом слухе.

Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей восприни-мать звуки и ориентироваться по ним

в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.

Неречевой слух — это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. Вот сейчас посмотрим, кто из вас самый внимательный и догадливый, поиграем в игру «Угадай, что звучит?» (логопед включает несколько аудиозаписей бытовых и природных шумов, а родители определяют, какие это звуки).

Речевой слух — это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал, — что-то точно, а что-то очень приблизительно. Например, «игла» превращается во «мглу», «лес» в «лису», «Мишина каша» в «мыши на машине» и т. д.

Читайте также:  Конспект занятия: Составление рассказа-описания

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонематический слух — это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и элементарный звуковой анализ.

Фонематическое восприятие — первая ступень в овладении грамотой. Оно формируется в период от одного года до 4-х лет.

Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов и слов. Он относится ко второй ступени и формируется после четырех лет.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение, — одна из основных задач при подготовке ребенка к школе.

Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети,

страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.

Прежде всего будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия — не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Совместная деятельность логопеда и родителей, которые выступают в роли детей. (Показ презентации «Развиваем фо-нематический (речевой) слух» с обыгрыванием игр.)

Сейчас, уважаемые родители, давайте вместе со мной поиграем в эти обучающие игры. Вы выступите в роли своих детей.

Игра «Будь внимательным!»

Задана — развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Например: звук [р]:

л, р, в, ж, р, ч, т, м, р, н;

нос, корка, штука, крот, лютик, карандаш, жадина.

Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо (например: [м], [р], [с], а мягкие звуки произносим мягко (например: [с’], [л’], [м1], звонкие согласные (например: [р], [ж], [н] и т.

д.) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (например:«дуб» — в конце слышим звук [п]; «ложка» — в середине пишем букву «ж», но слышим звук [ш]). Не забывайте о различии буквы и звука: в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами. Например: произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, хотя пишем «молоко».

Игра «Назови картинки»

Задача — учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [ш]. Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т. п.

Игра «Придумай имя»

Задача — учить подбирать слова на заданный звук.

Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук. Например: [н] — Настя, Надя, Наташа; [в] —Ваня, Валера, Вася, Валя.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача — учить выделять первый звук в слове.

Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например: кот — [к], банка — [б].

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале ([я], [е], [ё], [ю], так как они обозначают двойные звуки ([йа], [йэ], [йо], [йу]). При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука [э]: не «эм», не «мэ», а чистый звук [м], например в слове «мост».

Игра «Назови последний звук в слове»

Задана — учить выделять последний звук в слове.

Назовите предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом — [м], дуб — [п].

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными бук-

вами в конце ([я], [е], [ё], [ю], так как они обозначают двойные звуки ([йа], [йэ], [йо], [йу]).

Игра «Отгадай слово»

Задача — учить составлять слова по первым звукам предметов, изо-браженных на картинках.

Угадайте по первым звукам изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

Задана — учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук [ш]:. уба (шуба,. апка (шапка,. ар (шар); мы. (мышь, но. (нож, ду. (душ).

Игра «Определи место звука в слове»

Задача — развивать умение определять место звука в слове (начало, конец, середина).

Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, в середине или в конце слова. Например: звук [ш] в словах: мышь (в конце, шапка (в начале, машина (в середине).

Игра «Прохлопай слова»

Задача — учить делить слова на слоги.

Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например: ма-ли-на (3 слога).

Напоминаю правило русского языка: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать и такой прием: кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустится вниз (произнося гласные, столько и слогов в слове.

Игра «Позови слово»

Задача — учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.

«Позовите» слова (названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в слове. Напоминаю, что ударный гласный произносится в слове более длительно, протяжно. Например: «ноооты» — ударный гласный [о].

Знакомство родителей с компьютерной игрой «Развитие речи. Учимся говорить правильно»

Для развития фонематического слуха можно использовать и специальные детские компьютерные программы, например компьютерную игру «Развитие речи. Учимся говорить правильно» <показ игры на компьютере).

Данная игра содержит занимательные задания как на развитие неречевого слуха, например «Музыканты», «Транспорт», «Наш дом», «Скотный двор», «Птичий двор» и др., так и на развитие речевого слуха, например «Голосистые звуки», «Безголосые звуки», «Звуки-двойняшки», «Сердитые и ласковые звуки».

Обмен впечатлениями от встречи

логопед раздает памятки-консультации для родителей «Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5—7 лет» с описаниями игр, представленных выше.

Вот наша встреча подошла к концу. Я надеюсь, что вы время провели не зря, если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Очень надеюсь,что смогла убедить вас в значимости развития фонематического слуха для ребенка дошкольного возраста и в том, что только совместными усилиями мы поможем каждому ребенку хорошо подготовиться к школе. Предлагаю поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового.

Сейчас, уходя с семинара, выберите цветы и поставьте в вазы. Если вам все очень понравилось, вы чему-то новому научились — в красную вазу. Если не понравилось. — в синюю вазу.

1. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. — СПб.: «Лань», 1999.

2. Герасимова А. С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5—6 лет. — М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2007.

3. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи. — М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2005.

4. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

5. Карасюк Н. Н. Значение пальчиковых игр для развития речи до-школьников. Практикум для родителей // Дошкольная педагогика. — 2011, № 1, стр. 63—65.

Консультация для педагогов «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста» Фонематический слух – способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы). При несформированности речевого звукоразличения ребенок.

Консультация для родителей «Игры на развитие фонематического слуха» Консультация для родителей. Игры на развитие фонематического слуха. [/b] Эльвира Тропина Уважаемые родители! Большое значение в формировании.

Консультация для родителей на тему «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников» Уважаемые родители! В развитии речи детей большую роль играет формирование фонематического слуха, то есть способности четко отличать одни.

Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха» Консультация для родителей «Роль фонематического слуха в развитии речи детей» Краткое описание: В данной консультации раскрывается значение.

Семинар-практикум для педагогов «Развитие связной речи дошкольников» Цель семинара: ознакомление педагогов с инновационными технологиями для развития речи детей. Задачи: -совершенствование работы.

Семинар-практикум для родителей «Комплекс подготовки ребенка с ОНР к логопедическому занятию» Цель: • оказание практической помощи родителям в подборе речевого материала и игровых приемов при подготовке к логопедическому занятию и.

Семинар-практикум для родителей «О влиянии телевидения и СМИ на развитие детей»! Семинар-практикум для родителей о влиянии телевидения и СМИ на детей. Цель: Формирование у родителей потребности в анализе воздействия.

Презентация «Семинар-практикум для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас сегодня на семинаре-практикуме, тема которого звучит так – «Развитие речи детей.

Система работы по развитию фонематического слуха у детей с ОНР I I I уровня Восточное Окружное Управление Образования Департамент Образования г. Москвы ГБОУ школа № 1373 Подразделение дошкольного образования Корпус.

Презентация «Дидактическая игра на развитие фонематического слуха «Составь и прочитай слово» для детей 5–7 лет Данная игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Разработали воспитатели высшей квалификационной категории МБДОУ ДС.

«Семинар-практикум для родителей «Игры на формирование фонематического слуха у детей 4–5 лет Цели: • Учить родителей правильно организовывать работу по развитию . »

Семинар-практикум для родителей «Игры на формирование

фонематического слуха у детей 4–5 лет

Цели:

• Учить родителей правильно организовывать работу по развитию

фонематического восприятия, в ходе игр, игровых упражнений в условиях

• Дать практические советы и рекомендации для создания условий

формирования фонематического слуха.

Материал: буклеты, игры на развитие фонематического слуха, бочонки, крупы.

1.Сообщение учителя-логопеда «Фонематический слух-что это такое?»

2.Игры на развитие фонематического восприятия и речевого слуха у детей – учимся и играем с мамами.

– Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь.

Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т. д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.

Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать “кодом” языка. Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого.

Чаще всего не сформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением.

Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.

Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.

Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове, так как необходимое условие обучения чтению — это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т. е. представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Это предполагает наличие сформированного фонематического слуха как способности к различению как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв.

На начальном этапе формирования фонематического восприятия у детей можно выделить 6 ступеней

1. Узнавание неречевых звуков

2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру

3. Различение слов, близких по звуковому составу;

4. Дифференциация слогов

5. Дифференциация фонем

6. Развитие навыков звукового анализа.

Я предлагаю вашему вниманию игры на развитие первых трех ступеней в формировании фонематического восприятия «Где позвонили? » Для этой игры нужны колокольчик или дудочка. Одному ребенку завязывают глаза, а другой, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами.

«Жмурки с голосом». Водящему завязывают глаза. Он должен поймать когонибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу узнает, кого именно поймал он.

Цель – дифференцировать близкие по звучанию неречевые звуки (колокольчик с низким и высоким звучанием) ; называть прилагательные, обозначающие характер звучания колокольчика: “низкое”, “высокое”.

Ход игры. Показать ребенку два одинаковых колокольчика, но резко отличающихся по звучанию. Позвоните сначала в колокольчик с низким звучанием, затем – с высоким.

Читайте также:  Практикум для родителей по обучению грамоте

Спросите у ребенка, одинаково ли они звучат Колокольчики любят… играть в прятки. Колокольчик сейчас спрячется, а ты должен внимательно послушать и сказать, какой колокольчик сейчас пел. Можно использовать картинки-подсказки (колокольчик с большим «ртом» поет песенку низким голосом, а колокольчик с маленьким «ротиком» поет песенку высоким голосом) (проводится с родителями).

Игра «Послушай, о чем говорит улица», «О чем говорит дом? »

Определить на слух направление звука, источник которого расположен справаслева – сзади – спереди “Поставь по порядку” Цель – запоминать последовательность звучания неречевых звуков, узнавать, различать, называть звучащие музыкальные игрушки.

Ход игры. Показать ребенку музыкальные инструменты, которые в ходе игры он должен будет узнать по звучанию. Поиграйте на каждом из них на глазах у ребенка. Скажите: “Дудочка гудит. Барабан гремит. Колокольчик звенит”.

Предложите ребенку поиграть на игрушечных музыкальных инструментах.

Расскажите ему о правилах игры: “Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая музыкальная игрушка звучала. Какая игрушка звучала первой, какая последней” “Коробочка гремит” Цель – дифференцировать неречевые звуки.

Ход игры. Предложите ребенку послушать звучание каждой коробочки. После прослушивания обобщите услышанное: “Коробочки гремят”. Поставьте все коробочки на стол в один ряд.

Предложите ребенку потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят.

Попросите найти две одинаково звучащие коробочки(проводится с родителями) Игра «Скажи, что ты слышишь? »

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)(проводится с родителями) «Найди игрушку».

Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо

Игры на развития речевого слуха:

Игры и задания, направленные на различение высоты, силы и тембра голоса.

Игра «Кто как кричит? »

«В лесу» – ребенок определяет, кто его позвал, близко или далеко;

«Три медведя» – определить, кому принадлежат реплики из сказки.

Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах: — Кто сидел на моем стуле?

— Кто ел из моей чашки?

— Кто спал в моей постели?

— Кто же был в нашем доме? И т. п(проводится с родителями) «Найди нужную картинку»

– называются слова, сходные по звучанию;(проводится с родителями) Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные. (перина, подушка, рубашка) Без ключа, ты мне поверь, Не откроешь эту.(тумбочку, дверь, книгу) От грязнули даже стол Поздним вечером. (сбежал, ушел, ускакал).

Две сестрички, две лисички Отыскали где-то (спички, щетку, ложку) Тебе кукла, а мне – мячик.

Ты девочка, а я. (игрушка, медведь, мальчик)

Говорила мышка мышке:

До чего люблю я. (сыр, мясо, книжки) Серый волк в густом лесу Встретил рыжую.(лису, белку) Опустела мостовая, и уехали (автобусы, трамваи, такси)

Дифференциация по ритму:

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: иллюстрация к сказке «Три поросенка»

Описание игры: Логопед говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (логопед отстукивает ритм, второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Логопед предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза.

Описание игры: логопед объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Логопед показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.

Теперь я предлагаю вам самим изготовить игру «Шумящие бочонки».

Практическая часть :родители изготавливают шумящие бочонки из разных круп., гороха.,фасоли и. т.д.и бочонков от киндер сюрпризов.

В конце семинара -практикума родители получают буклеты с играми на развитие фонематического слуха,.которые они могут провести с детьми дома.

Используемая литература:

Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит… – Санкт-Петербург:

Ткаченко Т.А». развитие фонематического восприятия и навыков 2.

С З Ц

Ш Ж

Ч Щ

  • Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]. Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]. И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ;
  • не учитываются правила орфоэпии (классическое правильное произношение слов; принятые правила произношения звуков и сочетаний звуков в словах):

По этим правилам мы знаем, что

– звонкие согласные на конце слова оглушаются ЗУБ – [ЗУП], таз – «тас», снег – «снек»,

глухие согласные в середине слова могут озвончаться просьба – «прозьба»,

-мягкий согласный может смягчать предыдущий твердый согласный ветви- «ветьви»

– удвоенная согласная буква обозначает один звук: шоссе, Анна.

– гласные звуки в предударной позиции произносятся по-другому КОМОК – [КАМОК], огурец- «агурец», шестой – «шистой», петух – «питух»

Вывод: речевой материал для звукового анализа необходимо подбирать так, чтобы его произношение совпадало с написанием (памятка «Слова для звукового анализа»):

прямые и обратные слоги (АМ, ПА)

трехбуквенные односложные слова (СОК, СУК)

двусложные (УСЫ, ОСЫ, УХА; САНИ, КОСЫ.)

трехсложные (МАЛИНА) слова,

слова со стечением согласных (СТУК, САНКИ, ВОЛК)

Допуская эти ошибки, у детей при обучении грамоте могут возникнуть противоречия, что в последствии приведет к нарушению письма и чтения.

Таким образом, при обучении детей грамоте, педагоги должны иметь соответствующие знания. Предлагаю выполнить экспресс-тест «Поверь себя» (приложение № 1):

3. РАБОТА В МИКРОГРУППАХ

1) «В игру играем, фонематические процессы развиваем»

(проводит микрогруппа со всеми педагогами)

Проводит учитель-логопед: Д/и «Живые звуки» (на слух)

Цель: формировать умение синтезировать отдельные звуки в слово.

Ход игры: Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится.

– О.А. становишься первым звуком слова «Мышь».

– Е.Б. превращаешься в последний звук, слова «колесО».

– Г.Ю. ты третий звук слова «коСа».

-Н.Н. второй звук слова «сТол» (слово: МОСТ)

– К.А. становишься последним звуком слова «меЛь».

– М.И. главный звук «И»

-О.В. превращаешься в третий звук, слова «миСка».

– С.Б. ты первый звук слова «Ток» (слово: ЛИСТ)

Дети-звуки называют каждый свой звук. Остальные – догадываются, какое слово получилось.

2) Презентация учителя-логопеда авторской игры «Звуковой коврик» (приложение № 2)

Практическое упражнение: выкладываем коврик со словами, в которых звук «О» стоит в начале слова

Давайте проверим себя.

омут

овцы

озеро

осень

Оля

овощи

остров

ослик

3) «Раскрась схему слова» (приложение № 3)

По одной схеме на педагога, затем проверяем.

4) «Найди ошибки» (приложение № 4)

Очень часто мы используем готовые пособия и наглядные материалы, иногда скачиваем из Интернета. К сожалению, очень часто этот материал выполнен или оформлен методически не грамотно. Предлагаю вам найти ошибки, и объяснить их:

– распечатанные задания из интернета для изучения звуков, букв;

– ошибки в звуковой схеме;

– кубики, фишки, при обозначении символов букв;

Вывод: рассмотрим советы:

  • не брать изучение букв в обязательном порядке в старшей группе;
  • не брать йотированные гласные, Ь, Ъ в старшей группе, в подготовительной изучают в конце года;

У детей в возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому важно именно в этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы.

4. «СОСТАВЛЯЕМ КОНСПЕКТ НОД» (ПРАКТИКУМ)

Каждой микрогруппе даётся по 1 листу с перечнем структурных элементов НОД. Необходимо выбрать те, которые относятся только к грамоте, подойдут к теме, и выстроить их логически, можно дописать свое. У вас получится мини конспект (приложение № 5)

1 вариант, тема (старш.гр.) «Звук Т», лексическая тема

2 вариант, тема (подг.гр.) «Звуки Ш-Ж», лексическая тема

Основные структурные элементы представлены на СЛАЙДЕ

1) Оргмомент (сюрпризный момент, отгадывание загадки, блиц-опрос, д/и)

2) Сообщение темы НОД через обыгрывание звука:

– отгадай загадку, назови 1-й (последний звук)

– какой общий звук в словах

А) изолированное произношение звука

Б) анализ артикуляции звука (подводим к характеристике звука – гласный/согласный)

5) Развитие фонематического слуха, восприятия:

– хлопни в ладоши, если услышишь…

– возьми фишку, если…

– придумай слово со звуком…

– где находится звук в словах

6) Звуковой анализ:

-интонационное выделение каждого звука,

-назови 1-й звук, почему гласный/согласный и т.д.

-сколько звуков в слове, гласных, согласных, твердых согласных, мягких согласных

-сколько слогов, как проверить

7) Знакомство с буквой (по следам звукового анализа)

Какие задания можно предложить на закрепление зрительного образа буквы?

– выкладывание из палочек, шнурка

– рисование в воздухе

– нахождение правильно изображенной буквы

– узнавание букв наложенных друг на друга

8) Д/И на развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи.

5. ОФОРМЛЕНИЕ И ПОПОЛНЕНИЕ БИБЛИОТЕКИ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ.

Чем можно поделиться с другими (игры, электронная библиотека).

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир родного языка: игры-занятия, развлечения, инсценировки, викторины по развитию речи дошкольников. – М., 2008.
  • Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2010.
  • Дербина А.И., Кыласова Л.Е. Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет. – Волгоград: «Учитель», 2016.
  • Кондратенко И. Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. – М., 2014.
  • Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушением речи. Конспекты занятий. – М., 2009.
  • Новоторцева Н.В.Развитие речи детей. — Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
  • Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. — Ростов н/Д : Феникс, 2011. — 109, [2] с. : ил. — (Сердце отдаю детям).
  • Ушакова О.С. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников. – М., 2014.
  • Юрчишина В.Д. Вижу, читаю, пишу. Конспекты занятий по обучению грамоте дошкольников подготовительной группы ДОУ. – М., 2012.

Приложение №1

Экспресс-тест «Поверь себя»:

  • На какие две большие группы делятся все звуки русского языка?
  • Чем отличаются гласные от согласных?
  • Каким цветовым символом принято обозначать гласные звуки? (выбрать)

Свой ответ ________________________________________________

Красным, синим, зеленым, желтым, белым

4. На какие группы делятся согласные?

Свой ответ ________________________________________________

  • Каким цветовым символом принято обозначать твердые согласные звуки? (выбрать)
  • Каким цветовым символом принято обозначать мягкие согласные звуки? (выбрать)
  • Какие звуки всегда твердые?
  • Какие звуки всегда мягкие?
  • Чем отличается звук от буквы?

Красным, синим, зеленым, желтым, белым

Красным, синим, зеленым, желтым, белым

Ш, Ж, Ц Й, Щ, Ч Р, Л, М

Ш, Ж, Ц Й, Щ, Ч Р, Л, М

10. Е, Ё, Ю, Я – это йотированные буквы или звуки?

Приложение № 2

Презентация учителя-логопеда авторской игры «Звуковой коврик»

Существует большое разнообразие приемов и способов работы в данном направлении. Хочу поделиться с вами игрой, которую модифицировала для своей коррекционной работы. Игра называется «Звуковой коврик», она была уже апробированы в течение 3-х лет.

Игра представляет собой игровое поле, разделенное на 16 квадратов и набор фишек (3-х цветов -фишки синего, зеленого, красного цвета).

Принцип игры строится на наличии или отсутствии заданного параметра. Данный параметр обозначаем фишкой.

Педагог объясняет детям, что игровое поле – это коврик, на котором мы будем выкладывать узор. Коврик состоит из клеточек, каждая клеточка обозначает слово. Узор будем выкладывать фишками, которые обозначают звуки. Для каждого звука своя фишка (красная – гласный, синяя – твердый согласный, зеленая – мягкий согласный звук).

Простой вариант игры:

Например, если в слове имеется данный звук, то на клеточку кладем фишку. Напоминаем, что если в слове звука нет – пропускаем клеточку. Также следует обратить внимание детей о необходимости следить пальцем по клеточкам, чтобы не пропустить слово. Обращаем внимание детей, что выкладываем фишки с 1-й клеточки 1-го ряда, когда ряд заканчивается – возвращаемся на начало следующего ряда.

В первый раз играем с детьми вместе, разбирая каждое слово, интонационно выделяя заданный звук. У каждого ребенка индивидуальный коврик, у педагога демонстрационный на доске. Обычно после 2-3–х совместных игр со взрослым, дети запоминают правила и справляются самостоятельно. В дальнейшем после игры проверяем ошибки, совместно разбирая их на доске.

«Звуковой коврик» можно использовать при автоматизации и дифференциации звуков. При дифференциации звуков используем одновременно фишки двух цветов, например при различении звуков «Ц-Ч» берутся синие и зеленые фишки.

Можно слова подобрать так, чтобы на коврике получился определенный узор: буква, геометрическая фигура.

В качестве фишек можно применять различные мелкие предметы: ракушки, морская галька, камушки марблс, пуговицы, бусины; буквы.

Варианты заданий могут быть разными:

  • Отмечать фишкой наличие заданного звука в слове,
  • Отмечать фишкой слова, которые начинаются с (гласного зв.)
  • Отмечаем фишкой короткие слова,
  • Отмечаем фишкой слова с 3 звуками,

Отмечать фишкой слова со звуком в определенной позиции (начало, середина, конец слова)

Различаем парные твердые-мягкие звуки и т.д.

Практическое упражнение:

выкладываем коврик со словами, в которых звук «о» стоит в начале слова

Ссылка на основную публикацию