Фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика в работе логопеда

Мастер-класс “Фонетическая и сопряжённо-контактная ритмика в работе логопеда”
презентация по логопедии на тему

В презентации приведено определение фонетической ритмики, ее направления. Дано представление о двух вариантах сопряжённо-контактной ритмики. В ходе мастер-класса был также проведён краткий тренинг для педагогов, в ходе которого логопеды имели возможность сравнить фонетическую ритмику и её варианты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Презентация “Фонетическая и сопряжённо-контактная ритмика в работе логопеда”109.26 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Фонетическая и сопряжённо-контактная ритмика в работе логопеда ГБОУ ЦПМСС «Взаимодействие» ТО «Останкинское» Учитель-логопед И.Б.Мусова

Из истории создания Фонетическая ритмика является частью верботонального метода реабилитации лиц с серьёзными проблемами в коммуникации. Этот метод в 1950 году разработал лингвист Петер Губерина в Загребе. По верботональному методу в настоящее время работают более 600 центров в 70-ти странах мира.

Фонетическая ритмика в СССР Как метод работы над произношением слабослышащих детей фонетическая ритмика была заимствована группой советских педагогов под руководством Э.И.Леонгард в Реабилитационном центре « Суваг » в Загребе. Антонина Николаевна Пфафенродт и Татьяна Михайловна Власова в 1983 году впервые представили фонетическую ритмику в СССР. В 1989 году было издано пособие «Фонетическая ритмика».

Определение фонетической ритмики Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз). Этот метод способствует установлению связи между работой кистей рук, артикуляционного аппарата. При выполнении движений у детей появляется непринуждённость и благоприятный эмоциональный фон, что положительно сказывается на речевой моторике.

Определение речедвигательной ритмики А.Я.Мухина даёт такое определение: « Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура».

Направления фонетической ритмики – нормализация речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи; – формирование умений изменять силу и высоту голоса; – правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах; – правильное воспроизведение речевого материала в заданном темпе; – восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов; – умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Сопряжённо-контактная фонетическая ритмика Не все дети могут после показа педагога правильно воспроизвести движения фонетической ритмики. Чтобы дать возможность почувствовать направление и «характер» движений логопед использует сопряжённо-контактную ритмику, в ходе которой педагог «водит» руками детей, держа за запястья. Другой вариант. Логопед и ребёнок как бы «склеивают» руки, плотно приложив их ладонями, а чтобы ребёнок не убирал руки, на кисти рук педагога и ребёнка надевается круглая эластичная повязка или тонкий носок.

Практическое применение фонетической ритмики Использование фонетической ритмики положительно влияет на речь заикающихся детей. Многим детям трудно воспроизводить слоги и слова со стечениями согласных. Применение фонетической ритмики эффективно решает эту проблему. Речедвигательная ритмика может применяться и на занятиях по формированию звукового анализа и синтеза. Школьникам фонетическая ритмика помогает уловить характер (гласный или согласный) и последовательность звуков. Применение элементов фонетической ритмики возможно также на занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи. Упражнения можно использовать в качестве организационного момента или физминутки .

Тренинг по фонетической ритмике. Т.М.Власова, А.Н.Пфафенродт , А.Я.Мухина рекомендуют начинать работу с гласных звуков. Движения выполняются стоя. Движения характеризуются тремя основными элементами: – напряжённостью; – интенсивностью; – временем.

Гласные А, О, у. А – развести руки вверх в стороны при одновременном длительном произнесении А_____. Движение ненапряжённое, слабое, длительное. О – развести руки в стороны давящим движением при одновременном произнесении О_____. Движение слегка напряжённое, слабое, длительное. У – давящим движением вытянуть руки вперёд при одновременном произнесении У_____. Движение напряжённое, слабое, длительное.

Гласные И, Э, Ы. И – руки вверх при одновременном произнесении И_____. Движение ненапряжённое, слабое, длительное. Э – руки вперёд в стороны при одновременном произнесении Э_____. Движение ненапряжённое, слабое, длительное. Ы – указательным движением (резко) выбросить правую, затем левую руку вперёд в сторону при одновременном произнесении слога ТЫ. Движение напряжённое, сильное, краткое.

Йотированные гласные. Я. Произнесение йотированных гласных необходимо начинать с повторения сочетаний гласных ИА, ИЭ, ИО, ИУ, для чего движение на звук И переходит в движение на звук А, затем следует движение на звук Я и т.д. Йотированные гласные отрабатываются только в начале слогов и слов и после гласных 1 ряда. Я – взмахом правой руки указать на себя при одновременном произнесении Я. Движение ненапряжённое, слабое, удлинённое.

Звуки Е, Ё, Ю. Е – пальцы рук находятся на уровне рта. Небольшим движением рук раскрыть ладони ото рта вперёд в стороны при одновременном произнесении Е. Движение ненапряжённое, слабое, удлинённое. Ё – пальцы рук находятся на уровне рта. Отвести ладони в стороны (небольшим движением), затем вернуть их в прежнее положение, описав небольшой полукруг, при одновременном произнесении Ё. Движение слегка напряжённое, слабое, удлинённое. Ю – пальцы рук находятся на уровне рта. Отвести руки в стороны, описать ими полукруг и выдвинуть вперёд при одновременном произнесении Ю. Движение напряжённое, слабое, удлинённое.

Согласные звуки. Смычные глухие П, Т, К. П – резкие движения (как удары) в стороны то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, при одновременном произнесении слогов ПА, ПА. Движение напряжённое, сильное, краткое. Т – резкие движения (как удары) то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, вниз при одновременном произнесении слогов ТА, ТА. Движение напряжённое, сильное, краткое. К – резким сильным движением прижать к туловищу одновременно правый и левый локти, произнося при этом слоги КА, КА. Движение напряжённое, сильное, краткое. Согласные звуки отрабатываются только с гласными первого ряда и звуком И.

Смычные звонкие звуки Б, д , г. 1 вариант Б, Д – наклониться вперёд и вниз, руки опустить вниз, расслабить все мышцы тела и одновременно произнести слоги БА или ДА. Движение ненапряжённое, слабое, удлинённое. 2 вариант Сесть на пол, наклониться к ногам, расслабив мышцы, при одновременном произнесении слогов БА, ДА. Г – запрокинув голову назад с одновременным произнесением слога ГА. Движение слегка напряжённое, слабое, краткое.

Щелевые глухие звуки С, Ш. С – поднять пальцы ко рту и тут же опустить их вниз плавным, слегка давящим движением при одновременном произнесении С_____. Движение слегка напряжённое, слабое, длительное. Ш – поднять руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом Ш_____. Движение слегка напряжённое, слабое, длительное. Звук Ш не отрабатывается со звуком И.

Щелевые глухие звуки Ф, Х. Ф – поднять руки ко рту, сжатые в кулаки, быстро и резко разжать кулаки, слегка вытянув при этом руки вперёд, одновременно произнося Ф_____. Движение напряжённое, сильное, удлинённое. Х – положить руки на область диафрагмы, слегка наклонить корпус вперёд, одновременно произнести Х____а , Х_____а . движение напряжённое, сильное, удлинённое.

Щелевые звонкие звуки З, Ж, В. З – описать в воздухе кистями рук небольшие круги при одновременном произнесении З_____. Движение напряжённое, сильное, удлинённое. Ж – описать в воздухе зигзагообразное движение руками вперёд при одновременном произнесении Ж_____. Движение напряжённое, сильное, удлинённое. Звук Ж не отрабатывается со звуком И. В – поднять ко рту пальцы рук, затем поочерёдно отводить плавным движением то правую, то левую руку при одновременном произнесении В_____. Движение слегка напряжённое, слабое, удлинённое.

Аффрикаты ц , ч. Ц – поднять ко ту пальцы рук, сжатые в щепотку, резко разжать их, туловище слегка наклонить вперёд при одновременном произнесении Ц, подчёркивая фрикативный элемент (С____). Движение напряжённое, сильное, краткое. Ч – поворачивать поочерёдно кисти то правой , то левой руки от себя (быстро и резко снизу вверх) при одновременном произнесении Ч.

Сонорные носовые звуки М, Н. М – поднять пальцы рук к носу, развести руки вперёд в стороны мягким, плавным движением при одновременном произнесении М_____. Движение слегка напряжённое, слабое, длительное. Н – поднять пальцы рук к носу, развести руки в стороны умеренно резким движением при одновременном произнесении Н_____. Движение слегка напряжённое, слабое, удлинённое. Для произнесения носовых согласных характерен выход слабой воздушной струи через нос. Движения рук мягкие, пластичные и как бы продолжающие естественное направление воздуха.

Сонорные звуки Л, Р. Л – вращать руками перед грудью с одновременным проговариванием слогов ла , ла , ла … Движение слегка напряжённое, слабое, краткое. Р- мелкими, краткими, быстрыми движениями рук и ног имитировать вибрацию при одновременном воспроизведении Р_____. Движение напряжённое, сильное , длительное.

Угадайте слово Давящим движением вытянуть руки вперёд при одновременном произнесении У___.

2. Быстрое резкое движение руками вперёд и обратно, имитирующее движение языка на звук Д.

3. Развести руки вверх в стороны при одновременном длительном произнесении А ___.

4. Поворачивать поочерёдно (одновременно) кисти то правой, то левой руки от себя (быстро и резко снизу вверх) при одновременном произнесении звука Ч.

5. Развести руки вверх в стороны при одновременном длительном произнесении А___.

Мы произнесли слово «УДАЧА». Желаю Вам удачи во всех начинаниях!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая ритмика:Методика работы с дошкольниками,страдающими общим недоразвитием речиПод ред. Г.А. Волковой.

Формирование выразительности речи у детей дошкольников – это овладение средствами речевой выразительности: умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразны.

В презентации логопед рассказывает об опыте применения фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики в работе с детьми и взрослыми с различными речевыми нарушениями.

Об использовании фонетической ритмике в работе с детьми логопедической группы для создания условия лучшего развития речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий.

В своей публикации хочу затронуть важную часть логопедической работы – это взаимодействие учителя –логопеда с родителями.Родители – главные помощн.

«Фонетическая ритмика в работе учителя – логопеда и инструктора по физической культуре»

«Фонетическая ритмика в работе

учителя – логопеда и инструктора по физической культуре».

Исторически под фонетической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). На современном этапе развития науки фонетическая ритмика может представлять собой систему упражнений, направленную на формирование фонетически правильно оформленной речи на основе синтеза деятельности нейропсихологических функций (гностических, психомоторных, речевых) и ритмической способности.

включают в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа, игры помогающие обрести раскованность и непринужденность.

Дети у которых есть проблемы с произношением бывают слишком напряжены, они отличаются гипервозбудимостью, или наоборот расслабленностью. Таким детям тяжело произносить звуки, которые требуют активного выдоха, не могут произвольно напрягать и расслаблять мышцы речевого аппарата.

Фонетическая ритмика помогает ребенку:

• нормализовать речевое дыхание;

• менять высоту, силу голоса в различном темпе.

• воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;

• воспроизводить звуки в заданном темпе;

• воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;

• учит естественному выражению отрицания, смеха и т. п. с помощью жестов и звукопроизношения.

• Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;

С помощью фонетической ритмики ребенок быстрее запоминает буквы. Фонетическая ритмика — это движения, а дети любят двигаться. Они повторяют движения легко, играя. Играя, учатся говорить правильно. Ребенку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука. С помощью фонетической ритмики удается быстро восстановить нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв

Вызываемые звуки и сопровождаемые их движения

Руки расположить перед грудью. В момент произнесения звука плавно и широко развести руки в стороны.

Руки разведены в стороны. В момент произнесения звука руки плавно соединяются над головой.

Руки расположены перед грудью, кисти «смотрят» друг на друга. В момент произнесения звука необходимо плавно вытянуть руки вперед (движения напряженные).

Руки расположены на уровне плеч и вытянуты вперед; в момент произнесения звука необходимо медленно согнуть руки в локтевых суставах и направить к плечам.

Кисти рук расположить на уровне плеч. В момент произнесения звука напряженные руки поднять вверх.

Кисти рук сжаты, указательный палец выставлен вверх. Следует произносить слово ТЫ и одновременно выбрасывать поочередно правую и левую руки в стороны.

Дифтонг ИА (Я). Руки поднять вверх (как при вызывании звука И), а затем развести их в стороны (как при вызывании звука А).

Дифтонг ЙО (Ё). Руки поднять вверх (как при вызывании звука И), затем округло опустить вниз (как при вызывании звука О).

Дифтонг ЙУ (Ю). Руки вытянуть вверх (как при вызывании звука И), затем опустить вперед вниз (как при вызывании звука У).

Дифтонг ИЭ (Е). Руки вытянуть вверх (как при вызывании звука И), затем опустить к плечам (как при вызывании звука Э).

Руки расположить перед грудью, пальцы сжать. Необходимо произнести слог ПА, при этом кулаки резко опустить вниз.

Руки расположить перед грудью, пальцы сжать. В момент произнесения слога ТА, резко разжать кулаки.

Руки согнуть в локтях. В момент произнесения слога КА резко откинуть голову и отвести согнутые локти назад.

Руки расположить на уровне груди, пальцы согнуть. В момент произнесения слога ДА выполнить кивок головой.

Руки расположены перед грудью, ладони направлены к себе и вверх. В момент многократного произнесения слога ДА следует выполнить потряхивающие движения расслабленными кистями рук.

Руки расположены перед грудью. В момент многократного произнесения слога ГА соединять большой и указательный пальцы рук М Руки согнуты в локтевых суставах, пальцы расположены на крыльях носа. В момент произнесения слога МА развести руки в стороны.

Руки согнуты в локтевых суставах, ладони обращены к себе. В момент произнесения слога НА руки вытянуть вперед, после чего развести в стороны.

Руки согнуты в локтевом суставе, кисти направлены вверх. В момент многократного произнесения слога ЛЯ выполнять вращательные движения кистями руки («фонарики»).

Руки расположить на уровне шеи, ладони развернуть от себя, локти опустить вниз. В момент произнесения звука Ф необходимо медленно развести руки.

Звук X. Руки расположить на уровне груди, ладони развести от себя, локти опустить вниз. В момент произнесения звука Х необходимо медленно передвигать руки вперед (как будто отталкиваться).

Руки расположить на уровне груди, локти расставить в стороны, ладони внизу. В момент произнесения звука С выполнять движения руками вниз (как будто накачиваем с помощью насоса).

Руки расположить перед грудью, локти вниз, кисти рук «смотрят» от себя. В момент произнесения звука Ш выполнить волнообразные движения руками вниз.

Кисти рук обращены от себя на уровне плеч и напряжены. В момент произнесения звука В выполнять движения кистями рук влево и вправо (вибрирующие движения).

Звук 3. Руки расположить перед грудью, кисти рук находятся на уровне плеч и сжаты в кулаки. В момент произнесения звука З выполнить движения сжатыми кулаками влево и вправо (вибрирующие движения).

Руки расположить перед грудью, локти вниз, кисти рук «смотрят» от себя. В момент произнесения звука Ж выполнить резкие волнообразные движения руками вниз.

Руки согнуть перед грудью, кисти рук сжаты и «смотрят» друг на друга. В момент произнесения звука Р, выполнить вращательные движения руками (заводим мотор).

Звук Ц (ТС). Руки расположить перед грудью, пальцы переплести. В момент произнесения звука пальцы рассоединяются и руки разводятся в стороны.

Звук Ч (ТШ). Руки расположить перед грудью, кисти рук сжать. В момент произнесения звука пальца разжать вниз, после чего руки переместить перед собой (как будто появляется волна).

Современные технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ. Фонетическая ритмика

Наталья Трифонова
Современные технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ. Фонетическая ритмика

Современные технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ.

Фонетическая ритмика.

Полноценное формирование речевой функции является неотъемлемой частью всего психического развития ребенка, во время которого также происходит становление и совершенствование внимания, памяти, мышления. Правильная и понятная окружающим речь является непременным условием для полноценной коммуникации и, следовательно, способствует расширению представлений ребенка об окружающем его мире. Кроме того, речь сама по себе выполняет регуляторную функцию, которая заключается в том, что при помощи словесных инструкций происходит управление поведением ребенка, планируется и осуществляется адекватное его участие в различных формах деятельности коллектива.

Значимость раннего возраста, который охватывает этапы наиболее интенсивного развития многих психических функций и в то же время наиболее чувствительных к различным неблагоприятным воздействиям, так называемых сензитивных периодов, показана в работах многих выдающихся педагогов и психологов, таких как Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. В. Запорожец, М. Монтессори, Д. Б. Эльконин и др.

Ранний возраст – это время жизни ребенка с момента рождения до трех лет. Этот период ответственен за развитие функций моторики, познавательной деятельности, речи, а также за формирование личностных качеств малыша. Кроме того, именно в течение этого возрастного промежутка встречаются два критических периода в становлении функции речи. Поэтому даже самые незначительные на первый взгляд неблагоприятные воздействия, действующие в этот момент, могут пагубно отразиться на полноценном развитии речевой функции. В то же время мозг ребенка на первых годах жизни очень пластичен и хорошо поддается любому коррекционному воздействию, как со стороны педагогов, так и со стороны медиков.

В настоящее время возрастает число обращений к специалистам родителей, с жалобами на позднее начало речи у ребенка. К трем годам у многих детей речь не является полноценным средством коммуникации. У таких детей отмечается:

1. наличие лепетных слов, звукокомплексов,

2. использование невербальных средств коммуникации.

Родители обеспокоены такой ситуацией и осознают необходимость коррекционной помощи. При задержке речевого развития, имеющей различную этиологию, логопедическую работу рекомендуется начинать как можно раньше. Это позволит уменьшить риск возникновения возможных вторичных патологий.

В работе с маленькими детьми не всегда традиционные логопедические технологии дают ожидаемый эффект.

Хотелось бы представить технологию, которая эффективно применяется в работе с неговорящими детьми.

При задержке речевого развития, имеющей различную этиологию, логопедическую работу рекомендуется начинать как можно раньше. Это позволит уменьшить риск возникновения возможных вторичных патологий.

В своей работе мы часто наблюдаем, что многие дети, поступающие в коррекционные дошкольные учреждения, обнаруживают низкую потребность в речевом общении, равнодушие, а иногда и негативное отношение к занятиям. С учетом этих особенностей, на ранних этапах коррекционного воздействия, одной из основных задач является установление с детьми эмоционального личностного контакта, формирование интереса к занятиям, к речевой деятельности, поскольку, наиболее полно и отчетливо воспринимается ребенком то, что больше всего затронуло его эмоционально, что было ему интересно.

У детей с речевой патологией не формируются или часто нарушаются кинестетические ощущения, страдает слуховое восприятие. В связи с этим, специалисту для вызывания звуков у ребенка необходимо выбрать другую опору.

В качестве своеобразной опоры для формирования (вызывания) звуков были выбраны двигательные символы звуков, используемые в упражнениях фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика используется как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука речи для укрепления межанализаторного взаимодействия.

Метод «фонетическая ритмика» был впервые предложен в 1989 году для развития произношения у слабослышащих детей (Т. Власова, А. Пфафенродт).

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала.

Технология фонетической ритмики направлена на развитие трех уровней праксиса, которые создают психофизиологические предпосылки для формирования звуковой стороны речи. (Мухина А. Я.)

1 Уровень расширяет возможность произвольной регуляции артикуляционных движений, оптимизации их пространственной организации для достижения нормативного звукового эффекта. Другими словами — это этап вызывания звука, который предусматривает введение упражнений фонетической ритмики с целью развития мимики, орального праксиса, общей моторики, слухового и зрительного внимания, подражательности. Упражнения способствуют появлению звука, являясь при этом дополнительной зрительной опорой и дополнительными двигательными кинестезиями помимо зрительного артикуляционного обозначения звука.

Уровень 2 обеспечивает динамическую организацию артикуляционных операций. На этапе автоматизации звука упражнения фонетической ритмики развивают у детей артикуляционную моторику (речевые и мимические движения, улучшают четкость произношения звуков.

Уровень 3 является высшим, и его роль заключается в праксическом обеспечении языковых единиц, соответствующих слову или синтагме (группе слов). Тем самым третий уровень обеспечивает интеграцию языкового и моторного компонентов в процессе порождения высказывания.

Этот метод применим в системе логопедической работы с неговорящими детьми. Эта методика стимулирует у детей появление собственной речи, повышается их речевая активность.

Включение фонетической ритмики в логопедические занятия, с одной стороны, учитывает коммуникативные возможности и психологические особенности неговорящих детей.

С другой стороны, происходит взаимодействие логопеда с ребенком через подражание. Под подражанием мы понимаем воспроизведение образца (звук и движение) с большей или меньшей степенью активности, сознательности, творческой самостоятельности. Подражание образцу, выразительной интонации логопеда стимулирует появление вокализаций и коммуникативной активности у неговорящих детей.

Проведение занятий в игровой форме благотворно влияет на эмоциональную сферу ребенка, развивает его коммуникативные способности.

Использование фонетической ритмики в логопедической работе позволяет решить следующие задачи:

• активизировать высшую психическую деятельность через развитие всех видов внимания (зрительного, слухового);

• увеличить объем памяти;

• развивать зрительное, слуховое восприятие;

• развивать тактильно-кинестетическое и костно-мышечное чувства собственного тела у ребенка;

• помочь формированию у ребенка двигательных навыков, самостоятельного и коллективного выполнения движений;

• способствовать развитию чувства ритма и слухо-моторных координаций;

• способствовать созданию у детей положительного, эмоционально окрашенного настроя на общение как со взрослым, так и друг с другом: желание внимательно слушать и выполнять просьбы, подражать речевым образцам;

• формировать предпосылки к диалогической речи;

• способствовать творческому проявлению детей.

Регулярное включение фонетической ритмики в систему логопедических занятий с неговорящими детьми, помимо стимуляции речевой активности, приводит к следующим положительным результатам:

– активнее развивается моторная сфера ребенка и координация движений;

– нормализуется речевое дыхание, увеличивается продолжительность выдоха;

– формируется умение изменять силу и высоту голоса;

– уточняется артикуляция имеющихся звуков, развивается оральный праксис;

– вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков;

-создается база для появления лепетной речи.

Вместе с этим происходит развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти, пространственных представлений и навыков зрительной ориентации на говорящего; развитие тонкой и общей моторики, координации движений; развитие мимической мускулатуры; развитие произвольного внимания.

Таким образом, использование фонетической ритмики в системе логопедической работы по развитию коммуникативной активности детей с нарушением речи предоставляет многообразные возможности для речевого развития каждого ребенка. Дети усваивают новые артикуляции, развивают просодические компоненты (сила голоса, высота голоса, учатся воспринимать и воспроизводить звуки и слоги. Все это является базой для дальнейшего формирования собственной речи ребенка.

Фонетическая ритмика может служить дополнением к системе коррекционного воздействия, направленного на формирование активного словаря детей, имеющих недоразвитие речи.

Простота и доступность упражнений фонетической ритмики обуславливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания и обучения людей с различными аномалиями развития и нарушениями речи. Логопедическая ритмика может применяться в комплексной коррекционной работ е с детьми с различными нарушениями: речевыми, коммуникативными, сенсорными, двигательными, познавательными, эмоционально-волевыми.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ. Су-Джок терапия На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал,.

Аналитическая справка по тематической проверке «Современные образовательные технологии в оздоровительной работе с детьми» Аналитическая справка по тематической проверке «Современные образовательные технологии в оздоровительной работе с детьми в контексте ФГОС.

Мастер-класс для педагогов «Игровые технологии в работе учителя-логопеда» Мастер – класс для педагогов «Игровые технологии в логопедической работе» Составила Учитель – логопед: Кулагина И. А. Особое значение игра.

Мультимедиа технологии в работе учителя-логопеда ДОУ Мультимедиа технологии в работе учителя- логопеда ДОУ. Мультимедиа технологии являются одним из популярных и перспективных направлений.

Современные интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры.

Современные технологии в обучении детей с ОВЗ УСТЬИНСКИЙ ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ УСТЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МОРШАНСКОГО РАЙОНА.

Современные технологии в работе с одарёнными детьми Современные технологии в работе с одарёнными детьми. Автор: Е. П. Крутикова воспитатель 1-й категории МБДОУ №567 Среди самых интересных.

Эссе учителя-логопеда «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации» Эссе на тему: «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации» «Чтобы быть.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ. Здоровьесберегающие технологиив работе логопеда. Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, недостаточно развитая.

Программа “Фонетическая ритмика”

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.

Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность.

Просмотр содержимого документа
«Программа “Фонетическая ритмика” »

Программа дополнительного образования учащихся направлена на создание системы комплексной помощи детям, в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Упражнения, содержащие движение и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

-нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью;

-формирование умений изменять силу и высоту голоса;

-правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях словах, фразах;

-воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

-восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

-умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами;

Данная программа предназначена для коррекционно-логопедической работы с группой учащихся возрастом с 7 до 11 лет, испытывающих трудности формирования устной и письменной речи (письма и чтения).

Новизна: Использование фонетической ритмики как коррекционной технологии сохранения и укрепления здоровья.

1.Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи.

2. Восполнение пробелов в развитии средств языка и функций речи, в процессе логопедических занятий.

3. Формирования полноценных предпосылок к обучению детей родному языку.

Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в условии программы общеобразовательной школы, особенно в усвоении таких важных навыков как письмо и чтение.

Школьники с нарушениями звукопроизношения, фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи- общее недоразвитие речи. Эти учащиеся требуют от учителя-логопеда особого внимания, так как одним из негативных последствий ОНР (общего недоразвития речи) у учеников является недостаточная сформированность основных предпосылок к обучению.

Фонетическая ритмика включает в себя три компонента:

    Фонетическая ритмика характеризуется тремя основными элементами:

    Фонетическая ритмика-это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

    В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствуют снятию напряженности и монотонности речи. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

    Цель данной программы– коррекция нарушений речевой деятельности через

    -слуховой, зрительной памяти, внимания;

    -оптико- пространственных представлений и навыков;

    – статической и динамической координации общих движений;

    – тонкой произвольной моторики и мимики лица;

    -чувства ритма и темпа в движении, способности восприятия музыкальных образов, ощущения в движениях и речи ритмической выразительности;

    – темпа, ритма дыхания и речи;

    Задачи фонетической ритмики:

    Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической коррекции у дошкольников:

    развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;

    формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;

    развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.

    Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».

    Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений.

    Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на:

    нормализацию речевого дыхания и слитность речи;

    формирование умений изменять силу и высоту голоса;

    правильное воспроизведение звуков и их сочетаний;

    воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

    различение и воспроизведение ритмов;

    выражение эмоций простыми интонационными средствами.

    Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение звуков речи и их сочетаний, представлены в рисунках на тот или иной звук. Движения выполняются одновременно с проговариванием.

    Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.

    Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При характеристике движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».

    Интенсивность определяет динамику речи. При характеристике движений интенсивность фиксируется в терминах «сильно», «слабо».

    Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Она выражается в длительности или краткости. При характеристике движений время фиксируется в терминах «длительно», «кратко», «удлинённо».

    Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трёх основных положений (И.п.).

    Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.

    Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И.п. начинается движения для звуков Р.

    Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперёд на уровне груди. Это И.п. для звука Р.

    Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например па, по и т.д.

    Основные направления коррекционной работы:

    1.Работа над дыханием. Работа над дыханием направлена на нормализацию речевого дыхания, умение управлять своим голосом, выработку правильного, продолжительного выдоха, сохранение плавности речи и интонационной выразительности, условия поддержания нормальной громкости речи. С произнесения на длительном выдохе звуков одновременно начинается работа над голосом (силой и высотой). Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями. Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.
    2.Упражнения по изменению силы голоса. Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение.
    3.Развитие темпо-ритмических способностей. Особой задачей коррекционной работы является развитие чувства ритма и темпа, развитие чувства ритма; правильное воспроизведение ритмического рисунка слов; является основой для овладения звуко-слоговом составом слов родного языка, интонацией, ударением; использование различных темпов как звуковое средство выразительности собственной речи. Работа над ритмом и темпом неразрывно связаны.
    Нормализация произносительной стороны речи. В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи: формирование и закрепление произносительных навыков; автоматизация приобретённых навыков; тренировка слухового восприятия. Характер этих движений также различен — от плавных и медленных до отрывистых и резких и от широких до локальных. После того, как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой — это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий — фонетически правильно оформленная речь без движений.

    Сроки реализации программы: занятия проводятся с детьми 7-10 лет 2 раза в неделю (68 ч. в учебный год).

    Форма работы: малые группы наполняемостью 5 человек.

    Рекомендации к проведению занятий:

    Занятия проводятся регулярно 2 раза в неделю по 30 минут

    Во время занятий дети должны стоять врассыпную, хорошо видеть педагога

    Дети выполняют упражнения по подражанию

    Каждое движение повторяется сначала группой детей, затем отдельно каждым ребенком

    Использование звуков на занятии осуществляется по принципу от простых к сложному

    Занятия должны носить игровой характер

    Речь педагога должна служить образцом для детей, быть естественной и эмоциональной

    Форма контроля: проектная работа в конце обучения / театральное выступление обучаемых .

    Формирование универсальных учебных действий в ходе коррекционной работы.

    Личностные УУД: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.

    Познавательные УУД: Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий ,умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

    Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

    Регулятивные УУД: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

    Перечень учебно-методического обеспечения программы.

    Регулярно обновлять и пополнять методическую копилку методическим

    Продолжить подборку и систематизацию дидактического материала по лексическим темам.

    Использование компьютерных технологий на занятиях.

    Продолжить оформления кабинета в соответствии с современными требованиями и программными требованиями.

    Следить за методическими новинками и готовить наглядность и другие дидактические материалы в соответствии новых требований.

    МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

    1. Шкафы для пособий – 4 шт.

    2. Мольберт для картинок.

    3. Стол канцелярский.

    4. Стулья – 12 шт.

    5. Детские столы – парты – 6 шт.

    6. Учебно – методические пособия.

    7. Настольные игры, игрушки.

    8.Магнитная и разрезная азбука.

    Ожидаемые результаты к концу обучения:

    – Снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний.

    – Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.

    – Активизация и развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики и координации движений.

    – Коренное совершенствование системы оздоровления на основе реализации индивидуального подхода.

    – Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

    – Повышение заинтересованности работников школы и родителей в укреплении здоровья школьников.

    – Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей

    – Повышение квалификации работников школьных учреждений.

    – Стимулирование повышения внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

    Учебно-тематический план к программе (всего 68 часов):

    Фонетическая ритмика в системе коррекционной работы

    ГБОУ школа № 676

    Кронштадтского района Санкт – Петербурга

    Учитель-логопед Лаврова А.С.

    Фонетическая ритмика в системе коррекционной работы

    Предмет «Фонетическая ритмика» направлен на создание системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

    Упражнения, содержащие движение и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

    -нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью;

    -формирование умений изменять силу и высоту голоса;

    -правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях словах, фразах;

    -воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

    -восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

    -умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами;

    Использование фонетической ритмики как коррекционной технологии сохранения и укрепления здоровья.

    1.Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи.

    2. Восполнение пробелов в развитии средств языка и функций речи, в процессе логопедических занятий.

    3. Формирования полноценных предпосылок к обучению детей родному языку.

    Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в условии программы общеобразовательной школы, особенно в усвоении таких важных навыков как письмо и чтение.

    Школьники с нарушениями звукопроизношения, фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи- общее недоразвитие речи. Эти учащиеся требуют от учителя-логопеда особого внимания, так как одним из негативных последствий ОНР (общего недоразвития речи) у учеников является недостаточная сформированность основных предпосылок к обучению.

    Фонетическая ритмика включает в себя три компонента:

    Фонетическая ритмика характеризуется тремя основными элементами:

    Фонетическая ритмика-это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

    В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствуют снятию напряженности и монотонности речи. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

    Цельданного предмета – коррекция нарушений речевой деятельности через развитие:

    -слуховой, зрительной памяти, внимания;

    -оптико- пространственных представлений и навыков;

    – статической и динамической координации общих движений;

    – тонкой произвольной моторики и мимики лица;

    -чувства ритма и темпа в движении, способности восприятия музыкальных образов, ощущения в движениях и речи ритмической выразительности;

    – темпа, ритма дыхания и речи;

    Задачи фонетической ритмики:

    Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической коррекции у школьников:

    1.развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;

    2.формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;

    3.развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.

    Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».

    Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на:

    1.нормализацию речевого дыхания и слитность речи;

    2.формирование умений изменять силу и высоту голоса;

    3.правильное воспроизведение звуков и их сочетаний;

    4.воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

    5.различение и воспроизведение ритмов;

    6.выражение эмоций простыми интонационными средствами.

    Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение звуков речи и их сочетаний, представлены в рисунках на тот или иной звук. Движения выполняются одновременно с проговариванием.

    Основные направления коррекционной работы:

    1.Работа над дыханием. Работа над дыханием направлена на нормализацию речевого дыхания, умение управлять своим голосом, выработку правильного, продолжительного выдоха, сохранение плавности речи и интонационной выразительности, условия поддержания нормальной громкости речи. С произнесения на длительном выдохе звуков одновременно начинается работа над голосом (силой и высотой). Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями. Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.

    2.Упражнения по изменению силы голоса. Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение.

    3.Развитие темпо-ритмических способностей. Особой задачей коррекционной работы является развитие чувства ритма и темпа, развитие чувства ритма; правильное воспроизведение ритмического рисунка слов; является основой для овладения звуко-слоговом составом слов родного языка, интонацией, ударением; использование различных темпов как звуковое средство выразительности собственной речи. Работа над ритмом и темпом неразрывно связаны.

    Нормализация произносительной стороны речи. В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи: формирование и закрепление произносительных навыков; автоматизация приобретённых навыков; тренировка слухового восприятия. Характер этих движений также различен — от плавных и медленных до отрывистых и резких и от широких до локальных. После того, как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой — это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий — фонетически правильно оформленная речь без движений.

    ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЯМ

    Овладение умениями выразительно и ритмично выполнять под музыку различные движения типа:

    Ходьба широким шагом со свободным, естественным движением рук

    – друг за другом по одному

    – врассыпную с использованием всего пространства кабинета

    Ходьба на носках – на пятках с соблюдением определенного расстояния

    Легкий ритмичный бег в колонне

    – между расставленными предметами

    Простые движения с предметами (например, с обручами, мечами)

    Выполнение элементарных построений и перестроений

    – в шеренгу по одному (по два)

    Упражнения для разных групп мышц:

    Для мышц плечевого пояса

    – движения рук вверх, вперед, назад (без предметов и с предметами)

    – разгибание рук в стороны из положения перед грудью

    – круговые движения прямыми руками попеременно и вместе

    – качание рук вперед и назад

    – вращение согнутых в локтях рук перед собой

    – сжимание пальцев в кулак и разжимание

    – вращение кистей рук

    Для выработки правильной осанки

    – свободно ползать по ковру между предметами

    – стоя у стула, держась за его спинку, расправив плечи, прогнуть спину, поочередно выставлять ногу на носок вперед и в сторону

    – приседания (с опорой на спинку стула и без опоры)

    – приседание с обручем, палкой, флажками

    – поочередное поднимание ног, согнутых в коленях + хлопок под коленом

    – попеременное выставление ног на носок вперед – в сторону (руки на поясе)

    – поднимание на носки

    – стоя, ноги вместе – повороты вправо-влево

    – сидя на полу – повороты вправо-влево

    – наклоны вперед, в стороны (стоя)

    – касание носков ног руками

    Сидя на стуле делать наклоны вперед и в стороны (класть предметы перед собой и сбоку, брать их)

    Поочередное поднимание прямых ног из положения лежа на спине

    Шаг галопа вперед (медленно, быстро)

    – поочередно левой – правой

    Кружение через правое плечо

    АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

    Произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов, слов, словосочетаний и фраз в 4 – 6 – 8 слогов

    Дифференциация вдоха через нос – выдоха через нос (через рот)

    Дифференциация: тихо – громко

    Произношение слов слитно, голом нормальной высоты, тембра, силы, с соблюдением звукового состава (точно или приближенно), с использованием допустимых замен, с соблюдением словесного ударения (сопряжено, отраженно, по надстрочному знаку.

    Соблюдение в речи правил орфоэпии (сопряжено, отраженно, по надстрочному знаку) в соответствии с программой по обучению произношения.

    Произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному (сопряжено и отраженно)

    Изменение темпа произношения: говорить медленно, быстро (сопряжено и отраженно)

    Воспроизведение вопросительной и повествовательной интонации (сопряжено и отраженно)

    Звуки и их сочетания

    Обучение произношению звуков, слогов с использованием фонетической ритмики по методике Петра Губерина

    РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

    На материале неречевых звучаний

    Слушание музыкальных произведений различного характера

    Различение звучаний различных музыкальных инструментов

    Различение звучаний различных предметов

    На материале речевых звучаний

    Восприятие, различение и воспроизведение ритмических рисунков с использованием пиктографической ритмики

    Восприятие, различение и воспроизведение материала речевых игр с движениями

    Выполнять под музыку простые виды ходьбы, бега, несложные танцевальные движения

    Переключаться с одного движения на другое

    Ориентироваться в пространстве с соблюдением указанных направлений

    Сочетать движения с началом и окончанием музыкального звучания

    Сочетать движения с медленным и быстрым темпом

    Дифференцировать музыкальные звучания

    Воспринимать на слух и воспроизводить несложные ритмические рисунки на шумовых инструментах, отхлопыванием

    Определять на слух вокальную и инструментальную музыку

    Определять на слух характер несложных музыкальных произведений

    Воспринимать на слух (с индивидуальными аппаратами и без них или на вибротоне) речевой материал урока.

    Говорить внятно, голосом нормальной высоты, силы, тембра, в нормальном темпе.

    Соблюдать словесное ударение, фразовую интонацию, передавать в речи различные эмоции (радость, страх, растерянность и др.)

    Форма работы: групповые занятия.

    Рекомендации к проведению занятий:

    •Занятия проводятся регулярно 1 раз в неделю по 40 минут

    •Во время занятий дети должны стоять врассыпную, хорошо видеть педагога

    •Дети выполняют упражнения по подражанию

    •Каждое движение повторяется сначала группой детей, затем отдельно каждым ребенком

    •Использование звуков на занятии осуществляется по принципу от простых к сложному

    •Занятия должны носить игровой характер

    •Речь педагога должна служить образцом для детей, быть естественной и эмоциональной

    Форма контроля: проектная работа в конце обучения / театральное выступление обучаемых .

    Формирование универсальных учебных действий в ходе коррекционной работы.

    Личностные УУД: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.

    Познавательные УУД: Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

    Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

    Регулятивные УУД: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

    Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений.

    Мастер-класс «Фонетическая ритмика как инструмент обучения чтению»

    Фонетическая ритмика как инструмент обучения чтению.

    Исторически под фонетической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Фонетическая ритмика может представлять собой систему упражнений, направленную на формирование фонетически правильно оформленной речи на основе синтеза деятельности нейропсихологических функций (гностических, психомоторных, речевых) и ритмической способности.

    Кроме того, что фонетическая ритмика помогает нормализовать речевое дыхание, менять высоту и силу голоса, воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах, воспроизводить звуки, слоги и слова в заданном темпе, воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы, освоить слоговую структуру слова, фонетическая ритмика мотивирует и подготавливает ребенка к освоению чтения и письма.

    В своей работе фонетическую ритмику я использую с неговорящими детьми, с детьми с нарушением слуха, с расстройством аутистического спектра, генетическими синдромами, при алалии, дислалии и др. нарушениях развития.

    С помощью фонетической ритмики ребенок быстрее запоминает буквы. Фонетическая ритмика — это движения, а дети любят двигаться. Они повторяют движения легко, играя. Играя, учатся говорить правильно. Ребенку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука. Каждый звук подкрепляется его визуальным образом и буквой, какой он обозначается. С помощью фонетической ритмики удается быстрее сформировать нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв.

    В структуру занятий по фонетической ритмике входит:

    – упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика);

    – артикуляционная и мимическая гимнастика;

    – произнесение звука с движением и визуальным подкреплением (картинкой-образом);

    – интонационное произнесение звука (проговаривание в игровой ситуации);

    – произнесение звуков в слогах, с последующим прочтением;

    – проговаривание с помощью ритмических движений слов и прочтение их.

    Работа в данном направлении обеспечивает возможность слить воедино творческое овладение детьми навыками чтения и достижения психологического комфорта.

    Материал, используемый в работе.

    2. Визуальное подкрепление

    А

    3. Игровые ситуации для закрепления звука

    – мама качает малыша;

    – поет певец (певица);

    – на приеме у врача (осмотр горла);

    2. “Пошепчу -покричу “

    – Произнести звук шепотом, тихо, громко и наоборот;

    -Работа в парах (один спрашивает тихо, второй отвечает громко и наоборот);

    Тянуть звук, растягивая резинку.

    “Бросить” (протянуть) звук как можно дальше.

    Выудить (протянуть) звук из реки.

    6. “Высоко-низко, или Три медведя”

    Произнести звук низким, средним по высоте и высоким голосом.

    7. “Сигнальная машина”

    Просигналить звуком, изменяя высоту голоса.

    8. “Задушевный разговор”

    Работа в парах: один спрашивает звуком, второй отвечает.

    Спеть песню вместе с детьми из сказки “Красная шапочка”:

    А-а, в Африке реки вот такой ширины,
    А-а, в Африке горы вот такой вышины,
    А-а, крокодилы – бегемоты,
    А-а, обезьяны – кашалоты,
    А-а – и зеленый попугай!
    А-а – и зеленый попугай!

    10. “Доскажи словечко”

    11. Девочка качает куклу: «А-а-а!» Я качаю куклу: «А-а-а!» Ты качаешь куклу: «А-а-а!» Покачаем вместе кукол: «А-а-а!» Как ты качаешь куклу? Как мама качает дочку?

    Читайте также:  Речевые игры как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников с нарушениями речи
    Ссылка на основную публикацию