Факторы, влияющие на качество проведения логопедических занятий у пациентов с очаговыми поражениями головного мозга

Особенности коррекционно-восстановительного обучения больных с очаговыми поражениями мозга

Дата публикации: 19.04.2016 2016-04-19

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Гайфутдинова А. В. Особенности коррекционно-восстановительного обучения больных с очаговыми поражениями мозга // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 62-63. — URL https://moluch.ru/archive/111/27750/ (дата обращения: 28.02.2020).

Автором статьи предприняты попытки охарактеризовать некоторые условия организации восстановительного обучения пациентов с очаговыми поражениями мозга.

Ключевые слова: очаговые поражения мозга, нарушения когнитивных функций, коррекционная работа, нейродинамические показатели.

В клинике больных с очаговыми поражениями мозга отмечается как локальная симптоматика (афазия, дизартрия, апраксия, агнозия), так и неспецифическая симптоматика, обусловленная топикой поражения, распространением очага патологического функционирования и дисфункцией лимбико-ретикулярных структур мозга (Шкловский В. М., Визель Т. Г.).

Отмечаются нарушения активности, спонтанности, пластичности психических процессов. Проявления у больных явления аспонтанности, инактивности, инертности могут сочетаться друг с другом или встречаться изолированно.

Возникающие при очаговых поражениях мозга нарушения когнитивных функций, дезорганизация аффективно-мотивационной сферы приводят к нарушению социализации больного и предъявляет дополнительные требования к организации коррекционно-восстановительного обучения.

Логопеды и другие специалисты, обеспечивающие реабилитационные мероприятия, должны обладать смежными знаниями в области медицины, психофизиологии, психологии, педагогики. Для составления индивидуально- ориентированной программы восстановительного обучения педагог (логопед) должен в полной мере представлять мозговые механизмы нарушения, выделять первичную и вторичную симптоматику, определять прямые и обходные пути компенсации нарушенных звеньев функции. По сути мы говорим о специалистах, к которым можно применить термин нейропедагог (Тункун Я. А. и др.).

Кроме общепринятых приёмов и методов коррекционной работы, необходимым условием является организация учебного пространства, выбор дидактического материала, учёт воздействия медикаментозных средств.

Для повышения эффективности коррекционно-восстановительной работы является крайне важным создание соответствующего эмоционального фона, применение эмоционально-значимого материала и различных других психологических и культурно-просветительских средств, которые сегодня в нейронауках отражают понятие «эмоциональный интеллект» (Степанов В. Г., Клемантович И. П. и др.).

К сожалению, часто этой важной сфере не придают должного значения, а между тем лечебно-психотерапевтическое воздействие в виде направленной эмоциональной поддержки приводит к повышению степени самоуважения пациента. Безусловное принятие пациента специалистом приводит к безусловному принятию пациентом самого себя (Rogers C. R.). Это, в свою очередь, влечёт снижение уровня психологической травматизации по отношению к установке для продолжения длительной реабилитации. При формировании позитивного настроя в процессе коррекционно-восстановительного обучения у пациента раскрываются резервные возможности его когнитивных процессов.

В ходе работы формируются и стимулируются дополнительные требования к организации логопедических занятий с учётом уровня притязаний пациента в зависимости от его коммуникативных потребностей и мотивационных установок.

Таким образом, качественные изменения некоторых нейродинамических показателей и позволяют вырабатывать главный навык, необходимый для успешного проведения реабилитационного процесса — самоконтроль и организация целенаправленной деятельности.

Эта работа может вестись изолированно от собственно логопедических занятий (индивидуальных и групповых), так и в комплексе.

Результаты проведённых реабилитационных курсов восстановления подтверждают, что комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие приводит к регрессу соответствующих речевых нарушений и положительно отражается на качестве жизни пациента.

Что делать при поражении головного мозга?

Поражения головного мозга влекут за собой неврологические нарушения, требующие дальнейшей реабилитации с целью восстановления утраченных функций.

После поражения головного мозга вероятен риск утраты или ухудшения повседневных способностей.

Стоимость курса реабилитации во многом зависит от видов, объема и форм восстановительных мероприятий.

Пройти реабилитацию после черепно-мозговых травм возможно в кредит.

Для полного восстановления после черепно-мозговых травм крайне важно обеспечить профессиональный медицинский уход и поддержку.

Вне зависимости от того, чем были вызваны поражения головного мозга, все они влекут за собой проявление неврологических дисфункций в отношении слуха, речи, зрения или движений. Устранение этих нарушений требует комплекса восстановительных мероприятий, который, увы, в домашних условиях или в неспециализированной клинической больнице пройти практически невозможно, либо он не даст положительного эффекта. Почему это так, мы попробуем объяснить в данной статье.

Различные поражения головного мозга, вследствие инсульта, черепно-мозговой травмы или других заболеваний приводят чаще всего к неврологическим нарушениям: двигательным, речевым, когнитивным и другим.

В зависимости от тяжести заболевания и локализации повреждений в головном мозге интенсивность и обратимость этих неврологических расстройств может быть различной. В любом случае, после получения экстренной медицинской помощи и проведения лечения основного заболевания наступает период реабилитации, призванный восстановить утраченные функции или, если это оказывается невозможным по медицинским показаниям, научить человека полноценно жить после перенесенных заболеваний.

В научной медицинской среде большинство врачей-неврологов и других специалистов сходятся во мнении, что период активной реабилитации пострадавших от поражений головного мозга необходимо начинать в первые две-три недели после прохождения острой фазы заболевания. А наибольшая эффективность восстановительного лечения приходится на первые три-шесть месяцев, в последующие полгода происходит закрепление полученных успехов. На самом деле, в зависимости от характера и тяжести последствий, реабилитация может длиться до двух лет – часто именно столько времени требуется для восстановления речи.

Восстановление двигательных нарушений

Здесь мы остановимся на предостережениях от типичных ошибок, которые допускают люди, решившие пройти реабилитацию на дому после травм и других заболеваний головного мозга, повлекших нарушения двигательных функций.

  • Как уже было сказано, ранняя реабилитация после повреждений головного мозга показана, однако многие пациенты и их родственники понимают это слишком буквально. Действительно, обычно, к примеру, после ишемических инсультов двигательную реабилитацию начинают через неделю (если нет противопоказаний), после геморрагических – через две-три недели. Поэтому нельзя ее начинать, пока нет уверенности в ее своевременности у лечащего врача, с которым согласуете объем и время начала реабилитационных мероприятий.
  • Внимательно выбирайте лечащего врача, поскольку в России очень многие из них склонны назначать лечение по стандартной прописанной схеме, выполняя некий «ритуал», без всякого учета индивидуальных особенностей организма. Так, многие начинали лечение после слов: «Массаж еще никому не навредил», а потом обнаруживали у себя спастику и дальнейшее ухудшение двигательных функций.
  • Продолжая тему лечения «по схеме», скажем о профилактике контрактур, предписывающей один-два раза в день заниматься лечением положением продолжительностью до полутора-двух часов. Однако если остальные двадцать два часа руки и ноги будут располагаться в неправильных положениях, то прок от этой двухчасовой процедуры будет нулевой.
  • Насыщенная и длительная пассивная разработка конечностей может оказаться не только бесполезной, но и опасной процедурой. Помимо того, что при ней тренируется не столько пострадавший, сколько человек, делающий ему массаж, усиленные активные массирующие движения создают риск вывихов и разболтанности суставов – при парезе, и риск микротравм и параартикулярной оссификации – при спастических параличах. Крайне опасен ротационный массаж суставов ног, который осуществляется неспециалистом.
  • Идеомоторная гимнастика, или представление своего движения без самого движения, может оказаться не только бесполезным занятием, но и нанести вред: ведь если пациент лишь «мечтает» о движении, не прилагая для этого никаких внутренних усилий, волевая мышечная реконструкция воображаемого движения не происходит, формируя так называемый центральный спрутинг.
  • В виду того, что в случаях со спастическими параличами наличие мышечных атрофий не наблюдается, активная или силовая нагрузка на неповрежденные руки или ноги приведет к «обкрадыванию» больной стороны, а в спастических мышцах – к усилению спастики. Так, после инсультов тренировка четырехглавых мышц бедра и бицепсов строго противопоказана.
  • При назначении массажа недостаточно указывать область массирования, но также необходимо рекомендовать и его характер, тип воздействия и, конечно, поставить задачу. Так, к типам массажа относятся: точечный, структурирующий, рассасывающий, успокаивающий, гидродинамический и другие. А задачи могут стоять, например, такие: мобилизация мышц и сухожилий, устранение триггерных зон, либо мягкого отека и прочие.
  • Тренировки на тренажерах предполагают не просто проведение определенных упражнений, но и правильное их выполнение. Реабилитируемый человек может приспособиться выполнять те или иные упражнения, используя здоровую сторону или крепкие мышцы. Например, при занятиях на велотренажерах упражнения могут выполняться пациентом только одной ногой, или, задействовав только мышцы-разгибатели, или мышцы-сгибатели, при этом со стороны может казаться, что упражнение выполняется правильно, в то время как оно оказывает вред.
  • Недооценка психического и психологического состояния, в котором пребывает пациент, – еще одна типичная ошибка людей, стремящихся восстановить двигательные функции. А ведь подавляющее большинство пациентов после травм головного мозга и тяжелых заболеваний погружено в депрессию, в которой и находится по нескольку лет, если им не оказывается должная психологическая помощь. Депрессия отнимает у пострадавших людей моральные силы для занятий лечебной гимнастикой, для мотивированного и волевого участия пациентов в их восстановительном лечении.
  • Незнание или недооценка значения комплексного подхода в двигательной реабилитации, которая предполагает рациональное комбинирование различных методик восстановительной медицины: где медикаментозное лечение является лишь фоном для физиопроцедур, после которых следует профилактика котрактур, массаж, психотренинг и так далее.
  • И наконец, головной мозг находится в тесном «контакте» со всеми частями и органами человека, и любые действия в головном мозге посылают им определенные «команды», и наоборот, любые процессы в организме отражаются на активности соответствующих зон головного мозга. Вот почему двигательные упражнения тренируют не только мышцы и сухожилия, и являются профилактикой сопутствующих заболеваний, но и способствуют скорейшей регенерации нервных связей.

Вышеуказанная информация предоставлена в этом разделе с целью осознания важности профессионализма в оказании помощи при восстановлении людей, перенесших травмы головного мозга, инсульты или другие тяжелые заболевания, повлекшие за собой двигательные дисфункции. Во главе угла любого врачебного назначения должна стоять задача или комплекс взаимоувязанных задач, на решение которых и направляются различные методики восстановительного лечения, а бесцельное или «хаотическое» лечение на дому не только не приведет к желаемым результатам, но и сместит вектор восстановления в другую сторону.

Восстановление речевых дисфункций

Органические поражения речевых зон коры головного мозга могут являться результатом опухоли, инсульта, травмы или воспалительного процесса. Они приводят к системному нарушению речи, называемому афазией.

Всего бывает порядка восьми видов афазии, которые условно можно разбить на две группы: сенсорную афазию и моторную афазию. Первая группа характеризуется тем, что человек перестает понимать речь, но способен произносить слова и фразы. Моторная афазия проявляется в том, что человек слышит и понимает речь, но не может выговаривать слова и фразы. Проблемы с речью встречаются у четверти людей, перенесших инсульт.

Речевые дисфункции влекут за собой целый комплекс отрицательных психических состояний у людей, перенесших органические поражения коры головного мозга, таких как плаксивость, раздражительность, агрессия, неадекватная оценка действительности и депрессия.

Поэтому при восстановлении речевых функций задействуются несколько специалистов, это могут быть логопеды, нейропсихологи, педагоги, психиатры и психологи. Восстановление речи занимает много времени, гораздо больше, чем его требуется на двигательную реабилитацию, – два года, а в некоторых случаях пять-шесть лет.

Важно помнить, что часто люди с органическими поражениями головного мозга не понимают, что счет, письмо или речь у них нарушены, а если понимают, то полагают, что со временем все наладится само собой. В таких случаях важно им объяснить ситуацию, поставить перед ними задачу и убедить в достижимости поставленной цели. Так же следует показать связь между приложенными усилиями и успешным результатом, рассказать, что желание добиться цели и оптимизм сделают на пути восстановления больше, чем любая лекарственная терапия.

Типичная ошибка реабилитации речи с неспециалистами – это неправильный подбор упражнений и режима занятий. Это не нанесет прямого вреда пострадавшему, но лишит его веры в успех после многих безуспешных занятий. Вот почему так важно обращаться к помощи профессионалов.

Для работы по восстановлению речи больного требуется фантастическое терпение, очень важно ни в коем случае не раздражаться при занятиях с ним и постоянно поддерживать у реабилитируемого интерес к ним. Как правило, рекомендованы ежедневные неспешные спокойные беседы, а так же пение мелодичных песен, декламация незамысловатых детских стихотворений, чтение букваря.

Если же вы все же решили самостоятельно заниматься с пострадавшим, обязательно купите литературу, разузнайте у логопеда и других специалистов о существующих методиках, применяйте их комплексно и согласно существующим инструкциям специалистов.

Коррекция когнитивных расстройств

Чаще всего когнитивные расстройства вызываются ишемическими инсультами, возникшими на фоне диабета, артериальной гипертензии и фибрилляции предсердий.

В последнее десятилетие появились результаты множества исследований, которые убедительно доказывают, что когнитивные расстройства отрицательно влияют на весь процесс реабилитации, на восстановление всех нарушенных функций: двигательных, зрительных, речевых и других. Несомненно, на процесс реабилитации влияют и другие факторы:

  • Возраст,
  • Размер очага органического поражения мозга,
  • Локализация повреждений,
  • Тяжесть заболевания
  • Время начала лечения и реабилитации,
  • Наличие сопутствующих заболеваний.

Но ранее когнитивные расстройства не относились к факторам, отягчающим реабилитацию.

На темпы восстановительного лечения оказывают значительное влияние такие аффективные состояния, как эмоциональная лабильность, апатия, мания, тревога и депрессия. Причем раньше считалось, что депрессия является лишь реакцией на перенесенное заболевание, хотя теперь известно, что, во-первых, по частоте она превышает все другие психические расстройства, во-вторых, она формируется так же благодаря личностным, социальным и другим факторам.

По этой причине в восстановительном лечении больных, получивших органические поражения головного мозга, важно задействовать различных специалистов из области медицины, педагогики, психологии и других сфер знаний. Очевидным становится комплексный подход к реабилитации, рациональное сочетание и ротация в применении множества различных методик. Поскольку сегодня факт взаимосвязи всех возможных неврологических нарушений после полученных поражений головного мозга можно считать доказанным, мы неизбежно приходим к выводу, насколько малоуспешной может оказаться реабилитация на дому и даже в обычной клинической больнице. Ведь комплексная реабилитация – это не просто набор различных восстановительных методик – это индивидуальных подход, согласование и утверждение сообществом врачей целого комплекса реабилитационных мероприятий и дальнейшее многоэтапное целенаправленное восстановительное лечение.

Реабилитационный центр «Три сестры» занимается стационарным восстановительным лечением больных с поражениями головного мозга различной тяжести. Центр руководствуется исключительно соображениями комплексного подхода в реабилитации, и для этого располагает всеми необходимыми ресурсами:

  • Слаженной командой высококвалифицированных врачей, реанимационных медсестер, психологов, педагогов, диетологов, поваров и обслуживающего персонала – про это гордость реабилитационного центра под руководством с главного врача, имеющего 20-летний опыт работы в центрах восстановительной медицины США.
  • Сбалансированным комплексом традиционных, новейших и авторских методик от наших ученых-медиков, подбираемых индивидуально согласно показаниям гостей центра.
  • Новейшим диагностическим, ортопедическим, тренажерным и лечебным оборудованием.
  • Персонализированным подходом и круглосуточным уходом за гостями центра.
  • Исключительным сервисом – реабилитационный центр «Три сестры» соответствует уровню 4* отеля, имеет 35 одноместных номеров с индивидуальным дизайном, ресторан с аппетитным меню от собственного шеф-повара и диетолога, сосновый лес за окном.
Читайте также:  Интегрированные логопедические занятия - актуальность, особенности организации

Опыт, высокая компетентность всего персонала, комплексный подход к реабилитации, разнообразие высокоэффективных восстановительных методик, правильное питание и режимы сна, бодрствования, занятий и досуга, а так же чистейший хвойный воздух помогут восстановить утраченные функции в кратчайшие сроки.

Лицензия Министерства здравоохранения Московской области № ЛО-50-01-009095 от 12 октября 2017 г.

Особенности логопедических методик восстановительного обучения при локальных поражениях головного мозга

1. Локальные поражения головного мозга как предмет изучения 6

1.1. Нейропсихологические синдромы при поражении различных участков головного мозга 6

1.2. Восстановительное обучение как метод помощи при локальных поражениях головного мозга 24

2. Методические основы логопедического восстановительного обучения 30

2.1. Восстановление речи как проблема 30

2.2. Принципы и методы восстановительного обучения 33

2.3. Методы логопедической работы с больным 38

Библиографический список 44

Поражения коры головного мозга человека могут привести к тяжелым нарушениям важнейших психических процессов таких, как речь и мышление, письмо и чтение, память и конструктивная деятельность Независимо от формы дефекта и степени его выраженности нарушения психических процессов неизбежно ведут к тяжелому страданию деятельности человека, нередко изменяют его личность, глубоко травмируют всю психическую сторону жизни, нарушая тем самым нормальную жизнь человека и взаимоотношения с окружающими его людьми, выключают его из общения, интеллектуальной жизни и труда.

Рост сердечно-сосудистых заболеваний, а также последствия второй мировой войны поставили медицину всего мира, психологию, физиологию, логопедию и другие, смежные с ними науки, перед необходимостью решения проблемы восстановления высших психических функций после поражения мозга как в теоретическом, так и в практическом аспекте.

Этот важнейший вопрос современной медицины, нейропсихологии и физиологии имеет, по крайней мере, две стороны, нуждающиеся в ближайшем рассмотрении и решении: это организационная сторона и научно-методическая.

Что касается первой стороны вопроса восстановления функций, то в настоящее время повсюду — и в нашей стране, и в целом ряде зарубежных стран (Польша, Чехословакия, Болгария, ГДР, Англия, Франция, Чили, США и др.) функционирует и развертывается широкая сеть специализированных восстановительных центров, а проблема реабилитации больных с поражениями мозга становится одной из центральных проблем практической и научной медицины.

Основные социальные и психические проблемы пожилого слоя населения

. формы социальной работы с пожилыми людьми, то количество социальных проблем пожилых людей снизится. Глава 1. Основные социальные и психические проблемы пожилого слоя населения .1 Социально . слуха, которые пожилой человек может стараться скрывать. В эмоциональной сфере – постепенное ослабление контролирующей и тормозной функции коры головного мозга влечет за собой проявление .

Вторая же сторона вопроса, касающаяся теоретических и методических основ восстановления, до сих пор остается менее продвинутой и нуждается в разработке. Настоящая работа и ставит в качестве своей общей задачи дальнейшую разработку научных основ и принципов логопедического восстановительного обучения больных с локальными поражениями мозга, разработку наиболее эффективных путей и методов восстановления речи, речевых процессов и счета, изучение психологических механизмов распада и восстановления функций.

Восстановительное обучение является одной из важнейших областей относительно новой области знания — нейропсихологии, находящейся на стыке многих современных наук, и, прежде всего, неврологии и физиологии; оно имеет большое теоретическое и практическое значение.

Одной из причин недостаточной разработанности теории и методов обучения больных с поражениями мозга является, с нашей точки зрения, длительное игнорирование этой области знания со стороны психологии. Долгое время практика и научно-методическая сторона восстановления речи и речевых процессов была преимущественно предметом внимания логопедии, которая сыграла значительную роль в становлении и развитии методического аспекта восстановительного обучения речи. Однако, существенным недостатком логопедического подхода к афазии нередко было упрощенное перенесение в эту область методов сурдопедагогической практики, что нередко замещало разработку теории и научных методов восстановительного обучения больных с локальными органическими поражениями мозга.

Нет сомнения в том, что восстановление высших психических процессов, его теория и методы, должно стать предметом психологии, изучающей строение, законы развития и распада высших психических функций, и, в первую очередь, предметом нейропсихологии, и что вне этого научная основа восстановительного обучения не может быть создана. Педагогическая нейропсихология (восстановительное обучение), как одна из основных областей нейропсихологии, в содружестве с логопедией, неврологией и лингвистикой и должна решать основные вопросы теории и методов восстановительного обучения.

Серотонинергические нейроны мозга участвуют в реализации таких функций как:

. и в покрышечной области ретикулярной формации. Их аксоны иннервируют отделы головного мозга диффузно: ветви аксонов одного нейрона иннервируют несколько функционально отличающихся частей . на рвотный центр. Двигательные расстройства, вызываемые нейролептиками Нейролептики вызывают изменения функции базальных ганглиев ( экстрапирамидной системы) от подавления, приводящего к паркинсонизму, до .

Отсутствие в случаях локальных поражений головного мозга первичных расстройств мышления, памяти, внимания, возникающих вследствие диффузных поражений мозга, обуславливает специфику методов работы. Кроме того, последствие зависят от конкретных форма афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, которые в свою очередь, определяются характером очага поражения, его размером и локализацией.

Цель работы — рассмотреть особенности логопедических методик восстановительного обучения при локальных поражениях головного мозга. Задачи:

Рассмотреть понятие восстановительного обучения

-изучить виды расстройств при локальных поражениях головного мозга

-рассмотреть принципы и методы восстановительного обучения при локальных поражениях головного мозга.

Объект исследования — последствия локальных поражений головного мозга. Предмет — виды восстановительного логопедического обучения при таких поражениях.

Научно-методической базой при написании данной работы послужили работы А.Р. Лурии «Проблема локализации высших психических функций человека», «Восстановление функций мозга после травмы», П.К. Анохина «Функциональная система», Н.К. Киященко, Шкловского В.М. И Визель Т.Г. «Восстановление речевой функций у больных с разными формами афазии» и ряда других авторов (см. Библиографический список).

1. Локальные поражения головного мозга как предмет изучения

1.1. Нейропсихологические синдромы при поражении различных участков головного мозга

Нарушения речи

. форме афатических расстройств является нарушение слухового контроля за выбором слов и звуков. Алалиякак форма речевого недоразвития вследствие поражения головного мозга известна давно. Еще в . . Замыкание указанной связи осуществляется в области стыка теменной, височной и затылочной долей — угловой извилины, поражение которой обычно вызывает распад созданных стереотипов, и .

Поражения теменных долей мозга. В анатомической структуре теменных долей мозга в плане их функциональной роли для обеспечения высших психических функций выделяется три частных зоны, представленных верхней теменной областью, нижней теменной областью и височно-теменно-затылочной подобластью.

Верхняя и нижняя теменные области граничат с постцентральной зоной мозга, являющейся корковым центром кожно-кинестетического анализатора (зона общей чувствительности).

Необходимо отметить, что нижняя теменная область примыкает к тому региону постцентральной зоны, который обеспечивает центральное представительство экстра- и интероцепторов рук, лица и речевых артикуляторных органов. «Соответственно эта область имеет отношение к интеграции обобщенных и отвлеченных форм сигнализации, которые связаны с тонко и сложно-дифференцированными предметными и речевыми действиями, требующими совершенно разработанной системы ориентировки в окружающем пространстве».

Височно-теменно-затылочная подобласть (ТРО) составляет область перехода между слуховой, кинестетической и зрительной зонами коры, обеспечивая интеграцию этих модальностей. Она объединяет все ведущие в психическом отражении модальности, обеспечивает сложные синтезы в предметных и речевых видах деятельности человека, в частности, анализ и синтез пространственных и «квазипространственных» параметров отражаемых объектов. В целом в нормально действующем мозге весь комплекс теменных структур вместе с их системами переключении и связей между собой и с подкорковыми инстанциями анализаторов работают как одно сложно-дифференцированное целое.

а) Синдром нарушения соматосенсорных афферентных синтезов.

Этот синдром возникает при поражении верхней и нижней теменной областей, граничащих с постцентральной зоной мозга и представляющих собой вторичные отделы кожно-кинестетического анализатора. В основе формирования составляющих его симптомов лежит нарушение синтеза кожно-кинестетических (афферентных) сигналов от экстра- и проприоцепторов. В связи с этим в центре данного синдрома находятся две группы расстройств: тактильные (осязательные) агнозии и афферентные апраксия и афазия.

Тактильные агнозии включают в себя симптомы нарушения осязательного восприятия предметов и их свойств. Несмотря на то, что эти нарушения, могут возникать в отсутствие видимых расстройств поверхностной чувствительности и глубокого мышечно-суставного чувства, есть все основания считать, что дефекты восприятия связаны с нарушением сенсорных синтезов одновременно или последовательно воспринимаемых групп стимулов. А.Р. Лурия указывал на правомерность установления аналогий между зрительными и тактильными агнозиями, усматривая в их основе единый механизм, специфически проявляющийся в рамках зрительной или тактильной модальности.

Неврологические синдромы поражения коры больших полушарий

. – астереогноз при поражении верхней теменной дольки доминантного полушария. При поражении верхней теменной дольки субдоминантного полушария появляется анозогнозия – . ). – премоторная зона представлена экстрапирамидной системой. Нарушение функции представлено двумя сидромами: акинетико-ригидным и . моторную зону коры. Локализация функций и синдромы поражения Лобная доля. Первичные проекционные поля: – .

К тактильным агнозиям относится астереогноз (невозможность идентификации предмета в целом при сохранности восприятия его отдельных признаков).

При ощупывании предмета (ключ, ручка, наручные часы, спички, ложка ), вкладываемого в правую или левую руку пациента, можно видеть явные затруднения, которые нередко больной пытается преодолеть, подключая к процессу опознания вторую руку. Астереогноз обычно возникает при ощупывании рукой, контралатеральной очагу поражения. Однако при локальных очагах в теменных отделах правого полушария астереогноз может проявляться и в ипсилатеральной руке, что особенно отчетливо обнаруживается в задачах на опознание объектов на доске Сегена.

Тактильные агнозии могут распространяться на определение отдельных свойств предмета: формы, величины, веса, материала, из которого он сделан. Частным вариантом тактильной агнозии, характерным для поражения левой теменной области, является дермоалексия: невозможность восприятия символов (букв, цифр, знаков), которые «вычерчиваются» обследующим на руке больного.

В настоящее время установлено, что при поражениях левого полушария нарушения тактильной чувствительности и тактильного гнозиса возникают только в контралатеральной (правой) рука, в то время как поражение теменных отделов правого полушария приводит к нарушению этих функций и в ипсилатеральной (левой) руке. Этот факт свидетельствует о ведущей роли теменных отделов правого полушария в интеграции афферентных сигналов в сфере общей чувствительности.

Нарушения развития личности

. головного мозга, вызывающими нарушения в деятельности лобных долей. Эти органические поражения актуализируются в условиях . , «хмыкание», покашливания (респираторные тики), похлопывания кистями рук, притоптывания ногами. Тикозные навязчивые движения связаны с эмоциональным . способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница. Депрессивные реакции могут возникать .

Это предположение подтверждается и симптомами нарушения соматогнозиса (схема тела), возникающими в подавляющем большинстве случаев при правосторонней локализации патологического процесса. Нарушения схемы тела можно видеть не только в трудностях непосредственной оценки расположения частей собственного тела, но и в появлении ложных соматических представлений (кажущееся больному изменение размеров руки, головы, языка, удвоения конечностей, их «отчуждения» от субъекта), а также в игнорировании левой половины тела.

В целом тактильные агнозии (впрочем, так же, как и зрительные) экспериментально исследованы недостаточно, остаются неясными их психологическая структура и психофизиологические механизмы. Вместе с тем оценка состояния функции тактильного гнозиса является значимой в диагностическом нейропсихологическом плане.

Не менее важными в клиническом синдроме поражения теменной области представляются нарушения праксиса, обусловленные дефицитом афферентирующей движения информации от рецепторов, находящихся в двигательном аппарате. Нередко они проявляются в форме афферентного пареза, развертывающегося по гемитипу в контралатеральной очагу поражения руке. Вместе с тем афферентная (кинестетическая) апраксия может проявляться как самостоятельное расстройство движений, при котором они теряют тонкую дифференцированность либо в отношении предмета, либо при воспроизведении по заданному образцу позы пальцев руки. Особенно страдает выполнение последней пробы в отсутствие зрительной афферентации, когда больному предлагается перенести установленное обследующим положение пальцев с одной руки на другую. Такие расстройства праксиса, как правило, наблюдаются при поражении левого полушария и проявляются на обеих руках, что соответствует утвердившемуся в неврологии представлению о ведущей роли левого полушария в организации праксиса. При правосторонних очагах расстройства наблюдаются только в левой руке.

Кинестетическая апраксия обнаруживается и в других психических функциях, имеющих в своей структуре моторное звено. К ним относятся письмо и речь. А.Р. Лурией выделена специфическая форма афазии — афферентная моторная афазия — обусловленная трудностями дифференцировки при произношении и восприятии обращенной к больному речи отдельных звуков, близких по артикуляции (б — м; н — д), и слов, произношение которых требует тонких дифференцировок в артикуляторной моторике. К последним относятся слова и выражения, содержащие как сочетания нескольких согласных звуков («тпру», «стропила», «кораблекрушение»), так и их неоднократное повторение в структуре высказывания («сыворотка из-под простокваши», «из-под топота копыт пыль по полю летит»).

1. Нарушение ощущения и восприятие

. , местоположении и движении тела или его частей, они отвечают за пространственную ориентацию. Восприятие . Нарушения речи могут возникать как вследствие врожденного недоразвития всех или отдельных звеньев речевой системы, так и при различных заболеваниях, особенно при поражении . решение. Клиническое мышление позволяет оценивать состояние больного как целостного организма, с учетом всех его .

б) Синдром нарушения пространственных синтезов.

Синдром поражения нижнетеменной подобласти в сочетании отдельных симптомов нарушения психических функций известен в традиционной классической неврологии как «синдром ТРО». Многими клиницистами и исследователями в нем выделялись такие составляющие, как нарушения ориентировки в пространстве, дефекты пространственной ориентации движений и наглядно пространственных действий (конструктивная апраксия), аграфия, акалькулия, пальцевая агнозия, речевые расстройства («семантическая афазия», «амнестическая афазия»), нарушение логических операций и других интеллектуальных процессов.

А.Р. Лурия, используя метод синдромного анализа, требующий выделения синдромообразующего радикала, и опираясь, во-первых, на клиническую картину поражения зоны ТРО и, во-вторых, на ее структурно-функциональные характеристики, «выстроил» данный синдром в логическом единстве всех многообразных феноменов нарушения различных психических процессов.

Зона ТРО обеспечивает фактор наглядного пространственного и «квазипространственного» анализа и синтеза, необходимый для наиболее комплексного и полного отражения внешнего мира. Разработав концепцию пространственного восприятия, основанного на совместной работе слухового, зрительного, кинестетического и вестибуляторного анализаторов, и обобщив данные, полученные другими исследователями, о формировании пространственной ориентировки в онтогенезе, А.Р. Лурия указывает на то, что наиболее отчетливые формы нарушения пространственной ориентировки возникают в тех случаях, когда поражаются зоны коры головного мозга, обеспечивающие совместную работу всех анализаторов.

Различая наглядный и «квазипространственный» анализ и синтез, А.Р. Лурия имел в виду, с одной стороны, отражение субъектом собственно пространственных характеристик внешнего мира (наглядное пространство), с другой — словесное обозначение пространственных координат (сверху-снизу, справа-слева, спереди-сзади, над-под), а также (и в особенности) логические отношения, требующие для своего понимания соотнесения входящих в них элементов в некотором условном, не наглядном пространстве (квазипространстве).

К последним относятся специфические грамматические построения, смысл которых определяется окончаниями слов (брат отца, отец брата), способами их расстановки (платье…

Читайте также:  Родительское собрание в подготовительной группе на тему Готовность к школе

Особенности просодической стороны речи у пациентов с дизартрией вследствие очаговых поражений головного мозга

Приемами массажа удобно закончить все логопедическое занятие. В процессе логопедической гимнастики преследуются различные цели: умение расслаблять все спастические мышцы, достижение

Особенности просодической стороны речи у пациентов с дизартрией вследствие очаговых поражений головного мозга

Другие дипломы по предмету

При изучении двигательной и речевой сферы человека обязательная диагностика с позиций общеневрологического подхода. В связи с этим должны подробно описываться структура и функции двигательного анализатора, что поможет представить единую картину психоневрологических нарушений при дизартрии и описать те формы моторно-речевых расстройств, которые возникают при поражении разных отделов двигательного анализатора.

В результате органического поражения центральной нервной системы при дизартрии психическое включается в дальнейшее формирование аномальное либо позитивное развитие. Совокупность внешних и внутренних условий, их соотношение может создать как благоприятные условия для позитивного развития и динамики личностно-характерологических особенностей страдающего дизартрией, так и неблагоприятные условия для конституционально-типологических трансформаций личности.

.3.1 Формы дизартрии и особенности просодических расстройств у больных с дизартрией вследствие очаговых поражений головного мозга

От лат. bulbus – луковица, форму которой имеет продолговатый мозг, проявляется при заболевании (воспалении) или опухоли продолговатого мозга. При этом разрушаются расположенные там ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного, иногда тройничного и лицевого). Бульбарный паралич является самым частым случаем паралича, при котором страдает периферический двигательный нейрон.

Клетки периферических двигательных нейронов лежат в передних рогах спинного мозга или в соответствующих им ядрах ствола мозга Их аксоны формируют те или иные периферические двигательные акты. Поражение периферического двигательного нейрона на любом его уровне дает клиническую картину периферического паралича (пареза).

Ввиду того, что при этом нервные импульсы в клетку не поступают и, следовательно, обменные процессы в ней нарушаются, возникает атрофия мышцы, тонус ее снижается, наступает атония. Мышца становится вялой, дряблой, поэтому такой паралич часто называют вялым или атрофическим. Так как поражение периферического нейрона обусловливает перерыв первичной рефлекторной дуги, то соответствующие сухожильные и кожные рефлексы исчезают. Наступает арефлексия. Раздражение патологическим процессом еще сохранившихся периферических двигательных нейронов ведет к тому, что в атрофирующихся мышцах нередко наблюдаются быстрые сокращения отдельных мышечных пучков и их волокон фибриллярные и фасцикулярные подергивания.

Характерным является паралич, или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого нёба. У пациентов с подобным дефектом нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание, с поперхиванием, закашливанием во время еды и питья, глухом (дисфония или афония) голосе, ограничение подвижности языка во время еды, невнятной или смазанной речи. Последний симптом и называют бульбарной дизартрией. Недостаточная подвижность голосовых складок, мягкого нёба приводит к специфическим нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным. В речи не реализуются звонкие звуки. Парез мышц мягкого нёба приводит к свободному проходу выдыхаемого воздуха через нос, и все звуки приобретают выраженный носовой (назальный) оттенок.

В это понятие обычно включают и дефекты артикуляции звуков. Обусловленные вялым параличом мышц губ, щек и нижней челюсти, хотя строго говоря, иннервирующие эти мышцы лицевой и тройничный нервы не относятся к бульбарным ( располагаются в варолиевом мосту). Также наблюдается расстройство жевания, невозможность закрыть рот, гипо- или амимия.

Наиболее выраженная форма бульбарной дизартрии наблюдается при при двусторонних поражениях упомянутых ядер, корешков или периферических нервов. Односторонние поражения менее тяжелые.

Неврологическое обследование пациентов бульбарной дизартрией ядерного происхождения нередко обнаруживает проводниковые (двигательные и чувствительные ) расстройства на противоположной стороне тела. А также симптомы атаксии на стороне поражения (альтернирующие синдромы Джексона, Авеллиса, Валленберга, Шмидта).

Чем ближе очаговое поражение к стволу мозга, тем вялый паралич становится более распространенным, а дизартрия менее избирательной. В случае поражения самого вещества продолговатого мозга (энцефалит, глиальная опухоль) развиваются наиболее тяжелые формы бульбарной дизартрии, с невнятной, смазанной. Упрощенной артикуляцией звуков, глухим гнусавым голосом и незаконченным произношением слов. В этих случаях симптомы бульбарной дизартрии обычно комбинируются с симптомами псевдобульбарной дизартрии.

Речь пациентов с бульбарной дизартрией становится неразборчивой. Прежде всего, это обусловлено неспособностью основного органа артикуляции – языка – совершать необходимые движения.

Язык становится неподвижным, при высовывании отклоняется в сторону, чаще всего вправо.

Затруднены движения других частей речевого аппарата: губы плохо втягиваются вперед, не растягиваются в достаточной мере в «улыбку», uvula провисает, отклоняясь в здоровую сторону, и не закрывает во время речи проход в нос. Воздух, который необходим для речевого акта, при таком положении «небной занавески» утекает через носовую полость. Это влечет за собой носовой оттенок речи («открытую гнусавость»).

Парез мягкого неба и его дужек проявляется и в том, что отсутствует или значительно снижен глоточный («рвотный») рефлекс. Нередко в результате этого пища попадает в носовую полость.

Парез глотки обусловливает также затруднения в глотании (дисфагия) или неспособность к нему (афагия). Возникает поперхивание при глотании, пища попадает в гортань и трахею.

Голос. Речевое дыхание. Звукопроизношение. Парез голосовых связок приводит к тому, что они не смыкаются или смыкаются не полностью, их колебания теряют ритмичность. В связи с этим налицо симптомы нарушения голоса (дисфонии). Голос у больных становится хриплым, тихим. Из-за пареза мышц, обеспечивающих речевое дыхание, выдох укорачивается, и, кроме того, паретичные органы ротовой полости не в состоянии оформить воздушную струю, дать ей определенное ротовое направление. Попытки пациента подуть больше похожи на дыхание, чем на дутье. Пытаясь исправить положение, он напрягает все мышцы гортани, как антагонисты, так и синергисты, а также мышцы корня языка. В результате гласные звуки произносятся с шумовым придыханием. Е.Н. Винарская отмечает, что это ведет к стиранию граней между гласными и согласными, усугубляющему неразборчивость речи. Согласные звуки часто оглушаются, но не вследствие нарушения их дифференциации, а потому, что мышцы гортани паретичны. В ней создаются неблагоприятные аэродинамические условия: нарушается баланс подсвязочного и надсвязочного давления.

Основная особенность звукопроизношения при данной форме дизартрии состоит в том, что все смычные звуки получают тенденцию к превращению в щелевые. Кроме того, звуки произносятся в проторном варианте, например, «г» произносится как «кх»; «д» – как «дз» или «тз» и т.п. Наиболее трудным становится произнесение вибранта «р» и смычно-проходного звука «л». Они воспроизводятся больными как оглушенные, плоскощелевые. Заднеязычные звуки становятся неопределенными по месту образования и заменяются неким плоскощелевым звуком, который трудно квалифицировать определенно.

Фонематические процессы. Такие изменения в звукопроизношении не позволяют пациентов соблюдать главное условие разборчивости речи – противопоставлять звуки по фонематическому признаку: глухие – звонким, твердые, – мягким, смычные – щелевым и т.д. Это относится не только к согласным, но и к гласным звукам. При их произнесении не соблюдается звуковая дифференциация по признаку огубленности-неогубленности, открытости-закрытости и прочим. Ударные и безударные гласные звуки усредняются, при этом наиболее устойчивым остается звук «а». Трудности воспроизведения слогов приводят к грубым искажениям слого-ритмического рисунка слов.

Таким образом, неразборчивость речи при бульбарной дизартрии обусловлена не только расстройством собственно артикуляции, но и другими изменениями в воспроизведении речевых движений: диспросодией (потерей мелодичности), назализацией, дизритмией и прочим. Вследствие этого для нее характерна невыразительность речи, монотонность.

У детей с описываемой формой дизартрии наблюдается атрофия мышц языка и глотки, снижается также тонус мышц (атония). Паретическое состояние мышц языка является причиной многочисленных искажений звукопроизношения. Речь невнятная, крайне нечеткая, замедленная. Лицо ребенка с бульбарной дизартрией амимично.

Этиология. Неврологический статус. Псевдобульбарная дизартрия обусловлена параличом (парезом) речевых мышц, иннервируемых проводящими путями, которые идут (с перекрестом) из коры мозга и соединяют ее с ядрами черепных нервов, находящимися в продолговатом мозге (bulbus).Эти пути являются частью пирамидного двигательного пути и обозначаются как кортико-нуклеарные (от лат. cortic. – Кор nucleus – ядро). Кортико-нуклеарные пути, которые обозначаются также как кортико-ядерные, имеют представительство в коре, т.е. центральной части мозга, поэтому парез мышц, возникающий при их поражении, называют центральным. Основным его проявлением является гипертонус мышц. В связи с этим псевдобульбарный паралич обозначается как спастический, и форма дизартрии, вызванная им, носит соответственно название спастической. Псевдобульбарные параличи являются, как правило, следствием двустороннего поражения кортико-нуклеарных путей. В случае одностороннего поражения не

Дифференцированный подход к восстановлению речи у больных с афазией в остром и раннем периодах инсульта Бердникович, Елена Семеновна

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);” onMouseOut=”return nd();”> Диссертация – 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат – бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Бердникович, Елена Семеновна. Дифференцированный подход к восстановлению речи у больных с афазией в остром и раннем периодах инсульта : диссертация . кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Бердникович Елена Семеновна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2013.- 160 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/915

Содержание к диссертации

Глава 1. Научно-теоретический анализ проблемы исследования афазии 12

1.1. Современные представления о прогностических факторах восстановления речи у больных с афазией 12

1.2. Краткий обзор коррекционно-педагогических методов 17

1.3. Роль компенсаторных механизмов в восстановлении речи 23

1.4. Динамическая локализация высших психических функций 25

1.5. Классификация афазий по А.Р. Лурия 28

1.6. Теоретические аспекты изучения состояния орального праксиса 32

1.7.Апраксия и её виды 34

1.8. Гнозис и его виды 36

1.9. Понятие о сенсорных каналах восприятия и сенсорной модальности. 39

1.10. Нейролингвистический аспект восстановительного обучения 44

Глава 2. Изучение особенностей нарушения речи у больных с афазией 52

2.1. Организация и содержание исследования 52

2.2. Методика исследования 54

2.3. Разделы исследования 55

Глава 3. Восстановительное обучение больных с афазией в остром и раннем восстановительном периодах инсульта с применением сенсорной стимуляции 92

3.1. Организация и направления восстановительного обучения 92

3.2. Коррекционно-педагогическая работа в остром периоде инсульта 96

3.3. Коррекционно-педагогическая работа в раннем восстановительном периоде инсульта 102

3.4. Анализ результатов обучающего эксперимента 119

Список сокращений 136

Введение к работе

Актуальность исследования. Сосудистые заболевания головного мозга из-за высокой распространенности и тяжелых последствий для состояния здоровья населения представляют важнейшую медицинскую, социальную и педагогическую проблему. Ежегодно в России происходит свыше 450 000 инсультов. По данным Регистра инсульта НИИ неврологии РАМН, в остром периоде инсульта афазии наблюдаются у 35,9% больных, дизартрии – у 13%. Примерно в половине случаев речевых нарушений отмечается сенсомоторная афазия. Экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) разработана концепция нейрореабилитации больных с афазией, включающая в себя систему мероприятий, направленных на быстрое и максимально полное восстановление физического, социального, психологического, а также речевого статусов больного. Исследования отечественных и зарубежных учёных свидетельствуют о том, что афазия значительно осложняет процесс реабилитации и выявляется у 28-40% пациентов, перенесших инсульт (А.С. Кадыков, 2003; Е.В. Шмидт и др., 1979; Bersano A. et al., 2009; Berthier M.L., 2005; Tsouli S. et al., 2009).

Если медицинский аспект проблемы афазии раскрыт достаточно подробно, то в логопедической литературе крайне мало источников, посвящённых изучению педагогического воздействия на больных с сосудистой патологией в инициальной стадии заболевания (В.В. Оппель; И.Я. Плотникова, Р.А. Ткачев, Schuell и др.). В большинстве научных трудов описан резидуальный этап восстановления речи (Э.С. Бейн, Т.Г. Визель, В.М. Коган, А.Р. Лурия, Е.Д. Маркова, Л.Г. Столярова, И.М. Тонконогий, Л.С. Цветкова, В.М. Шкловский и др.). Практически не отражены исследования, направленные на оказание специализированной логопедической помощи пациентам в остром периоде инсульта с применением сенсорной стимуляции. Одной из первых работ, посвящённых данной тематике, является исследование О.П. Пурцхванидзе (2011). Вместе с тем автор не изучает влияние ведущей сенсорной модальности на процесс реабилитации пациентов в остром и раннем восстановительном периодах инсульта.

Таким образом, недостаточность разработок по проблеме восстановления речи у больных с афазией с применением методов сенсорной стимуляции, а также отсутствием методической литературы по названной тематике требуют углублённого изучения. Существует потребность в разработке дифференцированной системы реабилитации с обоснованием принципов, направлений и приемов коррекционно-восстановительного воздействия.

В результате анализа психолого-педагогической литературы выявлены следующие противоречия:

между состоянием теоретических и практических разработок оказания педагогической (логопедической) помощи больным с афазией в остром и раннем восстановительном периодах инсульта с применением сенсорной стимуляции и современными потребностями практики;

– между необходимостью использования дифференцированных методов сенсорной стимуляции в процессе восстановительного обучения лиц с постинсультной афазией и отсутствием всесторонних исследований о влиянии ведущей модальности восприятия на процесс речевой реабилитации.

На основании вышеизложенного нами определена научная проблема исследования: каково влияние размера и локализации очага поражения мозга и ведущей сенсорной модальности на инициальную степень тяжести афазии и их диагностическое и прогностическое значение при выборе эффективных методов восстановительного обучения больных с сосудистой патологией.

Цель диссертационного исследования – совершенствование методов логопедического воздействия и повышение эффективности реабилитации постинсультных больных за счёт дифференцированного подхода и персонифицированных методов сенсорной стимуляции с опорой на ведущую модальность восприятия.

Объект исследования – особенности нарушения речевой функции в остром и раннем восстановительном периоде инсульта у больных с левополушарными очаговыми поражениями мозга.

Предмет исследования – содержание, организация и процесс восстановительного обучения лиц с афазией в остром и раннем периодах инсульта с применением персонифицированных методов сенсорной стимуляции и опорой на ведущий канал восприятия.

Гипотеза исследования: применение дифференцированных методов сенсорной стимуляции в остром и раннем восстановительном периодах инсульта будет способствовать повышению эффективности реабилитации пациентов при соблюдении следующих условий:

1. уточнении представления о ведущей сенсорной модальности и определении сенсорных профилей лиц с постинсультной афазией;

2. выявлении и оценке размера и локализации очага поражения головного мозга в качестве диагностического и прогностического критерия при выборе оптимальных методов организации логопедической работы с больными с сосудистой патологией;

3. разработке и внедрении персонифицированной методики восстановления речи с использованием сенсорной стимуляции средствами активации тактильно-кинестетической и проприоцептивной модальности.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:

1. Выявить и проанализировать особенности состояния речевой функции в остром и раннем восстановительном периодах инсульта с помощью логопедического и нейропсихологического обследования.

2. Оценить роль локализации и размеров очага поражения головного мозга в качестве диагностических и прогностических критериев в динамике восстановления речи у лиц с постинсультной афазией.

3. Уточнить представления о ведущей модальности восприятия и определить сенсорные профили больных в процессе обучающего эксперимента.

Читайте также:  Три тематических игры для автоматизации звуков и развития правильной воздушной струи

4. Разработать дифференцированные методы сенсорной стимуляции и выделить сензитивные периоды их применения, учитывающие специфику нарушения речевой функции у пациентов с афазией в остром и раннем восстановительном периодах заболевания.

5. Экспериментально проверить коррекционный эффект применения персонифицированных методов сенсорной стимуляции обучающихся с учётом дифференцированного подхода и опоры на ведущую модальность восприятия.

Методологической основой настоящего исследования являются научно-теоретические нейрофизиологические и нейропсихологические положения, содержащиеся в фундаментальных трудах Э.С. Бейн, М.К. Бурлаковой, А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой и других исследователей; концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин), классические работы родоначальников афазиологии (П. Брока, К. Вернике, Дж. Джексон, Г. Хэд и др.), достижения в области неврологической реабилитации больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму (Л.О. Бадалян, А.В. Белопасова, А.С. Кадыков, Н.В. Шахпаронова и др.), коррекции речевых нарушений с помощью логопедического массажа (Е.Ф. Архипова, Е.В. Новикова и др.), клинической нейропсихологии (Н.К. Корсакова, Л.И. Московичюте и др.) и коррекционно-восстановительного обучения лиц с афазией (Т.В. Ахутина, Т.Г. Визель, В.В. Оппель, В.М. Шкловский и др.), современные исследования в области межполушарной асимметрии мозга (Н.В. Бехтерева, Т. А. Доброхотова, Е.П. Кок и др.). При разработке персонифицированных методов логопедической работы мы опирались на идеи учёта сенсорной модальности обучающихся в образовательном процессе (Е.С. Гобова, М. Гриндер, М.А. Павлова, Е.В. Шугалей и др.), теорию нейролингвистического программирования (Р. Бендлер, Д. Гриндер, Р. Дитлс, С.В. Ковалёв, О.С. Орлова и др.).

Методы исследования: наблюдение пациентов в процессе проведения режимных моментов и в динамике восстановления; изучение медицинской документации; логопедическое и нейропсихологическое обследование больных; метод синергетического подхода; нейропсихологический, нейролингвистический и статистические методы в констатирующем и обучающем экспериментах. С целью восстановления речевой функции наряду с традиционными применялись оригинальные обучающие методы, разработанные в рамках настоящего исследования. Полученные в ходе эксперимента результаты обрабатывались качественно и количественно.

Научная новизна исследования:

– впервые введены понятия «сенсорный профиль» и «критический период» у лиц с постинсультной афазией для обоснования методов дифференцированной коррекционной логопедической работы с позиции особенностей восприятия, значение которых ранее не учитывалось в афазиологии;

– разработана комплексная дифференцированная модель восстановления речи у больных с сосудистой патологией, позволяющая выявить качественно новые подходы к исследованию проблемы афазии в науке и практике:

– предложен нетрадиционный подход к восстановлению речи с применением сенсорной стимуляции средствами активации тактильно-кинестетической и проприоцептивной модальности в остром и раннем периодах инсульта;

– доказана целесообразность и перспективность использования персонифицированных методов сенсорной стимуляции обследуемых с учётом дифференцированного подхода и опоры на ведущую модальность восприятия.

Теоретическая значимость исследования:

– определена значимость влияния гностических базисных функций на проявление различных речевых нарушений как в остром, так и в раннем восстановительном периодах инсульта;

– изучены и описаны особенности восстановления речи у обследуемых в зависимости от формы афазии, размера и локализации очага поражения;

– раскрыты теоретические основы авторской методики применения дифференцированных методов сенсорной стимуляции у больных с сосудистой патологией;

– выявлена и научно обоснована необходимость активизации сохранных анализаторов, а также замещения и перестройки нарушенной речевой функции за счёт различных функциональных структур в процессе восстановительного обучения лиц с постинсультной афазией;

– уточнена роль методов сенсорной стимуляции у взрослых больных, расширяющих диагностические критерии и позволяющих эффективно решать реабилитационные задачи с помощью их интегрирования в логопедическую работу.

Практическая значимость исследования:

– проведена модернизация существующих методов восстановления речи, обеспечивающая эффективность реабилитации больных с афазиями;

– разработана и внедрена в практику неврологических отделений ФГБУ «НЦН» РАМН дифференцированная методика восстановления речи у больных с афазией с применением персонифицированных методов сенсорной стимуляции с опорой на ведущую модальность восприятия;

– доказана целесообразность и эффективность раннего начала и непрерывности логопедического обучения больных с сосудистой патологией в остром и раннем восстановительном периодах инсульта;

– определены перспективы применения результатов исследования на практике: материалы используются при проведении лекционных, семинарских и практических занятий со студентами дефектологического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова (2011, 2012, 2013), включены в содержание учебного процесса Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России на занятиях по медицинской и психологической подготовке в рамках учебных модулей «Актуальные проблемы клинической психологии», «Экстремальная психология».

В целях повышения эффективности реабилитационного процесса разработаны методические рекомендации, позволяющие на практике организовать коррекционную работу с постинсультными больными.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты, полученные в ходе исследования, были доложены и обсуждены на заседании кафедры логопедии МГГУ им. М.А. Шолохова (2012); на III Международном конгрессе «Нейрореабилитация» (Москва, 2011); на X Всероссийском съезде неврологов (Нижний Новгород, 2012); на «Конгрессе, посвящённом 110-летию со дня рождения А.Р. Лурия» (Москва, 2012); на II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья» (Москва, 2012); на III Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья» (Москва, 2013); на Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития науки и образования» (Москва, 2013); на Международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: современные вызовы и перспективы» (Москва, 2013).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются всесторонним анализом проблемы исследования в медицинском, нейропсихологическом, психолого-педагогическом аспектах; организацией экспериментальной работы в строгом соответствии с целью, задачами и условиями организации научного исследования; привлечением контингента обследуемых, достаточного для формулирования выводов; продолжительностью эксперимента и личным участием автора в его проведении; количественной и качественной обработкой репрезентативного материала на каждом этапе исследования, а также согласованностью основных положений теоретической концепции с данными экспериментальных исследований. Критериями оценки эффективности реализации предложенной модели восстановительного обучения в рамках данного исследования служили: заключения компьютерной томографии /магнитно-резонансной томографии (КТ/МРТ); шкала повседневной активности Lawton, Brody (1969), консультации врачей (невролога, нейроофтальмолога, отоневролога и др.), беседы с родственниками больных.

Статистическая обработка полученных данных проводилась на персональном компьютере с использованием программного обеспечения Statistika StatSoft for Windows Release 8.0. Применялись методы параметрической (нормальное распределение признака) и непараметрической статистики (попарное сравнение зависимых выборок производилось по критерию Вилкоксона, анализ связи двух признаков – по коэффициенту корреляции Спирмена; сравнение двух независимых групп – по критерию Манна-Уитни). Использовалась описательная статистика. Статистически значимыми считались результаты p Дифференцированный подход к восстановлению речи у больных с афазией в остром и раннем периодах инсульта

Логопедия в здравоохранении. Логопедическая помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций с присвоением квалификации «Логопед-афазиолог» (620ч)

Детские афазии обычно связаны с травмами и гематомами головного мозга, эпилептическими приступами, нейрохирургическими операциями. У взрослых одной из самых частых причин афазии является инсульт. Чтобы помочь людям вернуть утраченные речевые навыки, нужны квалифицированные логопеды-афазиологи.

Специалист должен тщательно диагностировать причины появления афазии, изучить индивидуальные особенности больного, подобрать план действий, который позволит справиться с речевыми нарушениями. Логопеду-афазиологу следует заниматься системно, восстанавливать взаимосвязанные навыки – устной и письменной речи, понимания звуков на слух, чтения. Если вы хотите профессионально оказывать логопедическую помощь в сфере здравоохранения, получить квалификацию логопеда-афазиолога можно в результате профпереподготовки.

Эта программа для вас, если вы…

  • Имеете высшее образование по дефектологическому, психологическому, педагогическому, медицинскому профилю или любое высшее образование плюс профпереподготовку по логопедии более 500 часов.
  • Интересуетесь вопросами афазиологии и нейрореабилитации.
  • Хотите научиться профессионально помогать взрослым и детям в восстановлении речевых навыков, выстраивать коррекционную, обучающую, компенсирующую работу в зависимости от вида диагностированной афазии.

Курс реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 26 недель (620 часов).

Цели и задачи курса

На курсе ведётся подготовка логопедов-афазиологов, способных помочь пациентам с различными видами афазии. Будет рассказано о развитии речи и её недоразвитии, объяснены причины возникновения патологий, даны начальные сведения о нейропсихологии и нейролингвистике. Слушатели познакомятся с методами и приёмами восстановительного обучения после органических поражений мозга, способами нейрореабилитации лиц с патологией речи и других высших психических функций.

Программа даст ответы на вопросы:

  • Какие патологии речи наблюдаются у детей?
  • Какие логопедические технологии являются наиболее перспективными?
  • Что изучает нейролингвистика?
  • Как работать с людьми, у которых диагностирована дизартрия?
  • Как вести работу по восстановлению речевых функций?
  • На что обратить внимание при проведении логопедического обучения после органических поражений головного мозга?
  • Какие комплексные меры помогут устранить заикание?
  • Как корректировать нарушения письменной речи?
  • Как организовать нейрореабилитацию лиц с патологией речи?

Методы обучения

Обучение проходит в специальном разделе сайта. Доступ в систему дистанционного обучения (СДО) Слушатели получают после зачисления. Раздел содержит учебные материалы, тесты, задания, электронную зачётную книжку, расписание вебинаров. Теоретическая подготовка включает изучение текстов лекций, учебников, просмотр записей видеолекций. Практическая часть представлена заданиями, основанными на профессиональных ситуациях. Заочное участие в вебинаре Слушателю выдаётся дополнительный сертификат. Общаться с экспертами-практиками можно на форуме, вебинарах.

Узнать больше о процессе дистанционного обучения можно по ссылке.

Результаты и перспективы:

  • У вас есть необходимые компетенции для работы логопедом-афазиологом в медицинских учреждениях – психоневрологических диспансерах, больницах, поликлиниках, диагностических центрах.
  • Вы проводите восстановительное обучение детей, у которых диагностирована афазия вследствие органического или структурного изменения коры головного мозга, эпилептиформной активности.
  • Вы помогаете взрослым пациентам растормаживать угнетённую речевую функцию и восстанавливать речь после инсульта, черепно-мозговых травм, нейрохирургического вмешательства и прочих случаев поражения головного мозга.

Требования к Слушателям:

Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра)*.
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников Приёмной комиссии по телефону или через форму обратной связи.

* программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся. Подробнее Вы можете узнать по телефону или через форму обратной связи.

© 2016-2020, АНО «НИИДПО»
Использование, воспроизведение и распространение данного объекта интеллектуальной собственности (учебного плана и описания программы) без согласия правообладателя преследуется по закону

Обзор программы профессиональной переподготовки «Логопедия в здравоохранении. Логопедическая помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций» с присвоением квалификации «Логопед-афазиолог»

Срок обучения: 26 недель.


п/п
Наименование разделов и дисциплинОбщая трудоемкость, в акад. час.
Общепрофессиональные дисциплины
1Невропатология, психопатология50
  • Нервно-психические функции, их патогенез.
  • Нервная система, ее строение, функции. Неврологические синдромы.
  • Факторы поражения нервной системы: наследственность, травмы, инфекционные заболевания.
  • Причины агнозии и апраксии.
  • Разновидности психопатологических синдромов.
  • Расстройства познавательных процессов.
  • Психопатологические девиации поведения.

2Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи, зрения50
  • Строение, функции и дисфункции органов слуха, зрения, речи.
  • Роль слухового и зрительного анализаторов в речевом развитии.

3Развитие речи в норме и недоразвитие речи50
  • Механизмы и закономерности развития устной речи.
  • Показатели развития речи в норме.
  • Задержки речевого развития. Дифференциальная диагностика речевых нарушений.
  • Профилактика нарушений развития речи.

4Речевые расстройства в детском возрасте50
  • Причины речевого патогенеза. Критические периоды в развитии речевой функции.
  • Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация нарушений речи.
  • Расстройства внешнего и внутреннего оформления высказывания.
  • Нарушения письменной речи.
  • Особенности диагностики нарушений речевого развития у детей.
  • Организация системы образования, коррекции и развития детей с нарушениями речи.

Специальные дисциплины
5Логопедические технологии50
  • Этапы и технологии логопедического обследования. Методы и инструменты диагностики.
  • Особенности коррекции различных нарушений речевого развития: звукопроизношения, темпо-ритмической стороны речи, несформированности лексико-грамматического оформления речи.
  • Формирование навыков речевой саморегуляции. Имаготерапия, аутотренинг.

6Основы нейропсихологии и нейролингвистики52
  • Нейропсихология в системе наук о мозге.
  • Основные положения трудов отечественных и зарубежных нейропсихологов об организации высшей нервной деятельности.
  • Нейролингвистика в системе наук о речи, ее категориальный аппарат, функции.
  • Мозговая организация речевой функции. Локальные поражения головного мозга как фактор речевой дисфункции.
  • Понятия синдрома, межполушарной асимметрии.
  • Методы нейропсихологической дифференциальной диагностики.
  • Работа по нейропсихологической реабилитации больных, страдающими расстройствами ВПФ.

7Дизартрия. Особенности коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонационного (внешнего) оформления высказывания52
  • Причины и клиническая картина дизартрии.
  • Формы дизартрии у взрослых и детей. Влияние ДЦП на темпо-ритмическую организацию речи.
  • Диагностический инструментарий проведения логопедического обследования при дизартрии.
  • Диагностическое заключение. Клинико-педагогическая характеристика пациента, страдающего дизартрией.
  • Комплексная реабилитация больных с ДЦП.
  • Логопедическая коррекция нарушений звукопроизношения.

8Афазия. Логопедическая работа по восстановлению речевых и неречевых функций52
  • Природа афазии, ее клинические формы.
  • Клинико-педагогическая характеристика пациентов с различными формами афазии.
  • Проявление нарушений неречевых функций при афазии.
  • Диагностическое обследование речевых и неречевых функций у людей с афазией.
  • Основные направления восстановительной работы.

9Методика восстановительного обучения после органических поражений головного мозга52
  • Логопедическая работа по восстановлению устной речи у больных афазией. Этапы восстановительной работы. Восстановление экспрессивной речи.
  • Коррекция нарушений понимания речи.
  • Коррекция нарушений письма и чтения при афатических расстройствах речи.
  • Восстановление счета.
  • Коррекция нарушений гнозиса. Реабилитация пациентов с апраксией.

10Заикание. Комплексный подход к устранению нарушений темпо-ритмической организации речи52
  • Понятие, этиология, клиническая картина заикания.
  • Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся с неврозоподобной и невротической формами этого нарушения речи.
  • Логопедическая диагностика заикания.
  • Содержание логопедической работы по устранению заикания. Новейшие коррекционные методики. Профилактика рецидивов.
  • Основные технологии логокоррекции при заикании: дыхательная и артикуляционная гимнастика, ритмика и др.

11Дисграфия, дислексия. Коррекция нарушений письменной речи52
  • Предпосылки формирования письменной речи.
  • Дисграфия и дислексия: причины, клиническая картина, виды.
  • Особенности диагностики лиц с нарушениями письменной речи. Учет ошибок.
  • Коррекционная работа по развитию фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза, устранению расстройств письма и чтения.

12Организация нейрореабилитации больных с патологией речи и других высших психических функций52
  • Содержание нейрореабилитационных мероприятий, их виды, функции.
  • Оказание нейропсихологической, логопедической, психотерапевтической, кинезотерапевтической помощи.
  • Применение массажей и физиотерапевтических процедур.
  • Реабилитационные мероприятия с пациентами, перенесшими инсульт, черепно-мозговые травмы.
  • Возможности и ограничения реабилитации.
  • Реабилитация и логопедическая помощь при очаговых поражениях головного мозга.
  • Реабилитационные мероприятия при дисфагии.

Итоговая аттестация6
ИТОГО620

Учебный план программы профессиональной переподготовки «Логопедия в здравоохранении. Логопедическая помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций» с присвоением квалификации «Логопед-афазиолог»

Срок обучения: 26 недель.

Наименование разделов и дисциплин

Общая трудоемкость, в акад. час.

Работа обучающегося в СДО, в акад. час.

Формы промежу-точной и итоговой аттестации (ДЗ, З)

Ссылка на основную публикацию