Экспресс-диагностика детей 4 – 5-летнего возраста с проблемами речевого развития

Логопедическое обследование устной речи дошкольника

Представленные ниже материалы (для обследования ребенка 4-5 лет) не обязательно использовать в полном объеме. Обследование каждого ребенка индивидуально. Специалист в ходе ознакомительной беседы выявляет уровень речевого и общего развития ребенка, и в зависимости от этого выбирает материал необходимый для конкретного ребенка. Логопед следит за тем, чтобы ребенок не переутомился, чередует виды деятельности.

В ходе диагностики определяется уровень сформированности у ребенка фонетической системы (звукопроизношение, звукослоговая структура, динамическая организация речи), фонематических функций, лексико-грамматического строя речи, речевой моторики, связной речи. Полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать коррекционную работу так, чтобы максимально помочь ребенку.

Логопедическое обследование детей 4-5 лет (пояснительная записка).

1. Обследование звукопроизношения (С 2-14).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

2. Обследование звуко-слоговой структуры слова (С 15).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

3. Обследование состояния фонематического восприятия (С 16-19).

Предложите ребенку поиграть в «попугая». Вы говорите, а попугай повторяет.

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

па – ба, на – га, ба – на, га – да, та – да, ка – га, та – на, ва – та, мя – ма, ба – ма.

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где миска? Где мишка?

Картинки: мишка – мышка, уточка – удочка, корка – горка, бочка – почка, трава – дрова.

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где рак? Где лак?

Картинки: рак – лак, суп – зуб, чашки – шашки, вечер – ветер, глаза – гроза, коза – коса, чеснок – щенок, миска – мишка, малина – Марина, цветик – Светик.

4. Обследование состояния фонематического анализа синтеза (С 20).

Выделение заданного звука из слов.
Выделение [м] («мычание телёнка») или [р] («моторчик») из слов: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

5. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи (С 21 – 22).

Проверяем объем и точность понимания значения слов.

Понимание различных грамматических форм (по картинкам):

  • дифференциация единственного и множественного числа существительных
    Картинки: чашка – чашки, гриб – грибы, мяч – мячи.
  • дифференциация предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за, над, перед, около, по) Где гусеница?

Понимание словосочетаний и простых предложений.

Покажи – палочкой карандаш, карандашом палочку.

Понимание простых распространённых предложений, вопросительных предложений.

6. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи (С 23-37).

Существительные. Назвать предметные картинки по лексическим темам и обобщающие понятия. С 4 лет – игрушки, посуда, животные; с 5 лет – те же и обувь, овощи, фрукты, семья.
Назвать геометрические фигуры.

Глаголы. Что делает? (по картинкам)

(Птица – летает, рыба – плавает, змея – ползает, лягушка – прыгает, самолет – летает, лодка – плывет, машина – едет, собака – лает, кусает, ест, играет…)

Прилагательные.
«Назови цвета».
Подбор определений к слову: еж – какой?, солнце – какое?, конфета – какая? носки – какие? и т.д.

Употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа. Игра «Один – много» (по картинкам).

Картинки: стол – столы, шар – шары, мяч – мячи, рука – руки, кукла – куклы, дерево – деревья, лев – львы, стул – стулья.

Употребление имён существительных в косвенных падежах без предлога.
У меня есть карандаш. У меня нет карандаша. Я рисую карандашом.

Образование названий детёнышей животных: у утки, у гуся, у лисы, у кошки.

7. Обследование связной речи (С 38-40).

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку (серию сюжетных картинок) и рассказать, что на ней (них) нарисовано.

Экспресс-диагностика нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тверская О. Н., Кряжевских Е. Г., Ветчанинов А. А., Чупрына П. В.

Текст научной работы на тему «Экспресс-диагностика нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста»

О. Н. Тверская, Е. Г. Кряжевских, А. А. Ветчанинов, П. В. Чупрына

Экспресс-диагностика нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста

Изучение состояния детской речи имеет огромное значение в системе всей коррекционно-развивающей работы, от его результатов зависит направление педагогического и организация логопедического воздействия. При этом важную роль в результативности (качестве) обследования играет правильный выбор методики обследования (соответствие возрасту ребенка, его психофизическому развитию) (Г.А. Волкова, Л.М. Ефименкова, В.В. Коноваленко, Р.И. Лалаева, Н.В. Нищева, Г.В. Чиркина и др.).

Анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований свидетельствует о многообразии организационных и содержательных аспектов диагностики уровня речевого развития у детей дошкольного возраста.

Так, например, Г.А. Волковой (1993) изложены схемы обследования детей с дислалией, с дизартрией, с алалией, с заиканием, дидактический материал по 20 параметрам исследования психомоторного состояния детей с нарушениями речи [4].

З.А. Репина (1996) раскрывает методологические основы диагностики отклонений в развитии речи детей, описывает как исследование психологической базы речи, исследование праксических функций и психолингвистическое изучение нарушений речи [14].

М.М. Семаго, Т.В. Ахутина, Н.Я. Семаго, Н.А. Светлова, М.И. Береславская (2000) в методическом пособии определяют общую схему логопедического обследования в рамках ПМПК, включающую обследование звуковой стороны речи, обследование словарного запаса, грамматического строя речи, обследования письма и чтения [15].

Р.А. Кирьянова (2004) рассматривает комплексную психологопедагогическую диагностику детей 5-6 лет, имеющих тяжелые нарушения речи, этапы проведения и методики [9].

Учебное пособие Э.Д. Гейци «Диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста» (2006) содержит краткое описание диагностики психического развития детей дошкольного возраста, в том числе и речевого [5].

Предлагаемая Н.В. Микляевой (2007) методика диагностики языковой способности у детей дошкольного возраста экспериментально определяет компоненты языковой компетенции [12].

Т.Г. Визель (2005) представляет методику нейропсихологической и нейролингвистической диагностики языковой функции [3].

Е.М. Косинова (2007) для выявления соответствия речевого развития ребенка его возрасту разработала логопедические тесты [11].

Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина (2007) предлагают диагностику речевых нарушений школьников, сочетая традиционные для логопедической практики приемы обследования с нейропсихологическими методами диагностики [18].

Данная стандартизированная методика обследования речи с бально-уровневой системой оценки взята за основу тестовой диагностики Т.В. Кабановой, О.В. Домниной (2008), включающей в себя несколько направлений: обследования речи, состояния общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями [8].

О. Е. Грибова (2008) представляет технологию организации логопедического обследования и рассматривает методики обследования речи детей и дошкольного и младшего школьного возраста [6].

Л. Н. Мочалова (2011) в рамках изучения степени сформиро-ванности анализа текста у школьников с недоразвитием речи указывает, что эффективность диагностики определяется созданием диагностического комплекса, включающего:

– стандартизированную методику, основой содержания которой является, выделение ряда текстовых умений и обеспечивающих их когнитивных механизмов;

– оценочный инструментарий, позволяющий определить уровень анализа текста на основе установления соответствующих показателей его сформированности;

– компьютерную программу создания индивидуального профиля овладения анализом текста для каждого учащегося;

– методические рекомендации по формированию анализа текста у школьников с недоразвитием речи [13].

В.М. Акименко (2011) в пособии представляет уровневый подход к диагностике речевого недоразвития, для надежности фиксации результатов обследования предлагаются таблицы, что существенно упрощает отчетность логопеда, а также позволяет проследить динамику коррекционной работы. Кроме того данный автор предлагает систему обследования детей с речевыми нарушениями с использованием программного обеспечения «Логопедическое обследования детей» (2013) [1].

М. Р. Хайдарпашич (2013) определяется роль информационных технологий в создании нового класса инструментов оперативного выявления педагогом феноменов и вариантов развития представлений о мире, фиксацию их в цифровых форматах, хранение, пополнение и использование при повышении квалификации специалистов общего и специального образования в сфере формирования жизненной компетенции ребенка. Компьютерный инструмент «Лента времени» и модифицированная методика его

применения могут быть использованы по отношению к разным категориям дошкольников: нормально развивающимся детям, детям с нарушениями слуха, речи и задержкой психического развития [19].

Согласно положению о логопедических пунктах в ДОО, логопед должен обследовать речевое развитие всех детей во всех возрастных группах в ДОО в начале и конце учебного года. При большой численности детей в дошкольном учреждении логопед сталкивается с проблемой дефицита времени. Разновозрастной состав обследуемых детей, многообразие имеющихся у детей нарушений речи усугубляют эту проблему, кроме того, не позволяют логопеду глубоко и тщательно изучить особенности развития речи всех детей в отведенное для обследования время. Как следствие этого в практике образовательных учреждений мы наблюдаем следующее: логопеды либо не укладываются в отведенные для обследования сроки, либо не проводят диагностику речевого развития у детей раннего и младшего возраста, что противоречит принципу ранней диагностики нарушений.

Задача логопеда в сложившейся ситуации – овладение компактными, но в тоже время высокоинформативными методами логопедического обследования. Такими методами могут стать методы экспресс-диагностики, позволяющие выявить детей, нуждающихся в логопедической помощи. Применение экспресс-диагностики не исключает полного индивидуального и комплексного обследования, оно проводится при зачислении детей на логопункт или в сложных случаях, когда затруднена постановка диагноза.

Об эффективности применения экспресс-диагностики при обследовании детей пишет Н.Е. Денисова (1999), [7] экспрессобследование звукопроизношения, фонематического слуха, звукослоговой структуры слова предлагает Коноваленко В.В. (1999) [10], также вариант методики для экспресс-диагностики младших школьников рассматривается в работах Т.А. Фотековой (2000) [17] и др. Однако анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу и диагностической деятельности логопедов показывает, что данный метод нуждается как в дальнейшем теоретическом изучении, так и в широком внедрении в практическую деятельность логопедов ДОУ.

Для выявления нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста нами был разработан диагностический инструментарий (печатный и электронный вариант), включающий в себя: иллюстративный материал (21 лист); схемы обследования речи детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет и задания к ним; протоколы обследования речи детей на каждую возрастную группу; протоколы обследования состояния звукопроизношения на каждую возрастную группу.

Читайте также:  Формирование навыка правильного произношения свистящих звуков

Экспресс-диагностика проводится индивидуально и включает следующие разделы: обследование звукопроизношения; обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений; обследование слоговой структуры слова; обследование словаря; обследование грамматического строя; обследование самостоятельной речи.

Речевой и иллюстративный материал для экспресс-диагностики компактен, удобен, подобран таким образом, чтобы его можно было использовать для всех возрастных групп, меняя только степень сложности или сам характер заданий, или чтобы при выполнении одного задания можно было диагностировать ребенка сразу по нескольким речевым параметрам (фонетика, лексика, грамматика, самостоятельная речь).

Принцип качественного анализа данных обследования включает в себя выделение параметров оценки речевого развития, количественная оценка результатов экспресс-диагностики выражается в баллах. В случае использования электронного варианта пособия мы можем говорить о создании автоматизированного рабочего места учителя-логопеда для обследования речевого развития детей 3-7 лет.

Программно тестирующая система речевого развития детей, была реализована как интернет ресурс. Данная реализация выбрана в связи с возможностью универсального использования на любых устройствах с доступом к интернету или локальной сети (компьютеры, планшеты, телефоны), а так же возможностью вести точную статистику тестирования, а именно:

• учет количества всех испытуемых в системе;

• учет баллов за прохождение тестов испытуемыми.

Тестирующая система речевого развития детей представляет

собой программное решение, в котором реализованы возможности:

• добавлять/удалять/изменять данные преподавателей (предусмотрена только для администраторов системы);

• добавлять/удалять/изменять данные детей, проходящих тестирование;

• автоматически генерировать тест и вести подсчет баллов в зависимости от возраста испытуемого.

Данная система разработана с помощью языков программирования PHP и javascript, языка разметки гипертекста HTML5, формального языка описания внешнего вида документов CSS и реляционной системы управления базами данных MySQL.

Экспериментальное изучение эффективности применения экспресс – диагностики показало, что общее количество времени, затраченное на ее проведение в 1,6 раза меньше, чем при проведении исследования традиционным способом, однако точность постановки диагнозов от этого не страдает. Так, совпадение диагнозов, выстав-

ленных с помощью метода экспресс – диагностики и полученных с помощью традиционного логопедического обследования, составляет 96 %. При проведении экспресс – диагностики у детей отмечался положительный фон настроения, стойкий интерес к заданиям, не наблюдалось переутомления. Считаем, что использование данного метода в практике работы логопедов ДОО будет способствовать своевременному выявлению нарушений речи у детей дошкольного возраста и рациональному использованию рабочего времени логопеда.

1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 77 с.

2. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. – Дидактический материал по обследованию речи детей. – М., 2008.

3. Визель Т.Г. Нейропсихологическое блиц-обследование (Тесты по исследованию высших психических функций). – М., 2005.

4. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. – СПб.: Книгоиздательство «Сайма», 1993.

5. Гейци Э.Д. Диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста – Новосибирск: Бора-ПРЕСС, 2006. – 567 с.

6. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования М.: Айрис-пресс, 2008. – 96 с.

7. Денисова Н.Е. Экспресс-диагностика детей первого года обучения, имеющих проблемы речевого развития // Дефектология. – 1998. – № 2.

8. Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 104 с.

9. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционно работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб., 2004.

10. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», 2000.

11. Косинова Е.М Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возрасту. Эксмо Год: 2007.

12. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование: метод. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007.

13. Мочалова Л. Н. Диагностика сформированности анализа текста у школьников с недоразвитием речи посредством стандартизированной методики: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 2011. – М.

14. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: учеб. пособие. – Екатеринбург: Урал. Гос. пед. ун-т, 1996.

15. Семаго М.М., Ахутина Т.В., Семаго Н.Я., Светлова Н.А., Береслав-ская М.И. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. – М.: АРКТИ, 1999. – 138 с.

16. Трубникова Н.М. Логопедические технологии обследования речи: учеб.-метод. пособие. – Екатеринбург: Урал. Гос. пед. ун-т, 2005.

17. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000. – 56 с.

18. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов. – М.: АРКТИ, 2002.

19. Хайдарпашич М. Р. Компьютерные инструменты выявления и анализа феноменологии развития представлений о мире у детей дошкольного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2013.

Языковая компетентность будущих учителей-логопедов

Переход на многоуровневую подготовку студентов в высших учебных заведениях отражает политику государства в области образования, стремление к модернизации отечественной системы образования, а также стремление к интеграции в мировое образовательное сообщество, в рамках Болонского и Копенгагенского процессов.

В течение последних нескольких лет РГПУ им. Герцена, а в последние годы и ЛГУ им. А.С. Пушкина осуществляют подготовку бакалавров и магистров. Однако при подготовке студентов по многоуровневой программе и в РГПУ им. Герцена, и в ЛГУ им. А.С. Пушкина возникает одна и та же проблема – проблема качества образования, что, с одной стороны, в определенной степени обусловлено увеличивающимся информационным потоком, развивающимися современными коррекционными технологиями и традиционными подходами к системе образования, а с другой – уровнем исходных знаний абитуриентов.

Проблема повышения качества образования в современном мире является одной из главных. В сфере высшего дефектологического образования данную проблему можно рассматривать как чрезвычайно актуальную, поскольку уровень профессиональной подготовки влияет не только на конкурентоспособность выпускников, но свидетельствует о престиже образовательного учреждения, осуществляющего подготовку специалистов в данной области, а также отражает запрос общества.

Понятие конкурентоспособность, как полагает С.Н. Шаховская, включает «способность самостоятельно, ответственно, эффективно выполнять трудовые функции на основе овладения научноисследовательской и инновационной деятельностью. Это не только продукт образовательного процесса, но и результат саморазвития будущего специалиста, его роста от курса к курсу. [8, с. 35]. Таким образом, понятие конкурентоспособности определяется, прежде всего, успешностью деятельности выпускников вуза. В свою оче-

Обследование речевого развития ребёнка 4–5 лет

Марина Лобастова
Обследование речевого развития ребёнка 4–5 лет

Задание на понимание ребёнком обращённой к нему речи.

1. Назови картинку. Выясняется понимание функционального

назначения предметов, изображённых на картинках.

Оборудование: картинки (шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт,

«Что ты наденешь на голову, когда пойдёшь гулять?

Если ручки замёрзнут, что наденешь на них?

Что нужно взрослому, чтобы пришить пуговицу?

Что нужно человеку, чтобы лучше видеть?

Чем будешь резать бумагу?

Что возьмёшь на улицу, если пойдёт дождь?»

2. Покажи картинку. Выясняется понимание ребёнком ед. и мн. числа

Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов.

3. Покажи картинку. Выясняется понимание ребёнком уменьшительно-

ласкательной формы существительных.

Оборудование: картинки с изображением большого и маленького предметов.

Отмечается: понимание обращённой речи – в полном объёме, на

бытовом уровне, ограниченное, в пределах ситуации.

Задания на проверку сформированности фонематического слуха.

1. Покажи картинку. Выясняется умение ребёнка дифференцировать слова,

близкие по звучанию.

Оборудование: предметные картинки (коза – коса, уточка – удочка и т. д.).

2. Будь внимательным. Проверяется умение выделять определённый

гласный из звукового ряда.

Ребёнку предлагают поднять руку, если он услышит гласный звук а (у, и).

Взрослый за экраном произносит ряд звуков, например: а, м, у, с, а, п, и, а, у, о, ы, у и т. д.

3. Игра «Эхо». Проверяется слуховое внимание, восприятие и умение

воспроизвести слоговые ряды в заданной

Взрослый произносит слоговые ряды и просит их повторить:

па-ба ___ та-да___ ка-га ___

Отмечается: фонематический слух – сформирован, недостаточен,

Задания на выявление уровня развития словарного запаса.

1. Обобщение предметов по темам:

2. Скажи наоборот. Выявляется умение употреблять слова, обозначающие

Взрослый предлагает закончить фразу:

«Слон большой, а комар …. (маленький).

У девочки волосы длинные, а у мальчика …. (короткие).

Дерево высокое, а куст …. (низкий).

Лев смелый, а заяц … (трусливый).

Дедушка старый, а внук …. (молодой).

Отмечается: словарный запас – достаточный, соответствует возрастной

норме; в пределах обихода; беден; резко ограничен.

Задание на проверку уровня развития слоговой структуры речи.

Повтори. Проверяется умение повторить слова, сохраняя правильность

Стук ___ Фантик ___ Помидоры___

Посуда ___ Капуста___ Тропинка___

Кастрюля ___ Черепаха ___

Корабль ___ Тюльпан ___

– Слоговая структура не нарушена.

– Негрубые дефекты слоговой структуры.

– Нарушение слоговой структуры слов:

* парафазии (замены звуков, слогов);

* элизии (пропуски звуков, слогов);

* персеверации (циклическое повторение);

* перестановки звуков, слогов;

* антиципации (замена предшествующих звуков последующими).

Задание на обследование уровня развития активной речи.

Перескажи. Проверяется уровень развития связной речи.

Взрослый предлагает послушать рассказ и пересказать его: «У дома была лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серые».

Отмечается: соответствует возрастной норме, в стадии формирования,

требует развития, не сформирована.

Задания на проверку состояния сформированности грамматического строя речи.

1. Проверяется умение употреблять имена сущ. в Им. п. мн. числа.

Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов.

Предлагают рассмотреть и назвать картинки.

Охотник ___ Гнездо ___ Колесо ___

2. Скажи со словом много. Проверяется умение употреблять имена сущ. во

Дом ___ Книга ___

3. Подбери слово. Проверяется умение правильно согласовывать существительные с прилагательными, учитывая род.

Кошка пушистая и котёнок у неё (какой). ….;

лиса рыжая и лисёнок у неё (какой) …. ;

зайчиха серая и зайчонок у неё (какой) …;

собака чёрная и щенок у неё (какой) … .

4. Назови ласково. Проверяется сформированность умения образовывать

имена сущ. с уменьшительно-ласкательным

Читайте также:  Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука (з)

Оборудование: картинки с изображением большого и маленького

«Назови предметы ласково».

Отмечается: грамматический строй – сформирован; сформирован

Экспресс-диагностика детей 4 — 5-летнего возраста с проблемами речевого развития

Экспресс-диагностика детей 4 — 5-летнего возраста с проблемами речевого развития

«Экспресс-диагностика детей 4 – 5 летнего возраста с проблемами речевого развития» позволяет учителю-логопеду выявить детей, имеющих проблемы в речевом развитии, затрачивая при этом минимум времени. Существенным преимуществом подгрупповой формы обследования выступает и то, что она дает логопеду возможность выявить зону ближайшего развития каждого ребенка, а значит, более правильно укомплектовать подгруппы детей для дальнейших занятий.

Многие логопеды и на втором этапе ( в середине года) пользуются только индивидуальной формой обследования устной речи детей в логопедическом кабинете. Но практика показывает, что это неэффективно. Такая форма обследования требует значительного времени. Подробно фиксируя ответы ребенка, логопед теряет нить непосредственного контакта с ним. Ребенок отвлекается, его внимание рассеивается, он быстро устает, и логопеду приходится тратить дополнительное время на его мобилизацию для дальнейшей работы или прерывать обследование.

Именно большое количество детей и многообразие имеющихся у них речевых нарушений (в фонетико-фонематическом развитии, лексике, грамматическом строе) не позволяют учителю-логопеду в отведенное для обследования время глубоко и тщательно изучить всех детей, поступивших в логопедическую группу. Поэтому он или не укладывается в назначенные сроки, или проводит его формально, что неизбежно отражается на качестве логопедической работы, поскольку именно обследование устной речи детей является определяющим этапом для дальнейшей учебно-коррекционной деятельности.

Можно избежать подобных проблем и существенно улучшить результат, если применить нижеследующие методы.

1. Подбор речевого и картинного материала таким образом, чтобы при выполнении одного задания можно было диагностировать детей сразу по нескольким речевым параметрам.

2. Изменение формы вторичной диагностики детей: вместо индивидуального длительного обследования в кабинете – обследование в форме подгруппового занятия. Оно позволит создать естественные речевые ситуации, чтобы дети почувствовали себя раскованно, свободно. Тогда ответы ребенка будут максимально отражать состояние его спонтанной речи, чего невозможно добиться, если он находится один на один с логопедом. Предлагаемые при обследовании задания дают возможность неоднократно возвращаться к тем или иным лексико-грамматическим формам, элементам звукового анализа, синтеза, глубже и точнее выявлять и изучать имеющиеся у детей речевые нарушения. Кроме того, фронтальное обследование позволяет объективно охарактеризовать личностные качества ребенка: работоспособность, память, внимание, умение переключаться с одного вида деятельности на другой и работать самостоятельно, степень логического и образного мышления.

Существенным преимуществом подгрупповой формы обследования выступает и то, что она дает логопеду возможность выявить зону ближайшего развития каждого ребенка, а значит, более правильно укомплектовать подгруппы детей для дальнейших занятий.

3. Установление в процессе обследования уровня сформированности языковых средств ребенка (что позволит выяснить, охватывает ли дефект основные компоненты его речевой системы – звуковой и лексико-грамматический строй языка) и степени тяжести выявленных нарушений.

На обследование речи детей, проводимое в форме подгруппового занятия, приглашаются 3–4 человека из группы. Большое значение для проведения обследования имеют непринужденная обстановка, интересная и необычная подача материала, побуждающая детей к активной речевой деятельности и выполнению заданий с охотой. Столы в кабинете располагаются таким образом, чтобы дети видели друг друга, чувствовали себя более раскованно, могли свободно общаться с логопедом и между собой. Само обследование проводится в форме занятия, включающего в себя много игр и игровых приемов, в которых задействованы все дети. В качестве наглядного материала используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки, настольные игры, игрушки. Словарный материал должен быть разнообразным, это позволит детям избежать повторения одних и тех же слов, выражений и фраз и наиболее полно выявит индивидуальные особенности речевого развития, их усидчивость, работоспособность, память, внимание, умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

Смена заданий, разнообразие предлагаемых вопросов и видов работ не утомляют детей, поддерживают у них интерес, активность, желание говорить на протяжении всего занятия. Данные, полученные в результате экспресс-диагностики, заносятся в речевые и диагностические карты каждого ребенка.

Тема: «Экспресс – обследование детей средней группы
(4 – 5–летнего возраста) с проблемами речевого развития».

    Выявление детей с нарушениями звукопроизношения и лексико–грамматического недоразвития.

    Игрушка: попугай Петруша Цветные фишки (основные цвета, кроме коричневого) – на каждого ребенка; разрезные картинки (на каждого ребенка); карточки с геометрическими фигурами (на каждого ребенка); игра «Развивающий материал 4-й лишний» (на каждого ребенка); Игра «Классификация». Предметные картинки из пособия Т. Б.Филичевой – «большой – маленький». «детеныши животных» (на каждого ребенка). Сюжетная картинка из пособия Ткаченко «слоговая структура слова» Альбом Иншаковой для обследования звукопроизношения

I. ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.

    Знание своих имени и фамилии; С кем пришел в детский сад; Знание состава семьи.

2) Исследование зрительного восприятия:

    Показ цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) (покажи – назови ) Восприятие формы (круг, квадрат, овал, треугольник).

3) Складывание предметной картинки из частей разрезной картинки

    Из 2-х частей; Из 4-х частей.

II. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

(основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

1) Игра «4-й лишний»;

III. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

    Овощи – фрукты Игрушки Посуда Одежда – обувь Мебель

2) Предикативный словарь (глагольный словарь):

    Что делает мальчик? (ест) Что делает девочка? (спит) Что делают дети? (играют) Что делает птица? (летит) Что делают рыбки? (плавают) Что делают машины? (едут)

3) Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам):

    Красный мяч Синий шар. Желтое ведро

4) Употребление предложно – падежных конструкций

(ответить на вопросы по картинкам)

    Где стоит ваза? (на столе) Где лежат фрукты? В корзине) Где летает бабочка? (над цветком) Где спряталась мышка? (под грибком)

VI. СОСТОЯНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

1) Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (назвать по картинкам)

    Кувшин – кувшинчик Стакан — стаканчик Звезда — звёздочка Цветок – цветочек Стул – стульчик Шапка – шапочка

2) Образование множественного числа существительных

    Замок – замки Шляпы – шляпы Катушка – катушки Паук – пауки Конфеты – конфеты Лошадь – лошади Гусеница – гусеницы Птенец – птенцы

3) Образование названий детенышей животных

    У кошки – котенок У лисы — лисенок У медведя – У козы – У волка – У собаки – У ежа –

4) Предложно – падежные конструкции.

Вопрос: Где лежит? Где стоит?

V. БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ – ПОРОВНУ.

(счёт и счётные операции)

    Пересчитать предметы в каждом круге и назвать итоговое число; Показать круг с одинаковым количеством предметов.

VI. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО–СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

1) Изолированные слова:

    кот вода стук мост спина банка фантик тропинка

2) Назвать самостоятельно или повторить за взрослым:

    мотоциклист велосипедист перекресток грузовик светофор автобусная остановка

VII. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Логопед: — К нам в гости пришел попугай Петруша.

1) Внимательно послушайте, что произносит говорящий попугай Петрушка, и повторите за ним:

    ауио оуиа па –ба та – да – та га –ка – га ма – мя ны – ни – ны ви – вы – ви пух – мех – мох кот – кит – ток дом – дам – дым бак – бык – бок

Подбираются слова на звуки: С, З, Ц, СЬ, ЗЬ, ТЬ, ДЬ, Ш, Ж, Щ, Ч, Р, РЬ, Л, ЛЬ, Й

Л.: — Молодцы, дети. Вы хорошо отвечали. Попугай Петруша очень доволен вашими ответами.

Протоколы обследования речи детей 4-5 и 6-7 лет (экспресс диагностики)
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Этим бланком пользуюсь последние 3 года. Составила его из нескольких бланков взятых из просторов сети)) под себя! Удобно.

Скачать:

ВложениеРазмер
protokol_obsledovaniya_rechi_4-5_letekspress_diagnostika.docx25.53 КБ
protokol_obsledovaniya_rechi_6-7_letekspress_diagnostika.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол обследования речи . (ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА) 4-5 лет

Ф.И. _________________________________________________ дата рождения________________

Дата обследования: 1) _________________ 2)__________________

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ:

Проба 1. Проверка состояния фонематического восприятия:

(слушай внимательно, повторяй за мной)

1) ба-па па-ба 2) га-ка ка-га 3) да-та та-да

4) ма-ба ба-ма 5) на-ня ня-на

Проба 2 . Исследование артикуляторной моторики:

(посмотри внимательно, выполни задание)

1) «Улыбочка» 2) «Лопатка» 3) «Иголочка

4) «Маятник» 5) «Качели»

Проба 3 . Исследование звукопроизношения:

1) собака-маска-нос сено-василек-высь замок-коза зима-магазин цапля-овца-палец

2) шуба-кошка-камыш жук-ножи щука-вещи-лещ чайка-очки-ночь

3) рыба-корова-топор река-варенье

4) лампа-молоко-пол лето-колесо-соль

5) (Г, К, Х, Й , другие дефекты)

Проба 4 . Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова:

(повтори за мной)

1) вода 2) спина 3) банка 4) фантик 5) ступенька

Проба 5. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ:

1 . Употребление предложно-падежных конструкций: ответить на вопросы по картинкам

1)Где черный кот?

2)Где сидит серый кот?

3)Откуда выглядывает рыжий?

2. Употребление числительных с именами существительными: один-много

2) Две машины-(пять?)

3) Два мячика-(пять?)

3. Согласование имен прилагательных с именами существительными единственного числа:

3) синее полотенце

4 . Понимание предлогов: покажи где

1) Кот идет к дому 2) Кот за домом

3) Кот в доме 4) Кот на крыше

5) Кот перед домом

5. Образование существительных множественного числа в И.п..

1)один – стол, а много это -… Без чего?

2) кот Дает корм кому?

3) дом Мальчик нарисовал кого?

4) кукла Работает чем?

5) рука Мечтает о чем?

Проба 6. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ:

1. Детеныши животных: у кошки – котята, а у…

2 . Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Проба 7 . ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:

1 . Составление рассказа по картинке. «Котенок»: опиши котенка, какой он?

1) Смысловая целостность:

2) Лексико-грамматическое оформление:

3) Самостоятельность выполнения задания:

2. Пересказ прослушанного текста: «У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила его молоком. Котенок любил играть с Катей»

1) Смысловая целостность:

2) Лексико-грамматическое оформление:

3) Самостоятельность выполнения:

УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КАЖДОЙ СЕРИИ ПРОБ:

1. Фонематическое восприятие: Всего за тест:

2. Артикуляционная моторика:

3. Звукопроизношение:

4. Звуко-слоговая структура: Уровень успешности:

5. Грамматический строй речи:

6. Словообразование:

7. Связная речь:

Предварительный просмотр:

Протокол обследования речи . (ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА)5-6 лет

Ф.И. _________________________________________________ дата рождения________________

Дата обследования: 1) _________________ 2)__________________

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ:

Проба 1. Проверка состояния фонематического восприятия:

(слушай внимательно, повторяй за мной)

1) ба-па па-ба 2) са-ша ша-са 3) ша-жа-ша жа-ша-жа

4) ца-са-ца са-ца-са 5) ра-ла-ра ла-ра-ла

Проба 2 . Исследование артикуляторной моторики:

(посмотри внимательно, выполни задание)

1) «Улыбочка» 2) «Лопатка» 3) «Иголочка

4) «Маятник» 5)»Улыбка»-«Трубочка»

Проба 3 . Исследование звукопроизношения:

1) собака-маска-нос сено-василек-высь замок-коза зима-магазин цапля-овца-палец

2) шуба-кошка-камыш жук-ножи щука-вещи-лещ чайка-очки-ночь

3) рыба-корова-топор река-варенье

4) лампа-молоко-пол лето-колесо-соль

5) (Г, К, Х, Й , другие дефекты)

Проба 4 . Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова:

(повтори за мной)

1) танкист 2) космонавт 3) сковорода 4) аквалангист 5) термометр

Проба 5. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ:

1 . Повторение предложений: повтори точнее

1)Птичка свила гнездо. 2) В саду было много красных яблок

3) Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

4) Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

5) На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

2. Верификация предложений: найди ошибку и назови

1) Собака вышла в будку. 2) По морю плывут корабль.

3) Дом нарисован мальчик. 4) Хорошо спится медведь под снегом.

5) Над большим деревом была глубокая яма.

3. Составление предложений из слов в начальной форме: составь и назови

1) мальчик, открывать, дверь 2) сидеть, синичка, на, ветка

3) груша, бабушка, внучка, давать 4) Витя, косить, кролики, трава, для

5) Петя, купить, шар, красный, мама

4 . Добавление предлогов в предложение: вставь и назови

1) Лена наливает чай…чашки. 2) Почки распустились…деревьях.

3) Птенец выпал…гнезда. 4) Пес сидит…конуры.

5) Щенок спрятался…крыльцом.

5. Образование существительных множественного числа в И.п. и Р.п.

(один – много, один – много чего: стол – столы, стол – столов)

1)один – стол, а много это -… 6) один стол, а много чего – …

4) звезда 9) звезда

Проба 6. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ:

1. Детеныши животных: у кошки – котята, а у…

1) козы 2) собаки 3)волка

4) утки 5) лисы 6) курицы

7) свиньи 8) коровы 9) льва 10) овцы

2 . Образование прилагательных от существительных:

а) Относительных: (из бумаги – бумажный)

1) шляпка из соломы – 2) кисель из клюквы –

3) горка изо льда – 4) салат из моркови –

5) варенье из вишни – 6) суп из грибов –

7) варенье из яблок – 8) лист дуба –

9) варенье из сливы – 10) лист осины –

б) Качественных: (жара – жаркий)

1) мороз – 2) солнце – 3) снег –

4) ветер – 5) дождь –

в) Притяжательных: (у собаки лапа – собачья)

1) у кошки – 2) у волка – 3) у льва –

4) у медведя – 5) у лисы –

Проба 7 . ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:

1 . Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 картинок)

1) Смысловая целостность:

2) Лексико-грамматическое оформление:

3) Самостоятельность выполнения задания:

2. Пересказ прослушанного текста:

1) Смысловая целостность:

2) Лексико-грамматическое оформление:

3) Самостоятельность выполнения:

УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КАЖДОЙ СЕРИИ ПРОБ:

1. Фонематическое восприятие: Всего за тест:

2. Артикуляционная моторика:

4. Звуко-слоговая структура: Уровень успешности:

5. Грамматический строй речи:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол обследования речи дошкольников по методике Т.А. Фотековой. (ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА).

Бланк протокола обследования речи детей 3-4-х лет.

Протокол обследования речевого развития детей 4-5 лет.

Протокол обследования речевого развития детей 5 – 6ти лет.

Протокол обследования речевого развития детей 6-7 лет.

Протокол обследования речи детей 1й год обучения,2й год обучения.

Экспресс-диагностика детей 4 – 5-летнего возраста с проблемами речевого развития

Е. А. Стребелёва считает, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более эффективной оказывается кор­рекция и компенсация нарушений. Необходимость ранней диагностики определяет­ся важнейшим свойством нервной системы ребенка — пла­стичностью, то есть нервная система молодого организма гиб­ко реагирует на воздействие извне. [3]

В настоящее время растет количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Причины этого явления разнообразны и многочисленны. Это и следствие сочетания различных неблагоприятных факторов: биологических, социальных, и следствие поражения центральной нервной системы различного характера. Вредные факторы, воздействующие на мозг в период его развития, приводят к задержке развития различных функций, в том числе речи.

В нашем городе дети с речевыми нарушениями попадают в специализированные группы в пять лет, в лучшем случае в четыре года, и самый значимый для развития ребенка возраст — до четырех-пяти лет — оказывается упущенным. В школе у такого ребенка возникают проблемы с устной и письменной речью — при обучении чтению и письму.

Ранняя диагностика нарушений познавательной дея­тельности и речи у детей чрезвычайно важна и крайне необходима. Доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полной и эффективной может оказаться кор­рекция, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.

Как и во всех детских садах города, в нашем ДОУ в 2005 году был организован ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум). В своей работе ПМПк руководствуется письмом Миноб­разования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» от 27.03.2000 г. № 27/901-6.

Согласно Положению о ПМПк, основными задачами ПМПк являются следующие:

– обнаружение и ранняя (с первых дней пребывания воспи­танника в детском саду) диагностика отклонений в развитии;

– выявление резервных возможностей развития воспитанника;

– определение характера, продолжительности и эффективно­сти специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в МДОУ возможностей.

Еще одним не менее важным моментом, побудившим заняться поиском методик диагностики речи младших дошкольников, является запрос родителей детей раннего и младшего возраста. Нарушения речи (а именно — ее отсутствие, непонимание ребенком речи взрослых, непонятность детских высказываний, нежелание использовать речь в общении со взрослым и др.) вызывают беспокойство у родителей малышей второго и третьего года жизни и заставляют их обращаться к специалистам, и прежде всего, к логопедам.

В связи с вышеназванными причинами встал вопрос всестороннего логопедического обследования детей начиная со 2-ой младшей группы.

Современный подход к проблеме выявления и коррекции нарушений речи требует от логопеда четких представлений о том, каким образом и по каким законам происходит становление речи у нормально развивающегося ребенка. Эти знания служат основой для грамотного проведения логопедического обследования детей, своевременного выявления у них речевых нарушений и их адекватной классификации. Лишь на этой основе возможно правильное планирование и реализация систематической коррекционной помощи детям с речевой патологией.

Схема логопедического обследования детей среднего и старшего возраста в ДОУ хорошо отработана и обеспечена достаточным количеством методических пособий и материалов. Обследованиеразвития речи ребенка младшего дошкольного возраста нередко представляет трудности, обусловленные возрастными особенностями. Также возникли сложности с подбором методик и пособий для логопедического обследования детей младшего возраста в условиях дошкольного учреждения. Подобных методик крайне мало, они многозатратны по времени, что является безусловным минусом, так как логопед работающий на коррекционной группе не располагает достаточным временем, для обследования детей массовых групп детского сада по классическим методикам. [1]

Указанные причины послужили толчком для разработки методики «Экспресс-обследование речи детей 2-3 лет». [2].

Данная методика предназначена для оперативного массового обследования развития речи у детей 2 – 3 лет с целью выявления нарушений речи и постановки воспитанников на учет ПМПк.

Методика удобна для использования как в кабинете логопеда, так и в условиях массовой группы. Обследование занимает мало времени, в этом смысле практически исключается возможность утомления ребенка.Содержит необходимый материал для предварительного обследования и анализа общей картины развития речи у детей 2 – 3 лет: лексического запаса, уровня овладения ребенком звукослоговой структурой языка, степени сформированности фразовой речи.

Оборудование для обследования: картинный материал (15 шт.), иллюстрации к стихам А.Барто, иллюстрации к сказке «Курочка Ряба». Картинки однофигурные, с четким контуром, цвета классические достаточно яркие.

Схема обследования следующая.

Обследование начинается с приглашения ребенка посмотреть картинки.

Затем следует предварительная беседа с ребенком о нем самом, о его семье, о любимых игрушках, домашних животных, и т.д., позволяющая составить общее впечатление о ребенке и его речевом развитии. В зависимости от желания ребенка, беседа может быть разбита на части и проводится по ходу обследования.

Далее ребенку предъявляются комплекты картинок. Всего пять комплектов по 3 картинки. Предлагается поочередно назвать картинки и выполнить задания логопеда по этим картинкам.

1 комплект: собака, кошка, утка . Проверяется воспроизведение звукоподражаний, предъявленных и названных логопедом животных и птиц. При желании ребенка можно побеседовать о его домашних питомцах.

2 комплект: зайка, мишка, девочка (кукла) . Сказать ребенку, что девочку зовут Таня, предложить ребенку рассказать стихи А.Барто: «Наша Таня», «Зайка», «Мишка»; стихотворение «Мишка косолапый». Уточняется, знает ли ребенок другие стихи.

3 комплект: юла, кубик, мячик .Предлагается назвать цвета предметов.

4комплект: телефон, лопатка, ведёрко .Подбор глаголов к существительным.

5 комплект: машина, пирамидка, Дед Мороз. Части предметов.

При назывании всех картинок проверяется словарь, отмечается сформированность звукопроизношения, слоговой структуры слова.

После этого ребенку предлагается посмотреть книжку «Курочка Ряба», пересказать сказку по иллюстрациям.

По ходу обследования заполняется Карта экспресс-обследования ребенка 2 – 3 лет (Приложение 1).

Раннее выявление различных отклонений в формировании речи позволяет обратить внимание родителей на задержку речевого развития ребенка,воспитаннику по показаниям получить своевременную медицинскую помощь. Педагоги разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут, представляют родителям необходимые консультации. Таким образом имеется возможность компенсировать первичный дефект и предотвратить вторичные отклонения в развитии речи в более позднем возрасте.

1. Громова О.Е. Логопедическое обследование детей 2 – 4 лет. Методическое пособие/ О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина. М.: Сфера, 2004.

2. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста./Н. В. Нищева. Спб.: Детство-ПРЕСС, 2003.

3. Стреблева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/Е. А. Стребелёва. М.: Просвещение, 2007.

КАРТА ЭКСПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 2 – 3 ЛЕТ

Ссылка на основную публикацию