Экскурсия как метод ознакомления с окружающим и развития речи детей с ЗПР

Развитие речи детей с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим миром

Рубрика: 7. Дефектология

Дата публикации: 23.10.2017

Статья просмотрена: 185 раз

Библиографическое описание:

Петрова Т. И., Дмитриева Н. А. Развитие речи детей с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим миром [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 121-123. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13126/ (дата обращения: 28.02.2020).

В какой бы среде человек ни находился, каким бы видом деятельности ни занимался, для него жизненно необходимым является правильное отражение изменений, происходящих в окружающей действительности.

Нарушение в развитии ощущений и восприятий у детей с ЗПР затрудняют формирование представлений о сезонных изменениях в природе. У детей с трудом вырабатываются новые условные связи, а возникнув, они оказываются непрочными, а главное, недифференцированными. Слабость дифференциации нередко приводит к уподоблению знаний. Приобретённые знания сохраняются неполно, неточно, объединение знаний в системы происходит с трудом. Поэтому необходимо хорошо изучить состав учащихся, знать причины ЗПР каждого ученика, особенности его поведения, потенциальные возможности, с тем, чтобы наметить пути включения его в работу.

При изучении тем природа рассматривается как единое целое, в котором компоненты живой и неживой природы взаимосвязаны, взаимозависимы и влияют друг на друга. Взаимосвязи имеют разнообразный характер: пространственно-временной зависимости (осадкам предшествует облачность), причинно-следственной зависимости (весной снег растаял, потому что стало тепло). Живой организм рассматривается в единстве со средой обитания. Поэтому характеристики образа жизни животных, особенности роста и развития растений непременно включают знакомство с приспособительными особенностями живых организмов к изменениям природных условий в разные времена года. При изучении домашних животных, культурных растений подчеркивается соответствие условий их содержания или выращивания биологическим особенностям организмов.

Необходимо рассмотреть вопрос о формировании природоведческих понятий, имеющий первостепенное значение. Общие, обозначающие группу понятия, вводятся одновременно с конкретными. Понятие не даётся в готовом виде, оно формируется постепенно, по мере включения его в общение, постоянно сопутствующее процессу изучения учебного материала. Ученик постоянно возвращается к одному и тому же понятию по мере накопления новых фактов всё более приближаясь к осознанию ведущих признаков в основе обобщения. Новые понятия постоянно соотносятся с уже имеющимися, включаясь в единую систему знаний.

При построении процесса изучения сезонных изменений в природе учитель ориентируется на возможности детей и обеспечивает усвоение лексики и фразового материала доступных им. На уроках наиболее употребительны выражения, содержащие сообщение о свойствах и признаках предмета или природного процесса (погода пасмурная), о состоянии предмета или действии, которое с ним происходит (идёт дождь), о временной и целевой связи явлений (пришла зима и стало холодно), о причинно-следственной зависимости (сегодня пасмурно, потому что небо закрыто облаками), о признаках сходства и различия объектов природы (снег и дождь — это осадки). Из этого неполного перечня видно, как необходима и важна специальная работа по развитию речи детей.

Успешное изучение сезонных изменений в природе в значительной мере зависит от оснащённости учебного процесса средствами наглядности и правильного их подбора с учётом темы и задач каждого урока. Наглядные пособия призваны формировать конкретные представления. Различные формы наглядности –натуральные предметы природы, их изображения в виде муляжей, макетов, таблицы, экранные пособия содержат информацию о различных сторонах природных объектов. Одни пособия позволяют ознакомиться со строением объекта. Это муляжи, гербарии, чучела. Другие используются при знакомстве учащихся с природными процессами — демонстрация опыта, использование экранных средств, наблюдение за живым объектом. Первоначальное знакомство детей с предметом или явлением природы целесообразно начинать с непосредственного контакта с ним. Работа над речью, над значением слов и выражений протекает с опорой на наглядность и предполагает тесную связь слова с наглядным представлением, соответствующим его значению. Созданию отчётливых представлений способствует использование в учебном процессе табличек со словами и фразами, соответствующими изучаемому материалу. Это помогает сконцентрировать внимание ребёнка и позволит эффективно работать по развитию восприятия обращённой речи на протяжении всего занятия.

Переход от наглядных представлений к образным происходит через слово. Этим определяется большое значение словесных методов в обучении. Наряду с наглядными и практическими методами в учебном процессе широко используется беседа и рассказ-объяснение, предполагающие анализ и обобщение учебного материала.

Изучение сезонных изменений в природе происходит в процессе активной познавательной деятельности с использованием ежедневных наблюдений, которые находят своё отражение в рисунках детей, фиксируется в дневниках и календарях природы, в сводных таблицах о погоде определённого месяца, в описаниях погоды и явлений, наблюдавшихся в природе в течение одного дня, недели.

Знакомство с сезонными изменениями в природе начинается осенью. Организация и содержание работы во многом повторяется при изучении других времён года. От темы к теме происходит усложнение требований к самостоятельности детей в ведении и фиксации своих наблюдений, в обобщении данных наблюдений и составлении описания погоды текущего и прошедшего дней в сравнении друг с другом.

Работа по изучению любого времени года может строиться по следующей схеме:

‒ обзорная экскурсия в природу, на которой учащиеся наблюдают за растениями, животными, погодой, занятиями людей;

‒ работа с календарём природы на уроке;

‒ еженедельные наблюдения за природой, цель которых- накопление фактических знаний о данном времени года;

‒ ежемесячный итог наблюдений и составление описания природы прошедшего месяца.

Первая экскурсия по ознакомлению с природой проходит в сентябре. На ней организуется наблюдение за всеми компонентами природы, за занятиями людей.

На основе наблюдений и экскурсий дети сначала усваивают порядок чередования времён года, названия осенних, зимних, весенних, летних месяцев, учатся рассказывать об отличительных признаках каждого времени года и сравнивать их. В последующие годы ставится задача расширять круг представлений о сезонных изменениях в природе и уметь выделять определённые закономерности в жизни природы, самостоятельно делать выводы о наблюдаемых изменениях природы и составлять небольшие рассказы, опираясь на план.

При изучении сезонных изменений в природе детьми с ЗПР необходимо обратить особое внимание на подбор изучаемого материала, в котором должна учитываться его доступность и практическая значимость. Поэтому предметом изучения должны быть знакомые детям объекты, явления и состояния природы, сведения о которых расширяются и углубляются посредством наблюдений и простейших опытных действий, предполагающих установление причинно-следственных и временных связей. Так же нужно обратить внимание на концентричность расположения материала, позволяющую из отдельных фрагментов знаний последовательно формировать целостное представление об окружающей действительности.

Программами обучения и воспитания детей с ЗПР предусмотрено решение коррекционно-образовательных, коррекционно-воспитательных, коррекционно-развивающих задач.

  1. Соломина Е. Н., Тушева Е. С. «Изучение сезонных изменений в природе в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта», М.,2005 г.
  2. Титова М. Ф. «Изучение природы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях», М.,2004 г.
  3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. «Программа коррекционно-развивающее обучение и воспитание», М.,2005г.

Похожие статьи

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками.

Дети старшей и подготовительной к школе групп наблюдения на прогулках отражают в календаре природы, где зарисовывают яркие сезонные изменения в неживой природе, в жизни животных, растений, отражают труд людей.

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников через.

В процессе ознакомления детей с природой реализуются образовательные и

У детей стали образовываться причинноследственные связи; тепло, светло — на ветках из почек

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда.

Роль детского экспериментирования как метод познавательного.

 ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинноследственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;  склонен наблюдать, экспериментировать

Формирование элементарных экологических представлений.

Экология природы положительно влияет на «экологию» человеческой души: человек

Знакомство детей с природой и экологическое воспитание продолжается на занятиях, во время экскурсий.

календари погоды и природы, – наглядный иллюстративный материал

Экологическое развитие детей на экскурсии | Статья в журнале.

Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня напрямую связывается с сохранением жизни на Земле.

 формирование представлений детей об изменениях в живой и не живой природе, умений устанавливать причинноследственные связи.

Экологическое воспитание как способ развития психических.

Мышление — это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, суждений.

При последовательно организованных наблюдений в природе, использование динамических моделей экосистем дети среднего дошкольного.

Формирование эстетического восприятия окружающего мира как.

Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, ребенок, детский сад, окружающий мир, знание, наблюдение.

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе.

Дети все реже общаются с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы

– развивать мыслительные операции, умение устанавливать причинноследственные связи

Ребенку — дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и.

Формирование экологических представлений у детей старшего.

В результате целенаправленной работы дети овладели новыми знаниями о природе в осенний период, активно включились в процесс наблюдения, научились размышлять, сравнивать, сопоставлять, искать ответы на поставленные вопросы, освоили причинноследственные.

Экскурсия как метод ознакомления с окружающим и развития речи детей с ЗПР

Васильева Галина
Экскурсия как метод ознакомления с окружающим и развития речи детей с ЗПР

Экскурсия как метод ознакомления с окружающим и развития речи детей с ЗПР.

Экскурсия-один из видов занятий по ознакомлению детей с природой и трудовой деятельностью людей. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им, а также труд людей.

Преимущество экскурсий-занятий в том, что, дети здесь имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Ведь познание ребёнком окружающей действительности начинается с ощущений, которые появляются в процессе воздействия предметов и явлений природы на органы чувств. И. П. Павлов показал, что физиологической основой чувственного познания служит совместная деятельность зрительного, слухового,кожного,обонятельного и других анализаторов. Чем больше анализаторов участвует в восприятии, тем точнее, богаче, ярче и содержательнее представление. Отсюда следует,что в основе ознакомления детей с окружающим и с природой должны быть наглядность, непосредственное воздействие предметов окружающей действительности и явлений природы на их организмы и чувств. Дети должны иметь возможность посмотреть объекты, потрогать, пощупать,понюхать,ощутить их тяжесть и т. д.

«Расскажи мне – и я забуду!

Покажи мне – я запомню!

Дай мне сделать самому – и я всё пойму!

Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях,существующих в природе, материалестическое понимание мира.

Экскурсия в лес,в поле, на берега рек и озёр привлекают внимание детей,предоставляют возможность под руководством взрослого разнообразный материал для последующих наблюдений и работы. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность,интерес к изучению природы и объектам труда людей. Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать характерные особенности.

Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания,неизгладимые впечатления,способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к природе, бережное отношение к ней, любовь к родному городу.

По содержанию экскурсии делятся на виды:

1. Природоведческие- в парк,в лес,на реку,на луг и т. д, а также в зоопарк,ботанический сад (они проводятся в разные сезоны).

2. Экскурсии связанные с трудом человека (на стройплощадку,в поле,сад,огород,магазин и т. д.)

3. Экскурсии в музей,на выставку, с целью воспитания эстетических чувств.

4. Ознакомительные экскурсии по улицам города,памятники.

Экскурсии как форму занятия использую с детьми старшего и подготовительного возраста. Для каждой экскурсии определяю программное содержание, по обязательное для усвоения всеми детьми.

Природоведческие экскурсии провожу по определённой системе. Организовываю их на одни и те же объекты в разные времена года,с тем, чтобы показать детям сезонные изменения,которые происходят в природе.

НАПРИМЕР: в осенний сезон с детьми старшего возраста я провожу три экскурсии в парк с постепенным усложнением задач. Цель этих экскурсий-знакомить с весенними изменениями (набухли почки,лопнули,появились зелёные клейкие листочки,вкусно пахнут и т. д) и понимать причину происходящего в природе,а также обогащаем словарь.

Сельскохозяйственные экскурсии провожу для ознакомления с отдельными видами труда,профессиями,орудиями труда (инструментами).

Экскурсии в музей,по городу провожу с целью ознакомления с достопримечательностями города и знакомства с его историей.

Организовать экскурсию значительно труднее,чем занятие в группе и успешной она будет только при условии тщательной подготовки. Планируя экскурсию,точно определяю тему и цель экскурсии, конкретизируя программное содержание,намечаю объекты экскурсии. Важно выбрать дорогу до места,которая не была бы утомительной,не отвлекала детей от намеченной цели. Определяла место экскурсии,учитывала физические возможности детей,а также сезон,особенности дороги. состояние погоды. Заранее побывав на месте маршрута договаривалась с людьми,которые 3-5 минут расскажут про свою работу и продукты труда. уточняла маршрут, находила нужные объекты. После этого намечала последовательность наблюдений,содержание и объём тех знаний,которые должны получить дети о данном круге явлений; устанавливала,где они могут самостоятельно вести наблюдения и отдыхать. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план,но и придумать приёмы его проведения. Чтобы экскурсия была интересной, я заранее подбираю стихи, загадки,пословицы, использую в работе.

За несколько дней до экскурсии провожу с детьми небольшую беседу,с тем, чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию,оживить представления и впечатления, которые могут быть полезные в ходе экскурсии, сообщаю её цель. Дети должны знать,куда пойдут,зачем, что нужно собрать.

Первая тема была проведена «Осень-неживая природа». Сначала я привлекала внимание детей подготовленной выставкой «Золотая осень» с подобранными картинам,иллюстрациями, пыталась заинтересовать детей. Читала различные художественные произведения, вносила сюрпризные моменты «Волшебная веточка» с красивыми листочками,»Старичок- лесовичок» и т. д. Старалась,чтобы внимание детей всегда было задействовано. Дети учились различать неживую природу (небо, ветер,снег,дождь,земля и т. д) и живую (растения, животные,человек).Затем была проведена тема «Осень – живая природа»(о растениях)с подобранным материалом.

Для обобщения знаний провела экскурсии в парк,к Ладожскому озеру,на Прохоровские дачи и т. д.

Читайте также:  Предлог НА - логопедическое занятие

Приведя детей к месту экскурсии, в краткой беседе напоминала цель занятия,давала им осмотреться,затем дети приступали к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение. Здесь решала основные програмные задачи занятия. Помогала детям подметить и основать характерные признаки, действия предметов и явлений. Это достигала различными приёмами. Дополняла своими рассказами и пояснениями.

Большое внимание в наблюдении уделяла вопросам – заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, трогать, сравнивать,находить сходство и отличие,устанавливать связь между явлениями природы. В процессе наблюдения использовала произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращалась к поэзии естественно, ненавязчиво. Содержание и удельный вес каждого видоизменяла в зависимости от цели и содержания экскурсии.

В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами,запоминают название растений и их частей. С удовольствием дети играли:»Узнай по запаху «,

«Угадай по описанию»,»Ветка, ветка, где твоя ветка?»,»Раз, два, три-к ясеню (липе)беги! И др.

Провела ряд экскурсий сельскохозяйственных: на луг (выпас скота,уборка сена,в сад,на огород, в парники, птичник и т. д. Эти экскурсии дали наглядно показать,как человек воздействует на природу,как выращивает растения,животных. Здесь дети знакомились с основыми трудовыми операциями,обогащали словарный запас,развивали речь,психические процессы,волевые качества.

Своеобразие этих экскурсий состоит в том,что дети наблюдали деятельность человека и природу,на которую он воздействует,как выращивает растения,животных,оберегает, охраняет. Здесь дети знакомились с основными трудовыми операциями,некоторые выполняли сами.

Своеобразие этих экскурсий состоит в том,что дети наблюдали деятельность человека и природу,на которую он воздействует. Я показывала детям,что и для какой цели делают люди,какие машины используются,как относятся к труду,как строят,заботятся о хороших взаимотношениях,результатах труда. При подготовке к сельскохозяйственным экскурсиям прежде всего сама знакомилась с объектом наблюдения,получала разрешение на проведение экскурсии,договаривалась о времени посещения,об участии детей в труде,определяла содержание беседы детей с рабочими.

Знания,полученные на экскурсиях,расширяла и закрепляла на занятиях и в играх,в наблюдениях в уголке природы за принесёнными объектами. Через 1-2 дня проводила после экскурсии занятия с использованием раздаточного материала,дидактические игры,читала художественную литературу,заслушивала рассказы детей о том,где были и что видели. В заключении проводила обобщающую беседу.

Планируя беседу после экскурсии,ставила вопросы так,чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии,подчеркнуть наиболее важные в образовательном и в воспитательном отношении

моменты, подводила их к установлению связи между явлениями. Также проводила целевые прогулки,как часть занятия по темам «Профессии».

Например: Ходили с детьми на стройку. Смотрели строительные профессии. Крановщик детям рассказывал о работе. У детей экскурсия произвела большое впечатление. Дети с удовольствием рассказали о своём путешествии,называли строительные профессии,орудия труда.

Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей. На эту тему провела ряд открытых занятий для коллег и родителей на тему «Строительство» ,»Зима-неживая природа»,»Музей игрушек» и т. д. Занятия были итоговыми, дети усвоили хорошо эти темы (по лексике,грамматике,грамоте).После проведённой работы ещё раз продиагностировала детей (по психологическим процессам и по видам деятельности).Продолжительность занятий выросла,дети стали меньше истощаемы,у всех детей внимание стало более устойчивым,улучшилась память. У самых тяжёлых детей Серёжи Ш. и Вали К. появилась положительная динамика. Если Серёжа раньше отказывался заниматься,капризничал,то теперь занимается 10-15 минут. У Вали появилась попытка к речевой активности (диагноз алалия, отдельные фразы. Девочка с моей помощью разучивает и рассказывает маленькие стихи, с удовольствием занимается.

Работу также планировала во второй половине дня (совместно с воспитателем)-педагоги играли с детьми в дидактические и сюжетно-ролевые игры. В процессе игр у детей развивала умственные процессы: Умение наблюдать, обобщать,сравнивать. Через дидактические игры у детей развивалось восприятие,память, мышление. Сначала дети играли с моей помощью,а позже с заданиями справлялись сами. Особенно нравится детям игра «Чудесный мешочек». Детям нравится тайна,фантазия,волшебство. Им кажется из такого красивого мешочка можно достать что-то необыкновенное,сказочное. Эту игру использовала по всем темам на развитие речи и ознакомление с окружающим. В него можно положить и плоды осени,домашних,диких животных,игрушки,орудия труда и т. д.

Дети после проведённых экскурсий с удовольствием играли в группе в сюжетно-ролевые игры:»Поезд»,»Цирк»,»Зоопарк» «Магазин» ,»Больница «, «Школа» и т. д. Всё увиденное они показывали в игре. С помощью наглядности в экскурсиях, рассказов взрослых,возможности исследовать объекты с помощью всех органов чувств формировала у детей связную речь,активный и пассивный словарь, память и, следовательно, активизировалась мыслительная деятельность.

Использование перечисленных приёмов и средств коррекционной работы особенно необходимы в связи с тем,что при поступлении в группу у многих детей отмечалась несбалансированность нейропсихических процессов,незрелость эмоциональной сферы и волевых процессов,они не были уверены в своих силах,с трудом могли управлять своим поведением,устанавливать контакт со взрослыми,сверстниками. Опыт показал, что в ходе длительного целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия дети учатся упорядочить свои поступки,поведение, у них появляется осознанность в выполнении заданий,уверенность в себе. У них отмечается положительная динамика развития психических процессов эмоционально-волевой сферы, значительное улучшение звуковой и смысловой сторон речи.

На основе проделанного сделала вывод, что в работе с детьми с ОНР, ЗПР лучше всего использовать наглядные методы работы, сюрпризные моменты, занятия – игры. Так как во время

экскурсий, занятия-игры больше всего можно удержать внимание ребёнка и следовательно добиться большего результата в обучении и воспитании.

Дидактическая игра-как метод развития интереса детей младшего дошкольного возраста к различным видам деятельности. Именно через игру дети познают и воспринимают все богатство окружающего мира, через игру развивается ум. Со временем ребенок научится управлять.

Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром. Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования.

Игра как главный метод развития детей раннего возраста Играя дети развиваются, общаются. Играя в сюжетно-отобразительные игры дети моей группы учатся: укладывать куклу спать, кормить её, причёсывать,.

Игра — как метод развития детей раннего возраста. Играя дети развиваются, общаются. Играя в сюжетно-отобразительные игры дети моей группы учатся: укладывать куклу спать, кормить её, причёсывать,.

Конспект занятия для детей с ЗПР в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Фрукты» Конспект занятия для детей с задержкой психического развития в подготовительной группе, по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в коррекционной разновозрастной группе для детей с ЗПР Образовательные области: • социально коммуникативное развитие (социализация). • познавательное развитие (коммуникация, познание, чтение.

Моделирование как метод логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 114” (МБ ДОУ “Детский сад № 114”) Моделирование как метод.

Моделирование как метод в развитии связной монологической речи детей 5–6 лет Дошкольный возраст – это период потребности детей в приобретении информации. Для реализации данной потребности необходима организация общения.

Отчет по самообразованию Тема: «Развитие речи детей по средствам ознакомления с окружающим миром в семье и детском саду». Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность. Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду на мир,.

Экскурсия как метод работы с родителями Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного.

Развитие связной речи на занятиях по ознакомлению с окружающим у дошкольников с задержкой психического развития

Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий для развития личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психологического и физического развития, возможностями и способностями.

Речь – это форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка, она во многом характеризует его как личность. Основной и первоначальной является коммуникативная функция. Речь необходима всем нам для общения. Целью общения может быть развитие социальных контактов, обмен информацией. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Научиться правильно строить предложения – первая задача педагогов в работе по развитию связной речи детей с ЗПР.

Связная речь – это последовательность органично связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Для того чтобы в хорошей степени овладеть иностранным языком, необходимо научиться мыслить на этом языке. Можете себе представить, какая идёт работа в голове ребёнка, когда он учится мыслить, учась говорить. Затем он совершенствует свою речь, научаясь мыслить. Связная речь – это результат развития всех психических процессов, это достижения ребенка в овладении родным языком.

Работа по развитию связности речи может идти с освоения звуковой стороны речи, словарного состава, грамматического строя речи. Но это не значит, что развивать связную речь можно только тогда, когда дети очень хорошо усвоили звуковую, лексическую и грамматическую сторону речи. В среднем дошкольном возрасте при постоянной общении со взрослыми дети научаются составлять простые бытовые предложения.

Особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными. В перспективном плане дошкольного учреждения для детей ЗПР предусмотрено 2 занятия в неделю по формированию связной речи. Это реализуется на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. В формировании связной речи большую роль играет речевое и умственное развитие дошкольников, развитие восприятия, мышления, наблюдательности. Для того, чтобы логически правильно рассказать о чём-то, необходимо ясно представлять себе объект рассказа, уметь выделять основные свойства и качества, устанавливать причинно- следственные связи. Раздел «Ознакомление с окружающим миром и развития речи» является одним из основных обучающих занятий, на которых дети знакомятся с предметами окружающей действительности, учатся сравнивать, анализировать, обобщать, что ведёт к обогащению словаря , а это и является основой развития связной речи.

Е.С.Слепович (1981), изучая особенности монологической речи у старших дошкольников с ЗПР, отмечает, что речь у этой категории детей в основном носит ситуативный характер. Это выражается в большом количестве личных и указательных местоимений, частом использовании прямой речи, усиливающих повторениях. В старшем дошкольном возрасте у детей с задержкой психического развития только начинается переход к другим формам речи. Наряду с этими особенностями Е.С.Слепович выделяет ограниченность словарного запаса у этих детей, особенно существительных с узким, конкретным значением, а также прилагательных.

Невысокий уровень развития словесно- логического мышления у детей проявляется, когда им даётся задание пересказать содержание текста, составить рассказ по серии сюжетных картинок. Сложным является воспроизведение содержания текста наиболее подробно, с наибольшей точностью. Продуктивность памяти детей с задержкой психического развития значительно ниже, чем у нормально развивающихся детей. Это напрямую зависит от нарушений их восприятия, внимания, повышенной утомляемости, от низкого уровня познавательной активности. Неполноценная игровая деятельность детей с задержкой психического развития затрудняет развития новых форм речи, так как недостаток словарного запаса и отсутствие мотивации в игре не дают толчка для развития сюжета игры.

Дети данной категории не умеют самостоятельно пересказать прослушанный рассказ на заданную тему, составить рассказ по сюжетной картинке, описать предмет. Из-за излишней вербализации, несформированности грамматического строя речи, недостаточности словообразовательных процессов, неумения организовать себя в процессе деятельности большинство детей с ЗПР испытывают значительные трудности при выполнении задания. Все эти особенности связаны с незрелостью эмоционально- волевой сферы, но при правильном стимулировании познавательной активности со стороны взрослых со временем компенсируются.

У детей с задержкой психического развития больше развито наглядно-образное мышление, нежели словесно- логическое. Поэтому в работе с ними более действенным является использование наглядного материала при обучении их связному высказыванию, например, составление предложения по двум связным по смыслу картинкам. Далее можно учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Здесь могут использоваться картинки из сказок. Дошкольникам близок пересказ художественных произведений. Готовые образцы могут благотворно подействовать на их чувства, заставят сопереживать, а в результате вызовут желание запомнить и пересказать услышанное.

Основными задачами занятий по ознакомлению с окружающим миром для дошкольников данной категории являются:

повышение уровня сенсорного и умственного развития;

обогащение и систематизация словаря;

развитие устной диалогической и монологической речи;

восполнение пробелов предшествующего развития и дальнейшее накопление знаний;

развитие речевых навыков.

Развитие связной речи у детей ЗПР является трудным процессом, требующим использования особых методических приемов. Дети должны научиться, не только пользоваться определенными словами и выражениями, но они должны вооружиться средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.

Дети с задержкой психического развития быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатую работу до конца. Все эти и многие другие особенности психических процессов детей не могут не сказываться на состоянии и ходе развития их речи. Поэтому в коррекционно-логопедической работе в специальном детском саду для детей с ЗПР основное внимание уделяется: формированию монологической речи; обучению детей составлению предложений (по демонстрируемым действиям, по опорным словам, образцам) и обучению рассказыванию разного вида.

Существует несколько основных методов развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития.

Рассказ по демонстрируемым действиям. Этот метод учит ребенка внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории.

Пересказ рассказа с использованием фланелеграфе, где действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками (игрушками), что позволяет более абстрактно взглянуть на окружающую действительность. Особенно это проявляется, когда дети сами начинают использовать картинки на фланелеграфе для развития сюжета.

Читайте также:  Перспективный план коррекционной работы с группой учащихся 1 классов с ФФНР и ФНР

Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин. При использовании этого метода работы педагог должен учитывать возможности образной памяти детей, способности устанавливать логические связи и отношения.

Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Это самый последний метод, при использовании которого можно увидеть все компенсаторные возможности детей. Ведь здесь очень сложно составить план высказывания из-за отсутствия образца. Вопросы педагога помогают детям обеспечить последовательность этапов изложения. В тоже время отсутствие образца позволяет начать очень трудную, но столь необходимую работу над творческим рассказыванием.

Задачи специализированного дошкольного обучения в основном совпадают с задачами дошкольного воспитания и обучения детей в норме. В соответствии с этим все основные разделы программы специализированных дошкольных учреждений соответствуют тем, которые имеются в программе дошкольных учреждений общеобразовательного типа. Однако очень важно при этом подчеркнуть, что содержание каждого раздела является специфическим. При отборе содержания обучения учитываются недостаточная сформированность познавательной деятельности детей. В содержание работы вводятся не только общие, но и коррекционные задачи. Такие как: развитие внимания, обогащение зрительных представлений, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, стимуляция познавательной активности, закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.

Педагоги отмечают важность развития связной речи в дошкольном возрасте, указывая на то, что это очень пригодиться в школе. В этот момент можно вспомнить себя за партой, когда учитель давал задание составить план сочинения и написать его. И эта задача даётся легче тем ребятам, которые были более подготовлены в дошкольном возрасте. Важное значение в развитии связной речи дошкольников играет работа педагога- дефектолога. Специальное обучение позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого ребёнка с учётом индивидуальных особенностей. На мой взгляд, в этом видится один из аспектов преемственности дошкольного и школьного образования.

Особенности формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить особенности представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР и предложить содержание коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у дошкольников данной категории.
Объект: особенности представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет: содержание коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у дошкольников с ЗПР.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Проблема формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР в психолого-педагогической литературе…………..…………………………………..………………………..6
1.1. Ознакомление с окружающим миром детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема……………………………………….6
1.2. Особенности представлений об окружающем мире у дошкольников с задержкой психического развития…………………………………………. 14
1.3. 1.3. Специфика коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР…………………………………………………………………. 22
Вывод по первой главе………………….…………………………………30
Глава II. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у дошкольника с задержкой психического развития………….. ……..……………………………………….…………….31
2.1. Коррекционно-педагогическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по формированию представлений об окружающем мире………………………………………………………………31
2.2. Методические рекомендации для педагогов по организации коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР………. 37
2.3. Методические рекомендации для родителей по формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………38
Заключение…………..…………………………………………………….39
Список литературы…………………………………………….…………41

Файлы: 1 файл

Особенности формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР.doc

Воспитатели специализированных детских садов при ознакомлении детей с окружающим всегда должны обогащать сенсорный опыт детей. Так, например, процесс наблюдения в природе, за трудом взрослых и т. д. следует организовывать с учетом доступности для их восприятия [24].

Поскольку дети с ЗПР должны представлять и конкретно действовать с различными предметами, знать назначение, способы действия и применения их, понимать условия жизни, деятельности человека, его связи с окружающим миром, тематикой ознакомления в первую очередь становится близкое окружение ребенка в детском саду и дома. Так, например, в программе рекомендуются наблюдения за строительством дома. Дети с ЗПР не смогут представить работу подъемного крана, а также каменщиков. Во время экскурсии на такие объекты целесообразно обращать внимание детей. Можно показать иллюстрации, презентации на эту тему. На экскурсии воспитатель показывает то, что доступно детям для восприятия, что можно ощутить через все анализаторы: зрение, слух, осязание и т. д. Например, можно показать детям, какой строительный материал привозят (кирпич, панели, раствор), или предложить послушать, как шумит подъемный кран и т. д. Таким образом, при наблюдении воспитатель привлекает все сенсорные функции к ознакомлению с объектами. Перед экскурсией надо продумать, какие качества и свойства предметов и явлений будут выделены для наблюдения, чтобы у детей сложилось правильное представление. Например, наблюдая за движущимся транспортом, дети могут послушать с закрытыми глазами шум машин, что дополнит их представления. В лесу, сквере дети рассматривают деревья, листья, обследуют кору, находят общие и отличительные признаки, прислушиваются к шелесту листвы разных деревьев (осины, березы и др.). Все это создает более полную картину о наблюдаемых объектах[24].

Н.Ю. Борякова пишет, что процесс ознакомления строится по принципу детального изучения предметов с их свойствами и взаимосвязями. В ходе изучения дети должны научиться последовательному зрительному выделению, анализу основных опознавательных зрительно фиксированных признаков. Дополнительная информация получается за счет полисенсорных взаимосвязей (слухо-двигательных, тактильно-двигательных, осязательных и др.) и обеспечивает детям с ЗПР более полную и точную информацию[3].

Т.Д. Пускаева отмечает, что в работе по ознакомлению с окружающим большое значение придается роли слова. При рассматривании всегда идет беседа. Она расширяет и уточняет знания детей, помогает, правильному пониманию. Дети узнают названия признаков и свойств наблюдаемых объектов, учатся сравнивать и сопоставлять предметы, объединяя в группы по их функциональным свойствам (для чего служат, как используются и т. д.). На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим используется различный иллюстративный материал: картины, мульмедио, видеоматериалы, реальные предметы и т. д.[15] При их использовании надо всегда помнить о доступности их для восприятия. Изображение на картинках не должно быть перенасыщенно объектами. Воспитатель широко использует индивидуальный раздаточный материал: игрушки, картинки, реальные предметы. Для развития грамматически правильной речи необходимо давать предметные и сюжетные картинки, по которым дети учатся называть, рассказывать, описывать. Например, по картинкам, где изображены дети в разной одежде и где они выполняют какие-либо действия, дается задание рассказать, кто это, в чем одет, что делает. Такая работа учит детей видеть на картине главное и развивает их умение составлять рассказы.

В подготовительной к школе группе с подобными иллюстрациями можно дать задание составить предложение из двух-трех слов. Хорошо использовать игрушки, которые получает каждый ребенок: куклы, мишки, матрешки, мячики, машины и т. д. Им предлагается описать игрушку: какая она? Какого цвета? Какой формы, величины? В чем одета? И т. д. Такие нацеленные описания учат детей выделять основные признаки предметов, сравнивать, отвечать на вопросы, высказывать свои суждения, рассказывать.

Художественная литература используется в детском саду с целью воспитания и всестороннего развития личности ребенка. Через искусство слова дети познают, осмысливают и обобщают реальные жизненные факты. Дети живут миром литературных героев. Иллюстрации в книгах помогают им представить героев сказок более конкретно. Лучше всего иллюстрации рассмотреть после чтения книги. Для этого нужно иметь на каждого ребенка иллюстрации к этой книге. Если иллюстрация одна, то ее надо поднести поближе к детям, давая возможность каждому рассмотреть ее [13].

При заучивании стихотворений, беседе рекомендуется чаще использовать иллюстративный материал, картины, предметы, игрушки, мультимедиа и др. Например, на занятии «Беседа о зиме» воспитатель может показать иллюстрации, диафильм, спеть песни. Можно принести снег, лед и понаблюдать с детьми, как он тает. На занятии «Беседа об осени» дети рассматривают овощи, фрукты, разноцветные осенние листья и цветы. В течение беседы воспитатель подкрепляет разговор показом даров осени, иллюстраций осеннего пейзажа, может сделать весенний букет из листьев или цветов[13].

Дидактические игры и упражнения следует широко использовать на занятиях и в повседневной жизни, так как они помогают закреплять, обобщать знания и представления детей[16].

Анализ программы обучения и воспитания по изучаемому разделу, позволил выявить, что на 1-м и 2-м годах обучения занятия по ознакомлению с окружающим миром более тесно связаны с развитием речи, так как наряду с формированием чувственного опыта детей осуществляется работа по овладению детьми словом, что обеспечивает формирование умений соотносить конкретный признак со словесным его обозначением и создание адекватных образов предметов реального мира.

На 3-м и 4-м годах обучения наряду с этой задачей осуществляется работа по расширению и систематизации представлений в определенных связях общественноведческих, природоведческих, математических и эстетических знаний. Основными методами и средствами являются наблюдения, обследование, экскурсии, дидактические игры, упражнения с натуральными объектами или их изображениями, просмотр мультимедио или видеофрагментов, рассматривание различных видов наглядности (картинки, игрушки, муляжи, чучела животных и др.), слушание грамзаписей, применение магнитофонных записей и т.п.

На более поздних периодах обучения начинают применяться беседы об увиденном, но ведущим остается использование конкретного материала, активно воспринимаемого детьми [27].

Значительная часть программного материала по развитию зрительного восприятия ведется учителем-дефектологом, так как он формирует у детей способы чувственного познания, учит их правильно обследовать предметы с помощью различных анализаторов. При этом он решает данные задачи с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с ЗПР. Воспитатель проводит только те занятия, на которых идет закрепление пройденного материала.

На начальных этапах формирования учитель-дефектолог, кроме фронтально-групповых занятий, проводит индивидуальные занятия с детьми. Важным условием работы по ознакомлению с окружающим миром является взаимосвязь коррекционной работы с лечебно-профилактическим процессом. Педагоги учитывают рекомендации врача-невропатолога по организации нагрузки и охранительного режим.

В программе заложены большие возможности для осуществления межпредметных связей занятий по ознакомлению с окружающим миром с занятиями по художественному чтению, трудового обучения, физического воспитания и других предметов. В процессе ознакомления с окружающим миром также широко применяются разнообразные виды продуктивной деятельности – аппликация, конструирование, лепка, работа с природным материалом, рисование. Реализация этих возможностей поможет педагогу добиться более осознанного и прочного усвоения детьми изучаемого материала [13].

Таким образом, современная педагогическая наука считает ознакомление детей с предметным миром основой всестороннего развития ребенка. Это особенно актуально для детей с задержкой психического развития. Именно занятия по ознакомлению с окружающим миром могут обеспечить развитие всех потребностей дошкольников данной категории детей в эмоциональном общении со взрослыми и сверстниками, в разнообразной деятельности, в познании действительности.

Вывод по первой главе

Таким образом, ознакомление детей с окружающим миром и развитие речи у детей занимает ведущее место в образовательно-воспитательном процессе дошкольников как в норме, так и у сверстников с ЗПР. Это обусловлено тем, что через познание детьми окружающей действительности идет развитие психики и формирование личности. Анализ психолого-педагогической литературы посвященной изучению развития представлений об окружающей действительности у детей ЗПР показал, что без специального обучения у данной категории дошкольников возникают определенные трудности: имеющиеся представления у детей не совсем точные, неполные, не взаимосвязаны, отличаются статичностью.

В исследованиях показано, что недостатки психического развития детей с ЗПР обусловливают у них наличие характерных особенностей представлений об окружающем мире. У детей данной категории отсутствует необходимый запас знаний о родной природе, растительном и животном мире, представлений о ближайшем окружении. Значительные недостатки обнаруживаются и в области практических обобщений. У детей с ЗПР преобладают в основном разрозненные знания, связанные с конкретной ситуацией. Вместе с тем понятия, которыми пользуются эти дети, очень бедны по содержанию, неадекватно осмысливаются. Они в недостаточной степени владеют операциями анализа и сравнения, необходимыми для формирования системы представлений об окружающем мире.

Формирование представлений об окружающей действительности у дошкольников с ЗПР требует разработки системы коррекционно-развивающей работы, которая включает определённое содержание, методы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с ЗПР с объектами окружающего.

Глава II. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у дошкольника с задержкой психического развития

Цель: формирование представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

1.Разработать коррекционно- педагогическую работу с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по формированию представлений об окружающем мире

2. Разработать методические рекомендации для педагогов по организации коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

3. Разработать методические рекомендации для родителей по формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

2.1. Коррекционно-педагогическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по формированию представлений об окружающем мире

В ходе разработки методических рекомендаций по организации коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по формированию представлений об окружающем мире, нами представлено:

В-первых, тематическое планирование совместной работы воспитателя и учителя-дефектолога по разделам образовательной программы «Ознакомление с окружающим миром» и коррекционной программы С.Г. Шевченко «Ознакомление с окружающим и развитие речи дошкольников с ЗПР» что позволяет на практике раскрыть взаимосвязь работы педагогов – воспитателей и учителей-дефектологов специализированного ДОУ. Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» и задачами специализированных дошкольных учреждений для детей с задержкой психического развития. Разработанный комплекс коррекционных мероприятий, основанный на положениях Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; методических рекомендаций по проведению коррекционной работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, разработанные НИИ дефектологии и Институтом коррекционной педагогики РАО; методических разработках по организации образовательного процесса с детьми с ЗПР Н.Ю Боряковой, Г.М. Капустиной, С.Г.Шевченко и др., допущенных Министерством образования Российской Федерации; понимании особенностей индивидуального развития детей с ЗПР и потребностями родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

В перспективном плане представлены изучаемые лексические темы на каждую неделю и решаемые образовательные и коррекционные задачи. Данный вариант перспективного плана позволяет проследить комплексность всей проводимой образовательно-коррекционной работы в детском саду, решить задачи воспитания и обучения дошкольников с ЗПР, учитывая специфический режим работы (см. Таблицу 1). План представлен в Таблице 1 в Приложении 1.

Читайте также:  Конспект занятия в подготовительной логопедической группе: Куда уходит старый год

Распределения материала по разделам программы

Ознакомление с окружающим миром дошкольников с задержанным психическим развитием в ДОУ компенсирующего вида Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова А. А.

Текст научной работы на тему «Ознакомление с окружающим миром дошкольников с задержанным психическим развитием в ДОУ компенсирующего вида»

Представленная этапная модель взаимодействия в рамках различных зон Парка не имеет возрастных ограничений и позволяет организовать работу, начиная с младшего школьного возраста. Испытав на себе невозможность или трудность преодоления различных ограничений, дети и подростки приходят к подлинному пониманию и уважению лиц с ОВЗ, что является основой толерантности как личностного качества.

Целенаправленное формирование установок и норм толерантного поведения по отношению к детям с ОВЗ в детско-подростковой среде последовательно приведет к тому, что толерантность станет проявлением социальной нормы нашего общества.

Ознакомление с окружающим миром дошкольников с задержанным психическим развитием в ДОУ компенсирующего вида

В дошкольном возрасте ребенок получает первые представления об окружающем мире. Ознакомление с природой является одним из главных способов развития ребенка. Однако процесс усвоения природоведческих представлений детьми с ЗПР отличается от такового в норме. У нормально развивающихся дошкольников существует, пусть и неполная, целостная картина окружающего мира. По мере развития ребенка она уточняется, дополняется новыми сведениями, новые природные объекты встраиваются в существующую картину мира. Ребенок старшего дошкольного возраста способен самостоятельно устанавливать простейшие причинноследственные зависимости.

У дошкольника с ЗПР картина окружающего мира фрагментарная. «Осколки» окружающего мира не связаны друг с другом, ребенок не может объединить даже родственные объекты, установить связи между объектами и явлениями природы.

Освоение окружающего мира невозможно без собственного опыта. Однако неразвитая интеллектуальная деятельность не позволяет детям с ЗПР строить познание мира с опорой на имеющиеся у них знания об объектах и явлениях природы и умения их обследовать.

Формирование природоведческих представлений у нормально развивающихся дошкольников во многом опирается на опыт повседневного взаимодействия с природными объектами, носит нерегулируемый характер. У детей с ЗПР «стихийное» освоение окружающего мира невозможно. Изучение объектов и явлений

должно носить планомерный, целенаправленный характер и организовываться педагогом.

Формирование умений ориентироваться в окружающем мире является составной частью процесса адаптации в жизни. Однако у детей с ЗПР зачастую отсутствует желание познавать новое. Для развития любознательности важно помочь ребенку с ЗПР наладить эмоциональный контакт с живыми растениями и животными, увидеть красоту окружающего мира. Доброжелательное отношение к объектам и явлениям окружающего мира будет побуждать ребенка к самостоятельной деятельности в окружающем пространстве, что будет способствовать приобретению собственного чувственного и действенного опыта.

У дошкольников с ЗПР не сформированы умения сравнивать, анализировать, группировать, обобщать, классифицировать предметы. Педагог должен так организовать разнообразную деятельность ребенка с учетом зоны ближайшего развития, чтобы она побуждала его познавательную активность. Развитию познавательной деятельности способствуют активные формы и методы обучения: наблюдения, экскурсии, дидактические игры.

Основной деятельностью ребенка является игровая, а не учебная. Поэтому эффективным является включение обучения в игровую деятельность. Для достижения целей обучения используются предметные, настольно-печатные и словесные дидактические игры. Занятия по ознакомлению с окружающим миром дошкольников с ЗПР должны строиться с использованием разнообразных дидактических игр, направленных на расширение представлений об объектах окружающего мира, классификацию объектов, развитие сенсорного восприятия объектов, соединение образа со словом, и как следствие, обогащение словаря и формирование речи. Дидактические игры позволяют многократно повторять материал, не вызывая эмоционально-негативного отношения и утомления ребенка с ЗПР. В процессе дидактической игры педагог может создать проблемную ситуацию, побудить ребенка к поиску способов выполнения задания. Дидактические игры дают возможность развивать мышление ребенка с ЗПР, двигаясь от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее к логическому мышлению.

Широкими возможностями для тренировки аналитикосинтетических процессов обладают наблюдения. Наблюдения за объектами природы могут проводиться как на занятиях в группе, так и на экскурсиях. Экскурсии являются чрезвычайно важной формой обучения детей с ЗПР, так как обладают большими коррекционноразвивающими возможностями. К сожалению, не все педагоги дошкольных образовательных учреждений используют такую форму ознакомления с окружающим миром, как экскурсия. А между тем

экскурсии позволяют создать положительный эмоциональный настрой, проводить многократные наблюдения за одними и теми же объектами, повысить работоспособность, активизировать мышление. Смена видов деятельности, высокая степень самостоятельности при получении знаний позволяют создать надолго запоминающиеся образы. На экскурсии создаются ситуации, когда ребенок естественно побуждается к оречевлению увиденного, к формулированию вопроса педагогу, к необходимости планирования собственной деятельности. Экскурсии дают возможность закрепления знаний свойств объекта, сенсорных эталонов, практической группировки объектов. После экскурсии организуются занятия в группе с собранным природным материалом.

Экскурсии позволяют показать существующие взаимосвязи между природными объектами, т. е. осуществлять экологическое образование и воспитание. Показ взаимосвязей объектов и явлений природы, показ природного мира как единого целого является составной частью ознакомления дошкольников с окружающим миром. Именно с этого начинается экологическое образование ребенка, которое должно продолжаться всю жизнь человека. В системе непрерывного экологического образования большое значение имеет дошкольный и младший школьный возраст. Формированию основ экологической культуры способствуют такие возрастные особенности детей, как любознательность, наблюдательность, эмоционально положительное отношение к животным и растениям. Экологизация начального естествознания способствует усвоению природоведческих понятий, отражающих причинно-следственные зависимости в природе: между строением и функцией, процессами в живой и неживой природе, взаимовлиянием живых организмов.

Формирование экологической культуры детей невозможно без экологически правильного отношения к окружающей среде родителей. Поэтому эффективной формой экологического воспитания дошкольников являются совместные с родителями занятия. Это могут быть занятия в группе, в цветнике дошкольного образовательного учреждения, экскурсии и наблюдения за пределами территории дошкольного образовательного учреждения, а также участие в праздниках, связанных с сезонными изменениями в природе. Для интересного проведения таких праздников в коррекционном образовательном учреждении участия воспитателя и родителей недостаточно. В подготовке праздника должны принимать участие дефектолог, логопед, музыкальный руководитель. Объединение всех специалистов коррекционного дошкольного образовательного учреждения – первого звена непрерывного экологического образования – для решения конкретных образовательно-воспитательных задач позволяет говорить о создании в образовательном учрежде-

нии эколого-развивающей среды, включающей не только образовательный процесс, но и режимные моменты. Для детей с задержанным психическим развитием использование знаний в новой ситуации представляет определенную сложность. Способствовать решению этой задачи может опора на наглядно-действенное мышление в процессе исследовательских работ и трудовой деятельности по созданию благоприятных условий жизни для растений в помещении дошкольного образовательного учреждения и уходу за территорией вокруг дошкольного образовательного учреждения.

У дошкольников с ЗПР не сформированы не только знания об окружающем мире, но и умение наблюдать за объектами. На экскурсиях создаются благоприятные возможности для развития умений работать с объектами, проводить кратковременные и длительные наблюдения. Наблюдения во время экскурсий дают возможность развивать внимание, зрительное, слуховое, осязательное восприятие, координацию движений и мелкую моторику. Проводимые после экскурсий занятия в группе позволяют более осознанно закреплять материал – с опорой на образ. Повышается эффективность работы по обобщению свойств и классификации объектов в процессе дидактической игры.

При ознакомлении с окружающим миром детей с задержанным психическим развитием потребностям коррекционного дошкольного образовательного учреждения наиболее соответствует «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, которая предусматривает знакомство детей с неживой природой, сезонными изменениями в неживой и живой природе, с культурными и дикорастущими растениями, с домашними и дикими животными. Программа включает небольшой объем фактического материала. Однако этот объем достаточен для тренировки у дошкольников с задержанным психическим развитием таких мыслительных операций, как выявление признаков, сравнение, классификация, группировка объектов. Включенный в программу материал позволяет устанавливать причинно-следственные зависимости, выявлять условия, необходимые для жизни растений и животных. Дети с задержанным психическим развитием характеризуются низким уровнем познавательной активности. Активизировать познавательный интерес детей с задержанным психическим развитием могут помочь разнообразие видов деятельности, опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Программа предусматривает изучение материала не только на занятиях в группе, но и во время практических работ в уголке живой природы, а также на экскурсиях в природу.

Таким образом, наиболее эффективными формами организации работы по ознакомлению с окружающим миром дошкольников с

ЗПР являются занятия в группе с использованием комплекса дидактических игр и экскурсии. Работа должна вестись всеми специалистами ДОУ компенсирующего вида по единому годовому тематическому плану, преемственно во всех группах детского сада. Как уже было сказано выше, наиболее соответствует целям такого обучения «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой. Темы этой программы предполагают активные формы и методы обучения: экскурсии, наблюдения, опыты, занятия с использованием дидактических игр. Комплекс дидактических игр должен включать предметные, настольно-печатные, словесные игры, использующиеся в определенной последовательности. Чередование умственной и предметно-практической деятельности, наблюдения в природе способствуют повышению познавательной активности детей, снижению утомляемости, и как следствие, дети с ЗПР раскрывают свои потенциальные возможности. При этом должны учитываться индивидуальные особенности детей и соответственно регулироваться объем знаний.

Особенности коммуникативного общения детей раннего возраста вне семьи

Дома ребенка занимают особое место в системе общественного воспитания детей до трех лет жизни. Главная задача дома ребенка – обеспечение своевременного полноценного физического и психического развития, оптимального здоровья детей. Основным недостатком воспитания в домах ребенка являются трудности развития общения детей с взрослым и сверстниками.

В настоящее время считается, что дети, попавшие в систему государственной заботы, испытывают состояние, связанное с психологически неблагоприятной средой, даже в тех случаях, когда физиологические потребности удовлетворяются. Практически у всех детей отмечается задержка психомоторного развития. Дети, которые находятся в домах ребенка, имеют более низкие показатели психофизического развития по сравнению с детьми из неблагополучных семей, поступившими в эти учреждения. Отсутствие близких детям родных людей, некоторая ограниченность получаемых впечатлений, постоянное пребывание в коллективе – специфически влияют на поведение, развитие, здоровье детей. Поэтому необходима своевременная профилактика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей, что позволяет планировать воспитательную работу в соответствии с задачами и фактическим

Формирование знаний по познавательному развитию у детей с ЗПР

Главной задачей при подготовке ребенка к обучению в школе является формирование у него обобщенных представлений о взаимосвязях между предметами и явлениями окружающего мира. Однако, дети с задержкой развития, как правило, не приобретают такие знания, умения и навыки наравне с нормально развивающимися сверстниками. Главными причинами, затруднения восприятия окружающего мира, являются психическое развитие и общее недоразвитие речи, которые характерны практических для всех детей с ЗПР.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему.

При ознакомлении детей с окружающим миром у них формируются не только представления о жизни, природе и обществе, а также они учатся наблюдать, выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, т.е. расширяют и активизируют словарный запас, совершенствуют связанную речь, развивают мышление. Поэтому в воспитании и обучении детей с ЗПР важное место занимают специальные интегрированные занятия «Ознакомление с окружающим миром и речевое развитие».

Задачи обучения и воспитания на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитие речи неразрывно связано с формированием познавательных интересов детей к изучаемому материалу, что особенно актуально для детей с ЗПР.

В систему работы по ознакомлению с окружающим миром и речевому развитию входят как методы непосредственного ознакомления, такие как: рассматривание и обследование предметов, наблюдения за объектами и явлениями, целевые прогулки и экскурсии, так и методы опосредованного ознакомления: рассматривание картин, чтение книг, дидактические игры и упражнения.

У многих детей с отклонениями в развитии наблюдается недостаточность активного внимания, памяти. Однако, яркие впечатления, которые ребенок получает в процессе, активизируют эти процессы и способствуют лучшему усвоению знаний и представлений об окружающем мире. При ознакомлении ребенка с окружающим миром необходим творческий эмоциональный подход. Существенную роль играет развитие у ребенка образного видения окружающего мира.

Основной деятельностью ребенка является игровая. Эффективным считается включение обучения в игровую деятельность. Занятия дошкольников с ЗПР строятся с использованием дидактических игр. Они позволяют расширить представления об объектах окружающего мира, классифицировать их, развить сенсорное восприятие. Важной формой обучения для детей с ЗПР является наблюдение. Наблюдение за объектами окружающего мира могут проводиться на занятиях в группах, на улице, на экскурсиях. Экскурсии являются очень важной формой обучения детей с ЗПР и обладают существенными коррекционно-развивающими возможностями. Экскурсии позволяют проводить многократные наблюдения, повысить работоспособность, активизировать мышление.

Начинать знакомить ребенка с предметами и явлениями окружающего мира следует с естественной среды для него, то есть с домашней обстановки. Ребенка следует познакомить со всеми предметами обихода и их назначением. При этом у него формируются начальные обобщающие понятия. Затем ребенок должен научиться выбирать предметы по цвету, форме и величине.

Формирование экологической культуры детей через экологическое образование и воспитание происходит путем наблюдения за поведением животных, птиц, явлений природы. Наблюдения во время экскурсий дают возможность развивать внимание, зрительное, слуховое, осязательное восприятие, координацию движений и мелкую моторику.

Также, формирование экологической культуры детей невозможно без экологически правильного отношения к окружающей среде родителей. Совместные занятия с родителями – это эффективная форма экологического воспитания дошкольников. Это могут быть занятия в группе, в экологическом уголке дошкольного учреждения, экскурсии и наблюдения, участие в праздниках, связанных с сезонными изменениями в природе.

В ходе длительного целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия дети учатся упорядочить свои поступки, поведение, у них появляется осознанность, уверенность в себе, у них появляется положительная динамика.

Таким образом, можно сделать вывод, что в работе с детьми с ЗПР лучше всего использовать наглядные методы работы и игровую деятельность, так как во время экскурсии и занятия-игры больше всего можно удержать внимание ребенка и, следовательно, добиться лучшего результата в обучении и воспитании.

Ссылка на основную публикацию