Дополнительная образовательная программа ‘Звукомир’

Программа дополнительного образования по логопедическому кружку “Звуковая азбука”
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

программа кружка для детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
zvukovaya_azbuka_kruzhok_gulzavarova_z_kh.doc476 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №80 комбинированного вида» г.о. Саранск

Рассмотрена и одобрена «Утверждаю»

на заседании педагогического Заведующая МАДОУ

совета № 6 от «Детский сад №80 »

« 19 » августа 2019 _________С. В. Вишнякова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по логопедическому кружку

Возраст детей: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Саранск 2019-2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Дополнительная образовательная программа «Звуковая азбука»

Гульзаварова Зарина Хайдяровна

МАДОУ «Детский сад №80 комбинированного вида »

г. Саранск ул. Т.Бибиной, д. 22

Целью программы является коррекция нарушений звукопроизношения и недостатков в формировании фонематической стороны речи.

Срок реализации программы

Уровень реализации программы

Система реализации контроля за исполнением программы

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

К концу обучения дети должны:

  • буквы и звуки родного языка;
  • положение артикуляционных органов при произнесении того или иного звука;
  • точность выполнения артикуляционных упражнений;
  • различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, самостоятельно производить анализ односложных трехзвучных слов, составлять предложения по живой модели;
  • фонематического представления;
  • фонематического восприятия;
  • фонематического анализа и синтез
  1. Направленность программы: речевая.

Дошкольное образование приобретает все большую социальную

значимость. Дошкольный возраст – это важный период, который будет влиять на последующее становление детской личности. Полноценное образование дошкольников можно получить, прежде всего, в детском саду, где проводится всесторонняя творческая работа по детскому развитию.

Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи.

Данная дополнительная образовательная программа имеет социально-педагогическую направленность: является программой социально-психологической адаптации и ориентирована на своевременное преодоление нарушений речи и, тем самым, повышение уровня готовности дошкольников к школьному обучению.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (детей 5-67 лет). Учитывая возрастные особенности данной группы детей, основной акцент в работе сделан на применение игровых методов, а также рациональную смену видов деятельности в ходе каждого занятия. В течение года проводится консультационная работа с родителями детей, даются рекомендации, анализируются результаты коррекционной работы.

Программа «Звуковая азбука» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  • Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
  • Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».

Новизна программы : данная программа составлена с учетом и использованием современных инновационных технологий и методик в области развития пальчиковой и артикуляционной моторики, обеспечивающей двигательные функции руки и речевого аппарата, скоординированных действий руки и органов артикуляции у дошкольников, разработка индивидуальных речевых карт развития и обучения для учащихся.

В данной программе включена методика Р.Г. Бушлакова «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой», а так же Су-Джок терапия.

Актуальность данной Программы обусловлена значительной продолжительностью рабочего дня для многих родителей, вследствие чего возникает недостаток развивающего, познавательного общения родителей и детей. В связи с этим наряду с основным образованием огромное значение приобретает дополнительное образование дошкольников.

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. В условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Программа дополнительной образовательной услуги – «Звуковая азбука» является инновационным образовательным программным документом. В основе Программы – концептуальные идеи Л.В. Выготского, А.Н.Леонтьева, И.А.Зимней, Н.И.Жинкина и др.

Программа позволяет обеспечить удовлетворение запросов родителей и интересов детей, посещающих детский сад в речевом развитии, для достижения полной гармонии с самим собой и окружающим миром. Предоставление дополнительных платных образовательных услуг и реализация дополнительной образовательной программы осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними.

  1. Отличительные особенности программы.

В процессе осуществления коррекционной деятельности большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера и обучения, системности, последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, индивидуального характера. А так же логопедическое воздействие опирается на специальные принципы: системности и учета структуры комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, развития и учета личностных особенностей ребенка.

  1. Педагогическая целесообразность программы .

Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые находят свое отражение:

– постепенное приобретение навыков (усложнение выполняемых заданий);

– посильность заданий для воспитанников;

– системность проведения занятий;

– соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники;

– единство процессов обучения и воспитания.

2. В формах и методах обучения:

– словесные (объяснение, советы, звукоподражание);

– наглядные (краткое объяснение, показ с пояснением, указание при воспроизведении, беседа, разъяснение, вопросы по последовательности движений, команды);

– практические (выполнение работы).

3. В методах контроля и управления образовательным процессом:

– индивидуальные консультации родителей.

  1. Возрастные особенности речевого развития детей 5-6 лет

Этот период характеризуется интенсивным речевым развитием детей. Наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок активно пользуется всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования, дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями, совершенствуются процессы словоизменения. В связи с этим в содержание программы включены упражнения на развитие грамматического и лексического строя речи.

Наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого-то из детей и возникают при этом ошибки, то на занятиях используются упражнения на развитие звуко-слоговой структуры слов.

Развивающийся навык слухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий.

К концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период. К семи годам учащийся овладевает речью как полноценным средством общения.

Коррекция нарушений звукопроизношения и недостатков в формировании фонематической стороны речи.

7. Задачи программы.

– формирование фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, постановка и автоматизация звуков;

– формирование слоговой структуры слов, обучение произношению слов различной слоговой сложности;

– практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

– подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

– развитие мелодико-интонационной стороны речи;

– развитие навыков связной речи;

– развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;

– воспитывать трудолюбие, аккуратность;

– воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом;

8. Возраст детей : 5-6 лет

9. Срок реализации программы: 1 год.

Форма детского образовательного объединения: кружок.

Основной формой организации образовательного процесса является микрогрупповые и индивидуальные занятия, которые проводятся 2 раза в неделю по 25 минут. Для микрогрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру степени выраженности речевые нарушения. Состав микрогрупп является открытой системой и меняется по усмотрению педагога в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Наилучшее усвоение материала происходит при индивидуальном подходе, что обусловлено требованиями СанПиНа 2.4.1.1249-03 («Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в группах по коррекции речи»).

  1. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

С целью отслеживания результатов по программе, педагогом проводятся диагностические исследования по системе Симонова В.П.:

  1. Начальная диагностика , на которой выявляется нарушения звукопроизношения, звукослоговой структуры слова, уровень развития фонематических процессов, грамматического строя речи. На основании результатов логопедического обследования составляется индивидуальный маршрутный лист каждого учащегося;
  2. Текущая диагностика – это изучение динамики учебных достижений учеников, личностного развития, взаимоотношений в коллективе. Основными формами текущей диагностики являются диагностическое исследование, наблюдение, беседа;
  3. итоговая диагностика – оценка успешности усвоения учащимися программы: грамотность речевого развития, учет изменений качеств личности каждого ребенка и динамика неречевых психических функций.

Формы проведения диагностики: беседа, наблюдение, репродуктивные и частично-поисковые упражнения, прослушивание.

К концу обучения у учащихся должны быть сформированы:

  • умение внимательно слушать педагога и отвечать на вопросы, умение вести себя правильно в общественных местах;
  • умение решать проблемную ситуацию, позитивного общения, продуктивного взаимодействия;
  • умение терпеливо и аккуратно выполнять упражнения для развития ручной моторики.
  • умение формулировать и удерживать учебную задачу;
  • умение следовать при выполнении заданий инструкциям педагога, описывающим стандартные действия.
  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
  • способность к продуктивному диалогу со взрослыми и сверстниками.
  • умение находить желаемую информацию об окружающем мире в различных источниках (методом наблюдения, опросом родителей, старших товарищей);
  • умение обращаться к собственному жизненному опыту, устанавливать взаимосвязи между событиями окружающей действительности;
  • укрепление мышц языка и губ, развитие их подвижности;
  • точность выполнения пальчиковых упражнений;
  • улучшение координации речи с движением;
  • умение произносить звуки с продолжительным плавным выдохом;
  • способность выполнять повторяющиеся действия согласно алгоритму;
  • умение концентрировать внимание на предмете и его свойствах;
  • умение строить простые рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях.

К концу обучения дети должны:

  • буквы и звуки родного языка;
  • первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
  • положение артикуляционных органов при произнесении того или иного звука;
  • точность выполнения артикуляционных упражнений;
  • дыхательные упражнения;
  • правила поведения на занятиях;
  • этапы звуко-слогового анализа и синтеза слова.
  • различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, самостоятельно производить анализ односложных трехзвучных слов, составлять предложения по живой модели;
  • согласовывать числительное с существительным;
  • согласовывать прилагательное с существительным;
  • пользоваться распространенными предложениями, отвечать на вопросы в краткой, распространенной форме, громко, не торопясь, точно употребляя слова;
  • правильно выговаривать звуки всех фонетических групп;
  • определять начальный звук в слове;
  • определять место нахождения заданного звука в слове;
  • делить слова на слоги;
  • рассказывать друг другу сказки, рассказы, загадывать и отгадывать загадки, рассматривать и обсуждать содержание картин, выразительно читать стихи;
  • фонематического представления;
  • фонематического восприятия;
  • фонематического анализа и синтеза;
  • диалогической речи (начинать и поддерживать ее).

12. Форма подведения итогов:

  • Итоговое занятие по дополнительной услуге «Звуковая азбука». Занятие открытое, присутствуют родители.
  • Личностная диагностика.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы Звукозаписи»

Программа расчитана на 1 год обучения основам звукозаписи детей возраста 16-18 лет.

Содержимое разработки

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4 САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

Решением педагогического совета

от « ___» ______________20___г.

Приказом № ____от _______ 20__г.

Директор ГБПОУ «ПК №4»

общеобразовательная общеразвивающая программа

Возраст обучающихся: 16-18 лет

Срок реализации: 1 год

Щелконогов Андрей Игоревич,

Пояснительная записка ………………………. ……………. ….…………….стр.3

Календарный учебный график ………………. ..…………………………..…..стр.6

Оценочные и методические материалы…………………………………..……стр.12

Настоящая дополнительная общеобразовательная программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию» от 01.03.2017 №617-р; Устава государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»; лицензии ГБПОУ ПК №4 на образовательную деятельность и др. локальных актов учреждения.

Программа «Основы звукозаписи» имеет техническую направленность.

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями,

способствует полету воображения; музыка придает жизнь и

веселье всему существующему… Ее можно назвать

воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.»

На сегодняшний день одним из самых распространенных видов искусства является музыка. Музыкальные произведения, в том или ином их проявлении, слушаю все. Музыка сама вкладывает в души людей мысли, переживания, эмоции. Но и люди могут брать от нее те чувства, которые им необходимы. Это связано с тем, что существует очень много музыкальных жанров, стилей, направлений, которые зависят от времени написания произведения, от эпохи, от музыкального инструмента и от многих других немаловажных факторов.

Одним из таких факторов является исполнитель или исполнители. Большинство профессиональных музыкантов начинали свой путь с музыкальных школ, консерваторий и других музыкальных образовательных учреждений. Но некоторые знаменитые исполнители начинали с того, что в юношеском возрасте создали музыкальные коллективы, группы в школах, колледжах, ВУЗах. Они развивали свой талант частным образом, индивидуальными уроками, постоянными репетициями. Среди таких музыкантов «выстреливали» единицы, но достойны «выстрелить» много большие. Не хватало раскрутки, рекламы. А лучшая реклама для небольших коллективов – это массовая аудитория. Чем больше людей их услышит, чем большим это понравится, тем больше шансов связать свою жизнь с музыкой и стать профессионалом. А аудитории образовательного учреждения, пусть даже в тысячу человек, недостаточно.

Так как же добиться массовости аудитории? В современном обществе лучше всего этому способствует интернет. То есть размещение своих композиций в социальных сетях и на музыкальных порталах. Так же немалый вклад может сделать распространение дисков среди своих друзей и знакомых. Но записей с телефона, диктофона или видеокамеры недостаточно. Такие записи низкого качества, в них много посторонних шумов, помех, они не передают весь диапазон частот. Именно поэтому актуально создание объединения «Основы звукозаписи», где обучающиеся смогут изучить техническое и программное обеспечение для качественной записи и обработки того музыкального материала, который им предоставят исполнители. Полученные знания, умения и навыки помогут в будущем самостоятельно коррегировать звук во время массовых мероприятий, концертов (техническое обеспечение, звуковое оборудование) и обрабатывать музыкальные файлы (программное обеспечение) добиваясь наилучшего звучания.

Данная программа дополнительного образования учитывает возможность ее реализации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов с учетом создания для них специальных условий, а также с учетом их особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Цель дополнительного образовательного процесса: формирование знаний, умений и навыков для самостоятельной работы с музыкальными коллективами, звуковым оборудованием и программным обеспечением.

образовательные – дать знания о техническом обеспечении массовых мероприятий с использованием звукового оборудования, о программном обеспечении редактирования звуковых файлов, прививать интерес и вкус к качественному звучанию, формировать умения позволяющие «снимать» звук, обрабатывать его и записывать аудиофайлы.

развивающие – развивать внимание, память, координацию, эстетический вкус.

воспитательные – привить навыки работы в музыкальном (творческом) коллективе, воспитывать чувство долга за общее (коллективное) дело.

просветительская деятельность: освоение информации об особенностях обработки звука разными типами устройств, техник и приемов обработки звука, сравнение технических и программных способов работы со звуком, обучение работы со звукозаписывающими программами

сценическая деятельность: самореализация студентов в проведении мероприятий и записи музыкальных композиций, взаимопонимание среди членов коллектива, приобретение навыков слаженности.

Ожидаемые педагогические результаты:

общекультурные – способность демонстрировать свои навыки в проведении массовых мероприятий, как в коллективе, так и самостоятельно, теоретические и практические знания о обработке звука, применение полученных знаний в практической деятельности и профессиональной деятельности в дальнейшем.

личностные – готовность к преодолению стрессовых ситуаций, формирование адекватной самооценки и оценки качества звука.

общепрофессиональные – работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнёрами, ставить цели, мотивировать деятельность, осуществлять контроль за деятельностью товарищей, принимать на себя ответственность за качество образовательного процесса.

Кадровое обеспечение реализации программы: наличие руководителя, выполняющего функции педагога дополнительного образования, аранжировщик, музыкальный коллектив или сольный исполнитель.

Условия набора: для обучения по данной программе принимаются все желающие, согласно уставу учреждения и соответствующим локальным актам. Зачисление осуществляется на основе собеседования и тестирования на выявление степени сформированности интересов к данной предметной области. Принимаются лица в возрасте от 16 до 18 лет и студенты более старшего возраста. Формируется группа в количестве не менее 15 человек.

Сроки реализации программы. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Основы звукозаписи» рассчитана на один год обучения.

Программа имеет общекультурный (базовый) уровень.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей: « От звука к слову »

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Тамбовское областное государственное бюджетное

образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества»

дополнительного образования детей

« От звука к слову »

(Формирование правильного звукопроизношения и речевого развития ребёнка,

для детей старшего дошкольного возраста, срок реализации один год)

Краткая информационная справка

Сведения об авторе:

Шаврина Татьяна Ивановна, учитель-логопед , первая квалификационная категория.

Информация о программе:

Программа реализуется с сентября 2013 года

Тип программы – экспериментальная

Направление деятельности – социально-педагогическая

Уровень освоения – краткосрочный

Возрастной диапазон – дошкольники

Первичная экспертиза и утверждение программы проведены на заседании Экспертного совета Центра творчества детей и юношества – август 2013 год.

Данная программа разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения, направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;

Цель программы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

— выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;

— определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка.

— расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;

—_воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

— развитие общей и мелкой моторики;

— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевыми нарушениями .

Речь является важнейшей психической функцией человека – универсальным средством общения, мышления, организации действий. Отклонение в речевом развитии отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающим, препятствуют становлению полноценной личности, вызывают трудности в освоении школьной программы.

Поэтому разработка специальной программы, учитывающей увеличивающиеся за последние годы количество детей с ОВЗ из контингента воспитанников нашего учреждения, является актуальной.

– организация непосредственной непрерывной коррегирующей деятельности взрослого и ребенка и организация особой предметно-развивающей среды со специально подобранным методическим обеспечением в процессе коррекционной работы на базе логопедического пункта учреждения.

Учитывая возрастающий рост числа детей с речевыми нарушениями, нуждающихся в помощи специалистов данная программа является своевременной и актуальной.

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

Содержание программы коррекционной работы определяют

Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от дошкольного образования к основному общему образованию.

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, , т. е. системный подход к анализу особенностей развития и исправления нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход педагогов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Диагностическая работа включает:

– своевременное выявление детей с ФФН;

– раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в ТОГБОУ ДОД) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

– комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

– определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ФФН и ФН, выявление его резервных возможностей;

– изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;

– изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ФФН и ФН;

– системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

– анализ успешности коррекционно- развивающей работы.

Коррекционно- развивающая работа включает:

выбор оптимальных для развития ребёнка с ФФН и ФН коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;

– организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

– коррекцию и развитие высших психических функций;

– развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

– социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ФФН и ФН единых для всех участников образовательного процесса;

– консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ФФНР и ФНР.

Информационно – просветительская работа предусматривает:

различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации). Направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – детям с ФФН и ФН, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.

Планируемые результаты логопедической работы:

– правильная артикуляция всех звуков речи в различных позициях;

– чёткая дифференциация всех изученных звуков;

– умение производить элементарный звуковой анализ и синтез;

– овладение интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Работа логопеда начинается с диагностического обследования ребенка. После диагностики для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план работы, который реализуется в процессе логопедических занятий и занятий с психологом.

Подготовительный этап работы включает в себя развитие познавательных процессов и подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа. Продолжительность – 2-10 занятий. Проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия 2-3 раза в неделю.

Основной этап включает индивидуальные и подгрупповые занятия. Каждое занятие включает следующие разделы:

Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза

Формирование лексико – грамматического строя речи

Дополнительная общеобразовательная программа «Звуковичок» для обучающихся 5–6 лет

1. Пояснительная записка

Своевременное и правильное речевое развитие — необходимое условие формирования личности ребенка в дошкольном возрасте. От умения точно и правильно выразить свою мысль в решающей степени зависит свободное и непринужденное общение ребенка с окружающими. Не у всех детей речь развивается одинаково. Одни рано начинают хорошо говорить и правильно произносят все звуки уже к 3-4 годам. Другие говорят четко и ясно лишь в 6-7 лет. Даже среди первоклассников встречаются дети, которые неправильно произносят некоторые звуки, говорят слишком быстро или недостаточно отчетливо, пропускают звуки и “проглатывают” окончания слов. Как правило, эти дефекты вскоре сказываются на учебе. Все это убеждает: нужно с особым вниманием относиться к речевому развитию ребенка в дошкольные годы.

Формирование активной речи во многом зависит от состояния слухового восприятия, развития речевого слуха: умения слышать, различать на слух, дифференцировать звуки, близкие по звучанию, улавливать на слух повышение и понижение голоса, его громкость, ритмичность и плавность речи, темп, интонационную выразительность и т.д.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Фонематическое восприятие является необходимой базой для всего последующего образования и поможет подготовить ребенка к школе, создавая основу для обучения грамоте.

1.1. Направленность образовательной программы

Дополнительная общеобразовательная программа “Звуковичок” направлена на всестороннее развитие ребенка 5-6 лет, социальную адаптацию, развитие коммуникативной и социально успешной личности.

1.2. Новизна образовательной программы

Новизна дополнительной общеобразовательной программы “Звуковичок” основана на поэтапном формировании фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного. Дидактический материал простроен с учетом возрастных особенностей детей в виде занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам обучения чтению и письму в дошкольном возрасте. В процесс обучения включено использование компьютерных технологий. Таким образом, ребенок учится правильно произносить новые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении знакомится с буквами, которыми на письме обозначаются эти звук.

1.3. Актуальность

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребёнка.

1.4. Педагогическая целесообразность

Программа создает основу для овладения детьми самостоятельной, грамматически правильной речью, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе.

1.5.

Цель: формирование фонематического восприятия у детей 5-6 лет для предупреждения нарушений устной и письменной речи.

Задачи:

Воспитательные задачи

  • воспитывать культуру речевого общения;
  • воспитывать доброжелательность, коммуникабельность и корректное отношение к собеседнику;
  • воспитывать внимание;
  • воспитывать организованность и самостоятельность;

Развивающие задачи

  • развивать фонематическое восприятие звука;
  • развивать мелкую моторику, глазомер;
  • расширять словарный запас;

Обучающие задачи

  • учить делить слова с открытыми слогами на части;
  • учить составлять слова из слогов;
  • учить выделять последовательность звуков в простых словах;
  • учить звуковому анализу слова
  • учить различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки;
  • учить определять твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных ; количество звуков в слове ;
  • учить соотносить слышимое и произносимое слово со схемой — моделью;

1.6. Отличительные особенности данной программы

Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной программы “Звуковичок” является то, что она адаптирована для детей дошкольного возраста 5-6 лет и предполагает обучение детей в игровой форме.

Дополнительная общеобразовательная программа “Звуковичок” предполагает:

– одновременное воздействие информации на сенсорную, двигательную, интеллектуальную и эмоциональную сферы детей, что помогает пробудить у детей интерес к родному языку и родной речи.

– проведение комплексных занятий по предупреждению и преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста, такие занятия направлены на развитие у детей рече-мыслительной деятельности, на которых у детей развивается умение слушать, воспринимать речь окружающих, отвечать на вопросы, спрашивать.

– развитие и совершенствования психических процессов детей, мелкой и общей моторики, что необходимо для подготовки руки к письму.

– обучение детей в соответствии с предлагаемой системой занятий, которые обеспечивают формирование фонематического восприятия для предупреждения нарушений устной и письменной речи.

Возраст детей

Программа предназначена для детей 5-6 лет. Занятия проводятся по подгруппам. Наполняемость в подгруппы составляет 6-8 человек.

Сроки реализации программы Программа рассчитана на 1 год обучения, 26 часов.

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25минут.

1.7. Ожидаемый результат

воспитанник:

  • различает гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные
  • умеет проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги
  • умеет применять символы и схемы в звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности
  • умеет ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

1.8. Формы организации образовательного процесса

В качестве форм организации образовательного процесса применяются:

  • дидактическая игра
  • игры-задания
  • создание игровых ситуаций
  • сюрпризные моменты
  • использование аудио техники
  • открытые занятия для родителей

1.9. Система определения результативности, основанная на компетентностном подходе. Оценка компетентности

Для отслеживания успешности овладения воспитанниками содержания программы используется методика Дьяковой Н.И. “Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников”.

Диагностика фонематических процессов предполагает выявление факторов и условий, обеспечивающих его динамику для определения оптимального характера коррекции фонематического недоразвития.

В ее задачи входят:

  • определение исходного состояния и перспектив развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фонематических представлений для разработки программы коррекционной работы с детьми;
  • выявление динамики развития фонематических процессов у детей 5-6 лет для осуществления коррекции имеющихся отклонений;
  • оценка эффективности коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений.

Диагностика проводится 2 раза в год: на начало года, на конец года.

2. Учебный план (Приложение 1)

3. Учебно-тематический план (Приложение 2)

4. Содержание дополнительной общеобразовательной программы “Звуковичок”

В данной программе представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей 5-6 лет. Дидактический материал построен в виде занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам обучения чтению и письму в дошкольном возрасте. Поэтому в системе работы по формированию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте достаточно много времени уделяется для усвоения детьми понятий: звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, мягкий согласный, твердый согласный, звонкий согласный, глухой согласный.

Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:

  • звуки окружающего мира;
  • звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
  • гласны звуки;
  • согласные звуки (без классификации);
  • согласны твердые и мягкие;
  • согласные звонкие и глухие.

Параллельно даются понятия:

  • слово;
  • слог;
  • предложение;
  • ударение.

4.1. Содержание подгрупповых занятий. (Приложение 3)

5. Методическое обеспечение программы

Столы по количеству детей, занимающихся в одной подгруппе.

Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.

Настенное зеркало 50х100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна со специальным освещением.

Зеркала 9х12 см по количеству детей, занимающихся одновременно коррекцией произношения на подгрупповом занятии.

Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула — для ребенка и для учителя-логопеда.

Технические средства обучения.

  • Наглядный материал, используемый при обследовании речи детей, размещенный в отдельном ящике или конвертах.
  • Наглядный материал по развитию речи, систематизированный и сложенный в специальные ящики.
  • Учебные пособия в виде карточек, карточек с индивидуальными заданиями, альбом для работы над звукопроизношением.
  • Различные речевые игры.
  • Методическая литература.

6. Результаты усвоения программы

Диагностические критерии, показатели, инструментарий

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Формой подведения итогов реализации данной программы являются:

  • открытые занятие с присутствием родителей;
  • сравнительный анализ диагностических данных (методика Дьяковой Н.И. “Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников”). (Приложение 4)

Адаптированная дополнительная образовательная программа “Логопедия”

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

(ГБОУ НСО СОШ ОЦО) РРЦДО

Утверждаю: Рассмотрено и одобрено

директор ГБОУ НСО СОШ ОЦО РРЦДО на заседании педсовета

_________________А.Ф.Головач протокол № от г

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

для детей 7-10 лет

2014-2015 учебный год

Пак Светлана Владимировна

Программа разработана в рамках Регионального ресурсного центра дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Особенно остро данная проблема касается детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Известно, что предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. А также установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребёнка в звуковой действительности. Лишь небольшое количество детей «с особыми потребностями» в воспитании и обучении в дошкольном возрасте посещают специализированные коррекционные дошкольные учреждения. В лучшем случае такая категория детей индивидуально занимается со специалистами по коррекции речи (дефектолог, логопед). Однако зачастую родители начинают искать специализированные учреждения лишь к школьному возрасту, таким образом, пропуская сензитивный период.

Способность к овладению навыками чтения и письма связана с общим речевым развитием детей, со сформированностью психологической базы речи: вниманием, памятью, мышлением. Нарушения чтения и письма находятся в прямой зависимости от состояния интеллекта ребёнка и, влияя на весь процесс обучения в целом, оказывают негативное воздействие на психическое и речевое воздействие.

Направленность программы. Адаптированная дополнительная образовательная программа «Логопедия» по содержанию являетсясоциально-педагогической; по функциональному предназначению — специальной; по форме организации — индивидуально ориентированной; по времени реализации — двухгодичной.

Данная программа разрабатывалась на основе «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, рекомендаций В.С. Кукушина по коррекции дислексии и дисграфии, опубликованных в книге «Логопедия в школе: практический опыт». Также для разработки программы использовалось методическое пособие для учителя-логопеда – «Логопедическая работа в коррекционных классах» , автор Р.И. Лалаева.

Актуальность программы. Данная программа актуальна в связи с необходимостью дополнительного дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, а также интегрирована с надомной формой обучения, которая даёт возможность получить знания по предмету через дистанционный курс.

Кроме этого, актуальность адаптированной дополнительной образовательной программы дистанционного обучения «Логопедия» обусловлена тем, что детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, обучающихся в младших классах в рамках дистанционного образования, также как и детям, обучающихся в массовых общеобразовательных школах, необходима квалифицированная помощь по коррекции нарушений чтения и письма.

Проблема нарушений письменной речи и чтения, низкой грамотности и неуспеваемости по русскому языку не утратила своей актуальности, несмотря на серьёзные достижения как в её теоретическом освещении, так и в практической коррекционно-логопедической работе. По целому ряду причин она становится всё более острой, представляющей значительные трудности в овладении грамотой, препятствующей успешному усвоению детьми русского языка вообще, русской грамматики в частности, и требующей для её разрешения огромных усилий и от педагогов, и от детей.

Новизна программы.Новизна данной программы состоит в том, что использование компьютерных технологий позволит сделать процесс коррекции нарушений чтения и письма, а также речевых дефектов более рациональным, повысит интерес детей к логопедическим занятиям, в течение которых ребенок будет чувствовать себя эмоционально комфортно, что эффективно скажется на результатах деятельности.

Большое значение в работе учителя-логопеда, использующего в своей деятельности данную программу, придаётся использованию разнообразных игровых технологий, которые проводятся с учётом возможностей учащихся и решают многоплановые задачи развивающего характера. Ведь логопед должен постоянно помнить, что у детей с любой формой недоразвития речи всегда недостаточно сформирована психическая база речи, лежащая в основе успешной работы по коррекции устной и письменной речи ребёнка.

Цели и задачи программы.

Цель программы — предупреждение и устранение нарушений чтения и письма у младших школьников.

Основные задачи программы при коррекционной работе:

развитие зрительного восприятия и узнавания (гнозиса) цвета, формы и величины букв;

уточнение и расширение объёма зрительной памяти (мнезиса);

формирование пространственного восприятия и пространственных представлений;

развитие зрительного анализа и синтеза;

формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;

дифференциация смешиваемых при чтении букв (изолированно) в слогах, словах, предложениях и связном тексте.

Отличительные особенности программы.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что в традиционный урок активно внедряются информационные и коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы, а также различные интерактивные методы обучения.

В структуру дополнительной образовательной программы «Логопедия» входят два дистанционных курса:

1. «Логопедический букварь»

Цель курса — формирование и закрепление навыка чтения, посредством овладения звуко-буквенных обозначений.

Основными задачами данного курса являются:

развитие фонематических представлений о звукобуквенном и звукослоговом составе слова;

восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;

становление чтения и письма;

развивать звукобуквенный анализ и синтез;

совершенствовать мелкую моторику;

вырабатывать навык чтения слогов, затем слов и умение записывать слог соответствующими буквам.

Данный дистанционный курс состоит из 34 тем. Каждая тема соответствует одному уроку, на котором изучается определённая буква и соответствующие ей звуки. Особая последовательность изучения букв позволяют обучать чтению детей с нарушениями произношения звуков. Последовательность изучения букв даёт возможность обучать школьника чтению (корректировать имеющиеся навыки чтения), не вызывая негативной реакции на процесс обучения и не травмируя психику, поскольку вначале учащиеся знакомятся с буквами и звуками, которые реже всего вызывают трудности в произношении.

2. «Уроки логопеда»

Цель курса — предупреждение и устранение нарушений чтения и письма.

Основными задачами данного курса являются:

развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;

формировать полноценные произносительные навыки;

развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, доступные возрасту формы звукового анализа и синтеза;

воспитывать у учащихся умение правильно составлять простое распространённое предложение, а затем и сложное предложение;

учить употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

дифференцировать смешиваемые при чтении буквы (изолированно) в слогах, словах, предложениях и связном тексте.

Данный дистанционный курс состоит из 51 темы. Первый урок — диагностический, на данном занятии проверяется уровень сформированности речи учащегося (связная речь, лексико-грамматический строй, звукопроизносительная сторона, фонематические процессы, темпо-ритмическая организация речи). Далее на каждом занятии изучается определённая буква и соответствующие ей звуки, а также проводится работа по дифференциации звуков.

Настоящая программа рассчитана на два года обучения в очно-дистанционной форме.

Первый год обучения – «Логопедический букварь» – рассчитан на 1 час в неделю, продолжительность занятия 40 минут.

Второй год обучения – «Уроки логопеда» – рассчитан на 2 часа в неделю, продолжительность занятия 40 минут.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В итоге проведённой логопедической работы учащиеся должны научиться:

правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

чётко дифференцировать все изученные звуки;

различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

производить элементарный звуковой анализ и синтез;

читать и правильно понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;

составлять по сюжетным картинкам и серии сюжетных картин связные рассказы.

Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год (1-я половина сентября, 2-я половина мая) с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции.

В процессе специально организованных занятий и вне их применяются оценки:

в форме эмоционального отношения;

оценочного суждения (словесного поощрения и др.).

Также основным способом проверки учащихся-логопатов является текущий контроль и самоконтроль. Текущий контроль проводится в течение всего периода обучения, на каждом уроке, причём почти на каждом его этапе. Оценивание при текущем контроле оказывает огромное воспитательное воздействие. Так объективная оценка может поддержать, подбодрить ученика.

Практические работы проводятся по материалам следующих учебных пособий:

Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г. Логопедическая энциклопедия дошкольника. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2006. – 608 с.

Занимательно азбуковедение: книга для учителя / сост. В.Волина. – М.: Просвещение, 1991. – 368 с.

Кислова Т.Р., Иванова А.А. По дороге к Азбуке. Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте дошкольников, посещающих подготовительные логопедические группы. Ч.5 (6-7 лет). – М.: Баласс, 2012. – 96 с.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет: В 6 альбомах — М.: Издательство ГНОМ, 2012. – 32 с.

Косинова Е.М. Логопедический букварь: учебное пособие. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2011. – 112 с.

Лазаренко Л.В. Логопедические занятия с детьми с ОНР и ФФНР в начальной школе. 2 класс. Звуко-буквенный анализ / Л.В. Лазаренко. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 23 с. – (Коррекционная педагогика).

Лазаренко Л.В. Логопедические занятия с детьми с ОНР и ФФНР в начальной школе. 3 класс. Словарный запас и лексико-грамматические конструкции / Л.В. Лазаренко. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 24 с. – (Коррекционная педагогика).

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

Логопедия в школе: практический опыт / под ред. В.С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. и дополн. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 368 с.

Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. В 2-ух альбомах. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии / Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 32 с.

Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. В 2-ух альбомах. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 32 с.

Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 48 с.

Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 48 с.

Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.

Тегипко Н.В. Логопедический букварь. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010. – 80 с.

Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематиче ской стороны речи у дошкольников. — СПб.: ООО «ИЗДА ТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 128 с.

Перечень знаний, умений и навыков, которыми учащиеся овладевают к концу изучения курса.

В итоге логопедической работы учащиеся должны знать:

– название органов речи;

– принцип образования прямых и обратных слогов;

– графическое изображение каждого звука;

– что речь состоит из предложений, предложение из слов, слово из слогов, слоги из звуков;

– знать пространственное расположение элементов, из которых состоит буква.

Учащийся должен уметь:

– придавать органам речи, требующую артикуляционную позу при произношении;

– обозначать звук буквой, составлять из букв слоги, односложные, двусложные слова;

– выделять в слове звуки, определять место звука в слове;

– делать звуко-буквенный анализ;

– делить слово на слоги и определять количество слогов в слове;

– использовать в речи отработанную лексику;

– читать слоги, односложные, двусложные слова;

– различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

– образовывать качественные и относительные прилагательные;

– обобщать и классифицировать предметы;

– согласовывать прилагательные с существительным в роде, числе;

– образовывать и различать глаголы единственного и множественного числа;

– образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов;

– составлять простые предложения с опорой на картинку, серию картинок, опорные слова;

– образовывать множественное число существительных;

– образовывать родственные слова, слова с уменьшительно-ласкательным значением;

– писать односложные и двусложные слова под диктовку.

Дополнительная общеобразовательная программа «Основы звукозаписи№

Нормативная база…………………………………………..…………..….3 Пояснительная записка………………………………………..……….….3 Цель, задачи………………………………………………….…4 Организация образовательного процесса…………………. 5 Прогнозируемый результат………………………………..….6 Содержание…………………………………………………………………….8 Литература………………………………………………………………….…11 Мониторинговая программа………………………………………………….13

– Федеральный закон от 01.01.01 года «Об образовании в Российской Федерации»;

– Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. );

– Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 01.01.01 г. N 1008;

– Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 г. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

– Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва “Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей”;

– Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества и методического обеспечения».

Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Основы звукозаписи» (далее Программа) относится к технической направленности, так как способствует получению учащимися знаний и практических навыков работы в области информационных технологий, что является составным элементом общей информационной культуры современного человека.

На сегодняшний день одним из самых распространенных видов искусства является музыка. Музыкальные произведения, в том или ином их проявлении, слушают все.

В Центре создана вокально-эстрадная студия «Мечта», программа которой разработана с целью обеспечения оптимальных условий для развития ребенка, наделенного способностями и тягой к творчеству, развитию его вокальных возможностей, а также самореализации в творчестве.

Обучение по программе дает возможность самовыражения ребенка через сольное и ансамблевое пение.

Лучшая реклама для коллектива – это массовая аудитория. В современном обществе лучше всего этому способствует интернет. Это размещение своих композиций в социальных сетях. Записей с телефона или видеокамеры недостаточно, так как такие записи низкого качества, в них много посторонних шумов, помех, они не передают весь диапазон частот.

Именно поэтому актуально создание программы «Основы звукозаписи», где учащиеся смогут изучить техническое и программное обеспечение для качественной записи и обработки своего музыкального материала, а также материала исполнителей ВЭС «Мечта». Использование данного музыкального материала на разных концертных площадках.

Компьютер, оснащённый всем необходимым для создания и обработки музыки, открывает колоссальные возможности для детского творчества.

Программа призвана удовлетворить интерес учащихся к музыкальным возможностям компьютера и помочь им проявить свои музыкальные способности на новом уровне, с использованием музыкальных возможностей современной техники и современных информационных технологий. Именно в этом заключается ее актуальность.

Программа является новой для учреждения.

формирование знаний, умений и навыков для самостоятельной работы со звуковым оборудованием и программным обеспечением, создание собственных информационных ресурсов, позволяющих сохранить для себя и других музыкальный материал.

– дать знания о использование звукового оборудования;

– дать знания о программном обеспечении редактирования звуковых файлов;

-формировать умения позволяющие записывать звук, обрабатывать его и форматировать аудиофайлы;

– развивать внимание, память, музыкальный и эстетический вкус;

– развивать коммуникативные навыки путем освоения приемов межличностного общения «ученик-педагог», «ученик – ученик», «отдельный исполнитель-коллектив»;

-формировать личностные качества: внимательность, отзывчивость, пунктуальность, ответственность, терпимость и т. д.;

– воспитывать уважительное отношение к членам коллектива;

– воспитывать культуру поведения и общения.

Организация образовательного процесса

Срок реализации программы– 1 год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по часу.

Программа состоит из двух относительно самостоятельных модулей.

Первый модуль – первое полугодие (17 часов).

Второй блок – второе полугодие (19 часов).

Возраст детей– 10–17 лет.

Состав группы–10-15 человек.

Формы обучения– групповая, индивидуальная.

словесные (беседа, рассказ, инструктаж);

наглядные (демонстрация, иллюстрация);

практические (упражнения, работа с музыкальным материалом

самостоятельная работа (работа по образцу, по алгоритму).

2. Проблемно-развивающие методы:

– создание проблемных ситуаций и разрешение их,

– постановка проблемы и побуждение к самостоятельному ее решению.

3. Интерактивные методы:

4. Игровые методы:

– создание игровой ситуации.

В основу программы положены следующие принципы обучения:

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей. Содержание, формы и методы работы подбираются с учётом возраста и особенностей детей.

Принцип доступности и посильности – реализуется в подборе учебного материала, соответствующего возрастным и индивидуальным особенностям, уровню подготовленности детей.

Принцип развивающего обучения. Подбор содержания материала, форм и методов работы, способствующих развитию способностей каждого ребёнка.

Принцип связи теории и практики – новые теоретические знания отрабатываются и закрепляются при выполнении упражнения различного характера.

Принцип систематичности и последовательности – только система и последовательность в обучении дают целостное знание.

Принцип проблемности обучения – при столкновении с проблемой, вопросами и задачами учащиеся включаются в познавательный процесс, проявляют мыслительную активность.

Принцип наглядности обучения – мышление детей развивается от конкретного к абстрактному, наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким.

Педагогические технологи, применяемы в рамках занятий по данной программе:

– технологии развивающего обучения;

– личностно – ориентированные технологии.

По окончанию обучения по программе студии у обучающихся должны сформироваться универсальные учебные действия:

– наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению;

– понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.) в жизни людей;

– понимание причин успеха в учебной деятельности;

– формирование музыкальных потребностей, выражающихся в творческой деятельности в вокальном искусстве;

– формирование эстетических чувств и художественного вкуса через знакомство с музыкальными произведениями разных жанров.

– устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей музыки в ее связях с другими видами искусства;

– усвоение словаря музыкальных терминов и понятий

– применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, в самостоятельной творческой деятельности;

– умение анализировать музыкальное произведение по заданным критериям.

– формирование умения слушать и слышать музыкальный текст;

– формирование умения выражать эмоциональные чувства через исполнение музыкального произведения;

– постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Владение монологической и диалогической формами речи

– умение взаимодействовать в группе, в паре – слушать и слышать друг друга, допускать другую точку зрения, приходить к согласию, в том числе в столкновении интересов.

– формулировать учебную задачу и планировать свои действия в соответствии с ней;

– сотрудничать с другими при выполнении учебной задачи

– уметь делать выбор и самостоятельно принимать решение (выбор музыкального произведения в соответствии со своими возможностями);

– отвечать за свои поступки и понимать нравственный смысл ответственности за них;

– проявлять настойчивость и доводить начатое дело до конца

– осуществлять самоконтроль за своей деятельностью, адекватно воспринимать оценку своего выступления педагогом и сверстниками (стремление исправить свои ошибки, критически оценивать свои возможности, уважительно относится к способностям других, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения).

Знать специфику работы современного звукорежиссера.

Знать современное звукотехническое оборудование студий, принципы акустических процессов.

Знать основные принципы устройства и работы современных звуковых электронных приборов, используемых для записи и воспроизведения звука;

Знание различных форматов аудиофайлов, основ работы в аудиоредакторах;

Уметь подключать и настраивать звукотехническую аппаратуру перед записью.

Владеть начальными навыками сведения вокальных партий, микширования аудиотреков.

Уметь пользоваться основными современными аудиоредакторами, конвертировать, импортировать и экспортировать звуковые файлы различных форматов;.

Владеть навыками записи и редактирования звука.

Читайте также:  Формирование фонематических функций
Ссылка на основную публикацию