Домашние животные и их детеныши – конспект фронтального занятия

Конспект занятия по теме: “Домашние животные и их детеныши”
план-конспект урока по логопедии (старшая группа)

на занятии решаются задачи по закреплению представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
domashnie_zhivotnye_i_ih_detenyshi.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий

по теме: «Домашние животные и их детеныши»

  1. Закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках.
  2. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные».
  3. Образование притяжательных прилагательных.
  4. Подбор антонимов к именам существительным.
  5. Подбор к ряду глаголов существительного, подходящего по смыслу.
  6. Усвоение категории творительного падежа.

Игра «Кто как подает голос?»

Логопед: Ребята, давайте вспомним ,как животные подают голос.

Как подает голос собака? (она лает)

А кошка? (Она мяукает)

А Свинья? (Она хрюкает)

А Корова? (Она мучит)

А как подает голос лошадь? (Лошадь ржет)

А овца? (Овца блеет)

Логопед: Думаю, вы догадались, что сегодня мы будем говорить о домашних животных, о том, как они выглядят, какую пользу приносят человеку, как человек за ними ухаживает.

  1. Беседа о домашних животных.

Логопед предлагает детям рассмотреть картину «Домашние животные» и ответить, кто на ней изображен. (На картинке нарисованы домашние животные: коза с козленком, свинья с поросятами, овца с ягненком, лошадь с жеребенком, собака со щенком, кошка с котенком)

Каких животных можно назвать крупными (Лошадь и корова).

Вспомните, какую пользу приносят эти животные.

(Корова дает молоко и мясо.

Лошадь перевозит грузы, помогает пахать землю)

А каких животных мы считаем средними по размеру? ( Овцу, козу, свинью)

Какую пользу приносят эти животные?

(Свинья дает мясо. Овца дает шерсть, мясо. Коза дает молоко, пух, шерсть.)

Каких животных можно считать мелкими? (Собака и кошка)

Расскажите, какую пользу они приносят.

(Собака охраняет хозяина и его дом. Кошка ловит мышей.)

Логопед. Человек за это ухаживает за домашними животными. Зимой он держит скот (корову, лошадь, козу, овцу) в теплом хлеву, дает им вкусное сено, убирает навоз. Кошка живет в доме. Собака в будке.

Все домашние животные нужны человеку. Значит они какие? (Нужные). Все они приносят пользу. Значит они какие? (Полезные).

  1. Развитие лексико – грамматических категорий.

Логопед. Вы знаете различных домашних животных. А какие части тела этих животных вы можете назвать. (Дети называют части тела).

Игра «Чей, чья, чьи?».

Лапы собаки. Чьи лапы? (Собачьи).

Копыта коровы? Чьи копыта? (Коровьи ).

Борода козы. Чья борода? (Козья).

Хвост лошади. Чей хвост? ( Лошадиный).

Морда кролика. Чья морда? (Кроличья ).

Лапы кошки. Чьи лапы? (Кошачья).

Импровизация движений: сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить себя по животику.

Села кошка под кусточек,

Сыра скушала кусочек,

встала кошка, потянулась,

Ее шерстка развернулась .

Логопед. У многих животных есть одинаковые части тела, но они могут отличаться размером, окраской, а могут быть противоположны друг другу. Посмотрите картинки и закончите предложения .

Игра «Скажи наоборот»

У коровы длинный хвост, а у свиньи … (короткий).

У свиньи толстые ноги, а у овечки… (тонкие).

У свиньи жесткая щетина, а у кошки шерсть … (мягкая).

У козы острые рога, а у барана… (тупые).

У козла длинная шерсть, а у лошади… (короткая).

Логопед. Вы много узнали о домашних животных, а теперь отгадайте их по повадкам и голосу.

Игра «Отгадай, что это за животное?».

Сторожит, грызет, лает. Кто это? (Собака).

Царапается, лакает, мяукает. Кто это? (Кошка).

Роет землю, хрюкает (Свинья).

Бегает, скачет, ржет (Лошадь).

Блеет, бодается (Овца).

Жует, ходит, дает молоко, мычит (Корова).

Игра «Кто кем будет?»

Логопед. У каждого домашнего животного есть детеныш. Взрослые животные находятся справа, а детеныши слева. У меня для вас есть задание. Вы должны соединить картинки и сказать: « Кто кем будет?».

Щенок будет (собакой).

Котенок будет (Кошкой).

Жеребенок будет (лошадью).

Ягненок будет (овцой).

Козленок будет (козой).

Теленок будет (коровой).

Поросенок буде (свиньей).

Упражнение «Предложение договори и его ты повтори».

Котенок лакает, а котята… (лакают).

Теленок мычит, а телята… (мычат).

Щенок бежит, а щенята… (бегут).

Козленок скачет, а козлята… (скачут).

Поросенок ест, а поросята … (едят).

Жеребенок прыгает, а жеребята … (прыгают).

Ягненок жует, а ягнята … (жуют).

Логопед. О ком мы говорили на занятии? Как вы думаете, кто же самый нужный для хозяина? (Все животные важны и нужны по – своему).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей раннего возраста. Образовательная облать “Познавательное развитие детей раннего возраста”.

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе. Цель:- Расширять представления о домашних животных;- Познакомить с особенностями внешнего вида, поведения, передвижения;- Обратить вни.

Дети повторяют домашних животных и то, как они кричат.

Данное индивидуальное занятие по развитию речи было разработано для ребенка с III уровнем речевого развития и включает в себя элементы методики “глобальное чтение”. Проводилось в рамках темы самообраз.

Конспект занятия по теме “Домашние животные”.

Конспект логопедического занятия «Домашние животные»

Конспект фронтального занятия по формированию грамматических средств языка у детей с ОНР

Тема: «Домашние животные»

Закреплять обобщающее понятие, состоящее из двух слов «домашние животные»; расширять и уточнять знания детей о пользе, которую приносят домашние животные, где они живут.

Продолжать учить образовывать названия детенышей животных (теленок, котенок, щенята);

Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных;

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением;

Учить согласовывать числительные 1,3,5, много с существительными.

Обогащать глагольный словарь детей за счет слов образованных способом звукоподражания.

Развивать связную речь, внимание.

Воспитывать интерес и заботу о домашних животных.

Макет фермы, фигурки домашних животных.

Аудиозапись с голосами домашних животных.

Предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Предметные картинки с изображением продуктов питания домашних животных.

Маркеры, круги-модули, мяч.

Учитель-логопед выставляет макет фермы с фигурками домашних животных.

-Ребята, посмотрите, где мы с вами оказались? ( Ответы детей).

-Кого вы видите? (Дети называют животных).

-Как, одним словом можно назвать всех этих животных? (Ответы детей).

-Почему мы называем этих животных «домашние»? (Ответы детей — эти животные живут около дома человека, принося пользу человеку, а человек заботится о животных).

-А какую пользу приносит собака, лошадь, корова, овца, кошка. ( Дети отвечают).

-Молодцы, мне понравилось, как вы отвечали. А теперь послушаем голоса животных и попробуем угадать, кто как говорит.

1. «Кто как говорит?»

Детям предлагается прослушать записи с голосами животных и назвать действия.

2. «Кому чего не хватает?»

-Ребята, как хорошо вы знаете домашних животных, а сможете ли вы, увидеть, что не так на этих картинках?

Логопед предлагает каждому ребенку картинку, где нарисовано домашнее животное с какой-то ошибкой.

Детям необходимо найти ошибку и рассказать, правильно оформив предложение. Бык без рогов. Корова без копыт.

Дети дорисовывают нужные части животным.

-Что у вас получилось, назовите.

-Теперь бык с рогами.

-Значит, чьи рога?

-Теперь корова с копытами.

-Значит, чьи копыта?

Логопед приглашает детей на ковер, предлагает встать в круг и сделать упражнение.

Вот он крутится волчком Дети кружатся на месте, руки на поясе.

Тузик, Тузик, хвост крючком Кружатся в противоположную сторону.

Вот летит во весь опор Двигаются по кругу,

То на речку, то во двор, совершая поскоки.

То дежурит у ворот- Приседают.

Словом, дел невпроворот Снова двигаются по кругу, совершая подскоки.

Детям предлагается собрать семью к животному (берётся то животное, которое дорисовывал ребенок в предыдущем упражнение).

На столе разложены картинки с домашними животными и их детенышами. Каждый ребенок собирает семью к своему животному и проходит на круги-модули.

Корова, бык и телята.

Овца, баран и ягнята.

Коза, козел и козлята.

-Расскажите, какая у вас получилась семья.

(У меня корова, бык и телята, значит я собрал коровью семью. У меня лошадь, конь и жеребята, значит я собрал лошадиную семью).

4. «Скажи наоборот». Игра с мячом.

У животных в семье есть и взрослые, и дети. У взрослых животных все части тела большие, а у детенышей маленькие. Мы с вами поиграем в игру « скажи наоборот». Я вам бросаю мяч и говорю про взрослых животных, вы ловите мяч и говорите про маленьких животных. Мяч возвращаете мне.

У коровы длинный хвост, а у теленка короткий хвостик.

У собаки сильные лапы, а у щенка слабые лапки.

У лошади длинная грива, а у жеребенка короткая гривка.

У барана большие рога, а у ягненка маленькие рожки.

У кошки острые зубы, а у котенка тупые зубки.

У свиньи жесткая шерсть, а у поросенка мягкая шерстка.

5. «Накорми животных».

-Наверное, наши животные уже проголодались. Надо их накормить.

На доске висят предметные картинки с продуктами питания для животных.

Дети выбирают для своей семьи животных угощение.

Занятие в подготовительной к школе логопедической группе по лексической теме “Домашние животные и их детеныши”

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Формирование лексико-грамматического строя речи по теме “Домашние животные и их детеныши”.

Коррекционно-образовательные:

  • Активизация словаря по теме “Домашние животные и их детеныши”;
  • Совершенствование лексико – грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие связной речи;
  • Развитие речевого внимания;
  • Развитие зрительного восприятия;
  • Развитие мышления;
  • Развитие мелкой моторики рук;
  • Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

  • Формирование взаимопонимания, доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности.

Раздаточный материал:

  • Картинки с изображением “Домашние животные и их детеныши” по количеству детей, мяч,

Предварительная работа:

  • Разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки по теме.

1. Организационный момент.

Л: Ребята послушайте меня внимательно. Сядет тот, кто стоит за. перед. между. около.

2. Рассматривание картинок “Домашние животные”.

Беседа о домашних животных. Развитие диалогической речи.

Для того чтобы узнать тему нашего занятия, вам нужно отгадать загадки. Будьте внимательны.

(Слайды с изображением домашних животных. )

Л: Кто это?

Это овца.Это коза.Это лошадь.
Это кролик.Это кошка.Это собака.
Это свинья.Это корова.

Л: Правильно, ребята! А теперь давайте повторим названия домашних животных. (Слайд).

А теперь посмотрите на всех животных внимательно. Как можно назвать их одним словом? (Слайд).

Д: Все эти животные домашние.

Л: Правильно, это домашние животные, а почему мы их так называем?

Д: Потому что они живут рядом с человеком. ( Слайд).

Л: Верно.

3. Лексико-грамматическая игра “Что человек получает от домашних животных?”

Активизация словаря. Развитие связной речи.

Л: Домашние животные живут рядом с человеком и приносят пользу.

Какую пользу приносят:

собака, свинья, овца, лошадь, кошка, коза, корова.?

Ответы детей: (Слайды).

  • Собака охраняет дом.
  • Свинья дает человеку мясо.
  • Овца дает мясо и шерсть.
  • Лошадь перевозит тяжелые грузы и людей.
  • Кошка ловит мышей и крыс.
  • Коза дает человеку шерсть, молоко и мясо.
  • Корова дает человеку молоко и мясо.

Л: Молодцы! Итак, домашние животные дают человеку молоко, шерсть, мясо, охраняют дом, ловят мышей, перевозят грузы.

4. Пальчиковая гимнастика. (Слайд).

У кошкиной дочки
На лапках царапки.
Ты их прятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши.

(Поджать подушечки пальцев правой руки к верней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко: “МЯУ”).

5. Дидактическая игра “Кто как голос подает ?”

Развитие глагольного словаря.

Л: Ребята, а давайте с вами поговорим о том, кто как голос подает: (Слайды).

  • Свинья – хрю-хрю – хрюкает.
  • Кошка – мяу – мяукает.
  • Корова – му – мычит.
  • Собака – аф- аф- лает.
  • Овца – бе – блеет.
  • Лошадь – иго-го – ржет.

Л: Мы с вами разобрались, как правильно подают голоса домашние животные. Животные могут блеять, мычать, мяукать, лаять, хрюкать, ржать.

6. Дидактическая игра “Кто что ест?”.

Употребление творительного падежа имен существительных.

Л: Наши животные проголодались. Давайте их покормим. (Слайд с изображением жив и их еды).

На проекторе появляются картинки с угощениями для животных, дети должны выбрать и угостить животное правильно.

Л: Чем угостим собаку, кошку, корову, лошадь, козу, свинью, овцу?

Ответу детей:

  • Собаку угостим мясом.
  • Кошку угостим рыбой.
  • Корову угостим им сеном.
  • Лошадь угостим овсом.
  • Козу угостим капустой.
  • Свинью угостим яблоками.
  • Овцу угостим травой.

Л: Молодцы! Все животные теперь сытые.

7. Физкультминутка. Развитие общей моторики.

Л: А сейчас мы немного отдохнем.

Дети встают на ковер и выстраиваются в круг, повторяют движения за логопедом.

Села кошка под кусточек,
(Приседают).
Мяса скушала кусочек.
(Поглаживают свой животик).
Встала кошка, потянулась,
(Встают, потягиваются).
Ее шерстка развернулась.
(Поглаживают по голове соседа).

8. Дидактическая игра “ Один- много”. (Слайды).

Корова – коровы. Кошка – кошки.

Собака – собаки. Свинья – свиньи.

Коза – козы. Овца – овцы.

9. Дидактическая игра “Назови ласково”. (с мячом)

Собака – собачка. Кошка- кошечка. Коза – козочка.

10. Дидактическая игра “Чей? Чья? Чьё?”.

Образование притяжательных прилагательных.

Л: Ребята, сейчас мы поиграем в интересную игру. Я буду называть часть тела животного, а вы мне назовете, чья эта часть тела.

– Это коровий хвост.

– Это собачья голова.

– Это лошадиная грива.

– Это кошачьи усы.

– Это овечий глаз.

11. Дидактическая игра “У кого кто?” Падежное согласование существительных. (Индивидуальная работа каждого ребенка).

Л: Мамы и их детеныши потеряли друг друга. Они очень хотят быть вместе. Давай сделаем так, чтобы они встретились. Дети выполняют задание. (Работа с картинками).

Л: Теперь проверим. Кто у кого?

Ответы детей: (Слайды).

  • У кошки – котенок.
  • У лошади – жеребенок.
  • У собаки – щенок.
  • У коровы – теленок.
  • У овцы – ягненок.
  • У свиньи – поросенок.
  • У козы – козленок.

Л: Правильно, ребята, теперь все детки нашли своих мам. Уберите картинки в конверт.

Анализ работы детей.

Л: Ребята, о чем мы сегодня говорили?

Д: Мы сегодня говорили о домашних животных и их детенышах.

Л: Что нового мы узнали про них?

Д: Мы узнали, чем можно угостить животных, какую пользу приносят они людям, как называют их детенышей.

Л: Вы молодцы! Занятие окончено. Отдыхайте.

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему:

Цели:

I. Коррекционно – образовательная:

  1. Учить употреблять творительный падеж имен существительных, упражнять в согласовании слов по падежам;
  2. Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных и их детенышей;
  3. Активизировать и расширять словарь по теме домашние животные: стадо, табун, отара, пастух;
  4. Знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят;
  5. Упражнять детей отвечать на вопросы логопеда полными ответами;

II. Коррекционно – развивающая:

  1. Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику;
  2. Совершенствовать мыслительные процессы;

III. Коррекционно – воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к домашним животным;
  2. Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс;
  3. Воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование: мультимедиа, магнитная доска, картинки домашних животных и их детенышей, лабиринт, световые указки, су-джок, игрушки диких и домашних животных, модель «деревни и леса».

Ход занятия:

Дети заходят в группу

I. Организационный момент

– Собрались все дети в круг,

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Логопед: Я приглашаю Вас в путешествие в мир животных. (Звучит музыка «В мире животных).

Логопед: Сейчас я загадаю загадки, а отгадки вы будете находить, и вывешивать на доске.

II. Д/игра «Загадывание загадок»

– Кто у двери нас встречает,

В тишине весь день, проспав,

И от счастья начинает

Громко лаять: «Гав-гав-гав!»?

– Кто, на привязи гуляя,

Травку щиплет на холме,

И, хозяйку ожидая,

Одиноко блеет: «Ме-е-е»?

– Кто всегда прекрасно знает,

Что на завтрак я варю,

И к лоханке подбегает,

Громко хрюкая «Хрю-хрю»?

– Кто на завтрак ждёт сметану,

И не хочет пить какао,

Кто в жару и на морозе

Малышей по кругу возит,

И у дома своего,

Ржёт негромко: «И-го-го»?

– Кто пасётся на лужайке,

Без панамки и без майки,

Отгоняет вредных мух,

И мычит протяжно: «Му-у-у»

Грызет морковку. (Кролик)

– С бородой, анне мужик,

С рогами, а не бык. (Козел)

Когда ребята отгадывают загадки, логопед выставляет на магнитную доску картинку с изображением отгадок домашнего животного.

III. Работа на магнитной доске.

Логопед: Давайте, еще раз с вами назовем эти животных. (Дети, по очереди перечисляют животных вывешенных на доске).

Логопед: – Кто это?

(Корова, собака, лошадь, свинья, кошка,

Логопед: – Как можно назвать, одним

словом этих животных? Дети.

Логопед: Почему их так называют?

Дети: Потому, что за ними ухаживает человек.

Логопед: Пока мы с вами отгадывали домашних животных, все животные перепутались. Помогите мне навести порядок.

Моделирование (на столах расположены домашние и дикие животные, дети должны распределить животных кто, где живет).

Логопед: Что это?

Дети: Деревенский домик.

Логопед: Распределите животных по своим местам обитания.

Логопед: Молодцы! Все справились с заданием.

Логопед: Летом большая группа коров пасется на лугу. Как, можно назвать эту большую группу коров? ( Стадо).

Логопед: Когда пасутся кони? ( Табун).

Логопед: Пасутся овцы? ( Отара).

Логопед: Кто их пасет? ( Пастух).

Логопед: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Найди свою маму»

IV. Д/игра «Найди свою маму». (Использование мультимедиа системы)

Мультимедиа Д/упр. «Найди свою маму» дети лазерной указкой находят маме своего детеныша.

– У собаки кто? – щенок;

– У коровы кто? – теленок;

– У лошади кто? – жеребенок;

– У кошки кто? – котенок;

– У свиньи кто? – поросенок;

– У козы кто? – козленок;

– У кролика кто? – крольчонок.

Логопед: Молодцы ребята. Вы каждому детенышу нашли маму.

Логопед: Вы не устали? Давайте с вами немного отдохнем.

Логопед: Подойди все ко мне и возьмите по мячу. (Раздаются су-джок)

V. Физкультминутка

Дети делают движения в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю Между ладоней.
Взад – вперед его гоняю. Смена рук.
Им поглажу я ладошку Катают взад – вперед.
Будто я сметаю крошку. Смена рук.
И сожму его немножко, Сжимают.
Как сжимает лапу кошка. Смена рук.
Каждым пальцем мяч прижму.Нажимают пальцами на мяч.
И другой рукой начну. Смена рук.
А теперь последний трюк : Мяч летает между рук! Перебрасывание мяча из руки в руку

Логопед: Мы с вами немного отдохнули. Ответьте мне на вопрос. Как вы думаете, чем питаются домашние животные? ( Подходим к системному оператору).

VI. Д/игра «Кто чем питается? » (использование пиктограмм)

Дети садятся за столы и самостоятельно выполняют задание по уровням.

Логопед: Давайте проверим. Чем питается корова? (Травой,сеном).

– Чем питается кошка? (Рыбой).

– Чем питается собака? (Косточками).

– Чем питается коза? (Травой).

– Чем питается кролик? (Морковкой).

– А почему матрешка осталась.

– Дети: Потому что она игрушка.

Логопед: Молодцы! Вы все справились с заданием.

Логопед: У кого из вас есть дома домашнее животное? Дети: У меня.

Логопед: Какое животное живет у тебя дома?

Логопед: Как вы ухаживаете за ними?

Дети: ( Кормим, лечим, моем, чистим и т.д.)

VII. Д/игра «Кто какую приносит пользу».

Логопед: Какую пользу приносят все эти домашние животные человеку корова и баран?

Дети выбирают на столах картинки и вывешивают их на мольберты.

Логопед: Молодцы! Все эти домашние животные нужны человеку, без них человек не сможет прожить.

– Конь, собака, кот, коровы,

Козы, овцы – все готовы

С нами рядом в дружбе жить

И на радость нам служить

VIII. Анализ занятия.

Логопед: Вот мы и побывали в мире животных.

Логопед: Чем вам сегодня понравилось заниматься на занятии?

Что нового вы узнали?

Домашних животных нужно беречь, заботиться о них.

Конспект фронтального логоритмического занятия в старшей группе по теме “Домашние животные”

Конспект фронтального логоритмического занятия в старшей группе по теме “Домашние животные”

Просмотр содержимого документа
«Конспект фронтального логоритмического занятия в старшей группе по теме “Домашние животные”»

Занятие 18. Тема: «Домашние животные»

Обучение употреблению творительного падежа имен существительных, упражнение в согласовании слов по падежам;

Закрепление и уточнение знаний детей о домашних животных и их детенышах;

Активизация и расширение словаря по теме домашние животные: стадо, табун, отара, пастух;

Закрепление знаний о внешних признаках животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят;

Закрепление умения детей отвечать на вопросы логопеда полными ответами;

Развитие слухового и зрительного восприятия, общей и мелкой моторики;

Воспитание любви к домашним животным;

Воспитание умения слушать внимательно, развитие познавательного процесса;

Воспитание коммуникативных навыков.

Пособия и материалы: мультимедиа, магнитная доска, картинки домашних животных и их детенышей, лабиринт, световые указки, су-джок, игрушки диких и домашних животных, модель «деревни и леса».

Логопед. Собрались все дети в круг,

Я – твойдруг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Я приглашаю Вас в путешествие в мир животных. (Звучит музыка «В мире животных). Сейчас я загадаю загадки, а отгадки вы будете находить, и вывешивать на доске.

Кто у двери нас встречает,

В тишине весь день, проспав,

И от счастья начинает

Громко лаять: «Гав-гав-гав!»?

Кто, на привязи гуляя,

Травку щиплет на холме,

И, хозяйку ожидая,

Одиноко блеет: «Ме-е-е»?

Кто всегда прекрасно знает,

Что на завтрак я варю,

И к лоханке подбегает,

Громко хрюкая «Хрю-хрю»?

Кто на завтрак ждёт сметану,

И не хочет пить какао,

Кто в жару и на морозе

Малышей по кругу возит,

И у дома своего,

Ржёт негромко: «И-го-го»?

Кто пасётся на лужайке,

Без панамки и без майки,

Отгоняет вредных мух,

И мычит протяжно: «Му-у-у»

Грызет морковку. (Кролик)

– С бородой, ане мужик,

С рогами, а не бык. (Козел)

Когда ребята отгадывают загадки, логопед выставляет на магнитную доску картинку с изображением отгадок домашнего животного.

Логопед. Давайте, еще раз с вами назовем эти животных. (Дети, по очереди перечисляют животных вывешенных на доске). Кто это? (Корова, собака, лошадь, свинья, кошка, овечка) Молодцы! : – Как можно назвать, одним словом этих животных? Домашние животные. Почему их так называют? Потому, что за ними ухаживает человек. Молодцы! Пока мы с вами отгадывали домашних животных, все животные перепутались. Помогите мне навести порядок.

Моделирование (на столах расположены домашние и дикие животные, дети должны распределить животных кто, где живет).

Логопед. Что это? Деревенский домик А это? Лес. Распределите животных по своим местам обитания. Молодцы! Все справились с заданием.Летом большая группа коров пасется на лугу. Как, можно назвать эту большую группу коров? (Стадо). Когда пасутся кони? (Табун). Пасутся овцы? (Отара). Кто их пасет? (Пастух). А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Найди свою маму»

Дидактическая игра «Найди свою маму». (Использование мультимедиа системы) Дети лазерной указкой находят маме своего детеныша.

У собаки кто? – щенок;

У коровы кто? – теленок;

У лошади кто? – жеребенок;

У кошки кто? – котенок;

У свиньи кто? – поросенок;

У козы кто? – козленок;

У кролика кто? – крольчонок.

Логопед. Молодцы ребята. Вы каждому детенышу нашли маму. Вы не устали? Давайте с вами немного отдохнем. Подойди все ко мне, и возьмите по мячу. (Раздаются су-джок)

Физкультминутка Дети делают движения в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку

Катают взад – вперед.

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму.

Нажимают пальцами на мяч.

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Перебрасывание мяча из руки в руку

Мяч летает между рук!

Логопед. Мы с вами немного отдохнули. Ответьте мне на вопрос. Как вы думаете, чем питаются домашние животные?

Игра «Кто чем питается?» (использование пиктограмм) Дети садятся за столы и самостоятельно выполняют задание по уровням.

Логопед. Давайте проверим. Чем питается корова? (Травой, сеном).

Чем питается кошка? (Рыбой).

Чем питается собака? (Косточками).

Чем питается коза? (Травой).

Чем питается кролик? (Морковкой).

А почему матрешка осталась. Потому что она игрушка.

Логопед. Молодцы! Вы все справились с заданием. У кого из вас есть дома домашнее животное? Какое животное живет у тебя дома? Как вы ухаживаете за ними? (Кормим, лечим, моем, чистим и т.д.)

Итог занятия. Звучит музыка

Логопед. Вот мы и побывали в мире животных. Чем вам сегодня понравилось заниматься на занятии? Что нового вы узнали? Домашних животных нужно беречь, заботиться о них.

Домашние животные.

Конспект фронтального занятия по формированию связной речи для детей средней группы, имеющих речевые нарушения.

Автор: Кожакарь Ларида Суридиновна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей, пгт. Фёдоровский Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Цель: Содействие содействие развитию связной речи дошкольников.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные :
1. Научить детей различать и называть домашних животных и их детенышей, знакомить с внешним видом животных, способствуя получению представлений о том, что они едят, пьют, где живут, какую пользу получает от них человек.
2. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Домашние животные».
3. Совершенствовать умение строить связное высказывание, продолжая учить составлять простые предложения, совершенствуя грамматический строй ре­чи (словообразование).
2. Коррекционно-развивающие:
1. Развивать диалогическую речь, слуховое внимание, зрительный гнозис, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
3. Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать уверенность в собственных силах и самостоятельность, умение понимать учебную задачу, способствовать повышению самооценки.
Методы:
-по источнику знаний: словесные, практические;
-по уровню познавательной активности: частично – поисковый;
-по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный, алгоритмический, диалогический.
Приёмы: Создание проблемно-игровой ситуации, голосовая и эмоциональная модуляция, художественное слово, показ практического действия с использованием мультимедийного оборудования, решение коррекционно-игровой задачи .
Формы организации: Индивидуально-коллективная, дифференцированно (по уровню сложности) – групповая, в парах.
Словарь по теме «Домашние животные»:
Предметный: кошка, со­бака, корова, лошадь, свинья, коза, козел, овца, баран, стадо, теленок, котенок, щенок, жеребенок, поросенок, козленок, ягненок, рога, копыта, хвост, грива;
Глагольный: ржет, мычит, мяукает, лает, хрюкает, жует, грызет, мурлыкает, лакает, пасет;
Качественный: короткий, длин­ный, мягкий.
Предварительная работа:
Воспитатели: дидактические игры на закрепление и уточнение знаний об окружающем по лексической теме «Домашние животные».
Родители: беседы о деревне, о животных диких и домашних.
Учитель-логопед: упражнения на словообразование.
Индивидуальная работа на занятии: побуждать Артёма к вступлению в диалог.
Образовательные ситуации в зоне ближайшего развития: оценивание собственной деятельности.
Реализация ФГОС ДО: формирование речевых умений каждого дошкольника в процессе обобщения представлений через образовательные области «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», внедрение развивающих технологий в работу с детьми. Целевые ориентиры ФГОС – предпосылки УУД – умение находить верное решение проблем, возникающих в игровой деятельности, умение слушать; осознание своих качеств, элементы самооценки.
Оборудование, оформление и материалы: Картинки с изображением животных и их детенышей, игрушки – домашние животные, слайд-заставка, мультимедиа презентация.
Аппаратное обеспечение: мультимедийное оборудование, магнитофон.
Программное обеспечение: MS Power Point презентация «Кошка», «Домашние животные», Windows Media аудио сопровождение «Мы поём» (2011).

Этапы занятия
Дидактическая задача каждого этапа

Содержание этапа

Планируемые образовательные результаты этапа

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть.
Организационный момент. Мотивация к деятельности.
«Поможем Барбосу»

5 минут

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность, мотивировать детей на овладение речевыми умениями.

-Здравствуйте, дети! Встанем в круг! Поприветствуем друг друга воздушным приветом!

1. Приветствие, минута вхождения в занятие с дыхательной гимнастикой.
-Вдохните правильно вместе со мной, …. и еще раз, и еще раз, и выдыхаем приветик. А теперь «ушки на макушку» и слушаем загадку.
Как животных нам назвать?
Самых близких, самых верных –
Каждый знает их, наверно ,
Лошадь, корова, собака и кошка.
Как назовем их? Подумай немножко.
В доме с хозяином дружно живут,
Значит, какими все их зовут?
Логопед. -Да, это домашние животные.
2. Игровая мотивация. Сообщение темы и цели занятия.
Раздается стук в дверь, детям вручается конверт с письмом.
Логопед:- Интересно: от кого письмо? Как это узнать? Педагог читает письмо: «Дорогие ребята, спасите нас от злодея, он выгнал из домиков всех животных. Помогите, пожалуйста, вернуть всё на свои места! В помощь высылаю подсказки. С уважением, пёс Барбос». Хотите помочь собачке спасти животных?

Дети встают в круг, выполняют дыхательное упражнение, приветствуя друг друга, слушая стихотворные строчки логопеда, подсказывают последнее слово в строке.

Дети: Нужно прочитать письмо.

Дети выражают согласие спасти животных и помочь Барбосу.

Сформирована положительная мотивация детей на активную деятельность

Формальная
готовность к
предстоящей
деятельности,
привлечение
произвольного
внимания

Активизировать мышление и речь,
облегчая переход к теме занятия. Актуализация имеющихся знаний,
представлений.

3. Дидактическая игра «Узнай по голосу»
Вот первая подсказка от Барбоскина. Педагог имитирует крик разных домашних животных, используя аудиозапись, предлагает детям узнать этих животных и ответить от лица детёнышей этих животных.
Использование ИКТ: аудио приложение «Голоса животных».
Воспроизведение звукоподражаний по картинкам, изобра­жающим животных.
Логопед. – А теперь я буду вам показывать картинки, а вы подавайте голос того животного, которое изображено на картинке.
-Кто это? Кошка что делает? и т.д.

Детям раздаются картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Узнав животное по голосу, ребенок показывает картинку.

Кошка. (Мяу-мяу.) Кошка мяукает.
Корова. (Му-у-муу.) Корова что делает? (Корова мычит.)
Свинья. (Хрю-хрю.) Свинья что делает? (Свинья хрюкает.)

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения
нового навыка.

II этап.
Основная часть.
Формирование понятия «Домашние животные» и развитие связной речи.
Совместное решение проблемно-игровых ситуаций (20 минут)
Выявление и преодоление причин затруднения в пробном речевом действии

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

4. Формирование понятия «Домашние животные»
Педагог предлагает рассмотреть изображения на экране, показать и назвать домашних животных; рассмотреть картинки, изображающие кошку и собаку. Назвать характерные части тела кошки и собаки – описать внешний вид кошки (ушки, усы, лапы, хвост, шерстка); собаки
(ушки, усы, лапы, хвост, шерстка).
Логопед: – У кошки ушки какие?
Усы какие? (Длинные.) Какой хвост? (Длинный, пушистый.) Шерстка какая? (Мягкая.)

Образец рассказа: «У кошки мягкая шерстка. Усы длин­ные. Хвост длинный, пушистый».

Рассматривается внешний вид собаки. Составляется не­большой рассказ. Затем дети рассматривают картинки, изображающие корову и лошадь. Называют их части тела. У лошади (голова, шея, ноги, хвост, грива.) У коровы (голова, рога, ноги, шея, хвост).

Дети выполняют игровое упражнение, отвечают на вопросы, называют характерные черты животных, описывают внешний вид, составляют рассказ по опорным предметным картинкам.

-Ушки у кошки короткие.
Усы у кошки длинные.
Хвост пушистый и длинный. Шёрстка мягкая.
После подробного разбора дети составляют рассказ о внешнем виде кошки по опорным предметным картинкам (уши, усы, хвост).

Дети рассматривают картинки собак, составляя небольшой рассказ. Затем -корову и лошадь.

Способность
самостоятельно действовать, решать речевые
задачи, адекватные
возрасту.

Проявление любознатель-ности и
активности.

Способность
самостоятельно решать речевые
задачи, адекватные
возрасту.

Овладение способами действия, применение знаний,
навыков и умений.

5. Дидактическая игра «Кто пришел?»
Детям предлагаются картинки, изображающие домашних животных. Затем логопед предлагает де­тям закрыть глаза и выкладывает рядом картинку, изображающую ко­рову. Просит детей открыть глаза и сказать, кто пришел. (Корова пришла.) Дети снова закрывают глаза, и логопед подкладывает картинку с изображением лошади. По команде логопеда дети от­крывают глаза и отвечают на вопрос: кто пришел? (Лошадь при­шла.)
6. Отгадывание загадок.
Логопед. – Отгадайте загадку и найдите отгадку (картинку), скажите, какой или какая.

Муу-му-у! Молока кому? (Корова.) (Дети находят картинку и от­гадывают загадку.)
Мурр-муррр. пугаю кур. (Кошка, кот.)
Идет, идет, бородой трясет.
Травки просит: мее-мее. (Коза, козел.)

Дети рассматривают картинки, закрывают глаза, открыв их, пытаются вспомнить -какого животного не было, и сказать, кто пришёл.
-Корова пришла, лошадь пришла….
Дети отгадывают загадки, находят картинки
-корова белая, пятнистая, кошка серая, кот пушистый, коза бодливая, козел чёрный.

Овладение
определённым объёмом
практических
навыков и речевых умений

Физкультминутка с куклой би-ба-бо «Кошка, как тебя зовут?»

Способствовать снятию напряжения

7. Физкультминутка с бибабо.
Логопед надевает на руку куклу-кошку театра бибабо.
Логопед. Кошка, как тебя зовут?
Дети. Мяу!
Логопед. Стережешь ты мышку тут?
Дети. Мяу!
Логопед. Мяу, хочешь молока?
Дети. Мяу!
Логопед. А товарища — щенка?
Дети. Фрр!

Дети выполняют упражнения физкультминутки с речевым сопровождением.
-Лапки вверх-мяу,
-повороты головы- мяу,
-прыжки- мяу,
-ходьба на месте-фрр!

Снято эмоциональное напряжение, ребёнок комфортно чувствует себя в группе

Усвоение новых знаний и способов действий (продолжение)

8. Задания на понимание речи
1. Составление предложений по вопросу и предметной картинке.
Логопед выставляет картинку, изображающую животного, задает вопрос, дети составляют предложение.
2. Рассказ логопеда «У козы день рождения».
«У козы день рождения. В гости придут разные животные. И для каждого свое угощение. Для коровы — трава. Для лошади — трава и овес. Для кошки — молоко. Для собаки — кости. Для овцы — трава. Много хлопот у хозяйки-козы. А вот и гости. Сели гости за стол. Корова с удовольствием жует траву. Лошадь жует овес. Кошка лакает молоко. Собака грызет косточку. Овца жует траву. Гости довольны угощением».
Вопросы: Что приготовила коза для коровы? Для лошади? Для собаки? Что приготовила для кошки? Для свиньи, для овцы?
–Кто что ест?

–Кто как ест?
3.Рассказ «У свиньи день рождения».
«У свиньи день рождения. Свинья тоже решила пригласить в гости животных. И всем приготовила угощение. Корове — косточ­ку. Собаке — овес. Кошке — траву и листья. Лошади — молоко. Попробовали гости угощение, поморщились. Посидели, посидели и ушли. Недовольные ушли гости».
Вопросы: что не понравилось гостям? Что любит корова? А собака? Что любит кошка? А овца? Что любит свинья? А лошадь?

4. Дидактическая игра «Помоги детенышам найти свою маму»
Логопед. На лужайке гуляли детеныши домашних животных и потерялись. Испугались малыши и стали звать своих мам.
«Му-у»,— замычали телята. «Муу-у»,— ответила им мама.
— Кто мама у телят? (Корова.)
«И-го-го», — заржали жеребята. «И-го-го», — ответила им ма­ма.
— Кто мама у жеребят? (Лошадь.)
«Хрю-хрю», — захрюкали поросята. — «Хрю-хрю», — ответила мама.
— Кто мама у поросят? (Свинья.)
5. Задание. Назвать домашних животных.
Логопед: -Пёс Барбос очень рад, что вы ему помогаете, посмотрите, как он радуется (на экране). «Молодцы»,- говорит Барбос, -«а вы знаете, почему животных называют домашними? Как помогает корова Как помогает лошадь? И т. д.
6. Дидактическая игра «Кто это?»
Барбос предлагает поиграть и угадать. Кто это?
Лает, грызет кости. (Собака.)
Как ты догадался? (Собака лает. Собака грызет кости.) Мычит, жует траву. (Корова.) Как ты догадался? (Корова мы­чит. Корова жует траву.)

Хоровые и индивидуальные ответы.

Собака лает. Пёс ест кость. Корова мычит. Корова ест траву. Свинья пьет воду. Поросёнок спит. Конь спит, ржёт.

Дети слушают рассказ, рассматривая иллюстрацию.
Отвечают на вопросы. Образец ответа: Для кошки — молоко. Для собаки — ко­сти.
Ответы на вопросы с опорой на предметную картинку.
Образец ответа: Корова ест траву. (Собака — кости.)
-Корова жует. Лошадь жует…

Дети слушают рассказ, рассматривая иллюстрации.

Образец ответа: Корова любит траву.

Смотрят на экране мультимедиа презентацию, отвечают на вопросы фразой, предложением, отыскивая среди игрушек нужную.

-Мама у телят- корова.

-Мама у жеребят – лошадь.

-Они живут у дома и по­могают человеку.
-Корова дает молоко.
-Лошадь возит вещи.
-Собака охраняет дом…

Играют в игру, угадывая животного по его повадкам.

Умение находить способ решения игровой задачи, взаимодействуя со сверстниками.

III этап. Закрепление материала
Закреплять новые способы деятельности, речевые умения.

7. Минутка творчества «Волшебный песочек». (Развитие тонкой моторики).
Логопед.- Мы так много с вами узнали и сделали добрые дела, что песок в ведёрке превратился в волшебный. Посмотрите, как сверкает песочек на наших подносах. Как вы думаете, что можно попросить сегодня у волшебного песочка для наших животных?
Дети: Корм. Угощение.
Логопед. -Сейчас вы сядете парами, обсудите, что любит ваше животное и скажите мне это слово на ушко шепотом. (Подумайте еще, правильно). Да, лошадь любит овес, корова ест зимой сено, коза предпочитает капусту, кролик любит морковку. А я знаю, что любят все домашние животные. Это слово начинается со звука Т…да, траву!
Логопед. -Для того, чтобы попросить у волшебного песочка сочной травки, нарисуем её на песке. Сверху вниз веду вертикальную линию. Вот так, еще одну и вы нарисуйте.. Нарисовали, воспользуемся салфеткой. Проверьте, ровно ли вы нарисовали травинки?
– Теперь произносим волшебные слова.
Ты волшебный, ты блестящий
Сделай слово настоящим!
Логопед. -Закрываем глаза Раз, два, три…(на столе появляется корзинка с травой) Возьмём травку подойдем к своему домашнему животному и угостим его. Можно мы с Артемом будем первыми?
– Мы угостили корову с теленком….
– Кого угостили вы, Ангелина.
(ответы детей).

Дети слушают, рассматривают «волшебный песок», отвечают на вопросы.

Дети. -Все домашние животные любят траву.

Дети выполняют рисование прямых линий («травка») на песке.

Дети произносят волшебные слова с логопедом.

– Ты волшебный,
Ты блестящий!
Сделай слово настоящим!

IV этап.
Рефлексия.
Подведение итогов.

Формирование умения анализировать и оценивать собственную деятельность на занятии.

Подведение итогов занятия. Домашнее задание. Ситуация ожидания.
-Пёс Барбос очень рад, что вы ему помогли, хорошо потрудились, пора и отдохнуть. Мне сейчас так радостно и хорошо на душе! А вам, что чувствуете вы? Как вы думаете, почему?
Логопед. И животные благодарны нам. А теперь не будем им мешать. Вспомните, о каких животных мы сегодня говорили? (О домашних животных). За что мы можем себя похвалить? Какое настроение у вас-покажите жестом. Молодцы!
Создание ситуации ожидания:
А вечером мы сможем посмотреть мультфильм о домашних животных, которые живут в городской квартире – о собачках Барбоскиных. Договорились?

Дети беседуют с педагогом о том, что им понравилось и как они занимались на занятии.

Дети.- Потому что мы помогли животным и накормили их.

Дети отвечают о своей деятельности на занятии, за что каждый мог себя похвалить.

Дети выражают желание вечером смотреть фильм о животных.

Умение анализировать собственную деятельность, похвалить себя не за результат, а за деятельность

Сформирован-ность элемен­тарных навыков самооценки

Читайте также:  Экскурсия как метод ознакомления с окружающим и развития речи детей с ЗПР
Ссылка на основную публикацию