Домашние птицы – конспект НОД

Познание

Автор: Головкина Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад № 137 Выборгского района
Населённый пункт: Санкт – Петербург
Наименование материала: методическая разработка, конспект НОД
Тема: Познавательное развитие “Домашние птицы”
Дата публикации: 16.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по формированию целостной картины мира

для детей старшего возраста

Тема занятия «Домашние птицы»

Головкина Наталья Анатольевна

Воспитатель высшей квалификационной категории

Образовательные области: познание

развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Вид занятия: информационное

Формы образовательной деятельности: беседа – диалог, игры.

Цель: Расширять представления детей о домашних птицах.

Образовательные: Систематизировать и закрепить знания детей о домашних

Расширять словарный запас детей.

домашним птицам, доброжелательность.

неживой природе, бережном отношении к окружающему миру.

Оборудование: картинка «Птичий двор», картинки с изображением «семей»

домашних птиц, диск с записью танца утят, мяч.

Показывается картинка «Птичий двор».

«Возле птичника забор, за забором птичий двор.

Там большое оживленье – птицы в разном оперенье:

Серые индюшки, белые хохлатки,

Желтые цыплятки там играют в прятки.

Кукарекает петух и гогочут гуси.

Стережет их рыжий пес – не входи, укусит

Назовите одним словом животных, изображенных на картине (ответы

Почему их называют домашними? (ответы детей)

заботится, ухаживает за ними, кормит и они полностью зависят от него.

Могут ли домашние птицы жить независимо от человека? (ответы детей).

Нет, они не могут жить самостоятельно, так как нуждаются в уходе.

Белые и красные, все такие разные.

С красным гребешком по двору пешком

Ходят, не летают, их люди называют

Хохлатками, пеструшками, наседками, несушками.

Во дворе живет певец, разудалый молодец,

Утром запевает, солнышко встречает.

Домик у птенца непрочен и однажды он разбился,

Что за желтенький комочек из скорлупок появился?

Показывается картинка, где изображены курица, петух, цыпленок.

Правильно дети, это курица, петух и цыпленок – «куриная семья».

Куры – самые распространенные домашние птицы. «На всей земле, в любом

государстве, на севере и на юге, в любой деревне и едва ли не в каждом дворе

найдете вы кур», – писал знаток родной природы, журналист В.М.Песков.

Курица – очень нужная человеку птица. Она дает нам перья, мясо и яйца.

Одна несушка может снести 300 яиц за год. Весной из яиц вылупляются

маленькие золотистые цыплята. Когда курица их высиживает, то согревает

яйца своим теплом. В яйце развивается зародыш. Он растет и постепенно

превращается в цыпленка. Через три недели клювиком разбивает изнутри

скорлупу и выбирается наружу. Курица – заботливая мама! Наседка греет

цыплят, показывает, что клевать, где пить, подаст сигнал, где прятаться, сама

же, смело распушив крылья, бросится на обидчика. А цыплята всюду бегают

за мамой-курицей, стараются от нее не отставать, повторяют за ней каждое

движение. Можно сказать, что у курицы послушные детки.

Ребята, а как вы думаете, почему о цыплятах сложили такую пословицу

«Цыплят по осени считают»? Правильно! Потому что, когда цыплята гуляют

на птичьем дворе, их может утащить парящий в небе ястреб, а в курятник

порой наведываются хищный хорек и рыжая лиса.

Петух настоящий куриный царь! Он зорко следит за курами, прогоняет прочь

чужих петушков, а если найдет зернышки или червяка, сразу зовет курочек.

Выйдет Петя-петушок на зеленый бережок,

Если червяка найдет, курочек к себе зовет.

А что же едят куры? (ответы). Травку, червяков, зернышки, насекомых.

Иногда они глотают мелкие камушки, помогающие перетирать проглоченную

пищу, ведь у курицы нет зубов.

Петухи – птицы воинственные, драчливые. Если встретят чужого петуха,

могут и подраться – только перья летят. В русском языке есть выражение

«петушиться». Как вы думаете, что оно означает?

Петушиться – значит ссориться, задирать кого-нибудь. За свою драчливость

петухи высоко ценились в странах Востока, где азартные люди постоянно

устраивали петушиные бои.

крестьянским будильником. Как вы считаете ребята, почему? (ответы детей).

Потому что петухи поют в определенное время суток, и по их пению можно

примерно определить, который час.

Считается, что петух кукарекает трижды в ночь: первый раз – в полночь,

второй – перед зарей, а третий – встречая восход солнца.

Интересно, умеют ли куры разговаривать? Понимают ли они друг друга, как

вы думаете? (ответы детей) Куры, даже разных пород, отлично понимают

кудахчут при появлении коршуна, кошки, когда петух найдет червяка и зовет

Спят куры на насесте в курятнике.

А теперь мы немного поиграем в игру « Курочка – хохлатка»

(выбирается курочка и кошка)

«Вышла курочка – хохлатка, с нею желтые цыплятки,

Квохчет курочка: ко-ко, не ходите далеко.

На скамейке, у окошка, улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет»

Дети, а каких домашних птиц вы еще знаете? (ответы детей)

Курочки и петушки живут на суше, боятся воды. А вот утки и гуси, наоборот,

без воды жить не могут. Послушайте, стихотворение.

«Утка плавает, ныряет, громко крякает: «Кря-кря!»

Утка деток подзывает: она крякает не зря!

Учит малых деток мать вниз головками нырять,

Укрываться от врагов, в тине находить жуков.

Ни на шаг не отставать учит деток утка-мать.

(показывается картинка «утиной семьи»)

Дети назовите, пожалуйста, всех, кого вы видите на картинке

(утка, селезень, утята).

плещется, поднимая брызги, сверкающие на солнце. Потом, выбравшись на

Дети, как вы думаете, зачем уткам такое купание? Ведь они и так большую

КОНСПЕКТ НОД ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ «Домашние птицы» в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия по окружающему миру на тему Домашние птицы в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_nod_po_okruzhayushchemu_miru_na_temu.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ «Домашние птицы»

в подготовительной группе

Воспитатель: Максименкова О. С.

Программные задачи : Познавательное развитие: – учить называть домашних птиц, видеть сходство и отличия, описывать внешний вид, называть птенцов, членов семьи; – пополнить знания детей о том, чем питаются домашние птицы, где живут, какую пользу приносят людям; – воспитывать уважительное отношение к труду взрослых работающих на птицеферме,
-развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Социально-коммуникативное развитие: – развивать коммуникативные навыки общения: учить детей работать в парах, подгруппах, воспитывать культуру речевого общения ; – формировать позитивное отношение к сверстникам, развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи. Речевое развитие: – создание условий для обогащения словарного запаса в процессе деятельности , – учить отвечать на вопросы развёрнутым предложением, – совершенствовать связную и диалогическую речь детей, умение последовательно формулировать свои мысли. Физическое развитие: – обеспечить оптимальную двигательную активность во время проведения занятия, – развитие зрительного внимания и восприятия, общей моторики, координации речи с движением, – укреплять здоровье через игровую деятельность.

Предварительная работа : наблюдение , просмотр иллюстраций о домашних птицах, чтении стихов, рассказов, энциклопедия о жизни птиц , загадывание загадок, рассматривание альбомов о домашних птицах.

Демонстрационный материал : картинки с изображением домашних птиц.

Методы и приёмы : 1. Практические : посадка овса, подвижная игра, физкультминутка. 2. Наглядные: картинки по теме «домашние птицы», «сельский дворик». 3. Словесные : беседа (вопрос-ответ), загадывание загадок, рассказ, ситуативный разговор

Содержание орг. деятельности:

Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,

Руку правую подали, руку левую пожали.

И друг друга мы обняли.

Отошли и поклонились.

Дети: Все готовы заниматься.

Будем очень мы стараться!

2. Дети, а вы хотите отправиться на экскурсию? (Да.) А куда мы отправимся, узнаете, если отгадаете загадки. Не забывайте поднимать руку.

Съем червя, попью водицы.

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко –

Ребятишек покормлю … (Курица)

Звонко время отмечает.

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

Спать пора!» – поет . (Петух)

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки.

Дарит мягкие перинки … (Гусь)

Ходит вразвалочку-спотыкалочку (Утка)

Тело перьями покрыто.

Борода висит сердито.

Хвост почти как у павлина,

Когти остры, ноги длинны.

– Разгоню я всех вокруг.

А зовут меня … (Индюк)

– Правильно, ребята! Вы все верно отгадали! А как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить? ( Мы будем говорить о домашних птицах ). Верно! Тема нашего занятия сегодня – домашние птицы. И мы с вами оказались на птичьем дворе.

3. Беседа с детьми

– А как называется дом, где живут птицы? Отвечайте полным предложением и чётко произносите все звуки. ( Дом, где живут птицы – называется птичник ). Правильно!

– А как вы думаете, почему этих птиц называют «домашними»? ( Этих птиц называют домашними, потому что они живут рядом с человеком )

– Молодцы! А как человек ухаживает за домашними птицами? Что он для них делает? ( Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище.)

– Чем покрыто тело птиц? (Тело птиц покрыто перьями.)

– А кто из вас знает, чем отличаются гусь и утка от других домашних птиц? (Гусь и утка – водоплавающие.)

-Дети, а вы знаете, почему утки и гуси не тонут в воде? Оказывается, что у всех водоплавающих птиц на спинке у корня хвоста есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают свои перья. Перья птиц покрыты тонким слоем жира, который отталкивает воду и не позволяет перу намокнуть. Благодаря этому утки и гуси не тонут. Поэтому вода легко скатывается с них.

– А чем питаются домашние птицы? ( Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, крошками хлеба, насекомыми, червяками, пшеном, зерном, овсом. ) Молодцы, дети! Правильно. А ещё они любят зелёную травку, ростки. И я вам предлагаю посадить и вырастить корм для домашних птиц.

Для начала давайте подготовим наши пальчики к работе и сделаем пальчиковую гимнастику.

4. Пальчиковая гимнастика «Цыплята»
У нашей пестрой квочки Показывают 10 пальцев.
Десять цыплят.

Тут и сынки и дочки, Хлопки.
И все – то есть хотят.
Клюют цыплята славно, Указательными пальцами стучат по столу.
Довольны малыши,

Смотреть на них забавно, Хлопки.
Уж больно хороши –
Желтые комочки возле пестрой квочки. Стучат кулачками друг о друга.

5. Практическая деятельность (посадка овса).

Молодцы. Теперь ваши ручки готовы к работе. И я вас приглашаю встать вокруг стола. Попрошу никого не толкать, встать так, чтобы всем было видно. Мальчики, пропустите девочек.

Посмотрите, ребята, где мы оказались? (На птичьем дворе.) А кого вы там видите? (Дом. птиц: курицу, петуха, гуся, индюка и утку.). Правильно. А теперь приступим к посадке корма для наших птиц. Мы с вами будем сажать овёс. Давайте разделимся на 4 группы.

Вспомним, что нам необходимо для посадки. (Земля, вода, лопатки, семена.).

Давайте с вами насыпем семена овса в углубления. Как вы думаете, так вырастут наши зёрнышки? (Нет.) Почему? (Потому что надо полить и присыпать землёй.) Правильно. Молодцы, дети.

А теперь скажите, какие условия необходимы , чтобы наш овёс вырос? (Вода-поливать, солнечный свет, тепло.)

На протяжении всего роста и развития растения, в данном случае овса, мы с вами будем наблюдать за ним и делать зарисовки в дневнике наблюдений.

Дети, давайте вспомним наши обозначения-символы. Куда мы посадили овёс? (В землю.) Как мы обозначаем землю в дневнике наблюдений? (Чёрными кружочками.) Правильно.

Варя, сделай, пожалуйста, первую зарисовку в нашем дневнике наблюдений.

Молодцы, ребята! А теперь возвращайтесь на свои места, продолжим занятие.

6. Дидактическая игра “Один – много”.

курица – куры,
петух – петухи,
цыпленок – цыплята,
гусь – гуси,
гусыня – гусыни,
гусенок – гусята,
утка – утки,
селезень – селезни,
утенок – утята,
индюк – индюки,
индюшка – индюшки,
индюшонок – индюшата.

7. Физкультминутка «Гуси»

Утром встал гусак на лапки, Потянулись, руки вверх —

Приготовился к зарядке. Вдох-выдох.

Повернулся влево, вправо, Повороты влево – вправо .

Приседанье сделал справно, Приседания.

Клювиком почистил пух, Наклоны головы влево -вправо .

Поскорее в воду — плюх! Присели.

8. Дидактическая игра с мячом “Назови ласково”:

птенец – птенчик,
петух – петушок,
курица – курочка,
гусёнок – гусёночек,
утка – уточка, утёнок – утёночек,
цыпленок – цыпленочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.

Молодцы, ребята! Возвращаемся на свои места.

– Ребята, посмотрите, кто-то разрезал картинки. Давайте попробуем их собрать. ( раздает разрезные картинки с изображением домашних птиц, дети собирают ). Работать будете в парах, помогайте друг другу. Скажите, кого вы собрали, кто у вас получился? ( дети по очереди отвечают «Я собрал ….» ).

10. Итог занятия :

Вот наша экскурсия подошла к концу. И нам надо расставаться с обитателями птичьего двора.

– Скажите, о ком мы сегодня с вами говорили? ( Мы говорили о домашних птицах ).

– А что вы о них узнали?

-Чему мы сегодня с вами занимались на занятии? ( Сажали овёс. ).

– Для чего? (Чтобы вырастить корм для домашних птиц.)

– А что нужно для роста овса? (Вода, тепло и свет.)

Правильно. Спасибо, дети. Вы все очень хорошо отвечали на мои вопросы, внимательно меня слушали. Я очень рада, что вы многому научились. Молодцы!

Конспект НОД «Домашние птицы»

Наталия Бутенко
Конспект НОД «Домашние птицы»

Цель: активизация и закрепление знаний детей о домашних птицах и месте их обитания.

Задачи: усвоить названия домашних птиц, из каких частей состоит тело, где живут, чем питаются, углублять знания о пользе птиц для людей. Воспитывать способность гуманно относиться к птицам, ухаживать за ними. Развивать внимание, память, мышление.

Предварительная работа: рассматривание картинок о домашних птицах, настольные игры «Собери картинку», «Кто где живет», рассматривание сюжетных картин «Домашние птицы».

Материал: аудиозапись голосов домашних птиц, картинки, кукла – бабушка Маланья.

Ход: К нам в гости пришла бабушка Маланья. Пришла она к нам не одна.

С кем хотите узнать? Для этого вам нужно будет отгадать загадки.

• Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Кто это на колышке?

• Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами – стук,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

• Закудахтала она: “Я большая птичка!

Поглядите, принесла жёлтое яичко!”

И пошла на улицу

• Под дождём она гуляет,

Щипать травку обожает,

Кря кричит, Всё это шутка,

Ну конечно – это …

-Как можно назвать этих птиц? (Домашние).

Домашними их называют потому, что за ними ухаживает человек. Он их кормит, поит, содержит в порядке их жилье. А кто знает как называется жилье этих птичек? (птичник).

Перед нами …не будильник и не мама, Поднимает утром рано Будит Петя-петушок – Самый звонкий голосок: Чтобы солнышко встречали, Вместе с солнышком вставали.

-Конечно –это красавец петушок. Скажите,чем покрыто тело у птиц? (перьями). А что еще у птиц есть? Посмотрите, внимательно. Ответы детей:- У них по две лапки. Есть крылья. Есть клюв. Шпоры у петушка. У некоторых (петушок) есть гребешок.

Как называются птенцы курицы? (утки, гусыни, индюшки). У курицы рождаются цыплята. У утки дети утята. У гусыни детки гусята. У Индюшки – индюшата. Воспитатель помогает отвечать при затруднениях, показывает картинки детенышей и взрослых птиц.

Шею вытянул гусенок,

Еле-еле соню сына

Под крыльцом нашла … (гусыня).

Что стряслось у индюшонка?

Почему же он спешит?

У сарая за кадушкой.

Червяка нашла … (индюшка).

Эй, утенок, ты, куда?

Здесь собачья будка!

Ждет тебя около пруда

Твоя мама … (утка).

Ну-ка марш, назад, цыпленок!

Залезать нельзя на грядки.

Ищет тебя, волнуется

Твоя мама … (курица).

Дидактическая игра «Назови семью» (дети рассматривают картинки и называют🙂

Курица – петух –цыпленок

Утка – селезень – утенок

Индюшка – индюк -индюшонок

Гусыня- гусь- гусенок

Игра «Угадай, кто как кричит» (включить запись, а дети отгадывают)

«Ко-ко-ко, куд – кудах –тах -тах»,-кудахчет и квохчет.

-А вот индюк, ребята он – болбочет, послушайте (запись)

«Бл-бл-бл»– вот, что он кричит.

Физминутка. Гуси-гусенята на ножки одели красные сапожки. И пошли гуськом, вереницей, чтоб воды в корыте напиться. (Дети имитируют движения по тексту). Напились гуси? Садитесь на полянку.

– Скажите ребята, а чем для людей полезны домашние птицы? (дети дают свои варианты ответов)

– Утки и гуси дают нам пух из которых шьют одеяла, набивают подушки и пуховики. Петух – это «живой будильник» для людей. Курицы несут нам яйца. Ну конечно мы выращиваем птиц еще и для получения нежирного мяса из которого мы готовим различные блюда.

Итог: Кто у нас в гостях сегодня побывал? О ком мы сегодня беседовали? Что вы узнали о домашних птицах?

Конспект занятия «Домашние птицы. Звук [К] и буква К» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №62» д. Старая «ДОМАШНИЕ ПТИЦ. ЗВУК И БУКВА [К]».

Конспект логоритмического занятия в старшей группе на тему «Домашние птицы» Тема: «Домашние птицы» Цели: 1. Развитие координации движений со сменой темпа в зависимости от темпа музыки. 2. Улучшение функции дыхания,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группы на тему «Домашние птицы» Задачи:Образовательные:формировать у детей представления о домашних птицах и их птенцах, закрепить умение различать, называть птиц по внешнему.

Конспект НОД по коллективной аппликации для детей с нарушением слуха 2-го вида 4-го года обучения на тему «Домашние птицы» Конспект НОД по аппликации (коллективная) для детей с нарушением слуха (2 вид) 4 год обучения Образовательная область «Художественное творчество».

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Птицы-соседи, птицы-друзья!» Задачи: • Формировать обобщенные представления о птицах • Продолжать прививать интерес ко всему живому • Развивать умение сравнивать, устанавливать.

Конспект открытого занятия «Домашние птицы» Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в.

Конспект интегрированной НОД по познавательно-речевому развитию «Домашние птицы» Тема: «Домашние птицы». Возрастная группа: вторая младшая группа Воспитатели : Кириллина Г. А., Пудовкина Н. М. Вид (разновидности) интегрированной.

Конспект занятия «Домашние птицы» Педагог-психолог приветствует детей: Здравствуйте, ребята! Я приглашаю всех вас на «Птичий двор» (перед детьми устанавливается макет)..

План-конспект НОД во второй младшей группе «Домашние птицы» План-конспект непосредственно – образовательной деятельности во второй младшей группе. Тема НОД: «Домашние птицы» Образовательная деятельность:.

Домашние птицы – конспект НОД

Силонова Ольга Юрьевна – Воспитатель МБДОУ №33 с. Пышлицы, Шатурский район, Московская область
Дата поступления работы на конкурс: 08.02.2018г.

Конспект ООД «Домашние птицы»

Тема : « Домашние птицы »

Возраст : 2-3 года

Цель : Формирование у детей элементарных представлений о домашних птицах .

1. Формировать представление детей о внешнем виде птиц , питании, местах обитания.

2. Познакомить с обобщающим понятием « домашние птицы » .

3. Обогащать словарь детей за счёт слов : домашние птицы , перья, клюв, гребешок, клюют.

4. Упражнять детей в звукоподражании.

5. Упражнять детей в лепке круглой формы.

1. Развивать у детей умение узнавать и называть на картинках домашних птиц .

2. Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

Воспитывать бережное отношение к птицам , вызывать желание заботиться о них.

Участники : дети, воспитатель, младший воспитатель .

• Беседа « Домашние птицы » ;

• Чтение К. Чуковского «Цыплёнок» ;

• Заучивание потешки «Петушок, петушок…» , «Наши уточки с утра …» ;

• Рассматривание предметных и сюжетных картинок;

• Дидактические игры : «Подбери пару» , «Птичий двор» , «Чудесный мешочек» .

Материалы и оборудование :

• Живая картина «Птичий двор» ;

• Материалы для лепки : пластилин, тесто, доски.

• Игровой : игровая деятельность с детьми ;

• Наглядный : ИКТ, живая картина;

• Словесный : беседа, загадки, вопросы, объяснения;

• Практический : изобразительная деятельность;

• Метод проблемного обучения : чем нам угостить птиц ?

Форма деятельности : игра-путешествие

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, изобразительная, двигательная.

Ведущая образовательная область : «Речевое развитие»

Ожидаемый результат : дети узнают и называют домашних птиц , различают их по внешнему виду, отмечают характерные признаки.

Цель, задачи, материал, образовательные ресурсы.

Основные образовательные ситуации, дополнительные задания.

1.Этап мотивационный: вовлечение детей в совместную деятельность. Аудио запись :

«Крик петуха» Дети, кто это кричит?

ЧАСТЬ 1. Формировать представление детей о внешнем виде домашних птиц .

2. Упражнять детей в звукоподражании.

3. Обогащать словарь детей за счёт слов : перья, клюв, гребешок, клюют.

1. Познакомить с обобщающим понятием « домашние птицы » .

2. Формировать представление детей о местах обитания домашних птиц .

3. Обогащать и активизировать словарный запас детей за счёт слов : домашние птицы , деревня, сарай, курятник.

Цель : развивать умение детей сочетать слова с движениями.

Цель : развивать у детей мелкую моторику рук.

Цель : развивать у детей речевое дыхание.

1. Развивать у детей умение отгадывать загадки.

2. Активизировать словарный запас детей за счёт словосочетания «птичий двор» .

1. Закрепить представление детей об особенностях питания домашних птиц .

2. Упражнять детей в лепке круглых форм, умении самостоятельно выбирать материал, готовить рабочее место.

Мультимедийное оборудование, слайды : иллюстрации на тему « Домашние птицы ».

Пёрышки по количеству детей, живая картина, фигурки птиц (курица, петух,

гусь, утка, индюк).

Пластилин, тесто, доски. Рассматриваем картинку с изображением петуха, отмечаем : у петуха есть голова, на голове красный гребешок, бородка, клюв, большой, красивый хвост, крылья, лапы с коготками, всё тело петуха покрыто перьями.

Дети, как кричит петушок?

Давайте все вместе расскажем про петушка :

Что ты рано встаешь?

Громко песни поешь?

Деткам спать не даешь?

Рассматривают картинку с изображением курицы. Кто это? Как кричит?

Рассматривают картинку с изображением гуся.

Кто это? Как кричит?

Рассматривают картинку с изображением индюка.

Кто это? Как кричит?

Рассматривают картинку с изображением утки.

Кто это? Как кричит?

Этих птиц можно назвать одним словом – домашние птицы . Рита (Софа, Андрей, как можно назвать этих птиц ? Где они живут? (в деревне, рядом с человеком, в курятнике, сарае) . Как человек о них заботится? (поит, кормит, ухаживает за ними) .

Игра с движением :

Мы уточки, мы уточки,

Мы топаем по улочке,

Идем себе в развалочку

И крякаем считалочку :

Что нам реки и моря,

Раз, два, три, четыре, пять-

Нас водой не испугать.

В воде не страшно уточке

Ни капельки, ни чуточки.

Ныряют наши носики,

Как храбрые матросики.

Что нам реки и моря,

Раз, два, три, четыре, пять –

Нас водой не испугать.

Пальчиковая игра «Птичка»

Птичка прилетела, (машем кистями рук)

Головой повертела, (пальцы собраны в щепоть, повороты кистями)

Поклевала крошки (стучать пальцами по ладошке)

Из моей ладошки,

Перышки встряхнула, (поглаживание руки)

Быстро упорхнула. (машем кистями рук).

Упражнение на развитие дыхания «Подуй на пёрышко»

Правило : вдох – набираем воздух через нос, щёки не надуваем;

Выдох – делаем ртом.

Дети, вы хотите поехать в гости к бабушке в деревню и посмотреть, как там живут домашние птицы ?

На чем мы поедем? (ответы детей)

Совместное путешествие на транспорте, который предложили дети.

Вот мы и приехали. Что это дети? (птичий двор) . Кто здесь живёт?

Целый день она гуляет,

Травку, листья разгребает.

Выйди лишь на улицу,

Там увидишь … (курицу)

Закричу я : «Га-га-га!»

Налечу я на врага.

И когда я разберусь.

Больно за ноги щиплюсь.

Под дождем она гуляет,

Щипать травку обожает.

«Кря» кричит – вот это штука,

Ну, конечно это… (утка)

Кто это так заливисто поёт,

О том, что солнышко встаёт? (петух)

Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами – стук,

Как зовут его (индюк) .

(дети выбирают картинку и вставляют в прорезь)

Вот наступает в деревне утро, птицы просыпаются и каждый кричит по- своему.

(дети рассказывают потешку)

Наши уточки с утра «кря-кря-кря» ,

Наши гуси у пруда «га-га-га» ,

А индюк среди двора «бал-бал-бал» ,

Наши курочки в окно «ко-ко-ко» ,

А как Петя – петушок,

Ранним-рано по утру

Нам споёт «Ку-ка-ре-ку!»

Что-то наши птички загрустили. Как вы думаете, ребятки, почему? (ответы детей)

Может быть они хотят есть? Чем питаются домашние птицы ? Чем мы можем им помочь?

Хотите слепить им зёрнышки? Какой формы зёрнышки?

Дети выбирают материал, готовят рабочее место.

3. Этап заключительный

ЧАСТЬ Цель : подведение итогов, рефлексия.

1. Вызвать положительные эмоции от совместной деятельности.

Какие вы молодцы! Птицы рады , что вы их накормили. Им теперь весело, они говорят вам «спасибо» .

А нам пора возвращаться в детский сад.

(дети встают паровозиком)

Ребята, куда вы хотите поехать в следующий раз? (ответы детей)

Конспект НОД в подготовительной группе по речевому развитию по теме “Домашние птицы”

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группе по речевому развитию.

Тема: «Домашние птицы»

Цель: совершенствование грамматического строя речи

Задачи:

  1. Систематизация представлений детей о домашних птицах: местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека (беседа по вопросам, д/игра «Кто как разговаривает?, «У кого кто в семье?»);
  1. Уточнение и активизация словаря по теме, закрепление обобщающего понятия «Домашние птицы» (беседа по вопросам, д/игра «Кто как разговаривает?, «У кого кто в семье?»);
  1. Совершенствование умения детей образовывать существительные в единственном и множественном числе (д/игра «Один-много»);
  2. Совершенствование умения образовывать притяжательные прилагательные (д/игра «Чья, чей, чье?»);
  3. Закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (д/игра «Назови ласково»);
  4. Совершенствование умения образовывать существительные с увеличительным суффиксом –ище- (д/игра «Хвастуны»);
  5. Совершенствование умения образовывать существительные в Р.п (д/и «Кого не стало?»).
  6. Развитие логического мышления (отгадывание загадок);
  7. Развитие зрительного внимания и памяти (д/игра «Кого не стало?»);
  8. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика «Утята», игра «Собери картинку»)
  9. Развитие общей моторики (игра с мячом «Один-много»)
  10. Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности на занятии;
  11. Воспитание любви и бережного отношения к домашним птицам;
  12. Контроль над правильным звукопроизношением.

Оборудование: предметные картинки по теме с изображением домашних птиц (утка, гусь, петух, курица, индюк), предметные картинки по теме с изображением семьи каждой домашней птицы (гусь, гусыня, гусята; утка, селезень, утята; индюк, индюшка, индюшонок; петух, курица, цыплята); предметные картинки с изображением головы курицы, пера гуся, хвоста петуха, следа утки; резиновый мяч,; разрезные картинки с изображением домашних птиц

Лексика:

Существительные: гусь, гуси, гусик, гусыня, гусыни, гусенок, гусята, утка, утки, уточка, селезень, селезни, утенок, утята, петух, петухи, петушок, курица, курицы, курочка, куры, хохлатка, цыпленок, цыплята, цыпленочек, индюк, индюки, индюшка, индюшки, индюшечка, индюшонок, индюшата, индюшоночек, курятник, насест, гнездо, гребешок, шпоры, яйцо, птенец, птенчик, поилка, кормушка, корм, пшено, зерно, хлебные крошки, червяки, мошки, жучки, гусеницы, птичий двор, голосище, лапищи, шеища, крылище, глазищи, клювище, перище;

Глаголы: кукарекает, кудахчет, квохчет, крякает, шипит, болбочет, кормит, закроет, откроет, откладывает, высиживает, выводит, выкармливает;

Прилагательные: длинношеий, красноклювая, краснобородый, маленький, беспомощный, желтый, крикливый, недовольный, шустрый, куриный, сизый, утиный, голубиный, индюшачья, петушиный, гусиный, цыплячий.

Предварительная работа: рассматривание домашних птиц на предметных картинках, беседа о них, расширение словаря по данной теме.

План:

  1. Организационный момент (отгадывание загадок, введение в тему)
  2. Беседа по вопросам на изученную тему.
  3. Д/игра «Кто как разговаривает?»
  4. Д/игра «У кого кто в семье?»
  5. Пальчиковая гимнастика «Утята»
  6. Д/игра «Чья, чей, чье?»
  7. Д/игра «Один-много» (игра с мячом)
  8. Д/игра «Хвастуны»
  9. Д/игра «Кого не стало?»
  10. Д/игра «Назови ласково»
  11. Д/игра «Собери пазлы»*
  12. Подведение итогов занятия (оценка детей, анализ их работы)

Ход занятия:

  1. (приветствие детей, отгадывание загадок, введение в тему, объявление темы занятия). – Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! . Сейчас мы с вами отправимся на экскурсию. А куда ? Сейчас узнаем я вам буду загадывать загадки, а вы должны будете, сказать о ком я говорю. Отвечайте полным предложением и следите за правильным звукопроизношением.

Съем червя, попью водицы.

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко –

Ребятишек покормлю … (Курица)

Звонко время отмечает.

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

Спать пора!» – поет . (Петух)

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки.

Дарит мягкие перинки … (Гусь)

Ходит вразвалочку-спотыкалочку (Утка)

Тело перьями покрыто.

Борода висит сердито.

Хвост почти как у павлина,

Когти остры, ноги длинны.

– Разгоню я всех вокруг.

А зовут меня … (Индюк)

– Правильно, ребята! Вы все верно отгадали! А как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить? (Мы будем говорить о домашних птицах). Верно! Тема нашего занятия сегодня – домашние птицы.

  1. А сейчас давайте вместе с вами отправимся на птичий двор. Скажите еще раз, кто здесь живет? Отвечайте полным предложением и четко проговаривайте все звуки. (На птичьем дворе живут домашние птицы).

– А как называется дом, где живут птицы? (Дом, где живут птицы – называется птичник). Правильно!

– А как вы думаете, почему этих птиц называют «домашними»? (Этих птиц называют домашними, потому что они живут рядом с человеком)

– Молодцы! А как человек ухаживает за домашними птицами? Что он для них делает? (Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище)

А чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, крошками хлеба, насекомыми, червяками)

– Хорошо! А кто мне из вас скажет, какую пользу приносят птицы человеку? Что они нам дают? (Домашние птицы дают нам яйца, мясо, пух, перья)

– Скажите, как выглядят птицы? Что у них есть? Чем покрыто их тело? (У домашних птиц есть, туловище, голова, лапы, крылья, хвост. Их тело покрыто перьями). Молодцы! Вы все верно ответили!

  1. – Ребята, а ведь птицы тоже умеют разговаривать друг с другом. Давайте скажем, кто как из них подает голос. Образец: петух – кукарекает.

гусь – шипит, гогочет

– Молодцы! Вы и с этим заданием справились очень хорошо!

  1. – А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы.

петух – курица – цыпленок.

гусь – гусыня – гусенок;

утка – селезень – утенок;

индюк – индюшка – индюшонок

  1. Пальчиковая гимнастика “Утята”. – А теперь давайте вместе с утятами отправимся на речку за водой. (дети выполняют пальчиковую гимнастику)

Первый, второй – шли утята. Третий, четвертый – за водой. А за ними плелся пятый, Позади бежал шестой, А седьмой от них отстал, А восьмой уже устал. А девятый всех догнал, А десятый испугался. Громко-громко запищал: – Пи-пи-пи! – Не пищи, поищи!

(Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов “пи-пи-пи” ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

  1. Дидактическая игра “Чья, чей, чье?”. – Ой, ребята, а чей это хвост у меня? Отвечайте полным предложением и следите за правильным произношением слов. – Это петушиный хвост.( показывает картинку)

Чье перо? – Это гусиное перо. Чей след? – Это утиный след

Чья голова? – Это куриная голова.

– Молодцы! Вы все правильно сказали.

  1. – А теперь давайте выйдем с вами на полянку и поиграем с мячиком. Я вам сейчас буду бросать мяч и называть одну домашнюю птицу, а вы поймаете его и назовет когда птиц много. Например, утка – утки ( дальше бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет разных птиц, ребенок возвращает мяч, отвечая)

курица – курицы, куры, петух – петухи, гусь – гуси,

индюк – индюки, гусенок – гусята, утенок – утята, индюшонок – индюшата,

– Молодцы! А теперь садитесь обратно на стульчики!

  1. Дидактическая игра “Хвастуны”. – Ребята, посмотрите, как заважничали домашние птицы. Они чем-то хвастаются. Давайте посмотрим? ( указкой на картинке или на игрушке показывает называемую им часть тела птицы)Образец: Петух говорит у меня не голос, а голосище,

Индюк – у меня не хвост, а хвостище, Утка – у меня не лапы, а лапищи, Гусь – у меня не шея, а шеища, Курица – у меня не крыло, а крылище, Селезень – у меня не клюв, а клювище,

Гусыня – у меня не перо, а перище.

  1. – А теперь домашние птицы будут играть с вами в прятки. Они сейчас будут прятаться от вас, а вы должны будете сказать, кого не стало. Отвечайте со слов «Не стало …» (не стало утки, не стало петуха, не стало курицы и т.д.)

10. Дидактическая игра с мячом “Назови ласково”. – Ребята, давайте покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково. Например, Как вы обратитесь к птенцу? Что вы ему скажете? – Вы скажете ему птенчик (далее задает про каждую домашнюю птицу отдельно)

петух – петушок, курица – курочка, гусь – гусик, утка – уточка, цыпленок – цыпленочек, индюшка – индюшечка, индюшонок – индюшоночек.

  1. – Ребята, посмотрите, кто-то порвал картинки их нужно собрать. Вы поможете мне? ( раздает разрезные картинки с изображением домашних птиц, дети собирают). Скажите, кого вы собрали? (дети по очереди отвечают «Я собрал ….»).
  2. Вот наша экскурсия подошла к концу. И нам надо расставаться с обитателями птичьего двора. Давайте попрощаемся с ними. Скажите, о ком мы сегодня с вами говорили? (Мы говорили о домашних птицах). А что вы о них узнали? Чему вы научились? (дети отвечают на вопросы ). Вы все очень хорошо отвечали на мои вопросы, внимательно меня слушали. Я очень рада, что вы многому научились.

Конспект НОД в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Тема: “Домашние птицы”

Цель: Уточнение и расширение словаря по теме: «домашние птицы», обучение детей составлению рассказа-описания по схемам-опорам.

Интеграция:

Задачи:

  • Систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека.
  • обучать детей составлять короткий рассказ о птицах по плану.

2. Коррекционно-развивающие задачи:

  • активизировать словарь по данной теме,
  • учить детей образовывать притяжательные прилагательные;
  • образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
  • развивать моторику рук, внимание, мышление детей.

3. Коррекционно-воспитательные: формировать положительную установку на участие в деятельности, самостоятельность.

Формы организации совместной деятельности: путешествие, игра, упражнения, упражнение на развитие моторики, физкультминутка, составление рассказа с опорой на схему-опору.

Форма организации детей: подгрупповая

Методы организации

Главные методы обучения

Практические:

  • упражнение

Наглядные:

  • наблюдение
  • демонстрация наглядных пособий

Словесные:

  • рассказ педагога
  • беседа
  • чтение художественной литературы

Игровые:

  • дидактическая игра
  • воображаемая ситуация в развёрнутом виде

Лексический материал: петух, курица, цыплята, гусь, гусыня, гусята, утка, утята, селезень индюк, индюшка, птенец, голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка, гогочет, кудахчет, крякает, кукарекает, кормиться, живет.

Оборудование: картинка с изображением птичьего двора, картинки с изображением домашних птиц, пера, маски по количеству детей, схемы– опоры для составления рассказа, раскраски с изображением домашних птиц.

Содержание работы

Действие учителя – дефектолога

Действие детей

Лексический материал

Задачи

Организационный момент

– Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор. Кто там живет?

– Какие это птицы? Почему мы говорим, что они – домашние?

– Каких же домашних птиц мы можем встретить?

– Почему мы говорим, что это птицы?

– А могут ли домашние птицы летать?

  • Там живут птицы
  • Домашние птицы
  • Дети называют
  • У них есть крылья и клюв
  • Нет

Домашние птицы, крылья, клюв

привлечение детей к диалогу

Упражнение «Расскажи стих руками «Мы — шоферы»

– Итак, оправляемся на птичий двор. Я предлагаю вам поехать на машине:

Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли.
Вправо, влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер.
Мы шоферы — хоть куда!

Закрепление ранее полученных результатов коррекционной работы

Дидактическая игра “У кого кто в семье?”.

– Ну, вот мы и на птичьем дворе.

– Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить, с кем встретимся?

–Давайте посмотрим и скажем, кто нас встречает, назовем членов семьи каждой домашней птицы.

– Где живут домашние птицы? А как мы можем назвать домик курицы и петуха?

– Что едят домашние птицы?

– Какую пользу приносят человеку?

  • Педагог показывает картинки, а дети называют
  • Дети отвечают
  • Домашние птицы
  • Петух – курица – цыпленок;
    гусь – гусыня – гусенок;
    утка – селезень – утенок;
    индюк – индюшка – индюшонок
  • Курятник
  • Специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяки, мошки, жучки, гусеницы
  • Перо, пух, мясо, яйца

Основная часть

Дидактическая игра “Посмотри и назови”.

– Мы с вами сказали, что только у птиц есть крылья и клюв. А теперь давайте вспомним, какие еще части тела есть у них.

– Давайте скажем, что есть у петуха.

Педагог показывает на картинке части тела петуха, а дети называют

Голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, крыло, глаза, гребешок, бородка

Игра “Кому это принадлежит?”

– Скажите, чем покрыто тело птиц?

– Правильно пером. (показывает картинку с изображением пера)

– Значит это перо чье?

– Чьё же оно? Если это перо потерял петух, то перо (чьё?)

– Если это перо потерял гусь, то перо (чьё?)

– Если перо потеряла утка, то перо (чьё?)

– Если это перо потеряла курица, то перо (чьё?)

– Если это перо потерял индюк, то перо (чьё?)

  • Птичье перо.
  • Петушиное.
  • Гусиное.
  • Утиное.
  • Куриное.
  • Индюшачье.

образование притяжательных прилагательных

Физминутка “Кто как разговаривает?”.

– А сейчас мы немножко поиграем, превратимся в домашних птиц.

– Я по кругу иду, птицу показать хочу.

Дети надевают маски домашних птиц

Тот ребенок, на кого указал педагог, говорит, как подает голос птица

  • утка крякает – кря-кря,
  • гусь гогочет – га-га-га,
  • индюк – болбочет,
  • курица – кудахчет, квохчет,
  • цыпленок – пищит,
  • петух – кукарекает

Пальчиковая гимнастика Цыпы (Н. Филоненко).

Цыпы по двору гуляли,
Цыпы крошки собирали:
«Клю-клю-клю-клю,
Клю-клю-клю-клю…»
За жуком бежали:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ,
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
В лужицу упали – шлеп!
Встали, отряхнулись,
К солнцу потянулись…
И пошли опять
По двору гулять!

удары кулачками
пальчиками о ладошку

тыльной стороной ладоней

руки подняли вверх

Дидактическая игра “Назови ласково”.

– Молодцы, а теперь, чтобы превратиться обратно в детей, вам надо назвать вашу птицу ласково.

ребенок, отдавая маску, называет домашнюю птицу ласково

петушок, курочка, уточка, цыпленочек.

образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Составление рассказов по схемам – опорам.

– Много мы сегодня вспомнили и рассказали о домашних птицах. А теперь я вам предлагаю составить рассказ.

Составление группового рассказа о петухе детьми по предложению по картинно-графическому плану. Индивидуальный рассказ 2-3 детей.

Петух – это домашняя птица. У петуха есть голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, крыло, глаза, гребешок, бородка. Он живет в курятнике. Петух живет с курицей и цыплятами. Питается петух специальным кормом, хлебными крошками, ищет червячков. Петух дает людям перо, мясо.

развитие связной речи

Итоговая часть

Упражнение «Расскажи стих руками «Мы — шоферы»

– Но вот и пришло время отправляться обратно в детский сад.

– Понравилось вам на птичьем дворе?

– Ребята, я хочу подарить вам раскраски с изображением домашних птиц, чтобы вы вспоминали о них и не забыли нашу поездку на птичий двор.

дети выполняют упражнение (см. выше)

берут раскраски, прощаются.

Варианты организации образовательной деятельности в режимные моменты:

Д/упражнения “Кому это принадлежит?” «Подбери слова»

Формы взаимодействия с родителями:

Тренировочные упражнения в логопедическом альбоме Н.Э.Теремковой по теме «Домашние птицы»

Читайте также:  Возможности использования техники теневого театра в развитии мелкой моторики руки детей с ЗПР
Ссылка на основную публикацию