Домашнее задание для родителей по формированию общих речевых навыков у детей 3-4 лет

Конспект родительского собрания по теме «Развитие речи детей 3–4 лет»

Кабанова Ольга
Конспект родительского собрания по теме «Развитие речи детей 3–4 лет»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ №2

Тема: «Развитие речи детей 3-4 лет»

Цель собрания:

– раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребенка.

-создать единое педагогическое пространство воспитателей, родителей и детей для сотрудничества, сотворчества и совместной деятельности по развитию речи детей четвертого года жизни.

-предложить родителям использовать дома,в повседневной жизни разнообразные игры по развитию речи детей.

1. Познакомить родителей с особенностями развития речи детей младшего дошкольного возраста и методами и приемами ее развития

2. Познакомить родителей с играми для развития речи,в которые полезно играть дома.

3. Познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой для детей

4. Продолжать вовлекать родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

1. Оформление стенда для родителей «Развитие речи детей 3-4 года жизни»

2. Изготовление папки «Артикуляционная гимнастика»

3. Изготовление игр для развития речи.

4. Изготовление папки для родителей «Речевые игры», «Как разучивать стихотворения с детьми»

1. Вступительная часть

С вступительным словом выступила воспитатель группы Кабанова О. В.

Добрый вечер, уважаемые родители! Рады приветствовать всех вас на нашем собрании. Собраниенацелено на актуальнейшую тему : «Развитие речи детей 3-4 лет»

Во время пребывания ребенка в детском саду,мы с вами составляем своеобразный треугольник :воспитатели- ребенок-родители. Задача ребенка- познавать что-то новое,открывать самого себя: что я могу, что я умею,на что я способен. Именно ребенок является вершиной нашего треугольника. А наша с вами задача, задача взрослых- помогать ребенку в этом нелегком деле.

Если не будет взаимодействия родители-воспитатели,то все наши усилия не найдут нужного отклика. А наша задача,чтобы ребенок всесторонне развивался. Только вместе мы сможем решить любые проблемы в воспитании и развитии детей.

Сегодня мы поговорит об одном из важнейших познавательных процессов человека – речи.

2. Выступление воспитателя Кисляковой А. В. по вопросу «Особенности развития речи ребенка младшего дошкольного возраста».

Речь –основная форма общения. В дошкольном возрасте она развиваетсяпо двум взаимосвязанным направлениям :

– речь развивается и совершенствуется в процессе общения со сверстниками

– речь становится орудием мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

1. Овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста

2. Развитие коммуникативных способностей,то есть способности общаться.

Основу речевого развития ребенок получает в семье,в самые первые годы своей жизни. Ребенок овладевает речью только лишь в процессе общения со взрослыми. Всем известны печальные примеры детей- Маугли,для которых отсутствие общения с людьми,отсутствие речи в их жизни,привело к тому, что эти дети не разговаривали. они могла только лишь издавать отдельные звуки. Это лишнее подтверждение важности для ребенка слышать речь,обучаться речи.

Хорошо развитая речь ребенка способствует его успешному обучению в школе. А нарушения речи отражается и на формировании характера ребенка, так же как не исправленный вовремя дефект речи делает ребенка замкнутым в себе, не уверенным,раздражительным.

Дети с самого раннего детства проявляют большой интерес к речи: они создают новые слова,могут даже сочинять стихи. Но это все возможно именно при целенаправленном обучении, чтобы создать у детей интерес к родному языку.

Развитие речи влияет на развитие мышления. Высказывание ребенка показывают нам его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития,а так же свидетельствует о овладении богатством родного языка,его грамматическим строем.

С помощью речи взрослые объясняют детям,как они должны себя вести. то есть устанавливают для детей нормы общественного поведения,что способствует нравственному воспитанию.

Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребенка.

• Ребенок правильно произносит отдельные звуки,умеет интонацией передать вопрос,просьбу,восклицание.

• Накапливает определенный запас слов (пассивная речь) ,который содержит все части речи. Активно начинают употреблять прилагательные и местоимения (я, она,он)

• Через слово начинают овладевать основными грамматическими формами речи :появляется множественное число,винительный и родительный падежи,уменьшительно –ласкательные суффиксы ек –ик)

• Выражает свои мысли простыми предложениями,может ответить на поставленный вопрос.

Но в речи детейданного возраста отмечаются некоторые особенности :

-дети не верно произносят или совсем не произносят шипящие : «ш», «ж», «ч», «щ», сонорные «р», «рь», «л», «ль», звуки,а некоторые из них пропускают.

-дети еще не способны выделить существенные признаки предметов,например, они затрудняются назвать части тела, части предмета

– еще не совершенна интонационная сторона речи.

– необходима работа над развитием артикуляционного аппарата,над дикцией,темпом,звуковой культурой речи.

-не всегда дети могут согласовывать слова в роде,числе и падеже : он пошла, она –взял

-при построении предложений пропускают отдельные члены предложений.

– дети часть отвлекаются от содержания вопроса.

Мы познакомились с требованиями к речи ребенка 4-летнего возраста. Вы все слышите речь своих детей,поэтому ясно и понятно,что проблемы в данном вопросе есть практически у всех воспитанников нашей группы.

3. Выступление воспитателя Кабановой О. В. по вопросу «Игры для речевого развития детей». «Артикуляционная гимнастика»

На каждом возрастном этапе есть свои задачи,свои методы обучения. Работа по развитию речив детском саду осуществляется при разных видах деятельности :на специальных занятиях по развитию речи,а также на всех других занятиях и вне занятий- в игровой форме, в процессе наблюдения за природой,в ходе общения с детьми.

Дети дошкольного возраста очень общительны. Они очень эмоциональны. Давайте вместе с вами будем больше общаться с нашими детьми,обогащая и развивая их речь во время этого общения.

Отправляясь на прогулку,мы можем :

1. поговорить о том. какая сегодня погода,какое небо. что есть на небе,есть ли ветер и в какую сторону он дует,теплый он или холодный, в какую одежду одеты люди. почему и с чем это связано.

2. подкормить птиц, побеседуя о их внешнем виде и повадках

3. посмотреть вокруг себя,обратить внимания на прекрасный растительный мир.

4. загадать загадку и найти отгадку

5. поискать приметы времени года

6. вспомнить стихотворение,песенку

7. поиграть «С какого дерева лист» «Раз,два,три,к дереву- беги!», «Когда это бывает»

Можно даже на примере одной прогулке заметить,сколько нового и полезного можно привнести в жизнь ребенка. Для этого необходимо просто видеть окружающий мир и научить своего ребенка замечать,наблюдать и восхищаться всем, что нас окружает, любить и беречь все живое.

При общении с ребенком,учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи,об отдыхе, о любимых друзьях. об интересных событиях в жизни ребенка.

Читайте детям книги,особенно сказки. Сказкой можно успокоить,поднять настроение,она близка и понятна ребенку в любом возрасте. После прочтения книг,задавайте детям вопросы,обсуждайте поступки героев,объясняйте значения слов.

Существует множество игр для речевого развития.

Хочу познакомить вас с некоторыми из них.

1.игры на активизацию словаря :

«Кто или что может это делать!». Взрослый называет действие,находит необходимые предметы.Например : загадываем слово идет.Ребенок говорит :девочка идет,снег идет,кошка идет…подберите слова к глаголам : ползет, летит,бежит, моет,спит и т. д.

2. «Отгадай, что это?»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам :

Растут на грядке в огороде,употребляются в пищу. (овощи)

Движется по дороге,по воде,по воздуху.

3. «Что для чего?»

Взрослый предлагает вспомнить,где хранятся называемые предметы :

-хлеб – в хлебнице,Сахар –в сахарнице,Конфеты – в конфетнице,Мыло –в мыльнице и так далее

Предложить вспомнить вкусные слова и угостить друг -друга. Можно поиграть в «Кислые», «Соленые «, «Горькие слова «.

5.«Ищем слова»

Предложить вынуть слова из борща,винегрета,кухонного шкафа и т. д

Игры на речевое обобщение

1. «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать лишнее слово

-среди имен существительных :ведерко,кукла,паровоз,автомобиль,стул,синий, зайчик, платье и т. д.

2. «Найди дерево»

Выделение признаков деревьев (общая форма,расположение ветвей, цвет и внешний вид коры)

Игры на развитиезвукового анализа и синтеза :

1. «Цепочка слов»

Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова

Например: кошка-автобус- стена –автомобиль

2. «Придумай слова»

Ребенок должен придумать слова на заданный звук. Например, на звук «ж»

Жук –жаба – джинсы и т. д

Игры на развитие грамматического строя речи.

1. «Подружи слова»

Листья падают – листопад, снег падает –снегопад,сам летает –самолет

2. «Все сделал (а)»

Предложить детям сказать о чем- либо,как будто это уже сделано : поливает –полил,надевает –надел, кушает –покушал, строит –построил и т. д.

3. «Один – много»

4. «Приготовим сок»

Из яблок сок какой?- яблочный, из груш –грушевый, апельсиновый сок из чего? Из апельсинов.

Игры на развитие связной речи

1. «Что на что похоже»

Подобрать похожие слова

-Белый снег похож на что?

-Синий лед похож на что?

-Частый дождь похож на что?

Это небольшой перечень игр для речевого развития ребенка. Для развития речи детей необходимо постоянно беседовать с ребенком,задавать вопросы и спрашивать ответы на них у ребенка.

Для того, чтобы научить ребенка правильной качественной речи, качественному произношению,родителям может помочь артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика –это комплекс упражнений для тренировки языка,губ,щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое правильное произношение звуков.

Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи. С помощью упражнений артикуляционной гимнастики у детей формируется правильное «автоматическое» произношение.

Кроме того,детям очень интересно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.

Каждый день в своей работе мы используем упражнения артикуляционной гимнастики.

Предлагаю Вам ознакомиться с правилами выполнения этих упражнений.

Комплекс артикуляционной гимнастики стоит выполнять :

– не чаще 2-3 раз в день

– длительность комплекса 10 -15 минут

-в одном занятии должно быть 3-4 знакомых упражнения и одно новое.

-для самых первых занятий нужно использовать 2-3 упражнения

-взрослому нужно находиться либо позади ребенка с зеркалом или находиться перед малышом

-упражнение сначала выполняет взрослый,потом ребенок

Можно ознакомиться с примерными комплексами упражнений,который находится в родительском уголке.

Как видите, для того, чтобы развивать речь детей,существует множество интересных занятий и игр. Главное –иметь желание и немного времени.

Благодарю всех за внимание. Если у кого -то возникли вопросы, пожалуйста, спрашивайте.

4. Слушали отчет родительского комитета о проделанной работе.

5. Отвечали на интересующие родителей вопросы.

1. Воспитателям совместно с родителями уделять должное внимание развитию речи ребенка. Больше общаться с детьми. читать сказки, стихи,потешки,загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятия ребенка лепкой, рисованием, конструированием, играми с мозаикой. Оснастить группу необходимым количеством карандашей, фломастеров,красок,разными видами конструктора.

3. Оказывать родителям всестороннюю помощь и консультации.

4. Посоветовать родителям посетить с ребенком зоопарк,театр,цирк,выставку.

5. Больше бывать на природе,знакомить детей с ее красотой и многообразием.

6. Обращать внимание на консультации и разработки,которые находятся в родительском уголке.

7. Предложить родителям участвовать в различных конкурсах и олимпиадах.

8. Принимать активное участие в жизни детского сада и группы.

Фотоотчет о проведении родительского собрания «Роль семьи в преодолении дефектов речи» Дорогие коллеги, хочу поделиться с Вами фотоотчетом с родительского собрания, которое было посвящено теме “Роль семьи в преодолении дефектов.

Конспект родительского собрания для средней группы «Развитие коммуникативных способностей или учим детей общению» Цели: —помочь родителям лучше понимать природу внутренних переживаний ребенка; —показать родителям роль полноценного общения детей в развитии.

Конспект родительского собрания «Как растить любознательных» Конспект родительского собрания “Как растить любознательных” Цель: ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности.

Конспект родительского собрания на тему «Экология и мы» Цель: Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;.

Конспект родительского собрания «Общаемся, играя» Конспект родительского собрания в группе раннего возраста Тема: «Общаемся играя». Подготовили и провели: Голубева Е. М., Галашева И. В., Билич.

Конспект родительского собрания по правовой защите детей «Любить и беречь» Цель. Правовое просвещение родителей. Задачи. 1. Познакомить родителей с нормативно-правовыми актами, призванными защищать права детей.

Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Родительское собрание во второй младшей группе №1 «Сказка» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Цель:.

Конспект родительского собрания «Учим детей любить и беречь свой город» Конспект родительского собранияТема: «Учим детей любить и беречь свой город»Цель: подвести родителей к пониманию того, что детей необходимо.

Протокол родительского собрания на тему «Развитие творческих способностей детей шестилетнего возраста в ОД с применением ИКТ» Дата проведения 31. 01. 2020 года Присутствовало: 31 Отсутствовало: 7 (по причине нахождения на рабочих местах) Тема: «Развитие творческих.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 3-4 лет»

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 51

Консультация для родителей «Развитие речи детей 3-4 лет»

Подготовила:

I квалификационной категории

Консультация для родителей «Развитие речи детей 3-4 лет»

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. (пример, Мауги) Чтобы у ребенка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

Для начала нам нужно разобраться, что же такое «Речь»

Речь – существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколениям.

В зависимости от формы общения речевая деятельность делится на:

Устную речь (говорение и слушание);

Письменную речь (письмо и чтение)

Наше консультация посвящено развитию устной речи детей.

Развитие устной речи, ее компонентов является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста.

1.Формирование словаря.

К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 – 2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка). Однако и теперь в самостоятельной речи ребенок еще не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, овощи, фрукты, мебель.

И поэтому нам предстоит непростая и кропотливая работа.

Расширять и активизировать словарь мы должны на основе обогащения представлений о ближайшем окружении. Название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; детали и части предметов – у платья – рукава, воротник, карманы, пуговицы; качества (цвет, форма, размер), особенности поверхности (пушистая, шероховатая).

Обогатить словарь названиями частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов.

Читайте также:  Конспект фронтального логопедического занятия: Зимние забавы и развлечения детей

Практическое задание

Цель: закреплять в словаре ребенка слова по теме: «Игрушки», «Фрукты», «Овощи» и т.д., учить различать предметы на ощупь, совершенствовать тактильное восприятие.

Оборудование: мешочек, предметы по теме.

Предложите ребенку достать из «чудесного мешочка» определенный предмет. Малыш должен найти его на ощупь, не заглядывая в мешочек. Усложнить задание можно, положив в мешочек предметы разного размера (большие, маленькие). В этом случае ребенку предлагается найти в мешочке указанный взрослым предмет.

Цель: закрепить словарь существительных по теме «Игрушки», учить устанавливать сходство предмета с его изображением на картинках, совершенствовать зрительное восприятие.

Оборудование: игрушки (мяч, кукла, мишка и т.д.), предметные картинки с изображением этих игрушек.

Рассмотрите вместе с ребенком игрушки и предметные картинки. Назовите каждую из них. Попросите ребенка взять в руки одну из картинок и найти игрушку, соответствующую ей.

2. Грамматический строй речи

Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка.

Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Научить употреблять существительные с предлогами.

Зайчик (под столом, над столом, на столе)

Ворона (над крышей, на крыши)

Мячик (под столом)

Поросенок (в коробке). (см. Плакат № 4)

Учим детей употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей

Утка- утенок- утята.

Кошка- котенок- котята

Собака-щенок- щенята и т.д.

В возрасте 3,5-4 лет ребенок все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные). В предложениях используются однородные члены («Тут сидят Таня и Света»), существительные и глаголы во множественном числе («Чашки стоят на столе»), В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия.

3. Связная речь

Развитие диалогической речи. Вовлечение детей в разговор во время рассматриваний предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой; после просмотра мультфильмов и спектаклей.

Развитие инициативной речи во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей.

Ситуация общения «Научи меня».

Персонаж (игрушка) беседует с ребенком, спрашивает, что интересного произошло сегодня, чему он научился. Взрослый с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка делиться своими впечатлениями, опытом.

Необходимо создавать ситуацию успеха. Похвалить ребенка за интересный рассказ или за то, чему он вас научил. У ребенка постепенно будет складываться понимание того, что делиться чем-то, рассказывать – это интересно и здорово!

Мнемотехника

Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Мнемотехника помогает развивать:

зрительную и слуховую память

зрительное и слуховое внимание

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, мы часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.

Мнемотаблицы особенно эффективны- при разучивании стихотворений, обучении рассказыванию и пересказу. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение, текст зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение, текст целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

4.Звуковая культура речи

У многих детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Необходимы специальные упражнения (артикуляционная гимнастика) для мышц речевого аппарата. По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.

Задачи для детей 3-4 лет:

Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки ( п-б-т-д-к-г-ф-в-т-с-з-ц)

Упражнения для губ и щек

Покусывание, похлопывание и растирание щек.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Иголочка (Стрелочка. Жало).

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Упражнения для губ

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

Упражнения для развития подвижности губ

Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
Пятачок.

Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

Помимо развития моторики речедвигательного аппарата, необходимо развивать слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

Учим ребенка отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Развитие интонационной выразительности:

Говорить голосом мышки, медведя, волка;

Рассказывать стихи с разной интонацией (как робот, принцесса и пр.)

Развитие слухового внимания:

Игры «Угадай, кто позвал?», «Угадай звук», «Послушаем тишину», «Чей голос?» (аудиозаписи голосов животных или голосовая импровизация)

Развитие речевого дыхания:

Игры: «Снежинка», «Прожорливые фрукты», «Бабочки» и пр.

Правильное произношение формируется в основном в дошкольном детстве. Недостатки произношения могут быть результатомнарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и пр. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает и сам произносить их. Однако даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому важно обращать внимание родителей на слух своего ребенка. Необходимо оберегать его от постоянных сильных звуковых воздействий (включенных на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха – на своевременное лечение.

Следуетберечь еще не окрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Не рекомендуется чрезмерное форсирование речевого развития малыша. Вредно нагружать ребенка сложным речевым материалом, заставляя повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в два года учить правильно произносить звук р), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ними не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Нечеткая, торопливая речь взрослого отрицательно скажется на речи ребенка. Ребенок может начать также торопливо и недостаточно четко произносить слова, в результате начать пропускать звуки, «проглатывать» окончания.

Важно чтобы в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте,речь взрослых не «подделывалась» под детскую речь. Не стоит произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика?», «Ляля хочет бай-бай»). Это только задерживает своевременное овладение словарем.

Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательным тоном. По возможности не надо повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения, попросить повторить, выделив правильный звук.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить слова, интересно рассказывать.

Овладение речью ребенком находиться в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители тем самым не только расширяют кругозор малыша, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью.

Семинар-практикум для родителей «Приёмы развития речи детей 3-4 лет»

Данный материал можно использовать при проведении родительского собрания во 2-й младшей группе. Т.к. форма проведения семинар-практикум, то родители оказываются непосредственными участниками мероприятия и имеют возможность на практике опробовать предложенный материал. В течение всего времени собрания практическая деятельность педагога и родителей сопровождается красочной презентацией, что делает это собрание ещё интереснее.

Цель:
• Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;
• Повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:
• Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей.
• Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

Форма проведения: семинар – практикум.

Участники: учитель-логопед,воспитатель, родители.

Оборудование для проведения мероприятия: платочки (по количеству участников); природный материал (жёлуди, шишки, каштаны); фасоль, боб, горох, счётные палочки; клубки ниток; массажеры; буклеты.

План проведения:
1. Вступительная часть.
2. Практикум «Приёмы формирования речи детей»
3. Заключительная часть.

Подготовительная работа:
• Изготовление приглашений на собрание для родителей (ответственные воспитатели группы).
• Разработка буклетов для родителей.

Ход мероприятия.

1. Вступительная часть.
Логопед: — Добрый вечер, уважаемые родители. Мы очень рады вас видеть на нашей встрече, посвящённой проблеме развития речи дошкольников. Речь – это могущественное орудие всестороннего развития ребёнка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.

Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребёнка – это цель, к которой мы должны стремиться. Достигнуть этой цели нелегко и нас беспокоит, что растёт число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.

Проблема развития речи детей стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Я хочу предложить вам несколько способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему. Сегодня вы узнаете для чего нужно проводить пальчиковую гимнастику, как делать самомассаж, в какие словесные игры можно поиграть.

2. Семинар – практикум.

Чтобы яснее понять, в каких направлениях нужно работать вспомним основные задачи речевого развития детей.
Слайд 2.
• Развитие у детей коммуникативных способностей.
• Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста.
Слайд 3.

Необходимо развивать и обогащать словарный запас. Когда мы говорим о словаре необходимо вспомнить, что словарный запас бывает активным и пассивным. К концу четвертого года жизни словарный запас ребёнка достигает 1500-2000 слов.

Слайд 4.
И одна из первых задач, стоящих перед нами, педагогами, и вами, родителями – формирование словаря.
Взрослые должны:
• расширять и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем мире;
• обогащать словарь названиями частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов.
• В речи уже должны присутствовать существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш), наречия (там, тут, здесь), числительные (один, два), притяжательные прилагательные (мамина, папина, Олина)

Слайд 5.
Следующая задача – формирование и развитие грамматического строя речи. И здесь я выделю несколько пунктов.
Задача 1: совершенствовать умение согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.
Слайд 6.
Задача 2: научить употреблять существительные с предлогами.
Слайд 7.
Задача 3: научить детей употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей.
Слайд 8.
Следующая важная задача – развитие связной речи.
• Развитие диалогической речи (вовлечение детей в разговор во время рассматривания предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой; после просмотра м/ф, спектаклей)
• Развитие инициативной речи во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.
Слайд 9.
Какие же приёмы помогут нам развивать связную речь?
Телефон
— разговоры по телефону (настоящему или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей;
Ситуация общения
-взрослый с помощью наводящих вопросов побуждает ребёнка делиться своими впечатлениями, опытом
— А ты меня научишь…?
— А как ты думаешь…?
— Необходимо создавать ситуацию успеха. Похвалить ребёнка за рассказ или за то, чему он вас научил. У ребёнка постепенно будет складываться понимание того, что делиться чем-то, рассказывать – это здорово.
Слайд 10.
Следующая задача – формирование звуковой культуры речи.

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, т.к. это наиболее заметный дефект. Не только окружающие, но и родители могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное звукопроизношение – как на ладошке.
Какие же приёмы можно использовать, чтобы помочь ребёнку говорить звуки чётко и правильно?
Слайд 11.
Чистоговорки.
В данном возрасте дети уже должны внятно и чётко произносить гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) и некоторые согласные (п, б, т, к, г, ф, в, т, д, с, з, ц, м,н,к).
Попробуйте сами сочинить несколько чистоговорок:
Та – та – та — …
Ку – ку – ку — ..
Бы – бы – бы — …
Речевые игры:
«Скажи наоборот»
«Назови одним словом»
«Подбери много слов»

Артикуляционная гимнастика способствует укреплению мышц речевого аппарата и повышает его пластичность и тонус.
Слайд 12
Пальчиковые игры:
«Две сороконожки»
«Проглот»

Уважаемые родители! Я думаю, что всем вам хорошо знакомо высказывание В.А. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Учёные пришли к выводу, что речевые и моторные центры к коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.
Я хочу познакомить вас с пальчиковой гимнастикой «Две сороконожки», которую вы можете проводить со своим ребёнком дома. А гимнастика представляет собой разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов. Я думаю, что вы с ходу сможете мне назвать самую известную игру («Сорока белобока»).

Давайте вместе потренируемся.
Две сороконожки бежали по дорожке.
Бежали, бежали, друг друга повстречали.
Друг друга повстречали, крепко обнимали,
Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.

Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией.
Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками. Игра называется «Проглот».
У меня живет проглот,
Всё подряд проглот жуёт.
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота.
Эту игру можно усложнять: выполнять движения не только правой или левой рукой поочерёдно, но и двумя руками одновременно.
В качестве предметов для пальчиковых игр можно использовать природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и т.п.), любые мелкие игрушки, мозайки, детали конструктора, палочки, спички без серы и многое другое. Но главное условие – это должна быть игра, только тогда ребёнку будет интересно.( Игра «Золушка», «Выложи дорожку»)
Слайд 13.
Развитию мелкой моторики способствует лепка, раскрашивание, вырезание из бумаги. Не бойтесь давать ребёнку ножницы. Единственное условие – такие занятия должны быть под обязательным присмотром взрослых.
Слайд 14.
В детских садах традиционно уделяется большое внимание играм – драматизациям. Эти игры способствуют не только развитию речи, но и гармонизации эмоционального состояния. Было бы просто замечательно, если и дома вы будете использовать элементы игр – драматизаций. Например разыграли знакомые сказки.
Логоритмика – игра, где движения сопровождаются произнесением определённого текста.
В качестве примера я вам покажу игру «Едем, едем…»

Читайте также:  Дифференциация звуков Б-Б', П-П' - конспект занятия

Едем, едем к бабе с дедом
На лошадке, в красной шапке
В дырявых лапоточках,
По рытвинам, по кочкам,
В ямку, в канавку бух!

Эти упражнения не только помогают совершенствовать речь, но и способствуют укреплению мышечного аппарата.
Слайд 15.
Игры на развитие речевого дыхания. Правильное дыхание очень во многом определяет, насколько внятной и чёткой будет речь вашего ребёнка. На выставке представлены игры, которые помогут развить правильное речевое дыхание.
Для развития речи ребенка полезно знать приёмы массажа и самомассажа. Он обычно включает поглаживания, постукивания кончиками пальцев, массирование определённых точек. Можно проводить массаж лица, ушей, пальцев рук, ладоней, стоп. Именно здесь находятся зоны и точки, связанные с работой мозга, речевых и двигательных центров.
3.Заключительная часть.
Логопед: — Особое внимание я хочу обратить на культуру родного языка, ведь речи следует учить, прежде всего, путём примера. Слышит ребёнок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие-нибудь неправильные, извращенные слова и так же незаметно это войдёт в его речь, а с недостатками речи бороться очень трудно.
Поэтому мой совет – разговаривайте с детьми и в присутствии детей красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию.
А теперь я с удовольствием отвечу на ваши вопросы.

  1. Скачать презентацию
  2. ПЛАН проведения конкурсов для педагогов на 2016 год
  3. План конкурсов для детей на 2016 год
  4. Как разместить статью на сайте и получить сертификат к аттестации?

Скачать презентацию

Автор: Хадарцева Ольга Александровна,
учитель-логопед,
МБДОУ Детский сад №4, г. Нелидово, Тверская обл., Россия

Статья размещена в авторской редакции

Персональный сайт учителя- логопеда, дефектолога МБОУ ООШ №34

Ссылки на сайты конкурсов,

с моим участием

Задания для детей от 3 до 4 лет

На данной страничке Вы можете узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 3 до 4 лет. Так же можете найти много интересных заданий и упражнений.

Элементарные математические представления:

1. Ребенок должен уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке.

2. Ребенок должен уметь владеть понятиями: один – много, большой – маленький, высокий – низкий и т. д.

3. Ребенок должен знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) .

4. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

5. Ребенок должен уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов.

6. Ребенок должен уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.

Ниже представлены задания и упражнения для развития элементарных математических представлений.

Задания на развитие элементарных математических предс  тавлений

Логическое мышление

Развитие Мышления, Памяти, Внимания.

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.

2. Ребенок должен уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках.

3. Ребенок должен уметь находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор.

4. Ребенок должен уметь находить сходства и различия между предметами.

5. Ребенок должен уметь запоминать 2-3 картинки.

6. Ребенок должен уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.

7. Ребенок должен уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза,

8. Ребенок должен уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета.

9. Ребенок должен уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.

10. Ребенок должен находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный.

11. Ребенок должен уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.

Ниже представлены задания ,упражнения и игры на развитие логического мышления.

Задания на развитие логического мышления

– памяти, внимания, мышления.

Примерные виды заданий и упражнений по развитию общих речевых навыков для детей 3-4 лет
учебно-методическое пособие (младшая группа) на тему

Цель данного пособия – помочь воспитателям в организации и проведении игр и игровых упражнений по развитию звуковой культуре речи с детьми младшего возраста, так как игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
primernye_vidy_zadaniy_i_uprazhneniy_._vtoraya_mladshaya_gruppa.doc232 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Улыбка»

« Примерные виды заданий и упражнений

по развитию общих речевых навыков»

(вторая младшая группа)

Молоканова Татьяна Николаевна

Бычкова Снежана Александровна

В нашей стране многие дети получают подготовку к школе в детских садах. Полноценная речь ребенка является непременным условием успешного обучения его в школе. Овладеть правильной речью и преодолеть имеющиеся недостатки лучше всего в дошкольном возрасте. Этому способствуют следующие особенности дошкольника:

– способность все превращать в игру, они охотно играют в разные игры с

применением речи и тем самым достигают более быстрых успехов;

-дети играют, механически многократно повторяют звуки, они рано

осознают фонетические нормы и стараются овладеть ими.

Итак, у детей трех – четырехлетнего возраста относительное развитие мозга в целом, слуха и речедвигательного аппарата, в частности, позволяют им овладеть правильным произношением. Гибкость же режима детского сада дает возможность уделять этому достаточно времени.

Работа над развитием речи включает следующие разделы:

  1. Пополнение словаря.
  2. Усвоение грамматического строя.
  3. Обучение рассказыванию.
  4. Выработка правильного произношения звуков.

Если с тремя первыми разделами воспитатели успешно справляются, то четвертый раздел, то есть выработка правильного произношения у детей, обычно представляет для них трудности. Часто развитие звуковой стороны речи происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей. Практика показывает, что даже сравнительно нестойкие недостатки более легких звуков без систематической работы над звукопроизношением не исчезают. Для осуществления этой задачи необходимо, чтобы воспитатели детских садов включились в речевую работу в борьбе за чистую, правильную речь детей.

Поэтому цель данного пособия – помочь воспитателям в организации и проведении игр и игровых упражнений по развитию звуковой культуре речи с детьми младшего и среднего возраста, так как игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игры используются воспитателями в любое время режимных моментов организованной и свободной деятельности.

Во второй младшей группе продолжается работа по различению и правильному произнесению звуков, отработке речевого дыхания, темпа речи, силы и высоты голоса. Важнейшим условием правильного произношения звука является подвижность органов артикуляционного аппарата, умения ребенка владеть им. Для этой цели предлагается «Примерные виды заданий и упражнений по развитию общих речевых навыков», где указывается, в какое время режимного момента можно их проводить.

артикуляционной гимнастики на учебный год во 2 младшей группе

Обследование речи детей, проведение занятий по ознакомлению детей с органами артикуляционного аппарата

Подготовка к новогоднему утреннику

Работа по звукопроизношению не проводится в связи с каникулами

по звуковой культуре речи и звукопроизношению

(вторая младшая группа)

Работа воспитателя по звукопроизношению включает в себя три больших раздела: 1. Развитие движений артикуляционного аппарата (ежедневная артикуляционная гимнастика) 2. Последовательная работа над гласными и согласными звуками (отработка звуков)

3.Развитие умений различать сходные по звучанию или артикуляции звуки (дифференциация звуков).

В соответствии с этим ставятся определенные задачи:

  1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка,
    тренируя его основные движения во время проведения артикуляционной гимнастики и при работе над простыми по произношению звуками: а,у,о,и,э,п,б,м,ф,в. .
  1. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.
  2. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Указания к проведению артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, не более 3-5 минут, перед завтраком! Проводить артикуляционную гимнастику надо сидя полукругом, так, чтобы все дети видели лицо воспитателя, чтобы детям хорошо были видны движения его артикуляционного аппарата.

Ежедневно выполняется 2-3 упражнения, причем новым может быть только одно, остальные, ранее выполнявшиеся, периодически повторяются и закрепляются. Идти от простых упражнений к более сложным.

Нельзя говорить ребенку, что он так выполняет упражнение, это может привести к отказу выполнять движение. Надо показать ребенку его достижения (“Видишь, Вова, язык уже научился быть широким”). А если не получается упражнение, надо подбодрить ребенка (“Ничего, наш язычок научится подниматься наверх”).

Для детей второй младшей группы упражнения проводятся в форме игры. Обьем требований по выполнению невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата.

1. Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как упражнение выполняет каждый ребенок. Для того, чтобы воспитатель мог увидеть качество выполняемых движений каждым ребенком, он проводит артикуляционную гимнастику следующим образом: а) рассказывает, используя игровые приемы, о предстоящих упражнениях; б) показывает выполнение этого упражнения; в) упражнение выполняют все дети; г) воспитатель проверяет выполнение упражнения по подгруппам ( поочередно не более 5 человек).

  1. Если дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для этого он придумывает новые игровые приемы для закрепления этого движения.
  2. Если воспитатель видит, что в основном группа справляется с выполнением упражнения и только некоторые дети выполняют его недостаточно хорошо, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу или дает задания родителям отработать эти движения дома, отводя на их выполнение 1-2 мин. утром и вечером.
  3. Надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично. Если у ребенка язык или губы уклоняются в сторону, то необходимо индивидуально, перед зеркалом отработать эти движения. Если они не будут получаться, направить ребенка к логопеду.

Примерные виды заданий и упражнений

по развитию общих речевых навыков

(вторая младшая группа)

1 Упражнение для общего расслабления:

Зашагали по полу

Тихо сели по местам

(включаем в артикуляционную гимнастику ежедневно)

а) поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам

б) поглаживание от средней линии подбородка к ушным раковинам

в) поглаживание крыльев носа (от середины к ушам)
г) поглаживание носа от кончика к переносице

д) поглаживание от средней линии губы к уху

е) “пальцевый душ” (постукивание двумя или четырмя пальцами) со словами:

Водичка-водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток и кусался зубок. (проводится перед занятием ежедневно)

Мы умеем улыбаться (улыбнулись),

Мы умеем удивляться (удивились),

Мы умеем сердиться (рассердились) и т.д.

(как часть артикуляционной гимнастики ежедневно)

4.Упражнения для активизации мышц задней стенки глотки и мягкого нёба.

Захотели спать – начали зевать (широко разевая рот). Легли спать – захрапели (хр, хр)

(перед занятием по развитию речи)

5.Упражнения для развития воздушной струи:

“Погрели ладошки” (открыть рот, сделать выдох на руки, артикуляция гласного звука “а”, воздух должен быть теплым, язык у нижних зубов.

( ежедневно в артикуляционную гимнастику)

6.Артикуляционная гимнастика: для губ

– растянуть губы в улыбку;

– широко открыть рот “ворота” и закрыть.

-положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;

1. Наша Аня мала.
Аня маму звала:
Маа-маа, маа-маа! (громко)
Мама дома была,

Маа-маа, маа-маа. (ТИХО) (включать в занятия по развитию речи)

2. Аист над землей летает,
Аист ветки собирает,
Аист собирает ветки,

Помогите ему, детки (Основная стойка. Руки вверх, через стороны вниз, поднимаясь на носочки)

Аист, аист белокрылый,

Ты белее белых лилий (Ноги на ширине плеч. Руки вверху, наклоны в стороны)

Аист вьёт гнездо на крыше.

Тише, тише, тише, тише, (основная стойка. Приседания, руки согнуты в локтях, ладошки вперёд, вниз)

8. Речевой материал

А-а-а – заплакала Аленка Скок – скок на лошадке

На! – сказала ей сестренка У меня звезда на шапке

Алый цветик сорвала За плечами автомат,

И Аленушке дала. Потому что я солдат.

К нам пришла собачка Умная, большая С детками играет. Как собачка лает? Аф,- аф,- аф!

9. Пальчиковая гимнастика “Шалун”

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила:

(Чертим пальцем круги по ладошке) Этому дала,

А этому не дала.

Свою тарелку разбил.

(Загибаем пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать).

Примерные виды заданий и упражнений

по развитию общих речевых навыков

(вторая младшая группа)

1.Упражнение для общего расслабления:

Гуси серые летели

На лужайке тихо сели Походили, поклевали,

Потом быстро убежали.

Рубим, рубим во весь дух.

(включаем в артикуляционную гимнастику ежедневно) 2.Массаж лица:

а) поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам

б) поглаживание от средней линии подбородка к ушным раковинам

в) поглаживание крыльев носа (от середины к ушам)
г) поглаживание носа от кончика к переносице

д) поглаживание от средней линии губы к уху

е) “пальцевый душ” (постукивание двумя или четырмя пальцами) со словами:

Водичка-водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток и кусался зубок.

(проводится перед занятием ежедневно)

Мы умеем улыбаться (улыбнулись),

Мы умеем удивляться (удивились),

Мы умеем сердиться (рассердились) и т.д.

(как часть артикуляционной гимнастики ежедневно)

4.Упражнения для активизации мышц задней стенки глотки и мягкого нёба.

Захотели спать – начали зевать (широко разевая рот). Накопить слюну, проглотить маленькими глоточками. (перед занятием по развитию речи)

5. Упражнения для развития воздушной струи:

“Подуть как ветерок” (сложить губы “трубочкой” и подуть на игрушки для поддувания) ( ежедневно в артикуляционную гимнастику) 6.Артикуляционная гимнастика:

– растянуть губы в улыбку;

– широко открыть рот “ворота” и закрыть.

-положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;

– «воздушный шар»- «шар лопается»

(ежедневно перед завтраком)

Работа над голосом: Вьюга воет “у-у-у” (громко), вьюга успокаивается “у-у-у” (тихо) ( в любом режимном моменте, где есть логическая связь)

Поезд гудит: у-у-у-у-у Корова мычит: му-у-у-у-у Кошка: Мяу-у-у

Филин: Фу-бу, фу-бу Поросенок: уф-уф

8. Речевой материал

Ай, ду-ду, ай,ду-ду Люли, Люли, люленьки

Я все стадо стерегу Прилетели гуленьки.

Ай, ду-ду, ай,ду-ду Стали гули хлопотать,

На зеленом на лугу. Стали гули ворковать.

Залетели в уголок,

Улитка просит уточку: Зажигали огонек,

-Закинь-ка в речку удочку. Чтобы кашу варить

Чтобы деток кормить.

Хороводная игра “Улиточка”: Улиточка- улиточка

Дам тебе я сахара,

9. Пальчиковая гимнастика “Улиточка”

У улитки-крошки Подрастают рожки. Научу ее ходить,

Если будут НОЖКИ. (Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, “улитка” шевелит “усиками”)

Уж ползет, уж ползет

По лесной тропинке.

Уж свою, уж свою Выгибает спинку (основная стойка. Ладони вместе, вперёд покачивание туловищем – имитация движения змеи)

На головке горят

Словно огонечки (Пальцы к плечам, круговые движения локтями 4 раза вперед, 4 раза назад и основная стойка.)

Примерные виды заданий и упражнений

по развитию общих речевых навыков

(вторая младшая группа)

1.Упражнение для общего расслабления:

Тик-так, тик-так Ходят часики вот так Шаг налево, шаг направо, Шаг вперед и шаг назад. (включаем в артикуляционную гимнастику ежедневно)

а) поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам

б) поглаживание от средней линии подбородка к ушным раковинам

в) поглаживание крыльев носа (от середины к ушам)
г) поглаживание носа от кончика к переносице

д) поглаживание от средней линии губы к уху

е) “пальцевый душ” (постукивание двумя или четырмя пальцами) со словами:

Водичка-водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток и кусался зубок.

(проводится перед занятием ежедневно)

Мы умеем улыбаться (улыбнулись),

Мы умеем удивляться (удивились),

Мы умеем сердиться (рассердились) и т.д.

(как часть артикуляционной гимнастики ежедневно)

4.Упражнения для активизации мышц задней стенки глотки и мягкого нёба.

Покашливание с вытянутым языком. Воркование с запрокинутой головой.

(перед занятием по развитию речи)

5.Упражнения для развития воздушной струи:

“Фокус” (широко улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, сдуть ватку с ладони) <ежедневно в артикуляционную гимнастику)

1. «воздушный шар»- «шар лопается»

2. Положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;

3. «заборчик»- «Трубочка»

4. «бублик» – «трубочка»

5. «иголочка»
(ежедневно перед завтраком, )

Работа над голосом: Мама- лошадь зовет жеребенка “и-и-и” (громко), Жеребенок откликается “и-и-и” (тихо) ( в любом режимном моменте, где есть логическая связь)

И-и-и – кричит жеребенок Пи-пи-пи – пищит цыпленок Иа-иа-иа – кричит ослик

Би-би-би – гудит машина

Чистоговорки: Ли-ли-ли – в группе не шали. Ди-ди-ди – хорошо сиди

Ми-ми-ми – руки подними

Си-си-си – куклу попроси.

Ни-ни-ни – снова все начни.

Киска, киска, киска брысь. На дорогу не садись. Наша девочка пойдет, Через киску упадет.

9. Пальчиковая гимнастика “Дождик”

Мочить! (Подушечки левой (правой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино)

Пальчиковая гимнастика «Индюк из города идет,

Игрушку новую везет

Игрушка не простая-

( пальчики обеих рук «идут» по столу).

10. Физминутка “Индюки”

Индюки ПО травке ХОДЯТ ( Ходьба на месте) Индюшат С собою ВОДЯТ (Ходьба в приседе) Громко индюки кричат –

В небе ястреб появился

Над землею закружился (Основная стойка. Руки на поясе, кружиться вокруг себя влево-вправо)

Индюшат схватить готов

Да боится ИНДЮКОВ (Основная стойка. Руки вдоль тела, наклоны в стороны, вперед)

Примерные виды заданий и упражнений

по развитию общих речевых навыков

(вторая младшая группа)

1.Упражнение для общего расслабления:

Мы хлопаем руками: Хлоп-хлоп-хлоп

Мы топаем ногами: топ-топ-топ

Машем мы руками, киваем головой (включаем в артикуляционную гимнастику или

в занятие как физкультминутку)

а) поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам

б) поглаживание от средней линии подбородка к ушным раковинам

в) поглаживание крыльев носа (от середины к ушам)
г) поглаживание носа от кончика к переносице

д) поглаживание от средней линии губы к уху

е) “пальцевый душ” (постукивание двумя или четырмя пальцами) со словами:

Водичка-водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток и кусался зубок.

(проводится перед занятием ежедневно)

Мы умеем улыбаться (улыбнулись),

Мы умеем удивляться (удивились),

Мы умеем сердиться (рассердились) и т.д. (как часть артикуляционной гимнастики ежедневно)

4.Упражнения для развития воздушной струи:

1. Широко открыть рот “ворота” и закрыть.

2. Положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;

3. «заборчик»- «Трубочка»

4. «воздушный шар»- «шар лопается»

5. «бублик» – «трубочка»
(ежедневно перед завтраком)

Примерные виды заданий и упражнений

по развитию общих речевых навыков

(2 младшая группа)

1. Упражнение для общего расслабления:

Раз, два- выше голова (маршировать), Три, четыре – руки шире (руки в стороны) Пять, шесть – тихо сесть.

2.Массаж лица: тот же

(проводится перед занятием ежедневно)

Мы умеем улыбаться (улыбнулись),

Мы умеем удивляться (удивились),

Мы умеем сердиться (рассердились) и т.д.

(как часть артикуляционной гимнастики ежедневно)

4. Упражнения для развития воздушной струи:

«ныряльщики» – глубоко вдохнуть, задержать вдох, «нырнуть в воду» -присесть. Встать – выдох.

5. Артикуляционная гимнастика:

1. «воздушный шар»- «шар лопается»

2. Положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;

3. «заборчик»- «Трубочка»

4. «бублик» – «трубочка»

6. «часики»
(ежедневно перед завтраком)

Волк воет: «Ы_-Ы-Ы-Ы» Пароход гудит: «Ы-Ы-Ы», Пароход пыхтит «Пых – пых»

6.Упражнения для активизации мышц задней стенки глотки и мягкого неба

Подача звука «А» – с напряжением воспроизводится артикуляция, шепотная фонация, громкая фонация, статическая подача звука (руками, держа нижнюю челюсть, мешаем открыть рот, но пытаемся произнести звук «а»).

7. Речевой материал

В доме ежик жил? Жил.

Малым ростом был? Был. В доме пол он мыл? Мыл. Палец ежик занозил. Его палец ныл? Ныл. Ежик йод открыл? Открыл. И палец помыл? Помыл.

9. Пальчиковая гимнастика

Пароход плывет по речке, Ладошки поставлены на ребро, соединены в виде

И пыхтит он словно печка. ковшика. Большие пальцы подняты вверх.

Плывет, плывет кораблик, Кораблик золотой. Везет, везет подарки,

Дети встают парами, берутся за руки, переступают с одной ноги на другую

Подарки нам с тобой. Везет кораблик утка, Испытанный моряк. «Земля!» – сказала утка, Причаливайте, кряк!

Четкая остановка движения.

(Английская народная песенка в переводе С.Маршака)

Конспект речные рыбы

Конспект фронтального логопедического занятия
Тема: «Речные рыбы»
Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).
2. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.
3. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану.
Развивающие:
1. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.
2. Развивать эмоциональную сферу детей
Воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.
Материалы и оборудование: картинки с изображение речных,морских,аввариумных рыб; карточки с речными рыбами.
Ход занятия:
Внести крупный атлас мира, обратить внимание на то, что на карте много голубого цвета.
Логопед: Ребята, что на атласе обозначает голубой и синий цвета?
Дети: Это вода: океаны, реки, озёра.
Логопед: А, вы знаете, кто заселяет эти водные просторы? (Высказывания детей.)
Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские), в реке. в аквариуме.
Затем дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыба.
Логопед: Давайте посмотрим картинки и определим, что это за рыба.
Сом – крупнейший хищник наших водоемов. У него удлиненное тело, покрытое мелкой плотно сидящей чешуей, огромная голова. пасть оснащена щетками мелких, но острых зубов, пара длинных усов на верхней челюсти и четыре покороче — на нижней. Сом способен заглотнуть добычу, иногда мало уступающую ему по объему и весу (однако это ему удается крайне редко, чаще всего пищей служат мелкая придонная рыбешка, моллюски и раки).

Камбала — морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала мо¬жет менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя его плавниками.

Щука — одна из крупных речных рыб. Хорошо замаскирован¬ная, благодаря полоскам и пятнам на спине и боках, она не¬подвижно ждет в засаде, пока поблизости не появится добыча. Тогда щука внезапно бросается вперед и хватает ее своими ос¬трыми зубами.

Логопед: А теперь, я загадаю вам загадки и проверю как вы запомнили.
На дне один
Лежит плоский блин. (Камбала.)
Хвостом виляет,
Зубастая, а не лает. (Щука.)
Живу глубоко,
Плыву легко.
Зубастая, большая,
Я рыба морская. (Акула.)
Логопед: Ребята, а каких вы еще знаете рыб, обитающих в речке? (карп,сазан,язь,лещ,плотва и.тд)
Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь? (скользкая)
Физминутка:
Рыбки плавали, плескались (движения руками)
В прохладной морской воде.
То погружаются, то сплывают, (приседания)
То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)
Как в аквариуме нашем
Рыбки золотые пляшут.
Они весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке,
То помашут плавниками,
То закружатся кругами (движения по тексту).
Логопед: Я сейчас вам буду называть рыбок, а вы скажите какая из них лишняя и почему
Плотва, окунь, лещ, кит
Акула, медуза, дельфин, сом
Игра «На дне». Координация речи с движением, развитие общей моторики. Логопед. Вставайте в круг. Вспомним игру «На дне».
Улитки ползут, (Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спину.)
Свои домики везут. Рогами шевелят, (Делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево-вправо.)
На рыбок глядят. Рыбки плывут, (Передвигаются мелкими шажками, опустив руки, двигая только ладонями.)
Плавничками гребут. Влево, вправо поворот, (Плавные повороты туловища влево, вправо и на оборот.)
А теперь наоборот.
Рисуем рыбку

Итог: Что нового узнали? О чём говорили?

  • konspekt_rechnye_ryby
    Размер файла: 249 kB Загрузок: 0

Конспект ООД для детей старшей группы на тему «Пресноводные и аквариумные рыбы»

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Дата публикации: 16.05.2020

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Коновалова, Е. Г. Конспект ООД для детей старшей группы на тему «Пресноводные и аквариумные рыбы» / Е. Г. Коновалова, Н. И. Сапрыкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 96-97. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5259/ (дата обращения: 07.01.2021).

Цель активизировать словарь детей по теме «Пресноводные и аквариумные рыбы»

Задачи:

Коррекционно-образовательные: совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже);

Коррекционно-развивающие: Развивать у детей фонематический слух и восприятие.

Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, пространственную ориентировку.

Воспитательные: Воспитывать у детей умения выслушивать до конца ответы товарища.

Оборудование: «аквариумы», фигурки рыб, схемы-картинки, п/картинки разновидностей рыб, мяч, счетные палочки.

Ход занятия

Организационный момент

Здравствуйте ребята! Сегодня нас ждут интересные задания и игры, поэтому надо быть предельно внимательными и слушать.

Учитель логопед:

Нужно отгадать загадку и сказать о ком она.

Плавает в воде, любит червячков и может попасться рыбаку на крючок?

Учитель логопед: Правильно, это рыба.

Учитель логопед: Каких рыб вы знаете?

Дети называют логопед выставляет на доске п/к рыб (сом, щука, карась, окунь и др.)

Учитель логопед: Ребята, рыбы которые живут в аквариуме, называются…

Учитель логопед: В реке живут…

Дети: Речные рыбы.

Учитель логопед: Работа над называнием частей тела рыб.

Учитель логопед: Все рыбы разные, но у всех есть одинаковые части тела. Давайте внимательно посмотрим и назовем их.

Дети: Голова, туловище, хвост, плавники, рот, глаза.

Динамическая пауза пальчиковая разминка

Логопед: Давайте представим, что мы рыбки и поиграем:

Рыбки плавают, резвятся

В чистой, тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке

Дети выполняют соответствующие движения.

Учитель логопед: Игра с мячом — «Один-много»

Учитель логопед: Игра «Назови ласково»

Физкультминутка

Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)

Два — нагнулся, (наклоны корпуса вперед)

Руки в сторону развел, (руки развести в стороны)

Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево)

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки)

Учитель логопед: Игра «Закончи предложение»

Помогите мне закончить предложения, используя слово «рыба». Я начну, а вы продолжайте:

В море плавает много (рыб).

В аквариуме живут разные (рыбки).

Мама сварила уху из (рыбы).

Рыболов поймал на крючок (рыбу).

Маленькую рыбу мы назовем (рыбешкой).

Учитель логопед: «Посчитай от 1–5»

Карп, карась, сом, телескоп, гуппи, окунь и. т. д.

Учитель логопед: Составить из счетных палочек фигурку рыбки

Итог занятия

Этап проведения итогов ианализа деятельности:

Фиксацию движения по содержанию («Что мы сделали? Как мы сделали это? Зачем»);

Выяснение практического применения нового содержательного шага («Для чего пригодится это вам в жизни?»);

Рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось сделать вместе, в команде? У вас все получилось?»);

Рефлексия собственной деятельности ребенка («А у кого что-то не получилось? Что именно? Как вы думаете, почему?»).

Похожие статьи

Логопед: Дети, посмотрите на рыбу, что необычного вы заметили?

Дети: Может она голодная? Логопед: Давайте покормим рыбу (кормят, наблюдают).

Логопед: Рыбе, как и нам для жизни необходимо дышать. Она так дышит. А чем и как дышит рыба, как

После экскурсии на озеро учительлогопед организовала с детьми в подвижную игру «Цапля.

Решение образовательных задач через интегрированные занятия.

Участники образовательной деятельности: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, учительлогопед, музыкальный руководитель.

Рыба-клоун обычно живет среди ядовитых щупальцев морских актиний. Такое соседство полезно для обоих.

Использование авторских стихотворений в работе.

Использование авторских стихотворений в работе учителялогопеда на этапе автоматизации звуков у детей с речевым недоразвитием.

Рыбы съели полбатона, Славный завтрак от Платона!

. игр и дыхательных упражнений в системе работы «учительлогопедребенок.

Творческий путь учителялогопеда | Статья в журнале.

В статье рассмотрена значимость профессии логопеда в современных условиях, владеющего профессиональными методами логопедического воздействия при различных речевых нарушениях у детей дошкольного и школьного возраста.

Учительлогопед — особая профессия (обращение к коллегам. )

Вам дети дарили рисунки свои? Не с умыслом, а просто так, от души? Наивность святая присутствует в них, Открытость до самых глубин ворошит. У юного сердца нет навыка лгать, До них не дошло ещё, что, может быть, Коль если подарок тот смогут принять.

Взаимодействие учителялогопеда и родителей на начальном.

Учительлогопед информирует родителей о возможности участия детей в логопедических, познавательных олимпиадах, олимпиадах по русскому языку и чтению. В школе на информационных стендах размещена информация: «Уголок логопеда и психолога», «В.

Участники мастер-класса — учителялогопеды, воспитатели.

Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе учителялогопеда с детьми с ОВЗ».

Особенностью логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является максимальное включение всех анализаторов человеческого организма.

учительлогопед обследует речевое развитие ребёнка.

Рекомендации учителялогопеда воспитателям ГПД позволяют обеспечивать детям с речевыми нарушениями индивидуальный подход

Взаимосвязь в работе учителялогопеда и педагогов ДОУ при. – учительлогопед обследует речевое развитие ребёнка.

Конспект итогового занятия по развитию речи «В поисках клада».

Педагог бросает ребенку мяч и называет взрослого животного, ребенок ловит мяч, называет детёныша и возвращает мяч.

Учительлогопед: Молодцы. Давайте посмотрим на наш с вами план. Все ли выполнили, что запланировали сегодня?

Ссылка на основную публикацию