Дистанционное консультирование и обучение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Дистанционное консультирование и обучение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Содействие становлению профессиональных, специальных компетенций педагогических работников.

Категория обучающихся

Педагогические работники и иные специалисты образовательных организаций, работающие с детьми с ОВЗ.

Результаты обучения

Направлены на совершенствование и актуализацию необходимых в деятельности педагогических работников следующих компетенций.

современные теории и методы консультирования;

основные подходы к определению специальных образовательных потребностей детей с ОВЗ;

модели и технологии комплексного сопровождения субъектов инклюзивного образовательного процесса;

основные тенденции развития современного образования и правовые основы российского образования лиц с ОВЗ и РАС;

определить методы и приемы обучения различных категорий обучающихся;

ставить реальные цели и составлять индивидуальный маршрут работы с детьми с РАС;

приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных взаимодействий, обучающихся и их общения в образовательных организациях и в семье;

традиционными и инновационными технологиями обучения и воспитания детей с нарушениями развития;

навыками подбора и применения средств, применяемых в обучении детей с нарушениями развития;

базовыми методами и приемами психолого-педагогической работы детей с РАС.

Что входит в курс?

Программа курса

Программа курса72 часа
Модуль 1. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ16
Модуль 2. Консультирование родителей, имеющих детей с особыми образовательными возможностями30
Модуль 3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями, в которых есть дети с РАС24
Итоговая аттестация2
4 500 руб.
<
Программа курса72 часа
Модуль 1. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ16
Модуль 2. Консультирование родителей, имеющих детей с особыми образовательными возможностями30
Модуль 3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями, в которых есть дети с РАС24
Итоговая аттестация2
4 500 руб.
<

Отправить заявку на курс

После обработки заявки наши менеджеры свяжутся с вами для обсуждения деталей и предоставят полную информацию по обучению.

Вы можете оплатить прямо с сайта с помощью платёжных систем.

Отзывы

Я искала курсы фундаментальные для своих педработников в своём регионе в городе Якутске, но, к сожалению, имеющийся Институт повышения квалификации набор производит только один раз в год и подстраиваться под существующий график не очень удобно.

Я считаю, что институты и учебные центры должны идти в ногу со временем и отвечать требованиям на сегодняшний день.

Поэтому хотелось бы выразить благодарность учебному центру Каменный Город за эффективную, качественную и своевременную услугу по повышению качества образования по России в целом. И для таких отдаленных регионов, как Якутия, формат дистанционного обучения является оптимальным решением. Если рассматривать ценовой порядок, нас устроили цены с учетом корпоративной скидки.

И хотелось бы выразить большую благодарность менеджеру нашему, куратору, которая уже почти год работает с нами – Эвелине.
Спасибо большое ей за оперативную эффективную работу и доброжелательность.

Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов как важнейшая составляющая дистанционного образования

Если каждый из нас сумеет сделать
счастливым другого человека – хотя бы одного,
на Земле все будут счастливы.
Ю.Никулин

Одним из важных аспектов при осуществлении работы с детьми-инвалидами является обеспечение психологического сопровождения. Следует отметить, что при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром нарушений. Дети аномального развития более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с частым и длительным пребыванием в больнице, обуславливают негативное отношение к окружающему миру. “Особым” воспитанникам, независимо от вида и сложности дефекта, часто свойственны трудности мотивационной и эмоционально-волевой сфер.

Таким образом, психологическая помощь для таких адресатов носит характер реабилитационной, основанной на принципах системного и личностно-ориентированного подходов.

Поэтому для меня как для педагога-психолога определяющим фактором в работе с такими детьми стало восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений. Ребенок, по моему мнению, должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий.

Хочу немного остановиться на проблеме наличия психологических трудностей у детей-инвалидов, обучающихся при помощи дистанционных технологий. Речь идет не только о том, что данная группа детей требует к себе особого внимания и общения, но и о работоспособности самих обучаемых, которым необходимо адаптироваться к образовательным нагрузкам. У большинства детей работоспособность снижена из-за долгого пребывания за компьютером, из-за повышенной отвлекаемости при обучении в домашних условиях на внешние раздражители (например, отвлекаемость на посторонние разговоры, телевизор и т.п.), из-за неспособности сосредоточить внимание на упражнении, выполнении какого-либо задания, что в свою очередь влияет на результат обучения. Отмечается повышенная утомляемость, нарушение сна, острые психозы, дети подвержены стрессам.

В условиях обучения с помощью дистанционных технологий невозможным является отслеживание эмоционально-волевой сферы ребенка, как ребенок реагирует на те или иные задания, выполняет ли он их легко или с большим трудом. Важным моментом является реакция ребенка на успех-неуспех в выполнении задания, критичен ли он к результатам своей деятельности – что с использованием дистанционных технологий не отследить. Дети, которые большую часть своего времени проводят за компьютером, подвержены стрессам, различным заболеваниям, психосоматическим расстройствам. Для каждого ребенка создана информационно – образовательная среда, но дети лишены самого главного – человеческого общения. Большая роль отводится самостоятельности детей, но детям с ОВЗ постоянно требуется помощь, однако данная форма обучения направлена на обособленность (удаленность) ребенка от преподавателя. Учащийся часто чувствует себя неуверенно из-за отсутствия рядом педагога и внятной оценки своих успехов или неудач в обучении из-за недостаточной обратной связи с учителем и, чаще всего, с другими учащимися. Таким детям живой посредник нужен не меньше, а больше, чем здоровым детям. Ведь социализация у них затруднена.

Кроме отрицательных моментов дистанционного обучения есть и положительные. По уровню своего интеллектуального развития, в том числе и по способности к освоению компьютерных технологий, дети с ОВЗ успешно усваивают знания, а иногда не только не уступают, но и даже превосходят своих сверстников. Как показывает практика, дистанционное обучение стимулирует интеллектуальную деятельность детей с ОВЗ, развивает пространственное мышление, память логику, внимание. Важно отметить, что дистанционное обучение, основанное на получении “знаний-умений-навыков” превратится в период обучения из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся. В этих условиях важным является то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья находил оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Использование работы за компьютером не позволит ребенку с ОВЗ пойти привычным, для этой группы детей способом – списать у соседа, теперь ребенку необходимо работать самому, принимать решения самому и самому справляться с поставленными задачами. Это в свою очередь положительно влияет на мыслительные операции ребенка, он сам анализирует задания, свои подходы в решении задач, свои результаты, сравнивает их с правильными результатами.

Яркие, красочные презентации позволяют привлечь внимание детей. Также наглядное предъявление материала особенно важно для детей с ОВЗ, т.к. у данной категории детей зрительная память преобладает над слуховой. Работая с компьютером, дети могут сами моделировать изучаемые объекты при помощи компьютерных программ, теперь они осознают свою значимость, необходимость и они из пассивных переходят в разряд активных участников образовательного процесса.

Работа за персональным компьютером положительно сказывается на развитии у данной категории детей пространственной ориентации: работу с курсором, управление мышкой. Однако недостатки развития пространственной ориентации отрицательно сказываются на становлении навыков письма.

Поскольку обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует не только медицинского патронажа, но и психолого-педагогического сопровождения, в нашей школе создана необходимая служба для обеспечения развивающей и коррекционной работы, оказания помощи не только детям, но также родителям и педагогам. Кроме того, педагог-психолог, а также и социальный педагог школы налаживают тесное взаимодействие с обучающимися, их родителями, обеспечивают им морально-психологическую поддержку. Специалисты – выезжают в семьи детей, также осуществляются очные контакты с детьми и родителями, и тесное взаимодействие с учителями предметниками.

Целью психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, обучающихся дистанционно в нашей школе, является обеспечение условий для оптимального развития и успешной интеграции его в социуме.

Педагогом-психологом разработан план сопровождения детей-инвалидов на каждый учебный год. В соответствии с ним будут проведены методические совещания и семинары по учебно-методическому и психолого-педагогическому сопровождению дистанционного образования. Кроме того, предусмотрена разработка методических рекомендаций для учителей-предметников, осуществляющих обучение детей-инвалидов, и для специалистов психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, в том числе обучающихся дистанционно.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает:

1. Создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения.

2. Конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку.

3. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.

4. Аналитическая работа.

5. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса (проведение психолого-социально-педагогических консилиумов, семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

6. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.

7. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

8. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).

Отдельным направлением психологического сопровождения учебного процесса является работа с учителями. Основная работа педагогического коллектива заключается в том, чтобы оказывать качественные образовательные услуги. Специфика заключается в том, что эти услуги оказываются детям со специальными образовательными нуждами в разных видах учебного взаимодействия (очном и дистанционном). Учителя находят и накапливают свой профессиональный опыт в такой работе, постоянно находясь в творческой позиции. Этот персональный опыт требует обсуждения и верификации в профессиональном коллективе, поскольку индивидуальная работа в диаде “ученик – учитель”, тем более с детьми с ограниченными возможностями здоровья, не может быть проверен только в категориях формальной академической успешности, но включает в себя категорию качества жизни, развития творческого и технологического потенциала, психотерапевтический характер образования. Кроме того, сама форма обучения хоть и дистантна, но гораздо более диалогична (или несет в себе большой потенциал диалогичности), нежели в обычной школе. Следовательно, психолог должен постоянно обсуждать принципиальные проблемы, с которыми сталкивается учитель в таком необычном диалоге с учеником, искать эффективные стилевые характеристики учебного взаимодействия с детьми с разными типами нарушений в развитии, индивидуальные особенности и успехи каждого учителя. Характер такого само- и взаимообучения, очевидно, должен быть достаточно неформальным, чтобы своим опытом мог поделиться не только авторитетный педагог с большим стажем, но и молодой специалист, первичность ощущений которого иногда представляет большой практический интерес. Помимо этого, необходима постоянная методическая работа по специальной психологии и коррекционной педагогике, организация профессионального диалога между специалистами, владеющими специальными знаниями и педагогами, работающими с детьми с “особыми” потребностями. Индивидуальное консультирование по обсуждению сложных случаев профессиональной практики, микроконсилиумы по отдельному ребенку – всё это является опытной площадкой для понимания междисциплинарного диалога педагога и психолога.

На всех этапах дистанционного образования психологическое сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие учащихся, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения.

Вот некоторые рекомендации, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребёнком:

– создавать атмосферу доверительного общения для того, чтобы ребёнок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям;

– уметь внимательно слушать и анализировать рассказ ребёнка о событиях своей жизни;

– чутко реагировать на малейшие изменения в поведении, не преуменьшать и не преувеличивать опасности, связанной с возникающими изменениями;

– владеть различными технологиями реабилитации;

– формировать социально-психологическую среду с наименьшими ограничениями, используя весь комплекс компенсирующих условий.

Психологическое сопровождение родителей и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это особенная проблема, требующая разработки специальных программ. Семейное консультирование иногда становится единственным способом включения ребёнка в учебную деятельность, повышения его мотивации. Особенности работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья требует от психолога специальных знаний и профессиональных консультационных и терапевтических умений.

Цель психолого-педагогического сопровождения семьи – помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.

Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:

– психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельности их ребенка;

– консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности действий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у детей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации

В своей работе с родителями я использую анкету, направленную на совершенствование механизма реализации дистанционного образования, которая поможет в дальнейшем педагогам более полно узнать о семье ребенка-инвалида, о взаимоотношениях в семье, о социальном статусе родителей и много другой информации.

Также можно предложить использовать в работе так называемые тематические опросники и проективные рисунки. По результатам, которых педагог-психолог может выстраивать свою работу с родителями.

В нашей школе проводя мониторинг удовлетворённости обучением детей с ограниченными возможностями здоровья, мы отмечаем благодарность как со стороны детей так и их родителей всем преподавателям и администрации школы за правильный педагогический подход к детям.

Особенно важно отметить, что реализация предлагаемых рекомендаций, будет эффективна в том случае, если педагог – психолог будет строить свою работу во взаимосвязи с педагогами-предметниками, логопедом, дефектологом, медицинским работником и другими специалистами школы.

Итак, психолого-педагогическое сопровождение ребенка можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Организация дистанционной работы с родителями детей с ОВЗ

Ирина Сурова
Организация дистанционной работы с родителями детей с ОВЗ

Сегодня весь Мир, наша страна и все мы, оказались в нетипичной ситуации. И перед нами стоит задача: в новых условиях продолжить выполнять работу. Попробую изложить свой взгляд на то, как организовать дистанционную работу с родителями детей ОВЗ дошкольного возраста. Все мы знаем, дети ОВЗ нуждаются в систематической, непрерывной работе, только тогда количество и качество знаний будет увеличиваться.

Хочу подчеркнуть, это не методические рекомендации и не руководство к действию, это размышления педагога. Я совсем не претендую на полное принятие своих взглядов по данному направлению работы, пытаюсь обобщить свой опыт и продолжить качественно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса.

У каждого педагога и специалиста, даже если мы работаем по единым программам, есть свой почерк. Кто-то любит использовать больше наглядности, кто-то использует практико-ориентированные подходы в работе, т. е. креативный, творческий подход не запрещен. Думаю, что каждый из нас уже нашел для себя удобный способ организации дистанционной работы или находится в активном поиске. Это могут быть различные платформы, социальные сети, интернет ресурсы и т. д.

Дети, родители и педагоги оказались в ситуации, когда все вышли из зоны комфорта. Изменился привычный ритм жизнедеятельности, родители больше времени проводят с детьми. Для кого-то это стало новым опытом и испытанием одновременно. Да и нам, педагогам, приходится снова учиться – учиться переводить работу из оффлайн в онлайн.

Попробую рассуждать, как это можно сделать в короткие сроки и с небольшим наглядно-информационным запасом. Ведь многие из нас уходя на недельный срок карантина, не забирали все книги с программами занятий и все презентации из компьютеров, не предполагая, что карантин продлиться больше месяца. Подчеркну, я за то, чтобы использовать минимум времени и сил в новых условиях, но не забывать про качество выполняемой работы и получение обратной связи.

Для организации дистанционной работы с родителями детей ОВЗ дошкольного возраста необходимо соблюдать несколько условий:

1. Взаимодействие всех участников образовательного процесса. А именно: наличие желания взаимодействовать не только у педагога, но и у родителей. Эмоциональная вовлеченность педагога в новый процесс. Позитивное отношение всех к новым формам взаимодействия.

2. Наличие технических возможностей. Педагог и родители должны иметь возможность удобного удаленного взаимодействия. Это подразумевает наличие гаджетов, интернета и заранее выбранной платформы или ресурса на котором будет проходить взаимодействие.

3. Систематизация материалов. Это кропотливое, но вполне выполнимое условие работы. Педагогу необходимо изучить запросы родителей, и обобщив, создать электронный кейс материалов. Это могут быть подборки книг, конспектов занятий, игр, упражнений, интересных публикаций и т. д.

4. Определение формы и времени взаимодействия. Это самый энергозатратный для педагога пункт работы. Крайне важно сохранить личностно-ориентированный подход, продумать формы взаимодействия – индивидуальное или малыми подгруппами. Не стоит одновременно всех обучать, нужно дифференцировать время и формы в зависимости от условий и потребностей участников.

Рассмотрев условия организации дистанционной работы с родителями, я хочу остановиться на этапах.

Я выделяю три основных этапа при переходе работы педагога из режима оффлайн в онлайн:

Рассмотрим подробнее каждый этап.

Подготовительный этап. Итак, на первом подготовительном этапе, педагогу важно изучить опыт работы других специалистов. Не секрет, что в последнее время появилось много индивидуальных и корпоративных предложений по работе со школьниками и дошкольниками в дистанционном режиме. Необходимо обобщить этот опыт и выбрать оптимально комфортный и конструктивный вариант для Вас.

Определить направления работы исходя из запроса родителей. И тут важно не переусердствовать, не засыпать родителей потоком информации, и не усадить ребенка за компьютер, чтобы он делал много заданий. Во всем должна быть мера. Нужно помнить и понимать, что родители могут удаленно работать и у них не так много времени, что бы читать или слушать большие послания от педагога. Выбор направления взаимодействия должен быть удобен всем участникам.

Мотивирование всех участников на взаимодействие. Вот тут педагогу придется проявить свои креативные способности. И ограничений, пожалуй, по выбору форм, не так уж и много. Главное – делать интересно и с полной самоотдачей, а результат будет обязательно. Как вариант, хочу предложить анонсирование видов работы с указанием даты, времени эфира и ожидаемого результата. А если предусмотрена практическая деятельность, то стоит указать, какие подготовить материалы для ее осуществления.

Основной этап работы строится на тех видах взаимодействия, которые участники выбрали. Это в первую очередь консультирование родителей по насущным и актуальным для них вопросам. На этом этапе педагог может осуществлять поддержку и оказывать информационно-практическую помощь родителям. Рассказывать о том, как организовать занятие с ребенком дома, в какие игры лучше поиграть и как не допустить пресыщения от общения друг с другом. Научить родителей контейнировать свои эмоции и сохранять себя в балансе. И многое другое. Важное условие этого этапа – поддержание желания взаимодействовать. Не получение разовой консультативной помощи от специалиста, а сохранение желания быть на связи.

И на конец, третий этап – итоговое сопровождение. Он является продолжением предыдущих двух. Основная роль этого этапа заключается в получении обратной связи от участников взаимодействия. Без обратной связи невозможно выстроить коммуникативное взаимодействие. В добавление, это усиливает эмоциональный отклик и закрепляет положительный результат проводимой работы. И еще, простраивание следующего взаимодействия должно осуществляться с опорой на результаты предыдущего. Так будет выполняться принцип преемственности и системности работы.

Основное при выборе формы дистанционной работы с родителями – учет индивидуальных возможностей и запроса каждой семьи. Понимание зоны активного восприятия и готовности к взаимодействию.

Ведущим и реально осуществимым в короткие сроки направлением работы считаю – консультации. Варианты консультативной работы педагога с родителями детей ОВЗ в дистанционном формате могут быть: беседы с родителям, ответы на вопросы, буклеты с интересной информацией, презентации по различным темам, видео консультации.

Видео консультации педагог может проводить в прямом эфире или делать запись и выкладывать ссылку для просмотра родителями. Это достаточно удобно. Родители могут в удобное для них время и с любого устройства просматривать видео консультации. Формат может быть различный от традиционно-делового до сказочно-аллегорического. Фантазия и возможности: технические и артистические, придутся только в помощь. После того, как запись консультации будет сделана, можно смонтировать ее с фотографиями, наложить музыку, чтобы видео консультация была похожа на маленькую историю, который педагог эмоционально и не нравоучительно рассказывает слушателю. По длительности такие консультации лучше не делать больше 15 минут. Иначе, тяжело запомнить все увиденное и услышанное. Если информации много, можно разделить ее на несколько частей и записать еще одну консультацию.

Такие консультации можно смотреть всей семьей. И всем будет интересно!

Желаю всем успехов!

«Моя мама — лучшая на свете!». Организация работы с родителями в рамках родительского клуба В нашем саду прошло очередное заседание родительского клуба «Мой малыш». Так как мероприятий для мам в 1 младшей группе не проводилось,.

Организация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.

«Пока часы 12 бьют». Работы детей совместно с родителями Каждый год в декабре городской краеведческий музей устраивает выставку новогодних поделок из любого бросового и природного материала. Выставку.

«Зимнее чудо-снежинки» (работы детей совместно с родителями) Снежинки танцуют: летают, кружатся, на солнце в морозный денёк серебрятся. Ажурные платья, резные косынки. Волшебное зимнее чудо – снежинки.

Давайте узнавать, развивать, воспитывать и обучать детей вместе. Формы работы с родителями в ДОУ В дошкольном образовании на современном этапе широко внедряются программно – методические модели развития личности ребенка. Одним из.

Организация среды для диалога с родителями Одним из важнейших условий реализации образовательной программы ДОУ является сотрудничество педагогов с семьями воспитанников: дети, воспитатели,.

Консультация для воспитателей «Организация беседы с родителями» Организация беседы. Особенности проведения бесед. Педагогическая беседа с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей. Социальное партнёрство 1. Для изучения родительских представлений об эстетическом воспитании детей провести анкетирование во всех возрастных.

Дистанционное обучение детей с инвалидностью

Рассказываем, как онлайн-школы делают образование доступным для всех, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Почему обычная школа подходит не всегда

Традиционная массовая школа чаще всего не подходит детям с ОВЗ, и вот основные причины:

  • инфраструктура территории школы и помещений для занятий может быть не приспособлена, например, часто отсутствуют пандусы и лифты;
  • темп учёбы приносит дискомфорт и отбирает много сил, например, в старшей школе ежедневное расписание состоит из 7-8 уроков;
  • формат массовой школы не позволяет ребёнку быть продуктивным — требования программы не коррелируют с возможностями ученика, а детям с ОВЗ может быть сложнее писать от руки, успевать за скоростью речи преподавателя или долго фокусироваться на одной задаче.

Дистанционное обучение детей с ОВЗ может решить эти проблемы, так как позволяет сделать образовательный процесс более индивидуализированным. Онлайн-школа может подстроиться под запросы ребёнка с инвалидностью и обеспечить максимально комфортные условия для занятий.

Плюсы дистанционных технологий обучения

Дистанционное обучение — это обучение с помощью технологий, позволяющих получать образование на расстоянии, например, из дома. Оно имеет ряд преимуществ перед обычным, ведь так дети с ОВЗ:

  • могут получать качественные знания, не выходя из дома;
  • учиться в соответствии со своими физическими способностями;
  • беспрепятственно достигать поставленных целей и реализовывать мечты.

Как онлайн-школа может помочь

Приведём некоторые примеры того, как онлайн-школа облегчает процесс учёбы для детей с ОВЗ.

Если ребёнок слабо видит

В онлайн-школе незрячим ученикам доступны лекции. Их можно слушать по несколько раз, ускоряя или замедляя воспроизведение. Для того чтобы слабовидящий или незрячий ребёнок смог пользоваться компьютером, нужно установить две специальных программы:

  • скринридер — программа экранного доступа, которая считывает всё, что происходит на компьютерном экране;
  • речевой синтезатор — программа, которая озвучивает информацию с экрана.

Домашнюю работу можно выполнять при помощи скринридера, а печатать в чате — голосовым вводом.

Если ребёнок слабо слышит

Вместо лекций ученик сможет читать электронные конспекты, передающие содержание урока, и решать интерактивные домашние работы. Они закрепляют пройденный материал и почти полностью выполняются компьютерной мышкой.

Если у ребёнка заболевания опорно-двигательного аппарата

В онлайн-школе для детей с ОВЗ не потребуется писать от руки, в то время как традиционное обучение подразумевает бесконечные диктанты и списывания упражнений. Когда задания требуют развёрнутого ответа, можно воспользоваться экранной клавиатурой или функцией голосового ввода на компьютере.

Учёба в экстернате и домашней школе «Фоксфорд»

Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» рада ученикам с любым состоянием здоровья, способностями и амбициями. Особенные дети получат возможность наиболее полно раскрыть свой потенциал. Дистанционное обучение лиц с ОВЗ организовывается так, чтобы подстроиться под нужды и запросы каждой семьи.

Занятия проводятся по расписанию, которое комфортно для детей с ОВЗ: первый урок — не раньше 10-11 утра, можно выспаться и сделать необходимые процедуры. Между уроками есть частые перерывы и время на отдых.

К каждому ребёнку может быть прикреплён персональный куратор, который будет постоянно находиться на связи, мотивировать и поддерживать ученика и родителей. При необходимости можно получить дополнительные консультации с психологом.

Кроме того, для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, могут быть предусмотрены льготные условия зачисления и оплаты обучения.

Резюме

Обучение на дистанционных курсах — отличный выход для детей с ограниченными возможностями здоровья. Онлайн-учёба поможет соблюдать оптимальную нагрузку, заботиться о самочувствии и достигать результатов в комфортном темпе.

Тема 8. Современные подходы к консультированию семьи ребенка с ОВЗ

Процедура консультации семьи. Этапы. Особенности консультирования родителей и лиц их замещающих. Специфика консультирования матерей и отцов. Дистанционное консультирование родителей, имеющих детей с нарушениями речи через сайт ДОУ. Специфика взаимодействия участников образовательных отношений с учетом закономерностей психического развития обучающихся.

Раздел 4. Особенности психологического и педагогического консультирования

На разных возрастных этапах

Тема 9. Консультирование родителей по проблемам детей раннего возраста

Психологические особенности развития детей раннего возраста. Проблема речевого развития ребенка. Проблема достижения ребенком автономии действий. Проблема ограничения самостоятельности и инициативы. Проблема овладения навыками самообслуживания. Речевая подготовка ребенка в семье к поступлению в ДОЮ. Развитие предметной деятельности и речи в семье. Коррекционно-развивающая работа с ребенком с ОВЗ. Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и профессионально-этическую ответственность за принятые решения Специфика взаимодействия участников образовательных отношений с учетом закономерностей психического развития обучающихся и зоны их ближайшего развития.

Тема 10. Консультирование родителей по проблемам детей дошкольного возраста

Краткая характеристика дошкольного возраста: Социальная ситуация развития дошкольника, сфера деятельности, система новообразований. Психологические проблемы дошкольники в сфере взаимоотношений. Психологические проблемы дошкольника с ослабленным нервно-психическим здоровьем. Развитие делового общения и игровой деятельности в семье. Словарь ребенка дошкольника. Коррекционно-развивающая работа с ребенком с ОВЗ. Проблемы психологической и педагогической готовности ребенка к школьному обучению. Рекомендации участникам образовательных отношений по вопросам развития и обучения обучающегося.

Тема 11. Психологическое и педагогическое консультирование родителей

По проблемам младшего школьника

Психологические особенности младшего школьника, определяющие специфику консультативного процесса. Особенности консультирования родителей по вопросам дисграфии и дислексии у детей. Индивидуальное и групповое консультирование младших школьников по вопросам когнитивного (развития речи),коммуникативного, личностного развития. Использование ИКТ в консультирование родителей.

Тема 12. Консультирование по проблемам подростков

Наиболее типичные проблемы, по которым осуществляется групповое консультирование подростков и индивидуальное. Характеристика процедуры техник используемых для организации консультирования подростков. Индивидуальное консультирование неуверенных подростков. Агрессивных. Особенности консультирования подростковой группы. Проблемы самоопределения детей с ОВЗ. Консультирование родителей детей подросткового возраста. Рекомендации участникам образовательных отношений по вопросам развития и обучения обучающегося.

Образовательные технологии

При изучении дисциплины (модуля) используется инновационная образовательная технология на основе интеграции компетентностного и личностно-ориентированного подходов с элементами традиционного лекционно-семинарского и квазипрофессионального обучения с использованием интерактивных форм и методов проведения занятий, исследовательской проектной деятельности и мультимедийных учебных материалов.

В рамках дисциплины (модуля) предусмотрены встречи с научными и педагогическими работниками, руководителями и специалистами системы образования и науки.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе позволяет работать с обучающимися дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Вид учебных занятийОбразовательные технологии
ЛекцииПрезентации с использованием мультимедийных средств с последующим обсуждением материалов (лекция-визуализация); проблемная лекция. Технология проектного обучения; технология обучения в парах; технология обучения КСО; учебно-исследовательские задания; синквейны (прием фазы ТРКМ); кейс-технология
Лабораторные работыСочетание традиционной (изучение и раскрытие понятий; овладение терминологией) и интерактивной форм обучения (работа в малых группах по выполнению индивидуальных творческих заданий; проведение диагностических методик; решение психолого-педагогических задач; рефлексивный анализ). Технология проектного обучения; технология обучения в парах; учебно-исследовательские задания; индивидуальные творческие задания; тренинговые технологии; синквейны (прием фазы ТРКМ); кейс-технология
Практические занятияСочетание традиционной (изучение и раскрытие понятий; овладение терминологией) и интерактивной форм обучения (работа в малых группах по выполнению индивидуальных творческих заданий, учебно-исследовательских заданий, моделирование психолого-педагогического обеспечения профессиональной деятельности; освоение психотехнологий и психодиагностического инструментария; диалогические методы, предполагающие активное обсуждение и рефлексию взаимных результатов; аналитико-синтетическая деятельность, направляемая преподавателем; освоение мониторинга профессионального самоопределения: формулирование его целей, задач, определение этапов; составление психолого-педагогических рекомендаций). Технология проектного обучения; технология обучения в парах; учебно-исследовательские задания; тренинговые технологии; синквейны (прием фазы ТРКМ); кейс-технология
Самостоятельная работаработа с учебной и справочной литературой, изучение материалов интернет-ресурсов, выполнение индивидуальных творческих заданий, написание рефератов, подготовка к практическим занятиям, подготовка к выполнению тестовых заданий.

6. Оценочные средства дисциплины (модуля)

Основными видами дисциплинарных оценочных средств при функционировании модульно-рейтинговой системы обучения являются: на стадии рубежного рейтинга, формируемого по результатам модульного компьютерного тестирования – тестовые задания; на стадии поощрительного рейтинга, формируемого по результатам написания и защиты рефератов по актуальной проблематике, выполнения индивидуальных творческих заданий; на стадии промежуточного рейтинга, определяемого по результатам сдачи зачета – теоретические вопросы, контролирующие теоретическое содержание учебного материала, контролирующие практические навыки из различных видов профессиональной деятельности обучающегося по ОПОП данного направления, формируемые при изучении дисциплины (модуля).

6.1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине (модулю) «Психолого-педагогическое консультирование как вид образовательной деятельности»

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения лиц с инвалидностью, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Уважаемые коллеги!

В условиях сложной эпидемиологической обстановки дети с ограниченными возможностями здоровья, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ОВЗ) требуют особенного внимания.

В связи с этим Министерством Просвещения России был принят ряд документов, регламентирующих образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ в период карантина.

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
  • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19 марта 2020 года № 1Д-39/04 «О направлении методических рекомендаций»;
  • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 27 марта 2020 г. №ВБ-717/04 «О направлении перечня решений по итогам совещания»;
  • Письмо Министерства Просвещения РФ №07-2395 от 25.03.2020 “О деятельности ПМПК в связи с распространением Covid – 19”, регулирующий порядок деятельности центральных и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий (ссылка на ресурс: https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2020/03/07-2395.pdf )
  • Рекомендации от 30.03.2020 № б/н «Дистанционное обучение детей с ЗПР. Рекомендации родителям детей с ЗПР по созданию условий для дистанционной формы обучения ребенка».

Все документы размещены на сайте ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования https://kiro-karelia.ru/institute/news/distancionnoe-obuchenie-shkolnikov

Основные электронные образовательные ресурсы

Официальный сайт Института коррекционной педагогики Российской академии образования, в разделе «Мероприятия» представляет электронный ресурс «Дистанционное обучение детей с ОВЗ», https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz, с возможностью обратной связи для обучающихся с ОВЗ и их родителей, а так же учителей-предметников и специалистов, организующих образовательную деятельность в современных условиях. Данный ресурс представляет практические рекомендации для дефектологов и педагогов начального и основного образования, работающих с различными категориями обучающихся с ОВЗ:

  • методические рекомендации по реализации образовательной программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи на начальной ступени образования, https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz ;
  • методические рекомендации по организации дистанционного обучения детей с ЗПР на начальной и основной ступени обучения, https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz;
  • рекомендации для педагогов по организации дистанционного обучения детей с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями) https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2020/03/Zakrepina-Metod-rekomend-25.3.20.pdf
  • советы педагогам – дефектологам по реализации АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1, вариант 2) с использованием дистанционных технологий, https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz ;
  • методические рекомендации по организации дистанционного образования обучающихся с нарушениями опорно–двигательного аппарата,https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz;
  • методические рекомендации по организации учителем – дефектологом (сурдопедагогом) дистанционного обучения глухих обучающихся,https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz;

Педагогам – психологам, сопровождающим детей с ОВЗ,
предложены следующие электронные ресурсы (https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz) :

  • памятка для педагогов – психологов по организации сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в условиях перехода на обучение в дистанционном режиме;
  • особенности реализации коррекционно-развивающей области для обучающихся с ЗПР в условиях перехода на обучение в дистанционном режиме;
  • психолого-педагогическая поддержка социализации ребенка с аутизмом в условиях дистанционного обучения: общение в виртуальных сообществах.
  • психологические приемы активизации внимания и познавательного интереса у обучающихся с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями) в процессе дистанционного обучения;

Для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/), предложены интересные обучающие вебинары, мастер – классы для проведения занятий и досуга с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста в домашних условиях. Можно вместе с детьми смотреть и выполнять различные задания.

Дополнительные электронные образовательные ресурсы

  • «Городской Психолого-Педагогический Центр Департамента образования и науки г. Москвы», https://gppc.ru/dl/, предлагает интересные интерактивные ресурсы для организации дистанционных занятий для детей с ОВЗ.
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для детей с ОВЗ http://school-collection.edu.ru/collection/
  • Образовательный вебинар «Равные возможности с технологиями Microsoft» https://gppc.ru/wp-content/uploads/2020/02/Dostupnaya-sreda-i-ravnye-vozmozhnosti-s-instrumentami-Microsoft-.pdf
  • Видео уроки для детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовленные командами специалистов в области прикладного анализа поведения ресурсных классов школ ГБОУ №1574 и ГБОУ №1367, г.Москва. Уроки по творчеству, кулинарии, домоводству, адаптивной физкультуре, окружающему миру, музыке. Продолжительность уроков от 3 до 15 минут. Под видео есть перечень необходимых материалов для каждого занятия.

Данные ресурсы могут помочь детям и родителям разнообразить досуг во время самоизоляции. Педагоги могут взять на заметку идеи организации занятий.

Гаврилова Татьяна, старший методист отдела воспитания и поддержки семьи и детства ГАУ ДПО РК «КИРО»,

Отмахова Ангелина, методист отдела воспитания и поддержки семьи и детства ГАУ ДПО РК «КИРО».

Открытое логопедическое занятие “Путешествие в страну гласных звуков”

Аваева Оксана Анатольевна , учитель-логопед
Кемеровская область Гурьевский район село Горскино

Цели занятия: 1) Коррекционно-образовательные: – формировать умение различать гласные звуки-буквы <А>; <О>,<У>, <И>– формировать и закреплять умение выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами; 2) Коррекционно-развивающие: – развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквам; – развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; – развивать воображение, слуховое восприятие, память.,внимание. 3) Коррекционно – воспитательные : – воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе

«Путешествие в страну гласных звуков».

– формировать умение различать гласные звуки-буквы <А>; <О>,<У>,

– формировать и закреплять умение выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами;

– развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквам;

– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

– развивать воображение, слуховое восприятие, память.,внимание.

3) Коррекционно – воспитательные :

– воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

ленточка красного цвета на каждого ребёнка;

предметные и сюжетные картинки; «Сказочный сундучок»

демонстрационные символы, обозначающие гласные звуки;

осенние листочки из цветного картона;

буквы из картона, красные нитки;

Логопед: Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать.

Давайте встанем в кружок, возьмемся за руки , подарим друг другу свои улыбки и пожелаем хорошего настроения.

Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну гласных звуков. А чтобы нам в ней не потеряться мы прикрепим какой-нибудь отличительный знак. Вот какого цвета гласные звуки?( ответы детей) Вот я предлагаю одеть на руку вот эти красивые красные ленточки .И мы подготовились к путешествию. Почему мы выбрали именно красные?

Дети: Потому что, мы отправимся в Страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом.

Ребята, что мы знаем о гласных звуках, как они образовываются ?

Гласные звуки легко поются и выходят свободно без преград

( правило о гласных звуках).

Воздух свободно идет через рот.

Нет препятствий разных,

Голос участвует , голос зовет.

Звук получается …..Гласный.

Логопед: И так, мы отправляемся в Страну гласных звуков. . Все готовы? Давайте , возьмемся за руки и в путь…

Под музыку переходят на полянку с листьями.

Логопед:- Ребята, наша дорога в Страну гласных звуков пойдет через сказочный лес. А чтобы в нем очутиться , нам нужно просто закрыть глаза.

Упражнение на общее расслабление

Вот реснички опускаются,

Наши глазки закрываются.

Сном волшебным засыпаем,

В страну звуков улетаем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Смотрим глазками опять.

Дети под музыку выполняют упражнение

Логопед : Вот мы и оказались в сказочном лесу. Послушайте и скажите какие вы слышите звуки?

Звучит музыка « Шум леса»,дети слушают

Дети (пение птиц журчание воды, шум ветра ,голоса животных и т.д) .

Логопед: Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу!.

А почему столько листьев на земле? Какое сейчас время года?

Дети:- осень, листопад из листьев.

Логопед: Смотрите какие не обычные листочки. Давайте их соберем!

Дети собирают, и видят на обратной стороне листочка картинки на звуки

Логопед: Определите, с какого звука начинается слово. (Слово «аист» начинается со звука А и т.д.) Молодцы!.

Логопед: Смотрите ребята, какое не обычное дерево стоит. А что мы видим на дереве?

Дети: -Это гласные буквы .

Логопед прикрепляет карточки на доску.

Логопед: Ребята, а скажите ,чем отличается буква от звука ?

Звук – мы слышим и говорим. Букву – мы пишем ,видим.

Логопед: – Ребята, давайте споем песенку для звуков .

А-А-А – Здравствуйте звуки! ( Вытягиваем руки вперед).

У-У-У – Вот ваши руки! (покрутить кистями рук).

О-О-О – Без вас нам нелегко! (Качаем головой).

И-И-И – На нас ты посмотри! (Кружимся).

Ы-Ы_Ы – Вот какие мы! (Большие пальцы вверх).

Логопед: – Смотрите ,что-то под деревом.

Это же Сказочный сундучок! Давайте сядем на места и узнаем, что там внутри.

СЛАЙД Логопед: Ребята, посмотрите, в наше сказочном лесу заблудился мальчик .Как он зовёт . Что он кричит?

Логопед: – Сколько звуков мы услышали? (2). Какой І звук? [А] Какой ІІ звук? [У].

Какие это звуки? (Гласные)

Какие буквы нужны, чтобы обозначить эти звуки на письме? (А;У).

Положите свои буквы на край стола.

Логопед выкладывает буквы на доске.

Логопед:- В Сказочном сундучке есть и другие картинки. (Выставляет картинку «плачущий малыш»). Как плачет малыш?

Логопед: – Сколько звуков мы услышали? (2). Какой І звук? [У] Какой ІІ звук? [А].

Какие это звуки? (Гласные)

Звукобуквенный анализ «УА» на доске выполняет вызванный логопедом ребёнок, все дети выкладывают за столами..

Логопед выставляет картинку «ослик».

Логопед:- Кто это ?Как кричит ослик?

Логопед: – Сколько звуков мы услышали? (2). Какой І звук? [И] Какой ІІ звук? [А].

Звукобуквенный анализ «ИА» выполняют все дети индивидуально самостоятельно.

Артикуляционная гимнастика « Буквы»

В гости к дому подошлиБуквы гласные нашли.Чтобы правильно сказать,Надо рот всем раскрывать.

Буква А – рот широко,Овальный рот на букву – О.Буква У – губы трубочкой вперёд .

Буква И – улыбочка .

И снова в путь нам всем пора ,через сказочный лес проходя.

В сказочном лесу живет эхо, давайте послушаем его.

Ой какой дремучий лес (лес, лес, лес… )

В нем сосны до не бес ( бес, бес ,бес…..)

А на ветках шепчут шишки ( шишки , шишки, шишки…).

В гостях у нас сейчас детишки( тишки , тишки, тишки….)

Логопед : Ребята, посмотрите дорожка нас ведет к волшебному домику.

Звучит музыка «Тропинка»

На поляне дом стоит (Изобразить крышу дома пальцами правой и левой

рук, соприкасающимися друг с другом)

Ну, а к дому путь закрыт (развернуть ладони к себе).

Мы ворота открываем (развернуть ладони от себя).

В тот домик, всех мы приглашаем (ладонями как бы завеем к себе и делаем крышу дома, ладони друг с другом).

Логопед : А кто знает, чей это домик ? И кто в нем живет?

Дети: Гласные звуки.

Логопед: А почему в доме три окошка? И красный свет ,загорается только в одном окошке по очереди .

Это значит ,что звук находиться в начале, в середине или в конце слова..

У каждого ребёнка- предметная картинка. Дети по очереди определяют звук в словах.

Логопед: – А сейчас мы поиграем,

Как вы слушаете, узнаем.

Для того чтобы правильно произносить все звуки: четко и красиво. Мы выполним с вами артикуляционные упражнения.

Артикуляционная гимнастика под музыку («Чунга – чунга»).

Чередование «заборчик» – «хоботок» – «улыбка» – «хоботок»

«часики» – «лопата копает».

Поиграем в игру. Вы будете угадывать по беззвучной артикуляции, какой звук я произношу и поднимать соответствующую карточку.

И – О – И – А – И –У- О –И – А – И –И

В Сказочном сундучке есть еще картинки: арбуз, мак, иголка, улитка, ананас, утка , индюк ,утюг.

У каждого ребёнка – предметная картинка. Дети по очереди проходят по слоговым дорожкам, определяя количество слогов в своём слове.

Работа с предложением.

Логопед: – Нам тоже пора. Но как же мы вернемся в детский сад?

. Сегодня я хотела написать рассказ об осени, но ветер разбросал все слова. Подскажите, как сказать правильно?

Дерево упало с листочка – Листочек упал с дерева

Елка висит на шишке – Шишка висит на елке

Берёза дует на ветер – Ветер дует на берёзу

Путь в детский сад лежит через слоговые дорожки.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических и фонетических средств языка в старшей группе
Ссылка на основную публикацию