Дистанционное консультирование и обучение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Дистационное консультирование и обучение семей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
статья на тему

Дистанционное консультирование и обучение семей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В последние годы большую популярность приобретает виртуальное общение. Данное направление затронуло и семьи имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ).Ведь зачастую, они не могут получить, так необходимую для них информацию. Чаще всего семья находится в так называемом «вакууме» .В основном это диада-мать – ребёнок. Кроме вопросов касающихся непосредственно здоровья, обучения, воспитания ,социальной поддержки ребёнка, мы забываем о его родных.

Скачать:

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_office_word_2.docx12.17 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционное консультирование и обучение семей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В последние годы большую популярность приобретает виртуальное общение. Данное направление затронуло и семьи имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ).Ведь зачастую, они не могут получить, так необходимую для них информацию. Чаще всего семья находится в так называемом «вакууме» .В основном это диада-мать – ребёнок. Кроме вопросов касающихся непосредственно здоровья, обучения, воспитания ,социальной поддержки ребёнка, мы забываем о его родных. В России наиболее развита модель воздействия на семью, через ребёнка, хотя многие иностранные программы и методики основаны на модели воздействия на ребёнка посредством семьи.

Всем понятна эффективность комплексного подхода, когда семья и ребёнок получает одновременно социальную, педагогическую, психологическую, медикаментозную помощь. Но часто семья по разным причинам не может обеспечить данную помощь, очень часто из-за недостатка информации. Кроме того различные службы и учреждения находятся часто в разных концах города или в разных городах.

И тогда на первое место выходят информационные технологии.

Родители получают возможность общаться с другими людьми. Имеющими или не имеющими данную проблему.

Получать необходимую информацию и отзывы о различных учреждениях и специалистах. Не только в данном городе, но и по всему миру.

Получать общие консультации по интересующим их вопросах у специалистов находящихся на расстоянии.

Имеют обратную связь от людей находящихся в аналоговых ситуациях. Учатся на их положительном и отрицательном опыте.

Понимают, что они не одиноки.

Общение другими людьми побуждает к действиям, выходу из «состояния страуса».

И самое главное, получают огромную психологическую помощь.

Родственники имеют массу возможностей пройти дополнительное обучение-курсы, мастер-классы, вебинары. Получить высшее и другое образование.

Дети могут получить начальное и среднее образование, почти не выходя из дома.

Также существует множество различных развивающих компьютерных программ, пособий, игр

По скайпу или веб-камере можно заниматься с педагогом или другими специалистами.

Ребёнок обучается навыкам общения с другими детьми и взрослыми.

И это ещё не всё…

Отсюда мы видим значимость дистанционных форм консультирования и обучения для ребёнка имеющего ограниченные возможности здоровья и его семьи

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всестороннее изучение учащихся – основа правильного педагогического воздействия на каждого ребенка, оно обеспечивает компенсацию дефекта,успешное развитие и обучение аномального ребенка в коллективе.

Формирование информационной компетентности родителей – первая задача специалистов СРП и Лекотеки, и наиболее доступная. Разные формы работы, всегда проводящиеся с участием родителя, дают много в.

Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации».

Число детей с отклонениями в развитии, поведении, с трудностями в обуче­нии, общении, детей с различными патологическими состояниями (неврозы, пси­хопатии, органические поражения центральной нервной с.

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья. Для ребёнка с ОВЗ значение правильного семейного воспитания возрастает .

Статья написана в 2012-2013 учебном году.

laquo;РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ&raquo.

Особенности консультирования родителей, имеющих детей с ОВЗ

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • Программы (5)
  • Конспекты занятий и мастер-классов (6)
  • Консультации и рекомендации для педагогов ДОУ (8)
  • Проекты (2)
  • Презентации (9)
  • Литература для специалистов: педагогов-психологов, нейропсихологов, дефектологов (7)
  • Консультации для родителей. (20)
  • Сказки для родителей (2)
  • Вечные ценности (3)

Особенности консультирования родителей, имеющих детей с ОВЗ

Особенности работы с родителями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время в Российской Федерации фиксируется увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья (от новорожденных до подростков 17 лет). В 2009 и 2010 годах их число оставалась практически без изменений – 495,37 и 495,33 тысячи соответственно. Затем в 2011 году наметился рост (до 505,2 тысячи), который отмечался также и в последующие годы: в 2012 – 510,9 тысячи, в 2013 – 521,6 тысячи, в 2014 – 540,8 тысячи.

Таким образом, прослеживается устойчивая тенденция увеличения в Российской Федерации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

Ст. 2 п. 16 ФЗ об образовании гласит, что обучающийся с ОВЗ – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом или психологическом развитии, подтвержденное психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Анализ дефектологической и психолого-педагогической литературы позволил нам определить основные нозологические группы детей с нарушениями развития:

  • Дети с нарушениями зрения. Это могут быть полностью невидящие, либо слабовидящие. Первичный дефект в этом случае носит сенсорный характер, так как вследствие поражения зрительного анализатора у ребенка страдает зрительное восприятие. В ориентировочной и познавательной деятельности зрение практически не используется.
  • Дети с нарушениями слуха. К ним относятся неслышащие, слабослышащие и позднослышащие. В этом случае первичным дефектом также является сенсорное нарушение, а именно повреждение слухового анализатора. В данном случае значительно затруднено или невозможно речевой общение.
  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Первичный дефект – двигательные расстройства вследствие органического поражения коры головного мозга, выполняющих функцию двигательных центров. В таких случаях у детей можно наблюдать моторную неловкость,
    нарушения координации, силы и объема движений. Движения во времени и пространстве либо невозможны, либо значительно затруднены.
  • Дети с недоразвитием речи или её тяжелыми нарушениями. У этой категории в дальнейшем развиваются осложнения в познавательной сфере и коммуникациях.
  • Дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение – органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов. Умственно отсталые дети – дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза.
  • Дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС).
  • Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы(дети с ранним детским аутизмом). Это разнородная группа, которая может характеризоваться различной клинической симптоматикой и психолого-педагогическими особенностями. Объединяющим признаком у детей аутизмом является нарушение общения и социальных контактов.
  • Дети с комплексными (сложными) дефектами развития, когда сосуществуют два и более первичных нарушения, например, церебральный паралич и слабослышащие, задержка психического развития и слабовидящие.

Говоря об особенностях работы с родителями таких детей хотелось бы сделать акцент не столько на формах работы (они мало чем отличаются от работы с другими родителями: родительские собрания мастер-классы, консультации), сколько на внутреннем наполнении. Детям с ОВЗ нужна коррекция, а родителям – психотерапия. Какая бы форма работы у нас не была, она всегда носит психотерапевтический эффект, то есть родитель должен уйти с ресурсом.

Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья качественным образом меняет сложившийся уклад жизни, вызывая у родителей очень широкий спектр эмоциональных реакций, чаще всего объединенных таким емким понятием как «родительский стресс». В динамике родительского стресса традиционно выделяют несколько стадий.

Первая стадия сопряжена с эмоциональной дезорганизацией членов семьи. Родители испытывают шок, смятение, растерянность, беспомощность, а в некоторых случаях и страх перед ситуацией, с которой столкнулись.

Вторая стадияэто период негативизма и отрицания. Проявляется эта стадия по-разному: одни родители не желают признавать наличие проблемы и диагноз ребенка (реакция по типу «мой ребенок не такой»), другие, признавая проблему, становятся неоправданными оптимистами в отношении положительного прогноза развития и реабилитации ребенка, не понимают всей глубины проблемы (реакция по типу «он же еще выправится, перерастет»).

На первой и второй стадиях усилия психолога следует направить на укрепление внутрисемейных отношений и сотрудничества между членами семьи. Психологу и другим специалистам важно понимать, что на первых порах родители могут оказаться не готовы к их помощи, особенно к общению с психологом или психотерапевтом. В этот период родители ребенка с ОВЗ скорее поделятся своими переживаниями с другими родителями, имеющими ребенка со схожими проблемами. И этот опыт может носить поддерживающий и даже психотерапевтический эффект, что очень ценно для ресурсирования данной семьи.

Третья стадия – горевание. По мере того, как родители начинают принимать и понимать проблемы своего ребенка, они погружаются в глубокую печаль, связанную с осознанием проблемы. На этой стадии у членов семьи могут появится депрессивные и невротические реакции.

Четвертая стадия – адаптация. Характеризуется эмоциональной реорганизацией, приспособлением, принятием ситуации появления в семье ребенка с особенностями. Одни родители в силу своих личностных качеств, жизненного опыта и других факторов могут самостоятельно справиться с вышеназванными стадиями и адаптироваться к подобной ситуации, другие родители нуждаются в психологической помощи в виде консультаций и эмоциональной поддержки, а некоторым родителям и другим членам семьи нужна длительная психотерапевтическая помощь.

Конечно, каждая семейная ситуация, сопряженная с появлением ребенка с ОВЗ, уникальна и индивидуальна, и то, как именно и как долго будут протекать стадии адаптационного синдрома зависит от ряда сопутствующих факторов (личности родителей, диагноза ребенка, прогнозов и т. д.). Бывают ситуации, когда родители «застревают» на одной из стадий и тогда задача психолога – сопроводить родителей в данный период, помочь прожить его и выйти на следующий этап.

На тех стадиях, когда родители готовы разделить свои переживания с психологом (или иными специалистами), готовы принять от него помощь, задачей психолога становится помочь родителям (и другим членам семьи) через осознание своих чувств и переживаний, через коррекцию родительского состояния сформировать у них ценностное отношения к ребенку с ОВЗ и позитивный взгляд на его будущее. Для того, чтобы помочь достичь этой цели мы предлагаем вариант структурированного опросника родителей, имеющих детей с ОВЗ, который позволяет уточнить беспокоящие симптомы самих родителей (не ребенка) и поразмышлять над природой проблемы. Этот опросник имеет психотерапевтический характер, позволяет родителям выйти за рамки привычного восприятия и понимания своей ситуации, убрать генерализацию проблемы, разбивая её на составные части, выйти из ассоциированного состояния.

Опросник позволяет родителям осознать свои истинные чувства, эмоции, переживания – вербализовать – начать управлять ими. Стать над проблемой. Пока мы внутри, ассоциированы, проблема управляет нами.

Вариант структурированного интервью с родителями, имеющими детей с ОВЗ

– Что конкретно беспокоит маму (других членов семьи) в поведении ребенка, эмоциональном состоянии, общении с другими детьми или взрослыми?

– Когда беспокоящие моменты возникли впервые?

– Когда это стало заметным?

– Когда это стало мешать?

-Когда Вы (мама) это видите, когда Вы с этим сталкиваетесь, что с Вами происходит? Что Вы испытываете? Что физически с Вами происходит?

-Как вы поступаете в эти моменты?

-Что Вам удается сделать?

– Кто или что Вам помогает в эти моменты себя сохранять или поддерживать?

– Как Вы понимаете, определяете, что очередной трудный момент близок?

– Бывает ли что должно начаться, но не началось?

– Как чаще всего заканчиваются такие трудные моменты?

– Что бывает потом?

– Когда Вы «выдыхаете»?

– Становится ли лучше или хуже с течением времени?

– Каким взрослым себя чувствует в связи с этой проблемой?

– Какую жизненную задачу ставит перед Вами эта проблема в масштабе всей жизни?

– Что Вы думаете о причинах тех особенностей ребенка, которые Вас беспокоят?

– Когда и при каких обстоятельствах Вы поняли, что это так?

– Если Вы нашли эту точку, вернитесь в этот момент и вспомните, что изменилось внутри Вас?

– Что Вам дало это понимание?

Предлагаемые вопросы для проведения беседы с родителями носят примерный характер и могут быть видоизменены в зависимости от контекста беседы, особенностей ребенка или родителей, стадии проживания семьей ситуации и множества других факторов. Данный опросник поможет специалисту структурировать беседу с родителями, диагностировать их эмоциональное состояние и возможно определить некоторые векторы коррекционной помощи данной конкретной семье.

Этапы консультирования семей, воспитывающих детей с ОВЗ

  1. Знакомство. Установление доверительного контакта.
  2. Определение проблем семьи со слов родителей или лиц их замещающих.
  3. Психолого-педагогическая диагностика особенностей ребенка.
  4. Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностной свойств.
  5. Формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье.
  6. Определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены.
  7. Подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога.

Согласно статистике, большинство семей, в которых рождаются дети с нарушениями в развитии, распадаются, отцы из этих семей уходят. Разные специалисты приводят разные данные: кто-то говорит о 10% полных семей, воспитывающих инвалидов, кто-то – о 5–8%…

Чаще подвержены семьи к разводам, где женщина ведет себя пассивно или панически (раздражается, по любому поводу бьет тревогу). Такие супружеские отношения не становятся именно тогда, когда родился больной ребенок, задатки были внесены еще до его рождения. В семьях, где сложились с начала хорошие отношения, такое редко происходит. Некоторые семейные пары считают, что рождение больного ребенка, только укрепило их союз. Но чаще как это не прискорбно случается наоборот.

Что же начинает происходить в такой семье между мужем и женой? Распространенный вариант, увы, такой: вместо того, чтобы еще больше сплотиться и еще бережнее относиться друг к другу, преодолевая новые трудности, супруги становятся оппонентами, предъявителями претензий.

То же самое сплошь и рядом происходит в семьях, где растут обычные дети. Но в кризисной семье это противостояние усиливается, порой к нему прибавляются и взаимные обвинения вроде: «Это из-за тебя ребенок родился таким, это у тебя что-то не так в роду» и т. п. Естественно, что женщина эмоционально привязана к ребенку гораздо больше отца, она острее переживает различные состояния своего ребенка. Но значит ли это, что отец любит ребенка меньше?

Особенности консультирования отцов

Учитывая сложность и многоаспектность проблемы принятия отцами ребенка с особенностями, процесс консультирования должен быть направлен на:

– поддержку и развитие у отца ребенка потребности сохранить семью или, если развод неизбежен, на формирование ответственности за содержание и материальное обеспечение ребенка и его матери;

– снижение уровня травмированности по поводу психической или физической «дефектности» ребенка; щадящее отношение к переживаниям отцов (реакции, которые мы можем зафиксировать отличные от женских);

– развитие стремления к оказанию помощи матери ребенка, пониманию ее трудностей, к оказанию психологической поддержки;

– привлечение отца к активному общению с ребенком (прогулки, мероприятия по физическому развитию, совместный отдых, семейные традиции).

Особенности консультирования матерей

Тактика работы с матерями проявляется в:

– снятии напряженности в контактах с ребенком и социумом;

– обсуждение проблем конкретной семьи как проблем, существующих у многих подобных семей, а также в семьях, растящих здоровых детей;

– коррекция деструктивной позиции матери («мой ребенок такой, как все, у него нет проблем. Вот подрастет, и все само собой пройдет», или «Из него никогда ничего не получится»).

Отношение родителей к особенностям своего ребенка – это та отправная точка, которая определит дальнейший путь ребенка и его социализацию в обществе. Нарушения детско-родительских коммуникаций и деструктивное отношение к проблеме могут привести к возникновению необратимых поведенческих отклонений и значительно усложнить процесс социализации ребенка. Для того, чтобы суметь помочь своему ребенку родители, прежде всего, сами должны находится в ресурсном состоянии, не должны стыдиться своего ребенка или стремиться из чувства жалости ограждать его от любой сложной деятельности. Тогда и сам ребенок не будет чувствовать себя иным, беспомощным, ни на что не способным.
Памятка «Если в семье особенный ребенок»

  1. Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой как все.
  2. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые тоже в них нуждаются.
  3. Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребенке.
  4. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя жертвой, отказываясь от своей личной жизни.
  5. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
  6. Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решения.
  7. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами.
  8. Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезвычайными.
  9. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят ему Вас.
  10. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
  11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
  12. Общайтесь с семьями, где есть дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
  13. Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно, готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Психологическое консультирование семей, имеющих детей с ОВЗ в системе организации специальной психологической помощи

Мария Чикина
Психологическое консультирование семей, имеющих детей с ОВЗ в системе организации специальной психологической помощи

Среди множества проблем, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема работы с семьями таких детей занимает основное место. Все семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями, нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки родителей, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка.

В психолого-педагогических исследованиях, проведенных В. А. Вишневским, Б. А. Воскресенским, Р. Ф. Майрамян, И. А. Скворцовым, Л. М. Шипициной и др., описывается психотравмирующее влияние ребенка с отклонениями в развитии на отношения в семье и возникновение в связи с этим психопатологических расстройств у матерей. Так, психологическое исследование межличностных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, проведенное Л. М. Шипициной, показало, что большинство семей не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами, связанными с появлением ребенка-инвалида в семье. В большинстве из них имеют место конфликтность, тревожность, эмоционально неоднозначно окрашенные семейные отношения, отчужденность, одиночество в семье (см. диаграмму).

В такой ситуации семья вправе рассчитывать не только на материальную поддержку со стороны государства, но и на помощь в организации, налаживании социальной, бытовой, воспитательной и психологической сфер ее жизни. Проблеме комплексного подхода к вопросу о социально-психологической адаптации семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, посвящены исследования Т. А. Добровольской, И. Ю. Левченко, М. М. Семаго, В. В. Ткаченко, О. В. Солодянкиной, Е. Р. Баенской и др. Тем ни менее на сегодняшний день ощущается недостаток работ, в которых были бы описаны знания и опыт, накопленные в данной области. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение таких семей – относительно новая сфера деятельности специалистов.

Семья, имеющая ребенка-инвалида, на протяжении всей жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами. Это чередование взлетов и еще более глубоких падений. Семьи с лучшей психологической и социальной поддержкой легче преодолевают эти состояния. Помимо того, что родители такого ребенка испытывают трудности, характерные для всех категорий семей, им также свойственны свои специфические проблемы, которые вызывают цепную реакцию неблагоприятных изменений в семье, затрагивающих все основные сферы семейной жизни.

А. Торнбал выделяет следующие периоды, связанные со стрессом на стадиях и переходах жизненного цикла семей, имеющих детей-инвалидов:

1. рождение ребенка: получение точного диагноза, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи;

2. школьный возраст: становление личностной точки зрения на форму обучения ребенка (инклюзивное или обучение в специальных учреждениях, решение вопросов, связанных с поступлением ребенка в школу, внешкольной деятельностью ребенка, переживание реакций сверстников;

3. подростковый возраст: привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникновение проблем, связанных с сексуальностью, изоляцией от сверстников, планированием общей занятости ребенка;

4. период «выпуска»: признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей для социализации семьи;

5. постродительский период: перестройка взаимоотношений между супругами (если ребенок начал самостоятельную жизнь) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка.

Опишем основные функции, которые выполняет при этом специалист:

1. информационная функция: специалист предлагает семье или ее отдель-ным членам дидактическое изложение информации, владение которой позволило бы устранить недостаточную психолого-педагогическую и социальную компетентность;

2. поддерживающая функция: специалист обеспечивает психологическую поддержку, которая отсутствует или приняла искаженные формы в реальных семейных отношениях;

3. посредническая функция: специалист в роли посредника содействует восстановлению нарушенных связей семьи с миром и ее членов между собой;

4. функция развития семьи как малой группы: специалист помогает членам семьи развивать основные социальные умения и навыки, такие, как навыки внимательного отношения к другому, понимания нужд окружающих, умения оказывать поддержку и разрешать конфликтные ситуации, выражать свои чувства и замечать чувства других людей. Специалист также способствует поиску ресурсов семьи, позволяющих каждому из ее членов осознать и использовать возможности для саморазвития;

5. функция обучения родителей и детей: специалист раскрывает перед родителями всю многогранность коррекционного психолого-педагогического процесса работы с ребенком, знакомит с принципами построения таких форм взаимодействия с ребенком, при которых он чувствует себя уверенно и комфортно. При этом специалист может способствовать развитию навыков общения, приемов саморегуляции и самопомощи.

В соответствии с вышеперечисленными функциями можно выделить следующие виды психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

1. информирование: специалист может предоставить семье или отдельным ее членам информацию о закономерностях и особенностях развития ребенка, о его возможностях и ресурсах, о сущности самого расстройства, которым страдает их ребенок, о вопросах воспитания и обучения такого ребенка и т. д. ;

2. индивидуальное консультирование: практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума», прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка, можно выделить несколько моделей консультирования, самой адекватной из которых является трехсторонняя модель, предусматривающая ситуацию, когда во время консультации родителей консультант должен оценивать и учитывать характер проблем и уровень актуального развития самого ребенка;

3. семейное консультирование (психотерапия): специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением особого ребенка. В ходе занятий применяются такие методы, как психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ. Эти методы способствуют формированию психологического и физического здоровья, адаптации в обществе, принятию себя, эффективной жизнедеятельности;

4. индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родителя: подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям;

5. групповая работа: организация работы родительских и детско-родительских групп. Поскольку участникам таких групп предоставляется возможность поделиться собственным опытом и узнать об опыте других, трансформировать картину переживаний и приобрести навыки саморазвития как основы личностной позиции, данный способ оказания помощи семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является одним из самых эффективных.

Практика показывает, что психолого-педагогическая помощь оказывается более продуктивной, когда с семьей работает команда специалистов, нацеленных на общий результат. В этом случае для каждой конкретной семьи разрабатывается своя индивидуальная комплексная программа реабилитации, в которой объединены элементы психологической коррекции, педагогического воздействия, дефектологии, социальной работы. Работа в команде позволяет избежать ряда проблем, связанных со специфи-кой работы с семейной системой, например, тенденции присоединиться и об-разовать коалицию с одним из членов семьи.

Алгоритм психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, может быть представлен в виде следующих этапов:

1. исследование семьи: изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о ее социальном окружении, изучение потребностей родителей и ребенка;

2. установление контакта: работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество;

3. оценка путей оказания психолого-педагогической помощи;

4. выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики;

5. работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опереться на свои собственные ресурсы;

6. анализ эффективности достигнутых результатов.

Деятельность специалистов, проводимая в рамках данного алгоритма, может рассматриваться как одно из направлений работы по социальной адаптации семьи в контексте основных аспектов жизнедеятельности, особенностей семейного функционирования на различных возрастных этапах, что дает возможность специалисту свободнее передвигаться в проблемном поле семьи и выбирать наиболее адекватные для каждого этапа работы стратегии психолого-педагогической помощи и коррекции. Последовательная реализация этих этапов, вкупе с подчиненностью принципам может стать организационной формой осуществления качественных изменений, которые повлекли бы за собой улучшение качества жизни семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

1. Айвазян Е. Б., Павлова А. В., Одинокова Г. Ю. Проблемы особой семьи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. №2.

2. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: 2-е изд. М. ,2009.

3. Бурмистрова Е. В. Семья с «особым ребенком»: психологическая и социальная помощь // Вестник практической психологии образовании. 2008. №4 (17).

4. Дмитриева Л. М. Деятельность центра психологого-медико-социального сопровождения по обеспечению специализированной помощи детям, воспитывающимся на дому //Дефектология. 2008. №2.

5. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002.

6. Косова С. А., Модестов А. А., Намазова Л. С. Реабилитационная активность семей как критерий эффективности медико-социальной помощи детям-инвалида // Педиатр. Фармакология. 2007. №6.

7. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2003.

8. Мишина Г. А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития //Дефектология. 2001. № 1.

9. Поташова И. И., Худенко Е. Д., Кальянов И. В., Луданова Ю. Н., Любимова М. Н. Современные технологии оказания консультативной помощи родителям, воспитывающим ребенка-инвалида: Метод. пособие. М., 2008.

10. Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети: Пер с англ.: 2-е изд. М., 2009.

11. Ткачева В. В. Психологические особенности родителей, имеющих детей с детским церебральным параличом //Специальная психология. 2009. №1(19).

12. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. СПб, 2002.

Оказание логопедической помощи в процессе комплексного сопровождения замещающих семей «Оказание логопедической помощи в процессе комплексного сопровождения замещающих семей» Одна из главных задач Службы по подбору, подготовке.

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развит, чем его нормальные сверстники, он развит иначе. Л. С. Выготский.

Две модели психологической помощи детям с нарушениями в созревании мозга (по материалам Л. А. Ясюковой) В последние годы многие родители, обеспокоенные поведением своих детей, обращаются за помощью к психологам, а далее – к врачам, которые.

Межведомственное взаимодействие в системе ранней помощи в различных регионах РФ Стендовый доклад: «Межведомственное взаимодействие в системе ранней в разных регионах РФ». Реализация всех направлений деятельности системы.

Проблемы семей, имеющих детей с ЗПР Разностороннее изучение задержки психического развития (ЗПР) как специфической аномалии детского развития позволило получить ценные научные.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект “Дружная семья” с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Проект «Создание служб ранней психологической помощи» 1. Краткое описание проекта Возраст с рождения и до трех лет, который принято называть ранним, является одним из важнейших этапов в развитии.

«Семейный очаг». Городская программа оказания социальной и педагогической помощи семьям, имеющим детей с ОВЗ 7–18 лет ПРОГРАММА КЛУБА «СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ» С ДЕТЬМИ 7-18 ЛЕТ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ В Г. ОКТЯБРЬСКИЙ Автор-составитель: специалист по социальной работе.

Сопровождение семей с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного процесса Инклюзивный образовательный процесс характеризуется тем, что совместно воспитываются и обучаются дети с особыми образовательными потребностями.

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

Во всех странах и в любой группе общества есть дети-инвалиды, их число, к сожалению, продолжает увеличиваться. Дети с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими имеют право получать полноценное образование и развиваться.
Отрадно, что в последнее время благодаря новым установкам государства изменены подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: дети-инвалиды в настоящее время могут обучаться в специальных (коррекционных) образовательных организациях, на дому, инклюзивно (вместе со своими здоровыми сверстниками), а также могут получать дистанционное образование.
Дистанционное обучение – это вид обучения, позволяющее каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья найти оптимальный для себя способ получения образования и успешной адаптации в жизни. В настоящее время дистанционное образование нередко называют одной из самых современных форм получения знаний и оно приобретает все большую популярность. При этом под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Дети с ограниченными возможностями здоровья успешно пользуются компьютерными технологиями, а иногда не только не уступают, но и даже превосходят своих сверстников. Как показывает практика, дистанционное обучение стимулирует интеллектуальную деятельность детей с ОВЗ, развивает оперативную память, логику, устойчивое внимание. Работа за персональным компьютером положительно сказывается на развитии у данной категории детей пространственной ориентации: работа с курсором, ориентирование на клавиатуре, управление мышкой. Важно отметить, что дистанционное обучение, основанное на получении «знаний – умений – навыков», превратится в период обучения из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся. В этих условиях важным является то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья находил оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.
Дистанционное обучение не позволит ребенку с ОВЗ пойти привычным для этой группы детей способом – списать бездумно у соседа, ему нужно самостоятельно принимать решения, самому справляться с поставленными задачами. Это в свою очередь положительно влияет на мыслительные операции ребенка, он сам анализирует задания, свои подходы в решении задач.
На первых дистанционных уроках дети-инвалиды могут отвлекаться от объяснения учителя, недопонимать его инструкции, им трудно на расстоянии подчиниться правилам дисциплины, поначалу не все способны к длительным интеллектуальным нагрузкам, могут отказаться от предложенных заданий, отключиться от сети. Поэтому очень важно на первых занятиях найти контакт с каждым ребенком индивидуально, изучить его психологическую характеристику.
Работая регулярно с компьютером, дети с ОВЗ начинают хорошо ориентироваться на клавиатуре, на мониторе. Более старшие дети с нормальным интеллектом могут сами моделировать изучаемые объекты при помощи компьютерных программ, они осознают свою значимость, необходимость и из пассивных переходят в разряд активных участников образовательного процесса.
Обучая ребенка-инвалида, учителям-предметникам необходимо тесно сотрудничать со специалистами: педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом. Специалисты проводят коррекционные индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ. В ходе индивидуальных занятий специалисты развивают познавательные процессы, исправляют речевые недостатки, восполняют пробелы в школьных знаниях у детей с ОВЗ.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося дистанционно – это особенная проб­лема. Семейное консультирование иногда становится единственным способом включения ребёнка в учебную деятельность, повышения его мотивации. Особенности работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья требуют от педагогов специальных знаний и профессиональных консультационных умений.
Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, следующие:
– психологическая поддержка родителей в приобретении ими знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельности их ребенка;
– консультирование родителей и других членов семьи по скайпу о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности действий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у детей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации.
Со стороны классного руководителя и предметников должна быть установлена тесная связь с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, через электронный дневник. Учителям и родителям необходимо взять под контроль выполнение детьми домашних заданий, оказывать им направляющую помощь при подготовке уроков. Не нужно требовать от детей того, чего они еще не умеют.
Учителям и родителям нужно похвалить ребенка за малейшее достижение в учебной деятельности и в поведении, чтобы ребенок чувствовал себя успешным, чтобы у него было желание учиться, оказывать ребенку эмоциональную поддержку, не усугублять сложившуюся ситуацию, проявлять внимание к проб­лемам ребенка. Не нужно разговаривать с ребенком-инвалидом на повышенных тонах, быть с ним очень требовательным. Главное – необходимо оценить возможности ребенка и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится.
Целью психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, обучающихся дистанционно, является обеспечение условий для оптимального развития и успешной интеграции их в социуме, помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.
Педагоги, консультирующие родителей, должны сообщить им, что трудности в обучении детей с ОВЗ не всегда являются результатом нерадивости или лени ребенка, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены совместно. Как можно раньше нужно начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка с ОВЗ.
Таким образом, дистанционное обу­чение детей с ограниченными возможностями здоровья можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны учителей и специалистов разного профиля.

О.А. БАЖАНОВА,
учитель-дефектолог Республиканского центра дистанционного образования
детей-инвалидов на дому (с. Дуван Дуванского района)

Дистанционное консультирование и обучение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

C 2016 года на территории Российской Федерации осуществляет деятельность Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (ФРЦ РАС). Информация о деятельности ФРЦ РАС размещена на официальном портале в сети «Интернет»: http://autism-frc.ru.

«Инклюзивное и специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей—инвалидов»

2018-2019 учебный год

В 2018-2019 учебном году услугу дошкольного образования в Пермском крае в получали 8411 детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и 1209 детей-инвалидов, в системе школьного образования Пермского края обучалось 23228 детей с ОВЗ (в том числе 4053 со статусом «ребенок-инвалид») и 1566 детей-инвалидов без статуса «ребенок с ОВЗ».

9272 обучающихся с ОВЗ (40% от общего количества, в том числе, 495 детей-инвалидов) и 1566 детей-инвалидов без статуса «ребенок с ОВЗ» обучались в составе общеобразовательных классов в системе общего образования. Необходимо отметить систематический рост количества детей указанных категорий в «обычных» школах: с 2016 г. оно выросло на 47%.

Совместное обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов со здоровыми сверстниками осуществлялось почти в 600 школах края.

В 2018-2019 учебном году в Пермском крае функционировали 53 отдельных организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, а также 6 дошкольных образовательных учреждений для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

На уровне дошкольного образования образовательная деятельность в форме инклюзивного образования была организована в 741 инклюзивной группе в 263 дошкольных образовательных организациях, в которых в среде здоровых сверстников получали услугу дошкольного образования более 2000 детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

С целью включения в социальное пространство и оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, не посещающим детские сады, на базе муниципальных дошкольных образовательных организаций созданы службы ранней помощи и лекотеки.

Всего в муниципальных районах и городских округах Пермского края функционировало 26 лекотек и 84 службы ранней помощи.

С целью развития дошкольного инклюзивного образования в крае создана рабочая группа по инклюзивному образованию детей дошкольного возраста. В рамках деятельности данной рабочей группы осуществляется апробация адаптированных образовательных программ для детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, для детей с умственной отсталостью и нарушениями слуха.

309 детей, нуждающихся в длительном лечении, обучались в медицинских организациях. 12 апреля 2018 г. состоялось открытие инновационного учебного класса в онкогематологическом отделении ГБУЗ ПК «Краевая детская клиническая больница».

В рамках организационного, информационного, методического сопровождения деятельности по апробации введения федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ за счет средств бюджета края осуществлялось сопровождение 3 инклюзивных школ (МАОУ «СОШ 114» г. Перми, СОШ ЗАТО Звездный, МАОУ «СОШ № 14» г. Березники), которые, в свою очередь, являются стажировочными площадками для других общеобразовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное образование.

С 1 сентября 2018 г. в инновационном режиме начата реализация вариативной формы инклюзивного образования «Ресурсный класс» в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 47» г. Перми.

Цель работы ресурсного класса — постепенное включение учащихся в работу обычных классов в индивидуальном режиме по срокам, продолжительности пребывания в обычном классе и по выбору уроков, на которые ребенок будет ходить.

В школе в специально оборудованном помещении располагается ресурсный (1 «р») класс, в котором обучаются 6 детей с умственной отсталостью и сложной структурой нарушения (в сочетании с расстройствами аутистического спектра, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха).

С целью развития процессов социальной интеграции детей с ОВЗ и детей-инвалидов в 2018 году для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов организованы и проведены 2 краевые конференции: II исследовательская конференция для детей с ограниченными возможностями здоровья «Нет ничего невозможного. » и IV краевая конференция «Хочу все знать!» для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития.

Доступная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов по состоянию на 1 января 2019 г. создана в 308 школах Пермского края (41,6% от общего числа школ), в 186 детских садах (40,3% от общего числа детских садов), и 50 учреждениях дополнительного образования (42,7% от общего числа учреждений дополнительного образования).

С использованием дистанционных технологий по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, адаптированным основным общеобразовательным программам на дому обучались 158 детей-инвалидов в 99 общеобразовательных учреждениях. Обучение осуществляли 312 подготовленных педагогов.

Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяются индивидуально на основании рекомендаций специалистов.

Осуществляют деятельность 8 муниципальных центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в гг. Пермь, Березники, Лысьва, Кунгур, Горнозаводск, Краснокамск, Верещагино, Чусовой, а также государственное казенное учреждение Пермского края «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

Центры осуществляют работу по следующим направлениям:

— психолого-педагогические консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

— коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия;

— помощь обучающимся в профориентации;

— помощь обучающимся в социальной адаптации;

— психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимися потерпевшими или свидетелями преступления и др.

На территории Пермского края на базе краевого центра художественного образования «Росток» создан Координационный центр организационно-методического сопровождения работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в системе дополнительного образования (далее — центр).

Функциями центра являются сопровождение запроса субъектов организации работы с детьми с ОВЗ, детьми инвалидами; транслирование эффективных практик, способствующих расширению возможностей выбора вариантов реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ, детей-инвалидов через организацию научно-практических мероприятий (семинаров, конференций, мастер-классов, круглых столов, творческих лабораторий).

В крае создано несколько центров, где дети-инвалиды и дети с ОВЗ могут заниматься физической культурой и спортом. Одним из таких центров является государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Краевой центр физической культуры и здоровья», на базе которого работает структурное подразделение «Спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва им. А.В. Третьякова», предоставляющее детям-инвалидам возможность заниматься шахматами, лыжными гонками, баскетболом, настольным теннисом, легкой атлетикой.

Обучение по вопросам, связанным с особенностями получения профессионального образования лицами с ОВЗ и инвалидностью, ежегодно за счет средств краевого бюджета проходит не менее 25 педагогических и административных работников профессиональных образовательных организаций.

Созданы базовые профессиональные образовательные организации, обеспечивающие поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов: Пермский филиал Краснокамского политехнического техникума и Лысьвенский политехнический колледж.

Информация о профессиональном образовании
лиц с инвалидностью и ОВЗ в Пермском крае

Профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – лица с ОВЗ) осуществляется по 30 различным профессиям со сроком обучения 10 месяцев, 1 год 10 месяцев и 2 года 10 месяцев, в 25 государственных профессиональных образовательных учреждениях

(далее – ПОУ), подведомственных Министерству образования и науки Пермского края (далее – Министерство), и 9 филиалах данных учреждений в 25 муниципальных районах (городских округах) Пермского края.

Это такие профессии как: каменщик, маляр строительный, штукатур, портной, столяр строительный, плотник, слесарь-сантехник, обувщик по ремонту обуви, оператор швейного оборудования, швея, повар, кондитер, садовник, рабочий зеленого хозяйства, печник, слесарь-ремонтник, переплетчик, паркетчик, пчеловод, изготовитель художественных изделий из дерева, официант, бармен, тракторист слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, стекольщик, парикмахер, продавец продовольственных товаров, облицовщик-плиточник, оператор швейного оборудования, слесарь по ремонту автомобилей, токарь, тракторист. Министерство ежегодно расширяет перечень профессий для обучения лиц с ОВЗ и, реагируя на запросы работодателей, оптимизирует его.

Ежегодно количество обучающихся с ОВЗ составляет порядка 2000 человек. Так на обучение в 2018-2019 учебном году в 25 ПОУ принято 1022 абитуриента с ОВЗ; контингент обучающихся с ОВЗ на 2018-2019 учебный год – 1841 человек.

Ограничением при выборе направления подготовки (профессии или специальности) для граждан, имеющих статус «инвалид», является вид ограничения здоровья, т.е. абитуриент с инвалидностью может выбрать любую профессию или специальность, реализуемую в ПОУ Пермского края, если ему это позволяет состояние здоровья. В основном данная категория граждан выбирает для обучения следующие направления подготовки: «Информатика и вычислительная техника», Сестринское дело», «Промышленная экология и биотехнологии», «Техника и технологии наземного транспорта», «Экономика и управление», «Гуманитарные науки».

В 2017-2018 учебном году в 53 ПОУ Пермского края и 5 филиалах этих учреждений по 27 направлениям подготовки (по специальностям
и профессиям) обучалось 448 студентов, имеющих статус «инвалид».

Для обучения в 2018-2019 учебном году 52 колледжа и техникума Пермского края осуществили прием 222 абитуриентов с инвалидностью (по специальностям и профессиям) контингент 472 студента, имеющих статус «инвалид».

Для обеспечения качественного и доступного образования для лиц
с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью Министерством в рамках мероприятия «Формирование доступной среды среднего профессионального образования для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» государственной программы Пермского края «Развитие образования и науки», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 4 октября 2013 г. № 1318-п, осуществляется ряд мероприятий по созданию «доступной среды» в государственных профессиональных образовательных учреждениях, отнесенных к ведению Министерства.

Ежегодно, начиная с 2013 года, «доступная среда» создается не менее, чем в трех ПОУ, которые получают субсидию из средств бюджета Пермского края, общий объем которой составляет 5550,0 тыс. руб. На данные средства реализуются следующие мероприятия: оборудуются входные группы, устанавливаются пандусы и специализированные санитарные узлы; расширяются дверные проемы; приобретается специализированное учебное оборудование (лестничные подъемники, интерактивные доски, многофункциональные устройства, стационарные увеличители, автоматизированные рабочие места и др.), специализированная мебель и пр.

В 2018 году формирование доступной среды проведено в четырех ПОУ

Пермского края: ГБПОУ «Кудымкарский педагогический колледж», КГАПОУ «Пермский техникум промышленных и информационных технологий», ГБПОУ «Соликамский технологический колледж», ГБПОУ «Пермский химико-технологический техникум».

На сегодняшний день обеспечена доступность зданий 29% от всех ПОУ, расположенных на территории Пермского края.

Кроме того, с целью создания условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Пермский край активно привлекает федеральные средства.

На средства субсидии из федерального бюджета и софинансирования из бюджета Пермского края на создание в Пермском крае базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов (далее – БПОО), проведено повышение квалификации педагогических работников БПОО на тему особенностей реализации инклюзивного профессионального образования, приобретено специализированное оборудование для реализации инклюзивного профессионального образования (лингафонные классы для слабовидящих и слабослышащих, радиокласс, портативные дисплеи Брайля, стационарные видеоувеличители, интерактивные доски, устройства дистанционного тестирования и др.). Разработана и реализуется программа развития БПОО. Общий объем средств, направленных на реализацию данного направления, составил 6 072,00 тыс. руб. На данный момент в Пермском крае созданы и действуют две БПОО – в ГБПОУ «Краснокамский политехнический техникум» и в ГБПОУ «Лысьвенский политехнический колледж».

В рамках пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в 2017 и в 2018 годах приобретено специализированного оборудования для реализации инклюзивного профессионального образования инвалидов базовыми профессиональными образовательными организациями, обеспечивающими поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов, на сумму 3000,0 тыс. рублей ежегодно.

Для повышения доступности и качества среднего профессионального образования специалисты ПОУ, обучающие лиц с ОВЗ и инвалидностью, разрабатывают и реализуют адаптированные образовательные программы
и учебно-методические комплексы, с учетом психофизических особенностей «особых» студентов.

На регулярной основе в Пермском крае ведется работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников
и специалистов системы среднего профессионального образования
по вопросам инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ. В 2018 году за счет средств Министерства обучено 25 педагогических и руководящих работников профессионального образования по теме: «Инклюзивный подход в профессиональном образовании. Моделирование образовательного пространства».

Сопровождение семейной формы воспитания детей с ОВЗ

Психолого –педагогическое сопровождение семейной формы воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Мероприятия по сопровождению семейной формы воспитания

Консультационная деятельность
по сопровождению семейной формы воспитанияМедиатека по
00 сопровождению семейной 00
формы воспитания
  • Ознакомительная мини-экскурсия «Доверие залог успеха» ( проводится в специалистами МБДОУ№46 в сентябре – октябре или в течении года по предварительной договорённости)
  • При посещении детского сада осуществляется психолого – педагогическое сопровождение родителей и детей с ОВЗ.(проводится специалистами МБДОУ№46)
  • Посещение семей детей с ОВЗ на дому “Навещаем малышей”.(проводится специалистами МБДОУ№46 по предварительной договорённости с родителями детей с ОВЗ)
  • Клуб психологического здоровья для родителей «Солнце на ладони».(проводится в первый четверг месяца в 16.00).
  • Занятия в клубе для детей и родителей «Вместе с мамой».(совместные занятия проводятся с использованием элементов песочной терапиив третий четверг месяца в 16.00).
  • Организована психолого- педагогическая библиотека «Советы психолога». В рамках организации которой проводятся тематические выставки развивающей и научной литературы (часы работы библиотеки ежедневно с 12 .00 до 13.00 или по предварительной записи т. 8(49232) 5-35-96.
  • Диагностическое обследование детей с ОВЗ.(проводится педагогом -психологом МБДОУ№46 по предварительной договорённостис родителями детей с ОВЗ о направленности диагностического обследования, дате и времени проведения).
  • Проведение психолого-педагогического индивидуального консультирования родителей детей с ОВЗ (проводится педагогом-психологом каждый понедельник с 15 до 16.00 или по предварительной договорённости т. 8(49232) 53596.
  • Проведение дистанционного консультирования.(дистанционное консультирование проводится по обращениям граждан всеми специалистами МБДОУ №46 ).

В рамках организации психолого –педагогического сопровождения семейной формы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ№46 запланированы просветительско -профилактические мероприятия со всеми участниками образовательного процесса в МБДОУ№46

  • Семинары-практикумы и презентации для педагогов и сотрудников МБДОУ№46
  • Тематические встречи и презентации для родителей воспитанников МБДОУ№46
  • Создана медиотека “Цветик Семицветик” для совместного просмотра детей и родителей по развитию у детей толерантного самосознания.(Открыть ссылку для просмотра)

Сем ья – это первоисточник всего, что вкладывается в воспитание и формирование личности ребенка. Воспитание ребенка – с ОВЗ не должно пугать своей сложностью. Главное это то, чтобы ребенок не чувствовал свою неполноценность. Если родители будут относиться к нему как к обычному ребенку, то и он будет чувствовать себя замечательно и не обращать внимание на свой недуг. Воспитывайте вашего ребенка так, как здорового ребенка. Поощряйте и наказывайте ребенка наравне с другими детьми, не выделяйте его. Создайте условия, при которых ребенок будет жить со здоровыми людьми и чувствовать себя на равных. Развивайте в ребенке чувство самостоятельности, ведь ему надо будет учиться дальше и работать. Не проявляйте жалость к ребенку, а самое главное, его необходимо окружить любовью и заботой. Выполняя эти рекомендации, Вы поможете Вашему ребенку расти без комплекса неполноценности и не будете в нем взращивать самовлюбленность.

Консультационный пункт для родителей

На базе МБДОУ №46 открыт БЕСПЛАТНЫЙ консультационный пункт психолого-педагогической поддержки развития детей в возрасте (от 2 месяцев до 8 лет), не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

  • График работы консультационного пункта для родителей (законных представителей) воспитывающих детей на дому (открыть ссылку)
  • Записаться на консультацию можно по т. 8 (49232) 5-35-96 или через электронную почту o.b.vykolova@yok33.ru и онлайн-приёмную .
  • Посещение МБДОУ №46 осуществляются строго по предварительной записи и при предоставлении официальных документов.

Индивидуальное консультирование родителей детей с ОВЗ

Ответственные специалисты

Инструктор по физической культуре

Дистанционное консультирование родителей

Получить дистанционную консультацию специалистов МБДОУ№46 вы можете воспользовавшись различными формами общения

  • Дистанционная консультация
  • Электронное общение со страниц сайта МБДОУ№46

Воспользоваться данными формами обращения вы можете через форму обратной связи и через электронную почту заведующего МБДОУ №46 o.b.vykolova@yok33.r

  • Видео – консультация онлайн

Данная форма взаимодействия применяется при длительном нахождении ребёнка с ОВЗ на стационарном и амбулаторном лечении, карантине и реабилитации. Консультация осуществляется через глобальную сеть интернет по программам Skype Viber, WhatsApp, (скайп, вайбер, вацап ). Видео-звонки носят социальный характер и осуществляются на безвозмездной основе. Родители в ходе консультации имеют возможность реального общения со специалистами МБДОУ, делятся возникшими трудностями, получают психологическую и педагогическую поддержку в виде советов и рекомендаций.

* А дрес в Skyre педагога-психолога Маровой Наны Михайловны n-tiger@mail.ru

«ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»

Правило 1. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности. Ни в коем случае не стоит стыдиться своего ребенка.

Правило 2. Чаще хвалите ребенка. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте, давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, что не вышло, в другой раз получится”.

Правило 3. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким – с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите или тетя Дуся из соседней квартиры? Почему их мнение для вас так важно?

Правило 4. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше. Правильная помощь и в нужное время принесет успех и радость и ребенку, и тем, кто ему помогает. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.

Правило 5. Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно, ни в чем не виноват. И что он нуждается в вас и вашей любви к нему. Не замыкайтесь в своем мире. Не бойтесь говорить о своем ребенке. Как показывает опыт, люди в своем большинстве гораздо более терпимы, чем это кажется на первый взгляд. Заставьте друзей принять вашего ребенка таким, какой он есть. Найдите новых друзей, которые примут вашего малыша со всеми его чудачествами. Общение с другими людьми, детьми, возможно, поможет вашему ребенку в будущем. Не умея самостоятельно строить отношения с людьми, общаться, он возьмет вас и ваших друзей за образец.

Правило 6. Ребенок не требует от вас жертв. Жертв – требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, кое от чего и придется отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.

Правило 7. Рассказывайте о них – пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход! Кроме того, семьям полезно общаться между собой. При таком общении не редко родители перестают чувствовать свое одиночество, свою обособленность и особенность. Ощущение того, что существуют семьи с такими же проблемами, не редко приободряет, а семьи, прошедшие этот путь раньше могут помочь советом по уходу за ребенком. Родители, общаясь между собой не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других. В результате такого общения налаживаются новые дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки.

Медиатека видео занятий для детей с ОВЗ

Читайте также:  Специфика работы логопеда в 1 классе
Ссылка на основную публикацию