Динамические паузы на уроках

Динамические паузы на уроках

Вашему вниманию предлагаются динамические паузы — набор упражнений для детей младшего школьного возраста. Задания развивают мелкую и общую моторику, координацию движений, переключаемость внимания.

Поочередно быстро соединять в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д. Проба от указательного пальца к мизинцу и от мизинца к указательному. Правой рукой, левой, двумя одновременно.

2. «Кулак – ребро – ладонь»

Три положения последовательно сменяют друг друга:
ладонь на столе – кулак – ладонь ребром – снова ладонь на столе.
Правой, левой, двумя руками вместе. (8-10 раз). Если трудно, то команды голосом.

Ребро правой ладони упирается в середину левой ладони. Затем смена: ребро левой ладони в середину правой. (8-10 повторений.)

Ладонь – кулак. Правая ладонь касается кулака левой руки, затем левая ладонь касается кулака правой. (6-8 раз.)

Чередуется упражнения «пирожки» — «ладонь-кулак» — «пирожки» — «ладонь-кулак».

Сделать замок руками:

– открыть, закрыть замок;
– подвигать пальцами;
– нарисовать фигуры замком большие и маленькие.

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок, вывернуть к себе (обратный замок). Затем:

– вначале одной рукой (все пальцы), затем другой;
– пальцы обеих рук (указательные, мизинцы и т.д.);
– отдельные пальцы, т.е. поднимается тот палец, который называется.

8. «Зеркальное рисование»

Вариант №1: рисование в воздухе цифр, букв, слов, предметов (двумя руками одновременно).
Вариант №2: рисование на бумаге двумя руками одновременно.

9. «Поглаживание – похлопывание»

Правой рукой поглаживаем себя по голове: «Молодец!», левой – постукиваем по животу: «Как я наелся!». Затем – смена рук (2-3 раза).

10. «Пила – молоток»

Правой рукой – пилим дрова, левой – забиваем гвозди.
Потом руки поменять (2-3 раза).

Левой рукой взяться за кончик носа, правой – за мочку противоположного уха. Затем отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «наоборот». Повторить (3-5 раз).

12. Игра: «Нос, лоб, ухо»

Поочередно называются и показываются: «Нос, лоб, ухо».
Затем называется одно, а показывается другое. Необходимо показывать то, что называется. Показ можно осуществлять одной, либо двумя руками.

13. Игра: «Плыл по морю пароход»

Ведущий говорит текст, постепенно добавляя действие:

Плыл по морю пароход и вёз:
– ножницы (правая рука: указательный и средний палец).

Плыл по морю пароход и вёз:
– ножницы, веера (левая рука: кисть — веер).

Плыл по морю пароход и вёз:
– ножницы, веера, ножные швейные машинки (перекаты стопами с пятки на носок и обратно).

Плыл по морю пароход и вёз:
– ножницы, веера, ножные швейные машинки, китайские болванчики (движения корпусом и головой влево – вправо).

14. «Чтоб ладошку захватить, нужно очень ловким быть»

Упражнение в парах. Задача: первый человек пытается хлопнуть по ладони второго, а второй – убрать ладонь, чтоб не хлопнули по ней. Варианты:

– ладонь 2-го ученика лежит на ладони 1-го;
– ладонь 2-го участника находится между ладонями 1-го.

15. Зарядка сидя

1) Упражнения для ног:
• Ноги вместе вперед – вместе назад – поставить (3-4 повторения).
• Поочередно одна нога назад другая вперед – затем наоборот – поставить (3-4 повторения).
• Ножницы ногами – поставить (3-4 повторения), высота подъёма ног может меняться в зависимости от физических и возрастных особенностей детей.
• Две ноги вместе вправо – вместе влево – поставить (3-4 повторения).
• Перекаты с пятки на носок – две ноги вместе (3-5 раз).
• Перекаты с пятки на носок – одна нога на носке, другая на пятке, поочередная смена положения ног(3-5 раз).

2) Скручивания и потягивания:

• Сидя потянуться вверх, посмотреть на кисти рук (3-5 раз).
• Кисти рук на уровне груди: локти развести в стороны, лопатки соединить (3-5 раз).
• Посмотреть в тетрадь соседу сзади, через правое и через левое плечо, поворачивая только корпус (2-3 раза).
• Посмотреть на свои ноги с левой и с правой стороны (3-5 раз).
• Встать – сесть на место (4-5 раз).

3) Упражнения для головы и шеи:
• Движения головой вверх — вниз, влево — вправо.
• Потянуться ухом к двери, подслушать, что там твориться.
• «Гуси» — потянем шею вперед, вернуться на место (3-5 раз).
• Круговые движения головой в одну сторону и в другую.

16. Гимнастика для глаз

Движения глазами без движений головой:

• Зажмуривание глаз и расслабление (3-5 раз).
• Вверх – вниз (3-5 раз).
• Влево – вправо (3-5 раз).
• Нарисовать круги глазами (влево и вправо по 2 круга).
• Нарисовать глазами горизонтальную восьмёрку.
• Нарисовать глазами вертикальную восьмёрку.
• Посмотреть на свой палец, на учителя (можно на доску).
• Проследить глазами за последовательностью рисования изображения (варианты рисунков могут быть различными).

Иконникова Марина Сергеевна,
учитель-логопед МДОУ №21 Детский сад Белоснежка,
город Березовский (Кемеровская обл.)

Методическая разработка упражнений для проведения динамических пауз на уроках в начальной школе

Класс: 4

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Упражнения на расширение зрительно-пространственной активности
  1. Использование разного рода фигур и линий, по которым дети «бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмёрка, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещённые линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобном месте (над доской, на боковой стене, на потолке класса). По просьбе учителя дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Упражнение выполняется стоя.
  2. Работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры и др. (размер изображённых предметов от 1 до 3 см). По просьбе учителя дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, записанных на карточках, предложения и т.д.
Гимнастика для глаз по методу Г.А.Шичко

Пальминг

Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (и правой, и левой руки) – на переносице, как мостик очков. Ладони на глазах должны лежать так, чтобы не было ни единой дырочки, и глаза совсем не чувствовал света. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начинает казаться, что вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.

Вверх-вниз, влево-вправо

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считать до 10.

Круг

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Квадрат

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Рисование носом

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока).

УПРАЖНЕНИЯ, КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ОСАНКУ

Равновесие. Учитель предлагает детям проверить свою осанку. Упражнение может выполняться как сидя, так и стоя. Ребёнок садится прямо, распрямляет плечи, кладёт себе на голову дневник или тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считает до 10.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Дыхательная медитация

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох.

Шарик

Учитель предлагает детям представить, что они – воздушные шарики. На счёт: 1,2,3, 4 – дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.

Каша кипит

Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить не менее 8 раз.

Ветерок

Поднять голову вверх – вдох. Опустить голову на грудь – выдох (подул тихий ветерок).

Поднять голову вверх – вдох. Опустить и сдуть «ворсинку» (подул нежный ветерок).

Поднять голову вверх – вдох. Опустить и задуть свечи (подул сильный ветерок).

Физкультминутки

Введение в урок.

Сели прямо! Ножки вместе!
Ручки полочкой на стол!
Начинаем разговор.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
Ну-ка в сторону карандаши.
Ни линеек, ни ручек, ни мела.
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!

Таблица умножения
Достойна уважения
Она всегда во всем права
Чтоб не случилось в мире, –
А все же будет дважды два
По прежнему – четыре.

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.

Гимнастические упражнения (зарядка)

Каждый день зарядку делай –
Будешь сильным, будешь смелым.
На зарядку становись!
Руки вверх! Руки вниз!
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
От зарядке становись крепче,
Становись крепче и сильней!

Солнце глянуло в кровать…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть повыше,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку!

Физминутки

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в сторону пошире развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

Мы в строю шагаем браво,
Мы науки познаем.
И налево, и направо,
И, конечно же, кругом.
Это – левая рука,
Это – правая рука,
Ох, наука не легка!
Это – левая нога,
Это – правая нога,
Ох, наука не легка!

Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше!

Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри (Руки в стороны).
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглянемся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!

По дорожке, по дорожке,
Скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке,
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте)
На лужайке, на лужайке,
Мы попрыгаем как зайки, (Прыжки на месте).
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте).

Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Монетки, видно, не нашел.

Чтоб монетки нам достать,
Надо на носочки встать.

С кустика достать монетку,
Закопать их в поле редко,
Чтобы выросли они.

Пчелки в домиках сидят,
И в окошечки глядят.
Порезвиться захотели,
Друг за другом полетели,
Полетели, прилетели,
И на место тихо сели.

Помахали мы крыльями,
Покружились над полями,
А теперь мы стали львами
Покачали головами:
Зарычали друг на друга
Замолчали от испуга.

Поднимите плечики,
Прыгайте кузнечик,
Прыг, скок, прыг, скок,
Сели травушку покушали,
Тишину послушали.

Топай, мишка,
Хлопай, мишка,
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся и семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого пальца.

КАПУСТА

Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание полушек пальцев, потирать кулачок о кулачок, сжимать и разжимать кулачки.

ЛОДОЧКА

Две ладошки я прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, –
Это лодочка моя.
Паруса я подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным, по волнам
Плывут рыбки тут и там.

На первые две строчки две ладони соединить лодочкой и выполнить волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

ЦВЕТКИ

Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.

Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулаки, покачивают кулачками вперед-назад.

СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.

На первые две строчки – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки – поочередное сгибание пальчиков, начиная c большого.

Проверка настроя детей на урок

Офтальмотренажёр

Приемы, которые я использую для снижения напряжения:

– Путешествуем со звездочкой: 1 клетка вверх, 1 клетка вправо. Задание: найди значение выражения там, где остановилась звездочка (или назови геометрическую фигуру).

– 2 клетки влево. Найди значение выражения, и т.д. (назови геометрическую фигуру). Чтобы сохранить зрение детей, я их пересаживаю на другой ряд.

«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

Архив журнала

Август 2020

ПнВтСрЧтПтСбВс
« ИюлСен »
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Рубрики

  • ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ИЗ ПРАКТИКИ МЕТОДИСТА
  • ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ
  • ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
  • ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ
  • ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
  • ИСПАНСКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ
  • ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
  • ИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФОБРАЗОВАНИЯ
  • КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК
  • МАСТЕРСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ ЭССЕ
  • МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
  • НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ
  • НОВОСТИ
  • НОВЫЕ УМК
  • ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  • ОПЫТ РЕГИОНОВ
  • ОТ РЕДАКЦИИ
  • ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
  • ПАМЯТИ УЧИТЕЛЯ
  • ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО КОДА
  • ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
  • ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
  • ПРОСВЕЩЕНИЕ БЕЗ ГРАНИЦ
  • ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
  • РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ
  • РЕСУРСЫ УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ
  • РУССКАЯ ШКОЛА ЗА РУБЕЖОМ
  • РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ
  • СОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК
  • СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
  • ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
  • ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТА
  • ТОЧКА ЗРЕНИЯ
  • ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ
  • ЯЗЫК: ПРАКТИКА И КОНСУЛЬТАЦИИ

Участникам

  • Войти
  • RSS записей
  • RSS комментариев
  • WordPress.org

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ПАУЗ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ

Статья посвящена вопросам создания здоровьесберегающих условий обучения. Автор предлагает использовать на уроках английского языка динамические паузы, что способствует улучшению психоэмоционального состояния учащихся, удовлетворяет естественную потребность детей в движении, снимает утомляемость и помогает изучать новые слова и фразы в интересной форме. Автор приводит примеры аутентичных песен и поясняет, что к любой программной теме можно подобрать соответствующий видеоролик.

Автор: Филашова Оксана Анатольевна
Место работы: МАОУ Домодедовская гимназия №5
Должность: учитель английского языка

Цель работы: представить успешные педагогические приемы создания здоровьесберегающих условий обучения для учащихся разных возрастных групп.

Задачи работы: рассмотреть актуальность данного вопроса в условиях современных требований к обучению; проанализировать преимущества использования динамических пауз (action songs) на уроках английского языка, предложить конкретные примеры песен для учащихся разных возрастов и обосновать выбор данных музыкальных композиций, продемонстрировать собственный опыт по использованию музыкальных физкультминуток на уроках (видеоролик).

Ожидаемые результаты: систематическое использование динамических физкультминуток способствует:

1) улучшению психоэмоционального состояния учащихся;
2) снятию утомляемости, стресса и страхов;
3) изучению новых слов, фраз, грамматических структур с удовольствием с помощью аутентичных источников;
4) повышению мотивации к обучению;
5) повышению уверенности в своих силах.

Здоровье — это самый драгоценный дар, который человек получает от природы. Если человек здоров, то он счастлив, он с удовольствием учится и работает. Формирование жизнеспособного и здорового подрастающего поколения — одна из главных задач государства. Кроме того, состояние здоровья — это главный показатель благополучия государства, демонстрирующий не только ситуацию в настоящем, но и дающий прогноз на будущее.

У слова «здоровья» существует множество определений. Но если мы обратимся к данным Всемирной организации здравоохранения, станет ясно, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов. Однако данное понятие по отношению к современным школьникам в последние годы все чаще звучит в отрицательном значении. С каждым годом количество детей с повышенной утомляемостью, ослабленным зрением, слабой нервной системой увеличивается. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по охране здоровья, оптимального использования материальных, интеллектуальных и творческих ресурсов школьных учреждений. С первых дней жизни здоровье детей зависит от микросоциума. Этот факт накладывает особую ответственность на школу.

По словам В.А. Сухомлинского, «забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя, от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В этих условиях очевидна значимость работы по формированию, укреплению, сохранению и обогащению здоровья детей, родителей и педагогов. В связи тем, что образовательные учреждения ориентированы на создание благоприятного здоровьесберегающего пространства, современные педагоги находятся в поиске новых методов и приемов, адекватных возрасту школьников разных возрастных групп. В целях оздоровления необходимо выстраивать урок таким образом, чтобы была удовлетворена естественная потребность детей в движении. Недостаток физической активности и информационная перегруженность школьников имеет ряд последствий: ученики начинают отвлекаться, падает интерес и внимание, нарушается почерк, снижается работоспособность. При систематическом использовании динамических физкультминуток улучшается психоэмоциональное состояние учащихся, меняется отношение к себе и своему здоровью в положительную сторону.

В своей практике для проведения динамических пауз мы широко используем песни. Специфика такого предмета, как иностранный язык, позволяет подбирать песни для физкультминуток (action songs) под любую лексическую и грамматическую тему. То есть, есть возможность проводить динамические паузы с пользой для обучения. Этот прием имеет ряд достоинств.

Во-первых, когда дети слышат целые предложения, они подсознательно впитывают грамматику и синтекс. Это простой способ узнать и запомнить слова и фразы.

Во-вторых, учащиеся слышат лексические единицы в естественном и значимом контексте, а не изолированные слова или предложения.

В-третьих, в отличиe от обычного текста, песню можно использовать много раз, дети не устанут напевать ее даже в течение нескольких месяцев.

Кроме того, песни способствуют развитию и совершенствованию навыков аудирования. Дети слушают текст песен с правильной интонацией и ударениями английского языка, что способствует улучшению произношения и беглости речи детей. А интеграция музыки и действий делает урок более интересным и захватывающим. Обучающие песенки помогают вовлечь и заинтересовать всех обучающихся: кинестетики будут использовать свое тело, в то время как аудиалы находятся в процессе аудирования, а визуалы наблюдают за остальными учащимися и видеорядом на экране или карточках, относящихся к сюжету песни.

Следующим преимуществом, но не менее весомым, является тот факт, что использование музыки улучшает атмосферу на уроке, приносит заряд энергии и интерес к жизни, привлекает внимание детей и мотивирует их в их стремлении изучать английский язык.

Использование песен на уроке – это способ для детей слушать и практиковать английский язык, присоединяясь к группе, когда они могут, не выделяясь, и постепенно достигая все больших результатов с каждым прослушиванием. Это огромный импульс в формировании уверенности. Мы знаем, как песни легко запоминаются, а это именно то, что нам нужно при изучении иностранного языка.

Одной из проблем, с которой сталкивается каждый педагог, это то, как привлечь и удержать внимание учащихся. Музыка помогает «управлять» классом. Таким образом, песни позволяют учащимся слышать английский язык в контексте, быть сосредоточенным и мотивированным, запоминать слова и фразы и, главное, получать удовольствие от процесса обучения.

Любая программная тема УМК Spotlight Н.И. Быковой, Д. Дули, М.Д. Поспеловой, В. Эванс позволяет подобрать веселые песенки для динамической паузы. Работая во 2 классе с детьми над темой “My body”, мы используем видео «Reindeer Hokey», которое помогает изучить такие слова по теме, как «nose», «tail», «hoof», «antler», глаголы «put», «shake», «turn», «do» и предлоги «in», «out», «about», «around». Кроме того, эту же песню мы использовали при изучении праздников англоговорящих стран, а именно рождества в Англии. Наряду с этим видео в рамках темы рождества мы прибегали к песне «Jingle Jingle Little Bell», которая помогла отработать прилагательные «fast»,«slow»,«high»,«low».

Что касается среднего звена, лексическое и грамматическое содержание песен усложняется, да и движения должны соответствовать возрасту детей. Так работая в 6 классе над простым прошедшим временем, мы используем аутентичное видео «Swimming song», с помощью которого учащиеся узнают и отрабатывают глаголы в форме прошедшего времени «went», «swam», «did», «was», «saw», «backstroked», «paddled», «snorkeled», «dove», «dried». Безусловно любая песня требует проработки слов и грамматических структур до и/или после прослушивания.

Совсем по-другому обстоит дело в старших классах, где подростки отрицают многие приемы и формы работы, как неинтересные и детские. Поэтому целесообразно применить аутогенную тренировку. Такой вид релаксации проходит в 3 этапа и занимает не более 5 минут продолжительности урока. Работая в 9 классе над темой «Страхи и фобии», актуально использовать данный прием, так как учащиеся учатся быстро приводить свои мысли в порядок и снять стресс не только на уроке английского языка. Учитель приглушает свет, предлагает старшеклассникам занять удобную позу и расслабить мышцы. Для релаксации мы используем видео «This 4-Minute Meditation Will Get Rid of All Your Stress» или «Minute meditation. Your ideal life». Учащиеся под спокойную музыку и звуки природы, прослушивают на английском языке дыхательные упражнения. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Кроме того, мы разучиваем со старшеклассниками песни известных исполнителей.

С точки зрения здоровьесбережения пение хорошо влияет на развитие голосового и дыхательного аппаратов, способствует повышению мотивации к изучению английского языка, так как проявляется не как предмет изучения, а как средство познания.

Таким образом, после 2-3 минут пения, танцев, смешных движений и просто веселья или просто релаксации у ребят появляются силы вернуться к обучению счастливыми, полными энергии и обновленными. Используя оздоровительные динамические физкультминутки на уроках английского языка, мы создаем условия, способствующие повышению работоспособности и эмоционального настроя, снижению утомляемости, а это способствует укреплению здоровья наших детей.

Физминутки в учебном процессе

Физминутки на уроке

Осипович Л.В., учитель начальных классов

Одна из основных задач образовательного процесса в нашей коррекционной школе, соблюдение здоровьясберегающей технологии. Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы, как генетическая обусловленность (в нашей школе учатся дети, имеющие разные степени умственной отсталости), неблагоприятные социальные и экологические условия развития, но в тоже время с негативное влияние на здоровье детей оказывают и школьные факторы.

Одним из основных направлений в деятельности по укреплению здоровья школьников является организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школы. С началом учебного года суточная активность учащихся заметно снижается. Поэтому возникает необходимость мероприятий по организации двигательной активности учащихся и в учебное время. Для этого важно уделить особое внимание проведению физкультминуток на уроках.

Физкультурная минутка или «весёлая минутка» представляет собой небольшой комплекс физических упражнений. Значение физкультминуток и динамических пауз в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить ему активный отдых и повысить работоспособность и настроение учащихся. Даже небольшие двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы ребенка. Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять напряжение.

Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне.

В моём классе учатся дети с нарушения интеллекта и задержкой физического развития, поэтому я провожу физкультминутки не один, а два раза за урок с учётом всех особенностей класса. Это позволяет быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности. В состав динамических пауз и физкультминуток включаю комплексы, состоящие из 3-6 упражнений: 2-3 из которых должны целенаправленно формировать осанку, 2-3 для плеч, пояса, рук и туловища.

Использую разные формы проведения упражнений: с помощью интерактивной доски, магнитофонной записи, стихотворного текста. Во время проведения физкультминуток и динамических пауз учащиеся могут сидеть за партой или стоять около её, находиться в проходах между партами, стоять в кругу.

в работе воспитателя коррекционной школы»

Любая образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм младших школьников, ведь для них характерна неустойчивость нервных процессов. Учащиеся быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

С учётом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья важное место педагоги школы-интерната уделяют проведению физкультминутки для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания.

Первые признаки утомления во время воспитательных мероприятий, самоподготовки в группе служат сигналом к выполнению физкультминуток. Внешними проявлениями утомления является то, что дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внимание, ослабевает память, нарушается почерк, снижается работоспособность. Физкультминутки могут быть использованы всеми воспитателями, особенно в младших классах. Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. В то же время, многие психологи отмечают значимость активных форм деятельности на занятии как условия успешного обучения. Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут и включает комплекс из трех-четырех правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Рекомендуется использовать следующие виды физминуток:

1. Оздоровительно- гигиенические.

2. Двигательно – речевые.

6. Тематические физминутки .

Успешность профессиональной деятельности педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, можно определять, помимо результативности коррекционной работы, сохранностью его собственного психического здоровья и чувством удовлетворенности процессом и результатами своего труда.

Физминутка – это один из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности. Больший эффект будет от сочетания физминуток различного вида. Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.

Требования к проведению физкультминуток:

§ комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания, должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, их результативность;

§ физкультминутка проводится на начальном этапе утомления, положительном эмоциональном фоне, так как более позднее их проведение не дает желаемого результата;

§ предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;

§ для каждого класса необходимо выработать 2-3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать обучающихся в другой режим деятельности.

Большое значение для снятия напряжения имеет зрительная гимнастика. Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

1) игровая коррекционная физминутка;

3) по зрительным тренажёрам;

4) комплексы по словесным инструкциям.

При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка». Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом:

Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Электронные зрительные физминутки

Электронные физминутки несут в себе несколько функций. Основная их цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Дети слушают музыку и следят за движением объектов.

Предложенный вариант электронных физминуток можно использовать на любом уроке для снятия зрительного перенапряжения. Можно предварять их стихами, объясняющими детям, как следует проводить гимнастику для глаз.

Руки за спину, головки назад.

(Закрыть глаза, расслабиться)

Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх)

Головки опустим – на стол погляди.

И снова наверх – где там муха летит?

Глазами повертим, поищем ее.

И снова рисуем. Немного еще.

Тренинг по снятию усталости глаз и улучшению зрения

1. «День—ночь» На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово «день» – открыть глаза на 5 сек. Повторить 5–8 раз.

2. «Сережки» Массировать мочки ушных раковин (зажать мочки уха большим и указательным пальцами).

3. «Буратино» Выполняется сидя. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох. Наклонившись вперед, к стулу, – выдох. Повторить 5–10 раз.

Корригирующая гимнастика для глаз

· Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения):

Моргайте на каждый вдох и выдох.

Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

· «Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии):

Вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз.

· «Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения):

Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

· «Стрельба глазами» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения):

Двигаете глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

· «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз):

Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите, или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

Гимнастика для глаз «Весёлая неделька»

– Всю неделю по – порядку,

Глазки делают зарядку.

– В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

– Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

– В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

– По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

– В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

– Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

– В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

– Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!

ответственный за ведение сайта: Анна Герберг

Игровые динамические паузы

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Игровые динамические паузы

1. Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Оглянулся и пошел.

2. Раз, два — выше голова,
Три, четыре — руки шире,
Пять, шесть — тихо сесть,
Семь, восемь — лень отбросим.

3. Помахали мы крылами,
Покружклись над полями,
А теперь мы стали львами,
Покачали головами;
Зарычали друг на друга,
Замолчали от испуга.

4. Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем —
Крылья сложим назад.

5. Для проведения данной физмикутки используются наглядные.
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов,
И присядем столько раз,
Сколько уточек у нас.
На носочки встанем,
Потолок достанем И тихонько сядем.

6. Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише —
деревцо все выше, выше.

7. Много ль надо нам, ребята, для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата, а на них огромный круг,
А потом — еще кружочки, треугольный колпачок.
Вот и вышел очень-очень развеселый чудачок!

8. Две сороконожки бежали по дорожке,
Бежали, бежали, друг друга догоняли.
Так крепко обняли,
Что еле их разняли!

9. Вот — помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой,
Скачут пальцы как лошадки,
Цок-цок, цок-цок —
Скачет резвый табунок.

12. Зайчик беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки очки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп —
Надо лалочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок, скок, скок, скок —
Надо зайке поскакать.

11. Пчелы в улиях сидят
И в окошечко глядят,
Порезвиться захотели —
Друг за дружкой полетели.

12. 1, 2, 3, 4, 5 —все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть.

13. Вышли уточки на луг: кря-кря-кря.
Прилетел веселый жук: ж..ж-ж.
Гуси шеи выгибают,
Клювом перья расправляют.
Звонко квакает лягушка: кна-кна-кна.
Ветер ветки раскачал: р-р-р.
Зашептал в реке камьпш: ш-ш-ш.

14. Влево наклонись, вправо наклонись.
Вниз опустись — вверх поднимись.
А теперь чуть-чуть попрыгай:
Влево, вправо наклонись И тихонечко садись.

15. Совушка-сова, большая голова,
На суку сидит, головой вертит.
Крыльями — хлоп-хлоп,
Ножками — топ-топ.

16. Учитель входит, надо встать,
Учитель сесть позволит, сядь.
Парта — это не кровать
И на ней нельзя лежать.

17. У оленя дом большой,
Смотрит он в свое окно,
Зайка по лесу бежит,
В дверь к нему стучит.
Стук-стук, мне открой,
Там в лесу охотник злой,
«Зайка-зайка, забегай,
Лапу мне давай».

18. Витя шел, шел, шел.
Белый гриб нашел.
Раз грибок, два грибок
Положил он в кузовок.

19. Маша шла, шла, шла,
Маша ягодку нашла.
Опустилась, подняла —
«Ах, какая ягодка!»

20. Где ваши ладошки?
Тут, тут, тут.
А в ладошках пальчики живут.
Пальчики трудились, не ленились.
Лепили, лепили, рисовали,
Строили, строили, хорошо играли,
А потом, а потом? Устали.

21. А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).
Руки в сторону согнули,
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их.
Оглянулись через правое плечо,
Через левое еще.
Дружно присели,
Пяточгки задели,
На носочки поднялсь,
Опустили руки вниз.

22. Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
Дружно хлопаем,
Ножками топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!

23. Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прьиг-скок, прыг-скок,
Сели травушку покушали,
Тишину послушали.

24. Я на уроке сижу, (два наклона сидя в сторону)
Я читаю и пою, (руки вверх)
Считаю: раз, два, (руки вверх) Я пою, учу слова, (руки вниз)

25. Утром встал гусак на лаггки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил лук
И скорей за парту плюх.

26. Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок сосед.
На пенек зайчата сели
И морковочки поели.

27. А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.
На носки поднялись, а потом — руки вниз.
1, 2, 3 — вот летит ракета ввысь!

28. Руки в стороны — в полет отправляем самолет.
Правое крыло вперед, левое крыло вперед.
1, 2, 3, 4— полетел наш самолет.

29. Наклоняемся вперед, руки в стороны.
Ветер дует, завывает, нашу мельницу вращает.
1, 2, 3, 4— завертелись, закружились.

39. 1, 2— стоит ракета, 3, 4—самолет.
1, 2— хлопок в ладоши, а потом на каждый счет.
1,2, 3,4—руки выше, плечи шире.
1, 2, 3, 4—и на месте походили.
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой — раз, правой — два,
Посмотрите все на нас!

31. Прибежали, прибежали,
Ежики, ежики,
Наточили, наточили,
Ножики, ножики.
Прискакали, прискакали
Зайчики, зайчики.
Ну-ка вместе, ну-ка дружно: «Девочки! Мальчики!».

32. Ванька-встанька
Приседай-ка,
Непослушный ты какой!
Нам не справиться с тобой.

33. Мы писали, мы писали,
А теперь мы тихо встали.
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем,
Теперь пальчики сожмем
И опять писать начнем.

34. Гуси серые летели,
На лужайке тихо сели.
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.

35. Мы умеем быстро бегать,
Любим прыгать и скакать.
1,2,3,4,5—
Ни за что нас не поймать.

36. Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали,
А теперь мы отдохнем И опять писать начнем.

37. Хлопаем в ладошки,
Пусть попляшут ножки.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке —
Устали наши ножки.
Вот наш дом,
Где мы живем.
Ножки накрест — опускайся
И команды дожидайся.
А когда скажу: «Вставай!»,
Им рукой не помогай.
Ножки вместе, ножки врозь,
Ножки прямо, ножки вскользь,
Ножки здесь и ножки там.
Что за шум? Что за гам?

38. На зарядку солнышко поднимает нас —
Поднимаем руки мы по команде: «раз»,
А над нами весело шелестит листва —
Опускаем руки мы по команде: «два!».

39. Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова разрубим,
Приседаем столько раз,
Сколько мячиков у нас.
Сколько покажу кружочков,
Столько сделаем прыжочков.

40. Лучшие качели — гибкие лианры
(дети раскачиваются вперед, вправо, влево).
Это с колыбели знают обезьяны.
Кто-то век качается, да-да-да, (хлопки в ладоши)
Тот не огорчается Ни-ког-да! (прыжки)

41. Топай, мишка,
Хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.

42. — Вы, наверное устали?
-да!
— И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
И, как гуси, зашипели «ш-ш-ш!»:
Пошипели, помолчали
И, как зайки, поскакали.
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.

43. Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.

44. Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и подтянись,
Лапки вверх и лапки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим в припрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!

Динамические паузы на уроках

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад №10»

Подготовила воспитатель ГПД

Пашовкина Евгения Геннадьевна

Новокузнецкий городской округ

Поддержание и укрепление физического здоровья обучающихся напрямую связано с их двигательной активностью.

В оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения естественной потребности в движении. Одним из путей решения проблемы адаптационных возможностей младшего школьника, увеличения продолжительности активного внимания учеников начальных классов, снижения утомления, является оптимизация физической, умственной и эмоциональной активности.

Известно, что продолжительность активного внимания учеников начальных классов составляет 15-20 минут, после 30-35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность, интенсивность и качество работы снижается, при этом половина обучающихся начинает отвлекаться от работы.

Устранить утомление помогает активный отдых, переключение на другие виды деятельности.

С этой целью в учебном процессе широко используются на уроках и во внеурочное время, малые формы физической активности учащихся:

зарядка до занятий;

спортивные часы в ГПД;

Представленные игры могут использоваться для проведения динамических пауз на свежем воздухе или в спортивном зале. Так же их можно использовать в рамках группы продлённого дня.

Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствуют так же улучшению здоровья. К подвижным играм относятся игры, направленные преимущественно на общую физическую подготовку.

Игры доставляют удовольствие, создают хорошее настроение, содействуют укреплению дружбы, взаимопомощи.

Представленные игры просты в применении, не требуют сложного специального инвентаря и оборудования. Эти игры легко и быстро осваиваются как учителями, так и детьми. Каждую из игр можно легко упростить или видоизменить, в зависимости от группы детей и условий. Если заинтересовать детей игрой, они сами научатся заполнять время полезными и увлекательными играми.
Самый ловкий?

По обе стороны площадки выкладывают бруски на расстоянии 60—70 см один от другого. По одной стороне пло­щадки дети бегут, перепрыгивая через бруски, по другой — прыгают попеременно на правой и левой ноге. Дети с небольшим интервалом выполняют задание в колонне по одному. При увеличении коли­чества пособий упражнение проводят в две колонны.

Дети встают в 2—3 колонны. У тех, кто стоит первыми, мяч (мешочек с песком). Они кладут его между колен и по сигналу учителя прыгают на двух ногах к флажку, находящемуся на рас­стоянии 7—8 м. Затем берут мяч (мешочек) в руку, обегают флажок, возвращаются к своей колонне и передают мяч следую­щему игроку. Выигрывает та колонна, которая быстрее выполнит задание.

Дети встают в две колонны перед чертой. У направляющих в руке мешочек с песком. По сигналу учителя они быстрым шагом, держа руки в стороны, доходят до финишной черты (расстояние 6 м). Перешагнув через нее, они бегут к своей колонне, передают мешочек следующему, сами встают в конец строя. Выигрывает колонна, быстрее выполнившая задание.

Играющие распределяются на 2—3 команды. Перед каждой на расстоянии 6—8 м в небольшом круге лежит какой-либо предмет (кубик, обруч). У первых в руке кегля. По сигналу учителя направляющие бегут к кружкам, ставят в него кегли, берут кубик и передают его следующему игроку. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.

Пробеги с мячом.

У каждого играющего мяч. Дети выстраивают­ся в шеренгу, кладут мяч на землю перед собой. По команде учителя они, подбивая мяч ногами (не слишком сильно), передви­гаются на другую сторону площадки.

Проведи мяч.

Ребята выстраиваются в 2—3 колонны. Перед каждым коридор из веревок (ширина 50 см, длина 3 м). У стоящих в колонне первыми – мяч. Надо, ударяя его о пол (землю), провести по коридору, обойти коридор с внешней стороны и передать мячи следующему игроку.

Лягушки в болоте.

С двух сторон очерчивают берега, в середине болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и т e говорят:

Вот с насиженной гнилушки

В воду шлепнулись лягушки.

Стали квакать из воды:

Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная ля­гушка идет в гнездо журавля. После того как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.

Метко в цель.

Посредине площадки проводят черту, на которую ставят 10—12 предметов (кубики, кегли). Играющие распределяют­ся в две равные команды. Первая получает малые мячи, выходят на исходную линию (на расстоянии 5 м от предметов), броса­ет по мишеням. Затем соревнуется вторая команда. Каждая команда бросает 2—3 раза. Выигрывает команда, метко бросавшая в цель.

Быстрые и ловкие.

Играющие распределяются на три команды и встают в колонны у линии старта, в руках у каждого мешочек с песком. Первые бегут к линии финиша (расстояние 10 м), бросают мяч в обруч, расположенный от линии финиша в 3 м, и бегом возвращаются в конец колонны. Следующий начинает бег, как только предыдущий игрок пересечет линию старта. Побеждает ко­манда, которая забросила большее число мячей и быстрее вы­полнила задание.

Бросок.

Играющие распределяются на пары и встают на расстоя­нии 2 м друг от друга. У одного из детей мяч, ударом ноги (правой и левой) он посылает мяч партнеру точно в ноги. Тот уступающим движением ноги останавливает мяч и таким же ударом направляет его обратно.

Ребята распределяются на пары и встают на расстоя­нии 2 м друг от друга по кругу, в середине водящий с мячом. У одного из детей мяч, ударом ноги (правой и левой) он посылает мяч ведущему точно в ноги. Тот уступающим движением ноги останавливает мяч и таким же ударом направляет его обратно.

Играющие разбегаются по всей площадке. На сигнал учителя “Два!” дети образуют пары с любым рядом стоящим. На “сигнал “Три!” встают тройками.

Играющие встают перед натянутой веревкой (на высоте поднятой вверх руки ребенка), в руках у каждого мяч (диаметр 20—25 см). Дети перебрасывают мяч через веревку, пробегают под ней и ловят мяч двумя руками после отскока от земли (пола).

Дети встают в шеренгу на одной стороне площадки. На противоположной стороне чертят линию финиша, за ней спиной к играющим стоит водящий, он громко говорит: “Быстро шагай, смотри не зевай! Стой!” На каждое произносимое слово играющие продвигаются шагом вперед. На последнее слово все останав­ливаются, водящий быстро оглядывается. Тому, кто не успел во­время остановиться, водящий предлагает сделать два шага назад. Затем водящий снова поворачивается спиной и вновь произносит текст. Все продолжают движение. Тот, кто успеет пересечь линию финиша прежде чем будет сказано слово “Стой!”, становится водя­щим. Игра повторяется.

На площадке проводят две лилии на расстоянии 5—7 м (это берега). Играющие выстраиваются в 4—5 звеньев перед первой чертой, в руках у каждого по две дощечки (из фанеры или картона). Надо перебраться через ручей на другой берег, наступая только на дощечки, перекладывая их перед собой. Выигрывает то звено, которое быстрее перебралось на другой берег, не намочив ног.

Играющие разбегаются по всей площадке и на сиг­нал учителя “Лошадки” бегут, высоко поднимая колени. На сигнал “Кучер” — обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Учитель может повторить один и тот же сигнал подряд.

Играющие строятся в две колонны (парами, впереди — водящий). Все хором произносят:

Чтобы не погасло.

Раз, два, три — беги!

С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпу­скают руки и бегут в начало колонн – один слева, другой справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети ус­певают встретиться и взяться за руки. Если водящему удаст­ся это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.

Мороз — Красный нос.

На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посредине площадки встает водящий – “Мороз – Красный нос”. Он говорит:

Я Мороз — Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). За­мороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.

На одной стороне площадки (зала) дети выстраи­ваются в шеренгу, по сигналу учителя надо перебежать на другую сторону с меньшим количеством шагов (чем шире шаг, тем быстрее можно преодолеть дистанцию).

Лиса и куры.

Дети изображают кур. Один из играющих — петух, другой — лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса вни­мательно следит за ними. По указанию учителя (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит: “Ку-ка-ре-ку!” Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейку). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые успели быстро подняться на насест и удержать­ся на нем. После 2—3-кратного проведения игры выбирают других детей на роль петуха и лисы.

Играющие распределяются парами и встают на расстоянии 2—3 м. У каждого клюшка. Несильным движением они перебрасывают шайбу друг другу так, чтобы она скользила по снегу и попадала точно на клюшку партнера.

Участвуют 2—3 команды. Дети выстраиваются в колонны у стартовой линии. Перед каждой на расстоянии 5 м поставлены предметы. По сигналу “Марш” первые в колонне клюш­кой ведут шайбу к предмету, обводят ее вокруг предмета, так же ведя шайбу, возвращаются и передают клюшку следующему в колонне. Побеждает та команда, которая быстро справилась с заданием.

Дети распределяются по трое. Двое из них встают на расстоянии 3 м и перебрасывают мяч друг другу. Третий стано­вится между ними и старается поймать мяч или коснуться его рукой. Если это ему удается, он меняется местами с тем, кто бросал мяч.

Займи свободный кружок.

Игра проводится с подгруппой 8—10 детей. (Если позволяет площадка, то участвуют все дети, распре­деляясь по командам.) Каждый играющий, кроме водящего, чертит кружок (диаметр 50 см) на расстоянии 1,5 м один от другого. Стоя в кружках, дети перебрасывают мяч друг другу (игрокам своей команды). Водящий старается поймать мяч или коснуться его рукой. Если это ему удалось, то учитель дает сигнал, все игроки быстро меняются местами (перебегают из кружка в кружок), водящий старается также занять кружок. Кто не успел это сделать, становится водящим. Игра повторяется.

Эстафета с обручами.

Дети встают в 2—3 колонны. Перед каж­дой колонной на расстоянии 6 м обруч (диаметр 50 см). По команде “Раз, два, три — беги!” первые бегут к обручу, подни­мают его вверх, пролезают в него, кладут на место, бегут к своей колонне, касаются рукой следующего в колонне ребенка, а сами встают в конец строя. Каждый последующий игрок выполняет то же задание. Выигрывает команда, быстрее закончившая эстафету.

Попади в кольцо.

Дети встают за чертой и поочередно забра­сывают мяч (диаметр 20—25 см) в кольцо (на высоте 120—130 см). Выигрывает тот, кто раньше наберет определенное (условленное) число очков.

Заяц без домика.

Участники игры стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепленные вверху руки – это “домики” зайцев. Выбирается двое водящих – “заяц” и “охотник”. Заяц убегает от охотника, при этом он может спрятаться в домик, т.е. встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится зайцем и убегает от охотника. Если охотник осалил зайца, то они меняются ролями.

На противоположных сторонах площадки отмечают место “норы”, где от щуки прячутся караси. Щука живёт в камышах. Перед началом игры все караси собираются в одной норе. По сигналу они выплывают из укрытия и стараются перебраться на противоположную сторону реки. Щука выходит на охоту. Пойманные караси из игры не выходят, а берут друг друга за руки и встают на середину игровой площадки, образуя сеть. Пойманных становится всё больше, сеть – все длиннее. Тогда из сети делают корзину, играющие встают в круг. Участники игры при перебежке обязательно забегают в корзину. Игра заканчивается, когда переловлены все караси.

Воробьи и кошка.

Чертится большой круг диаметром 3-4 м (или выкладывается шнур). Один из детей – кошка, сидит в середине круга. Все остальные – воробьи, становятся за чертой круга. Воробьи по сигналу учителя прыгают в круг и выпрыгивают из него. Кошка неожиданно вскакивает и старается поймать не успевших выпрыгнуть из круга. Пойманный выходит из игры. Когда кошка поймает 2-3 воробьев, выбирается новая кошка из числа не пойманных, и игра возобновляется. Пойманных можно не исключать из числа играющих, а запоминать. Кошка ловит воробьев только в кругу, воробьи прыгают на двух ногах.

ЛИТЕРАТУРА

Баршай В.М. Физкультура в школе и дома. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2001 год.

Гужаловский А.А. Физическая культура в режиме дня учащихся. – Мн., 1976 год.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, изд-во «Вако», 2007 год.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- Москва, изд-во «Аркти», 2006 г.

Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры, упражнения на прогулке: Пособие для воспитателя. – Москва, изд-во «Просвещение» 1986 год.

Яковлев В.Г. Игры для детей. – 2-е изд., перераб., – Москва, изд-во «ФиС», 1975 год.

Физическая культура. 5 класс

Конспект урока

Физическая культура, 5 класс

Урок № 10. Физкультминутки и физкультпаузы в течение учебных занятий

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: Данный урок посвящен физкультминуткам и физкультпаузам, которые необходимо делать во время учебной деятельности, особенностям их комплексов и проведения.

Физкультминутка – это кратковременные физические упражнения, проводимые во избежание утомления детей, для восстановления умственной деятельности, Физкультминутки улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. В начальных классах физкультминутки проводятся 3—4 раза в день по 5 минут, в 5—8 классах – по 2—3 раза.

Физкультпауза – кратковременные физические упражнения, проводимые для подростков и взрослых людей для расслабления, восстановления дыхания, переключения работы мышц, занятых в производстве. Проводится 1-2 раза за рабочий день. Её длительность составляет 5-10 минут в зависимости от интенсивности трудовой деятельности.

Профилактика – комплекс мероприятий, направленный на предотвращение травм, возникновение заболеваний и т.д.

Двигательный режим – совокупность двигательной активности человека за определенный период времени.

Основная литература:

  • Матвеев В.И. Физическая культура. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений; под ред. В. И. Ляха. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2019. – 237 с.

Дополнительная литература:

  • Погадаев Г. И. Физическая культура. Базовый уровень. 10–11 кл.: учебник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 271, [1] с.

Интернет-ресурсы:

  • Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 11.07.2018).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Вы согласитесь, что учение – дело трудное. На всех уроках нужно быть внимательным и сосредоточенным. Приходится много слушать, читать, писать. Напрягаются мышцы, затекают ноги. Вот уже урок, казавшийся увлекательным вначале, начинает казаться непонятным и трудным. Ученик сильнее облокачивается на парту, забывая о необходимости поддерживать осанку, меняет угол зрения. Если ничего не предпринимать, то вместе с дипломом об окончании школы можно получить сколиоз, лордоз, кифоз, близорукость и другие заболевания, связанные с переутомлением и длительным нахождением в неудобной позе. Что же делать? Нужно регулярно проводить физкультминутки! Всего 3—4 минуты помогут вернуть внимание и интерес к уроку, а также сохранить здоровье.

Кроме того, каждый ученик должен соблюдать режим двигательной активности, который включает не только уроки физкультуры, но и занятия в секциях, спортивных школах, динамические паузы в школе и дома. Ученики 11-14 лет, по расчетам ученых, должны в сутки делать 20-25 тысяч шагов, находиться в движении 3.5-4.5 часа и сжигать 3000-3500 калорий. Физкультминутки тоже включаются в режим двигательной активности.

Как же должны быть организованы физкультминутки, и какие упражнения лучше выполнять на уроках и дома?

Физкультминутки проводятся во время учебных занятий. Учитель может специально отвести на уроке 2—3 минуты, чтобы ученики могли сделать короткую передышку. Можно использовать время перемены или динамической паузы.

Физкультминутку может проводить и сам учитель, и подготовленный ученик. Ученики могут проводить физкультминутки по очереди.

Дома Вы сами можете отложить ручку, книжку, встать из-за письменного стола и сделать несколько несложных упражнений. Прерываться нужно через каждые 40—45 минут занятий.

Упражнения для кистей рук можно делать, не вставая из-за стола. Всем вам известно упражнение, которое вы делали в начальной школе. «Мы писали, мы писали наши пальчики устали. Мы немного отдохнём и опять писать начнём». Под ритм этого стихотворения нужно сжимать и разжимать пальцы рук, расслабляя мышцы. Можно затем сжать пальцы в кулак и покрутить руками вправо и влево. Затем отвести в сторону только большие пальцы рук и сделать только ими круговые движения. Можно сжать пальцы в кулак и поочередно разгибать пальчик за пальчиком.

Теперь сделаем упражнения для шеи. Плавно наклоните голову вперед, затем немного назад. Помните, что когда вы выполняете упражнения для мышц шеи, вы не должны делать резких и быстрых движений! Также медленно поверните голову сначала направо, затем налево. Можно добавить руки. Махом занесите правую руку через левое плечо и осторожно поверните голову налево, затем левую руку к правому плечу и поверните голову направо. Такое упражнение может улучшить мозговую деятельность.

Вот мы и провели гимнастику, не вставая из-за стола.

В физкультминутки могут быть включены упражнения для суставов и связок – коленных, голеностопных, лучезапястных, плечевых. Это упражнения на вращение, отведение и приведение, напряжение и расслабление.

Встаньте из-за стола, глубоко вдохните и выдохните. Положите кисти рук на плечи, сделайте вращательные движения локтями вперёд и назад по 4–5 раз в медленном темпе.

Вытяните сначала одну руку вперед, затем другую. Расслабленно опустите их вниз, встряхните кистями.

Поставьте ноги на ширине плеч, заведите руки за голову, сделайте круговые движения тазом сначала в одну сторону, потом в другую. Сделайте наклоны в стороны.

Можете сделать неглубокие приседания и несколько шагов на месте.

Теперь можно опять вернуться к занятиям.

Очень полезно делать паузы для гимнастики глаз. Нужно поднять глаза вверх и представить, что из одного конца класса в другой летит бабочка. Нужно проследить глазами за её воображаемым полетом, не поворачивая головы. Двигаться должны только глаза.

Также полезно закрыть глаза и посчитать до пяти.

Можно крепко зажмурить глаза, открыть их и посмотреть вдаль.

Сделать 3—4 круговых движения глазными яблоками в правую, а затем в левую сторону. Расслабить глазные мышцы и посмотреть вдаль. Все упражнения нужно повторять 3—4 раза.

Если ваш класс дружный, то физкультминутки проходят весело и задорно, принося много пользы.

При подготовке к сдаче норм ГТО можно использовать специальный комплекс упражнений, который проводится в любое свободное время – перед уроками и во время динамической паузы. Регулярные физкультпаузы помогут существенно улучшить не только спортивные, но и учебные достижения.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

  1. Физическая активность в течение дня

Расставьте по временной шкале очередность физической активности в течение дня.

Читайте также:  Конспект НОД в подготовительной группе на развитие связной речи по теме 'Фрукты'
Ссылка на основную публикацию