Дикие животные весной – конспект НОД

Конспект занятия по ознакомлению с природой «Жизнь диких животных весной»

Непосредственно образовательная деятельность по по ознакомлению с природой (образовательная область «познание – экология»), тема: «Жизнь диких животных весной»

Автор занятия: Пашкова Светлана Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Ергачинский детский сад».

Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, конец спячки, забота о потомстве; Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; Воспитывать интерес к жизни животных.

Предварительная работа:

Рассматривание серии картин «Дикие животные», чтение художественных произведений, сказок.

Материал:

Картина «Жизнь диких животных зимой», незаконченная композиция картины «Жизнь диких животных весной», серия картинок для завершения картины: заяц серый, белка рыжая, лиса не пушистая, волк серый, лиса с лисятами, медведь с медвежонком, еж с ежатами. Модели, отражающие сезонные изменения в жизни диких животных.

Ход занятия:

Вступительная часть

Дети, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в зимний лес. В лесу много снега идем осторожно, чтобы не провалиться. (Подходим к картине «Жизнь диких животных зимой»).

Беседа по картине «Жизнь диких животных зимой»

Что изображено на картине?
Что делают животные? Какие это животные?

Работа по теме занятия

Повторение ранее пройденного материала

Сейчас зима уже закончилась, какое время года наступило? (весна)
Какие признаки весны вы знаете? (солнце светит ярче, тает снег, с крыш капает вода, скоро растает снег и появится первая трава)
В жизни диких животных тоже происходят изменения, и сейчас мы с вами посмотрим, что же изменилось у них.
Для того чтобы нам попасть в весенний лес мы с вами закроем глаза и представим, как все меняется в природе. Закрываем глаза и представляем, как тает снег, солнышко греет, нам становится тепло, поворачиваемся вокруг себя (в это время меняем картину «Жизнь диких животных зимой» на картину «Жизнь диких животных весной»). Открываем глаза. Что вы видите?

Работа по картине «Жизнь диких животных весной»

(Фото «Жизнь диких животных весной»).

Что изображено на картине? (обращаем внимание на клочки шерсти)
Что такое на веточках висит? (клочки чьей-то шерсти. Звери весной линяют, меняют свою теплую зимнюю шубку на более легкую. Зайчик меняет свою белую шубку на серую, белочка – серую шубку меняет на рыжую)
Как вы думаете, почему зайцу неудобно бегать в белой шубе среди деревьев, зеленой травы, по серой дорожке? (в белой шубке он издалека заметен для врагов)
А кто же оставил на веточках рыжие клочки шерсти? (Их оставила лиса. Она меняет свою теплую пушистую шубку на более легкую). А кто же оставил серые клочки шерсти? (волк, он тоже весной линяет)

(Выставляется картинка «Лиса с лисятами»).

Ходим по лесу, может никого не увидим, наверное, все спят. (Обращаем внимание на картинку «Лиса с лисятами»). А вот посмотрите, что это за норка, а там кто-то большой с длинной мордочкой, с пушистым хвостом и рядом еще пять таких же маленьких зверьков. Рыжая мама умеет тявкать у нее очень хороший слух. Она сразу издалека услышала, что мы гуляем по лесу. Своим детенышам она принесла поесть мышку. Что это за звери? (лиса с лисятами)

(Воспитатель обращает внимание на картинку «Медведь в берлоге»).

А вот посмотрите, кто это вышел из берлоги такой большой, коричневый и косолапый? А что же он делал зимой? А за ним шагает еще один такой же, только маленький? Кто это?

Сообщение заранее подготовленного ребенка:

У мамы-медведицы рождается всего один очень маленький медвежонок. Он очень мало весит, всего 300-400 граммов. Мама кормит его молоком. Весной медведи едят свежую молодую травку, улиток, муравьев из муравейника. Мама водит медвежонка к реке. Там она сядет на камень и ударяет лапой по рыбе в реке. Стукнет по рыбе и отдаст своему детенышу.

(Воспитатель обращает внимание на картинку «Еж с ежатами»).

А кто же это такой бегает по дорожке на коротких ножках, с колючками на спине, а за ним детеныши? (Ёж с ежатами). Весной у ежа тоже появляются дети – ежата. Зимой ежата спят под пенечками, спрятавшись от всех.

Итог занятия:

Посмотрите, какая красивая картинка у нас получилась. Что же происходит в жизни диких животных с наступлением весны?
Молодцы вы все правильно ответили. (Звери просыпаются, выходят из своих норок, медведь из берлоги, меняют свою шубку на более легкую – линяют, также светлую шубку, меняют на более темную, у многих из них появляются детеныши, за которыми они ухаживают, учат их приспосабливаться к жизни в лесу).
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад, давайте снова закроем глазки, покружились вокруг себя и тихонечко подходим к своим стульчикам.

(Подходим к столу, где лежат заранее подготовленные модели).

Давайте, сейчас изобразим схематически, что же происходит с дикими животными весной. Берем те модели, с помощью которых можно изобразить изменения животных весной.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Конспект НОД по экологии в старшей группе
«Как звери и птицы весну встречают»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о весне.

Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе (весна), понимать и видеть признаки и приметы весны, обобщать представления о связи живой и неживой природы весной; закреплять умение выполнять аппликацию из ниток.

Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы, расширять и активизировать словарь, развивать память, внимание.

Воспитывать доброе отношение к природе, культуру речевого общения друг с другом, с воспитателем.

Беседы о весне (сезонные изменения, жизнь зверей и птиц), рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, примет, пословиц, прогулки в лес.

Материалы и оборудование:

Конверт, картинки с признаками весны, цветок, ватман с изображением контура солнца, ноутбук, презентация «Звери и птицы весной», картинки «Зимующие и перелётные птицы», макет берёзы, игрушка – птичка, прищепки, веточки, запись «Голоса птиц», фонограмма весёлой музыки.

Для аппликации: лист ватмана с изображением леса, силуэты зверей из картона, нитки цветные (катушечные) мелконарезанные, салфетки, клеёнка, клей, кисточки для клея.

Дети подходят к воспитателю, который держит в руках большой конверт. Все встают вокруг стола. Воспитатель открывает конверт и выкладывает на стол картинки с признаками весны.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в детский сад принесли письмо. От кого это письмо? (От весны.)Почему вы так решили? Назовите признаки весны. Цветок весенний ты возьми, примету весны назови.

Игра с цветком «Приметы весны»

Дети передают друг другу цветок, называя примету весны.

Воспитатель: Верно. Мы долго ждали её прихода. Скажите, какая весна? Каждое слово о весне будет лучиком у солнышка (показывает изображение солнца без лучей). Чем больше подберём слов, тем больше лучиков получится у нашего солнца, тем теплее оно будет греть.

Игра «Помощники весны»

Дети называют слова, рисуют лучик.

Воспитатель: Ребята, хотите отправиться на прогулку в весенний лес? (Да.) Тогда в путь!

Воспитатель включает запись «Голоса птиц в лесу», на экране появляется слайд – весенний лес.

Воспитатель: Вот мы и пришли. Давайте поздороваемся с лесом.

Физкультминутка «Здравствуй, лес»

Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны.)

Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.)

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою? (Руки подняты вверх, покачивания вправо – влево.)

Кто в глуши твоей таится?

Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, поворачиваясь направо и налево.)

Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны, погрозить пальцем.)

Ты же видишь – мы свои. (Руки вверх, а потом прижать ладони к груди.)

Воспитатель: Что вы слышите? (Пение птиц.) Как ведут себя птицы весной? (Птицы возвращаются с юга.) Чтобы узнать, какие птицы к нам прилетели, отгадайте загадки.

Отгадки сопровождаются показом слайдов.

Клювом почву протыкает,

Вредных — съест, он молодец!

А зовут его…скворец.

Ноги – длинны, длинен нос,

Что он на обед принёс?

Змей, улиток, лягушат.

Для любимых … аистят.

По весне то там, то тут

Песню весело поют:

«Ах, качи, качи, качи,

Прилетели к нам … грачи».

Спрятавшись среди ветвей,

Поёт славно… соловей.

Нет, не дремлет на окошке,

Называют птицу кошкой. Иволга.

Эту птицу всякий знает,

На лету она хватает

Мух, кузнечиков, сверчков,

Бабочек, стрекоз, жучков.

Ласточка

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт. Жаворонок.

По поднебесью верёвка протянулась.

Журавли.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сейчас поиграем: разделимся на две команды. Одна команда отбирает перелётных птиц, вторая – зимующих. Дети подходят к столу, где лежат картинки.

Дидактическая игра «Перелётные – зимующие»

Воспитатель: Ребята, вы все справились с заданием. Теперь вспомните и скажите, чем же занимаются птицы весной? (Строят гнёзда, выводят птенцов.)

Воспитатель: Вы знаете, как называются птенцы у разных птиц? Давайте вспомним.

Дидактическая игра «У кого кто?»

У кукушки – кукушонок.

У скворца – скворчонок.

У грача – грачонок.

У аиста – аистёнок.

У лебедя – лебедёнок.

У журавля – журавлёнок.

Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть.

Пальчиковая игра с прищепками «Поможем птицам построить дом»

Воспитатель ставит под берёзу игрушку – птичку. Под весёлую музыку дети с помощью бельевых прищепок – «клювиков» несут птице веточки, из которых она построит гнездо.

Воспитатель: Весну встречают не только птицы, но и звери. Давайте расскажем, чем занимаются звери в этот период.

Читайте также:  Всероссийский конкурс журналистских материалов «PRO Образование – 2020”

На экране появляется слайд – «Медведь».

Воспитатель: Что происходит в жизни медведя? (Ответы.) Какие звери ещё просыпаются? (Ежи, барсуки.) Слайд – ёж, барсук.

Дети рассказывают о жизни этих зверей весной.

Воспитатель: Что вы можете рассказать о зайце? Слайд заяц.

Воспитатель: Кто ещё меняет окраску шерсти? (Белка.) Слайд – белка. Расскажите о ней. Как встречают весну эти звери? Слайд – волк, лиса.

Воспитатель: Правильно, ребята. Заканчивается зимняя спячка зверей. Медведица выходит из берлоги с подросшими медвежатами и бродит по лесу в поисках пищи. У всех остальных лесных зверей тоже появляются малыши. У взрослых зверей начинается линька – зимняя шерсть заменяется на летнюю. А вот у зайца и белки даже изменяется и цвет шубки.

Физкультминутка «Дикие звери»

Встанем, надо отдохнуть, (Движения выполняются по тексту.)

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Так шевелят ушками

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда,

А где достать – не знал.

Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка в весенний лес – пора возвращаться в детский сад. На память о нашей прогулке давайте сделаем картинку леса.

Дети походят к мольберту и рассматривают нарисованный фон леса.

Воспитатель: Что вы видите? (Лес.) Кого же не хватает на картине? (Лесных зверей.) Давайте их поселим в этот лес: выполним аппликацию из ниток. Но сначала вспомним последовательность работы. Сначала нужно выбрать силуэт животного и нитки по цвету шерсти зверя для выполнения аппликации, затем намазать клеем силуэтное изображение, наложить нитки на клеевую поверхность и плотно прижать к основе салфеткой, остаток ниток стряхнуть. После наклеить глаза, нос на мордочку и приклеить животное на общую картину леса.

Дети выполняют аппликацию из ниток «Звери в лесу».

Воспитатель: Какие вы молодцы! Теперь мы действительно видим здесь настоящий лес с его лесными жителями. Эта картинка будет напоминать нам о нашей весенней прогулке.

Конспект НОД Дикие животные весной
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Программное содержание: закрепить названия диких животных, знания детей о переменах, происходящих в их жизни с приходом весны. Закреплять умения образовывать предложно – падежные конструкции существительных в родительном падеже. Расширять словарный запас детей. Закрепить порядковый счет, умение ориентироваться в пространстве; цифры до 10; умение выкладывать числовой ряд в прямом и обратном порядке. Развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, память, речь. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным и их детенышам.

Скачать:

ВложениеРазмер
dikie_zhivotnye_vesnoy.docx15.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Дикие животные весной».

Воспитатель Олейник Н.М.

Программное содержание: закрепить названия диких животных, знания детей о переменах, происходящих в их жизни с приходом весны. Закреплять умения образовывать предложно – падежные конструкции существительных в родительном падеже. Расширять словарный запас детей. Закрепить порядковый счет, умение ориентироваться в пространстве; цифры до 10; умение выкладывать числовой ряд в прямом и обратном порядке. Развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, память, речь. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным и их детенышам.

Материал и оборудование: картина о весенних изменениях в жизни диких животных; загадки; письмо с заданиями; посылка с природным материалом; мяч; картинки животных и их детенышей.

Воспитатель. Ребята, когда я утром шла на работу, мне повстречался почтальон и передал для вас вот это письмо. Интересно от кого оно? Для того чтобы узнать от кого это письмо нужно отгадать загадки. Вы согласны?

Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверёк такой?

По деревьям любит лазить. (Белка)

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса)

Хозяин лесной, просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Кто зимой холодной в лесу ходит злой, голодный? (Волк)

Сердитый недотрога, живёт в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёжик)

Воспитатель. Молодцы ребята. Правильно все отгадали. А как вы думаете, от кого нам пришло письмо? Правильно от диких животных. А почему они так называются?

Дети. Потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу.

Воспитатель. Давайте теперь откроем письмо и посмотрим что там.

«Дорогие ребята мы приготовили для вас интересные задания и игры если вы их выполните, то вас ожидает от нас сюрприз.

Подпись: Дикие звери»

Ребята вы согласны выполнить задания и получить сюрприз?

Воспитатель. Первое задание от белочки: « Какое сейчас время года? (Весна)

Воспитатель. Правильно. Вот белочка и хочет узнать. Кто знает какие изменения происходят в жизни зверей весной? (медведь и ежик просыпаются после спячки, заяц и белка меняют свои шубки и т.д.)

Да с наступлением весны жизнь животных меняется.

Дети. Всю зиму спал не только медведь, но и еж. Еще с осени ежик зарылся в опавшие листья и проспал там все холода и метели. Но солнышко припекло, стало тепло – проснулся ежик, зафыркал «Ф-ф-ф – вставать пора – весна пришла».

Все лесные звери рады весне. Зимой было холодно и голодно, а теперь стала расти травка, на деревьях и кустах появились первые листочки. Рады зайчики – надоело им за зиму ветки да кору грызть, хочется отведать свежей зелени. На прогретую землю начали выползать жуки, червяки, все чаще из своих норок выходят полевые мыши. Значит, и ежам будет, чем подкрепиться.

Весной животным жарко в зимних шубах, слишком мех густой. А солнышко все горячее и горячее, пришло время менять зимний наряд. Начали звери линять. Постепенно выпадает у них старая шерсть – мех становится редким. Теперь не так жарко будет лесным жителям на весеннем солнышке. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а весной стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться.

Белка тоже наряд меняет – зимой была в густой серой шубе, а весной полиняла и стала рыженькой. В кронах сосен ее теперь не сразу заметишь».

Воспитатель. Следующее задание от медведя. Он предлагает поиграть в игру с мячом «Что не так» Нужно найдите ошибку и сказать правильно, кто, где из животных живет.

Волк живет в дупле?

Лиса живет в берлоге?

Белка живет в норе?

Заяц живет в логове?

Олень живет в дупле?

Еж живет в под кустом?

Медведь живет в норе?

Лось живет в логове?

Воспитатель. Отлично вы и с этим заданием справились.

Воспитатель. А это задание от зайчонка. (С мячом.) Вы, конечно, знаете, кем станете, когда вырастите, а детеныши диких животных не знаю. Давайте им подскажем.

Вы устали? Давайте немного отдохнем. Предлагаю сделать звериную зарядку.

Мы проверили осанку дети стоят в кругу. Руки на поясе. Отводя руки чуть назад, сводят лопатки.

Мы свели лопатки,

Мы походим на носках, ходьба по кругу на носках.

А потом на пятках. Ходьба на пятках.

Пойдем мягко как лисята, «крадущийся» шаг на носках.

И как мишка косолапый, на внешней стороне стопы.

И как заинька-трусишко, прыжки с продвижением вперед

И как серый волк-волчишко легкий бег

Вот свернулся еж в клубок, наклоны вниз

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся. Поднимаются на носках, тянут руки вверх.

Воспитатель. Вот и последнее задание от лисы. Она хочет узнать знаем ли мы математику.

Воспитатель. «Какой по счету?»

Перед вами находятся картинки диких животные. Скажите, какой по счету находится медведь, заяц, волк и т.д.

Кто стоит справа от …

Кто стоит между….

Кто стоит перед…

Воспитатель. Следующее задание «Выложить числовой ряд от10 до 0» (Дети выкладывают числовой ряд)

Воспитатель. Молодцы ребята справились со всеми заданиями диких животных.

Ребята, а что вам сегодня понравилось больше всего?

А вот и сюрприз от зверей. Это посылка. В этой посылке животные прислали нам природный материал для поделок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие для детей группы компенсирующей направленности от 4 до 5 лет, направлено на расширение и уточнение словаря, знаний по теме «Дикие животные», о их внешнем виде и образе жизни.

Конспект занятия в средней группе с использованием ЭОР по теме: «Дикие животные весной».Образовательная область «Познание».Цель: обогащение представлений об изменениях в жизни диких животных вес.

Конспект организованной совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста (первый год обучения) по теме «Дикие животные весной. Медведь» Развитие всех компонентов речи в различ.

Данная презентация является методическим сопровождением к конспекту занятия “Дикие животные весной”.

В конспекте дан материал по экологическому воспитанию по теме “Дикие животные весной” с элементами сказкотерапии.

Программное содержание: закрепить названия диких животных, знания детей о переменах, происходящих в их жизни с приходом весны. Закреплять умения образовывать предложно – падежны.

ПЛАН-КОНСПЕКТобразовательной деятельностис использованием электронных образовательных ресурсов с детьми старшей группы.Тема: «Дикие животные весной».

Конспект Нод по познанию “Дикие животные весной”
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Конспект открытого занятия «Дикие животные весной.»

Цель: Продолжать знакомить с изменениями в жизни диких животных весной, развитие познавательных интересов.

Задачи: -воспитывать любовь к природе, интерес к жизни диких животных;

-развитие мышления, фантазии;

-формирование умения правильно вести себя в природе.

Какой сегодня хороший день, к нам гости пришли, давайте поздороваемся так, как мы умеем:
«Здравствуйте, ладошки – хлоп, хлоп, хлоп.
Здравствуйте, ножки – топ, топ, топ.
Здравствуйте , щечки – плюх, плюх, плюх.
Кругленькие щечки – плюх, плюх, плюх.
Здравствуйте, губки – чмок, чмок, чмок.
Здравствуйте, зубки – щелк, щелк, щелк.
Здравствуй, мой носик – би, би, би.
Здравствуйте, гости дорогие – здравствуйте.

1. Организационный момент. Введение в тему занятия.

– Ребята, мне очень нужна ваша помощь. Я получила письмо, а в нем загадка, помогите мне ее разгадать:

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело,

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит к нам пришла …. Весна.

2. –Ребята, назовите мне приметы, по которым мы определяем, что наступила весна?

• На улице стало теплее

• Солнце свети ярче

• Появились почки на деревьях

• Появилась первая травка

• Звери просыпаются из спячки

3. Гимнастика для глаз «Лучик» (релаксация).

Дети стоят в кругу. –Давайте представим что сегодня теплый и солнечный денек. Весной солнышко какое. Давайте поиграем с солнышком и его лучиком:

-Лучик вверх, лучик вниз

-Лучик детям улыбнись

-Вправо, влево посмотри

-Вокруг солнца обойди, подставь солнышку ладошки, ушки, носики, и щечки.

4. – Ребята, у нас сегодня гость. Медвежонок. Он приглашает нас к себе в гости в лес.

– Давайте закроем глазки, считаем до трех и поворачиваемся вокруг себя «1,2,3 уже в лесу мы посмотри».

-Ребята, прежде чем мы пойдем дальше, надо вспомнить, как надо вести себя в лесу (повторяем правила поведения в лесу).

-А сейчас ребята, представьте, что мы идем с вами по лесной тропинке. Идите за мной.

«Шаги на месте, прыжки через ручеёк, ходьба по камушкам, ползти под веточками, ходьба по бревнышку»

-Ну вот мы и в лесу, давайте вдохнем поглубже воздух.

-Ребята, как вы думаете, каких зверей мы можем встретить в лесу? Я вам загадаю загадки:

Хозяин лесной, просыпается весной

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге

От мороза пряча нос (Медведь)

Весной от зимней спячки просыпаются медведи. Медведь оголодал за зиму, исхудал. Он ходит по лесу и ищет себе пищу. Ест все что ему попадется –орехи, траву, коренья растений, ест насекомых, птиц и их яйца, муравьев при этом разрушая их муравейник. Очень любит рыбу. В конце зимы у медведей рождаются медвежата. Рождаются они очень маленькими и слепыми. Малыши греются около матери, пьют молочко. А весной медведица выводит их из берлоги и учит находить себе корм.

Серый он и весь в иголках,

Словно он не зверь, а ёлка.

Хоть колюч молчун лесной –

Все же добрый, а не злой…. (Еж)

-Рано весной просыпаются ежи. За время зимней спячки они похудели и начинают усиленно питаться насекомыми, дождевыми червями, мышками. Весной ежиха выводит потомство, своих детей она кормит молоком.

-Ребята, а что общего между ежом и медведем? (спячка, кормят молоком).

-Как называются детеныши медведя?

-Ребята, а что это на картинке? (шишки, грибы). Чьи это запасы?

С ветки на ветку, как рыжая стрелка

Мчится и скачет пушистая…. (Белка)

Поздней весной белка выводит свое потомство. Как называются детки белочки? А какой окрас у белки (летом рыжая, зимой серая.) Ребята, какие ещё животные меняют свою окраску? Послушайте загадку:

-Зимой бел, летом сер

Характером не смел….(Заяц)

-Правильно, заяц. Зимой он белый а летом, весной и осенью серо-коричневый. Весной у зайчихи рождается потомство, зайчата рождаются зрячими в теплых шубках. Мама зайчиха их покормит и убегает от них, а зайчатки разбегаются в разные стороны и прячутся под кусты, лежат тихо и не пищат. Бежит мимо друга зайчиха, увидит зайчат и накормит. У зайцев все зайчата общие.

Кур в деревне крадет…. (Лиса)

Весной рождаются детеныши и у лисы. Лиса роет нору или находит подходящее логово. И там растит своих деток. Как называются дети у лисы?

Дружбу водит лишь с лисой

Этот зверь сердитый, злой

Он зубами щелк да щелк

Очень страшный серый (Волк)

-У волков тоже весной рождаются 2-3 детеныша, они кормят их молоком, а когда они подрастают начинают их учить охотиться. Как называются дети у волков?

5. «Зарядка для зверят»

Это заячья зарядка.

А лисята как проснутся

Могут долго потянуться

Ну и хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

Ну а мишка косолапый

Широко расставив лапы

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало

Начинает все сначала.

-Ребята, сейчас я задам вам трудную задачу. Я принесла вам карточки лесных животных, но подул сильный ветер и перемешал картинки, к тому же принес еще картинки других животных.

Вам нужно выбрать картинки, где дикие животные, а лишнее убрать.

7. Игра «Правда-неправда»

Если правда-хлопаем в ладоши и говорим да, да да.

Если неправда-топайте ногами и говорите нет, нет, нет.

весной животные линяют

• Зайчата рождаются слепыми и без шубки

• У белки и зайца меняется окрас шерсти

• Многие животные выводят весной потомство

• Ежи весной впадают в спячку

Весной просыпается медведь

-Ребята, нам пора возвращаться, наша прогулка по лесу закончилась и медвежонок прощается с нами.

1,2,3,4,5 Мы вернулись в детский сад.

-Каких животных мы встретили в лесу?

-Как назвать их одним словом?

На этом наше занятие заканчивается.

Конспект НОД «Дикие животные весной»

Александра Кульчицкая
Конспект НОД «Дикие животные весной»

Программное содержание: закрепить названия диких животных, знания детей о переменах, происходящих в их жизни с приходом весны. Закреплять умения образовывать предложно – падежные конструкции существительных в родительном падеже. Расширять словарный запас детей. Закрепить умение ориентироваться в пространстве; Развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, память, речь. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным и их детенышам.

Материал и оборудование: картина о весенних изменениях в жизни диких животных; загадки; письмо с заданиями; посылка с природным материалом; мяч; картинки животных и их детенышей.

Разучивание загадок, считалок по теме “Дикие животные”.

Дидактические игры “Кто, где живет”, “Дикие животные”;

Рассматривание иллюстраций (дикие животные разных стран, забота человека о диких животных, зоопарк, животные Лосиного острова др.).

Заучивание: Е. Трутнева “Белкина кладовка”, В. Степанова “Как живете? Что жуете?”, И. Токмаковой “Медведь”, А. Блок “Зайчик”.

Чтение детям русских народных сказок: “Лиса и волк”, “Заяц – хваста”, “Заюшкина избушка”, “Три медведя”, “Кот, петух и лиса”, “Лиса и журавль”; стихотворений Н. Костарев “Бобер”, П. Воронько “Хитрый ежик”; рассказов В. Бианки и др.

Разучивание пальчиковой гимнастики “Заяц”, “Сидит белка на тележке”.

Разучивание подвижных игр “Заяц Егорка”, “Зайка беленький сидит”.

Разучивание физкультминуток “Дикие животные”, “Звериная зарядка”.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, когда я утром шла на работу, мне повстречался почтальон и передал для вас вот это письмо. Интересно от кого оно? Для того чтобы узнать от кого это письмо, нужно отгадать загадки. Вы согласны?

Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверёк такой?

По деревьям любит лазить. (Белка)

Сердитый недотрога, живёт в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёжик)

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Хозяин лесной, просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

Кто зимой холодной в лесу ходит злой, голодный? (Волк) Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это (Белка).

В густом лесу под елкой,

Лежит мешок с иголками,

Колючий и живой. (Ёж)

Не барашек и не кот, носит шубу круглый год. шуба серая для лета, для зимы другого цвета. (Заяц)

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса)

Воспитатель. Молодцы ребята. Правильно все отгадали. А как вы думаете, от кого нам пришло письмо? Правильно от диких животных. А почему они так называются?

Дети. Потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу.

Воспитатель. Давайте теперь откроем письмо и посмотрим что там.

«Дорогие ребята мы приготовили для вас интересные задания и игры. Если вы их выполните, то вас ожидает от нас сюрприз.

Подпись: Дикие звери»

Ребята вы согласны выполнить задания и получить сюрприз?

Воспитатель. Первое задание от белочки: «Сейчас зима уже закончилась, какое время года наступило? (весна)

Какие признаки весны вы знаете? (солнце светит ярче, тает снег, с крыш капает вода, скоро растает снег и появится первая трава)

В жизни диких животных тоже происходят изменения.

Воспитатель. Правильно. Вот белочка и хочет узнать. Кто знает какие изменения происходят в жизни зверей весной? (медведь и ежик просыпаются после спячки, заяц и белка меняют свои шубки и т. д.) Воспитатель предлагает детям рассказать, что они знают о диких животных, активизируя их речь.

Для того чтобы организовать очерёдность детей, можно провести игру “Волшебный мячик”. Дети становятся в круг, в качестве волшебного мяча берется мяч небольшого размера.

Воспитатель может выступать в качестве ведущего, предлагая детям вопросы. Отвечая на вопрос, дети передают друг другу “ волшебный мяч”.

Правила игры таковы: говорить может только тот ребёнок, у которого в руках мяч. Остальные могут выразить своё согласие с его высказыванием хлопками в ладоши, своё несогласие – потопав ногами.

Ребёнок, взявший мяч, начинает рассказ о каком-либо животном, придерживаясь плана, продолжить рассказ может следующий ребёнок, закончить – следующий.

Задача воспитателя – следить за тем, чтобы рассказы детей не затягивались во времени, чтобы все желающие дети могли высказаться.

Для того чтобы нам попасть в весенний лес мы с вами закроем глаза и представим, как все меняется в природе. Закрываем глаза и представляем, как тает снег, солнышко греет, нам становится тепло, поворачиваемся вокруг себя (в это время меняем картину «Жизнь диких животных зимой» на картину «Жизнь диких животных весной»). Открываем глаза. Что вы видите?

Работа по картине «Жизнь диких животных весной»

Все лесные звери рады весне. Зимой было холодно и голодно, а теперь стала расти травка, на деревьях и кустах появились первые листочки. Рады зайчики – надоело им за зиму ветки да кору грызть, хочется отведать свежей зелени. Весной животным жарко в зимних шубах, слишком мех густой. А солнышко все горячее и горячее, пришло время менять зимний наряд. Начали звери линять. Постепенно выпадает у них старая шерсть – мех становится редким. Теперь не так жарко будет лесным жителям на весеннем солнышке. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а весной стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться. Зайчик меняет свою белую шубку на серую. Как вы думаете, почему зайцу неудобно бегать в белой шубе среди деревьев, зеленой травы, по серой дорожке? (в белой шубке он издалека заметен для врагов). Воспитатель. А это задание от зайчонка. (С мячом.) Вы, конечно, знаете, кем станете, когда вырастите, а детеныши диких животных не знают. Давайте им подскажем.

Лисенок – лисой; Медвежонок — медведем; Зайчонок — зайцем; Бельчонок – белкой;

Олененок – оленем; Ежонок – ежом; Волчонок – волком

Белка тоже наряд меняет – зимой была в густой серой шубе, а весной полиняла и стала рыженькой. В кронах сосен ее теперь не сразу заметишь».

Вы устали? Давайте немного отдохнем. Предлагаю сделать звериную зарядку.

Раз – присядка. Присесть.

Два – прыжок. Подпрыгнуть.

Это заячья зарядка. “Ушки на макушке” – зайчики.

А лисята как проснутся, Потереть кулачком глаза.

Любят долго потянуться, Потянуться.

Обязательно зевнуть, Повороты туловища.

Рыжим хвостиком вильнуть. Движения бедрами вправо-влево.

А волчата спинку выгнуть Наклон вперед.

И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.

Ну а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.

Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.

То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу.

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – Руки развести в стороны.

Начинает все сначала.

(Выставляется картинка «Лиса с лисятами»).

А вот посмотрите, что это за норка, а там кто-то большой с длинной мордочкой, с пушистым хвостом и рядом еще пять таких же маленьких зверьков. Рыжая мама умеет тявкать у нее очень хороший слух. Она сразу издалека услышала, что мы гуляем по лесу. Своим детенышам она принесла поесть мышку. Что это за звери? (лиса с лисятами)

(Воспитатель обращает внимание на картинку «Медведь в берлоге»).

А вот посмотрите, кто это вышел из берлоги такой большой, коричневый и косолапый? А что же он делал зимой? А за ним шагает еще один такой же, только маленький? Кто это?

Медведь предлагает поиграть в игру с мячом «Что не так».Нужно найти ошибку и сказать правильно, кто, где из животных живет.

Волк живет в дупле? Лиса живет в берлоге? Белка живет в норе? Заяц живет в логове?

Еж живет в под кустом? Медведь живет в норе? Лось живет в логове?

Воспитатель. Отлично вы и с этим заданием справились.

Всю зиму спал не только медведь, но и ЕЖ. Еще с осени ежик зарылся в опавшие листья и проспал там все холода и метели. Но солнышко припекло, стало тепло – проснулся ежик, зафыркал «Ф-ф-ф – вставать пора – весна пришла». (Воспитатель обращает внимание на картинку «Еж с ежатами»). На прогретую землю начали выползать жуки, червяки, все чаще из своих норок выходят полевые мыши. Значит, и ежам будет, чем подкрепиться.

А кто же это такой бегает по дорожке на коротких ножках, с колючками на спине, а за ним детеныши? (Ёж с ежатами). Весной у ежа тоже появляются дети – ежата. Зимой ежата спят под пенечками, спрятавшись от всех.

Что же происходит в жизни диких животных с наступлением весны?

Молодцы вы все правильно ответили. (Звери просыпаются, выходят из своих норок, медведь из берлоги, меняют свою шубку на более легкую – линяют, также светлую шубку, меняют на более темную, у многих из них появляются детеныши, за которыми они ухаживают, учат их приспосабливаться к жизни в лесу).

Занятие «Дикие животные весной»

Дикие животные весной.

– закрепить названия диких животных, знания детей о переменах, происходящих в их жизни с приходом весны;

-закреплять умения образовывать предложно – падежные конструкции существительных в родительном падеже;

– расширять словарный запас детей;

– закрепить умение ориентироваться в пространстве;

– развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, память, речь;

– воспитывать любовь и бережное отношение к животным и их детенышам;

– С добрым утром, глазки! (дети слегка потирают глазки, затем широко их открывают)

– С добрым утром, ушки! (дети плотно закрывают ладошками ушки, а затем открывают их)

– С добрым утром, ручки! (детки поглаживают кисти рук, а затем весело хлопают в ладоши)

– С добрым утром, ножки! (дети поглаживают ноги, а затем весело топают ими)

– С добрым утром, СОЛНЦЕ! (дети протягивают руки к солнцу)

В комнату “вплывает” солнышко. Здоровается со всеми ребятами.

Пальчиковая гимнастика “Солнышко”

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнатку.

(Сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы захлопали в ладоши,

Очень рады солнышку.

(Хлопаем в ладоши).

Введение в тему занятия.

Весна пришла по снежному,

По влажному ковру,

Барсучьи семьи к сроку

Из норок подняла,

В берлогу заглянула:

– А ну, вставай, медведь! –

На веточки дохнула –

Зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов.

Игровой массаж массажным мячиком “Ёжик”

Катится колючий ёжик,
Нет ни головы ни ножек,
Он по ручкам (по ножкам, по животику) бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,
Что щекотно? Ха, ха, ха!

Загадки про животных.

Что за зверь такой лесной?

В белой шубке он зимой.

Всех боится зверь-трусишка.

Он зимой в берлоге спит,

Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,

За горами, за полями,
За дремучими лесами
Хищник-ворище
Ночами рыщет,
Добычу ищет,
Зубами — щёлк…
Кто это?
(Волк)

Догадайтесь, кто же это?

В шубку рыжую одета.

И не рыба, и не птица.

Из иголок колобок.
Кто свернулся здесь в клубок?
Не поймёшь, где хвост, где носик,
На спине грибочки носит.
В общем, сразу не поймёшь.
Кто же это всё же?

Кто по зарослям идет,

На ходу листву жует?

Лучше с ним гулять поврозь.

Этот зверь — рогатый…

То тут, то там.
Ищет жёлуди…
(Кабан)

Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это…

Он идёт неторопливо,

Зацепил хвостом он сук.
Полосатый он, красивый.
Зверь хозяйственный.

(Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.)

Здесь увидеть можно

(Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.)

Зайца и медведя,

(Последовательно соединять пальцы правой и левой рук.)

Прячет всех надёжно

(Сжимать и разжимать пальцы в кулак на обеих руках.)

(На уровне лица растопырить пальцы обеих рук – «спрятаться»)

Игра “Найди животное по следу”

Дети сравнивают следы (находят одинаковые) и открывают картинку животного под “сугробом” .

Для спящих животных.

Для животных, не впадающих в спячку.

Дверь-сугроб нам открой.

Как ты прятался зимой?

Просмотр фильма “Весна в лесу”.

Дети разбиваются на две группы. У первой группы картинки со взрослыми животными, у второй с детенышами. Во время упражнения дети должны найти свою пару.

Подвижная игра “К зайцу в гости”

Заяц в лес на новоселье,

Приглашает на веселье.

(Руки на поясе, повороты вправо и влево)

В лес к нему пойдём сейчас,

В гости ждёт сегодня нас.

(Шагаем по кругу)

Ножки топ, топ, топ – мы идём за поворот.

Ручки хлоп, хлоп, хлоп – развесёлый мы народ!

(Хлопаем перед грудью и продолжаем шагать)

Ножки выше поднимаем –

Через бревнышко шагаем.

(Поднимаем высоко колени с продвижением вперед)

Солнцу в небе улыбнись,

(Руки поднимаем вверх, поднимаемся на носочки, улыбаемся)

А деревьям – поклонись.

Прыгнем мы через канаву,

(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)

К зайцу мы идём в дубраву!

(Шагаем по кругу)

Все ребятки встали в круг
Ручки все подняли вдруг
Будем рядышком стоять
Ручками махать.
Мы сегодня поиграли

Читайте также:  Рекомендации учителя-логопеда по работе с детьми, обучающимися на дому, и детьми с ОВЗ
Ссылка на основную публикацию