Дикие животные’ – рекомендации учителя-логопеда для воспитателей в группе ЗПР

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы

Зонды постановочные

Основные направления коррекционной работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития

воспитатель группы компенсирующей направленности
для детей с задержкой психического развития

МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 12
Леонова Валентина Тимофеевна
Оригинал статьи скачать
Сертификат: не выдан

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя.

При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога.
Среди них:
– развитие восприятия, внимания, памяти, мышления у детей с трудностями в обучении;
– развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия;
– совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики у детей;
– автоматизация произношения звуков, поставленных учителем-дефектологом;
– уточнение, закрепление и автоматизация отработанного учителем-дефектологом лексического материала на занятиях и в режимных моментах;
-закрепление сформированных учителем-дефектологом грамматических категорий;
– формирование диалогической и монологической речи;
– закрепление умений звуко-слогового анализа и синтеза;
– подготовка детей к письму, формирование графических умений;
-устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями нарушения в развитии;
-закрепление в повседневной жизни опыта, речевых навыков, полученных на занятиях учителя-дефектолога;
-сочетание всех видов деятельности дошкольников с развитием и коррекцией речи;
– формирование положительных навыков общего и речевого поведения, развитие умения пользоваться речевыми средствами общения;
– обеспечение необходимой познавательной и мотивационной базы для формирования речевых умений.

Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Для того чтобы лучше скоординировать коррекционную работу в группе для детей с трудностями в обучении, можно руководствоваться следующим примерным планом построения игрового комплекса во второй половине дня.
Обязательными его компонентами являются:
1. Артикуляционная гимнастика
2. Дыхательные упражнения – по рекомендации учителя-дефектолога.
3. Дидактические игры по развитию лексико-грамматических средств языка, связной речи, фонетико-фонематических представлений и обучению грамоте – 2-3 игры.
4. Дидактические игры по развитию элементарных математических представлений – 2-3 игры.
5 Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Можно использовать следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:
1. игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
2. пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
3. рисование по шаблону;
4. нанизывание бусин, колечек, пуговиц на проволоку, нитку;
5. волшебные спички (раскладывание картинок по образцу и по памяти);
6. разрезные картинки;
7. мозаика;
8. «Сложи картинки из геометрических фигурок»;
9. игры со шнурами и камешками;
10. “Золушка” – раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д.
11. пальчиковый театр, теневой театр;
12. пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц.

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики и графо-моторных навыков у детей с задержкой психического развития.
1. Для развития мелкой моторики кистей рук детей с ЗПР рекомендуется использовать разнообразные подготовительные упражнения, при выполнении которых необходимо учитывать тонус мышц (гипотонус или гипертонус).
2. Все упражнения должны проводиться в форме игры, что не только вызывает у детей интерес, но и способствует повышению технического тонуса руки ребенка.
3. При подборе упражнений педагог должен учитывать возрастные и психические особенности детей с ЗПР, в том числе особенности зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.
4. При подготовке к обучению письму рекомендуется обучить детей правильно сидеть за столом, пользоваться письменными принадлежностями.
5. Необходимо научить ребенка ориентироваться на листе бумаги.
6. Развитие мелкой моторики рук надо начинать с ведущей руки, затем – выполнять упражнения другой рукой, а затем – двумя.
7. В подготовительный период рекомендуется использовать не разлинованные тетради, а альбомы, причем, «писать» простым карандашом.
8. Работе в альбоме или тетради должны предшествовать упражнения пальчиковой гимнастики.
9. По возможности, надо подбирать упражнения пальчиковой гимнастики, которые связаны с темой занятия.
10. После подготовительных упражнений рекомендуется переходить к работе в тетради в крупную клетку:
– сначала надо знакомить детей с разлиновкой (дать понятие, что такое «клеточка». );
– с направлением написания (слева направо);
– местом начала письма (сколько клеточек отступить);
– учить определять части страницы, границы строки.
12. После этого рекомендуется переходить к письму в более мелкую клетку, а затем – в линейку, хотя дети с ЗПР до этого этапа обычно не доходят.
13. На протяжении всего периода обучения рекомендуется широко применять книжки – раскраски с крупными, четкими и понятными детям рисунками (буквами и цифрами);
14. «Прописи» для детей – дошкольников необходимо внимательно отбирать педагогу и рекомендовать родителям.
15. Необходимо строгое соблюдение организационных и гигиенических требований к обучению письму, что сохраняет нормальное зрение и правильную осанку детей.
16. На техническую сторону письма ребенок затрачивает огромные физические усилия, поэтому продолжительность непрерывного письма у дошкольников не должна превышать 5 минут, а у школьников – 10 минут( первый класс).
17. Работу по развитию элементарных графических навыков письма целесообразно проводить систематически 2 – 3 раза в неделю по 7 – 10 минут, как часть занятия.
18. Педагог должен следить за освещенностью рабочего места ребенка, его осанкой. Расстояние от глаз до тетради должно быть не менее 33 см.
19. В работе с детьми с ЗПР педагог должен создавать спокойную, доброжелательную обстановку, способствующую достижению коррекционных целей.

6. Физкультурные минутки.
Методические рекомендации по проведению физкультурных минуток в работе с детьми с задержкой психического развития.
1. Необходимо учитывать возраст и психофизическое развитие детей с задержкой психического развития.
2. Желательно, чтобы упражнения были связаны с темой занятия, т.к. у детей с ЗПР переключение с одной деятельности на другую происходит труднее, чем у нормально развивающихся детей.
3. Упражнения, используемые на фронтальном коррекционно – развивающем занятии, должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.
4. Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.
5. Рекомендуется подбирать такие упражнения, в которые включаются движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем.
6. Упражнения, используемые в физкультурной минутке, должны быть эмоциональными, достаточно интенсивными (с включением 10–15 подскоков, 10 приседаний или 30 – 40 секунд бега на месте).
7. Необходимо знать, в какое время занятия проводить физкультурную минутку:
– в средней группе на 9 – 11 минуте занятия, т.к. именно в это время наступает утомление;
– в старшей группе – на 12 – 14 минуте;
– в подготовительной группе – на 14 – 16 минуте.
(Рекомендации САН ПИН для детей с нормальным развитием.)
8. Общая длительность физкультурной минутки составляет 1,5 – 2 минуты.
9. Учителю – дефектологу, работающему с детьми с ЗПР, рекомендуется проводить физкультурную минутку на 5 минут раньше, т.к. у детей данной категории утомление наступает раньше.
10. При необходимости возможно проведение двух физкультурных минуток на одном фронтальном коррекционно – развивающем занятии.
11. Упражнения повторяются 5 – 6 раз.
12. Физкультурная минутка должна выполнять смысловую нагрузку: на занятии по ФМП – с элементами счета, на обучении грамоте – насыщена изучаемым звуком и т.д.

7. Игры на развитие психологической базы речи.
У детей с общим недоразвитием речи в той или иной степени нарушены память, внимание, восприятие и мышление. Поэтому необходимым элементом при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие восприятия (узнавать контурные и пунктирные изображения предметов, собрать разрезную картинку из отдельных частей и т.д.), памяти (запомнить и повторить ряд слов, запомнить ряд картинок или предметов, а затем поменять их местами и т.д.), логического мышления (сравнить предметы, выделить их ведущие признаки, классифицировать предметы, действия, установить причинно-следственные связи).

8. Индивидуальная работа по закреплению речевых навыков (домашние тетради детей).
Количество этих компонентов может меняться по усмотрению педагогов. Игры и игровые задания могут быть индивидуальными, подгрупповыми и групповыми. Игровой комплекс на каждый день необходимо выстроить так, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволит сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Игровой комплекс проводится с учетом индивидуальности каждого и «зоны ближайшего развития». В процессе игр формируются и закрепляются не только знания, умения и навыки, но и личностные особенности: самостоятельность, свобода поведения, самооценка, инициативность.
Весь игровой комплекс должен занимать 60 минут.

Литература:
1. Организация и содержание работы воспитателя в группе для детей с нарушениями речи/ Т.В. Пятница. – Мн.: Аверсэв, 2005.
2. Организация воспитательной и коррекционной работы в группах для детей с нарушениями речи: Пособие для воспитателей и учителей-дефектологов дошк. учреждений. – Мозырь: ООО ИД “Белый ветер”, 2004.
3. Сайт Дошколенок.ру. Автор: Чередниченко Вера Васильевна, учитель – дефектолог МБДОУ комбинированного вида детский сад № 67 г. Белгород.

Рекомендации логопеда для родителей, учителей, воспитателей по работе с детьми с задержкой психического развития

Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения, гармоничного развития. Нарушение звукопроизношения отрицательно влияет на эмоциональное состояние учащегося, его самооценку, формирование личностных черт, общения со сверстниками не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении учащимся письменной речью. Эти рекомендации помогут ребенку в исправлении дефектов речи.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации логопеда для родителей, учителей, воспитателей по работе с детьми с задержкой психического развития»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ильинская средняя общеобразовательная школа №1»

для родителей, учителей, воспитателей

по работе с детьми с задержкой психического развития

учитель – логопед Н.М. Тетенова

МБОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа № 1»

Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности учащегося.

Учитель является партнером для ученика в познании мира, и его задача дать ребенку знания так чтобы ему было интересно их как получать, так и самостоятельно их добывать. Учащегося необходимо заинтересовать, дать мотивацию к размышлению и к поиску знаний.

Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения, гармоничного развития. Нарушение звукопроизношения отрицательно влияет на эмоциональное состояние учащегося, его самооценку, формирование личностных черт, общения со сверстниками не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении учащимся письменной речью.

Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажение звуко – слоговой структуры слова, нарушения слитного написания отдельных слов и предложений, аграмматизмы на письме

Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, появляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Фонетико – фонематическое нарушение речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.

Для устранения этих проблем в школе работает логопунк, где учащиеся получают квалифицированную помощь. Работа направлена на:

Читайте также:  Письмо об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования

Направления работы

Чтобы осуществить комплексный подход к выявлению и коррекции речевых нарушений с целью оказания своевременной действенной помощи и обеспечения преемственности в работе необходимо осуществлять взаимосвязь с:

Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родителей. Логопед должен вместе с родителями решать проблемы ребенка. Им предлагаются индивидуальные консультации, рекомендации по коррекции чтения и письма, развитию активного словаря, культуре речи в семье.

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

Определить количество звуков в словах – ус, дом, роза.

Определить первый ударный гласный звук- Оля, Аня, уши, осы

Определить последний согласный звук в словах- кот, сыр, стакан.

Пример задания по постановке шипящих звуков [ш] – [ж]:

Предложить ребенку на сильном активном выдохе произнести звук [с]

На сильном активном выдохе произнести звук [с], но губы при этом вытянуты вперед. Слышим звук [ш – ш – ш]. обратите внимание на воздушную струю- она должна быть теплой.

Короткое произнесение звука [ш – ш – ш]

Развитие лексического запаса и грамматического строя речи

-Уточнение знаний имеющихся у учащихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, развитие у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

-Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

Назови одним словом:

Свитер, пальто, шорты –

Сапоги, туфли, валенки –

Блюдце, сковорода, чайник –

Помидор, капуста, свекла –

Кошка, слон, волк –

Автобус, электричка, самолёт –

Образование существительных в именительном и родительных падежах многозначного числа

Что это? Стол – столы

Ответь на вопросы:

Где лежит карандаш? (в коробке)

А теперь (на столе)

Откуда я достал карандаш (из коробки)

Откуда упал карандаш? (со стола)

А теперь где лежит карандаш? (за коробкой)

Формирование связной речи

– Развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

– Установление логики (связной, последовательной), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки)

Составь рассказ по сюжетной картинке

Составь рассказ по серии сюжетных картинок

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению

– наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

– способности к запоминанию;

– способности к переключению;

– навыков и приемов самоконтроля;

– произвольности общения и поведения

Произнеси слоги и слова отраженно

Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы

За-за-за- уходи домой коза

Ра-ра-ра- Кате спать пора

Послушай внимательно и повтори скороговорку:

Растет крупный виноград.

В аквариуме у Харитона

Четыре рака и три тритона.

Формирование полноценных учебных умений

– планирование своей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного; существенного в учебном материале определение путей и средств достижения учебной цели);

– контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

– работать в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; сравнение, сопоставление);

– применение знаний в новых ситуациях;

Назови заштрихованные буквы

Прочитать слово, найти его изображение на картинке

Картинки: капуста, морковь, бабочка, птичка, помидоры

Записать прямые слоги: па,ба,са,ко,лу,шо,чи,мя,нё,лю

Диктант слов различной слоговой структуры: куст, щука, грач, утка, природа, лыжи, шарф, сильный, пружина, старушка, чтение, заснуть.

Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению

– умения внимательно слушать и слышать учителя – логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкции;

– умения понять и принять учебную задачу, поставленную в устной форме;

– умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия.

Прочти предложение и выполни соответствующее действие

Встань со стула.

Посмотри в окно.

Определи правильно и неправильно написанные буквы

Формирование коммуникативных умений и навыков учебной деятельности

– ответы на вопросы в соответствии с инструкцией, заданием;

– ответы на вопросы по ходу учебной работы;

– ответы двумя – тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирование связного высказывания);

– применение инструкции при подготовке развернутого высказывания;

– употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

– обращение к учителю – логопеду или товарищам по группе за разъяснением;

– пояснение инструкции с использованием новой терминологии;

– развернутый ответ о последовательности выполнения учебной работы, подведение итого занятия;

– формирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

– соблюдение речевого этикета при обращении (обращение, просьба, диалог);

– составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии)

Сравни пары сюжетных картинок и составь по ним предложения

Кошка сидит на стуле. – Кошка сидит под стулом.

Мяч лежит на столе. – Мяч лежит под столом.

Белка сидит на елка.- Белка сидит под елкой.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок, один начинает рассказ, второй учащийся продолжает

На улице лето. Ярко светит солнце. Мальчик сидит на берегу реки и ловит рыбу…

Дикие животные’ – рекомендации учителя-логопеда для воспитателей в группе ЗПР

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей

группы компенсирующей направленности

для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Овеснова Светлана Петровна,

учитель-логопед ГБДОУ № 125 компенсирующего вида

Центрального района Санкт-Петербурга,

Решение задач коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) будет эффективным только при условии комплексного подхода и тесной взаимосвязи в работе всех специалистов дошкольного учреждения.

В группах компенсирующей направленности деятельность воспитателя имеет свою специфику, которая определяется имеющимися у детей речевыми недостатками и недостаточной сформированностью психических процессов. В первую очередь, страдают внимание, память, словесно-логическое мышление. Нарушена или недостаточно сформирована общая, мелкая, артикуляционная моторика.

Одним из принципов воспитания и обучения детей с нарушением речи является принцип концентризма, согласно которому речевой материал располагается в пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности.

В данной разработке представлен алгоритм коррекционно-воспитательной и образовательной работы, предлагаемый воспитателям старшей группы в рамках изучения лексической темы. Система игровых упражнений включает актуализацию, активизацию словаря; практическое усвоение лексико-грамматических категорий; формирование и развитие связной речи; развитие у детей внимания и памяти; формирование и совершенствование словесно-логического мышления; координацию речи с движением посредством подвижных игр; развитие мелкой моторики.

Цель: повышение эффективности коррекционно-развивающей работы посредством логопедизации воспитательно-образовательного процесса в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР.

– помочь воспитателям групп для детей с ТНР в отборе дидактического материала при изучении лексической темы;

– уточнить лексический материал с целью обогащения и активизации словаря детей в рамках изучаемой лексической темы;

– способствовать коррекции и дальнейшему развитию лексико-грамматических компонентов в речи детей посредством игровых технологий;

– формировать связную речь детей, соблюдая преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей при отборе приёмов и технологий;

– развивать общую, мелкую моторику детей;

– продолжать работу по развитию и совершенствованию у детей внимания, памяти, словесно-логического мышления, зрительно-пространственных функций.

По мере решения данных задач, наряду с другими, предполагается объединение процессов обучения и воспитания в единый коррекционно-образовательный процесс.

В результате проведённой работы дети могут общаться в пределах данной лексической темы:

– актуализируется и обогащается словарь детей:

ребята используют в речи обобщающие слова;

усваивают значение новых слов, в том числе многозначных;

умеют подбирать антонимы, синонимы к данным словам;

– правильно употребляют грамматические формы слов, усваивают словообразовательные модели;

– умеют составлять простые распространённые предложения, простые виды сложносочинённых предложений;

– развивается связная речь детей:

составляют различные виды описательных рассказов, опираясь на мнемотаблицы;

пересказывают небольшие по объёму литературные произведения с опорой на иллюстративный материал (фотографии, картины, картинки).

Комплексно решаются задачи социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития.

Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям

старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Лексическая тема: «Осень. Деревья»

Расширение словарного запаса детей:

время года, осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, туман, ветер, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, сапоги, плащ, куртка, перчатки, свитер, зонт, грибник, урожай, деревья, куст, листья, газон, ковёр (из листьев), берёза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клён, лиственница, ель, сосна, ива, каштан, жёлудь, ствол, кора, корень, ветка, крона, сук, листва, пень, шишка, хвоя, плод, семена.

наступать, моросить, лить, дуть, срывать (листья), опадать, облетать, кружиться, шелестеть, хмуриться, вянуть, краснеть, желтеть, засыхать, засыпать, собирать.

осенний, пасмурный, прохладный, хмурый, дождливый, ненастный, короткий (день), мокрый, проливной, моросящий, красный, жёлтый, бордовый, узкий, широкий, резной, разноцветный, золотая, ранняя, поздняя, хвойный, лиственный, могучий, высокий, низкий, старый, молодой, трухлявый.

мокро, сыро, ненастно, пасмурно, ясно, хмуро, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, высоко, низко, часто, редко.

Лексико-грамматические игры и упражнения:

· «Цепочки» (ассоциативные цепочки слов к заданному слову. Образец: осень – лист, лужа, дождь, туча, листопад; ствол – дерево, ветка…).

· «Один – много» (упражнение в употреблении существительных единственного и множественного числа именительного падежа).

· «Назови ласково» (упражнять в образовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

· «Один, два» (упражнять в согласовании количественных числительных с существительными).

· «С какого дерева, чей листочек?» (образование относительных прилагательных; согласование прилагательных с существительными: Это лист берёзы, значит, это берёзовый лист).

Развитие связной речи:

Заучивание стихотворения по теме (по выбору).

Упражнять в составлении и практическом употреблении простых предложений из 3-5 слов (развитие диалогической речи в процессе беседы по картине).

Пересказ рассказа «Осень» (с опорой на картину)

Наступила осень. Стало холодно. Небо хмурое, сердитое. Часто идут дожди. Птицы улетают в тёплые края. На деревьях желтеют листья, их сдувает ветер, и они падают на землю. Завяли цветы, высохла трава.

Развитие общей моторики. Координация речи с движением.

Подвижная игра «Листья»

Листья осенние тихо кружатся.

Кружатся, руки в стороны.

Листья нам под ноги

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Движения руками влево-вправо;

кружатся на носочках.

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая игра «Вышел дождик»

Удары по столу пальчиками обеих рук: левая – с мизинца,

правая – с большого.

Вышел дождик погулять.

Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук.

Шёл неспешно, по привычке –

А куда ему спешить?

«шагают» средними и указательными пальчиками

обеих рук по столу.

Вдруг читает по табличке:

«По газону не ходить!»

Ритмичные удары то ладонями,

то кулаками по столу.

Дождь вздохнул тихонько:

Частые ритмичные хлопки.

И ушёл. Газон засох.

Ритмичные хлопки по столу.

Лексическая тема: «Лес. Грибы и ягоды»

Расширение словарного запаса детей

лес, поляна, опушка, пень, мох, корзина, лукошко, грибник, куст, гриб, боровик, подосиновик, подберёзовик, моховик, мухомор, маслёнок, сыроежка, лисичка, опёнок, рыжик, груздь, волнушка, поганка, ножка, шляпка, грибница, чаща, болото, ягода, клубника, смородина, крыжовник, малина, земляника, черника, брусника, клюква, ежевика, рябина, морошка, шиповник, компот, варенье, сироп, маринад, соленье, джем, желе, салат.

Читайте также:  Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: Звук (Н)

расти, собирать, готовить, варить, жарить, резать, сушить, солить, мариновать, стоять, прятаться, вырастать, заблудиться, аукать.

грибной (дождь, лето, поляна, год),), дружные (опята), варёный, сушёный, жареный, солёный, маринованный, белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, ядовитый, червивый., сладкий, кислый, ароматный, душистый, садовая, лесная, малиновый, крыжовенное, брусничный, земляничный, клюквенный.

рядом, далеко, близко, вкусно, сладко, солёно.

Лексико-грамматические игры и упражнения:

· «Разноцветные корзинки» (активизация словаря, дифференциация съедобных – ядовитых грибов; лесных – садовых ягод).

· «Один – много» (упражнение в употреблении существительных – названий грибов единственного и множественного числа именительного падежа).

· «В гостях у Гнома» (упражнять в образовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

· «Один, два» (упражнять в согласовании количественных числительных с существительными).

· «Мой-моя-моё-мои» (упражнение в согласовании притяжательных местоимений с существительными).

· «Какое варенье? (какой сок?» (упражнять в употреблении относительных прилагательных: сок из черники – черничный и т.д.)

Развитие связной речи:

Заучивание стихотворения по теме (по выбору).

Упражнять в составлении и практическом употреблении простых предложений из 3-5 слов (развитие диалогической речи в процессе беседы по картине).

Пересказ рассказа «За грибами»

Наступила осень. Петя и Таня пошли в лес за грибами. Бро­дили они долго, очень устали. Только Таня набрала полную корзинку, а Петя на­шёл всего два гриба. Увидел Петя, что сестра собрала больше грибов, и расстро­ился. «Не пойду домой! — кричит.— Плохие эти грибы! Плохой лес!» Корзинку бросил, упал на землю и плачет. «Ну что ты, Петенька! — говорит ему Таня.

— Грибы не виноваты, и лес тоже не виноват. Ты подумай: грибы-то всё равно на одной сковородке будем жарить. Забирай мою корзинку, а то я устала, мне тяжело. А я понесу твою». Послушал Петя сестру, успокоился и говорит: «Корзинку-то я понесу. Только она не тяжёлая, она очень ценная. Спасибо тебе, сестра!»

Развитие общей моторики

Подвижная игра (координация речи с движением) «По ягоды»

Маршируют, руки на поясе

Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги, не сгибая колен.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём искать опять.

Наклонились, левой рукой достали носок правой ноги.

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Лесные подарки»:

Лес гостям сердечно рад!

Руки вверх, пальцы

Угощает он ребят

Обе руки протянуты

вперёд ладонями кверху

Прижимают кончики пальцев

к подушечке большого поочерёдно, несколько раз.

Лексическая тема: «Овощи. Огород»

Расширение словарного запаса детей

огород, овощи, урожай, грядки, сорняк, капуста, картофель, свёкла, редиска, репа, лук, чеснок, фасоль, перец, тыква, горох, баклажан, кабачок, морковь, огурец, томат, укроп, петрушка, салат, борщ, щи, салат, пюре, сок, начинка, пирог, витамины, лопата, грабли, нож, корзина, магазин, продавец

вырастить, срывать, выдёргивать, выкапывать, срезать, сажать, поливать, рыхлить, полоть, ухаживать, созревать, собирать, мыть, чистить, резать, варить, солить, продавать

овощной, свекольный, томатный и т.д., красный, зелёный, жёлтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, круглый, овальный, треугольный, вытянутый, гладкий, шершавый, горький, сладкий, солёный, кислый, спелый, толстый, крепкий, зрелый, свежий

Вкусно, полезно, мелко, крупно

Лексико-грамматический строй речи

· Дидактическая игра «Крупный-мелкий» (употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением).

· Дидактическое упражнение «Подбери слово» (подбор однородных прилагательных к существительным: огурец какой? (овальный, зелёный, мелкий, твёрдый, шершавый, крупный, вкусный…).

· Дидактическая игра «Соберём урожай» (усвоение глаголов с различным значением: Я срезаю капусту. – Я дёргаю морковь. – Я снимаю огурцы. – Я копаю картошку и др.)

· Дидактическая игра «Поварята» (употребление в речи относительных прилагательных: Я приготовлю овощной суп. – Я испеку капустный пирог и др.)

Развитие связной речи

Заучивание стихотворения (по выбору).

Составление описательных рассказов об овощах по схематичному плану (мнемотаблица).

Развитие общей моторики

Подвижная игра «Урожай” (координация речи с движением)

Особенности работы учителя-логопеда в детском саду компенсирующего вида для детей с ЗПР

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 05.12.2013

Статья просмотрена: 2405 раз

Библиографическое описание:

Токарева Е. А. Особенности работы учителя-логопеда в детском саду компенсирующего вида для детей с ЗПР [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 50-52. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4577/ (дата обращения: 28.02.2020).

В настоящее время неуклонно растет число детей с проблемами в развитии. По этой причине растет значимость образовательных учреждений компенсирующего вида. Детский сад компенсирующего типа (с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции) опирается на компенсирующее обучение, т. е. на создание вокруг ребенка реабилитирующего пространства, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья.

Компенсирующее обучение — это, в первую очередь, индивидуальное обучение.

Понятие ЗПР («задержка психического развития») употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы — органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств. Задержки развития могут быть вызваны разными причинами: негрубым внутриутробным поражением ЦНС, нетяжелыми родовыми травмами, недоношенностью, близнецовостью, инфекционными и хроническими соматическими заболеваниями. Этиология ЗПР связана не только с биологическими, но и с неблагоприятными социальными факторами. Прежде всего, это ранняя социальная депривация и влияние длительных психотравмирующих ситуаций.

Основной целью коррекционного детского сада для детей с ЗПР является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности ребенка. Деятельность учителя-логопеда в детском саду компенсирующего вида организуется с учетом особенностей детей с ЗПР и опирается на принципы коррекционно-развивающего обучения и воспитания. В своей работе педагог должен учитывать структуру отклоняющегося развития и вариант ЗПР, информацию о здоровье ребенка, условия жизни и воспитания в семье, возраст ребенка на момент поступления в детский сад, длительность пребывания ребенка в детском саду компенсирующего вида. Свою педагогическую деятельность учитель-логопед строит на диагностической основе.

Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и как средство оптимизации того процесса. Основными задачами обследования детей являются:

– изучение качественных особенностей психического развития ребенка;

– выявление уровня обучаемости, то есть степени овладения знаниями, умениями, навыками, в соответствии с возрастными возможностями;

– определение характера динамики развития и обучаемости;

– дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы;

– определение параметров школьной зрелости и выбор наиболее эффективной формы школьного обучения.

Диагностическая работа специалистов в коррекционном детском саду строится на основе психолого-дидактических принципов, раскрытых в трудах Л.С, Выготского, А. Р. Лурии, В. И. Лубовского, Д. Б. Эльконина и других. При обследовании используют апробированные методики и диагностические комплексы С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е.А, Стребелевой, О. Н. Усановой, Л. А. Вегнера и других.

Первичное обследование ребенка, поступившего в коррекционную группу, проводят специалисты психолого-педагогического консилиума специального детского сада. Именно специалисты консилиума подбирают наиболее подходящую коррекционную группу и определяют основные направления работы с ребенком.

Диагностическая работа специалистов должна быть комплексной, а значит включать работу врачей, психолога, педагогов. Диагностическая работа начинается с изучения медицинской документации, т. к. это дает возможность выявить причины и характер ЗПР, определить стратегии психолого-педагогического воздействия.

Одним из ведущих направлений в педагогической деятельности учителя-логопеда в специальном детском саду для детей с ЗПР является преодоление недостатков познавательной деятельности воспитанников. Учитель-логопед (совместно с учителем-дефектологом и психологом) исследует познавательную деятельность: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь. В ходе этого исследования выявляется уровень «обученности» каждого ребенка, т. е. сформированности знаний, умений и навыков. Содержание диагностической работы определяется «Образовательной программой» детского сада и «Учебным планом». Задачи обследования речи решают совместно учитель-логопед и дефектолог. Логопед исследует все компоненты речевого развития, при этом основное внимание уделяет выявлению уровня овладения языковыми средствами. Также логопед обследует состояние связной речи, т. к. при построении связных высказываний можно выявить специфические особенности и недостатки речемыслительной деятельности детей.

Все результаты обследования заносятся в специально разработанные таблицы. На основании полученных данных составляется психолого-педагогическое заключение и план индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в специальном детском саду включает в себя развитие речи и коммуникативных способностей и является одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР. Недоразвитие речи у детей с ЗПР имеет системный характер, поэтому в процессе коррекционных занятий необходимо стимулировать речевую активность детей, развивать фонетико-фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи, формировать навыки понимания и построения развернутых речевых высказываний. Эту работу учитель-логопед осуществляет совместно с учителем-дефектологом и психологом. Развитие диалогической и монологической речи осуществляется с помощью специальных игровых приемов, упражнений, театрализованных и дидактических игр, специально спланированных бесед и совместных обсуждений. Учитель-логопед в своей педагогической работе способствует формированию у детей с ЗПР навыков языкового анализа и синтеза, развитию тонкой и мелкой моторики и подготовке руки к письму. Подготовка к обучению грамоте учителем-логопедом осуществляется на специальных занятиях.

Реализация коррекционно-развивающих задач в условиях специального детского сада осуществляется интегрировано. Например, на занятии по «Развитию речи», помимо основных, могут решаться задачи: формирование мыслительных операций, логического мышления; развитие памяти, внимания, восприятия; ознакомление с окружающим миром.

Таким образом, в условиях специального детского сада общеобразовательные и коррекционные задачи решаются в комплексе.

В своей коррекционно-развивающей работе с воспитанниками с ЗПР учитель-логопед учитывает закономерности формирования высших психических функций и закономерности развития личности в онтогенезе. На начальных этапах работы (преимущественно с детьми раннего и младшего дошкольного возраста) ставятся задачи формирования психологического базиса для развития высших психических функций. На последующих этапах приоритетным направлением работы логопеда становится развитие речи и коммуникативной деятельности.

Развитие речи и коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков предполагают:

– формирование функций речи (особенно регулирующей планирующей);

– создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;

– формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения;

– стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения.

Свою коррекционно-развивающую работу учитель-логопед проводит в тесном взаимодействии с учителем-дефектологом и психологом. Задачи работы всех специалистов перекликаются практически на всех занятиях. Помимо коррекционно-образовательной работы, перед учителем-логопедом встают задачи оптимального взаимодействия с семьями детей. Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы зависит от грамотно построенной социально-педагогической деятельности с семьями воспитанников.

1. Борякова Н. Ю., Косицына М. А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (Организационный аспект).- М.: Секачев, 2008. — 78 с.

Интегрированная коррекционно – развивающая деятельность учителя – логопеда и воспитателя в коррекционной группе для детей с ЗПР.

При работе с детьми с ЗПР необходимо искать новые формы работы, позволяющие обучать, развивать и воспитывать дошкольников. Стараться заинтересовать детей чем- то интересным, новым для них. Потому одним из видов работы является интегрированная деятельность учителя – логопеда, воспитателя и детей, для достижения положительных результатов в коррекции речевых нарушений.
Автор: Агапова Анжелика Васильевна.

Интегрированная коррекционно – развивающая деятельность учителя – логопеда и воспитателя в коррекционной группе для детей с ЗПР. Старший дошкольный возраст.

Занятие по лексической теме: Дикие животные — «Лесная сказка»

Читайте также:  Логопедическое сопровождение детей в условиях общеобразовательной школы

Вид: Интегрированное занятие с использованием различных видов деятельности

Образовательные области: «Познавательное развитие», « Речевое развитие».

Цель: способствовать расширению и углублению знаний о диких животных

Коррекционно-образовательные цели:
Уточнять и расширять словарь по теме «Дикие животные»;
Учить в образовании притяжательных прилагательных;
Продолжать учить подбирать слова признаки;
Закрепить навык составления предложений с предлогами;
Закреплять представления о диких животных, их поведении зимой.

Коррекционно – развивающие цели:
• Развивать слуховое внимание, зрительное и фонематического восприятия, мышление, тонкую и общую моторику, коммуникативные навыки.
Коррекционно – воспитательные цели:
Воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Методы: словесные, наглядные, практические.
Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.

Материалы и оборудование:
компьютер; электронное письмо; тропинка заснеженная; елочки; мольберт; дидактическое пособие «Зимний лес»; маски животных; разрезные картинки для игры « Чей, чья»; наложенный рисунок – путаница в графическом изображении; листы бумаги с восковым рисунком зайчат; краска голубого цвета, стаканчики с водой, салфетки, кисточки, ватман, раскраски.

Ход занятия
I.Приветствие «Назови соседа ласково»
Логопед:- Здравствуйте, ребята. Давайте встанем в круг, и каждый из вас назовёт ласковым именем своего соседа справа, и пожелает ему доброго утра.

II. Организационный момент.
На компьютере зимний лес
Логопед:- Ребята нам пришло электронное письмо, которое адресовано дружным и смелым детям. Вы дружные? Смелые? Тогда это письмо точно вам. Давайте прочитаем:
Из зимнего леса пишу вам, друзья,
Я к вам обратилась, поверьте не зря!
Зайчат я своих потеряла в лесу,
О помощи вас я сейчас попрошу.

Логопед: Поможем ребята?
Дети: Да
Логопед: Поспешим на помощь?
По тропинке мы пойдем,
Прямо в лес мы попадем.

III. Двигательное упражнение «Тропинка»и развитие фонематического восприятия.
Логопед:- Пойдём в лес по заснеженной тропинке, обязательно перешагивая все кочки, а то вдруг под кочкой чья-нибудь норка и мы потревожим, например, мышонка или ёжика. Ставьте руки на пояс, идём по тропинке, как только услышите слово «кочка», перешагивайте её, высоко поднимая ноги.
-бочка –кочка- дочка- ночка- кочка- квочка- кочка- точка-почка-кочка-
Сколько кочек вы перешагнули?

IV. Подбор слов – признаков.
Воспитатель:- Ну, вот мы и подошли с вами к лесу. Посмотрите, сколько снега вокруг. Где лежит снег? Лес как будто притаился. Давайте мы назовём с вами зимний лес красивыми словами. Я начну, а вы продолжайте: лес очень красивый. Ещё какой? (заснеженный, таинственный, волшебный, сказочный, удивительный).

V. Составление предложений с предлогами. Упражнение «Кто где живёт?»(панно «Зимний лес»)
Воспитатель:- Где же вы, зверята, прятались? Я сейчас сама попробую догадаться, но если в чём-то ошибусь, вы меня поправьте. Поселите животного в свой домик.
Медведь залез в дупло.»
Заяц спрятался в норе.
Белка забралась в логово.
Лиса спит в берлоге.
Волк притаился под кустом.
Дети исправляют ошибки и расселяют животных в свои домики.

VI.Артикуляционная гимнастика. «Сказка про белочку»
Логопед: Вот мы и назвали диких животных, которые живут в лесу. А давайте с вами расскажем сказку о белке.
Дети рассаживаются на пенечки, берут зеркала и выполняют артикуляционную гимнастику.
Маленькая белочка Широко открыт рот, язык расслаблен.
Спала в теплом дупле “Лопаточка”.
Вот она проснулась
И весело нам улыбнулась “Улыбка”
Почистила зубки “Чистим зубы”
Прополоскала ротик “Полоскание рта”.
И пошла гулять, попрыгала по веткам
Вверх – вниз, вверх– вниз “Здороваемся с верхней и нижней губой”.
Увидела лошадок “Лошадка”
Насобирала грибов “Грибок”
Устала. Вернулась в дупло.
И прилегла отдохнуть. Рот открыт, язык расслаблен.
Логопед: Ребята, а вы хотите сами превратиться в лесных зверей?
Вот вокруг нас зимний лес,
Полный тайн и чудес.
С вами мы уже не дети –
Все мы волки и медведи.
Логопед: Посмотрите, а вот на пенёчках маски животных. Подходите ближе и сами выбирайте, в кого бы вы хотели превратиться. (дети встают в круг)

VII. Уточнение и расширение словаря и развитие общей моторики. Упражнение «Зверята и ребята».
Логопед: Звери, так же как и люди, живут в своих домиках семьями, у них есть мамы, папы и детёныши. Давайте встанем вокруг нашей полянки и вместе назовём членов звериных семей. Те зверята, о ком пойдёт речь, выходят в круг и показывают его походкой и движениями. 1) По полянке скачет серенький зайчишка.
Весь дрожит от страха, видно он трусишка.
А за ним его ребята – длинноухие … (зайчата).
— Скажите мне , как называется ваша семья. Она чья? – заячья.
Как назвать папу? – заяц, маму? – зайчиха, а детёныша? – зайчонок.
2) Как зимой холодной волк по лесу рыщет,
Злой он и голодный здесь добычу ищет.
А за ним его ребята – острозубые … (волчата).
После каждого куплета называются члены семей
3) От дупла к макушке ловко скачет белка
И грызёт орешки на еловых ветках.
А за ней её ребята – в шубках рыженьких … (бельчата).
4) Вот идёт по лесу рыжая плутовка
И следы своим хвостом заметает ловко.
А за ней её ребята – длиннохвостые … (лисята).
5) Вот бредёт по лесу мишка косолапый,
После зимней спячки отморозил лапу.
А за ним его ребята – вперевалку … (медвежата).

VIII. Образование притяжательных прилагательных. Игра «Собери картинку».
Воспитатель: Собрались все звери снова лесной полянке и стали вспоминать, как они весело встречали Новый год, а во время Новогоднего карнавала все поменялись своими мордами и хвостами. Новогодние праздники давно закончились, но животные никак не могут разобраться, где чья морда и чей хвост. Давайте-ка, ребята – зверята, всё вернём на свои места. Держите все по элементу какого-либо животного, подходите к столам, постарайтесь из элементов сложить портреты животных.

Воспитатель: Лиза хвост медведя , чей хвост? Медвежий.
— Нурият морда белки чья ? Беличья
-Саша морда медведя чья? Медвежья.
— Ангелина хвост волка , чей хвост? Волчий

X. Развитие мышления, зрительного восприятия. Игра «Кто спрятался в зимнем лесу?» (наложенный рисунок). Дети подходят к мольберту.
Логопед: Ребята, постарайтесь отыскать животных, которые спрятались в зимнем лесу.
(Дети подходят к мольберту, на котором висит картинка – путаница «Кто спрятался в зимнем лесу?»).
(Дети находят волка, зайца, белку, лису, медведя).
Логопед:Ты подуй в свои ладошки,
Покружись потом немножко:
Мы теперь — не белочки,
И уже – не зайчики,
Все мы снова – девочки
И, конечно, — мальчики.
Дети снимают маски.
— Вот мы снова оказались в детском саду.

XI. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Найди зайчика»
Воспитатель: Вспомните, кто же просил нас о помощи? – Зайчиха.
Я кажется, знаю, как ей помочь.
Найти зайчат, поможет нам волшебная кисточка. Я думаю, что зайчата спрятались под елочкой. (дети рассаживаются за столами).
Краску ты дружок бери,
Кистью нежно проведи.
И увидишь ты зайчат,
Они под елочкой сидят.
Воспитатель:- Вот, ребята, мы и помогли тем, кто нуждался в нашей помощи. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Ребята зайчиха благодарит нас за помощь, и говорит спасибо. На память она приготовила раскраски. Сейчас вы вернётесь в свою группу, где обязательно найдёте волшебные фломастеры, карандаши, краски и станете маленькими художниками.

XII. Итог занятия.
Логопед: Вам понравилось наше путешествие? Да.
Что больше всего вам запомнилось и понравилось?
Денис: Понравилось превращаться в животных.
Ангелина: Мне понравилось играть в игру, кто где живет?
Нурият: А мне понравилось играть в игру Чей хвост, чьи уши».

Название: Интегрированная коррекционно – развивающая деятельность учителя – логопеда и воспитателя в коррекционной группе для детей с ЗПР,
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , занятия логопеда, Старший дошкольный возраст
Автор: Агапова Анжелика Васильевна
Должность: учитель — логопед
Место работы: МБДОУ детский сад «Аист»
Месторасположение: ХМАО – Югра, Сургутский район, п.Солнечный

Система взаимодействия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и воспитателя в группах для детей с ОВЗ

Система взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в группах для детей с ОНР

  1. Проведение обследования речевого развития детей и распределение детей на подгруппы для проведения непосредственно образовательной деятельности.
  1. Проведение обследования общего развития детей.
  1. Совместное комплексно-тематическое планирование коррекционно-развивающей и воспитательной работы с детьми.
  1. Проведение коррекционной логопедической фронтальной, подгрупповой и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности с детьми на основе комплексно-тематического планирования.
  1. Проведение непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП, конструированию, изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим миром на основе комплексно-тематического планирования.
  1. Проведение коррекции нарушений произносительной стороны речи и слоговой структуры слова в индивидуальной работе на основе развития слухового восприятия и фонематического слуха.
  1. Формирование звуковой культуры речи детей в режимных моментах, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной игровой деятельности детей под руководством логопеда на основе работы по коррекции произносительной стороны речи. Контроль и автоматизация произношения детьми в повседневной жизни звуков, поставленных логопедом. Индивидуальная работа с детьми по закреплению звукопроизношения с использованием игрового и дидактического материала, рекомендованного логопедом.
  1. Проведение фронтальной и подгрупповой непосредственно образовательной деятельности по формированию и обогащению лексики детей на основе комплексно-тематического планирования и предварительной работы, проведенной воспитателем.
  1. Формирование, обогащение и активизация словарного запаса детей в режимных моментах, совместной деятельности педагога с детьми (игровая деятельность, проведение непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, наблюдений, экскурсий, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и т. д.) на основе комплексно-тематического планирования. Индивидуальная работа с детьми по уточнению и активизации словаря.
  1. Проведение фронтальной и подгрупповой непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей грамматических категорий и форм на основе комплексно-тематического планирования. Коррекция нарушений грамматического строя речи в индивидуальной работе с детьми на основе обследования речевого развития детей.
  1. Формирование грамматического строя речи детей в режимных моментах, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной игровой деятельности детей на основе работы, проведённой логопедом. Контроль правильности употребления детьми в повседневной жизни грамматических форм и категорий. Индивидуальная работа с детьми по закреплению употребления грамматических категорий и форм с использованием игрового и дидактического материала, рекомендованного логопедом.
  1. Проведение фронтальной и подгрупповой непосредственно образовательной деятельности по формированию структуры и всех форм связной речи детей на основе комплексно-тематического планирования.
  1. Формирование навыков связной речи детей в повседневной жизни. Закрепление навыков связной речи в индивидуальной работе с детьми на основе рекомендаций логопеда.
  1. Формирование коммуникативных навыков детей при проведении коррекционной фронтальной, подгрупповой и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности на основе комплексно-тематического планирования. Воспитание культуры речи.
  1. Формирование коммуникативных навыков детей в режимных моментах, совместной деятельности педагога с детьми и в самостоятельной игровой деятельности детей на основе развития всех компонентов речи. Воспитание культуры речи.
  1. Формирование предпосылок учебной деятельности (оптико-пространственная ориентировка, графо-моторные навыки, подготовка к обучению грамоте, умение действовать по инструкции) при проведении фронтальной, подгрупповой и индивидуальной коррекционной непосредственно образовательной деятельности с детьми на основе комплексно-тематического планирования.
  1. Формирование предпосылок учебной деятельности (пространственная ориентировка, графические навыки, умение действовать по инструкции) при проведении фронтальной, подгрупповой и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП, изобразительной и конструктивной деятельности на основе комплексно-тематического планирования.
  1. Совместное планирование и проведение интегрированной непосредственно образовательной деятельности, досугов с детьми.
  1. Совместный мониторинг достижения детьми планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения Программы.
  1. Совместное взаимодействие с родителями воспитанников.

Система взаимодействия учителя-дефектолога, учителя-логопеда и воспитателя в группах для детей с ЗПР и

Ссылка на основную публикацию