Дикие животные наших лесов – конспект открытого логопедического занятия

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ “ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ”
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Конспект разработан на старший дошкольный возраст. Материал подобран в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
1_dikie_zhivotnye.docx51.84 КБ

Предварительный просмотр:

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ

ЦЕЛЬ: Углублять знания детей о диких животных наших лесов.

  • расширение и активизировать словарь по теме, закрепление в речи детей названий животных наших лесов;
  • развивать связную речь;
  • развивать мыслительную деятельность, внимание, память;
  • продолжать развивать фонематический слух.
  • закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных, обозначающих животных;
  • учить правильно, употреблять притяжательные прилагательные;
  • закрепление умения составлять предложения с заданными словами по предложенной схеме;
  • воспитывать умение внимательно слушать педагога и детей;
  • воспитывать у детей гуманное, бережное отношение к животным;
  • развивать любознательность, взаимопомощь.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: притяжательные прилагательные (Лисий, волчий…), лисенок, волчонок,…логово, нора, берлога…

МАТЕРИАЛ: Иллюстрация Маши из сказки «Маша и Медведь», изображения диких животных, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, аудио запись «Лес», презентация по теме «Дикие животные наших лесов».

ЛОГОПЕД: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться.

ЛОГОПЕД : Чтобы на занятии слышать все внимательно, надо сделать массаж ушей старательно.

Взяли наши ушки,

Тянем до макушки, (Тянуть указательным и большим

Тянем их старательно, пальцем верхние края ушей вверх)

Тянем, тянем наши ушки,

Но уже не до макушки, (Тянуть боковые края ушей в стороны)

Тянем ушки в стороны,

Чтобы все запомнить здорово.

Тянем наши ушки снова, (Мочки ушей – вниз)

Четко произносим каждое слово.

Наращивание слов в предложении.

ЛОГОПЕД: Какое сейчас время года? Верно, лето! (Дети за логопедом повторяют глубокий вдох через нос и на выдохе произносят следующие фразы)

Летними деньками жарко.

Летними деньками бывает жарко.

Летними солнечными деньками бывает жарко.

Летними солнечными деньками бывает очень жарко.

Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пришла Маша из сказки (выставляется предметная картинка с ее изображением).

Маша – это персонаж, какой сказки?

Вместе с ней мы отправимся на прогулку в сказочный лес (выставляется картинка с изображением леса). Встали в круг, слушаем внимательно и выполняем все действия старательно.

Физкультминутка «Мы заходим с вами в лес»

Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.)

Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.)

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов.(Раз, два, три.)

Сколько здесь у нас игрушек,

Столько сделаем прыжков. (Раз, два, три . )

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лесу обхитрим,

На носочках убежим. (Бег на носочках.)

Всё вокруг мы рассмотрели

И тихонечко все сели.

ЛОГОПЕД: Вот мы и пришли с вами в лес, давайте послушает звуки леса (звучит аудио запись звуки леса).

Хотя ещё никто нам не встретился, мы с вами слышим, что лес живой. Какие звуки вы слышали?

Шорох, пение птиц, треск, шелест листвы…

ЛОГОПЕД: Посмотрите, вот и выходят поприветствовать нас лесные обитатели. Давайте и мы с ними поздороваемся, но здороваться надо не так как мы свами привыкли, а по-звериному. Смотрим на картинку, я показываю, как приветствует нас зверь, а вы повторяете.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Ёжик – фыркает (разминаем губы)

Лиса – улыбается, растягиваем губки в улыбке, губы при этом сомкнуты

Волк – улыбается, показали все зубки.

Рысь – широко открывает рот

Зайка трусишка – поджал ушки, испугался. Открыли широко ротик, язычок зацепили за нижние зубки, вот он прислушивается, нет ли поблизости, каких ни будь хищников, ушки вверх поднял. Рот также широко открыт, широкий язычок поднимаем к верхним резцам.

Змея уж – здоровается с нами, широко открыли рот, язычок острый высовываем вперед назад.

Лось вышел, цокает

Вон белочка спрыгнула, увидела большой гриб – «Белочка собирает грибы». Грибы на короткой и длинной ножках. – открывать и закрывать рот, не опуская языка.

Мишка сладкоежка слизывает мёд. Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет.

А пчелы налетают,

Фокус дуем на пчел

ЛОГОПЕД: Прекрасно, звери поняли, что мы не хотим причинить им вред и разрешают нам погулять по лесу.

Развитие лексическо-грамматической стороны речи

ЛОГОПЕД: Отправляемся мы с Машенькой дальше, и зашли мы с вами в самую глушь леса. Огляделись и увидели что-то необычное, вокруг нас как будто кто-то спрятался, из за дерева хвост торчит, а вон там ухо. Я кажется, догадалась, это звери решили с нами поиграть в прятки и выйдут они только тогда, когда мы узнаем кто и где спрятался. Поиграем? Ребята, но вам не просто надо будет называть, кто, где спрятался. Надо говорить красиво и правильно. Пр. Лиса спряталась за деревом, потомучто я виже лисий хрост…

ЛОГОПЕД: Молодцы всех животных отыскали. Ну что отправляемся дальше?

ЛОГОПЕД: А проводит нас дальше по лесу Медведь сластена. Поиграем с ним и погуляем.

«Медведь по лесу бродит»

Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит. (Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.)

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет. (Изображать, как он достает и ест мед.)

А пчелы налетают, («Отмахиваться от пчел».)

А пчелы жалят мишку: (Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.)

Не ешь наш мед, воришка! (Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку».)

Ложится, засыпает (Прилечь, руки под щеку.)

И пчелок вспоминает.

ЛОГОПЕД: Здорово прогулялись, но вот перед нами новое задание, которое для нас приготовили волки. Давайте, его выполним и потренируем нашу память.

Развитие зрительной памяти.

ЛОГОПЕД: Волки приготовили для вас непростое задание, это задание смогут выполнить ребята с самой хорошей памятью. Но я уверенна, что у всех наших ребят отличная память, так что приступаем.

Детям предлагается ряд карточек и дается задание запомнить их, затем один из игроков закрывает глаза, а логопед убирает одну картинку. Ребенок открывает глаза и называет картинку, которой не стало. (Пр. не стало двух зайчат и т.д.)

ЛОГОПЕД: Замечательно справились с заданием, и волки пропускают нас дальше.

Развитие лексико-грамматической стороны речи.

ЛОГОПЕД: Вышли мы с Машей на полянку, а на ней собрались все животные леса, кто воет, кто рычит, кто тявкает, все взволнованы. Их детеныши расшалились, попрятались по лесу. Родители очень переживают потому, что не могут их найти. Давайте вместе с Красной шапочкой им поможем, чтобы детеныши вышли их надо правильно назвать. Готовы.

Давайте скажем полным предложением:

– У лисы один лисенок.

– У зайца один зайчонок, и т.д.

ЛОГОПЕД: Вы прекрасно справились с заданием. Но вот в нашем лесу наступил вечер и всем животным их детенышам пора расходиться по домам давайте ин поможем. Вы должны назвать где, кто живет. Будьте внимательны и выполняйте упражнения старательно.

Развитие лексико-грамматического стороны речи

Где себе дикие животные устраивают «домики»?

Лиса живет (где?) – в норе. Ёж живет в норе.

Медведь в берлоге.

ЛОГОПЕД: Вот и разошлись наши животные по своим домам и нам пора возвращаться домой.

Логопедическое занятие “Дикие животные”

Разделы: Логопедия

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Магнитофон.
  4. Картинки с изображением пищи животных.
  5. Разрезные картинки.
  6. Пиктограмма.
  7. Презентация.

1. Организационный момент.

Каждый день, всегда, везде:
На занятиях, в игре
Внятно, четко говорим,
Никогда мы не спешим.

2. Развитие артикуляционной моторики.

Для губ: лягушка, “колёсико”.

Для языка: “иголочка”, “вкусное варенье”.

Для щёк: хомячки – толстячки, хомячки – худышки.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Давайте сядем поудобнее.

Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять.

4. Работа по развитию дыхания и голоса.

Куда мы с вами попали? (В лес)

Давайте подышим ароматом леса. Вдох через нос, выдох через рот. (Ау)

Изо всех земных чудес
Всех милей нам русский лес.

5. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Сюрпризный момент “Посылка”

6. Загадки о диких животных.

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

Сама мала, шубка пышна,
В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимою спит в берлоге
От мороза, пряча нос. (Медведь)

Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный? (Волк)

7. Развитие мимики.

Будем мы сейчас играть и мимикой изображать.

В лесу бегает злой волкНахмурить брови
Вдруг не стало волкаПоднять брови (удивление)
Это мишка косолапый прогнал злого волкаПодмигнуть правым глазом (радость)

8. Введение в тему.

Кто прислал нам эту посылку?

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем беседовать? (О животных)

Как мы назовём их одним словом? (Дикие)

Почему их так называют?

9. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Беседа “Кто, где живет?”

У лисы в лесу глухом
Есть нора – уютный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней коры
Хатку делают бобры.
Спит в берлоге косолапый
До весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом
Всем тепло уютно в нём.
Загибают пальцы на обеих руках на каждое двустишие.

Дом – ладошки

Беседа “Кто кем был?” (Усвоение категории творительного падежа. Закрепление названий детёнышей животных)

10. Подвижная игра “Дикие животные” (музыкальное сопровождение).

Как-то раз лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой – лосихой топал лосёнок,
За мамой – лисицей крался лисёнок,
За мамой – ежихой катился ежонок,
За мамой – медведицей шёл медвежонок,
За мамою – белкой скакали бельчата,
За мамой – зайчихой косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат
Все мамы и дети напиться хотят.
Дети идут по кругу
Идут, громко топая
Крадутся на носочках
Передвигаются вприсядку
Идут вперевалку
Скачут вприсядку
Скачут на прямых ногах
Крадутся
Лицо в круг, лакательные движения языком

11. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Ребята, а в посылке ещё что-то есть, посмотрите.

Игра “Собери животное” (Усвоение притяжательных прилагательных)

Игра “Чем бы мы угостили животных?”

12. Итог занятия. Пиктограмма.

13. Развитие общей моторики.

Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы играть.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе в форме занятия по теме: «Дикие животные нашего леса. Притяжательные прилагательные

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

«ОЗЁРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

в подготовительной логопедической группе

в форме занятия по теме:

«Дикие животные нашего леса.

Притяжательные прилагательные»

«Дикие животные нашего леса.

Притяжательные прилагательные»

Цель: формирование навыка словообразования.

Коррекционно – образовательные :

-систематизировать знания детей о диких животных, закрепить места обитания животных.

– учить детей правильно образовывать притяжательные прилагательные от существительных, включать их в предложения;

-закреплять практическое употребление в речи простых предлогов:с, под,на, в;

-составлять предложения с дополнениями в косвенных падежах;
– упражнять в подборе прилагательных к существительным по теме.

Коррекционно – развивающие:

– развивать речевое дыхание, память, мышление, внимание, координацию, общую и мелкую моторику;

-профилактика зрительных нарушений.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать гуманное отношение к диким животным;

-воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей среде.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация », «Познание»,«Здоровье», «Социализация»

Оборудование: Аудиозапись « В лесу», компьютер, мультимедиа,картина « Лес», письмо, картинка с изображением Старичка-Лесовичка, предметные картинки с изображением диких животных: лиса, волк, медведь, заяц, еж, лось, кабан, детенышей животных, жилищ животных, конверты с изображением теней животных, игра-презентация «Чьи следы?»,карточки с изображением животных и их хвостов, карандаши, наборное полотно, мнемокарточки, таблица.

Ход занятия:

I Организационный момент

Логопед: Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Садитесь на стульчики.

Дети: Мы будем заниматься,

Мы будем все стараться,

Будем четко говорить,

Будем думать, не спешить.

II Сообщение темы занятия

Логопед: Сегодня утром я получила письмо. Давайте его прочитаем и узнаем от кого оно.

( логопед читает письмо Старичка-Лесовичка)

Знаю лес и лес люблю,

В гости вас к себе зову.

Я люблю гулять по лесу,

В лесу хожу я каждый день.

Все в лесу мне интересно:

Каждый куст и каждый пень.

Я веселый старичок,

Ну что, ребята, примем приглашение Старичка-Лесовичка? Итак, отправляемся в путь. Закройте глазки. Представим, что мы вдруг оказались в сказочном зимнем лесу.1,2,3 – откройте глаза.

(Включение аудиозаписи с музыкой, показ иллюстрации леса.)

III Беседа о диких животных

Логопед: Мы с вами оказались в сказочном лесу. Кого можно встретить в лесу?

Дети: В лесу можно встретить лису. В лесу можно встретить волка. В лесу можно встретить кабана. В лесу можно встретить белку.

Логопед: Ребята, скажите, почему этих животныхназывают дикими?

Дети: Дикие животные живут в лесу.

Логопед: Сегодня мы поговорим о диких животных.Больше узнать о них нам поможет Старичок- Лесовичок. А вот и он.

(показ картинки с изображением Старичка-Лесовичка)

Логопед. Ребята, пройдём по лесу и посмотрим, что там происходит.

IV Дидактическая игра- презентация “Чьи следы?”

Логопед: Весь лес засыпан снегом, он как лесная книга, можно прочитать, кто куда пробежал, по каким делам. А может быть, кто-то за кем-то гнался? Помогите узнать следы (кому они принадлежат?)

( Логопед показывает слайды , на которых нарисованы следы животных и говорит, что не знает, чьи следы, просит помочь ему. Если ребенок назвал правильно следы, появляется картинка с изображением животного.)

Логопед: Чьи следы?

Дети : Это лисьи следы. (заячьи, волчьи, медвежьи и т.д.)

V Дидактическая игра «Чье письмо?»

Логопед: Ребята, у Старичка- Лесовичка беда! На полянку пришли письма, но вместо адреса – тени животных. Лесовичок не может понять, кому какое письмо отдать. Поможем ему?Скажите, для кого письмо?

( логопед показывает письма с изображением теней диких животных)

Дети: Это письмо для волка.

Логопед: Правильно. Почему вы так решили?

Дети: Это письмо для волка, потому что на нем волчья тень.

Логопед: Для кого это письмо?

Дети :Это письмо для белки, потому что на нем беличья тень.

Логопед: Для кого это письмо?

Дети: Это письмо для медведя, потому что на нем медвежья тень.

Логопед: Кому пришло это письмо?

Дети: это письмо для лисы, потому что на нем лисья тень.

VI Дидактическое упражнение « Кто где живет?»

Логопед: Помогли мы Старичку – Лесовичкуузнать, чьи письма пришли на полянку. Старичок отправился разносить письма по адресам, но заблудился. Скажите ему, где живут дикие животные и с кем.

( Логопед показывает мнемокарточки и таблицу . Дети расставляют картинки соответственно изображениям и составляют предложения )

Логопед: Откройте свои конверты. Посмотрите на картинки.

Расставим их в таблицу. Послушайте загадку.

В птичник повадилась – Жди беды. Рыжим хвостом Заметает следы. (лиса)

Логопед: Правильно. У кого картинка с изображением лисы? Назовите маму.

Дети: Лисица.

Логопед: С кем живет лисица ?

Дети: Лисица живет с лисятами.

Логопед: Где они живут?

Дети: Лисица с лисятами живут в лисьей норе.

Логопед: Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)

У кого картинка с изображением белки? Назовите маму. Прикрепите картинку в таблицу.

Логопед: С кем живет бельчиха? Где они живут ?

Дети: Бельчиха с бельчатами живут в беличьем дупле.

Логопед: Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками, за мышами.(Еж)

Логопед: Назовите маму.

Дети: Ежиха.

Логопед: С кем живет ежиха?

Дети: Ежиха живет с ежатами.

Логопед: Где они живут?

Дети: Ежиха с ежатами живут в ежиной норке.

Логопед: Серый, зубастый, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (волк)

Дети: Волчица.

Логопед: С кем живет волчица?

Дети: Волчица живет с волчатами.

Логопед: Где живут волчица с волчатами?

Дети : Волчица с волчатами живут в волчьем логове.

Логопед: Летом ходит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (медведь)

Где спит медведица с медвежатами?

Дети : Медведица с медвежатами спят в медвежьей берлоге.

VII Физминутка.« У оленя дом большой» ( под музыку)

У оленя дом большой,

Он глядит в свое окно.

Зайка по лесу бежит

В дверь к нему стучит:
«Стук, стук, дверь открой,
Там, в лесу охотник злой!»

«Зайка, зайка, забегай,

Лапу мне давай!(2 раза)

«Не дрожи зайчишка мой,

Я смотрел в свое окошко,

Убежал охотник злой,

Больше я уж не дрожу,

У меня прошел испуг,

Ты –хороший друг!»(2 раза)

VIIIИгра «Чей хвост?» (На карточках изображения животных без хвостов)

Логопед: Старичок -Лесовичок решил рассказать интересную историю.

В давние – давние времена жили звери, поживали. Но ни у кого в те времена не было хвостов. А без хвоста зверю ни красоты, ни радости. Однажды по лесу прошел слух: хвосты раздавать будут! Привезли много разных хвостов: больших и маленьких, толстых и тонких, длинных и коротких, пушистых и гладких.… И побежали звери со всех сторон, понеслись, помчались во весь дух за хвостами. Давайте поиграем, будьте внимательны. Посмотрите на карточки и помогите животным найти свои хвосты.Расскажите, какой хвост выбрали себе животные.

Пальчиковая гимнастика

Логопед: Возьмите в руки карандаш. Разомнем пальчики.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков кручу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Карандашик посжимаю(Сжимание карандаша в кулачке.)

И ладошку поменяю.

И к работе приступаю.

Логопед: Приступаем к работе.

(Дети подбирают животному соответствующий хвост, соединяя карандашом изображение животного с его хвостом и озвучивая животное.)

Дети: Лиса, выбрала себе большой, пушистый, рыжий лисий хвост. Волк выбрал длинный, черный, волчий хвост. Медведь выбрал маленький, коричневый, медвежий хвост.Белка выбрала большой, пушистый, рыжий, беличий хвост. Заяц выбрал маленький, круглый, заячий хвост.

IX Зрительная гимнастика « Облака- белогривые лошадки»

Логопед: Что делают зимой еж и медведь?

Дети: Еж и медведь зимой спят .

Логопед: Давайте посмотрим, какие сны видят они, о чем они мечтают.

( с использованием мультимедиа)

X Итог занятия. Оценка деятельности детей

Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие.

Много интересного мы увидели в этом сказочном лесу, но пора нам возвращаться.

До свиданья Старичок,

До свиданья зимний лес,

Закройте глазки. (звучит музыка)

О чем говорили сегодня?Что вам понравилось?

Конспект открытого логопедического занятия на тему «Дикие животные наших лесов. Как звери зимуют» для детей с ФФНР (подготовительная группа)

Логопедическое занятие на тему
«Дикие животные наших лесов. Как звери зимуют»
для детей с ФФНР
(подготовительная группа)

Программное содержание:
расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий диких животных наших лесов.
развитие мышления детей на материале описательных загадок
автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей
развитие связной речи детей.
закрепление умения составлять предложения с заданными словами по предложенной схеме.
совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов. Составление схемы слов из фишек.
закрепление умения делить слова на слоги.
закрепление умения из выделенных первых звуков составлять новое слово.
развитие навыков чтения путем составления слов из слогов.
развитие общей и мелкой моторики пальцев рук
развитие памяти, мышления, зрительного и слухового восприятия
воспитание умения взаимодействовать друг с другом
воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к диким животным наших лесов

Оборудование и материалы:
предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением лесных зверей
картинки лесных зверей, подвешенные под потолком
магнитная доска
фишки для составления схемы слова
пазлы «составь слово»
картинки для дидактических игр “Где чей дом?”, “Чьи это следы?”
картинки для игры “Составь новое слово”
ребусы
простые карандаши и шариковые ручки на каждого ребенка

Лексический материал: медведь, лиса, заяц, еж, белка, волк, лось, кабан, барсук, берлога, логово, нора, дупло, дикие животные, лесные звери и т.д.

1. Организационный момент.
Логопед. Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться.

Упражнение «Думающая шапочка»
(способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи).

Логопед. Чтобы на занятии слышать все внимательно, надо делать массаж ушей старательно.

Улыбнулись.
Взяли наши ушки,
Тянем до макушки, (Тянуть указательным и большим
Тянем их старательно, пальцем верхние края ушей вверх)
Слушаем внимательно.

Тянем, тянем наши ушки,
Но уже не до макушки, (Тянуть боковые края ушей в стороны)
Тянем ушки в стороны,
Чтобы все запомнить здорово.

Тянем наши ушки снова, (Мочки ушей – вниз)
Четко произносим каждое слово.

Дыхательная гимнастика. Наращивание слов в предложении.
Логопед. Какое сейчас время года? Верно, зима! (Дети за логопедом повторяют глубокий вдох через нос и на выдохе произносят следующие фразы)
Падает снег.
Тихо падает снег.
Тихо падает белый снег.
Тихо падает белый, пушистый снег.
Тихо падает белый, пушистый снег за окном.

Речевая гимнастика.
(Дети за логопедом произносят чистоговорки)
Су-су-су – мы увидели лису
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ла-ла-ла – в лесу белка жила.
Ся-ся-ся – в чаще видели лося.
Олк-олк-олк – в логове зимует волк.
Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы.
Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь.

Гимнастика для глаз “Найди названного зверя”.
(По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением лесного зверя)
Логопед. Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

2. Обобщение материала по теме “Дикие животные наших лесов”. Развитие фонематического восприятия.
Логопед. Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.
(Ответы детей.)
Правильно, о диких животных наших лесов.
Назовите известных вам диких животных наших лесов (дети называют лесных зверей, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – медведь, лиса, волк, барсук, лось, заяц, еж, белка).
Логопед. Какие это животные? (Лесные, дикие) Где живут эти животные? (В лесу) Правильно. Все эти животные – лесные жители.
А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях этих животных. (дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах хлопками)
Слова: барсук, волк, лисенок, кабан, еж, медведица, белка.
Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о лесных жителях (дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)

Летом бродит без дороги,
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
(Еж)

Кто зимой холодной
Бродит серый, злой, голодный?
(Волк)

Зимой – беленький.
Летом – серенький.
Никого не обижает,
А сам всех боится
(Заяц)

Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко.
(Лось)

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом.
(Белка)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса!
А зовут ее
(Лиса)

Логопед. А теперь еще отгадайте загадки. Предлагаю сыграть вам в игру «Составь слово»
(дети выделяют первые звуки из слов, изображения которых представлены на картинках на магнитной доске и составляют из них новое слово)
Проводится звуко-слоговой анализ полученных слов (лиса, волк, кабан, лоси) и составляются их схемы с помощью разноцветных фишек (один ребенок выполняет задание на доске, другие – на своих рабочих местах)

3. Физминутка.
Логопед. А теперь мы отдохнем – в зимний лес гулять пойдем. (дети становятся в круг)
а) Массаж биологически активных зон.
Да-да-да
Наступили холода (потереть ладонями друг о друга)
Да-да-да (провести большими пальцами рук
Превратилась в лед вода по шее сверху вниз)
Ду-ду-ду
Я по снегу иду (растереть ладонями уши)
Ды-ды-ды (растереть лоб движениями в стороны
На снегу есть следы от середины лба)

б) «Зимний лес» (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)
В зимний лес мы все пришли
И следы зверей нашли

Вот зайчишка в шубке белой
По полянке проскакал
И за кустик забежал

Ну а вот лиса-плутовка,
Не найдя пока еды
Тихо-тихо по снежочку
Ходит у норы

По сугробам серый волк
Пробежал и был таков

Из дупла, как из окошка
Выглянула белочка
Распушила серый хвост
Белочка-умелочка

Логопед раздает каждому ребенку по одной картинке из пары «след»-«жилище животного» из дидактических игр «Где чей дом? Чьи это следы?»
А теперь – не зевай
Где чей след?
И где чей дом?
Быстро угадай!
Дети должны найти парную картинку к своей у другого ребенка и образовать с ним пару (взять его за руку)
Пары картинок: лисьи следы – нора; волчьи следы – логово; медвежьи следы – берлога; беличьи следы – дупло; заячьи следы – заросли.
Логопед. Молодцы. Садитесь на свои места.

4. Развитие речи.
Логопед. Где чей след и где чей дом вы угадали. А сможете ли вы составить названия лесных животных из предложенных слогов? (Дети составляют названия животных из слогов-пазлов, лежащих у них на подносах. Затем каждый читает вслух свое слово)
А сейчас я предлагаю вам придумать предложения о своем животном в соответствии со схемой на доске. (Логопед выкладывает на доске схемы предложений)
|_____ _____ _ _____.
|_____ _____ _____ _ _____.

Логопед. А сейчас, ребята, давайте вспомним и прочтем стихи, в которых говорится о том, как лесные звери зимуют. (Дети читают стихи).
Спать зимой ложатся
Ежик и барсук.
В дереве трухлявом
Спит усатый жук.
Спит медведь в берлоге,
Спит в норе сурок.
Ну а зайка белый
Спать зимой не лег.
Не зарылся в листья,
Не залез в нору –
Бегает по лесу
Да грызет кору.
К.Робик.

– Мишка, мишка,
Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
– Потому что снег и лед
Не малина и не мед!
В.Орлов.

Спит зимой в берлоге бурый мишка,
под кустом дрожит зайчишка,
Лисичка рыжая – в норе,
ежик спит в сухой траве.
Волчица в логове сидит,
а белка из дупла глядит.

– Где ты, белочка, живешь,
Что ты, белочка, грызешь?
– На сосне в дупле пустом
У меня уютный дом.
– А мороз трескучий, злой
Не страшит тебя зимой?
– Нет! Мороз трескучий, злой
Не страшит меня зимой.
Греет сильно серый мех,
Эта шубка лучше всех!

Логопед. Молодцы! Стихи о лесных жителях вы знаете.
А сейчас посмотрите на силуэтные изображения лесных зверей на листочках, лежащих у вас на столах. Я предлагаю вам заштриховать синей ручкой силуэты тех зверей, которые впадают в зимнюю спячку, а простым карандашом тех, кто не спит зимой. Но чтобы ваши пальцы лучше вас слушались, давайте погреем их.

Пальчиковая гимнастика “Сидит белка на тележке”

Сидит белка на тележке. (Сжимание и разжимание пальцев обеих рук)
Продает она орешки: (Делают кружок указательным и большим пальцами)
Заиньке усатому, (Пальчиковое упражнение “Заяц”)
Мишке толстопятому, (Стучат ребром ладони по столу)
Серому волчонку, (Пальчиковое упражнение “Волк”)
Колючему ежонку. (Пальчиковое упражнение “Ёж”)

5. Закрепление материала
Логопед. Мы сегодня хорошо поработали на занятии. Для закрепления изученного, давайте поиграем в игру “Четвертый лишний”.
Волк, собака, лиса, заяц
Лиса, кабан, кошка, белка
Корова, заяц, лось, волк
Барсук, лошадь, белка, еж
Лось, кабан, лиса, собака
Медведь, барсук, лиса, еж.

Логопед. А теперь давайте решим ребусы и попробуем угадать, названия каких животных здесь зашифрованы.
Слова: волк, лиса, кабан, зайка
Логопед. Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями.

6. Итог занятия.
Логопед в беседе с детьми уточняет, о чем сегодня шла речь на занятии, дается дифференцированная оценка работы детей.

Занятие «Дикие животные наших лесов»

Конспект логопедического занятия

по развитию лексико-грамматического строя речи

«Дикие животные наших лесов»

для детей подготовительной группы

Цель: создать условия для развития лексико – грамматической стороны речи , в процессе закрепления представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период.

Коррекционно-обучающие задачи: с оздавать условия для закрепления и совершенствования навыков образования притяжательных прилагательных; Совершенствовать грамматический строй речи (существительное в родительном падеже и множественном числе)

Коррекционно-развивающие задачи: у пражнять детей в образовании притяжательных прилагательных, развивать у детей навык использования в речи простых предлогов: на, с, под, над, за, в.

Коррекционно-воспитательные задачи: в оспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.

Оборудование: картинки – дикие животные (медведь, волк, лиса, заяц, ёж), картина, на которой изображены «домики» животных, картинки детенышей животных, аудиозапись голосов животных, звуки леса.

«Срочно приходите, срочно помогите!

Происходят чудеса, не поделим мы леса.

Нас волшебник напугал, нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть, что нам пить и что нам есть.

Поскорее, приходите, помогите, помогите».

Ну что, отправимся на помощь к животным? Чтобы им помочь, нам нужно будет рассказать, как они выглядят, чем питаются и где живут, тогда чары волшебника исчезнут.

Логопед : Скажите , как называют животных, которые живут в лесу?

Дети : Дикие животные.

Логопед : Правильно, все эти животные – дикие. А как вы думаете, почему их так называют?

Дети : Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.

А что растёт в лесу?

Дети : деревья, ягоды, грибы.

Логопед : Давайте, с вами превратимся в снежинки, чтобы злой волшебник нас не заметил, и мы отправимся на помощь. Закрывайте все глаза я произнесу волшебное заклинание и мы очутимся с вами в лесу.

Все вместе покружитесь ,

В снежинки превратитесь.

В зимнем лесу окажитесь !

Вот мы и оказались с вами в зимнем лесу, посмотрите, как красиво вокруг посмотрите какой красивый зимний лес. Подышите свежим, чистым воздухом зимнего леса.

Давайте все вместе вспомним как правильно вести себя в лесу?

Ответы детей : (в лесу нельзя шуметь, если громко кричать, то можно напугать лесных жителей , так же в лесу нельзя бросать мусор, ломать ветки).

Логопед : Молодцы ребята теперь мы знаем как нужно вести себя в лесу. Ой, смотрите : а кто это?

Все зубами клац да клац, –
Что ты ходишь, серый волк?
“Места я не нахожу –
Все от холода дрожу!”

Я Волк очень похож на собаку я хищное животное. живу в лесу, имею серый окрас. Какой ты издаешь звук? А как называется твое жилище?

Про волка написано много сказок, создано много мультфильмов. Какие например?

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост её краса,

Ответ детей (лиса)

Я лиса очень красивое животное. У меня мягкая и пушистая шёрстка, рыжего цвета. Лапы черные, а грудь белая. Хвост у меня очень пушистый и красивый, он согревает в сильные морозы. Я живу в норе.

А это кто? Дети здороваются с медведем. Медведь рассказывает про себя.

Я хищник, так как охочусь очень редко. Очень люблю различные ягоды, мёд диких пчел . Живу в берлоге. А что медведь делает зимой? Дети рассказывают, что медведю необходимо в это время спать. Медведь соглашается, но сначала хочет поиграть с детьми. Скажите , а кто из лесных зверей еще впадает зимой в спячку?

Логопед : Правильно еж. Он, так же как и медведь, осенью наедается, а зимой ложится в спячку, так как зимой ему нечего есть. Показ картинки.

Пойдешь спать, но сначала помоги отгадать загадку.

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Ответы детей : (белка)

Логопед: Правда, белка! Правильно вы отгадали! Рассмотрите белку. Расскажите , какая она? Какие у неё ушки и хвост? Почему Белок называют грызунами ?

А где живет белка?

Ответ детей : (в дупле) .

Этот зверь живет в бору,

У стволов грызет кору.

Летом в шубке серенькой,

А зимою — в беленькой. (Заяц)

А как вы догадались, что это заяц? (он живёт в бору, питается корой, зимой меняет цвет шубки).

Пройдите лабиринт, помогите животному найди дорогу к своему жилищу.

Но прежде разомнем пальцы:

Гладь мои ладошки, ёжик!

Ты колючий, ну и что же!

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

– Ой а что это за звуки (найди картинки)

Медведи издают рычащие звуки – медвежий рык.

Ежи издают разнообразные фыркающие и чихающие звуки ,

А какие звуки издает лиса ? Лиса пищит.

Белка издает цоканье.

– Игры на развитие выразительной мимики.

1. Если белка попробует соленый чай.

2. заяц попробует лимон.

3. Сердитый мишка.

5. Грязная морковка.

6. Тепло-холодно в зимнем лесу

7. Рассердились на драчуна волчонка.

8. Встретили доброго зайку.

9. Обиделись на лису.

10. Удивились какой красивый зайчик.

12. подмигнули зайчику

13. Получить подарок.

Есть нет. Совершенствование грамматического строя речи (существительное в родительном падеже и множественном числе)

У меня есть волк у меня нет волка но есть белка у меня нет белки но есть заяц у меня нет зайца но есть лось у меня нет лося но есть лиса у меня нет лисы но медведь у меня нет медведя но есть волк.

– Физ. минутка Летит самолет над лесом

узнать ещё больше о жизни диких животных нам поможет волшебный «снежок» . Я буду бросать его вам и задавать вопросы, а вы – отвечать, не спеша, хорошо подумав.

Как называется дом белки? (Дупло.)

Утепляет ли на зиму своё дупло заяц? (Нет, его у него нет.)

Кто из диких животных выше зайца , но ниже медведя? (Волк, лиса, кабан, рысь.)

Каких животных можно назвать – звери – сони ? (Медведь, ёж,.)

Какие звери не впадают в спячку ? (заяц, лиса, волк,)

Каких животных можно назвать – грызунами? (заяц, белка.)

Каких животных можно назвать – хищниками? (Волк,медведь)

– Игра «Чей хвост, чьи уши?»

Задание. Дети по картинкам определяют, чей хвост, чьи уши.

– Игра «Кто лишний?»

Логопед: Вот ребята, наше путешествие в лес закончилось. Мы помогли жителям леса, и чары злого волшебника развеялись и все звери провожают Вас, скажите: кто, где сидит?

Дети: Белка сидит НА дереве

Заяц спрятался под куст

Медведь стоит за деревом

Лиса выглядывает ИЗ норы

Волк лежит ПОД деревом

Давайте все вместе попрощаемся с жителями леса до весны так как чары волшебника исчезли . А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем наши глазки и покружимся как снежинки .

В деток превратитесь

В детский сад вернитесь!

Вам понравилось наше приключение?

Логопед : Где мы сегодня побывали?

Логопед : Кому мы сегодня помогли?

Дети : Диким животным.

Каких зверей мы встретили?

А кто делает запасы на зиму?

Кто из зверей впадает в спячку?

Здорово ребята, все запомнили. Теперь мы знаем, что делают звери в лесу зимой.

Конспект логопедического занятия для старшего дошкольного возраста «Дикие животные наших лесов»

Название: Конспект логопедического занятия для старшего дошкольного возраста «Дикие животные наших лесов»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , занятия логопеда, Старший дошкольный возраст
Автор: Гумирова Галина Петровна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МАДОУ №96
Месторасположение: г. Томск

Конспект логопедического занятия по теме «Дикие животные наших лесов»

Вид нарушения: ОНР III уровня

Возраст: старший дошкольный возраст

Вид занятия: тренировочное

Цели:

Коррекционно-образовательные:

1.Уточнение и расширение словаря по теме.

2.Уточнение обобщающего слова.

3.Упражнение в составлении простых предложений с существительным в предложном падеже.

4.Упражнение в образовании родственных слов.

5.Развивать умение образовывать существительные единственного и множественного числа.

6.Упражнение в образовании притяжательных прилагательных.

7.Упражнение в составлении описательных загадок.

Коррекционно-развивающие

1.Развитие мышления, общей и мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные:

1.Воспитание чувства любви к диким животным и бережного отношения к ним.

Оборудование: картинки – дикие животные (медведь, волк, лиса, заяц, ёж), картина, на которой изображены «домики» животных, картинки детенышей животных, аудиозапись голосов животных, звуков леса, разрезная картинка – животное и хвост, наклеенный на прищепку.

Ход занятия:

1.Создание мотивационного поля.

Дети стоят в кругу.

Логопед. Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Внятно, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

2.Актуализация знаний

Логопед. Дети закройте глаза и послушайте тишину.

(Логопед тихо включает аудиозапись — звуки леса. Дети слушают и называют, какие звуки услышали)

Логопед. Куда мы попали с вами? Какие звуки вы услышали?

Дыхательная гимнастика

По лесу ходим тише, тише.

И легко, легко подышим.

Логопед. Угадайте, кто живет в лесу?

Игра «Угадай, кто это?»

Цель: подобрать существительные к прилагательным.

Логопед называет прилагательные, а дети в соответствии с описанием подбирают картинку с животным.

Бурый, косолапый, неуклюжий ….

Серый, зубастый, страшный…

Хитрая, пушистая, рыжая…

Маленький, длинноухий, пугливый…

Маленький, серенький, колючий…

Логопед. Как назвать этих животных одним словом? Почему?

Логопед. Мы с вами живем в домах, а животные где живут?

Логопед предлагает игру «Помоги зверятам найти свой домик».

Цель: Упражнение в составлении простых предложений с существительным в предложном падеже.

Логопед показывает картину, на которой звери находятся в чужих домиках. Пример: лиса в дупле, белка в берлоге, медведь в норе и т.д.

Логопед. Звери перепутали свои домики. Помогите им найти свой домик. Где живет медведь?

Ответ ребенка. Медведь живет в берлоге. Таким образом, составляем предложения о лисе, белке, еже, зайце.

Логопед. У вас есть семья?

Логопед. У животных тоже есть семья: мама, папа и сам детеныш.

Игра «Кто с кем?»

Цель: Упражнение в образовании родственных слов.

Дети рассматривают картинки и распределяют кто с кем. Затем называют всех членов семьи.

Логопед. Посмотрите, все звери перепутались. Помогите им найти друг друга.

Логопед. Теперь назовем каждого члена звериной семьи.

Логопед. Послушайте, и скажите, кто так подает голос?

Звучит аудиозапись голосов животных. Дети угадывают.

Логопед. Как голос подает волк?

Логопед. Как голос подает медведь?

Дети. Медведь рычит.

Логопед. Как голос подает белка?

Дети. Белка пищит.

Логопед. Как голос подает ёж?

Дети. Ёж пыхтит, фыркает.

Физкультминутка

Логопед. Вы любите прыгать?

Попрыгаем вместе с белкой и зайцем.

Я как белка в колесе прыгаю на месте.

Чтобы было веселей поскакали вместе.

1,2,3.4.5 – начал заинька скакать.

Прыгать серенький горазд, он подпрыгнул десять раз.

Игра «Чей хвост?»

Цель: Упражнение в образовании притяжательных прилагательных.

Логопед предлагает детям собрать разрезную картинку (животное и хвост)

Логопед. Звери играли и потеряли свои хвостики. Помогите зверям найти свои хвостики?

Дети находят нужные хвосты и рассказывают — чей хвост.

Дети. Это лисий хвост. Это волчий хвост. Это беличий хвост. И т.д.

Загадай загадку сам, расскажи её друзьям.

Логопед раздает картинки так, чтобы дети не видели их друг у друга. Просит придумать загадку примерно по следующему плану.

Какого размера зверь?

Какая у него шерсть?

Как называется жилище этого зверя?

Логопед. Наше путешествие по лесу окончилось. Закройте глаза и послушайте тишину. Какие звуки вы услышали. Куда вы вернулись?

Читайте также:  Конспект занятия во второй младшей группе по теме 'Посуда'
Ссылка на основную публикацию