Дикие и домашние животные – конспект урока развития речи во 2 классе школы V вида

Конспект урока по развитию устной речи на тему “Дикие и домашние животные.Сравнение”, 2 класс школы 8-го вида.
план-конспект урока на тему

Урок разработан для детей с лёгкой (F 70) и умеренной (F 71) у.о..

На уроке обобщаются знания учащихся о домашних и диких животных на основе сравнения зайца и кролика.

Урок сопровождается презентацией (т.к. размер файла превышает 3 МБ, презентация разделена на 2 части – начало урока и продолжение).

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_razvitiya_rechi._dikie_i_domashnie_zhivotnye._sravnenie.doc71 КБ
dikie_i_domashnie_zhivotnye_zayac_i_krolik_-nachalo_uroka.ppt2.82 МБ
dikie_i_domashnie_zhivotnye_zayac_i_krolie_prodolzhenie.ppt2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Тема. Дикие и домашние животные. Сравнение.

Расширение представлений о предметах окружающей действительности, развитие связной речи.

– обобщение знаний учащихся о диких и домашних животных на основе сравнения зайца и кролика.

– коррекция мышления на основе упражнений в сравнении, классификации;

– коррекция и развитие связной устной речи через участие в беседе, полные ответы на вопросы, называние, характеристику и сравнение двух предметов, составление простых распространённых предложений.

– способствовать развитию интереса к учебе.

Ι.- презентация на тему «Дикие и домашние животные. Заяц и кролик»;

– контурные изображения зайца и кролика;

– рисунки зайца и кролика, в которых показаны различия этих животных (1-кролик чёрной окраски и заяц белой окраски, 2- кролик в клетке, рядом с домом человека и заяц в лесу);

– фигурка Максика (герой из учебника «Развитие речи»);

– карточки «общие признаки», «отличия»;

– карточки – символы «Где живёт?», «Какого цвета?», «Чем питается?», «Чем покрыто тело?», «Какого размера?», «Как передвигается?»;

– карточки с контурными изображениями зайца и кролика с подписями «заяц», «кролик» (задание на самоподготовку);

ΙΙ.для детей с выраженным недоразвитием интеллекта (*Алла и Саша):

– набор картинок «Животные»,

– коробки маленькая и большая, набор картинок «Животные»,

– аппликации «Зима», «Лето», клей, клеёнки,

– контурные изображения морковок, карандаши оранжевого цвета,

– части тела зайца, вырезанные из картона,

– контурное изображение зайца, выполненное из точек (задание на самоподготовку),

– карточки «форма тела», «размер», «мех», «способ передвижения», «питание», «цвет», «место обитания»;

– карточки с предложениями (у каждого ученика)

Заяц маленький и кролик… .

Заяц пушистый и кролик … .

Заяц прыгает и кролик … .

Заяц … , а кролик … .

Заяц живёт … …, а кролик … …. … … .

Заяц – это … животное, а кролик – это … ….

1) Проверка готовности к уроку.

– У кого на партах карточки, прочитайте по цепочке, что на них написано.

– К уроку вы готовы. …

2) Психологический настрой на работу.

– И настроение у нас?

– Пожелаем друг другу добра, ведь урок начинать нам пора!

ΙΙ. Введение в тему.

  1. Игра «Кто как голос подаёт?»

– Начнём урок с весёлой игры «Кто как голос подаёт?».

– Как одним словом назвать тех, кого видели на экране? (животные)

2) Игра «Кто лишний?»

– А сейчас внимательно посмотрите на экран и скажите, кто среди этих животных лишний?

Собака, свинья, корова, заяц.

– Почему заяц лишний? (заяц – это дикое животное, а собака, свинья и корова – это дикие животные)

– Каких животных называют домашними?

– Теперь назовите, кто лишний?

Медведь, лиса, кролик, белка.

– Почему кролик лишний?

– Каких животных называют дикими?

– Какие же животные оказались лишними? (заяц и кролик)

Слайд: заяц, кролик.

ΙΙΙ. Сообщение темы, задач урока.

– Итак, тема нашего урока ( слайд) « Дикие и домашние животные. Заяц и кролик. » Или я ошибаюсь? …, прочти, пожалуйста, тему урока.

*- Сейчас Алла и Саша без труда нам найдут среди животных зайца. (Набор картинок «Животные»)

– А вы, ребята – молодцы – правильно определили, где заяц, а где кролик. Не зря мы о них говорили на прошлых уроках.

А никто не заметил, что Максика не было с нами на этих уроках? (Появляется фигура Максика на доске.) И вот, что случилось: в школе Максику дали задание нарисовать кролика и зайца. Рисунки у него получились красивые. (Показ контурных изображений зайца и кролика.) Но вы сможете определить по ним, где заяц, а где кролик? (нет)

– Почему? (о динаковые по форме)

– Давайте поможем Максику правильно выполнить задание. А для этого расскажем ему, в чём отличия зайца и кролика (карточка «отличие» – на доску) и какие общие признаки есть у зайца и кролика (карточка «общие признаки» – на доску).

ΙV. Актуализация знаний.

1) – Кто был внимательным, какой общий признак зайца и кролика мы уже назвали?

– У кого карточка со словами «форма тела»?

– Помести её в нужный столбик. («Общие признаки»)

*- Проверим, нашли ли Алла и Саша зайцев среди животных.

– Чтобы правильно выполнить следующее задание, внимательно послушайте ребят.

– Задайте вопрос о зайце с помощью карточки («Какого размера?»).

– Кто может ответить на этот вопрос?

– Заяц маленький. А какое дикое животное большого размера вы знаете?

– А кролик какого размера?

– Назовите домашнее животное большого размера.

*- Сейчас Алла положит в большую коробку больших животных, а Саша в маленькую коробочку поместит маленьких животных. (Коробки маленькая и большая, набор картинок «Животные».)

– Итак, мы с вами выяснили, что заяц и кролик маленькие. Слайд: заяц, кролик.

– Значит заяц и кролик по размеру одинаковые или разные?

-У кого карточка со словами «размер»?

– Помести её в нужный столбик. («Общие признаки»)

– Задайте вопрос о зайце по карточке («Чем покрыто тело?»).

– Ответьте на вопрос.

– А чем покрыто тело кролика?

Слайд: заяц, кролик.

– И у кролика и у зайца тело покрыто мехом.

– У кого карточка со словом «мех»?

– В какой столбик нужно поместить карточку? («Общие признаки»)

*- Проверим, правильно ли справились с заданием Алла и Саша.

-Слушайте внимательно ребят, чтобы хорошо выполнить и следующее задание.

4) Слайд: белый заяц.

– Задайте вопрос о зайце с помощью карточки («Какого цвета?»).

– Ответьте на вопрос.

– В какое время года заяц белый?

– Для чего зимой заяц становится белым?

– Какого цвета заяц летом?

– Правильно, летом заяц серый. Слайд: заяц летом.

– Почему летом он серый?

*- Саша, выбери картинку, на которой изображена зима (аппликации «Зима», «Лето»)

– Зайца какого цвета ты сюда поселишь? (фигурки зайца белого и серого цвета)

– Алла, какое время года изображено на картинке? (аппликация «Лето»)

– Зайчика какого цвета ты сюда поселишь? (фигурка зайца серого цвета)

– Приклейте зайцев на картинки .

Слайд: кролики разной окраски.

– А вы, ребята, скажите мне, какого цвета бывают кролики?

– Зимой меняется ли цвет меха у кроликов?

Слайд: кролик и заяц.

– Значит по цвету заяц и кролик одинаковые или разные?

– У кого карточка со словами «цвет» ?

– Помести в нужный столбик. («Отличия»)

– Задайте вопрос о зайце по карточке («Как передвигается?»).

– Как зайцы передвигаются, мы не скажем, а покажем.

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-скок, прыг-скок.

Ведь лиса идёт по лесу. Слайд: лиса.

Кто там скачет, интересно?

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос.

Но зайчата быстро скачут. Слайд: зайцы.

Под кусток … и молчок.

– Как же передвигаются зайцы?

– А кролики как передвигаются?

– Итак, и кролик, и заяц прыгают.

– У кого карточка со словами «способ передвижения» ?

– Помести в нужный столбик. («Общие признаки»)

6) Слайд: заяц, кролик.

– Задайте вопрос о зайце по карточке («Чем питается?»).

– Ответьте на вопрос.

– А из сказок, стихов, загадок мы знаем, что очень любят кушать зайцы?

*- Вот такие морковки я вырезала, но не успела их раскрасить. Алла и Саша, помогите мне красиво и аккуратно раскрасить эти морковки. (Контурные изображения морковок, оранжевый карандаш.)

– А вы, ребята, подскажите мне, можно ли сказать, что кролик питается тем же, что и заяц?

– У кого карточка со словом «питание» ?

– Питание – это общий признак или отличие?

– Помести карточку в нужный столбик. («Общие признаки»)

7) Слайд: заяц в лесу.

– Задайте вопрос о зайце по этой карточке («Где живёт?»).

– Значит, заяц – это дикое или домашнее животное?

– Почему заяц – дикое животное? (живёт в лесу)

*- Алла, возьми высокую ёлку. (Высокая и низкая ёлки, вырезанные из бумаги.)

– Приклей эту ёлку на свою картинку.

– Саша наклеит низкую ёлку на свою картинку.

Слайд: кролик в клетке.

– А остальные скажут мне, где живёт кролик?

– Значит, кролик какое животное?

– Почему кролик – домашнее животное?

Слайд: кролик в клетке и заяц в лесу.

– Значит, место обитания кролика и зайца одинаковое или разное?

– У кого карточка со словами «место обитания» ?

– Помести её в нужный столбик. («Отличия»)

*- Мы с вами составили таблицу. И Алла с Сашей выполнили свою работу. Давайте посмотрим, какие аппликации они сделали.

– Какое время года?

– Какого цвета заяц летом / зимой?

– Молодцы! Со своими заданиями прекрасно справились. Вижу, что всё вы знаете о зайце. Теперь сможете справиться и с таким заданием: из частей соберите фигурку зайца.

8) – А мы продолжаем разговор.

Итак, у нас получилась таблица, в которой мы показали, что общего у зайца и кролика и чем они отличаются друг от друга.

Давайте рассмотрим зайца и кролика, которых нарисовал Максик.

Посмотрите, форма тела у зайца и кролика одинаковые, размер одинаковый. Максик даже смог изобразить, что тело зайца и кролика покрыто мехом. То есть мальчик показал в рисунках только общие черты зайца и кролика.

Но мы-то и отличия этих животных знаем. Повторите первое отличие.

– Что же может сделать Максик, чтобы одно из животных стало кроликом? ( раскрасить кролика)

– Правильно. Вот как мог Максик раскрасить кролика. (Рисунок с контурным изображением кролика заменяется рисунком кролика чёрной окраски.) Теперь мы видим белого зайца и чёрного кролика… А может быть это белый кролик и чёрный кролик? (да)

– Опять мы не можем точно сказать, где здесь кролик, а где заяц… Назовите мне второе отличие зайца и кролика.

– Что ещё можно дорисовать, чтобы все увидели, где заяц, а где кролик? (лес – на рисунке, где заяц; клетку или дом человека – на рисунке, где кролик)

– Правильно, вот какие рисунки (показ) должен сделать Максик, чтобы его зайца и кролика можно было отличить. Теперь Максик правильно справится со своим заданием.

9) – Думаю, и вам будет интересно выполнить такое же задание на самоподготовке. В конце урока я раздам вот такие картинки (контурное изображение зайца с подписью «заяц», контурное изображение кролика с подписью «кролик»).

Те, кому попадётся картинка со словом «заяц», что должны будут дорисовать?

– Как на рисунке покажете, что это кролик?

*- Алла и Саша должны будут обвести по точкам фигурку зайца.

– А сейчас выполним более сложное задание – составим предложения об этих зайце и кролике (рисунки). Для этого вставьте нужные слова вместо точек.

Заяц маленький и кролик… .

Заяц пушистый и кролик … .

Заяц прыгает и кролик … .

Заяц … , а кролик … .

Заяц живёт … …, а кролик … …. … … .

Заяц – это … животное, а кролик – это … …. .

(Работа с текстом.

*Алла и Саша повторяют словосочетания о зайце.)

  1. Анализ работы учащихся на уроке.
  2. Выставление отметок.
  3. Слайд: Молодцы!

Урок по теме “Дикие и домашние животные”. 2-й класс, УМК “Школа России”

Класс: 2

Цель урока:

  • сформировать первоначальные знания о диких и домашних животных, их сходстве и различиях;
  • показать разнообразие домашних животных, их значение для человека.

Планируемый результат:

Предметные:

  • Находить связи в природе, между природой и человеком.
  • Сравнивать объекты природы, делить их на группы.
  • Соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных.
  • Выделять характерные особенности домашних животных.

Метапредметные:

  • Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
  • Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
  • Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
  • Выполнять действия по образцу.
  • Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
  • Строить сообщения в устной форме.
  • Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре.
  • Развивать умение принимать коллективное решение.
  • Осознание необходимости учения.
  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.
  • Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
  • Работать над осознанием ответственности за общее дело.
  • Учиться выражать свое мнение.

Основные понятия: «дикие» и «домашние» животные.

I. Организационный момент

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

II. Актуализация знаний

Работа с анаграммой:

– Посмотрите, на доске зашифровано одно из главных слов урока. Расшифруйте анаграмму и скажите: кому будет посвящён наш урок?

ЕЫНТОВИЖ

– Мы знаем, что животные делятся на несколько групп. Я называю признаки, а вы определяете группу:

  • Есть клюв, 2 лапы, оперенье… это птицы.
  • Животные, у которых 6 ног называются … насекомые.
  • Есть плавники, чешуя, живут в воде… это рыбы.
  • Лягушки и жабы относятся к группе … земноводных.
  • Черепахи и крокодилы – это пресмыкающиеся.
  • 4 лапы, шерсть, детёнышей кормят молоком… это звери.

– Я предлагаю вам сегодня узнать ещё больше интересного о животных. И для этого мы поработаем в группах.

Инструктаж:

Давайте вспомним правила работы в группах.

– При выполнении задания вам понадобятся ножницы и клей. Вспомним и эти правила.

Правила безопасной работы с ножницами:

С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота.
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.

Правила безопасной работы с клеем.

  1. Работай с клеем аккуратно.
  2. При попадании клея на кожу или в глаза промойте их водой. При необходимости обратитесь к врачу.
  3. По окончании тщательно вымойте руки с мылом.

III. Подготовка к новой теме

Практическая работа. Работа по группам.

– Поработаем в группах.

У нас 4 группы. У каждой из групп на столах лежат карточки с загадками. Отгадав их, вы должны подобрать силуэт. Выберите только ту информацию, которая поможет вам создать проект о вашей отгадке.

человек строит ему жилье

сам заботится о потомстве

ухаживает за ним человек

сам добывает еду

человек заботится о потомстве

сам строит жильё

Прошу вас красиво оформить свои работы. Проявите фантазию.

Обязательно выберите в группах ответственных, кто будет представлять ваши проекты.

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — …

Серый, злой по лесу рыщет.
На обед зверюшек ищет.
Как найдёт – зубами – щелк
Догадался – это…

На ногах подковы,
Пролетает быстро вдоль дороги.
Питается клевером, ячменём!
Кто вперёд бежит
Всех обгоняет?

Ест траву, жуёт, молчит…
А потом полдня мычит:
– Мне погладите бока –
Дам парного молока!

Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?

Есть бородка, шерсть и ножки,
Ушки, хвост, а также рожки.
Хоть я блею, не пою —
Молоко тебе даю.

Очень сильный и высокий,
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый.

Хищник сильный он, зубатый,
Полосатый и усатый.
И клыки большие есть.
Мясо любит он поесть.
У него с когтями лапа,
Может сильно поцарапать,
А издалека на кошку
Этот зверь похож немножко.

Во дворе
поставлен дом,
На цепи –
хозяин в нём.
(белка, волк, лошадь, собака, корова, лиса, коза, лось, тигр, медведь)

– Сейчас каждая группа представляет свой проект.

– Какие были отгадки?

Выступления ребят

(после выступления каждого участника выводится на экран картинка с отгадкой)

IV. Определение темы и цели

Каким одним словом можно объединить все отгадки? (на экране высвечиваются картинки)

Можно ли разделить животных на группы в зависимости от жизни? Какие это будут группы?

– Определите тему нашего урока?

– Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

– А как вы думаете, к какой группе можно отнести льва? Почему?

– Живет ли он у нас в России? (нет, не живёт, но это тоже дикое животное)

– Ребята, на земле существует много диких животных. Но все они обитают на разных континентах.

V. Закрепление изученного материала

– Что же мы узнали о жизни животных?

Что узнали о диких животных?

Что узнали о домашних животных?

– Ребята, а как вы думаете приносят ли пользу человеку домашние животные? А дикие?

(на экран вывожу слайд с картинками о пользе животных)

Физкультминутка. Дидактическая игра «Животные»

Молодцы, ребята. Мы многое узнали о жизни домашних и диких животных. А сейчас проверим хорошо ли вы сможете узнать их и различить. Если я назову дикое животное, то вы хлопаете в ладоши, а если домашнее – приседаете.

Волк, коза, белка, лиса, баран, собака, корова, медведь, лось, свинья, кролик, заяц.

Работа с карточками «Найди детёныша»

У человека есть семья. А что для вас означает слово семья? А как вы думаете, у животных есть семья? Давайте сейчас поиграем в игру «Найди детёныша». На столах у вас лежат карточки. Слева – написаны названия диких и домашних животных, а справа – их детёныши. Ваша задача соединить стрелочками животное и его детёныша.

Справились с задачей? Проведите взаимопроверку в группах, поменяйтесь друг с другом листочками и проверьте правильность ответов у ваших товарищей.

VI. Дидактическая игра «Чьи это следы?»

Слайд №13

Подведение итогов.

– Подведем итог нашего урока.

Как вы думаете, мы достигли цели? Всё ли мы узнали, что планировали?

Продолжите фразы:

  • Дикие животные – это животные, которые (живут сами по себе, сами заботятся о своём потомстве, строят жилища, добывают корм).
  • Домашние животные – это животные, которые … (живут с человеком, человек заботиться о детёнышах, заготавливает корм, оказывает медицинскую помощь, строит жильё).

–> Факультет коррекционной педагогики образовательного портала “Мой университет” –>

живёт с человеком
–>Приветствую Вас Гость

–>

–> –>

–>Ждём Вас! –>
–> –>

–> –>

–>Конкурсы для детей –>
–>
–>

–> –>

–>Категория : Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта | –>Добавил : Aliya2015 (19.03.2015) | –>Автор : Адаева Алия Алимовна E

–>У Вас особые дети? –>
–>

Каталог статей

ОКУ «ГС (К) ОУ школа-интернат VIII вида г. Маркса»

Урок по развитию речи
во 2 классе
Тема: «Дикие животные»

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Адаева Алия Алимовна

Тема. Дикие животные. Внешний вид. Питание. Повадки. Как зимуют. (Заяц, еж, медведь, белка).

Цель: расширение представления о диких животных.
Задачи:
1) образовательная: расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках диких животных и приспособлении к среде обитания; учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, обогащать словарный запас;
2) коррекционно-развивающая: активизировать внимание и память детей; развивать логическое мышление; развивать устную речь;
3) воспитательная: воспитывать эмоции детей, доброе отношение к живому и прекрасному, что нас окружает.

Тип урока: формирование новых знаний.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: предметные картинки диких животных и их детенышей; карточки с коррекционными упражнениями «Найди названия животных», «Какие животные спрятались на рисунке?», «Сосчитай, сколько зайчат у мамы зайчихи», «Нарисуй картинку», «Кто что любит?»; карточки со словарными словами; таблица с планом составления рассказа-описания.

I. Организационный момент.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
На уроках развития речи мы изучаем предметы и явления окружающей действительности. Учащимся правильно произносить слова и составлять предложения. Формируем умение выражать свои впечатления в речи.

II. Повторение изученного.
Коррекционное упражнение «Найди названия домашних животных»

К М З П Р С О П М
О С О Б А К А Б К
Ш Х Ц Ч Ш Э Ю Я О
К Я С В И Н Ь Я Р
А Л О Ш А Д Ь Л О
О Е Н И Ш М С У В
П Р С К О З А М А

— Найдите названия животных

— Каких животных называют домашними?

— Какую пользу человеку приносят домашние животные?

— Запасают ли домашние животные себе корм к зиме? кошка, собака, свинья, лошадь, коза, корова
живут в помещениях, сделанных человеком

Корова – молоко, мясо, шкура. Свинья – мясо, сало, кожа. Коза – молоко, шерсть. Лошадь – помогает в работе. Собака – охраняет дом. Кошка – ловит мышей.

III. Сообщение темы и цели урока.
Коррекционное упражнение “Какие животные спрятались на рисунке?»
(См. приложение 2.) (Медведь, лиса, заяц, еж, белка).

– Какие это животные?
Это дикие животные.

Сегодня на уроке мы будем говорить о жизни диких животных. Вы узнаете как животные готовятся к зиме, чем питаются. Одновременно мы будем учиться правильно выражать свои мысли в речи, развивать словарный запас.

IV. Изучение нового материала.
1. Коррекционное упражнение «Составь и запиши слово» (учащиеся работают самостоятельно).
Задание: 1 буква этого слова стоит в алфавите после буквы Ж (З);
2 буква – с этой буквы начинается алфавит (А);
3 буква – заканчивает алфавит (Я);
4 буква – стоит между буквой Х и Ч (Ц).
(Демонстрация предметной картинки – заяц).

2. Рассказ учителя.
Уши зайца длинные, а хвостик пушистый и коротенький. Задние лапы длиннее передних. Во время прыжка он выбрасывает вперед сначала длинные задние ноги, а потом короткие передние. Поэтому заяц легко взбегает на горку, а вот спуститься ему очень трудно. Глаза расположены по бокам, и зверек может увидеть, что делается сбоку и даже сзади. У зайца острые зубки, которыми он срезает кору с деревьев.
— Как выглядит заяц? (ответы детей).
Нору зайцы не делают и пропитание не собирают. Днем они спят, спрятавшись в чаще леса под кустом. А ночью выходят на кормежку. Осенью меняет заяц шубку серую летнюю на белоснежную, теплую и пушистую. Вот вся заячья подготовка к зиме.
— Как заяц готовится к зиме? (ответы детей).
Летом зайцы питаются зеленой травой, а зимой корой молодых осинок. Немало врагов подстерегают зайку в лесу: волк, лиса, сова, Ястреб. Спасаясь от погони, косой запутывает следы, петляет, делает огромные прыжки в сторону, чтобы сбить со следа лису, волка.
Весной или в конце лета у зайчихи рождаются зайчата.
— Чем питается заяц?
— Какие враги есть у зайца?
— Когда рождаются зайчата?

3. Словарная работа: зай-ча-та
ли-ня-ет
пет-ля-ет
ко-сой

4. Коррекционное упражнение «Сосчитай, сколько зайчат у мамы зайчихи».
5. Пальчиковая гимнастика.

У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
6. Коррекционное упражнение «Нарисуй картинку по точкам», соединив по порядку цифры от 1 до 39». (См. приложение 3.)
(Демонстрация предметной картинки – еж).

7. Рассказ учителя.
Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрыта короткими серыми волосками. Черные, как бусинки, глаза кажутся внимательными и умными, но видит ежик плохо, а вот нюх у него прекрасный. Лапы у ежа короткие, с маленькими коготками. На спине носит еж колючие иголки. Они спасают его от врагов.
— Как выглядит еж?
— Что помогает ежу спасаться от врагов?
Днем ежи спят в норе, а ночью выходят на охоту: уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами, мышами, ядовитыми змеями. Ловят лягушек.
— Когда еж выходит на охоту?
— На кого охотится?
Еж не делает запасов на зиму. Когда настанут холода, он заберется в свой теплый и уютный домик и крепко проспит до весны. Весной в ежиной норе появляются меленькие ежата.
— Делает ли еж запасы на зиму?
— Что делает еж зимой?
— Когда появляются маленькие ежата?

8. Словарная работа: ко-лю-чий
но-ра
е-жа-та
9. Коррекционное упражнение «Найди среди других такого же ежа».
10. Загадка.
Кто в берлогу спать ложиться
Волк, медведь или лисица? (медведь)
(Демонстрация предметной картинки – медведь).
11. Рассказ учителя.
Громадный, одетый в теплую бурую шубу, неповоротливый на вид, он ходит так тихо, что ни один сучок не хрустнет под ногами. Лапы медведь ставит пальцами внутрь, а пятками наружу, оттого и прозвали его косолапым. Хоть и кажется медведь неуклюжим, но он быстро бегает ловко лазает по деревьям, хорошо плавает. Голова у медведя большая, шея – мохнатая, короткая, глазки – маленькие, подслеповатые, видит он плохо, зато обоняние и слух у него прекрасные.
— Как выглядит медведь?
Хорошо живется медведю летом. Собирает грибы, ягоду – бруснику, голубику, малину. Ловит молодых неопытных птенцов, мелких зверюшек, разоряет птичьи гнезда. Может разворошить муравейник. Но самое любимое лакомство – сладкий пчелиный мед. Медведь еще и заядлый рыболов. Часами может сидеть на берегу реки и поджидать, когда подплывет к берегу большая рыба.
К осени медведь усиленно ищет корм и ест, ест, ест, чтобы накопить жирку на долгую зиму. Любит медведь и алые гроздья рябины, спелые орехи и желуди.
— Чем питается медведь?
— Какое любимое лакомство медведя?
Когда закружится в лесу листопад, медведь подыскивает место для берлоги под корнями старого дерева. Свою берлогу мишка устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей. Поздней осенью мишка укладывается в свою мягкую постель. Сон его будет длиться до первого весеннего солнышка. Поздней зимой в берлоге появляются медвежата.
— Как называется жилище медведя?
— Как медведь зимует?
— Когда у медведицы появляются медвежата?
12. Словарная работа: ко-со-ла-пый
бер-ло-га
мед-ве-жа-та

13. Физминутка.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили
Медвежата мед искали
Дружно дерево качали, Вперевалочку ходили,
И из речки воду пили
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали.

14. Упражнение «Угадай о каком звере идет речь».
Я, веселый зверек, по деревьям скок, да скок,
Но зимой я меняюсь, в шубу серую переодеваюсь.
Меньше приходится прыгать, скакать,
Силы надо беречь, сохранять!
Всю осень дупло утепляла,
Пуха, соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас: грибы, ягоды, орехи…
Чтоб зимой не голодать.
Где ж еду в мороз искать? (белка)
(Демонстрация предметной картинки – белка).
— О каком звере идет речь?
— Какие запасы белка готовит на зиму?
— как называется жилище белки?

15. Словарная работа: дуп-ло
бель-ча-та

V. Закрепление изученного.
1. Игра «Третий лишний».
Бельчонок, медведица, зайчонок (взрослое животное);
Заяц, еж, белка (делает запасы на зиму);
Еж, заяц, медведь (линяет, не спит всю зиму).

2. Упражнение «Закончи предложение».
Заяц зимой белый, а летом … (серый)
Заяц пушистый, а еж … (колючий)
Белка живет в дупле, а еж … (в норе)
Еж маленький, а медведь … (большой)
Еж спит днем, а охотится … (ночью).

3. Гимнастика для глаз.
Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко…, ровно …, глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают… засыпают…
Шея не напряжена и расслаблена.
Дышится легко… ровно… глубоко…
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали
Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать…
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем; потянуть, улыбнуться
Всем открыть глаза и правильно сесть.

4. Упражнение «Собери картинку» (белочка, медвежонок).

5. Составление предложений из данных слов
ДУПЛО, БЕЛКА, ИЩЕТ;
ВЫБИРАЕТ, БЕРЛОГУ, МЕДВЕДЬ.

6. Упражнение на внимание.
— Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее зайцу.
Слова: медвежонок, маленький, пушистый, колючий, зайчонок, короткохвостый, нора, белый, охотится, грызет, длинноухий, дупло, косолапый, серый, берлога, петляет, меняет, фыркает.

7. Составление рассказа-описания с опорой на план.
План
А) Как называется животное?
Б) Внешний вид: чем покрыто тело, особенности строения частей тела (головы, туловища, лап, хвоста).
В) Чем питается?
Г) Как называется жилище?
Д) Как называются детеныши?
8. Коррекционное упражнение «Кто что любит?»

VI. Итог урока. Выставление оценок.
— Что нового узнали на уроке?

— Как животные приспосаблива-
ются к зимним условиям жизни?

— Почему их называют дикими?

— Как летом и осенью надо охранять животных?

Летом животные растят детенышей, не мешать им, не трогать детей, не приносить домой. Осенью не мешать запасать корм, не разорять их жилище, не убивать, не беспокоить.

Ученик читает стихотворение.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птицам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.

VII. Домашнее задание.
Дорисуйте картинку и запишите загадку. (См. приложение 4.)
Например: 1) Словно елка, весь в иголках (Еж).
2) По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, да не лисица (Белка).
3) Хозяин лесной,
Посыпается весной.
А зимой под снежный вой,
Спит в избушке снеговой (Медведь).
4) Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору (Заяц).

–>Просмотров : 1504 | –>Комментарии : 1 | –>Рейтинг : 0.0 /
–>Всего комментариев : 1

Здравствуйте, Алия Алимовна!
Ваша работа допущена к участию в конференции.

Куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Дикие и домашние животные. ФГОС

План-конспект по окружающему миру во 2 классе. Школа России

Цели: дать представление о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; показать разнообразие домашних животных, их значение для человека.

Планируемые результаты: учащиеся осознают значение животных для человека; научатся сравнивать и различать диких и домашних животных.

Оборудование: анаграмма слова «животные» на доске, картинки с изображением диких и домашних животных, фотографии, слайды; у учащихся — цветные фишки, стрелки из цветной бумаги, цветные карандаши, книга «Зеленые страницы».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

• Такие растения, как крыжовник, смородина, малина, называют. (кустарниками).

• Растения, плоды которых человек употребляет в пищу, называют. (плодовыми).

• Растения, из которых получают волокна, называют. (прядильными). Это лен, хлопок.

• Растения, которые человек выращивает на полях, а в пищу употребляет семена (зерна), называют. (зерновыми).

• Яблоня, груша, слива — фруктово-ягодные. (деревья).

• Помидор, огурец — . (травянистые) растения.

• Растения, которые человек выращивает на клумбах, в цветниках, называют. (декоративными).

• Растения, которые выращивает человек, называют. (культурными)I.

• Лук, чеснок, капуста, картофель — это. (овощные) растения.

— Кто может рассказать легенду о растениях?

(Можно использовать КИМы (тест 16, с. 22).)

III. Самоопределение к деятельности

— Молодцы, так много узнали о растениях. А о чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав зашифрованное слово.

(На доске анаграмма.)

— Кто догадался, в чем секрет? Как расшифровать слово? <Слово записано наоборот.)

— Что это за слово? (Животные.)

— Кто помнит, на какие группы мы делили животных? (Звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся.)

— Назовите признаки разлитых групп животных и приведите примеры.

— Подумайте, на какие еще группы можно разделить всех животных. (Ответы детей.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О животных.)

— Прочитайте тему урока на с. 72 учебника. (Дикие и домашние животные.)

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— Проверьте свои предположения. Прочитайте, что говорит нам Муравьишка.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

• Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова.)

• Кто не прядет, не ткет, а людей одевает? (Баран, овца.)

• У кого рога длиннее хвоста? (У козы.)

• Хвост крючком, нос пятачком. (Свинья.)

— Как можно назвать всех этих животных? (Домашние животные.)

— А еще какие есть? (Дикие животные.)

Дикие животные живут в природе самостоятельно: сами добывают себе пищу, строят жилища, ухаживают за своим потомством.

— А как появились домашние животные? (Ответы детей.)

Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.

— Чем домашние животные отличаются от диких? (Люди кормят их, строят им жилища, заботятся о потомстве.)

— Рассмотрите рисунки на с. 72 учебника. Какие животные на нем изображены? (Ответы детей.)

— Отметьте зелеными фишками диких животных, а желтыми — домашних.

(Проверка в парах.)

— Что вы можете рассказать об этих животных?

(Учащиеся рассказывают все, что знают об этих животных,

учитель дополняет их ответы, показывает картинки, фотографии, слайды, видеофрагменты.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

(Вариант 1 подчеркивает диких животных, вариант 2 — домашних. Проверка в парах.)

(Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка.)

3. Беседа, работа по учебнику

(Класс делится на группы. Обсуждение вопросов 1, 3, 4 нас. 73.)

— Какие дикие животные водятся в нашем крае? (Ответы детей.)

— Каких домашних животных разводят в нашем крае? (Ответы детей.)

— Для чего человек выращивает домашних животных? (Примерный ответ. Животные дают человеку мясо, жир, молоко, кожу, яйца, пух, перья, шерсть, мед, воск, лекарства, охраняют жилье. Животных человек использует как транспортное средство. Человек получает радость от общения с животными.)

— Как человек заботится о животных? (Примерный ответ. Кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для домашних животных заготавливаются корма, до наступления холодов утепляются жилища. Зимой и весной у домашних животных рождаются детеныши, человек ухаживает за ними.)

4. Игра «Отгадай детеныша»

(Учитель называет взрослое животное, а учащиеся — детенышей.)

— С помощью стрелок из цветной бумаги выполните задание 2 на с. 73 учебника.

V. Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

(Наклоны вправо и влево.)

Больше спать не захотел.

(Наклоны вперед и назад.)

(Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел.

(Руки вверх, влево, вправо.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

VI. Продолжение работы по теме урока

– Отгадайте, о каких домашних животных говорится в загадках.

Явился в желтой шубке:

— Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок, утенок.)

Мед на зиму припасла

Подсчитано: чтобы приготовить 100 г меда, пчела-сборщица должна взять нектар примерно у миллиона цветков! И доставить этот напиток богов в улей около 15 тыс. раз. Если медоносы находятся всего за 1,5 км от улья (а иногда за взятком пчелы летают и за 8 км), тогда их путь туда и обратно составит 45 тыс. км! Больше длины экватора! И весь этот гигантский труд для приготовления всего 100 г меда!

С хвостом, а не зверь,

С перьями, а не птица. (Рыба.)

— Ребята, а кто догадается, название какой рыбы звучит так же, как старинное мужское имя? (Карпа.)

Карп — одна из рыб, распространенных по всему земному шару. Живут карпы в прудах и озерах. Греческое слово «карп» означает «приплод». Греки не зря так назвали эту рыбку: карпы удивительно плодовиты. Их самки мечут по несколько сотен тысяч икринок.

Карпы малоподвижны и прожорливы. Неудивительно, что они быстро растут. Хотя карпы — рыбы крупные: вес их достигает нескольких килограммов, им не нужен простор. В небольшом пруду может жить много карпов – было бы достаточно еды.

Карп — культурная, т. е. выведенная человеком, форма сазана. За многие века люди создали разнообразные породы карпа: есть карпы чешуйчатые, зеркальные (у них чешуя редко разбросана по телу) и голые — совсем без чешуи. Сейчас карпов разводят во многих хозяйствах.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с легендами о растениях. Оказывается, легенды о животных тоже существуют.

— Прочитайте об этом на с. 74 учебника.

— О каких животных вы прочитали? (О кошке и жаворонке.)

— Что вас удивило? Что особенно понравилось, запомнилось? (Ответы детей.)

(Далее учащиеся читают рассказ «Солнышко» в книге «Зеленые страницы», обсуждают прочитанное, делятся впечатлениями, отвечают на вопросы учебника к рассказу (с. 75).)

— Придумайте сказочную историю о диком или домашнем животном.

(Учащиеся придумывают истории и рассказывают их друг другу. Затем желающие выступают перед классом.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 75, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— О чем мы говорили сегодня на уроке?

— Что вы запомнили? Какие выводы сделали?

Человек – часть природы. По мере развития цивилизации и обособления в городах и селениях люди испытывали все большую потребность окружить себя животными и растениями. Настойчивое стремление человека приблизить к себе природу не случайно. Общение с животными делает людей добрее, а их жизнь – интереснее, дает много новых знаний и впечатлений. Однако любой зверь, большой или маленький, требует к себе любви и внимания, а еще нужно тратить на него время. Не все питомцы одинаково адаптируются к соседству с человеком. Прежде чем заводить животное, обязательно познакомьтесь с его повадками и другими особенностями. Учитесь ухаживать за своими питомцами, если они у вас есть. Будьте ответственными и милосердными хозяевами.

Домашнее задание

1. Рабочая тетрадь: № 3, 4 (с. 26—27, в рамке).

2. Найти другие легенды о животных.

Дополнительный материал

Загадки

О домашних животных

Ты плохо жил бы, человек.

Но в век машины и мотора,

Боюсь, в отставке буду скоро. (Лошадь.)

День жует и ночь жует,

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко. (Корова.)

С хозяином дружит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком. (Собака.)

Даже по железной крыше

Ходит тихо, тише мыши.

На охоту ночью выйдет

И как днем все видит.

Часто спит, а после сна

Умывается она. (Кошка.)

Длинное ухо, комочек пуха.

Прыгает ловко, грызет морковку. (Кролик.)

По земле ходит — неба не видит,

Ничего не болит, а все стонет. (Свинья.)

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь. (Осел.)

О диких животных

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос. (Медведь.)

В курятник пришла,

Всех кур перечла

И с собой унесла. (Лиса.)

На овчарку он похож.

Что не зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк.)

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ежик.)

Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Жираф

Это самое высокое животное на земле. Высота его почти 6 м, хотя туловище не больше туловища лошади. У него длинные ноги и длинная шея. Голова у жирафа небольшая, с двумя маленькими рожками. Окраска светло-желтая с черными пятнами. Дикие жирафы живут в саваннах. (Саванна – это равнина в Африке, покрытая травой и одиноко растущими деревьями.)

Едят жирафы не траву, а листья с верхушек деревьев. Особенно любят они лакомиться акацией. Пасутся жирафы только ранним утром или вечером, когда спадет жара. Днем, спасаясь от зноя, стоят в тени деревьев. Спят эти великаны очень мало и стоя, а если и ложатся отдохнуть, то ненадолго. Обычно у жирафа рождается один детеныш. Родится малыш, а через 15 мин уже на ножках стоит возле матери и пьет ее молоко.

Гепард

Это самый быстрый зверь на Земле. Ни лошадь, ни антилопа не обгонят его. И даже не всякий автомобиль. 112 км/ч — такая скорость нужна ему для охоты. Стиль охоты у гепарда свой, особенный, не кошачьего образца. С холма, с какого-нибудь возвышенного места высматривает гепард пасущихся газелей (зайцев тоже не оставляет без внимания). Наметив жертву, подползает — прямо стелется по земле. За 20—100 м до цели кидается в погоню, сразу же развивая поразительное ускорение: секунда — и 20 м позади! Догонит — бьет передними лапами, валит с ног Добычу и тут же вгрызается в ее горло. Не догонит на первых сотнях метров — не преследует больше ускользнувшую дичь. Возвращается снова на наблюдательный пункт обозревать окрестности, высматривать новые цели для резвой атаки.

Кролик

Кролики быстро растут, приносят много крольчат, но требуют пристального внимания и тщательного ухода. От домашнего кролика можно получить пух, равный по теплопроводности мериносовой шерсти: 350—700 г с каждого кролика пуховой породы (в год). Еще и навоз — лучшее удобрение для огородов, парников и садов. А после забоя кролик дает:

• диетическое мясо (в нем жиров и белков больше, чем в говядине, баранине и курятине);

• жир (по качеству и вкусу лучше, чем у всех убойных животных). С откормленного кролика снимают до 200—500 г жира;

• шкурки (основная масса их идет на подделки под дорогие меха). Но у некоторых пород мех и сам по себе очень хорош;

• шерсть (с линяющих кроликов или от сбривания с испорченных шкурок), из которой получаются отличные фетровые изделия;

• кожу (по мягкости, плотности и хорошей «потяжке» не уступает лучшим сортам замши, лайки и шевро);

• кишки (идут на изготовление струн для музыкальных инструментов);

• кровь (смешанная с отрубями — очень полезный корм для домашней птицы);

• клей (готовят его из обрезков кожи, из ушей, лапок и костей, употребляется в багетных мастерских для склеивания гипса с деревом, годится и для тонких столярных и картонажных работ).

Курица

Домашние куры дают нам вкусные и питательные продукты — мясо и яйца, из которых можно приготовить много самых разнообразных блюд. Курица-несушка дает в год 200—220 яиц. Кроме того, от них получают перо и пух.

Коза

У коз очень тонкий, легкий и теплый пух. А еще домашние козы дают молоко — очень ценный и лечебный продукт. Козы неприхотливы и очень выносливы. Коза умна, своенравна, проказлива, ловка (по лестнице может забраться на крышу дома, даже на развесистое дерево, у которого ветки невысоко над землей растут). Коза приносит одного-двух, а некоторые — пятерых козлят. Живут козы до 9—17 лет. От них человек получает молоко, мясо, шерсть, пух и кожу. Кожу выделывают в дорогие сорта: шевро, хром, лайку. Шерсть коз упруга, прочна, идет на производство костюмных ворсистых тканей, ковров и трикотажа.

Свинья

Считается, что свинья — второе после собаки одомашненное животное. Свинья постоянно нюхает, фыркает, сквозь ноздри втягивает в себя воздух. Она обладает отличным обонянием и хорошо чует постоянно ухаживающего за ней человека. А вот зрение у свиньи слабое, но зато очень острый слух. И еще она хорошо плавает.

Свиней содержат как в частных хозяйствах, так и на свиноводческих фермах. Свиньи — существа всеядные. Их кормят кукурузными початками и зерном, вареным картофелем, свеклой, репой, дают молодую траву, сено бобовых растений. Если на луговом пастбище свинье попадутся полевая мышь, улитка, грибы, она съест и это. Даже ядовитую гадюку и ту затопчет ногами и съест.

Конспект урока “Дикие и домашние животные”

Урок с использованием презентации, способствует формированию у детей представления о диких и домашних животных. Развивает любознательность, внимание, память, прививает любовь к окружающему миру.

Содержимое разработки

Урок окружающего мира во 2 классе «Дикие и домашние животные»

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

Урок окружающего мира во 2 классе соответствует программе по окружающему миру (учебник окружающий мир 2 класс; автор А.А. Плешаков)

Тема урока «Дикие и домашние животные».

Урок с использованием презентации, способствует формированию у детей представления о диких и домашних животных. Развивает любознательность, внимание, память, прививает любовь к окружающему миру.

Знакомство с характерными признаками диких и домашних животных.

Развитие умения анализировать, сравнивать, находить сходства и отличия.

Развивать память, внимание, речь,

Воспитывать интерес и позитивное отношение к природе.

Воспитывать бережное отношение к животным.

Отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Сравнивать и различать диких и домашних животных,

Работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними.

Находить в тексте нужную информацию, выступать с сообщениями;

Сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном ( по своему выбору)

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

Добрый день ребята!

Я приглашаю вас на урок «окружающего мира»

Психологический настрой на урок

Прозвенел для нас звонок.

Время быстро пробежит.

Надо нам им дорожить.

2. Активизация знаний

Девиз нашего урока перед вашими глазами, давайте его прочитаем. (2 слайд)

«Нельзя открыть нового мира, не зная старого»

Как вы понимаете эти слова?

Сейчас вы высказали различные предположения, в конце урока мы подведем итог и выясним, кто из вас был прав больше всех.

На какие две группы можно разделить все растения?

(Дикорастущие и культурные)

Как называется группа растений которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёме.

Беседа о значении растений обеих групп:

– Для чего нужны культурные растения? Кто их употребляет?

– Для чего нужны дикорастущие растения? Кто их употребляет?

– Какие культурные растения распространены в нашем районе?

– Что из него делают? (показ макета подсолнечника, бутылки растительного масла)

Цветёт он майскою порой,

Его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят. (Ландыш) (5 слайд)

Многолетнее растение. Цветки и листья заготавливают в период цветения. Сырьё защищают от солнца. Это растение ядовито. Используют при неврозах сердца.

Липа живёт 300-400 лет. В медицине используют цветки липы-«липовый цвет» . Горячий чай из липы пьют при ангине. Русский народ использовал такой чай при простуде и кашле. Если сжечь ствол липы, то таким углём можно присыпать гниющие раны.

Свежие ягоды малины утоляют жажду, улучшают пищеварение. Чай из плодов малины снижает температуру.

Как вы понимаете смысл пословицы: (8 слайд)

«Дерево срубить – пять минут, а вырастить – сто лет»

3.Изучение нового материала.

Выявление темы урока. Загадки о животных: (9 слайд)

Ест зеленое, Дает белое. (Корова)

Кто не прядет, не ткет,

А людей одевает? (Баран, овца)

У кого рога длиннее хвоста? (коза)

Обежала уж весь лес.

Хвост мелькает там и здесь.

То не девица-краса –

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки не одной (Ёж)

Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить?

Ребята, попробуйте определить тему нашего урока. Продолжите фразу:

Думаю, что на уроке я узнаю…

А как вы думаете, как будет называться тема нашего урока? (11 слайд)

Распределите отгаданных животных в две группы (12 слайд)

Рассказ учителя – как появились домашние животные.

Мы уже знаем, что дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают сами пищу, строят жилища. Ухаживают за своим потомством. А откуда появились домашние животные? Давайте мы с вами перенесёмся на несколько веков назад, к нашим предкам.

Давным–давно, когда не было городов, книг и наши люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, они очень редко находили себе пищу.

И вот один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Так люди приручили древнего волка, от которых позднее произошли собаки. Собаки научились охранять человека от врагов, помогать искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек не может жить без своих домашних друзей и помощников.

Выявление отличий диких и домашних животных.

– Чем отличаются дикие и домашние животные?

(Учитель обобщает ответы детей и дополняет опорную схему)

животные

(травоядные и хищники) (травоядные)

сами – жильё человек – жильё

Есть и другие группы домашних животных.

Значение домашних животных для человека.

Для чего человек содержит домашних животных?

К домашним животным относятся не только корова, свинья, лошадь и овца, но есть и другие. А чтобы узнать о них угадайте загадки:

Для чего человек приручил диких пчёл?

Игра «Чьё жилище»

Зимой и весной у домашних животных рождаются детеныши.

Конспект урока по развитию речи: Дикие и домашние животные

Конспект открытого урока по развитию речи на тему:
«Дикие и домашние животные».
(3 класс)

Цель проведения открытого урока:
– показать различные приемы работы с учащимися по активизации мыслительной деятельности и формированию речи.

Цель урока:
– закрепить знания учащихся о диких и домашних животных.

Задачи:
– отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних;
– развивать мышление, речь, мелкую моторику;
– воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: обобщающий

Методы и приемы:
– словесные;
– наглядные;
– практические.

Оборудование: конверт с письмом, карточки с изображениями диких и домашних животных, домика, леса, карточки с названиями диких и домашних животных.

Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

II. Актуализация полученных знаний.

1) Сегодня на уроке развития речи мы продолжим беседу о домашних и диких животных. Прежде чем начать, я хочу показать вам письмо, которое прислала нам девочка Алена. Давайте его прочитаем.
Письмо: Приехала Алена в деревню к бабушке вечером. Легла спать, а утром
Отворилась тихо дверь
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко.
И умылся серой лапкой. (кошка)
Алена узнала кто это. А вы? Вышла она во двор, а там
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (собака)
Узнали? Пошла она дальше, а навстречу ей.
Маленькая, белая,
Пугливая, несмелая.
Шерсть дает своей хозяйке
На шарфы и на фуфайки. (овца)
Девочка не знала кто это. А вы? Вдруг она увидела бабушку, а рядом
Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует.
Ведь траву не так легко
Переделать молоко. (корова)
А около них бегало другое животное.
5. Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок – дырявый,
А крючок – вертлявый. (свинья)

Как назвать одним словом? А какие это животные? Каких еще домашних животных вы знаете? Какие еще животные есть? Давайте их тоже назовем.
Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что ни зуб, то острый нож! (волк)
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу. (медведь)
3. Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы,
Уши больше головы. (заяц)
4. Что это за шалунишка?
Рвет с еловой ветки шишку,
Семена в ней выгрызает,
Шелуху на снег бросает. (белка)
5. Всех зверей она хитрей,
Шуба рыжая на ней. (лиса)

2) Вот мы и вспомнили всех животных. А теперь скажите, чем отличаются домашние животные от диких? (домашние животные живут рядом с человеком, которые заботятся о них, а дикие самостоятельно добывают себе пищу, строят жилища и т.д.) Чем же так полезны домашние животные?
Корова – Что корова нам дает?
И сметану, и кефир,
Сливки, ряженку и сыр,
Творог, масло, простоквашу,
Молоко для вкусной каши
Нам дает Буренка наша.
Свинья – мясо.
Овца – У овечки шерсть густая.
Она в кольца завитая.
Постригу свою овцу –
Теплый шарф свяжу отцу.
Маме – свитер шерстяной,
Будет всем тепло зимой.

3) Домашние животные живут рядом с человеком. А где живут дикие животные? (в лесу) В лесу есть дома? У каждого животного есть дом в лесу. Только все эти дома, как вы знаете разные.
Дидактическая игра «Кто где живет» (на доске карточки с изображениями диких животных: медведь, лиса, заяц, белка. Учащиеся выбирают карточки с названиями жилищ животных и соотносят их с соответствующими животных).
Медведь – в берлоге
Лиса – в норе
Заяц – под кустом
Белка – в дупле

4) Работа в тетради.
У каждого из вас в тетради нарисовано животное. Вам надо раскрасить его. (дети раскрашивают животных, а потом показывают другим учащимся)

Физминутка.
Мы сейчас все дружно встанем
Отдыхать как зайки, станем.
Вправо, влево, наклонились,
Повернитесь, потянитесь.
Лапки вверх и лапки вбок.
И на месте прыг да скок.
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, мои зайчишки.

5) Все мы знаем, что животные не могут разговаривать, но они могут издавать различные звуки. Давайте вспомним какие.
Кто похлебку съел мою?-
Свинка хрюкает: (хрю-хрю)
Дайте свежей травки мне!-
Блеет козочка: (Мээ- Мээ)
Молочка налили мало!-
Кот мяукал: (мяу- мяу)
Хватай вора за рукав!-
Пес залаял: (гав-гав-гав)
Мой хозяин далеко!-
Ржет лошадка: (И-го-го)
Где теленок не пойму?-
Замычит корова: (му-у-у)

III. Закрепление материала.
Давайте еще раз проверим как вы делите животных на диких и домашних. На доске картинки с изображением домика и леса, а на столе карточки с названиями животных. Каждый из вас берет карточку и крепит ее либо к домику, если это домашнее животное или к лесу, если это дикое животное.

IV. Подведение итогов.
Так как вы все сегодня хорошо работали, я вам дарю небольшие подарки.
Д.з.: дома вам надо будет раскрасить рисунок и узнать какое животное летит в ракете. Каждая цифра обозначается цветом.

  • 563001-1-konspekt_uroka_zhivotnye
    Размер файла: 38 kB Загрузок: 1

Читайте также:  Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Ссылка на основную публикацию