Дифференциация звуков Ж-З – конспект логопедического занятия

Занятие логопеда “Дифференциация звуков [ з – ж ] ”
план-конспект занятия по логопедии (3, 4 класс) на тему

Научить различать звуки з -ж в словах, предложениях и в связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
otkr._urok.docx32.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Дифференциация звуков [з-ж ] в словах, предложениях, связной речи.

Цель : Упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [з] и [ж].

– закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;

– развитие навыков фонематического анализа и синтеза;

– обогащение лексики по теме «Животные»;

– закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза (определения количества слогов, последовательности звуков в словах);

– учить образовывать словосочетания по типу «прил. +сущ.» и составлять предложения с использованием этих словосочетаний;

– учить работать с деформированным текстом.

– развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, воображения, мышления.

– воспитание навыков совместной деятельности.

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

II. Введение в тему.

1. Прослушать ряд слов, назвать лишнее слово, объяснить свой выбор:
заяц, зубр, жираф, зебра.
(Все слова начинаются на звук [З], а слово жираф — на звук [Ж].)
Сравнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], обратив внимание на положение язычка и характер воздушной струи, идущей по его центру, вспомнить характеристику звуков [Ж] и [З], обозначение.

2. Уточнение артикуляции звуков с использованием графической схемы, символов звуков.

Что общего у звуков [ з, ж]? ( согласные, звонкие)

Чем они отличаются?

  • при произнесении звука [з ] губы в улыбке, язык внизу, за нижними зубами, струя воздуха сильная, холодная.
  • при произнесении звука [ж ]губы округлены, язык вверху, за верхними зубами, струя воздуха плавная, теплая.
  • Звук [ж] всегда только твёрдый, а звук [з ]может быть и твёрдым, и мягким.

Упражнение для формирования правильного речевого выдоха. Вдох через нос, выдох через рот. Звукоподражание: Жук: ж-ж-ж… Комар: з-з-з… (контроль ладонью, потом — без опоры).

Сопровождение пальчиковыми фигурами.

“Комар –сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это “хоботок”. Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз – это “лапки”.

“Жук” – сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (“усы”). Пошевелить “усами”.

Оба звука согласные, звонкие, твердые. А в чем же их отличие? (в подъеме языка, в раскрытии рта).

з

Чтение цепочки слогов по артикуляционным признакам

3. Дифференциация понятий «звук» – «буква».

Какими буквами обозначаются эти звуки?

Вспомнить отличие звука от буквы.

– Сегодня на нашем занятии мы будем различать на слух и на письме звуки и буквы «ж», «з».

4. Работа над слоговой структурой слова.

5. Работа в тетрадях.

Спиши слова, вставляя слоги ЗА или ЖА. Под буквами поставь значки: З – «улыбка», Ж – «кружок».

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж]»

Елена Вдовина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж]»

Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах.

Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, внимание, слух; воспитывать любовь к родному языку.

Орг. момент. Сегодня к нам в гости пришел зайчик-попрыгайчик. Он знает много сказок. Вот одна из них. Жили-были два друга: комар и жук. Построили они себе дом из железа, покрасили в зеленый цвет. Комар очень любил звенеть, а жук — жужжать. И предметы комару нравились со звуком [з], а жуку — со звуком [ж]. Возле дома комар посадил незабудки, а жук — жасмин. Любимый земляничный джем комар ел из вазочки, а жук — из ложечки. На прогулку комар выходил с зеленым зонтом, а жук — в желтом жилете. И развлекались они тем, что спорили, чья песенка звонче и лучше.

Задание 1. Игра «Кто поет?»

Цель: различение звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах.

Педагог произносит звуки, слоги, слова, а ребенок должен стукнуть ладошкой по столу один раз, если услышит звук [з], два раза — если услышит звук [ж]. Как вариант: можно под-нимать картинку с изображением комара (жука).

Звуки: [н], [л], [з], [к], [ж], [м], [в], [ж], [п], [з], [т], [д], [ж], [л], [з].

Слоги: но — жо — лу — ку — зу — во — зо — кы — жи — ны — зы — ла — за.

Слова: лыжи, носок, кукла, зонтик, снег, пижама, зубы, чайник, музыка, коза, книга, животное.

Задание 2. Сравнительная характеристика звуков [з] и [ж].

Педагог. Как звенит комар?

Педагог. Как жужжит жук?

Педагог. Чем похожи эти звуки?

Ребенок. Они согласные твердые.

Педагог. Положи ладошку на горлышко. При произнесении звуков [з| и [ж] оно дрожит. Значит, эти звуки звонкие.

Давай посмотрим, чем отличаются эти звуки?

Звук [з]: губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, посередине идет холодная воздушная струя.

Звук [ж]: губы — в улыбке, широкий кончик языка — за верхними зубами, посередине языка идет теплая воздушная струя.

) — звук [ж]: язык поднимется за верхние зубы;

) — звука [з]: язык опускается за нижние зубы.

Задание 3. Показ звуков [з] и [ж] с опорой на кисть руки:

звук [ж] — пальцы поднять вверх;

звук [з] — опустить пальцы вниз.

Задание 3. Игра «Собери слова».

Цель: различение звуков [з] и [ж] в слогах.

Как всегда, спорили комар и жук, чья песенка лучше, да так увлеклись, что слова, которые они говорили, рассыпались. Помоги друзьям собрать слова, добавляя слоги:

-за или -жа: ко., ро., лу., мимо., ва., са., бере., сту., гла., зано., гро., неве. ;

-зы или -жи: парово., моро., лу., но., е., у., ко., арбу., та., лы., ука., тара. ;

-зу или -жу (глаголы): поло., пока., вле., попол., завя., нама., заве., гля.

Задание 4. Игра «Песенки».

Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в слогах.

Давай споем песенки и комара, и жука, чтобы они не спорили:

ша — жа — ша жа — ша — жа

шу — жу — шу жу — шу — жу

шо — жо — шо жо — шо — жо

ши — жи — ши жи — ши — жи

Задание 5. Игра «Помоги собрать вещи».

Цель: различение звуков [з] и [ж] в словах.

Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу. Помни: комару нужны вещи, в названии которых есть звук [з], а жуку — вещи, в названии которых есть звук [ж].

Слова со звуком [з]: зонтик, замок, блуза, рюкзак, азбука, звезда, значок.

Слова со звуком [ж]: жилет, пижама, ножи, лыжи, журнал, пирожок, желудь.

Задание 6. Многократное произнесение слов с четким проговариванием звуков [з] и [ж]: жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задолжать, заслужить.

Задание 7. Повторение словосочетаний. Постепенно ускорять темп, контролировать правильное произношение звуков [з] и [ж]: змеиная кожа, желтый зонт, зимняя стужа, зеленая жаба, зеленая жилетка, важное задание.

Задание 8. Повторение предложений с четким произнесением звуков [з] и [ж].

Зоя ухаживает за животными.

На зеленый лужок выбежал ежик.

На елке зажглась золотая звезда.

Зеленая жаба сидит в луже.

Зоя купила свежую зелень к ужину.

Лиза лежит на желтом песке.

Коза жует незабудки.

У Жени — лыжи, у Лизы и Зои — санки.

Завизжала железная пила.

Задание 9. Повторение чистоговорок с четким произнесением всех звуков:

за — за — за — на лугу коза;

жа — жа — жа — есть иголки у ежа;

зу — зу — зу — мыли ноги мы в тазу;

жу — жу — жу — молока дадим ежу;

зы — зы — зы — есть козлята у козы;

жи — жи — жи — под кустом сидят ежи.

Задание 10. Повторение скороговорок с контролем артикуляции звуков [з] и [ж].

Что лезвие кинжала.

Жук жужжит, звонок звенит.

Звонок звенит, жук жужжит.

Живут Зоя и Зина

Возле книжного магазина.

Заседали в полдень зайки

Возле лужи на лужайке.

Задание 11. Повторение стихотворных текстов с произнесением звуков [з] и [ж].

У Зины много забот —

Заболел у зайки живот.

Купила Жене мама

И везде замочки.

Дождик звонко застучал,

Он нам очень нужен.

Будем бегать босиком

Мы по этим лужам.

Жанна ежика нашла

И домой его взяла.

Ну а ежик заскучал

И к ежатам убежал.

На жабу глядела.

Желтый, желтый, желтый змей,

Желтый змей бумажный.

Он взлетает высоко,

Желтый змей отважный.

Задание 12. Пальчиковая игра.

Цели: развитие мелкой моторики; различение в стихотворном тексте звуков [з] и [ж].

К Жене гости прибежали. Пальцы «бегут» по столу.

Все друг другу руки жали. Рукопожатия, попеременно то правая,

то левая рука сверху.

—Здравствуй, Жора! Пальцы по очереди «здороваются»

— Здравствуй, Жанна! с большими пальцами обеих рук.

— Не хотите ль пирожок? Из ладоней сложить «пирожок».

Может, коржик? Показать раскрытые ладошки.

Иль рожок? Пальцы сложить в виде рожка.

Вот драже вам на ладошку. Постучать по ладони кончиками

пальцев другой руки.

Все берите понемножку. Двумя пальцами (большим и указательным,

большим и средним и т. д.) брать с ладошки.

С ручек все стряхнули крошки Энергично встряхнуть кистями рук.

И захлопали в ладошки. Похлопать в ладоши.

Итог занятия. Какие звуки учились различать?

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р], [Р’]» Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков «Р» / «Рь» (подготовительная к школе группа). Автор учитель-логопед Козырева А. В.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[С’]» Дифференциация звуков [c][c’](подготовительная группа) Цели: • закреплять навыки четкого произношения звуков и их дифференциацию; • формировать.

Конспект группового логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [г]-[к]» Групповое логопедическое занятие (2 класс). Грамматическая тема: Дифференциация согласных звуков [Г-К]. Лексическая тема: Деревья. Цель:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [л]-[л’]» Цель: учить дифференцировать звуки [Л]- [Ль]. Задачи: Коррекционно-образовательные: -закреплять умение дифференцировать звуки [Л]- [Ль].

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков л-ль «Полёт на Луну» Цели:1. Закреплять навыки правильного произношения звуков Л Ль в слогах, словах, предложениях. 2. Развивать фонематический слух. 3. Упражнять.

Конспект индивидуального логопедического занятия «В гостях у Шарика и Матроскина». Дифференциация звуков [с]-[ш] Тема: «В гостях у Шарика и Матроскина» Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях Коррекционно-образовательные задачи:.

Конспект логопедического фронтального занятия «В гостях у Дина и Дона». Дифференциация звуков [з]-[з’]. Тема: «В гостях у Дона и Дина». Дифференциация звуков з-зь. Цели: закреплять знания о характеристике звуков «З»- «ЗЬ», тренировать детей.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв [Ж]-[Ш] в словах» Конспект логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков Ж – Ш в словах». Цели: – совершенствование навыков дифференциации.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж». Цель: • Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж; • Развивать слуховое внимание и память; • Привлекать внимание детей к родственным словам; • Анализ.

Конспект индивидуального занятия на тему: «Дифференциация звуков [Ж] – [З] в слогах, в словах, в предложениях».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Цель: Закрепление правильного произношения звуков [Ж] – [З] в слогах, в словах, в предложениях.

Задачи:

  1. Коррекционно-обучающие: учить различать звуки [Ж] – [З] в слогах, в словах, в предложениях; уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки.
  2. Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие и фонематические представления, логическое мышление, мелкую моторику.
  3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, самоконтроль и мотивацию к обучению.

Оборудование: бумажные герои – Жужа и Звонарик, предметные картинки со звуками [Ж] – [З], лабиринт, игра «Что изображено на пейзаже?», игра «Третий лишний».

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_differentsiatsiya_zh-z.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Снежинка»

Конспект индивидуального занятия на тему: «Дифференциация звуков [Ж] – [З] в слогах, в словах, в предложениях».

Цель: Закрепление правильного произношения звуков [Ж] – [З] в слогах, в словах, в предложениях.

  1. Коррекционно-обучающие: учить различать звуки [Ж] – [З] в слогах, в словах, в предложениях; уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки.
  2. Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие и фонематические представления, логическое мышление, мелкую моторику.
  3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, самоконтроль и мотивацию к обучению.

Оборудование: бумажные герои – Жужа и Звонарик, предметные картинки со звуками [Ж] – [З], лабиринт, игра «Что изображено на пейзаже?», игра «Третий лишний».

Логопед: Сегодня наше занятие обещали посетить гости, угадай их! А подсказкой для тебя будут загадки:

Пищит над ухом он всю ночь

И укусить тебя не прочь.

Ну и зануда, вот кошмар!

Логопед: правильно, первый гость нашего занятия комарик Звонарик. А теперь отгадай второго гостя.

Тёплым днем, весною, в мае

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я – майский…

Логопед: верно, второй гость нашего занятия жучок Жужа.

  1. Постановка целей занятия (объявление темы)

Логопед: Жужа и Звонарик очень хотят знать умеешь ли ты правильно произносить звуки, которые они издают и предлагают выполнить задания. Выполним их? (ответы ребенка)

Логопед: Все комарики и жучки очень любят выполнять артикуляционные упражнения для своих ротиков и хоботков. Давай их поддержим.

«Улыбочка», «Трубочка», «Чашечка» «Лопаточка», «Качели», «Киска сердится», «Маляр», «Иголочка».

Логопед: Молодец, размяли наши язычки. А теперь давай посмотрим, как умеют летать наши гости и подуем на них.

Логопед: Хорошо, а теперь послушай как я здороваюсь с Жужей (ж-ж-ж), со Звонариком (з-з-з). Расскажи мне, когда я здоровалась, как у меня были расположены: губы, зубы, язычок?

  1. Характеристика звуков. Сравнение по артикуляционным и акустическим признакам.

Ребёнок рассказывает о каждом звуке по мнемокартинке.

Ребенок: с Жужей: Губы – трубочкой, язык поднят вверх «чашечкой», ветерок теплый, голосок звенит.

Ребенок: со Звонариком: губы в улыбке, зубы заборчиком, а язычок за нижними зубами, ветерок дует холодный, голосок звенит.

Логопед: Правильно, а чем отличается произношение звука [З] – [Ж] (ответ ребенка)

Логопед: Молодец! Ты всё правильно рассказал. Поздоровайся теперь и ты.

  1. Дифференциация звуков [Ж], [З] в изолированном звучании

Игра «Жук-комар». Ход игры: ребёнку предлагается произносить: з-з-з-з, ж-ж-ж-ж, ведя по дорожке и по спирали пальцем.

Игра «Лабиринт». Ход игры: ребёнку предлагается двигаться от жука до комара по лабиринту и произносить звуки [Ж], [З].

Логопед: Умница, давай споем песенку для наших гостей.

  1. Игра на развитие фонематического слуха «Поймай звук».

З, Ж, С, Ш, П, Т, З, Д, Ж, С, Ж, Ж, З, В, З; СА, ЖА, ЗУ, ЗЫ, УЖ,ИЗ.

Логопед: Умничка, Звонарик и Жужа убедились, что звуки ты слышишь правильно.

  1. Дифференциация звуков [Ж], [З] в слогах.

Упражнение «Слоговая песенка».

Логопед: Повторяй за мной слоговую песенку: за-жо- за, жы-зу- жы , зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы, за-жо- за, жы-зу- жы , зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы, за-жо- за, жы-зу- жы , зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы.

Логопед: Молодец, Жужа и Звонарик хотят с тобой поиграть в игру.

  1. Дифференциация звуков [Ж], [З] в словах.

Игра «Змейка». Ход игры: ребенку предлагается передвигать фишку по игровому полю и называть картинки.

Логопед: Умница, давай покажем нашим гостям как ты стараешься на занятии.

  1. Дифференциация звуков [Ж], [З] в словосочетаниях.
  1. Дифференциация звуков [Ж], [З] в предложениях.

Упражнение «Дополни упражнение».

Игра «Что изображено на пейзаже?». Ход игры: ребенку предлагается по картинкам рассказать, то изображено на пейзаже.

ГРОЗА, ДИКООБРАЗ, КОЗА, АРБУЗ, ГАРАЖ, МОРЖ, ЗМЕЯ, ЕЖИ, ЗАМОК, ЗАКАТ, ИЗВЕРЖЕНИЕ.

Логопед: Молодец, поиграем в последнюю игру и будем прощаться с нашими новыми друзьями.

  1. Развитие мыслительных операций.

Игра «Третий лишний».

Логопед: Давай проводим наших гостей и попрощаемся с ними.

  1. Рефлексия. Подведение итогов .

Логопед: Как звали пчелку и комарика? (ответ ребенка)

Логопед: Какие звуки учились различать? (ответ ребенка)

Логопед: Что понравилось? Что было трудно? (ответ ребенка)

  1. Домашнее задание .
  1. В тетради: Артикуляционная гимнастика весь комплекс.
  2. В альбоме: упражнение «Жучки и комарики».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном конспекте использованы игры созданные мной самостоятельно,а также игры других авторов, которые я часто использую на своих занятиях.

Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной группы по дифференциации сонорных звуков. Занятие построено с применением сюрпризного момента, в виде музыкальной загадки. Игры, задания вып.

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и предложениях. Закрепление».

Открытое логопедическое занятие для старших дошкольников с использованием ИКТ.

Занятие по дифференциации звуков р-л.

Конспект занятия по звуковой культуре речи.

Материал будет полезен практикующим логопедам и воспитателям логопедических групп.

Дифференциация звуков [ж] — [з]

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей.

Автор: Гродская Ирина Константиновна, учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад N37»

Цель: различать звуки [ж] — [з]
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– учить сравнивать звуки [ж], [З] по акустическим и артикуляционным признакам;
– учить дифференциации звуков [ж],[з] в слогах, словах, предложениях;
– развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия;
– профилактика дисграфии
Коррекционно-развивающие:
– развивать фонематическое восприятие;
– отрабатывать речевое дыхание, артикуляционную моторику;
– совершенствовать умение детей пользоваться в речи предлогами с союзом – потому что
– профилактика нарушений зрения;
– развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
– продолжать развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, следить за собственной речью;
– воспитывать положительное отношение и интерес к занятиям;
– воспитывать умение действовать в подгруппе.
Оборудование: зеркала по количеству детей, жуки и комары на палочках, схемы
со стрелками, направленными вверх для произношения звука (Ж) и вниз для – звука [З], картинки, в названии которых есть звуки [Ж], [З], А-4 со спутанными картинками, в названии которых есть звуки [Ж], [З], тетради.
1.Организационный момент:
За речью мы всегда следим,
Звуки часто говорим,
Отвечаем на вопросы
Громко, чётко, не спеша.
2.Объявление темы

  • – Ребята, скажите, что изображено на картинках и назовите первые звуки в картинках

– ЖАБА – Ж, УТКА – У, КОТ – К
– Составьте слово из первых звуков картинок
– ЖУК
– Проверяем… Правильно! Жук!
– КОТ – К, ОБРУЧ – О, МАТРЁШКА – М, АРБУЗ – А, РАКЕТА – Р. Получилось слово – КОМАР.
– Проверяем… Правильно! Комар!

  • – Сегодня на занятии мы с вами будем учиться различать звуки [Ж] — [З].

Возьмите в руки зеркала. Произнесите по очереди звуки [Ж, З]. Обратите внимание на ваши ротики
Вспомнить артикуляцию звуков (Дети вспоминают артикуляцию звуков)
Дать акустическую характеристика звуков.
Звук Ж – он какой?
– Согласный, твердый, обозначаем синим цветом, звонкий
– Звук З – он какой?
Согласный, твердый, обозначаем синим цветом, звонкий
– Чем эти звуки похожи?
– А чем они отличаются? Произнесите еще раз эти звуки, глядя в зеркало.
– Когда мы произносим звук Ж – ротик похож на большую трубочку, язычок наверху чашечкой, а когда произносим звук З – губы улыбаются, язычок упирается в нижние зубки
– Когда произносим звук Ж – воздушная струя теплая, а когда произносим звук З – холодная

3. Дифференциация звуков[ж] — [з] на слух.

  • Игра «Подумай, правильно спой» Перед вами схемы – Произнесите звуки, глядя на стрелочки, которые указывают положение языка при произношении звуков (Ж), (З)

Команды хором произносят звуки по схеме.

  • Игра «Жуки и комары»-

Мы с вами сейчас разделимся на две команды – Жуки и Комары (логопед раздаёт насекомых на палочках).
Команда жуков «ловит» (поднимают палочки с жуками) слова со звуком [Ж], а комары «ловят» (поднимают палочки с комарами) слова со звуком [З]
СЛОВА: журавли, пузыри, лыжи, динозавр, снежинка, гроза, железо, пижама, азбука, стража, этажи, зима, забор, снежный, мозаика.

4. Дифференциация звуков [ж] — [з]в слогах

  • Игра «Ре­шето». (Дети стоят около своих мест)

Замените в слоге звук [ж] на [з] и наоборот.
(Логопед произносит слог для каждого ребенка. Если ответ пра­вильный, ребенок садится на место («просеивается» сквозь реше­то). Логопед оценивает работу команд)

  • Д/И «Закончи слова»

Я вам буду говорить начало слов, а вы его конец. Все ваши слова должны заканчиваться на [ЗА] или [ЖА]
СЛОВА: береза, стража, коза, лужа, ваза, лыжи, гроза, глаза
5. Дифференциация звуков [ж] — [з] в словах

— Повторите слова за мной, как эхо: чисто, без помехи.
Команды поочередно произносят слова за логопедом,
зайкалужайка кожакоза зажим
жукзуб жевать — зевать железо
глазокфлажок лизать — лежать зажигалка
ЖораЗоя лежа — береза жизнь
Физкультминутка для глаз
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились

  • Игра «Проверь меня»

– Ребята, я всегда слежу за тем, чтобы вы правильно произносили звуки и слова. А теперь вы попробуйте последить за тем, правильно ли я говорю. Слушайте внимательно, если я НЕ правильно скажу слово – хлопните в ладоши и исправьте меня, а если правильно – улыбнитесь мне. Готовы?
– Замок, Зыраф, жадный, Зуравль, звонкий, пироЗок, Жабор, , кукуруза, лыЗы

  • «Подари картинки»

-Будем произносить названия картинок, слова со звуком [Ж ] будем дарить жуку, а слова со звуком [З] – комару.
Откройте тетради, стр 3 .
(Баклажан мы отдадим жуку, потому что в слове «баклажан» есть звук [Ж]
СЛОВА: баклажан, незнайка, золушка, подорожник, зонт, ножницы (желуди, зонт, ножи, ваза, баклажан, пирожное, )

6. Развитие зрительного восприятия, зрительно-пространственной ориентировки
«Найди свои слова»
У каждого в ваших тетрадях картинки, в которых все слова спутались. Команда комаров должна найти и обвести карандашом только слова со звуком [З], команда жуков должна обвести только слова со звуком [Ж].
Проверяем ( по желанию один из команды называет слова с нужным звуком)

7. Дифференциация звуков [ж] — [з]в предложении.
— Произнесите отчетливо скороговорку, выделяя голо­сом звуки [з] и [ж].
Задрожали зайки,
Увидев волка на лужайке.
Произнесите скороговорку: со страхом; с сожалением. Каждая команда произносит скороговорку.
Почему зайки задрожали?
8. Итог занятия
– Какие звуки мы с вами сегодня учились различать?
– Чем эти звуки похожи?
– Чем они отличаются?

Конспект логопедического занятия “Дифференциация звуков [з] – [ж]”

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема. Дифференциация звуков [з] – [ж] и букв –Зз –Жж в словах и предложениях. Лексическая тема «Животные».

Цель. Предупреждение и коррекция замен звуков [з] – [ж] и букв –Зз –Жж

Задачи.

Коррекционно-образовательные: дифференциация понятий «звук» и «буква»; закрепление звукобуквенных связей, формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза; обогащение словарного запаса; формирование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; развитие слухового и зрительного внимания и восприятия; развитие фонематического восприятия; развитие логического мышления, воображения, ассоциативных связей; развитие связной речи и коммуникативных навыков.

Коррекционно-воспитательные: воспитание умения работать по инструкции, воспитание экологической культуры, воспитание культуры общения.

Оборудование. Зеркала, артикуляционные профили, касса букв, наборное полотно, предметные картинки с изображением животных, наложенные рисунки, индивидуальные карточки для составления предложений, ручки, план-схема для составления рассказа, компьютер, логопедическая игра «Игры для Тигры».

Планируемый результат.

Представленное занятие является одним из блоков занятий по дифференциации оппозиционных звуков, в ходе которых планируется выработать четкую связь между фонемой, артикулемой и графемой. В ходе достижения основной цели в комплексе развиваются речевая система и ВПФ. На занятии используются компьютерные и здоровьесберегающие технологии

Ход занятия

  1. Орг.момент: приветствие, знакомство (логопед -ученик); положительный эмоциональный настрой.
  2. Дыхательная гимнастика.
  3. Определение темы(через отгадывание загадок)

Мчится, что есть духу,

Хвост короче уха.

Кто же это. (зайка)

А в Африке живёт ….(жираф)

– Определите первый звук в каждом слове.

Тема занятия: Различение звуков [з] – [ж] и букв –Зз –Жж

– Повторим правило о звуках и буквах (по схеме).

  1. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о весёлом язычке».

Анализ артикуляции звуков (по схеме)

Определение обобщающих понятий.

  1. Обобщающее понятие.

– Заяц и жираф – это …

– Каких ещё вы знаете животных, в названиях которых есть звуки з, ж ?

  1. «Наложенные картинки»

Какие животные здесь изображены? Назовите.

Составьте название животного, которого вы узнали из букв

разрезной азбуки (каждый ученик – по одному слову).

  1. Компьютерное упражнение:

Поселите животных в разные домики: [з] – [ж].

(«Игры для Тигры» – Анализ – Слова – Животные).

  1. Физминутка «Зверобика».
  2. Работа с предложением.

– Закончите предложения, подобрав подходящие картинки.

В лесу живут……(ежи, ужи, зайцы, жабы, зубры).

В джунглях живут… … … (змеи, обезьяны).

В зоопарке мы видели … … (жирафа, зебру, обезьяну).

  1. Пальчиковая гимнастика.

«Мы делили апельсин…»

  1. Работа по карточкам.

– Вставьте пропущенные буквы з или ж.

  1. «Узнай по описанию – кто это?»

-Пугливый, быстрый, длинноухий…

-Резвая, быстрая, полосатая…

-Высокий, пятнистый, длинношеий…

-Скользкая, длинная, гибкая …

-Маленький, скрытный, колючий…

  1. Составление рассказа по плану.

-Пользуясь планом, составьте рассказ о понравившемся вам животном.

  1. Дикое или домашнее.
  2. Внешний вид.
  3. Среда обитания.
  4. Питание.
  5. Итог.
    1. Итог занятия. Домашнее задание.

При подведении итога провести беседу о необходимости охраны окружающей среды, бережного отношения к природе, в т.ч. к флоре и фауне.

После подведения итога прочитать стихотворение и предложить выучить его наизусть в качестве домашнего задания.

Берегите планету.

Дерево, цветок, и зверь, и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они.

На планете мы останемся одни.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия “Дифференциация звуков [з] – [ж]”»

индивидуального логопедического занятия

Тема. Дифференциация звуков [з] – [ж] и букв –Зз –Жж в словах и

предложениях. Лексическая тема «Животные».

Цель. Предупреждение и коррекция замен звуков [з] – [ж] и букв –Зз –Жж

Коррекционно-образовательные: дифференциация понятий «звук» и «буква»; закрепление звукобуквенных связей, формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза; обогащение словарного запаса; формирование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; развитие слухового и зрительного внимания и восприятия; развитие фонематического восприятия; развитие логического мышления, воображения, ассоциативных связей; развитие связной речи и коммуникативных навыков.

Коррекционно-воспитательные: воспитание умения работать по инструкции, воспитание экологической культуры, воспитание культуры общения.

Оборудование. Зеркала, артикуляционные профили, касса букв, наборное полотно, предметные картинки с изображением животных, наложенные рисунки, индивидуальные карточки для составления предложений, ручки, план-схема для составления рассказа, компьютер, логопедическая игра «Игры для Тигры».

Представленное занятие является одним из блоков занятий по дифференциации оппозиционных звуков, в ходе которых планируется выработать четкую связь между фонемой, артикулемой и графемой. В ходе достижения основной цели в комплексе развиваются речевая система и ВПФ. На занятии используются компьютерные и здоровьесберегающие технологии

Орг.момент: приветствие, знакомство (логопед -ученик); положительный эмоциональный настрой.

Определение темы (через отгадывание загадок)

Мчится, что есть духу,

Хвост короче уха.

Кто же это. (зайка)

А в Африке живёт ….(жираф)

– Определите первый звук в каждом слове.

Тема занятия: Различение звуков [з] – [ж] и букв –Зз –Жж

– Повторим правило о звуках и буквах (по схеме).

Артикуляционная гимнастика. «Сказка о весёлом язычке».

Анализ артикуляции звуков (по схеме)

Определение обобщающих понятий.

– Заяц и жираф – это …

– Каких ещё вы знаете животных, в названиях которых есть звуки з, ж ?

Какие животные здесь изображены? Назовите.

Составьте название животного, которого вы узнали из букв

разрезной азбуки (каждый ученик – по одному слову).

Поселите животных в разные домики: [з] – [ж].

(«Игры для Тигры» – Анализ – Слова – Животные).

Работа с предложением.

– Закончите предложения, подобрав подходящие картинки.

В лесу живут……(ежи, ужи, зайцы, жабы, зубры).

В джунглях живут… … … (змеи, обезьяны).

В зоопарке мы видели … … (жирафа, зебру, обезьяну).

Работа по карточкам.

– Вставьте пропущенные буквы з или ж.

«Узнай по описанию – кто это?»

-Пугливый, быстрый, длинноухий…

-Резвая, быстрая, полосатая…

-Высокий, пятнистый, длинношеий…

-Скользкая, длинная, гибкая …

-Маленький, скрытный, колючий…

Составление рассказа по плану.

-Пользуясь планом, составьте рассказ о понравившемся вам животном.

Дикое или домашнее.

Итог занятия. Домашнее задание.

При подведении итога провести беседу о необходимости охраны окружающей среды, бережного отношения к природе, в т.ч. к флоре и фауне.

После подведения итога прочитать стихотворение и предложить выучить его наизусть в качестве домашнего задания.

Фронтальное логопедическое занятие на тему “Звуки З-Ж”. Конспект для старшей логопедической группы

Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский.

Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на развитие у детей фонетико-фонематической стороны речи. Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения различать звуки З и Ж по аккустическим и артикуляционным признакам.

Задачи:
1. Упражнять детей в различении звуков З и Ж на материале слогов, слов и предложений.
2. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
3. Развивать умение составлять и анализировать предложения.
4. Воспитывать у детей умение отвечать распространенными предложениями и выслушивать ответы товарищей.

1. Организационный момент.
Однажды Комар и Жук устроили соревнование: кто произнесет звук красивее? Давайте поделимся с вами на 2 команды – команда ЖУКИ и команда КОМАРЫ. Первая команда будет произносить звук ЖУКА, а вторая – КОМАРА. По команде логопеда дети произносят звуки Ж и З. Потом меняются ролями.

2. Объявление темы занятия.
Эти 2 звука мы с вами будем учиться различать сегодня на занятии.

3. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Производится сравнительная характеристика звуков Ж и З. При проведении характеристики логопед делает акцент на том, что при произнесении звука Ж кончик языка поднят вверх, а при произнесении звука З – упирается в нижние зубы. Далее – по обычному плану сравнительной характеристики. Дети отвечают на вопросы логопеда: “Чем эти два звука похожи? А чем они отличаются?”

4. Связь звука и букв.

Дети рассматривают буквы З и Ж, а затем придумывают, на что они похожи.

5. Развитие фонематического слуха.
Я сейчас вам скажу слова, а вы должны определить какое слово лишнее. Назвать лишнее слово высможите, если определите первый звук в каждом слове.
– Жаба, жук, зуб, жадина.

– Заяц, зоопарк, журнал, забор.
– Замок, зонтик, загадка, журавль.
– Желуди, жираф, заколка, жало.

6. Физминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами вместе.

7. Дифференциация звуков в слогах.
Игра “Скажи наоборот”
Я буду произносить слоги со звуков З, а вы попробуйте заменить его звуком Ж.
За-за-за – .
Зу-зу-зу – .
Зы-зы-зы – . и т. д.
А теперь я буду произносить слоги со звуков Ж, а вы попробуйте заменить его звуком З.
Жи-жи-жи – .
Жо-жо-жо – .
Жэ-жэ-жэ – . и т. д.

8. Закрепление звука в словах.
Игра “Четвертый лишний”
Я сейчас вам покажу картинки, а вы должны определить какая картинка лишняя. Назвать лишнюю картинку вы сможете, если определите какой звук Ж или З встретился в названии каждой картинки.
– Коза, зуб, жук, береза.
– Журнал, пожар, жираф, зонт.
– Замок, желудь, крыжовник, пижама.
– Баржа, мимоза, ежик, медвежонок.

После того как дети из заданной четверки выделят лишнюю картинку. Продолжается работа с “лишним” словом:
указать место звуков Ж и З в слове; поделить слово на слоги; выложить графическую схему; определить на какой звук падает ударение.

9. Закрепление звука в предложениях.
Я вам сейчас назову слова, а вы составьте мне из этих слов предложение.
– В, живет, Африке, жираф.
– Растет, в, кудрявая, поле, береза.

После того как дети составят верно предложение, проводится анализ составленного предложения, выкладывается графическая схема.

10. Закрепление звука в тексте.

Повторение чистоговорок вслед за логопедом.
За-за-за – у Маши зеленые глаза.
Жу-жу-жу – я на солнышко гляжу.
Зу-зу-зу – едет Ваня на возу.
Жа-жа-жа – сто иголок у ежа.

11. Итог занятия.
Произнесите звук Жука. А теперь звук большого комара. Чем эти звуки похожи? А чем они отличаются?

Читайте также:  Использование логопедических наглядно-игровых средств в системе логокоррекционной работы
Ссылка на основную публикацию