Занятие логопеда “Дифференциация звуков [ з – ж ] ”
план-конспект занятия по логопедии (3, 4 класс) на тему
Научить различать звуки з -ж в словах, предложениях и в связной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._urok.docx | 32.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Дифференциация звуков [з-ж ] в словах, предложениях, связной речи.
Цель : Упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [з] и [ж].
– закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;
– развитие навыков фонематического анализа и синтеза;
– обогащение лексики по теме «Животные»;
– закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза (определения количества слогов, последовательности звуков в словах);
– учить образовывать словосочетания по типу «прил. +сущ.» и составлять предложения с использованием этих словосочетаний;
– учить работать с деформированным текстом.
– развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, воображения, мышления.
– воспитание навыков совместной деятельности.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
II. Введение в тему.
1. Прослушать ряд слов, назвать лишнее слово, объяснить свой выбор:
заяц, зубр, жираф, зебра.
(Все слова начинаются на звук [З], а слово жираф — на звук [Ж].)
Сравнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], обратив внимание на положение язычка и характер воздушной струи, идущей по его центру, вспомнить характеристику звуков [Ж] и [З], обозначение.
2. Уточнение артикуляции звуков с использованием графической схемы, символов звуков.
Что общего у звуков [ з, ж]? ( согласные, звонкие)
Чем они отличаются?
- при произнесении звука [з ] губы в улыбке, язык внизу, за нижними зубами, струя воздуха сильная, холодная.
- при произнесении звука [ж ]губы округлены, язык вверху, за верхними зубами, струя воздуха плавная, теплая.
- Звук [ж] всегда только твёрдый, а звук [з ]может быть и твёрдым, и мягким.
Упражнение для формирования правильного речевого выдоха. Вдох через нос, выдох через рот. Звукоподражание: Жук: ж-ж-ж… Комар: з-з-з… (контроль ладонью, потом — без опоры).
Сопровождение пальчиковыми фигурами.
“Комар –сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это “хоботок”. Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз – это “лапки”.
“Жук” – сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (“усы”). Пошевелить “усами”.
Оба звука согласные, звонкие, твердые. А в чем же их отличие? (в подъеме языка, в раскрытии рта).
з
Чтение цепочки слогов по артикуляционным признакам
3. Дифференциация понятий «звук» – «буква».
Какими буквами обозначаются эти звуки?
Вспомнить отличие звука от буквы.
– Сегодня на нашем занятии мы будем различать на слух и на письме звуки и буквы «ж», «з».
4. Работа над слоговой структурой слова.
5. Работа в тетрадях.
Спиши слова, вставляя слоги ЗА или ЖА. Под буквами поставь значки: З – «улыбка», Ж – «кружок».
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж]»
Елена Вдовина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж]»
Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах.
Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, внимание, слух; воспитывать любовь к родному языку.
Орг. момент. Сегодня к нам в гости пришел зайчик-попрыгайчик. Он знает много сказок. Вот одна из них. Жили-были два друга: комар и жук. Построили они себе дом из железа, покрасили в зеленый цвет. Комар очень любил звенеть, а жук — жужжать. И предметы комару нравились со звуком [з], а жуку — со звуком [ж]. Возле дома комар посадил незабудки, а жук — жасмин. Любимый земляничный джем комар ел из вазочки, а жук — из ложечки. На прогулку комар выходил с зеленым зонтом, а жук — в желтом жилете. И развлекались они тем, что спорили, чья песенка звонче и лучше.
Задание 1. Игра «Кто поет?»
Цель: различение звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах.
Педагог произносит звуки, слоги, слова, а ребенок должен стукнуть ладошкой по столу один раз, если услышит звук [з], два раза — если услышит звук [ж]. Как вариант: можно под-нимать картинку с изображением комара (жука).
Звуки: [н], [л], [з], [к], [ж], [м], [в], [ж], [п], [з], [т], [д], [ж], [л], [з].
Слоги: но — жо — лу — ку — зу — во — зо — кы — жи — ны — зы — ла — за.
Слова: лыжи, носок, кукла, зонтик, снег, пижама, зубы, чайник, музыка, коза, книга, животное.
Задание 2. Сравнительная характеристика звуков [з] и [ж].
Педагог. Как звенит комар?
Педагог. Как жужжит жук?
Педагог. Чем похожи эти звуки?
Ребенок. Они согласные твердые.
Педагог. Положи ладошку на горлышко. При произнесении звуков [з| и [ж] оно дрожит. Значит, эти звуки звонкие.
Давай посмотрим, чем отличаются эти звуки?
Звук [з]: губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, посередине идет холодная воздушная струя.
Звук [ж]: губы — в улыбке, широкий кончик языка — за верхними зубами, посередине языка идет теплая воздушная струя.
) — звук [ж]: язык поднимется за верхние зубы;
) — звука [з]: язык опускается за нижние зубы.
Задание 3. Показ звуков [з] и [ж] с опорой на кисть руки:
• звук [ж] — пальцы поднять вверх;
• звук [з] — опустить пальцы вниз.
Задание 3. Игра «Собери слова».
Цель: различение звуков [з] и [ж] в слогах.
Как всегда, спорили комар и жук, чья песенка лучше, да так увлеклись, что слова, которые они говорили, рассыпались. Помоги друзьям собрать слова, добавляя слоги:
-за или -жа: ко., ро., лу., мимо., ва., са., бере., сту., гла., зано., гро., неве. ;
-зы или -жи: парово., моро., лу., но., е., у., ко., арбу., та., лы., ука., тара. ;
-зу или -жу (глаголы): поло., пока., вле., попол., завя., нама., заве., гля.
Задание 4. Игра «Песенки».
Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в слогах.
Давай споем песенки и комара, и жука, чтобы они не спорили:
ша — жа — ша жа — ша — жа
шу — жу — шу жу — шу — жу
шо — жо — шо жо — шо — жо
ши — жи — ши жи — ши — жи
Задание 5. Игра «Помоги собрать вещи».
Цель: различение звуков [з] и [ж] в словах.
Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу. Помни: комару нужны вещи, в названии которых есть звук [з], а жуку — вещи, в названии которых есть звук [ж].
Слова со звуком [з]: зонтик, замок, блуза, рюкзак, азбука, звезда, значок.
Слова со звуком [ж]: жилет, пижама, ножи, лыжи, журнал, пирожок, желудь.
Задание 6. Многократное произнесение слов с четким проговариванием звуков [з] и [ж]: жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задолжать, заслужить.
Задание 7. Повторение словосочетаний. Постепенно ускорять темп, контролировать правильное произношение звуков [з] и [ж]: змеиная кожа, желтый зонт, зимняя стужа, зеленая жаба, зеленая жилетка, важное задание.
Задание 8. Повторение предложений с четким произнесением звуков [з] и [ж].
Зоя ухаживает за животными.
На зеленый лужок выбежал ежик.
На елке зажглась золотая звезда.
Зеленая жаба сидит в луже.
Зоя купила свежую зелень к ужину.
Лиза лежит на желтом песке.
Коза жует незабудки.
У Жени — лыжи, у Лизы и Зои — санки.
Завизжала железная пила.
Задание 9. Повторение чистоговорок с четким произнесением всех звуков:
за — за — за — на лугу коза;
жа — жа — жа — есть иголки у ежа;
зу — зу — зу — мыли ноги мы в тазу;
жу — жу — жу — молока дадим ежу;
зы — зы — зы — есть козлята у козы;
жи — жи — жи — под кустом сидят ежи.
Задание 10. Повторение скороговорок с контролем артикуляции звуков [з] и [ж].
Что лезвие кинжала.
Жук жужжит, звонок звенит.
Звонок звенит, жук жужжит.
Живут Зоя и Зина
Возле книжного магазина.
Заседали в полдень зайки
Возле лужи на лужайке.
Задание 11. Повторение стихотворных текстов с произнесением звуков [з] и [ж].
У Зины много забот —
Заболел у зайки живот.
Купила Жене мама
И везде замочки.
Дождик звонко застучал,
Он нам очень нужен.
Будем бегать босиком
Мы по этим лужам.
Жанна ежика нашла
И домой его взяла.
Ну а ежик заскучал
И к ежатам убежал.
На жабу глядела.
Желтый, желтый, желтый змей,
Желтый змей бумажный.
Он взлетает высоко,
Желтый змей отважный.
Задание 12. Пальчиковая игра.
Цели: развитие мелкой моторики; различение в стихотворном тексте звуков [з] и [ж].
К Жене гости прибежали. Пальцы «бегут» по столу.
Все друг другу руки жали. Рукопожатия, попеременно то правая,
то левая рука сверху.
—Здравствуй, Жора! Пальцы по очереди «здороваются»
— Здравствуй, Жанна! с большими пальцами обеих рук.
— Не хотите ль пирожок? Из ладоней сложить «пирожок».
Может, коржик? Показать раскрытые ладошки.
Иль рожок? Пальцы сложить в виде рожка.
Вот драже вам на ладошку. Постучать по ладони кончиками
пальцев другой руки.
Все берите понемножку. Двумя пальцами (большим и указательным,
большим и средним и т. д.) брать с ладошки.
С ручек все стряхнули крошки Энергично встряхнуть кистями рук.
И захлопали в ладошки. Похлопать в ладоши.
Итог занятия. Какие звуки учились различать?
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р], [Р’]» Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков «Р» / «Рь» (подготовительная к школе группа). Автор учитель-логопед Козырева А. В.
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[С’]» Дифференциация звуков [c][c’](подготовительная группа) Цели: • закреплять навыки четкого произношения звуков и их дифференциацию; • формировать.
Конспект группового логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [г]-[к]» Групповое логопедическое занятие (2 класс). Грамматическая тема: Дифференциация согласных звуков [Г-К]. Лексическая тема: Деревья. Цель:.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [л]-[л’]» Цель: учить дифференцировать звуки [Л]- [Ль]. Задачи: Коррекционно-образовательные: -закреплять умение дифференцировать звуки [Л]- [Ль].
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков л-ль «Полёт на Луну» Цели:1. Закреплять навыки правильного произношения звуков Л Ль в слогах, словах, предложениях. 2. Развивать фонематический слух. 3. Упражнять.
Конспект индивидуального логопедического занятия «В гостях у Шарика и Матроскина». Дифференциация звуков [с]-[ш] Тема: «В гостях у Шарика и Матроскина» Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях Коррекционно-образовательные задачи:.
Конспект логопедического фронтального занятия «В гостях у Дина и Дона». Дифференциация звуков [з]-[з’]. Тема: «В гостях у Дона и Дина». Дифференциация звуков з-зь. Цели: закреплять знания о характеристике звуков «З»- «ЗЬ», тренировать детей.
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв [Ж]-[Ш] в словах» Конспект логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков Ж – Ш в словах». Цели: – совершенствование навыков дифференциации.
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж». Цель: • Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж; • Развивать слуховое внимание и память; • Привлекать внимание детей к родственным словам; • Анализ.
Конспект индивидуального занятия на тему: «Дифференциация звуков [Ж] – [З] в слогах, в словах, в предложениях».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель: Закрепление правильного произношения звуков [Ж] – [З] в слогах, в словах, в предложениях.
Задачи:
- Коррекционно-обучающие: учить различать звуки [Ж] – [З] в слогах, в словах, в предложениях; уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки.
- Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие и фонематические представления, логическое мышление, мелкую моторику.
- Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, самоконтроль и мотивацию к обучению.
Оборудование: бумажные герои – Жужа и Звонарик, предметные картинки со звуками [Ж] – [З], лабиринт, игра «Что изображено на пейзаже?», игра «Третий лишний».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_differentsiatsiya_zh-z.docx | 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Снежинка»
Конспект индивидуального занятия на тему: «Дифференциация звуков [Ж] – [З] в слогах, в словах, в предложениях».
Цель: Закрепление правильного произношения звуков [Ж] – [З] в слогах, в словах, в предложениях.
- Коррекционно-обучающие: учить различать звуки [Ж] – [З] в слогах, в словах, в предложениях; уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки.
- Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие и фонематические представления, логическое мышление, мелкую моторику.
- Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, самоконтроль и мотивацию к обучению.
Оборудование: бумажные герои – Жужа и Звонарик, предметные картинки со звуками [Ж] – [З], лабиринт, игра «Что изображено на пейзаже?», игра «Третий лишний».
Логопед: Сегодня наше занятие обещали посетить гости, угадай их! А подсказкой для тебя будут загадки:
Пищит над ухом он всю ночь
И укусить тебя не прочь.
Ну и зануда, вот кошмар!
Логопед: правильно, первый гость нашего занятия комарик Звонарик. А теперь отгадай второго гостя.
Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я – майский…
Логопед: верно, второй гость нашего занятия жучок Жужа.
- Постановка целей занятия (объявление темы)
Логопед: Жужа и Звонарик очень хотят знать умеешь ли ты правильно произносить звуки, которые они издают и предлагают выполнить задания. Выполним их? (ответы ребенка)
Логопед: Все комарики и жучки очень любят выполнять артикуляционные упражнения для своих ротиков и хоботков. Давай их поддержим.
«Улыбочка», «Трубочка», «Чашечка» «Лопаточка», «Качели», «Киска сердится», «Маляр», «Иголочка».
Логопед: Молодец, размяли наши язычки. А теперь давай посмотрим, как умеют летать наши гости и подуем на них.
Логопед: Хорошо, а теперь послушай как я здороваюсь с Жужей (ж-ж-ж), со Звонариком (з-з-з). Расскажи мне, когда я здоровалась, как у меня были расположены: губы, зубы, язычок?
- Характеристика звуков. Сравнение по артикуляционным и акустическим признакам.
Ребёнок рассказывает о каждом звуке по мнемокартинке.
Ребенок: с Жужей: Губы – трубочкой, язык поднят вверх «чашечкой», ветерок теплый, голосок звенит.
Ребенок: со Звонариком: губы в улыбке, зубы заборчиком, а язычок за нижними зубами, ветерок дует холодный, голосок звенит.
Логопед: Правильно, а чем отличается произношение звука [З] – [Ж] (ответ ребенка)
Логопед: Молодец! Ты всё правильно рассказал. Поздоровайся теперь и ты.
- Дифференциация звуков [Ж], [З] в изолированном звучании
Игра «Жук-комар». Ход игры: ребёнку предлагается произносить: з-з-з-з, ж-ж-ж-ж, ведя по дорожке и по спирали пальцем.
Игра «Лабиринт». Ход игры: ребёнку предлагается двигаться от жука до комара по лабиринту и произносить звуки [Ж], [З].
Логопед: Умница, давай споем песенку для наших гостей.
- Игра на развитие фонематического слуха «Поймай звук».
З, Ж, С, Ш, П, Т, З, Д, Ж, С, Ж, Ж, З, В, З; СА, ЖА, ЗУ, ЗЫ, УЖ,ИЗ.
Логопед: Умничка, Звонарик и Жужа убедились, что звуки ты слышишь правильно.
- Дифференциация звуков [Ж], [З] в слогах.
Упражнение «Слоговая песенка».
Логопед: Повторяй за мной слоговую песенку: за-жо- за, жы-зу- жы , зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы, за-жо- за, жы-зу- жы , зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы, за-жо- за, жы-зу- жы , зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы.
Логопед: Молодец, Жужа и Звонарик хотят с тобой поиграть в игру.
- Дифференциация звуков [Ж], [З] в словах.
Игра «Змейка». Ход игры: ребенку предлагается передвигать фишку по игровому полю и называть картинки.
Логопед: Умница, давай покажем нашим гостям как ты стараешься на занятии.
- Дифференциация звуков [Ж], [З] в словосочетаниях.
- Дифференциация звуков [Ж], [З] в предложениях.
Упражнение «Дополни упражнение».
Игра «Что изображено на пейзаже?». Ход игры: ребенку предлагается по картинкам рассказать, то изображено на пейзаже.
ГРОЗА, ДИКООБРАЗ, КОЗА, АРБУЗ, ГАРАЖ, МОРЖ, ЗМЕЯ, ЕЖИ, ЗАМОК, ЗАКАТ, ИЗВЕРЖЕНИЕ.
Логопед: Молодец, поиграем в последнюю игру и будем прощаться с нашими новыми друзьями.
- Развитие мыслительных операций.
Игра «Третий лишний».
Логопед: Давай проводим наших гостей и попрощаемся с ними.
- Рефлексия. Подведение итогов .
Логопед: Как звали пчелку и комарика? (ответ ребенка)
Логопед: Какие звуки учились различать? (ответ ребенка)
Логопед: Что понравилось? Что было трудно? (ответ ребенка)
- Домашнее задание .
- В тетради: Артикуляционная гимнастика весь комплекс.
- В альбоме: упражнение «Жучки и комарики».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В данном конспекте использованы игры созданные мной самостоятельно,а также игры других авторов, которые я часто использую на своих занятиях.
Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной группы по дифференциации сонорных звуков. Занятие построено с применением сюрпризного момента, в виде музыкальной загадки. Игры, задания вып.
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и предложениях. Закрепление».
Открытое логопедическое занятие для старших дошкольников с использованием ИКТ.
Занятие по дифференциации звуков р-л.
Конспект занятия по звуковой культуре речи.
Материал будет полезен практикующим логопедам и воспитателям логопедических групп.
Дифференциация звуков [ж] — [з]
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей.
Автор: Гродская Ирина Константиновна, учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад N37»
Цель: различать звуки [ж] — [з]
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– учить сравнивать звуки [ж], [З] по акустическим и артикуляционным признакам;
– учить дифференциации звуков [ж],[з] в слогах, словах, предложениях;
– развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия;
– профилактика дисграфии
Коррекционно-развивающие:
– развивать фонематическое восприятие;
– отрабатывать речевое дыхание, артикуляционную моторику;
– совершенствовать умение детей пользоваться в речи предлогами с союзом – потому что
– профилактика нарушений зрения;
– развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
– продолжать развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, следить за собственной речью;
– воспитывать положительное отношение и интерес к занятиям;
– воспитывать умение действовать в подгруппе.
Оборудование: зеркала по количеству детей, жуки и комары на палочках, схемы
со стрелками, направленными вверх для произношения звука (Ж) и вниз для – звука [З], картинки, в названии которых есть звуки [Ж], [З], А-4 со спутанными картинками, в названии которых есть звуки [Ж], [З], тетради.
1.Организационный момент:
За речью мы всегда следим,
Звуки часто говорим,
Отвечаем на вопросы
Громко, чётко, не спеша.
2.Объявление темы
- – Ребята, скажите, что изображено на картинках и назовите первые звуки в картинках
– ЖАБА – Ж, УТКА – У, КОТ – К
– Составьте слово из первых звуков картинок
– ЖУК
– Проверяем… Правильно! Жук!
– КОТ – К, ОБРУЧ – О, МАТРЁШКА – М, АРБУЗ – А, РАКЕТА – Р. Получилось слово – КОМАР.
– Проверяем… Правильно! Комар!
- – Сегодня на занятии мы с вами будем учиться различать звуки [Ж] — [З].
Возьмите в руки зеркала. Произнесите по очереди звуки [Ж, З]. Обратите внимание на ваши ротики
Вспомнить артикуляцию звуков (Дети вспоминают артикуляцию звуков)
Дать акустическую характеристика звуков.
Звук Ж – он какой?
– Согласный, твердый, обозначаем синим цветом, звонкий
– Звук З – он какой?
Согласный, твердый, обозначаем синим цветом, звонкий
– Чем эти звуки похожи?
– А чем они отличаются? Произнесите еще раз эти звуки, глядя в зеркало.
– Когда мы произносим звук Ж – ротик похож на большую трубочку, язычок наверху чашечкой, а когда произносим звук З – губы улыбаются, язычок упирается в нижние зубки
– Когда произносим звук Ж – воздушная струя теплая, а когда произносим звук З – холодная
3. Дифференциация звуков[ж] — [з] на слух.
- Игра «Подумай, правильно спой» Перед вами схемы – Произнесите звуки, глядя на стрелочки, которые указывают положение языка при произношении звуков (Ж), (З)
Команды хором произносят звуки по схеме.
- Игра «Жуки и комары»-
Мы с вами сейчас разделимся на две команды – Жуки и Комары (логопед раздаёт насекомых на палочках).
Команда жуков «ловит» (поднимают палочки с жуками) слова со звуком [Ж], а комары «ловят» (поднимают палочки с комарами) слова со звуком [З]
СЛОВА: журавли, пузыри, лыжи, динозавр, снежинка, гроза, железо, пижама, азбука, стража, этажи, зима, забор, снежный, мозаика.
4. Дифференциация звуков [ж] — [з]в слогах
- Игра «Решето». (Дети стоят около своих мест)
— Замените в слоге звук [ж] на [з] и наоборот.
(Логопед произносит слог для каждого ребенка. Если ответ правильный, ребенок садится на место («просеивается» сквозь решето). Логопед оценивает работу команд)
- Д/И «Закончи слова»
– Я вам буду говорить начало слов, а вы его конец. Все ваши слова должны заканчиваться на [ЗА] или [ЖА]
СЛОВА: береза, стража, коза, лужа, ваза, лыжи, гроза, глаза
5. Дифференциация звуков [ж] — [з] в словах
— Повторите слова за мной, как эхо: чисто, без помехи.
Команды поочередно произносят слова за логопедом,
зайка—лужайка кожа — коза зажим
жук — зуб жевать — зевать железо
глазок — флажок лизать — лежать зажигалка
Жора — Зоя лежа — береза жизнь
Физкультминутка для глаз
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились
- Игра «Проверь меня»
– Ребята, я всегда слежу за тем, чтобы вы правильно произносили звуки и слова. А теперь вы попробуйте последить за тем, правильно ли я говорю. Слушайте внимательно, если я НЕ правильно скажу слово – хлопните в ладоши и исправьте меня, а если правильно – улыбнитесь мне. Готовы?
– Замок, Зыраф, жадный, Зуравль, звонкий, пироЗок, Жабор, , кукуруза, лыЗы
- «Подари картинки»
-Будем произносить названия картинок, слова со звуком [Ж ] будем дарить жуку, а слова со звуком [З] – комару.
Откройте тетради, стр 3 .
(Баклажан мы отдадим жуку, потому что в слове «баклажан» есть звук [Ж]
СЛОВА: баклажан, незнайка, золушка, подорожник, зонт, ножницы (желуди, зонт, ножи, ваза, баклажан, пирожное, )
6. Развитие зрительного восприятия, зрительно-пространственной ориентировки
«Найди свои слова»
У каждого в ваших тетрадях картинки, в которых все слова спутались. Команда комаров должна найти и обвести карандашом только слова со звуком [З], команда жуков должна обвести только слова со звуком [Ж].
Проверяем ( по желанию один из команды называет слова с нужным звуком)
7. Дифференциация звуков [ж] — [з]в предложении.
— Произнесите отчетливо скороговорку, выделяя голосом звуки [з] и [ж].
Задрожали зайки,
Увидев волка на лужайке.
Произнесите скороговорку: со страхом; с сожалением. Каждая команда произносит скороговорку.
Почему зайки задрожали?
8. Итог занятия
– Какие звуки мы с вами сегодня учились различать?
– Чем эти звуки похожи?
– Чем они отличаются?
Конспект логопедического занятия “Дифференциация звуков [з] – [ж]”
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема. Дифференциация звуков [з] – [ж] и букв –Зз –Жж в словах и предложениях. Лексическая тема «Животные».
Цель. Предупреждение и коррекция замен звуков [з] – [ж] и букв –Зз –Жж
Задачи.
Коррекционно-образовательные: дифференциация понятий «звук» и «буква»; закрепление звукобуквенных связей, формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза; обогащение словарного запаса; формирование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; развитие слухового и зрительного внимания и восприятия; развитие фонематического восприятия; развитие логического мышления, воображения, ассоциативных связей; развитие связной речи и коммуникативных навыков.
Коррекционно-воспитательные: воспитание умения работать по инструкции, воспитание экологической культуры, воспитание культуры общения.
Оборудование. Зеркала, артикуляционные профили, касса букв, наборное полотно, предметные картинки с изображением животных, наложенные рисунки, индивидуальные карточки для составления предложений, ручки, план-схема для составления рассказа, компьютер, логопедическая игра «Игры для Тигры».
Планируемый результат.
Представленное занятие является одним из блоков занятий по дифференциации оппозиционных звуков, в ходе которых планируется выработать четкую связь между фонемой, артикулемой и графемой. В ходе достижения основной цели в комплексе развиваются речевая система и ВПФ. На занятии используются компьютерные и здоровьесберегающие технологии
Ход занятия
- Орг.момент: приветствие, знакомство (логопед -ученик); положительный эмоциональный настрой.
- Дыхательная гимнастика.
- Определение темы(через отгадывание загадок)
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Кто же это. (зайка)
А в Африке живёт ….(жираф)
– Определите первый звук в каждом слове.
Тема занятия: Различение звуков [з] – [ж] и букв –Зз –Жж
– Повторим правило о звуках и буквах (по схеме).
- Артикуляционная гимнастика. «Сказка о весёлом язычке».
Анализ артикуляции звуков (по схеме)
Определение обобщающих понятий.
- Обобщающее понятие.
– Заяц и жираф – это …
– Каких ещё вы знаете животных, в названиях которых есть звуки з, ж ?
- «Наложенные картинки»
– Какие животные здесь изображены? Назовите.
– Составьте название животного, которого вы узнали из букв
разрезной азбуки (каждый ученик – по одному слову).
- Компьютерное упражнение:
– Поселите животных в разные домики: [з] – [ж].
(«Игры для Тигры» – Анализ – Слова – Животные).
- Физминутка «Зверобика».
- Работа с предложением.
– Закончите предложения, подобрав подходящие картинки.
В лесу живут……(ежи, ужи, зайцы, жабы, зубры).
В джунглях живут… … … (змеи, обезьяны).
В зоопарке мы видели … … (жирафа, зебру, обезьяну).
- Пальчиковая гимнастика.
«Мы делили апельсин…»
- Работа по карточкам.
– Вставьте пропущенные буквы з или ж.
- «Узнай по описанию – кто это?»
-Пугливый, быстрый, длинноухий…
-Резвая, быстрая, полосатая…
-Высокий, пятнистый, длинношеий…
-Скользкая, длинная, гибкая …
-Маленький, скрытный, колючий…
- Составление рассказа по плану.
-Пользуясь планом, составьте рассказ о понравившемся вам животном.
- Дикое или домашнее.
- Внешний вид.
- Среда обитания.
- Питание.
- Итог.
- Итог занятия. Домашнее задание.
При подведении итога провести беседу о необходимости охраны окружающей среды, бережного отношения к природе, в т.ч. к флоре и фауне.
После подведения итога прочитать стихотворение и предложить выучить его наизусть в качестве домашнего задания.
Берегите планету.
Дерево, цветок, и зверь, и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они.
На планете мы останемся одни.
Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия “Дифференциация звуков [з] – [ж]”»
индивидуального логопедического занятия
Тема. Дифференциация звуков [з] – [ж] и букв –Зз –Жж в словах и
предложениях. Лексическая тема «Животные».
Цель. Предупреждение и коррекция замен звуков [з] – [ж] и букв –Зз –Жж
Коррекционно-образовательные: дифференциация понятий «звук» и «буква»; закрепление звукобуквенных связей, формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза; обогащение словарного запаса; формирование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; развитие слухового и зрительного внимания и восприятия; развитие фонематического восприятия; развитие логического мышления, воображения, ассоциативных связей; развитие связной речи и коммуникативных навыков.
Коррекционно-воспитательные: воспитание умения работать по инструкции, воспитание экологической культуры, воспитание культуры общения.
Оборудование. Зеркала, артикуляционные профили, касса букв, наборное полотно, предметные картинки с изображением животных, наложенные рисунки, индивидуальные карточки для составления предложений, ручки, план-схема для составления рассказа, компьютер, логопедическая игра «Игры для Тигры».
Представленное занятие является одним из блоков занятий по дифференциации оппозиционных звуков, в ходе которых планируется выработать четкую связь между фонемой, артикулемой и графемой. В ходе достижения основной цели в комплексе развиваются речевая система и ВПФ. На занятии используются компьютерные и здоровьесберегающие технологии
Орг.момент: приветствие, знакомство (логопед -ученик); положительный эмоциональный настрой.
Определение темы (через отгадывание загадок)
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Кто же это. (зайка)
А в Африке живёт ….(жираф)
– Определите первый звук в каждом слове.
Тема занятия: Различение звуков [з] – [ж] и букв –Зз –Жж
– Повторим правило о звуках и буквах (по схеме).
Артикуляционная гимнастика. «Сказка о весёлом язычке».
Анализ артикуляции звуков (по схеме)
Определение обобщающих понятий.
– Заяц и жираф – это …
– Каких ещё вы знаете животных, в названиях которых есть звуки з, ж ?
– Какие животные здесь изображены? Назовите.
– Составьте название животного, которого вы узнали из букв
разрезной азбуки (каждый ученик – по одному слову).
– Поселите животных в разные домики: [з] – [ж].
(«Игры для Тигры» – Анализ – Слова – Животные).
Работа с предложением.
– Закончите предложения, подобрав подходящие картинки.
В лесу живут……(ежи, ужи, зайцы, жабы, зубры).
В джунглях живут… … … (змеи, обезьяны).
В зоопарке мы видели … … (жирафа, зебру, обезьяну).
Работа по карточкам.
– Вставьте пропущенные буквы з или ж.
«Узнай по описанию – кто это?»
-Пугливый, быстрый, длинноухий…
-Резвая, быстрая, полосатая…
-Высокий, пятнистый, длинношеий…
-Скользкая, длинная, гибкая …
-Маленький, скрытный, колючий…
Составление рассказа по плану.
-Пользуясь планом, составьте рассказ о понравившемся вам животном.
Дикое или домашнее.
Итог занятия. Домашнее задание.
При подведении итога провести беседу о необходимости охраны окружающей среды, бережного отношения к природе, в т.ч. к флоре и фауне.
После подведения итога прочитать стихотворение и предложить выучить его наизусть в качестве домашнего задания.
Фронтальное логопедическое занятие на тему “Звуки З-Ж”. Конспект для старшей логопедической группы
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский.
Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на развитие у детей фонетико-фонематической стороны речи. Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения различать звуки З и Ж по аккустическим и артикуляционным признакам.
Задачи:
1. Упражнять детей в различении звуков З и Ж на материале слогов, слов и предложений.
2. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
3. Развивать умение составлять и анализировать предложения.
4. Воспитывать у детей умение отвечать распространенными предложениями и выслушивать ответы товарищей.
1. Организационный момент.
Однажды Комар и Жук устроили соревнование: кто произнесет звук красивее? Давайте поделимся с вами на 2 команды – команда ЖУКИ и команда КОМАРЫ. Первая команда будет произносить звук ЖУКА, а вторая – КОМАРА. По команде логопеда дети произносят звуки Ж и З. Потом меняются ролями.
2. Объявление темы занятия.
Эти 2 звука мы с вами будем учиться различать сегодня на занятии.
3. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Производится сравнительная характеристика звуков Ж и З. При проведении характеристики логопед делает акцент на том, что при произнесении звука Ж кончик языка поднят вверх, а при произнесении звука З – упирается в нижние зубы. Далее – по обычному плану сравнительной характеристики. Дети отвечают на вопросы логопеда: “Чем эти два звука похожи? А чем они отличаются?”
4. Связь звука и букв.
Дети рассматривают буквы З и Ж, а затем придумывают, на что они похожи.
5. Развитие фонематического слуха.
Я сейчас вам скажу слова, а вы должны определить какое слово лишнее. Назвать лишнее слово высможите, если определите первый звук в каждом слове.
– Жаба, жук, зуб, жадина.
– Заяц, зоопарк, журнал, забор.
– Замок, зонтик, загадка, журавль.
– Желуди, жираф, заколка, жало.
6. Физминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами вместе.
7. Дифференциация звуков в слогах.
Игра “Скажи наоборот”
Я буду произносить слоги со звуков З, а вы попробуйте заменить его звуком Ж.
За-за-за – .
Зу-зу-зу – .
Зы-зы-зы – . и т. д.
А теперь я буду произносить слоги со звуков Ж, а вы попробуйте заменить его звуком З.
Жи-жи-жи – .
Жо-жо-жо – .
Жэ-жэ-жэ – . и т. д.
8. Закрепление звука в словах.
Игра “Четвертый лишний”
Я сейчас вам покажу картинки, а вы должны определить какая картинка лишняя. Назвать лишнюю картинку вы сможете, если определите какой звук Ж или З встретился в названии каждой картинки.
– Коза, зуб, жук, береза.
– Журнал, пожар, жираф, зонт.
– Замок, желудь, крыжовник, пижама.
– Баржа, мимоза, ежик, медвежонок.
После того как дети из заданной четверки выделят лишнюю картинку. Продолжается работа с “лишним” словом:
указать место звуков Ж и З в слове; поделить слово на слоги; выложить графическую схему; определить на какой звук падает ударение.
9. Закрепление звука в предложениях.
Я вам сейчас назову слова, а вы составьте мне из этих слов предложение.
– В, живет, Африке, жираф.
– Растет, в, кудрявая, поле, береза.
После того как дети составят верно предложение, проводится анализ составленного предложения, выкладывается графическая схема.
10. Закрепление звука в тексте.
Повторение чистоговорок вслед за логопедом.
За-за-за – у Маши зеленые глаза.
Жу-жу-жу – я на солнышко гляжу.
Зу-зу-зу – едет Ваня на возу.
Жа-жа-жа – сто иголок у ежа.
11. Итог занятия.
Произнесите звук Жука. А теперь звук большого комара. Чем эти звуки похожи? А чем они отличаются?