Дифференциация звуков В – Ф
план-конспект по теме
Конспект логопедического занятия по предупреждению дисграфии в 1 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_differentsiatsiya_zvukov_v-_f.docx | 34.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по предупреждению дисграфии
Тема: Дифференциация звуков В – Ф
Цель: научить учащихся дифференцировать звуки [ в ] – [ ф ] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.
- образовательные: закрепить знания о механизме образования данных звуков и различать эти звуки изолированно, в слогах, словах и предложениях.
- коррекционно-развивающие: развивать артикуляционный аппарат; совершенствовать навыки фонематического восприятия, развивать фонематический слух; развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; научить дифференцировать звуки [ в ] – [ ф ] изолированно, в слогах, словах, предложениях, закрепить навык самоконтроля правильной речи в самостоятельной речи; развивать умение соотносить звуки [ в ] – [ ф ] с буквами В и Ф.
- воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, умение слушать друг друга, умение работать самостоятельно.
Оборудование: зеркала, проектор, интерактивная доска.
– Ребята, сегодня в гости к нам пришел Старичок Звуковичок. Решил он отправиться в гости на далекий Север. Там у него живут хорошие друзья: Вова и Фаина. Стал он собирать чемодан. На Севере очень холодно. Что с собой взять?
Детям предлагаются картинки, из которых нужно выбрать предметы одежды и обуви со звуками в или ф (кофта, варежки, шарф, валенки, фуфайка, футболка).
Педагог: Задумался Старичок Звуковичок: Что можно взять к чаю, чтобы угостить друзей? Помоги Звуковичку выбрать угощение со звуками в или ф.
Дети: конфеты, вафли.
Педагог: С какими звуками мы придумывали слова?
Дети: со звуками в и ф.
II. Артикуляционная гимнастика
– Ребята, чтобы красиво и правильно говорить, нужно сделать артикуляционную гимнастику. Давайте достанем зеркала и покажем Вове и Фаине, как мы её умеем делать! Научим их делать артикуляционную гимнастику вместе с нами!
III. Анализ артикуляция звуков [ в ], [ ф ] (сходство, различие).
Сравнительная характеристика звуков в и ф. Давайте посмотрим, чем похожи и чем отличаются звуки в и ф?
Сходство : эти звуки согласные. При произнесении звуков в и ф нижняя губа должна касаться передних, верхних зубов, верхняя губа поднята, воздух проходит сквозь щель между зубами и губой и воспроизводит эти звуки. При произнесении согласных в и ф спинка языка поднимается к твердому небу.
Различия: если приложить ладошку к горлышку и спеть звук ф – горлышко молчит, а если спеть звук в – горлышко звенит.
IV. Характеристика звуков [ в ], [ ф ].
– Ребята, а сейчас дайте характеристику звуков [ в ], [ ф ].
– Звук [ в ], какой он? (Согласный, потому что струя воздуха встречает преграду.)
– Звук [ в ] – звонкий или глухой? (Звонкий.)
– Почему? (Голосовые связки дрожат.)
– Переходим к звуку [ ф ]. Охарактеризуйте его. (Глухой – потому что голосовые связки не дрожат.)
– Назовите в чём отличие? (Звук [ в ] – звонкий, а звук [ ф ] – глухой. При произнесении звука [ в ] голосовые связки дрожат, а при произнесении звука [ ф ] – не дрожат.)
Звуки: ф, р, с, в, н, ч, к, ф, ч, в, к, в, д, н, ф, к, ч.
Слоги: па, ка, ва, са, но, фо, ну, ву, ты, фы.
Слова: футболка, утка, вагон, факел, сова, кофта, валенки, книга.
VI. Игра «Собери слова».
Старичок Звуковичок разделил слова на слоги и перемешал их. Вова и Фаина должны были собрать слова , добавляя слоги: – вы или – фы:
шка-…, тык- …, голь-…, жира-…, бук-…, тра-…, шар-…
V II. Соотнесение звуков [ в ] и [ ф ] с буквами В и Ф
– Ребята, какой буквой обозначается звук [ в ]? (Буквой ВЭ .)
– На что похожа буква В? Из скольких частей состоит буква В. (Буква В состоит из трёх частей.)
– Какой буквой обозначается звук [ ф ]? (Буквой ЭФ .)
– На что похожа буква Ф? Из скольких частей состоит буква Ф. (Буква В тоже состоит из трёх частей.)
V III. Физминутка «Звериная зарядка».
– Ребята, давайте представим себя маленькими зверушками и выполним те движения, которые делают они.
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся, (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться, (потянуться)
Обязательно зевнуть, (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть.
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть, (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый, (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы, (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе, (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте, (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало – начинает все сначала.
IX. Формирование навыков письма.
– Ребята, Вова и Фаина очень любят писать. Они придумали для вас задание. Нужно правильно дописать в тетрадях буквы В, в и Ф, ф.
X. Речевая разминка
– Повторяете за мной чистоговорки:
Ва-ва-ва – во дворе трава
Фа-фа-фа – у невесты фата
Во-во-во – бушуют волны
Фо-фо-фо – горят фонари
Вы-вы-вы – глазки у совы
Фы-фы-фы – фыркают ежи
X I .Нахождение картин со звуками В – Ф, определение места звука в слове (в начале, середине, конце)
– Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки В-Ф. Предлагаю распределить картинки между Вовой и Фаиной. У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.
(После того, как дети распределят картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)
– Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.
X II. Игра «Что лишнее?»
Найди лишнее слово ( по наличию звуков [ в ] или [ ф ]:
кофта, фартук, ворота, фонарик (ворота)
сова, ванна, диван, фокусник (фокусник)
фамилия, фрукты, факел, валенки (валенки)
волк, фазан, ворона, сова (фазан)
фонтан, волосы, волна, воздух (фонтан)
XIII. Итог занятия
– Какие звуки мы сегодня различали?
– Как они называются? (Парные согласные)
– Какие слова вы запомнили со звуками В – Ф? Назовите их.
– Какие задания вам понравились?
– Благодарю всех за работу, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю.
Материалы Методического совета.
Конспект занятия по коррекции дисграфии.
В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе “слово”, “предложение”, а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как п.
Актуальность использования технологии уровневой дифференциации в образовательном процессе, положительные и отрицательные аспекты. .
Очень помогает на уроках литературы.
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв “Б-П”, задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска.
Конспект логопедического занятия по теме. Дифференциация звуков [В-Ф]
Тема: Дифференциация звуков [В-Ф]
Цель: учить дифференцировать звуки [ В-Ф], определять их положение в слогах, словах;
Задачи:
- учить дифференцировать звуки [В-Ф] по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
- развивать навыки звуко-буквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;
- развивать орфографическую зоркость;
- расширить словарный запас путем словообразования;
- воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;
Оборудование: демонстрационные картинки, конверт с карточками, графические профили звуков [В – Ф].
Ход занятия
I. Организационный момент
– Здравствуйте, дети. Садитесь.
– Сегодня у всех хорошее настроение, поэтому посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить.
– Определите количество звуков в своей фамилии.
II. Основная часть
Введение в тему
– А сейчас предлагаю задание отдельно для мальчиков и девочек. Мальчики выполняют первую строку, а девочки – вторую.
– По первым звукам слов-картин составить слова.
(на доске картинки: василек, автобус, нож, яблоко, фартук, аист, ягода)
– Кто готов? Слушаем.
– Совершенно верно. Ваня, Фая.
– Что означают эти слова? (Имена) (Вывешиваются портреты Вани и Фаи)
– Назовите первые звуки в их именах. (Звуки В-Ф)
– Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия.
– Запишите сегодняшнее число и тему занятия.
– А также запишите имена героев сегодняшнего занятия: ВАНЯ, ФАЯ.
– Подчеркните буквы: В – двумя чертами, Ф – одной.
1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графические профили звуков (на доске, сопровождая показ указкой)
– При произнесении звуков [В-Ф] нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Звук [В] произносится голосом, значит, работают голосовые связки. Звук [Ф] – без голоса, голосовые связки отдыхают.
– Приложите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите долго звук [В]. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?
– А теперь произнесите звук [Ф]. Что ощущаете? (голосовые связки не дрожат, отдыхают)
– Сделайте вывод, какой из звуков звонкий, а какой – глухой. Почему?
– Итак, звук [В] – согласный, звонкий; звук [Ф] – согласный, глухой.
– А теперь, давайте подумаем и скажем, где эти звуки мы слышим в окружающем нас мире. (Звук [В] мы слышим, когда гудит мотор (машины, самолета, вертолета, мотоцикла). Так играют маленькие дети с машинами)).
(Звук [Ф] мы слышим, когда закрываются или открываются двери автобуса, останавливается машина Камаз; так сдуваем свечку, спичку; так фырчит ёжик)
2. Речевая разминка
– Повторяете за мной по цепочке чистоговорки:
Ва-ва-ва – во дворе трава
Фа-фа-фа – у невесты фата
Во-во-во – бушуют волны
Фо-фо-фо – горят фонари
Вы-вы-вы – глазки у совы
Фы-фы-фы – фыркают ежи
3. Игра «Хлоп и топ»
– Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками[ В –Ф]. На слова со звуком В – топаете, со звуком Ф – хлопаете.
( корова, лифт, филин, сова, кровать, вата, шкаф, фуражка, кафтан, ворона)
4. Нахождение картин со звуками [В – Ф], определение места звука в слове (в начале, середине, конце)
– Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки[ В-Ф]. Предлагаю распределить картинки между Ваней и Фаей. У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.
(После того, как дети распределят картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)
– Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.
5. Упражнение «Лишнее слово».
– В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы В-Ф, подчеркнуть В – двумя чертами,Ф – одной. Найдите «лишнее» слово, отметьте его крестиком и объясните почему?
Коро.а, с.екла,.утбол, кла.иши.
Ту. ли,.онтан, ке.ир,.аленки.
.ерба, ко.рик, шар.ик, сло.а.
6. Графическое изображение слова.
– Поупражняемся в выделении слогов с буквами В-Ф в словах. Изобразим это графически. Работу продолжаем в тетрадях.
Образец: вок ___,
вокзал, соловей, фиалки, кофе, ворота, вагон, веник, фонарь.
– Напоминаю последовательность работы. Читаете слово, считаете количество слогов, опираясь на количество гласных, чертите количество слогов, определяете место буквы в слове, записываете слог.
7. Разгадывание кроссворда.
– Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и отгадаете кроссворд.
- За водой идут –
Песни звонкие поют.
А назад идут –
Слезы льют. (Ведра) - Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой, улей, пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной) - По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер) - Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит,
Не догонишь его. (Время) - Знак, обозначающий число. (Цифра)
- Обувь. (Туфли)
- Полезное ископаемое. Из чего получают бензин, керосин, мазут? (Нефть)
- Водитель автомобиля. (Шофер)
8. Физминутка «Ветерок»
Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Деревцо все выше-выше,
Ветерок все тише-тише…
9. Составление слов из отдельных слогов. (На доске картинки: ворона, фазан)
– Узнали птиц? Назовите их.
– Обратите внимание, как пишется слово: ВОРОНА
– Прилетела ворона и принесла конверт. Конверт не простой, а с заданием. Каждый из вас получит карточку и составит слово из слогов. По цепочке будем работать у доски, остальные у себя в тетрадях.
В конверте находятся карточки со слогами на каждого ребенка:
рон, во
нуш, во, ка, ро
нё, ро, нок, во
ний, ро, во
е, ронь, во
Запись слов на доске:
Ворон, ворона, воронушка, вороненок, воронята, вороний, воронье.
– Обведите букву О в словах красным карандашом, поставьте ударение во всех словах, опираясь на гласные буквы, разделите слова на слоги, выделите одинаковый корень в словах.
– Как называется такая группа слов? (Однокоренные)
– Подчеркните букву В – двумя чертами.
– Устно образуем родственные слова и со словом ФАЗАН. (прослушать)
– А теперь я диктую, а вы записываете:
фазан, фазанёнок, фазанята, фазаний (глаз), фазанье (гнездо).
– Как называются эти слова? (однокоренные)
– Выделите общий корень, Ф – подчеркните одной чертой.
– Назовите первые звуки в словах ВОРОНА И ФАЗАН. Охарактеризуйте эти звуки. (В слове ВОРОНА, В – согласный, звонкий; в слове ФАЗАН, Ф – согласный, глухой.)
10. Работа над пословицей. (На доске записано предложение)
Ворона проворонила воронят.
– Это пословица. Давайте попытаемся объяснить значение пословицы. (Выслушать детей)
– Поупражняемся в запоминании этой пословицы. Сначала хором произнесем 2 раза, а затем каждый самостоятельно – в полголоса.
– Еще раз – с закрытыми глазами.
– Обратите внимание на все слова в предложении, корень у них – одинаковый. А теперь я закрываю запись, а вы запишите это предложение по памяти.
– Во всех словах выделите общий корень. Подчеркните букву В – двумя чертами.
– Поупражняемся в быстром проговаривании этого предложения.
– Придумайте предложение со словом ФАЗАН. Слушаем.
– Чье предложение вам понравилось? Давайте его запишем. Подчеркните букву Ф- одной чертой.
III. Итог занятия.
– Какие звуки мы сегодня учились различать?
– Дайте характеристику этим звукам.
– Спасибо всем за занятие.
Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по теме. Дифференциация звуков [В-Ф]»
Тема: Дифференциация звуков [В-Ф]
Цель: учить дифференцировать звуки [ В-Ф], определять их положение в слогах, словах;
учить дифференцировать звуки [В-Ф] по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
развивать навыки звуко-буквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;
развивать орфографическую зоркость;
расширить словарный запас путем словообразования;
воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;
Оборудование: демонстрационные картинки, конверт с карточками, графические профили звуков [В – Ф].
I. Организационный момент
– Здравствуйте, дети. Садитесь.
– Сегодня у всех хорошее настроение, поэтому посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить.
– Определите количество звуков в своей фамилии.
II. Основная часть
Введение в тему
– А сейчас предлагаю задание отдельно для мальчиков и девочек. Мальчики выполняют первую строку, а девочки – вторую.
– По первым звукам слов-картин составить слова.
(на доске картинки: василек, автобус, нож, яблоко, фартук, аист, ягода)
– Кто готов? Слушаем.
– Совершенно верно. Ваня, Фая.
– Что означают эти слова? (Имена) (Вывешиваются портреты Вани и Фаи)
– Назовите первые звуки в их именах. (Звуки В-Ф)
– Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия.
– Запишите сегодняшнее число и тему занятия.
– А также запишите имена героев сегодняшнего занятия: ВАНЯ, ФАЯ.
– Подчеркните буквы: В – двумя чертами, Ф – одной.
1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графические профили звуков (на доске, сопровождая показ указкой)
– При произнесении звуков [В-Ф] нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Звук [В] произносится голосом, значит, работают голосовые связки. Звук [Ф] – без голоса, голосовые связки отдыхают.
– Приложите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите долго звук [В]. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?
– А теперь произнесите звук [Ф]. Что ощущаете? (голосовые связки не дрожат, отдыхают)
– Сделайте вывод, какой из звуков звонкий, а какой – глухой. Почему?
– Итак, звук [В] – согласный, звонкий; звук [Ф] – согласный, глухой.
– А теперь, давайте подумаем и скажем, где эти звуки мы слышим в окружающем нас мире. (Звук [В] мы слышим, когда гудит мотор (машины, самолета, вертолета, мотоцикла). Так играют маленькие дети с машинами)).
(Звук [Ф] мы слышим, когда закрываются или открываются двери автобуса, останавливается машина Камаз; так сдуваем свечку, спичку; так фырчит ёжик)
2. Речевая разминка
– Повторяете за мной по цепочке чистоговорки:
Ва-ва-ва – во дворе трава
Фа-фа-фа – у невесты фата
Во-во-во – бушуют волны
Фо-фо-фо – горят фонари
Вы-вы-вы – глазки у совы
Фы-фы-фы – фыркают ежи
3. Игра «Хлоп и топ»
– Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками[ В –Ф]. На слова со звуком В – топаете, со звуком Ф – хлопаете.
( корова, лифт, филин, сова, кровать, вата, шкаф, фуражка, кафтан, ворона)
4. Нахождение картин со звуками [В – Ф], определение места звука в слове (в начале, середине, конце)
– Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки[ В-Ф]. Предлагаю распределить картинки между Ваней и Фаей. У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.
(После того, как дети распределят картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)
– Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.
5. Упражнение «Лишнее слово».
– В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы В-Ф, подчеркнуть В – двумя чертами,Ф – одной. Найдите «лишнее» слово, отметьте его крестиком и объясните почему?
Коро.а, с.екла, .утбол, кла.иши.
Ту. ли, .онтан, ке.ир, .аленки.
.ерба, ко.рик, шар.ик, сло.а.
6. Графическое изображение слова.
– Поупражняемся в выделении слогов с буквами В-Ф в словах. Изобразим это графически. Работу продолжаем в тетрадях.
Образец: вок ___ ,
вокзал, соловей, фиалки, кофе, ворота, вагон, веник, фонарь.
– Напоминаю последовательность работы. Читаете слово, считаете количество слогов, опираясь на количество гласных, чертите количество слогов, определяете место буквы в слове, записываете слог.
7. Разгадывание кроссворда.
– Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и отгадаете кроссворд.
Конспект фронтального занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе «Дифференциация звуков [В]-[Ф]»
Цель: Сформировать умение дифференцировать согласные звуки [В] и [Ф] на слух и в произношении.
Задачи:
Коррекционно-образователь ные: учить различать на слух и в произношении звуки [В] — [Ф], закреплять навыки звукового анализа слов.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, слуховую память, мышление, мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательн ые: воспитывать дружеские отношения между людьми.
Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор, индивидуальные картинки с изображением васильков и флоксов, цветные символы звуков для индивидуального звукового анализа, счётные палочки; листы с изображением контуров фотоаппарата, телефона, вазы, варежек; цветные карандаши.
Мультимедиаматериалы: авторская презентация ppt «Волшебник и фокусник».
Структура и содержание занятия.
I. Организационный момент. Представление сказочных персонажей. (слайд 2)
На лесной полянке стояли два одинаковых домика. Жили в них два весёлых человечка волшебник и фокусник. (По щелчку комп. мыши на экране появляются волшебник и фокусник)
— Кто такой волшебник? (сказочный персонаж, который творит чудеса с помощью волшебных предметов или заклинаний)
— Кто такой фокусник? (реальный человек, который показывает фокусы с помощью ловкости рук и необычных предметов)
Оба человечка были добрые, весёлые, но постоянно спорили между собой. А спор этот был из-за двух обычных звуков [В] и [Ф]. Волшебник считал, что самым главным и самым красивым является звук [В], потому что его имя начиналось с этого звука. А фокусник считал лучшим звуком звук [Ф]. Спор длился много лет.
II. Основная часть
1. Характеристика звуков [В], [Ф] (акустическая и артикуляционная)
Дети характеризуют и сравнивают звуки.
[В] – согласный, твёрдый, звонкий; при произношении зубы прикусывают нижнюю губу.
[Ф] — согласный, твёрдый, глухой; при произношении зубы прикусывают нижнюю губу.
2. Повторение слоговых рядов. Игра «Дразнилки» (слайд 3)
У фокусника жил поросёнок Фунтик , а у волшебника барашек Валик. (По щелчку комп. мыши на экране появляются Фунтик и Валик)
Они тоже спорили между собой, и даже дразнились:
Валик говорил: Фунтик передразнивал:
Ва-ва-ва фа–фа-фа
Во-во-во фо-фо-фо
Ву-ву-ву фу-фу-фу
Вы-вы-вы фы-фы-фы
Вэ-вэ-вэ фэ-фэ-фэ
Педагог проговаривает слоговой ряд со звуком [В], а дети проговаривают аналогичный слоговой ряд со звуком [Ф], и наоборот.
3. Дифференциация [В] – [Ф] на слух. (слайд 4)
Волшебник выращивал васильки. Фокусник выращивал флоксы. (По щелчку комп. мыши на экране около одного домика появляются васильки, а затем около другого домика появляются флоксы)
— Почему волшебник выращивал васильки, а фокусник флоксы?
— Если вы услышите в слове звук [В], то показываете картинку с изображением васильков. Если услышите [Ф] – показываете картинку с изображением флоксов.
Слова: вода, флейта, лифт, квас, фокус, буквы, вагон, фара.
4. Звуковой анализ слов (слайд 5, 6)
Волшебнику захотелось съесть что-нибудь вкусное. Он сказал волшебные слова «Ваки воки вук!» и у него в руках оказалась сладкая сахарная вата.
Давайте выложим квадратиками слово вата (после характеристики каждого звука, по щелчку комп. мыши на экране появляется соответствующий символ в звуковой схеме)
[В] – согл., твёрд., звонкий.
[А] – гласный
[Т] – согл., твёрд., глухой
[А] – гласный
Фокусник подошёл к вате, накрыл её чудесным платком и вместо ваты появилась фата (на слайде № 6 по щелчку мыши волшебный платок накрывает вату: далее по щелчку мыши платок исчезает, а вместо ваты появляется фата).
Дети сравнивают слова, в звуковой схеме меняют синий квадрат с колокольчиком на синий без колокольчика (на экране по щелчку мыши происходит соответствующая замена звукового символа).
5. Физкультминутка
Волшебник и фокусник по утрам делали зарядку. Давайте тоже немного разомнёмся.
Раз, два, три, четыре.
Ноги вместе, руки шире,
Влево, вправо наклонитесь,
И до неба дотянитесь.
Хлопнуть раз и хлопнуть два.
Вправо, лево голова.
Вы рукой достаньте пятку.
Вот и кончилась зарядка!
6. Дифференциация [В – Ф] в словах. Д/и «Чьи вещи?» (слайд 7)
Волшебник и клоун решили сделать в своих домиках ремонт и вынесли во двор свои вещи. В названии вещей волшебника слышится звук [В], а в названии вещей фокусника – [Ф]. Отгадайте где, чьи вещи и отдайте их хозяину.
Вещи: валенки, варежки, ванна, кровать, ваза, диван, магнитофон, шарф, фотоаппарат, кофта, фартук, фломастеры
(При наведении курсора на картинку в названии которой слышится [В] и щелчку мыши, картинка перемещается к волшебнику, соответственно, картинка в названии которой слышится [Ф] – к фокуснику.)
7. Выделение слов со звуками [В] [Ф] из текста.
Волшебник и фокусник любили сочинять стихи. Они соревновались, у кого больше будет слов со звуками [В], [Ф].
(Детям предлагается выкладывать на стол по одной счётной палочке как только они услышат слово с заданным звуком.)
Волшебник сочинил:
Вова и Василий
Варежки купили,
Сева купил валенки,
Слава коврик маленький.
— Сколько слов со звуком [В] вы услышали? (8) Какие слова со звуком [В] вы услышали?
— Что купил Сева?
— Что купил Слава?
Фокусник сочинил:
Надела Фая сарафан,
А Фома надел кафтан,
Митрофан надел фуражку,
А футболку надел Сашка.
— Сколько слов со звуком [Ф] вы услышали?(7) Какие слова со звуком [Ф] вы услышали?
— Что надела Фая?
— Что надел Сашка?
8. Развитие мелкой моторики.
Волшебник и фокусник очень любили рисовать. (Детям предлагаются листы с изображением контуров фотоаппарата, телефона, вазы, варежек.)
Отгадайте, что нарисовал фокусник, а что волшебник.
— Мальчики закрасят рисунки волшебника, а девочки рисунки фокусника.
9. Выделение слова со звуками [В] и [Ф] (слайд 8)
Волшебник и фокусник решили больше никогда не ссориться и устроили чаепитие. А чай они пили со сладостями, в названии которых слышится два звука и [В] и [Ф]. Отгадайте, что это за сладости ( конфеты, пряники, вафли, печенье, мармелад, шоколад)?
При наведении курсора на картинку с неправильным ответом и щелчке мыши, картинка исчезает. Картинка с правильным ответом увеличивается и перемещается в середину слайда.
(слайд 9) Волшебник и фокусник помирились и больше никогда не ссорились.
III. Итог занятия
— О ком вы сегодня услышали сказочную историю.
— О каких звуках всегда спорили фокусник и волшебник?
— Вспомните слова со звуками [В]
— Вспомните слова со звуками [Ф]
Автор: Александрова Анна Игоревна
учитель-логопед МБДОУ д/с «Радуга»
г. Мариинский Посад Чувашская Республика, Россия
Статья размещена в авторской редакции
“Дифференциация в-ф”
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
ГКОУ РА « Адыгейская республиканская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект логопедического занятия : «Дифференциация звуков в-ф»
Цель: учить дифференцировать звуки в-ф, определять их положение в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Задачи:
· учить дифференцировать звуки в-ф по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
· развивать навыки звуко – буквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;
· развивать орфографическую зоркость;
· соблюдать преемственность в работе с учителем;
· расширить словарный запас путем словообразования;
· развить логическое мышление, внимание, память, фонематический слух;
· воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;
Ход занятия:
Организационный момент.
– Сегодня у всех хорошее настроение, поэтому посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и приготовьтесь ответить.
1. Основная часть.
Фокусник , фокусник, ты настоящий?
Медленно тянет за шнур он блестящий!
Замерли все, от восторга немея….
Из факела вдруг появляется фея!
Л.: На какую букву начинаются слоги?
Весело поет волчонок,
Волка маленький ребенок.
Л.: На какую букву начинаются слоги?
Характеристика звуков. Ученики перед зеркалом произносят звуки В и Ф. Сравнить звуки по акустическим признакам.
Ф- согласный, твердый, глухой, потому что нет голоса когда произносим.
В- согласный, твердый, звонкий, потому что произносится с голосом.
2. Дифференциация звуков В- Ф в слогах.
Игра «Повтори, не торопись, да смотри не ошибись».
Ва – фа ву- фу- ву- фу ва- во- ву- вы
Фа- ва ва- фа- ва- фа фа- фо- фу- фы
Вао- ва- фа вы- фы- вы- фы ву- во- ва- вы
Фа- ва – ва во- фо- во- фо фу- фо- фа- фы
3. Повторите слова четко и разделите их устно на слоги.
Ваня – Фаня Вилка – Филька
Ваня – Феня Влага – фляга
Вата – фата Слива – скифы
Ваза – фаза Травы- графы
Сова – софа Гривы- грифы
4. Игра « Лишнее слово».
Вставьте пропущенные буквы В-Ф, подчеркните В-, ф= чертами. Найдите « лишнее» слово и объясните почему?
Коро..а, с..екла, ..утбол, ..етер.
Ту..ли, ..онтан, ко..та, сли..а.
..агон, ко..рик, ..ишка, ..одопад.
..абрика, ..иалка, сло..а, кон..ета.
5. Физминутка .( Речь с движением)
Руки вверх, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
6. Разгадывание кроссворда.
Время смекалки. Отгадаете загадки, отгадаете и кроссворд.
· За водой идут- песни звонкие поют.
А назад идут- слезы льют. ( Ведра)
· По полю рыщет, поет да свищет,
Деревья ломает, к земле приклоняет. ( Ветер)
· Без ног и без крыльев оно, быстро летит,
Не догонишь его. ( Время)
· Знак , обозначающий число. ( Цифра)
· Водитель автомобиля. ( Шофер)
· Любимые сладости детей . ( Вафли)
7. Составление словосочетаний, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Подчеркнуть слоги с буквой В-, Ф= чертами.
8. Работа у доски.
Закончите предложения используя слова для справок. Выделите слоги с буквами В и Ф.
Работа выполняется только на доске, по « цепочке». Один записывает, остальные проверяют.
Федя осветил дорогу ….. .
У машины не было одной …. .
Фаина сварила компот из …. .
В нашем доме не работает …. .
Слова для справок: фонарь, форточка, фрукты, лифт, провод, фара.
9. «Перепутались слова».
В предложениях слова не на своих местах, расставьте их по своим местам и запишите правильные предложения.
Вилка тщательно вымыл Федю.
На фарфоровых сливах блюдо .
Вера сплела фиалку из венка.
Вода выпрыгнула из дельфинов.
Ветки вороны из гнезда.
10. Итог занятия.
ü Какие звуки сегодня учились различать?
ü Дайте характеристику этим звукам.
ü Что больше понравилось?
ü Спасибо за занятие, все молодцы!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v-f.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ РА « Адыгейская республиканская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект логопедического занятия : «Дифференциация звуков в-ф»
Цель : учить диф ференцировать звуки в-ф, определять их положение в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
- учить дифференцировать звуки в-ф по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
- развивать навыки звуко – буквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;
- развивать орфографическую зоркость;
- соблюдать преемственность в работе с учителем;
- расширить словарный запас путем словообразования;
- развить логическое мышление, внимание, память, фонематический слух;
- воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;
– Сегодня у всех хорошее настроение, поэтому посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и приготовьтесь ответить.
Фокусник , фокусник, ты настоящий?
Медленно тянет за шнур он блестящий!
Замерли все, от восторга немея….
Из факела вдруг появляется фея!
Л.: На какую букву начинаются слоги?
Весело поет волчонок,
Волка маленький ребенок.
Л.: На какую букву начинаются слоги?
Характеристика звуков. Ученики перед зеркалом произносят звуки В и Ф. Сравнить звуки по акустическим признакам.
Ф- согласный, твердый, глухой, потому что нет голоса когда произносим.
В- согласный, твердый, звонкий, потому что произносится с голосом.
- Дифференциация звуков В- Ф в слогах.
Игра «Повтори, не торопись, да смотри не ошибись».
Ва – фа ву- фу- ву- фу ва- во- ву- вы
Фа- ва ва- фа- ва- фа фа- фо- фу- фы
Вао- ва- фа вы- фы- вы- фы ву- во- ва- вы
Фа- ва – ва во- фо- во- фо фу- фо- фа- фы
- Повторите слова четко и разделите их устно на слоги.
Ваня – Фаня Вилка – Филька
Ваня – Феня Влага – фляга
Вата – фата Слива – скифы
Ваза – фаза Травы- графы
Сова – софа Гривы- грифы
Вставьте пропущенные буквы В-Ф, подчеркните В-, ф= чертами. Найдите « лишнее» слово и объясните почему?
Коро..а, с..екла, ..утбол, ..етер.
Ту..ли, ..онтан, ко..та, сли..а.
..агон, ко..рик, ..ишка, ..одопад.
..абрика, ..иалка, сло..а, кон..ета.
- Физминутка .( Речь с движением)
Руки вверх, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Время смекалки. Отгадаете загадки, отгадаете и кроссворд.
- За водой идут- песни звонкие поют.
А назад идут- слезы льют. ( Ведра)
- По полю рыщет, поет да свищет,
Деревья ломает, к земле приклоняет. ( Ветер)
- Без ног и без крыльев оно, быстро летит,
Не догонишь его. ( Время)
- Знак , обозначающий число. ( Цифра)
- Обувь . ( Туфли)
- Водитель автомобиля. ( Шофер)
- Любимые сладости детей . ( Вафли)
Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков и букв В-Ф для учащихся первых классов
Конспект подгруппового логопедического занятия
по дифференциации звуков и букв В-Ф
для учащихся первых классов
Овчинникова Елена Александровна
СОГБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей» г. Смоленск
Тема: «Звуки и буквы В-Ф»
Цель: Дифференциация звуков и букв В-Ф
Формировать умение различать звуки [Ф-В, Ф’-В’] на слух в словах, словосочетаниях, предложениях.
Правильно обозначать звуки [Ф-В, Ф’-В’] буквами на письме.
Активизация речевой деятельности.
Развитие внимания, мышления, зрительной и слуховой памяти, фонематического слуха.
Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Способствовать обогащению и активизации словаря.
Формирование положительной установки на занятие.
Воспитывать желание и стремление, интерес к достижению результата от выполненной работы.
Оборудование: предметные картинки, таблицы и схема.
Логопед: Здравствуйте ребята!
Логопед: Откройте тетради, 2 строчки вниз и запишите сегодняшнее число.
Логопед: А сейчас послушайте внимательно и отгадайте загадки.
Я зашёл в уютный дом
И недолго пробыл в нём.
Оказался этот дом
Быстро — в городе другом. (Вагон)
Не ботинки, не сапожки.
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Днём — домой. (Валенки)
Этот конь не ест овса.
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём.
Но умело правь рулём. (Велосипед)
Логопед: С какой буквы начинаются все три слова?
Логопед: Слушайте другие загадки.
Этот глаз — особый глаз.
Быстро взглянет он на вас —
И появится на свет
Очень точный ваш портрет. (Фотоаппарат)
Весь день стоят на улице,
Их служба начинается,
Когда уже смеркается,
И не гаснут до зари
Глаза ночные — . (Фонари)
Логопед: С какой буквы начинаются эти слова?
Сравнительная характеристика звуков, обозначающих буквы В и Ф.
Логопед: Скажите, пожалуйста, если мы подставим к букве В гласные 1-ого ряда, то какой звук будет обозначать эта буква твердый или мягкий?
Дети: Звук [В] – твердый.
Логопед: А если гласные второго ряда?
Дети: Звук [В’] – мягкий.
Логопед: Если мы подставим к букве Ф гласные 1-ого ряда, то какой звук будет обозначать эта буква твердый или мягкий?
Дети : Звук [Ф] – твердый
Логопед: А если гласные второго ряда?
Дети: Звук [Ф’] – мягкий
Дифференциация звуков в слогах.
Игра «Поймай звук».
Логопед : Если услышишь звук [В] – хлопните, а если [Ф] – то стойте ровно. Будьте внимательны!
ВУ – ВО – ФА – ФЫ – ВА – ФЫ – ОФ – ИВ – АФО – ОВУ – ОФЫ – УВА – УФА – ЫВУ – АФЫ
Дифференциация звуков в словах.
Игра «Скажи наоборот».
Логопед: Я назову слова со звуком [В], а вы замените звук [В] на звук [Ф] и сказать получившееся слово. Вата – (фата) Винт – (финт) Ваза – (фаза) Веня – (Феня) Вас – (фас) Сова – (софа)
Пальчиковая гимнастика «Магазин» .
Мы пришли в магазин.
Мы купили торт —один,
А киви купили — сразу четыре!
(Идут пальчиками по столу. Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой.)
(Показывают 1 палец.)
(Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца.)
(Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца.)
(Вертят кулачками и показывают 4 пальца.)
Дифференциация в словах букв В и Ф.
Логопед: Вставьте пропущенные буквы в словах.
…рукты (ф), …аза (в), …олк (в), …онари (ф), …ары (ф), коро..а (в).
Логопед: запишите в тетрадь два слова с буквой Ф и два слова с буквой В.
Логопед: Я раздам каждому по две картинки, составите предложения с этими словами.
III . Заключительная часть.
Логопед: Какие сегодня буквы повторяли? Какие задания делали? Молодцы! Вы хорошо сегодня позанимались!
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Конспект занятия в старшей группе «Дифференциация звуков [В]-[Ф]; [В’]-[Ф’]»
Ирина Полевая
Конспект занятия в старшей группе «Дифференциация звуков [В]-[Ф]; [В’]-[Ф’]»
1. Закрепить правильное произношение звуков В, Ф., В’, Ф’.
2. Закрепить понятие «согласный» звук.
3. Учить дифференцировать понятия: твёрдый-мягкий, звонкий-глухой звук.
4. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
5. Формировать слоговый анализ-синтез.
6. Учить составлять простые предложения с заданным словом.
7. Развивать зрительную память.
8. Развивать ориентировку в пространстве.
9. Вырабатывать учебные навыки, усидчивость, работоспособность.
Видеопроектор, ноутбук, наборное полотно, предметные картинки (фрукты, фартук, флаг, ворона, варежки, диван, фонарь, шкаф, кофта, туфли, вишня, ветки, вилка, ведро, фикус, фиалки, филин, полоски бумаги с наклеенными синими кружочками (в начале, в середине, в конце, две куклы, конверт с картинкой одуванчик.
Ход занятия.
I. Организационный момент
Сядет тот, чьё имя начинается на звук.. .
II. Дифференциация звуков В-Ф
Назвать одинаковый последний звук в словах: шкаф, жираф, шарф. Назвать одинаковый первый звук в словах: валенки, васильки, ворота. Сравнить артикуляцию В-Ф (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить характеристику звуков, обозначение.
Дидактическая игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук В»: В, Ф., ВА, ФА, ФЫ, ВЫ.
ВА-ФА, ВО-ФО, ФЫ-ВЫ, ВУ-ФУ.
Повторить за логопедом серию слогов:
ВА-ВА-ФА ФА-ФА-ВА ФА-ВА-ФА ВА-ФА-ФА
Закончить слово слогом ВЫ или ФЫ
(в помощь даются картинки)
сли (вы, бук (вы, шар (фы, шка (фы, тык (вы).
Прослушать, как звучат слова, найти лишнее (картинки на наборном полотне): фрукты, фартук, флаг, ваза.
Восстановить последовательность картинок.
Дети закрывают глаза, логопед переворачивает картинки, затем дети должны назвать картинки по порядку.
Прослушать, как звучат слова, найти лишнее (картинки на наборном полотне): ворона, варежки, диван, фонарь.
Дидактическая игра «Назови картинку».
Логопед переворачивает картинку, а дети должны отгадать эту картинку из серии.
Дидактическая игра «Магазин».
Детям предлагается купить в магазине картинки. Чтобы их купить нужно иметь карточку. А чтобы получить карточку нужно придумать слово со звуком В. Дети придумывают слова со звуком В и получают полоски бумаги с синим кружкрм (в начале, середине, конце).
Логопед: «В магазине продаются картинки со звуком Ф. Если у вас полоска, где кружок в начале, то вы можете купить картинку, где звук Ф в начале слова, если круг посередине – картинку, где звук Ф в середине слова, если круг в конце – картинку со звуком Ф в конце слова».
Письмо от Незнайки.
Логопед: «Пока мы с вами играли, почтальон принёс письмо от Незнайки. Незнайка нарисовал одуванчик и придумал стишок: Носит одуфанчик жёлтый сараванчик! Правильно написал Незнайка? Исправьте его».
Логопед: «Встаньте, вспомните, где левая рука, где правая рука. Теперь мы поиграем в фигуры. Выполняйте по команде: левую руку вперёд, правую за спину, правую руку на пояс, левой закройте правый глаз и т. д.».
IV. Дифференциация звуков В’ – Ф’ • К нам в гости пришли куклы Вика и Фима. Назовите первый звук в слове
• Сравнить звуки В’ и Ф’ по артикуляции, обратив внимание на «работу
горлышка», вспомнить характеристику и обозначение звуков.
• Дидактическая игра «Скажи наоборот».
ВЯ-ФЯ, ВИ-ФИ, ФИ-ВИ, ФЕ-ВЕ.
• Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков В’ и Ф’). Веник, ведро, ветер,
фисташки, ферма, фишки, фиолетовый, велосипед.
• Составить предложения со словами: фисташки, медведи.
• Подари подарки Вике и Фиме (картинки: вишни, ветки, вилка, ведро,
конфета, фикус, фиалки, филин).
Итог занятия.
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж». Цель: • Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж; • Развивать слуховое внимание и память; • Привлекать внимание детей к родственным словам; • Анализ.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков [Л]-[Л’]» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: Дифференциация звуков Л – Ль (звуковая культура речи). Программное содержание: закрепить.
Конспект НОД по обучению грамоте для детей 6–7 л. Тема: «Дифференциация звуков с-ш» Цель: Совершенствовать слуховое восприятие детей путем упражнений на различение звуков с-ш, на определение позиций звука в слове. Задачи:.
Конспект открытого занятия в логопедической подготовительной группе «Дифференциация звуков С — Ш» Тема: Звуки «С, Ш» Цель: Закрепить четкое произношение и различение звуков «С, Ш» Задачи: Образовательные: Учить словообразованию существительных,.
Конспект подгруппового занятия «Дифференциация звуков [ж]-[ш]» Конспект подгруппового занятия Тема: «Дифференциация звуков Ж-Ш» Цель: совершенствование фонематического восприятия; развитие целенаправленного.
Конспект занятия по звукопроизношению. Тема занятия: «Дифференциация звуков Р-Л» Цель: продолжать учить детей различать на слух звуки Р–Л. Задачи: – Закрепление произношения и различения звуков Р-Л; – Образование глаглолов.
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Дифференциация звуков «[С] и [С’]» Тема: дифференциация звуков [С] и [Сь]. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: -уточнение артикуляции звуков [С] и [Сь]; -дифференциация.
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Дифференциация звуков [С] и [Сь]» Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: -уточнение артикуляции звуков [С] и [Сь]; -дифференциация звуков [С] и [Сь] на базе различного.
Занятие в старшей логопедической группе с ОНР «В зоопарке». Дифференциация звуков [с]-[ш]» Форма обучения: фронтальное занятие. Вид: занятие – путешествие. Программное содержание: Цель: Дифференциация звуков С, Ш. Развитие связной.
Занятие в старшей группе «Дифференциация звуков [х]-[х’]» Тема: Дифференциация звуков Х-Хь. Цель занятия: Дифференциация звуков Х и Хь. Задачи: 1. Учить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении.