Дифференциация звуков (В)-(В’) – (Ф)-(Ф’) – конспект

Дифференциация звуков В – Ф
план-конспект по теме

Конспект логопедического занятия по предупреждению дисграфии в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_differentsiatsiya_zvukov_v-_f.docx34.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по предупреждению дисграфии

Тема: Дифференциация звуков В – Ф

Цель: научить учащихся дифференцировать звуки [ в ] – [ ф ] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

  • образовательные: закрепить знания о механизме образования данных звуков и различать эти звуки изолированно, в слогах, словах и предложениях.
  • коррекционно-развивающие: развивать артикуляционный аппарат; совершенствовать навыки фонематического восприятия, развивать фонематический слух; развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; научить дифференцировать звуки [ в ] – [ ф ] изолированно, в слогах, словах, предложениях, закрепить навык самоконтроля правильной речи в самостоятельной речи; развивать умение соотносить звуки [ в ] – [ ф ] с буквами В и Ф.
  • воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, умение слушать друг друга, умение работать самостоятельно.

Оборудование: зеркала, проектор, интерактивная доска.

– Ребята, сегодня в гости к нам пришел Старичок Звуковичок. Решил он отправиться в гости на далекий Север. Там у него живут хорошие друзья: Вова и Фаина. Стал он собирать чемодан. На Севере очень холодно. Что с собой взять?

Детям предлагаются картинки, из которых нужно выбрать предметы одежды и обуви со звуками в или ф (кофта, варежки, шарф, валенки, фуфайка, футболка).

Педагог: Задумался Старичок Звуковичок: Что можно взять к чаю, чтобы угостить друзей? Помоги Звуковичку выбрать угощение со звуками в или ф.

Дети: конфеты, вафли.

Педагог: С какими звуками мы придумывали слова?

Дети: со звуками в и ф.

II. Артикуляционная гимнастика

– Ребята, чтобы красиво и правильно говорить, нужно сделать артикуляционную гимнастику. Давайте достанем зеркала и покажем Вове и Фаине, как мы её умеем делать! Научим их делать артикуляционную гимнастику вместе с нами!

III. Анализ артикуляция звуков [ в ], [ ф ] (сходство, различие).

Сравнительная характеристика звуков в и ф. Давайте посмотрим, чем похожи и чем отличаются звуки в и ф?

Сходство : эти звуки согласные. При произнесении звуков в и ф нижняя губа должна касаться передних, верхних зубов, верхняя губа поднята, воздух проходит сквозь щель между зубами и губой и воспроизводит эти звуки. При произнесении согласных в и ф спинка языка поднимается к твердому небу.

Различия: если приложить ладошку к горлышку и спеть звук ф – горлышко молчит, а если спеть звук в – горлышко звенит.

IV. Характеристика звуков [ в ], [ ф ].

– Ребята, а сейчас дайте характеристику звуков [ в ], [ ф ].

– Звук [ в ], какой он? (Согласный, потому что струя воздуха встречает преграду.)

– Звук [ в ] – звонкий или глухой? (Звонкий.)

– Почему? (Голосовые связки дрожат.)

– Переходим к звуку [ ф ]. Охарактеризуйте его. (Глухой – потому что голосовые связки не дрожат.)

– Назовите в чём отличие? (Звук [ в ] – звонкий, а звук [ ф ] – глухой. При произнесении звука [ в ] голосовые связки дрожат, а при произнесении звука [ ф ] – не дрожат.)

Звуки: ф, р, с, в, н, ч, к, ф, ч, в, к, в, д, н, ф, к, ч.

Слоги: па, ка, ва, са, но, фо, ну, ву, ты, фы.

Слова: футболка, утка, вагон, факел, сова, кофта, валенки, книга.

VI. Игра «Собери слова».

Старичок Звуковичок разделил слова на слоги и перемешал их. Вова и Фаина должны были собрать слова , добавляя слоги: – вы или – фы:

шка-…, тык- …, голь-…, жира-…, бук-…, тра-…, шар-…

V II. Соотнесение звуков [ в ] и [ ф ] с буквами В и Ф

– Ребята, какой буквой обозначается звук [ в ]? (Буквой ВЭ .)

– На что похожа буква В? Из скольких частей состоит буква В. (Буква В состоит из трёх частей.)

– Какой буквой обозначается звук [ ф ]? (Буквой ЭФ .)

– На что похожа буква Ф? Из скольких частей состоит буква Ф. (Буква В тоже состоит из трёх частей.)

V III. Физминутка «Звериная зарядка».

– Ребята, давайте представим себя маленькими зверушками и выполним те движения, которые делают они.

Раз – присядка, два – прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснутся, (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться, (потянуться)

Обязательно зевнуть, (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть.

(движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть, (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый, (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы, (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе, (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте, (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало – начинает все сначала.

IX. Формирование навыков письма.

– Ребята, Вова и Фаина очень любят писать. Они придумали для вас задание. Нужно правильно дописать в тетрадях буквы В, в и Ф, ф.

X. Речевая разминка

– Повторяете за мной чистоговорки:

Ва-ва-ва – во дворе трава
Фа-фа-фа – у невесты фата
Во-во-во – бушуют волны
Фо-фо-фо – горят фонари
Вы-вы-вы – глазки у совы
Фы-фы-фы – фыркают ежи

X I .Нахождение картин со звуками В – Ф, определение места звука в слове (в начале, середине, конце)

– Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки В-Ф. Предлагаю распределить картинки между Вовой и Фаиной. У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.

(После того, как дети распределят картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)

– Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.

X II. Игра «Что лишнее?»

Найди лишнее слово ( по наличию звуков [ в ] или [ ф ]:

кофта, фартук, ворота, фонарик (ворота)

сова, ванна, диван, фокусник (фокусник)

фамилия, фрукты, факел, валенки (валенки)

волк, фазан, ворона, сова (фазан)

фонтан, волосы, волна, воздух (фонтан)

XIII. Итог занятия

– Какие звуки мы сегодня различали?

– Как они называются? (Парные согласные)

– Какие слова вы запомнили со звуками В – Ф? Назовите их.

– Какие задания вам понравились?

– Благодарю всех за работу, до свидания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю.

Материалы Методического совета.

Конспект занятия по коррекции дисграфии.

В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе “слово”, “предложение”, а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как п.

Актуальность использования технологии уровневой дифференциации в образовательном процессе, положительные и отрицательные аспекты. .

Очень помогает на уроках литературы.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв “Б-П”, задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска.

Конспект логопедического занятия по теме. Дифференциация звуков [В-Ф]

Тема: Дифференциация звуков [В-Ф]

Цель: учить дифференцировать звуки [ В-Ф], определять их положение в слогах, словах;

Задачи:

  • учить дифференцировать звуки [В-Ф] по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
  • развивать навыки звуко-буквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • расширить словарный запас путем словообразования;
  • воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;

Оборудование: демонстрационные картинки, конверт с карточками, графические профили звуков [В – Ф].

Ход занятия

I. Организационный момент

– Здравствуйте, дети. Садитесь.

– Сегодня у всех хорошее настроение, поэтому посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить.

– Определите количество звуков в своей фамилии.

II. Основная часть

Введение в тему

– А сейчас предлагаю задание отдельно для мальчиков и девочек. Мальчики выполняют первую строку, а девочки – вторую.

– По первым звукам слов-картин составить слова.

(на доске картинки: василек, автобус, нож, яблоко, фартук, аист, ягода)

– Кто готов? Слушаем.

– Совершенно верно. Ваня, Фая.

– Что означают эти слова? (Имена) (Вывешиваются портреты Вани и Фаи)

– Назовите первые звуки в их именах. (Звуки В-Ф)

– Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия.

– Запишите сегодняшнее число и тему занятия.

– А также запишите имена героев сегодняшнего занятия: ВАНЯ, ФАЯ.

– Подчеркните буквы: В – двумя чертами, Ф – одной.

1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графические профили звуков (на доске, сопровождая показ указкой)

– При произнесении звуков [В-Ф] нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Звук [В] произносится голосом, значит, работают голосовые связки. Звук [Ф] – без голоса, голосовые связки отдыхают.

– Приложите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите долго звук [В]. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?

– А теперь произнесите звук [Ф]. Что ощущаете? (голосовые связки не дрожат, отдыхают)

– Сделайте вывод, какой из звуков звонкий, а какой – глухой. Почему?

– Итак, звук [В] – согласный, звонкий; звук [Ф] – согласный, глухой.

– А теперь, давайте подумаем и скажем, где эти звуки мы слышим в окружающем нас мире. (Звук [В] мы слышим, когда гудит мотор (машины, самолета, вертолета, мотоцикла). Так играют маленькие дети с машинами)).

(Звук [Ф] мы слышим, когда закрываются или открываются двери автобуса, останавливается машина Камаз; так сдуваем свечку, спичку; так фырчит ёжик)

2. Речевая разминка

– Повторяете за мной по цепочке чистоговорки:

Ва-ва-ва – во дворе трава
Фа-фа-фа – у невесты фата
Во-во-во – бушуют волны
Фо-фо-фо – горят фонари
Вы-вы-вы – глазки у совы
Фы-фы-фы – фыркают ежи

3. Игра «Хлоп и топ»

– Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками[ В –Ф]. На слова со звуком В – топаете, со звуком Ф – хлопаете.

( корова, лифт, филин, сова, кровать, вата, шкаф, фуражка, кафтан, ворона)

4. Нахождение картин со звуками [В – Ф], определение места звука в слове (в начале, середине, конце)

– Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки[ В-Ф]. Предлагаю распределить картинки между Ваней и Фаей. У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.

(После того, как дети распределят картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)

– Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.

5. Упражнение «Лишнее слово».

– В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы В-Ф, подчеркнуть В – двумя чертами,Ф – одной. Найдите «лишнее» слово, отметьте его крестиком и объясните почему?

Коро.а, с.екла,.утбол, кла.иши.

Ту. ли,.онтан, ке.ир,.аленки.

.ерба, ко.рик, шар.ик, сло.а.

6. Графическое изображение слова.

– Поупражняемся в выделении слогов с буквами В-Ф в словах. Изобразим это графически. Работу продолжаем в тетрадях.

Образец: вок ___,

вокзал, соловей, фиалки, кофе, ворота, вагон, веник, фонарь.

– Напоминаю последовательность работы. Читаете слово, считаете количество слогов, опираясь на количество гласных, чертите количество слогов, определяете место буквы в слове, записываете слог.

7. Разгадывание кроссворда.

– Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и отгадаете кроссворд.

  • За водой идут –
    Песни звонкие поют.
    А назад идут –
    Слезы льют. (Ведра)
  • Зазвенели ручьи,
    Прилетели грачи.
    В дом свой, улей, пчела
    Первый мед принесла.
    Кто скажет, кто знает,
    Когда это бывает? (Весной)
  • По полю рыщет,
    Поет да свищет,
    Деревья ломает,
    К земле приклоняет. (Ветер)
  • Без ног и без крыльев оно,
    Быстро летит,
    Не догонишь его. (Время)
  • Знак, обозначающий число. (Цифра)
  • Обувь. (Туфли)
  • Полезное ископаемое. Из чего получают бензин, керосин, мазут? (Нефть)
  • Водитель автомобиля. (Шофер)

8. Физминутка «Ветерок»

Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Деревцо все выше-выше,
Ветерок все тише-тише…

9. Составление слов из отдельных слогов. (На доске картинки: ворона, фазан)

– Узнали птиц? Назовите их.

– Обратите внимание, как пишется слово: ВОРОНА

– Прилетела ворона и принесла конверт. Конверт не простой, а с заданием. Каждый из вас получит карточку и составит слово из слогов. По цепочке будем работать у доски, остальные у себя в тетрадях.

В конверте находятся карточки со слогами на каждого ребенка:

рон, во
нуш, во, ка, ро
нё, ро, нок, во
ний, ро, во
е, ронь, во

Запись слов на доске:

Ворон, ворона, воронушка, вороненок, воронята, вороний, воронье.

– Обведите букву О в словах красным карандашом, поставьте ударение во всех словах, опираясь на гласные буквы, разделите слова на слоги, выделите одинаковый корень в словах.

– Как называется такая группа слов? (Однокоренные)

– Подчеркните букву В – двумя чертами.

– Устно образуем родственные слова и со словом ФАЗАН. (прослушать)

– А теперь я диктую, а вы записываете:

фазан, фазанёнок, фазанята, фазаний (глаз), фазанье (гнездо).

– Как называются эти слова? (однокоренные)

– Выделите общий корень, Ф – подчеркните одной чертой.

– Назовите первые звуки в словах ВОРОНА И ФАЗАН. Охарактеризуйте эти звуки. (В слове ВОРОНА, В – согласный, звонкий; в слове ФАЗАН, Ф – согласный, глухой.)

10. Работа над пословицей. (На доске записано предложение)

Ворона проворонила воронят.

– Это пословица. Давайте попытаемся объяснить значение пословицы. (Выслушать детей)

– Поупражняемся в запоминании этой пословицы. Сначала хором произнесем 2 раза, а затем каждый самостоятельно – в полголоса.

– Еще раз – с закрытыми глазами.

– Обратите внимание на все слова в предложении, корень у них – одинаковый. А теперь я закрываю запись, а вы запишите это предложение по памяти.

– Во всех словах выделите общий корень. Подчеркните букву В – двумя чертами.

– Поупражняемся в быстром проговаривании этого предложения.

– Придумайте предложение со словом ФАЗАН. Слушаем.

– Чье предложение вам понравилось? Давайте его запишем. Подчеркните букву Ф- одной чертой.

III. Итог занятия.

– Какие звуки мы сегодня учились различать?
– Дайте характеристику этим звукам.
– Спасибо всем за занятие.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по теме. Дифференциация звуков [В-Ф]»

Тема: Дифференциация звуков [В-Ф]

Цель: учить дифференцировать звуки [ В-Ф], определять их положение в слогах, словах;

учить дифференцировать звуки [В-Ф] по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;

развивать навыки звуко-буквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;

развивать орфографическую зоркость;

расширить словарный запас путем словообразования;

воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;

Оборудование: демонстрационные картинки, конверт с карточками, графические профили звуков [В – Ф].

I. Организационный момент

– Здравствуйте, дети. Садитесь.

– Сегодня у всех хорошее настроение, поэтому посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить.

– Определите количество звуков в своей фамилии.

II. Основная часть

Введение в тему

– А сейчас предлагаю задание отдельно для мальчиков и девочек. Мальчики выполняют первую строку, а девочки – вторую.

– По первым звукам слов-картин составить слова.

(на доске картинки: василек, автобус, нож, яблоко, фартук, аист, ягода)

– Кто готов? Слушаем.

– Совершенно верно. Ваня, Фая.

– Что означают эти слова? (Имена) (Вывешиваются портреты Вани и Фаи)

– Назовите первые звуки в их именах. (Звуки В-Ф)

– Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия.

– Запишите сегодняшнее число и тему занятия.

– А также запишите имена героев сегодняшнего занятия: ВАНЯ, ФАЯ.

– Подчеркните буквы: В – двумя чертами, Ф – одной.

1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графические профили звуков (на доске, сопровождая показ указкой)

– При произнесении звуков [В-Ф] нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Звук [В] произносится голосом, значит, работают голосовые связки. Звук [Ф] – без голоса, голосовые связки отдыхают.

– Приложите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите долго звук [В]. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?

– А теперь произнесите звук [Ф]. Что ощущаете? (голосовые связки не дрожат, отдыхают)

– Сделайте вывод, какой из звуков звонкий, а какой – глухой. Почему?

– Итак, звук [В] – согласный, звонкий; звук [Ф] – согласный, глухой.

– А теперь, давайте подумаем и скажем, где эти звуки мы слышим в окружающем нас мире. (Звук [В] мы слышим, когда гудит мотор (машины, самолета, вертолета, мотоцикла). Так играют маленькие дети с машинами)).

(Звук [Ф] мы слышим, когда закрываются или открываются двери автобуса, останавливается машина Камаз; так сдуваем свечку, спичку; так фырчит ёжик)

2. Речевая разминка

– Повторяете за мной по цепочке чистоговорки:

Ва-ва-ва – во дворе трава
Фа-фа-фа – у невесты фата
Во-во-во – бушуют волны
Фо-фо-фо – горят фонари
Вы-вы-вы – глазки у совы
Фы-фы-фы – фыркают ежи

3. Игра «Хлоп и топ»

– Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками[ В –Ф]. На слова со звуком В – топаете, со звуком Ф – хлопаете.

( корова, лифт, филин, сова, кровать, вата, шкаф, фуражка, кафтан, ворона)

4. Нахождение картин со звуками [В – Ф], определение места звука в слове (в начале, середине, конце)

– Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки[ В-Ф]. Предлагаю распределить картинки между Ваней и Фаей. У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.

(После того, как дети распределят картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)

– Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.

5. Упражнение «Лишнее слово».

– В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы В-Ф, подчеркнуть В – двумя чертами,Ф – одной. Найдите «лишнее» слово, отметьте его крестиком и объясните почему?

Коро.а, с.екла, .утбол, кла.иши.

Ту. ли, .онтан, ке.ир, .аленки.

.ерба, ко.рик, шар.ик, сло.а.

6. Графическое изображение слова.

– Поупражняемся в выделении слогов с буквами В-Ф в словах. Изобразим это графически. Работу продолжаем в тетрадях.

Образец: вок ___ ,

вокзал, соловей, фиалки, кофе, ворота, вагон, веник, фонарь.

– Напоминаю последовательность работы. Читаете слово, считаете количество слогов, опираясь на количество гласных, чертите количество слогов, определяете место буквы в слове, записываете слог.

7. Разгадывание кроссворда.

– Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и отгадаете кроссворд.

Конспект фронтального занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе «Дифференциация звуков [В]-[Ф]»

Цель: Сформировать умение дифференцировать согласные звуки [В] и [Ф] на слух и в произношении.
Задачи:
Коррекционно-образователь ные: учить различать на слух и в произношении звуки [В] — [Ф], закреплять навыки звукового анализа слов.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, слуховую память, мышление, мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательн ые: воспитывать дружеские отношения между людьми.
Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор, индивидуальные картинки с изображением васильков и флоксов, цветные символы звуков для индивидуального звукового анализа, счётные палочки; листы с изображением контуров фотоаппарата, телефона, вазы, варежек; цветные карандаши.
Мультимедиаматериалы: авторская презентация ppt «Волшебник и фокусник».

Структура и содержание занятия.

I. Организационный момент. Представление сказочных персонажей. (слайд 2)

На лесной полянке стояли два одинаковых домика. Жили в них два весёлых человечка волшебник и фокусник. (По щелчку комп. мыши на экране появляются волшебник и фокусник)
— Кто такой волшебник? (сказочный персонаж, который творит чудеса с помощью волшебных предметов или заклинаний)
— Кто такой фокусник? (реальный человек, который показывает фокусы с помощью ловкости рук и необычных предметов)
Оба человечка были добрые, весёлые, но постоянно спорили между собой. А спор этот был из-за двух обычных звуков [В] и [Ф]. Волшебник считал, что самым главным и самым красивым является звук [В], потому что его имя начиналось с этого звука. А фокусник считал лучшим звуком звук [Ф]. Спор длился много лет.

II. Основная часть

1. Характеристика звуков [В], [Ф] (акустическая и артикуляционная)

Дети характеризуют и сравнивают звуки.
[В] – согласный, твёрдый, звонкий; при произношении зубы прикусывают нижнюю губу.
[Ф] — согласный, твёрдый, глухой; при произношении зубы прикусывают нижнюю губу.

2. Повторение слоговых рядов. Игра «Дразнилки» (слайд 3)

У фокусника жил поросёнок Фунтик , а у волшебника барашек Валик. (По щелчку комп. мыши на экране появляются Фунтик и Валик)

Они тоже спорили между собой, и даже дразнились:
Валик говорил: Фунтик передразнивал:
Ва-ва-ва фа–фа-фа
Во-во-во фо-фо-фо
Ву-ву-ву фу-фу-фу
Вы-вы-вы фы-фы-фы
Вэ-вэ-вэ фэ-фэ-фэ

Педагог проговаривает слоговой ряд со звуком [В], а дети проговаривают аналогичный слоговой ряд со звуком [Ф], и наоборот.

3. Дифференциация [В] – [Ф] на слух. (слайд 4)

Волшебник выращивал васильки. Фокусник выращивал флоксы. (По щелчку комп. мыши на экране около одного домика появляются васильки, а затем около другого домика появляются флоксы)
— Почему волшебник выращивал васильки, а фокусник флоксы?
— Если вы услышите в слове звук [В], то показываете картинку с изображением васильков. Если услышите [Ф] – показываете картинку с изображением флоксов.
Слова: вода, флейта, лифт, квас, фокус, буквы, вагон, фара.

4. Звуковой анализ слов (слайд 5, 6)

Волшебнику захотелось съесть что-нибудь вкусное. Он сказал волшебные слова «Ваки воки вук!» и у него в руках оказалась сладкая сахарная вата.
Давайте выложим квадратиками слово вата (после характеристики каждого звука, по щелчку комп. мыши на экране появляется соответствующий символ в звуковой схеме)

[В] – согл., твёрд., звонкий.
[А] – гласный
[Т] – согл., твёрд., глухой
[А] – гласный

Фокусник подошёл к вате, накрыл её чудесным платком и вместо ваты появилась фата (на слайде № 6 по щелчку мыши волшебный платок накрывает вату: далее по щелчку мыши платок исчезает, а вместо ваты появляется фата).
Дети сравнивают слова, в звуковой схеме меняют синий квадрат с колокольчиком на синий без колокольчика (на экране по щелчку мыши происходит соответствующая замена звукового символа).

5. Физкультминутка

Волшебник и фокусник по утрам делали зарядку. Давайте тоже немного разомнёмся.

Раз, два, три, четыре.
Ноги вместе, руки шире,
Влево, вправо наклонитесь,
И до неба дотянитесь.
Хлопнуть раз и хлопнуть два.
Вправо, лево голова.
Вы рукой достаньте пятку.
Вот и кончилась зарядка!

6. Дифференциация [В – Ф] в словах. Д/и «Чьи вещи?» (слайд 7)

Волшебник и клоун решили сделать в своих домиках ремонт и вынесли во двор свои вещи. В названии вещей волшебника слышится звук [В], а в названии вещей фокусника – [Ф]. Отгадайте где, чьи вещи и отдайте их хозяину.
Вещи: валенки, варежки, ванна, кровать, ваза, диван, магнитофон, шарф, фотоаппарат, кофта, фартук, фломастеры
(При наведении курсора на картинку в названии которой слышится [В] и щелчку мыши, картинка перемещается к волшебнику, соответственно, картинка в названии которой слышится [Ф] – к фокуснику.)

7. Выделение слов со звуками [В] [Ф] из текста.

Волшебник и фокусник любили сочинять стихи. Они соревновались, у кого больше будет слов со звуками [В], [Ф].
(Детям предлагается выкладывать на стол по одной счётной палочке как только они услышат слово с заданным звуком.)

Волшебник сочинил:
Вова и Василий
Варежки купили,
Сева купил валенки,
Слава коврик маленький.
— Сколько слов со звуком [В] вы услышали? (8) Какие слова со звуком [В] вы услышали?
— Что купил Сева?
— Что купил Слава?

Фокусник сочинил:
Надела Фая сарафан,
А Фома надел кафтан,
Митрофан надел фуражку,
А футболку надел Сашка.
— Сколько слов со звуком [Ф] вы услышали?(7) Какие слова со звуком [Ф] вы услышали?
— Что надела Фая?
— Что надел Сашка?

8. Развитие мелкой моторики.

Волшебник и фокусник очень любили рисовать. (Детям предлагаются листы с изображением контуров фотоаппарата, телефона, вазы, варежек.)
Отгадайте, что нарисовал фокусник, а что волшебник.
— Мальчики закрасят рисунки волшебника, а девочки рисунки фокусника.

9. Выделение слова со звуками [В] и [Ф] (слайд 8)

Волшебник и фокусник решили больше никогда не ссориться и устроили чаепитие. А чай они пили со сладостями, в названии которых слышится два звука и [В] и [Ф]. Отгадайте, что это за сладости ( конфеты, пряники, вафли, печенье, мармелад, шоколад)?
При наведении курсора на картинку с неправильным ответом и щелчке мыши, картинка исчезает. Картинка с правильным ответом увеличивается и перемещается в середину слайда.

(слайд 9) Волшебник и фокусник помирились и больше никогда не ссорились.

III. Итог занятия

— О ком вы сегодня услышали сказочную историю.
— О каких звуках всегда спорили фокусник и волшебник?
— Вспомните слова со звуками [В]
— Вспомните слова со звуками [Ф]

Автор: Александрова Анна Игоревна

учитель-логопед МБДОУ д/с «Радуга»

г. Мариинский Посад Чувашская Республика, Россия

Статья размещена в авторской редакции

“Дифференциация в-ф”
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

ГКОУ РА « Адыгейская республиканская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект логопедического занятия : «Дифференциация звуков в-ф»

Цель: учить дифференцировать звуки в-ф, определять их положение в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

· учить дифференцировать звуки в-ф по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;

· развивать навыки звуко – буквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;

· развивать орфографическую зоркость;

· соблюдать преемственность в работе с учителем;

· расширить словарный запас путем словообразования;

· развить логическое мышление, внимание, память, фонематический слух;

· воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;

Ход занятия:

Организационный момент.

– Сегодня у всех хорошее настроение, поэтому посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и приготовьтесь ответить.

1. Основная часть.

Фокусник , фокусник, ты настоящий?

Медленно тянет за шнур он блестящий!

Замерли все, от восторга немея….

Из факела вдруг появляется фея!

Л.: На какую букву начинаются слоги?

Весело поет волчонок,

Волка маленький ребенок.

Л.: На какую букву начинаются слоги?

Характеристика звуков. Ученики перед зеркалом произносят звуки В и Ф. Сравнить звуки по акустическим признакам.

Ф- согласный, твердый, глухой, потому что нет голоса когда произносим.

В- согласный, твердый, звонкий, потому что произносится с голосом.

2. Дифференциация звуков В- Ф в слогах.

Игра «Повтори, не торопись, да смотри не ошибись».

Ва – фа ву- фу- ву- фу ва- во- ву- вы

Фа- ва ва- фа- ва- фа фа- фо- фу- фы

Вао- ва- фа вы- фы- вы- фы ву- во- ва- вы

Фа- ва – ва во- фо- во- фо фу- фо- фа- фы

3. Повторите слова четко и разделите их устно на слоги.

Ваня – Фаня Вилка – Филька

Ваня – Феня Влага – фляга

Вата – фата Слива – скифы

Ваза – фаза Травы- графы

Сова – софа Гривы- грифы

4. Игра « Лишнее слово».

Вставьте пропущенные буквы В-Ф, подчеркните В-, ф= чертами. Найдите « лишнее» слово и объясните почему?

Коро..а, с..екла, ..утбол, ..етер.

Ту..ли, ..онтан, ко..та, сли..а.

..агон, ко..рик, ..ишка, ..одопад.

..абрика, ..иалка, сло..а, кон..ета.

5. Физминутка .( Речь с движением)

Руки вверх, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

6. Разгадывание кроссворда.

Время смекалки. Отгадаете загадки, отгадаете и кроссворд.

· За водой идут- песни звонкие поют.

А назад идут- слезы льют. ( Ведра)

· По полю рыщет, поет да свищет,

Деревья ломает, к земле приклоняет. ( Ветер)

· Без ног и без крыльев оно, быстро летит,

Не догонишь его. ( Время)

· Знак , обозначающий число. ( Цифра)

· Водитель автомобиля. ( Шофер)

· Любимые сладости детей . ( Вафли)

7. Составление словосочетаний, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Подчеркнуть слоги с буквой В-, Ф= чертами.

8. Работа у доски.

Закончите предложения используя слова для справок. Выделите слоги с буквами В и Ф.

Работа выполняется только на доске, по « цепочке». Один записывает, остальные проверяют.

Федя осветил дорогу ….. .

У машины не было одной …. .

Фаина сварила компот из …. .

В нашем доме не работает …. .

Слова для справок: фонарь, форточка, фрукты, лифт, провод, фара.

9. «Перепутались слова».

В предложениях слова не на своих местах, расставьте их по своим местам и запишите правильные предложения.

Вилка тщательно вымыл Федю.

На фарфоровых сливах блюдо .

Вера сплела фиалку из венка.

Вода выпрыгнула из дельфинов.

Ветки вороны из гнезда.

10. Итог занятия.

ü Какие звуки сегодня учились различать?

ü Дайте характеристику этим звукам.

ü Что больше понравилось?

ü Спасибо за занятие, все молодцы!

Скачать:

ВложениеРазмер
v-f.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РА « Адыгейская республиканская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект логопедического занятия : «Дифференциация звуков в-ф»

Цель : учить диф ференцировать звуки в-ф, определять их положение в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

  • учить дифференцировать звуки в-ф по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
  • развивать навыки звуко – буквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • соблюдать преемственность в работе с учителем;
  • расширить словарный запас путем словообразования;
  • развить логическое мышление, внимание, память, фонематический слух;
  • воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;

– Сегодня у всех хорошее настроение, поэтому посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и приготовьтесь ответить.

Фокусник , фокусник, ты настоящий?

Медленно тянет за шнур он блестящий!

Замерли все, от восторга немея….

Из факела вдруг появляется фея!

Л.: На какую букву начинаются слоги?

Весело поет волчонок,

Волка маленький ребенок.

Л.: На какую букву начинаются слоги?

Характеристика звуков. Ученики перед зеркалом произносят звуки В и Ф. Сравнить звуки по акустическим признакам.

Ф- согласный, твердый, глухой, потому что нет голоса когда произносим.

В- согласный, твердый, звонкий, потому что произносится с голосом.

  1. Дифференциация звуков В- Ф в слогах.

Игра «Повтори, не торопись, да смотри не ошибись».

Ва – фа ву- фу- ву- фу ва- во- ву- вы

Фа- ва ва- фа- ва- фа фа- фо- фу- фы

Вао- ва- фа вы- фы- вы- фы ву- во- ва- вы

Фа- ва – ва во- фо- во- фо фу- фо- фа- фы

  1. Повторите слова четко и разделите их устно на слоги.

Ваня – Фаня Вилка – Филька

Ваня – Феня Влага – фляга

Вата – фата Слива – скифы

Ваза – фаза Травы- графы

Сова – софа Гривы- грифы

Вставьте пропущенные буквы В-Ф, подчеркните В-, ф= чертами. Найдите « лишнее» слово и объясните почему?

Коро..а, с..екла, ..утбол, ..етер.

Ту..ли, ..онтан, ко..та, сли..а.

..агон, ко..рик, ..ишка, ..одопад.

..абрика, ..иалка, сло..а, кон..ета.

  1. Физминутка .( Речь с движением)

Руки вверх, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Время смекалки. Отгадаете загадки, отгадаете и кроссворд.

  • За водой идут- песни звонкие поют.

А назад идут- слезы льют. ( Ведра)

  • По полю рыщет, поет да свищет,

Деревья ломает, к земле приклоняет. ( Ветер)

  • Без ног и без крыльев оно, быстро летит,

Не догонишь его. ( Время)

  • Знак , обозначающий число. ( Цифра)
  • Обувь . ( Туфли)
  • Водитель автомобиля. ( Шофер)
  • Любимые сладости детей . ( Вафли)

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков и букв В-Ф для учащихся первых классов

Конспект подгруппового логопедического занятия

по дифференциации звуков и букв В-Ф

для учащихся первых классов

Овчинникова Елена Александровна

СОГБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей» г. Смоленск

Тема: «Звуки и буквы В-Ф»

Цель: Дифференциация звуков и букв В-Ф

Формировать умение различать звуки [Ф-В, Ф’-В’] на слух в словах, словосочетаниях, предложениях.

Правильно обозначать звуки [Ф-В, Ф’-В’] буквами на письме.

Активизация речевой деятельности.

Развитие внимания, мышления, зрительной и слуховой памяти, фонематического слуха.

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Способствовать обогащению и активизации словаря.

Формирование положительной установки на занятие.

Воспитывать желание и стремление, интерес к достижению результата от выполненной работы.

Оборудование: предметные картинки, таблицы и схема.

Логопед: Здравствуйте ребята!

Логопед: Откройте тетради, 2 строчки вниз и запишите сегодняшнее число.

Логопед: А сейчас послушайте внимательно и отгадайте загадки.

Я зашёл в уютный дом

И недолго пробыл в нём.

Оказался этот дом

Быстро — в городе другом. (Вагон)

Не ботинки, не сапожки.

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Днём — домой. (Валенки)

Этот конь не ест овса.

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём.

Но умело правь рулём. (Велосипед)

Логопед: С какой буквы начинаются все три слова?

Логопед: Слушайте другие загадки.

Этот глаз — особый глаз.

Быстро взглянет он на вас —

И появится на свет

Очень точный ваш портрет. (Фотоаппарат)

Весь день стоят на улице,

Их служба начинается,

Когда уже смеркается,

И не гаснут до зари

Глаза ночные — . (Фонари)

Логопед: С какой буквы начинаются эти слова?

Сравнительная характеристика звуков, обозначающих буквы В и Ф.

Логопед: Скажите, пожалуйста, если мы подставим к букве В гласные 1-ого ряда, то какой звук будет обозначать эта буква твердый или мягкий?

Дети: Звук [В] – твердый.

Логопед: А если гласные второго ряда?

Дети: Звук [В’] – мягкий.

Логопед: Если мы подставим к букве Ф гласные 1-ого ряда, то какой звук будет обозначать эта буква твердый или мягкий?

Дети : Звук [Ф] – твердый

Логопед: А если гласные второго ряда?

Дети: Звук [Ф’] – мягкий

Дифференциация звуков в слогах.

Игра «Поймай звук».

Логопед : Если услышишь звук [В] – хлопните, а если [Ф] – то стойте ровно. Будьте внимательны!

ВУ – ВО – ФА – ФЫ – ВА – ФЫ – ОФ – ИВ – АФО – ОВУ – ОФЫ – УВА – УФА – ЫВУ – АФЫ

Дифференциация звуков в словах.

Игра «Скажи наоборот».

Логопед: Я назову слова со звуком [В], а вы замените звук [В] на звук [Ф] и сказать получившееся слово. Вата – (фата) Винт – (финт) Ваза – (фаза) Веня – (Феня) Вас – (фас) Сова – (софа)

Пальчиковая гимнастика «Магазин» .

Мы пришли в магазин.

Мы купили торт —один,

А киви купили — сразу четыре!

(Идут пальчиками по столу. Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой.)

(Показывают 1 палец.)

(Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца.)

(Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца.)

(Вертят кулачками и показывают 4 пальца.)

Дифференциация в словах букв В и Ф.

Логопед: Вставьте пропущенные буквы в словах.

…рукты (ф), …аза (в), …олк (в), …онари (ф), …ары (ф), коро..а (в).

Логопед: запишите в тетрадь два слова с буквой Ф и два слова с буквой В.

Логопед: Я раздам каждому по две картинки, составите предложения с этими словами.

III . Заключительная часть.

Логопед: Какие сегодня буквы повторяли? Какие задания делали? Молодцы! Вы хорошо сегодня позанимались!

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Конспект занятия в старшей группе «Дифференциация звуков [В]-[Ф]; [В’]-[Ф’]»

Ирина Полевая
Конспект занятия в старшей группе «Дифференциация звуков [В]-[Ф]; [В’]-[Ф’]»

1. Закрепить правильное произношение звуков В, Ф., В’, Ф’.

2. Закрепить понятие «согласный» звук.

3. Учить дифференцировать понятия: твёрдый-мягкий, звонкий-глухой звук.

4. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

5. Формировать слоговый анализ-синтез.

6. Учить составлять простые предложения с заданным словом.

7. Развивать зрительную память.

8. Развивать ориентировку в пространстве.

9. Вырабатывать учебные навыки, усидчивость, работоспособность.

Видеопроектор, ноутбук, наборное полотно, предметные картинки (фрукты, фартук, флаг, ворона, варежки, диван, фонарь, шкаф, кофта, туфли, вишня, ветки, вилка, ведро, фикус, фиалки, филин, полоски бумаги с наклеенными синими кружочками (в начале, в середине, в конце, две куклы, конверт с картинкой одуванчик.

Ход занятия.

I. Организационный момент

Сядет тот, чьё имя начинается на звук.. .

II. Дифференциация звуков В-Ф

Назвать одинаковый последний звук в словах: шкаф, жираф, шарф. Назвать одинаковый первый звук в словах: валенки, васильки, ворота. Сравнить артикуляцию В-Ф (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить характеристику звуков, обозначение.

Дидактическая игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук В»: В, Ф., ВА, ФА, ФЫ, ВЫ.

ВА-ФА, ВО-ФО, ФЫ-ВЫ, ВУ-ФУ.

Повторить за логопедом серию слогов:

ВА-ВА-ФА ФА-ФА-ВА ФА-ВА-ФА ВА-ФА-ФА

Закончить слово слогом ВЫ или ФЫ

(в помощь даются картинки)

сли (вы, бук (вы, шар (фы, шка (фы, тык (вы).

Прослушать, как звучат слова, найти лишнее (картинки на наборном полотне): фрукты, фартук, флаг, ваза.

Восстановить последовательность картинок.

Дети закрывают глаза, логопед переворачивает картинки, затем дети должны назвать картинки по порядку.

Прослушать, как звучат слова, найти лишнее (картинки на наборном полотне): ворона, варежки, диван, фонарь.

Дидактическая игра «Назови картинку».

Логопед переворачивает картинку, а дети должны отгадать эту картинку из серии.

Дидактическая игра «Магазин».

Детям предлагается купить в магазине картинки. Чтобы их купить нужно иметь карточку. А чтобы получить карточку нужно придумать слово со звуком В. Дети придумывают слова со звуком В и получают полоски бумаги с синим кружкрм (в начале, середине, конце).

Логопед: «В магазине продаются картинки со звуком Ф. Если у вас полоска, где кружок в начале, то вы можете купить картинку, где звук Ф в начале слова, если круг посередине – картинку, где звук Ф в середине слова, если круг в конце – картинку со звуком Ф в конце слова».

Письмо от Незнайки.

Логопед: «Пока мы с вами играли, почтальон принёс письмо от Незнайки. Незнайка нарисовал одуванчик и придумал стишок: Носит одуфанчик жёлтый сараванчик! Правильно написал Незнайка? Исправьте его».

Логопед: «Встаньте, вспомните, где левая рука, где правая рука. Теперь мы поиграем в фигуры. Выполняйте по команде: левую руку вперёд, правую за спину, правую руку на пояс, левой закройте правый глаз и т. д.».

IV. Дифференциация звуков В’ – Ф’ • К нам в гости пришли куклы Вика и Фима. Назовите первый звук в слове

• Сравнить звуки В’ и Ф’ по артикуляции, обратив внимание на «работу

горлышка», вспомнить характеристику и обозначение звуков.

• Дидактическая игра «Скажи наоборот».

ВЯ-ФЯ, ВИ-ФИ, ФИ-ВИ, ФЕ-ВЕ.

• Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков В’ и Ф’). Веник, ведро, ветер,

фисташки, ферма, фишки, фиолетовый, велосипед.

• Составить предложения со словами: фисташки, медведи.

• Подари подарки Вике и Фиме (картинки: вишни, ветки, вилка, ведро,

конфета, фикус, фиалки, филин).

Итог занятия.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж». Цель: • Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж; • Развивать слуховое внимание и память; • Привлекать внимание детей к родственным словам; • Анализ.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков [Л]-[Л’]» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: Дифференциация звуков Л – Ль (звуковая культура речи). Программное содержание: закрепить.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей 6–7 л. Тема: «Дифференциация звуков с-ш» Цель: Совершенствовать слуховое восприятие детей путем упражнений на различение звуков с-ш, на определение позиций звука в слове. Задачи:.

Конспект открытого занятия в логопедической подготовительной группе «Дифференциация звуков С — Ш» Тема: Звуки «С, Ш» Цель: Закрепить четкое произношение и различение звуков «С, Ш» Задачи: Образовательные: Учить словообразованию существительных,.

Конспект подгруппового занятия «Дифференциация звуков [ж]-[ш]» Конспект подгруппового занятия Тема: «Дифференциация звуков Ж-Ш» Цель: совершенствование фонематического восприятия; развитие целенаправленного.

Конспект занятия по звукопроизношению. Тема занятия: «Дифференциация звуков Р-Л» Цель: продолжать учить детей различать на слух звуки Р–Л. Задачи: – Закрепление произношения и различения звуков Р-Л; – Образование глаглолов.

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Дифференциация звуков «[С] и [С’]» Тема: дифференциация звуков [С] и [Сь]. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: -уточнение артикуляции звуков [С] и [Сь]; -дифференциация.

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Дифференциация звуков [С] и [Сь]» Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: -уточнение артикуляции звуков [С] и [Сь]; -дифференциация звуков [С] и [Сь] на базе различного.

Занятие в старшей логопедической группе с ОНР «В зоопарке». Дифференциация звуков [с]-[ш]» Форма обучения: фронтальное занятие. Вид: занятие – путешествие. Программное содержание: Цель: Дифференциация звуков С, Ш. Развитие связной.

Занятие в старшей группе «Дифференциация звуков [х]-[х’]» Тема: Дифференциация звуков Х-Хь. Цель занятия: Дифференциация звуков Х и Хь. Задачи: 1. Учить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении.

Читайте также:  Постановка и автоматизация звука (Р)
Ссылка на основную публикацию