Полезные материалы
- от 0 до 3 лет
- от 3 до 7 лет
- Готовимся к школе
- Логопед для школьников
Упражнения на дифференциацию звуков Ш-Щ. (речевой материал)
Беляева Е.Н.
учитель-логопед, МБДОУ ЦРР д/с №13 Теремок, г.Климовск
Различение звуков [ш-щ] на дошкольном логопункте проводится, как правило, на последнем этапе коррекционной работы. К этому времени дети овладевают навыками звукового анализа, послогового чтения, словообразования, достаточным уровнем развития связной речи. Но тема эта сложна как для дошкольников, так и для младших школьников, поскольку эти звуки//буквы имеют как акустико-артикуляционное, так и графическое сходство.
В свое время, при подготовке к занятиям, я столкнулась с нехваткой речевого материала по этой теме, поэтому пришлось по крупицам собирать или сочинять материал.
Данный речевой материал составлен для старших дошкольников и младших школьников и использовался на индивидуальных и подгрупповых занятиях, а также в качестве домашних заданий для детей и родителей.
• обязательно проводится предварительная работа по дифференциации[Ш – Щ] на уровне звука, буквы и слога.
• необходима углубленная словарная работа.
• хороший результат даёт проговаривание слов с одновременным показом символа звука или буквы.
2.Проговаривай: (с показом букв)
3. Сравни смысл слов:
Пиши-пищи, чаша-чаща, плюш-плющ, шёлк-щелк, прощу-прошу, распушу-распущу, замешу-замещу, грущу-грушу.
4. Что сначала? (проговаривать с показом букв)
Тащишь, пишущий, щипаешь, ищешь, блещешь, страшилище, дышащий, шалящий, шкафище, пляшущий, машущий, шипящий, щекочешь, спешащий щупаешь, шелестящий, шьющий, щеголяешь.
(а) Что делаешь? ДАЁШЬ – (какой)ДАЮЩИЙ. Поёшь – поющий,
льёшь, пьёшь, гладишь, моешь, бьёшь, рвёшь, шьёшь, вьёшь, идёшь, обещаешь, врёшь, гнёшь.
Я ищу ландыши.ТЫ (ищешь ландыши). МЫ (ищем ландыши).
ОНИ . (пошёл на площадь, мешаю щи и кашу, вытащил из ящика щипцы, ищу клещи)
6. «Много – один»: шалаши – 1 шалаш, ..
Лещи, мыши, овощи, ковши, туши, клещи, голыши, вещи, хрящи, товарищи, камыши, ерши, хвощи, борщи, помощи, плащи, ландыши.
7. «Увеличь» слова: таракан – ТАРАКАНИЩЕ .
Волк, глаза, жильё, кот, медведь, чудо, страшила, рука, шмель, шляпа, машина, шкаф, дом, ковш, нога, сапог, утюг.
8. Назови профессии:(кто чем занимается?)точит – ТОЧИЛЬЩИК,
Пилит, носит, ныряет, дрессирует, моет, чистит, чинит часы, участвует в гонках,строит из камня, шифрует, делает обувь.
(пильщик, носильщик, ныряльщик, дрессировщик, мойщик, чистильщик, часовщик, гонщик, каменщик, шифровальщик, обувщик)
9. Читай и составляй словосочетания по смыслу: (соедини слова из двух столбцов карандашом)
10. Внимательно! Составь предложения верно:
Лещ и большая щука поймали на крючок Мишу. Мы вытащили клещи гвоздями. Ящик с вещами тащит щенка Черныша. В огороде щавель выращивает бабушку. Кошка страшится пищащих щеглов.
11. Внимательно! Под диктовку выпиши буквы Ш и Щ из предложений:
(а) На площади башня. На щенке ошейник. У Шуры длиннющий плащ. Саша зашёл за товарищем. Дедушка обещал поймать настоящую щуку. Хвощ мешал растущим овощам.
(б) По мощёной площади шли тощие лошади. Старушка тащила большущий ящик с пищащим щенком. В запущенном саду поют щеглы, таращат глаза лягушки.
12. Не спеша, чётко проговаривай:
* Ша-ща-ша – щука очень хороша.
Ще-ше-ще – треснуло удилище.
Щу-шу-щу – щуку я не упущу!
* Я шёл по улице пешком и повстречался со щенком.
Дошли мы вместе до ворот, но вдруг щенок пошёл вперёд.
Уж – шипящий, лещ – молчащий,
Щегол – поющий, а клещ – грызущий.
Шмели все жужжащие, мышата – пищащие;
Тушканчик – прыгающий и в нору шмыгающий.
Ещё мартышки кричащие, да ребятишки шалящие!!
13. Перескажи рассказ: Хищница.
Кошка сощурила глаза и притворилась спящей. Но она слышала щебет. Это воробьишки клевали крошки. Вот самый младший воробушек сел рядом с кошкой. Хищница схватила и утащила малыша.
14. Опиши, как выглядит и ведёт себя тушканчик. Нарисуй зверька.
В жарких степях и пустынях живут тушканчики. Это небольшие зверьки, своим видом напоминающие зайчонка, мышонка и кенгурёнка. На зайчонка они похожи размером и мордочкой, на мышонка – шёрсткой и длиннющим хвостом. А кенгурёнка они напоминают своими прыгучими лапками.
Хвостище у тушканчика гораздо длиннее туловища. Хвост у него как руль, помогающий быстро поворачивать на скаку. Скачущий тушканчик может обогнать даже машину. Каждый прыжок у него достигает трёх метров!
Иногда хищнику удаётся догнать тушканчика и схватить его за хвост. Но во рту у него остается только кисточка. Тушканчик сбрасывает кожу с конца хвоста и таким образом спасает себе жизнь. Прыгающего тушканчика не догонишь!
Дифференциация Ш – Щ
тренажёр на тему
Карточки с заданиями для различения ш – щ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razlichenie_sh_-_shch.docx | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация Ш – Щ.
- Задание: «Прочитай слова, вставляя пропущенные буквы «Ш» или «Щ».
Обе_ать, _аг, _айба, _апка, пи_ать, мы_ата, у_анка, ре_ать,уго_ать, вра_ать, ды_ать, ме_ать, тре_ать, про_ать, _ахматы, лап_а, _арф, поме_ать, обра_ать, до_атый, возвра_ать, восхи_ать.
И_у, ме_ок, пи_у, _ум, _ут, _уба, та_у, уго_у, _утка, ми_ень, о_ейник, поме_у, тре_у, _ука, _упать, _ёки, _ётка, _каф, _таб, _ёлкать, за_ёлка, _мель, _ тука, _кола, сгу_ённый.
- Задание: «Вставь пропущенные буквы».
Т___В___Р______ – синоним слова «друг».
Л___Н________И – весенние цветы белого цвета.
Р___________А – она бывает берёзовой.
___АХ_____Т___ – настольная игра.
_____П____ВН____К – колючий кустарник.
О____Й_____К – надевают на шею собаке.
____ЁТ_____ – ей чистят одежду, обувь.
М_______НЬ – в неё нужно попасть.
К___М_____И – они растут у реки.
Р_________НИЕ – это есть у задачи.
У____ЕЛЬ___ – низина между отвесными склонами гор.
____Л___П___А – небольшая лодка.
П__М____Н___К – тот, кто оказывает помощь.
____Т____РВ___Л – руль на корабле.
___Н___Р___К – его завязывают (обувь).
_____Н____К – детёныш собаки.
- Задание: «Допиши, если нужно, недостающий элемент буквы Щ ».
На помошь Ване пришёл товариш. Луна освешает рошу. В озере большие леши. Прилетели в рошу красношекие шеглы. Мы наловили ершей и лешей. Птичка верешала, думать мне мешала. Миша и Паша играли со шенком. Тётя Даша угошала Машу. Мне нужны шипцы. Шелестит листва, и шебечут птицы. Берёзовая роша.
- Задание: «Вставь в слова нужный слог».
Гу___ – ту ___ пи___ть – ли ___ть
Ча ___ – ча___ тре___ть – ре___ть
Ро___ – поро___ ___вель – ___лфей
Поме___ть – поме___ть обе___ть – ме___ть
Наве___ть – ве___ть укро___ть – укра___ть.
____лк – ___лк ___тка – ___рстка
___ки – ___пот мо___ный – га___ный.
Пи___ – пи___ поме___ – спе___
Про___ – про___ уго___ – уку___.
Пи___ – пи___ ле___ – ер___
Тре___ – ре___ пла___ – на___
За___та – за___та ве___ – ва___.
___пка – ___йка пу___ – ти___
___бет – ___лест вра___ние – ре___ние
Задание: «Вставь подходящее по смыслу слово».
Суши мокрые ________________.
У Даши болит ________________.
Мы наловили ершей и __________.
На ______________ шумит народ.
Шелестит листва, и __________________ птицы.
Под ___________________ в тиши ходят важные лещи.
Слова для справок: площади, щека, щебечут, вещи, лещей, кувшинками.
Я возвращался с охоты и шёл по_______________. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила _________ и стала красться.
Впереди сидел молодой___________________. Он беспомощно растопырил едва прораставшие ___________________. Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей упал перед собакой. Он _________________ своё детище. Каким громадным _____________ должна была ему казаться собака! Он ___________ и дрожал от страха. И всё-таки он не усидел на ветке…
Я поспешил отозвать ________________________ пса и ушёл. Я восхищался героизмом маленькой ______________.
(По И.С. Тургеневу.)
Слова для справок: защищал, роще, пищал, пташки, чудовищем, воробышек, шаги, крылышки, смущенного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю.
Материалы Методического совета.
Конспект занятия по коррекции дисграфии.
В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе “слово”, “предложение”, а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как п.
Актуальность использования технологии уровневой дифференциации в образовательном процессе, положительные и отрицательные аспекты. .
Очень помогает на уроках литературы.
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв “Б-П”, задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска.
План-конспект подгруппового логопедического занятия с младшими школьниками по дифференциации звуков [Ш]-[Щ] и букв Ш-Щ
План-конспект подгруппового логопедического занятия с младшими школьниками по дифференциации звуков [Ш]-[Щ] и букв Ш-Щ.
Ошибки употребления звуков и букв Ш, Щ являются проявлением двух видов дисграфии: акустической и оптической. Занятию по дифференциации звуков и букв Ш-Щ предшествуют занятия по уточнению произношения звуков Ш, Щ и закреплению графических образов соответствующих букв (по 1-2 занятия на каждый звук-букву). Работа проводится на основе полисенсорного восприятия: дети воспринимают учебный материал не только посредством зрения и слуха, но также с привлечением кожного анализатора и тактильно-вибрационного чувства.
Тема: «Дифференциация Ш-Щ»
- Развитие фонематического слуха на восприятие и различение звуков Ш и Щ в слогах, словах, предложениях, связных текстах.
- Различение букв Ш-Щ. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.
- расширить и уточнить лексический запас;
- закреплять умение составлять словосочетания и предложения.
- развивать зрительную и слуховую память, внимание, словесно-логическое мышление;
- совершенствовать фонематическое восприятие;
- закрепить умение различать звуки ш-щ и буквы Ш, Щ.
- развивать навыки работы в группе;
- воспитывать доброе отношение друг к другу.
- слоговые таблицы, индивидуальные зеркала, предметные картинки, ситуативные картинки, кассы букв (с красными, синими и зелёными квадратиками), буквы-фигурки, отрезки проволоки, счётные палочки или спички, разноцветные карандаши;
- таблички со словами «шифровальщики», «спешащий», «шипящий», «дышащая», «шагающая», «шуршащая», «большущий»;
- раздаточные карточки с текстом «Даша и щенок Шарик».
1. Организационный момент.
– Запомните и повторите слова: шапка, машина, камыш. Что общего у этих слов? (В этих словах есть звук [Ш]).
– Послушайте чистоговорку. Назовите повторяющийся звук. Ща-ща-ща – в реке поймали леща. (Часто повторяется звук Щ).
– Сегодня на занятии будем учиться различать звуки [Ш]-[Щ] и буквы Ш, Щ.
2. Уточнение и сравнение артикуляции (перед зеркалом).
Логопед поясняет, что наблюдаем за «работой» губ, а «работу» языка увидеть не можем, так как зубы стиснуты при произнесении обоих звуков, но можем почувствовать изменение положения языка. Внимание детей обращается на то, что при произнесении звука Ш губы округляются и слегка выпячиваются вперед, язык (поднят) в форме чашечки за сомкнутыми зубами. При произнесении звука Щ язык опускается вниз, уголки губ плотно сжимаются.
Упражнение «Узнайте звук».
Логопед беззвучно произносит звуки Ш, Щ, а дети, ориентируясь на положение губ, угадывают произнесённый педагогом звук.
3. Сравнительная характеристика звуков Ш и Щ.
Обязательно обращается внимание детей на то, что звук Ш – всегда твёрдый, в схеме всегда обозначаем синим квадратиком; звук Щ – всегда мягкий, всегда обозначаем его зелёным квадратиком. Оба звука глухие и «протяжные» (произносятся длительно).
4. Сравнение букв Ш и Щ:
а) складывание из спичек;
б) сгибание из проволоки;
в) «написание» в воздухе, друг у друга на спине («Какую букву написали?»);
г) угадывание на ощупь (используются буквы-фигурки).
4. Чтение слоговых таблиц.
Попутно вспоминаем правила: ЧА-ЩА пишем с буквой А; ЧУ-ЩУ пишем с буквой У; ЖИ-ШИ пишем с буквой И. Логопед даёт задания: «Прочитайте слоги с буквой Ш», «Прочитайте слоги с буквой Щ», «Прочитайте слоги парами»:
ША — ЩА АШ — АЩ АША – АША АРЩА — АРША
ШО –ЩО ОШ – ОЩ ОШО – ОЩО АНЩА — АНША
ШУ – ЩУ УШ — УЩ УШУ — УЩУ АЩНА — АШНА
ШЕ – ЩЕ ИШ — ИЩ ЕШЕ — ЕЩЕ
ШЁ (ШО) – ЩЁ ЕШ — ЕЩ ЕШЁ (ЕШО) – ЕЩЁ (слово)
ШИ – ЩИ ИШИ – ИЩИ (слово)
6. Чтение слов.
Логопед поручает детям прочитать слова с буквой Ш, потом – с буквой Щ, затем дети читают слова парами (уточняется значение слов).
7. Звуко-буквенный и слоговой анализ слов ШУБА, ЩУКА.
Предварительно уточняется значение слов (шуба – зимняя одежда из меха, щука – хищная рыба), даются картинки. Обращается внимание на разницу в схемах. Дается задание придумать предложения с этими словами.
8. «Сортировка».
На доске (или на наборном полотне) картинки и буквы Ш, Щ. Сначала надо назвать картинки со звуком Ш и разместить их под/вокруг буквы Ш, потом дети называют картинки со звуком Щ и прикрепляют картинки под/вокруг буквы Щ). Картинки: щётка, шапка, щит, щепка, шар, щавель, каша, роща, ящерица, камыш, калоши, овощи, клещи, уши, плющ, душ.
9. Физминутка.
Логопед предлагает детям вспомнить движения фонетической ритмики на звуки-буквы Ш и Щ.
Ш – руки согнуты в локтях и направлены вперёд. Поднятыми вверх кистями рук совершаем слегка дрожащие движения из стороны в сторону с одновременным небольшим продвижением вверх. Логопед поясняет: «Представьте себе, что мы чистим зеркало газетой. Бумага шуршит: Ш______».
Щ – руки согнуты в локтях и направлены вперёд. Поднятыми вверх кистями рук «пишем» элемент буквы Щ – вертикальную линию с петелькой. Логопед: «Представьте себе, что мы клеим обои, разглаживаем «морщинки»: Щ_____».
Проговаривание слогов и коротких слов с сопровождением фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики: ЩА, ША, ОШ, УЩ, ЩИТ, ШУМ.
8. Игровое упражнение «Составь слово».
Первый вариант упражнения. Логопед «пишет» на спине (спина является проекцией листа бумаги) буквы задуманного слова вразброс, а каждый из учащихся угадывает написанную букву и выкладывает на стол букву-фигурку или букву из кассы. Затем из букв дети складывают слово.
Второй вариант упражнения.
Слова: щётка, шарик.
9. «Закончите слово».
К данным слогам добавьте слоги ША или ЩА, назовите получившееся слово:
ПИ… (ЩА) РО… (ЩА) ГУ… (ЩА)
КА… (ША) НО… (ША) МА… (ША)
10. «Шифровальщики». Ш – квадрат, Щ – треугольник.
.ёки, .ипы, .етина, ве.и, ме.ок, ово.и, гало.и, кле.и, ло.адь.
11. Игровое упражнение «Какой? Какая? Какие?».
Логопед показывает картинки и задаёт вопросы:
«Этот человек спешит на работу. Какой он? (Спешащий.) Звуки Ш, Ж, Ч, Щ произносятся с шипением. Значит, какие они? (Шипящие.) Ткань с переплетением, чтобы кожа «дышала». Ткань какая? (Дышащая). Кукла, которая умеет шагать (ходить). Какая кукла? (Шагающая.). Бумага, которая шуршит. (Шуршащая бумага.) Самый большой … (плод, дом и т.д.) Какой … ? (Большущий.)
12. Предложения для анализа и записи.
Объясняется значение слов, даются картинки.
У малыша пухлые щёки. Папа принёс мешок овощей. Для ремонта машины нужны клещи. Маша пощупала острые шипы. Миша зашёл в воду по щиколотки.
Подчеркните Ш – синим карандашом, а Щ – зелёным карандашом.
13. Вставить пропущенные буквы Ш, Щ.
Прочитайте рассказ, вставляя пропущенные буквы Ш, Щ.
Выпишите слова с Ш, Щ.
Даше подарили .енка. Она назвала его .арик. .арик подрос, и Даша стала его учить. Он тащил за Дашей портфель. Щенок мог вытащить из воды палку. Даша прятала школьные вещи, а он их находил. Однажды Даша потеряла кошелёк. .арик нашёл его и притащил Даше.
Ответьте на вопросы.
а) Как Даша назвала щенка?
б) Что умел делать Шарик?
в) Как Шарик помог Даше?
12. Подведение итога занятия, рефлексия.
– Какие звуки и буквы мы учились различать?
– Чем отличается звук Ш от звука Щ? (Ш – всегда твёрдый, Щ – всегда мягкий).
– Чем похожи и чем отличаются буквы Ш и Щ? (У обеих букв три «зубца» — этим они похожи, но у буквы Щ есть петелька – этим она отличается от буквы Ш).
– Вы сегодня хорошо потрудились — молодцы, возьмите на память наклейки с картинками на Ш, Щ.
- Пфафенродт А.Н. Произношение. 3 класс. Учебное пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I, II, V и VII видов. Москва, Просвещение, 2010. С. 194-200.
- Пфафенродт А.Н. Произношение. Учебное пособие для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. Москва, Просвещение, 2005. С. 217-218.
Конспект НОД в старшей логопедической группе.Тема: «Путешествие в страну звуков»
Конспект НОД в старшей логопедической группе.
Тема: «Путешествие в страну звуков»
Цель: Дифференциация звуков «П», «Пь».
- закрепить произношение звуков «П», «Пь» изолированно, в слогах, в словах, предложениях;
- формировать умение дифференцировать эти звуки;
- учить определять место звука в слове.
- развивать психологическую базу речи (внимание, память, мышление, воображение);
- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать мотивацию игровой и учебной деятельности;
- развивать способность сосредотачивать своё внимание на выполнении действий.
- воспитывать доброжелательность, отзывчивость.
Оборудование: Театральная ширма, театральные куклы — «Сказочная птица» король Твёрдыш и король Мякиш, изображение солнца, пособие «Звуковые замки», письмо, названия станций. Магнитная доска, фишки синего и зелёного цвета, предметные картинки, 2 шкатулки, дидактическое пособие «Поезд». Пластиковые тарелочки с пластилиновым покрытием, природный материал (фасоль,косточки). Музыкальное сопровождение. Картинка-раскраска «Звуковички» (на каждого ребёнка).
Ход занятия:
Дети входят в зал под спокойную музыку, после обращения логопеда к детям звучит тревожная мелодия и появляется из-за ширмы «Сказочная птица» с конвертом в клюве.
Логопед: Дети, вы слышите, какая звучит тревожная мелодия? Наверное, что-то случилось? Посмотрите, к нам прилетела «Сказочная птица», она что-то держит в клюве. Как вы думаете, что это?
Логопед: А вы хотите узнать, что в этом конверте?
Логопед подходит и берёт у «Сказочной птицы» конверт. Достаёт из него письмо с фотографиями королей «Твёрдыша» и «Мякиша», читает его:
«Дорогие дети! Очень вас просим, помогите. Когда мы возвращались из вашего детского сада в свои замки, то по дороге Злой Волшебник похитил наши звуки «П», «Пь» и заколдовал дорогу, по которой мы к вам добирались.
Если вы согласитесь нам помочь, то будьте готовы к испытаниям и трудным заданиям, которые встретят вас в пути. А если вы преодолеете весь путь то, колдовство Злого Волшебника перестанет действовать.
Логопед: Дети, а вы узнали, кто просит вас о помощи?
Дети: Да, это «Твёрдыш» и «Мякиш»
Логопед:А кто они?
Дети: Короли «Звуковых замков».
Логопед: В каком замке живёт «Твёрдыш»?
Логопед: А кто ещё живёт с «Твёрдышем» в его замке?
Дети: Все согласные твёрдые звуки.
Логопед: В каком замке живёт «Мякиш»?
Логопед: А кто живёт с «Мякишем»?
Дети: Все согласные мягкие звуки.
Логопед: Дети, вы запомнили какие звуки похитил Злой Волшебник?
Логопед: Вспомните и назовите какие звуки «П» «,Пь», их сходство и отличие?
Логопед: Дети, вы готовы прийти на помощь нашим друзьям?
Логопед: Путь в Сказочную страну звуков нелёгкий и долгий. Давайте встанем в круг и попросим силы у нашего Солнышка, чтобы оно нас согревало и оберегало в пути.
Самомассаж пальчиков и лицевых мышц «Солнышко»:
Ладошка — это солнышко, пальчики — лучики.
Солнышко, милое, (поглаживающие круговые движения правой рукой по левой лодони).
Поделись своею силою! (поглаживающие движения наоборот). Просыпайтесь лучики! (поочерёдный массаж пальчиков).
Согревайтесь, рученьки! Солнышко проснулось, лобика коснулось,
Лучиками провело и погладило (поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей).
Солнышко проснулось, к щёчке прикоснулось! (поглаживание от носа к средней части ушей).
Солнце личико согрело, потеплело, потеплело. (поглаживание от середины подбородка к нижней части ушей).
Наши рученьки потянулись, Наши губки улыбнулось!
Логопед: Вот и силы прибавились! Пора в дорогу в Сказочную страну. А на чём же мы поедем в сказочную страну?
Логопед: Дети, не забывайте, что короли Твёрдыш и Мякиш живут в Сказочных замках. И транспорт, на котором мы сможем добраться тоже должен быть сказочным. А на чём мы отправимся в путь, вы узнаете, отгадав загадку:
Железные избушки прицеплены друг к дружке,
Одна из них с трубой, ведёт всех за собой!
(Ответы детей: поезд).
Логопед: С какого звука начинается слово «поезд»? Какой это звук?
Логопед: Ребята, встаньте ровно, красиво, друг за другом, как паровозик с вагончиками. А чтобы по дороге нам было не скучно, повторяйте слова:
Паровоз наш небольшой,
Паровоз наш непростой,
В нём колёса не стучат,
Состоит он из ребят.
Едем, едем друг за другом,
Едем лесом, едем лугом.
Остановка на пути
Ну-ка, дружно выходи!
Логопед: Мы прибыли на станцию «ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ».
Игра «Скажи наоборот»:
па -пя пу -пю
по -пё пы -пи
Игра «Запомни и повтори»:
па-по-пу пы-пы-пи по-по-пё
па-па-пя пу-пу-пю
Игра «Четвёртый лишний»:
пенёк, пенал,печка, палка.
Логопед: Молодцы, вы справились с заданиями. Строимся паровозиком с вагончиками, едем дальше (звучит музыка).
Логопед: Мы прибыли на станцию «СИГНАЛЬНАЯ».
а) Я буду называть звуки «П — Пь», а вы как услышите твёрдый звук — просигнальте синей фишкой, если мягкий — зелёной:
П, Пь, П, Пь, П, П, П, Пь.
б) Теперь я буду называть слоги, а вы определите и просигнальте соответствующей фишкой:
ПА, ПО, ПИ, ПЯ, ПУ, ПЫ, ПИ
в) Молодцы! Следующее задание усложняется: вы должны услышать звуки «П-ПЬ» в словах и правильно просигналить.
Логопед: Молодцы, и на этой станции со всеми заданиями вы справились. Строимся паровозиком с вагончиками, едем дальше (звучит музыка).
Логопед: Мы прибыли на станцию «ВЕСЁЛЫЕ КАРТИНКИ».
Дети, это сундучки Твёрдыша и Мякиша, похоже они перепутали свои вещи. Давайте им поможем разложить картинки по сундучкам.
(Дети раскладывают картинки по сундучкам со звуками «П» и «Пь»).Логопед: Дети, посмотрите у нас на пути паровозик, а, чтобы он нас пропустил, мы должны разложить груз по вагончикам:
– в первом вагончике поедут картинки, в названии которых звук «П» или «Пь» слышится в начале слова;
– во втором вагончике поедут картинки, где звуки «П», «Пь» слышатся в середине слова;
– в третьем вагончике поедут картинки, где звуки «П», «Пь» слышатся в конце слова.
Логопед: Молодцы, и на этой станции со всеми заданиями вы справились! Строимся и едем дальше (звучит музыка).
Логопед: Мы прибыли на станцию «УМЕЛЫЕ РУЧКИ».
Дети, вы хорошо справились с трудностями и нашли пропавшие звуки «П» и «Пь», давайте подарим им букву.
(Дети под спокойную музыку выкладывают на пластиковых тарелочках с пластилиновым покрытием букву «П» из природного материала).
Логопед: Дети, чем отличается буква от звука.
Логопед: Молодцы, вы справились со всеми испытаниями на нашем пути, и поэтому колдовство Злого Волшебника перестало действовать.
Звучит музыка, дети быстро строятся и отправляются дальше в путь
Логопед: Мы прибыли на станцию «СКАЗОЧНЫЕ ЗАМКИ». Вот мы и
добрались до Сказочных замков. А вот и наши друзья.
(На ширме появляются король Твёрдыш и король Мякиш, и обращаются к детям с благодарностью).
Король Твёрдыш: Спасибо, вам дети, что откликнулись на нашу просьбу. Король Мякиш: Вернули нам пропавшие звуки и расколдовали дорогу. Теперь мы снова сможем приезжать к вам в гости.
Король Твёрдыш: Дорогие ребята, в знак нашей дружбы мы дарим вам на
память «Звуковичков».
Оба короля: До свидания, до новых встреч!
Логопед: Дети, нам пора возвращаться в детский сад, строимся паровозиком с вагончиками. Дети прощаются с королями, звучит музыка.
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Дифферециация звуков «П», «Пь» и «Б», «Бь»» для детей старшего дошкольного возраста
МБ ДОУ ТР детский сад №2
Конспект непосредственной образовательной деятельности по (развитию речи)
тему: Дифферециация звуков «П», «Пь» и «Б», «Бь»
для детей старшего дошкольного возраста.
Составила учитель-логопед: Корнева Ирина Юрьевна
1.Создание условий для развития умения различать звуки «п», «пь» от звуков «б», «бь» посредством игровой деятельности.
Корекционно-обучающие задачи:
1.создать условия для детской инициативы, для развития способности совместно решать поставленную задачу (социально-коммуникативное развитие);
2.Создать условия для развития у детей навыков межличностного взаимодействия, умения договариваться (социально-коммуникативное развитие);
3.Создать условия для побуждения детей к речевой активности, для развития способности логично оформлять собственное высказывание (речевое развитие);
4.Создать условия для развития мышления (познавательное развитие);
5.Создать условия для развития нравственных качеств;
6.Создать условия для развития умения различать звуки «п», «пь» и «б», «бь» (коррекционная задача).
Корекционно-развивающие задачи:
закрепить знания детей по дифференциации звуков «п», «пь» и «б», «бь»,
учить различать звуки «п», «пь» и «б», «бь», в изолированном виде, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи.
Формировать умение правильно выполнять задания предложенные логопедом.
развивать, фонематический слух, память, внимание, мышление, словарь детей, органы артикуляции, сенсорную сферу.
Корекционно-воспитательные задачи:
1.воспитывать интерес к правильно звучащей речи, интерес к предмету через использование разных методов и приемов.
2.Воспитывать организованность, контроль и взаимоконтроль, темп.
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: мяч; предметные картинки персонажей (Бегимотик Плюх, Бурундук. Белочка, Бармалей, поросёнок Пак, собачка Булька, доктор Айболит и Пилюлькин), Картинка с изображением леса. замок Бармалея,план-схема к замку Бармалея, зеркала, чупа-чупс;
Организационный момент.
Психогимнастика.
Логопед: Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнётесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнёмся друг другу и начнём наше занятие.
Повторение пройденного материала.
Логопед: Ребята, давайте вспомним какие звуки, мы изучали на прошлом занятии?
Дети: Мы изучали звук «Б».
Логопед: Давайте придумаем слова на этот звук.
Дети придумывают слова и говорят, где спрятался (в начале, середине, конце) слова.
Логопед: Молодцы. Дети, я получила письмо. Давайте его прочитаем и узнаем, кто нам написал. Логопед вскрывает конверт и читает: «Дорогие дети, мы в плену у Бармалея. Выручайте. Поросёнок Пак и собачка Булька.» Сегодня мы пойдём выручать из плена Пака и Бульку, но сначала скажите какие первые звуки, вы слышите в их именах?
Дети: звуки «П» и звук «Б».
Логопед: Верно. Но перед тем как мы с вами отправимся выручать наших друзей из беды, давайте выясним, чем эти звуки отличаются друг от друга.
Дети: Один звук глухой- это звук «п», потомучто мы его произносим без голоса, а другой звук «Б» – звонкий, потому что мы его произносим с голосом.
Логопед: Правильно, ну я чем они похожи?
Дети: Оба звука согласных, потому что их нельзя пропеть, протянуть струя воздуха встречает преграду.
Логопед: Что нам мешает их пропеть?
Дети: Губки. Они плотно сжимаются и под напором воздуха разжимаются, (работа с зеркалами)
Логопед: Молодцы. Вот перед вами план, по которому мы должны пройти. Куда показывает стрелка.
Дети: Прямо
Картинка с изображением леса.
Логопед: Пойдёмте. Ой, я слышу чью-то песенку:
Логопед: Давайте повторим. (Сначала хором, потом по одному). Это песенка зверька, в названии которого первый звук «Бь», а последний звук «А». Отгадайте кто это?
Дети: Белка.
Логопед: Как называют её детёнышей?
Дети: Бельчата
Логопед: Какой первый звук слышится в этих словах?
Дети: Звук «бь», братец звука «Б».
Логопед: Верно, а где живут бельчата?
Дети: В дупле.
Логопед: Какой изучаемый звук слышим в слове «дупло»
Дети: Звук «п» в середине слова.
Логопед: Давайте у белочки спросим, где живёт Бармалей.
– Белочка ты нам не подскажешь, где живёт Бармалей?
Белочка: Постараюсь помочь, но сначала поиграйте со мной в игру «Скажи, наоборот» (с мячом).
Белочка: Вы молодцы, я не знаю, где живёт Бармалей, но знаю, кто может вам помочь. Это Бурундук. Идите налево там его и увидите.
Дети: Спасибо.
Логопед: Вот и он. Здравствуй, Бурундук. Наши друзья попали в плен к Бармалею, ты не подскажешь нам дорогу.
Бурундук: Подскажу, если вы выполните мое задание. Я буду вам кидать мяч и говорить слово, а вы должны первый звук заменить на «Б» или «Бь», чтобы у вас получилось новое слово.
Бочка- почка. В магазине (Бочки). На ветках (почки).
Пел бел Чижик звонко (пел). Голубь мира (бел).
Пить бить Мы хотим (пить). Собаку не надо (бить).
Пашня-башня Трактор стоит на (пашне). Пожарные дежурят на (башне)
Бурундук: Молодцы! Вы выполнили моё задание. Слушайте внимательно. Направо пойдёте до болота дойдёте – там живёт бегимотик Плюх, он вам покажет дорогу.
Логопед: А вот и сам бегимотик. Давайте с ним поздороваемся.
Дети: Здравствуй, бегимотик Плюх. Мы ищем дорогу к замку Бармалея, помоги нам, пожалуйста.
Бегимотик Плюх: Помогу, но только сначала помогите мне разобраться со звуками «П» и «Б», а, то я их путаю.
Дети: Хорошо, мы тебе поможем.
Игра «Узнай, звук» (если в словах слышится звук «п» хлопаем в ладоши, если звук «Б», то поднимаем руку).
Боты, паук, бант, будка, пастух, буквы, снопы, блузка, бузина, поезд, бумага, пила, платье, брат, блин, баба, папа, пыль, буря, пуля.
Бегимотик Плюх: Спасибо, друзья, теперь я эти звуки не перепутаю. А теперь я расскажу, как найти дорогу к замку Бармалея. Болото обойдёте, направо пойдёте. Потом увидите забор. За забором живут два доктора – Пилюлькин и Айболит. Они вам покажут, куда идти дальше.
Дети: Спасибо.
Логопед: Вот мы и пришли. Здравствуйте. У нас к вам большая просьба, помогите нам выручить наших друзей. Они в замке у Бармалея.
Доктора: Хорошо. Только у нас одна просьба к вам, поможете нам исправить некоторые слова в двустишье?
Дети: С удовольствием.
Доктора: Ну, слушайте:
Вода бежит в прохладной печке
Поленья полыхают в речке.
Все уселись мы на песенку
И поём мы дружно лесенку.
Я нажимаю на медали,
Чтоб первым получать педали.
На пляже тёпленький лесок
Вдали берёзовый песок.
Далеко идти мне пень
Лучше сяду я на лень.
Лечит от болезней пекарь
Хлеб печёт умелый лекарь.
Доктора: Умницы, ну а теперь идите прямо, там увидите замок, где живёт Бармалей. И будьте осторожнее.
Дети: Хорошо.
Логопед: Вот и замок Бармалея. Здравствуй, Бармалей. Долго мы тебя искали, освободи наших друзей, пожалуйста. Ты же не такой злой, как кажешься.
Бармалей: Здравствуйте, если вы хотите, чтоб я подобрел и отпустил поросёнка Пака и собачку Бульку, вы должны научить меня сочинять чистоговорки и стихи.
Дети: Мы попробуем.
Во дворе стоит … (петух)
С тополей слетает …(Пух)
Вот и всё…(стихотворенье).
Закрой калитку на …(запор)
Не лезь больше на …(забор)
Так сказала бабушка Полина,
Собирая в кузовок…(малину).
Бармалей: Спасибо, ребята. Я теперь совсем добрым стал. Забирайте своих друзей и на меня не обижайтесь. А в знак своей доброты я хочу вас угостить всех чупа-чупсами.
Дети: Спасибо.
Логопед: Дети Что же мы сегодня сделали?
Дети: Выручили наших друзей из беды. Помогли Белки, бегимотику, докторам, самому Бармалею различать звук «П» от звука «б».
Поросёнок Пак и собака Булька: Спасибо, вам ребята, что выручили нас из беды. Мы вас никогда не забудем. Удачи вам во всех ваших делах. До свидания.
Занятие: Дифференциация согласных звуков по принципу: твёрдый и мягкий. Звуки [П] — [П’]
Елена Денисенко
Занятие: Дифференциация согласных звуков по принципу: твёрдый и мягкий. Звуки [П] — [П’]
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
в подготовительной логопедической группе
Тема занятия: «Путешествие в страну звуков».
Дифференциация согласных звуков по принципу: твёрдый и мягкий. Звуки «П»– «ПЬ».
Цель: Научить детей дифференцировать звуки «П»– «ПЬ».
1. Учить давать сравнительную характеристику звуков «П» – «Пь»;
2. Различение звуков «П» – «ПЬ» на материале слогов, слов, развитие фонематического слуха и восприятия;
3. Падежные конструкции – образование существительных
творительного падежа мн. числа;
4. Составление предложений по образцу со сложным предлогом – потому что.
5.Кинезитерапия: координация речи с движением, развитие пальцевой моторики, просодической стороны речи, мимической мускулатуры, графо-моторных навыков;
6. Развитие зрительного и слухового восприятия;
7. Учиться ориентироваться в схеме тела, в пространстве;
8. Воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование: 2 куклы, 2 шляпы синего и зелёного цвета, резинки, конверт, цветные картинки-угощения (со звуками «П»– «ПЬ», черно-белые картинки-подарки (со звуками «П»– «ПЬ», синие, зеленые карандаши для штриховки, синие, зеленые квадраты, игрушка Гном, карточки с 2 домиками и дорожками к ним, шарики Су-Джок, магнитофон.
Ход занятия.
Ребята, давайте поднимем себе настроение и начнём занятие с весёлой гимнастики.
Здесь живёт Хмурилка, (дети хмурятся, указательные пальцы возле сведённых бровей)
Здесь живёт Дразнилка (упражнение «Буратино», дети показывают язык)
Здесь живёт Смешилка (указательные пальчики на щеках, дети улыбаются)
Здесь живёт Страшилка (глаза широко открыты, руки вытянуты вперед, пальцы растопырены, рот открыт)
Это носик Бибка! (указательные пальцы сведены на кончике носа)
А где твоя улыбка? (дети улыбаются)
Ребята, к нам в гости пришел Гном Грамотей из города Звуков (показ игрушки). Он хочет посмотреть, как можно играть со звуками. У нас есть звуки, которые можно петь. Смотри, Гном Грамотей и слушай.
Звучит спокойная музыка.
Упражнение «Растяжки».
Каждый ребёнок держит в руках резинку и растягивает указательным и большим пальцем одной руки. Растягиваем в руках резиночку и поём гласные звуки с повышением и понижением тона по заданию логопеда.
Как называются звуки, которые мы пели? – Это гласные звуки, их можно петь, тянуть, воздух свободно выходит изо-рта, нет преграды.
Дети, Гном Грамотей прислал мне на электронный адрес письмо, (достаём письмо) что же тут написано?
Мы не умеем различать звуки П- ПЬ, научите нас. Мы приедем в среду на поезде. Куклы Петя Поля.
Вспомним по- порядку дни недели. Ребята, вчера был вторник, значит сегодня какой день недели? (среда). Поля, и Петя уже приехали.
Ребята, будем учиться играть со звуками, будем учиться слушать и различать их. Произнесите 3 раза, твердо звук П-П-П после меня.
Губы сжимаются и препятствуют выходу воздуха, не выпускают его, если есть препятствие, то такие звуки называются – согласные. Найдите на своих подносах синий квадрат и поднимите его вверх. Так мы будем обозначать твердый согласный звук «П».
У звука «П» есть братишка звук «ПЬ», он тоже согласный, но мягкий. Поднимите вверх зеленые квадраты.
Положите правую руку на горлышко и произнесите без голоса П-П-П, ПЬ-ПЬ-ПЬ горлышко не дрожит. Это глухие звуки.
Сейчас я буду произносить слоги и слова, а вы будете определять, звучит твердый или мягкий согласный звук и поднимать квадрат нужного цвета.
(У стола логопеда куклы Петя и Поля).
Ребята, Поле мы наденем шляпу синего цвета, а Пете шляпу зеленого цвета. Гном Грамотей спрашивает у Вас, почему? Потому что в имени Поля мы слышим твердый звук «П», а в имени Петя мы слышим мягкий звук «ПЬ».
Ребята, у нас гости их нужно угостить сладостями. У вас на столах картинки со звуками «П» – «ПЬ»,кто хочет угостить гостей должен сказать так: «Я хочу угостить Петю печеньем, потому что в слове печенье есть звук «ПЬ» (картинки апельсин, персик повидло, пастила, пирог, пирожное, пышка, пряник, компот, пончик).
Физкультминутка. «Олень». Координация речи с движением.
У оленя дом большой.
Он сидит в окно глядит.
Зайчик по полю бежит.
-Ты, олень, окно открой!
Там в лесу охотник злой.
-Зайчик, зайчик забегай!
Лапку мне давай!
Ребята, Гном Грамотей напоминает, что Поля и Петя скоро уезжают и просят, чтобы на память вы сделали им подарки-картинки (у детей по 1 картинке со Звуками «П» «ПЬ»). Нужно определить, какой звук «П» или «ПЬ» спрятался в названии картинки и заштриховать картинку либо синим, либо зеленым карандашом. (картинки: паук, письмо, лампочка, платье, пуговица, цифра пять, пятка, петух, сапог, лопата, пальма, перец).
Игра «Кто самый внимательный?».
«Делай то, о чем я говорю, а не то, что я показываю». Задача — учиться ориентироваться в схеме тела.
Развитие пальцевой моторики – шарики Су-Джок. (Дети выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Я мячом круги катаю,
Взад — вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Упражнение «Лезгинка». (Левую руку сожмите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой прямой ладонью прикоснитесь к кулаку левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз).
Упражнение «Клоун». Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая по кругу. После отрабатывают движения разнонаправленные.
Упражнение «Ухо-нос».
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте позицию рук «С точностью наоборот».Усложнение : хлопнуть в ладоши между сменой рук.
Поля и Петя забыли дорогу домой, нужно им помочь добраться до нужного домика? Выберите себе карандаш и проведите дорожку к нужному домику не сбиваясь с пути. Дом Поли синего цвета, дом Пети зеленого цвета.
Ребята, как вы думаете, научили мы Петю И Полю различать звуки «П» «ПЬ»? Гном Грамотей хочет угостить вас за то, что вы хорошо занимались, учились различать звуки «П»– «ПЬ».(печенье на подносе). Прощаемся с гостями
Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [ж]-[ш] и букв Ж-Ш в слогах, словах, предложениях» Цели обучающие: закрепить у детей знания о звуках и буквах «Ж – Ш»; дифференцировать буквы «Ж – Ш» в словах, предложениях. Цели коррекционно.
Фронтальное занятие с элементами театрализованной деятельности «Дифференциация звуков «Ш», «Щ» в словах и предложениях» Цель: 1. Дифференциация звуков «Ш», «Щ» в словах и предложениях. 2. Активизация словаря по теме «Рыбы». 3. Подбор признаков к словам названиям.
Индивидуальное коррекционное занятие со старшим дошкольником с ОНР III уровня «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Цель. Закреплять навыки различения и правильного артикуляторного произношения звуков [с]-[ш] в речи. Задачи. 1. Коррекционно-образовательные.
Логопедическое занятие с использованием здоровьесберегающих технологий «Федорино горе. Дифференциация звуков [Б]-[П]» Конспект логопедического занятия для старшей группы с использованием здоровье сберегающих технологий. Тема: «Федорино горе, Дифференциация.
Конспект открытой образовательной деятельности «Дифференциация глухих и звонких согласных на базе звуков [д]-[т]» Конспект открытой образовательной деятельности. Тема: дифференциация глухих и звонких согласных на базе звуков [Д-Т]. Цели: слухо-произносительная.
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических процессов «Дифференциация согласных звуков [С] и [Ш]» Цели: Образовательные: закреплять навыки различения на слух согласных звуков [с] и [ш], правильного употребления их в речи; совершенствовать.
Открытое логопедическое занятие «Дифференциация звуков [С]-[Ш] в слогах, словах» Тема: «В деревню к бабушке» Цель: Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, словах. Задачи: Коррекционно-образовательная:.
Занятие по обучению чтения с элементами сказкотерапии. Дифференциация звуков [И]-[Ы] и букв И-Ы Тема: «Дифференциация звуков и букв «И-Ы». Цель: Учить детей читать слоги и слова с буквами «И» и «Ы». Задачи: 1. Учить детей различать.
«Звуки разные бывают». Занятие по дифференциации твердых и мягких согласных на основе лексической темы «Дикие звери» Открытое занятие Звуки разные бывают. (дифференциация твердых и мягких согласных на основе лексической темы «Дикие звери») Звуки разные.
Конспект логопедического урока в 1-м классе компенсирующего обучения. Тема: “Дифференциация звуков [п], [п’]”
Разделы: Логопедия
Цели и задачи: познакомить детей со звуками П-П*, с нормой артикуляции изучаемых звуков; учить дифференцировать звуки П и П* изолировано, в словах, в слогах и предложениях и текст; развивать навыки фонематического анализа и синтеза; проводить профилактику оптических нарушений; развивать логическое мышление, связную речь (обучать составлению рассказа на заданную тему); учить работать на уровне текста; развивать мелкую моторику.
Оборудование: слоговая таблица предметные картинки со звуком П, зеркало, муляжи “овощи”, сюжетные картинки, карточки с буквами, магнитные буквы, сюжетные картинки “Помощники”.
1) Развитие зрительного восприятия.
Логопед: Ребята, послушайте, стихотворение и отгадайте о какой букве идёт речь.
Букву ту в спортивном зале
Перекладиной назвали
Влез на букву озорник
Он решил, что та турник!
2) Сформулировать и записать на доске тему занятия.
II. Основная часть
1) Логопед: Вспомните, как пыхтит каша, когда вариться (п-п-п)
– Произнесите звук П перед зеркалом
– Расскажите о положении губ ,зубов, языка о голосовых связках и струе воздуха.
- Губы – сжимаются;
- Зубы – раскрыты;
- Язык – лежит спокойно;
- Связки не работают;
- Струя воздуха – тёплая, короткая
2) Сравнительная характеристика звуков занятия (по таблице)
П – согласный, твёрдый, глухой. На письме обозначаем синим закрашенным квадратом.
Пь – согласный, мягкий, глухой, на письме обозначаем зелёным квадратом.
3) Дифференциация звуков П и Пь в слогах.
Логопед: Прочитайте слоги (карточки на столе) и запишите их. Укажите наличие звуков П и Пь
Слоги: па, пу, пи, пе.
4) Игровое задание.
Хлопните, “услышав” в слоге звук П:
па, ма, на, ва, по, но, лы, вы, пы, бо, то, пу, бы, ка, на, пи.
5) Работа на уровне слова
Игра “Закончи слово”
пу- пух, пушка, пуговица.
пи- пирог, пила, письмо..
2. Словесная игра “Доскажи словечко”
Я взял муку и взял творог
Испёк рассыпчатый. ( пирог)
Если всё ты будешь знать
То получишь в школе . (пять)
Портфель у меня не велик и не мал
Лежит в нём учебник, тетрадь и . (пенал)
3. Дидактическая игра “Прятки”
Инструкция : найдите и покажите предметы на картинках в которых звук П
– в середине слова
4. Развитие звукового анализа
Сказка “Про овощи”
Логопед: Решил однажды Синьор Помидор собрать войско из овощей. Пришли к нему все овощи: горох капуста, огурец, лук, репа, патиссон, картофель и другие. И сказал помидор: “Много желающих оказалось вас, чтобы служить в моём войске, поэтому я ставлю такое условие: в первую очередь в войско пойдут те лишь овощи, в названии которых есть звук П”.
Назовите их, ребята ,и попробуйте определить место звука П в слове.
Логопед: Составьте звуковую схему слова: репа, перец (работа с цветными картами за столом); слова :помидор, капуста, петрушка (работа у доски)
5. Физкультминутка . “Петух” (игра в кругу)
Сел петух на забор,
Закричал на весь двор.
Слушай, Дима, не зевай,
Кто петух у нас, узнай!
6. Дифференциация звуков П- Пь в предложениях
Логопед: Дополните предложения словами, в которых есть звук П.
- На огороде выросли красные. (помидоры)
- В саду распустились красивые . (пионы)
- Мальчик отправил бабушке . (письмо ,посылку)
- Полина пришла из школы и сняла . (пальто, плащ, платье)
- Липу пилили . (пилой)
- На полку поставили . (посуду)
- Во время жары на голову надо надевать . (панаму)
- Бананы растут на . (пальме)
Логопед: Ребята, а теперь составьте самостоятельно предложения со словосочетаниями:
Дидактическая игра “Слово рассыпалось”
Из букв ПУТШЕКО составить слово.
Встанет на заре,
Поёт во дворе.
На голове гребешок,
Кто же это? (Петушок)
Составление предложения с данным словом.
Логопед: А сейчас мы с вами сыграем в игру “Звёздный час”.
Инструкция :из букв слова КРАПИВА составить другие слова (парк, пар, пир, вар, кипа, рак, икра, пара. )
Развитие связной речи
Составление рассказа по сюжетным картинкам.
Логопед: Рассмотрите картинки и составьте по ней рассказ.
(Дети раскладывают сюжетные картинки “Помощники”).
– Составление рассказа при помощи вопросов.
III. Итог занятия
Логопед:
- Чем мы сегодня занимались на занятии?
- Что особенно понравилось?