Дифференциация звуков Щ — Ш

Дифференциация звуков и букв “ш—щ”в слогах, словах

Цели:

Учит различать звуки “ш-щ” в слогах, словах.

Воспитывать орфографическую зоркость.

Развивать внимание, память, умение обобщать, делать выводы.

Оборудование.

Картинки с изображением тучи, солнышка и его лучей.

Картинки с изображением героев сказок.

Таблицы со словами.

Карточки с заданиями.

Ход занятия

1. Орг. момент.

2. Чтение слоговой таблицы.

а) Слоговая работа.

ша_щащу-шуша-щащу-шу
що_-шоящ-ашшо-щеющ-юш
аш-ящещ-ешиш-ищещ-еш

Какие звуки и какие буквы повторяются в этих слогах? Какие звуки и буквы мы будем сравнивать? Что общего в этих звуках? (Согласные, шипящие).

3. Прочитать слова, четко произнести.

Шар, шуба, щит, щепка, лещ, товарищ, шашки, щука, шел, щи, шкаф, плющ, пища, шило, щека.

Как вы думаете, в чем отличие звуков “ш” “щ”? (“ш” – всегда твердый, “щ” – всегда мягкий).

(Какой бы гласный не стоял за звуком “ш”, он всегда будет твердым. Звук ”щ” всегда мягкий, какой бы гласный за ним не стоял. )

4. Сегодня на занятии мы будем тренироваться в различении звуков “ш”, “щ” и правильном написании букв “ша”, “ща”. А помогут нам герои сказок. Назовите звуки, из которых состоят их имена.

“Не садись на пенек, не ешь пирожок,
Ну-ка вспомни сказку, друг.

Кто умнее был, ответь, в сказке: “Маша и медведь”.

Удивляется народ, едет печка, дым идет.
А Емеля на печи ест большие калачи.
Чай сам наливается по его хотенью.
А сказка называется “По щучьему веленью”.

Дайте кличку попугаю, чтобы был звук “ш”. (Попугай Кеша). Собрались наши герои на поляне. Деревья вокруг, бабочки порхают. Солнышко светит. Вдруг налетела туча, закрыла солнышко. Стало темно. Помогали туче темные силы леса во главе с Кощеем Бессмертным . Мы поможем сказочным героям вернуть солнышко, если будем правильно выполнять задания. Я прошу вас быть внимательными и активными, помогать мне. Ваша помощь -это участие в уроке . А оценивать мне поможет солнышко. Вернее его лучи . Если правильный ответ, солнышко светит ярче, и у него появляется новый лучик. Ответ не правильный солнышко прячется за тучу.

5. Прослушайте слова. Найдите звук “ш”-“щ”. Запишите соответствующую букву.

В середине слова:

решето, морщины, мишень, вещание, горошина, ищейка;

Проверим. Появился первый лучик. Солнышко показалось из-за тучи.

6. Составить и прочитать шесть слов из двух слогов, четыре слова из трех слогов.

щешищеллы
шапкащепве
щунамалма

Проверяем. щелка, шапка, щука, шина, щелка, щепка, малыши, машина, навещу, вешалка.

Еще один лучик появился у солнышка.

7. Записать слова в два столбика. В первый столбик слова со звуком “ш”, во второй со звуком “щ”:

шило, щель, шары, щетка, шея, плащ шарик, щеки, Маша, товарищ, груша, чаща.

Проверяем. Кто выполнил правильно, прикрепляет луч к солнышку.

8. Нам на помощь пришли волшебные матрешки. На обратной стороне напечатан текст. Ручкой синего цвета вписать пропущенный согласный “ш”, а ручкой зеленого цвета “щ”.

…ирока площадь. Поло. . . у в воде …ерстяное и шелковое платья . Боль…ой кипя…ий котел. Выра…иваю и ку…аю ово…и.

Проверить, присоединить лучик к солнышку.

9. Прочитать слова, написанные на карточках. Найти разницу в произношении, написании и значении этих слов.

чашачаща
помещатьпомешать
защитазашито
шелкщелк
прощупрошу
укрощатьукрашать
пишупищу

Придумать предложения с этими словами и записать.

Проверить и присоединить лучик к солнышку.

10. Физминутка.

  • Звук “ш” протяжно звучит, (руками раздувать шар.)
  • А “щ” – прерваться спешит (шар лопнул).
  • Звук “ш” можно тянуть (руки тянуть, как гармошку).
  • Звук “щ” спешит улизнуть (руки опустить).

11. Дописать слоги ша-ща.

Дописать слоги шу-щу.

Проверить, присоединить лучик к солнышку.

12. Ответить на вопрос одним словом. Записать.

Где жили первобытные люди? Чем покрыта кожа свиньи? Как по-другому называются огурцы, помидоры, свекла, лук? Кто ведет поезд? Чем покрыто тело кошки, собаки? Как по-другому называются маленькие баранки? Дети прослушали рассказ и рассмеялись. Какой был рассказ? Как называется дорога, по которой едут машины?

Проверить. Присоединить лучик к солнышку.

Итог занятия.

Посмотрите, как светло стало в классе. Сколько лучей у солнца. Это правильно выполненные задания. Земля освещается солнцем, а человек знаниями. Вспомним, чему учились на уроке? (Различать звуки и буквы “ш”-“щ”).

Какой звук”ш”?

  • Всегда твердый.
  • Какой звук “щ”?
  • Всегда мягкий.

Подберите по одному слову со звуком “ш”. Со звуком “щ”. Придумайте предложение, где бы были звуки “ш”-“щ”.

Щеки красные у Саши, ел он много щей и каши. Назвать слова со звуком “ш”-“щ”.

Дифференциация Ш – Щ
тренажёр на тему

Карточки с заданиями для различения ш – щ.

Скачать:

ВложениеРазмер
razlichenie_sh_-_shch.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация Ш – Щ.

  1. Задание: «Прочитай слова, вставляя пропущенные буквы «Ш» или «Щ».

Обе_ать, _аг, _айба, _апка, пи_ать, мы_ата, у_анка, ре_ать,уго_ать, вра_ать, ды_ать, ме_ать, тре_ать, про_ать, _ахматы, лап_а, _арф, поме_ать, обра_ать, до_атый, возвра_ать, восхи_ать.

И_у, ме_ок, пи_у, _ум, _ут, _уба, та_у, уго_у, _утка, ми_ень, о_ейник, поме_у, тре_у, _ука, _упать, _ёки, _ётка, _каф, _таб, _ёлкать, за_ёлка, _мель, _ тука, _кола, сгу_ённый.

  1. Задание: «Вставь пропущенные буквы».

Т___В___Р______ – синоним слова «друг».

Л___Н________И – весенние цветы белого цвета.

Р___________А – она бывает берёзовой.

___АХ_____Т___ – настольная игра.

_____П____ВН____К – колючий кустарник.

О____Й_____К – надевают на шею собаке.

____ЁТ_____ – ей чистят одежду, обувь.

М_______НЬ – в неё нужно попасть.

К___М_____И – они растут у реки.

Р_________НИЕ – это есть у задачи.

У____ЕЛЬ___ – низина между отвесными склонами гор.

____Л___П___А – небольшая лодка.

П__М____Н___К – тот, кто оказывает помощь.

____Т____РВ___Л – руль на корабле.

___Н___Р___К – его завязывают (обувь).

_____Н____К – детёныш собаки.

  1. Задание: «Допиши, если нужно, недостающий элемент буквы Щ ».

На помошь Ване пришёл товариш. Луна освешает рошу. В озере большие леши. Прилетели в рошу красношекие шеглы. Мы наловили ершей и лешей. Птичка верешала, думать мне мешала. Миша и Паша играли со шенком. Тётя Даша угошала Машу. Мне нужны шипцы. Шелестит листва, и шебечут птицы. Берёзовая роша.

  1. Задание: «Вставь в слова нужный слог».

Гу___ – ту ___ пи___ть – ли ___ть

Ча ___ – ча___ тре___ть – ре___ть

Ро___ – поро___ ___вель – ___лфей

Поме___ть – поме___ть обе___ть – ме___ть

Наве___ть – ве___ть укро___ть – укра___ть.

____лк – ___лк ___тка – ___рстка

___ки – ___пот мо___ный – га___ный.

Пи___ – пи___ поме___ – спе___

Про___ – про___ уго___ – уку___.

Пи___ – пи___ ле___ – ер___

Тре___ – ре___ пла___ – на___

За___та – за___та ве___ – ва___.

___пка – ___йка пу___ – ти___

___бет – ___лест вра___ние – ре___ние

Задание: «Вставь подходящее по смыслу слово».

Суши мокрые ________________.

У Даши болит ________________.

Мы наловили ершей и __________.

На ______________ шумит народ.

Шелестит листва, и __________________ птицы.

Под ___________________ в тиши ходят важные лещи.

Слова для справок: площади, щека, щебечут, вещи, лещей, кувшинками.

Я возвращался с охоты и шёл по_______________. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила _________ и стала красться.

Впереди сидел молодой___________________. Он беспомощно растопырил едва прораставшие ___________________. Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей упал перед собакой. Он _________________ своё детище. Каким громадным _____________ должна была ему казаться собака! Он ___________ и дрожал от страха. И всё-таки он не усидел на ветке…

Я поспешил отозвать ________________________ пса и ушёл. Я восхищался героизмом маленькой ______________.

(По И.С. Тургеневу.)

Слова для справок: защищал, роще, пищал, пташки, чудовищем, воробышек, шаги, крылышки, смущенного.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю.

Материалы Методического совета.

Конспект занятия по коррекции дисграфии.

В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе “слово”, “предложение”, а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как п.

Актуальность использования технологии уровневой дифференциации в образовательном процессе, положительные и отрицательные аспекты. .

Очень помогает на уроках литературы.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв “Б-П”, задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска.

Полезные материалы

Упражнения на дифференциацию звуков Ш-Щ. (речевой материал)

Беляева Е.Н.
учитель-логопед, МБДОУ ЦРР д/с №13 Теремок, г.Климовск

Различение звуков [ш-щ] на дошкольном логопункте проводится, как правило, на последнем этапе коррекционной работы. К этому времени дети овладевают навыками звукового анализа, послогового чтения, словообразования, достаточным уровнем развития связной речи. Но тема эта сложна как для дошкольников, так и для младших школьников, поскольку эти звуки//буквы имеют как акустико-артикуляционное, так и графическое сходство.

В свое время, при подготовке к занятиям, я столкнулась с нехваткой речевого материала по этой теме, поэтому пришлось по крупицам собирать или сочинять материал.

Данный речевой материал составлен для старших дошкольников и младших школьников и использовался на индивидуальных и подгрупповых занятиях, а также в качестве домашних заданий для детей и родителей.

• обязательно проводится предварительная работа по дифференциации[Ш – Щ] на уровне звука, буквы и слога.

• необходима углубленная словарная работа.

• хороший результат даёт проговаривание слов с одновременным показом символа звука или буквы.

2.Проговаривай: (с показом букв)

3. Сравни смысл слов:

Пиши-пищи, чаша-чаща, плюш-плющ, шёлк-щелк, прощу-прошу, распушу-распущу, замешу-замещу, грущу-грушу.

4. Что сначала? (проговаривать с показом букв)

Тащишь, пишущий, щипаешь, ищешь, блещешь, страшилище, дышащий, шалящий, шкафище, пляшущий, машущий, шипящий, щекочешь, спешащий щупаешь, шелестящий, шьющий, щеголяешь.

(а) Что делаешь? ДАЁШЬ – (какой)ДАЮЩИЙ. Поёшь – поющий,

льёшь, пьёшь, гладишь, моешь, бьёшь, рвёшь, шьёшь, вьёшь, идёшь, обещаешь, врёшь, гнёшь.

Я ищу ландыши.ТЫ (ищешь ландыши). МЫ (ищем ландыши).

ОНИ . (пошёл на площадь, мешаю щи и кашу, вытащил из ящика щипцы, ищу клещи)

6. «Много – один»: шалаши – 1 шалаш, ..

Лещи, мыши, овощи, ковши, туши, клещи, голыши, вещи, хрящи, товарищи, камыши, ерши, хвощи, борщи, помощи, плащи, ландыши.

7. «Увеличь» слова: таракан – ТАРАКАНИЩЕ .

Волк, глаза, жильё, кот, медведь, чудо, страшила, рука, шмель, шляпа, машина, шкаф, дом, ковш, нога, сапог, утюг.

8. Назови профессии:(кто чем занимается?)точит – ТОЧИЛЬЩИК,

Пилит, носит, ныряет, дрессирует, моет, чистит, чинит часы, участвует в гонках,строит из камня, шифрует, делает обувь.

(пильщик, носильщик, ныряльщик, дрессировщик, мойщик, чистильщик, часовщик, гонщик, каменщик, шифровальщик, обувщик)

9. Читай и составляй словосочетания по смыслу: (соедини слова из двух столбцов карандашом)

10. Внимательно! Составь предложения верно:

Лещ и большая щука поймали на крючок Мишу. Мы вытащили клещи гвоздями. Ящик с вещами тащит щенка Черныша. В огороде щавель выращивает бабушку. Кошка страшится пищащих щеглов.

11. Внимательно! Под диктовку выпиши буквы Ш и Щ из предложений:

(а) На площади башня. На щенке ошейник. У Шуры длиннющий плащ. Саша зашёл за товарищем. Дедушка обещал поймать настоящую щуку. Хвощ мешал растущим овощам.

(б) По мощёной площади шли тощие лошади. Старушка тащила большущий ящик с пищащим щенком. В запущенном саду поют щеглы, таращат глаза лягушки.

12. Не спеша, чётко проговаривай:

* Ша-ща-ша – щука очень хороша.

Ще-ше-ще – треснуло удилище.

Щу-шу-щу – щуку я не упущу!

* Я шёл по улице пешком и повстречался со щенком.

Дошли мы вместе до ворот, но вдруг щенок пошёл вперёд.

Уж – шипящий, лещ – молчащий,

Щегол – поющий, а клещ – грызущий.

Шмели все жужжащие, мышата – пищащие;

Тушканчик – прыгающий и в нору шмыгающий.

Ещё мартышки кричащие, да ребятишки шалящие!!

13. Перескажи рассказ: Хищница.

Кошка сощурила глаза и притворилась спящей. Но она слышала щебет. Это воробьишки клевали крошки. Вот самый младший воробушек сел рядом с кошкой. Хищница схватила и утащила малыша.

14. Опиши, как выглядит и ведёт себя тушканчик. Нарисуй зверька.

В жарких степях и пустынях живут тушканчики. Это небольшие зверьки, своим видом напоминающие зайчонка, мышонка и кенгурёнка. На зайчонка они похожи размером и мордочкой, на мышонка – шёрсткой и длиннющим хвостом. А кенгурёнка они напоминают своими прыгучими лапками.

Хвостище у тушканчика гораздо длиннее туловища. Хвост у него как руль, помогающий быстро поворачивать на скаку. Скачущий тушканчик может обогнать даже машину. Каждый прыжок у него достигает трёх метров!

Иногда хищнику удаётся догнать тушканчика и схватить его за хвост. Но во рту у него остается только кисточка. Тушканчик сбрасывает кожу с конца хвоста и таким образом спасает себе жизнь. Прыгающего тушканчика не догонишь!

Конспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»

Виктория Чередова
Конспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»

Тема:: «Дифференциация Ш, Щ в слогах и словах».

Цель: Совершенствовать умения различать звуки и буквы Ш, Щ в слогах и словах.

научить дифференцировать звуки, буквы Ш, Щ в слогах и словах;

развивать фонематическое восприятие, зрительный гнозис;

совершенствовать навыки звукового анализа;

развивать навыки словообразования;

развивать мелкую и общую моторику;

Воспитывать аккуратность при работе с раздаточным материалом и в тетрадях;

Оборудование: Профили звуков [Ш] и [Щ], раздаточный материал к играм «Светофор», «Звуковая мозаика»; ручки; карандаши; изображения: ящерица, щука, щенок, чашка, клещи, щётка, щипцы, шинель, карточки для индивидуальной работы.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

– Ребята, на прошлом занятии мы изучили букву Щ.

Послушайте внимательно стихотворение, постарайтесь запомнить все слова со звуком [щ].

Нина раз считала вещи:

Ящик, щётка, плащ и клещи

Плюс трещотка, два ножа,

Щит и два карандаша.

Сколько б было здесь вещей,

Если б не было клещей?

– Назовите слова со звуком [щ].

– Дайте характеристику этому звуку. (это согласный, глухой, всегда мягкий)

2. Развитие навыка звукового анализа слова:

(детям раздаются карточки с кружочками символизирующими светофо: вначале красный, посередине жёлтый, в конце – зелёный и фишки –автомобили)

Определите, где находится звук в слове, поставьте фишку на соответствующий кружок (в начале в середине или в конце)

Клещи, ящик, щётка, щека, плащ, трещётка, камыш.

– Молодцы, все заметили, что в последнем слове нет звука [щ], а какой звук мы слышим в конце слова камыш?

– Какой он? (согласный, шипящий, всегда твёрдый, глухой)

– Чем отличаются звуки: [ш], [щ]? ([ш]- всегда твёрдый, [щ]- всегда мягкий)

3. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ш], [щ] перед зеркалом.

Работа с артикуляционными профилями звуков.

– Покажите с помощью ладошек, как ведёт себя язычок, когда произносим звуки [ш] и [щ]? (Одна ладошка – язычок, другая – верхнее нёбо.)

4. Прочитайте слоги:

5. Развитие умения различать звуки [Ш] и [Щ] .

Игра «Звуковая мозаика»

(детям раздаётся рабочее поле – квадрат 4на3 клеточки и фишки зелёного и синего цвета)

Слова: Шар, щавель, шапка, шахматы, щука, шампунь, шалаш, щегол, шум, шерсть, щупальцы, щи.

(производится проверка с доски)

6. Пришло время повторить как пишутся буквы Ш и Щ, но для начала подготовим пальцы к работе:

Пальчиковая гимнастика «Щука»

Щука хищная, зубастая, (пальцами имитируем движения челюстей)

Для лещей, плотвы опасная,

Ищет, чем бы поживиться? (руками производим движения «рыбка плывёт»

Кто-то там, в воде резвится?

Чей-то рядом хвост мелькает?

Хвать? Тут щука не зевает! (руки сжимаются в «замочек»)

Но попалась на крючок –

Тащит щуку рыбачок! (указательные пальцы –крючки тянут друг друга)

Сравнение букв по написанию.

– Чем отличаются буквы: «ш» и «щ»?

– Какой элемент у них общий?

7. Письмо букв, чередуя ш, щ, ш, щ

– Чем отличается написание буквы Ш и Щ? (они пишутся одинаково, только у буквы Ш нет хвостика)

8. Письмо слогов с буквами ш и щ:

Внимательно послушай и запиши слоги. На верхнюю строку слоги с буквой ш, а на нижнюю – слоги с буквой Щ

Ша, шо, щу, щи, ще, ши, ща, шу, щё, ше, що.

– Какое правило нужно помнить при написании слогов ЩА, ЩУ?

9. Письмо слов с буквами Ш и Щ.

Допиши слова, добавляя слоги с буквой Щ или Ш:

Ро, ча, ово, кало…., малы…., кле…, ….пка, …нок, ….ка, ….рты, ….вель, ….на,

Во дворе щенок играл

Прыгал, бегал и считал:

Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова.

Три – налево поворот

И помчался до ворот.

Вдруг он встал, вздохнул и сел

И на всех вокруг глядел.

11. Совершенствование навыка различать звуки в словах [Ш] и [Щ],

Игра «Что лишнее?»

Ящерица, щука, щенок, чашка (чашка).

Клещи, щётка, щипцы, шинель (шинель).

12. Развитие навыков словообразования:

Добавьте к словам суффикс -ищ. Какие слова получатся?

шуба – … шляпа – … шалаш – …

штора – … шайба – … карандаш – …

швабра – … плащ – … клещ – …

13. Самостоятельная работа на карточках:

Вставь недостающие буквы Ш или Щ

. ука. елчок кув. ин пры. ик бро. ка кро. ит. орох. епка. епотка пи. ит ка. а пла. горо. ина гру. у вра. ат ь. ёлк за. итник вер. ина

14. Подведение итогов занятия :

– О каких буквах говорили сегодня на занятиях? Чем отличаются звуки и буквы Ш и Щ?

План работы по формированию навыков фонематического анализа, синтеза и представлений у дошкольников в старшей группе ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ в старшей группе (1-й год обучения).

НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук и буква Ы НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Цель:Научить различать и четко произносить звук [Ы] в слогах, словах,.

Звуки Щ – Ч – С* – Ш

№ 1 Звук Щ

  1. Слова: щавель, щадить, щебет, щегол, щетина, щека, щеколда, щель, щенок, щепка, щеголь, щепотка, щетка, щелкать, щелка, щи, щипать, щит, щука, щупать, щуплый, площадь, роща, ущелье, пещера, ящерица, щипцы, клещи, ящик, пищать, угощать, ищейка, овощи, прощение, гонщик, идущий, кипящий, сварщик, на ощупь.
  2. Счет 1-10 – щеколда, щепка, ущелье, пещера, ящерица.
  3. Употребление увеличительных суффиксов по образцу: Кулак – кулачище, сила – силище, рука – … , сапог – … , голос – … , ремень – … , топор – … , нога – … , глаза – … , нос – … , карман – … .
  4. Деление перечисленных слов на слоги.

№ 2 Звук Щ

  1. Слова: мощность, дощатый, превращаться, прощать, прощение, вращение, сварщик, защитник, факельщик, трещина, гонщик, щупальцы, прищепка, помещение, сгущенный, освещение, счастье, счетный, считать.
  2. Запомни и повтори: трещина, прощение, защитник.
  3. Словосочетания: хищная щука, поющий щегол, пищащий щенок, тощий лещ, мощеная площадь, сгущенное молоко, дощатые полы, сытная пища.
  4. Спряжение в настоящ. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Они, Она): Возвращаться из экскурсии в пещеры.

Восхищаться праздничной площадью.

5. Заучивание скороговорок, выделение слов со звуком «Щ»:

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Ты нас, мама, не ищи: щиплем щавель мы на щи.

Щуку я тащу, тащу. Щуку я не упущу.

Щенок жалобно пищит – тащит он тяжелый щит.

№ 4 Звук Щ

Щуку тощую с реки притащили рыбаки.

Щука хищная страшней, чем страшилище Кощей.

Мы ей дали овощей и погуще жирных щей.

Щука шлепнула хвостом, словно щелкнула хлыстом,

И таким ударом крепким расщепила стол на щепки.

Притащили мы в грозу щуку тощую в тазу.

Щекотали щуку щепкой, прищемили хвост прищепкой.

Мыли щуке щеки щеткой, довели ее щекоткой.

Щука – щетку за щетину, отщипнула половину,

Расшвыряла часть вещей, пролила кастрюлю щей,

А потом как даст «леща»! мы помчались, трепеща,

Не щеколду дверь закрыли, щели щебнем завалили,

Удивились сообща: сколько слов на букву «Щ»!

№ 5 Звуки Щ-Ч

  1. Слова-паронимы: плач – плащ, челка – щелка, четки – щетки, помочь – помощь, печать – пищать, горячий – горящий, чадит – щадит, лечи – лещи, точу – тащу, чур – щур.
  2. Выделение звуков «Щ», «Ч» из слов и проговаривание их:

щенок, плечи, клещи, почка, щетки, свечки, калачи, печник, пещера, щетина, щеглята, почерк, птичница, защита.

3. Изменить слова:

Лев рычит, рычит, рычит. Лев какой? РЫЧАЩИЙ.

Пес ворчит, ворчит, ворчит. Пес какой? ВОРЧАЩИЙ.

Бык мычит, мычит, мычит. Бык какой? МЫЧАЩИЙ.

Молоток стучит, стучит. Молоток какой? СТУЧАЩИЙ.

Колокол звучит, звучит. Колокол какой? ЗВУЧАЩИЙ.

Молчать – МОЛЧАЩИЙ, бренчать – БРЕНЧАЩИЙ

№ 6 Звуки Щ-Ч

  1. Слова: чащоба, чаща, чище, чищенный, чистильщик, очищение, щелчок, щелочь, щипчики, счетчик, счастливчик, очищать, точильщик, часовщик.
  2. «Назови ласково»: щука – щучка, щека – … , вещь – … , ящик – … , щенок – … , плащ – … , чулок – … , доска – … , щель – … , щипцы – … , щетка – … , червяк – … . лещ – … .
  3. Измени по образцу: кулак – кулачок – кулачище, мужик – мужичок- мужичище, чердак – чердачок – чердачище, черпак – черпачок – черпачище, каблук – каблучок – каблучище, червяк – … – … , чеснок – … – … , кирпич – … – … , комок – … – … .
  4. Словосочетания: почтовый ящик, ночной хищник, горячие щи, врачебная помощь, копченый лещ, поющие чижи, горящая лампочка, палящие лучи, чужая вещь, журчащий ручей.

№ 7 Звуки Щ-Ч

  1. Словосочетания: щепотка чая, щебечущий щегол, чищенные овощи, пучок щавеля, куча щебенки, чистый плащ, почтовое извещение, плачущий человек, ученый щенок, чугунный щит, точный подсчет, сухощавый человек, чистое полотенце, овощная начинка, сочные овощи, хлопочущий чистильщик.
  2. Счет 1-10 – кричащий щеночек, чистая дощечка, копченая щука, сочный овощ, скучающий учащийся.
  3. Запомни и повтори: Чудесное угощение – копченая щука – чистое помещение – почтовый ящик. Прочный щит – молочная пища – овощная пища- колючая щетка. Чистая дощечка – скучающий ученик – птичий щебет – сочные овощи.

№ 8 Звуки Щ-Ч

1. Спряжение в настоящ. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они):

Чистить щеткой щенка.

Чистить сочные овощи для угощения.

Чистить копченую щуку для угощения.

  1. Предложения: Лена ищет в ящике перчатки. В пирожки положили начинку из овощей. Чаще и чище чистите зубы. Вычищенные вещи сложили в чемодан. Дрова громко трещат в печке. Луна освещает чащу. Тягач тащит вагончик. Щеглы ищут личинок.
  2. Вставить пропущенные слова в предложения: Внучка приготовила угощение для бабушки – чудесный торт с кремом из … молока. К столу подали … картофель и … щуку. На десерт были … яблоки. Бабушка купила внучке кофточку из … шерсти. Телега громыхала по … мостовой. В комнате стоял стол с … ножками. СЛОВА: сгущенный, копченый, моченый, мощеный, крученый, точеный, печеный.

№ 12 Звуки Щ-СЬ

  1. Выделение звуков «Щ», «СЬ» из слов: щука, сети, мощеный, трещина, сила, семена, щипать, гусеница, лисята, лощина, селедка, овощи, щебетать, гуща, носилки, песенка, морщинка, щеглы, пищал, ящик, карась, помощь, щепка.
  2. Слова-паронимы: лес- лещ, сели – щели, пласт – плащ, писать – пищать, роса – роща, плюс – плющ, весь – вещь, хвост – хвощ.
  3. Изменить по образцу: свистеть – свищу, рыскать – рыщу, пищать – пищу, плескать – плещу, таскать – … , грустить – … , блестеть – … , искать – … , пускать – … , чистить – … , полоскать – … .
  4. Закончи слово слогом ЩА или СЯ: ро(ща), Ва(ся), Лю(ся), гу(ща), бабу(ся).

Закончи слово слогом ЩИ или СИ: ве(щи), ло(си), ле(щи), гу(си), кле(щи), пла(щи).

№ 13 Звуки Щ-СЬ

  1. Дифференциация «Щ» – «СЬ» «Четвертый лишний»:

Сирень, васильки, плющ, листья – плющ.

Щегол, гусь, снегирь, синица – щегол.

Стекло, овощ, слива, апельсин – овощ.

Ящерица, щука, щенок, гусенок – гусенок.

Щипцы, клещи, сеялка, ящик – сеялка.

  1. Слова: вещество, существо, сообщение, носильщик, стекольщик, совещание, посещение, просвещение, спящий, блестящий, висящий, отстающий, строящий, пастбище.
  2. Изменить по образцу: коса – косища, сила – силища, слива – … , собака – … , сумка – … , сито – … , хвост – … , стакан – … , стул – … , усы – … , носы – … , волосы – … , голоса – … .

№ 14 Звуки Щ-СЬ

  1. Словосочетания: вкусный лещ, щедрый лес, вырастил плющ, стали пищать, осиновая роща, блестящая роса, весь сплющился, Симины вещи, свекольный борщ, тающий снег, серое вещество, щипаный селезень, сильный носильщик.
  2. Закончи слово: ры. ло. ле., помо. ве. пла., плю., пове. хво., укра. ово., бою. бор., мо. купаю.. .
  3. Вставить недостающее слово:

Стекла вставляет … (стекольщик). Вещи носит … (носильщик). Одежду кроит … (закройщик). На складе работает … (кладовщик). На подъёмном кране работает … (крановщик). Крышу кроет … (кровельщик). Кирпичи кладет … (каменщик). В бане работает … (банщик).

№ 15 Звуки Щ-СЬ

  1. Спряжение в настоящ. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Посвящать песенку возвращающейся весне.

Посещать весеннюю рощу.

Любоваться весенней рощей.

Восхищаться веселым щебетаньем птиц.

На то и щука в море, чтобы карась не дремал.

Всякой вещи своё место.

Не учи козу – сама с возу стащит.

Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз.

Друзья узнаются в несчастье.

№ 16 Звуки Щ-Ш

  1. Заучивание стихотворения «Щегол»:

Целый день поет щегол в клетке на окошке,

Третий год ему пошел, а он боится кошки.

А Маша не боится ни кошки, ни щегла,

Щеглу дала напиться, а кошку прогнала.

  1. Признаки и действия: Щегол (какой?) краснощекий, шустрый, щебечущий, шумный. (Что делает?) Щебечет, строит жилище, ищет пищу, ловит мошек, летает и т.д.
  2. Распространение предложений: Ранней весной возвращаются щеглы. Ранней весной возвращаются в рощу щеглы. Ранней весной возвращаются в рощу краснощекие щеглы. Ранней весной возвращаются в рощу краснощекие щеглы и начинают строить жилища.

№ 17 Звуки Ш-Щ

  1. Слова-паронимы: чаща- чаша, щелк – шелк, пищу – пишу, прощу – прошу, пищи – пиши, погощу – погашу, по роще – пороша, помещать – помешать, укрощать – украшать, защита –зашито, вещать – вешать, навещать – навешать.
  2. Вставить звуки «Щ», «Ш»: .ар, .апка, .уба, ланды., кало.и, ко.ка, рома.ка, .ель, .епка, .енок, .ука, пла., ово.и, ви.ня, ве.и.
  3. Запомни и повтори: шагающий экскаватор, шумящий камыш, пишущая машинка, шуршащая мышь.
  4. Счет 1-10 – с этими же словами.
  5. Спряжение в настоящем времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Угощать хищных зверей.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Щ — С

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ща — сящу — сущё — сёщи — си
ся — щасю — щусё — щёси — щи
ащ — асьощ (ощь) — осьящ — ясь
ющ — юсьищ — исьещ (ещь) — есь
ась — ащось — ощ (ощь)ясь — ящ
юсь — ющись — ищесь — ещ (ещь)

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С прямыми слогами.

Щёки, щётка, мощёный, щука, угощу, щи, щит, щель, щепка, ищейка, щавель, трещина, щипать, щегол, щенок, щетина, посёлок, гусёнок, сито, кисель, сети, семья, сила, Сеня, сено, семена, осень, сеять, Сима, косилка, носилки, лисята, поросята.

2. С обратными слогами.

Лещ, вещь, овощ, плащ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, навесь, авось, злюсь, карась, брысь, брось, колосья.

3. Слова со звуками щ и с.

Сварщик, носильщик, стекольщик, хвостище, усищи, носище, освещать, сгущенный, щурился, блестящий, настоящий, освещение, восхищение, светящийся.

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

У Сени ящик. Сима варит щи. На стене синий плащ. Гусёнок щиплет траву. В сенях пищит щенок. В сетях лещи. У Васи клещи. У Сони щётка. Повесь эту вещь в шкаф. В пруду лещи и караси. Возле села роща. В роще осины. На осинах щеглы. Овощи созревают летом и осенью.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами всё кормил,

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал,

Ещё бы! Он счастливым рос.

Теперь мой щен не щен, а пёс —

Рыбалка

Дядя Семён и мой товарищ Вася взяли меня удить рыбу в пруду. Дядя Семён поймал леща и карася. Лещ и карась жирнущие. Я чищу леща и карася. Вася носит для костра сухие ветки, ищет щепки. Дядя Семён ещё удит.

В мороз береги щёки и нос

Вася и Сеня возвращались домой. Они были в роще. В роще каток. Ребята несли коньки, они устали. Был сильный мороз. Он щипал щёки и нос. Вася тёр щёки, а Сеня не тёр. Он не ощущал, что щека у него замерзает. Вася увидел, что щека у товарища побелела.

— У меня руки не двигаются, замёрзли, — говорит Сеня.

Вася стал тереть товарищу щёку варежкой. И щека покраснела.

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Целый день поёт щегол

В клетке на окошке,

Третий год ему пошёл,

А он боится кошки.

А Маша не боится

Ни кошки, ни щегла.

Щеглу дала напиться,

А кошку прогнала.

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Щегол Фома

Приехал ко мне внук. Купил я ему клетку со щеглом. Понравился щегол внуку, и он назвал его Фомой. Давал внук Фоме подсолнух. Щегол щёлкал семечки, но скорлупа была твёрдой. Щегол сердился. Зато ему нравились семена репея. Кот Васька пытался поймать щегла. Но Фому защищала клетка. Потом Васька свыкся с Фомой. А щегол постепенно перестал обращать на него внимание. Мы любили слушать щебет щегла.

Летом внук выносил клетку в сад. На клетку садились другие щеглы. Подбирали семена. И попадались в ловушку. Фома сердился на щеглов-новосёлов. Внуку они тоже не нравились. Пели хуже. Он дарил щеглов товарищам.

Раз Фома едва не попался. Соседская кошка подкралась к клетке. Фома привык к Ваське. Потому не обращал внимания на кошку. Но другие щеглы всполошились. И кошка не успела схватить Фому.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Щ — Ш

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ща — шащу — шущи — шише — ще
ша — щашу — щуши — щище — ше
ащ — ашющ — юшещ — еш
аш — ащюш — ющеш — ещ

Упражнение. Произносить (читать) слова.

Ща — ша

гуща — туша пищать — лишать чаща — чаша трещать — решать роща — пороша щавель — шалфей помещать — помешать обещать — мешать навещать — вешать укрощать — украшать

Щё — шё

щёлк — шёлк щётка — шёрстка щёки — шёпот лущёный — тушёный мощёный — гашёный

Щу — шу

пищу — пишу угощу — укушу щука — шубка прощу — прошу помещу — спешу

Щи — ши

пищи — пиши защита — зашита плащи — наши трещи —реши лещи —ерши вещи —ваши

Ще — ше

щепка — шейка ищет — пишет вращение — решение щебет — шелест пуще — тише

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Суши мокрые вещи. Паша идёт в рощу. У Гриши щенок. У Даши болит щека. Саша щёлкает орехи. Щёки у Маши розовые. Сук под Мишей затрещал. Щи да каша — пища наша. Мы наловили лещей и ершей. Плащи вешают в шкаф. Хороша уха из щуки и ершей. Тётя Даша угощала Машу. Ты ведь обещал не мешать. На площади шумит народ. Мы рвали щавель и шалфей. Птичка верещала, думать мне мешала. Мы решили возвращаться. Шелестит листва, и ще-бечут птицы. В реке только ерши, а в озере только лещи. Ищешь, ищешь — не найдёшь, не разыщешь — так пойдёшь. Под кувшинками в тиши ходят важные лещи.

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

У шуба толстая.

Вышел из рощи на шоссе.

не любит, чтобы её чесали

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

В роще

Миша и Паша — хорошие товарищи. Пошли они в рощу. С ними щенок. В роще щеглы. Щеглы щебечут. Миша и Паша играли со щенком. Щенок бегал. Потом в рощу прилетела сорока. Она затрещала. Щенок испугался и запищал. Мише и Паше было смешно.

Ледоход

Шура и Маша пошли на реку. Они смотрели ледоход. Трещал лёд. Стоял страшный шум. Мощная сила ломала льдины. Почему-то маленький щенок побежал к реке. Шу-ра кинулся и оттащил щенка. Щенок пищал, но Шура его не слушал. Шура и Маша потащили щенка домой.

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Воробей

Я возвращался с охоты и шёл по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться.

Впереди сидел молодой воробышек. Он беспомощно рас-топырил едва прораставшие крылышки.

Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал своё детище. Каким гро-мадным чудовищем должна была ему казаться собака! Он пищал и дрожал от страха. И всё-таки он не усидел йа ветке.

Я поспешил отозвать смущённого пса и ушёл. Я восхищался героизмом маленькой пташки. (По Я. С. Тургеневу.)

Читайте также:  Конспект по автоматизации произношения звука (Р)
Ссылка на основную публикацию