Дифференциация звуков (Щ) – (С`) в слогах, словах

Дифференциация звуков Ч — Щ

1. Чистоговорки (повтори чётко и медленно)

ЧА-ЧА-ЧА – локон у плеча.АЧ-АЧ-АЧ – у Никиты мяч.
ЧИ-ЧИ-ЧИ – новые ключи.ОЧ-ОЧ-ОЧ – у мамы дочь.
ЧУ-ЧУ-ЧУ – сока я хочу.УЧ-УЧ-УЧ – виден яркий луч.
ЧЁ- ЧЁ-ЧЁ – левое плечо.ЕЧ-ЕЧ-ЕЧ – вот огромный меч.
ЩА-ЩА-ЩА – ходит зайка без плаща.АЩ-АЩ-АЩ – у меня плащ.
ЩИ-ЩИ-ЩИ – мы ели щи.ОЩ-ОЩ-ОЩ – вырос хвощ.
ЩУ-ЩУ-ЩУ – я тебя ищу.УЩ-УЩ-УЩ – вырос плющ.
ЩЁ- ЩЁ-ЩЁ – мы хотим играть ещё.ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ – в кастрюле лещ.

2. Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.

ча-щачу-щуче-щещо-чоще-че
чо-щочи-щища-чащу-чущи-чи

3. Подчеркни картинки, в названии которых слышится звук Ч, зачеркни картинки, в названии которых слышится звук Щ.

Дифференциация звуков Ч — Щ (№2)

1. Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.

ща-ча-щащу-чу-щуще-че-щечо-що-чочи-щи-чи
що-чо-щощи-чи-щича-ща-чачу-щу-чуче-ще-че

2. Четко проговори пары слов. Уточни их значение.

Горячие щеки. Горячие щи. Ищу точильщика. Ищу чемодан. Колючая щетка. Копченые лещи. Летающая бабочка. Лечащий врач. Молочная пища. Отвечающий учащийся. Почтовый ящик. Прочный щит. Птичий щебет. Сочные овощи. Учу товарища. Черный щенок. Чистящая щелочь. Чужие вещи. Чистое помещение. Чищу чайник. Чудесное угощение.

3. Четко проговори каждое слово.

Вещички. Волчище. Дощечка. Кричащий. Мечтающая. Молчащая. Отвечающий.
Ручищи. Скучающий. Точильщик. Учащийся. Часовщик. Чаща. Чище. Чудовище. Чищу. Щелочка. Щелчок. Щеночек. Щепочка. Щеточка. Щечки. Щучка. Ящичек.

4. Определить позицию звука Ч, Щ в словах

5. Послушай пары слов и составь с ними предложения.

Плащ — химчистка. Пещера — бочки. Чинить — ящик. Встреча — площадь.
Считать — чек. Речка — удилище. Тащить — кирпичи. Черепаха — щенок.
Чебуреки-товарищи. Чулан — вещи. Ящик — ключи. Выключатель — помещение.

Дифференциация звуков Ч — Щ (№3)

1. По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук Щ.

Например: Мальчик, который читает книгу. Читающий мальчик.
Девочка, которая скучает. (Скучающая девочка.)
Мальчик, который отвечает у доски. (Отвечающий мальчик.)
Девочка, которая мечтает. (Мечтающая девочка.)
Девочка, которая молчит. (Молчащая девочка.)
Мальчик, который играет. (Играющий мальчик.)
Девочка, которая учится. (Учащаяся девочка.)

2. Не торопясь, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз.

Щеночек в чащу дощечку тащит.
У нашей Танечки на щечках ямочки.
В пещере большущие мыши летучие.
Дочку угощали щами и копчеными лещами.
Мяч скакал на чердаке, ищут мячик на песке, тщетно ищут мячик девочка и мальчик.
Два щенка на чердаке грызли щетку в уголке.

3. Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, сохраняя четкость и громкость произношения.

У нашей Таечки в ящичке маечки.
У чудовища чудовищные щупальца.
Дюймовочка на щепочке, у Дюймовочки щеточка.
Щеткой я чешу щенка, щекочу ему бока.
Тщетно в роще рыщет хищный волчище.
Щенок у щучки лизнул чешую.

Дифференциация звуков Ч — Щ (№4)

1. По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук Щ.

Мальчик, который плавает. (Плавающий мальчик.)
Девочка, которая встречает подругу. (Встречающая девочка.)
Девочка, которая улыбается. (Улыбающаяся девочка.)
Мальчик, который танцует. (Танцующий мальчик.)
Девочка, которая кружится. (Кружащаяся девочка.)
Девочка, которая смеется. (Смеющаяся девочка.)
Девочка, которая плачет. (Плачущая девочка.)

2. Не торопясь, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз.

Большую морковку зайчата тащили, они от морковки чуть-чуть откусили, потом захотелось еще откусить, потом. уже нечего было тащить.
Я по кочкам на лугу к речке босиком бегу, а трава щекочется, мне смеяться хочется!
Паучище прибыл на базар, щеточкой почистил свой товар, закричал: «Чудесная новинка! Мухи! Подходите! Паутинка!»
Черный чистенький щенок чем-то перепачкал бок, мальчик щетку в руки взял, бок щеночку чистить стал. Два часа терпел щенок, больше вытерпеть не мог. Начал хвостиком вилять, о пощаде умолять: «Для чего мне чистить бок? Я не плащик, я щенок!»

3. Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, сохраняя четкость и громкость произношения.

Плащ чищу, чищу и отчищу.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для вас.
Щенок на даче все в ящик тащит.
У щенка, как у овечки, шерстка в маленьких колечках.
Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

Дифференциация звуков и букв “ш—щ”в слогах, словах

Цели:

Учит различать звуки “ш-щ” в слогах, словах.

Воспитывать орфографическую зоркость.

Развивать внимание, память, умение обобщать, делать выводы.

Оборудование.

Картинки с изображением тучи, солнышка и его лучей.

Картинки с изображением героев сказок.

Таблицы со словами.

Карточки с заданиями.

Ход занятия

1. Орг. момент.

2. Чтение слоговой таблицы.

а) Слоговая работа.

ша_щащу-шуша-щащу-шу
що_-шоящ-ашшо-щеющ-юш
аш-ящещ-ешиш-ищещ-еш

Какие звуки и какие буквы повторяются в этих слогах? Какие звуки и буквы мы будем сравнивать? Что общего в этих звуках? (Согласные, шипящие).

3. Прочитать слова, четко произнести.

Шар, шуба, щит, щепка, лещ, товарищ, шашки, щука, шел, щи, шкаф, плющ, пища, шило, щека.

Как вы думаете, в чем отличие звуков “ш” “щ”? (“ш” – всегда твердый, “щ” – всегда мягкий).

(Какой бы гласный не стоял за звуком “ш”, он всегда будет твердым. Звук ”щ” всегда мягкий, какой бы гласный за ним не стоял. )

4. Сегодня на занятии мы будем тренироваться в различении звуков “ш”, “щ” и правильном написании букв “ша”, “ща”. А помогут нам герои сказок. Назовите звуки, из которых состоят их имена.

“Не садись на пенек, не ешь пирожок,
Ну-ка вспомни сказку, друг.

Кто умнее был, ответь, в сказке: “Маша и медведь”.

Удивляется народ, едет печка, дым идет.
А Емеля на печи ест большие калачи.
Чай сам наливается по его хотенью.
А сказка называется “По щучьему веленью”.

Дайте кличку попугаю, чтобы был звук “ш”. (Попугай Кеша). Собрались наши герои на поляне. Деревья вокруг, бабочки порхают. Солнышко светит. Вдруг налетела туча, закрыла солнышко. Стало темно. Помогали туче темные силы леса во главе с Кощеем Бессмертным . Мы поможем сказочным героям вернуть солнышко, если будем правильно выполнять задания. Я прошу вас быть внимательными и активными, помогать мне. Ваша помощь -это участие в уроке . А оценивать мне поможет солнышко. Вернее его лучи . Если правильный ответ, солнышко светит ярче, и у него появляется новый лучик. Ответ не правильный солнышко прячется за тучу.

5. Прослушайте слова. Найдите звук “ш”-“щ”. Запишите соответствующую букву.

В середине слова:

решето, морщины, мишень, вещание, горошина, ищейка;

Проверим. Появился первый лучик. Солнышко показалось из-за тучи.

6. Составить и прочитать шесть слов из двух слогов, четыре слова из трех слогов.

щешищеллы
шапкащепве
щунамалма

Проверяем. щелка, шапка, щука, шина, щелка, щепка, малыши, машина, навещу, вешалка.

Еще один лучик появился у солнышка.

7. Записать слова в два столбика. В первый столбик слова со звуком “ш”, во второй со звуком “щ”:

шило, щель, шары, щетка, шея, плащ шарик, щеки, Маша, товарищ, груша, чаща.

Проверяем. Кто выполнил правильно, прикрепляет луч к солнышку.

8. Нам на помощь пришли волшебные матрешки. На обратной стороне напечатан текст. Ручкой синего цвета вписать пропущенный согласный “ш”, а ручкой зеленого цвета “щ”.

…ирока площадь. Поло. . . у в воде …ерстяное и шелковое платья . Боль…ой кипя…ий котел. Выра…иваю и ку…аю ово…и.

Проверить, присоединить лучик к солнышку.

9. Прочитать слова, написанные на карточках. Найти разницу в произношении, написании и значении этих слов.

чашачаща
помещатьпомешать
защитазашито
шелкщелк
прощупрошу
укрощатьукрашать
пишупищу

Придумать предложения с этими словами и записать.

Проверить и присоединить лучик к солнышку.

10. Физминутка.

  • Звук “ш” протяжно звучит, (руками раздувать шар.)
  • А “щ” – прерваться спешит (шар лопнул).
  • Звук “ш” можно тянуть (руки тянуть, как гармошку).
  • Звук “щ” спешит улизнуть (руки опустить).

11. Дописать слоги ша-ща.

Дописать слоги шу-щу.

Проверить, присоединить лучик к солнышку.

12. Ответить на вопрос одним словом. Записать.

Где жили первобытные люди? Чем покрыта кожа свиньи? Как по-другому называются огурцы, помидоры, свекла, лук? Кто ведет поезд? Чем покрыто тело кошки, собаки? Как по-другому называются маленькие баранки? Дети прослушали рассказ и рассмеялись. Какой был рассказ? Как называется дорога, по которой едут машины?

Проверить. Присоединить лучик к солнышку.

Итог занятия.

Посмотрите, как светло стало в классе. Сколько лучей у солнца. Это правильно выполненные задания. Земля освещается солнцем, а человек знаниями. Вспомним, чему учились на уроке? (Различать звуки и буквы “ш”-“щ”).

Читайте также:  Информационное оснащение уголка логопеда для родителей детей 5- 6 лет

Какой звук”ш”?

  • Всегда твердый.
  • Какой звук “щ”?
  • Всегда мягкий.

Подберите по одному слову со звуком “ш”. Со звуком “щ”. Придумайте предложение, где бы были звуки “ш”-“щ”.

Щеки красные у Саши, ел он много щей и каши. Назвать слова со звуком “ш”-“щ”.

Конспект логопедического занятия “Дифференциация [с’-щ] на письме”
план-конспект по логопедии на тему

Логопедическое занятие позволит детям в интересной форме потренироваться в дифференциации [с’-щ] устно и на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_s-_shch.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

«Дифференциация[С’- Щ] на письме»

Тема: звуки [С’-Щ], буквы С-Щ.

Цель: дифференциация звуков [С’-Щ] в устной речи и букв С-Щ на письме.

  • Совершенствовать навыки звуко- буквенного анализа и синтеза;
  • Развивать навыки списывания с печатного текста, письма под диктовку с проговариванием;
  • Развивать умение строить связные высказывания;
  • Улучшать технику чтения;
  • Развивать познавательную активность;
  • Развивать умение слаженно работать в группе;
  • Развивать фонематический слух;
  • Учить различать звуки[С’-Щ] на слух, опираясь на разницу в артикуляции и на письме;
  • Учить различать [С’-Щ] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
  • Развивать образное мышление;
  • Уточнять временные представления;
  • Развивать межполушарные связи;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • Развивать внимание;
  • Развивать пространственную ориентацию;

Дидактическое пособие«Времена года, месяцы», индивидуальные зеркала, мяч, изображение цифры 7, щенка; образцы написания прописных, строчных букв С-Щ, карточки с пропущенными буквами С-Щ в словах, предложениях.

  1. Психологический настрой.
  2. Логопедическая зарядка.
  3. Уточнение временных представлений.
  4. Определение темы занятия.
  5. Характеристика звуков [c’- щ].
  6. Минутка чистоговорения.
  7. Фонетическая зарядка.
  8. Минутка чтения.
  9. Письменные упражнения на дифференциацию [c’- щ].
  10. Итог.
  11. Рефлексия.

– Я хочу начать занятие с пожелания.

Говори всегда красиво

Смело и неторопливо,

Ясно, чётко говори,

И, конечно, не спеши!

– Как мы будем говорить сегодня на занятии, а также всегда и везде?

  • Назовите, где стоят ваши соседи?(справа от меня стоит Саша, ит.д.)
  • Самомассаж ушных раковин;
  • Гимнастика для глаз(проводят дети);
  1. Уточнение временных представлений:

– Давайте соберём наш поезд на доске, расставим вагоны по порядку, распределим по вагончикам месяцы(дети получают карточки с названиями месяцев и вагончики с названиями времён года).

4.. Определение темы занятия:

– Я начну предложение, а вы закончите «Детёныш собаки ….(щенок)».

– Назовите первый звук в отгадке. [щ]

– Сколько дней в неделе? (семь) .

– Назовите первый звук в ответе. [c’]

– С какими звуками будем сегодня работать? ([с’- щ])

(на доске две картинки с изображением щенка и цифры 7)

  1. Характеристика звуков [ с’- щ ].

– Назовите первый звук в слове «семь», дайте характеристику, глядя в зеркало.

[с’]- согл., мягк. глух., парн., губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы.

– Назовите первый звук в слове «семь», дайте характеристику, глядя в зеркало.

[щ]- согл., мягк., глух., непарн., губы округлены, широкий язык поднят к альвеолам.

– игра«Блиц- опрос»(дай ответ полным предложением).

Что делает стекольщик?

Чем вытаскивают гвозди?

Что делает носильщик?

Что делают из свиной щетины?

Какой гриб растёт подосиной?

Кто рыжий, хитрый хищник?

Назовите морского обитателя, у которого много щупалец .

– Игра- соревнование«Поймай звук»(дети делятся на две команды«Семь»и «Щенок»).

– Если в слоге есть звук[с’]- в ладоши хлопает команда«», а если [щ]- команда «».

(ща, сю, ась, ощ, аща, уся, есь, осе, пщи)

– Теперь звуки спрятались в словах.

(семь, щука, пищать, осень, весь, клещ)

“Будь внимателен, смотри –
Если стрелка вверх – шуми,
Стрелка вниз – свисти!”

– А теперь попробуем прочитать слоговые цепочки:

– Читаем слова парами по цепочке, чётко артикулируя на [с’-щ]

Щели- сели, кисель – щель, щи – меси, месить – тащить, угощение – спасение, синицы – щипцы, щепотка – селёдка, псина – щетина, клещ – смесь, сиять – считать, пищит – сидит, сияет – угощает, тащит – гасит, сиять – пищать, весь – вещь.

  1. Письменные упражнения на дифференциацию [ с’- щ ].

– Какую первую букву напишите в слове «семь»? Запишите прописную и строчную буквы«С,с».

– Какую первую букву напишите в слове «щенок»? Запишите прописную и строчную буквы«Щ,щ».

– Спишите с доски слова, вставьте пропущенные буквы С-Щ, используя зелёную ручку:

Пи – а, пен – ия, по – елить, пи – ьмо,сви – тя – ий, но – иль – ик, та – ил – я, вью – ий – я, – теколь – ик, – урил – я.

– Запишем словосочетания под диктовку, но вместо звуков [ с’- щ ] вы услышите хлопок, замените хлопок на нужную букву.

(…иний я…ик, ко…ить …авель, но…ить ве…и)

Физкультминутка: игра с мячом «Лови-назови».

(логопед бросает детям по очереди мяч, к аждый придумывает слово со звуком [щ] или [с’] и возвращает мяч).

Работа по карточкам:

– Спишите предложения, вставляя буквы С- Щ.

У …ени я…ик. …има варит …и. В …етях кара…и и ле…и. Возле с…ла ро…а. О…енью созревают ово…и. В норе пи…ат ли…ята. На стене ви…ит пла…. У …они …етка. У Ва…и кле…и.

– С какими звуками сегодня работали?

– Что вам понравилось на занятии ?

– С каким настроением вы уходите с занятия ?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по коррекции нарушений письма, 2 класс.Дифференциация букв Б – Д.

В русском языке для грамотного письма большое значение имеет четкое произношение всех звуков. Многие дети произносят все звуки, но на письме допускают ошибки, казалось бы, с несложными зву.

В занятии дается материал на закрепление правописания слов с мягким знаком на конце слова и в середине слова.Ведется работа над развитием фонематического восприятия на уровне слова и словосочетания. Р.

Цель: Закрепление и совершенствование навыков дифференциации согласных Б – П в устной и письменной речи.Задачи:совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;формирование связн.

Содержание занятия позволит закрепить и обобщить материал по дифференциаци Ц-Ч.

Тема: Словарные слова.

В конспекте представлены задания по различению звуков (Б-П) и их мягких вариантов в слогах, словах и правильном обозначении их на письме соответствующими буквами.

Конспект занятия «Дифференциация звуков Щ— СЬ»

Алена Владимировна
Конспект занятия «Дифференциация звуков Щ— СЬ»

Тема. Дифференциация звуков Щ— СЬ

Цель: Закрепление навыка различения звуков Щ, СЬ в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

-Учить различать звуки Щ – Сь на слух и в письме в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

-совершенствовать навыки звуко -буквенного анализа;

-активизировать словарный запас.

2. Коррекционно- развивающие:

Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

3. Коррекционно- воспитательные:

Воспитывать усидчивость и внимательность.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот кто назовет слова со звуком Щ или Сь в начале слова. Ребята вы догадались с какими звуками мы будем сегодня работать?

II. Основная часть:

1. Давайте повторим правильную артикуляцию звуков Щ, С’.

При Щ язык вверху, поднят за верхние зубы.

При Сь язык внизу, опущен за нижние зубы.

Установление различия и сходства между звуками. (Сь- свистящий,

Щ-шипящий.) Оба звука мягкие.

2. Проговаривание чистоговорок на звуки Щ, Сь

ща—ся—ся сю—сю—щу ос—ощ—ось

Ся-ща-ся — мы поймали карася.

Щу-сю-щу — я товарища ищу.

3. Дидактическая игра «Большое ухо»(Развитие фонематического слуха) Дифференциация звуков в словах.

У детей на столах карточки с написанными буквами.

– Сейчас я буду произносить слова, а вы, как только услышите, звук [ с’, щ’]. Поднимите соответствующую букву.

Щетка, ящик, плащ, ящерица, стол, синий, карась, сварщик, месяц.

4. Разбор слов на звуки. (Звуко-буквенный анализ слов). На доске.

5. Дидактическое упражнение.

На звук Щ надо называть слова, обозначающие предметы (Щетка, ящик щетина)

а на С’ — слова, обозначающие признаки или действия. (Сидеть, синий, скакать).

Этой щеткой чищу зубы, – одна рука на поясе, другой «чистим зубки»;

Этой щеткой – башмаки – наклон туловища вниз «чистим башмаки»;

Этой щеткой чищу брюки – наклоны туловища в стороны ;

Все три щетки мне нужны – руки в стороны, вверх, перед собой,

прижать к груди, перед собой.

7. Работа с учебником. (Стр 227)

Синий щит, сильный щенок, дощатый мостик, повесь плащ, веселые песни щегла, свист щегла, свежие овощи, вьющийся плющ, спящий щенок, сядь на ящик, тащат сети, осиновая роща, щедрый Сеня.

Вставить пропущенную букву Щ, Сь. (Стр 227).

….авель,. етка,. ито, …нег,. етина,. епка, … ёлка, о. ень, та. у,. ипцы,. и.

9. Графический диктант предложений. Работа у доски.

В этом задании слова не пишем, каждое слово как – бы зашифровываем буквенными обозначениями С или Щ. Если в слове не встречаются Сь, Щ, то ставим прочерк, а предлоги зашифровываем значком V.

У Сени ящик. В тетради будет следующая запись: V C щ.

Сима варит щи. У Васи клещи.

Возле посёлка роща. В роще осины. На осинах щеглы.

10. Пальчиковая гимнастика.

Наши руки как цветочки,

Пальчики как лепесточки.

В темноте они опять

Будут очень крепко спать.

1-4 строчки – раскрываем ладони обеих рук и шевелим поочередно каждым пальцем-«лепестком».

5-6 строчки – крепко сжимаем обе руки в кулаки.

11. Работа в тетрадях.

1. Вставь в слова пропущенные буквы С’ – Щ.

__егол, товари__ ,та__ил__, по__е__ал, о__енний.

2. Вставь словосочетания пропущенные буквы С’-Щ.

3. Вставь в предложения пропущенные буквы С’-Щ.

В о__иновой ро__е пи__али __еглята.

Скуля__ий __енок __идел у ве__ей.

VI. Подведение итога занятия.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [С] и [Ш]» Конспект группового занятия по звуковой культуре речи с детьми старшего возраста в группе компенсирующей направленности «Дифференциация.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ц]» 1. Повтори прямые слоги со звуками С – Ц. са – ца со – цо су – цу ца – са цо – со цу – су 2. Повтори обратные слоги со звуками С – Ц. ас.

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]» Ход занятия. 1. Организационный момент. Дети стоят в кругу, логопед загадывает загадки: Красотка, звезда, И совсем не свинюша! Узнали.

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С] — [Ш]» Тема: Дифференциация звуков [с] – [ш] в слогах, словах, фразах и предложениях Цель: Закрепление навыков дифференциации звуков [с] – [ш].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л’], дифференциация звуков [л’]-[й]» Тема «Автоматизация звука (ль, дифференциация звуков (ль) – (й)». Цель: закрепить правильное произношение звука (ль) в словах, предложениях,.

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [Ш] — [Ж]» Анастасия Стрельникова Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] – [Ж]». 1. Цель: – Воспитание самоконтроля.

Конспект логопедического занятия в 3 классе «Дифференциация звуков [б] — [п] в слогах, словах, предложениях» Конспект логопедического занятия 3 класс: Дифференциация звуков [б] – [п] в слогах, словах, предложениях. Цель: формирование умения различать.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[В] в слогах и словах» Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков Л-В в слогах и словах. Программные задачи: 1. Уточнить артикуляцию звуков.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» 1. Организационный момент Артикуляционная гимнастика «Улыбка – окошечко – трубочка» «Часики» «Чашечка» «Чистим верхние зубки» «Маляр» «Грибок».

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [С] — [Ш]» (2018 год) Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №71 Центрального района города Санкт-Петербурга Конспект.

Дифференциация звуков и букв Ч-Щ в слогах, словах и предложениях.

ОТКРЫТОЕ ПОДГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЛОГОПЕДИИ

НА ТЕМУ: Дифференциация звуков и букв Ч-Щ в слогах, словах и предложениях.

Цель: Совершенствование навыка дифференциации звуков и букв Ч-Щ.

1.Учить различать звуки и буквы Ч-Щ в слогах, словах и предложениях.

2.Повторить правило написания слогов: ча – ща, чу – щу.

3.Уточнить и расширить словарь за счет введения новых слов (часовщик, прищурив…)

4.Прививать интерес к нормам литературного произношения и правилам русского языка.

1.Закрепить правильную артикуляцию звуков «Ч» и «Щ».

2.Развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов со звуками «Ч» и «Щ».

3.Развивать зрительное и слуховое восприятие.

4.Развивать целостность восприятия.

5.Развивать зрительное и слуховое внимание.

1.Формировать навык аккуратного письма.

2.Формировать уважительное отношение к отвечающим.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация звуков и букв Ч-Щ в слогах, словах и предложениях. »

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БОКСИТОВСКАЯ (СПЕЦИАЛЬНАЯ) КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ

ОТКРЫТОЕ ПОДГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЛОГОПЕДИИ

НА ТЕМУ: Дифференциация звуков и букв Ч-Щ в слогах, словах и предложениях.

Подготовила и провела

Галимова Алия Биктимеровна

Цель: Совершенствование навыка дифференциации звуков и букв Ч-Щ.

1.Учить различать звуки и буквы Ч-Щ в слогах, словах и предложениях.

2.Повторить правило написания слогов: ча – ща, чу – щу.

3.Уточнить и расширить словарь за счет введения новых слов (часовщик, прищурив…)

4.Прививать интерес к нормам литературного произношения и правилам русского языка.

1.Закрепить правильную артикуляцию звуков «Ч» и «Щ».

2.Развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов со звуками «Ч» и «Щ».

3.Развивать зрительное и слуховое восприятие.

4.Развивать целостность восприятия.

5.Развивать зрительное и слуховое внимание.

1.Формировать навык аккуратного письма.

2.Формировать уважительное отношение к отвечающим.

Оборудование: Предметные картинки, карточки с буквами и словами, мяч, сказочные персонажи.

Орг.момент (звучит музыка)

Доброе утро, ребята! В эфире программа «Улица Сезам». Я очень рада, что вы приняли мое предложение и согласились участвовать в нашей программе. У нас сегодня в гостях сказочные персонажи. Вы их узнали? Назовите их. (Буратино, Мальвина, черепаха Тортила). Из какой сказки эти герои? («Золотой ключик или приключения Буратино»).

Наши гости пришли не с пустыми руками, они принесли много интересных заданий. Вот первое задание:

1. Игра «Смешной портрет».

Ребята, посмотрите, у вас на партах лежат конвертики, в них лежат карточки. Из них вы будите составлять портреты сказочных героев. У кого какой портрет получился? (Красная Шапочка, доктор Айболит, Антошка, Карлсон, Гномик).

Какое настроение у сказочных героев?

А у вас какое настроение?

Я рада, что вы пришли на занятие с хорошим настроением.

2.Сообщение темы занятия.

Ребята, послушайте загадки:

«Кто же ходит в каменной рубахе?

В каменной рубахе ходит…(ЧЕРЕПАХА)»

Какой звук слышим вначале слова? («Ч»)

Однажды мне сказали:

Боимся мы щекотки

Какой звук слышим вначале слова? («Щ»)

Как вы уже догадались, сегодня, мы будем учиться различать звуки и буквы «Ч», «Щ» в слогах, словах и предложениях.

1.Уточнение артикуляции звуков «Ч» И «Щ».

Какое сейчас время года? (весна)

Какое время года было до весны? (зима)

Какое время года будет после весны? (лето)

Как летом стрекотали на лугу кузнечики? (ч – ч – ч ).

Что делают наши губы? (слегка выдвинуты вперед).

Что делает язычок? (кончик языка стучит в небо за верхними зубами, затем отходит назад к бугоркам).

Звук «Ч» долгий или краткий звук?

Звук «Ч» – краткий звук.

Как шипит масло на сковороде? ( щ – щ – щ ).

Что делают наши губы? (слегка выдвинуты вперед и немного улыбаются).

Что делает язычок? (кончик языка поднят к бугоркам, образуя в этом месте щель).

Звук «Щ» долгий или краткий звук?

Звук «Щ» – долгий звук.

2.Характеристика звуков и уточнение буквы

Дайте характеристику звуку «Ч»:

«Ч» – согласный, шипящий, глухой, мягкий звук.

Наглядность на А4 «Чч»

Дайте характеристику звуку «Щ»:

«Щ» – согласный, шипящий, глухой, мягкий звук.

Наглядность на А4 «Шш»

3.Проговаривание слогов. (с мячом)

Ребята, я буду говорить слог со звуком «Ч», а вы будите говорить со звуком «Щ» и наоборот.

Ча – ща ща – ча ач – ощ ащ – ач

Чо – що що – чо оч – ощ ощ – оч

Чу – щу щу – чу уч – ущ ущ – уч

Чи – щи щи – чи ич – ищ ищ – ич

Че – ще ще – че еч – ещ ещ – еч

4.Игра «Определи, какой звук в слове, покажи нужную букву».

Ребята, я буду показывать картинки, а вы должны поднять карточку с буквой, которая есть в этом слове.

Картинки: бабочка, чеснок, щука, грач, щетка, кузнечик, ласточка, ящик, часы, клещи.

5.Игра «Найди буквы».

Найдите буквы «Ч» и «Щ». Букву «Ч» – подчеркните, а букву «Щ» – зачеркните.

Сколько букв «Ч» подчеркнули? Сколько букв «Щ» зачеркнули?

6.Игра «Закончи слово».

а) Ребята, давайте вспомним, как пишутся слоги ча- ща.(повторение правила).

Я буду говорить начало слова, а вы должны добавить слоги «ча» или «ща» и записать их. Откройте тетради, запишите число и тему занятия.

Ро – пи – све – ку – встре – ча – зада – гу – да –

б) А теперь, вспомните, как пишутся слоги чу – щу.(повторение правила).

Добавьте слоги «чу» или «щу» в конец слова и запишите их:

Пи – кри – уго – встре – наве – та – то – кру – ле –

Игра «Делай то, что слышишь, а не то, что видишь».

8.Игра «Внимательный почтальон».

а) Ребята, на доске висят почтовые ящики с буквами «Ч» и «Щ». На партах лежат карточки-письма со словами. В них пропущены буквы «Ч» или «Щ». Надо вставить нужную букву и отнести в почтовый ящик с этой же буквой. Мы разделимся на две команды. Победит та команда, которая правильно выполнит все задание:

Све.а .енок клю. ро.а .удо ово.и зада.а .ука мя. я.ик .еснок ве.и

б) Массаж пальчиков.

Возьмите коврик в правую руку и пальчиками левой руки проведите по коврику 10 раз. Переложите коврик в левую руку и пальчиками правой руки, проведите по коврику 10 раз.

А теперь, давайте запишем эти слова в тетрадь в 2 столбика. В 1 столбик с буквой «Ч», во 2 столбик с буквой «Щ».

9. Игра «Найди слова».

На карточках буквы. Среди букв найди слова:

Как назвать одним словом? (овощи).

Ребята, мы будем зашифровывать слова. Я буду загадывать загадки, а вы в словах – отгадках поставьте столько точек, сколько букв вы бы написали в слове, а «Ч» и «Щ» будем писать буквами.

«Хвостиком виляет, зубаста, а не лает». (Щука)

«Из горячего колодца через нос водица льется». (Чайник)

«Мой хвост не отличишь от головы.

Меня всегда в земле найдете вы ». (Червяк)

«Что это у Галочки?

Ниточка на палочке,

А ниточка в реке». (Удочка)

«Где жили первобытные люди?» (Пещера)

В слезы ударится –

Ничего не останется». (Туча)

«Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

Но вы, друзья, не бейте нас». (Часы)

«Кто меня назвать не сможет?

Я на ежика похожа,

Я от пыли и от пятен

Охраняю ваше платье». (Щетка)

11. Игра «Любимая буква».

Ответь на мои вопросы словами, начинающимися на букву «Ч» или «Щ»:

– Назовите сказочных героев? (Чебурашка, Чиполлино, Щелкунчик, черепаха Тортилла)

– Назовите птиц? (Чиж, чайка, чибис, щегол)

– Назовите животных? (Щука, щенок, черепаха, червяк)

– Назовите города? (Щелково, Чебоксары, Чикаго, Челябинск, Чита)

– Что вы любите кушать? (Щи, щербет, чипсы, чебуреки, чупа-чупс)

– Что вы любите делать? (Читать, чихать, чистить, чесаться, щебетать, щекотать, щипать, щуриться)

– Назовите деревья или растения? (Черемуха, щавель, черешня)

12. Работа со скороговоркой.

«Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас».

Кто такой часовщик?

Что значит «прищурив»?

Давайте произнесем эту скороговорку.

13. Работа с текстом. (Делимся на 2 группы)

Открыли книги «Читаем сами» на странице 25. Найдите текст «Ласточка». Прочитайте текст, найдите слова со звуком «Ч» и «Щ». Прочитать вслух найденные слова.

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Сь, Щ.

1. Сформировать у учащихся умение различать согласные Сь, Щ в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя4

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:слоговая таблица, таблицы для мнемонического приема, предметные картинки: щука, сельдь, гуси, щенок, плащ; карточки с текстом.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

1.Выделение звуков из качала слов по предметным картинкам.

Кто изображен на картинках? Как называются эти рыбы? Выделите первые звуки в названиях этих рыб. Охарактеризуйте звуки.

2.Уточнение артикуляций звуков, установление сходства и различия.

3.Сопоставление звуков с их графическим изображением, Мнемонический прием.

Хватать, глотать умеют щуки Шел конь подковами звеня,

Другой не нужно им науки Как буква С следы коня.

III. Закрепление материала.

Дифференциация Сь, Щ.

1.В слогах.

а) Прочесть слоги по слоговой таблице.

ся-щасящщась
сё-щосещщось
сю-щусющщусь
си-щисещщесь

б) Повторите слоги, запомните, назовите их.

в) Запишите слоги в два столбика разными пастами:

ся, ща, щу, си, се, щё, ащ, ась, ущ, усь, ася, аща.

Прочтите слоги, .записанные в первой столбик, во второй.

2.Дифференциация Сь, Щ в словах.

а) Игра «Буква потерялась».

Гу. ёнок, по. ёлок, . етина, . ука, ле. о. сина, о. ень, . авель, о. ёл, . енок, гу. и.

б) Запись слов в два столбика разными пастами:

Поселок, щавель, пищит, сито, щетка, щеголь, присели, щеки, прощение, осенний, осел.

Прочитайте слова обоих столбиков.

в) Вставить пропущенные буквы С или Щ.

По…екотал, …яду, тре. ит, тря. ина, …ётка, по. еял, мор…ины.

3.Дифференциация Сь, Щ в предложениях.

а) Закончи предложения, используя картинки.

В сети попала . (ЩУКА).

На лугу пасутся . (ГУСИ).

В корзине пищит. (ЩЕНОК).

Сеня надел новый . (ПЛАЩ).

Прочтите предложения, найдите н назовите главные и второстепенные члены предложения.

б) Диктант (слуховой).

Щука хотела поймать леща. Она стала мутить воду. А тут рыбак закинул сеть. Щука не видела её в мутной воде. Она попала в сеть.

4.Дифференциация Сь, Щ в связной речи.

Работа с карточками.

Прочтите про себя текст, обратите внимание на то, каких букв больше в тексте Щ или С.

Разболелся у щенка зуб, всю щеку раздуло, на поросенка стал похож. Ходит щенок по двору, воем воет, а друзья ходят за ним следом и разные советы дают.

«Я знаю верное средство, – щебечет щегол, – надо положить щенка, на щебень кверху лапами и щекотать пока не пройдет..»

«Глупости? – прервал его мышонок Мыша, – Надо взять шестнадцать щетинок и щепотку соли. Всё это смешать и съесть. Как рукой снимет!»

«Да, это средство верное, но помогает, только мышам, – серьезно сказал, поросенок Персик, – А щенкам надо вот что. Поймать щуку, – открыть щенку рот и пускай щука схватит его за больной зуб, как щипцами, и выдернет»

«Ага, и голову вместе с зубом оторвет! – хохотнула крыса Дылда. – Нет, вот я знаю средство – это да. Берется щупальце осьминога и этим самым щупальцем по больной щеке как. »

«Зубы надо чистить? – не выдержал ежонок. – Зубной щеткой. Вот это самое верное средство».

Каких букв больше встретилось в тексте С или Щ?

Ответьте на вопросы:

Что случилось со щенком?

Как друзьяхотели помочь ему?

Чье средство оказалось самым верным?

А теперь прочтите сказку по ролям.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 54.

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Сь; Щ.

Цели:

1. Закрепить у учашдчея умение различать согласные Сь, Щ;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:магнитофонная запись, сигнальные карточки, перфокарты.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте эти звуки. В чем разница артикуляций этих звуков? В чем разница написания этих букв?

Игра «Сквозная буква»:

III. Закрепление пройденного материала.

1. Дифференциация Сь-Щ в слогах.

а) Запишите слоги в две строчки, в первую – с буквой С, во вторую – с буквой Щ.

СЕ, ЩА, ЩУ, СИ, АСЬ, ОСЬ, АЩА, АЩ, УЩ,

ЫЩ, ИЩ, СЮ, СЯ, АСЯ, АЩУ, АЩУ, АСИ

Прочтете записанные слоги.

б) Прослушайте слоги, запомните нх повторите.

2. Дифференциация Сь-Щ а словах.

а) Работа с сигнальными карточками: по магнитофонной записи.

Щи, борщ, сито, щегол, осень, чаща, сесть, присед, товарищ, сосиски, красить, сесть, прощение, ящик, клещи, щенок, поселок.

б) Запись слов, их графический разбор:

Сельди, посеял, чаща, щётка, ищет, сентябрь, село, роща, щипать, посёлок.

Прочтите слова, назовите количество слогов.

в) Дополните слово.

ЩИ (ищи, пищит, щипцы)

СЕЛ (осели, подсел, насел)

УСЬ-УСЬ-УСЬ – на лугу пасется гусь.

ЩА-ЩА-ЩА – мы несем домой леща.

АЩ-АЩ-АЩ – мы наденем плащ.

3. Дифференциация СЬ-Щ в предложениях.

Предложения для анализа и записи:

Запишите предложения, разберите их графически.

На площади всегда много народа.

Костер освещал ряды сосен.

Пляшет синяя волна.

Трещит сердитый мороз.

1 предложение – Как вы написали слово НА в первом предложении? Почему, написали это слово отдельно?

2 предложение – Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ОСВЕЩАЛ после буквы В и почему?

3 предложение – Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ВОЛНА послу буквы В, почему?

4 предложение – Какую букву написали в слове МОРОЗ на конце и почему?

Логопедическая физминутка.

4. Дифференциация Сь-Щ в связной речи.

Работа с перфокартами. Вставить в слова пословиц пропущенные буквы.

Весна да о…снь – на дворе погод во…емь.

…емь раз отмерь, один раз отрежь.

…ядем рядком, да поговорим ладком.

По …екрету в. ему свету

Ранняя птичка носик прочи…ает, а поздняя глаза продирает.

Грибы и…ут – по лесу ры…ут.

Не откладывай дела в долгий я…ик.

Прочтите пословицы, объясните их значение.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 55

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Читайте также:  Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста 'С чего начинается Родина'
Ссылка на основную публикацию