ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш – Ж
1. Повтори изолированные звуки Ш — Ж.
Дифференцируя изолированные согласные звуки Ш — Ж, рекомендуется использовать картинки-символы: Ш – змея, Ж – жук.
2. Повтори прямые слоги со звуками Ш – Ж.
ша – жа шо – жо шу – жу ши – жи
жа – ша жо – шо жу – шу жи – ши
3. Повтори слоги, где звуки Ш – Ж находятся между глас-
аша – ажа оша – ожа уша – ужа иша – ижа
ашо — ажо ошо – ожо ушо – ужо ишо – ижо
ашу – ажу ошу – ожу ушу – ужу ишу – ижу
аши – ажи оши – ожи уши – ужи иши – ижи
4. Повтори прямые слоги со стечением согласных.
шна – жна шно – жно шну – жну шны – жны
шни – жни шне – жне шнё – жнё шня – жня
шма — жма шмо – жмо шму – жму шмы – жмы
шми – жми шме – жме шмё – жнё шмя – жня
шва – жва шво – жво шву – жву швы – жвы
шви – жви шве – жве швё – жвё швя – жвя
5. Повтори слова, где звуки Ш-Ж находятся в начале слова.
шито – жито шутка – жутко шить – жить
шитьё – житьё шесть – жесть шар – жар
шаль – жаль шалить – жалить шалость – жалость
шесток – жесток шарь – жарь шила – жила
6. Повтори слова, где звуки Ш-Ж находятся в середине
слова.
уши – ужи машет – мажет тушить – тужить
паши – пажи нашить – нажить вышивать – выживать
каша – кожа крушить – кружить нашивка – наживка
брошу – брожу машешь – мажешь пышный – книжный
сушу – сужу прошил – прожил перешить – пережить
7. Повтори слова, где звуки Ш-Ж находятся в одном слове.
Пожнёшь, уважаешь, дождёшься, ждёшь, живёшь, жуёшь, покажешь, обижаешь, можешь, убежишь, жужжишь, ожидаешь, поможешь, нажмёшь, жнёшь, ужинаешь, поджидаешь; режешь, лижешь, жалишь, журчишь, жалеешь, держишь, дрожишь, уложишь.
8. Повтори словосочетания.
книжный шкаф бабушкин жакет жидкая каша
нижний этаж бумажный мешок кожаный башмак
вышитый манжет важный петушок Женина шапка
кожаные башмаки жадный Гоша Машина пижама
кожаные сапожки ушастый ёжик душистый жасмин
свежая пышка тяжёлый мешок большой жук
дружные ребятишки жёлтый карандаш шёлковая пижама
тяжёлая кадушка прилежная швея железный жбан
9. Повтори пословицы и поговорки.
Лёжа хлеба не добудешь.
Кто ходит больше, тот живёт дольше.
10. Повтори предложения.
Три слова. Даша кушает ежевику. Женя подшивает манжеты. На опушке пижма. Маша шьет пижаму. Детёныш ежа – ежонок. Даша утюжит капюшон.
Четыре слова. Я хожу по опушке. У Жени мешок пшена. Бабушка вяжет дедушке жакет. Даша покупает новую одежду. Кошка бежит за мышкой. За окошком идёт дождь. Одежда висит в шкафу. Ножницы лежат на шкафу. Бабушка вышивает нежные снежинки.
Пять слов. На ужин каша и ежевика. В книжном шкафу много книг. Миша ждёт Жанну у дома. Кожаный жакет вешают в шкаф.
Семь слов. У Маши и Жени книжка о ежах. Маша и Женя живут на шестом этаже.
Дифференциация звуков III — Ж
11. Повтори и отгадай загадку. Одежды не шью, а ткань тку. (Паук) 12. Повтори стихи и чистоговорки*. |
13. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Ш – Ж. Перескажи рассказы. Диалог – На каком ты живёшь этаже, Маша? – На пятом. – А ты на каком живёшь этаже, Даша? – На девятом. Кошка Маша Кошка Маша тихо идёт к вишне. Она видит на ветке жука. Жук жужжит: «Жу-жу-жу». Жанна шутит: «Маша, тоже умеешь жужжать?» «Мяу!» – важно мяукает кошка. |
* Автор всех стихотворений, чистоговорок и рассказов, приведенных в разделах 10-13, – А. Хмелёва. |
Кушай жито, петушок! У меня его мешок.
Жу-жи-жи, жу-жи-жи, От ежей «бегут» ужи. Жу-жи-жи, жу-жи-жи, Не догонят их ежи.
Бежит ёжик, бежит ёжик, Мне не видно его ножек. – Ножки, ёжик, покажи! Бежит ёжик в камыши.
Кто шумит в камышах?
Кто шумит в камышах? Не пойму я никак. Может, там шумит мышонок? Может, там шумит ежонок? Нет мышонка в камышах. Нет ежонка в камышах. Кто шумит в камышах? Не пойму я никак.
Под дождём квакушка Моет шею и ушки.
На машинке новой шьём Мышкам мы штанишки. Медвежатам мы нашьём Новые манишки.
У мышки – мышата,
У кошки – котята.
Кто шумит? Кто жужжит?
Камыш шумит Шу-шу-шу, А жук жужжит Жу-жу-жу. Камыш шумит, Шумит, шумит, А жук жужжит, Жужжит, жужжит.
Разговор
– Твоя мама ежиха?
– А моя мама мышка.
– Мама ждёт меня на ужин. Побегу, мне ужин нужен.
Кукла Женя
У Жанны бумажная кукла Женя. У Жени бумажная шубка, штанишки и шапка. Жанна надевает на Женю эту одежду. А Мишутке Жанна шьёт одежду на машинке. Ей помогает Mania.
Почему квакушка любит дождь?
Бегут животные от дождя – кто куда. Еж бежит под шиповник, мышка под вишню, жук под камешек. Одна квакушка под дождём квакает: «ква-ква-ква». Поквакает, поквака-ет, отдохнёт и опять: «ква-ква-ква». Ведь дождь квакушке как душ, вот и напевает она: «ква-ква-ква, да ква-ква-ква».
Повтори скороговорки.
Однажды шёл дождик дважды.
Отважный Миша бежит от мыши.
Шьёт кошка на окошке жакет Тимошке. (А. Хмелёва)
Кошка жадная тушёнку У жита пташка,
Не даёт коту, котёнку. У жита и мышка.
А. Хмелёва А. Хмелёва
Маша живёт этажом выше, Пообедаешь у бабушки,
Жанна живёт этажом ниже. Побежишь к дедушке
А. Хмелёва И поужинаешь.
Ежедневно Маша Нам готовит кашу
Нам готовит кашу. Ежедневно Маша.
24 Дифференциация звуков
Дифференциация звуков С – Ш 25
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С– Ш
1. Повтори изолированные звуки.
Дифференцируя изолированные согласные звуки С — Ш, рекомендуется использовать картинки-символы: С – насос, Ш – змея.
2. Повтори прямые слоги со звуками С – Ш.
са – ша со – шо су – шу сы – ши
ша – са шо – со шу – су ши – сы
3. Повтори обратные слоги со звуками С – Ш.
аш — ас ош – ос уш – ус иш – ис
еш – ее ёш – ёс юш – юс яш – яс
4. Повтори слоги, где звуки С-Ш находятся между глас
ными.
аса – аша оса – оша уса – уша ыса – ыша
асо – ашо осо – ошо усо – ушо ысо – ышо
асу – ашу осу – ошу усу – ушу ысу – ышу
асы – аши осы – оши усы – уши ысы – ыши
5. Повтори слоги, где гласные находятся между соглас
ными С – Ш.
саш – шас сош – шос суш – шус сыш – шис
6. Повтори прямые слоги со стечением согласных.
сна – шна сма – шма сва – шва ска – шка
сно – шно смо – шмо сво – шво ско – шко
сну – шну ему – шму сву – шву ску – шку
сны – шны смы – шмы свы – швы скы – шкы
7. Повтори обратные слоги со стечением согласных.
аст – ашт аск – ашк ост – ошт оск – ошк
уст – ушт уск – ушк ыст – ышт ыск – ышк
ист – ишт иск – ишк ест — ешт еск – ешк
ёст – ёшт ёск – ёшк юст – юшт юск – юшк
8. Повтори слова, где звуки С – Ш находятся в начале слова.
сутки – шутки суметь – шуметь стуки – штуки
стык – штык сытый – шитый сайка – шайка
суд – шут сов – шов спит – шипит
споры – шпоры стиль – штиль соли – шали
9. Повтори слова, где звуки С-Ш находятся в середине слова.
ириска – Иришка миска – мишка киски – кишки посол – пошел |
усы – уши маска – Машка масса – Маша
пески – пешки усат – ушат
басенка – башенка каска – кашка
басня – башня пасу – пашу
носить – нашить миска – мышка
пасли – пошли просить – прошить просо – Проша
10. Повтори слова, где звуки С-Ш находятся в конце слова.
нас – наш кис – кыш мыс – мышь
вас – ваш брось – брошь плюс – плюш
11. Повтори слова, где звуки С-Ш находятся в одном слове.
Сушка, Саша, пушистый, шоссе, машинист, шахматист, пастушка, пастушок, сушу, Сашенька, стишок, сынишка, скошу, душистый, сушёный, шествие, пустышка, смешная, шанс, шест, шествие, шесток, суша, сушить, сушка, сшить, сшибить, сошка, спешка, спешить, веснушки, Сашка, путешествие; солнышко, сошёл, послушный, распушил, шелест,. старушка, расшумелся, сплошной.
пушистая кошка высокая башня сухие штанишки пастушья сумка бабушкин сундук мышиный писк квашеная капуста косолапый мишка острый шип |
смешная шутка шахматная доска сытый мишка вишнёвый сок смешная маска пустой мешок сухой капюшон школьная доска смешные потешки |
12. Повтори словосочетания.
сосновая шишка сонная кошка Сонина шуба высокий шест Яшины сани душистый куст пышное тесто душистое сено шёлковая косынка
13. Повтори предложения.
Три слова. Саша ест сушки. У Маши санки. На сосне шишки. Наш дедушка машинист. Наташа ест суп. Гусак вытягивает шею. Наш насос шумит. Миша моет стакан.
Четыре слова. У Наташи сын Саша. Саша спешит к бабушке. Посуда стоит в шкафу. Дедушка пьёт анана-
26 Дифференциация звуков
совый сок. В саду кукует кукушка. Дедушка спит на софе. Миски поставят в шкаф. Соня сушит пуховые подушки. Даша шьёт сатиновый пояс. Соня пишет без ошибок. Собака Каштан ест мясо. Мишка ест из миски. У кошки пушистая шубка. Наташа шьёт косынку Даше. Соня кушает мясной суп. На высокой сосне шишки. Сын отнёс кокос бабушке. У Даши высокий фикус. На окошке стоит кактус. Автобус едет мимо башни. Пастушок Саня пас стадо. У стены стоит шкаф. Саша спешит на выставку. Посуду поставят в шкаф.
Пять слов. Саша катает Соню на санках. Саша ест кашу из миски. Под сосной дети ищут шишки. В нашем саду спеют вишни. Пушистая кошка спит на окошке. У нашего окошка высокая сосна. Миша готовит кошке мясной суп. Хвост у нашего котёнка пушистый. Стае насыпает пшено в мешок. У высокой сосны пушистые ветви. Гоша даёт Соне сухой поднос. Даша едет под высоким мостом. У нашей кошки пушистый хвост. Кошка ест вкусную сосиску. Петушок сидит высоко на шесте. Саша спешит к автобусной остановке.
Шесть слов. Смешные шутки у Сони и Мишутки. Соня и Саша едут в путешествие. В Сашиной комнате стоит дубовый шкаф. На автобусной остановке стоит Пашин дедушка. Стакан, ковшик и миска – это посуда. Миша сшиб шапкой шишку с сосны. Бабушкина шуба весной висит в шкафу. Косолапый мишка спал под высокой сосной. Соня и Саша играют в шашки. На сонного мишку упала сосновая шишка.
Семь слов. У высокой сосны стоят Маша и Даша. Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника.
Материал на различение шипящих и свистящих звуков ш – ж, ш – с, ж – з, ч- с, ч-ц, ч-щ, щ-с (сь)
Различение звуков ш—ж
• Предложите ребенку повторить слоги: ша—жа, шо—жо, шу—жу, ши—жи, ше—же, аша—ажа, ашо—ажо, ашу—ежу, аши—ажи, аше—аже.
• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звуки [ш] и [ж] в начале и середине слова: шайба—жаба, жук—шуба, ужи—уши, кошка—ежик и др. Предложите ребенку назвать эти предметы в указанном порядке, чередуя произнесение слов со звуками [ш] и [ж]. Обратите внимание на правильность произнесения звуков.
• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:
жа-жа-жа — прилетели два чижа,
жа-жа-жа—у нас нет ножа,
шу-шу-шу—я значок ношу,
шу-шу-шу—свежим воздухом дышу,
жу-жу-жу—я жука в руке держу,
ше-ше-ше—живем мы в шалаше,
же-же-же — света нет на этаже,
ша-ша-ша— поймали мы мыша,
жи-жи-жи—у нас живут чижи.
• Предложите ребенку повторить чистоговорки, пословицы, поговорки; отгадать загадки, выучите с ним стихотворение.
У кошки лежат ложки в лукошке.
Обожгли мошки об огонь ножки.
Кто ходит больше, тот живет дольше.
Лежа хлеба не добудешь.
Шуба лежит, а шкура дрожит.
Нам нужны иголки для шитья.
А кому для житья?
Шагаешь — впереди лежит.
Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Различение звуков ш—с
• Предложите ребенку повторить слоги: ша —са, шо — со, шу — су, ши — си, ше —се, аш —ас, ош —ос, уш —ус, иш — ис, еш —ес, аша —аса, ашо —асо, ашу—асу,аши—аси, аше —асе, оша —оса, ошо —осо, ошу —осу, оши —оси, оше — осе, уша — уса.
• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звуки [с] и [ш] в начале, середине и в конце слова: санки —школа, кукушка —колесо, нос —мышь; солнышко, сушки, старушка, шесть. Предложите ребенку назвать эти предметы в указанном порядке, то есть чередуя произнесение слов со звуками [с] и [ш]. Обратите внимание на правильность произношения звуков.
• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:
ша-ша-ша —купаем голыша,
аш-аш-аш—в лесу стоит шалаш,
ас-ас-ас — мы пьем холодный квас,
шо-шо-шо—поют дети хорошо,
со-со-со—на дороге колесо,
ош-ош-ош —Буратино дали грош,
шу-шу-шу—я письмо пишу,
ос-ос-ос — починили пылесос, с
уш-уш-уш — в саду много груш,
ус-ус-ус — на ленте много бус,
си-си-си—мы ехали в такси,
ыш-ыш-ыш—крепко спит малыш,
ше-ше-ше — собака в шалаше,
се-се-се—машина на шоссе,
ис-ис-ис—хорошо поет Борис.
• Предложите ребенку ответить на вопросы:
кто водит машину? (Шофер.)
Кто шьет сапоги? (Сапожник.)
Кто водит электропоезда? (Машинист.)
Кто прыгает с самолета на парашюте? (Парашютист.)
Кто играет в шахматы (в шашки)? (Шахматист, шашист.)
• Попросите ребенка повторить чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, отгадать загадки, выучите с ним стихи:
Мишки собирают шишки.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.
Слишком много ножек у сороконожек.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Палкой Саша шишки сшиб.
Купили Саше сушку?
Купили Саше сушку.
Шишки на сосне, шашки на столе.
В шалаше шесть шалунов.
Без косы и сена не накосишь.
Маслом кашу не испортишь.
Знай, кошка, свое лукошко.
Кошке игрушки, а мышке слезки.
Как постелешь, так и поспишь.
Суши сено, пока солнце светит.
Скажешь—не воротишь, напишешь—не сотрешь, отрубишь—не приставишь.
Сидит на крыше всех выше.
Не смотрел в окошко —
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко —
Там второй Антошка!
Что это за окошко?
Куда смотрел Антошка?
Сидит на ложке, свесивши ножки.
В тесной избушке Ткут холст старушки.
А в угол спать ходит.
Паровоз Без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел?
Прямо по морю пошел!
Самого не видно,
Не куст, а с листочками,
Не рубаха, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Шишки-мышки
Жили-были на сосне две серьезных шишки;
Жили-были под сосной две веселых мышки.
И кричали мышки: «Эй, спускайтесь, шишки!
Вы же знаете о нас только понаслышке!»
Удивлялись шишки: «Глупенькие мышки!
Чем же плохо нам висеть здесь, на нашей вышке?
Лучше мы вас пригласим,
Пудель
Не спеша идет старушка.
Рядом с ней шагают стружки.
Да, охапка черных стружек,
Только это лишь снаружи.
А попробуй тронь старушку:
Вот тогда узнают люди,
Черепаха
• Прочтите ребенку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.
Старшая сестра
У Саши есть сестра Наташа. Наташа старше Саши на шесть лет. Она учится в шестом классе. В свободное время Наташа
катает Сашу на санках, играет с ним в шашки, помогает строить ему самолеты. В воскресенье Наташа водит Сашу в кино. Саша любит свою старшую сестру Наташу.
Вопросы: как зовут Сашину сестру? На сколько лет Наташа старше Саши? В каком классе учится Наташа? Как проводят свободное время Наташа и Саша? Куда водит Наташа Сашу в воскресенье? Кого любит Саша?
Различение звуков ж—з
• Предложите ребенку повторить слоги: жа —за, жо —зо, жу — зу, жи — зи, же — зе, ажа —аза, ажо —азо, ажу —азу, ажи — ази, аже — азе, ожа — оза, ожо — озо.
• Подберите картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [ж] и [з] ([з’]) в начале и середине слова: журнал—звездочка, козленок—медвежонок; зеленые желуди. Предложите ребенку назвать предметы в указанном порядке, то есть чередуя произнесение слов со звуком [ж] и звуком [з] ([з’]). Обратите внимание на правильность произнесения звуков.
• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:
жа-жа-жа—иголки у ежа,
жа-жа-жа — на льдине два моржа,
жу-жу-жу—в садик я хожу,
зу-зу-зу—купаемся в тазу,
жу-жу-жу—по лесу брожу,
же-же-же—мы выросли уже,
зу-зу-зу—мы живем внизу,
зе-зе-зе—дай воды козе,
жи-жи-жи — ползают ужи,
зи-зи-зи—на повороте тормози,
зы-зы-зы—спрятались мы от грозы.
• Предложите ребенку ответить на вопросы:
как называют человека, который разводит животных? (Животновод.)
Как называют человека, который работает на железной дороге? (Железнодорожник.)
• Предложите ребенку повторить чистоговорки, поговорки, отгадайте загадки. Выучите с ним стихотворение:
Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.
Железный замок заржавел, заржавел железный замок.
На живом все заживет.
Конь бежит, земля дрожит.
Зимой на земле лежал,
Весной в реку побежал.
Говорит без языка,
Никто его не видит,
Кто его раздевает —
От жалости слезы проливает.
Я с трудом Его поймала.
Быть хозяйкой Нелегко!
• Прочтите ребенку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.
Ежик и змея
Жил в лесу ежик с ежихой и ежатами. Летом они ловили мошек, жуков и букашек. На зиму ежик заготовлял еду и прятал ее под старую корягу. Однажды в жилище к ежу заползла ядовитая змея. Ежик решил прогнать змею. Змея попыталась укусить ежика, но ежик ловко схватил ее за горло и загрыз.
Вопросы: с кем жил в лесу ежик? Что делали ежик, ежиха и ежата летом? Что заготовлял ежик на зиму? Куда заползла змея? Что решил сделать ежик? Кого хотела укусить змея? Что сделал ежик со змеей?
Различение звуков ч—щ
• Предложите ребенку повторить слоги: ча—ща, чу—щу, чи—щи, че—ще, ач—ащ, уч—ущ, ич — ищ, еч—ещ, ача—аща, ачу—ащу, ачи—ащи, аче—аще, уча—уща.
• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звуки [ч’] и [щ’] в начале, середине и в конце слова: Чебурашка — щит, щепка —чемодан, ящик—ключи, меч —плащ; почтовый ящик. Предложите ребенку назвать эти предметы в указанном порядке, то есть чередуя произнесение слов со звуками [ч’] и [щ’]. Обратите внимание на правильность их произношения.
• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:
ча-ча-ча—Кате вызвали врача,
чи-чи-чи—огонь горит в печи,
ща-ща-ща—тащи скорей леща,
чу-чу-чу—я на коне скачу,
ач-ач-ач—девочка, не плачь,
щу-щу-щу—трещоткой я трещу,
ащ-ащ-ащ—у Коли новый плащ,
че-че-че — ворона на плече,
еч-еч-еч—надо сад беречь,
ще-ще-ще — нам тепло в плаще,
ещ-ещ-ещ—укусил нас клещ.
• Предложите ребенку ответить на вопросы: кто чинит часы? (Часовщик.)
Кто точит ножи и ножницы? (Точильщик.)
Кто чистит обувь? (Чистильщик.)
Различение звуков ч—с (сь)
• Попросите ребенка повторить слоги: ча —са, чо — со, чу—су, чи—си, че—се, ач—ас, оч—ос, уч—ус, ич—ис, еч—ес, ача—аса, ачо—асо, ачу—асу, ачи—оси, аче—асе, оча—оса, очу—осу.
• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть одновременно и звук [ч], и звук [с] ([с’]), например: часы, сачок, ласточка, песочница, косичка, расческа, синичка. Предложите ребенку назвать эти предметы. Обратите внимание на правильность произношения этих звуков, на чистоту произнесения слов.
• Предложите ребенку повторить шутки-чистоговорки:
ча-ча-ча —не горит свеча,
че-че-че — грач на каланче,
са-са-са—у норы лиса,
се-се-се—мы едем по шоссе,
чо-чо-чо — вывихнул плечо,
ач-ач-ач — спит на сосне грач,
со-со-со — сломали колесо,
ас-ас-ас — продается квас,
чу-чу-чу—я по столу стучу,
оч-оч-оч — наступила ночь,
су-су-су—сова кричит в лесу,
ос-ос-ос —на веранде много ос,
чи-чи-чи—на дубу грачи,
ич-ич-ич—разбили мы кирпич,
си-си-си — свет скорей гаси,
ис-ис-ис — купила мама рис.
• Предложите ребенку ответить на вопросы:
кто носит почту? (Почтальон.)
Кто выращивает цветы? (Садовник.)
Кто чистит трубы? (Трубочист.)
• Попросите ребенка повторить скороговорку, пословицы, поговорки, отгадать загадки. Выучите с ним стихи:
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Слышу, лиса, про твои чудеса.
Чистые сапоги быстрее ходят.
У врача лечись, у умного учись.
Час от часу не легче.
Хочешь есть калачи —так не сиди на печи.
Нет в ней ни сучочка.
Ключик, ключик, родничок,
Чей-то круглый кулачок Звонко бьет со дна.
Ухнул филин — и молчок.
Ночь в лесу давно.
Только светит светлячок
Всем, кому темно.
Интересней нет усов,
Чем у часиков-часов.
Посмотри —один короче,
А другой длинней чуть-чуть,
Друг за другом дни и ночи
Совершают долгий путь.
• Прочтите ребенку рассказ и предложите сначала ответить на вопросы, а затем пересказать его.
Часовщик
К часовщику принесли старые часы. Часовщик осмотрел их, затем смазал механизм часов маслом, почистил циферблат щеточкой. Пинцетом он вынул испорченную пружину и заменил ее новой. После ремонта часы точно показывали время.
Вопросы: к кому принесли часы? Что сделал часовщик с механизмом часов и циферблатом? Что сделал часовщик с испорченной пружиной? Как показывали часы время после ремонта?
Различение звуков ч—ц
• Предложите ребенку повторить слоги: ча—ца, чо—цо, чу—цу, чи —ци, че —це, ач —ац, оч —оц, уч —уц, ич —иц, еч—ец, ача—аца, ачо —ацо, ачу—ацу, ачи—аци, аче —аце, оча — оца, очо — оцо.
• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть одновременно и звук [ч’], и звук [ц], например, волчица, цепочка, учительница. Предложите ребенку назвать эти предметы. Обратите внимание на правильность произношения звуков и слов.
• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:
ча-ча-ча — каша горяча,
цу-цу-цу—зерен дай птенцу,
ца-ца-ца—мы видели скворца,
чи-чи-чи — играют скрипачи,
чо-чо-чо—я ушиб плечо,
цы-цы-цы —в сумке огурцы,
цо-цо-цо — новое кольцо,
еч-еч-еч — затопили печь,
ец-ец-ец—Андрей у нас борец.
• Предложите ребенку ответить на вопросы:
кто учит детей в школе? (Учительница.)
Кто ухаживает за птицей? (Птичница.)
• Предложите ребенку повторить чистоговорку, скороговорку, отгадать загадки. Выучите с ним стихи:
Очень часто бьются у Танечки блюдца.
Ученица-озорница получила единицу.
Два братца через дорожку живут,
А никогда не видятся.
Под одной шляпкой стоят.
Пчела
Свой рабочий день пчела.
Облетела все цветы,
Чтобы мед отведал ты.
Одуванчик
В беленькое платьице —
Различение звуков щ—с (сь)
• Предложите ребенку повторить слоги: ща—са, щу—су, щи—си, ще—се, ща—ся, щу—сю, ащ—ас, ощ—ос, ущ—ус, ищ —ис, ещ—ос, ащ—ась, ощ—ось, ущ—усь, ищ—цсь, ещ—есь, аща—аса, аща—ася, ащу—асю, ащи—аси.
• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звуки [щ’] и [с] ([с’]) в начале, середине и в конце слова: щетка—селедка, беседка—прищепка, гусь—лещ. Предложите ребенку назвать эти предметы в указанном порядке, то есть чередуя произнесение слов со звуками [щ’] и [с] ([с’]). Обратите внимание на правильность их произношения.
• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:
ща-ща-ща — не боимся мы клеща,
щи-щи-щи — собери щавель на щи,
си-си-си —вещи выноси,
ся-ся-ся — поймали карася,
ащ-ащ-ащ — носим мы весною плащ,
щу-щу-щу—щуку я тащу,
ас-ас-ас — идем мы в первый класс,
сю-сю-сю — мы съели кашу всю,
ще-ще-ще — сметаны нет в борще,
ещ-ещ-ещ—попался в сети лещ,
се-се-се— прищемили хвост лисе,
есь-есь-есь — обед мы съели весь.
• Предложите ребенку ответить на вопросы:
кто вставляет стекла? (Стекольщик.)
Кто помогает носить вещи на вокзале? (Носильщик.)
• Предложите ребенку повторить пословицы, поговорку. Выучите с ним загадки, стихотворение:
Всякому овощу свое время.
Всякой вещи свое место.
Лес рубят—щепки летят.
Глазищи, усищи, когтищи, хвостище,
А моется всех чище.
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
. Под лавкой скулит
Он очень грустит,
Он совсем одинок;
С Наташей гулять,
Он лает и скачет,
Щенка не узнать.
Дифференциация звуков С-Ш.
Упражнения по дифференциации звуков: ЖШ, СШ, ЗЖ
картотека по логопедии на тему
Упражнения по дифференциации звуков: Ж/Ш, С/Ш, З/Ж в словах,предложениях,играх
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_po_differentsiatsii_zvukov.docx | 77.3 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [Ж] И [Ш]
1. Прочитай слова и ответь, какой звук [Ж] или [Ш] слышно в словах:
Жар, шар, шаль, жаль, шаткий, жатка, жаба, шапка, ежата, мышата, мешать, лежать, лошадка, вожатый, ложа, лошадь, Луша, лужа, лёжа, Лёша, кожа, коша.
2. Назови последний слог в словах:
Гру ша , лу жа , Ма ша , ло жа , кры ша , ко жа , лу жа , ме жа .
3. Прочитать слова, выделяя звуки «Ш» и «Ж»:
Шёпот, жёлоб, жёлудь, шёл, шёлк, жёлтый, лужок, пушок, дружок, вершок, рожок, горшок, мешок, должок, пирожок, порошок, дружок, петушок, жонглёр, шофёр.
4. Добавь слоги «ЖОК» и «ШОК» и прочитай слово.
утю- дру- творо- сапо-
ро- фла- бере- сте-
лу- пиро- пры- дол-
пу- вер- арти- малы-
5. Измени слова по образцу:
Я жую – ты жуёшь.
• Я живу – ты … • Я режу – ты …
• Я ожидаю – ты … • Я стригу – ты …
• Я провожаю – ты … • Я бегу – ты …
7. Послушай, как звучат слова. Если услышишь в слове звук [Ш] – хлопни тихо, если звук [Ж] – хлопни громко.
Женя, шея, мишень, сажень, ближе, дальше, ниже, выше, ложечка, кошечка, бумажечка, букашечка.
Жить, шить, ширь, жир, жила, шило, пружинка, пушинка, машина, пружина, наживка, нашивка, ужин, ужи, уши, лыжи, мыши.
8. Добавь слоги «ЖИ» или «ШИ» и прочитай слова.
голы- ланды- камы-
9. Повтори слова, выделяя голосом звуки [Ж] и [Ш]:
Обожжешься, поживёшь, дружишь, жалеешь, пожнёшь, ожидаешь, бежишь.
10. Составь предложения из данных слов:
• Журавль, жить, болото, у.
• Лягушка, жить, болото, в.
• Швея, желтый, шить, жакет.
• Бабушка, на, лежанке, лежать.
• Книжки, положить, в, книжный, шкаф.
• Бабушка, Женя, варежки, вяжет.
УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СА», «ША»
1. Прочитай слова и определи, какой звук слышно в словах: [С] или [Ш]?
Шапка, сайка, шалун, салют, сапёр, шахтёр, шалаш, салат, шалфей, салфетка, решать, тесать, писать, мешать, лошадка, посадка.
УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СО», «ШО»
1. Послушай слова, покажи нужные карточки.
Шорох, сорок, мешок, лесок, пушок, кусок, вершок, песок, носок, ремешок, мышонок, спросонок.
Зашифруй эти слова буквами «С» и «Ш»
2. Объясни значение слов:
3. Добавь нужный слог «ШОК» или «СОК» и прочитай слово.
гор- арти- но- коло-
ме- пету- ви- голо-
вер- гребе- вы- поя-
УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СУ», «ШУ»
1. Зашифруй слова, используя вместо букв знаки:
Шутки, сутки, шумно, сумка, суметь, шуметь, пишу, несу, пасу, плясун, пашу, пляшу.
Проверь свои шифровки:
2. Добавь слоги «СУ» или «ШУ» и прочитай слоги.
• Надо писать, и я ПИ-
• Надо плясать, и я ПЛЯ-
• Надо пахать, и я ПА-
• Надо нести, и я НЕ-
• Надо пасти, и я ПА-
• Надо просить, и я ПРО-
• Надо махать, и я МА-
УПРАЖНЕНИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СЫ», «СИ», «ШЫ»
1. Добавь нужный слог «ШИ» или «СЫ» прочитай слово.
У осла длинные У- (ши) У мамы красивые БУ- (сы)
Красивые ВОЛО- У Кати две КО-
Распустились ЛАНДЫ- В магазине ВЕ-
Малыши-ГОЛЫ- На доме КРЫ-
В детском саду МАЛЫ- Вкусные КОЛБА-
На валенках ГАЛО- У тигра ПОЛО-
В реке плавают ЕР- Жужжат О-
На берегу реки КАМЫ- На земле РЕЛЬ-
В магазине КАС- Две пушистые ЛИ-
Капельки РО- В подвале КРЫ-
2. Посмотри на свою ладонь, её положение напоминает положение языка.
Прочитай слова и покажи руками звуки [С] или [Ш].
Ваш, вас, нас, наш, басня, башня, красный, каска, кашка, часто, чашка, паста, пашня, рубашка, колбаска, рос, грош, камыш, кумыс, Яшка, ясно, клюшка, люстра, пошла, росла, пешки, песни, мести, мешки, мишка, миска, вишня, виснет, виски, тиски, рис, шляпа, слякоть, смел, шмель, шторы, шпалы, спали.
3. Игра «Наоборот».
Подними руку ладошкой вверх – произнеси слог со звуком [Ш]; опусти ладонь вниз – произнеси слог со звуком [С]. А теперь все наоборот:
ША – СА СА – СЫ – ШИ –
4. Игру «Наоборот» продолжи словами:
сутки – шутки крыса –
шутки – сутки крыша –
5. Исправь ошибки в предложении:
На лугу поспела каска,
Каску ест корова Машка.
Машке нравится обед –
Ничего вкуснее нет!
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Вот высокая басня.
Вот поучительная башня.
Мы сварили кассу.
Заплатили деньги в кашу.
У кота длинные уши.
У осла длинные усы.
6. Произнести слова:
Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, Сашуля, старший, страшно, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, смышлёный, расшумелась, суша, пастушок, веснушки, скворушка, шустрый, машинист.
7. Произнеси все слова, не переставляя звуки [С] и [Ш].
Слыхали радостную весть?
Мне скоро будет ровно шесть!
А если человеку шесть,
И у него тетрадки есть,
И счетных палочек не счесть,
И он читать старается,
То, значит, он (вернее я),
То, значит, он (вернее я),
Он в школу собирается!
8. Прочитай вслух текст.
У Сашеньки босоножки.
Саша шла со старушкой.
Паша-трусишка, страшно ему.
Кошки сидят на окошке и греются на солнышке.
Испугался петушок, упал с крыши на шесток.
Сквозь цветное стёклышко я взглянул на солнышко.
Шесть котят есть хотят.
Расшумелись на опушке птицы: сойки и кукушки.
По шоссе несутся машины.
Наташа ест сушку.
Мыло душистое и полотенце пушистое.
Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
9. Объясни, как ты понимаешь пословицу:
• Поспешишь – людей насмешишь.
• Как постелешь, так и поспишь.
• Песней поле не выпашешь.
• Поспешишь – людей насмешишь.
• Отольются кошке мышкины слёзки.
• Не спеши языком, а спеши делом.
10. Прочитай с выражением:
Тише, тише, тише, тише,
Шелестят на крыше мыши.
Под мышиным серым флагом
Маршируют шаг за шагом.
Впереди идут старшины,
Запевают гимн мышиный:
«Тише, тише, тише, тише.
Шаг ровней держите мыши!
Люди сыты, кошки сыты,
Для мышей столы накрыты.
Затихает шорох шинный,
Наступает час мышиный.
Ночью пусть пируют мыши.
Тише, тише, тише, тише!»
УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗА», «ЖА»
1. Прочитай слова и определи, какой звук слышно в каждом слове [З] или [Ж]?
Жал, зал, пожар, базар, заря, жара, залей, жалей, база, баржа, дерзать, держать, лужайка, зайка, лизать, лежать, сажать, сказать, вязать, бежать, закат, жакет, берёза, лёжа.
2. Добавь нужный слог «ЗА» или «ЖА» и прочитай слово.
блу- ло- поль- зано-
УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗО», «ЖО»
1. Внимательно слушай слова. Вместо слова со звуком [З] нарисуй (губы в улыбке); вместо звука [Ж] – (губы круглые).
Зоя, Жора, узор, лужок, стожок, возок, глазок, флажок, должок, дозор, прыжок, разок.
Проверь свою запись:
2. Добавь нужный слог «ЗОК» или «ЖОК» и прочитай слово.
пиро- пры- творо- бере-
УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗУ», «ЖУ»
1. Зашифруй слова со звуком.
Жук, зуб, везу, вяжу, гляжу, внизу, в грозу, грожу, грызу, брожу, вижу, снизу, хожу, ползу.
УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗЫ», «ЗИ», «ЖИ»
1. Прочитать слова, выделяя звуки «З» или «Ж»
Тазы, ножи, жидкий, зыбкий, жир, пузырь, ежи, возы, кожа, козы, рыжий, сизый, ёжики, языки, музыка, рыжики, похаживать, показывать, называть, наживать, снежинка, корзинка, вези, лежи.
2. Добавь слог «ЗЫ» или «ЖИ» и прочитай новое слово.
зака- нака- лы- отка-
3. Определи, чем отличаются слова:
4. В каждом слове движениями руки повтори движения языка:
Важный, разный, гораздо, каждый, монтажник, проказник, дружный, грузный, таёжный, слёзный, грозный, тревожный, дождик, гвоздик, поздно, можно, дорожный, паровозный, пирожное, мороженое, морозное, обождать, опоздать, полезный, денежный, подожди-ка, гвоздика, книжный, капризный, нежный, резвый.
5. Прочитай слова.
Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заряжать, заслужить, закружить, зажигалка, завизжал, железный, возможно.
6. Добавь к каждому слову предлог «за» по образцу.
7. Повтори фразы:
Жеребёнок забежал во двор.
Захар заряжал ружьё.
Залежи железной руды.
Женя заслужил награду.
Он помог задержать врага.
Пёс лежал и лизал лапу.
Он кричит на весь базар, будто сделался пожар.
Мы поедем на лужок и возьмём с него стожок.
Женя резал хлеб.
Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.
Заседали в полдень зайки возле лужи на лужайке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация для педагогов.
Предлагаемые упражнения позволяют в игровой форме дифференцировать звуки в словах, провести звуковой и слоговой анализ слов, а также поработать над некоторыми грамматическими категориями. Игровые упра.
Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согл.
Упражнения, способствующие устранению дефектов произношения звуков [Л] и [Й], развитию слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического восприятия, логического и понятийного мышления.
Упражнения способствуют устранению дефектов звукопроизношения звуков [Л] и [В], развитию слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического восприятия, логического и понятийного мышления.
В статье раскрываются способы формирование навыка самоконтроля за правильным произношением и различением звуков при воспроизведении слов разной звукослоговой наполняемости с применением компьютерных т.
Работа над звуком, от его постановки до введения в речь – сложный процесс выработки устойчивого речевого навыка. Однообразное повторение слогов, слов, чистоговорок, текстов быстро надоедает ребе.
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]»
Алёна Андреева
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]»
Тема: Дифференциация звуков [ж] – [ш]
Цель: Закрепить навык различения и самостоятельного употребления в речи звуков [ж] – [ш].
• закрепить навыки правильного различения на слух фонем [ж], [ш];
• закрепить правильное произношение [ж], [ш], в слогах, словах и предложениях;
• учить дифференцировать звуки [ж] – [ш]: (звонкий – глухой)
• закрепить правильное различение на письме букв Ж, Ш;
• развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
• развивать мелкую моторику (пальцы и кисти рук);
• развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление.
• мягкие игрушки – гусь, жук
• 2 картонных домика с нарисованными буквами Ж и Ш
• карандаши по числу детей
• вязаная кукла би-ба-бо «Буратино»
• пазлы с буквами Ж и Ш
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Логопед: Сейчас тот, на кого я укажу, придумывает слово со звуком [ш], говорит нам его вслух и садится на своё место (часть детей придумывает слова со звуком [ш] и садится за парту).
Дети: шапка, кошка, шуба, каша, шумит, камыш и т. п.
Логопед: А сейчас остальные, на кого укажу, придумывают слова со звуком [ж], произносят его вслух и садятся на своё место.
Дети: жук, журавль, кожура, пожар, морж, сажа и т. п.
Логопед. Хорошо. Кто догадался, какие звуки мы будем сегодня вспоминать?
Дети: Звуки [ж] и [ш].
2. Игра «Найди домик для звука»
Логопед: Перед вами два домика. В одном домике живёт звук [ж] и на домике нарисована его буква – Ж. А в другом домике догадались, какой звук живёт?
Дети: Звук [ш].
Логопед: Правильно, как вы догадались?
Дети: На домике написана буква Ш.
Логопед: Хорошо. Сейчас я раздам вам карточки с рисунками. Посмотрите на них внимательно и определите, в названии каких предметов есть звук [ж] или звук [ш]. Помогите этим звукам найти свой домик. По одному подходите к домику, где живёт звук из вашего слова. И когда будете класть карточку в окошко, говорите вслух это слово, чтобы мы тоже проверили, правильно ли вы нашли домик для звука.
Дети: (кладут карточки в окошко и вслух называют слова).
3. Артикуляционная гимнастика:
Логопед: Ребята, чтобы хорошо встретить гостей, которые к нам пришли, нам произносить звуки [ж] и [ш], сделаем артикуляционную гимнастику (приготовим свои губы, зубы, язычок)
Дети: (повторяют упражнения артикуляционной гимнастики)
4. Упражнение на различение звонкого и глухого звука
Логопед: А теперь посмотрите – кто к нам в гости пришёл?
Дети: Гусь и жук.
Логопед: Верно. Послушайте, как шипит гусь и повторите за ним:
Логопед: А теперь послушаем песенку жука:
Логопед: Положите руку себе на горлышко и почувствуйте, когда у вас горлышко дрожит – когда вы произносите звук [ж] или звук [ш]? Слушаем своё горлышко.
Дети: ш-ш-ш-ш-ш, ж-ж-ж-ж-ж. Горлышко дрожит, когда мы произносит звук [ж].
Логопед: Правильно. Вспомним наш стишок:
Если горлышко дрожит –
Значит, звонкий звук бежит.
Какой звук звонкий?
Дети: Звонкий звук [ж].
Логопед: А как мы назовём другой звук? Вспомним, как называется звук незвонкий?
Дети: Такой звук называется «глухой».
Логопед. Верно, звук [ш] – глухой.
5. Упражнение на выделение заданного звука из ряда других звуков. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Сейчас я назову звуки, а вы звонко хлопните в ладоши, если услышите звонкий звук [ж]. А если услышите глухой звук [ш] – закройте ушки руками:
ж – ш – ч – п – т – ш – щ – т – ж – з – с – ж – к – ш – ж – п –ш – ц – ж.
Дети: (выполняют задание логопеда).
6. Упражнение на развитие речевого дыхания и длительного речевого выдоха.
Логопед: Ребята, я каждому положу на стол карандашик. Вы должны наклониться к столу и так сильно подуть на карандашик, чтобы он покатился по столу (прокатить 3 раза)
7. Закрепление дифференциации звуков [ж] и [ш] в слогах. Работа над просодикой (модуляции и сила голоса, интонация) .
Логопед: Гусь и жук разговаривают. Гусь спрашивает, а жук отвечает. Слушайте внимательно и повторяйте также:
Ша-жа-ша? (вопросит. интонация) Ша-жа-ша. (утвердит. интонация)
Дети: (повторяют за логопедом с нужной интонацией).
Логопед: А теперь жук сердится, а гусь его успокаивает:
8. Игра «Наоборот». Упражнение на дифференциацию звуков [ж] – [ш] в словах.
Логопед: Я буду подходить к вам и называть какое-нибудь слово. А вы должны внимательно послушать и изменить первый звук этого слова на [ш] или [ж]. Например: Шар – жар. Слушайте внимательно.
9. Игра «Добавь слог» (с мячиком).
Логопед: Выйдите, пожалуйста, из-за своих столиков и встаньте на ковре в полукруг. Я буду кидать каждому мячик и называть часть слова, а вы ловите мячик и добавляете слог «жи» или слог «ши». Будьте внимательны:
10. Дифференциация звуков [ш] – [ж] в предложениях (потешки):
Логопед: Садитесь, ребята, за столики, и догадайтесь, кто пришёл нас позабавить-потешить? Отгадайте про него загадку:
Это что за очень странный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт он длинный…
Логопед: Отгадали! (надевает на руку вязаную куклу би-ба-бо «Буратино»)
Буратино: Здр-р-р-авствуйте, др-р-р-узья! Принёс я вам потешки. Посмотрю-ка я сейчас, как вы хорошо и чётко их проговаривать будете. Повторите-ка за мной:
• Ша-ша-ша – наша Маша хороша
• Жа-жа-жа – увидели ежа
• Шо-шо-шо – Глаша пишет хорошо
• Жо-жо-жо – на улице свежо
• Шу-шу-шу – Саша кушает лапшу
• Жу-жу-жу – делим мы межу
• Ши-ши-ши – кашу ешьте, малыши
• Жи-жи-жи – точим мы ножи
• Ше-ше-ше – шепчет Паша в шалаше
• Же-же-же – иголки на еже
Буратино: Отдохнём немножко и сделаем со мной вместе упражнения. Встаньте со своих стульчиков. Повторяйте за мной движения:
– Вот так! (Большие пальцы обеих рук – вверх, остальные собраны в кулак)
– Вот так! (Руками изображаем движения пловца)
– Вот так! (Руки сгибаем в локтях, бег на месте)
– Вот так! (Поочерёдно прикладываем ладони ребром ко лбу)
– Вот так! (Энергичные взмахи обеими кистями рук несколько раз)
– Вот так! (Ладони под одну щёчку, под другую с наклонённой набок головой)
– Вот так! (Кулачками обеих рук одновременно хлопнуть себя по надутым щекам)
Дети: (повторяют за логопедом движения).
12. Упражнение «Составь предложение правильно».
Буратино: Составлял я тут предложения, да не знаю, как правильно в них слова расположить. Голова-то у меня деревянная. Помогите мне, ребята. Расставьте слова так, чтобы получилось правильное предложение.
• Луг растёт на ромашка.
• Окошко сидит у кошка.
• Трава в жук жужжит.
• Под жаба сидит камыш.
Дети: (составляют предложения правильно)
13. Этап закрепления.
А) Отгадывание загадок:
Буратино: Молодцы, ребята, всё правильно составили, я всё понял. А вот чего я совсем не умею – так это отгадывать загадки. А вы умеете?
Буратино: Тогда вот мои загадки. Но надо не только отгадать, а назвать тот звук, который спрятался в отгадке – звук [ш] или [ж]:
Дети: (ёжик). Звук [ж].
Под полом шарит
Дети: (мышка). Звук [ш].
Дети: (кошка). Звук [ш].
Всех детишек я бужу,
Хоть часов не завожу:
Дети: (петушок). Звук [ш].
Б) Складывание пазлов со звуками [ш] и [ж]:
Буратино: Ребята, какие вы молодцы. Как хорошо запомнили! Еще я вам принёс лукошко с красивыми картинками, да они у меня в лукошки перемешались. Кому из вас дам по картинке – тот произносит вслух слово с картинки и несёт к нужной букве – букве Ш или Ж.
Дети: (кладут пазлы, называют слова, складывают целую картинку).
Буратино: Спасибо вам, ребята, во всём мне помогли. А теперь пора мне в свой кукольный театр возвращаться… До свидания!
Дети: До свидания!
14. Итог занятия:
Логопед: Дети, какие звуки мы сегодня вспоминали?
Дети: Звуки [ш] и [ж].
Логопед: Какой звук звонкий?
Дети: Звук [ж].
Логопед: Какой звук глухой?
Дети: Звук [ш].
Логопед: Хорошо. Домашнее задание будет таким:
девочки возьмут со стола картинки со звуком [ж], а мальчики – картинки со звуком [ш]. Картинки надо дома раскрасить, а потом наклеить в свою тетрадочку.
Занятие окончено.
Конспект занятия «Дифференциация звуков [г]-[к]» Цели занятия: – развивать слуховую дифференциацию звуков К и Г; – развивать умение соотносить звуки К, Г с буквами К и Г, – развивать фонематический.
Конспект занятия «Дифференциация звуков [д], [т]» Тема: Звуки [д], [т] Цель: Формирование умения дифференцировать звуки [д], [т]; Задачи: Коррекционно-образовательные: -уточнить знания.
Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» План-конспект индивидуального занятия Дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях. Цели • уточнить артикуляцию звуков.
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]». Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]». Цель: дифференциация и закрепление правильного произношения звуков [С]-[Ш].
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [С]-[З]» Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [С] – [З]». Тема: Школа молодого бойца. Цель занятия: закрепить.
Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению «Дифференциация звуков [Л] и [Л’]» КОНСПЕКТ подгруппового занятия по звукопроизношению Дифференциация звуков Л, ЛЬ Составила и провела Учитель – логопед ГБОУ.
Конспект занятия «Дифференциация звуков [л], [л’]» Конспект занятия «Дифференциация звуков [л – ль]» Цели: закрепление навыка различия звуков (л, ль) в слогах, словах, фразах. Анализ и синтез.
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Р’]» Тема: «Дифференциация звуков Р-РЬ». Программное содержание: Закрепление правильного произношения звуков «Р-РЬ» изолированно, в слогах, словах,.
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш], [Ж]» Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе. Составила: учитель – логопед Шамова Татьяна Викторовна.
Конспект занятия в старшей группе по ЗКР «Дифференциация звуков [З], [С]» Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с в старшей группе. Цель: дифференциация звуков з – с. Задачи: 1. Упражнять в сравнении.
Конспект Дифференциация звуков [Ш-Ж]
Конспект интегрированного подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе
Подготовила учитель–логопед Шлянина О. П.
МБДОУ№1 г. Курганинска Краснодарского края
Тема: Дифференциация звуков [Ш -Ж]
Цели: закрепить навык различия звуков [ш–ж] в слогах, словах, фразах; закрепить умение делить слова на слоги; продолжать учить составлять слова из слогов, букв; продолжать работу над деформированной фразой, оставлять схему предложения, выделять предлог; закрепить правило написания жи – ши; развивать фонематический слух, внимание, мышление, мелкую моторику рук; создать положительное психоэмоциональное настроение, способствовать приобретению опыта коллективной работы.
Ход занятия
Организационный момент. Эта история произошла в одном сказочном городе, в котором, жили такие дети как и вы. Они все хотели знать, и прилежно учились. Но в соседнем городе жила злая волшебница, и ей не нравилась любознательность этих детей. Разозлилась она, и заколдовала их, забрав имена.
Но оставила такой наказ: «Расколдовать сможет тот, кто приложит много умения и старания, выполнив все задания». За правильное выполнение, вы получите буквы, из которых составите имена детей. А в путь мы отправимся по лестнице.
- Введение в тему. Чтобы узнать в кого превратила колдунья детей, мы должны найти разрезные картинки и сложить их. А искать будем с помощью вот этих подсказок. Логопед предлагает детям ориентироваться на схематически изображенный предлог и предмет. Каждый получает карточку – схему.
- Сложи картинку. (дети складывают 2 картинки: жаба и кошка)
– какой первый звук в слове жаба? [Ж]
– какой третий звук в слове кошка? [Ш]
(за выполнения задания дети получают букву Ж)
Работа с индивидуальными зеркалами. Перед зеркалами выполняют артикуляцию звука, и дают характеристику.
[Ш] – широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка. Звук согласный, твердый, глухой.
[Ж] – широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка, работают голосовые связки. Звук согласный, твердый, звонкий.
Речевая зарядка (логопед задает ритм хлопками)
жа – жа – жа – жа – мы увидели ужа
ша – ша – ша – ша – мама моет малыша
жу – жу – жу – жу – поспешим скорей к ежу
шу – шу – шу – шу – Жанне я письмо пишу
(за выполнение дети получают букву О)
Разложи предметы. Злая колдунья не только заколдовала детей, но и перемешала все предметы. Вам предстоит разобраться в каком слове звук [Ж], а в каком [Ш].
машина, жаба, одежда, флажок, журавли, ножи, жук, шар, шкаф, вишни, мышка, кукушка. (за выполнение получают букву О).
Деление слов на слоги. –каждый ребенок берет карточку, определяет кол – во слогов выполняет шаги, и рисует точки по кол. слогов.
(получают букву А)
Составить слово из слогов.
ма – ши – на, туш – ка – ка, шах – ты – ма, пи – ма – жа, пру – на –жи, ки – жу.
(получают букву М)
Вставь букву в слово. На белую рома_ку сел _ук.
Бабу_ка вя_ет теплый _арф.
Весной из берлоги вы_ел медве_онок.
Ма_а видела в лесу у_ей.
На лу_айке прыгали лягу_ки.
В _кафу висит _илет.
(Вставив букву, читают предложение. Получают букву А)
Деформированная фраза.
Женя мыть уши вода.
В сад мыши жить.
Катя бежать с кошка рыжая.
Маша в жакет шкаф вешать.
В писать Женя школа буквы.
На стол лежать желтая груша.
– составить схему предложения.
На столе лежит желтая груша.
(получают букву Ш)
Кроссворд. Давайте вспомним правописание жи – ши.
1. Нужны человеку и животному чтобы слышать. (уши)
2.Кто ходит в иголках? (ежик)
3.Маленькая, серенькая, живет в норке. (мышка)
4.Она вскакивает на лбу, когда сильно ударишься. (шишка)
5.Ее одевают на голову, в холодное время года. (шапка)
6.Пятнистое животное с длинной шеей. (жираф)
(получают букву А)
Итог занятия. (Дети составляют из букв имена Жора, Маша, логопед показывает картинки детей). Вот и закончилось путешествие по лесенки – знаний, вы помогли разрушить колдовские чары, и спасли Жору и Машу.
Рекомендую прочесть:
Автору приятно, тебе не сложно – нажми “МНЕ НРАВИТСЯ”
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте. GovorynchikГоворунчикДифференциация звуков в речиДифференциация С-Ш
2. Произнеси слова: Саша, Сашенька, сынишка, старушка, солнышко, смешной, суша, сушка, старший, сушить, смешить, спешить, слушать, страшный, шест, шерсть, шалость, шелестеть, шесть, душистый, пушистый, трусишка, бесшумный.
3. Произнеси предложения: Саша съела шесть сушек. Из шалаша выскочила страшная крыса. Чуть слышно шелестят камыши и осока. Саша пошёл в лесок и собрал мешок сосновых шишек. У старушки шаль из красной шерсти. По шоссе спешат машины. Пушистая кошка бесшумно подкралась к мышке. Сынишка сочинил смешной стишок. Рядом с ромашками растёт душистый горошек. Сети сушатся на солнышке на шестах. ( по книге Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения) Дифференциация Ш-Ж
|