Дифференциация звуков С-З – конспект логоритмического занятия

Занятие по логоритмике Тема “Дифференциация звуков и букв С-Ц”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Логоритмика – это система музыкально-двигательных, рече-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений,осуществляемых в целях логопедической коррекции. Логопедическая ритмика развивает неречевые процессы (слуховое внимание, слуховую память, оптико-пространственные представления, зрительную ориентировку на собеседника, координацию движений, чувство темпа и ритма в движении, воспитание личности, характера) и корректирует речевые нарушения ( воспитание темпа и ритма, дыхания в речи, орального праксиса, просодии, фонематического слуха. )

Скачать:

ВложениеРазмер
logoritmika_s-c.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Дифференцировать звуки С-Ц на слух и в произношении в слогах, словах, чистоговорках, речевых играх, попевках.

2. Учить детей выделять логическое ударение голосом в предложениях.

3. Упражнять детей в звукобуквенном анализе слов на С-Ц.

4. Закреплять правильный выбор согласной буквы в слабой позиции.

5. Повторить обобщающее понятие “посуда”

6. Упражнять детей в умении двигаться в соответствии с ритмом музыки или слова, в координации движений и речи

7. Развивать речевые и мимические движения, работать над их силой, точностью, переключаемостью, эмоциональностью.

8. Учить детей продолжительному выдоху.

9. Учить детей умению расслаблять и напрягать свое тело.

10. Развивать слуховое внимание и память.

11.Психотерапевтически влиять музыкой и речью на эмоциональную сферу детей.

  1. Фортепиано
  2. Магнитофон
  3. Зеркала
  4. Игрушки на резинках для фиксации дыхания
  5. Мяч
  6. Магнитная доска
  7. Картинки со звуками С-Ц
  8. Буквы
  9. Предметы посуды
  10. Атрибуты волшебника
  11. Письмо Незнайки
  12. Разноцветные пластиковые геометрические фигуры
  1. звучит музыка “Марш” Дунаевского;
  2. двигаться ритмично;
  3. координировать работу рук и ног;
  4. следить за осанкой;
  5. взаимное музыкальное приветствие;
  6. обращение к гостям.

2.Знакомство с темой занятия:

“На шесте дворец

Во дворце певец,

Что это за дворец? (скворечник)

  1. покажите его ладошками и проговорите

“Скворец в скворечнике живёт

И песню звонкую поёт”;

  1. назовите первый и последний звук в слове “скворец”
  2. догадались, какие звуки будем сегодня сравнивать? (С-Ц)

3.Фонетическая ритмика (произнесение звуков и движения руками):

4. Характеристика звуков “С”,”Ц”:

Что общего? Чем же отличаются?

Вывод: надо иметь хороший слух, чтобы отличать звуки С-Ц.

Дети с закрытыми глазами повторяют за логопедом:

  1. Дети спокойно двигаются по залу под музыку «Во саду ли, в огороде», если услышат звуки С-Ц, показывают движения руками (фонетическая ритмика):

Оса, овца, цвет, свет, сыр, цирк, цапля, сабля, лица, лиса, сокол, цокот, цены, сено, цепь, семь, цепи, сети.

Забрели к нам в детский сад

Двенадцать маленьких цыплят

Привела их с улицы

Ты забыла улицу

Это детский сад,

Но не для цыплят.

Какие встретились слова со звуком С?

Какие встретились слова со звуком Ц?

6.Игра “Наоборотки”(с мячом):

7. Упражнения на дыхание :

Упражнения на дыхание для выработки дифференцированного выдоха через нос и рот, приобретение навыков брюшного, речевого, нижнерёберного типа дыхания с преимущественным удлинённым выдохом.

Вывод: Звук “С”-щелевой; “Ц”-взрывной.

8.Определение места звуков С-Ц в словах:

  1. Дети берут индивидуальные карточки и поднимаются в соответствии с заданием (начало слова, середина, конец).
  2. Придумывание чистоговорок со звуками С-Ц.

9.Игра со словом “ Шалтай-Болтай”, учить детей расслабляться и напрягаться, уметь переносить центр тяжести тела:

Шалтай-Болтай

Шалтай-Болтай

Свалился во сне…

10.Упражнения на развитие речевых и мимических движений:

  1. Гигиенический самомассаж перед зеркалом (по методике Уманской)
  2. Вибрационный массаж
  3. Мимический массаж “Мы в цирке!” изобразить клоунов: толстяка и худышку, удивиться фокуснику, испугаться тигра, обрадоваться попугаю.
  1. «Пальчики здороваются» с разным ударением на слоги:

Это упражнение для развития просодической стороны речи (смена темпа, интонации, ударения, мелкой мускулатуры пальцев рук).

11.Появление фокусника с волшебной палочкой:

Цын-цы, Брын-цы, Са-ца-ца

Появилась … (сахарница,сухарница,соусница,супница, салфетница)

Что общего во всех этих словах? (это посуда, в названии которой присутствуют “С” и “Ц”.

Волшебная палочка сломалась, закончились звуки “Ц” (куда насыпаем соль? В солонку).

Цын-цы, Брын-цы, балалайка

Цын-цы, Брын-цы, заиграйка

Цын-цы, Брын-цы, дигидон

Выходи из круга вон.

13.Игра со словом “Синица и котята”:

Синица, синица, весёлая птица

Где ты была, где ты жила?

Я летала по садам

Я сидела по кустам.

Дети подходят к пианино.

14.Что такое звук?Что такое буква? (Дать определение)

На что похожи буквы “С”-“Ц”?

Что произойдёт, если согласные буквы подружатся с гласными? (образуется слог)

1.Пропевание слогов со звуками “С”-“Ц”.

2.Придумать и пропеть слово с любым из этих слогов, остальные дети просчитывают количество слогов.

3.Пение “Пусть всегда будет солнце!”

Поможем Незнайке определить букву в конце слов.

Игра “Живые буквы”: насо..; зая..; кузне..; пылесо..; пару..; скворе.. (надо изменить слово, например, сказать, что этого много и послушать: какой проявится звук, такая будет и буква).

Незнайка благодарит детей и рассказывает о своей любимой игре: ”Я любуюсь разноцветным солнцем”.Дети отвечают на вопросы логопеда, выделяя интонацией нужное слово.

15.Музыкально-двигательная игра “Разноцветные стекляшки”

Расскажем Незнайке, чем занимались сегодня на занятии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия для детей подготовительного к школе возраста логопедичекой группы- “В гости к Осени” не требует большой подготовки детей. Дети принимают участие в следующих видех де.

Занятие посвящено развитию координации движений, внимания, пластики и мимики, чувства темпа и ритма, мелкой моторики; формированию речевого дыхания и артикуляции звуков.

Логоритмическое занятие для детей с общими нарушениями речи. Ребята попадают в осенний лес: играют с листочками, деревьями, встречают теремок с лесными зверятами, которые очень любят музыку.

Интгерированное занятие для детей подготовительного возраста, чтобы совершенствовать нормализацию речи и двигательные функции в упражнениях под музыку и слово; развивать фонемати.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф.

Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова .

Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада.

Конспект логоритмического занятия «Осеннее путешествие»

«Осеннее путешествие»

Цель: создание условий для развития и коррекции двигательной и речевой сферы с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий.

  1. Вводная часть

Под музыку дети с педагогом паровозиком входят в зал.

Логопед: Доброе утро, дорогие друзья! Дети, обратите внимание, сколько в холле гостей. Поприветствуем их.

Дети: Здравствуйте!

Логопед: А теперь давайте поздороваемся сами с собой и друг с другом.

Игра «Здравствуйте!» (коммуникативная)

Здравствуйте, ладошки,
Хлоп – хлоп – хлоп!
(Дети хлопают в ладошки).
Здравствуйте, ножки,
Топ – топ – топ!
(топают, руки держат на поясе).
Здравствуйте, щечки,
Тюх – тюх – тюх!
(указательными пальчиками дотрагиваются до щек).
Пухленькие щечки
Плюх – плюх – плюх!
(кулачками постукивают по надутым щечкам).
Здравствуйте, глазки,
Миг – миг – миг!
(Дети хлопают глазками).
Здравствуй, наш носик,
Бип – бип – бип!
(Сигналят по носам)
Здравствуйте, зубки,
Щелк – щелк – щелк!
(Стучат зубами)
Здравствуйте, губки,
Чмок – чмок – чмок!
(Чмокают губами и посылают воздушные поцелуи)

Логопед: Ребята, а скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Осень.

А как вы поняли, что сейчас на дворе осень?

Дети: небо серое, хмурое, листья пожелтели и опали с деревьев, идут проливные дожди, птицы улетели в теплые края.

Логопед: Правильно, молодцы!

И сейчас мы с вами отправимся в осеннее путешествие.

«В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Вам, ребята, не найти.

Двигательное упражнение «Прогулка в лес»

(Проводится под музыкальное сопровождение, соответствующее характеру текста, по выбору музыкального руководителя).

В лес отправимся гулять, Дети маршируют
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдем,
Друг за дружкою гуськом. Ходят «змейкой» между «кочками»
На носочки встали,
И к лесу побежали. Бегут на носочках
Ноги выше поднимаем, Ходят высоким шагом, перешаг.через «кочки»
На кочки мы не наступаем.
И снова по дорожке
Мы весело шагаем. Маршируют.

Маршируя, дети образуют круг.

Логопед: Вот мы и пришли.

  1. Основная часть.

Логопед: Ушел незаметно сентябрь и октябрь, поблекла небесная высь,
За окнами бродит ноябрь средь голых берез и осин.
Природа готова ко сну, а мы будем петь, плясать, играть,
И осень все дружно встречать.
Давайте все вместе позовем осень.

Дети: Осень, Осень! В гости просим!
(входит Осень)

Психолог: Здравствуйте, мои друзья!
В день осенний, в день чудесный
Рада вас увидеть я.
Я – Осень золотая,
Поклон вам мой, друзья!
Давно уже мечтала
О встрече с вами я!

Логопед: Проходи, проходи, Осень. Будь нашей гостьей,
Мы очень рады твоему приходу.

Давайте, ребята, поздороваемся с осенью.

Упражнение для кистевой моторики «Здравствуй, осень!»

Здравствуй, осень (плавно отводим вперед одну руку),

Здравствуй, осень (плавно отводим вперед другую руку),

Хорошо, что ты пришла (плавно отводим вперед обе руки),

У тебя мы, осень, (плавно отводим вперед одну руку),

Спросим (плавно отводим вперед другую руку),

Что в подарок принесла? (плавно отводим вперед обе руки),

Осень (педагог): «Принесла я вам муки»

Дети – Значит, будут пироги (выполняют похлопывающие движения «пирожки», поворачивая кисти рук).

Осень – «Принесла вам гречку»

Дети – Каша будет в печке (ведущей рукой имитируем помешивание каши).

Осень – «Принесла вам овощей»

Дети – «Для салата и для щей» (ребром ладони ведущей руки имитируем рубку

овощей по раскрытой ладони другой руки).

Осень – «Принесла я меду»

Дети – Полную колоду (смыкаем пальцы полусогнутых рук «бочка»)

Ты и яблок (плавно отводим вперед одну руку),

Ты и меду (плавно отводим вперед другую руку),

Ты и хлеба принесла (плавно отводим вперед обе руки),

А хорошую погоду, нам в подарок припасла? (показываем на окно).

Осень – «Дождику вы рады?»

Дети – Не хотим, не надо (указательным пальцем ведущей руки показываем «нет»).

Муз. сопровождение по выбору муз. руководителя.

Игра с бубном.

Психолог:

А сейчас играть начнем, бубен мы передаем.

Если музыка стихает, в бубен ритм мы отбиваем.

Повторить 2-3 раза.

Логопед: Как хорошо в осеннем лесу! Вокруг деревья, осенние листочки. А как легко здесь дышится, какой чистый и свежий воздух!

Упражнение на дыхание (в кругу)

(под музыку Р. Шумана «Первая утрата»)

Давайте вместе подышим чистым и свежим воздухом.

Стоим свободно, расслабленно. Вдох носом, плечи при этом не поднимаем. Длительный выдох ртом. (Упражнение выполняется 2 – 3 раза).

Логопед: А сейчас давайте покажем, как с деревьев падают листочки.

Березовые листочки (из положения – руки вверх – вдох; на выдохе наклоняем корпус вниз, произнося гласный звук «о-о-о-о-о-о»);

Дубовые листочки (движения те же, произносим «у-у-у-у-у»)

(подражаю я слону – губы «хоботом» тяну);

Кленовые листочки (движения те же, произносим «и-и-и-и-и»)

(подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам);

Липовые листочки (движения те же, произносим «а-а-а-а-а»).

Психолог: Ребята, тучки закрыли солнышко, и закапал дождик.

Приготовили ладошки и повторяем все за мной.

Пальчиковая гимнастика «Капли первые упали!»

Капли первые упали (указательный палец ведущей руки стучит по центру ладошки).

И детишек напугали (указательный и средний пальцы «бегут» по центру ладошки).

Дождик застучал сильней (указательный палец ведущей руки стучит по центру ладошки в ритме музыки).

Птички скрылись сквозь ветвей (помахивание скрещенными кистями – «птички»).

Дождь полил как из ведра сильней (указательный палец ведущей руки стучит по центру ладошки в ритме музыки).

Разбежалась детвора (указательный и средний пальцы «бегут» по центру ладошки в ритме музыки).

В небе молния сверкает (руки сжаты в кулак, раскрываем резко пальцы – «молнии»).

Гром все небо разрывает (стучат кулачком о кулачок).

А потом из тучи солнце (руки поднимаем вверх, пальцы раскрыты – «солнце»).

Вновь посмотрит нам в оконце (одна рука, согнутая в локте, над головой, другая – под подбородком – «окошечко»).

Логопед: Кто сказал, что осень

Радостно по лужам

В воздухе кружат.

По стеклу дождинки

Если светит солнышко,

Можно нам гулять:

Прыгать и скакать.

Подвижная игра «Дождик»

Психолог:

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку.

Погода хорошая – идите гулять.

(под спокойную музыку дети гуляют).

Дождик пошел, скорей прячемся в домик.

Психолог: Молодцы! А сейчас давайте споем песенку про дождик.

Песня «Дождик, не шуми»

Дождик, дождик, не шуми.

Просят, просят малыши.

Вот когда пойдём мы спать,

Застучишь тогда опять.

Психолог: Что ж, пришла пора прощаться. Дел немало у меня.
Всем желаю я здоровья. И хочу подарить вам осенние листочки, но листочки не простые, а волшебные с загадками. До новых встреч, друзья!

Логопед: Мы говорим осени «до свидания!» и «спасибо!» за увлекательное путешествие.

Логопед: А сейчас скорей ребятки!

Отгадайте вы загадки!

Но отгадки не просто надо сказать,

А всем вместе показать.

Ходит рыжая… (лисица).

  1. Хитрый след плести стараясь,

По листочкам прыгал… (заяц).

  1. По ночам сове не спится,

Ведь сова ночная… (птица).

  1. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь

Этот зверь лесной… (медведь).

Бродили злые… (волки).

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув высоко…(лось).

  1. Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок.

У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок.
Шелковиста её грива,
Весела она, игрива.
У неё так шёрстка гладка,
Это к нам бежит …(лошадка).

  1. Заключительная часть:

Психолог: Молодцы!

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать и играть.

Но пока не все умеют

Мы зверей изображали,

И немножечко устали.

Ах, какие молодцы!

Игровой релаксационный комплекс «Волшебный коврик»

Логопед: Ребята, а вам понравилось осеннее путешествие?

В следующий раз мы отправимся с вами в зимний лес.

Конспект логоритмического занятия «Цветик-семицветик. Дифференциация звуков [С], [З]»

Елизавета Воробьева
Конспект логоритмического занятия «Цветик-семицветик. Дифференциация звуков [С], [З]»

Тема: «Цветик-семицветик»

Дифференциация звуков [ С-З ]

ЗАДАЧИ: Развития мышц рук и плечевого пояса, закрепление умения двигаться в соответствии с музыкой, развитие дыхания артикуляционной моторики, умение различать звуки [C-З]

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

(Вход детей приветствие.)

Логопед: У меня есть удивительный цветок. Он вырос в саду волшебницы. У цветка семь волшебных лепестков и все они разного цвета. Что это за цветок?

(Логопед достают цветок с подкрепляющими лепестками)

Логопед: Сегодня мы будем делать то, что подскажет нам «Цветик семицветик”

(Дети повторяют слова)

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть, по-моему. вели.

(Вызванный ребёнок открывает лепесток с цифрой 1)

Логопед: Сейчас нам лепесток скажет волшебные слова (читает на обратной стороне лепестка три слова «ветерок», «насос», «пильщики»)

2. РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ И АРТИКУЛЯЦИИ.

Дети встают в круг у них в руках «султанчики». Дети на акцент музыки делают вдо, на слабые доли дают на листочки. Это «ветерок». Упражнение повторяется несколько раз.

По слову «насос» движение с произношением звука [C]. По слову «пильщики» дети поворачиваются друг к другу парами, подают руки друг другу крест-накрест и имитирует движение пищиков со звуком [З] под музыку.

3. РЗВИТИЕ МЫШЦ РУК И ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА.

Ребёнок отрывает второй лепесток, на котором написано слово «обручи». Дети берут обручи, выполняют движения под музыку.

И. п. – ноги слегка расставлены, обруч внизу. хват баков за середину.

1-2 – обруч вперед перед собой, посмотреть в середину.

3-4 – вернуться в исходное положение, сказать «вниз».

2) «Следи за обручем»

1 обруч вперёд; 2 – обруч вверх; 3 – вперед; 4 – в и. п., сказать «вниз»

1 – обручи вверх, 2- в и. п., сказать «вниз».

4) «Через обруч на потолок».

И. п. – ноги слегка расставлены, обруч у плеч, хват внутри с боков.

1 – поднять обручи в вверх, посмотреть через него на потолок.

2 – вернуться в и. п.

1 – поворот с обручем в право; 2 – вернуться в и. п. ;

3 – поворот влево; 4 – вернуться в и. п.

И. п. – сидя, обруч внизу, хват снаружи.

1 – обруч в верх; 2 – обруч за плечи, голову прямо;

3 – вверх; 4 – вернуться в и. п.

И. п. – сидя, обруча плеч, хват с боков.

1-4 – круговыми движениями постепенно поднимать обруча вверх;

5-8 – вернуться в и. п.

4. РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ, МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА.

Вызванные логопедом ребёнок срывает третий лепесток, логопед читает стихотворение.

Упражнение «Летний дождь» музыка С. Разорёнова.

Кап, кап, кап, кап

Кап, кап, кап, кап

Дождь пошёл сначала редкий,

Капли две на весь лесок,

Кап, кап, кап, кап

А потом на каждой ветке – кап!

На каждый лепесток.

Ливень хлынул проливной,

И повис над мокрым лесом,

Словно пряжей водяной.

Напоил он все травинки,

Не оставил ни пылинки,

Только лужицы одни.

(Дети пальцами правой руки постукивают в такт музыке по ладони левой руки. Во второй части меняют руки.)

Логопед: дождик напоил наш цветик-семицветик. Расскажем о нём стихотворение.

Дети: Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть, по-моему, вели.

(Ребёнок отрывает четвёртый лепесток. Логопед читает слова «кто внимательный»)

5. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

Дети ходят по кругу. Логопед произносит слова со звуками [с], [з] и без них. Если звуков нет, то продолжают идти. На звук [с] – остановиться. На звук [з] – остановиться и присесть.

Слова: чашка, верблюд, зубы, дождик, запад, капля, обруч, самолёт, машина, лепесток замок, ветерок, зайка, круг, забор, ёжик, лиса, зонт, медведь, коза, кролик, ушки, барсук и так далее.

6. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И РЕЧИ.

Вызванный ребёнок срывает 6 лепесток. Логопед читает «Волк и семеро козлят». Из числа играющих выбирает волк и коза, остальные дети – пастухи. Взявшись за руки, пастухи идут по кругу и говорят:

Сидит волк в избушке,

Пьёт чаёк из кружки.

Сам кряхтит, самовар, пыхтит.

-Эй, коза, открой глаза,

Выходи сюда, коза,

Только, чур, не пятится,

Не робеть, не прятаться,

Никого не бояться!

Волк должен поймать козу, но в бегать в круг ему можно только через «ворота» (двое стоящих рядом детей, движутся с поднятыми руками). Коза вбегает и выбегает из круга в любом месте.

7. УПРАЖНЕНИЯ НА СООТНЕСЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ И МУЗЫКИ.

Ребёнок срывает Седьмой лепесток, на котором написаны слова: «танец с бубном» музыка У. Гаджибекова.

Дети стоят по кругу лицом к центру. В левой руке (локоть опущен) держит бубен. На 1-4 такты – приставным шагом движутся по кругу влево с лёгким приседанием. Пальцами правой руки ударяют в бубен в такт музыке. На 5-8 такты, подняв обе руки над головой, встряхивают бубен и кружится на носочках. На 9 такт – останавливаются лицом в круг и опускают бубен перед собой. На 10-13 -на носочках идут к центру круга, постепенно поднимая бубен вверх. Окончание музыки отмечают встряхиванием бубна.

8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Логопед: «Закончились лепестки у цветка-самоцветика. Мы выполнили все его желания теперь вспомним, что мы делали на занятии».

(Логопед и музыкальный руководитель положительно оценивают деятельность каждого ребенка).

Я на лыжах по бегу,

Ты меня Поймай-ка!

(Звучит музыка М. Чулаки «Веселая прогулка». Дети имитируют катание на лыжах).

Вариант (дети лепят снеговика и заучивать стихотворение «Снеговик»).

Вот, ребята, снеговик

К снегу, холоду привык

Вы слепили его ловко,

Вместо носа тут морковка,

Уголочке вместо глаз,

Шляпой служат старый таз.

Мы дадим ему метелку.

Он как Снежный постовой,

Где поставили там и стой!

Логопед: Хорошо покатались на лыжах. Нас уже ждет поезд, пора возвращаться домой. (дети строится и идут друг за другом, имитирует движение поезда).

Логопед: Вот мы приехали в детский сад. Сядьте и подумайте, где мы сегодня путишествовали.

(Логопед рассказывает, как дети путешествовали на поезде, слушали стихотворение о зиме, играли в снежки, танцевали танец снежинок, играли в игру «Волк и семеро козлят», катались на коньках и лыжах. Дали логопед положительно оценивает деятельность каждого ребенка).

Конспект занятия по развитию речи «Цветик-Семицветик» Тема: Беседа на морально-этическую тему: «О доброте» с элементами обучения грамоте. Цель: 1. Связная речь (монологическая) : Продолжать.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [н]-[м]» Дифференциация звуков Н-М. Подготовительная группаЗадачи: 1. Учить детей давать сравнительную характеристику звуков Н, М. 2. Учить детей.

Конспект физкультурного занятия «Цветик-Семицветик» Цель: закрепление и совершенствование основных движений посредством квест-технологией. Задачи: Образовательные: – упражнять детей в целом.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» I. Организационная информация (Согласно ФГОС ДО) 1 Доминирующая образовательная область Речевое развитие 2 Вид деятельности детей Игровая,.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Цель: Закрепить умение детей выделять сходства и различия между звуками [ш] и [ж]. Продолжать развивать умения детей выделять звуки [ш].

Конспект занятия «Дифференциация звуков [л]-[л’]-[й]» Цели и задачи: 1. Дифференциация согласных звуков л – ль – й. 2. Развитие фонематического восприятия. 3. Формирование учебного высказывания.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Тема:Дифференциация звуков «Ш» и «Ж» Цель:Формировать умение дифференцировать звуки «Ш» и «Ж» в слогах,словах,предложениях. Задачи: -закреплять.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [з]-[ж]» Задачи: 1. Учить детей давать сравнительную характеристику звуков Ж, З в сравнительном плане. 2. Учить дифференцировать звуки Ж-З в слогах,.

Конспект занятия по хореографии «Цветик-семицветик» Цели: – познакомить детей с навыками в области хореография; – развивать интерес к музыке и танцам; – закреплять у детей умение двигаться.

Конспект занятия по пластилинографии «Цветик-семицветик» Конспект занятия по художественному творчеству в старшей группе. Пластилинография «Цветик – семицветик» Цель: Освоение детьми техники лепки.

Дифференциация звуков С-З – конспект логоритмического занятия

Фаттахова Елена Валерьевна

МБДОУ ДС “Родничок”

п. Новогорный, г. Озёрск Челябинская область

1. Закреплять представления детей об осенних изменениях в природе; формировать двигательные умения и навыки; способствовать овладению детьми познавательных эталонов; развивать пространственные представления с помощью логопедической ритмики; расширять словарь.

Коррекционно – развивающая задача

2. Развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат, грамматическую правильность речи; формировать координацию, переключаемость, плавность движений, оптико-пространственную ориентацию; развивать фонематический слух, общую моторику, зрительно-двигательную координацию, внимание, память, умение правильно согласовывать движения с текстом.

3. Воспитывать общую музыкальную, речевую и двигательную культуру; проявлять художественно-творческие способности, личностные качества, чувство коллективизма; воспитывать просодические компоненты речи, эмоции высшего порядка.

Задачи интегрируемых образовательных областей:

Образовательная область «Познание»: формировать у детей исследовательские навыки: умение наблюдать, анализировать, сравнивать и процессы взаимодействия объектов природы. Закреплять представления детей о сезонных изменениях осенью.

Образовательная область «Здоровье»: продолжать обучать детей разным видам имитационных движений, закреплять приёмы самомассажа. дыхательной гимнастики.

Образовательная область «Коммуникация»: пополнить и активизировать словарный запас детей, развивать речевую активность.

Образовательная область «Музыка»: развивать умение сочетать темп движений с характером музыки.

Образовательная область «Физическая культура»: развивать двигательные умения, навыки ходьбы и бега.

Образовательная область «Художественное творчество»: развивать творческие проявления детей.

Методы Словесный, наглядно-демонстрационный, игровой, практический.

Поисково-исследовательская деятельность, игровой прием.

Знакомство с приметами осени, творческие упражнения «Ритм-лото», упражнения на ориентацию в пространстве «Вправо-влево», упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции «Листопад», «Ветерок». Просмотр мультипликационного фильма «Феи».

Словарная работа примета, листопад, накрапывает.

Материалы для занятия

Игрушки театра Би-ба-бо – герои сказки «Колобок», музыкальные звоночки, малые массажные мячи, металлофон, магнитная доска, шапочки грибов, наклейки – листочки, «Дневничок достижений», иллюстрации с изображением осеннего времени года.

Аппаратное и программное обеспечение

Аппаратное обеспечение: мультимедийное оборудование, магнитофон.

Программное обеспечение: MS Power Point , аудиозапись шума ветра, фонограммы музыкальных произведений.

1. Картушина М. Ю. «Логоритмика для малышей» – М.: ТЦ Сфера, 2007.

2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»- М.: Школьная Пресса,2008.

3. Сборник СанПиН 2.4.1.2660-10.

nsportal.ru; admin@logoburg.com; pedgazeta.ru

Организационный момент. Вводная часть. Длительность 5 минут

Учитель-логопед приглашает детей, они входят в зал под тихую спокойную музыку.

Учитель-логопед: Добрый день!

Дети: Добрый день! Заниматься нам не лень!

Учитель-логопед: Как обычно, для порядка, дружно сделаем зарядку.

Справа друг и слева друг (дают правую, левую руку)

Встанем все в веселый круг! (строят круг)

Ритмическая игра «Раз! Два!» (развитие устойчивости внимания при воспроизведении ритмических рисунков с сопряженным проговариванием текста)

Использование ТСО (фонограмма мелодии песни «Варенье» из мультипликационного фильма «Маша и медведь», дети выполняют движения игры)

1 такт – раз, два – мы идём! (ходьба на месте)

2 такт – хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)

3 такт – раз, два – мы поём! (пружинка 2 раза)

4 такт – топ, топ, топ! (притопы)

5 такт – раз, два – мы идём! (пружинка 2 раза)

6 такт – шлеп, шлеп, шлеп! (шлепки по ногам)

7 такт – раз, два – мы поём! (пружинка 2 раза)

8 такт – поворот! (поворот тремя прыжками спиной в круг)

Повтор движений, стоя спиной в круг, затем, на быструю часть музыки дети двигаются легким бегом по кругу и по сигналу «Направо! Налево! Кругом! Стоп! Врассыпную!» выполняют движения; с окончанием музыки дети садятся на стулья.

Основная часть. Проблемно-игровая ситуация «Письмо от фей»

Длительность 20 минут

Учитель-логопед: Друзья, сегодня я получила загадочное письмо (показывает). Оно излучает приятный запах. Чувствуете нежный аромат? Как вы думаете, что это за запах? Дети: Пахнет какими-то цветами.

Учитель-логопед: Да, мне тоже так показалось. Хотите узнать, от кого это письмо и что здесь написано? Вы хотели бы отправиться на поиск ответа? (дети выражают согласие).

Использование ТСО (звучит фонограмма веселой музыки, педагог жестом направляет внимание детей на экран)

Использование ИКТ- Появление сказочного персонажа на экране

Здравствуйте! Меня прислали к вам мои подруги – феечки осеннего леса. Мы слышали, что вы тоже любите путешествовать! Поэтому приглашаем вас к нам в гости, но чтобы попасть в нашу страну, вам нужно превратиться во что-то осеннее. Что бывает осеннее? (ответы детей, составление словосочетаний с прилагательным «осенний», «осенняя», «осеннее»). Верно, давайте попробуем стать осенними грибочками. Кто подскажет, как это можно сделать? (предположения, ответы детей)

Учитель-логопед: Правильно, ребята, нам необходимо волшебство.

Использование ТСО (звучит фонограмма «Фея Драже» П.И.Чайковского)

Учитель – логопед : Что ж, начинаем превращение! И поможет нам в этом волшебные воротца. Нужно пройти сквозь них, назвав осеннюю примету, и надеть на себя шапочку грибочка. Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете? (Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай). Дети выполняют игровое задание.

Учитель – логопед: Отправляемся в путь, в гости к лесным феечкам!

Использование ТСО (фонограмма «Марш»)

Упражнение на координацию речи и движения «Мы шагаем»

(развитие умения переключаться с одного вида движения на другой и ориентироваться в пространстве)

Мы шагаем, мы шагаем, движение в левую сторону

Дружно ноги поднимаем ритмично шагают друг за другом змейкой

По дороге мы пойдем,

Автора письма найдём.

Влево – шаг, вправо – шаг, стоя на месте, выполняют движения по тексту

Шаг вперёд и шаг назад.

Через лужу прыг, скок, два приседания, два прыжка на двух ногах вперед

И выходим на мосток шагают, подходят к канату, лежащему на полу

Мы по мос-ти-ку ша-га-ем, приставной шаг, слова разбиваются на слоги

Нож-ку к нож-ке при-став-ля-ем,

Раз, два, не зевай, выше ноги поднимай! шагают, перестраиваясь в круг

Мы торопимся за кладом, руки согнуть в локтях, легкий бег по кругу

Все быстрее мы идем,

Раз, два, три, не отставай и друг друга догоняй.

Шаг немножко замедляем, замедляют движение

Руки вверх, руки вниз, движения по тексту

И немного потрясём, стоя в наклон трясут расслабленными руками

А теперь мы отдохнём! выпрямиться, руки в стороны и вниз

Использование мультимедийного оборудования (дети переходят в другую зону, где находится мультимедийный экран, на экране появляется изображение пещеры (вид снаружи).

Создание проблемно-игровой ситуации

Учитель-логопед: Ребята, посмотрите, мы добрались до большой пещеры, здесь и живут наши подруги-феи. Но для того, чтобы с ними встретиться, нам нужно отгадать, волшебные слова, без которых не войти в осенний лес.

Фея с экрана: Братцев этих ровно семь, всем они известны.

Каждую неделю кругом, ходят братцы друг за другом:

Попрощается последний, появляется передний (Дни недели).

Логопед: Как вы думаете, про что эта загадка? (дети отвечают). Правильно. О семи братцах – днях недели. Наши волшебные слова звучат так же, как дни недели. Давайте назовём их все вместе.

Упражнение на развитие мелкой моторики и слухового внимания «Дни недели» (дети проговаривают текст, по очереди загибая пальцы)

Среди любой осенней недели первым будет Понедельник.

День второй за ним пошёл, это Вторник к нам пришёл.

Нам не деться никуда, третий день всегда Среда.

Он четвёртый там и тут, этот день Четверг зовут.

В череде рабочих дней пятый Пятница теперь.

Вся закончена работа, день шестой всегда Суббота.

День седьмой, его мы знаем: Воскресенье, – отдыхаем!

Фея: Ребята, вы правильно назвали сказочные слова, и я приглашаю вас в наш волшебный осенний лес.

Использование мультимедийного оборудования (на экране появляется вид осеннего леса, дети переходят в следующую зону, где находится магнитная доска, стол с атрибутами театра Би-ба-бо, дети садятся на коврик)

Учитель-логопед: Ну, вот мы и добрались! (Слайд) Ребята, посмотрите, осенью всё вокруг жёлтое: жёлтые поляны, жёлтые деревья. Осенью дует холодный ветер. Он срывает с деревьев жёлтые листья. Они кружатся и падают на землю. (Слайд) Как это называется? (Дети: Листопад). Правильно. Мы с вами находимся на осенней полянке. Посмотрите, сколько листьев лежит на земле. И все они какого цвета? (жёлтые, оранжевые).

Игровое упражнение на развитие речевого дыхания Возьмите тот лист, который вам нравится больше всех, и тихонечко подуйте на него. А теперь с силой подуем на листочки. (Выполняем дыхательную гимнастику.) Вот какой листопад у нас с вами получился. Слышите, какие-то звуки…это волшебные звоночки предлагают нам сыграть осенюю песенку.

Музыкально-ритмическая игра на развитие чувства ритма, памяти, музыкального слуха «Осенние звоночки» .

(учитель-логопед играет на металлофоне ритмический рисунок мелодии, дети повторяют ритм колокольчиками).

Игра «Подбери действие» на развитие грамматической стороны речи Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

– Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я даю осенний лист.

Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают…
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идёт …
Урожай осенью — Урожай осенью убирают…
Птицы осенью — Птицы осенью улетают…
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья…
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Физкультминутка «Осенние листочки».

Использование ТСО (фонограмма легкой музыки)

(Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение, с началом музыки бегают врассыпную, выполняя движения)

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся. Листья собирают в букет.

– Знаете, ребята, а ведь осень- волшебное время года, осенью случаются разные истории, как вот эта…

Использование ТСО (мультимедиа презентация фрагмента сказки)

-Ну-ка, не зевай-ка, сразу повторяй-ка!

Сказка «Колобок» в стихах – комплекс упражнений логопедической гимнастики на развитие и укрепление мышц органов артикуляционного аппарата)

(сказочный герой на экране показывает артикуляционные упражнения, дети повторяют).

Пальчиковая игра с самомассажем рук для активизации речевой зоны головного мозга «Осенний букет». Автоматизация ранее поставленных звуков. художественное творчество.

– Ребята, хотите собрать осенний букет для своих друзей?
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать массажные мячики в кулачках).
Листья берёзы. Листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы на мяче).
Мы соберём, вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

-На столиках лежат листья и часть картинки, дул сильный ветер и картинка порвалась…как можно снова сделать красивую вартинку? (Предположения детей) Молодцы, верно догадались, что можно наклеить литья с помощью пластилина.

(Дети выполняют поделки из природного материала и пластилина, восстанавливая картинки)

Составление рассказов по сюжетным картинкам в малых группах «девочки-мальчики» (раздаётся стук в дверь, вносятся мольберты с картинами)

Ребята, смотрите, феи осеннего леса нам прислали свои творения. Придумайте по своей картинке короткий рассказ, а мы рисунки соединим, и у нас получится большая осенняя книга.

(Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень» в парах: две девочки – два мальчика)

Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из—за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья горят на солнышке, а затем опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром.

Осень.Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.

Использование ТСО (фонограмма веселой танцевальной музыки)

Игровая обучающая ситуация «Что в осеннем есть лесу» на развитие вестибулярного аппарата, мышления, внимания, быстроту реакции, закрепление полученных представлений

(дети переходят в другую зону, стоя врассыпную с закрытыми глазами, показывают: деревья – потянуться вверх, руки поднять вверх, грибы, ягоды – присесть, руки вниз)

Заключительная часть. Итог мероприятия.

Длительность 5 минут

Учитель-логопед: Посмотрите, ребята, какая большая, красивая книга получилась у нас. Мы положим её на окошко, чтобы осенние феечки. пролетая мимо окон, увидели её и обрадовались.

-О каком времени года мы говорили?

-Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)

– Какие игры вам понравились больше всех?

-Как вы думаете, что самое важное нам подарили феи?

– Верно, они нам подарили новые знания, научили дружно справляться с трудностями. Мне очень понравилось, как вы отвечали, старались говорить четко. И мы ещё будем путешествовать с вами в другие интересные места. Пора возвращаться, и снова помогут нам волшебные ворота.

Использование ТСО (звучит фонограмма «Фея Драже» П.И.Чайковского, дети проходят через «воротца» из листьев, висящие над дверью)

Учитель-логопед вручает каждому наклейку с изображением осеннего листочка, который дети позже наклеивают в «Дневничок достижений». Дети выходят из зала под тихую, спокойную музыку.

Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С] – [З]».

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе

Тип занятия: закрепление пройденного материала.

Цель занятия: закрепить умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в словах, предложениях.

Задачи:

  • закрепление знаний о механизмах организации звуков [С] – [З], в слогах, в словах и в предложениях;
  • упражнение в употреблении слов со звуками [С] – [З]». в свободной речи.
  • развитие и совершенствование артикуляционной, пальчиковой (мелкой) моторики;
  • развитие звукового и слогового анализа и синтеза;
  • совершенствование фонематического восприятия и слуха;
  • обучение умению различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [С] – [З];
  • развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  • воспитание интереса к играм со звуками и словами;
  • развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

Материалы: карточки с буквами С, З, наборное полотно, картинки с изображением девочки и мальчика; стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор собака, заяц; зелёный и синий домики, мяч.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Введение в тему занятия.

4. Артикуляционная гимнастика.

5. Развитие фонематического восприятия.

6. Дифференциация в слогах.

7. Пальчиковая гимнастика.

8. Дифференциация в словах.

9. Дифференциация в предложениях.

10. Итог занятия.

11. Оценка деятельности детей.

12. Домашнее задание.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Цель этапа: Создать положительный настрой и расположить детей к занятию.

– Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжать знакомится со звуками [C] и [З].

2. Проверка домашнего задания.

– Открываем тетради и проверяем домашнее задание.

Цель этапа: Выяснить, насколько сформировано произношение звуков с-з в слогах, отличающихся одним звуком.

Дети поочередно произносят слоги.

3. Введение в тему занятия.

– Дети, давайте вспомним песенки – звуки, которые вы хорошо знаете: С –С – С – песня холодного ветерка, З – З – З – песня комара.

Цель этапа: Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию.

4. Артикуляционная разминка.

Цель этапа: Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков [З], [С].

Дети выполняют упражнения («Часики», «Лопатка», «Киска сердится», «Чистим нижние зубки», «Конфетка» и т.д. (контроль через индивидуальные зеркала).

5. Развитие фонематического восприятия.

Цель этапа: Формировать умение различать на слух звуки [З], [С].

Давайте поиграем с вами, если вы услышите звук С, то спрячьте ладошки, т.к. они замёрзли от холодного ветерка, если услышите звук З, то прогоняйте комара, чтобы он вас не укусил.

– К нам в гости пришли Света и Захар. (Выставить на наборное полотно картинки с изображением девочки и мальчика.)

– С какого звука начинается имя девочки? (мальчика)?

– Чем они похожи? (Согласные, твёрдые.)

– Чем они отличаются? («С» – глухой, «З» – звонкий)

– Ребята, давайте почувствуем звонкость согласного звука З, руку положите на горлышко и произнесите: З-З-З. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

в) Упражнение «Слушай внимательно».

– Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – З или С – слышится в слове: роза, насос, сок, коза, газон, коса, оса, забор, зуб, золото.

Дети выполняют задание. На слово со звуком С – называют картинки: насос, сок, коса, оса. На слово со звуком З – называют картинки: роза, коза, газон, забор, зуб, золото.

6. Дифференциация в слогах.

Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в слогах.

– А теперь мы немного поиграем в игры со слогами, и первая наша игра называется «Скажи наоборот» (с мячом).

За-са, сы-зы, со-зо, ус-уз, зы-сы, су-зу

а) Игра «Назови лишний слог».

– Ребята, вы сейчас должны за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить лишний слог:

7. Пальчиковая гимнастика.

Цель этапа: Развивать мелкую моторику.

– «Забор» (ладони соединены кончиками пальцев встык, большие пальцы подняты вверх; пальцы двигаются «от себя» и «на себя»).

Мы построили забор, это наш с тобою двор.

Вот калитка для друзей, заходи сюда скорей.

И калитку – на замок, чтобы волк войти не смог.

Дети выполняют упражнение в соответствии с текстом.

8. Дифференциация в словах.

Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в словах.

– Сейчас я буду произносит слова, а вы будете говорить какое слово лишнее в данной цепочке.

– санки, забор, сова, сок;

– роза, коза, ваза, нос;

– самолет, сумка, стрекоза, суп.

– В каком слове встречаются оба звука?

Логопед выставляет картинки на наборное полотно.

– Немного поработаем у доски. Я помещаю два домика на доску: зелёный и синий. На крыше синего замка звенит колокольчик.

– А вам необходимо расставить картинки в домики: если картинка со звуком С – она будет жить в зелёном домике, со звуком З – в синем (стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор).

9. Дифференциация в предложениях.

Цель этапа: Проверить навык сформированности правильного произношения и различения звуков [С], [З] в предложениях.

– Последнее задание – это повторение за мной скороговорок. При этом необходимо следить за произношением звуков [С] и [З].

– Идет козел с козой, а коза идет с косой.

– Змея змеилась, змея смеялась, смеясь, змеилась, змеясь, смеялась.

10. Итог занятия.

Цель этапа: Дети называют звуки, уточняют правильную артикуляцию звуков с-з.

– Ребята, вам понравилось занятие?

– Какие звуки мы сегодня сравнивали?

– Какое задание вам понравилось больше всего?

– Что было самым трудным?

11. Оценка деятельности детей. Логопед оценивает работу детей и дарит всем звездочки за хорошую работу.

12. Домашнее задание. Логопед предлагает детям контролировать произношение звуков [С] и [З]. (прятать язычок за нижние зубки) в слогах, словах и предложениях.

Дети закрепляют пройденную тему во время домашних занятий.

Список используемой литературы:

1 Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [З], [З’], [Ц]. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, – 2003. – 64 с.

2 Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, – 1991. – 204 с.

3 Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.: В.Секачев, 2005. – 16с.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С] – [З]».»

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе

Тема занятия: «Дифференциация звуков [С] – [З]».

Тип занятия: закрепление пройденного материала.

Цель занятия: закрепить умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в словах, предложениях.

закрепление знаний о механизмах организации звуков [С] – [З], в слогах, в словах и в предложениях;

упражнение в употреблении слов со звуками [С] – [З]». в свободной речи.

развитие и совершенствование артикуляционной, пальчиковой (мелкой) моторики;

развитие звукового и слогового анализа и синтеза;

совершенствование фонематического восприятия и слуха;

обучение умению различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [С] – [З];

развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание, самостоятельности, инициативности, ответственности;

воспитание интереса к играм со звуками и словами;

развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

Материалы: карточки с буквами С, З, наборное полотно, картинки с изображением девочки и мальчика; стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор собака, заяц; зелёный и синий домики, мяч.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Введение в тему занятия.

4. Артикуляционная гимнастика.

5. Развитие фонематического восприятия.

6. Дифференциация в слогах.

7. Пальчиковая гимнастика.

8. Дифференциация в словах.

9. Дифференциация в предложениях.

10. Итог занятия.

11. Оценка деятельности детей.

12. Домашнее задание.

1. Организационный момент.

Цель этапа: Создать положительный настрой и расположить детей к занятию.

– Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжать знакомится со звуками [C] и [З].

2. Проверка домашнего задания.

– Открываем тетради и проверяем домашнее задание.

Цель этапа: Выяснить, насколько сформировано произношение звуков с-з в слогах, отличающихся одним звуком.

Дети поочередно произносят слоги.

3. Введение в тему занятия.

– Дети, давайте вспомним песенки – звуки, которые вы хорошо знаете: С –С – С – песня холодного ветерка, З – З – З – песня комара.

Цель этапа: Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию.

4. Артикуляционная разминка.

Цель этапа: Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков [З], [С].

Дети выполняют упражнения («Часики», «Лопатка», «Киска сердится», «Чистим нижние зубки», «Конфетка» и т.д. (контроль через индивидуальные зеркала).

5. Развитие фонематического восприятия.

Цель этапа: Формировать умение различать на слух звуки [З], [С].

а) Игра «Подвижные ладоши».

Давайте поиграем с вами, если вы услышите звук С, то спрячьте ладошки, т.к. они замёрзли от холодного ветерка, если услышите звук З, то прогоняйте комара, чтобы он вас не укусил.

– К нам в гости пришли Света и Захар. (Выставить на наборное полотно картинки с изображением девочки и мальчика.)

– С какого звука начинается имя девочки? (мальчика)?

– Чем они похожи? (Согласные, твёрдые.)

– Чем они отличаются? («С» – глухой, «З» – звонкий)

– Ребята, давайте почувствуем звонкость согласного звука З, руку положите на горлышко и произнесите: З-З-З. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

в) Упражнение «Слушай внимательно».

– Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – З или С – слышится в слове: роза, насос, сок, коза, газон, коса, оса, забор, зуб, золото.

Дети выполняют задание. На слово со звуком С – называют картинки: насос, сок, коса, оса. На слово со звуком З – называют картинки: роза, коза, газон, забор, зуб, золото.

6. Дифференциация в слогах.

Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в слогах.

– А теперь мы немного поиграем в игры со слогами, и первая наша игра называется «Скажи наоборот» (с мячом).

За-са, сы-зы, со-зо, ус-уз, зы-сы, су-зу

а) Игра «Назови лишний слог».

– Ребята, вы сейчас должны за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить лишний слог:

7. Пальчиковая гимнастика.

Цель этапа: Развивать мелкую моторику.

– «Забор» (ладони соединены кончиками пальцев встык, большие пальцы подняты вверх; пальцы двигаются «от себя» и «на себя»).

Мы построили забор, это наш с тобою двор.

Вот калитка для друзей, заходи сюда скорей.

И калитку – на замок, чтобы волк войти не смог.

Дети выполняют упражнение в соответствии с текстом.

8. Дифференциация в словах.

Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в словах.

– Сейчас я буду произносит слова, а вы будете говорить какое слово лишнее в данной цепочке.

– санки, забор, сова, сок;

– роза, коза, ваза, нос;

– самолет, сумка, стрекоза, суп.

– В каком слове встречаются оба звука?

Логопед выставляет картинки на наборное полотно.

– Немного поработаем у доски. Я помещаю два домика на доску: зелёный и синий. На крыше синего замка звенит колокольчик.

– А вам необходимо расставить картинки в домики: если картинка со звуком С – она будет жить в зелёном домике, со звуком З – в синем (стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор).

9. Дифференциация в предложениях.

Цель этапа: Проверить навык сформированности правильного произношения и различения звуков [С], [З] в предложениях.

– Последнее задание – это повторение за мной скороговорок. При этом необходимо следить за произношением звуков [С] и [З].

– Идет козел с козой, а коза идет с косой.

– Змея змеилась, змея смеялась, смеясь, змеилась, змеясь, смеялась.

10. Итог занятия.

Цель этапа: Дети называют звуки, уточняют правильную артикуляцию звуков с-з.

– Ребята, вам понравилось занятие?

– Какие звуки мы сегодня сравнивали?

– Какое задание вам понравилось больше всего?

– Что было самым трудным?

11. Оценка деятельности детей. Логопед оценивает работу детей и дарит всем звездочки за хорошую работу.

12. Домашнее задание. Логопед предлагает детям контролировать произношение звуков [С] и [З]. (прятать язычок за нижние зубки) в слогах, словах и предложениях.

Дети закрепляют пройденную тему во время домашних занятий.

Список используемой литературы:

1 Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [З], [З’], [Ц]. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, – 2003. – 64 с.

2 Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, – 1991. – 204 с.

3 Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.: В.Секачев, 2005. – 16с.

Конспект группового логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[з]»

Работа участвует в конкурсе для логопедов и дефектологов на лучший конспект коррекционно-развивающего занятия

Конспект группового логопедического занятия на тему:

«Дифференциация звуков [с]-[з]»

Подготовила: Дудникова Екатерина Анатольевна

Лексическая тема: «Экскурсия в зоопарк »

Цель: учить слухо – произносительной дифференциации звуков [с]-[з]

Коррекционно-образовательные : сравнивать характеристику этих звуков, упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука в словах, закрепить употребление предлогов (с, за, из-за, из-под)

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, развивать внимание и логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование: предметные картинки с изображением животных на изучаемые звуки, письмо от зайчат, раздаточный материал для звукового анализа, картинки домиков со звуками [с] и [з] .

Станем рядышком, по кругу,
Скажем “Здравствуйте!” друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем “Привет!” и “Добрый день!”;
Пусть каждый улыбнётся –
И занятие начнётся.

– Если услышите колокольчик, то сядут девочки, если музыкальный молоточек, то садятся мальчики.

Объяснение нового материала

1. – Ребята, сегодня у нас не простое занятие, а необычное. Мы отправимся с вами в зоопарк. А кто нас туда пригласил, я вам сейчас покажу (выставить на доску картинки зайца и слона. Приложение 1,2)

– Кто это, ребята, вы узнали? (заяц и слон)

– Ребята, скажите, какой первый звук в слове зайка? [з] , А в слове слон? [с]

2. Характеристика звуков [с] и [з]. Сравнение артикуляции этих звуков.

– Откройте зеркала и давайте посмотрим, где губки, когда мы произносим звук [с] и [з] ? (губы слегка растянуты в улыбке). А зубы как у нас располагаются? (зубки сближены и между ними щель). Кончик языка широкий и находится за нижними зубками. А теперь приложите ладошку к горлышку и произнесите звук [с] ? Что вы чувствуете? (вибрации нет). Произнесите звук [з] ? Что чувствуете? (голосок дрожит).

– Ребята, как вы думаете, чем похожи эти звуки? (согласные). А чем отличаются? (звук [с] – глухой, [з] – звонкий).

– Давайте исполним песенку комарика – з-з-з. А теперь произнесём как льётся вода – с-с-с.

3. Дидактическое упражнение «Угадай слово» (составить слово из звуков)

4. Дидактическое упражнение «Назови лишнее» (по наличию звуков [с] и [з] ).

Санки, забор , сова, сок; коза, роза, ваза, нос ; самолёт, сумка, стрекоза , суп.

– В каком слове встречаются оба звука? (стрекоза)

По зоопарку мы шагаем
( Маршируют на месте )

И медведя там встречаем
( Раскачивание туловища )

Этот мишка косолапый
Широко расставил лапы,
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте.
( Руки полусогнуты в локтях, ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу)

Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
(Дети всматриваются вдаль, держа ладонь над бровями, повороты)

Мы лисичку обхитрим
На носочках пробежим.
(Бег на месте на носках )

Вот волчата спинку выгнули
( Прогнуться в спине вперед )

И легонечко подпрыгнули.
( Легкий прыжок вверх )

Подражаем мы зайчишке
( Ладони на голову, подскоки)

Непоседе-шалунишке.
Но закончилась игра
Заниматься нам пора.
( Вернуться на места )

Закрепление изученного материала

5. Игра «Наоборот».

Я произношу слог или слово со звуком [с] , а вы мне отвечаете со звуком [з] .

6.Игра «Посели животных в дом».

Звери грустные стоят,

В дом попасть они хотят,

Но не знают – как, куда,

– На доске два домика: у одного домика есть колокольчик, у другого – нет. Возьмите картинки и распределите их по домикам. В домик с колокольчиком поместите картинки, в которых есть звук [з] , без колокольчика – [с] .

(Домики – приложение 3. Животные: слон, заяц, змея, осёл, лиса, зубр – приложение 4)

– Дети, у меня в руках конверт. Это зайчата передали нам письмо с заданиями. Здесь что – то написано, а что непонятно. Зайчата еще маленькие и не умеют писать правильно. Давайте поможем им.

– Дети, на доске предлоги (Приложение 5). Послушайте предложение, вставьте пропущенный предлог.

Зайка спрятался … куст (за)

Козы пасутся … домом (за)

Лиса выскочила … норы (из)

Ослик выглядывает … столба (из)

Рысь спустилась … дерева (с).

– Какие звуки мы сегодня с вами вспоминали?

– Чем эти звуки схожи? Чем отличаются?

-Что вам понравилось на занятии? Молодцы, ребята!

Читайте также:  Коррекционная работа по формированию понятий и образов мира у детей с ДЦП
Ссылка на основную публикацию