Дифференциация звуков (С)-(З) – фронтальное логопедическое занятие в 1 классе

Конспект фронтального логопедического занятия по теме “Дифференциация звуков [З], [С]”

Разделы: Логопедия

Цели:

  1. Закрепить навыки четкого произношения звуков.
  2. Различение звуков в слогах, словах, предложениях, фразах.
  3. Учить слоговому анализу, подбору слов к схемам, преобразованию слов.
  4. Упражнять в подборе антонимов
  5. Работать над предложением.
  6. Формировать навыки составления рассказа по картинке.
  7. Развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет явление, которое по времени было раньше того, что я назову.

День, весна, птица, лед.

2. Введение в тему.

Найдите среди картинок «лишнюю». Почему?

Часы, холодильник, коза, матрешки.

– Какой третий звук в названии этой картинки?

Отгадайте слово, которое начинается на согласный всегда мягкий звук, а заканчивается на гласный, который никогда не стоит в начале слов.

– Какой третий звук в названии этой картинки?

– Кто догадался, какие звуки мы сегодня будем сравнивать?

– Правильно, сегодня мы будем сравнивать звуки [з] и [с].

3. Сравнение артикуляционных укладов и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буквами.

– Произнесем звук [с] чисто и правильно.

– Посмотрим, какое положение при произнесении звука [с] принимают органы артикуляции. (Пользуемся алгоритмом.)

Зубы – сближены или сомкнуты – «заборчиком».

Язык – кончик упирается в передние зубы.

Голосовые сладки – не работают.

Воздушная струя – холодная.

– Сделаем вывод и дадим характеристику звуку [с]. Звук [с] согласный (нельзя спеть, воздух при произнесении встречает преграду: зубы и язык).

Глухой (голосовые связки не работают).

Бывает мягким и твердым.

Теперь произнесем звук [з]. Даем характеристику аналогично. Сравним, что у этих звуков одинаковое, а что разное.

– Правильно, звук [с] глухой, а звук [з] звонкий, а остальные характеристики одинаковые. Поэтому, как они называются? (Парные.)

– Мы говорили о звуках [с] и [з], а какими буквами они обозначаются на письме?

– На что похожа буква ЭС?

Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.

– На что похожа буква ЗЭ?

На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три!

4. Развитие фонематического восприятия.

Потренируем ушки. Поиграем в игру «Шифровальщики». Я прочитаю вам стихотворение, а вы, если услышите слово со звуком [с] или [з], записывайте в строчку буквы, которыми они обозначаются.

Чей в лесу поет смычок?
Музыканта звать сверчок!

Проверим – С С З З С.

А сейчас расшифруем слова. Придумайте новые пять слов, чтобы в них были эти звуки.

5. Дифференциация звуков [с] и [з] в слогах.

А) Работаем со слоговыми таблицами. Читаем слоги со звонким согласным звуком. С глухим.

2-я строчка сверху первой таблицы

2-й столбик второй таблицы

Б) Запишите слоги в названии картинок.

В первую строчку слоги со звуком [с].

Во вторую – со звуком [з].

Зубы, сушка, коса, ваза, колесо, бизоны, часы, розы.

Проверим. Читаем слоги со звонким согласным [з]. С глухим согласным [с].

6. Дифференциация звуков в словах.

Ребята, давайте устроим небольшой зоопарк. Я раздам картинки с изображением животных и буду показывать схемы слов. У кого слово – название животного, подходит к схеме, тот поселяет свою зверушку в зоопарк.

Лиса, зубр, слон, зайцы.

Прикрепите нужный кружок на том месте, где в слове находятся наши звуки. (На кружках изображены буквы С и 3.) Молодцы. Замечательный получился зоопарк.

Сейчас, работаем в тетради. Запишите название животных в два столбика: со звуком [с] – в первый, со звуком [з] – во второй.

  • У этих животных длинные уши, короткий хвост, густая короткая шерстка, умеет быстро бегать.
  • Хитрая сестричка одета в великолепную рыжую шубку.
  • Животное, в названии которого есть гласный звук [у].
  • Огромное животное, которое панически боится мышей.

7. Динамическая пауза.

Зайки, где вы пропадали?
Мы в капусте отдыхали.
А капусту вы не ели?
Только носиком задели.
Вас бы надо наказать.
Нет, уж лучше поиграть.

Проводится игра «Наоборот»

Я бросаю вам мячик, называя слова, а вы возвращаете мне его и называете противоположные по смыслу. Они должны начинаться на звука [з] или [с].

  • Трусливый – смелый
  • Добрый – злой
  • Горькое – сладкое
  • Открытый – закрытый
  • Пасмурный – солнечный
  • Глухой – звонкий
  • Неизвестный – знаменитый
  • Сильный – слабый
  • Соль – сахар
  • Мокрый – сухой

8. Дифференциация звуков в предложениях.

Каждому я раздам картинку, внизу – предложение, в котором слова все перепутались. Задание: восстановить порядок слов в предложении.

сливы саду в поспели
капустой зайцев Света корм
на гнезда дрозды построили березах
Лиза фасоль и Соня сажают

Сейчас один человек у доски, а остальные в тетрадях запишем схематически ваши предложения, отмечая буквами звуки [з] или [с] над черточками – словами.

9. Дифференциация звуков во фразовой речи.

– Отправимся с вами на прекрасную лесную поляну.

– Звуки [с] и [з] помогут нам рассказать о том, что было в солнечный летний день.

– Однажды двое детей отправились отдохнуть в лес.

– Подумайте, как зовут наших путешественников? (ЛИЗА, САША.)

– Каких зверей повстречали дети на поляне? (КОЗУ, БАРСУКОВ, ЛИСУ, ЗАЙЦА.)

– Что делала коза? (ЩИПАЛА ЛИСТЫ КУСТИКА.)

– Что делали на поляне барсуки? (РЕЗВО ИГРАЛИ ПОД БЕРЕЗОЙ.)

– А лиса с зайцем? (ВСТРЕТИЛИСЬ НА ПОЛЯНЕ.)

– А знаете ли вы птиц, которых увидели дети? (СОВА.)

– Название этой птицы я подскажу. Это лучший певец среди пернатых. (СОЛОВЕЙ.)

– Как вы думаете, что он делает? (КОРМИТ ПТЕНЦОВ В ГНЕЗДЕ.)

– На каком дереве сорока? (НА БЕРЕЗЕ.)

– Как называются эти грибы? (ПОДБЕРЕЗОВИКИ.)

– Любопытное насекомое привлек стол. Как называется это насекомое? (СТРЕКОЗА.)

– Перечислите продукты, которые дети принесли с собой.

– Какие предметы еще взяли с собой Лиза и Саша? (ЗОНТ, САЧОК.)

– Зачем им эти предметы?

– Давайте теперь составим красивый рассказ по этой картине. Начинает о детях Настя.

– О животных, за которыми наблюдали дети – Игорь.

– О птицах – Света.

– О том, что взяли на природу ребята – Артем.

– Заканчиваем рассказ. Какими бы словами вы описали настроение друзей? (Хорошо отдохнув, Саша и Лиза отправились домой, настроение у них было прекрасное.)

10. Итог занятия.

– Какие звуки мы сегодня на занятии сравнивали?

– Чем схожи звуки?

– Это гласные или согласные звуки?

– Что вам особенно запомнилось на занятии?

11. Экспресс-диагностика эмоционального состояния учащихся.

– Какое у вас настроение? Изменилось ли оно за то время, пока мы с вами вместе?

– Мы с вами подарили друг другу, на мой взгляд, несколько удивительных минут общения. Этот отрезок времени я обозначила линией. Посмотрите, чем выше по линии, тем лучше у вас настроение, чем ниже, тем неуютнее вам было сегодня со мной. Я предлагаю вам прикрепить сердечко там, где линия соответствует вашему настроению. Я благодарю вас за работу.

открытый урок в первом классе дифференциация букв и звуков “С”-“З”
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Открытое знанятие в первом классе. Для проведения этого занятия были приглашены две ученицы с ФФН. Занятие получилось увлекательным и содержательным как для школьниц, так и для приглашенной комиссии.

Скачать:

ВложениеРазмер
moy_sz_-_kopiya.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие по теме: “Дифференциация звуков [с] – [з] в 1 классе

детский туберкулезный санаторий №17 города Москвы

Подготовила и провела: Карлсен М. В. , логопед.

Цель: Закрепить умение различать на слух звуки «С» и «З» изолированно, в слогах, словах, фразах.

  • учить различать звуки «С», «З» изолированно, в словах, словосочетаниях
    и правильно обозначать их на письме;
  • развивать правильное речевое дыхание;
  • развивать фонематические представления,

зрительное восприятие, память,

  • развивать навыки самоконтроля;
  • формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи в процессе выполнения упражнений;
  • формировать установку на выполнение

артикуляционной гимнастики, физкультминутки.

Оборудование : индивидуальные зеркала, фланелевые буквы С,З; карточки с буквами С,З;

предметные картинки, в названии которых есть звуки «С», «З»;
индивидуальные карточки со словами с пропущенными звуками «С», «З»; тетради, ручки, цветные карандаши;динамик, музыка для физкультминутки, магнитная доска.
– Две корзинки «С», «З».

1. Организационный момент:

– Здравствуйте, ребята!
– Рада видеть вас на уроке логопедии. Чем мы занимаемся на этом уроке?

Отвечайте “да” или “нет” на мое утверждение:

Очень любим мы учиться – …
И, конечно же, лениться – …
Выполняем все задания – …
Очень любим опоздания – …
Читаем, пишем, рассуждаем – …
Дисциплину нарушаем – …
Всем успехов пожелаем – …

И урок мы начинаем!

– Не забывайте: Отвечать – не кричать, только руку поднимать!

2. Работа по теме: Сообщение темы и целей занятия.

Логопед: Ребята, сейчас я назову слова, а вы определите первый звук каждого слова.

Логопед: заяц, звон, зонт;

– Какой первый звук в словах? (Звук З.)

Логопед: стул, собака, сад .

– Какой первый звук в словах? (Звук С.)

Логопед: Сегодня на занятии мы будем закреплять ранее пройденный материал, повторять звуки «с-з»

О каких звуках мы с вами будем говорить и учиться их не путать? Дети: «С-З»

3. Возьмите зеркала.Что мы делаем, чтобы правильно произносить эти звуки?

(засвистел ручной насос,накачает сто колес)

з-з-з- песенка комара.

(через лес комар летит,звонко,звонко он звенит)

  • Губы слегка растянуты в улыбке.
  • Зубки сближены, но между ними должна быть щель.
  • Кончик языка широкий и находится за нижними зубками
  • И воздушная струя, если поставить ладошку, должна быть холодная
  • Единственная разница, что при произнесении звука З добавляется голос.

Логопед- ребята. Как вы думаете чем похожи эти звуки?

Логопед: А кто скажет почему мы называем звуки «с-з» согласными?

-Потому что их нельзя петь и тянуть и когда мы их произносим. Воздух встречает преграду.

Логопед: Чем отличаются звуки «с-з» друг от друга

А почему мы говорим что звук «З»- звонкий ?

звук «З»-голосок не спит – потому что когда мы произносим

звук «С» –голосок спит рука на горле.

Итак- звук «С» -согласный, твердый, глухой

«З» -согласный, твердый, звонкий.

Логопед: Вы справились с этим заданием. Молодцы!

4. Логопед: Сегодня, ребята, мы с вами будем учиться различать звуки «С и З» и отправимся в путешествие в страну звуков С,З.
– Путешествовать отправимся! Готовы! Поехали! ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ

Игра: “Поймай звук”. Встали напротив друг друга.

Слышим «С» – хлопаем , «З» – приседаем.

За, са, сы, со, зу, , зы, су;
злу, сло, злы, сли.

Зубы, самовар, сыр, зонт, сумка, сани, самолет, завод, заяц.

Молодцы поехали. Садимся.

5). Артикуляционная гимнастика:

Станция «Послушный язычок». Чтобы красиво произносить звук

–сделаем гимнастику для язычка: ВОЗЬМИТЕ СВОИ ЗЕРКАЛА
– друг другу улыбнулись, сделали губами трубочку – надуваем шарики.
– Жил веселый язычок, выглянул в окошко, посмотрел направо, налево, вверх, вниз, пощелкал, облизал вкусное варенье (вправо, влево). (дети повторяют за логопедом).Пожуем язычок. Покачаем на качелях.

Какие звуки мы учимся различать? ДЕТИ: «С-З»

Мы с вами знаем много упражнений, но для наших звуков С-З нужны именно эти. Самые важные.

6 .) Следующая станция “Слоговая”. Взяли по колесику .

У тебя звук «С». У тебя-«З».

Читаем по очереди – СА-ЗА-СО-ЗО и т,д.

Поменялись! Осанка, ПЛЕЧИ. Спинки.

– Молодцы, поехали дальше.

7.) Станция «Измени слог».

Я говорю слоги на «С», а вы меняете «С» на «З».

8 .) Станция: «Письменная». Откройте свои тетради.

Напишите тему занятия: «Буквы С-З».

Кто ответит: что такое звук,а что такое буква?

Звук мы слышим и говорим, букву мы пишем и читаем.

Буквой мы обозначаем звук на письме.

Инструкция: – Пишем под диктовку. Я говорю слоги, а вы их записываете.

за, зу, са, зо, сы, зы, со,су,зы.

Ты подчеркиваешь слоги с буквой С, а ты- с буквой-З

Идем от простого к сложному. Поехали дальше!

9.) Станция: «Угадай-ка»

Логопед: Сюрприз- потрогайте буквы. Какая у тебя? А у тебя?

Я говорю слова и показываю картинки.

Если слово с вашим звуком, вы поднимаете свою букву,

и говорите, как будет много.

Например- ананас, твоя-ты поднимаешь букву и говоришь-ананасы.

Понятно? Начали. Сова, Стакан, автобус, ананас, лиса;

зонт, заяц, замок, ваза, гнездо.

10. Физкультминутка: под музыку

11.) Станция: «Игровая ». Корзинки с картинками.

У тебя корзина со звуком- «С», у тебя со звуком- «З».

Я показываю картинки, со своим звуком вы забираете.

Говорит тот, кому она нужна!

Молодцы! Выкладывайте свои картинки. Посчитайте их.

Назовите слова, выделяя свой звук.

И называете, где звук находится- в начале, в конце или в середине.

Наклоните головки, закройте глазки. Я меняю по одной картинке. Что изменилось? Молодцы.

Поехали дальше – не встаем . чух-чух!

12 .) Следующая станция: “Чистоговорочная”.

Мы научились правильно говорить звуки С и З – давайте красиво проговорим чистоговорки . Приготовили – Кулак-ладошка

  • за-за-са -вот бежит лиса
  • са-са-за – вот идет коза
  • сы-сы-зы – нет у нас козы.

Обратный слог: Две ладошки перед собой, одну повернули.

  • аз-аз-ас-у нас дома ананас
  • Оз-оз-ос- у Сани в сумке есть кокос.
  • Ос-ос-оз- мы пасем стадо коз

Молодцы! Едем дальше.

13.) Станция: «Доскажи словечко» , картинки- суп-зуб; коса- коза.

Инструкция: – Вставьте нужные по смыслу слова.

1.Дети ели вкусный … зуб, суп.

У Зои разболелся …

2.У Зои русая … коса, коза.

Когда дети отвечают правильно, логопед говорит: «Нет, дети ели вусный зуб….может так?» Дети: «НЕТ, суп»

14. Итог урока: “ Мы с вами совершили увлекательное путешествие, и я надеюсь, что оно вам понравилось”.

Сегодня мы с вами научились различать звуки «С» и «З» изолированно и в словах, правильно обозначать их на письме.

Логопед: “Сейчас я вас попрошу, оценить свою работу.

Если вы были активны во время путешествия, старались выполнять задания, поднимите ладошку раскрытую – солнышко, если вам было тяжело выполнять задание, или вы мешали команде, поднимите кулачек.

А теперь посмотрим, как гости оценили наше занятие.

– Ребята! Вы молодцы! Вы очень хорошо выполняли все задания. Я надеюсь, что мы еще ни один раз совершим такие же увлекательные путешествия”.

Открытое логопедическое занятие: Дифференциация звуков З – С.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Цели занятия: учить различать звуки [ з]-[ с], на уровне слога, слова и предложения.

  • Закреплять навыки правильного звукопроизношения;
  • Учить давать сравнительную характеристику звуков[ з]-[ с];
  • Расширять словарный запас;
  • Развивать слуховую дифференциацию звуков[ з]-[ с];
  • Развивать фонематический слух;
  • Развивать внимание, память, логическое мышление;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Воспитывать активность, самостоятельность и умению взаимодействовать между собой.

индивидуальные зеркала, мяч, загадки, рабочие тетради, ручки, ИКТ: экран, проектор, ноутбук.

снятие утомления с мышц туловища, рук и плечевого пояса (игра “Наоборот”); создание благоприятной психологической атмосферы на занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Текст мероприятия17.38 КБ
Презентация1.22 МБ
Карточки1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Открытое логопедическое занятие: Дифференциация звуков З – С.

Цели занятия: учить различать звуки [ з]-[ с], на уровне слога, слова и предложения.

  • Закреплять навыки правильного звукопроизношения;
  • Учить давать сравнительную характеристику звуков[ з]-[ с];
  • Расширять словарный запас;
  • Развивать слуховую дифференциацию звуков[ з]-[ с];
  • Развивать фонематический слух;
  • Развивать внимание, память, логическое мышление;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Воспитывать активность, самостоятельность и умению взаимодействовать между собой.

индивидуальные зеркала, мяч, загадки, рабочие тетради, ручки, ИКТ: экран, проектор, ноутбук.

снятие утомления с мышц туловища, рук и плечевого пояса (игра “Наоборот”); создание благоприятной психологической атмосферы на занятии.

1. Организационный момент.

2. Подведение к теме занятия.

-Послушайте загадки, назовите отгадки.

Днем спит, ночью летает и прохожих пугает.(Сова) слайд1

Что за зверь лесной, встал, как столбик, под сосной,

И стоит среди травы, уши больше головы.(Заяц) слайд 2

-Назовите первый звук в слове сова, (Звук С)

-Назовите первый звук в слове заяц, (Звук З)

-Кто догадался, какие звуки сегодня на занятии мы будем различать? (Звуки З и С)

-Будем учиться различать звуки З и С, учиться правильно их произносить, заменять эти звуки соответствующими буквами, правильно использовать их на письме.

-Тема нашего занятия: “Различение звуков [ з]-[ с]”

4. Основная часть.

1.Артикуляционная гимнастика (работа с зеркалами)

Мы расселись по порядку, дружно делаем зарядку,

Не руками, не ногами, а своими язычками.

  • “Улыбка-трубочка”, «Огурчик-помидорчик», «Накажим непослушный язычок», «Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Киска сердится», «Сердитый ослик», «Почистим зубки».
  • Индивидуально: Валерия, Владислав, Гена.

2.Для развития воздушной струи упражнение “Подуй на снежинку»”.

3. Уточнение нормы артикуляции звуков[ з]-[ с] (работа с зеркалами)

-Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [ с].

-В каком положении губы, где находится язык, положите руку на горло и скажите, работают ли голосовые связки?

-Дадим характеристику звуку [ с]. (Гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий)

Вывод: звук [ с] – согласный, глухой, твердый. слайд 3

-Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [ з].

-В каком положении губы, где находится язык, положите руку на горло и скажите, работают ли голосовые связки?

-Дадим характеристику звуку [ з]. (Гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий)

Вывод: звук [ з] – согласный, звонкий, твердый. слайд 4

4. Сравнительная характеристика изучаемых звуков, определение сходства и различия.

– Определите, что общего у звуков [ з]-[ с]?

– Определите, чем отличаются эти звуки?

(Звук [ с] глухой, а звук [ з] звонкий) слайд 5

5. Развитие фонематического восприятия.

-Я буду произносить различные звуки. Когда вы услышите звук [ з] или звук [ с], хлопните в ладоши.

ЗВУКИ: ш, з, ч, с, т, щ, с, п, з, с.

6.Физкульт минутка (развитие мелкой моторики):

Один, два, три, четыри-

Мы с тобой снежок лепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий.

7. Развитие слухового внимания.

– Чем отличаются звуки от букв? (звуки произносим, а буквы пишем)

– Послушайте стихотворение и найдите на парте соответствующую букву.

На эту букву посмотри , она совсем ,как цифра три.(показывают букву З)

Что за буква светится старым ясным месяцем? (показывают букву С)

– Я буду произносить слог со звуком [ з], а вы, будете называть слог со звуком [ с] и наоборот.

СЛОГИ: зо-со, зу -су, са-за, ос-оз, за-са, уз-ус, ас-аз.

Индивидуально: Валерия, Владислав, Кира, Ксения.

9.Развитие зрительного внимания и звуко-буквенного анализа и синтеза на уровне слова.

На слайде изображены каринки: глаза, собака, колесо, зебра, берёзы, арбуз, лес

– вы должны, определите место звука и букв [ с], [ з] .

10.Развитие зрительного внимания на уровне предложения.

– У нас перепутались предложения. Соберите пожалуйста, прочитайте предложения, докажите, что это предложения.

За окном идёт снег.

Падают пушистые снежинки.

Зимой сильные морозы.

Мороз нарисовал узоры на стекле.

На ветке сидит снегирь.

Берёза стоит в снегу.

Света катается на санках.

Саша катает снежный ком.

Задание: букву З- подчеркнуть , букву С- зачеркнуть.

Индивидуально: Валерия (работа с карточкой).

-Какие звуки учились различать на занятии?

-Что общего и чем отличаются эти звуки?

-Перед вами лежат смайлики, выберите себе улыбающийся смайлик, если вы довольны своей работой на занятии, если же вы не довольны своей работой возьмите серьезный смайлик.

Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса с ОВЗ «Дифференциация звуков [с]-[з]»

Любовь Лехова
Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса с ОВЗ «Дифференциация звуков [с]-[з]»

Цель: Развитие фонематического слуха, формирования навыка дифференциации звуков с-з.

1. учить детей дифференцировать звуки «с», «з»;

2. упражнять в отчетливом произношении звуков «с», «сь»,»з»,»зь»;

3. закреплять знания о качественных характеристиках звуков: гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих; закреплять навыки различения звуков;

4. сравнивать характеристику этих звуков, упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука в словах, называть слова, в которых они слышаться.

1. развивать слуховую память;

2. продолжать формировать фонематический слух и восприятие;

3. развитие и совершенствование артикуляционной, пальчиковой (мелкой) моторики.

1. учить детей заниматься сообща, слушая ответы товарищей;

2. формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания;

3. воспитание интереса к играм со звуками и словами.

Здравствуйте, ребята, рада всех вас видеть. Сегодня у нас необычное занятие – к нам пришли гости, и мы с вами покажем, что мы знаем и умеем. Поздоровайтесь с нашими гостями.

А сейчас встаньте прямо и послушайте меня.

– Сядет тот, кто назовет своё имя ласково.

– Давайте вспомним нашу речёвку:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Говорим мы чётко, внятно, чтобы было всем понятно!

– Сегодня на занятии я хочу, ребята, с вами поиграть с уже знакомыми нам звуками, а какими именно, вы сейчас сами догадаетесь. Послушайте и отгадайте мои загадки:

Что за зверь лесной, встал как столбик под сосной.

И стоит среди травы, уши больше головы?

-Правильно это заяц.

-Скажите, а какой первый звук в слове заяц? Звук з. Хорошо!

-Слушайте следующую загадку:

То на чем очки сидят, то чем тихо все сопят,

Что суют в «чужой вопрос» любопытный, острый …. (нос)

Молодцы, верно. А какой последний звук в слове нос? Звук с.

Ну что, догадались с какими звуками мы сегодня будем работать? З-с.

– Мы будем учиться их различать.

А сначала сделаем гимнастику для наших язычков, чтобы правильно произносить эти звуки.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков. Презентация.

Хорошо. Давайте произнесем эти звуки. Скажите, а кто поет эту песенку с-с-с, чья она? (Насос).

А эту – з – з – з. (Комар).

– Правильно это песенки насоса и комара. (Показ картинок).

Чем похожи эти звуки и чем отличаются? Итак, произнесем звук с. Язычок у нас за нижними зубками, спинка языка выгнута, зубы «заборчиком», между ними небольшое расстояние, а губы в улыбочке. С-с-с-с.

Скажите, ребята, какой это звук? Согласный.

Приложите руку к горлышку, оно работает, спит или нет наш голосок?

Спит. Значит этот звук какой? (Глухой). Голос не учувствует, звук произносится только при помощи шума.

А сейчас произнесите звук з. Язычок за нижними зубками, спинка язычка выгнута, зубы «заборчиком», между зубами небольшое расстояние, губы в улыбке. Это какой звук гласный или согласный? Согласный. А чем этот звук отличается от звука з? Приложите руку к горлышку, спит голосок или нет. Нет, не спит, горлышко работает, значит этот звук …. (Звонкий). Правильно, звонкий. А с помощью каких букв мы обозначает эти звуки? С помощью буквы с и з.

Вы сказали, что эти звуки согласные, а какими у нас могут быть согласные звуки? (Твердыми и мягкими). Какими цветами мы их обозначаем? (Синим цветом твердые согласные, зеленым – мягкие согласные). Давайте произнесем звуки с и з так, чтобы они стали мягкими согласными.

А сейчас предлагаю вам поработать с чистоговорками, я говорю, а вы повторяете за мной и договариваете предложение. Готовы?

Са-за-са-за- на лугу стоит (коза).

Се-зе-се-зе- дадим сена мы (козе).

Зы-сы-зы-сы – хвост пушистый у (лисы).

Следующее упражнение. Я буду произносить слова, а вы, если в слове услышите звук з, звоните в колокольчик, ведь это звонкий звук, а если услышите звук с сидите тихо-тихо.

Слова: сапоги, зима, заколка, солнце, коза, барсук, скакалка, ваза, спички, гнездо, грузовик, самокат, кактус. Молодцы!

Ну, а теперь давайте поиграем в игру «4 лишний».

Я покажу вам 4 картинки, а вы скажите, какая из них лишняя и почему?

А сейчас посмотрите, я дам каждому вот такие картинки насоса и комара. Мы с вами уже умеем выделять первый и последний звуки в словах. Я показываю картинку, а вы определяете какой звук первый и показываете нужную карточку. Если слова начинается со звука с, то какую карточку вы покажите? (Насос). А если слово начинается со звука з, то комара.

А сейчас покажите нужную карточку, определяя последний звук в слове.

Картинки: 1 звук: забор, замок, змея, зонт, заяц, сом, сумка, суп, слон, снеговик, стакан, сыр.

Последний звук: ананас, кактус, автобус, глобус, паровоз, арбуз.

Молодцы! Ну что, давайте немного отдохнем, пусть отдохнут наши глазки.

Гимнастика для глаз: «Снеговик».

И пальчикам тоже нужен отдых.

Пальчиковая гимнастика: «Зима».

Снег пушистый лег на ветки,

И гулять бегут все детки.

Лепят бабу под окном,

Дружно катят снежный ком.

Лыжи, санки и коньки

Ребята, в начале нашего занятия мы выяснили, что звуки с, з – согласные, и могут быть твердыми или мягкими. Так вот сейчас следующее упражнение поможет нам разобраться какой звук в слове с или сь, з или зь. Для этого упражнения нам понадобятся прищепки. Какого цвета прищепки нам будут нужны? (Синего и зеленого). Я каждому дам картинки, а вы произнесите, подумайте и выберите прищепку нужного цвета.

Картинки: арбуз, зима, роза, корзина, зонт, сапоги, лиса, синица, гусь, сова, лось.

Давайте проверим. Молодцы!

А теперь, давайте сделаем физминутку со снеговиком.

Ребята, мы с вами не раз уже играли в игру «Чудесный мешочек», правила вы знаете, наощупь отгадываем предмет, достаем его, называем и определяем какой звук в слове вы слышите и где он находится. Сегодня мы ищем звуки с, сь, з, зь. Поэтому и предметы в мешочке у нас новые, придется подумать. Готовы? Тогда начинаем.

В мешочке: змея, заколка, стол, зеркало, стул, совок, зебра, заяц, собака, динозавр, слон, арбуз.

Вы опять хорошо справились с заданием. Так держать!

Мы с вами знаем, что звуки с, з на письме обозначаются буквами с, з. давайте составим слова с этими буквами. Поработаем с карточками, на карточках написаны слоги, соедините их так, чтобы получилось слово, затем поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, выполнили все задания. Давайте еще раз назовем с какими звуками мы работали? Правильно со звуками с, сь, з, зь.

И в конце нашего занятия я хочу вас попросить выбрать и положить в коробочку смайлик. Если вам понравилось работать на занятии, то мы положим в коробочку смайлик – улыбку, а если вам на занятии было сложно, трудно, то грустный смайлик.

Спасибо! До свидания!

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [т]-[д]. Наша Родина» Тема: Звуки [т – д]. Цель: Дифференциация звуков [т – д] Задачи: Коррекционно – образовательные: 1) уточнить акустические особенности звуков.

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Тема: «Дифференциация К – Г» Тип занятия: занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: учить различать звуки и буквы К-Г устно.

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [Г]-[К]» Цель: дифференциация звуков [к] — [г] по звонкости-глухости и букв К Г при чтении и на письме Задачи: • учить дифференцировать звуки [к],.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «дифференциация и автоматизация звуков Ж-З». ТЕМА: Дифференциация и автоматизация звуков Ж-З. Цель: 1. Правильное произношение и различение звуков Ж-З. 2. Упражнение в употреблении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Цель: дифференцировать звуки [с], [ш] в изолированном произношении и в обратных слогах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» I. Организационная информация (Согласно ФГОС ДО) 1 Доминирующая образовательная область Речевое развитие 2 Вид деятельности детей Игровая,.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Цель: Закрепить умение детей выделять сходства и различия между звуками [ш] и [ж]. Продолжать развивать умения детей выделять звуки [ш].

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» Конспект подгруппового логопедического занятия “Дифференциация звуков [с-ш]” Цель: Дифференциация и закрепление правильного.

Конспект урока по предмету «Ориентировка в окружающем» с учащимися 3 класса с ОВЗ «Прогулка в зимний лес» Предмет: Ориентировка в окружающем Провела: Высоцкая Ольга Анатольевна, учитель класса Тема: Прогулка в зимний лес Задачи:.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах» Цель: учить дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах и предложениях. Игровое упражнение «Один лишний» Выделение лишнего слова:.

Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С] – [З]».

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе

Тип занятия: закрепление пройденного материала.

Цель занятия: закрепить умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в словах, предложениях.

Задачи:

  • закрепление знаний о механизмах организации звуков [С] – [З], в слогах, в словах и в предложениях;
  • упражнение в употреблении слов со звуками [С] – [З]». в свободной речи.
  • развитие и совершенствование артикуляционной, пальчиковой (мелкой) моторики;
  • развитие звукового и слогового анализа и синтеза;
  • совершенствование фонематического восприятия и слуха;
  • обучение умению различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [С] – [З];
  • развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  • воспитание интереса к играм со звуками и словами;
  • развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

Материалы: карточки с буквами С, З, наборное полотно, картинки с изображением девочки и мальчика; стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор собака, заяц; зелёный и синий домики, мяч.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Введение в тему занятия.

4. Артикуляционная гимнастика.

5. Развитие фонематического восприятия.

6. Дифференциация в слогах.

7. Пальчиковая гимнастика.

8. Дифференциация в словах.

9. Дифференциация в предложениях.

10. Итог занятия.

11. Оценка деятельности детей.

12. Домашнее задание.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Цель этапа: Создать положительный настрой и расположить детей к занятию.

– Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжать знакомится со звуками [C] и [З].

2. Проверка домашнего задания.

– Открываем тетради и проверяем домашнее задание.

Цель этапа: Выяснить, насколько сформировано произношение звуков с-з в слогах, отличающихся одним звуком.

Дети поочередно произносят слоги.

3. Введение в тему занятия.

– Дети, давайте вспомним песенки – звуки, которые вы хорошо знаете: С –С – С – песня холодного ветерка, З – З – З – песня комара.

Цель этапа: Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию.

4. Артикуляционная разминка.

Цель этапа: Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков [З], [С].

Дети выполняют упражнения («Часики», «Лопатка», «Киска сердится», «Чистим нижние зубки», «Конфетка» и т.д. (контроль через индивидуальные зеркала).

5. Развитие фонематического восприятия.

Цель этапа: Формировать умение различать на слух звуки [З], [С].

Давайте поиграем с вами, если вы услышите звук С, то спрячьте ладошки, т.к. они замёрзли от холодного ветерка, если услышите звук З, то прогоняйте комара, чтобы он вас не укусил.

– К нам в гости пришли Света и Захар. (Выставить на наборное полотно картинки с изображением девочки и мальчика.)

– С какого звука начинается имя девочки? (мальчика)?

– Чем они похожи? (Согласные, твёрдые.)

– Чем они отличаются? («С» – глухой, «З» – звонкий)

– Ребята, давайте почувствуем звонкость согласного звука З, руку положите на горлышко и произнесите: З-З-З. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

в) Упражнение «Слушай внимательно».

– Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – З или С – слышится в слове: роза, насос, сок, коза, газон, коса, оса, забор, зуб, золото.

Дети выполняют задание. На слово со звуком С – называют картинки: насос, сок, коса, оса. На слово со звуком З – называют картинки: роза, коза, газон, забор, зуб, золото.

6. Дифференциация в слогах.

Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в слогах.

– А теперь мы немного поиграем в игры со слогами, и первая наша игра называется «Скажи наоборот» (с мячом).

За-са, сы-зы, со-зо, ус-уз, зы-сы, су-зу

а) Игра «Назови лишний слог».

– Ребята, вы сейчас должны за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить лишний слог:

7. Пальчиковая гимнастика.

Цель этапа: Развивать мелкую моторику.

– «Забор» (ладони соединены кончиками пальцев встык, большие пальцы подняты вверх; пальцы двигаются «от себя» и «на себя»).

Мы построили забор, это наш с тобою двор.

Вот калитка для друзей, заходи сюда скорей.

И калитку – на замок, чтобы волк войти не смог.

Дети выполняют упражнение в соответствии с текстом.

8. Дифференциация в словах.

Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в словах.

– Сейчас я буду произносит слова, а вы будете говорить какое слово лишнее в данной цепочке.

– санки, забор, сова, сок;

– роза, коза, ваза, нос;

– самолет, сумка, стрекоза, суп.

– В каком слове встречаются оба звука?

Логопед выставляет картинки на наборное полотно.

– Немного поработаем у доски. Я помещаю два домика на доску: зелёный и синий. На крыше синего замка звенит колокольчик.

– А вам необходимо расставить картинки в домики: если картинка со звуком С – она будет жить в зелёном домике, со звуком З – в синем (стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор).

9. Дифференциация в предложениях.

Цель этапа: Проверить навык сформированности правильного произношения и различения звуков [С], [З] в предложениях.

– Последнее задание – это повторение за мной скороговорок. При этом необходимо следить за произношением звуков [С] и [З].

– Идет козел с козой, а коза идет с косой.

– Змея змеилась, змея смеялась, смеясь, змеилась, змеясь, смеялась.

10. Итог занятия.

Цель этапа: Дети называют звуки, уточняют правильную артикуляцию звуков с-з.

– Ребята, вам понравилось занятие?

– Какие звуки мы сегодня сравнивали?

– Какое задание вам понравилось больше всего?

– Что было самым трудным?

11. Оценка деятельности детей. Логопед оценивает работу детей и дарит всем звездочки за хорошую работу.

12. Домашнее задание. Логопед предлагает детям контролировать произношение звуков [С] и [З]. (прятать язычок за нижние зубки) в слогах, словах и предложениях.

Дети закрепляют пройденную тему во время домашних занятий.

Список используемой литературы:

1 Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [З], [З’], [Ц]. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, – 2003. – 64 с.

2 Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, – 1991. – 204 с.

3 Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.: В.Секачев, 2005. – 16с.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С] – [З]».»

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе

Тема занятия: «Дифференциация звуков [С] – [З]».

Тип занятия: закрепление пройденного материала.

Цель занятия: закрепить умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в словах, предложениях.

закрепление знаний о механизмах организации звуков [С] – [З], в слогах, в словах и в предложениях;

упражнение в употреблении слов со звуками [С] – [З]». в свободной речи.

развитие и совершенствование артикуляционной, пальчиковой (мелкой) моторики;

развитие звукового и слогового анализа и синтеза;

совершенствование фонематического восприятия и слуха;

обучение умению различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [С] – [З];

развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание, самостоятельности, инициативности, ответственности;

воспитание интереса к играм со звуками и словами;

развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

Материалы: карточки с буквами С, З, наборное полотно, картинки с изображением девочки и мальчика; стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор собака, заяц; зелёный и синий домики, мяч.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Введение в тему занятия.

4. Артикуляционная гимнастика.

5. Развитие фонематического восприятия.

6. Дифференциация в слогах.

7. Пальчиковая гимнастика.

8. Дифференциация в словах.

9. Дифференциация в предложениях.

10. Итог занятия.

11. Оценка деятельности детей.

12. Домашнее задание.

1. Организационный момент.

Цель этапа: Создать положительный настрой и расположить детей к занятию.

– Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжать знакомится со звуками [C] и [З].

2. Проверка домашнего задания.

– Открываем тетради и проверяем домашнее задание.

Цель этапа: Выяснить, насколько сформировано произношение звуков с-з в слогах, отличающихся одним звуком.

Дети поочередно произносят слоги.

3. Введение в тему занятия.

– Дети, давайте вспомним песенки – звуки, которые вы хорошо знаете: С –С – С – песня холодного ветерка, З – З – З – песня комара.

Цель этапа: Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию.

4. Артикуляционная разминка.

Цель этапа: Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков [З], [С].

Дети выполняют упражнения («Часики», «Лопатка», «Киска сердится», «Чистим нижние зубки», «Конфетка» и т.д. (контроль через индивидуальные зеркала).

5. Развитие фонематического восприятия.

Цель этапа: Формировать умение различать на слух звуки [З], [С].

а) Игра «Подвижные ладоши».

Давайте поиграем с вами, если вы услышите звук С, то спрячьте ладошки, т.к. они замёрзли от холодного ветерка, если услышите звук З, то прогоняйте комара, чтобы он вас не укусил.

– К нам в гости пришли Света и Захар. (Выставить на наборное полотно картинки с изображением девочки и мальчика.)

– С какого звука начинается имя девочки? (мальчика)?

– Чем они похожи? (Согласные, твёрдые.)

– Чем они отличаются? («С» – глухой, «З» – звонкий)

– Ребята, давайте почувствуем звонкость согласного звука З, руку положите на горлышко и произнесите: З-З-З. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

в) Упражнение «Слушай внимательно».

– Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – З или С – слышится в слове: роза, насос, сок, коза, газон, коса, оса, забор, зуб, золото.

Дети выполняют задание. На слово со звуком С – называют картинки: насос, сок, коса, оса. На слово со звуком З – называют картинки: роза, коза, газон, забор, зуб, золото.

6. Дифференциация в слогах.

Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в слогах.

– А теперь мы немного поиграем в игры со слогами, и первая наша игра называется «Скажи наоборот» (с мячом).

За-са, сы-зы, со-зо, ус-уз, зы-сы, су-зу

а) Игра «Назови лишний слог».

– Ребята, вы сейчас должны за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить лишний слог:

7. Пальчиковая гимнастика.

Цель этапа: Развивать мелкую моторику.

– «Забор» (ладони соединены кончиками пальцев встык, большие пальцы подняты вверх; пальцы двигаются «от себя» и «на себя»).

Мы построили забор, это наш с тобою двор.

Вот калитка для друзей, заходи сюда скорей.

И калитку – на замок, чтобы волк войти не смог.

Дети выполняют упражнение в соответствии с текстом.

8. Дифференциация в словах.

Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в словах.

– Сейчас я буду произносит слова, а вы будете говорить какое слово лишнее в данной цепочке.

– санки, забор, сова, сок;

– роза, коза, ваза, нос;

– самолет, сумка, стрекоза, суп.

– В каком слове встречаются оба звука?

Логопед выставляет картинки на наборное полотно.

– Немного поработаем у доски. Я помещаю два домика на доску: зелёный и синий. На крыше синего замка звенит колокольчик.

– А вам необходимо расставить картинки в домики: если картинка со звуком С – она будет жить в зелёном домике, со звуком З – в синем (стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор).

9. Дифференциация в предложениях.

Цель этапа: Проверить навык сформированности правильного произношения и различения звуков [С], [З] в предложениях.

– Последнее задание – это повторение за мной скороговорок. При этом необходимо следить за произношением звуков [С] и [З].

– Идет козел с козой, а коза идет с косой.

– Змея змеилась, змея смеялась, смеясь, змеилась, змеясь, смеялась.

10. Итог занятия.

Цель этапа: Дети называют звуки, уточняют правильную артикуляцию звуков с-з.

– Ребята, вам понравилось занятие?

– Какие звуки мы сегодня сравнивали?

– Какое задание вам понравилось больше всего?

– Что было самым трудным?

11. Оценка деятельности детей. Логопед оценивает работу детей и дарит всем звездочки за хорошую работу.

12. Домашнее задание. Логопед предлагает детям контролировать произношение звуков [С] и [З]. (прятать язычок за нижние зубки) в слогах, словах и предложениях.

Дети закрепляют пройденную тему во время домашних занятий.

Список используемой литературы:

1 Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [З], [З’], [Ц]. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, – 2003. – 64 с.

2 Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, – 1991. – 204 с.

3 Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.: В.Секачев, 2005. – 16с.

Конспект фронтального логопедического занятия в 1 классе на тему: Дифференциация звуков В — Ф, Вь-Фь

Тема: Дифференциация звуков В – Ф, Вь-Фь
Цель: формирование умения учащихся дифференцировать звуки [в] – [ф], [в’] – [ф’] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.Задачи:
образовательные: учить различать звуки [в] – [ф], [в’], [ф’] изолированно, в слогах, словах и предложениях, закрепить знания о механизме образования данных звуков, развивать умение соотносить звуки [в] – [ф] с буквами В и Ф.
коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную моторику; развивать фонематическое восприятие, фонематический слух, слухоречевую память, логическое мышление, произвольное внимание; развивать навыки звукобуквенного анализа; обогащать словарный запас учащихся;
воспитательные: воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов, умение слушать друг друга, умение работать самостоятельно.
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация, зеркала, раздаточный материал, индивидуальные карточки с заданиями, предметные картинки по теме, сундучок, кораблики белые и чёрные.Ход занятия
Организационный момент
– Ребята, поприветствуем гостей. Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наше занятие. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что наше занятие принесет нам радость от общения друг с другом. Ведь сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по морю знаний к острову сокровищ. На пути нам встретится много препятствий, которые мы обязательно преодолеем. А поплывем мы на корабле звуков и букв (слайд 1)
II. Артикуляционная гимнастика
– Ребята, в начале нашего путешествия, необходимо сделать артикуляционную гимнастику. Давайте достанем зеркала и покажем нашим гостям, как красиво и правильно говорить, научим их делать артикуляционную гимнастику вместе с нами! (слайды 2,3)
1. «Улыбка»
Наши губы очень гибки.Ловко тянутся в улыбки.
2. «Хоботок».
А теперь наоборот:Губы тянутся вперед
3. «Орешек»
Собираем мы без спешки,
Словно белочка, орешки.
Упираем язычок
Влево-вправо, на бочок.
4. «Заборчик».
Наши губки улыбнулись,Прямо к ушкам потянулись.Ты попробуй «И-и-и» скажи,Свой заборчик покажи.
III. Сообщение темы занятия
– Ребята, вот мы плывем и впереди у нас загадочный остров. (слайд 4). Чтобы узнать, как он называется, отгадайте загадки.
Эту птицу каждый знает,В теплый край не улетаетЭта птица – круглый годВо дворе у нас живетИ чирикает онаГромко с самого утра:- Просыпайтесь поскорей. -Всех торопит (Воробей) слайд 5
Ночью в рощах и лесах Уханье наводит страх, Страшен дикий крик и силен, Так кричит огромный …(Филин)
– Скажите, о ком были загадки? (о птицах)
– Какой первый звук в слове воробей?
– Какой первый звук в слове филин?
– Догадались, какие мы сегодня звуки и буквы будем учиться различать? (Звуки [в] – [ф]. Буквы Вэ и Эф.) Да, ребята сегодня мы будем учиться различать звуки В-Ф. (слайд 6)
IV. Анализ артикуляция звуков [в], [ф] (сходство, различие)
– Ребята, мы приплыли к острову «Звуков [в], [ф]». Слайд 7
Придвиньте зеркала. Произнесите и определите в чём сходство и различие звуков [в], [ф].
– Когда мы произносим звуки [в] и [ф] какие органы артикуляции участвуют? (губы, зубы и язык)
– В каком положении находится нижняя губа? (Нижняя губа касается передних верхних зубов)
– А верхняя губа? (верхняя губа поднята.)
– Зубы сомкнуты или между ними есть щель? (Воздух проходит сквозь щель между зубами и губой и воспроизводит эти звуки.)
– В каком положении при произнесении звуков [в] и [ф] находится язык? (Спинка языка поднимается к твёрдому нёбу.)
– Ребята, при произнесении звуков [в] и [ф] струя воздуха встречает преграду или нет? (Преграда воздуху есть: губки и зубки.)
– Молодцы, ребята! Значит какие звуки [в], [ф]? (согласные).
V. Характеристика звуков [в], [ф].
– Давайте охарактеризуем звуки [в], [ф].
– Звук [в], какой он? (Согласный, потому что струя воздуха встречает преграду.)
– Звук [в] – звонкий или глухой? (Звонкий.)
– Почему? (Голосовые связки дрожат.)
– Ребята, что можно ещё сказать о звуке В? (мягкий, твердый)
– Переходим к звуку [ф]. Охарактеризуйте его. (Глухой – потому что голосовые связки не дрожат.)
– Давайте скажем, чем звуки В, Ф похожи? (согласные, могут быть твёрдые, мягкие)
– Назовите в чём их отличие? (Звук [в] – звонкий, а звук [ф] – глухой).
– Почему? (При произнесении звука [в] голосовые связки дрожат, а при произнесении звука [ф] – не дрожат.)
VI. Развитие фонематического восприятия. Упражнение «Ножки-ладошки». (слайд 8)
– Чтобы пройти дальше по острову в поисках сокровищ, вам необходимо выполнить упражнение «Ножки-ладошки».
Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [B], а когда услышите звук [Ф] – топните одной ногой.
Слова: футболка, ваза, вагон, фрукты, сова, кофта, валенки, жираф.
Молодцы!
– А теперь задание усложняется, мы будем различать мягкие звуки [B’] и [Ф’] (раздаются зеленый колокольчик и подушечка)
-Что обозначает зеленый колокольчик? (звонкий мягкий звук B’)
– Что обозначаем зеленой подушечкой? (глухой мягкий звук Ф’)
Когда услышите звук [B’] – поднимаете колокольчик, а когда [Ф’] подушечку.
– Приготовились и слушаем внимательно.
Филин, веник, ковер, кофе, вишня, кефир.
V II. Речевая разминка (слайд 9)
– Повторяете за мной чистоговорки:
Ва-ва-ва – вот высокая траваФа-фа-фа – у невесты фатаВе-ве-ве – васильки в траве.
Фе-фе-фе – У Феди кофе.Вы-вы-вы – глазки у совыФы-фы-фы – фыркают ежи
V III. Нахождение картин со звуками В – Ф, определение места звука в слове (в начале, середине, конце) (слайд 10)
– Ребята, нам на пути встретились пираты. Они придумали для вас много заданий, чтобы не отдавать сокровища.
И первое задание такое, вам необходимо разложить картинки в 2 сундука. В первый сундук картинки со звуками [В], [B’], в второй с [Ф] -[Ф’]. Вы по очереди выходите к доске «пират» дает вам картинку, вы называете какой здесь звук и кладете в нужный сундук. А потом определяете, где находится звук в начале, в середине или в конце слова.
Картинки: лифт, варежки, флаг, морковь, шкаф, дверь, портфель.
Физминутка (слайд 11)
IX. Игра «Что лишнее?» (Слайд 12)
Найди лишнее слово (по наличию звуков [в] или [ф]:кофта, ворота, фонарь, шарф (ворота)
сова, диван, ваза, фрукты (фрукты)
волк, филин, ворона, тыква (филин)
жираф, волна, шкаф, фартук (волна)
X. Упражнение «Закончи предложение» (слайды 13, 14)
Инструкция: Сейчас мы будем читать предложение, и вставлять подходящее слово.
(на слайде незаконченное предложение и две картинки «сова» и «софа»)
– Посмотрите на картинки и скажите, что на них изображено? (сова, софа)
В лесу мы видели…сову.
Мама купила мягкую…софу.
Невеста надела белую…фату.
Ваня купил в аптеке ..вату.
X I . Соотнесение звуков [в] и [ф] с буквами В и Ф (слайд 15)
– Ребята, какой буквой обозначается звук [в]? (Буквой ВЭ.)
– На что похожа буква В? Из скольких частей состоит буква В. (Буква В состоит из трёх частей.)
– Какой буквой обозначается звук [ф]? (Буквой ЭФ.)
– На что похожа буква Ф? Из скольких частей состоит буква Ф. (Буква В тоже состоит из трёх частей.)
– Кто хочет показать букву В в алфавите? (слайд 16) Какая она по счету?
-Покажите букву Ф.
– Давайте, выложим из пуговиц буквы В и Ф.

Пальчиковая гимнастика (слайд17)

X II. Формирование навыков письма. Работа по карточкам.
– Ребята, пираты не знают никаких букв кроме букв В и Ф. Они придумали для вас задание. Нужно среди всех букв найти и обвести в кружок все буквы В, а все буквы Ф зачеркнуть.
XIII Игра «Собери слова». (слайд 18)
Ребята, пираты не унимаются. Они разделил все слова на слоги и перемешали их. Вы должны собрать слова, добавляя слоги: – вы или – фы (дети выходят к доске и соединяют слоги)
шка-…, тык- …, голь-…, бук-…, тра-…, шар-…
XIV Звуковой анализ
– Пираты придумали для вас последнее, самое трудное задание. Только когда вы выполните его правильно, они отдадут вам сундучок с сокровищами. Ребята, пираты очень любят сладости. (слайд 19) А какие мы сейчас прочитаем:
Варенье, зефир, халва, конфеты, вафли.
– Сначала прочитайте слова с буквой В, теперь слова с буквой Ф.
– Какое слово мы не прочитали? (вафли) Слайд 20
– Как вы думаете, что особенного в слове вафли? (В нем буквы в и ф)
– Сейчас мы будем составлять звуковую схему этого слова.
– Сколько букв в этом слове?
– А звуков? (один ребенок выходит к доске и чертит 5 клеточек)
Давайте выложим квадратиками слово вафли (после характеристики каждого звука, по щелчку комп. мыши на экране появляется соответствующий символ в звуковой схеме)
– Какой первый звук в этом слове? Согласный или гласный?
– Какой согласный твердый или мягкий?
– Каким цветом обозначается твердый звук?
(Аналогично разбираются все звуки в этом слове и учащиеся по очереди «селят» звук в домик. Выходят к доске и раскрашивают клеточку соответствующим цветом)XV. Итог занятия
– Вот мы и добрались до сундука с сокровищами. (Логопед показывает сундук и достает «сокровища из сундука. Раздает детям сюрпризы). Вспомним, какие звуки мы учились различать? Чем отличаются звуки [B]-[Ф], [B’]-[Ф’] Вы очень хорошо справились с заданиями.
XVI. Рефлексия
– У вас на партах лежат кораблики белого и черного цвета. Вам нужно выбрать тот кораблик, который вам больше подходит.
– Если вы узнали на занятии что-то новое, чему-то научились, и занятие для вас прошло интересно, прикрепите белый кораблик на доску.
– Если кто-то считает, что он недостаточно усвоил материал, пусть он поставит черный кораблик на доску.
Ученики прикрепляют кораблики на доску.
Спасибо вам за интересное и увлекательное путешествие. Молодцы, ребята! (слайд 21)

  • 2732155-1-differentsiatsiya_v-f
    Размер файла: 35 kB Загрузок: 6

Читайте также:  Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет с помощью игр
Ссылка на основную публикацию