Дифференциация звуков (С) – (Ш) в слогах, словах и в предложении

Дифференциация звуков С и Ш
материал по логопедии по теме

Упражнения на дифференциацию звуков С, Ш в словах, предложениях, связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
differenciaciya_s_sh_zadaniya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация [С] [Ш]

Закончи предложение, подобрав рифму. Выучи , расскажи не путая звуки [С] и [Ш].

Положили в миску ….

Сладко спит в берлоге ….

На столе с салатом…

Имя нашей кошки ….

Корзинка слов: каску-кашку, миска-мишка, Машка-маска.

Раздели на слоги. Составь схему слова. Не забывай правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».

Образец: саша – са-ша; а / а;

Внимательно прочитай рассказ. Запомни слова со звуками [с] и [ш]. прочитай рассказ еще раз. Перескажи.

По улице из школы домой шли Маша и Саша. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

– Подержи мои книжки! – крикнул Саша, передал Маше свой рюкзак и бросился на помощь старушке.

Когда Саша вернулся, Маша спросила его:

– Это твоя бабушка?

– Нет ответил Саша.

– Мама? – удивилась подружка.

– Ну тетя? Или знакомая?

– Да нет, нет, – ответил Саша. Это просто старушка.

Назови предметы ласково. Запиши. Подчеркни буквы [с] и [ш]

Подбери притяжательное прилагательное к существительному. Выполни задание по образцу

Образец: у мыши – мышиный хвост

У кошки – ……. У лошади – ….. У петуха – ……..

У мыши – ……. У собаки – …… У медведя – ….

Повтори слова парами сначала медленно перед зеркалом, потом быстрее. Обратите внимание ребенка на значения слов:

Сайка – шайка Сутки – шутки

Стуки – штуки Скала – шкала

Стопор – штопор Споры – шпоры

Стык – штык Срам – шрам

Сок – шок Скот – шкот

Повтори пары слов:

Ваш – вас Наш – нас

Башня – басня Страшный – красный

Кашка – каска Чашка – часто

Пашня – паста Рубашка – колбаска

Грош – рос Пошла – росла

Камыш – кумыс Яшка – ясный

Клюшка – люстра Пешки – песни

Мешки – мести Мишка – миска

Вишня – виснет Стишки – тиски

Стриж – рис Решать – тесать

Мешать – писать Лошадка – посадка

Шалун – салют Шахтёр – сапёр

Шалаш – салат Шалфей – салфетка

Каша – касса Крыша – крыса

Лапша – колбаса Хороша – полоса

Игра «Скажи наоборот»:

Двойки получать плохо, а пятёрки …(хорошо).

Трава низкая, а дерево …(высокое).

Ручеёк узкий, а река … (широкая).

Горчица горькая, а сахар …(сладкий).

Ночью темно, а днем …(светло).

Гном маленький, а великан …(большой).

После дождя земля сырая, а в жару … (сухая). Черепаха ползёт медленно, а заяц бежит …(быстро).

Я слышу смешок. Ты.. Он(она). .Мы.. Вы.. Они..

По три раза повтори словосочетание, постепенно убыстряя темп. Контролируй правильное произношение звуков с-ш.

Седой дедушка, старая бабушка, сосновые шишки, весёлый малыш, шумный класс, солёные волнушки, куст шиповника. Сухие сушки, пушистая кошка, душистый ландыш, смешные стишки, вишнёвый сад, вкусная лапша, большая собака, столовая ложка, сладкий шоколад, лесная опушка, полосатый шмель.

Медленно и четко произнеси предложения (2-3 раза), контролируя правильную артикуляцию.

У слона большие уши. Леша поймал большого усатого сома. Кошка ест кашу из миски. У Даши вкусные вишни. Лукошко стоит на окошке. Кукушка весело кукует. Алеша любит салат, а Света любит шоколад. Пушистая кошка сидит на окошке. В сосновом лесу пахнет душистой смолой. В тишине слышен гул самолёта. Малыши слушают смешные стишки. Петушок уселся на шесток. У Маши пушистая кошка. Пастушок спешит домой.

Я рубашку сшила мишке.

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить

И платочек положить.

На плите сварилась каша,

Где большая ложка наша?

Взрослый читает ребёнку рассказ и предлагает ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.

Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шашками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке,— большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шишки. С пакетом шишек они спешат домой.

Вопросы: зачем пошли в лес Саша и Маша? Где стоит высокая сосна? что на сосне? Что на самой макушке? Как падают шишки вниз? Чего много под сосной? Что делают Саша и Маша под сосной? Куда спешат дети?

У Саши собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит косточки, а Машка – мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке. Даша сама шьёт для Машки подушку. Машка будет спать на подушке.

Вопросы: Кто у Саши? Кто у Даши? Что любит Пушок? Что любит Машка? Где спит пушок? Где спит Машка? Что шьёт Даша Машке? Где будет спать Машка?

У Саши есть сестра Наташа. Наташа старше Саши на шесть лет. Она учится в шестом классе. В свободное время Наташа катает Сашу на санках, играет с ним в шашки, помогает строить ему самолёты. В воскресенье Наташа водит Сашу в кино. Саша любит свою старшую сестру Наташу.

Вопросы: Как зовут Сашину сестру? На сколько лет Наташа старше Саши? В каком классе учится Наташа? Как проводят свободное время Наташа и Саша? Куда водит Наташа Сашу в воскресенье? Кого любит Саша?

Логопедическое занятие”Дифференциация С- Ш” в слогах. словах, в предложениях”.
план-конспект по логопедии по теме

Индивидуальное логопедическое занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
differentsiatsiya_s-_sh.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация С- Ш в слогах, словах, предложениях.

Цель занятия : Совершенствование навыков дифференциации согласных звуков [с] – [ш].

  • Уточнить артикуляцию звуков [с] – [ш], выделяя сходство и различия. продолжать учить акустико-артикуляторной характеристике звуков Ш и С с опорой на различные виды контроля.

учить определять наличие данных звуков в словах; произносить данные звуки в слогах, словах, предложениях.

  • Правильно соотносить звуки с соответствующими буквами.
  • Развивать фонематический слух и восприятие.
  • Работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений от артикуляционных образов звуков.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развитие моторики речевого аппарата.
  • Закрепление связи звукового образа звуков с их графическим изображением.
  • Закрепление правильного произношения данных звуков в слогах, словах, предложениях;
  • Воспитывать умение понимать учебную задачу, воспитывать устойчивый интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: зеркало, телеграмма, колечки Су Джок, 2 картинки с изображением мальчиков, предметные картинки и слова (сок, суп, салат, ватрушка, паштет, каша, колбаса, сыр, рис, пастила, ананас, шпикачки, шпроты, пшено, шоколад, груша),мяч.

Здравствуй! Я рада тебя видеть. Давай начнем наше занятие.

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики

– Чтобы правильно и четко произносить все звуки необходимо подготовить артикуляционные органы к работе, поэтому мы выполним артикуляционную гимнастику а) для губ:

Ладонь сжата в кулак (пальцами вверх). Под счёт 1 – пальчики расправляются (расставлены в стороны, как лучики солнышка) и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счёт 2 – ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

Ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. Под счёт 1 – пальчики расправляются, образуя большой круг и удерживаются одновременно с “Рупором” 5 сек., на счёт 2 – ладонь сжимается в щепоть. И так далее.

Под счёт 1 – пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “Чашечки” и удерживаются одновременно с “Чашечкой” 5 сек., на счёт 2 – ладонь выпрямляется. И так далее.

“Горка” Под счёт 1 – согнутая ладонь опущена и удерживается вместе с “Горкой” 5 сек., на счёт 2 – ладонь выпрямляется. И так далее.

Самомассаж биологически активных зон

Ты же знаешь, что весной все часто болеют? А чтобы нам не болеть, нам нужно сделать массаж! Ты любишь, когда тебе делают массаж?

«Чтоб горло не болело, мы его погладим смело,
(поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать

(указательными пальцами растирать крылья носа)

Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим «козырьком»

(приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны-вместе)

«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты умело!

(Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону)

Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна! (Потирать ладошки друг об друга)»

Объявление темы занятия

Я сегодня получила телеграмму от братьев Сани и Шуры, давай посмотрим, что же в ней написано.

Мальчики приглашают нас гости.

Отправимся к ним в гости?

Сравнение звуков [с] – [ш] по артикуляции

· Дыхательное упражнение «Ветерок»

Дорога предстоит нам через лес. В лесу подул тёплый ветерок Ш-Ш-Ш-Ш. И мы подуем Ш-Ш-Ш-Ш. А сейчас дует холодный ветерок С-С-С-С. И мы подуем С-С-С-С.

Какой звук мы произносили, когда пели песенку теплого ветра?

А какой звук произносили, когда пели песенку холодного ветра?

Как ты думаешь, какие звуки мы будем различать на занятии?

Уточнить артикуляцию звука С и звука Ш. Показать кистью руки положение языка для данных звуков(С- ладошка «Блинчик», Ш — ладошка «Чашечкой»)

Развитие фонематического слуха

Наши друзья Саня и Шура захотели играть в прятки. И спрятались в словах. Ты должен их найти. Как только услышишь звук «С» ты должен хлопнуть в ладоши. А когда услышишь звук «Ш», ты должен топнуть ногой.

( уши – усы, шутки – сутки, кашка – каска, Машка – маска, Мишка – миска, скала – шкала, стык – штык, стиль – штиль, марс– марш, вас – ваш, мыс – мышь)

Молодец, ты нашел Саню и Шуру!

· Пальчиковая гимнастика с колечками Су Джок

Надеваем колечко на пальчик произносим слог со звуком С (СА), снимаем — слог со звуком Ш (ША). И т.д.

Работа на уровне слога

Саня, запел свою песенку, давай будем петь вместе с ним: Са-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы. Шуре, тоже понравилась наша песня, и он начал подпевать: Ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши.

А теперь, мальчики захотели спеть одновременно, вот что у них получилось:

Са-ша; са-са-ша; са-ша-са; ша-са; ша-ша-са; шу-су-шу; со-со-шо; сы-ши-ши.

Какие разные у нас получились песенки!

Работа на уровне слова

Саня и шура спрятали слова. которые они любят в буквах. Назови картинки.

Саня и Шура готовились к нашему приходу и поэтому сходили в магазин за продуктами. Посмотри, сколько всего они купили (предметные картинки: колбаса, сыр, рис, пастила, ананас, шпикачки, шпроты, пшено, шоколад, груша). Как ты думаешь, что купил Саня, а что- Шура?

Назвать картинки. Разложить слова по группам.

Дифференциация звуков С – Ш

Дифференциация звуков [С – Ш] — это один из этапов коррекционной работы по устранению речевого дефекта с заменой согласных. Такие занятия необходимы детям, которые говорят “СыСка” вместо “ШиШка”, “Шам”, а не “Сам”. Целью уроков и игр по дифференциации звуков [С – Ш] становится выработка стойкого навыка употребления этих фонем в речи, без замен, смешения. Достичь поставленных целей помогают простые упражнения для детей.

Артикуляция звуков

Артикуляция — это работа речевых органов при звукопроизношении. Правильное положение губ, языка, сила воздушной струи играют важную роль для формирования красивой, чистой речи. Если артикуляция звуков [С – Ш] нарушена, логопед обучает ребенка их произносить верно, а уже потом автоматизирует и добивается дифференциации.

Звук С

Эту фонему нужно научиться произносить твердо [С] и мягко [С’].

Положение речевых органов будет немного отличаться:

  1. Растяните губы, слегка прижмите их к зубам.
  2. Зубы на разжимайте сильно, максимум на 1 мм.
  3. Язык держите широким, прижмите кончик к нижним резцам.
  4. Выгните спинку языка так, чтобы посредине проходил желобок.
  5. Бока прижмите к коренным зубам, чтоб воздух не проходил мимо спинки языка.
  6. Воздух выдыхайте холодным, направляйте его вниз по желобку через зубы.
  7. Для артикуляции мягкого [С’] растяните губы чуть больше, выгните спинку языка и напрягите его мышцы. Воздух выдыхайте резко, коротко, кончик слегка на внутреннюю часть нижних зубов.

Звук Ш

Обратите внимание на положение губ, языка, силу и направление воздушной струи:

  1. Округлите губы, вытяните их вперед.
  2. Откройте рот так, чтобы между зубами было расстояние не больше 1 мм.
  3. Язык держите лопаткой, широкий. Приподнимите его к верхним альвеолам. Касаться зубов нельзя.
  4. Выдыхайте медленно, струя теплая, обильная.

В норме звук [С] дети учатся самостоятельно говорить правильно в 2-2,5 года, [Ш] – в 3,5. На практике нарушения артикуляции, дифференциации [С – Ш] встречаются у дошкольников и позже 5 лет.

Дифференциация звуков

Перед выполнением упражнений на дифференциацию звуков [С – Ш] выполните с ребенком комплекс артикуляционной гимнастики на свистящие и шипящие звуки, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для занятия.

В прямых слогах

Тренировка верного произношения звуков [С] – [Ш] ведется одновременно. Дети с подобными нарушениями речи путают эти фонемы в свободных высказываниях, поэтому важно довести коррекцию до автоматизма.

Для дифференциации звуков [С] – [Ш] в прямых слогах:

СА – ША ША – СА
СО – ШО ШО – СО
СУ – ШУ ШУ – СУ
СЫ – ШИ ШИ – СЫ
СЕ – ШЕ ШЕ – СЕ

Прямые слоги можно повторять за логопедом или считывать с листа, книги. Если работает с группой, распечатайте детям карточки, пусть проговаривают хором. Обязательно контролируйте четкость выполнения задания. Если ребенок затрудняется с артикуляцией мягкого [С’], готовьте упражнения индивидуально, включайте в ряд большое количество сочетаний с гласными [И], [Е].

В обратных слогах

АОУИЫЕЭ
САСОСУСИСЫСЕСЭС
ШАШОШУШИШЫШЕШЭШ

Группируйте буквосочетания парами в любой последовательности. Для индивидуальных занятий с дошкольником опирайтесь на особенности его речи, трудности с артикуляцией и различением.

АШ-АС УШ-УС ИШ-ИС ЕШ-ЕС ЫШ-ЫС ОШ-ОС ЭШ-ЭС
АС-АШ УС-УШ ИС-ИШ ЕС-ЕШ ЫС-ЫШ ОС-ОШ ЭС-ЭШ
УШ-УС ИШ-УС АШ-УС ЕШ-УС ЫШ-УС ОШ-УС ЭШ-УС

Для старших дошкольников можно использовать сочетания со всеми йотированными гласными:

ЕЁЮЯ
СЕСЁСЮСЯС
ШЕШЁШЮШЯШ

ЕШ – ЕС ЕС – ЕШ
ЁШ – ЁС ЁС – ЁШ
ЮШ – ЮС ЮС – ЮШ
ЯШ – ЯС ЯС – ЯШ

ЯС-ЯШ ЯС-ЮШ ЯС-ЕШ ЯС-ЁШ
ЯШ-ЯС ЯШ-ЮС ЯШ-ЕС ЯШ-ЁС
ОШ-ОС УШ-УС ИШ-ИС ЯШ-АС ЮШ-УС

Важно! На первых занятиях со слогами не торопите детей. Доводите чтение и произношение до автоматизма 3-4 урока. На 5-6 занятии скорость увеличится самостоятельно без дополнительного подталкивания в 2-3 раза.

В интервокальных слогах

Это задания на чтение слогов с двумя гласными и нужной согласной между ними. Сначала составьте примеры с фонемами А, О, У, Э, И, Ы, потом с йотированными Е, Ё, Ю, Я. В результате получится более 100 вариантов карточек.

АСА-АША ОСА-ОША УСА-УША ЭСА-ЭША ИСА-ИША ЫСА-ЫША
АСА-ЕША ЁСА-ЁША ЮСА-ЮША ЯСА-ЯША
УСУ-УШУ АСА-АША ОСО-ОШО ЭСЭ-ЭШЕ ИСИ-ИШИ ЫСЫ-ЫШИ
ЕСЕ-ЕШЕ ЁСЁ-ЁШО ЮСЮ-ЮШУ ЯСЯ-ЯША
ЫШИ-ЫСИ АШИ-АСИ ОСИ-ОШИ ЭСИ-ЭШИ ЫСИ-ИШИ ИСИ-ИШИ
ЁСИ-ЁШИ ЕСИ-ЕШИ ЮСИ-ЮШИ ЯСИ-ЯШИ

В закрытых слогах

Такие задания помогают ребенку дифференцировать фонемы [с], [ш] одновременно в конце и начале слогов, слов. Это сложно, от детей требуется повышенное внимание, поэтому применяется со второго – третьего коррекционного занятия.
Логопедический материал демонстрируйте на отдельных карточках с одним слогом или давайте читать сразу все. Буквосочетаний в закрытых слогах получается немного:

АОУИЫЭЕЁЮЯ
САССОССУССИССЫССЭССЕССЁССЮССЯС
САШСОШСУШСИШСЫШСЭШСЕШСЕШСЮШСЯШ
ШАШШОШШУШШИШШЭШШЕШ
ШАСШОСШУСШИ[ы]СШЭСШЕС

Для работы в группе удобно использовать презентации со слогами, словами, предложениями. Можно читать логопедический материал хором или спрашивать индивидуально, остальные в это время проговаривают про себя.

В словах

В начале слова:

Предложите придумать слова на определенный слог.

ША – шарик, шапка, шарф.
СА – санки, сам, сарай.
СУ – сумка, сундук, сургуч.
ШИ – шило, шифр, широта.

Буква в начале слова:

Саша, Сом, Сырок, Сирень, Софа, Соня, Сахар.
Шрам, Шорты, Шлем, Шпик, Шифон.

В середине слова:

КаШалот, корШун, маШем, коШелек.
ПеСок, неСу, труСы, раСшумелСя.

В конце слова:

МорС, ворС, торС уС.
КамыШ, ландыШ, гуляШ, береШь.

СуШки, СлуШать, труСиШка, уСпеШно, веСнуШки.

Дети должны произносить слова, звуки четко. Сначала в медленном темпе, потом в быстром. Значения неизвестных для дошкольников слов уточняйте заранее.

В словосочетаниях

Дифференциация звуков “С”- “Ш” в словосочетаниях:

Сильный шмель Послушный крошка
Шапка лисья Душистый ландыш
Прошлогодний снежок У солдата шинель
Смешной шепот Шепот листьев
Сушим сухари Крошечный сом
Веселая пастушка Хорошая шутка
Красивые волнушки Шумный шаг
Пенистый шампунчик Широкий сарафан

Произносить слоги, слова парами:

Приготовьте карточки со словами. Материал лучше расположить столбиками:

ШО – СО ША – СА
мешок-волосок салат – шалаш
кусок-пушок шапка – сайка
носок-шорох мешать – писать

ШУ – СУ ШИ – СИ
шубка-сушка шить – сито
пашу- несу сирень – широта
вешу-сушу решил – спросил

ОШ – ОС АШ – АС
пошла – росла шалаш – матрас
грош – рос кашка – каска

Произносить слова со звуками [C] и [Ш]

Слова распечатывайте текстом или столбцами. Для групповых в средней группе занятий можно вывести материал на слайд и сопровождать слова картинками:

Шубка, сумка, шелест, сельд, шорох, сорта, Сашенька, сушки, успешно, спешить, душистый, смешинка, смешу, сушу, сынишка, шоссе, шесть, солнышко, стеклышко, стишок, смешок, кошу, свыше.

После прочтения попросите детей составить предложения с группой слов. Например, из 3 слов: солнышко, мышь, шесть:

  • Шесть мышат на солнышке лежат.
  • В шесть утра проснулись мышата, чтобы погреться на летнем солнышке.

В предложениях

Детям нужно прочитать, повторить предложения и проспрягать их устно:

  1. Я слышу шум – я слушаю шум – я слушал шум – мы слушаем шум – они слушают шум …
  2. Я вымыл миску с кашей – мы вымыли миску с кашей – они вымыли миску с кашей …
  3. Я сушу шубу – мы сушим шубу – ты сушишь шубу- вы сушите шубу – он сушит шубу – они сушат шубу…

В качестве речевого материала для чтения и говорения без изменений по временам и лицам используйте предложения из 3-5 слов:

  • Лукошко повесили на окошко.
  • У Саша есть шубка и шапка.
  • Шесть щенят есть хотят.
  • Широкое перед Соней шоссе.
  • Петушок сел на шест.
  • Каша с киселем на завтрак.
  • Шура шила шубу.
  • Сквозь зеленое стеклышко смотрим мы на солнышко.
  • Шалаш построили на песке шустрые малыши.
  • В болотной глуши шелестят камыши.

Скороговорки

Для дошкольников 4-5 лет подходят простые чистоговорки из 3-4 слов:

  • Поспешишь – людей насмешишь.
  • Шишки растут на сосне.
  • Сняла Саша шапку.
  • Мыши в шалаше шуршат.

Добивайтесь внятного, быстрого произнесения всех звуков. Скороговорки можно использовать как разминку в начале и конце занятия по дифференциации звуков [с] и [ш], давать на дом для заучивания группами.

Дошкольникам от 5 лет подбирайте более сложные скороговорки из 5-10 слов:

  • Клали Маше кашу с простоквашей, съела Маша только простоквашу.
  • На опушке в избушке жили старушки – веселушки. У каждой по кошке.
  • У Вани рубашка, на рубашки шесть кармашков.
  • У Сани в кармашке шишки, сушки, сухари да шашки.

Пословицы и поговорки

Перед заучиванием пословиц и поговорок обсудите с детьми их значение, поясните незнакомые слова:

Шерсть стриги, но шкуру не дери.
Шила в мешке не таи, все равно не утаишь.
Шутка шуткой, а дело делай.
Шьет, а нитки все наружу вышли.
С богатым не тягайся кошельком, с сильным не борись кулаком.
С бешеной собаки, хоть шерсти взять клок.
С воза упало, считай, совсем пропало.
Слушали старушки, как шуршат мыши и кукуют кукушки.

Тексты

Распечатанные тексты читает педагог, дети слушают и пересказывают.

Шиповник

Был у Маши садик. Там рос красивый шиповник. С одного бока — цветы красные. С другого — розовые. Шмели шуршали в его листьях, пчелки собирали вкусный нектар. Маша поливала шиповник каждое утро. Но прикасаться к листьям, веткам и цветам боялась, слишком колючие они. Стал шиповник расти, разрастаться. Широко раскинулся на садик, другим цветам и кустам места не стало. Пожурила Маша шиповник, кышь, говорит, к себе на место.

Если дети затрудняются с пересказом на основе услышанного, задавайте вопросы по содержанию истории. Например, где рос шиповник? Шиповник рос в саду. Кто поливал шиповник и когда? Маша поливала шиповник каждое утро.

Шустрый мышонок и собачка Сима

Жили-были два друга: мышонок и щенок Симка. Оба были веселые и шустрые. Очень любили они играть с камышами, шариками и шишками. Раз нашли друзья большие камыши. Распушили их, смешно летали пушинки вокруг будто снег. Спрашивает мама Мышонка:
– Кто намусорил камышом? Вы?
Отвечают мышонок и собачка Сима:
– Не волнуйся, мама Мышь. Мы не боимся уборки. Унесем пушинки, соберем шустро камыши сами.
Вот какие помощники растут!

На заметку! Дополнительным заданием к тексту может быть: рисование в тетради по сюжету истории, придумывание продолжения рассказа.

Стихотворения

Учите с детьми в группе или давайте в качестве домашнего задания:

***
Пушистый ушастик,
Пушистый комок
По опушке прыг да скок.

***
Мышки зернышки едят,
Да усами шевелят.

***
Ах, какую кашу
Вам сварила Маша!
Нет сытнее каши,
Чем у нашей Маши.

***
Мило поля, вдоль опушки
Мимо шумных тополей
Шли веселые старушки
В гости к внученьке своей.

***
Мчатся по шоссе машины,
громко шинами шурша.
Смотрят дети из кабины,
Эх, дорого, хороша!

***
Сладко спит в берлоге….(мишка)
На сосне большая ….(шишка).
Вот проснется наш…(медведь)
Станет громко он ….(реветь).

***
Мы рубашку сшили мишке,
И сошьем скорей штанишки.
Где же нам карман пришить,
Что б сухарик положить.

***
На плите сварилась каша,
Где большая миска наша.
Будем кашу уплетать
И бабулю целовать.

Видео-уроки

Картотека заданий по дифференциация звуков [С], [Ш] является эффективным подспорьем в коррекции артикуляционных нарушений у детей детсадовского возраста и младших дошкольников. Ошибочное звукопроизношение нужно устранять вовремя, чтобы оно не стали причиной дисграфии в будущем.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [C] и [Ш] в слогах, словах и предложениях»

Евгения Хмельченко
Конспект занятия «Дифференциация звуков [C] и [Ш] в слогах, словах и предложениях»

Цель: дифференциация звуков [C] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

формировать понятие «согласные звуки», уточнить особенности артикуляции звуков [С] и [Ш];

пополнение словарного запаса.

закреплять правильное произношение звуков [С] и [Ш];

закреплять навыки дифференциации звуков [С] и [Ш] на слух и в произношении.

развивать фонематическое восприятие;

развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: предметные картинки: самовар, самокат, сыр, оса, астра, карандаш, шапка, шофер, черепашонок, лягушонок; Совунья и Шпуля.

Ход занятия

Логопед: Здравствуй! Проходи, присаживайся рядом со мной!

Логопед: К нам сегодня пришли на занятие две гостьи. Ты знаешь, как их зовут? А из каких они мультиков?

Ребенок: Это Совунья и Шпуля. Совунья из мультика «Смешарики», а Шпуля из мультика «Фиксики».

Логопед: Молодец! Только вот наши гостьи не различают звуки, с которых начинаются их имена. За это их заколдовала колдунья и поменяла местами. Чтобы помочь им вернуться обратно в свои мультики, нужно научить наших гостий различать звуки, с которых начинаются их имена. Какие это звуки?

Ребенок: Это звуки [С] и [Ш].

Логопед: Умничка! Ты готов помочь нашим друзьям.

Логопед: Хорошо! Но сначала нужно подготовить наши губки и язычок к правильному произношению этих звуков.

Артикуляционная гимнастика

1. «Заборчик»: Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «и». Удерживать так под счет от 5 до 10.

2. «трубочка»: Сомкнуть зубы, сделав «заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «о». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

3. «накажем непослушный язычок»: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».

4. Упражнение для губ «Бублик». Зубы сомкнуть. Попеременно вытягивать губы вперед (как будто произносим звук О, затем возвращаться в исходное положение.

5. Упражнение для языка «Чашечка». Рот широко открыть. Расположить широкий язык на нижней губе. Приподнять края языка вверх. Касаться верхних зубов нельзя.

6. Упражнение для языка «Гармошка». Рот открыть. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот, тем самым натягивая и стягивая подъязычную уздечку.

Совунья и Шпуля: Молодец! Первый шаг уже сделан!

Дыхательная гимнастика

«Загнать мяч в ворота» (выработка длительной, направленной воздушной струи). Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

«Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» — наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4—5 раз в медленном темпе.

«Насос» Представь, что из насоса выходит воздух. Сделай глубокий вдох носом. На удлиненном выдохе произнеси: С-с-с-с, имитируя при этом движения насоса руками. (4-5 раз)

Работа с речевыми профилями

Логопед: Давай дадим характеристику звуку [С].

Ребенок: Звук [С] – согласный, твердый, глухой.

Логопед: Умничка! Когда мы произносим звук [С], в каком положении находится язык? Он лежит? А может он поднимается вверх? В каком положении находятся губы? А зубы?

Ребенок: Губы слегка растянуты в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута, воздушная струя длительная и сильная, проходит по центру языка. Голосовые связки разомкнуты, горло не дрожит, голоса нет.

Логопед: Произнеси правильно слоги.

Логопед: Давай дадим характеристику звуку [Ш]

Ребенок: Звук [Ш] – согласный, твердый, глухой.

Логопед: Очень хорошо! А что происходит с языком, когда мы произносим звук [Ш]? А что с губами? А что с зубами?

Ребенок: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Логопед: Произнеси правильно слоги.

Совунья и Шпуля: Замечательно! А сейчас мы поиграем с тобой в игру «Сыграй по нотам». Нужно правильно и четко произносить слоги, которые я буду называть.

Совунья и Шпуля: Отлично! А теперь мы предлагаем выполнить следующее задание. Я буду говорить слоги, а ты хлопни в ладоши один раз, если услышишь в слове звук [С], стукни по парте, если услышите звук [Ш]. Будьте внимательны! Слова: Ша, шу, шо, са, ос, ши, со, ош, уш, ас, ус, аш, су, сы, иш, ыс.

Логопед: Очень хорошо! Но ты, наверное, устал.

Логопед: Тогда встаем и подвигаемся.

Физкультминутка

Ходит кошка возле норки, Руки за спиной, ходьба на месте с поворотами вправо, влево.

Спинку выгибает горкой,

Ходит кошка – мышку ждет,

Только мышка не идет.

Кошка вспомнила про плошку, Бег на месте

Побежала по дорожке,

Дома плошка с молоком – Наклоны с доставанием пальцами носков.

Мышку можно съесть потом.

Вышла мышка не спеша, Будет малышам обед.

Ищет крошки малышам.

Хорошо, что кошки нет,

Будет малышам обед.

Совунья и Шпуля: Умничка! Осталось ещё чуть-чуть! Давай приступим к следующему заданию. Помоги Совунье и Шпуле разобрать вот эти картинки. Для Совуньи картинки, на которых слова со звуком [С], а для Шпули со звуком [Ш].

Для Совуньи: самовар, самокат, сыр, оса, астра

Для Шпули: карандаш, шапка, шофер, черепашонок, лягушонок.

Для обеих: сушка, шесть, солнышко.

Совунья и Шпуля: Большой молодец! Остался последний шаг!

А теперь внимательно послушай и произнеси следующие чистоговорки:

Ша-ша-ша – у меня лапша.

Шо-шо-шо – летом хорошо.

Ши-ши-ши – Миша с Машей малыши.

са-са-са — у Сани коса

со-со-со — поломалось колесо

сы-сы-сы — длинные усы

Совунья и Шпуля: Замечательно! У тебя все получилось! Теперь мы можем вернуться обратно в наши мультики! Спасибо тебе большое!

Итог занятия:

Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие! Чем мы сегодня занимались? А что тебе больше всего понравилось?

Конспект занятия «Щенок» по теме «Автоматизация звука [Р] в прямых и обратных слогах, в словах и предложениях» Цель: закрепить навык правильного произношения звука Р в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: – развивать.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л] в слогах, словах и предложениях» Групповое логопедическое занятие Тема: Дифференциация звуков «С-Ш» в слогах, словах и предложениях. Цели: • Развитие речи, памяти, логического.

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С ], [Ш] в слогах, словах, предложениях и связной речи» Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С ],[Ш] в слогах, словах, предложениях и связной речи» (старшая.

Конспект индивидуального занятия по теме «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях» Тема: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях. (По мотивам сказки А. Н. Толстого «Буратино».) Задачи:- развивать артикуляционную.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация [П] — [Б], [П’] — [Б’] в слогах, словах, предложениях» Конспект логопедического занятия «Дифференциация [П] – [Б], [П’] – [Б’] в слогах, словах, предложениях» Цель: Научить дифференцировать звуки.

Упражнения «Речевой материал по дифференциации звуков С-Ш»

Звук [С]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук [Ш]: губы выдвинуты вперед и округлены, язык за верхними зубами. Форма языка напоминает чашечку. Воздушная струя теплая. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Дифференциация звуков [С] – [Ш] в изолированном звучании

Упражнения «Насос – ветер»: С – Ш, С – Ш, С – Ш…

Дифференциация звуков [Ш] – [С] в прямых слогах

ША-СА ШО-СО ШУ-СУ ШИ-СЫ ШЕ-СЭ

СА-ША СО-ШО СУ-ШУ СЫ-ШИ СЭ-ШЕ

ША-СА ШО-СА ШУ-СА ШИ-СА ШЕ-СА

ША-СО ШО-СО ШУ-СО ШИ-СО ШЕ-СО

ША-СУ ШО-СУ ШУ-СУ ШИ-СУ ШЕ-СУ

ША-СЫ ШО-СЫ ШУ-СЫ ШИ-СЫ ШЕ-СЫ

ША-СЭ ШО-СЭ ШУ-СЭ ШИ-СЭ ШЕ-СЭ

СА-ША СО-ША СУ-ША СЫ-ША СЭ-ША

СА-ШО СО-ШО СУ-ШО СЫ-ШО СЭ-ШО

СА-ШУ СО-ШУ СУ-ШУ СЫ-ШУ СЭ-ШУ

СА-ШИ СО-ШИ СУ-ШИ СЫ-ШИ СЭ-ШИ

СА-ШЕ СО-ШЕ СУ-ШЕ СЫ-ШЕ СЭ-ШЕ

Дифференциация звуков [Ш] – [С] в обратных слогах

АШ-АС ОШ-ОС УШ-УС ЫШ-ЫС ЭШ-ЭС

АС-АШ ОС-ОШ УС-УШ ЫС-ЫШ ЭС-ЭШ

ЯШ-ЯС ЁШ-ЁС ЮШ-ЮС ИШ-ИС ЕШ-ЕС

ЯС-ЯШ ЁС-ЁШ ЮС-ЮШ ИС-ИШ ЕС-ЕШ

АШ-АС ОШ-АС УШ-АС ЫШ-АС ЭШ-АС

АШ-ОС ОШ-ОС УШ-ОС ЫШ-ОС ЭШ-ОС

АШ-УС ОШ-УС УШ-УС ЫШ-УС ЭШ-УС

АШ-ЫС ОШ-ЫС УШ-ЫС ЫШ-ЫС ЭШ-ЫС

АШ-ЭС ОШ-ЭС УШ-ЭС ЫШ-ЭС ЭШ-ЭС

АС-АШ ОС-АШ УС-АШ ЫС-АШ ЭС-АШ

АС-ОШ ОС-ОШ УС-ОШ ЫС-ОШ ЭС-ОШ

АС-УШ ОС-УШ УС-УШ ЫС-УШ ЭС-УШ

АС-ЫШ ОС-ЫШ УС-ЫШ ЫС-ЫШ ЭС-ЫШ

АС-ЭШ ОС-ЭШ УС-ЭШ ЫС-ЭШ ЭС-ЭШ

Дифференциация звуков [Ш] – [С] в слогах между гласными звуками

(в интервокальных слогах)

АША – АСА УША – УСА ОША – ОСА ИША – ИСА ЮША – ЮСА

АШО – АСО УШО – УСО ОШО – ОСО ИШО – ИСО ЮШО – ЮСО

АШУ – АСУ УШУ – УСУ ОШУ – ОСУ ИШУ – ИСУ ЮШУ – ЮСУ

АШИ – АСЫ УШИ – УСЫ ОШИ – ОСЫ ИШИ – ИСЫ ЮШИ – ЮСЫ

АШЕ – АСЭ УШЕ – УСЭ ОШЕ – ОСЭ ИШЕ – ИСЭ ЮШЕ – ЮСЭ

ЫША – ЫСА ЭША – ЭСА ЕША – ЕСА ЁША – ЁСА ЯША – ЯСА

ЫШО – ЫСО ЭШО – ЭСО ЕШО – ЕСО ЁШО – ЁСО ЯШО – ЯСО

ЫШУ – ЫСУ ЭШУ – ЭСУ ЕШУ – ЕСУ ЁШУ – ЁСУ ЯШУ – ЯСУ

ЫШИ – ЫСЫ ЭШИ – ЭСЫ ЕШИ – ЕСЫ ЁШИ – ЁСЫ ЯШИ – ЯСЫ

ЫШЕ – ЫСЭ ЭШЕ – ЭСЭ ЕШЕ – ЕСЭ ЁШЕ – ЁСЭ ЯШЕ – ЯСЭ

АША – АСО – АШУ – АСЫ – АШЕ ИША – ИСО – ИШУ – ИСЫ – ИШЕ

ОША – ОСО – ОШУ – ОСЫ – ОШЕ ЕША – ЕСО – ЕШУ – ЕСЫ – ЕШЕ

УША – УСО – УШУ – УСЫ – УШЕ ЁША – ЁСО – ЁШУ – ЁСЫ – ЁШЕ

ЫША – ЫСО – ЫШУ – ЫСЫ – ЫШЕ ЮША – ЮСО – ЮШУ – ЮСЫ – ЮШЕ

ЭША – ЭСО – ЭШУ – ЭСЫ – ЭШЕ ЯША – ЯСО – ЯШУ – ЯСЫ – ЯШЕ

АСА – АШО – АСУ – АШИ – АСЭ ИСА – ИШО – ИСУ – ИШИ – ИСЭ

ОСА – ОШО – ОСУ – ОШИ – ОСЭ ЕСА – ЕШО – ЕСУ – ЕШИ – ЕСЭ

УСА – УШО – УСУ – УШИ – УСЭ ЁСА – ЁШО – ЁСУ – ЁШИ – ЁСЭ

ЫСА – ЫШО – ЫСУ – ЫШИ – ЫСЭ ЮСА – ЮШО – ЮСУ – ЮШИ – ЮСЭ

ЭСА – ЭШО – ЭСУ – ЭШИ – ЭСЭ ЯСА – ЯШО – ЯСУ – ЯШИ – ЯСЭ

Дифференциация звуков [Ш] – [С] в слогах, где гласные находятся между звуками [С] – [Ш]

САШ-ШАС СОШ-ШОС СУШ-ШУС СЫШ-ШИС СЭШ-ШЕС

Дифференциация звуков [Ш] – [С] в слогах со стечением согласных

СНА – ШНА СМА – ШМА СВА – ШВА СКА – ШКА

СНО – ШНО СМО – ШМО СВО – ШВО СКО – ШКО

СНУ – ШНУ СМУ – ШМУ СВУ – ШВУ СКУ – ШКУ

СНЫ – ШНЫ СМЫ – ШМЫ СВЫ – ШВЫ СКЫ – ШКЫ

СТА – ШТА СПА – ШПА СЛА – ШЛА

СТО – ШТО СПО – ШПО СЛО – ШЛО

СТУ – ШТУ СПУ – ШПУ СЛУ – ШЛУ

СТЫ – ШТЫ СПЫ – ШПЫ СЛЫ – ШЛЫ

АСТ-АШТ АСК-АШК АСН-АШН АСМ-АШМ АСВ-АШВ АСП-АШП

ОСТ-ОШТ ОСК-ОШК ОСН-ОШН ОСМ-ОШМ ОСВ-ОШВ ОСП-ОШП

УСТ-УШТ УСК-УШК УСН-УШН УСМ-УШМ УСВ-УШВ УСП-УШП

ЫСТ-ЫШТ ЫСК-ЫШК ЫСН-ЫШН ЫСМ-ЫШМ ЫСВ-ЫШВ ЫСП-ЫШП

ЭСТ-ЭШТ ЭСК-ЭШК ЭСН-ЭШН ЭСМ-ЭШМ ЭСВ-ЭШВ ЭСП-ЭШП

ИСТ-ИШТ ИСК-ИШК ИСН-ИШН ИСМ-ИШМ ИСВ-ИШВ ИСП-ИШП

ЕСТ-ЕШТ ЕСК-ЕШК ЕСН-ЕШН ЕСМ-ЕШМ ЕСВ-ЕШВ ЕСП-ЕШП

ЁСТ-ЁШТ ЁСК-ЁШК ЁСН-ЁШН ЁСМ-ЁШМ ЁСВ-ЁШВ ЁСП-ЁШП

ЮСТ-ЮШТ ЮСК-ЮШК ЮСН-ЮШН ЮСМ-ЮШМ ЮСВ-ЮШВ ЮСП-ЮШП

ЯСТ-ЯШТ ЯСК-ЯШК ЯСН-ЯШН ЯСМ-ЯШМ ЯСВ-ЯШВ ЯСП-ЯШП

Дифференциация звуков [Ш] – [С] в начале слова

Шайка-сайка, шалун-салют, шахтёр-сапёр, шалаш-салат, шалфей-салфетка, шорох-сорок, шутки-сутки, шуметь-суметь, шип-сыпь, шут-суд, шов-сов, шумно-сумка, шитый-сытый, ширь-сыр, шило-сила, шипит-спит, шали-соли.

Дифференциация звуков [Ш] – [С] в конце слова

Ваш-вас, наш-нас, кыш-кис, мышь-мыс, камыш-кумыс, плюш-плюс, грош-рос, брошь-брось, стриж-рис.

Дифференциация звуков [Ш] – [С] в середине слова

Мешать-писать, пошел-посол, уши-усы, Маша-масса, ушат-усат, башенка-басенка, пишу-несу, пашу-пасу, пляшу-плясун, нашить-носить, лошадка-посадка, мешок-лесок, вершок-песок, ремешок-носок, мышонок-спросонок, мыши-крысы, решил-спросил, решать-тесать, прошить-просить, Проша-просо.

Дифференциация звуков [Ш] – [С] в словах, звук в начале, со стечением согласных

Шляпа-слякоть, шмель-смел, штуки – стуки, шпалы-спали, штык-стык, шпоры-споры, штиль-стиль, шторы-сторож.

Дифференциация звуков [Ш] – [С] в середине слова со стечением согласных

Кашка-каска, Машка-маска, мишка-миска, пешки-пески, кишки-киски, рубашка-колбаска, башня-басня, пашня-паста, страшный-красный, пошла-росла, Яшка-ясный, клюшка-люстра, пошли-пасли, пешки-песни, мешки-мести, вишня-виснет, стишки-тиски, ириска-Иришка.

Дифференциация звуков [Ш] – [С] в словах,

звуки [Ш] – [С] в одном слове

Саша, Сашка, Сашенька, суша, сушу, сушить, сушёный, сушки, свыше, слушать, слышать, старший, страшно, солнышко, стёклышко, скошу, смешу, смешить, смешок, смешинка, смешная, стишок, смешно, сынишка, старушка, сушка, сшить, сшибить, сошка, спешу, спешка, спешить, сплошной, сошёл, шоссе, шанс, шест, шесть, шерсть, шалость, шествие, шахматист, шелест, шоссе, шесток, машинист, пастушка, пастушок, пустышка, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, трусишка, веснушки, путешествие, послушный, распушил, шелест, расшумелся.

Дифференциация звуков [Ш] – [С] в словосочетаниях

Пушистая кошка, высокая башня, сухие штанишки, пастушья сумка, бабушкин сундук, мышиный писк, квашеная капуста, косолапый мишка, острый шип, сосновая шишка, сонная кошка, Сонина шуба, высокий шест, Яшины сани, душистый куст, пышное тесто, душистое сено, шёлковая косынка, смешная шутка, шахматная доска, сытый мишка, вишнёвый сок, смешная маска, пустой мешок, сухой капюшон, школьная доска, смешные потешки.

Дифференциация звуков [Ш] – [С] в чистоговорках

Ша-ша-ша – Саша моет малыша.

Су-су-су – воздушный шарик я несу.

Ши-ши-ши – спать ложатся малыши.

Шу-шу-шу – я письмо пишу.

Со-со-со – Миша катит колесо.

Су-су-су – мишку видели в лесу.

Аш-аш-аш – под сосной стоит шалаш.

Ос-ос-ос, ос-ос-ос – над кустами много ос.

Ош-ош-ош, ош-ош-ош – и над вишней много ос. (А. Хмелёва)

Ша – са – ша – аша Маша хороша.

Са – ша – са – укусила нос оса.

Ши – сы – ши – наши ушки хороши.

Сы – ши – сы – у осы усы, усы.

Иш – ис – ыш – беги сюда мылыш.

Аш – ос – аш – у нас большой шалаш.

Аш – ос – иш – вокруг такая тишь!

Дифференциация звуков [Ш] – [С] в предложениях

У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Поспешишь – людей насмешишь. Саша ест сушки. У Маши санки. На сосне шишки. Наш дедушка машинист. Наташа ест суп. Гусак вытягивает шею. Наш насос шумит. Миша моет стакан.

Саша шла со старушкой. Паша – трусишка, страшно ему. Шесть котят есть хотят. Рыбаки в шалаше пробудилися. У Наташи сын Саша. Саша спешит к бабушке. Посуда стоит в шкафу. Дедушка пьёт ананасовый сок. В саду кукует кукушка. Дедушка спит на софе. Миски поставят в шкаф. Соня сушит пуховые подушки. Даша шьёт сатиновый пояс. Соня пишет без ошибок. Собака Каштан ест мясо. Мишка ест из миски. У кошки пушистая шубка. Наташа шьёт косынку Даше. Соня кушает мясной суп. На высокой сосне шишки. Сын отнёс кокос бабушке. У Даши высокий фикус. На окошке стоит кактус. Автобус едет мимо башни. Пастушок Саня пас стадо. У стены стоит шкаф. Саша спешит на выставку. Посуду поставят в шкаф.

Саша катает Соню на санках. Саша ест кашу из миски. Под сосной дети ищут шишки. В нашем саду спеют вишни. Пушистая кошка спит на окошке. У нашего окошка высокая сосна. Миша готовит кошке мясной суп. Хвост у нашего котёнка пушистый. Стас насыпает пшено в мешок. У высокой сосны пушистые ветви. Гоша даёт Соне сухой поднос. Даша едет под высоким мостом. У нашей кошки пушистый хвост. Кошка ест вкусную сосиску. Петушок сидит высоко на шесте. Саша спешит к автобусной остановке.

Расшумелись на опушке сойки да кукушки. По шоссе с шумом несутся машины. Смешные шутки у Сони и Мишутки. Соня и Саша едут в путешествие. В Сашиной комнате стоит дубовый шкаф. На автобусной остановке стоит Пашин дедушка. Стакан, ковшик и миска – это посуда. Миша сшиб шапкой шишку с сосны. Бабушкина шуба весной висит в шкафу. Косолапый мишка спал под высокой сосной. Соня и Саша играют в шашки. На сонного мишку упала сосновая шишка.

У высокой сосны стоят Маша и Даша. Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника. Кошки сидят на окошке и смотрят на солнышко. Испугался петушок, упал с крыши на шесток. Сквозь цветное стёклышко я смотрю на солнышко. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут.

Дифференциация звуков [Ш] – [С] в стихах

Шишки скользкие шуршали.

Шумно шлёпались с сосны.

Слоем снега, словно шалью.

Скроет шишки до весны. (А. Волобуев)

Мчатся бешено машины –

По шоссе шуршат их шины.

И в несущейся лавине

Слышен шёпот: шу-шу-шу.

Это шина шепчет шине:

«Я спешу, спешу, спешу!» (Ю. Разумовский)

Весь день сегодня шьёт.

На круглую катушку

Глядит пушистый кот.

Устала шить старушка

А с кругленькой катушкой

Играть пустился кот. (К. Стюарт)

Едят пшено мышки, Ах, какую кашу

Мышки на опушке, Нам готовит Маша!

Пшено едят – Нет вкуснее каши,

Усами шевелят. (А. Хмелёва) Чем у нашей Маши. (А. Хмелёва)

Стеша спешила, Я сама братишке Лёше

Рубашку шила. Тряпкой вытерла калоши.

Да поспешила – Чтоб не наследила кошка,

Рукав не дошила. (Г. Аванесова) Сшила кошке я сапожки.

У кого есть усы? Мышь и камыш

Ус-усы, ус-усы, Камышам пищала мышь:

У кота усы, усы. – Шорох ваш нарушил тишь!

Ус-усы, ус-усы, Шепчут шумно камыши:

У сома усы, усы. – Тише, мышка, не шурши!

Ус-усы, ус-усы, Шелест твой услышит кошка.

А у кошки есть усы? Шла бы к бабушке, ты. крошка!

Есть! (A. Хмелёва) Не послушаешься, мышка, –

Черепаха Кошка сцапает, глупышка!

Черепаха всех смешит, (B. Кремнев)

Потому что не спешит.

Но куда спешить тому,

Кто всегда в своём дому?

Дифференциация звуков [Ш] – [С] в текстах

Был у Миши котишка – серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, полосатенький. Голос у котишки ласковый. Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не любил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хорошо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.

Лиса и кувшин (сказка).

Вышла баба в поле косить и спрятала в кустах кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса. Всунула в кувшин голову и вылакала молоко. Но вот беда — никак голову из кувшина не вынет. Говорит лиса: «Пошутил кувшин, да хватит, отпусти!» Не отстаёт кувшин. Рассердилась лиса: «Не понимаешь по-хорошему, я тебя утоплю». Стала лиса в реке кувшин топить. Да кувшин утонул вместе с лисой.

У нас необыкновенная кошка. И имя её необыкновенное – Умка. Одета кошка в пушистую шубку. На шее шифоновый бант. А умная какая! Ей дети:

– Кто ходит босой? Гусак?

– У кого от шишки шишка? У Мишки?

– Кого мыши бояться? Кошку?

– Кто усатый в воде под мостом? Сом?

Вот такая наша кошка!

На опушке пёс Пушок нашёл косынку. «Отнесу-ка я её Маше. А она мне даст мяса!»

Идёт с косынкой пёс, а ему кукушка:

– Ты куда с моей косынкой? А? Это косынка моих детишек. Я её сушу на ветках.

– Да нет, кукушка, эту косынку я нашёл и несу Маше.

– Моих детишек косынка!

– Будет Машина косынка!

– Моих детишек косынка!

– Будет Машина косынка! У тебя и детишек-то нет!

Пушок не отдаёт косынку. Никому нет покоя от шума: ни пташкам, ни букашкам, ни осам.

– Нашла! Нашла! Моя это косынка, – пискнула мышка.

Схватила косынку и бегом в свой домик. Стало на опушке тихо, никто никому не мешает.

Под кустом у мышки и мышат домик с окошками. Не тесно мышатам в домике, места хватает.

Мама-мышка готовит мышатам вкусную кашу. А мышата стоят у окна и видят кошку.

– Мама! Мама! Это наша нянька к нам идёт? Такая пушистая, такая мягонькая, такая усатая, ушки на макушке!

– Ой, мышата, уходите от окошка. Это не ваша нянька. Это кошка Соня идёт на охоту.

Не дают покою мыши бабушке. То пшено унесут, то – овёс, то – кашу. А кошка Сонька спит на своей мягкой подушке, да ест, спит да ест.

Бабушка кошке: «Как бы и тебя мыши не унесли!»

– Нет, не унесут! Я их своими когтями, усами, да хвостом напугаю.

И опять спит да ест, ест да спит.

Видят мыши – не опасна им кошка. Спать к кошке на мягкую подушку идут. И шутят над ней: то у сонной кошки с шеи бант снимут и сами его носят, то на усы паука посадят.

Не надо бабушке такой кошки. Бабушка отдаст её на воспитание соседской кошке Мушке.

Дифференциация звуков [Ш] – [С] в скороговорках

Шила шубку – сшила юбку.

Спит на окошке пушистая кошка.

Шила шапку – сшила тапку.

У Сони – шишки, у Сани – шашки.

Сшила Саша Саше шапку.

Скушай, Саша, шесть сушек.

На сосне – сосновые шишки.

У нашего Мишутки смешные шутки.

Наш кот у нас, ваш кот у вас.

Сонина кошка сидит на окошке.

Надо суметь тут не шуметь.

У Машкиной мышки смешные штанишки.

Шестые сутки шутим шутки.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шишки на сосне, шашки на столе.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В шалаше шесть шалунов.

Я куплю для кошки сафьяновые сапожки.

Сошью сынишке-хвастунишке смешные штанишки.

У шести Сашек по шесть шестов, а на шести шестах по шесть сушек.

У Саши Шустикова и сынишка – Саша Шустиков.

У кошки шесть котят, у мышки шесть мышат.

Пошёл Паша пешком, понёс мешок с песком.

Мишка пойдёт к Сашке, Сашка пойдёт к Мишке.

Дифференциация звуков [Ш] – [С] в пословицах и поговорках

Не поднимай нос: споткнёшься.

Спишь, спишь, а отдохнуть некогда.

Кошка спит, а мышку видит.

Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.

Что испек, то и кушай.

Как постелешь, так и поспишь.

Поспешишь – людей насмешишь.

Не спеши языком, поспеши делом.

Песней поле не вспашешь.

Сонная кошка мышей не ловит.

1. Алифанова E.A., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. – М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. – 80 с.

2. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции / Т.А. Куликовская. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010 . – 48 с.

3. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для атоматизации и дифференциации звуков у детей 5 – 7 лет / Е.Н.Спивак. – М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. – 48 с.

Конспекты логопедических занятий.

Конспект занятия “Дифференциация звуков С и Ш в слогах, словах, предложениях”

Трофимова Н.Н.
Учитель-логопед, МАДОУ ЦРР – д/с № 116

Цель: учить дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах и предложениях.

-уточнение и сравнение артикуляции звуков С- Ш; закреплять умение правильного произношения их в речи, дифференцировать их в словах, словосочетаниях, предложениях; продолжать учить делить слова на слоги; учить согласовывать прилагательные с существительными, учить строить фразу.

– развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мелкую моторику, внимание, память.

– воспитание заботливого и внимательного отношения к людям, самоконтроля.

-предметные картинки для дифференциации звуков С и Ш в словах и предложениях.

Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).

Игровое упражнение «Четвертый лишний»

Выделение лишнего слова: апельсин, абрикос, ананас, улитка.

-Почему улитка лишнее слово? Какие гласные звуки ты знаешь?

-А какие еще есть звуки? Почему они называются согласными?

-Мне пришло письмо от Сони и Шурика. В своем письме они просят о помощи. Злая колдунья заколдовала юную принцессу, превратив ее в старуху. И чтобы помочь ей нам надо выполнить задания. Поможем?

2.Выделение первого звука в словах.

-Скажи, какой первый звук ты слышишь в словах «Соня» и «Шурик».

-Сегодня мы поучимся различать звуки С и Ш в слогах, словах, предложениях.

3.Уточнение артикуляции. Сравнительная характеристика звуков С и Ш.

-Звуки С и Ш какие они?

[С] – согласный, твёрдый, глухой.

[Ш] – согласный, твёрдый, глухой.

4.Игровое упражнение «Повтори».

-Слушай внимательно, повторяй старательно.

5.Выделение звуков С и Ш из ряда других звуков.

-Подними символ (круга) если услышишь звук С и символ (прямоугольника) если услышишь звук Ш.

-с, м, а, ш, с, н, о, ш, ш, с, и т.д.

6.Отгадывание слов с пропущенными звуками.

-На столе лежат картинки нужно внимательно прослушать слово с пропущенным звуком и найти нужную картинку.

(..апка,…уба. умка. ова. ахматы. каф.)

7.Деление слов на слоги.

-Разложи картинки правильно, в паровозик с одним окошком картинки в название которых один слог. В паровозик с двумя окошками картинки в название которых два слога и т.д.

(кукушка, кошка, шар, подушка, сова, ананас, суп, посуда, сумка).

8.Игровое упражнение «Найди пару».

-Нужно найти пару картинок на звуки С и Ш, которые объединяются одной лексической темой.

9.Игровое упражнение «Выдели слово».

-Найди картинку в название которой можно услышать звук С и обведи фломастером .Затем найди картинку в название которой можно услышать звук Ш и обведи фломастером эту картинку.

10.Отгадывание загадки. Подбор слов признаков и слов действий к отгадке загадки.

«У порога плачет, когти прячет,

Тихо в комнату войдет,

Замурлычет, запоет». (Кошка).

-Скажи, какая кошка? Подбери слова признаки в название которых есть звуки С и Ш.(пушистая, смешная, шустрая, большая.)

-Скажи, что кошка может делать? Подбери слова действия, в название которых можно услышать звуки С и Ш.(спит, кушает, ест, шумит, шалит.)

11.Согласование существительных с прилагательными.

-Мы сказали кошка пушистая, а кто может быть пушистый, пушистое, пушистые? Подбери картинки.(снег, одеяло, зайчики).

-Еще мы говорили, что кошка смешная. А кто может быть смешной, смешное, смешные? Подбери картинки и назови фразу.(гном, кино, клоуны).

12.Анализ с синтез слов «суп», «шум».

-Все кошки любят молочный суп, составь схему слова «суп».

Раздор схемы. Назвать первый (второй, третий) звук. Дать характеристику, определить количество звуков и слогов в слове.

-Когда кошка сытая она начинает играть, бегать, шалить и создает ….

-Угадай, какое слово получится, если в слове «суп» первый звук мы заменим на звук Ш, а последний звук в слове «суп» мы заменим на звук М.(шум)

Анализ и синтез слова «шум».Разбор схемы слова.

13.Выделение слов на звуки С и Ш из текста. Пересказ рассказа с использованием картинок к тексту.

-Послушай рассказ и потом назови попробуй назвать все слова на звуки С и Ш.

«У Саши живет кошка Муся. У Муси длинные усы. Она ловит мышей. Мышки убегают от Муси. Кошка Муся большая, смышленая, она догоняет мышек».

-Попробуй сама пересказать рассказ.

-Мы выполнили много заданий и теперь я думаю нам удалось помочь Соне и Шурику. Давай взглянем на фото заколдованной принцессы.

-Чары рассеяны мы справились!

-Какие звуки мы учились сегодня различать в слогах, словах, предложениях?

Читайте также:  Презентация: Звук и буква, Гласные и согласные
Ссылка на основную публикацию