Дифференциация звуков (С) – (Ш) в слогах, словах и в предложении

Дифференциация звуков “Ш–С” в слогах, словах, предложениях

Разделы: Логопедия

Цели:

  • Закреплять правильное произношение звуков С,Ш в слогах, словах,предложениях.
  • Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении.
  • Уточнение и сравнение звуков по артикуляции.
  • Формировать фонематический слух.
  • Способствовать развитию речевого дыхания.
  • Способствовать формированию грамматического строя речи.
  • Способствовать развитию логического мышления, моторики рук.
  • Воспитывать чуткость, отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование: картинки, таблицы, проигрыватель, карточки с буквами С, Ш; тетради, карточки для сравнения артикуляции.

I. Организационный момент

Логопед: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.
Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровья, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка ).

Дети делают вдох и выдох.

II. Артикуляционная гимнастика

Делаем гимнастику для языка, для того чтобы нам красиво, четко произносили звуки, слова. Упражнения «Маляр», «Качели», «Трубочка», «Футбол», «Часики».

– Молодцы, вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к работе.

III.Логопед: Сейчас какое время года? (Зима)
– Назовите зимние месяцы? (Декабрь, январь, февраль.)
– Какой месяц будет после февраля? (Март)
– Назовите признаки зимы (. …, …)
– К нам в гости на занятие пришел Снеговик. Он пришел посмотреть как вы работаете и не знает различие звуков С,Ш. И вы поможете ему. Принес он радиограмму. (Слово «радиограмма» детям объяснялость на предыдущих занятиях)

IV. Сообщение темы занятия

– Сегодня мы будем учиться различать согласные С,Ш Возьмите зеркала и произнесите эти звуки.
– Чем они похожи? Чем они различаются?

V. Сравнение по артикуляции

а) Как образуется звук С?

При этом звуке зубы почти сомкнуты и все обнажены в «улыбке». Уголки рта оттянуты в стороны. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов – принимает положение, как при этом звуке «И».
Струя воздуха направляется на передние зубы. Когда произносим звук «С» струя воздуха плавная и холодная. Звук «С» – согласный, глухой, щелевой.

б) Как образуется звук Ш?

Губы вытянуты вперед «окошком», кончик языка поднят к нёбу, но не касается его, образуя щель;
Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Струя выдуваемого воздуха тёплая.
Звук «Ш» – согласный,глухой, щелевой.

– Ребята, чем похожи звуки [С]-[Ш
– В чём их отличие? – Где находится язык при произнесении звука С?
– Внизу за зубами.
– А где находится язык при произнесении звука Ш?
– Вверху в виде чашечки, воздух теплый.

VI. Работа по таблице

– Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [Ш], а вниз звук [С].

(Дети по очереди произносят: С-Ш-С-Ш-С-Ш.)

– Молодцы, ребята! Правильно расшифровали радиограмму.

VII. Игра «Повтори за мной»

– А теперь Снеговик хочет с вами поиграть

Ша-са шу-су ош-ос ас-аш-аш
Са-ша су-шу яш-аш ашл-ашл-асл

– Молодцы, а теперь слова.

Ваш – вас мыс – мышь сытый – шитый миска – мишка
усы – уши касса – каша нас – наш сутки – шутки

– Замени в словах звуки С на звук Ш, чтобы получилось новое слово:

Сутки – шутки марс – …… крыса – …
стуки – … сок – … усы – …
Скала – … басня – …. сорт – …

VIII. Работа в тетради. Запишите эти слова в тетради

IX. Логоритмическое упражнение

– Давайте попробуем развеселить снеговика, поиграем с ним.

Ша-ша-ша – мы щагаем не спеша.
Са-са-са – голубые небеса.
Шу-шу-шу – птичкам крошек накрошу.
Ши-ши-ши – наши детки хороши.
Сы-сы-сы – надо спрятать нам носы.
Ошки-ошки-ошки – нам похлопайте ладошки. (Выполнение действий в соответствии с текстом)

X. Физминутка

Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, подтягиваются– руки вверх, потом на другой ноге)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперед-назад)
Будем вместе приседать –
Раз,два,три,четыре,пять. (Приседание)

– Мы размялись от души и за парты поспешим. (Дети садятся за парты.)

XI. Игра «Волшебные снежинки»

Логопед: Ох, ребята, сколько же снежинок надули. А снежинки волшебные с картинками. Вам нужно снежинки со звуком [ш] положить в машину, а со звуком [с] – в сани.
На снежинках картины: лошадка, мышка, груша, чашка, носок, автобус, кактус, санки, весы.

– Молодцы! (Дети дают характеристику звуку С,Ш.)

XII. Закрепление изученного Работа у доски

Логопед: Закончите предложения, выбирая нужные по смыслу слова из данных за чертой.

И сказал он: Что за …? (сутки, шутки) В каждой … есть мораль (башня, басня)
Еду я вторые …? На Спасской … есть часы.

XIII. Составление предложений из слов

Составь предложения из слов, запиши их. Подчеркни С одной чертой, Ш – двумя.

Саша, нести, груши. Сухие, шуршать, листья. Сестра, рубашка, шить, Саша.
Бабушка, вязать, свитер, шерстяной. Ландыш, на, поляна, лесная, растет.

XIV. – Ребята,а теперь давайте, и мы Снеговика поучим, и расскажем ему чистоговорку про наш язычок:

Язык вверх:ша-ша-ша,
Каша,пирожки,лапша.
Язык вниз:са-са-са,
Сахар, масло, колбаса.

XV. Релаксация.Итог занятия

– Отметьте свое настроение цветными карандашами.
– Чему сегодня научились?
– Вам понравилось играть со Снеговиком?
– А что вам запомнилось больше всего?
– Вы хорошо отвечали, играли, Снеговику у вас тоже очень понравилось. Он многого узнал про звуки С, Ш.

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]- [ш]

Содержимое публикации

Конспект открытого занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш]

Конспект занятия по дифференциации звуков С-Ш

– закрепление знаний о механизме образования звуков [С]–[Ш] и их акустических особенностях;

– установление отличительных признаков в механизме организации звуков и их акустических особенностей.

– закрепление сформированных условно-рефлекторных связей на заменяемый звук ;

– уточнение артикуляционных и акустических особенностей заменяемого звука ;

– закрепление отличительных дифференцировок артикуляционных и акустических признаков этих звуков ;

– развитие фонематического слуха и закрепление его на данные акустические образы;

– формирование навыков звукового анализа ;

– закрепление дифференцированного произношения звуков [С] и [Ш] в самостоятельном произношении ребенка.

3. Воспитательные : формирование целеустремленности, аккуратности, желания красиво и правильно говорить.

Оборудование : ПК, зеркало, пособия для развития воздушной струи, схема-таблица артикуляции звуков [С]–[Ш] , буквы, картинки, слова-домики для графического анализа предложений.

1. Организационный момент

1) Всю ночь летает –

А станет светло –

Спать летит в дупло. (Сова)

– С какого звука начинается слово сова? (Со звука [С])

2) Зимой протянулся, а летом свернулся. (Шарф)

– Назовите первый звук в слове шарф .

– Итак, сегодня мы будем учиться различать звуки [С] и [Ш] . Но сначала выполним зарядку для язычка.

2. Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом).

1. «Улыбка»«Бублик»

3. «Вкусное варенье»

4. «Почистим зубки»

3. Упражнение для развития воздушной струи : подуть в колпачок.

4. Проговаривание изолированного звука

– Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, подкачаем еще насосом : с-с-с. (Дети, имитируя накачивание насоса,длительно произносят: ссс) .

– Хорошо накачали шины, только слышишь, воздух шипит. Оказалось, что в шине есть маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Слышишь? ш-ш-ш. Как воздух шипит, когда выходит из шины? Заклеим дырочку и еще раз накачаем шину. Вот теперь можно кататься на велосипедах.

– Помните, как воздух шипел, когда выходил из шины? (картинку с изображением шины

– А как воздух свистел, когда выходил из насоса? (картинка с изображением насоса)

– А теперь будь внимательными, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны посвистеть «ссс» , а если с изображением шины – пошипеть «шшш» .

5. Анализ артикуляции Вывешиваются схемы-таблицы :

– Я нарисовала таблицу, но запуталась какая из них относится к звуку [С] , а какая к звуку [Ш] .

6. Характеристика звуков

– Как ты думаешь : звук [С] гласный или согласный? Почему согласный? А звук [Ш] ? Скажи, звук [С] глухой или звонкий? А звук [Ш] ?

7. Связь звуков и букв :

– На что похожа буква С; Раскрась букву С

– На что похожа буква Ш; Раскрась букву Ш

8. Развитие фонематического слуха:

Посмотри сколько у меня есть разных картинок. Вот тебе 2 корзинки, в первую выбирай картинки в которых есть звук [ c ], а во вторую, звук [ш].

Читайте также:  Интеграция в сфере образования

9. Дифференциация в слогах – Посмотри , сколько цветов выросло на поляне.

Предлагается прочитать слоги, написанные на цветках, вначале слоги со звуками , которые не получились :

Затем со звуком , на который заменялся :

Теперь с сопоставлением : са-ша, су-шу, со-шо.

10.Физминутка

кто у нас живет в квартире?

(Дети топают на месте)

их могу я посчитать.

(ритмично хлопают в ладоши)

Мама, папа, брат, сестренка,

(ставят руки на пояс и выполняют наклоны вперед)

кошка Мурка, три котенка,

(наклоняются вправо – влево)

мой щенок, хомяк и я —

(делают повороты туловища в стороны)

это вся моя семья.

(широко расставляют руки).

11. Дифференциация звука в словах

– А теперь посмотри на эти картинки с изображением мишки и миски.

– Положи красную фишку, где мишка, а синюю – где миска. Назови первую картинку, а теперь вторую картинку.

– Скажи, чем слова мишка, миска, похожи друг на друга? Чем они отличаются?

– Давай попробуем составить составить предложения с этими словами?

(По лесу идет. (мишка) . Кашу едят из. (миски) . На столе стоит. (миска) . В берлоге спит. (мишка) .

12. Звуко-слоговой анализ

– Сколько частей в слове миска? (2) .

– Определи место звука [С] в слове .

– Сколько частей в слове мишка? (2).

– Определи место звука [Ш] в слове.

13. Домашнее задание

1. Придумать по 5 слов со звуком [С] и со звуком [Ш] .

2. Выучить стихотворение :

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку,

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку.

14. Итог занятия

– Какие звуки мы учились различать?

– Расскажи все, что ты знает о звуке [С] ?

– А о звуке [Ш] ?

– Какие слова ты запомнил со звуком [С] ? А со звуком [Ш] ?

– Что больше всего понравилось на занятии ?

Конспект индивидуального занятия на тему: «Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах и словах»

Конспект индивидуального занятия на тему:

«Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах и словах»

Колгашкина Екатерина Валериевна


Программное содержание

Цель: научить ребенка различать звуки С и Ш на слух и в произношении на материале слогов и слов.

Задачи:

— совершенствовать подвижность артикуляционного аппарата;

— закреплять правильную артикуляцию звуков С и Ш;

— автоматизировать звуки С, Ш в изолированном произношении, слогах и словах;

— учить дифференцировать звуки, произнося их изолированно, в слогах и словах;

— развивать фонематический слух;

— развивать навыки звукового анализа: учить определять наличие звука в слове;

— активизировать лексику по теме «Одежда», закрепить обобщающее понятие «Одежда», продолжать учить дифференцировать одежду обувь, головные уборы;

— продолжать учить изменять существительные по падежам.

Оборудование:

— карточки со звуками С и Ш (вода и змея);

— зимний лес со следами (9 следов);

— игрушки или картинки Совы и Мишки;

— снежинки с картинками: сапоги, свитер, носки, галоши, рубашка, шапка, шорты;

— картинки для сказки.

Ход занятия

1. Оргмомент. У нас в гостях Степашка.

Сегодня к нам на занятие пришел гость. Кто это, ты узнаешь, отгадав загадку:

Что за зверь такой лесной, встал как столбик под сосной,

И стоит среди травы, уши больше головы?

Правильно, это заяц. А зовут его Степашка. В его имени есть звуки С и Ш, но он не умеет их правильно произносить и просит нас научить его.

2. Д/и «Поймай звук».

Сначала поиграем в игру «Поймай звук»: если услышишь звук С – поднимай карточку с насосом, звук Ш – карточку со змеей..

А – о – с – р – я – ш – у – д – с – е – ш

З – ж – с – з – ш – ч – ц – с – з – ж – ш

Да – са – ра – ша – ла – ша – ка – са

Оп – ор – ош – ом – ос – ок – осош

Сад, шум, дом, сок, лак, шея, мак, оса, каша, нора, нос, хлеб, мышь, лук, аист, донышко.

3. Степашка подготовил стихи. Он просить исправить ошибки.

Вместо обуви машины

На колесах носят Сыны.

Дает концерт среди ветвей

Певец весенний – Шоловей.

Ртом большим поймала мушку

И заквакала лягуСка.

Кто протянет к нам в оконце

Теплый лучик? Это – Шолнце.

Четыре ушка и два брюшка

Имеет мягкая подуСка.

4. Артикуляция звуков С и Ш.

Распластай язык пошире,

Кончик – к нижним зубкам ближе.

По середине языка струйку воздуха пускай.

Улыбнись и посвисти,

Ссс, ссс, ссс – произнеси!

Ш! Чтоб звук красивым вышел, шире язычок и выше!

Сделаем из языка чашечку, подняв бока.

Эту чашку по бокам

К верхним мы прижмем зубам.

Вот теперь над чашкой можно

Дуть красиво осторожно.

Чтобы ветерок бежал,

Чтобы Ш как шелк шуршал!

5. Д/и «Волшебное письмо».

Степашка хочет пойти в лес, но не знает, какая будет погода. А у нас есть волшебное письмо, только его надо расколдовать. Логопед дает ребенку карточку со стрелочками. Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук Ш, а вниз – С.

6. Д/и «Следы на снегу».

Ура! Погода будет хорошая! Пройдись по снегу. Делай шажок и произноси звук С или Ш в конце каждого моего слова: карандаШ, автобуС, ноС, мыШь, ананаС, финиШ, детеныШ, фокуС, камыШ и т.д.

7. Д/и «Эхо».

Как хорошо в лесу! В лесу эхо. Повторяй последний слог: Каша, роса, карандаши, бусы, камыши, волосы, колесо, крыша, колбаса.

8. Д/и «Не ошибись»

Степашка предлагает поиграть в игру «Повтори, не ошибись!»

Са – са – ша, сы – ши – сы, су – шу – су, аса – аша – аса, шва – сва – сва, шас – шос — шус

9. Д/и «Снежинки».

Как много снега в лесу. А снежинки волшебные, с картинками. Снежинки со звуком Ш отдай Мишке, а со звуком С – сове.

На снежинках картинки с изображением одежды, обуви и головных уборов.

После того, как ребенок выполнит задание, логопед спрашивает, каким словом можно назвать все картинки.

10. Степашкина сказка.

Как хорошо провел время Степашка в лесу. Теперь он хочет рассказать тебе сказку. Только слова со звуками С и Ш ты произноси сам, чтобы Степашка их получше запомнил.

Никаких забот не знали …

Скучно было им без дела.

Тут-то к ним и прискакал …

Он принес им приглашенье

На веселый День рождения (кого?)

Как подружки были рады!

Стали примерять наряды …

Сарафан, сапоги, шарф, шапку.

Быстро по коробкам ярким

Разложили все подарки…

Шарик, сумку, самовар, шубку.

Две подружки так спешили,

Что отправиться решили …

На самолете, на машине

И подружек угощала …

Салатом, сыром, шоколадом, соком,

Сахаром, грушей, кашей, петрушкой

А потом все гости встали,

Инструменты в лапки взяли…

Начались тут песни, пляски…

Жаль, пришел конец всей сказке.

11. Итог.

Логопед предлагает ребенку вспомнить, кто приходил на занятие и какие звуки он учился говорить.

Игры на дифференциацию звуков С-Ш

Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.
Цель: дифференциация звуков Ж-З.

Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильного звукопроизношени, умения дифференцировать звуки С-Ш в своей речи,употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.

Описание: Звуки С-Ш ребенок смешивает наиболее часто, причем не только на слух, но и в произношении. Работа по дифференциации звуков С-Ш помогает более четкому, осознанному произношению в целом, а так же является основой грамотности письма. Данные игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.

Первый этап
Различение звуков С-Ш изолированно, в слогах и словах.

1. Дифференциация на слух звуков С-Ш в словах.
Внимательно послушай незаконченные предложения. Из пары похожих по звучанию слов назови одно, подходящее по смыслу. Объясни его значение.

Читайте также:  Логопедическая работа с детьми-билингвистами в условиях логопункта

Положили в плошку . (кашку или каску).
Пожарный надевает . (кашку или каску).
Сладко спит в берлоге . (миска или мишка).
На столе с салатом . (миска или мишка).
Кличка нашей кошки . (Машка или маска).
Кашу следует . (шалить или солить).
У борца большая . (шило или сила).
В булочной большая . (шайка или сайка).

2. Дифференциация на слух и в произношении изолированных звуков С-Ш.

Играем с детьми в разные звукоподражательные игры. Типа:
– Лес шумит (качают поднятыми вверх руками и протяжно произносят звук Ш-Ш-Ш).
– Насос (имитируют движения человека, качающего шину, произнося звук С-С-С).
– Змейка (сложить вместе ладошки, водить ими со стороны в сторону и шипеть).
– Из крана льется вода – моем ручки (имитируем мытье рук и свистим – льется вода).
– Шина спустила (Ш-ш-ш-ш – приседаем), надо накачать (упражнение “Насос”.)

3. Дифференциация звуков С-Ш в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками.
Игра “Повторялки” – четко проговаривать слоги (сначала по 2, а затем по 3 слога). Сначала в роли ведущего выступает взрослый, а затем можно предложить ребенку задавать слоги, а другие дети или педагог повторяют. Задача ребенка-ведущего заметить ошибки и исправить их.

са-ша со-шо су-шу сы-ши ша-са шо-со шу-су ши-сы

са-ша-са со-шо-со су-шу-су сы-ши-сы ша-са-ша шо-со-шо шу-су-шу ши-сы-ши

4. Дифференциация звуков С-Ш в прямых слогах с разными гласными звуками.

На этих слогах так же проводится игра “Повторялки”

са-шо су-ши сы-ша сэ-шо шу-са ши-со ша-сы со-ша

су-ши-са сы-ша-су сэ-шо-са ши-су-шо шо-сы-шу шэ-су-шо ша-су-ши шу-сы-шэ

5. Дифференциация звуков С-Ш в словах.
Игра “Запоминалки” – берутся картинки, которые дети называли при автоматизации каждого из звуков, перемешиваются и выкладываются перед ребенком по 6 штук. Во время выкладывания ребенок называет каждую картинку. После этого, ребенок запоминает все 6 картинок и закрывает глаза. Педагог убирает по 1-й картинке, а ребенок открыв глаза, должен назвать какую картинку забрал педагог. Сначала берем картинки, где в словах находится только 1 звук. Например, сыр-шакал- салат-мешок-сумка-шляпа. Затем берутся слова с обоими звуками, типа солнышко-сушки-шестерка-штангист-шоссе-старушка.

Второй этап
Различение звуков С-Ш в предложениях и связной речи.
1. Дифференциация звуков С-Ш в самостоятельно составленных предложениях.
Игра “Придумай предложение”. Данная игра проводится на материале тех же картинок, которых шла речь ранее.
Ребенку дают картинку и просят его придумать с этим словом предложение. Если занимаешься с группкой детей, то можно устроить соревнование, кто больше придумает предложений. За каждое составленное предложение дается фишка,
затем подсчитывается результат. У кого больше фишек, тот и выиграл.

2. Дифференциация звуков С-Ш в рифмовках.
Игра “Повторялки” – повторить за педагогом рифмовки сначала медленно, а затем быстро.
Береги нос в большой мороз.
Дышит паром паровоз, пышет пар из-под колес.
Кашу Саше дали в миске, отдала всю кашу киске.
Купался Иванушка у серого камушка.
Расшумелись на опушке совы, сойки и кукушки.
Сварила Маша вкусную кашу.
Хороши в дорожку пирожки с горошком.
У большого шалаша слон качает малыша.

3. Дифференциация звуков С-Ш в забавных инсценировках.
Игра “Театр”. Проводится в паре ребенок-ребенок или ребенок-взрослый. Для изображения роли заранее подготовлены маски-ободочки. Надеваем их и разыгрываем стихотворение. Задача ребенка не только изобразить своего героя, но и правильно произнести все слова.

– Пылесос, пылесос!
Ты куда суешь свой нос?
– Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Вашей пылью я дышу!

– Мышка,мышка, что не спишь?
Что соломкою шуршишь?
– Я боюсь уснуть сестрица,
Кот усатый мне приснится!

– Шел по лесу шустрый Мишка,
На него свалилась шишка.
– А на нас, а на нас
Пусть сорвется ананас!

4. Дифференциация звуков С-Ш в рассказах.

Читаем рассказ, а проводим беседу и просим ребенка пересказать его.

СОСЕД
Саша шел в школу, а позади него шагал пес Пушок и, как всегда, нес Сашину сумку. Саша гордился своим псом. Ни у кого не было такой умной собаки! Саша быстро шел к школе, не останавливался и не оглядывался. В это время подошел к Пушку Сашин сосед – Мишка – и протянул собаке кость с мясом. Пушок бросил сумку, схватил большую кость и снова пошел за Сашей. А шалун Миша взял Сашину сумку и говорит сам себе: “Посмотрю я на Сашку, когда он с костью придет в школу да за парту сядет!”

ТЯЖЕЛАЯ НОША
Купила как-то свинья у медведя мешок желудей. Несет свинья мешок, и что-то ноша ей невесомой кажется. “Обманул меня мишка, – решила свинья, – пол мешка насыпал!” Шагает свинья дальше, устает. Мешок ей кажется тяжелее с каждым шагом. “Нет, не обманул мишка, – думает свинья, – мешок насыпал!” Опять шагает свинья, и уж ей невмоготу нести тяжелый мешок. Бросила свинья мешок, встала и говорит: “Что это мишка вместо одного мешка мне два насыпал?!”

Дифференциация звуков С-Ш

Зачастую дети, усвоив верное произношение и звука С, и звука Ш, путают их между собой. Чтобы избавиться от данного смешения существует определенный комплекс упражнений.

Во-первых, расскажите ребенку, что артикуляция данных звуков сильно отличается друг от друга. При произношении звука С язычок находится у нижних зубок, а при произношении звука Ш — поднят к небу.

Далее дифференциация ведется постепенно, последовательно.

Дифференциация звуков [С-Ш] на слух.
Игра «Хлопни-топни». Инструкция: «Если услышишь слог ША — хлопни, если услышишь слог СА — топни». Позднее, игра проводится на материале звуков. На этом этапе возможны любые традиционные игры на дифференциацию звуков речи.
Дифференциация произношения звуков [С-Ш]. Попеременное называние изолированных звуков. Игра «Шарик-шина». Инструкция: «Когда я говорю шарик, ты произносишь звук [С], когда я говорю шина, ты произносишь звук [Ш]».

Дифференциация звуков [с — ш] в изолированном звучании

Упражнения: «Насос — ветер»,
«Холодная — горячая водичка»:
С — Ш, С — Ш, С — Ш.

Дифференциация звуков [с — ш] в прямых слогах

Дифференциация звуков [с — ш] в обратных слогах

Дифференциация звуков [с — ш] в словах

Шапка-сайка, решать-тесать, мешать-писать, лошадка-посадка, шалун-салют, шахтёр-сапёр, шалаш-салат, шалфей-салфетка, мешок-лесок, вершок-песок, шорох-сорок, ремешок-носок, мышонок-спросонок, шутки-сутки, пишу-несу, шуметь-суметь, шумно-сумка, пашу-пасу, пляшу-плясун, шитый-сытый, ширь-сыр, шило-сила, мыши-крысы, шип-сыпь, решил-спросил.

Дифференциация звуков [с — ш] в словосочетаниях

Сосновая шишка, сонная кошка, Сонина шуба, высокий шест, Яшины сани, душистый куст, пышное тесто, душистое сено, шёлковая косынка;

Пушистая кошка, высокая башня, сухие штанишки, пастушья сумка, бабушкин сундук, мышиный писк, квашеная капуста, косолапый мишка, острый шип;

Смешная шутка, шахматная доска, сытый мишка, вишнёвый сок, смешная маска, пустой мешок, сухой капюшон, школьная доска, смешные потешки.

Дифференциация звуков [с — ш] в предложениях

У Наташи — сын Саша. Саша спешит к бабушке. Посуда стоит в шкафу. Дедушка пьёт ананасовый сок. В саду кукует кукушка. Дедушка спит на софе. Миски стоят в шкафу. Соня сушит пуховые подушки. Даша шьёт сатиновый поясок. Соня пишет без ошибок. Собака Каштанка ест мясо. Мишка ест из миски.

У кошки — пушистая шубка. Наташа шьёт косынку Даше. Соня кушает мясной суп. На высокой сосне — шишки. Сын отнёс кокос бабушке. У Даши — высокий фикус. На окошке стоит кактус. Автобус едет в лес. Пастушок Саня пас стадо. У стены стоит шкаф. Саша спешит на выставку. Посуду поставят в шкаф.

Дифференциация звуков в связной речи.
Выучить наизусть стихи.
Я сама братишке Лёше
Тряпкой вытерла калоши.
Чтоб не наследила кошка,
Сшила кошке я сапожки.

Весёлая старушка весь день сегодня шьёт.
На круглую катушку следит пушистый кот.
Устала шить старушка и села у ворот,
А с кругленькой катушкой
Играть пустился кот.

Дифференциация звуков [с — ш] в текстах

СУШКИ С ВЕСНУШКАМИ

Саша с Машей едят сушки. Не до­вольна Саша:

— У меня смешные сушки! На них веснушки, я не буду их есть. Это надо суметь в сушки засунуть веснушки!

— Не шуми, Саша, это не веснуш­ки, а мак. Смешивают тесто с маком и пекут. Поешь, они вкусные!

— Ясно! Дай-ка мне ту, где весну­шек побольше!

ЛЕНИВАЯ КОШКА

Читайте также:  Конспект ндивидуального логопедического занятия по автоматизации звука (Р)

Не дают покоя мыши бабушке. То пшено унесут, то — овёс, то — кашу. А кошка Сонька спит на своей подушке, ест да спит.

Бабушка кошке: «Как бы и тебя мышм не унесли!»

— Нет, не унесут! Я их своими когтями, усами да хвостом напугаю!

И опять кошка спит да ест, ест да спит.

Видят мыши — не опасна им кошка. Спать все к кошке на подушку идут. Шутят мышки над кошкой: то с шеи бант снимут и сами его носят. То на усы кошке паука посадят.

Не надо бабушке такой кошки. Бабушка отдаст её на воспитание соседской кошке Муське.

Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе: «Звуки М –М’»

Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе:

«Звуки М –М’»

Задачи:

– учить дифференциации звуков [M], [M’] на слух;

– учить образовывать относительные прилагательные;

– учить соблюдать логическую последовательность предложений в рассказе.

– развивать фонематический слух;

– развивать навык звуко-слогового анализа и синтеза;

– развивать умение работать над предложением: составлять предложения по схеме.

– воспитывать умение логически мыслить.

Ход занятия

I. Организационный момент

Гладим лобик, глазки, ушки
Губки посуем мы,
Шарики надуем
И губами вправо-влево «потанцуем».

II. Основная часть

1. Сообщение темы занятия

Ребята, послушайте загадку, и угадайте, куда мы сегодня с вами пойдем:

Надо хлеба нам купить
Иль подарок подарить, –
Сумку мы с собой берем,
И на улицу идем,
Там проходим вдоль витрин.
И заходим в …(магазин).

– Какой первый звук в слове магазин? (Звук [M]). Любая семья ходит в магазин. Послушайте, какой согласный звук есть в середине слова семья? (звук [M’])

– Сегодня мы с вами познакомимся со звуками [M] и [M’].

2. Характеристика звука

– Возьмите зеркала, произнесите поочередно звуки [M] [M’]. Что происходит с губами? (Губы смыкаются. Когда произносим звук [M] губы чуть-чуть сердятся, а когда произносим звук [M’] – улыбаются). Голос «спит» или «просыпается»? (просыпается). Значит звуки [M] и [M’] какие? (Согласные, потому что воздух встречает преграду губы , звонкие). Звук [M] – твердый, [M’] – мягкий.

3. Дифференциация согласных по твердости и мягкости.

– Скажите, ребята, как называется отдел в магазине, где продают игрушки? (Игрушечный). Посмотрите, как много игрушек. Определите место звука [M] или [M’] фишками (мяч, машинка, мишка, альбом, мел, медаль, магнитик, самолет, гном, домино).

4. Деление слов на слоги.

Возьмите в коробке деньги. Теперь у каждого из вас есть монеты. Таня, посмотри, сколько у тебя монеток? (Две). Ты можешь покупать игрушки с двумя слогами. Саша, а у тебя сколько монеток? (Одна), а ты можешь купить игрушку с одним слогом.

Подойдите к полкам с игрушками и выберите игрушки, которые вы можете купить? Дети отвечают полным ответом (У меня одна монета – я могу купить …).

5. Физминутка

Посмотрите, в магазине,
Все игрушки на витрине:
(Широко развести руки в стороны)
Заводные зайчики
Куколки и мячики,
Пушистые котята,
(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Матрешки, медвежата –
Все на полочках сидят
(Присесть)
С нами поиграть хотят.
(Прыжки)

6. Развитие фонематического восприятия

Как называется отдел, в котором продают продукты? (Продуктовый отдел)

Попробуйте отгадать, что продают в продуктовом отделе: м,ё,д ; м,я,т,а; м,о,л,о,к,о; м,а,к; л,и,м,о,н; м,я,с,о (ребенку выдается картинка с угаданным словом)

7. Образование относительных прилагательных от существительных.

Купим эти продукты и приготовим вкусный ужин.

Торт из меда (какой торт?)
Пирог из мяса (какой?)
Пирог из мака (какой?)
Варенье из лимона (какое?)
Суп из молока (какой?)
Чай из мяты (какой?)

8. Звуковой анализ и синтез слов

Посмотрите на картинки. С этими картинками нужно подойти к кассам магазина: над каждой кассой есть схема (ми, мука, мак, домик). В какой кассе вы можете купить свою картинку?

Посмотрите, у меня еще есть одна картинка. Муха. Составьте схему слова муха.

9. Работа с предложением.

Вот мы и вышли из магазина. Посмотрите, у нас в корзине есть схемы предложений. Попробуйте составить предложения, сколько слов в вашем предложении:

Мы возьмем сумку. Мы пойдем в магазин. В магазине мы купим малину. Дома приготовим малиновый джем.

10. Составление рассказа.

Послушайте небольшой рассказ (у каждого ребенка схема предложений)

Мы возьмем сумку и пойдем в магазин. В магазине мы купим малину. Дома приготовим малиновый джем.

Попробуйте встать со своими схемами предложений, так, чтобы получился этот рассказ.

III. Итог.

Про какие звуки мы сегодня говорили? Чем они отличаются?

Какие продукты вы запомнили со звуком [M’]? Какие игрушки вы запомнили со звуком [M]?

Учитель-логопед
Базуева Алина Дилшатовна

Групповое логопедическое занятие “Звуки м, мь, буква М”
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Целью занятия является: Учить четко произносить звуки [м, м’]. Учить дифференцировать звуки на слух и в произношении. Познакомить детей с буквой М. Закреплять в пассивном и активном словаре детей понятия “согласный звук”, “твёрдый (мягкий) согласный звук”, “звонкий согласный звук”.

Скачать:

ВложениеРазмер
zvuki_m_m_bukva_m.docx14.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: “Звуки [м, м’]. Буква М”.

Цели : 1) Учить четко произносить звуки [м, м’].

2) Учить дифференцировать звуки на слух и в произношении.

3) Закреплять в пассивном и активном словаре детей понятия “согласный звук”, “твёрдый (мягкий) согласный звук”, “звонкий согласный звук”.

Оборудование : Предметные картинки (малыш, муха, машина, медведь, мячи, мальчик, малина, меч,….). Зеркала, символы звуков, звуковые замки, наборное полотно.

– Сядет тот, кто назовет слово на звук а (о, у, и, т, ть, п, пь)

Сегодня мы познакомимся с новыми звуками.

2. Знакомство со звуком [м].

Всем детям молоко даёт.

Как мычит корова? (м-м-м)

Когда мы произносим звук [м]:

  • губы сомкнуты без напряжения;
  • воздух выходит через нос;
  • горлышко работает, дрожит, звенит.

Звук [м] петь нельзя, так как губы создают преграду (“заборчик”). Этот звук согласный, твердый (губы “сердитые”), звонкий (горлышко звенит).

Обозначаем [м] синим кружочком (с колокольчиком).

3. Игра “Поймай звук [м]”.

4. Игра “Запомни – повтори”

5. Знакомство со звуком [м’].

У коровы есть маленький. (телёнок).

Он мычит: “Мь-мь-мь”.

(Дается характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий)

Мы топаем ногами.

Мы хлопаем руками,

Мы руки поднимаем.

Мы руки опускаем.

Мы крутимся потом.

Мы топаем ногами:

Мы руки поднимаем:

Мы руки разведём

И побежим потом.

7. Произношение звуков [м, м’] в словах.

Я хочу познакомить вас с малышом Митей. Митя учится произносить слова, но пропускает звуки. Попробуйте догадаться, какое слово сказал Митя.

Слова произносятся логопедом без звуков [м, м’]: _алина (малина), _уха (муха), _едведь (медведь), ды_ (дым), _аяк (маяк), _ешок (мешок), _ашина (машина). т.д.

8. Развитие памяти и внимания.

Поиграем в игру “Кто больше запомнит?”

Игра проводится на основе запоминания картинок или слов в заданной последовательности.

9. Восстановление деформированного текста.

Маленький Митя начинает говорить предложениями. Послушайте, что у него получилось:

“Мама мыть Митя. Возле дома цвести мак. Дима мыть лицо мылом. Мы ходить за малина.”

10. Разучивание скороговорки:

Вы малину мыли ли?

Мыли, но не мылили.

11. Знакомство с буквой М.

Дети, а вы любите своих мам? Вам хочется написать это прекрасное слово? Познакомьтесь с буквой М. Без неё это слово не напишешь.

Взялись за руки друзья.

И сказали: “Ты да я – это мы!”

А между тем получилась буква М.

Дети попарно берутся за руки, изображая букву М. выкладывание М из палочек. Составление слогов ( ам, ом, ум, им, ма, мо, му, ми) и слова МАМА из букв магнитной азбуки и их чтение.

12. Итог занятия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Групповое логопедическое занятие Буква У.

Групповое логопедическое занятие Буква Ш.

Конспект открытого занятия по подготовке детей к обучению грамоте 6 – 7 летнего возраста.

Материал может быть полезен учителям – логопедам а также воспитателям при изучении букв.

Цель занятия: познакомить со звуками Б и Бь и буквой Б;закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;расширять словарный запас, знания и п.

Тема: Звук [П], [П′]. Буква П Цели занятияКоррекционно – образовательные: – Закрепить умение придумывать слова на заданный слог.

Ссылка на основную публикацию