Дифференциация звуков С-Ц, Весна в природе – конспект логопедического занятия

Конспект занятия Дифференциация звуков С С039- – З З039- Весна

Тема: « Дифференциация звуков С‘-3,3’. Весна».

Цели и задачи:

различение звуков С ‘-3,3′ на слух и в произношении в слогах ,словахи фразах;

образование существительных с уменьшительно-ласкательнымсуффиксом;

употребление существительных в творительном падеже;

согласование числительных с существительными;

подбор антонимов к словам- признакам предметов;

-закрепление навыков звукового анализа и синтеза;

образование разноприставочных глаголов;

дифференциация ротового и носового дыхания;

развитие силы диафрагмального выдоха;

развитие диалогической речи;

развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мышления.

изображение дерева ( символа года), Красавицы Весны, самоката;

табличка со словом «самокат»;

Ход занятия:

1.Организационный момент.

В саду царском стоит дерево райское:

На одном боку цветы расцветают,

На другом – листы опадают,

На третьем – плоды созревают,

На четвёртом – сучья подсыхают. ( Времена года).

2.Основной этап.1) Беседа:

-Какие времена года вы знаете? Назовите их по-порядку.

Какое сейчас время года? Почему вы так решили?

Сколько месяцев длится весна?

Какие весенние месяцы вы знаете?

-Как вы думаете, почему говорят:

– «Весна красна цветами, а осень снопами»?

«В марте курица напьется из лужицы»?

« Апрель – с водой, а май – с травой»?

2)Объявление темы занятия. Характеристика и сравнение звуков С’- 3,3’

Назовите свистящий согласный звук в слове весна. Какой брат есть у этого звука?- Какие это звуки? ( согласные, глухие).

Какие осадки бывают весной? ( снег, град, дождь и первая весенняя гроза).

-Какой звенящий звук встречается в слове гроза? (з) – Назовите его брата.(з’). Охарактеризуйте эти звуки. ( согласные, звонкие).

-Чем похожи звуки с’-з,з‘? (звучанием и способом произношения).

-Сейчас я вам расскажу историю про одного мальчика Ваню.

Ваня с нетерпением ждал приближения весны. Родители купили ему к весне велосипед, роликовые коньки, самокат. Вот пришла долгожданная весна, ночью Ване приснился сон о том, как он очутился в весеннем царстве. Его встретила девушка, которую все называли Красавицей Весной. Проходя по владениям Весны, Ваня услышал странный звон (это звенели сосульки, украшающие вход во дворец Весны). В каком месяце весны бывают сосульки? (в марте)

-Послушайте как звенели сосульки и попробуйте повторить:

4)Словоизменение и словообразование

-А ещё Ваня услышал, что знакомые слова звучали в царстве Красавицы Весны совсем по-другому, ласково. Назовите ласково:

-Красавица Весна хорошо принимала Ваню в своих владениях и угощала его различными сладостями, в названиях которых были звуки с’, з, з’. Чем угостила Красавица Весна Ваню? ( Зефиром, сахаром, сосульками, пастилой, земляникой, ананасом, сливой, суфле, сухарями, сушками, соком, морсом, абрикосом, персиком, газировкой и т.д.)

-Весна предложила Ване выполнить её задания и пообещала за это выполнить его желание. Ваня давно мечтал о самокате и, поэтому, согласился выполнить задания Весны. Давайте поможем Ване выполнить эти задания.

Итак, задание первое:

5)Упражнения в подборе слов-антонимов к словам- признакам предмета.

Зимой на реке лёд толстый, а весной...( тонкий)

Одни сосульки длинные, а другие...(короткие)

1.Ежедневно по утрам

Он в окошко входит к нам,

Если он уже вошел,

Значит, день пришел. (Свет)

2.Весна поет, звенит капель,

Почистил крылья воробей.

Кричит скворцу он:

– Не робей! Иди купаться вот …(Ручей)

3.Это старый наш знакомый

Он живет на крыше дома –

Он летает на охоту

За лягушками в болото. (Аист)

4.У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, ветви – только на макушке. (Сосна)

5. Зеленеет даль полей, запевает соловей,

В белый цвет оделся сад, пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай, что за месяц это? …(Май)

-Какое слово получилось по вертикали? (Весна).

Сколько в этом слове слогов? Назовите первый слог, второй. Сколько в этом слове букв? Назовите их по-порядку. Определите ударный звук. Выполните слого-звуковой анализ этого слова.

1 .Дифференциация носового и ротового дыхания. Упражнение «Ветерок».

Я подую высоко, (Руки вверх, встать на носки, вдох-носом, длительный выдох-ртом)

Я подую низко, (Руки перед собой, присесть и подуть)

Я подую далеко, (Руки перед собой, наклон вперёд, подуть)

Я подую близко. (Руки положить на грудь и подуть на них).

Добавить слог СЫ или ЗЫ в конце слова: водола_, анана_, моро_,

подно_, воло_, парово_, поло_, арбу_, какту_, расска_, фоку_, серви_, бу_, насо_, гро_, мимо_.

-Чем отличаются слоги СИ и ЗИ?

– Добавьте слог СИ или ЗИ в конце слова: прине_, приве_, отве_, отне_, зане_, гу_, гря_, ло_, кара_, ма_.

9)- Оказывается, что у Красавицы Весны есть имя и она хочет, чтобы вы его отгадали.

-А как звали Красавицу Весну в детстве?( Зина) Назовите еёласково.

10)Составление из букв слова САМОКАТ новых слов.

-И последнее задание Снежной Красавицы. Прочитайте слово, которое здесь написано. ( Самокат). От каких двух слов образовано это слово?Из букв этого слова составьте новые слова. ( Кот, ток, коса, оса, так, мок, ком, Том, сам, мак, Ока, сок, там, сом ).

11) Образование разноприставочных глаголов.

-Обрадовалась Красавица Весна, что выполнил Ваня все её заданияи подарила ему самокат.

На самокате Ваня к горке… (подъехал) С горки… (съехал) Вокруг горки… (объехал) Мост …(переехал) В парк… ( въехал) Из парка… ( выехал) и домой…( уехал)

3. Заключение. Сюрпризный момент.

-Проснулся Ваня утром и не понял: сон это был или нет. Только увидел он, что у двери стоит новенький самокат, а на тумбочке лежит угощение. Решил Ваня с вами угощением поделиться, ведь вы помогали ему выполнять задания Красавицы Весны.

Конспект занятия “Дифференциация звуков С-Ц. Весна в природе”.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

На занятии активизируется словарный запас по лексическим темам :”Весна”, “Перелётные птицы”. С детьми проводятся :речедвигательный тренинг, Физкультминутка, речевые игры: “Без чего не бывает весны?”, “Расскажи, птицы какие?”. “Что умеют делать птицы?”, “Назови птицу ласково”. На развитие звукового анализа и синтеза проводятся игры: “Назови одинаковый звук”, “Определи место звука в слове, “Угадай , что за птица?”. Дети составляют названия птиц, играя в игру :”Рассыпавшиеся слоги”. Развивая связную речь, дети работают с текстом и играют в игру :”Письмо от Незнайки”.

Скачать:

ВложениеРазмер
zanyatie_._vesna_v_prirode.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия (подготовительная логопедическая группа)

Тема: «Дифференциация звуков С-Ц. Весна в природе».

Цели: Закрепить навыки различения и произношения звуков С-Ц в слогах, словах и фразах.

Учить выполнять звукослоговой анализ слов.

Активизация словаря по теме « Весна, перелётные птицы».

Материал к занятию: сюжетная картина « Весна», картинки перелётных птиц, солнце с лучами, карточки с буквами, символы звуков, цветы со слогами, полоски с предложениями.

План занятия:1. Организационный момент. Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения. Дети делают вдох и выдох три раза. Дети встают в круг и водят хоровод.

Мы дружно улыбаемся! Красна, красна, красна! (хлопают в ладоши)

Пришла к нам раскрасавица: Весна, весна, весна! (хлопают в ладоши)

Ты, солнышко лучистое, тепло своё разлей! (делают круговые махи руками)

Скорей просторы льдинистые. Согрей, согрей, согрей! (хлопают в ладоши.)

На веточках душистые ты почки распусти (ладони рук складывают вместе)

И с ласточками быстрыми лети, лети, лети! (машут руками)

2.Дидактическая игра « Без чего не бывает весны?» Дети отвечают полными предложениями: Весны не бывает без яркого солнца, без ручейков, без грозы, без майских жуков, без проталин, без капели, без подснежников.

3.Речевая разминка. Произносимые слова сочетаются с движениями. Звонко капают капели. (Дети: кап-кап-кап)

Птицы весело запели (дети: чик-чирик, чик-чирик)

Тает снег. (Дети: ах-ах-ах).

Бегут ручьи (дети: с-с-с). Мать-и-мачехи цветок качает жёлтой головой: ц-ц-ц. Его гладит лучик солнца золотой: а, о, у, и – дети пропевают гласные звуки с поглаживанием рук, головы и груди.

Лучики солнца волшебные, они приготовили вам весенние задания, которые нужно выполнить.

Дети садятся за столы. Сегодня на занятии мы будем говорить о весне и будем учиться различать звуки С-Ц.

4.Дидактическая игра «Назови одинаковый звук в словах» Сойка, сорока, сова-звук «с».

Цапля. Птица, яйцо-звук «Ц». На доске прикрепляется солнце с лучами. Что нарисовано на первом лучике? (звоночек) Чтобы звоночек звонко звенел, произнесем чистоговорку: На лесной концертной сцене слышится синицы пенье. Цыц! На цыпочках – лисица. Цель лисицына синица.

Что нарисовано на втором лучике? (звуквенок), Я называю слова, а вы определяете место звуков «С-Ц» в словах. Слова: сорока, курица, сойка, птица, гусь, цапля, лес, цветок, водица, соловей, ласточка, птенец, яйцо). Что нарисовано на третьем лучике? (птичка). Какие птицы прилетели к нам? Логопед показывает ветку дерева, на которой прикреплены птицы. Назовите птиц: стриж, коростель, аист, ласточка, соловей, скворец, трясогузка, гусь, цапля. Как, одним словом назвать этих птиц? Перелётные. В названии, каких птиц вы услышали звук «С»? (Ц). Назовите. Придумаем слова – признаки к слову: птицы, какие? (быстрые, голосистые, красивые, весёлые, лесные, пушистые, высокие). Что умеют делать птицы ? (возвращаться, заливаться, садиться, опускаться, грести, чистить, свистеть, высиживать, вылупляться, спать). Назовите птиц ласково : Пестрая утка – пёстренькая уточка, серая кукушка – серенькая кукушечка, быстрый скворец – быстренький скворушка, незаметный соловей-незаметненький соловушка, шустрая трясогузка-шустренькая трясогузонька, важная цапля-важненькая цапелька. Вдруг тучи закрыли небо, и пошёл дождик. Птички спрятались.

5. Дидактическая игра «Угадай, что за птица?» На карточках написаны буквы, из букв дети составляют название птицы.(т,а,с,и-аист;ь,у,с,г-гусь; я,л,ц,п,а-цапля;р,т,ж,с,и-стриж;ч,л,о,т,а,с,а,к-ласточка; р,с,в,е,ц,к,о-скворец) Дети на карточке записывают слово и обозначают звуки. Звукослоговой анализ слов.

Что нарисовано на четвёртом лучике? (Цветок)

6.Физкультминутка . Травка стелется к земле (плавные движения кистями рук)

Ветер с ней играет. (Наклоны вправо-влево). Стебельки чуть-чуть колышет. (Пошевелить пальцами)

Устали не зная. А в траве растёт цветок. (Из пальцев сделать бутон.)

Вот его бутончик, раскрывает лепестки цветик наш цветочек. (Медленно раскрыть бутон, сделанный из пальцев)

7.Дидактическая игра «Рассыпавшиеся слоги». На полянке разложены цветы, на которых написаны слоги. Сложив слоги, дети отгадывают название цветка. В каком слове букв больше, чем звуков? (Васильки-8букв,7 звуков, так как ь – звука не обозначает).

8. Дети садятся на ковёр, образуя круг. Работа с текстом. Дидактическая игра «Письмо от Незнайки».

Незнайка придумал рассказ, но перепутал все предложения. Нужно прочитать предложения и расставить их в рассказе правильно. Детям даются полоски бумаги с написанными на них предложениями.

Текст: Пригрело солнышко. А мимо него пробегал заяц. « Я грозный лев, соврал заяц,- я король зверей, меня все боятся. И волк, и лиса, и медведь, и даже охотники». Наступила весна. «Ты кто?»- спросил зайца цветочек. Но тут на поляне появилась лиса. «Кто это?»- спросил цветочек. Вырос на поляне первый цветочек. «Это цыплёнок»,- испуганно прошептал заяц. Представляешь, что сделал грозный лев, когда увидел цыплёнка?

9.Итог занятия : Дети по кругу передают весенний цветочек (сделан из бумаги) и произносят волшебные слова: Цветочек, цветочек,

Возьми тепло моих рук, жар моего сердца и подари моему другу. И произносят добрые пожелания: Я хочу, чтобы весна подарила тебе…..

Конспект логопедического занятия по теме “Дифференциация звуков [с] – [ц] в слогах, словах и предложениях”

Разделы: Логопедия

Цели занятия:

  • Уточнить артикуляцию звуков [С] – [Ц].
  • Дифференцировать звуки [С] – [Ц] в слогах, словах и предложениях, выделять звуки в начале, середине и конце слова.
  • Уточнять и обогащать словарь детей, упражнять в подборе родственных слов.
  • Упражнять детей в умении работать с таблицами.
  • Упражнять в умении составлять предложения.
  • Развивать речевой слух, психические процессы: память, внимание, мышление.
  • Воспитывать умение работать сообща.

Оборудование: соговые таблицы (демонстрационные), зеркала (индивидуальные), грамматические карточки, предметные картинки, карточки со слогами, карточки со схемой слова (начало, середина, конец слова), карточки с буквами.

1. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовёт одно слово со звуком [С] и одно слово со звуком [Ц].

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

б) «Киска сердится»

Выгибать вверх и продвигать вперёд спинку языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

в) «Почистим зубы»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние передние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

г) «Заморозим подбородок»

Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
(Упражнения выполняются с использованием индивидуальных зеркал.)

3. Уточнение артикуляции звуков.

– Произнесём звук [С]. Какое положение принимают губы при произнесении звука [С]? (При звуке [Ц]?)
– В каком положении верхние и нижние зубы? (При звуке Ц?)
– Как работает язык? Где он находится? (При звуке [Ц]?)
– Приложите ладони тыльной стороной к горлышку. Оно дрожит или нет? Почему?
– Если поднести ладони ко рту и произносить звук [С], мы ощущаем холод или тепло? (При звуке [Ц]?)

(При работе используются индивидуальные зеркала.)

Вывод: звуки [С] и [Ц] согласные, глухие.

4. Игра «Повторяй за мной» (воспроизведение слоговых рядов)

Игра проводится устно. Логопед называет слоговой ряд, ребёнок отвечает (стоя, с закрытыми глазами). Затем называются чистоговорки, дети повторяют хором.

АС-АС-АЦ УЦ-УЦ-УС УС-УС-УЦ
ЦИ-ЦИ-СИ СУ-СУ-ЦУ СО-ЦО-ЦО
АЦ-АЦ-АС СЕ-ЦЕ-СЕ ЦА-ЦА-СА

ЦА-ЦА-ЦА – Нигде нет продавца.
СА-СА-СА – В лесу бегает лиса.
СО-СО-СО – У Вовы колесо.
ЦО-ЦО-ЦО – Выйти на крыльцо.

5. «Прочитай слово»

Детям предлагаются две таблицы. Дети читают, составляют слова и по очереди называют их.

(ЦА – пуговица, цари, курица, овца, умница, птица, хлебница, царапина; СА – самолёт, полоса, сало, крыса, лиса, коса, самокат, роса)

6. Игра «Отгадай загадку»

Детям раздаются карточки со схемой слова и карточки с буквами [С], [Ц].

– Я загадаю загадки, а вы их отгадайте. В словах-отгадках выделите звуки [С] и [Ц] и покажите место их расположения в слове с помощью предложенных вам карточек и букв.

1) Согнута в дугу,
Летом на лугу,
Зимой на крюку. (Коса.)

2) Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер «ту-у». (Пылесос.)

3) Летом – в огороде, свежие, зелёные,
А зимою – в бочке, жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (Огурцы.)

4) Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (Сосулька.)

5) На шесте дворец,
Во дворце певец.
А зовут его… (Скворец.)

6) Все следы находит точно,
Охраняет склады ночью.
Уши чуткие и нос –
Это друг наш верный… (пёс.)

7) Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо. (Цыплёнок.)

8) Белая бочка, нет в ней
Ни сучочка. (Яйцо.)

7. Физминутка

Раз – подняться, подтянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

8. Грамматические карточки

Детям раздаются карточки, на которых написаны однокоренные слова двух групп (свет, цвет). Логопед показывает первую карточку-корень. Дети должны по очереди выкладывать карточки с однокоренными словами, называя слово и объясняя его значение. Когда заканчиваются карточки на этот корень, берётся второе слово-корень. Игра продолжается до последней карточки. Тот, у кого останется карточка, считается проигравшим.

СВЕТ – освещать, светлый, световой, засветить, освещение, свеча, рассветает, просвещать.
ЦВЕТ – цветущий, цветник, расцветать, цветочный, цветной, отцветать, цветок, цветастый.

9. Игра «Добавь нужный слог»

Детям предлагаются две таблицы. Нужно составить слово, правильно подобрав слог. Записать получившиеся слова.

(Лицо, колесо, яйцо, просо, кольцо; село, цена, целый, серебро, серый, сено, цепи)

В конце работы проводится проверка. Дети по цепочке читают записанные ими слова и по ходу чтения показывают карточку с нужным слогом (СО или ЦО, СЕ или ЦЕ).

10. Пальчиковая гимнастика «Игра на музыкальных инструментах»

Дети, сидя за партами, напевают мотив знакомой песни с помощью слогов (например, са-са-са-са…). При этом пальцами имитируют игру на музыкальных инструментах (фортепиано, дудочка, барабан, гармошка и другие).

11. Игра «Составь предложение»

Каждому ребёнку даются две карточки с картинками. Они составляют по ним одно предложение, называют его и записывают в тетрадях.

ОСЫ – ЦВЕТЫ ЯЙЦО – ПТЕНЦЫ
СУМКА – ОГУРЦЫ СОВА – ЦАПЛЯ
КУРИЦА – ЦЫПЛЁНОК КОЛЬЦО – БУСЫ

12. Итог

– О каких звуках мы говорили на занятии?
– Что вы можете сказать о них?
– Что вам больше всего понравилось?

Логопедическое занятие по теме: Дифференциация звуков [с] – [ш].

Цель: совершенствовать умение детей различать и правильно произносить звуки (с) – (ш) изолированно, в слогах, словах, в предложениях, воспитывать умение определять звуки в словах, сравнивать их между собой, подбирать слова с заданным звуком. Воспитывать умение подбирать признаки и действия к предмету. Развивать фонематическое процессы (представление, восприятие, воспроизведение), слуховую память, логическое мышление, чувство ритма, воспитывать активность.

Оборудование: предметные картинки, лепестки слоги, мозаика, говорящие деревья, листочки-слова, листочки-признаки, листочки-действия, мяч, карточки со словами для индивидуальной работы, цветочек с синими и зелеными лепестками.

1. Организационный момент.

Л – д: – Дети, добрый день начинается с хорошего настроения, веселой улыбки, полезных дел. Поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

Дети: – Доброе утро, все дети!

2. Диференциация звуков (с) – (ш) в изолированном звучании.

Л – д: В наш класс пришел новый гость! Давайте отгадаем, кто это?

Светит, сверкает, всех согревает? (Солнышко)

Как вы здороваетесь с солнцем?

Дети, а вот в эту щель к нам залетел еще один гость. Давайте отгадает кто он.

Все вокруг сдувает (ветер)

А теперь представим, что нежные лучики солнышка касаются нашего лица. Мы закрываем глаза и нежно, тихо, плавно тянем первый звук слова солнышко: ссссссс .

Но вот вдруг в щелочку залетел ветерок, солнышко скрылось, нам стало холодно, мы подняли ручки вверх и плавно, тихо сказали звук ветра: шшшш .

а) Игра: «Солнышко – ветерок»

б) Игра: «Подбери звук»

Л – д: – Вспомним дети быстро,

Как пшениченька шумит? (Шшшшш . )

Как в роще ручей журчит? (Ссс . )

Как оса в саду жужжит? (Сссс . )

Как шумят у птицы крылья? (Шшш . )

В море синем паруса (шшшш . )

И пшениченька шумит (шшшш . )

И листочек шелестит (шшшш . )

И оса кусается (сссс . )

Вот мы немного пошумели, произнося звук (ш) и посвистели произнося звук (с).

3.Артикуляционная и акустическая характеристика звуков (с) и (ш).

Л – д: – Давайте еще раз вспомним звук солнца (с). Звук ветра (ш).

Помогите мне вспомнить, как мы произносим звук (с).

Кончик языка – за нижними зубами.

Посередине языка проходит холодный воздух.

Горлышко – отдыхает, спит.

Губы – круглые как калачик.

Язык – круглый как чашечка.

Кончик языка за верхними зубами.

Посередине языка через щелку проходит теплый воздух.

Л – д: – Дети, какие отличия в произношении этих звуков?

Чем похожи эти звуки?

Как мы обозначаем эти звуки? Почему?

4. Развитие фонематического слуха.

а) Игра «Шаг вперед, шаг назад».

Л – д: – Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие. Мы должны дойти вот до тех волшебных цветочков. А первым в цветочки дойдет самый внимательный, кто правильно научился различать слоги со звуками [с-ш]

На слог со звуком (с) делаем два шага вперед, на слог со звуком (ш) – шаг назад.

(Са, со, су, сы, ши и т.п.)

в) Игра «Сорви лепесток».

Л – д: – Вот и наш цветочек. Давайте рассмотрим какого цвета лепестки в цветочке? (Синие и зеленые).

Сейчас я вам расскажу стишок. Если вы услышите слово со звуком (с) сорвете синий лепесточков, а если слово со звуком (ш) – зеленый.

Из тоненьких ниточек,

Шьет шубку паучок,

А рубашки из листочков,

А юбки из травки.

Зовет мышку в щелочку,

Прыг – скок, прыг – скок,

Не поймаешь паучок.

Л – д: – Давайте еще раз вспомним лепестком какого цвета мы обозначали звук (с) – синим,

Звук (ш) – зеленым.

5. Дифференциация звуков (с), (ш) в слогах.

а) Игра «Найди лепесточков картинка»

Л – д: – Над цветком ветер пролетел и ромашка лепесточков свой потеряла. Пока лепесточков к вам летит к нему слово найдите.

К лепесткам слогов (са, со, су, си, шу, ши)

Найдите лепестки слова

Са – сани Ша – шапка

Со – сова Шо – шорты

Это – серп Ши – шило

Сы – сыр Ша – шарф

Л – д: – Серая мышка, по мозаике гуляла и все слоги хвостиком посметала.

Сейчас мы попробуем составить на мозаике.

Звук (с) – синяя фишка, звук (ш) – зеленая фишка,

Громкие звуки – красная фишка.

я – са аш – ас аша – аса шпа – спа

что – со ош – ос ошо – осо шпу – вспу

6. Диференциация звуков (с), (ш) в словах.

а) Самостоятельная работа.

Л – д: – Каждый из вас получит карточку с предметными картинками. Вы должны определить, какой звук спрятался в названиях этих картинок (с) или (ш) и соответственно у каждого слова нарисовать зеленый или синий кружочек.

Следующая задача-определить звуки (с) или (ш) в слове и в соответствующей картинке обозначить синий или зеленый кружочек

Разделите слова на слоги и поселите слова в избушке.

сом колосок ананас

в) Игра «Выбивалочка».

Л – д: – Сейчас мы с вами поиграем в выбивалочку.

Я вам бросаю мяч и называю слово со звуком (с) или (ш). А вы должны вернуть мяч меняя звук (с) на звук (ш), или наоборот.

кашка – каска каша – касса

нас – наш вам – ваш

с) Игра «Подпиши картинку».

Дети, лягте удобно на коврик. Представьте, что вы легли на большой лист. Почувствуйте, как ваша голова, руки, спинка, ножки удобно на нем разместились. Представьте, что листочек несет вас на очень высокое дерево, вы чувствуете дыхание легкого ветра (шшшш . ), ваше лицо греют лучи теплого солнышка (ссс . ). Вы на вершине очень высокого дерева желаний. Помечтайте, пофантазируйте немного. И вот вы снова на листочке возвращаетесь. Откройте глаза и продолжим работать.

8. Диференциация звуков (с), (ш) в предложениях.

а) Л – д: – У каждого из вас есть листочек на котором написано слово. Прочитайте слово, которое на нем написано.

(Шоколад, пшеница, шарф, сарафан)

Подберите к своим словам листочки со словами-признаками и листочки со словами-действиями.

(Вкусный, шелковая, высокая, шерстяной, широкий),

(Кусать, сплела, висит, выросла, одевать)

Кусать вкусный шоколад.

Сплела шерстяной шарф.

Выросла высокая пшеница.

Надевать широкий сарафан.

б) Игра «Дополни предложение».

Л – д: – Серая мышка

По книге гуляла

И последние слова

Дополните предложения, подобрав правильное слово

Дифференциация звуков С-Ц, Весна в природе – конспект логопедического занятия

Подготовила учитель-логопед

Сигодина Наталья Александровна

МБОУ СОШ № 160 город Новосибирск

Описание занятия: Данный конспект занятия для детей 6-7 лет по теме «Весна». Материал подобран и структурирован согласно требованиям к данной возрастной категории, рассчитан на возможности детей данного возраста. Занятие обобщающее. Имеет развивающий и обучающий характер. На занятии использованы игровые, здоровьесберегающие, ИКТ технологии, технологии личностно-ориентированного взаимодействия, технологии на основе деятельностного подхода.

Цель: Обобщение знаний о весне, о птицах.

Коррекционно-образовательные задачи:

Обобщить и расширять словарь детей по теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Работать над составлением предложений из заданных слов, по картине, закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом; Совершенствовать фонематическое восприятие.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие связной речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики. Автоматизация правильного звукопроизношения в свободной речи, развитие координации речи с движением, развитие памяти, внимания, мышления и творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Вызывание положительных эмоций на изображённое на картинах. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе. Снятие эмоционального и телесного напряжения.

Оборудование: Аудиозапись муз отрывков «звуки природы», мячик, ребусы, репродукция сцены из сказки «12 месяцев», карточки со словами, альбом, краски, карандаши, доска маркерная, маркеры, предметные картинки, проектор, ноутбук.

Методы и приемы: Игровые приемы, описания, опросы, наглядно-демонстрационные, практические: сопоставление, выбор правильных формулировок. Активные методы рефлексии, кинезиологические упражнения. психогимнастика.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед предлагает ребятам занять свои места, называя по порядку месяца. (слайд 2)

Психогимнастика с элементами самомассажа

Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)

• И лицо теплом мы умываем ( ладонями проводить по лицу сверху вниз)

• Грабельками сгребаем все плохие мысли ( движения кончиков пальцев от середины лба к вискам)

• Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)

• Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)

• А потом бежим на щёчки (пальцы перебегают на щёки)

• Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)

• А потом от носа мы к губам стекаем ( движения пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта)

• И губами вправо-влево двигать начинаем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)

• Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)

• А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи ладонью сверху вниз)

II. Основная часть

– Ребята, кто вспомнит, в какой сказке девочка побывала в гостях у братьев месяцев?

– А теперь закройте глаза, мы тоже отправимся в сказочное путешествие, в гости к временам года. (Звучат музыкальные отрывки (вьюга, зима, капель, весна)).

– У кого в гостях вы побывали? (зима, весна)

– Назовите зимние и весенние месяца.

– Какое время года закончилось? Какое началось? По каким изменениям в природе мы узнаём, что наступила весна?

– С кем мы можем сравнить зиму? весну? (даются слова: старик, бабушка, девушка,…) (слайд 3)

– Какая зима? Весна ? (Дети подбирают прилагательные к этим словам)

– Давайте поможем весне вступить в свои права. И вот первое задание.

Задание (слайд 4)

– Перед вами палитра красок. Составим палитру красок для зимы и весны.

– Какие зимние цвета? Весенние цвета?

(Дети выставляют под каждое время года цветные фишки и комментируют – Что бывает белое…, синее …., зелёное …, жёлтое …. .)

– Как меняются краски с приходом весны?

Логопед: – Ох уж эта зима, ни как не хочет уходить. ……. Придать силы весне, мы можем, выполнив следующие задания месяцев. А за правильное выполнение заданий вы будете получать лучики солнца, а вы знаете, чем ярче светит солнце, тем теплей. И в конце занятия мы выложим наше весеннее солнце.

Задание 1: «Скажите наоборот»

– Как всё меняется с приходом весны?

Зимой снег чистый, а весной – … грязный

Зимой дни холодные, а весной –

Зимой солнце тусклое, а весной –

Зимой погода часто пасмурная, а весной –

Задание 2: «Весенний лес»

(Рисование двумя руками – развитие графомоторных навыков и межполушарного взаимодействия)

Каждый ребёнок получает альбомный лист и два карандаша. Общий рисунок рисуем на доске.

– А сейчас нам предстоит нарисовать весенний лес. (солнце, облако, дерево, ручей, подснежник, сугроб, ….

– Молодцы, вы нарисовали прекрасный лес и за это получаете ещё один лучик.

Задание 3:

– Но мы забыли ещё кое-что нарисовать, а что, вы узнаете из стихотворения. (стихотворение).

К нам весна шагает

Верно, очень тёплые

(- Как вы понимаете это сравнение?)

– Какой признак весны вы услышали в стихотворении? (проталины появляются именно в марте месяце).

Задание 4: Выделение последнего звука в слове

– Давайте добавим в наш лес проталин. (карточки)

– В каком порядке будут появляться наши проталины? (Расположить проталины на доске по порядку (по последним звукам)).

Задание 5: Упражнение на согласование существительного с прилагательным

– Давайте посмотрим на наш лес и назовём всё, что видим со словом «весенний».

Задание 6: Упражнение на напряжение и расслабление «Лёд – вода»

Задание 7: Птицы (ребусы)

– Прислушайтесь, что вы слышите? (звучат звуки птиц). С приходом весны к нам возвращаются птицы. А какие птицы прилетели в наш лес, узнаете, отгадав ребусы. (слайды 5-9)

– Что могут делать птицы?

Динамическая пауза. (Дети называют и показывают действие птиц.)

(Птицы летают, вьют гнездо, клюют, чирикают, поют, …)

Задание 8: Игра «Измени слово» (слайд 10)

– В нашем лесу всё теплей и теплей. В моих словах с приходом весны начал таит звук «Р». Давайте назовём, какое слово останется.

Физкультминутка. «Весна» (Упражнение на координацию речи с движениями).

Солнце наше высоко (тянуться вверх)

Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания рук)

Тает снег от лучей, (расслабление)

Звонко побежал ручей.

Вы за ручейком бегите,

И друг другу улыбнитесь.

Задание 9: Упражнение на слуховое внимание и память

– А сейчас проверим, можете ли вы отличить весенние слова от других. Как только услышите слова, относящиеся к весне, сразу тянем руки к солнцу (вверх)!

(Шкаф, апрель, тепло, , кувшин, жара, тает, лужа, снегопад, цветы, подснежник, листики, зелень, сахар, мороз, февраль, трава, проталина, просыпается, водитель, капель.)

– Какие весенние слова вы услышали? Дети называют слово, прохлопывают и определяют количество слогов в словах.

(Апрель, тепло, тает, лужа, подснежник, листики, трава, проталины, просыпается, капель)

III. Рефлексия

Дети закрывают глаза и слушают аудиозапись “Звуки природы”.

Слова логопеда: «Ласково улыбается людям, животным, птицам и растениям весеннее солнышко. От его тепла всем становится тепло. Настроение прекрасное и хочется делать добро.» (все открывают глаза).

– С приходом весны всё меняется. Вспомним, что узнали сегодня о весне. Каждый раз, называя примету весны или изменение в природе, будем добавлять лучик нашему солнцу на доске.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с] -[ц]»

Тема занятия: Дифференциация звуков [с]-[ц].

Цель: 1. Научить различать звук [с]и [ц] в речи;

2. Развивать общую, мелкую, артикуляторную моторику; фонематический слух детей и совершенствовать произношение звуков [с]-[ц] в слогах, словах и в предложении;

3. Воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование: рисунки для артикуляционных упражнений, зеркало 6 шт., профили звуков [с]-[ц], сюжетные и предметные картинки.

План занятия:

3. Сообщение темы занятия.

4. Характеристика звуков, сравнение.

6.Произношение звуков в слогах.

7.Произношение звуков в словах.

8.Произношение звуков в предложениях.

9.Подведение итогов занятия.

– Смотрите на картинки и выполняйте за мной…

– За нижнюю губу заложен язык.

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

– За верхнюю губу заложен язык

Бульдог уступать никому не привык.

– Обезьяна и бульдог

Всем покажет язычок.

– Вот толстяк надует щеки

И, наверно, руки в боки

Вот худышка щеки впали:

Видно есть ему не дали.

– Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу как большой самовар

– Молодцы ребята, теперь приступим к занятию.

– Ребята, сегодня мы будем изучать звуки [с]и [ц], и научимся их различать.

– Скажите, как пищит цыпленок?

– А, как движется змея по траве?

– Давайте, ребята, вспомним, чем же эти звуки отличаются в произношении и артикуляции.

– Обратите внимание на артикуляцию звука [с]. Какие у нас губы?

– А как расположены зубы?

+ Между зубами небольшое расстояние, зубы обнажены.

– Как расположен кончик языка?

+ Кончик языка упирается в нижние резцы.

+ Приподнята к небу.

– Как мы можем показать расположение языка при произношении звука [с]?

– Положите руку к горлу, голос вибрирует?

– Теперь посмотрите звук [ц]. обратите внимание на артикуляцию звука [ц], какие губы?

– А как расположены зубы?

+ Между зубами небольшое расстояние, зубы обнажены.

– Кончик языка упирается в нижние резцы. А спинка языка?

+ Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам, с которыми производит смычку.

– А как мы покажем руками?

– Боковые его края прижаты к коренным зубам, звук заканчивается щелевым элементом, как при звуке [с’], который звучит очень кратко.

– Приложите руку к горлу, голос вибрирует?

– Молодцы, вы хорошо поработали.

– Вы, наверно, устали, давайте, проделаем физкультминутку:

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки — на плетень,

– Молодцы, вот и отдохнули, теперь можем продолжать наше занятие.

– А теперь я проверю, насколько хорошо вы произносите звуки. Повторяйте за мной.

– Хорошо, а теперь эти слоги…

– Прочитайте слоги и звукосочетания парами.

Са-ца Ца-са Аса-аца Исы-ицы

Со-цо Цо-со Осо-оцо Осе-оце

Сы-цы Цу-су Усу-уцу Усе-уце

– Назовите картинки, которые изображены на доске.

Спица, лисица, синица

Гусеница, столица, цыпленок

Огурец, самолет, самокат.

– Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слов.

Цвет-свет, цел-сел, светик-цветик.

– Ребята, я вам буду говорить предложения, а вы договаривайте пропущенные слова.

Сахар хранится в …

Москва – …. Нашего государства

Детеныш птицы называется …

– Ребята, какие слова звуками [с]и [ц] вы запомнили?

– Чем мы занимались на занятии?

– Что больше всего понравилось?

– Все молодцы! Занятие окончено.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с] -[ц]»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

«Рябинушка» с. Старобалтачево муниципального района Балтачевский район

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе

Читайте также:  Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу
Ссылка на основную публикацию