Конспект группового занятия по логопедии с учениками второго класса
Тема: Дифференциация С-Ц в словах, предложениях, тексте
Цель: – Проверить умение различать устно и на письме звуки и буквы С-Ц;
– Обогащать словарный запас;
– Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие
1. Организационный момент
Дети поздоровались, сели
2. Развитие фонематического слуха:
– Хлопните в ладоши, когда услышите звук Ц в словах:
Яйцо, голоса, куница, пальцы, полоса, крыльцо, молодцы
3. Логопед проговаривает слоги, а дети по – очереди повторяют:
СА – СА – ЦА
ЦА – СА – СА
СУ – ЦУ – ЦУ
ЦЫ – ЦЫ – СЫ
СО – СО – ЦО
4. Составьте слова из слогов и назовите получившиеся слова:
рец дво
нок ста
куз нец
тик кус
ся ме цы
ни стра ца
ни лест ца
а ци ка я
гу ни се ца
са ни хар ца
кон ту сти ци я
Проверяем: дворец, станок, кузнец, кустик, месяцы, страница, лестница, акация, гусеница, сахарница, конституция
Словарная работа
Ребята, а кто знает, что обозначает слово Акация? (дети не знают)
Логопед показывает картинку и объясняет, что акация это кустарник
А, как Вы понимаете слово конституция?
Дети: Это наши права
Логопед: Молодцы! Это книга, где записаны права граждан
(Логопед объясняет значение слова конституция и показывает книгу Конституция РФ)
5. Игра: «Наведи порядок в словах»
Соедините разбросанные слоги и назовите получившиеся слова
(слоги могут повторяться)
Цве нок
Двой цо
Сет ца
Сы ток
Коль цы
Пыль ка
Сал хар
Гу се
СА ни
Кон фет
Коль шеб
Проверяем: Цветок, двойка, сетка, сынок, кольцо, пыльца, салфетка, гусеница, сани, сахар, конфетка, кольцо.
6. Игра: «Внимание»
Внимательно прочитайте словосочетания.
Найдите и исправьте ошибки.
Ясный месяц
Блестит кольсо
Толстая гусениса
Серебряная сепочка
Светы сирени
Свежая водиса
Целый цтакан
Сестрица Алёнушка
Немеский язык
Светёт сирень
Смелые бойцы
Пестрая куриса
Проверяем: кольцо, гусеница, цепочка, цветы, водица, стакан, немецкий, цветёт, курица
7. Прочитайте предложения, выбирая из скобок подходящие по смыслу слова.
У цветов сирени красивый…
Лунный… освещал окрестность ( свет, цвет)
Девочке подарили…- семицветик
Спой, …. не стыдись (цветик, светик)
Саша …. за стол и съел суп
Не хвались, заяц, беги пока …. (сел, цел)
8. Спишите предложения, вставляя по смыслу слова с буквами С-Ц
Слова надо подобрать из предложенных карточек, которые лежат на столе (Дети по – очереди подходят и прикрепляют на доску подходящее слово) и объясняют написание слов:
Зиме конец, летит… скворец
Курица созывает своих …. цыплят
Сахар хранится в …. сахарнице
Лист в книге называется…. страница
Москва – …. нашего государства….. столица
В году двенадцать …. месяцев
Поезд подходит к ….. станции
Детёныш птицы называется …. птенец
Сегодня целый день светит….. солнце
Физ. минутка (Движение с речью)
Снег, снег, белый снег
Засыпает он нас всех.
Дети все на лыжи встали
И по снегу побежали.
9. Составьте и напишите предложения, используя данные слова
(возможны разные варианты, а дети выбирают лучший и записывают)
за, лес, садится, солнце;
крыльце, сидел, на, дед, старый, Семён;
поставила, на, сахарницу, Соня, стол;
Сима, на, ходит, среду, пятницу, и, танцы, в;
соль, в, насыпают, солонку
Проверяем: Солнце садится за лес. Старый дед Семён сидел на крыльце. Соня поставила сахарницу на стол. Сима в среду и пятницу ходит на танцы. Соль насыпают в солонку.
10. Внимательно прочитайте текст
(Подчеркните С – одной чёрточкой, а Ц – двумя)
Ответьте на вопросы
Гиацинт.
Осенью папа принёс луковицу и сказал, что в ней спрятана радость. Мама посадила луковицу в цветочный горшок и поставила его в тёмное место. Ждали месяц. Наконец, появился маленький росток. Он рос в тёмноте. Когда появились бутоны, мама поставила цветок на солнце.
А перед Новым годом он расцвёл! У него было много цветов – синих, душистых – душистых. И каждый цветок был очень красив. Папа сказал, что это гиацинт. Вот какая радость была в луковице!
Вопросы:
Что принёс папа?
Куда мама посадила луковицу?
Когда появился маленький росток?
Когда мама поставила цветок на солнце?
Когда расцвёл цветок?
Как назывался цветок?
Логопед показывает картинку с гиацинтом
Итог занятия
Вы Молодцы! Перед вами листы. Напишите друг другу слово молодец и обменяйтесь записками.
Логопед на доске прикрепляет слово Молодцы! Дети проверяют написание слова Молодец.
Конспект логопедического занятия “Дифференциация звуков с – ц в слогах и словах”
план-конспект занятия на тему
Конспект логопедицеского занятия на тему “Дифференциация звуков с-ц в слогах и словах” предназначен для 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_s_-_ts.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация звуков с – ц в слогах и словах.
Конспект логопедического занятия во втором классе.
Цель: учить различать звуки с – ц
- Развивать навыки фонематического восприятия, анализа и синтеза.
- Упражнять в умении дифференцировать звуки с – ц на слух и буквы с,ц на письме.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, слуховую память, общую и мелкую моторику.
Оборудование: зеркала на каждого учащегося, предметные картинки, сигнальные карточки с буквами, слоги, запись голосов птиц, тетради.
Логопед: Сядет то , кто скажет, какое сейчас время года, какой месяц, какое число.
Вы правильно сказали, что сейчас весна. А какие изменения в жизни птиц происходят весной? (прилетают из теплых стран)
Сегодня гостями нашего занятия будут птицы. А какие, вы узнаете, если отгадаете загадки.
Всю ночь летает, На одной ноге стоит
Мышей добывает В воду пристально глядит.
А станет светло Тычет клювом наугад
Спать летит в дупло (сова) Ищет в речке лягушат (цапля)
( На доску вывешиваются картинки птиц)
Логопед: Поспорили сова и цапля. Сова доказывает, что слова «сова» и «цапля» начинаются с одного и того же звука, а цапля не согласна с ней. Целый день спорят, никто их не рассудит. Давайте поможем им. Послушайте внимательно и скажите, с какого звука начинается слово «сова» ( со звука [с]). А слово цапля ( со звука [ц]).
Произнесите эти звуки перед зеркалом. Чем похожи эти звуки.
Когда мы произносим эти звуки губы в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами, по середине языка идёт воздушная струя. Но при произношении звука [с] воздушная струя плавная, а звука [ц] – отрывистая, воздух выходит толчками.
Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [с-ц ] в слогах и словах.
- Дифференциация звуков [с – ц]
Логопед: Давайте поиграем. Будем подносит палец к губам, если услышим звук [ц] ( «ребенок спит») и будем открывать кран с водой, если услышим звук [с].
Логопед произносит цепочку звуков.
- а)Дифференциация звуков [с – ц] в слогах.
Логопед: У вас на столах лежат сигнальные карточки с буквами с и ц. Я буду произносит слоги, а вы поднимите карточку с нужной буквой.
б) Образование слогов.
Логопед: А теперь вы сами будете образовывать слоги и читать их.
Из букв разрезной азбуки дети образовывают прямые и обратные слоги и читают их.
в) Добавление слогов в слова.
Логопед: Сова и цапля несли нам слова со своими любимыми звуками, но по дороге слова рассыпались. Давайте поможем птицам их собрать. Добавим в слова выпавшие слоги, соберем слова, прочитаем их.
больни…, сини…, ко…. поло…,
бу…, ве…, леден…, паль….
коле…, ли…., коль…., про… .
- Дифференциация звуков [c-ц] в словах.
а) Распределение картинок.
Логопед: У вас на столах в конвертах лежат картинки. Давайте подарим их сове и цапле. Картинки, в названии которых есть звук [с] – сове, а картинки, в названии которых есть звук [ц] – цапле.
б) Составление слов из слогов, запись их в тетрадях.
Логопед: Наши птицы проголодались. Подумайте и скажите, чем мы их можем накормить (зерном, мошками). У вас на столах находятся коробочки с зернышками. Но эти зернышки необычные. Это слоги, из которых нужно составить слова. Получившиеся слова запишем в тетрадь, в два столбика: в первый столбик слова с буквой с, во второй – с буквой ц.
В лесу темно Лишь сова не спит.
Все спят давно. Совушка – сова, большая голова.
Все птицы спят На суку сидит, головой вертит
Лишь сова не спит. Во все стороны глядит.
в) Работа с деформированными словами. Логопед: Сова и цапля получили приглашение на бал и в нем был список приглашенных гостей. Но, когда они прочитали, кто приглашен на бал, они растерялись и решили, что на бал они не пойдут. Ведь никого из приглашенных они не знают (логопед читает деформированные слова: сини…а, …оловей, клее…т, скворе…, ла…точка и т.д.)
Давайте вставим в слова пропущенные буквы с и ц и узнаем, кто же идет на бал.
Давайте прочитаем слова, которые у вас получились. (Дети читают получившиеся слова, логопед вывешивает картинки с изображение птиц.)
- Расширение, обогащение словаря.
Логопед: Ребята, а ведь многие из этих птиц вам хорошо знакомы. Вы их встречали летом, могли видеть и зимой в парке или около дома. Как вы думаете, как можно назвать птиц, которые не улетают от нас на юг, а остаются зимовать? (зимующие)
Логопед: А как называются птицы, которые на зиму улетают от нас в тёплые края? (перелетные).
Дети повторяют новые слова : зимующие, перелетные.
- Образование множественного числа существительных. Игра «Один – много»
Логопед: Сова и цапля среди птиц нашли себе друзей. Была одна сова, а теперь их стало много и о них мы скажем « совы», одна – цапля, а много – цапли.
А теперь скажите вы. Один – соловей, а много – это …
Дети: ласточки и т.д.
- Подведение итогов занятия.
Логопед: Ребята, а вы слышали когда – нибудь голоса совы и цапли? Давайте их послушаем. Как вы думаете, о чём они могут говорить (дети высказывают свои предположения)
А мне кажется, в их голосах слышится радость, оттого, что мы им помогли.
Давайте повторим еще раз, с каких звуков начинаются слова «сова» и «цапля».
Что было для вас самым интересным на нашем занятии.
Конспект логопедического занятия по теме “Дифференциация звуков [с] – [ц] в слогах, словах и предложениях”
Разделы: Логопедия
Цели занятия:
- Уточнить артикуляцию звуков [С] – [Ц].
- Дифференцировать звуки [С] – [Ц] в слогах, словах и предложениях, выделять звуки в начале, середине и конце слова.
- Уточнять и обогащать словарь детей, упражнять в подборе родственных слов.
- Упражнять детей в умении работать с таблицами.
- Упражнять в умении составлять предложения.
- Развивать речевой слух, психические процессы: память, внимание, мышление.
- Воспитывать умение работать сообща.
Оборудование: соговые таблицы (демонстрационные), зеркала (индивидуальные), грамматические карточки, предметные картинки, карточки со слогами, карточки со схемой слова (начало, середина, конец слова), карточки с буквами.
1. Организационный момент
– Сядет тот, кто назовёт одно слово со звуком [С] и одно слово со звуком [Ц].
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
Верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.
б) «Киска сердится»
Выгибать вверх и продвигать вперёд спинку языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.
в) «Почистим зубы»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние передние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
г) «Заморозим подбородок»
Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
(Упражнения выполняются с использованием индивидуальных зеркал.)
3. Уточнение артикуляции звуков.
– Произнесём звук [С]. Какое положение принимают губы при произнесении звука [С]? (При звуке [Ц]?)
– В каком положении верхние и нижние зубы? (При звуке Ц?)
– Как работает язык? Где он находится? (При звуке [Ц]?)
– Приложите ладони тыльной стороной к горлышку. Оно дрожит или нет? Почему?
– Если поднести ладони ко рту и произносить звук [С], мы ощущаем холод или тепло? (При звуке [Ц]?)
(При работе используются индивидуальные зеркала.)
Вывод: звуки [С] и [Ц] согласные, глухие.
4. Игра «Повторяй за мной» (воспроизведение слоговых рядов)
Игра проводится устно. Логопед называет слоговой ряд, ребёнок отвечает (стоя, с закрытыми глазами). Затем называются чистоговорки, дети повторяют хором.
АС-АС-АЦ УЦ-УЦ-УС УС-УС-УЦ
ЦИ-ЦИ-СИ СУ-СУ-ЦУ СО-ЦО-ЦО
АЦ-АЦ-АС СЕ-ЦЕ-СЕ ЦА-ЦА-СА
ЦА-ЦА-ЦА – Нигде нет продавца.
СА-СА-СА – В лесу бегает лиса.
СО-СО-СО – У Вовы колесо.
ЦО-ЦО-ЦО – Выйти на крыльцо.
5. «Прочитай слово»
Детям предлагаются две таблицы. Дети читают, составляют слова и по очереди называют их.
(ЦА – пуговица, цари, курица, овца, умница, птица, хлебница, царапина; СА – самолёт, полоса, сало, крыса, лиса, коса, самокат, роса)
6. Игра «Отгадай загадку»
Детям раздаются карточки со схемой слова и карточки с буквами [С], [Ц].
– Я загадаю загадки, а вы их отгадайте. В словах-отгадках выделите звуки [С] и [Ц] и покажите место их расположения в слове с помощью предложенных вам карточек и букв.
1) Согнута в дугу,
Летом на лугу,
Зимой на крюку. (Коса.)
2) Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер «ту-у». (Пылесос.)
3) Летом – в огороде, свежие, зелёные,
А зимою – в бочке, жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (Огурцы.)
4) Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (Сосулька.)
5) На шесте дворец,
Во дворце певец.
А зовут его… (Скворец.)
6) Все следы находит точно,
Охраняет склады ночью.
Уши чуткие и нос –
Это друг наш верный… (пёс.)
7) Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо. (Цыплёнок.)
8) Белая бочка, нет в ней
Ни сучочка. (Яйцо.)
7. Физминутка
Раз – подняться, подтянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
8. Грамматические карточки
Детям раздаются карточки, на которых написаны однокоренные слова двух групп (свет, цвет). Логопед показывает первую карточку-корень. Дети должны по очереди выкладывать карточки с однокоренными словами, называя слово и объясняя его значение. Когда заканчиваются карточки на этот корень, берётся второе слово-корень. Игра продолжается до последней карточки. Тот, у кого останется карточка, считается проигравшим.
СВЕТ – освещать, светлый, световой, засветить, освещение, свеча, рассветает, просвещать.
ЦВЕТ – цветущий, цветник, расцветать, цветочный, цветной, отцветать, цветок, цветастый.
9. Игра «Добавь нужный слог»
Детям предлагаются две таблицы. Нужно составить слово, правильно подобрав слог. Записать получившиеся слова.
(Лицо, колесо, яйцо, просо, кольцо; село, цена, целый, серебро, серый, сено, цепи)
В конце работы проводится проверка. Дети по цепочке читают записанные ими слова и по ходу чтения показывают карточку с нужным слогом (СО или ЦО, СЕ или ЦЕ).
10. Пальчиковая гимнастика «Игра на музыкальных инструментах»
Дети, сидя за партами, напевают мотив знакомой песни с помощью слогов (например, са-са-са-са…). При этом пальцами имитируют игру на музыкальных инструментах (фортепиано, дудочка, барабан, гармошка и другие).
11. Игра «Составь предложение»
Каждому ребёнку даются две карточки с картинками. Они составляют по ним одно предложение, называют его и записывают в тетрадях.
ОСЫ – ЦВЕТЫ ЯЙЦО – ПТЕНЦЫ
СУМКА – ОГУРЦЫ СОВА – ЦАПЛЯ
КУРИЦА – ЦЫПЛЁНОК КОЛЬЦО – БУСЫ
12. Итог
– О каких звуках мы говорили на занятии?
– Что вы можете сказать о них?
– Что вам больше всего понравилось?
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с] -[ц]»
Тема занятия: Дифференциация звуков [с]-[ц].
Цель: 1. Научить различать звук [с]и [ц] в речи;
2. Развивать общую, мелкую, артикуляторную моторику; фонематический слух детей и совершенствовать произношение звуков [с]-[ц] в слогах, словах и в предложении;
3. Воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование: рисунки для артикуляционных упражнений, зеркало 6 шт., профили звуков [с]-[ц], сюжетные и предметные картинки.
План занятия:
3. Сообщение темы занятия.
4. Характеристика звуков, сравнение.
6.Произношение звуков в слогах.
7.Произношение звуков в словах.
8.Произношение звуков в предложениях.
9.Подведение итогов занятия.
– Смотрите на картинки и выполняйте за мной…
– За нижнюю губу заложен язык.
Из зеркала смотрит мартышкин двойник.
– За верхнюю губу заложен язык
Бульдог уступать никому не привык.
– Обезьяна и бульдог
Всем покажет язычок.
– Вот толстяк надует щеки
И, наверно, руки в боки
Вот худышка щеки впали:
Видно есть ему не дали.
– Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу как большой самовар
– Молодцы ребята, теперь приступим к занятию.
– Ребята, сегодня мы будем изучать звуки [с]и [ц], и научимся их различать.
– Скажите, как пищит цыпленок?
– А, как движется змея по траве?
– Давайте, ребята, вспомним, чем же эти звуки отличаются в произношении и артикуляции.
– Обратите внимание на артикуляцию звука [с]. Какие у нас губы?
– А как расположены зубы?
+ Между зубами небольшое расстояние, зубы обнажены.
– Как расположен кончик языка?
+ Кончик языка упирается в нижние резцы.
+ Приподнята к небу.
– Как мы можем показать расположение языка при произношении звука [с]?
– Положите руку к горлу, голос вибрирует?
– Теперь посмотрите звук [ц]. обратите внимание на артикуляцию звука [ц], какие губы?
– А как расположены зубы?
+ Между зубами небольшое расстояние, зубы обнажены.
– Кончик языка упирается в нижние резцы. А спинка языка?
+ Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам, с которыми производит смычку.
– А как мы покажем руками?
– Боковые его края прижаты к коренным зубам, звук заканчивается щелевым элементом, как при звуке [с’], который звучит очень кратко.
– Приложите руку к горлу, голос вибрирует?
– Молодцы, вы хорошо поработали.
– Вы, наверно, устали, давайте, проделаем физкультминутку:
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки — на плетень,
– Молодцы, вот и отдохнули, теперь можем продолжать наше занятие.
– А теперь я проверю, насколько хорошо вы произносите звуки. Повторяйте за мной.
– Хорошо, а теперь эти слоги…
– Прочитайте слоги и звукосочетания парами.
Са-ца Ца-са Аса-аца Исы-ицы
Со-цо Цо-со Осо-оцо Осе-оце
Сы-цы Цу-су Усу-уцу Усе-уце
– Назовите картинки, которые изображены на доске.
Спица, лисица, синица
Гусеница, столица, цыпленок
Огурец, самолет, самокат.
– Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слов.
Цвет-свет, цел-сел, светик-цветик.
– Ребята, я вам буду говорить предложения, а вы договаривайте пропущенные слова.
Сахар хранится в …
Москва – …. Нашего государства
Детеныш птицы называется …
– Ребята, какие слова звуками [с]и [ц] вы запомнили?
– Чем мы занимались на занятии?
– Что больше всего понравилось?
– Все молодцы! Занятие окончено.
Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с] -[ц]»»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
«Рябинушка» с. Старобалтачево муниципального района Балтачевский район
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ц]»
![]() Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ц]» Тема урока: «Дифференциация звуков [с]-[ц]» Цели:-научить различать звуки с-ц в слогах, словах, предложениях, тексте; -развивать фонематический слух, внимание, наблюдательность; обогащать словарный запас; -воспитывать аккуратность, любовь к языку. Оборудование: профили артикуляции звуков, зеркала для каждого учащегося, предметные картинки, таблички с заданиями, интерактивная доска, компьютер, колонки. Объявление темы урока. Произношение изолированных звуков. Анализ артикуляции звуков. Связь звука с буквой. Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков в слогах. Дифференциация звуков в словах. Дифференциация звуков в предложениях. Дифференциация звуков в тексте. Оценка работ учащихся. -Мы будем разговаривать, Мы будем проговаривать, Чтоб правильно и внятно, Чтоб было всем понятно! -Ребята, я предлагаю вам под сказку потренировать наши язычки. За алыми губами, за белыми зубами в глубине рта жил-был веселый язычок. Он крепко спал в своем домике, укрывшись белым одеялом – зубами. Каждое утро он просыпался, широко открывал окошко и выглядывал посмотреть, какая на улице погода. Язычок смотрел на небо, на землю, направо, налево и хотел узнать, который час. Затем веселый язычок лег на нижнюю губку и поднял свой кончик вверх, опустил вниз, вверх-вниз. Чтобы зубки не болели, язычок каждое утро и вечер чистил их зубной щеткой. Привел язычок себя в порядок и сел завтракать. Самовар кипит, просит чай пить. А чай горячий! Подуем на него. Ах, как пахнет! Ах, какой ароматный, душистый чай! Напился язычок чаю, посмотрел не себя в зеркало, и увидел, что его губы выпачканы вареньем. Оближем вкусное варенье! Наелся язычок и принялся за работу: красить забор (высунуть язык, рот приоткрыт, облизываем сначала верхнюю губу по кругу, потом нижнюю губу по кругу). Кончил дело – гуляй смело! И язычок побежал качаться с Васей на качелях (высунуть узкий язык и тянуться им попеременно то к носу, то к подбородку). -Ребята, как вы думаете, вы очень внимательны? -Давайте мы это проверим. Слушайте внимательно! Стоя спать умеет он. -Какой звук больше всех прозвучал? -Молодцы! А в следующем предложении: Цапля важная, носатая, Целый день стоит как статуя. -Какие вы все внимательные! Сегодня, ребятки, мы научимся различать эти звуки, звуки С и Ц. -А теперь, ребята, я предлагаю вам немножко поиграть. По моему сигналу вы будете произносить звуки. Если я подниму правую руку, первый ряд произнесет звук С. А если подниму левую руку, второй ряд произнесет звук Ц. А теперь наоборот! -Сейчас каждый из вас произнесет эти звуки. -Ребята, мы с вами произнесли звуки. Давайте вспомним, в каком положении находятся наши губы, зубы, язычок при произношении звука С? Губы что делают? +Зубы сближены, между ними небольшая щель. -Что происходит с нашим язычком? +Кончик языка упирается за нижние зубки. -Поднесите ладонь ко рту, произнесите звук С. Какая воздушная струя? +Холодная, длинная, можно тянуть. -Верно. А теперь произнесите звук Ц. Что делают губки, зубки, язычок? +Губы улыбаются, зубы сближены, язычок прячется сначала за верхние зубки, а затем за нижние. -При произнесении звука Ц идет какая струя воздуха? -Правильно. Воздушная струя короткая, толчкообразная. Так что же общего и в чем различия в произношении звуков С и Ц? Общее? +Губы улыбаются, зубы сближены. -А в чем отличия? +Когда мы произносим звук С наш язычок лежит внизу, за нижними зубами. А когда произносим звук Ц он сначала прячется за верхние зубы, а потом за нижние, язычок прыгает. +При произнесении звука С идет длинная, холодная воздушная струя, а когда произносим звук Ц воздушная струя короткая. -Ребята, а какие это звуки: гласные или согласные, глухие или звонкие, твердые или мягкие? -Итак произнесите звук С. Какой он? +Согласный, глухой, твердый -Значит каким сигналом мы его обозначим? -Верно!А звук Ц какой? +Согласный, твердый, глухой. -Правильно. Запомните: звук Ц всегда твердый. Ц не может быть мягким. Обозначим его сигналом. Молодцы! -Ребята, звук С мы произнесли. А на что похожа буква С? -Полумесяц в небе темном Буквой С повис над домом -Значит буква С похожа на … -Вот какая буква Ц: С ноготочком на конце Как кошачьи лапки. -А теперь немножко отдохнем! Встали, ребята! И вдруг проснулся, Больше спать не захотел Взвился вверх и улетел. -А теперь изобразите: …цаплю, стоящую на одной ноге, на другой ноге. -А сейчас, ребята, я раздам вам таблички. Если вы услышите слово со звуком С, поднимите табличку с прямой стрелкой. А если услышите слово со звуком Ц, поднимите табличку с дугообразной стрелкой. -Ребята! Я буду говорить чистоговорку, а вы должны ее закончить, добавляя слоги. Отвечаем все вместе, хором. -Са-са-са- у Сони длинная ко… -Со-со-со – ножка вертит коле… -Ца-ца-ца – есть картинка без ли… -Су-су-су – волки съели колба… -Цы-цы-цы – мы сегодня молод… -Сейчас мы с вами поиграем в игру «Наоборот». Я буду каждому из вас кидать слог со звуком С, а вы мне тот же слог, но только со звуком Ц. И наоборот – я вам – слог со звуком Ц, а вы мне – слог со звуком С. -Молодцы! Идем дальше! -Ребята посмотрите на интерактивную доску. Здесь картинки. Назовите их. +Яйцо, носки, ножницы, пылесос, цыплята, аист. -Запомните эти картинки. -А теперь закройте глаза. Вы должны назвать их в том порядке, в каком они были. -Молодцы! Разберем слова «ножницы» и «носки». Сколько слогов в слове «ножницы»? +3 слога: нож-ни-цы -Где находится звук Ц: в в начале слова, в середине или в конце? +В середине слова -Какой по счету звук Ц? -Обозначим это слово сигналами -Сколько слогов в слове «носки»? -Где находится звук С? +В середине слова -Какой он по счету? -Встали. Сделаем разминку. Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы кружимся потом. -Ребятки, а теперь послушайте предложение и скажите, в каких словах спрятались звуки С и Ц. Будьте внимательны! Наши старые жильцы. -В каких словах есть звук С? -В какой части слова спрятался этот звук? -Еще в каких словах? +Скворцы, старые. В начале слова. -А какие слова со звуком Ц? +Скворцы, жильцы. В середине слова. -Сейчас я прочитаю вам небольшой рассказ. Слушайте внимательно! Во дворе жили птицы: утки, индюк, петух. Жила там курица с цыплятами. Повела курица цыплят гулять. А там лиса.-«Береги, курица, цыплят. Лиса близко!». -Вы прослушали текст. Какие слова со звуком С вы услышали? -А слова со звуком Ц? +Курица, птицы, цыплята. -Итак, ребята, над какими звуками мы с вами работали? -Какие это звуки? -Какие слова со звуками Си Ц вы услышали сегодня на уроке? -Ребятки, вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы! Урок окончен. Отдыхайте. Учитель настраивает обучающихся У детей зеркала Губы улыбаются, язык лежит на нижней губе, верхние зубы видны. Зевнуть, раскрыть рот, зубы видны. «Вкусное варенье»(язык кверху и слизать варенье с верхней губы) Учитель делает ударение в словах на звуке С Учитель делает ударение в словах на звуке Ц Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Дифференциация звуков [с]-[ц]» Елена Сторожинская Задачи: 1. Учить слухо – произносительной дифференциации звуков [ c ]-[ Ц ]. 2. Продолжать совершенствовать навыки звуко – слогового анализа и синтеза, развивать чувство ритма и языковое чутьё. 3. Учить выделять из предложения слова с заданным звуком. 4. Упражнять в словообразовании и словоизменении. 5. Повторить словарь по теме «посуда». 6. Тренировать умение ориентироваться в пространстве. Оборудование и материалы: 2. картинки, в названии которых содержатся звуки [c],[ц]. 3. картинки с изображением предметов посуды. 4. счётные палочки 5. карточки с буквами С и Ц. 6. кассы звуков и букв. Ход занятия: 1. Дифференциация звуков [ c – ц ]. • На доске картинки: автобус, ананас, парус. Логопед: каким одинаковым звуком заканчиваются эти слова? (с) Огурец, колодец, палец (ц) Логопед: звук [ c ] какой? Охарактеризуйте. Дети: согласный, твёрдый, глухой. Логопед: охарактеризуйте звук [ ц ], какой он? Дети: согласный, твёрдый, глухой. Логопед: чем отличаются звуки? Дети: когда произносим [ c ], воздух идёт по центру языка, когда произносим [ ц ], язычок сначала «встречается» с верхними зубами, а затем между ними образуется щель, через которую идёт воздух. 2. Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [ c ]». Логопед: С, Ц, Ц,С,С; СА, ЦА, ЦЫ, СУ, СЫ; АС, ОЦ, УЦ, ОС; САНКИ, ЦИРК, ОГУРЕЦ, НОС, СУП. 3. Упражнение «Скажи наоборот». Логопед: если я произнесу слог со звуком [ c ], то вы должны произнести слог со звуком [ ц ], и наоборот: СА – ЦА, СО – ЦО, СУ – ЦУ; АС – АЦ, ОС – ОЦ, ИС – ИЦ; ЦО – СО, ЦИ – СЫ, АС – АЦ, УЦ – УС. 4. Упражнение «Закончи слово». Логопед: я произнесу начало слова, а вы подумайте какой слог надо поставить в конце и произнесите всё слово: ЦА (СА): мельни, кузни, поло, умни, колба, актри… ЦО (СО): коле, коль… ЦЫ (СЫ): воло, огур… 5. Упражнение «найди лишнее слово». Логопед: санки, цирк, суп, сок. Логопед: правильно, почему? Дети: это слово начинается со звука [ ц ], а остальные слова со звука [ c ]. Логопед: огурец, молодец, нос, палец. Курица, мельница, лиса, лицо. Логопед: ребята, давайте немного отдохнём и представим, что мы отправились на прогулку, а заодно вспомним, как надо переходить дорогу. Дети встают около своих мест. Я на дорогу выхожу (дети маршируют) Сперва – налево погляжу (показывают рукой) Потом – направо и вперёд (показывают рукой) И ты – умелый пешеход (друг другу). Ну вот прогулялись, проголодались, а дома нас ждёт обед. А что нам нужно, чтобы приготовить обед и красиво подать его на стол? 6. Дидактическая игра «Назови посуду». Логопед показывает картинку с изображением предметов посуды, дети называют её, говорят, в каком слове слышам звук [c] или [ ц ] и где он находится (в начале, в середине или в конце слова). Логопед: а теперь давайте назовём эти предметы, если их будет много: Сахарница – сахарницы и т. д. Логопед: а сейчас, давайте назовём эти предметы, если они будут маленького размера (напр. кастрюлька, сковородочка, стаканчик, блюдечко и т. д.) 7. Дидактическая игра «засели домик» На доске изображения двух домиков с кармашками – вкладышами. Рядом на столе вперемешку картинки, в названии которых встречаются звуки [c],[ц]. Логопед: ребята, надо «заселить» картинки в домики. К доске вызываются два ребёнка. Один собирает картинки со звуком [c] и вставляет в кармашки соответствующего домика, др. собирает картинки со звуком [ц]. Когда дети готовы, проверяют все вместе. Ребёнок показывает картинку, называет её и говорит, где в слове находится звук (с, ц). 8. упражнение «найди в предложении слова со звуками [c],[ц]». логопед читает предложения: Лариса идёт на улицу. У Сони тёплые рукавицы. В лесу живут зайцы. Саня поцарапал палец. Соня купила яйца. После каждого предложения дети называют слова с искомыми звуками, говорят, какой звук они услышали в данном слове и где в слове он находится (в начале, в середине или в конце). 9. Игры с буквами С и Ц. • Выложить счётными палочками буквы С и Ц. • Работа с карточками (у каждого ребёнка две карточки с буквами С, Ц). Логопед называет слово, дети поднимают карточку с соответствующей буквой. Суп, цирк, цыган, сова. • Звуко – слоговой анализ слов, чтение, составление из букв разрезной азбуки: Суп, супы, цып, цыпа. Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Дифференцирование звуков [Ч]-[Т’]» Цели: коррекционно-образовательная: – дать детям понятие о механизме образования звуков Ч — Ть в сравнительном плане; – формировать навыки. Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Р]» Индивидуальное логопедическое занятие по теме: Дифференциация звуков [Л-Р]. Цель: Дифференцировать звуки [Л-Р] в слогах, словах и предложениях. Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: продолжать учить ребенка различать на слух [Р]. Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего возраста с ФФНР «Дифференциация звуков [л]-[л`]» Цель: Учить дифференцировать звуки [л] – [л`] по твердости-мягкости в слогах и словах на слух и в произношении; отрабатывать дикцию; совершенствовать. Конспект занятия по логоритмике в подготовительной группе. Дифференциация звуков [С]-[Ш] Занятие №6 «Учим Петрушку говорить». Цели: • закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой. План-конспект логопедического занятия на тему «дифференциация звуков к и К’» Конспект логопедического занятия «Дифференциация К и К’» Программное содержание Коррекционно-образовательные задачи: 1. Познакомить детей. |