Дифференциация звуков Р-Л – конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная логопедическая группа)

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по дифференциации звуков Л – Р
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

На занятии решаются задачи по уточнению артикуляции и

дифференциации звуков Л, Р в слогах, словах и скороговорках,

а так же по совершенствованию фонематического слуха

и навыков звукового анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_nod_po_differentsiatsii_zvukov_lr.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционной НОД

в подготовительной логопедической группе

Учитель- логопед Богданова Н.В.

МБДОУ « Детский сад №11»

Тема : «Урок для обезьянки»

Цель : «Дифференциация звуков Р- Л»

1.Уточнить артикуляцию и характеристику звуков Р-Л

2. Развивать фонематический слух

3. Упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе слов.

4.Способствовать формированию интереса к учебной деятельности и развитию у детей чувства собственного удовлетворения от выполненных заданий.

5.Воспипывать самостоятельность и умение сотрудничать со сверстниками.

6.Воспитывать любовь к родному краю.

-Рассмотреть на карте Бразилию, рассказать о характерных особенностях этой страны.

-Заучить скороговорки со звуками Р, Л на индивидуальных занятиях

-Познакомить с природой и животным миром Урала. Воспроизводить названия деревьев, животных , рыб.

1.Орг. момент .- Ребята, к нам в гости приехала из Бразилии обезьянка. Её зовут ЛАРА. В этом году она собирается в школу. Сегодня мы с вами будем повторять звуки и рассказывать ЛАРЕ о том , что знаем сами и учить её грамоте. Скажите пожалуйста, а зачем нам знать грамоту? ( мотивация).

2.Сообщение т. и ц.

– О каком звуке я говорю? Когда мы его произносим губки улыбаются, зубки сближены, а кончик языка смыкается с зубками.

Дети: – Звук Л. – Молодцы! Правильно!

-А этот звук получается , если губки у нас, как при произношении звука Э, язычок находится вверху , за верхними зубами и вибрирует, дрожит.

Дети – Звук Р – Верно! Умницы! Догадались о каких звуках мы будем рассказывать нашей гостье?

3. Хар –ка звуков по схеме:

– Расскажите про Л, какой он? ( согласный, твёрдый, звонкий)

Докажите ,что звонкий! Какой буквой обозначаем звук Л? (Буквой Л.) – Правильно!

Так же даём характеристику звука Р.

4.Дифференциация в слогах:

Послушай Лара, как дети умеют проговаривать слоговые дорожки и не путают звуки Р-Л.

Дети воспроизводят слоговые ряды индивидуально за логопедом:

Ла-ла-ра ла-ра-ра ра-ла- ла ра-ра-ла ра-ла-ра ла-ра-ла

5.Дифференциация в словах:

-Я прошу со слогом РА мне сейчас назвать слова – ра… ро….ру…ры….

-А теперь со слогом ЛА я прошу назвать слова – ла…. ло….лу….лы….

6.Физминутка: « Слоники – обезьянки»

7. Упражнение в звуковом анализе и синтезе.

– Раз, два¸три, ну-ка , ушко звук лови! Какое слово получится. Если соединить звуки У-Р-А-Л, К-Р-А-Й

-Итак наш край, где мы живём называется Урал.

Давайте покажем ЛАРЕ уголок природы нашего края! Выберите подходящие картинки и назовите, чего много на Урале? Не забывайте про звуки Р,Л. Дети –Много лесов, полей, рек, озёр.

-Какие деревья растут на Урале? – Берёза, рябина, липа, черёмуха. ( делим на слоги эти слова)

– Какие звери и птицы водятся в наших лесах? – рысь, волк, лиса, лось….соловей, дятел, ворона, воробей – …( делим на слоги)

8.Упражнение на развитие мышления и зрительного восприятия:

– Поиграем, проверим , какие у вас внимательные глазки!

– «Что лишне и почему?» (сова, т.к. она птица)

– Найдите зверей, в названии которых нет звуков Р, Л.

– Назовите зверей, в названии которых есть звуки Л – ЛЬ, так же Р – РЬ.

9. Дифференциация Л-Р в скороговорках:

-Давайте научим ЛАРУ рассказывать скороговорку со звуками Л и Р.

Для этого нам надо вспомнить и назвать, чего много водится в наших реках, озёрах, прудах? – Рыбы!

Правильно! (выбираем рыбака)

*Три налима, три форели наш рыбак поймал на мели. -Вот улов так улов! – радовался рыболов.

* Рыбу ловит рыболов, в реку весь уплыл улов.

( Рассказываем с опорой на картинки. См « Зашифрованные скороговорки» )

* В тихой речке у причала рыбка рыбку повстречала.

-Здравствуй! – Здравствуй! – Как дела?

– На рыбалке я была. Я удила рыбака, дядю Федю –чудака.

– Где же твой рыбак? Попался?

-Нет, ушёл хитрец, сорвался!

10. Звуковой анализ

-Назовите слова, в которых есть оба звука и Р и Л одновременно?

– р ыбо л ов, р адова л ся, фо р е л ь, повст р еча л а, У р а л .

Как зовут нашу гостью? Л А Р А! – Откуда она приехала? – из Б р ази л ии!

Чтобы Лара лучше запомнила название нашего края, давайте назовём в этом слове звуки по порядку

-Сколько всего звуков?

Сколько гласных? Назовите их.

Сколько слогов?( вспомнить правило: сколько в слове гласных звуков, столько же в нём и слогов)

11.Итог . Ребята, как вы думаете, о чём ЛАРА расскажет своим друзьям в Бразилии?

Давайте подарим ларе слова со звуками Р и Л ,

чтобы она их повторяла и научилась читать так же, как вы.

( дети читают слова по карточкам – УРАЛ, РЫБОЛОВ, РЕКА, БЕРЁЗА, ЛИПА, ЛОСЬ, ВОЛК …)

Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Дифференциация звуков [р]-[л]»

Лариса Тресина
Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Дифференциация звуков [р]-[л]»

Занятие по обучению грамоте

в подготовительной логопедической группе

Тема: «Дифференциация звуков Р-Л»

Коррекционно-образовательные: Закрепить характеристики звуков, создать условия для формирования умения дифференцировать звуки «Л» – «Р» изолированно, на уровне слога, слова, предложения, на слух и в произнесении.

Коррекционно-развивающие: создать условия для развития фонематического восприятия, слуховой памяти, артикуляционной, тонкой, общей моторики, интонационной выразительности речи, воображения, логического мышления.

Коррекционно-воспитательные: создать условия для формирования навыков самоконтроля, воспитывать стремление доводить дело до конца.

Оборудование: зеркала, иллюстрации цветов ромашка и ландыш, предметные картинки на звуки «Р-Л» по количеству детей, карточки с буквами «Р-Л», карточки для индивидуальной работы, карандаши

Ход занятия:

– Какое сейчас время года? (Весна).

-Что происходит весной в природе? (Тает снег, прилетают птицы, начинает расти трава, листики, появляются первые цветы-подснежники)

1. Дыхательная гимнастика.

«Понюхать цветок».

Подснежники – цветы, распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. К цветку носик приближаем – аромат цветов вдыхаем.

Проводится 2-3 раза.

«Сдуем одуванчик»

Глубоко вдохнуть через нос и выдохнуть на одуванчик. Сжать руку в кулак (это одуванчик, подуть на кулак, произнося шепотом «ф», струя сильная, длинная. Разжать пальцы (одуванчик облетел)

2. Артикуляционная гимнастика.

«Бегемотик»

Бегемотик рот открыл

Подержал, потом закрыл.

Подшутить над ним охота.

Бегемот открывает рот, закрывает рот – 5раз

«Качели»

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели

Вверх – вниз, вверх – вниз

Вверх – ух! Вниз – ух!

И захватывает дух!

«Лошадка»

Поскакали на лошадке

По дорожке ровной гладкой.

Носиком вдохнули, лошадку остановили – тпррр…

«Грибочек»

На полянке выросли грибы:

Один грибок положили в кузовок,

Другой грибок положили в кузовок,

И еще грибок положили в кузовок,

Вот огромный грибок положили в кузовок,

И последний грибок положили в кузовок.

«Гармошка»

Антошка, Антошка, сыграй нам на гармошке.

К небу язычок прижми

И ниже челюсть отведи

«Маляр»

Красить потолки пора

Назад – вперед, назад – вперед,

А потом наоборот:

Вперед – назад, вперед – назад

Поработать каждый рад!

«Барабан»

Что ж закончена работа,

Барабанить нам охота:

Д-Д ДДД, Д-Д ДДД, Д-Д ДДД

«Индюшата»

Идут индюшата весело балбочут

Будто кто-то их щекочет:

3. Пальчиковая гимнастика

«Здравствуй, пальчик», «Колечки, ушки, рожки», «Ступеньки»

4. Отгадывание загадок:

В поле бескрайнем сестрички стоят,

Жёлтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички – белы реснички. (Ромашка)

– С какого звука начинается слово РОМАШКА? (звук Р).

– Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий).

– Когда мы произносим звук Р, что происходит с ротиком, губами и язычком? (рот открыт, губы в полуулыбке, а язычок поднят к верху и дрожит, вибрирует).

Цветёт он майскою порой,

Его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят. (Ландыш)

– С какого звука начинается слово ЛАНДЫШ? (звук Л)

– Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий).

– Когда мы произносим звук Л, что происходит с ротиком, губами и язычком? (рот открыт, губы улыбаются, язычок стоит за верхними зубами.)

-А в чем разница в произношении этих звуков?

5. Произношение отдельного звука (с высотой голоса)

Правая рука – ракета. Ракета взлетает и снижается (р-р-р-р-р)

Левая рука – самолет. Самолет взлетает и снижается (л-л-л-л)

6. Игра: «Поймай звук».

Ребенок должен завести «мотор», если услышит звук Р, и «взять в руки штурвал», если услышит звук Л. Глаза закрыли.

Звуки: р, л, л, л, р, л, р, р

Слоги: ро, ла, лы, ар, ир, ур, ил, ры

Слова: Рак, Шар, Роза, Лук, Мир, Стол, Мел, Белка, Карандаш.

5. Игра: «Повтори» (хором).

РА-ЛА-РА – у апельсина кожура.

РО-ЛО-ЛО – мы приехали в село,

РУ-ЛУ-РУ – скачет кенгуру

ЛЫ-РЫ-ЛЫ – расставили столы

АЛ-АЛ-АР – кипит наш самовар

ОР-ОЛ-ОЛ –это я пришел

УР-УЛ-УР – повесим абажур

ИР-ИР-ИР- выпили кефир

ЫР-ЫР-ЫР – суп уже остыл

6. Игра: «Волшебник».

Поиграем в волшебников, будем превращать одно слово в другое. Нужно заменить в слове звук Р на Л …. И наоборот Л на Р.

Рак – …лак ложки – …рожки Ров – …лов Лука – …рука

Рот – …лот мил – …мир

Рама – …лама голод – …город

Физминутка

7. Игра «Найди свое место».

У детей картинки с изображением предметов. Каждый ребенок, в соответствии со звуком в слове на картинке находит свое место за столом с буквой Р или Л. Дети называют слова, чётко проговаривая заданный звук.

8. Игра «Скажи наоборот»

– Послушай предложения. Добавь в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком [р] или [л].

• Дедушка старый, а внук (молодой)

• Вчера мне было грустно, а сегодня (весело)

• Зимой снега много, а весной (мало)

• Баба Яга злая, а фея (добрая)

• Суп горячий, а компот (холодный)

• Снег белый, а уголь (черный)

• У березы ствол тонкий, а у дуба (толстый)

9. «Исправь предложение»

Халат надел маму.

Стол поставили на лампу.

Стул укатился под клубок.

В розах растут сады.

Торт подарил Раю на день рождения.

В помидорах и огурцах растут огороды.

10. «Расскажи стихотворение»

«Оркестр на пруду»

К раку каракатица

На карете катится.

Только вечер наступает,

На гитаре рак играет.

У рояля стрекоза –

Водомерка – первой скрипкой,

А солируют лягушки –

Три зеленые подружки.

11. Итог занятия

Фронтальное занятие по подготовке к обучению грамоте «Дифференциация твердых и мягких согласных звуков» Цель: Закреплять навык различения твердых и мягких согласных звуков. Повторять основные способы изображения мягкости согласных на письме.

Фронтальное занятие «Дифференциация звуков и букв А-Я» в подготовительной к школе группе Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме. Задачи: Коррекционно-развивающие: – закреплять знания детей о гласных звуках.

Конспект проведения занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [п]-[б], [п΄]-[б΄]» Программное содержание: Учить детей составлять слова из слогов-слияний. Продолжать учить определять и называть количество слогов в словах,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Повторение звуков [н], [н’]» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Повторение звука [н],[нь] Программное содержание: -продолжать учить.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Подготовила и провела учитель – логопед Ольховик Валентина.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Подготовила и провела учитель – логопед Ольховик Валентина.

Коррекционно-образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе «Дифференциация звуков [ш]-[ж]» Коррекционно – образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе. Составила: учитель – логопед Шамова Татьяна Викторовна.

НОД по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе «Добро побеждает зло!» НОД по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе «Добро побеждает зло!» Цели: Коррекционно-образовательные: – Учить.

План-конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе «Дифференциация звуков [М] и [Н]» План-конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе с применением компьютерной презентации по теме: «Дифференциация.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Дифференциация звуков [С]-[Ш] Цели: коррекционно – образовательные: Учить детей давать акустико –артикулляционную характеристику звуков С,Ш с опорой на различные виды.

Конспект занятия Дифференциация звуков Л – Р

Подгрупповое занятие с детьми подготовительной логопедической группы

Вид занятия: «Формирование правильного звукопроизношения и подготовка к

Тема занятия: «Дифференциация звуков «Л» – «Р»

Участники занятия: Дети с заключением на вводе в логопедическую группу

«Общее недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)»,

дизартрический компонент. У одного ребёнка – интеллект

субнорма. Окончание двухлетнего коррекционного периода.

Цели занятия:

Совершенствовать слухо – произносительную дифференциацию звуков «Л»-«Р».

Совершенствовать навыки аналитико – синтетической деятельности.

Совершенствовать навык произнесения слов сложной звуко-слоговой структуры (изолированно и в контексте предложения).

Совершенствовать навык образования относительных прилагательных.

Продолжать учить составлять распространённые предложения по опорным картинкам.

Продолжать учить узнавать и дифференцировать зрительный образ букв.

Развивать психические процессы.

Ход занятия:

– Ребята, любите ли вы мультфильмы про смешариков?

– А помните ли вы как их зовут?

Сегодня к нам на занятие пришли не только гости – взрослые люди, но и ваши любимые герои. Кто они?

– Назовите, пожалуйста, первый звук в имени этого смешарика («Л» – Лосяш).

– Назовите, пожалуйста, второй звук в имени этого смешарика («Р» – Крош).

Сегодня мы будем продолжать тренировать правильное произношение этих звуков.

У каждого звука есть буква.

Найдите мне, пожалуйста, букву звука «Л», букву звука «Р».

Отдадим эти буквы Лосяшу и Крошу.

Скажите, пожалуйста, звук и буква это одно и то же или они чем-то отличаются друг от друга?

Дети вспоминают правило: «Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим».

Произнесите, пожалуйста, звук «Л». Какой он? (согласный, твёрдый, звонкий). Когда мы его произносим, что происходит у нас во рту? (губы немного улыбаются, рот приоткрыт, узкий кончик языка поднимается за верхние передние зубы).

Произнесите, пожалуйста, звук «Р». Какой он? (согласный, твёрдый, звонкий). Когда мы его произносим, что происходит у нас во рту? (губы улыбаются, рот приоткрыт, широкий кончик языка поднимается за верхние передние зубы и дрожит, потому что мы сильно дуем на него).

– Ребята, Лосяш и Крош пришли к нам не просто в гости. Они приготовили для вас очень интересные задания.

Первое задание: Рассмотрите картинки, назовите их и определите, какой звук («Л» или»Р») есть в названиях этих картинок (РАК, РЫБАК. РУКАВ, КОМАР, ПОВАР, КОЗЁЛ, ЛОБ, ФАКЕЛ, ЛУК, БЕРЛОГА, ЖУРНАЛ).

Давайте теперь составим из этих картинок волшебную цепочку. Картинки – берлога и журнал убираются, а из остальных дети по очереди выкладывают цепочку, в которой каждое следующее слово начинается на последний звук предыдущего слова. Дети комментируют свои действия: «В слове «РАК» последний звук «К», значит, следующая картинка будет «КОМАР».

Волшебная цепочка: РАК – КОМАР – РЫБАК – КОЗЁЛ – ЛОБ(П) – ПОВАР –

РУКАВ(Ф) – ФАКЕЛ – ЛУК.

А теперь, я хочу попросить наших уважаемых гостей выбрать из этой цепочки четыре любых слова, а вы составите звуковые схемы этих слов.

– Предложите, пожалуйста, слово для Леры, (для Гриши, для Толика, для Никиты).

Двое детей выкладывают схемы над картинками, двое под картинками, определяют количество слогов.

Второе задание «Измени слово»:

– Я говорю начало слова, а вы подумайте каким звуком «Р» или «Л» это слово должно закончиться (топоР, стоЛ, укоЛ, забоР)

– Я говорю конец слова, а вы подумайте, какой звук «Л» или «Р» должен быть первым (Рысь, Лужи, Работа, Лапа)

– Замените в слове звук «Л» на звук «Р». Какое слово получится? (БАЛ – БАР, ЖАЛ – ЖАР, ИГЛА – ИГРА, ПОРКА – ПОЛКА)

Третье задание «Что у кого?»:

У Лосяша и Кар-карыча есть друзья – мальчик и девочка. Чтобы узнать их имена нужно определить первые звуки слов, которые я произнесу и составить из них имя (Роза, Ослик, Машина, Апельсин – РОМА; Медведь, Индюк, Лук, Ананас – МИЛА).

У детей по две пары картинок. Задание: Рома любит предметы со звуком «Л», а Мила любит предметы со звуком «Р». Дети прикрепляют картинки и комментируют свои действия: «Около Милы рак, а около Ромы лак». (лак – рак, пилот – пирог, ложки – рожки, лавка – рамка, флаг – фрак, козёл – ковёр, плошка – крошка, колобок – коробок).

Четвёртое задание «Скажи, какой?»:

(образование относительных прилагательных)

Снасть для рыболова – рыболовная снасть Матрац из поролона – поролоновый матрац Курорт для горнолыжников – горнолыжный курорт Каша из перловки – перловая каша Пломбир из шоколада – шоколадный пломбир Скорлупа от яйца – яичная скорлупа Браслет из кораллов – коралловый браслет Лак из перламутра – перламутровый лак Лайнер для пассажиров – пассажирский лайнер

Пятое задание «Составь предложение»:

Дети получают опорные картинки: РЫБОЛОВ – ВЕДРО, КРОКОДИЛ – ЗЕБРА, СОРОКА – КРЫЛЬЯ, ДЕВОЧКА – ЗЕРКАЛО. Задание: составить предложение, в котором были бы слова со звуками «Л», «Р». Например: РЫБОЛОВ ПОЙМАЛ ЦЕЛОЕ ВЕДРО РЫБЫ. ГОЛОДНЫЙ КРОКОДИЛ ПОЙМАЛ И СЪЕЛ ЗЕБРУ. У БЕЛОБОКОЙ СОРОКИ ДВА ЧЁРНЫХ КРЫЛА. ДЕВОЧКА УРОНИЛА И РАЗБИЛА ЗЕРКАЛО.

Шестое задание «Сказочное»:

Лосяш и Крош очень любят сказки. Но когда они были маленькие и не умели правильно произносить звуки «Л» и «Р» никто не понимал какую сказку они хотят послушать. А вы догадаетесь?

«КЛАСНАЯ ШАПОЧКА», «СИВКА – БУЛКА», «КОРОБОК», «ЖАЛ – ПТИЦА»

Седьмое задание «Узнай, напиши, прочитай»:

– Угадай, какие буквы спрятались

– Расставь буквы по росту и прочти слово

Занятие подошло к концу. Смешарикам очень понравилось, как вы занимались. Теперь вы можете с ними поиграть.

Конспект НОД “Дифференциация звуков [Л]-[Р]”
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
differentsiatsiya_l-r.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16 «Золотой ключик» города Сафоново Смоленской области

Конспект НОД по обучению грамоте «Дифференциация звуков [Л]-[Р]»

Подготовила учитель-логопед:

Терехова Виктория Александровна

Цель: учить детей различать на слух звуки [р]-[л] в слогах, словах, фразах.

  • закрепить характеристики звуков, создать условия для формирования умения дифференцировать звуки [Л] – [Р] изолированно, на уровне слога, слова, предложения, на слух и в произнесении;
  • создавать условия для развития фонематического восприятия, слуховой памяти, артикуляционной, тонкой, общей моторики, интонационной выразительности речи, воображения, логического мышления;
  • формировать навыки самоконтроля, воспитывать стремление доводить дело до конца.

Оборудование: игрушки (киндеры), названия которых начинаются со звуков [Л], [Р], звуковые схемы, картинки (лодка, палатка, стол, рыба, парус, самовар), демонстрационные картинки (рак, ложки, колобок, юла, глаза) + (крыша + лошадь = крыло; луна +жаба = лужа; ролики + забор = роза; письмо + лампа= пила), предметные картинки с изображением птиц на звуки [Л], [Р] по количеству детей, карточки для индивидуальной работы.

Логопед: Ребята, Вы любите сюрпризы?

Логопед раздаёт киндеры (яйца) в которых лежат игрушки. Дети открывают свои сюрпризы и называют название игрушки, которая ему попалась. Логопед уточняет первый звук, в названии каждой игрушки.

Логопед: Ребята, с каких звуков у нас начинались слова? Сегодня пойдёт речь о звуках [Л], [Р], давайте вспомним, что мы знаем об этих звуках?

Дети дают характеристику звуку.

Наводящие вопросы логопеда: гласный – согласны, твёрдый – мягкий, звонкий – глухой.

Логопед: Ребята, чем отличаются эти звуки?

Все дети садятся за столы перед ними звуковые схемы и картинки.

Логопед: Ребята, перед Вами звуковые схемы и картинки. Подберите слова к схемам.

Дети определяют место звука [Р] и [Л] в слове, соотносят со схемами.

Логопед: А теперь предлагаю Вам сыграть в игру «Замени звук».

Детям предлагаются картинки: рак, ложки, колобок, юла, глаза.

Логопед: У вас на столах лежат по две картинке, вам нужно составить предложение с этими картинками, добавив слово-действие.

Логопед: Молодцы, а теперь предлагаю Вам разгадать ребусы.

Логопед показывает детям две картинки. Ребята должны составить слово из первых слогов названий картинок. После правильного выполнения, логопед демонстрирует картинку с правильным ответом.

Логопед: Давайте немного отдохнём. Какое время года у нас за окном? Что часто весной происходит?

Логопед: Весной на улице много (луж). Чтобы перепрыгнуть их, нужно выполнить задание. Когда услышите звук [Р], хлопните один раз, когда услышите звук [Л], хлопните два раза – после выполнения задания перепрыгиваем лужу.

Игра «Четвёртый лишний». Ребята Вам нужно определить лишнее слово в ряду и объяснить почему:

Лодка лом рука луна

Корова радуга ручка рыба

Лопата луч бал лук

– после выполнения задания перепрыгиваем лужу.

Логопед: Ребята, какие изменения происходят весной?

Логопед: К нам возвращаются птицы из теплых стран, и сегодня они погостят у нас.

Игра «Рассели птиц». Детям раздаются картинки с изображением птиц, в названиях которых есть звуки [Р] и [Л]. Логопед расставляет две кормушки и объясняет, что в одной кормушке будут жить птицы, в названиях которых есть звук [Р], а в другой кормушке птицы в названиях которых есть звук [Л].

Логопед: Молодцы, ребята, отлично справились. А теперь у меня для вас есть необычное предложение. Предлагаю Вам стать поэтами, готовы?

Игра «Закончи предложение»

– Дедушку зовут (Лука)

У него болит (рука)

– Рисовал художник ламу

И картинку вставил в (раму)

– В блеске солнечных лучей

По земле бежит (ручей)

– Друг позвал меня на пир

Ел я торт и чая я (пил)

Логопед: Молодцы, ребята, какие талантливые поэты из Вас вышли.

Конспект занятия «Дифференциация звуков Р-Л, Путешествие в сказку – Золушка»

Конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная логопедическая группа)

Тема: « Дифференциация звуков Р-Л. Путешествие в сказку – Золушка».

Цели: 1. Учить дифференцировать звуки «Р-Л»

2. Упражнять в образовании сложных (двукоренных) слов.

3. Упражнять в составлении предложений – деформированная фраза.

4. Развитие связной речи.

5. Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

Игровой материал: картина «Золушка», карточки со слогами, словами, предложениями; фишки; разрезная азбука; предметные картинки, схемы предложений; модуль «пословица».

Ход занятия:1 Организационный момент. Игра «Вежливость и грубость».

Жили – были девочки. Одна была вежливая и ласковая, две другие – грубые. Логопед схематично рисует три лица: улыбающееся и два – недовольных. Сейчас вы по очереди будете называть свои имена, и мы узнаем, как их произносили вежливая и грубые девочки.

Оля – Оленька – Олька, Галя – Галечка – Галька, Валя – Валечка – Валька, Толя – Толечка – Толька, Коля – Коленька – Колька, Уля – Улечка – Улька, Юля – Юленька – Юлька, Эля – Элечка – Элька, Поля – Полечка – Полька.

Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие. Куда мы отправимся – вы попробуете отгадать сами. Педагог показывает детям карточку с буквами: К З И А С К. Под буквами написаны цифры: 2, 4, 6, 3, 1, 5.Дети отгадывают слово : сказка. В этом путешествии нам встретятся вежливые и грубые герои. Отгадайте, какая сказка нас ждёт: Так быстро от принца девица бежала,

Что туфельку даже она потеряла. (Золушка).

Скажите, кто такая Золушка? Почему её так называли?

2. Игра « Расскажем, какая была Золушка? (образование сложных слов).

У Золушки были голубые глаза – она голубоглазая; светлые волосы – она светловолосая; Чёрные брови – она чернобровая; у неё белое лицо – она белолицая; добрая душа – она добродушная; доброе сердце – она добросердечная. Она всегда любила мир, никогда не ссорилась – она миролюбивая; всегда трудилась – она трудолюбивая.

Какую работу выполняла Золушка? Подскажите нужные слова. Золушка полы (Мыла, подметала, протирала, скоблила), печь (топила), обед (варила, готовила), бельё (стирала, полоскала, гладила), грядки (полола), посуду (мыла, чистила). Чем похожи эти слова? (они оканчиваются на слог – ла).

С кем жила Золушка? ( с мачехой и двумя сёстрами). Чем занимались сёстры Золушки?

3. Речедвигательный тренинг.

В зеркало глядятся (Дети делают большой воображаемый овал руками)

Золушкины сестрицы. (Небольшой поворот головы влево-вправо)

Они надели утром (круговые движения руками вокруг шеи до середины груди)

Бусы с перламутром. (Поглаживающие движения обеими руками на уровне «бус»)

Давайте ещё раз произнесём слово: перламутр. На какой звук оканчивается это слово? (Р). Какой звук находится в середине слова? (Л).

Сегодня на занятии мы будем различать звуки «Р-Л». Произношение и характеристика звуков.

4. Речевая разминка. Ри-ли-ри – загорелись фонари.

Ло-ро-ло – в тёмной комнате светло.

Лы-ры-лы – моет Золушка полы.

5 . Физминутка. До вечерней поры (поднять руки, медленно опустить вниз)

Мыла Золушка полы. (Наклониться вперёд, раскачивающиеся движения обеими руками вперёд- назад)

А когда убралась (вытереть пот со лба).

Села, чаю напилась. (Присесть на корточки и имитировать чаепитие).

6. Дидактическая игра «Что около?»

На столах у детей разложены предметные картинки: ложка – вилка – тарелка – бокал – салатница. Дети говорят: «Около ложки-вилка, около вилки-ложка и тарелка, около тарелки – вилка и бокал, около бокала – тарелка и салатница, около салатницы – бокал.

7. Дидактическая игра «Замени звук «Р» в слове на звук «Л».

Выкладывание слова из букв разрезной азбуки. Звукобуквенный анализ слов.

Педагог даёт детям карточки со словами на звук «Р». Дети заменяют звук «Р» на звук «Л». Затем выкладывают слово и определяют звуки с помощью фишек.

Слова: мир – мил, дар – дал, игра – игла, стар – стал, жарко – жалко, рак – лак, рад – лад, рожки – ложки, пир – пил, рожь – ложь.

8. Составление слов из перепутанных слогов. Чтение слов. На карточках написаны волшебные слова. Отгадайте слова, поменяв местами слоги. ЦА-ВОЛ-НИ-ШЕБ – волшебница, КА – ПА – ЛОЧ – палочка, РЕ – Та – Ка – карета, КЕЙ – ЛА – лакей, ВА – РО – ЛЕ – КО – королева.

9 .Составление предложений – деформированная фраза . На карточках написаны слова, из слов дети составляют предложения: Волшебница послала Золушку в огород. Золушка сорвала большую тыкву. Волшебница превратила тыкву в карету. Мышей волшебница превратила в лошадей. Ящериц волшебница превратила в слуг. Платье Золушки волшебница превратила в белоснежный наряд. Золушка в карете уехала на бал. Золушка на балу танцевала с принцем.

10 Отгадывание пословицы по первым звукам: «Терпение и труд всё перетрут.»(Модуль с предметными картинками).

11.Итог занятия: Откуда берётся добро и зло? Из человеческого сердца. Что сильнее: добро или зло? Добро всегда сильнее.

Запомните волшебные слова: Доброта и красота – твоя лучшая черта.

Конспекты логопедических занятий.

Конспект занятия по обучению грамоте “Звук [р]. Буква Р” (подготовительная группа).

Иванова Е.Ю., учитель-логопед МБДОУ “Детский сад №23 комбинированного вида” г.Гатчина Ленинградская область.

Тема. Звук [р]. Буква Р.

Цель. Познакомить детей со звуком [Р] и буквой Р.

1). Уточнить правильную артикуляцию звука [р];

2). Учить выделять звук [р] из слов, давать его

3). Закрепить умение определять место звука [р] в словах;

4). Совершенствовать навык звукового анализа слов из 4-ёх

5). Совершенствовать навык фонематического синтеза;

6). Учить читать слоги и слова с новой буквой;

7). Систематизировать знания об овощах и фруктах, домашних

8). Работать над речевым дыханием, дикцией, интонационной

9). Развивать мелкую моторику;

10). Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к

Оборудование: фланелеграф, наборное полотно, карта путешествия изображением станций. предметные картинки на [р], рабочая тетрадь, пособие для определения места звука в слове, таблица слогов и слов с буквой Р, детали для конструирования буквы Р, картинки с изображением домашних животных, муляжи овощей и фруктов, цветные карандаши, цветные ручки, мяч.

– Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь на свои места и приготовьтесь внимательно слушать. Пособия, которые лежат у вас на партах, будете брать только тогда, когда я вас об этом попрошу.

1). Постановка цели занятия.

– Сегодня на занятии мы отправимся в увлекательное путешествие, познакомимся с новым звуком и с новой буквой. Будьте внимательны! Давайте вспомним, для чего нужны звуки и буквы?

( Звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем)

2). Знакомство с новым звуком:

а) Выделение звука [р] из слов;

Над городом повисло. (Радуга)

– Определите первый звук в этом слове.

-Отгадайте другую загадку:

Не конь, не птица,

А нос, как спица. (Комар)

– Определите последний звук в этом слове.

б) Уточнение правильной артикуляции звука [р], его

характеристика и обозначение;

Произнесите еще раз этот звук [р-р-р]. Это упражнение называется “моторчик”.

Возьмите в руки зеркала и проверьте правильно ли вы произносите [р]:

– зубки сближены, но не соприкасаются;

– кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и

– посередине язычка идет теплая воздушная струя;

-На что похож звук [р]? (рычит собака)

Символ звука: собака громко рычит:[Р-Р-Р] (выставляется картинка на фланелеграф)

-Дайте характеристику звука [р]

(согласный, твердый, звонкий)

– Как будем обозначать этот звук?

(кружком синего цвета)

в). Повторение слоговых рядов.

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у Ромы в руках шары.

Ру-ру-ру – продолжаем мы игру.

г).Определение места звука [р] в словах;

– А теперь мы отправляемся на поезде в путешествие.

Мчится поезд во весь дух.

-Чтобы определить, в каком вагоне каждый из вас поедет, нужно определить место [р] в словах и расставить картинки в соответствующие вагончики.

-Все заняли свои места, поезд отправляется.

д). Отбор овощей и фруктов, домашних животных, в названии которых есть [р]

1-я станция “Сад-огород”

– В корзинку нужно собрать овощи и фрукты, садовые ягоды, в названии которых есть[р].

(картофель, помидор, морковь, груша, смородина, крыжовник, виноград)

2-я станция “У бабушки в деревне”.

-Найдите на картинке домашних животных, в названии которых есть [р].

– Какую пользу приносят эти домашние животные?

Из молока делают много продуктов: творог, кефир, простоквашу и др.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

е). Работа в тетради. Звуковой анализ слова “РОЗА”

3-я станция “Цветочная”

-Поезд прибыл на следующую станцию, которая называется “Цветочная”. Откройте тетради на странице 21. Какие цветы здесь изображены? (роза, ромашка)

-Как вы думаете, почему здесь нарисованы эти цветы? (Названия цветов начинаются со звука [р])

-Сейчас вы будете художниками. Вы должны раскрасить цветы, при этом нужно сказать, что вы делаете. (например: Я раскрашиваю розу красным карандашом).

-Переверните страничку. Выполните звуковой анализ слова “РОЗА”.

-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику.

([Р] – согласный, твердый, звонкий)

-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику

-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику

([З] – согласный, твердый, звонкий)

-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику

– Сколько звуков в этом слове? (4)

– Назовите 3-ий звук (з), 2-ой звук (о).

-Сколько в слове гласных звуков? Согласных звуков?

– Сколько в этом слове слогов? (2)

4-я станция. Физкультминутка “ПОЕЗД” (речь с движениями)

Мчится поезд во весь дух.

На остановках выполняется упражнение по фонематическому синтезу. Логопед называет звуки и бросает одному из детей мяч, ребенок должен назвать все слово целиком.

(р, а, к, – рак т, о, р, т – торт

р, ы, с` – рысь р, ы, б, а – рыба

р,у,к,а – рука ш, а, р – шар)

3). Знакомство с буквой Р. Чтение слогов и слов с новой буквой.

5-я станция. “Чтение и письмо”.

а)-Что мы должны знать, чтобы читать и писать? (буквы)

-Звук [Р] обозначается буквой Р.(выставляется на фланелеграф)

– На что похожа буква Р?

б).Конструирование буквы Р

– Сконструируйте букву Р из бумажных деталей.

в). Письмо буквы Р в рабочих тетрадях

– Для чего нам нужна большая буква?

г). Чтение слогов и слов с новой буквой.

-Теперь прочитайте слоги и слова по таблице.

д).Письмо слова с новой буквой

– В тетради под схемой напишите слово “РОЗА”, обозначая звуки соответствующими буквами.

е ).Составление слов из разрезных слогов.

– Подберите слоги так, чтобы получились слова.

6-я станция. “Добавлялки”.

Наш поезд прибыл на следующую станцию. Вы должны вспомнить названия профессий и закончить предложения. Подсказка: в названии этих профессий есть [Р].

В столовой работает …(повар)

Стены красит … (маляр)

Подстригает людей …(парикмахер)

В магазине работает …(продавец)

Лечит детей … (врач)

Дом строит … (строитель)

(ответивший ребёнок получает соответствующую картинку)

– Составьте каждый своё предложение с данным словом и на -чертите его схему.

Проверка выполнения задания.

3. Подведение итогов занятия.

– Наш поезд прибыл на конечную станцию в детский сад.

-С каким звуком мы сегодня познакомились?

Дайте его характеристику.

Дифференцированная оценка деятельности детей.

Читайте также:  Речедвигательные упражнения и самомассаж в работе с детьми с нарушениями речи
Ссылка на основную публикацию