Дифференциация звуков П, Пь – конспект занятия

Конспект логопедического урока в 1-м классе компенсирующего обучения. Тема: “Дифференциация звуков [п], [п’]”

Разделы: Логопедия

Цели и задачи: познакомить детей со звуками П-П*, с нормой артикуляции изучаемых звуков; учить дифференцировать звуки П и П* изолировано, в словах, в слогах и предложениях и текст; развивать навыки фонематического анализа и синтеза; проводить профилактику оптических нарушений; развивать логическое мышление, связную речь (обучать составлению рассказа на заданную тему); учить работать на уровне текста; развивать мелкую моторику.

Оборудование: слоговая таблица предметные картинки со звуком П, зеркало, муляжи “овощи”, сюжетные картинки, карточки с буквами, магнитные буквы, сюжетные картинки “Помощники”.

1) Развитие зрительного восприятия.

Логопед: Ребята, послушайте, стихотворение и отгадайте о какой букве идёт речь.

Букву ту в спортивном зале
Перекладиной назвали
Влез на букву озорник
Он решил, что та турник!

2) Сформулировать и записать на доске тему занятия.

II. Основная часть

1) Логопед: Вспомните, как пыхтит каша, когда вариться (п-п-п)

– Произнесите звук П перед зеркалом

– Расскажите о положении губ ,зубов, языка о голосовых связках и струе воздуха.

  • Губы – сжимаются;
  • Зубы – раскрыты;
  • Язык – лежит спокойно;
  • Связки не работают;
  • Струя воздуха – тёплая, короткая

2) Сравнительная характеристика звуков занятия (по таблице)

П – согласный, твёрдый, глухой. На письме обозначаем синим закрашенным квадратом.

Пь – согласный, мягкий, глухой, на письме обозначаем зелёным квадратом.

3) Дифференциация звуков П и Пь в слогах.

Логопед: Прочитайте слоги (карточки на столе) и запишите их. Укажите наличие звуков П и Пь

Слоги: па, пу, пи, пе.

4) Игровое задание.

Хлопните, “услышав” в слоге звук П:

па, ма, на, ва, по, но, лы, вы, пы, бо, то, пу, бы, ка, на, пи.

5) Работа на уровне слова

Игра “Закончи слово”

пу- пух, пушка, пуговица.

пи- пирог, пила, письмо..

2. Словесная игра “Доскажи словечко”

Я взял муку и взял творог
Испёк рассыпчатый. ( пирог)

Если всё ты будешь знать
То получишь в школе . (пять)

Портфель у меня не велик и не мал
Лежит в нём учебник, тетрадь и . (пенал)

3. Дидактическая игра “Прятки”

Инструкция : найдите и покажите предметы на картинках в которых звук П

– в середине слова

4. Развитие звукового анализа

Сказка “Про овощи”

Логопед: Решил однажды Синьор Помидор собрать войско из овощей. Пришли к нему все овощи: горох капуста, огурец, лук, репа, патиссон, картофель и другие. И сказал помидор: “Много желающих оказалось вас, чтобы служить в моём войске, поэтому я ставлю такое условие: в первую очередь в войско пойдут те лишь овощи, в названии которых есть звук П”.

Назовите их, ребята ,и попробуйте определить место звука П в слове.

Логопед: Составьте звуковую схему слова: репа, перец (работа с цветными картами за столом); слова :помидор, капуста, петрушка (работа у доски)

5. Физкультминутка . “Петух” (игра в кругу)

Сел петух на забор,
Закричал на весь двор.
Слушай, Дима, не зевай,
Кто петух у нас, узнай!

6. Дифференциация звуков П- Пь в предложениях

Логопед: Дополните предложения словами, в которых есть звук П.

  • На огороде выросли красные. (помидоры)
  • В саду распустились красивые . (пионы)
  • Мальчик отправил бабушке . (письмо ,посылку)
  • Полина пришла из школы и сняла . (пальто, плащ, платье)
  • Липу пилили . (пилой)
  • На полку поставили . (посуду)
  • Во время жары на голову надо надевать . (панаму)
  • Бананы растут на . (пальме)

Логопед: Ребята, а теперь составьте самостоятельно предложения со словосочетаниями:

Дидактическая игра “Слово рассыпалось”

Из букв ПУТШЕКО составить слово.

Встанет на заре,
Поёт во дворе.
На голове гребешок,
Кто же это? (Петушок)

Составление предложения с данным словом.

Логопед: А сейчас мы с вами сыграем в игру “Звёздный час”.

Инструкция :из букв слова КРАПИВА составить другие слова (парк, пар, пир, вар, кипа, рак, икра, пара. )

Развитие связной речи

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Логопед: Рассмотрите картинки и составьте по ней рассказ.

(Дети раскладывают сюжетные картинки “Помощники”).

– Составление рассказа при помощи вопросов.

III. Итог занятия

Логопед:

  • Чем мы сегодня занимались на занятии?
  • Что особенно понравилось?

Конспект логопедического занятия “Звуки П-Пь”.

ЦЕЛЬ:Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков «П», «Пь»; дать детям понятие «согласные» звуки; упражнять детей в выделении звука «П» из начала слова; развивать слуховое восприятие на материале слогов и слов со звуком «П»; формировать навыки анализа и синтеза слогов; развивать память, мышление.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки со звуком «П», инд. зеркала.

Оргмомент. Сядет тот, кто скажет:

Какие звуки мы выучили?

Как они называются?

Почему? (произносим свободно, можно петь, тянуть).

Я буду называть слова, а вы первый звук:

Уши азбука индюк Аня утка автомат ива улитка

Скажу детям: «Вы назвали гласные звуки – мы их произносим свободно, их можно петь и тянуть.

А бывают звуки – «согласные», их нельзя тянуть, петь а воздух при произношении этих звуков встречает преграду или препятствия.

Сегодня мы будем учить один из таких звуков – «П».

Предложу детям рассмотреть артикуляцию звука «П».

(губы смыкаются, затем воздушная струя их разрывает).

Сомкнутые губы – препятствие, значит звук «П» – согласный.

Прошу произнести без голоса, затем с голосом.

Игра «Повтори, не ошибись».

Па – пу пи – пу пу – па – пи ап – уп – ип

Па – ип – пу Дети точно воспроизводят.

Вместе с детьми называем картинки на доске:

Паук пальто письмо поляна павлин пуговица

Петух птенец пушка пила пол парта пар пряник

Обращаю внимание детей, что первый звук «П» – согласный.

Ребята, а кто из вас заметил, что звук «П» мы произносим по – разному:

Послушайте, как я скажу:

Ап – апь уп – упь ип – ипь п – пь

Звук «П» – твердый.

Звук «Пь» – мягкий.

Звук «Пь» мы произносим улыбаясь, он мягкий ласковый.

А теперь повторите за мной:

Ап – апь па – пи уп – упь

Пила пять петух

Педагог читает загадки:

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Нет сочней (помидора).

Какой первый звук в слове помидор? (звук «П»)

Логопед дает характеристику звука – согласный, твердый.

Если всё ты будешь знать,

То получишь в школе (пять).

Проводится работа, аналогичная описанной выше. При характеристике звука уточняется, что он согласный, мягкий.

Игровое упражнение «Отгадай загадку».

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (петух)

Он охотно пыль вдыхает,

Не болеет, но чихает. (пылесос)

Два брюшка, четыре ушка. (подушка)

В печь сперва его сажают.

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (пирог)

8.Физминутка. Мы, как серые зайчата,

Прискакали на лужок.

Прыг – скок, прыг – скок.

Ветер травушку качает,

Влево – вправо наклоняет,

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке.

Прыг – скок, прыг – скок.

Выделение звуков «П», «Пь» из ряда других звуков.

На звук «П» дети поднимают синий квадрат, а на звук «Пь» – зеленый.

Игровое упражнение «Дополни предложение».

Педагог выставляет картинки: помидор, письма, пальто, пирог. Дети проговаривают названия. Далее дополняют предложения:

На огороде выросли красные ………….

Мама испекла вкусный …………………

На столах у детей картинки. Каждый ребенок должен на первую полоску поставить картинки, начинающиеся на звук «А», на вторую полоску – картинки, которые начинаются на звук «У», на третью полоску – картинки, которые начинаются на звук «И», и на четвертую полоску – картинки, которые начинаются на звук «П», «Пь».

Далее дети называют картинки и определяют первый звук в словах.

Согласование притяжательных местоимений с существительными («О каких предметах можно сказать мой, моя, моё, мои?»).

Отмечу, что мы учили разные звуки:

Которые произносим свободно, можем петь, тянуть. Как их называем?

Которые нельзя петь, тянуть, воздух при их произношении встречает преграду. Как их называем? Назовите такой звук. (П, Пь).

Занятие: Дифференциация согласных звуков по принципу: твёрдый и мягкий. Звуки [П] — [П’]

Елена Денисенко
Занятие: Дифференциация согласных звуков по принципу: твёрдый и мягкий. Звуки [П] — [П’]

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

Читайте также:  Логопедическое заключение ОНР 4 уровня

в подготовительной логопедической группе

Тема занятия: «Путешествие в страну звуков».

Дифференциация согласных звуков по принципу: твёрдый и мягкий. Звуки «П»«ПЬ».

Цель: Научить детей дифференцировать звуки «П»«ПЬ».

1. Учить давать сравнительную характеристику звуков «П»«Пь»;

2. Различение звуков «П»«ПЬ» на материале слогов, слов, развитие фонематического слуха и восприятия;

3. Падежные конструкции – образование существительных

творительного падежа мн. числа;

4. Составление предложений по образцу со сложным предлогом – потому что.

5. Кинезитерапия: координация речи с движением, развитие пальцевой моторики, просодической стороны речи, мимической мускулатуры, графо-моторных навыков;

6. Развитие зрительного и слухового восприятия;

7. Учиться ориентироваться в схеме тела, в пространстве;

8. Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: 2 куклы, 2 шляпы синего и зелёного цвета, резинки, конверт, цветные картинки-угощения (со звуками «П»«ПЬ», черно-белые картинки-подарки (со звуками «П»«ПЬ», синие, зеленые карандаши для штриховки, синие, зеленые квадраты, игрушка Гном, карточки с 2 домиками и дорожками к ним, шарики Су-Джок, магнитофон.

Ход занятия.

Ребята, давайте поднимем себе настроение и начнём занятие с весёлой гимнастики.

Здесь живёт Хмурилка, (дети хмурятся, указательные пальцы возле сведённых бровей)

Здесь живёт Дразнилка (упражнение «Буратино», дети показывают язык)

Здесь живёт Смешилка (указательные пальчики на щеках, дети улыбаются)

Здесь живёт Страшилка (глаза широко открыты, руки вытянуты вперед, пальцы растопырены, рот открыт)

Это носик Бибка! (указательные пальцы сведены на кончике носа)

А где твоя улыбка? (дети улыбаются)

Ребята, к нам в гости пришел Гном Грамотей из города Звуков (показ игрушки). Он хочет посмотреть, как можно играть со звуками. У нас есть звуки, которые можно петь. Смотри, Гном Грамотей и слушай.

Звучит спокойная музыка.

Каждый ребёнок держит в руках резинку и растягивает указательным и большим пальцем одной руки. Растягиваем в руках резиночку и поём гласные звуки с повышением и понижением тона по заданию логопеда.

Как называются звуки, которые мы пели? – Это гласные звуки, их можно петь, тянуть, воздух свободно выходит изо-рта, нет преграды.

Дети, Гном Грамотей прислал мне на электронный адрес письмо, (достаём письмо) что же тут написано?

Мы не умеем различать звуки П- ПЬ, научите нас. Мы приедем в среду на поезде. Куклы Петя Поля.

Вспомним по- порядку дни недели. Ребята, вчера был вторник, значит сегодня какой день недели? (среда). Поля, и Петя уже приехали.

Ребята, будем учиться играть со звуками, будем учиться слушать и различать их. Произнесите 3 раза, твердо звук П-П-П после меня.

Губы сжимаются и препятствуют выходу воздуха, не выпускают его, если есть препятствие, то такие звуки называются – согласные. Найдите на своих подносах синий квадрат и поднимите его вверх. Так мы будем обозначать твердый согласный звук «П».

У звука «П» есть братишка звук «ПЬ», он тоже согласный, но мягкий. Поднимите вверх зеленые квадраты.

Положите правую руку на горлышко и произнесите без голоса П-П-П, ПЬ-ПЬ-ПЬ горлышко не дрожит. Это глухие звуки.

Сейчас я буду произносить слоги и слова, а вы будете определять, звучит твердый или мягкий согласный звук и поднимать квадрат нужного цвета.

(У стола логопеда куклы Петя и Поля).

Ребята, Поле мы наденем шляпу синего цвета, а Пете шляпу зеленого цвета. Гном Грамотей спрашивает у Вас, почему? Потому что в имени Поля мы слышим твердый звук «П», а в имени Петя мы слышим мягкий звук «ПЬ».

Ребята, у нас гости их нужно угостить сладостями. У вас на столах картинки со звуками «П»«ПЬ», кто хочет угостить гостей должен сказать так: «Я хочу угостить Петю печеньем, потому что в слове печенье есть звук «ПЬ» (картинки апельсин, персик повидло, пастила, пирог, пирожное, пышка, пряник, компот, пончик).

Физкультминутка. «Олень». Координация речи с движением.

У оленя дом большой.

Он сидит в окно глядит.

Зайчик по полю бежит.

-Ты, олень, окно открой!

Там в лесу охотник злой.

-Зайчик, зайчик забегай!

Лапку мне давай!

Ребята, Гном Грамотей напоминает, что Поля и Петя скоро уезжают и просят, чтобы на память вы сделали им подарки-картинки (у детей по 1 картинке со Звуками «П» «ПЬ»). Нужно определить, какой звук «П» или «ПЬ» спрятался в названии картинки и заштриховать картинку либо синим, либо зеленым карандашом. (картинки: паук, письмо, лампочка, платье, пуговица, цифра пять, пятка, петух, сапог, лопата, пальма, перец).

Игра «Кто самый внимательный?».

«Делай то, о чем я говорю, а не то, что я показываю». Задача — учиться ориентироваться в схеме тела.

Развитие пальцевой моторики – шарики Су-Джок. (Дети выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад — вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Упражнение «Лезгинка». (Левую руку сожмите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой прямой ладонью прикоснитесь к кулаку левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз).

Упражнение «Клоун». Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая по кругу. После отрабатывают движения разнонаправленные.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте позицию рук «С точностью наоборот». Усложнение: хлопнуть в ладоши между сменой рук.

Поля и Петя забыли дорогу домой, нужно им помочь добраться до нужного домика? Выберите себе карандаш и проведите дорожку к нужному домику не сбиваясь с пути. Дом Поли синего цвета, дом Пети зеленого цвета.

Ребята, как вы думаете, научили мы Петю И Полю различать звуки «П» «ПЬ»? Гном Грамотей хочет угостить вас за то, что вы хорошо занимались, учились различать звуки «П»«ПЬ».(печенье на подносе). Прощаемся с гостями

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [ж]-[ш] и букв Ж-Ш в слогах, словах, предложениях» Цели обучающие: закрепить у детей знания о звуках и буквах «Ж – Ш»; дифференцировать буквы «Ж – Ш» в словах, предложениях. Цели коррекционно.

Фронтальное занятие с элементами театрализованной деятельности «Дифференциация звуков «Ш», «Щ» в словах и предложениях» Цель: 1. Дифференциация звуков «Ш», «Щ» в словах и предложениях. 2. Активизация словаря по теме «Рыбы». 3. Подбор признаков к словам названиям.

Индивидуальное коррекционное занятие со старшим дошкольником с ОНР III уровня «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Цель. Закреплять навыки различения и правильного артикуляторного произношения звуков [с]-[ш] в речи. Задачи. 1. Коррекционно-образовательные.

Логопедическое занятие с использованием здоровьесберегающих технологий «Федорино горе. Дифференциация звуков [Б]-[П]» Конспект логопедического занятия для старшей группы с использованием здоровье сберегающих технологий. Тема: «Федорино горе, Дифференциация.

Конспект открытой образовательной деятельности «Дифференциация глухих и звонких согласных на базе звуков [д]-[т]» Конспект открытой образовательной деятельности. Тема: дифференциация глухих и звонких согласных на базе звуков [Д-Т]. Цели: слухо-произносительная.

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических процессов «Дифференциация согласных звуков [С] и [Ш]» Цели: Образовательные: закреплять навыки различения на слух согласных звуков [с] и [ш], правильного употребления их в речи; совершенствовать.

Открытое логопедическое занятие «Дифференциация звуков [С]-[Ш] в слогах, словах» Тема: «В деревню к бабушке» Цель: Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, словах. Задачи: Коррекционно-образовательная:.

Занятие по обучению чтения с элементами сказкотерапии. Дифференциация звуков [И]-[Ы] и букв И-Ы Тема: «Дифференциация звуков и букв «И-Ы». Цель: Учить детей читать слоги и слова с буквами «И» и «Ы». Задачи: 1. Учить детей различать.

«Звуки разные бывают». Занятие по дифференциации твердых и мягких согласных на основе лексической темы «Дикие звери» Открытое занятие Звуки разные бывают. (дифференциация твердых и мягких согласных на основе лексической темы «Дикие звери») Звуки разные.

Дифференциация звуков “П” – “Пь”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Конспект фронтального занятия для детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
differentsiatsiya_zvukov_p-_p.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация звуков «П» – «Пь»

Цель : закрепить умение детей дифференцировать на слух и в произношении

задачи: – закрепить произношение и различение звуков «П» – «Пь»; – продолжать учить детей определять количество слогов в слове; – формирование навыка звукового анализа и синтеза; – упражнять детей в образовании приставочных глаголов мн. числа будущего и

времени; – развивать зрительное восприятие, логическое мышление.

II. Подведение к теме занятия .

Сегодня у нас занятие по звукопроизношению Чему мы учимся на занятиях по звукопроизношению? (учимся слушать, различать звуки, слоги, слава)

– Какие бывают звуки? (речевые и неречевые).

– Какие речевые звуки вы знаете? (гласные и согласные, согласные – мягкие и твердые, глухие и звонкие).

III. Знакомство с темой .

Сегодня к нам придут два гостя. В имени одного из них мы услышим твердый согласный звук, а в имени другого – мягкий согласный звук. А какие это звуки вы сейчас догадаетесь сами.

– Послушайте и скажите, одинаковые или разные слова я произнесу: «Пылить – пилить».

– Эти слова разные.

– Это слова – близнецы. Они очень похожи, но не одинаковые. Чем отличаются эти слова? (В слове «пылить» – в начале слове звук «П», а в слове «пилить» – звук «Пь»)

– Кто догадался, какие звуки мы услышим в именах наших гостей?

Характеристика звуков « П», «Пь»: «П» – согласный, глухой, твердый; «Пь» – согласный, глухой, мягкий.

IV. Закрепление материала

Сегодня к нам в гости пришли еще два близнеца – два гномика: Пин и Пон. (Выставляются картинки с изображениями гномиков: один в синем костюме, другой – в зеленом) Это добрые гномики из страны слов. Они принесли нам подарок. Но получить его мы сможем только тогда, когда выполним задания, которые приготовили гости.

1. Различение звуков П-Пь на слух. Упражнение «Покажи рукой»

Мы находимся в стране звуков. Как вы думаете, звуки мы слышим или видим? Слышим.

– Приготовьтесь внимательно слушать слоги, слова. Как только вы услышите звук «П» – покажите ладошки с широко расставленными напряженными ( твердыми) пальцами. А когда услышите звук «Пь» – покажите ладошку, сложенные в мягкую щепотку (кисть вниз).

Па, пи, пя, по, пы, пу, апь, оп, опь, пу…

Пыль, пять, топ, пить, парта, паук, петух, пятка, письмо, пароход…

2. Игра «Дразнилки»

Па – пя пу – пю па – ап ип – ипь

По – пё пы –пи уп – упь оп – опь

3. Дифференциация звуков «П» – «Пь» в произношении по картинкам

3.1. Расселить слова (картинки) в соответствующие домики.

Гномики построили домики и предлагают нам поселить в них картинки, в названии которых есть звуки «П», «Пь». А вот какая картинка, в каком доме будет жить вы должны догадаться сами.

Детям предлагается рассмотреть картинки, выбрать одну из них, определить в ее названии наличие звука «П» или «Пь», определить количество слогов в слове и «поселить» его в соответствующий домик. Например, в слове пальма слышим звук «П» в начале слова; в этом слове два слога, значит, поселим слово в домике с синей крышей с двумя окошками.

3.2. Употребление глаголов мн. ч. будущего времени с приставкой по-

Игра с мячом. «Скажи сначала по »

– Я вам буду говорить, что гномики делают сейчас, а вы скажите, что наши друзья сделают потом.

Бегут – по бегут, едут -, занимаются -, моют -, кричат -, тащат -, танцуют -,

Поют -, пьют -, скачут -, несут – …

3.3. Упражнение «Четвертый лишний»

Посмотрите, не принесли два конверта от Пина и от Пона. Давайте посмотрим, что там лежит.

1-й конверт от Пона: пеликан , парусник, подоконник, пальто.

-Ребята, что перепутал гномик? (в свой конверт положил картинку, в названии которого есть звук «Пь»)

2-й конверт от Пина: пять, попугай, пень, пятк и

-Что перепутал гномик? (положил в конверт, в названии которого есть звук «П»)

3.4. Звуковой анализ и синтез слов. Упражнение «Отгадай слово»

Наши друзья приготовили еще одно задание. Посмотрите на картинки. По первым звукам в названии каждой картинки отгадайте задуманное слово. Если отгадаете, то появится картинка.

  1. Пингвины, индюк, ослик, ноты – пион . (Выставляется картинка) – Кому подарим эту картинку? Почему?
  2. Пони, апельсин, укроп, кеды, изба – пауки. (Выставляется картинка) – Кому подарим эту картинку? Почему?

V. Итог. – Ребята, нашим гостям очень понравилось, как вы занимаетесь. Они

убедились в том, что вы хорошо умеете различать звуки. А для того чтобы вы

так же хорошо знали буквы и умели читать гномики дарят нам азбуку. На

прощанье давайте еще раз вспомним слова со звуком «П», и со звуком «Пь».

Технологическая карта организованной учебной деятельности старшей группы детей с общим недоразвитием речи
Тема: «Дифференциация звуков П-Пь. В гостях у Полины и Пети»

Образовательная область: Коммуникация.

Цели: Познакомить со звуком Пь, учить различать твердый П и мягкий ПЬ, определять первый согласный звук в слове, закрепить навыки четкого произношения звуков П-Пь в слогах, словах, фразах;

развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, память, логическое мышление, артикуляционную моторику; воспитывать усидчивость, умение слушать товарища.

Словарная работа: твердый и мягкий звук, пылесос, повидло, поп-корн.

Оборудование: индивидуальные зеркала, карточки-символы твердых и мягких звуков, изображения девочки и мальчика, игрушки (погремушка, паровоз, пистолет, пирамидка, петушок, пингвин, поросенок, попугай), картинки (петух, пылесос, подушка, пирог), карточки на каждого ребенка, на которых нарисовано угощение (пирог, пирожное, печенье, плюшка, помидор, поп-корн, повидло).

1. Оргмомент

Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Поприветствуем их.

Начинаем работать. Сегодня у нас первое занятие – произношение.

Что мы делаем на этом занятии?

Для того, чтобы красиво говорить, сделаем самомассаж лица .

И лицо теплом своим

Все плохие мысли,

Сверху вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем,

Тянем вниз за мочки,

Трогаем мы щечки.

А теперь покусаем язычок зубками, пожуем его как жвачку с левой и с правой стороны.

«Спрячь губы»,«Лошадка», «Грибок», «Почистим зубки»

Пальчиковая игра «Осень»

Осень, осень к нам пришла,

Дождь и ветер принесла.

Пожелтел зеленый сад,

Листья кружатся, летят.

Песни птичек не слышны,

Подождем их до весны.

Как шуршат осенние листочки?

Как гудит самолет?

Как тарахтит мотор у машины?

Мы учимся красиво и правильно говорить.

Перед зеркалом выполняют самомассаж:

Дети потирают ладони.

Хлопают в ладоши.

Разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз.

Граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам.

Растирают пальцами ушные раковины по краю сверху вниз.

Сгибают руками ушные раковины вперед.

Оттягивают уши вниз за мочки.

Легко похлопывают щеки ладошками.

Выполняют упражнения перед зеркалом

Дети стучат пальцами по столу

Трут ладонью о ладонь

Кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз

Что мы сейчас произносили?

Давайте повторим звуки, которые мы учили. А какие это звуки – отгадайте сами. (О А У И)

Что такое буква?

Какие бывают звуки?

Какой звук издает кипящий самовар? (картинка)

А маленький самоварчик?

Эти звуки можно петь?

Когда мы произносим эти звуки, наш голосок спит или звенит?

Если голосок спит – такие звуки называются глухие.

3. Работа по теме

Сегодня мы будем учиться различать звуки П-Пь.

Уточнение артикуляции звуков.

Звук П – твердый, мы обозначим его синим квадратом.

Звук Пь – мягкий, мы обозначим его зеленым квадратом.

4. Игра «Слушай, не зевай»

Я буду произносить звуки и слоги, а вы будете мне показывать нужную карточку.

П, Пь, Пь, ПЯ, ПО, ПЮ, ПИ, ПЫ, ПА

5. Игра «Полина и Петя»

С какого звука начинается имя Полина? Петя? Рядом с портретами детей выставляются символы – зеленые и синие квадраты.

Полина и Петя любят петь песенки. Споем вместе с ними.

Какой слог лишний?

ПА-ПА-ПЯ, ПЕ-ПЕ-ПЭ, ПЫ-ПИ-ПИ,

Полина и Петя поссорились и не могут поделить игрушки. Предлагаю Полине дать игрушки, в названии которых звук П, а Пете – те игрушки, в названии которых Пь.

Игрушки: погремушка, поезд, пистолет, петушок, пират, попугай, поросенок, пингвин, пирамида, пазлы.

6. Физминутка «Делайте, пожалуйста»

Если я скажу слово «пожалуйста» – вы выполняете движения, если не скажу – выполнять не нужно.

7. «Отгадай загадку»

Птица ходит по двору,

Будит деток поутру,

На макушке гребешок,

Он охотно пыль вдыхает,

Не болеет, но чихает.

Два брюшка, 4 ушка.

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну теперь зови ребят,

По кусочку все съедят!

Выставляются картинки-отгадки. Какой звук вы слышите в этом слове?

Кому отдадите эту картинку, Полине или Пете?

8. Игра «Чье угощение?»

Полина и Петя приготовили для вас угощение. (у каждого ребенка картинка: печенье, пирог, пирожное, помидор, повидло, поп-корн). Рассмотрите угощение и угадайте, кто вас угостил. Если в слове звук П – то вас угостила Полина. А если в слове звук Пь – Петя.

Мы произносили звуки.

Отгадывают звуки по беззвучной артикуляции.

Звуки мы произносим и слышим. Буквы мы видим и пишем. (рассказывают по мнемотаблицам)

Гласные и согласные.

Нет, они согласные

Произносят звуки перед зеркалом, наблюдают за артикуляцией.

Звук П – согласный, твердый

Звук Пь – согласный, мягкий

На звук П показывают синюю карточку, на звук Пь – зеленую.

Со звука П – твердого

Со звука Пь – мягкого

Дети произносят цепочки слогов, определяют лишний слог.

Называют игрушку, определяют первый звук в слове П или Пь, отдают игрушку Полине или Пете.

У Полины погремушка, поросенок и пазлы.

У Пети пистолет, пирамида и пингвин.

Выполняют предложенные движения, если услышат слово «пожалуйста».

Если в слове звук П – Полине, если в слове звук Пь – Пете.

У меня печенье. Меня угостил Петя.

У меня повидло. Меня угостила Полина.

9. Итог занятия

Вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравились ваши новые друзья, Полина и Петя?

Какие звуки мы сегодня учились вместе с ними различать?

Чем они отличаются?

Полине и Пете тоже понравилось, как вы занимались и были очень внимательными, и они приготовили для вас настоящее угощенье.

П – твердый, Пь – мягкий

Знать: правильную артикуляцию и характеристику звуков П, Пь

Иметь: навыки четкого произношения звуков П, Пь в слогах, словах, фразах

Уметь: определять первый согласный звук в слове, различать звуки П-Пь

1. school 26. admsurgut . ru / win / download /701

Электронное портфолио воспитателя

Электронное портфолио воспитателя

Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему: «Экскурсия в…

Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему: «Экскурсия в зоопарк»

Сценарий развлечения к 23 февраля для детей средней группы «Наши…

Сценарий развлечения к 23 февраля для детей средней группы «Наши деды и отцы – вот какие молодцы!» Описание работы: сценарий данного.

Проект «Выходной здоровья: вместе весело шагать»

Проект «Выходной здоровья: вместе весело шагать» Цель проекта: организация планирования и проведения выходного дня для укрепления, сохранения здоровья детей и улучшения.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Улица родного города»

Конспект непосредственно образовательной деятельности«Улица родного города» Цель: развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Образовательные задачи: обогатить знания детей о родном городе.

НОД по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста. Тема:…

НОД по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возрастаТема: «Малыши в мире природы» Цель: формирование элементарных экологических представлений, о взаимосвязи человека и.

Комментарии

В блогах

Конспект занятия На тему: «Насекомые луга – бабочка» (старшая группа)

Конспект занятия На тему: «Насекомые луга – бабочка» (старшая группа) Автор работы: Грачева Анна Вячеславовна Должность: воспитатель Место работы: МБДОУ Новоталицкий д/с №1 Ивановская область, Ивановский район, д.Беляницы. Пояснительная записка к занятию: Образовательная область: Познавательное развитие Тема занятия: Насекомые луга.

Картотека сюжетно-ролевых игр для старшего возраста

Сюжетно-ролевые игры (старший дошкольный возраст) 1.«Дом, семья» Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный.

Консультация для родителей на тему: «Детские страхи»

Консультация для родителей на тему: «Детские страхи» «Мой ребенок боится» . Эту фразу довольно часто приходится слышать психологу от обеспокоенных родителей. Поводы для волнения могут быть весьма разнообразными – ребенок видит страшные сны, отказывается оставаться один в комнате, боится темноты.

Консультация для родителей «Рассказать о войне…»

Консультация для родителей «Рассказать о войне…» РАССКАЗАТЬ О ВОЙНЕ . Нужно ли рассказывать детям о войне? Этот вопрос возникает не только у родителей. КОГДА? Беседа на такую взрослую тему, как война, требует подходящего момента. Поговорить можно в преддверии праздника 9 Мая, а заодно пояснить.

Звуки П_Пь. Конспект индивидуальной нод Дифференциация звуков п-пь в слогах, словах

НазваниеКонспект индивидуальной нод Дифференциация звуков п-пь в слогах, словах
Дата20.07.2019
Размер15,52 Kb.
Формат файла
Имя файлаЗвуки П_Пь.docx
ТипКонспект
#245242
Каталог

Конспект индивидуальной НОД

«Дифференциация звуков [п-пь] в слогах, словах»

Гусева А.П., учитель-логопед МБДОУ ДС № 2

1. закреплять правильное произношение звуков [п-пь] в слогах и словах;

3. обучать умению давать характеристику звукам, находить сходства и различия.

1. развивать фонематический слух;

3. способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти.

1. воспитывать усидчивость, желание заниматься.

Оборудование: картонные фигурки мальчиков Паша (в синих шортах), Петя (в зелёных шортах); изображения чемоданов (три штуки); предметные картинки (письмо, печка, помидоры, полка, петух, пять, кепка, платок, пуговица, лопата, пальто, подушка, перо, пирамидка, пирог, пенал); зеркало.

I. Организационный момент.

Логопед сообщает ребёнку о том, что сегодня на занятие пришли Паша и Петя, они никогда не были в детском саду, и хотят вместе заниматься.

II. Объявление темы занятия.

Логопед: какой первый звук слышится в имени Петя?

Ребенок: звук [пь].

Логопед: какой первый звук в имени Паша?

Логопед: ты догадался, какие звуки мы сегодня будем учиться различать?

Ребенок: звуки [п] и [пь].

III. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: давай покажем Паше и Пете, какую зарядку для язычка ты уже умеешь хорошо выполнять.

Проводится гимнастика «Накажем непослушный язычок», «Улыбочка», «Трубочка», «Вкусное варенье».

IV. Акустико-артикуляционный образ звуков [п-пь].

Логопед: давай вспомним, как правильно произносить звуки [п-пь].

Логопед демонстрирует правильную артикуляцию, ребенок повторяет.

Логопед: а теперь расскажи Паше и Пете, что ты знаешь о звуках [п-пь].

Ребенок: когда произносим звук губы сжимаются, язык лежит спокойно, горлышко не работает – отдыхает. Звук [п] – согласный, твердый, глухой; звук [пь] – согласный, мягкий, глухой.

Далее ребенок по просьбе логопеда выделяет сходства и различия между изучаемыми звуками.

Затем логопед демонстрирует карточки синего и зеленого цветов. Поясняет, что синяя карточка обозначает твёрдый звук [п], а зелёная карточка – мягкий [пь]. Логопед показывает поочерёдно карточки, ребенок произносит соответствующие звуки. Затем карточки демонстрируются в разной последовательности и с разной скоростью.

V. Дифференциация звуков в слогах.

Логопед: а сейчас слушай и повторяй за мной слоги, а наши гости посмотрят какой ты внимательный.

VI. Дифференциация звуков в словах.

Игра «Подскажи словечко».

Логопед называет предложения и предлагает ребенку закончить их подходящим по смыслу словом (игра проводится с картинками):

– мальчик положил в почтовый ящик …. письмо

– пироги пекутся в …. печке

– в огороде выросли красные … помидоры

– книги стоят на … полке

– рано поутру закукарекал … петух

– если будешь много знать, то получишь в школе … пять

Игра «Подарки для гостей».

Логопед предлагает ребенку подарить гостям подарки. Паше те, в названии которых есть твердый звук [п], а Пете – подарки с мягким [пь].

Паше – помидор, платок, пуговица, кепка, лопата, пальто, подушка; Пете – перо, пирамидка, пила, петух, пирог, пенал.

Игра «Собираем чемоданы»

Логопед предлагает ребёнку разложить все подарки гостей по чемоданам в соответствии с тем, какую позицию занимает звук в слове (начало, середина, конец). В первый чемодан подарки со звуками [п] или [пь] в начале, во второй чемодан – в середине, в третий – в конце слова.

VI. Итог занятия.

Логопед: какие звуки ты сегодня учился различать? Кто был в гостях? В какие игры ты играл? Вспомни, чем похожи и отличаются звуки [п-пь].

Логопед даёт положительную оценку ребёнку на занятии. Ребенок прощается в Пашей и Петей.
перейти в каталог файлов

Ссылка на основную публикацию