Дифференциация звуков (б-п) в сильной позиции

Дифференциация звуков Б-П в словах, слогах, предложениях

1.Фонетическая: Уточнение и сравнение артикуляции звуков Б-П;

2.Фонематическая: Развитие сложных форм фонематического анализа слов в структуре предложения, развитие слогового анализа и синтеза.

3.Лексическая: Расширение глагольного словаря, Уточнение и расширение словаря по теме “Транспорт”.

4.Грамматическая: Формирование структуры распространённого предложения.

План и ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков П-Б.

Произнесите звуки Б и П. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Губами. Губы смыкаются)

  • Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при произнесении звука Б.Б-Б-Б. (Дрожит). С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).
  • А теперь произнесите звук П и послушайте, дрожит ли горло при его произнесении.(Не дрожит).Вывод: что Б звонкий, а П глухой.

3.Дифференциация звуков П и Б в слогах.

а). Закончи стихотворения, вставляя слова с буквами П и Б.

Уж давно забылись лютые морозы,
распустили почки белые (берёзы).

Какой звук в этом слове Б или П?.

Назовите соседей звука Б(е).Составим схему этого слова.

Мы посеем зёрна,
пусть заколосится
на широком поле
спелая (пшеница).

Какой звук в этом слове Б или П?. Назвать соседей звука П(ш).

Составим схему этого слова.

б). Сравним схемы слов берёза и пшеница. Посмотрите, одинаково ли количество звуков? Сколько звуков в первой схеме и во второй?

в). Распределение картинок под схемами со звуком П иБ. Определить какой звук слышится и его место в слове по счёту.

4. Какая картинка лишняя?

Предлагаются картинки: поезд (рисунок 2), жук (рисунок 4), пароход (рисунок1), автомобиль (рисунок5), автобус (рисунок 3).

Дается задание: Найти лишнюю картинку.

  • Почему картинка жук лишняя? Как называются одним словом все оставшиеся картинки? (транспорт)
  • В каком слове, названии транспорта , слышится звук Б?(автомобиль, автобус).В слове автомобиль какой звук слышится после б?. В слове автобус какой звук слышится после Б?.
  • В каких словах, названиях транспорта слышится звук П? (поезд, пароход). Какой звук слышится после П? (поезд, пароход).

5. Дополнение предложения словом по картинкам.

На доске записаны предложения с пропущенным словом и выставлены картинки (рисунок 6, рисунок 7, рисунок 8).

Около сарая стоят…….

На деревьях набухли…….(почки, бочки (рисунок6)

Около дома большой….

Ворота закрыли на….(забор (рисунок 7), запор (рисунок8)

Сначала дети называют первую пару картинок, определяют различие этих слов по значению этих слов по значению и звучанию.

  • Какой первый звук в слове Бочки (Б)
  • Какой первый звук в слове Почки? П. А остальные звуки одинаковые или разные? (одинаковые).

Картинки прикрепляются вместо пропущенных слов.

6. Придумывание предложений по картинкам.

  • Мальчик бросает палку. (рисунок 9)
  • Собака лежит около будки. (рисунок11)
  • Рыба плавает в банке. (рисунок 12)
  • Полина поливает цветы. (рисунок10)

Из каждого предложения выделяются слова со звуком Б или П перед ними

7. Подбор предложений к графическим схемам.

Предлагаются схемы предложений из 2-х и из 3-х слов.

Например:

Каждая схема анализируется по количеству слов. Картинки предыдущего задания раскладываются под схемами. Дети называют предложения, каждое слово соотносится с элементами графической схемы. (При названии слова показывается соответствующий элемент).

8.Фифференциация звуков П-Б в письме.

Детям дается задание: после прочтения логопедом каждого предложения записать в тетради вместо слов со звуком П-Б только букву п-б.

Рыбаки поймали рыбу. Поля поливает тюльпаны.

Публикации на логопедические темы

Здесь любой логопед может опубликовать свою статью.

Дифференциация звуков и букв П – Б.

Автор: Теремкова Н.Э. – учитель- логопед детского сада № 68 ОАО «РЖД»

Конспект занятия в логопедической, подготовительной к школе группе

Цели занятия:

  • Учить дифференцировать звуки Б, П в слогах, словах, фразах.
  • Упражнять в определении позиции оппозиционных звуков Б, П в словах.
  • Совершенствовать навыки слогового анализа, опираясь на правило о слогообразующей гласной.
  • Упражнять в узнавании букв П, Б среди других, их реконструкции.
  • Закреплять навыки чтения слогов со стечением согласных, слов с пропущенной буквой.
  • Упражнять в составлении предложений к заданной схеме с опорными словами-картинками.
  • Развивать фонематический слух, слуховую и зрительную память, внимание.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Касса букв и слогов, фишки-символы для обозначения звуков П, Б (синяя – звук П, синяя с колокольчиком – звук Б), лист с недописанными и неправильно написанными буквами П и Б, фотографии продуктов (баранки, булки, бублики, буханки, пирожки, батоны, плюшки, бисквит, печенье, бутерброды, пряники, конфеты, вафли, торт), предметные картинки (бусы, кепка, бант, панама, пушка, рубашка), карточки (лепестки цветов) со словами для чтения, карточки (листья деревьев) со слогами для чтения, карточки со схемами предложений, карточки с картинками для составления слова «Буратино» по первым звукам слов, коробка-посылка, письмо от Буратино.

Раздаточный материал:

Картонные сумочки, карточки для чтения слов с пропущенной буквой, предметные картинки со звуками П, Б.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед. Поиграем в игру «Запомни и повтори». Назовите звук, который встречается чаще других.

— Белые бараны били в барабаны

— У Полюшки — подушка, у Павлушки — плюшка.

Дети повторяют скороговорки в медленном и быстром темпе, называют часто встречающиеся звуки.

Введение в тему занятия.

Логопед . Сегодня мы будем учиться различать звуки – П — Б.

Губки мы смыкаем, звук П без голоса называем (дети смыкают губки и разжимают их по подражанию без голоса, с подачей воздушной струи)

Губки снова мы смыкаем, звук Б с голосом называем (выполняют по подражанию).

Логопед. Дети, какую разницу вы почувствовали при произнесении звуков П – Б?

Дети . При произнесении звука П не работает голосовой моторчик, а на звук Б — работает.

Повторение изученного.

Логопед. Дети, дайте характеристику звуку Б, П.

Дети. Звук Б согласный, звонкий, твердый. Звук П согласный, глухой, твердый.

Логопед. Чем отличается один звук от другого?

Дети. Звук Б звонкий, звук П глухой.

Логопед. Прикрепите на магнитную доску фишки, соответствующие называемым звукам (на доске в углу появляется символ звука П – синяя фишка, символ звука Б — синяя фишка с колокольчиком).

Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков П,Б в слогах

Логопед. Поиграем в игру «Внимательные ушки». Я буду произносить слоги. Назовите, сколько звуков вы услышали. Какой был первый звук, второй звук? (дети проводят анализ слогов ПУ, ОП, УБ, БЫ, и.т.п.)

Логопед. Поиграем в игру «Звуковые дорожки». Слушаем, запоминаем, повторяем:

ПУ – ПЫ – ПО БО – ПА – БУ ПА – ПЫ – БА – БЫ

БА – БО – БУ ПУ – БУ – ПО БО – ПА – ПО – БА

Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков П, Б в словах.

Логопед. Проиграем в игру «Запомни, повтори». Запомните и повторите слово со звуком Б.

Бочка – почка, патрон – батон, набор – напор.

Запомните и повторите слово со звуком П.

Балка – палка, пашня – башня, запор – забор.

Звуковой анализ слов со звуками Б – П (определение местоположения звука в слове).

Логопед. Ребята, вы любите выбирать подарки? Мы сегодня отправимся в магазин за покупками (у детей на столах картонные сумки, предметные картинки). Вам бабушка прислала на подарки 100 рублей.

Что хотите выбирайте,

Но товары покупайте

Лишь со звуком Б в названии,

Лишь со звуком П в названии.

Дети отбирают картинки.

Логопед. Мы со звуком П играем, слово к слову подбираем.

Назвать свои покупки, но лишь те, где звук звучит в начале слова (середине, конце).

Мы со звуком Б играем, слово к слову подбираем.

Назвать свои покупки, но лишь те, где звук звучит в начале слова (середине).

Выделение слов со звуками Б — П и стихотворного текста.

Логопед. Я получила по почте посылку. Догадайтесь, от кого пришла посылка, прочитав слово по первым звукам названий предметных картинок.

Логопед. Буратино прислал письмо и фотографии (читает письмо): «Ребята, послушайте моё стихотворение, рассмотрите фотографии и назовите, чем меня и моего друга Пьеро угощала в своём чудесном домике Мальвина.

У Мальвины есть баранки

Булки, бублики, буханки

Пирожки, батоны, плюшки

И плетенки и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье

Бутерброды, чай с вареньем».

Логопед . Мальвина угощала Пьеро продуктами, в названии которых звучит звук П, а Буратино – звук Б.

Составьте предложения и расскажите, кого и чем угощала Мальвина.

Слоговой анализ слов. Закрепление понятия о слогообразующей гласной.

Логопед. Буратино в своей посылке прислал картинки с изображением предметов, которые он увидел в домике Мальвины. Назовите предметы, которые могут принадлежать Мальвине (на доске выставляются картинки : бусы, кепка, бант, панама, сапоги, пушка, рубашка).

Дети. Бусы, бант, панама, сапоги.

Логопед. Назовите гласные в слове бант, определите количество слогов. Повторите задание со словом панама, бусы.

Физкультминутка

Руки в стороны развел

Ключик видно не нашел.

А чтоб ключик нам достать

Нужно на носочки встать

Закрепление оптических представлений о буквах П, Б.

Логопед. Найдите в кассе букву, которая соответствует звуку П, звуку Б.

Дети находят буквы и закрепляют их на доске над фишками — символами звуков.

Логопед. Буратино прислал нам лист, исписанный буквами. Он старался писать буквы, но, вероятно кое-где допустил ошибки. Правильно написанные буквы П, Б обведите красным маркером в кружок. Недописанные буквы допишите, неправильно написанные — зачеркните.

Дети выполняют задание у доски, передавая маркер друг другу.

Предупреждение нарушений письма и чтения. Упражнения в чтении слов и слогов с буквами П, Б, нахождение пропущенной буквы в слове.

Логопед. Я знаю, почему буквы оказались недописанными. Мальвина учила Буратино читать и писать, но он был ленивый ученик и не очень хотел выполнять задания. А вы, ребята, любите учиться?

Логопед. Прочитайте слоги, которые Мальвина написала для чтения на листочках деревьев.

БО, ОП, УП, ПУ, БУ, УБ, СПО, УПС, УМБ, КСО, ПСУ.

Читайте также:  Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Прочитайте слова, которые Мальвина написала на лепестках цветов.

БАНТ, БИНТ, БОТЫ, БОБЫ, БУКЕТ, КУБИКИ.

Логопед. Прочитайте слово на своей карточке, вставив пропущенную букву П или Б. Что получилось? Какую букву вставили?

Хо…от, ка…ан, …усы, ком…ас

су… , ка…уста, …атон, зу…ы

из…а, …астух, …осуда, са…оги.

Логопед. Перед вами схема предложения.

Составьте предложения к схеме.

Дети. Пьеро потерял шляпу. Папа покупает букет. Буратино режет бумагу.

Логопед. Сколько слов в твоем предложении? Назови слова со звуками П, Б.

Логопед. Наше занятие подошло к концу. Предлагаю отправить посылку Буратино и его друзьям. В посылку положим рисунки новогодних игрушек, которыми Буратино, Мальвина и Пьеро могли бы украсить новогоднюю ёлку. В названиях игрушек должны звучать звуки П. Б.

Дифференциация звуков П-Б
картотека по логопедии на тему

Практический материал для дифференциации звуков Б-П у детей с нарушением речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
b-p.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [п]–[б]

I. Четко произносить слоги парами.

1. ба – па па – ба

2. ба – па – ба пя – бя – пя

ба – ба – па пя – бя – бя

па – ба – ба бя – пя – пя

II. Четко произносить слова парами.

бас – пас быль – пыль

бар – пар боль – поль

бух – пух бить – пить

бот – пот бук – пук

бел – пел бока – пока

баня – Паня блошки – плошки

блеск – плеск банки – панки

робот – ропот забор – запор

борт – порт балка – палка

бочка – почка барка – парка

башня – пашня бомба – помпа

бравый – правый булька – пулька

бабочка – папочка багет – пакет

брык – прыг болит – палит

баста – паста барин – парень

былинка – пылинка брага – Прага

был – пыл бобы – попы

баба – папа бабка – папка

III. Добавить слог « БА » или « ПА ».

жа… ре… тум… лам… шай…

ли… вер… шля… бом… лу…

шу… сту… ры… ла… тор…

нер… Лю… Ка… гу… тро…

IV. Четко произносить слова и словосочетания.

Победа, палуба, пальба, полушубок, беспорядок, пробочка, байковое платье, послушный ребенок, пустая бутылка, спелый банан, бинокль капитана, белый платок, теплая шуба, большая палка, машина «Победа», пестрая бабочка, белая булка, полный бидон, бобовый суп, альбом Полины, палуба теплохода, пушистая белка, пять бананов, пять букетов, боевой пистолет, грибной суп, плетеная бечевка, белый пух, пестрые бусы, полевые незабудки, пушистый Барбос, пустой барабан, пустая забава, большая перемена, пломба, беспокойный, проба, пробег, беспризорный ребенок, победная песня, беспокойная публика, неприбранное помещение, порхающая бабочка, бесплатный проезд, барабанная дробь, забинтованный палец, побелка, пропущенная шайба.

V. Четко произносить предложения.

Борин папа купил машину «Победа».

У Любы букет полевых цветов.

Букашка ползет по былинке.

Поля была на поле.

Петя и Боря на палубе.

Бочки наполнены водой.

Почки набухли на вербе.

Бублики положили в буфет.

В булочной продают баранки и пряники.

Паша купил бананы.

Паша любит бананы.

Поля помогала Боре варить борщ.

Павел бывал на море.

Павел пел под баян.

Блюдо поставили на буфет.

Беда – в поле лебеда.

Папа купил билет на футбол.

Поля купила билет на балет.

Люба и Поля пошли в лес за грибами.

Грибы забрались под дубы.

Бабушка любит капусту.

По небу плывут белые облака.

У Любы шуба с капюшоном.

Птицы любят арбузы.

Покупатель купил баклажаны и помидоры.

На клумбе распустились пионы.

У Любы байковое платье.

У Любы папочка, а у Поли бабочка.

Около забора будка пушистого Барбоса.

Петя подарил бабушке пестрые бусы.

Папа купил пять бананов.

С дуба на дуб прыгала пушистая белка.

Петя был в парке.

Боре купили барабан.

Бабушка пекла блины.

Папа поймал рыбу.

Ребята пошли на футбол.

Папа купил Любе азбуку.

У папы большая собака.

Собаку зовут Пушок.

У Поли в сачке бабочка.

VI. Выучить. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.

С к о р о г о в о р к и.

На былинке пылинка, пылинка на былинке.

У быка губа тупа, тупа губа у быка.

С балки упали палки.

У бабы карманы полны бобами.

Утром спозаранку купил баран баранки.

Надел баранки на рога, понес барашкам на луга.

VII. Выучить пословицы.

Попал пальцем в небо.

Либо пан, либо пропал.

Брат сестре – не указ в стряпне.

По воробьям из пушки не стреляют.

Азбука – к мудрости ступенька.

Где нет борьбы, там нет победы.

Рано собрались, да поздно в путь пустились.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии»

Зинаида Приведенцева
Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии»

1. Коррекционно-образовательные:

• различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях;

• уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;

• закрепление навыков звукового анализа и синтеза;

• профилактика буквенных замен;

2. Коррекционно-развивающие:

• развитие координации речи с движением;

• развитие внимания, памяти, воображения и мышления;

• развитие мелкой моторики;

• развитие фонематического восприятия.

3. Коррекционно-воспитательные:

• Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

• Развитие дисциплинированности, закрепление уважительного отношения к сверстнику, совершенствование умения выслушивать сверстника.

Задача: дифференциация звуков [б – п] на слух, в произношении в слогах, словах и предложениях.

Оборудование: предметные картинки (бочка – почка, тетради, ручки, карандаши, таблички с цифрами (1,2, массажные коврики, ребусы, индивидуальные карточки для работы.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед: – Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

Артикуляционная гимнастика: «Окошко»«Оскал»«Трубочка»«Улыбочка».

Логопед: – Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? А время года? Почему вы так решили? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради.

Но прежде чем приступить к выполнению нашего письменного задания выполним пальчиковую гимнастику «Полянка»

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

И катались по траве,

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгались, устали.

Мимо змеи проползали,

«С добрым утром!» – им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха мать.

Дети прыгают, всеми пальцами по коврику.

Прокатывают ладони от оснований к кончикам пальцев.

Допрыгивают и ложатся ладонями на коврик.

Ползут ладонями, как змеи.

Гладят коврик ладонями поочередно.

Шла медведица спросонок,

А за нею медвежонок.

А потом пришли детишки,

Принесли в портфелях книжки. Переступают ребром ладони как косолапый мишка.

Идут вторыми и третьим пальцами. Сжимают и разжимают кулачки.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

Логопед: – Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.

Смастерили из досок

И надели поясок.

И хранит посуда эта

С грядки собранное лето.

-Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка!

-Какими звуками отличаются эти слова?

-Какие это звуки? (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости.).

-Давайте, сравним произношение звука [б] и звука [п], в чем сходство и различие при произношении этих звуков (контроль артикуляции изолированных звуков).

Б – согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ, твердый, звонкий (тактильно-вибрационный контроль, губной.

Б’ – согласный, мягкий, звонкий, губной.

П – согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ, твердый, глухой (рука на горлышке-горлышко не дрожит, губной (активно участвуют губы).

П’ – согласный, глухой, мягкий, губной.

Логопед: Сегодня на занятии мы будем различать звуки Б- Б’, П- П’, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

2. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Отгадайте загадки и запишите из отгадок только тот слог, в котором слышится звук занятия.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

А он взял и улетел.

На малину налетели,

Поклевать ее хотели

А увидели урода —

И скорее с огорода.

(Подсолнух) Что на сковороду налью

И вчетверо сверну?

3. Развитие логического мышления.

Логопед: Отгадайте ребусы и запишите отгаданные слова, укажите наличие звуков занятия. (Бабочка, порт, бак).

4. Дифференциация звуков Б – Б’, П – П’ в словах.

Логопед: «Подружите» слова с буквами Б – П.

Шёл по берегу петух

Подскользнулся, в речку – бух!

Будет знать петух, что впредь

Надо под ноги смотреть.

Шаги с раскачиванием в стороны, руки за спиной.

Круговое движение руками, присесть.

Ритмичный подъём, погрозить пальцем.

6. Самостоятельная работа.

Логопед: Вставьте пропущенные буквы Б или П в словах.

1. …ок, …ол, су, зу…ы, …лины, за…ор, …елка, та…очки, …ольшой, …удка, ка…ли, хло…ок, …латок, …лузка, …альто, …антик, то…ор, о…ои.

2. …а…очка, …о…лавок, …о…елка, …о…ольше, …о…утный, …о…еда, …о…оище, …о…итый, …о…ороть, …оку…ка.

1. Бок, пол, суп, зубы, блины, забор, белка, тапочки, большой, будка, капли, хлопок, платок, блузка, пальто, бантик, топор, обои.

2. Бабочка, поплавок, побелка, побольше, попутный, победа, побоище, побитый, побороть, покупка.

7. Игры со звуками [б – п].

«Поймайте звук [п] или звук [б]»

Логопед: – Ребята вы должны хлопнуть в ладоши один раз если услышите звук [п] и два раза если услышите звук [б]. Слушайте внимательно!

Лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, толпа, собака, балет, балет, лопата, шуба, палка, бочка, почка, парус, капкан, барабан, плакат, платок, будильник, забота, сапоги, посуда, работа, пилот, боец, пирог, брошка, пуговица.

Логопед: – А сейчас вы будите считать сколько звуков [б] в словах и поднимать соответствующую цифру (1 или 2).

Битва, балалайка, бобры, бомба, буран, барбарис, броня, барабанщик.

-Теперь посчитайте звук [п] в словах и поднимите соответствующую цифру.

Папа, прапорщик, пила, панама, пупсик, попытка, капкан, тапочки.

Логопед: – Запишите в три столбика: в первый – только со звуком [п], во второй – только со звуком [б], а в третий – со звуками [б – п]. Подчеркните П одной чертой, Б – двумя чертами.

Пломба, пират, проба, лампа, письмо, колбаса, облака, поляна, порог, баран, палуба, пароход, баржа, забор, автобус, собор, полка, брак, пакет, пробор, прибор, беседа, просьба, просить, благодарить, будить, пробуждаться, плакать, заплатка, бежать, побежать, победа, беда, пакет, блузка, пальто, платок, букашка, поблагодарить.

Логопед: – Сейчас я раздам вам карточки, в них пропущены слоги «ПА» или «БА». Вам необходимо правильно вставить эти слоги и записать получившиеся слова.

Ры…., тру…., тро…., Лю…., ….ран, ….латка, ….лец, ло….та, при….вил, за…ва, …гаж, ….нан, ….рта, ….лата, ры….лка.

…ты, …ка, …жар, …лото, …ле, ….вар, …лёт, …шёл, …нёс, …гас, ра…та, са…ги, …лел, за…та, …бер, за…ры.

8. Работа с предложениями.

Логопед: Закончите предложения, вставив нужные слова по смыслу.

Старушка опирается на … .

Крыша опирается на … .

Капусту вытащили из … .

Листья появились из … .

Вокруг дома сделали новый … .

У калитки хороший … .

В синем небе звезды … .

В синем море волны …. .

Логопед: Внимательно прочитайте предложения. Найдите в них ошибки.

1. Черепаха ползла по песку.

2. У малыша появился первый зуп.

3. Боря сам постирал свою рупашку.

4. У Полины красивая юпка.

9. Работа с текстом.

Логопед: Спишите. Подчеркните буквы П-Б.

Наш дом большой и красивый. На первом этаже дома магазин. В магазине продают одежду, обувь. У подъезда дома растут тополя и берёзы. Вокруг дома ребята посадили много цветов. Из окон дома видна большая площадь. Мы очень любим наш дом.

III. Подведение итогов.

– Какие звуки мы сегодня повторяли?

– Чем они похожи? Чем различаются?

Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за занятие.

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] “Дифференциация звуков с-ш” Задачи: • закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С; • учить чётко, разграничивать звуки.

Дифференциация звуков [к]-[т] на конце слов В прошлой статье я публиковала стихи с дифференциацией звуков К – Т в начале слова. В этой статье я предлагаю вашему вниманию стихи с дифференциацией.

Дифференциация звуков [л] и [р]. Цель занятия – закреплять навыки правильного произношения и различения на слух звуков [л] и [р] по теме «Весна». Коррекционно-образовательные.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш], [з]-[ж]» Цели: – Повторение характеристик этих звуков, – Совершенствование навыков согласования существительных с числительными по родам, – Развитие.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ж], [З]» Ф. И. О. : Овчинникова Светлана Владимировна Должность : Учитель – логопед Образовательное учреждение:МДОУ Детский сад “Березка”п. Новая Игирма.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Д] — [Т]» Цель: – профилактика дисграфии и дислексии; -уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [д] и [т]; – развитие фонематического.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [р] и [р’]» Однажды Старичок Звуковичок путешествовал по тайге. Вокруг была красивая природа, пели птички. И вдруг он услышал какое-то рычание, но не.

Конспект НОД «Дифференциация звуков [Г] и [К]. Буквы Г и К» Тема: Дифференциация звуков [Г] и [К]. Буквы Г и К. Цели: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков г-к в слогах, словах.

Консультация для воспитателей «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Актуальность: В работе над проблемными звуками мы проходим три этапа: артикуляционные упражнения, основной задачей которых является усвоение.

Профилактика и коррекция оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающейся является оптическая дисграфия. Увеличение количества детей с предпосылками.

Дифференциация звуков [Б], [П], в слогах, словах, фразах.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования»

логопедического занятия по теме:

Дифференциация звуков [Б – П] в слогах, словах, фразах.

Цель: Выработать четкую дифференциацию [Б – П] по звонкости и глухости на материале слогов, слов, предложений.

– закреплять знания детей о согласных звуках и буквах [Б – П];

– учить давать сравнительную характеристику «дежурных» звуков по артикуляции, кинестетическим ощущениям;

– познакомить с основным различительным признаком в звучании глухих и звонких – (громко-тихо);

– развивать фонематический слух, произвольное слуховое и зрительное восприятие;, внимание и память, общую и мелкую моторику.

– совершенствовать графомоторные навыки и ориентирование на листе бумаги.

– развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов, фонематические представления;

– закреплять умение обобщать;

– развивать логическое мышление путем включения игровых развивающих упражнений.

– развивать навыки самоконтроля;

– воспитывать культуру поведения в работе в паре, индивидуальной и фронтальной;

– работать над развитием умения слушать и слышать друг друга;

– привлечь внимание к языковым явлениям, активизации лексического запаса.

Методы: продуктивный, частично поисковый, наглядности, контроля и самоконтроля.

Приемы: игра, активизация внимания.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

Виды учебной деятельности:

Работа с картинками, схемами, в тетради, динамическая пауза, психогимнастика, конструирование.

Оборудование: слоговые таблицы, конверты с предметными картинками «профили», звуков [Б], [П], буквы Б, П, треугольники, квадраты, поощрительные фишки, тетради.

Орг. Момент. Вспомните правила работы на логопедическом занятии.

Дети отвечают: Глаза смотрят и все видят. Уши слушают и все слышат. Голова думает, а руки помогают.

Определение темы занятия. Логопед произносит слова, дети повторяют отраженно и отвечают на вопрос.

Чем отличаются слова друг от друга?

Тема сегодняшнего занятия звуки [Б], [П].

Обращение к буквам Б, П «профилем» звуков. Сравнительная характеристика по артикуляционным и акустическим признакам, кинестетическим ощущениям.

Буквы читаем и пишем.

Звуки слышим и говорим.

Звук [Б] – согласный, твердый, звонкий. Голос проснулся.

Звук [П] – согласный, твердый, глухой. Голос спит

Упражнения 1. «Улыбка» 2. «Хомячок»

3. Чередуем упр-е «Улыбка» – «Хомячок»

1. «Блинчик» 2 «Хомячок»

4. Чередуем упр-е «Блинчик» – «Хоботок»

5. Дидактическая игра «Дразнилки»

Мой слы ба , а вам? – па

1. «Распредели по адресам». Работа с предметными картинками. Логопед описывает предмет, дети узнают его, называют, определяют наличие звука [Б] или [П], местоположение его в слове, кладут в конверт по адресу [Б], [П]. При этом хлопают в ладони. Если в слове звук [Б] – громко, если звук [П] – тихо. Предметные картинки: баранки, пирожки, бублики, пирожное, батон, блины, пряники, печенье, пицца, пончики.

Каким одним словом можно все это назвать? – хлебные или хлебо-булочные изделия.

2. Расшифруй слово. Предлагается набор картинок в определенном порядке. Необходимо по начальным буквам «расшифровать» слово.

Шашки, усы, барабан, автобус.

Шуба. Из элементов букв конструируется буква Б. Составляется схема слова ****

Лиса, ананас, пенал, апельсин.

Лапа. Из элементов букв конструируется буква П. Составляется схема слова ****

7. Динамическая пауза.

– Представьте что у вас на кончике носа находится кисточка. Постарайтесь написать ею на потолке сначала печатную букву Б, затем печатную букву П.

Развитие мелкой моторики. Изображение пальцами букв.

Ребята, выпрямите кисть левой руки и поставьте ее вертикально, зажмите между пальцами конец карандаша (он должен располагаться горизонтально).Правой кистью образуйте полукруг (большой палец снизу) и приставьте его к левой ладони. Какая получилась буква? – Б.

Выпрямите кисти рук и поставьте их вертикально, ладонями друг к другу. Между кончиками пальцев зажмите карандаш. Какая получилась буква? – П.

Дети работают парами. На карточке написаны слова, обозначающие эмоции:радость, грусть, гнев, злость, восхищение.

А) один читает, другой изображает

Б) Один изображает, другой угадывает (эмоцию загадывают самостоятельно)

8. Работа в тетради «Волшебный диктант». Слова со звуком [Б] обозначить треугольником, со звуком [П] квадратом.

Жаба, липа, лампа, рыба, шайба, репка.

Со словами репка, рыба, составить предложение.

9. Игровые упражнения.

Послушай и сосчитай с помощью фишек сколько слов со звуками [Б], [П]. В булочной у нас баранки: булки, бублики, буханки, пирожки, батоны, плюшки, курабье, бисквит, витушки.

Должно быть 10 фишек.

Выигрывает тот, у кого больше фишек.

10. Пароль на выход

Ботинки купили брата.

Паутина плетет паука.

Бутон сидит на пчеле.

1. Какие звуки различали на занятии?

2. Какие задания показались трудными?

3. Какое задание понравилось?

Нарисуйте солнышку рот.

(улыбается – занятие понравилось, грустит – было трудно, скучно)

Логопедия М.М. Флерова Ростов – на – Дону 2001 г.

Логопедия М.И. Руденко Ростов – на – Дону, Феникс 2008

Рабочие тетради Н.В. Новоторцева, Т.Б. Филичева.

Основы логопедии Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, М. 1989

обучение и воспитание детей, сайт для мам и педагогов.

Категории:

О детях

Дифференциация звуков Б — П

§ развивать слуховую дифференциацию звуков Б и П;
§ развивать умение соотносить звуки Б, П с буквами Б и П;
§ развивать фонематический слух;
§ расширять словарный запас;
§ развивать внимание, логическое мышление;
§ воспитывать самоконтроль.

Материал к занятию.

1. Сколько раз в стихотворении встретился звук Б?

Хоть крутись, или вертись,
Нам без Б — не обойтись!
Только, Б, не надо якать,
Хвастаться, сердиться, плакать!

. Нет великих букв, нет малых,
Важных нет иль захудалых,
Все они: от А до Я —
Алфавитная семья!

Сколько раз в стихотворении встретился звук П? Найдите слово с мягким звуком П.

П — прилежна,
П — пытлива,
Как пчела трудолюбива,
Пашет, пляшет и поет,
Как блины, слова печет.

Звук Б — звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку — чувствуется вибрация.

П — глухой звук, голос не участвует в образовании звука, голосовые связки не вибрируют.

2. Проверь себя! Сравни звуки:

§ Положи ладошку на горлышко. Если чувствуется вибрация, дрожание — это звонкий звук, если дрожания нет — глухой.

§ Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук Б и глухой П.

3. Игра «Эхо». Повтори слоги:

Ба — па, па — ба, ба — па — ба, па — ба — па, ба — па — ба, Па — ба — ба — па, бо — по — по — бо.

4. Назови первый звук в слове.

Боль, поле, багаж, победа, букварь, бумага, платье, буква, поезд, пальто, букет, плот, буква.

5. Определите какой звук в слове Б или П, каково его место по счету:

Лампа, переход, зоопарк, шпага, барабан, бочка, небо, собака, работа, корабль, грибы, бассейн, бульвар.

6. Подумай, на что похожа буква Б? На что похожа буква П?

7. Нарисуй эти буквы в воздухе, на ладошке у себя и у других. Изобразите букву П вдвоем.

Вылепи эти буквы из пластилина, глины или теста.

8. Подумай, из каких элементов состоят прописные буквы Б и П?

9. Прочитай сначала слова с буквой Б, затем с буквой П:

Губы, помощь, азбука, пила, зубы, посуда, буква, пекарь, буран, паук, буря, поле, букет, альбом, портрет, бокс, порода, суббота, портфель.

10. Игра «Кто больше?». Необходимо придумать и записать как можно больше слов: начинающихся на буквы Б, П; имеющих их в своем составе.

11. Вставь пропущенные буквы Б — зеленым цветом, П — синим. Записывая слова, проговаривай их вслух по слогам.

Шай. а, аль. ом, с..орт, . окс, . алкон, . алец, . умага, . арк, тру. а, . латье, не. о, ре. ята, аэро. орт, аз. ука, . егемот, . арад, ры. а.

§ развивать фонематическое восприятие;
§ закреплять умение дифференцировать звуки Б и П в словах, предложениях;
§ обогащать словарный запас и грамматические формы речи;
§ формировать навыки самоконтроля;
§ развивать зрительное внимание и память.

Вспомни, чем отличаются звуки Б и П? Какие приемы помогут различит зти звуки?

2. Запиши первые буквы из слов:

Белка, берег, память, плита, бублик, билет, пух, пушка, будильник, палец, бык, путь, басня, пилот.

3. Зрительно-слуховой диктант. Самопроверка

Папа купил Боре барабан и трубу. Павел пришел к Боре в гости. Друзья играли. Боря бил в барабан. Павел громко трубил в трубу. Получилась веселая музыка.

4. Выучи скороговорки и запиши их по памяти:

Пилил Филипп полена с лип. Притупил пилу Филипп.

В классе или в группе проводится в виде индивидуального конкурса (за определенный отрезок времени), в виде парной работы, групповой работы.

Купила бабуся бусы Марусе.

Возле брода бобер бродит, за собой бобрят он водит.

5. Вставь пропущенные буквы Б — зеленым цветом, П — синим цветом, докажи правильность выбора, подобрав проверочное слово. Рассуждай по образцу: в слове «ястреб» пишу букву б, потому что проверочное слово «ястребы», где после Б стоит гласная буква Ы.

Ястре. — ястребы, кло. — . Оста. — . сер. — . сно. гер. скри. зо. су. ду. стол. сугро. ши. прору. ь, зу. Гле. хле. голу. ь, клу. ло.

6. Вставь пропущенные буквы Б, П, объясни написание этих слов. Напоминаем: записывая, проговаривай слова вслух или шепотом!

Миша шел по лесу и увидел ду. . Сто. Мальчик залез на ду. и сорвал желудь. Под деревом рос гри. . Малыш слез с дерева и сорвал гри. . Будет теперь хороший су. ! Вдруг прилетел ястре. Он выхватил гри. и сел на ду. Мальчик потер ло. Чудеса!

Гле. плачет . У Глеба озно. . Сильно болит зу. У мальчика горячий ло. Гле. надевает тулу. и идет к врачу . Доктор лечит больной зу. Скоро Гле. сможет есть су. и хле.

Лохматые тучи нахмурили ло.

А ветер колючий сгребает сугро.

Напиши под диктовку текст «Прогулка», «Зуб», стихотворение по памяти.

Шел по берегу петух
(Шаги с раскачиванием в стороны, руки за спиной)

Подскользнулся, в речку — бух!
(Круговое движение руками, присесть)

Будет знать петух, что впредь
(Ритмичный подъем, погрозить пальцем)

Надо под ноги смотреть.
(Наклон вперед)

Встали на носочки,
Присели, как грибочки,
Головками повертели
И за парты тихо сели.

После проговаривания стихотворения дети называют слова со звуком П или Б.

8. Найди и исправь ошибки, где это необходимо, сделай самопроверку.

Антип, шиб, прорупь, герб, скрип, голубь, клуб, лоб, озноп, зоб, суб, дуб, столб, сутроп, ястреп, клоп, зуб, Глеб, хлеп, серп, залп, крап, глуп, грипп, погреп.

Подсказка: ошибки допущены в 9 словах.

§ развивать фонематическое восприятие;
§ закреплять умение дифференцировать Б и П в словах, предложениях, связной речи;
§ обогащать словарный запас и грамматические формы речи;
§ формировать навыки самоконтроля;
§ развивать зрительное внимание;
§ развивать память.

Материал к занятиям.

Вспомни, какие приемы помогают различать звуки Б и П.

2. Выпиши слова с Б, П в конце слова, объясни их правописание.

Под гору качуся кубарем в сугроб. Ястреб поймал воробья. Волк опустил в прорубь свой хвост. Мешки с картофелем внесли в погреб. Краб полз по мокрым камням. Раздался залп салюта.

3. Вставь пропущенную букву.

Рассуждай по образцу: так как в слове «рыба» перед а четко слышно б, поэтому в слове «рыбка» пишу б.Рыба — ры.. .ка грибок — гри. ки
ошибаться — оши. ка
лапы — ла. ки
зубы —зу. ки
лепить —ле. ка
дубы — ду. ки
хрупок — хру. кий
прозябать — зя. кий
липа — ли. кий
клубок — клу. ки
крепок — кре. кий
робок — ро. кий
щепочка — ще. ка
пробочка — про. ка
охапочка — оха. ка
шубы — шу. ка
тряпочка — тря. ка
улыбочка — улы. ка
шапочка — ша. ка

Объем задания можно сократить, учитывая индивидуальные возможности ребенка, его работоспособность.

4. Вставьте Б, П, докажите правильность выбора, подобрав однокоренное проверочное слово. Б пишите зеленым цветом, П — синим. Образец рассуждения: в слове шапка пишу букву л, потому что проверочное слово шапочка.

Шапка — шапочка, оха. ка — . шу. ка — . тря. ка, ры. ка, гри. ки, ду..ки, хру. кий, зя. кий, ли. ка, оши. ка, ла. ки, зу. ки, ле. ка, ро. кий, ще. ка, голу. ка, скорлу. ка, про. ка, клу. ки, кре. кий, улы. ка, ду. ло, гу. ка.

5. Раскрой скобки, объясните свой выбор. Придумай 3 предложения с любыми из этих словосочетаний.

Напоминаем: записывая, проговаривай слова вслух или шепотом!

Белый голу(б,п)ь, це(п,б) кие когти, ла(п,б)ки цара(п,б)ки, золотая ры(п,б)ка, жестяная коро(п,б)ка, добрая улы(п,б)ка, узкая тро(п,б)ка, легкая про(п,б)ка, крепкая скор-лу(п,б)ка, сказка о ре(п,б)ке, ловкий ря(п,б)чик, кре(п,б)кий ду(п,б)ок, лесные выру(п,б)ки, ба(п,б)ка да дедка, озя(п,б)шая земля, хру(п,б)кий стебелек, соленые гри(п,б)ки, модная шля(п,б)ка, грубая оши(п,б)ка, большая оха(п,б)ка.

Выясни в словаре смысл слов, которые тебе не понятны. Объясни, как ты понимаешь эти пословицы. Придумай рассказ с одной из этих пословиц.

Бояться волков — быть без гри(б,п) ков. Ла(б,п)ки у кошки мягки, да когти остры. Будет лодырю похле(б,п)ка в три охлебка. Деньги не ще(б,п)ки, счетом кре(б,п)ки. По ру(б,п)цу и рану знать. Красуйся не улы(б,п)кой сладкой, а трудовой ухваткой. Ры(б,п)ка мелка, да уха сладка.

6. Исправь, где надо, ошибки. Сделай самопроверку.

Столп, ястреб, гриб, ропкий, дуп, Остаб, Архиб, тулуп, клуп, дупки, гулка, суб, ряпчик, озноп, тобкое, зябко, зуп, скрип, голубь, охапка, голупка, пробка, шупка, шапка.рыпка, кребкий, грипки, репка, ошипка.

Подсказка: ошибки допущены в 20 словах.

7. Выборочный диктант. Выпиши слова с Б, П, которые необходимо проверить.

Учительница исправляла ошибки красным карандашом. Маша Голубкина за бумагу, карандаши и губку заплатила десять рублей. Выросла репка большая — пребольшая. Глеб Рыбкин хорошо катается на лыжах. Тонкий свист рябчика слышен в саду. Дети надели шубки и шапки.

8. Блиц-контроль. Записать слова:

1) рыбка, 2) трубка, 3) ошибка, 4) репка, 5) шляпка, 6) гребцы, 7) скрипка, 8) гибкий, 9) улыбка, 10) коробка

Самопроверка. Б: 1,2, 3, 6, 8, 9, 10; П: 4, 7, 5.

9. Предупредительный диктант.

Ребята пошли на прогулку в лес. Там были белки. У белок пушистые хвостики. Белки быстро прыгали с ветки на ветку. Они собирали спелые орехи и грибы и прятали их в дупло. Они делали себе запасы на зиму.

10. Контрольный диктант

Боря, Паша и Петя пошли на прогулку. Тропинка шла мимо болота и обрывалась у реки. Ребята подошли к рыбакам. Рыболов переправил ребят через реку. На берегу они устроили привал. Боря нарубил веток для костра. Петя порезал булку и колбасу. Они поели у костра, отдохнули и вернулись домой. (48 слов)

11. Работа с текстом (Это комплексное задание, основное внимание необходимо уделить формированию правильного процесса чтения, развитию связной речи).

Прочитай стихотворение выразительно.

Почему стихотворение называется «Путаница»?

Подчеркни Б, П разными цветами. Выпиши по 5—6 слов с Б, П.

Путаница
Вот бутон,
А вот — батон.
Вот — бидон,
А вот питон.
Ну, а вот — бетон.
В печке выпечен
Батон,
А в петлицу вдет
Бутон.
По траве ползет
Питон,
Молоко течет в
Бидон,
А на стройке есть
Бетон.
Повтори и ты мне в тон:
Где бутон,
А где батон,
Где бидон,
А где питон,
Ну, а где — бетон.
Раз, два, три, четыре, пять, Начинаю повторять:
В печке выпечен
Бутон,
А в петлицу вдет
Батон,
По траве ползет
Бидон,
Молоко течет в
Бетон,
А на стройке есть
Питон.
– Нет, не так!
Нет, не так! Подскажите сами: как?
Разберитесь сами в том,
Где бутон,
А где батон,
Где бидон,
А где питон,
Ну, а где — бетон.

Другие новости по теме: Дифференциация звуков Б — П

Читайте также:  Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития
Ссылка на основную публикацию