Дифференциация звуков Б-Б’, П-П’ – конспект занятия

Публикации на логопедические темы

Здесь любой логопед может опубликовать свою статью.

Дифференциация звуков и букв П – Б.

Автор: Теремкова Н.Э. – учитель- логопед детского сада № 68 ОАО «РЖД»

Конспект занятия в логопедической, подготовительной к школе группе

Цели занятия:

  • Учить дифференцировать звуки Б, П в слогах, словах, фразах.
  • Упражнять в определении позиции оппозиционных звуков Б, П в словах.
  • Совершенствовать навыки слогового анализа, опираясь на правило о слогообразующей гласной.
  • Упражнять в узнавании букв П, Б среди других, их реконструкции.
  • Закреплять навыки чтения слогов со стечением согласных, слов с пропущенной буквой.
  • Упражнять в составлении предложений к заданной схеме с опорными словами-картинками.
  • Развивать фонематический слух, слуховую и зрительную память, внимание.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Касса букв и слогов, фишки-символы для обозначения звуков П, Б (синяя – звук П, синяя с колокольчиком – звук Б), лист с недописанными и неправильно написанными буквами П и Б, фотографии продуктов (баранки, булки, бублики, буханки, пирожки, батоны, плюшки, бисквит, печенье, бутерброды, пряники, конфеты, вафли, торт), предметные картинки (бусы, кепка, бант, панама, пушка, рубашка), карточки (лепестки цветов) со словами для чтения, карточки (листья деревьев) со слогами для чтения, карточки со схемами предложений, карточки с картинками для составления слова «Буратино» по первым звукам слов, коробка-посылка, письмо от Буратино.

Раздаточный материал:

Картонные сумочки, карточки для чтения слов с пропущенной буквой, предметные картинки со звуками П, Б.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед. Поиграем в игру «Запомни и повтори». Назовите звук, который встречается чаще других.

— Белые бараны били в барабаны

— У Полюшки — подушка, у Павлушки — плюшка.

Дети повторяют скороговорки в медленном и быстром темпе, называют часто встречающиеся звуки.

Введение в тему занятия.

Логопед . Сегодня мы будем учиться различать звуки – П — Б.

Губки мы смыкаем, звук П без голоса называем (дети смыкают губки и разжимают их по подражанию без голоса, с подачей воздушной струи)

Губки снова мы смыкаем, звук Б с голосом называем (выполняют по подражанию).

Логопед. Дети, какую разницу вы почувствовали при произнесении звуков П – Б?

Дети . При произнесении звука П не работает голосовой моторчик, а на звук Б — работает.

Повторение изученного.

Логопед. Дети, дайте характеристику звуку Б, П.

Дети. Звук Б согласный, звонкий, твердый. Звук П согласный, глухой, твердый.

Логопед. Чем отличается один звук от другого?

Дети. Звук Б звонкий, звук П глухой.

Логопед. Прикрепите на магнитную доску фишки, соответствующие называемым звукам (на доске в углу появляется символ звука П – синяя фишка, символ звука Б — синяя фишка с колокольчиком).

Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков П,Б в слогах

Логопед. Поиграем в игру «Внимательные ушки». Я буду произносить слоги. Назовите, сколько звуков вы услышали. Какой был первый звук, второй звук? (дети проводят анализ слогов ПУ, ОП, УБ, БЫ, и.т.п.)

Логопед. Поиграем в игру «Звуковые дорожки». Слушаем, запоминаем, повторяем:

ПУ – ПЫ – ПО БО – ПА – БУ ПА – ПЫ – БА – БЫ

БА – БО – БУ ПУ – БУ – ПО БО – ПА – ПО – БА

Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков П, Б в словах.

Логопед. Проиграем в игру «Запомни, повтори». Запомните и повторите слово со звуком Б.

Бочка – почка, патрон – батон, набор – напор.

Запомните и повторите слово со звуком П.

Балка – палка, пашня – башня, запор – забор.

Звуковой анализ слов со звуками Б – П (определение местоположения звука в слове).

Логопед. Ребята, вы любите выбирать подарки? Мы сегодня отправимся в магазин за покупками (у детей на столах картонные сумки, предметные картинки). Вам бабушка прислала на подарки 100 рублей.

Что хотите выбирайте,

Но товары покупайте

Лишь со звуком Б в названии,

Лишь со звуком П в названии.

Дети отбирают картинки.

Логопед. Мы со звуком П играем, слово к слову подбираем.

Назвать свои покупки, но лишь те, где звук звучит в начале слова (середине, конце).

Мы со звуком Б играем, слово к слову подбираем.

Назвать свои покупки, но лишь те, где звук звучит в начале слова (середине).

Выделение слов со звуками Б — П и стихотворного текста.

Логопед. Я получила по почте посылку. Догадайтесь, от кого пришла посылка, прочитав слово по первым звукам названий предметных картинок.

Логопед. Буратино прислал письмо и фотографии (читает письмо): «Ребята, послушайте моё стихотворение, рассмотрите фотографии и назовите, чем меня и моего друга Пьеро угощала в своём чудесном домике Мальвина.

У Мальвины есть баранки

Булки, бублики, буханки

Пирожки, батоны, плюшки

И плетенки и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье

Бутерброды, чай с вареньем».

Логопед . Мальвина угощала Пьеро продуктами, в названии которых звучит звук П, а Буратино – звук Б.

Составьте предложения и расскажите, кого и чем угощала Мальвина.

Слоговой анализ слов. Закрепление понятия о слогообразующей гласной.

Логопед. Буратино в своей посылке прислал картинки с изображением предметов, которые он увидел в домике Мальвины. Назовите предметы, которые могут принадлежать Мальвине (на доске выставляются картинки : бусы, кепка, бант, панама, сапоги, пушка, рубашка).

Дети. Бусы, бант, панама, сапоги.

Логопед. Назовите гласные в слове бант, определите количество слогов. Повторите задание со словом панама, бусы.

Физкультминутка

Руки в стороны развел

Ключик видно не нашел.

А чтоб ключик нам достать

Нужно на носочки встать

Закрепление оптических представлений о буквах П, Б.

Логопед. Найдите в кассе букву, которая соответствует звуку П, звуку Б.

Дети находят буквы и закрепляют их на доске над фишками — символами звуков.

Логопед. Буратино прислал нам лист, исписанный буквами. Он старался писать буквы, но, вероятно кое-где допустил ошибки. Правильно написанные буквы П, Б обведите красным маркером в кружок. Недописанные буквы допишите, неправильно написанные — зачеркните.

Дети выполняют задание у доски, передавая маркер друг другу.

Предупреждение нарушений письма и чтения. Упражнения в чтении слов и слогов с буквами П, Б, нахождение пропущенной буквы в слове.

Логопед. Я знаю, почему буквы оказались недописанными. Мальвина учила Буратино читать и писать, но он был ленивый ученик и не очень хотел выполнять задания. А вы, ребята, любите учиться?

Логопед. Прочитайте слоги, которые Мальвина написала для чтения на листочках деревьев.

БО, ОП, УП, ПУ, БУ, УБ, СПО, УПС, УМБ, КСО, ПСУ.

Прочитайте слова, которые Мальвина написала на лепестках цветов.

БАНТ, БИНТ, БОТЫ, БОБЫ, БУКЕТ, КУБИКИ.

Логопед. Прочитайте слово на своей карточке, вставив пропущенную букву П или Б. Что получилось? Какую букву вставили?

Хо…от, ка…ан, …усы, ком…ас

су… , ка…уста, …атон, зу…ы

из…а, …астух, …осуда, са…оги.

Логопед. Перед вами схема предложения.

Составьте предложения к схеме.

Дети. Пьеро потерял шляпу. Папа покупает букет. Буратино режет бумагу.

Логопед. Сколько слов в твоем предложении? Назови слова со звуками П, Б.

Логопед. Наше занятие подошло к концу. Предлагаю отправить посылку Буратино и его друзьям. В посылку положим рисунки новогодних игрушек, которыми Буратино, Мальвина и Пьеро могли бы украсить новогоднюю ёлку. В названиях игрушек должны звучать звуки П. Б.

Конспект урока “Дифференциация звуков [П]-[Б] ” Открытый урок

Разработка открытого логопедического занятия “Дифференциация звуков П-Б” для учащихся 1 класса с системным недоразвитием речи.

Содержимое разработки

Конспект открытого логопедического занятия для учащихся 1 класса, имеющих системное недоразвитие речи.

Тема: Дифференциация звуков [б – п].

Цель: сформировать у учащихся умение различать согласные [б – п] в устной и письменной речи.

1.Различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях.

2.Уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными.

3.Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.

4.Закрепление понятия твердый и мягкий согласный звук.

1.Развитие фонематического восприятия.

2.Развитие координации речи с движением.

3.Развитие внимания, памяти, воображения и мышления.

4.Развитие мелкой и общей моторики.

1.Воспитание нравственно-этических чувств. Воспитывать у школьниках умение работать в коллективе.

2.Развивать умение слушать и анализировать.

Оборудование: компьютер, индивидуальные зеркала, мозаика, маленький мячик презентация Power Point по теме, картинки в названиях которых есть звуки [Б и П], , индивидуальные карточки со слогами, тетради , ручки, карандаши, бомбочка.

I. Организационный момент.

Времена года. Весенние месяцы. Число.

1.Сообщение темы занятия.

3. Развитие мелкой моторики. Мозаика.

4. Упражнение на развитие речевого дыхания «Футболист».

6.Игры со звуками [б – п]. Поймай звук, хлопни в ладоши. Устно.

7.Написание под диктовку слогов и слов со звуками [б – п]. Подчеркивание твердых согласных одной чертой, мягких согласных – двумя чертами. Работа в тетрадях.

8.Физкультминутка (Логоритмика Железновых «У жирафа»).

9. Воспроизведение слоговых рядов. Напишите под диктовку. Устно затем письменно.

10. Игра наоборот. Преобразование слогов, слов. Устно.

11.Игра «Бомбочка». Устно.

12.Слоговая мозаика на дом. Письменно.

III. Подведение итогов занятия.

Самооценка – дети оценивают себя сами. На доске висит список детей, дети приклеивают напротив своей фамилии наклейку «молодец», «хорошо» или «старайся» в зависимости от того, как они себя оценивают.

Здравствуйте, ребята! Ребята, какое сейчас время года? Какой месяц? Какое число? Вы уже знаете, что существуют звонкие и глухие согласные звуки. Сегодня мы с вами научимся различать звуки [Б] и [П] и узнаем, какой из них глухой, а какой звонкий. Но, сначала скажем такие слова:

Очень много знать нам нужно

Будем мы работать дружно!

Слушать, говорить, читать,

Буквы правильно писать

И друг другу помогать!

Артикуляционная гимнастика проводится сидя за партами с маленькими зеркалами.

Упражнения для губ(так как звуки [Б] – [П] являются губными.): «Забор», «Окно», «Трубочка», «Забор-Трубочка», «Уголок вправо – уголок влево».

3. Развитие мелкой моторики.

Выкладывание дорожки из мозаики.

4.Упражнение для развития воздушной струи.

По выложенной дорожке из мозаики забить гол в ворота плавным выдохом.

5.Показ презентации «Дифференциация звуков [П-Б].

6. Игры со звуками [Б] – [П] в слогах и словах.

Читайте также:  Логопедическая работа во вспомогательной школе

Мы поиграем с вами в игру «[Б] или [П]». Я буду называть слоги , а вы, если услышите звонкий звук [Б], хлопните один раз в ладоши, а если услышите глухой звук [П] хлопните два раза в ладоши.

а) слоги: ба бо па бы пу бу пы пя бё пе бю и т.д.

Хорошо! Задание то же, но в словах.

б)слова: пыль, баран, работа, пылесос ,булка, рупор, боты, лопата, лапти, банка, быль, карп.

То же самое по картинкам. ( предметные картинки со звуками [Б] и [П])

7.Напишем под диктовку слоги и слова со звуками [Б] и [П] в два столбика.

Работа в тетрадях.

В первый столбик напишем слоги и слова со звуком [Б], а во второй со звуком [П].

Ба, па, пу, бе, апа, упу, обу, упи, ибо, упи, опе, обе, пю, бю, пя, бя.

Пенал, боты, рыба, арбузы, белка, попугай, работа, аптека, платок.

Подчеркните твердые согласные одной чертой и мягкие согласные двумя чертами.

Давайте немного отдохнём. (Логоритмика Железновых «У жирафа»).

9.Игра наоборот. Преобразование слогов, слов.

Правила такие: я говорю слог. Если в слоге звонкий звук [Б], то вы мне меняете этот звук на глухой [П], и наоборот.

Слоги: ба-па бу-пу пы-бы бо-по пэ-бэ

Теперь я буду произносить предложения, которые вы должны будете закончить словами подходящими по смыслу. Чем различаются эти слова?

В синем небе звезды (плещут или блещут)

В синем море волны (плещут или блещут)

На траву выкатили (почки или бочки)

На деревьях набухают (почки или бочки)

Повалился старый (запор или забор)

На воротах крепкий (запор или забор)

10.Воспроизведение слоговых рядов.

Сейчас упражнение «Попугай» я буду проговаривать слоги, в определенной последовательности, а вы будете повторять их за мной.

а) Сначала хором .

Слоги: ба-па-па бо-бо-по бэ-пэ-бэ бу-пу-пу бы-пы-бы

б) Индивидуальное повторение слогов

Слоги: ба-ба-па пу-пу-бу бы-пы-бы бэ-пэ-бэ

Напишите под диктовку. Логопед проговаривает слоги в определенной последовательности один раз н-р: ба-па-па, а дети пишут, как запомнили.

11.Игра «Бомбочка». Дети передают друг другу бомбочку, по часовой стрелке, придумывая слова, в которых есть звук [б] до тех пор, пока она не взорвется. Затем дети передают бомбочку против часовой стрелки и придумывают слова в которых есть звук [п] до тех пор пока она не взорвется.

-Сейчас я раздам вам карточки, в них пропущены слоги «па» или «ба». Вам необходимо правильно вставить эти слоги и записать получившиеся слова.

( ры__, тру__, тро__, Лю__, __ран, __латка, __лец, ло__та, при__вил, за__ва, __гаж, __нан, __рта, __лата, ры__лка )

-Какие звуки мы сегодня изучали?

-Какими буквами они обозначаются при письме?

-Чем они похожи? Чем различаются?

Оценка деятельности детей.

1.Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения. 1-4 классы. М., 2007.

2.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2007.

3.Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Ярославль, 2002.

4.Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г., Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1996.

5.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., 1985.

6.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. ССПб.,1997.

7.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. СПб., 2008.

8.Садовникова И.Н. ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ технология преодоления.

Дифференциация звуков [б] и [п] в предложениях (конспект логопедического занятия для 2-го класса специальной школы)

Цели: уточнение и сравнение артикуляции звуков [б] и [п]; развитие сложных форм фонематического анализа слов в структуре предложений, слогового анализа и синтеза, навыков анализа предложения; расширение лексического и глагольного словаря; закрепление в речи структуры распространенного предложения; коррекция психофизических функций; развитие воображения; преодоление двигательной неловкости.

Содержание занятия

1. Оргмомент.

Загадка про Буратино.

Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой
Всюду нос суёт он длинный
Кто же это? (Буратино)

Давайте покажем, каким был в сказке Буратино: весёлым, озорным, грустным и каким он стал послушным, умным, добрым.

(Дети изображают Буратино)

– К нам в гости из школы пришел Буратино и просит помочь ему выполнить домашнее задание. Он не может понять, чем похожи и различаются звуки [б] и [п]?

2. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [б] и [п].

  1. В каком положении находятся губы? – Сомкнуты.
  2. Какая воздушная струя призвуке [б], при [п]? – При [б]-слабая, при [п]-сильная.
  3. Проверьте, работают или нет голосовые связки при образовании данных звуков. Произнесите звуки [б] и [п]. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков (Одинаково). Как мы произносим (Губами, губы сжаты).

– Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли ваше горло при произнесении звука [б]: б-б-б (Дрожит). С голосом или без голоса произносите звук [п] и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении этого звука? – п-п-п (Не дрожит).

Делается я вывод, что звук [б] произносится с голосом, он звонкий. А [п] произносится без голоса, он глухой.

3. Звуки соотносятся с буквами Б и П.

Упражнения на развития воображения и мышления.

– Посмотрите, какой длинный нос у Буратино! Давайте представим, что наш нос стал длинным, как у Буратино. Мы будем нашим длинным носом в воздухе писать буквы Б и П.

4. Составление предложений по картинкам: «Кто как передвигается?»

(На доске картинки: лягушка, черепаха, рыба, птица, собака).

Дети называют картинки.

– Здесь нарисованы разные животные. А как они передвигаются? Лягушка, что делает? (Прыгает). Повторите. ( Учитель задает вопрос, а ученики отвечают на него. Итак, про каждого животного). (Лягушка прыгает, черепаха ползает, рыба плавает, птица летает, собака бегает).

– Лягушка прыгает. В каком из этих слов слышится звуки [б] или [п]? (Прыгает). Какой звук [б] или [п]? – ( [п] ). Какой звук слышится после звука [п]? – ( [р] ). (Также анализируются следующие звуки в слове).

5. Физминутка.

– Ребята давайте поиграем. Я буду называть действия животных, а вы будите изображать! Лягушка прыгает, черепаха ползает, рыба плавает, птица летает, собака бегает. (Учитель называет действие, а ученики изображают).

6. Составление предложений про Буратино.

– Ребята, Буратино хочет задать вам два вопроса. Он спрашивает: «Что у меня содержит звук [п]?». (Шапочка, пуговицы, пряжка). А что содержит звук [б]? (Башмаки, букварь).

– Давайте придумаем предложение со словом «БАШМАКИ». (Дети придумывают предложения).

– Во втором предложении будет слово «БУКВАРЬ».

– В третьем будут слова «КУРТОЧКА», «ПУГОВИЦЫ».

– Посчитайте, сколько пуговиц на курточке у Буратино? (Дети дают полный ответ).

(Каждое предложение анализируется следующим образом: определяется количество слов в предложении, какое по счету слово со звуком [б] и [п] ).

7. Подбор предложений к графическим схемам.

Предлагаются следующие схемы:

Каждая схема анализируется по количеству слов. Под схемами раскладываются картинки: «Бабушка принесла яблоки», «Боря упал». Каждое слово соотносится с элементом графической схемы. При назывании слова показывается соответствующий элемент.

– Начертите первую схему в тетради. Запишите под ней предложение: « Бабушка принесла яблоки». Подчеркните букву [б] и [п] разными цветами.

– Начертите вторую схему. Запишите под ней предложение: «Боря упал». Подчеркните букву [б] и [п] разными цветами.

8. Диктант.

Логопед читает предложения, дети записывают вместо слов буквы Б и П.

«Рыбаки поймали рыбу. Поля поливает тюльпаны. Борис кормит Полкана хлебом. Быстро плывет пароход. На поляне порхают бабочки.»

9. Подведение итогов занятия.

Используемая литература:

  1. Лопаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – Москва,: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2004.
  2. Ткаченко Т.А. Речь и моторика.- Москва,:ЭКСМО, 2007.
  3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков. – Москва,: ВЛАДОС, 2002.

Логопедическое занятие на тему “Дифференциация Б – П”
план-конспект на тему

Логопедическое занятие для обучающихся с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
logopedicheskoe_zanyatie_._differentsiatsiya_b-p.doc431 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия «Дифференциация П-Б» с группой учащихся 2 класса, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи.

Цель: вырабатывать у учащихся умение дифференцировать звуки [б] – [п], имеющие артикуляционно-акустическое сходство.

Задачи: закреплять знания о звуках Б-Б; П-П; учить дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах; словосочетаниях, предложениях, текстах.

– корригировать звуковое и зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении Б-П в слогах, словах и предложениях;

– формировать фонематическое восприятие и навыки звукобуквенного анализа;

– развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;

– развивать внимание, операции мышления (Анализ, синтез, классификацию, память, воображение;

– уточнять, обогащать и активизировать словарь;

– воспитывать звуковую культуру речи, умение общаться обучающихся друг с другом.

Оборудование: индивидуальные зеркала; игрушки-гномы, мяч, буквы Б-П; карточки со словами-капельками; карточки со словами для составления предложений и словами-паронимами; слайд, картинка «Белоснежка».

I. Организационный момент

Давайте улыбнемся друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. И наша встреча принесет нам только положительные эмоции.

II. Речевая разминка

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать.
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

В начале занятия настроим свой речевой аппарат на работу – проведем речевую разминку

1. Дыхательная гимнастика

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим

– краткий глубокий вдох – замедленный выдох;

– медленный выдох – воздух выходит узкой струей;

– выдох несколькими равными порциями (толчками).

Поможем ветру, который играет со своим друзьями, произношение этих звуков благотворно влияет на работу наших внутренних органов, поэтому не упустим возможность позаботиться о своём здоровье.

1..Ветер воздуха вдохнул.

Разом облако надул.

«Чудо, чудо, он сказал.

4. Раскачаю красный мак!

Ха-ха – ха – вот так, вот так.

5.Пошепчу я на ухо

6.Вместе с солнцем и дождём в небе радугу зажжём!

«Хи-хи-хи, – смеётся дождь от меня ты не уйдёшь!»

2 .Артикуляционная гимнастика

Упражнение 1 (тренировка нижней челюсти)

Исходное положение: голову держать прямо, подбородок в обычном, удобном положении, губы сомкнуты.

На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик — у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.

При тренировке нужно следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти. На счет «два» фиксируем открытое положение рта; на счет «три» рот закрыт (счет ведется про себя).

Показ кистью руки: 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх.

Упражнение 2 (тренировка губных мышц)

Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном, спокойном состоянии.

На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка»; на счет «два» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов (растягивать губы особенно сильно в стороны не следует — нужно больше тренировать их в движении вперед).

Упражнение повторяется три-четыре раза без перерыва.

Кисть руки — все пальцы собраны в щепоть, на счет «два» — пальцы врозь.

Упражнение 3 (тренировка мышц языка)

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов.

На счет «один» язык поднимается за верхние зубы, на счет «два» язык опускается в исходное положение (язык у нижних резцов). Упражнение повторяется четыре-шесть раз. Кисть руки — движения ладонью вверх, вниз.

Упражнение 4 (тренировка мышц языка)

Исходное положение: см. упражнение 3.

На счет «один» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в подъязычной связке, затем вернуть его в исходное положение. Упражнение повторить три-четыре раза. Кисть руки — пальцы собраны в кулак. Когда язык высовывается, пальцы распрямляются, напряжены, ладонь параллельна столу

– Молодцы вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к дальнейшей работе.

III. Сообщение темы и цели занятия

– Послушайте стихотворение и найдите в нем ошибку:

В синем небе звезды плещут,

В синем море волны блещут.

– Какие звуки перепутал поэт?

– Сегодня на занятии мы будем работать со звуками [п], [б]. Будем различать их в слогах, словах, предложениях.

IV. Сравнительная характеристика звуков.

– Сегодня у нас на занятии гости. Посмотрите, кто это? Гномы Боря и Паша. Живут наши герои в Волшебной стране.

С какого звука начинается имя Бори? Как располагаются органы речи, при прошении звука [Б]?

Артикуляция звука [Б]: губы сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выходом воздуха; расстояние между зубами и положение языка зависит от следующего за звуком гласного; горло «работает», голосовые складки колеблются, в результате чего образуется голос. Символ звука : стук большого барабана: ББББ. Характеристика звука : звук согласный, твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок, колокольчик.

– Как зовут второго гнома? С какого звука начинается его имя?

Артикуляция звука [П]: губы сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха; расстояние между зубами и положение языка зависит от следующего за звуком гласного; горло «молчит», голосовые складки не напряжены, голос не образуется. Символ звука: кастрюля кипит кипит: ППП. Характеристика звука : звук согласный, твердый, глухой. Обозначение: синий кружок, колокольчик зачеркнут.

– Итак, при произнесении [п], [б] губы, зубы и язык располагаются одинаково, но при произнесении [п] – голос не образуется, а при [б] – образуется голос

. Назовите главное отличие этих звуков?

V. Соотнесение звуков с буквами.

– Мы знаем, что все звуки на письме обозначаются буквами. Какая буква нравится Паше, а Боре – какая?

Найдите все буквы Б на картинке

Найдите все буквы П на картинке

Указательный с большим

Мы в кольцо соединим.

Остальные мы дугой

Над кольцом объединим.

Ладони вниз на время мы направим.

Большие пальцы от ладони отогнём,

Прямою перекладиной поставим.

Поставим ровно под прямым углом.

– Представьте, что у вас на кончике носа находится кисточка. Постарайтесь написать ею на потолке печатную букву Б и П. Нарисуйте эти буквы в воздухе, у себя на ладошке.

– Помогите гномам сосчитать сколько здесь букв Б и П:

П Б б п П б П Б П Б Б п П б б п

VI. Дифференциация в слогах

– Злой волшебник забрал наших героев из их домиков. И что бы вернуться назад, им нужно преодолеть разные испытания. Давайте поможем Боре и Паше.

– Первое испытание – это река. Что бы через нее пройти гномам, придется прыгать по кочкам. А вы будете им в этом помогать.

– Я буду называть слоги, а вы должны их запомнить и повторить в такой же последовательности. Если вы допустите ошибку, то один из героев упадет в реку. И вам придется его спасать, еще раз повторить данные слоги.

па-ба-па бу-бу-пу по-бо-по па-ба-ба пу-пу-бу по-бо-бо
ба-па-па пу-бу-бу бо-бо-по

– Вы справились и с этим заданием, и наши герои успешно добрались до другого берега. На берегу, они увидели необычный дом, в нем живут слоги. Прочитайте слоги Придумайте слова с этими слогами.

Около дома лежал мяч, и Паша с Борей решили поиграть. Давайте мы тоже поиграем с мячом. Добавьте недостающий слог ПА или БА:

жа- , ли- , шу- , ре- , Лю- , шля- , лам- , ла- , гу- , шай – , ры-.

VII. Дифференциация в словах

– Паша и Боря очутились на поляне. Но вдруг налетел сильный ветер, небо затянули темные тучи, и пошёл дождь. Чтобы он скорее закончился, и наши герои смогли продолжать путешествие, вы должны отгадать, какая буква превратилась в капельку «П» или «Б».

О*лако, ло*ата, за*ор, *анан, *усы, *ушка, шля*а.

– Гномы оказались в сказочном лесу. В этом лесу наши герои не видят предметов, а только их контуры . Найдите контуры предметов в названиях которых есть звуки б, бь.

Работа со словарным словом .

Посреди поляны растёт дерево. Как оно называется? Какой ствол у берёзы? Какая берёза белая. Запишите в тетрадь «Белая берёза» какая буква пишется в слове белая. Е запомните пишу е потому, что в слове «белая» пишется «е». Разбор слайда. На стволе берёзы чёрными полосами написана буква «Е». Какую букву по счёту надо запомнить в этом слове. Закройте глаза, заставьте замигать вторую букву.

VIII. Дифференциация в словосочетаниях

А волшебник не успокаивается, новые задания для гномов придумывает. Подошли гномы к домику. А там такой беспорядок, чтобы навести поря док нужно назвать цвет предмета. Подобрать схемы к словам.

Вы, наверное, устали?

И поэтому все встали.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся – покажем –

Крылья сложили назад

VIII. Дифференциация в предложениях.

– На помощь Боре и Паше пришел Старичок-лесовичок. Он поможет гномам выбраться из леса, но для этого они должны выполнить его задание – составить предложения из рассыпавшихся слов. Первая команда составляет свое предложение, вторая – свое.

НА ВЫКАТИЛИ БОЧКИ ТРАВУ

НА ПОЧКИ ДЕРЕВЬЯХ НАБУХАЮТ

– Назовите в предложениях слова, которые отличаются друг от друга одной буквой. Сравните эти слова по смыслу и звучанию: ПОЧКИ-БОЧКИ. С заменой одной буквы меняется смысл слова. В русском языке таких слов много, эти слова называются слова-паронимы: БАШНЯ-ПАШНЯ; БАБОЧКА-ПАПОЧКА; БИТЬ-ПИТЬ

– Вы молодцы и Старичок-лесовичок вывел гномов из леса. А там уже у домиков их встречает Белоснежка. Помогите ей прочитать письмо, для этого вставьте пропущенные буквы.

«Здравствуй _ елоснежка! Мы долго до _ ирались до своих домиков. Наш _ уть был долгим. Мы вы _ олнили много разных заданий. Нам _ омогали ре _ ята. Гномы _ оря и _ аша.»

IХ. Итог – Давайте расскажем Белоснежке, какие звуки мы сегодня учились различать? Чем они различаются? Какое задание было самым трудным? Что понравилось? А мне понравились вы и ваша работа на занятии! Я уверена, что вы подружились с этими звуками и буквами и не будете их путать. Слайд11

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой моя речь.

Говорю всем: до свиданья,

До счастливых новых встреч!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет.

Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия .

Любовь к Родине – чувство , проверенное веками. Каждый человек испытывает чувство привязанности к месту, где он родился, к дому , в котором он живёт, к людям, с их обычаями и традициями, к приро.

Анализ и редактирование письменных работ учащихся (Аннотация + конспект занятия + презентация)Основные задачи таких уроков — развитие умения совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в соде.

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час.

Конспект интегрированного логопедического занятия. с использованием нетрадиционной техники рисования “монотопия”. Содержание занятия направлено на развитие лексико-грамматич.

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” – “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема &laquo.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]»

Надежда Морозова
Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]»

Тема: «Дифференциация звуков [П]-[Б]»

Цель: закрепить умение детей правильно произносить и дифференцировать на слух звуки [п]-[б] в слогах, словах и предложениях.

Закрепить понятие о механизме образования звуков [п] и [б];

Уточнить различия между парными глухими и звонкими согласными звуками;

Закрепить навыки звукового анализа и синтеза.

Развивать фонематический слух, память, мышление;

Способствовать развитию грамматического строя речи.

Воспитывать коммуникативные умения, самостоятельность, доброжелательное и вежливое отношение друг к другу.

Оборудование: карточки-символы звуков [п] и [б], картинки с изучаемыми звуками (бант, паук, бочка, почка, сапоги, плюшки, пончики, пряники, баранки, батон, бутерброд, плоскостные изображения девочки и мальчика, раздаточный материал (фишки для звукового анализа).

Ход занятия:

I. Организационный момент (эмоциональное начало)

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

II. Основная часть.

1) Введение в тему

– Послушайте, а затем повторите скороговорку.

У бабули батоны, бублики и булки.

(Дети проговаривают скороговорку в медленном и быстром темпе)

– Какой звук здесь чаще других встречается? – Звук [Б]

У Полюшки – подушка, у Павлушки – плюшка.

Какой звук часто повторяется? –Звук [П]

-Правильно. Сегодня мы поиграем со звуками П и Б. (вывешиваю символы звуков)

-Расскажите, пожалуйста, о звуке П. –Звук П – согласный, твердый, глухой.

-Расскажите о звуке Б. –Звук Б – согласный, твердый, звонкий.

-Чем похожи эти звуки? -Эти звуки согласные, твердые.

-Чем отличаются? -П – глухой, голос не работает, Б – звонкий, голос работает.

2)Разв. фонем. слуха + разв. интонации

-Поиграем в игру «Звуковые дорожки»:

-Но скажи это так, как будто ты огорчен.

(Спрашиваю по одному ребенку)

3)Разв. грам. строя речи (употр. сущ. в Д. п.)

-К нам приехали Полина и Борис (картинки с изобр. детей). Бабушка прислала им угощение (помещаю на доску картинки с мучными изделиями). – Дети называют картинки (плюшки, пряники и т. д.)

-Из чего сделаны эти продукты? – Из муки.

-Как называются продукты из муки? -Мучные.

-Угостим Полину мучными изделиями, в названии которых слышится звук П, а Бориса – со звуком Б. Дети по очереди выходят к доске, выбирают продукт:

-Я угощу Бориса баранками, потому что в слове «баранки» есть звук Б и т. д.

-Расскажите, где находится пряник? -Пряник находится под плюшками (или пряник находится между пончиком и плюшками) и т. д.

5) Развитие фонематического слуха.

Звуки П и Б приготовили интересную игру «Измени слово». Я буду называть слова со звуком П, а вы замените его на Б и получится новое слово.

Беленькое облачко (руки сцеплены перед собой)

Поднялось над крышей (руки над головой)

Устремилось облако (выпрямить руки)

Выше, выше, выше (потянуться вверх)

Ветер это облако (покачивание руками)

Зацепил за тучу (сцепить руки)

Превратилось облако (описать круг, опустить руки, присесть)

В дождевую тучу.

6) Развитие фонематического слуха и слоговой структуры слова

Игра «Закончи не звуком, а слогом»

-Я буду называть начало слова, вы закончите его слогом

Жа-, ре, шля, бом, лу, сту, ры, ла, лам… .

7) Развитие звукового анализа и синеза

«Подбери картинку к схеме»

Размещаю на доске поочередно пары картинок:

Составляю схемы слов с помощью фишек.

-Какая схема подходит к слову «бант»? Почему?

-А какая к слову «паук»? Почему? -К слову «бант» подходит нижняя схема, потому. что первый звук в схеме согласный, твердый, звонкий и в слове «бант» первый звук [Б] – согласный, твердый, звонкий и т. д. с каждой парой слов.

III.Заключ. часть. (итог занятия)

-Ребята, вы сегодня были активными, находчивыми. Звуки П и Б прощаются с вами.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [а]-[у]» Тема. «Дифференциация звуков А-У» Задачи: Дифференциация звуков У,А на слух и по предметным картинкам. Звуковой анализ звукосочетаний.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Б]-[П]. Буквы Б-П» Конспект по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми III года обучения (6-7 лет) с ЗПР на тему:.

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] “Дифференциация звуков с-ш” Задачи: • закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С; • учить чётко, разграничивать звуки.

Дифференциация звуков [к]-[т] на конце слов В прошлой статье я публиковала стихи с дифференциацией звуков К – Т в начале слова. В этой статье я предлагаю вашему вниманию стихи с дифференциацией.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш], [з]-[ж]» Цели: – Повторение характеристик этих звуков, – Совершенствование навыков согласования существительных с числительными по родам, – Развитие.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [р] и [р’]» Однажды Старичок Звуковичок путешествовал по тайге. Вокруг была красивая природа, пели птички. И вдруг он услышал какое-то рычание, но не.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]» Конспект открытого логопедического занятия с группой детей, имеющих фонетико – фонематическое нарушением речи. 1класс Данный урок был.

Конспект НОД «Дифференциация звуков [Г] и [К]. Буквы Г и К» Тема: Дифференциация звуков [Г] и [К]. Буквы Г и К. Цели: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков г-к в слогах, словах.

Консультация для воспитателей «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Актуальность: В работе над проблемными звуками мы проходим три этапа: артикуляционные упражнения, основной задачей которых является усвоение.

Занятие «Дифференциация согласных звуков [З]-[З’]» Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе для детей с ФФНР, ОНР. Тема занятия: «Сюрпризы для Зои и Зины». Дифференциация.

Конспект занятия на тему : Дифференциация звуков Б и П”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Вид занятия- фронтальное. Возраст- 6-7 лет. Речевые нарушения- ОНР III уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
zanyatie_po_differentsiatsii_zvuko_b_i_p.doc535 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей 7-го года жизни с ОНР III уровня.

Тема: «Звуки и Б и П»

Цель : Закрепить произношение звука [Б] и [П]. Умение дифференцировать звуки Б и П.

– закрепить произношение звуков [Б] и [П], их акустическую и артикуляционную характеристику;

– закрепить умение дифференцировать звуки Б, П в слогах, словах, фразах;

– дифференцировать понятия «звук» и «буква»

– продолжаем знакомиться с графическим обозначением буквы [Б] и [П];

– совершенствование навыков звуко-буквенного анализа.

– развивать слуховое внимание и память, зрительный гнозис;

– совершенствование навыков классификации;

– развивать общую, мелкую моторику

– воспитывать аккуратность, усидчивость, умение выслушивать ответы детей.

Оборудование : лексические картинки на тему «Домашние животные», мяч, «волшебный мешочек» с бантом и пуговицей, картинки со звуками [Б] и [П], кубики (синие, красные), бусины, счетные палочки, простые карандаши, доска, карточки с заданиями на дифференциацию звуков [Б] и [П] на каждого ребенка, карточка с буквой [Б] и [П].

1. Организационный момент.

Игра «Назови гласные звуки в слове». Логопед кидает мяч ребенку и называет слово, обозначающее дикое животное. Ребенок возвращает мяч и называет в этом слове только гласные звуки.

Кот – о; лошадь – о; баран – а, а, и т.д.

  1. Игра «Сначала послушай, каких больше звуков в словах назови»

Назовите звук, который встречается чаще других.

«Белые бараны били в барабаны»

« У Полюшки — подушка, у Павлушки — плюшка»

Логопед просит детей повторить скороговорки медленно и быстро. Затем дети называют часто встречающиеся звуки.

2. Игра «4 лишний».

Логопед показывает детям картинки и предлагает отгадать, какая картинка лишняя. Дети называют лишнюю картинку и поясняют свой выбор.

– батон, палка, бант, бочка ;

– полка, повар, букет, плита;

– бабочка, пакет, бутылка, бабушка.

3. Артикуляционно-акустическая характеристика звуков [Б] и [П].

Логопед спрашивает детей о том, как мы произносим звук [Б]. Дети объясняют логопеду, что звук [Б] произносится с преградой. Описывают, место положения преграды. Звук [Б] – согласный, звонкий. Далее также описывается акустическая характеристика звука [П]. Дети описывают место положение преграды, определяют звонкий или глухой звук (закрывают уши, трогают горло у себя и соседа справа). Затем детям предлагается сравнить – «чем похожи эти звуки, а чем отличаются?» В это время на доске рисуются схема-характеристика звуков [Б] и [П].

6. Игра «Хлопни, если услышишь звук [Б], топни, когда услышишь звук [П]»

Логопед называет согласные звуки (слоги, слова, фразы), а дети хлопают в ладоши, если услышат звук [Б], топают, когда слышат звук [П].

Дети делаться на команды в подвижной игре «Телега»:

«Ехала телега, сломалось колесо. Сколько гвоздей на починку ушло? Три» (дети делятся на команды по три человека).

«Ехала телега, сломалось колесо. Сколько гвоздей на починку ушло? Шесть» (дети делятся на две команды по шесть человек).

Каждой команде нужно выбрать из волшебного мешочка предмет (бант, пуговица). Далее команде задается вопрос – «Какой звук мы слышим в слове Бант/Пуговица?» Так мы выбрали название командам и разделили задания со звуком П и Б. Несмотря, что дети выполняют разные задания, во время обсуждения заданий участвуют и помогают выбрать правильный ответ все дети.

7. Звуковой анализ слов.

Каждой команде логопед предлагает решить ребус – Назови первые звуки названий картинок и соедини в слово.

1 команда – картинки – Батон, аист, ножницы, танк – слово «Бант»

2 команда – картинки – Повар, антенна, палатка, арбуз – слово «Папа»

Далее Дети выкладывают синими, красными кубиками схемы слов.

Примерные вопросы: Сколько звуков в слове? Какой первый звук? Согласный или гласный? Как вы узнали, что это согласный звук? (Наличие или отсутствие преграды) Согласный твердый или мягкий? Согласный звонкий или глухой? (Как определили?) Какой второй звук? Сколько в слове согласных звуков? Сколько в слове гласных звуков? Далее детям предлагается выложить слова из разрезной азбуки.

8. Закрепляем графический образ букв [Б] и [П].

Скажите, чем отличается звук от буквы? Звук [Б] обозначаем буквой [Б]. А звук [П] буквой [П]. На тематической картине с буквами дети рассказывают где находится буква Б и П.

Каждая команда выкладывает свою букву [Б] и [П]. Детям предлагается выложить буквы из материалов, со своим звуком[Б] или [П] (команда «Бантики» – выкладывала букву [Б] из бусин, а команда «Пуговиц» выкладывала букву [П] из счетных палочек).

9. Работа с карточками

Задание 1: заштриховать буквы в нужном напрпавлении. Соединить слова со звуком Б с букво Б, а слова со зувком П с буквой П.

Читайте также:  ИКТ в работе логопеда
Ссылка на основную публикацию