Дифференциация согласных букв п – т по кинетическому сходству

3.1. Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство

По кинетическому сходству смешиваются многие буквы (они представлены попарно в табл. 1).

В зависимости от выявляемых смешений в письме конкретных учеников, такие пары букв дифференцируются на логопедических занятиях по предлагаемой системе упражнений.

В качестве образца мы рассмотрим две темы (б – д ,a — о). По другим парам смешиваемых букв логопед может подобрать свои мнемотехнические приемы и необходимый речевой материал.

При необходимости работа начинается с уточнения оптико-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурами, мозаикой. Для упражнений в конструировании и реконструировании букв алфавита можно использовать счетные палочки или картонные элементы букв. Дети упражняются:

§ в анализе состава и структуры графического знака;

§ в синтезе его из элементов;

§ в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок — к более тонким).

Поначалу реконструкция букв происходит в наглядно-действенном плане, а затем — отвлеченно, т.е. по представлению.

Переходя к рукописному шрифту, дети упражняются в записи чередующихся элементов букв, смешиваемых по кинетическому сходству: по образцу; по исходной инструкции; под счет — с постепенным убыстрением темпа. При дифференциации таких букв основная задача логопеда — научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и, соответственно, обозначаемые ими звуки).

Последовательность операций такова:

выделение звука из слова -> определение сигнального признака артикулемы -> соотнесение этого звука с графемой при помощи мнемотехнического приема (выбор из пары букв) -> контроль правильности выбора -> запись буквы.

Поэлементная запись смешиваемых букв проводится с негромким проговариванием.

Полезен устный диктант слогов, слов — дети в ответ «выписывают» букву в воздухе либо пальцем — на поверхности стола.

Во всех упражнениях этой темы главной целью является закрепление связи между фонемой — артикулемой — графемой — кинемой. Для контроля правильности включаются все четыре анализатора.

Различаем буквы

Показ предметной картинки.

§ Выделение начального звука (Б). Уточнение артикуляции— звонкий согласный, взрывной; преграда — сомкнутые губы (г у Бы).

§ Показ второй предметной картинки; выделение начального звука — Д. Уточнение его артикуляции (согласный звонкий, взрывной, преграда — кончик языка упирается в десны верхних резцов (Д —Десны.).

§ Сопоставление звуков по артикуляции.

Общее: звонкие, взрывные, «мгновенные» согласные. Разное: место преграды: Б — гуБы, Д — десны. Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков: Б — Д, Б — Д.

§ Соотнесение звука с буквой. Сравнение буквы“с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буквавписывается в силуэт белки.

Соотнесение буквыс очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз — упирается в ствол. Буквавписывается в силуэт дятла.

Вывод: запоминаем наши «опоры»:

звук Б — «взрываются» гуБы; буква– хвост белки (вверх);

звук Д — язык упираетсяв Десны; буква— хвост дятла (вниз).

1) Чтение слогов хором (таблица выполнена в рукописном шрифте).

2) Выборочный диктант слогов:

а) диктовка серии (не более 1-2 раз);

б) отраженное проговаривание серии хором;

в) запись серии (по памяти).

3) По окончании диктанта проводится проверка записанных серий хоровым чтением.

Логопед без труда определит на слух ошибки детей. При этом надо уточнить: это ошибка чтения или письма? То и другое подлежит исправлению. При многочисленных ошибках логопеду не следует переходить к дифференциации на материале слов. Надо продолжить работу на слоговом материале.

4) На доске записаны слова с пропущенными буквами:

-елил -ал про – ел

§ Сколько слов записано на доске?

§ Прочтите их, вставив нужные буквы.

§ Кто увидел здесь шесть слов?

При затруднениях детей логопед вызывает учеников, которые подставляют вместо черточки одну, другую букву, получая слова-паронимы. Устно составляются с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадь самостоятельно три пары слов, выделив буквы цветными карандашами.

(На доске не должно быть восстановленной записи, иначе работа будет сведена к механическому списыванию.)

5) Рассмотреть ряд предметных картинок. Назвать их последовательно, запомнить названия. При повторном назывании выделить в словах искомые звуки, поднимая соответствующую букву. Такой ряд может включать до 12-16 картинок, например:

Затем дети выполняют самостоятельно графическую запись в тетрадях: ,(все картинки «шифруются»).

Логопед обращает внимание на особенности работы каждого ученика: выдержана ли последовательность и количество «слов»; есть ли смешения букв; каков темп работы.

Проверка ошибок проводится коллективно — чтением и расшифровкой записи. При этом картинный ряд может быть восстановлен заново— на основе «шифровки», но не буквально, т.е. при восстановлении ряда картинки могут оказаться на другом месте — лишь бы они соответствовали «шифру».

6) Расставить все эти картинки в 2 ряда — по наличию звука /

7) Записать под диктовку слова в 2 столбца — по наличию звука /или^:

дорога, работа, прибежал, загадал, ребро, добрый, рубль, денек, дважды, однажды, везде, брызги, убрал, здесь, одежда, бубен, бодрость, добыча.

Обычно слова, содержащие оба звука, дети догадываются записать посередине строки. Например:

8) От данных слов образовать новые с помощью приставки до-,например:

бежал — добежал белил — .

Устно составить с образованными словами словосочетания.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ, ИМЕЮЩИХ КИНЕТИЧЕСКОЕ СХОДСТВО

Работа начинается с уточнения оптико-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурами, мозаикой, для упражнений в конструировании и реконструировании букв алфавита можно использовать счетные палочки или картонные элементы букв. Дети упражняются в анализе состава и структуры графического знака; в синтезе его из элементов; в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок — к более тонким). Поначалу реконструкция букв происходит в наглядно-действенном плане, а затем — отвлеченно, т.е. по представлению.

Переходя к рукописному шрифту, дети упражняются в записи чередующихся элементов букв, смешиваемых по кинетическому сходству: по образцу, по исходной инструкции, под команду — с постепенным убыстрением темпа. При дифференциации таких букв основная задача логопеда — научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и, соответственно, обозначаемые ими звуки).

Последовательность операций такова:

Поэлементная запись смешиваемых букв проводится с негромким проговариванием в двух вариантах: а) расчлененно, б) целостно, например:

Во всех упражнениях этой темы главной целью является закрепление связи” между фонемой — артикулемой — графемой — кинемой. Для контроля правильности включаются все четыре анализатора.

Полезен устный диктант слогов, слов — когда дети в ответ выписывают букву в воздухе либо пальцем — на поверхности стола.

§ Показ предметной картинки.

§ Выделение начального звука (Б). Уточнение артикуляции — звонкий согласный, взрывной; преграда — сомкнутые губы (губы).

§ Показ второй предметной картинки; выделение начального звука — Д.

§ Уточнение его артикуляции (согласный звонкий, взрывной, преграда — кончик языка упирается в десны верхних резцов (Д — десны).

§ Сопоставление звуков по артикуляции.

Общее: звонкие, взрывные, мгновенные согласные. Разное: место преграды: Б – гуБы, Д — десны. Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков: Б — Д, Б — Д .

§ Соотнесение звука с буквой. Сравнение буквы с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква вписывается в силуэт белки.

Соотнесение буквы с очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз — упирается в ствол).

Буква вписывается в силуэт дятла.

Вывод: запоминаем наши «опоры»:

звук Б — «взрываются» губы; буква – хвост белки (вверх);

звук Д – язык упирается в десны; буква – хвост дятла (вниз).

1. Чтение слогов хором (таблица выполнена в рукописном шрифте).

2. Поэлементная запись букв с проговариванием.

3. Выборочный диктант слогов:

а) диктовка серии (не более 1-го — 2-х раз);

б) отраженное проговаривание хором;

4. По окончании диктанта проводится проверка хоровым чтением. (Логопед без труда определит на слух ошибки детей; в этом случае надо уточнить: это ошибка чтения или письма? То и другое подлежит исправлению. При многочисленных ошибках логопеду не следует переходить к дифференциации на материале слов. Надо продолжить работу на слоговом материале.)

5. На доске записаны слова с пропущенными буквами:

— елил -ал про—ел

Вопросы к детям: сколько слов записано на доске? Прочтите их, вставив нужные буквы. Кто увидел здесь шжжжжжжжжжжжжлщзьатруднениях вызываются ученики, которые подставляют вместо черточки одну и другую букву, получая слова-паронимы. Устно составляются с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадь самостоятельно три пары слов, выделив буквы б и д цветным карандашами. (На доске не должно быть осстановленной записи, иначе работа будет сведена к механическому списыванию.)

6. Рассмотреть ряд предметных картинок. Назвать их последовательно, запомнить названия. При повторном назывании выделить в словах искомые звуки. Такой ряд может включать до 12-16 картинок, например:

обезьянасундукбулка, барабанрадугадедушкабублики

Затем выполняется самостоятельно графическая запись в тетрадях:

б, д, б, бб, д, дд, бб . (т.е. все картинки «шифруются»).

(Логопед обращает внимание на особенности работы каждого ученика: выдержана ли последовательность и количество «слов»; есть ли смешения букв, каков темп работы?).

Проверка ошибок проводится коллективно — чтением и расшифровкой записи.

7. ставить все эти картинки в два ряда – по наличию звука Б или Д.

8. Запись под диктовку слов в 2 столбца – по наличию звука Б – Д:

дорога, работа, прибежал, загадал, ребро, добрый (СНОСКА: Слова, содержащие оба звука, дети догадываются записать посередине строки:), рубль, денёк, дважды, однажды, везде, брызги, убрал, здесь, одежда, бубен.

9. От данных слов образовать новые с помощью приставки до-, например:

бежал – добежалбрёл — .брал — .
белил —. бил — .брил — .

Устно составить словосочетания:

10. Прочитать, вставляя пропущенные буквы б или д:

У Ли-ы голу-ой -ант.

Ва-им -ал -ругу -улку.

Весь -ень и-ёт -ождь.

У -а-уижи наря-ная -лузка.

На -иване -елая по-ушка.

Завтра -у-ет холо-ная пого-а.

-о-авка -о-рый -орь-а са-ово-ы -о-рался-оро-а -рига-а -у-ильник по-ерёзовик -лю-целе-е-и -у-инка -ро-и -орь-а -е-ро-о-ро-ушный -о-рость по-оро-ок -ро-яга -ара-анить

11. Повторить за логопедом:

а) «Все бобры добры для своих бобрят.»

«Ходит Люба возле дуба.

Читайте также:  Непосредственно образовательная деятельность: Коммуникация

Нам глядеть на Любу любо.

Прислонилась Люба к дубу —

любо нам глядеть на Любу!»

12. Предложения для чтения, анализа и записи:

В дороге мы озябли. Утята добрались до другого берега. В ноябре ледяной покров на реках ненадёжен. Ребята ведут борьбу с вредителями садов. В сентябре издали видны алые ягоды рябины. Дождём забрызган подоконник.

Тексты диктантов

Летом братья были у бабушки и дедушки в деревне. Недалеко бежала быстрая речка Бобровка. Дети любили удить рыбу до самого обеда. А вечером ребята работали в огороде.

Наступил октябрь. Люди зябнут в домах. Надо раздобыть дров, тогда будет тепло. Дедушка купил целую подводу дров. Дядя Боря и Вадим будут их рубить. Младший брат Володя будет убирать дрова в сарай.

1. Вычленить начальные гласные О, А в ударной позиции из слов: осень, астры.

2. Сравнить артикуляцию этих гласных (см. стр. МО )

Рассмотреть условные обозначения этих звуков (карточки):

Обратить внимание детей на то, что губы как бы «пишут» сами букву О.

3. «Озвучить» слоги, составленные из данных согласных и указанных схем, например:

4. Соотнесение звуков с буквами рукописного шрифта: а, о.

а) Упражнение в чередующейся записи букв цветными карандашами.

б) Отработка соединения букв висе другими буквами.

5. Чтение слоговых таблиц:

со — сано — наато — асо
ра — роош — ашало — амо
ва — воом — амоно — ара

6. С опорой на схемы гласных А и О прочитать следующие слова:

д-мс – мст-л
в – лп – чкат – чка
м – жетп – лкикр – тко

а) С каждым словом составить предложение или словосочетание.

б) Записать полученные пары слов, подчеркнув гласные а и о.

7. Запись слогов под диктовку. Проверка чтением.

8. Различение гласных О — А в словах — устно (поднимая буквы а и о только в ударной позиции!):

лось, палец, мох, мать, парки, сурок, варит, крошки, ночи, зима, чашки, норы, марка, море, ложки, весна, осень, скорый.

9. Запись слов в две колонки под диктовку (по наличию ударных гласных а или 6).

Сок, сказка, кони, плакса, галки, ослик, просит, краски, помню, палец, лампа, ранка, кошки, камни, ломтик, чайки, сахар, тайна.

10. Прочитать стихотворение В.А.Жуковского, вставляя пропущенные ударные гласные А и О:

Там к-тик ус-тый по с-дику бр-дит,

а к-злик рог-тый за к-тиком х-дит.

И л-почкой к-тик м-ет св-й р-тик,

а к-злик сед-ю трясет бород-ю.

Списать, вставляя и подчеркивая цветными карандашами гласные буквы а, о.

11. Предложения для графической записи (под диктовку -запись лишь ударных гласных).

диктуетсязапись
В дальнем овраге мрачно и холодноа а а – о

Скоро сказка сказывается. Астры расцветают осенью. Лампа погасла внезапно. Ровный асфальт радует пешехода. Старая лодка ушла на дно. Свисает прозрачная гроздь винограда. Смолк соловушка в чаще лесной.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство

По кинетическому сходству смешиваются многие буквы (они представлены попарно в табл. 1, с. 33).

В зависимости от смешений, выявляемых в письме конкретных учеников, эти пары букв дифференцируются на логопедических занятиях по предлагаемой системе упражнений.

В качестве образца мы рассмотрим две темы у, а — о).

По другим парам смешиваемых букв логопед может подобрать свои мнемотехнические приемы и соответствующий речевой материал.

При необходимости работа начинается с уточнения оптико-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурами, мозаикой. Для упражнений в конструировании и реконструировании букв алфавита можно использовать счетные палочки или картонные элементы букв. Дети упражняются:

  • — в анализе состава и структуры графического знака;
  • — в синтезе его из элементов;
  • — в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок — к более тонким).

Поначалу реконструкция букв происходит в нагляднодейственном плане, а затем — отвлеченно, т. е по представлению.

Переходя к рукописному шрифту, дети упражняются в записи чередующихся элементов букв, смешиваемых по кинетическому сходству: по образцу; по исходной инструкции; под счет — с постепенным убыстрением темпа. При дифференциации таких букв основная задача логопеда — научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и, соответственно, обозначаемые ими звуки).

Последовательность операций такова:

  • — выделение звука из слова;
  • — определение сигнального признака артикулемы;
  • — соотнесение этого звука с графемой при помощи мнемотехнического приема;
  • — контроль правильности выбора буквы;
  • — запись буквы.

Полезен устный диктант слогов, слов — дети «выписывают» букву пальцем: в воздухе либо на поверхности стола.

Во всех упражнениях этой темы главной целью является закрепление связи между фонемой — артикулемой — графемой — кинемой. Для контроля правильности включаются все четыре анализатора.

Различение букв ; М

д — м с — м ст — л

в — л п — чка т — чка

м — жет п — лки кр — тко

  • а) с каждым словом составить предложение или словосочетание;
  • б) записать полученные пары слов, подчеркнув гласные а и о.

8) Различение гласных о — а в словах — устно, поднимая буквы а, о (только в ударной позиции!):

лось, палец, мох, мать, парки, сурок, варит, крошки, ночи, зима, чашки, норы, марка, море, ложки, весна, осень, скорый.

9) Запись слов под диктовку в две колонки (по наличию ударных гласных а или о):

сок, сказка, кони, плакса, галки, ослик, просит, краски, помню, палец, лампа, ранка, кошки, камни, ломтик, чайки, сахар, тайна.

10) Прочитать стихотворение В.А. Жуковского, вставляя пропущенные ударные гласные а ио:

КОТИК и козлик

Там к—тик ус—тый по с—дику бр—дит, А к—злик рог—тый за к—тиком х—дит. И л—почкой к—тик м—ет св—й р—тик, А к—злик сед—ю трясёт бород—ю.

Списать, вставляя и подчеркивая цветными карандашами гласные буквы а, о.

11) Предложения для графической записи (под диктовку — запись лишь ударных гласных). (Методику графического диктанта см. ч. II, 1.4.)

диктант запись

В дальнем овраге мрачно и холодно. — а а а — о

Скоро сказка сказывается.

Астры цветут осенью.

Лампа погасла внезапно.

Ровный асфальт радует пешехода.

Свисает прозрачная гроздь винограда.

Старая лодка ушла на дно.

Смолк соловушка в чаще лесной.

Дифференциация фонем, имеющих акустикоартикуляционное сходство

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ, ИМЕЮЩИХ КИНЕТИЧЕСКОЕ СХОДСТВО

Работа начинается с уточнения оптико-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурами, мозаикой, для упражнений в конструировании и реконструировании букв алфавита можно использовать счетные палочки или картонные элементы букв. Дети упражняются в анализе состава и структуры графического знака; в синтезе его из элементов; в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок — к более тонким). Поначалу реконструкция букв происходит в наглядно-действенном плане, а затем — отвлеченно, т.е. по представлению.

Переходя к рукописному шрифту, дети упражняются в записи чередующихся элементов букв, смешиваемых по кинетическому сходству: по образцу, по исходной инструкции, под команду — с постепенным убыстрением темпа. При дифференциации таких букв основная задача логопеда — научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и, соответственно, обозначаемые ими звуки).

Последовательность операций такова:

Поэлементная запись смешиваемых букв проводится с негромким проговариванием в двух вариантах: а) расчлененно, б) целостно, например:

Во всех упражнениях этой темы главной целью является закрепление связи” между фонемой — артикулемой — графемой — кинемой. Для контроля правильности включаются все четыре анализатора.

Полезен устный диктант слогов, слов — когда дети в ответ выписывают букву в воздухе либо пальцем — на поверхности стола.

§ Показ предметной картинки.

§ Выделение начального звука (Б). Уточнение артикуляции — звонкий согласный, взрывной; преграда — сомкнутые губы (губы).

§ Показ второй предметной картинки; выделение начального звука — Д.

§ Уточнение его артикуляции (согласный звонкий, взрывной, преграда — кончик языка упирается в десны верхних резцов (Д — десны).

§ Сопоставление звуков по артикуляции.

Общее: звонкие, взрывные, мгновенные согласные. Разное: место преграды: Б – гуБы, Д — десны. Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков: Б — Д, Б — Д .

§ Соотнесение звука с буквой. Сравнение буквы с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква вписывается в силуэт белки.

Соотнесение буквы с очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз — упирается в ствол).

Буква вписывается в силуэт дятла.

Вывод: запоминаем наши «опоры»:

звук Б — «взрываются» губы; буква – хвост белки (вверх);

звук Д – язык упирается в десны; буква – хвост дятла (вниз).

1. Чтение слогов хором (таблица выполнена в рукописном шрифте).

2. Поэлементная запись букв с проговариванием.

3. Выборочный диктант слогов:

а) диктовка серии (не более 1-го — 2-х раз);

б) отраженное проговаривание хором;

4. По окончании диктанта проводится проверка хоровым чтением. (Логопед без труда определит на слух ошибки детей; в этом случае надо уточнить: это ошибка чтения или письма? То и другое подлежит исправлению. При многочисленных ошибках логопеду не следует переходить к дифференциации на материале слов. Надо продолжить работу на слоговом материале.)

5. На доске записаны слова с пропущенными буквами:

— елил -ал про—ел

Вопросы к детям: сколько слов записано на доске? Прочтите их, вставив нужные буквы. Кто увидел здесь шжжжжжжжжжжжжлщзьатруднениях вызываются ученики, которые подставляют вместо черточки одну и другую букву, получая слова-паронимы. Устно составляются с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадь самостоятельно три пары слов, выделив буквы б и д цветным карандашами. (На доске не должно быть осстановленной записи, иначе работа будет сведена к механическому списыванию.)

Читайте также:  Методы и приемы формирования мотивации ребенка к занятиям

6. Рассмотреть ряд предметных картинок. Назвать их последовательно, запомнить названия. При повторном назывании выделить в словах искомые звуки. Такой ряд может включать до 12-16 картинок, например:

обезьянасундукбулка, барабанрадугадедушкабублики

Затем выполняется самостоятельно графическая запись в тетрадях:

б, д, б, бб, д, дд, бб . (т.е. все картинки «шифруются»).

(Логопед обращает внимание на особенности работы каждого ученика: выдержана ли последовательность и количество «слов»; есть ли смешения букв, каков темп работы?).

Проверка ошибок проводится коллективно — чтением и расшифровкой записи.

7. ставить все эти картинки в два ряда – по наличию звука Б или Д.

8. Запись под диктовку слов в 2 столбца – по наличию звука Б – Д:

дорога, работа, прибежал, загадал, ребро, добрый (СНОСКА: Слова, содержащие оба звука, дети догадываются записать посередине строки:), рубль, денёк, дважды, однажды, везде, брызги, убрал, здесь, одежда, бубен.

9. От данных слов образовать новые с помощью приставки до-, например:

бежал – добежалбрёл — .брал — .
белил —. бил — .брил — .

Устно составить словосочетания:

10. Прочитать, вставляя пропущенные буквы б или д:

У Ли-ы голу-ой -ант.

Ва-им -ал -ругу -улку.

Весь -ень и-ёт -ождь.

У -а-уижи наря-ная -лузка.

На -иване -елая по-ушка.

Завтра -у-ет холо-ная пого-а.

-о-авка -о-рый -орь-а са-ово-ы -о-рался-оро-а -рига-а -у-ильник по-ерёзовик -лю-целе-е-и -у-инка -ро-и -орь-а -е-ро-о-ро-ушный -о-рость по-оро-ок -ро-яга -ара-анить

11. Повторить за логопедом:

а) «Все бобры добры для своих бобрят.»

«Ходит Люба возле дуба.

Нам глядеть на Любу любо.

Прислонилась Люба к дубу —

любо нам глядеть на Любу!»

12. Предложения для чтения, анализа и записи:

В дороге мы озябли. Утята добрались до другого берега. В ноябре ледяной покров на реках ненадёжен. Ребята ведут борьбу с вредителями садов. В сентябре издали видны алые ягоды рябины. Дождём забрызган подоконник.

Конспект логопедического занятия “Дифференциация звуков Т-Д “

конспект по дифференциации звуков т-д для логопедов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия “Дифференциация звуков Т-Д “»

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков Т-Д» Содержание занятия

  1. Организационный момент (настрой на занятие)

Встанем все в круг протянем друг к другу руки, образуя «цветок», улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение. «Цветок» наш открывается, занятие начинается (дети встают в круг протягивают в центр руки, образуя «цветок».

  1. Развитие фонематических процессов.

В начале занятия работа ведётся на уровне звука, т.е. мы идём от звука к букве. – Сегодня к нам пришли в гости первоклассники. – Послушайте, как зовут мальчика – Толя. – С какого звука начинается это имя? (со звука «Т»). – Какой буквой мы обозначим звук «Т»? (буквой «Т»). – Послушайте, как зовут девочку Поля. – С какого звука начинается имя Поля? (со звука «П»). – Какой буквой мы обозначим звук «П»? (буквой «П»). (Показ буквПпи Тт). Фонетическая зарядка – Вспомним, как строчит пулемёт? (Т-Т-Т) (предъявляется картинка-символ) – Вспомним, как пыхтит тесто? (П-П-П) (предъявляется картинка-символ) – упражнение на зрительно-слуховую дифференциацию: «Пулемет – Тесто» (с использованием картинок-символов). – Какая преграда встречалась, когда мы произносили звук «П»? (Губы) – Какая преграда встречалась, когда мы произносили звук «Т»? ( Язык и верхние десны) Итак, нам встретилась преграда в виде «сжатых губ» или «язык, упирающийся в десны». – Если есть преграда при произнесении звука, какой вывод вы можете сделать об этих звуках? (Они согласные). – Приложим к горлышку руку и определим звонкие они или глухие. (Если голосовые связки не дрожать, то они глухие) – Сколько звуков может обозначать буква п? (Два). – Сколько звуков может обозначать буква т? (Два).

  1. Сообщение темы занятия.

– Толя и Поля принесли свои любимые буквы, с которых начинаются их имена. – Кто догадался, какая тема нашего занятия? – Какие буквы и звуки мы будем сегодня учиться выделять и различать на занятии. (Мы будем учиться различать рукописные буквы «П и Т»). Работа над выделением звука – Толя и Поля спрятали свои звуки среди других звуков. Послушайте, как только услышите звук «П» хлопните в ладоши. Услышите звук т – топните. Работа с цифровой линеечкой. – Разложи цифры по порядку. Послушаем и определим место звука [п] в словах: Пух, лаПа, шаПка, Пуля (Слушатели определяют на цифровой линеечке место звука в словах). – Теперь определим место звука [т] в словах: коТ, Танец, ваТа, Том (Работа проводится аналогично)

  1. Основная часть. Сравнение букв «Ппи Тт»по начертанию.

– Вспомним как пишутся рукописные буквы «Ппи Тт». (Дети достают из мешочка буквы Д и Т ,ощупывают их.) – Сколько «ножек» у рукописной буквы «Пп»? (дети отвечают, что 2) – Возьмите из тарелочки цифру 2 – Сколько «ножек» у рукописной буквы «Тт»? (дети отвечают, что 3) – Возьмите из тарелочки цифру 3 Работа по развитию слухового внимания. – Поля и Толя решили усложнить задания. Поля заменила звук [п] – цифрой 2, а Толя заменил звук [т] – цифрой 3. – Я произнесу звуки, а вы покажите нужную цифру. [Т], [П] (дети показывают нужные цифры). – Посмотрим, как вы теперь справитесь с заданием на звуковой линеечке. – упражнение «Будь внимательным» Пара – 2ара саПоги – са2поги гиТара – ги3ара монеТа – моне3а кроТы – кро3ы ТоПор – 3о2ор ПоТолок – 2о3олок (дети обозначают место П и Т, соответствующей цифрой). – Молодцы!

  1. Динамическая пауза.

– упражнение «Дермалексия» Звучит музыка. (дети разбиваются на пары). Первый ребенок пишет букву на правой ладони соседа, затем по хлопку на левой ладони, за тем по хлопку на спине. Потом меняются местами. 6.Развитие мыслительных операций. – Толя зашифровал буквы п и т цифрами. Откройте тетради и расшифруйте, какие буквы спрятал Толя: 22323333233223322 (дети работают в тетрадях). Поля приготовила для вас ребусы. Подойдите к доске. Расшифруйте ребусы используя дежурные буквы нашего занятия: 2уховик, са2оги, ша2ка, бо3инки, 3уфли, 2аль3о, 2 ла3ье, 3а2ки – Распредели получившиеся слова на группы. Какие предметы выберет себе Поля? Какие – Толя?А какие слова хитрые, которые нравятся и Толе и Поле?– Упражнение «Разведчик» Достаньте из мешочка слоги, прочитайте слог, придумайте слово с этим слогом. А теперь зашифруйте свое слово так же как сделали Толя и Поля. 7.Развитие, зрительно – пространственного восприятия и ориентировки, памяти. – Упражнение «Фотограф» Детям предлагается таблица с цифрами , а дети по памяти переносят в тетрадь такую же таблицу, только с буквами (таблица показывается детям в течение 3-5 сек, затем убирается ). 2 3 2 3 2 2 8.Развитие мелкой моторики.(В конце занятия должна быть какая – то поделка).Дети выбирают по желанию: лепят буквы П и Т из пластилина ,из мягкого конструктора, выкладывают из мозаики и т.д.Итог занятия. – Какие буквы мы учились различать? – Какие задания были самыми интересными? – Какое настроение у вас? – Я благодарю вас за работу. – Встали, занятие наше завершается, цветок закрывается. РЕКОМЕНДАЦИИ

Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:

-ощупывать, вырезать, лепить их из соленого теста (пластилина), обводить по контуру, писать в воздухе; определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. ;

-конструировать и реконструировать буквы из элементов;

Эффективным, является использование зрительных опор в виде карточек с дифференцируемым и буквами.

Библиографический список

Галбай И.Г. Опыт работы по коррекции кинетически смешиваемых букв. // Школьный логопед. – 2004. – № 1. – с. 39;

Закирова Н.С., Царевская Е.Г. Преодоление смешений букв по кинетическому сходству. // Логопед. – 2006. – № 3. – с. 104;

Леонова С.В., Воронина С.П. Содержание и приемы коррекционной работы при оптической дисграфии. // Логопед. – 2005. – № 5. – с. 108;

Новикова Ю.А., Разделкина Н.О. Преодоление смешения графически сходных букв б – д. // Логопед. – 2012. – № 8. – с. 86;

Смирнова М.А., Тегза Т.А. Профилактика оптико-кинетической дисграфии у старших школьников. // Логопед. – 2011. – № 6. – с. 46;

Услугина О.Н. Преодоление смешения на письме букв, имеющих кинетическое сходство. // Логопед. – 2010. – № 8. – с. 85;

Шаевская Н.А. Упражнения для дифференциации букв И, Ш. // Логопед. – 2012. – № 2. – с. 90;

Шипилова Е.Н. Дифференциация букв п, т по оптическому сходству. // Логопед. – 2007. – № 5. – с. 92;

Ястребкова И.В. Основные направления работы по коррекции кинетически смешиваемых букв. // Логопедия. – 2003. – № 1-2. – с. 97.

Конспект логопедического занятия «Весна. Перелетные птицы»

автор: Нестерова Наталья Валерьевна

Учитель-логопед МБДОУ д/с №32 «Тополек»

Конспект логопедического занятия «Весна. Перелетные птицы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 32 «Тополёк»

Конспект

организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему:

«Весна. Перелетные птицы»

для детей подготовительной группы с ОНР

Подготовила

Нестерова Наталья Валерьевна

учитель-логопед МБДОУ

детского сада № 32«Тополёк»

г. ПЯТИГОРСК, 2019 г.

Тема :«Весна. Перелетные птицы»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель: Закрепить представления у детей о весне и перелетных птицах.

учить детей формировать вопросы по описанию предмета;

закрепить представления детей о перелетных птицах;

закрепить название птиц, их внешние признаки;

учить употреблять предлоги в самостоятельной речи детей;

активизация словаря по теме;

формирование грамматического строя речи;

упражнять в образовании сложных прилагательных;

Развивающие:

развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок;

развивать артикуляционную, мелкую моторику;

развитие внимания, памяти, мышления;

Воспитывающие:

воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы;

воспитывать самоконтроль за речью.

воспитывать умение участвовать в совместной игре;

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»; «Физическое развитие», «Познавательное развитие»

Словарная работа: красноклювый, черноглазый, ширококрылый, желтоклювый.

Оборудование: кукла Лунтик, предметные картинки, конверты с разрезными картинками, скворечник, игрушка-птичка, схема предлогов, карандаши.

Предварительная работа: выполнение графического диктанта.

Форма проведения : совместная деятельность.

Читайте также:  Памятка о звуках для родителей и педагогов

Ход деятельности:

  1. Организационный момент . (Отработка пространственных представлений, употребление слов после, перед)

Логопед: Какое сейчас время года?

Дети: Сейчас время года весна.

Логопед: Какое время года было перед весною?

Дети : Перед весною была зима.

Логопед : Какое время наступит после весны?

Дети : После весны наступит лето.

Логопед: Какая часть весны сейчас?

Дети : Сейчас начало весны.

Логопед : Если снег повсюду тает,

День становится длинней.

Если всё зазеленело и в полях звенит ручей.

Если солнце ярче светит.

Если птицам не до сна,

Если стал теплее вечер,

Значит, к нам пришла…( весна)

Логопед: Ребята, а к нам на занятие пришел Лунтик (заносит куклу) Он тоже хочет узнать о птицах и о весне. Расскажем ему?

Но сначала, разомнем наш язычок ( артикуляционная гимнастика )

Давайте покажем, как природа радуется

Природа радуется приходу весны — улыбка

Дует ласковый ветерок – трубочка

Тает снег, капель – цоканье: сначала медленно, потом чаще

Травка тянется к солнышку – иголочка

Веточка качается от ветра – часики

  1. Основная часть

Беседа о весне и перелетных птицах

Логопед. Да, с приходом весны всё оживает вокруг. А хорошо ли вы знаете приметы весны? Сейчас проверим. Предлагаю вам отгадать весенние загадки:

(отвечать предложением, начинать со слова «весной»)

1 . Что весной греет, светит, припекает?

Дети : (солнце)

Логопед :Что весной голубое, высокое, чистое?

Дети : (небо)

Логопед: Что весной бежит, журчит, поёт?

Дети : (ручьи)

Логопед : Что с крыши свисает, капает, тает?

Дети : (сосульки)

Логопед: Давайте представим, что мы попали в весенний лес.

Закройте глазки и считайте со мною до трёх. 1-2-3 чудо произойди!

— Ну , что чудо произошло? –Да!

— Ребята, мы с вами попали в весенний лес! Лес – это большой и настоящий друг. А ещё это дом для зверей и птиц. Послушайте, кто же это поёт в лесу?

Логопед. Конечно, ребята. А ещё ребята, весной к нам возвращаются птицы, которые улетели осенью в тёплые страны.

-Как называются эти птицы?

Дети : перелётные

Логопед: Почему они называются перелётными?

Дети . Перелётные птицы летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтоб весной вернуться в родные края.

Логопед: У вас на столе лежат конверты. Посмотрите что там лежит? Составьте из частей картинку.

У вас получились картинки с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Давайте поиграем в Игру «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.

Логопед. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

Аист какой? – Длинноклювый.

У Аиста красный клюв – красноклювый.

У Грача черные глаза – черноглазый.

У Лебедя длинная шея – длинношеий.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

У Цапли длинные ноги – длинноногая.

У Утки короткие лапы – коротколапая.

У Соловья желтый клюв- желтоклювый.

Логопед : Молодцы вы справились с заданием, уберите картинки в конверт.

Игра «Что делает птичка?»

На доске находятся схемы предлогов ЗА, НАД, НА, В, ИЗ, ПОД.

Рядом находится скворечник, логопед переносит птичку в разные места. Дети составляют предложения с данными предлогами и показывают схему предлога.

Стихотворение со словами- действиями.

Птицы могут летать высоко (руки вверх),

Пролетать над озерами синими ( присесть ),

Улетать из гнезда далеко (руки вперед ),

Ввысь взлетать над горами красивыми (руки вверх) .

Облетать они могут лес (взмахи руками) .

Залетать за башни высокие (встать на носки, потянуться ),

Подлетать под низкий навес (присесть)

И слетать с крыш в ямы глубокие.

Игра « Кто я?» « Что я?»

Логопед: Мы сейчас поиграем в интересную игру. У нас будет ведущий, ему на голову мы закрепим картинку. Ведущий должен задавать вопросы, а вы можете отвечать только ДА или НЕТ. Ведущий задает вопрос до тех пор пока не отгадает ,что у него изображено.( картинки: сосулька, солнце, подснежник, грач, ласточка, скворечник, гнездо)

Логопед. Дети, посмотрите, Лунтик к нам пришел не с пустыми руками. У него для нас задание, сам он справиться не смог, просит у вас помощи.

Логопед достает схему графического диктанта. Но прежде, чем приступить к работе, необходимо сделать пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»

Тили-тели, тили-тели – (скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка –(поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопитесь, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели ,(снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)

Песни звонкие зап е ли!( указательным и большим пальцем делают клюв – «птицы поют»)

Дети выполняют графический диктант (скворечник)

Итог занятия.

Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, о каких птицах сегодня мы говорили на занятии?

Что вам понравилось на нашем занятии?

Как вы думаете, сегодня мы помогли Лунтику узнать больше о нашей планете?

На занятии хорошо работали, отвечали полными предложениями…..

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме «Звук «С», буква С. Ранняя весна. Перелетные птицы».

автор: Гаврилова Светлана Евгеньевна

учитель — логопед Ленинградская обл., г. Гатчина. МБДОУ «Детский сад № 12 компенсирующего вида»

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме «Звук «С», буква С. Ранняя весна. Перелетные птицы».

Конспект логопедического подгруппового занятия в старшей группе

по теме : «Звук С», буква С.

«Ранняя весна. Перелетные птицы» с использованием ИКТ.

Конспект составила учитель – логопед Гаврилова С.Е.

Цель : Расширение, уточнение и активизация словаря по теме.

Задачи:

  • Закрепление признаков весны;
  • Совершенствование общих речевых навыков;
  • Совершенствование умения правильного употребления в речи простых предлогов, навыков словообразования;
  • Совершенствование навыков звукового анализа;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Развитие зрительного и слухового восприятия;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности;
  • Воспитание бережного отношения к птицам.

Оборудование:

Карточки с изображением перелетных птиц, карточки с изображением силуэтов птиц, макет грачевника, интерактивная игра «Определи место звука», карточки ля звукового анализа и звуки – символы.

Ход занятия:

I Организационный момент

1.Логопед : Здравствуйте ребята, милые друзья!

Видеть вас сегодня очень рада я.

Сегодня с вами вместе, мы многое узнаем,

И кое-что мы вспомним, немножко поиграем.

Хочу я для начала с вами поиграть,

Про все времена года немножко разузнать.

Ну-ка, дайте мне ответ, так бывает или нет!

Игра « Так бывает или нет»: если бывает — говорите « ДА», если не бывает

— говорите « НЕТ»- будьте очень внимательными, чтобы не ошибиться. Развитие слухового восприятия.

— Осенью листья желтые летят и шуршат, шуршат, шуршат (да).

-А зимой растут цветы, небывалой красоты ( нет).

— Поиграть зимой в снежки очень любят дети ( да).

— Летом в небе тучки хмурятся и снежок летит на улице ( нет).

— Снег растаял, и пришла к нам красавица …..весна (да).

2.Логопед: Молодцы, вы были очень внимательны. Кто скажет, какое сейчас время года?

Логопед: Назовите мне весенние месяцы.

Дети: Март, апрель, май.

Логопед: Молодцы, а теперь я вас попрошу рассказать, какие изменения в природе происходят весной. ( логопед кидает по – очереди каждому ребенку мяч)

Дети: Тает снег, бегут ручьи, появляются проталины, оживает природа, прилетают птицы.

Логопед : Правильно, а кто скажет, как называются птицы, которые возвращаются к нам весной.

Логопед : кто знает , почему этих птиц называют перелетными?

Дети: Потому, что они осенью улетают, а весной возвращаются к нам.

Логопед: Почему перелетные птицы улетают от нас осенью?

Дети: Недостаточно корма, исчезают жучки, паучки, и другие насекомые.

Логопед: Молодцы, ребята. Весной перелетные птицы возвращаются обратно.

Логопед: Вы знаете, какие птицы прилетают первыми?

  1. Словообразование.

Логопед: Посмотрите, ребята, перед вами грачевник.

Кто сидит в гнезде? (Грач)

Посмотрите, там много гнезд и много (кого?) – (грачей)

Чей крик мы слышим в грачевнике? (грачиный)

Кто скоро появится у грачей? (грачата).

4.Употребление в речи простых предлогов.

-Куда залетел грач? (В гнездо.)

— Откуда вылетел грач? (Из гнезда).

— Куда спустился грач? ( Под дерево.)

— Где сидит грач? ( На ветке.)

Логопед: Каких перелетных птиц вы еще знаете? Показываю картинки, дети называют.

Дети: Журавли, скворцы, ласточки, жаворонки.

  1. Логопед: Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Веснянка».

РЕЧЬ С ДВИЖЕНИЕМ.

Солнышко, солнышко, Золотое донышко. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)

Прилетели сто грачей, («Летят» по кругу.)

А сугробы тают, тают, (Медленно приседают.)

А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх.)

II часть занятия

Логопед: Теперь тихонько сели.

Ребята, грачи принесли нам новую букву. Посмотрим, что же это за буква .

Буква «С», звук «С».

1. «Услышишь — хлопни». Развитие ФВ.

Детям предлагается серия звуков, слогов, слов, они хлопают в ладоши, если услышат звук «С».: М, Н, Т, С, МА, ТА ,СА, КОТ, Соловей, чибис, кукушка, аист, скворец.

  1. Перед детьми лежат зеркала. Уточнение артикуляции звука «С»

Правильная артикуляция звуков «С»:

— кончик языка упирается в нижние зубы

— воздушная струя холодная, направлена посередине языка

—Звук «С» — твёрдый, или мягкий?

— Положили ладонь на горлышко тыльной стороной и вновь произнесли звук «С» звонкий или глухой?

  1. Использование ИКТ . Игра на Интошке : «Определи место звука в слове».- ФВ + Развитие мелкой моторики.
  2. Логопед предлагает детям на звуковых линейках выложить схему слова «СОМ».

Логопед предлагает детям по –очереди назвать звуки в слове, дать им характеристику.

III. Рефлексия . Подведение итогов.

Совсем скоро вслед за грачами вернутся и другие перелетные птицы, и мы будем любоваться птицами и наслаждаться их прекрасным пением.

Сейчас мы сами сделаем птичий оркестр. У нас есть свистульки в виде птиц, и мы сейчас правильно подуем в них, чтобы получилось красивое звучание.

Правило : Сели ровно, спинки ровно. Плечики не поднимаем, носиком сделать вдох и, не раздувая щёк, сделали длительный плавный выдох.

Понравился вам птичий оркестр?

Я очень рада , что вы все сегодня старались, были очень внимательными.

Ссылка на основную публикацию