Дифференциация предлогов с пространственным значением – конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия “Дифференциация предлогов в-на”
план-конспект занятия на тему

Занятие подготовлено для обучающихся 2 классов коррекционной школы VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_differentsiatsiya_v-na.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация предлогов в-на.

Цель: научить различать предлоги в-на в предложении.

– закреплять умение писать предлоги со словами;

– упражнять детей в составлении предложений с предлогами;

– учить правильно употреблять предлоги с существительными в предложном падеже;

-развивать мелкую моторику;

-развивать внимание, мышление, познавательную активность;

-развивать артикуляционную моторику;

-развивать фонематический слух;

-развивать слуховое внимание;

-развивать и обогащать словарный запас.

-воспитывать любовь к природе;

-воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на занятии много гостей. Они пришли посмотреть, чему вы научились. Итак, начнем.

2. Психологический настрой.

-Мы сегодня работаем над девизом:

Ясно, четко говорим, потому что не спешим.

– Почему нельзя спешить?

Русская народная пословица говорит: Поспешишь, людей насмешишь.

3. Артикуляционная гимнастика.

-Чтобы правильно и красиво произносить звуки, нужно подготовить наш язычок.

Язычок любит теплое и ласковое солнышко, вышел из дома погреться (упражнение «Лопата»), скучным показалось ему это занятие, он покачался на качелях (упражнение «Качели»):

Я качаюсь вверх-вниз – 2 раза

Выше крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Попрыгал (упражнение «Лошадки»), подпрыгнул (упражнение «Грибочек), посмотрел на часы (упражнение «Часики») и отправился домой.

-Теперь наш язычок готов к работе.

4. Развитие познавательной деятельности.

-Какое сейчас время года? (весна)

-Назовите признаки весны. (снег тает, бегут ручьи, с юга прилетают перелетные птицы).

-Весна пришла со своими красками. Какими? (голубой, зеленой) Она создает хорошее настроение , от которого становится веселее.

-Какие перелетные птицы возвращаются к нам с юга? Назовите.

-Как называется птица, которая прилетает самая первая и приносит нам весну? (грач).

Грачи любят селиться поблизости от человека. Кормятся они на полях, поэтому и устраивают свои гнезда неподалеку от сел и деревень. Живут птицы большими колониями, иногда на одном дереве можно увидеть сразу несколько птичьих гнезд. 17 марта отмечают день Герасима-грачевника.

5. Развитие артикуляционной моторики.

-Мы тоже очень рады приходу весны, расскажем чистоговорку.

Ну-ну-ну-он принес весну,

Ны-ны-ны-плохо без весны,

6. Развитие мелкой моторики.

-Посмотрите на грача и назовите части тела грача

-голова (какая?) круглая, На какую геометрическую фигуру похожа голова?

-клюв (какой?) треугольный,

-туловище (какое?) овальное,

-крылья (какие?) овальные,

-хвост (какой?) треугольный.

-Сейчас мы приготовим пальчики к дальнейшей работе.

– Соберите грача из геометрических фигур.

7. Сообщение темы.

-Где сидит грач? (Грач сидит на ветке).

-Что мы составили? (Составили предложение).

-Назовите 1-е слово (Грач)

-Назовите 2 –е слово (сидит)

-Назовите 3-е слово (на)

-Назовите 4-е слово (ветке)

-Назовите самое маленькое слово в предложении (на)

-Как называется это маленькое слово? (предлог)

Вывешивается на доску предлог НА

– Что обозначает предлог НА? (предмет находится на другом предмете)

Запишите предложение в тетрадь. Выделите предлог НА. Как предлоги пишутся со словами?

-Где сидит грач? (Грач сидит в гнезде)

-Что мы составили? (Составили предложение).

-Назовите 1-е слово (Грач)

-Назовите 2 –е слово (сидит)

-Назовите 3-е слово (в)

-Назовите 4-е слово (гнезде)

Вывешивается на доску предлог В

-Что обозначает предлог В? (предмет находится внутри другого предмета)

-Запишите предложение. Выделите предлог. Как пишутся предлоги со словами?

-Сегодня мы учимся находить предлоги на, в в предложении.

8. Работа над развитием слухового внимания.

-Прислушайтесь, кто что слышит? (дети рассказывают , что они слышат)

– Что это за звук?

-Какой сказочный герой для своего полета использует моторчик? (Карлсон)

9. Работа над пониманием предлогов .

-Карлсон очень подвижный малый, он все время в движении. Он хочет, чтобы и вы с ним поиграли.

-Найдите схемы предлогов НА-В. Я буду произносить предложения, а вы поднимите соответствующую схему.

Скворец живет в скворечнике.

Галка сидит на заборе.

В гнездо летит ласточка.

Соловей запел на заре.

10. Работа с деформированным предложением.

-Карлсон такой проказник, все время что-нибудь делает. Вот и сейчас, я написала предложения, а он своим пропеллером все слова перепутал. Наведите порядок.

ГРАЧ НА ГОРЕ – ВЕСНА НА ДВОРЕ.

-Как вы понимаете это выражение?

ГРАЧ ПРИНЕС В КЛЮВЕ ЧЕРВЯКА.

-Мы оказались на высоте, не удалось Карлсону над нами позабавиться.

-Какие предлоги в этих предложениях?

-Запишите предложения в тетрадь, не забудьте, как пишутся предлоги.

-Как предлоги пишутся со словами? (Предлоги со словами пишутся отдельно)

А теперь ребята встали

Быстро руки вверх подняли

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

12. Работа над составлением предложений по картинкам.

-К нам на занятие пожаловали герои мультфильмов крокодил Гена и Чебурашка.

-Крокодил Гена знает, как выполнить это задание, а Чебурашка затрудняется. Помогите ему.

-Что нарисовано на 1 картинке?

-Что нарисовано на 2 картинке?

-Составьте предложение и схему предложения.

-Назовите предлог в предложении.

-Как вы напишете предлог со словами?

13. Работа в тетрадях.

-Ребята, к нам пришел Незнайка. Он мучается, что ничего не знает и решил у нас поучиться. Весь урок мы изучали, что предлог со словами пишется отдельно, а теперь напишем предложения под диктовку.

( Дети, которые не умеют читать и писать под диктовку, работают с карточками).

Грач несет ветку в гнездо.

На крыше сидит ворона.

-Как предлоги пишутся со словами?

-Давайте подведем итог.

-Как называются маленькие слова в, на? (предлоги)

-Как пишутся предлоги в предложении? (Предлоги в предложении пишутся отдельно)

-Я довольна, как вы отвечали.

-К нам в начале урока пришла красавица весна. Много интересного она нам рассказала. Какое впечатление от урока осталось у вас?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия и слайдовая презентация к занятию. Цель – закрепеление навыка практического употребления предлогов, их дифференциации, написания предлогов с другими словами.

Конспект логопедического занятия с учениками 6 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида по теме “Предлоги”.

Конспект открытого логопедического занятия с учениками 3 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида по теме “Предлоги”.

Данное занятие направлено на формирование у детей умения правильно употреблять предлог из с существительными в родительном падеже.

Форма занятия групповая или подгрупповая.. Потребуется полноценный урок (40-45 минут).Материал рассчитан на учащихся 2 класса массовой школы и на учащихся 3 класса VII видаПроводить такое занятие реко.

Цель: Создание условий для сформированности представлений о смысловом значении предлогов, предлог как отдельное слово, навык предложного управления.Задачи:1.

Логопедическое занятие “Предлоги В, НА” в 5 классе коррекционной школы.

Дифференциация предлогов над и под.
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект фронтального занятия69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 327 г. Волгограда

Конспект логопедического занятия в старшей группе
« Дифференциация предлогов НАД и ПОД. »

учитель-логопед Жиркова Ольга Петровна

г. Волгоград, 2013

Тема : «Дифференциация предлогов НАД, ПОД».

  • Продолжить учить детей различать предлоги «над» и «под», уточнить их пространственное значение;
  • Совершенствовать умение правильно употреблять эти предлоги с существительными в творительном и винительном падеже;
  • Развивать умение отвечать на вопрос полными предложениями;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Воспитывать самостоятельность при выполнении задания, активность при ответах на вопросы;
  • Воспитывать объективность при осуществлении самооценки и оценке деятельности других детей.

Система работы по данной теме:

  • занятие на тему «Предлог НАД» -сообщение новых знаний.
  • занятие на тему «Предлог ПОД» -сообщение новых знаний.
  • занятие на тему «Дифференциация предлогов НАД, ПОД»- систематизация и обобщение знаний

Способ организации детей на занятии : подгруппа детей.

Предварительная работа с детьми :

Дидактические игры с предметными картинками:

  • «Найди предмет под …(елкой, березой, сосной)»
  • «Над чем летает бабочка?» (над полем, лесом, лугом, цветком)
  • «Кто спрятался под …(диваном, столом, скамьей)

Дидактические игры с предметами:

  • «Положи, как я скажу» (кубик под квадрат, шар под круг, кирпич под прямоугольник)
  • «Повесь картину» (над диваном, креслом,столом)
  • «Закончи предложение» (лампа висит над… и т.п.)
  • «Поймай слово-предлог» (над,под)
  • Рисование схем (треугольник под кругом, квадрат над треугольником и т.д.)

Проведение физминуток, в текстах которых встречаются предлоги НАД, ПОД.

Работа по алгоритму самооценки и оценке деятельноти других детей

Работа с сигналом «Тихо-громко»

Наглядный дидактический материал :

  • макет дома с предметами интерьера;
  • игрушка «Снегирь»;
  • посылка от Незнайки;
  • письмо от Незнайки;
  • дидактический кубик с сюжетными картинками на гранях;( Используются картинки из пособия Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи.)
  • сюжетные картинки; (Используются картинки из пособия Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи.)
  • мяч с шипами;
  • алгоритм оценки деятельности детей на занятии;
  • сигнал «Громко-тихо»;
  • иллюстрация «Теремок»;(Используется иллюстрация из пособия Косиновой Е.М. Грамма тическая тетрадь № 3)
  • схема предлога НАД;
  • схема предлога ПОД.
  • карточки в виде снежинок со схемами предлогов (в, на, под, из, к) по количеству детей;
  • маленькие игрушки ( мяч, лампа, собака, зеркало, картина, чемодан).

8.Активизация словаря по лексическим темам «Зима»,«Дом», «Животные», «Мебель»

На полу разбросаны снежинки со схемами ранее изученных предлогов(в,на,под,из,к) Логопед предлагает каждому ребенку внимательно прослушать инструкцию и подойти к своей снежинке.

– Таня, твоя снежинка находится перед стулом.

-Данил, твоя снежинка находится за елкой.

– Дима, твоя снежинка находится между столом и стулом.

– Лена, твоя снежинка находится на доске.

– Маша, твоя снежинка находится под столом.

Дети называют схемы предлогов, которые изображены на обратной стороне снежинок, и, вместе с логопедом, проходят к картинному плану, расположенному на стене

Логопед знакомит детей с планом занятия.

– Ребята, каждый из вас нашел свою снежинку,

– потом мы с вами поиграем со снегирем и определим, где он летает?

– будем составлять предложения по картинкам,

– побываем в сказке «Теремок»,

– в конце занятия вас ожидает сюрприз от Незнайки.

Дети проходят на свои места .

Логопед показывает детям красивого снегиря, поднимает над и опускает под …(стол, доска, стул, рука) Каждый раз , совершая действие, спрашивает: «Где находится снегирь?»

Дети составляют полные предложения по демонстрируемому действию.

-Дети, какие маленькие слова-предлоги вы услышали?

Логопед выставляет на доску схемы предлогов НАД и ПОД

Ребята, как вы думаете, какой предлог изображен на этой схеме?

Показывает на схему предлога НАД.

Правильно, если предмет находится выше другого предмета, мы употребляем предлог НАД.

Ребята, как вы думаете, а какой предлог изображен на этой схеме?

Показывает на схему предлога ПОД.

Верно, если предмет находится ниже другого, появляется предлог ПОД.

Логопед обращает внимание детей на картинки, которые стоят на доске обратной стороной к детям.

Ребята, хотите узнать, что изображено на этой картине?

Логопед открывает картинки и предлагает детям составить предложения, обращая внимание на то, что по одной картинке можно составить предложения с разными предлогами

– Лампа висит над столом.

– Стол стоит под лампой.

– Самолет летит над облаками.

– Облака проплывают под самолетом.

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

Картины убираются. Логопед предлагает детям подойти к столу, где находится дидактический кубик

Ребята, каждый из вас по очереди должен бросить кубик и составить по картинке предложение с предлогом над или под.

– Бабочка летает над озером.

– Картина висит над кроватью.

– Зайчик спрятался под грибком и т.д.

Возвращаются на свои места. Логопед выставляет на доску картину «Теремок».

Ребята, вы узнали сказку? Посмотрите внимательно на картинку. Мы с вами будем составлять предложения по цепочке, сначала скажем, кто из зверей над кем живет, а потом кто из зверей под кем живет. В помощь я дам вам волшебный мячик. Во время ответа вы вращаете его в руках, а затем передаете другому.

Нужно быть очень внимательным, если я покажу вам этот сигнал, вы будете отвечать громко, а если этот, то тихо. Демонстрирует сигналы.

Дети рассматривают картинку и составляют полные предложения, кто из зверей над (под) кем живет.

Ребята, сейчас будет самое трудное, но очень интересное задание. Каждый из вас загадает животное и скажет, где оно живет, а все остальные будут отгадывать, кто это. Например, я загадала животное, которое живет над лягушкой, под зайцем. Кто это?(Ёж)

Дети загадывают друг другу загадки, называя только расположение животног о.

Мы хорошо поработали, настало время поиграть. Но физкультминутку проведу сегодня не я, а маленький логопед Лена.

Ребенок придумывает предложения с предлогами НАД ( дети бегают по группе, размахивая «крыльями») или под (присаживаются и складывают над головой «крышу

Спасибо тебе, маленький логопед, все ребята отдохнули?

А вас ждет сюрприз.

Логопед подводит ребят к столу с сюрпризом

Посмотрите, Незнайка прислал нам посылку, а в ней письмо Читает: «Я переехал в новый дом, но не знаю, как правильно нужно расставить предметы. Вот, что у меня получилось:

Под столом портрет,

Над столом – табурет.

Дети исправляют ошибки.

Под кроватью картинка,

Над кроватью ботинки ».

Дети исправляют ошибки.

Поможем Незнайке расставить предметы?

Каждый из вас достанет из посылки любой предмет, найдет его место в доме. Дети подходят к деревянному домику и комментируют свои действия.

Конспект логопедического занятия по теме “Работа с предлогом “из”. Дифференциация предлогов “с” и “из”

Цели:

  1. Познакомить детей со значением предлога «из».
  2. Учить детей правильно употреблять предлог «из», понимать разницу значений предлогов «из» и «с».
  3. Развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление, память и воображение.

Ход занятия

1. Организационный момент.

1) Графическое упражнение «Заколдованные фигуры».

Ребята, перед вами лежат листы с геометрическими фигурами: круги, квадраты и другие. Дорисуйте каждую фигуру до целой картинки. Все картинки должны отличаться друг от друга.

2) Работа с сюжетной картинкой.

Посмотрите на картинку:

Ночь. Все спят. Где спит белочка? (В дупле). Где спит медведь? (В берлоге). Птичка? (В гнезде). Лиса? (В норе).

Наступило утро. Звери стали выходить из своих домиков. Откуда вылез медведь? Лиса? Белочка? Птичка?

2. Основная часть.

– Какое маленькое слово помогло рассказать, откуда утром вышли звери?

– Сегодня мы будем учиться правильно, употреблять предлог «из». Предлог «из» – маленькое слово.

– Посмотрите, откуда я достала мяч? (Из стола). Карандаш? (Из стакана). Книжку? (Из шкафа). Вы все говорили маленькое слово – предлог «из». А сейчас слушайте внимательно!

Если предметы находятся внутри чего-то и оттуда движутся или их достают, мы говорим маленькое слово – предлог «из».

Игра «Ответь на вопросы Незнайки».

– Незнайка прислал нам посылку, в которой много интересного. Посмотрим. Это, ребята, вопросы для вас. Слушайте внимательно.

  1. Откуда приехал мальчик, если он ездил в Москву?
  2. Откуда вышла старушка, если она была в магазине?
  3. Откуда пришёл мальчик, если он был в школе?

Игра «Загадки Незнайки».

– Ещё Незнайка прислал загадки. Если вы их отгадаете, появится герой сказки.

На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок,
Румяный бок,
Покатился … (Колобок.)

Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё,
А ну, подскажите имя её. (Красная Шапочка.)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит.)

У отца был мальчик странный –
Необычный, деревянный.
Всюду нос совал он длинный.
Кто же это? … (Буратино.)

– Из каких сказок пришли эти герои? (Дети составляют предложения с предлогом «из»).

Игра «Ромашка».

– Незнайка прислал игру «Ромашка». Давайте поиграем в неё.

(На обратной стороне каждого лепестка ромашки нарисована предметная картинка. Ребёнок отрывает лепесток и составляет предложение со словом-названием этой картинки и предлогом «за».)

3. Дифференциация предлогов «из» и «с».

– Когда предмет был на поверхности и его оттуда взяли (или он оттуда движется), какой предлог мы употребляем? («с»).

– Когда предмет находится внутри чего-то и оттуда движется, какой предлог мы употребляем? («из»).

Упражнение «Волшебный мяч».

– Это мяч волшебный. Он может появляться из разных мест. Посмотрите, откуда я его достану. (Со стола, из-за стола, с полки, из кружки, с пола). Откуда я достала мяч?

Упражнение «Помоги Незнайке».

– Незнайка не смог закончить предложения, помогите ему.

  • Мальчик спрыгнул (откуда?) … с дерева.
  • Девочка вылила воду (откуда?) … из ведра.
  • Папа взял книги (откуда?) … со стула.
  • Белочка перепрыгнула (откуда?) … с ветки.
  • Мальчик пил компот (откуда?) … из чашки.

4. Итог.

– С чем познакомились на занятии?

– Придумайте предложения, используя предлог «с» или «из». (Показываю картинку.)

Конспект занятия «Дифференциация предлогов в, на, под»

Алёна Скотаренко
Конспект занятия «Дифференциация предлогов в, на, под»

Тема: «Дифференциация предлогов В, НА, ПОД».

Цель: учить детей дифференцировать предлоги В, НА, ПОД.

Задачи: уточнить пространственное отношение выраженное предлогами В, НА, ПОД; закреплять правильное употребление предлогов в речи; учить составлять предложение с заданным предлогом по картинке; составлять предложения по схеме с использованием маленького слова ;развивать зрительное и слуховое внимание и мелкую моторику рук; воспитывать коммуникативные свойства.

Оборудование: предметные картинки, большая кукла, сюжетная картина, коробочки – сюрпризы.

Ход занятия:

Дети стоят на ковре.

Логопед. Ребята, ночью прилетела Фея и положила для каждого из вас подарок. Найдите его глазками (на стуле, под стулом, под столом, на столе лежат коробочки с подарками) .

II. Составление словосочетаний и предложений с предлогами В, НА, ПОД.

С каждым ребенком отрабатывается место нахождения его подарка.

Сядет тот, кто правильно скажет, где находится его подарок (на стуле, под стулом, на столе, под столом)

Логопед. Возьмите свои сюрпризы в руки и сядьте на место. Какой у вас сюрприз посмотрим в конце занятия.

Сообщение темы занятия.

Сегодня мы будем говорить о маленьких словах и учиться их правильно употреблять в предложении.

– когда мы говорим слово В, где находится предмет? (внутри)

– когда мы говорим НА, где находится предмет? (сверху)

– когда мы говорим ПОД, где находится предмет? (внизу)

III. Ребята, к нам пришла кукла Маша – растеряша. Вечером она раздевалась, всю одежду разбросала (показ картинки).

Утром Маша стала искать свою одежду.

Ищет вещи Маша, Маша – растеряша.

И на стуле нет, (Дети подходят к стулу.)

И под стулом нет, (Смотрят под стулом.)

И под столом нет, (Смотрят под стол)

И на столе нет. (Высматривают стол.)

Вот какая Маша, Маша – растеряша. (Разводят руками)

Давайте посмотрим и найдем, где находятся Машины вещи.

Сейчас, вы расскажите Маше о вещах которые находятся в чем – то? т. е составляют предложение с маленьким словом В;

А теперь расскажите о предметах, которые лежат на чем – то? (составление предложений с маленьким словом НА; под чем – то? (составление предложений с маленьким словом ПОД)

Логопед. Расскажите Маше куда вы складываете свою одежду? Ребята, куда надо складывать одежду,чтобы она была на своих местах?

Ребята, спасибо, что вы помогли мне искать одежду. Я даже научилась составлять предложение. Послушайте, как у меня получается:

V. Игра «Путаница» правильное употребление предлогов в предложении.

Дети показывают правильную схему маленького слова.

Ваза стоит под столе.

Грибы лежат под корзине.

Птица сидит в ветке.

Под корзине много грибов.

В сосной сидит синица.

Логопед: сейчас я проверю какие вы внимательные.

VI. Упражнение на развитие слухового внимания и памяти «Слушай, смотри – выполняй, не ошибайся!»

Ладони на стол, на голову и. т. д. (действия логопеда не совпадают с инструкцией).

VII. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

Составь предложение с нужным предлогом (В, НА, ПОД).

Конспект занятия «Дифференциация твердых и мягких согласных» Конспект логопедического занятия. Тема: Дифференциация твердых и мягких согласных. Цель: учить дифференцировать твердые и мягкие согласные.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [д], [т]» Тема: Звуки [д], [т] Цель: Формирование умения дифференцировать звуки [д], [т]; Задачи: Коррекционно-образовательные: -уточнить знания.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]» Тема: Дифференциация звуков [ж] – [ш] Цель: Закрепить навык различения и самостоятельного употребления в речи звуков [ж] – [ш]. Задачи:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Р]» .

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]». Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]». Цель: дифференциация и закрепление правильного произношения звуков [С]-[Ш].

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Р’]» Тема: «Дифференциация звуков Р-РЬ». Программное содержание: Закрепление правильного произношения звуков «Р-РЬ» изолированно, в слогах, словах,.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Дифференциация предлогов «на» и «под» по теме «Зимующие птицы» Цель: Уточнение пространственных отношений, выраженных предлогами «на», «под». Задачи: Образовательные: – Упражнение детей в правильном.

Конспект занятия «Название предметов мебели. Употребление пространственных предлогов» Программное содержание- учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ; учить называть отдельные предметы мебели; упражнять в понимании.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну предлогов» Тема: Путешествие в страну предлогов. Группа: подготовительная. Цель: закрепление правильного употребления предлогов и падежных окончаний.

Конспект логопедического занятия “Дифференциация предлогов “с”, “из”.

«Дифференциация предлогов “с” – “из”»

Познакомить детей со значением предлога «из».

Учить детей правильно употреблять предлог «из», понимать разницу значений предлогов «из» и «с».

Развивать внимание, мышление, память и воображение.

Воспитывать культуру учебного труда.

Оборудование: иллюстрации для составления предложений, предметные картинки, карточки с предложениями, схемы предлогов, коробка цветных карандашей, символы для оценки работы на уроке.

1. Организационный момент.

1.1. Здравствуйте ребята. Сядет тот, кто верно ответит на вопрос. С кем ты сидишь за одной партой? /Я сижу с Даниилом…/

1.2. Введение в тему. Актуализация имеющихся знаний.

Работа с сюжетной картинкой.

– Посмотрите на картинку:

Ночь. Все спят. Где спит белочка? (В дупле). Где спит медведь? (В берлоге). Птичка? (В гнезде). Лиса? (В норе).

Какой предлог вы употребляли, отвечая на вопросы?

Наступило утро. Звери стали выходить из своих домиков. Откуда вылез медведь? Лиса? Белочка? Птичка?

Какой предлог вы употребляли, отвечая на вопросы?

Белочка в дупле живёт (с кем. ) с бельчатами, медведь в берлоге (с кем?).. с медвежатами, птичка в гнезде…с птенцами.

1.3. А что такое предлог?

Предлог – это короткое слово, которое пишется отдельно от других слов.

1.4. Сегодня мы с вами продолжим тренироваться в правильном употреблении предлогов в речи и будем различать предлоги “с”, “из”.

2. Основная часть.

2.1. Запись даты и темы в тетрадь.

2.2. Тренировка в употреблении предлога “из”.

– Посмотрите, откуда я достала указку? (Из стола). Кисточку? (Из стакана). Тетрадь? (Из шкафа). Вы все говорили маленькое слово – предлог «из».

Если предмет находится внутри чего-то и оттуда движется или его достают, мы употребляем предлог «из».

Игра «Вопрос – ответ».

– У меня на столе карточки с вопросами. Вы будете по очереди выходить, зачитывать вопросы и отвечать на них. /Ученик выбирает карточку с вопросом и выполняет задание/

– Слушайте друг друга внимательно, проверяйте!

Откуда вылезла лиса, если она была в норе?

Откуда приехала девочка, если она ездила в Волгоград?

Откуда вышла старушка, если она была в аптеке?

Откуда выбежал заяц, если он был в лесу?

Откуда вылили воду, если она была в ведре?

2.2. Дифференциация предлогов «из» и «с».

Если предмет был на поверхности и его оттуда взяли (или он оттуда движется), мы употребляем предлог «с».

– Когда предмет находится внутри чего-то и оттуда движется, какой предлог мы употребляем? («из»).

– Когда предмет был на поверхности и его оттуда взяли (или он оттуда движется), какой предлог мы употребляем? («с»).

Упражнение «Собери карандаши». /Дети перемещаются по помещению класса, собирая карандаши/

– У меня пустая коробка, а в ней должны лежать цветные карандаши. Помогите мне их собрать. Они могут появляться из разных мест. Давайте их найдём и скажем, откуда мы их достали. (Со стола, с полки, из стола, из кружки, с пола, из книги, из кармана). Откуда ты достала карандаш? Какого он цвета?

Работа по карточке, запись в тетрадь. Упражнение «Деформированные предложения».

Мальчик спрыгнул с дерева.

Девочка вылила воду из ведра.

Папа взял книги со стула.

Белочка спрыгнула с ветки.

Мальчик пьёт компот из стакана.

4. Подведение итога.

– С чем познакомились на занятии?

– Оцените свою работу на уроке с помощью символа и цвета.

– Я хорошо справлялся с заданиями, давал правильные ответы.

– Мне было трудно, но я справлялся с заданиями

– Мне было трудно, у меня не получалось.

– Надеюся, что на следующих занятиях и уроках, вы будете употреблять предлоги “с”, “из” в своей речи правильно, не допуская ошибок!

Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса с нарушением чтения и письма «Пространственные предлоги»

Цель: совершенствовать грамматический строй речи, речевую активность учащихся.

  • познакомить с пространственными предлогами: на, над, под, за, у, к, около, с их грамматическим определением;
  • дифференцировать предлоги с противоположным значением: «над» и «под»;
  • учить соотносить предлог с его схематическим изображением;
  • упражнять в правильном употреблении предлога с существительным;
  • закреплять умение использовать предлоги в устной и письменной речи;

  • развивать пространственные представления, пространственное мышление;
  • развивать зрительную память;
  • развивать звуковую культуру речи;
  • способствовать развитию диалогической и монологической речи;
  • совершенствовать выразительность чтения;
  • развивать мелкую и общую моторику.

  • воспитывать умение самостоятельно выполнять задания;
  • воспитывать самоконтроль и взаимоконтроль, умение сотрудничать в парах и в коллективе.

Оборудование: магнитная доска или фланелеграф ( для демонстрации сказки), дерево с предлогами (на, над, под, за, у, к, около), карточки со словами для составления предложений (игра «Живые слова»), схемы изучаемых предлогов, игра «Лото», ромашка с предлогами на лепестках, облако для рефлексии и солнышки по количеству учеников, мяч, конверты с заданиями, коробочки со спичками, ручки и тетради.

1. Организационный момент.

Загадка. Кто на себе иголки носит, а шить не умеет? (Ёжик).

2. Релаксационное упражнение на снятие мышечного напряжения (выполняется 2-3 раза).

Ёжик свернулся в клубочек. (Голову наклонить, подбородок и руки прижать к груди, глаза зажмурить). Ёжик греется на солнышке. (Шея расслаблена, голова откинута назад, глаза открыты, губы принимают положение улыбки, руки широко разведены в стороны) выполнить 2-3 раза.

3. Отработка скороговорки.

Лежит ёжик у ёлки, у ежа – иголки.

  • Чтение хором.
  • Чтение хором с поочерёдным интонационным выделением каждого из слов.
    А) Кто лежит? Б) Что делает ёжик? В) Где лежит? Г) Что у ежа?
  • Индивидуальное проговаривание с ускорением темпа.
  • Индивидуальные ответы детей с отстукиванием мячом каждого слова.

4. Сообщение темы занятия.

– Как называется короткое слово У? (обращаю внимание детей на скороговорку).
(На доску выставляется дерево с предлогами: над, под, на, за, к, у, около).
– Что это за слова?
– Правильно, эти маленькие слова называются предлогами. Они пишутся отдельно от других слов. Предлоги служат для связи слов в предложении.
Между предлогом и словом можно вставить ещё одно слово.
– У какой ёлки? (У зелёной, у колючей и т. д.)

5. Рассказывание сказки с показом на фланелеграфе или магнитной доске.

(Детям даётся инструкция запомнить как можно больше предложений из сказки с изучаемыми предлогами).

Как ёжик и хомяк расставили предлоги.

Жил – был серый ёжик. Ночью он гулял по лесу, а утром ложился спать. Днём солнышко будило его яркими лучами, а мама- ежиха звала его завтракать. Цветы на полянке и листья на деревьях радовались ему. Но однажды…

Проснулся ёжик и видит – всё не так: солнца на небе нет, мамы нет, цветов на полянке нет и листьев на деревьях тоже нет. И решил ёжик пойти поискать их.

Стал он собираться в дорогу. Нацепил на иголки разных грибов, ягод и задумался… Одному страшно идти, надо взять кого-нибудь в попутчики. Не пойти ли мне к белке?- подумал ёжик. У дороги рос старый дуб, в нём жила белочка.

– Эй, белка, где ты? Может под деревом?

Ёжик стал смотреть под деревом, но там были только грибы. Тогда ёжик заглянул за дерево. За деревом он увидел муравья. Ёжик посмотрел вверх и увидел белку на дереве. Но она была очень занята, так как собирала жёлуди и не смогла пойти с ёжиком.

Потом ёжик встретил крота и предложил ему пойти поискать солнце, листья и цветы. Но тот ответил, что ему больше нравится ходить под землёй.

Затем ёжик подошёл к полю и увидел там хомячка. Они подружились и вместе пошли искать маму ёжика.

Шли они шли и попали в дремучий лес. И когда они вошли в него, то сразу поняли, что лес был заколдован. Всё в нем было не так: грибы и цветы росли над деревьями, птицы летали под деревьями. Листья росли под ветками. Ёжик и хомячок расставили всё на свои места: грибы посадили под деревья, птицам помогли подняться в небо, чтобы летать высоко над деревьями. /Дифференциация предлогов над и под/. Листья они повесили на ветви, а цветы посадили на полянке. /Дети выполняют действия с картинками на магнитной доске и на фланелеграфе/.

Около полянки они увидели избушку. /Ученику даётся задание расположить избушку около полянки/. А в ней что-то светило из окошка. Это было солнышко. Они выпустили его на небо. И ёжик увидел, что в домике сидит мама- ежиха. Она очень обрадовалась и сказала:

– Хорошо, что вы пришли сюда в тёмный лес. Это безграмотный волшебник-недоучка перепутал все предлоги, и поэтому все вещи оказались не на своих местах. А вы с хомячком все предлоги поставили на свои места и теперь у нас всё правильно.

– Вопросы к детям по сказке:

1. Что произошло с ёжиком? 2. Кто и как ему помогал? 3. Что нового узнал ёжик? 4. Какие слова помогли ему найти маму?

6. Работа в тетрадях.

Детям предлагается карточка в конверте №1. Вставьте вместо пропусков один из данных предлогов: на, у, к, над, под, за, около.
1. Белка сидит _____ ветке. 2. Дуб растёт ___ дороги. 3. Ёжик подошёл ___ полю. 4. Муравей спрятался _____ деревом. 5. Крот живёт ______ землёй. 6. Птицы летают ______ деревьями. 7. Избушка стояла ________ полянки. (Проверка задания)

7. Динамическая пауза.

Дети становятся на носочки и тянутся вверх за яблочком. Затем приседают на корточки и собирают грибы под деревьями. Прыгают на лужайке сначала 3 раза на правой ножке, затем 3 раза на левой. ( Можно повторить несколько раз эти упражнения).

8. Игра «Живые слова».

(В конвертах находятся разрезанные карточки со словами. Дети выходят в круг и «превращаются» каждый в какое-нибудь слово, затем из данных слов составляют предложение и становятся по порядку . Потом каждый ученик называет своё слово и получается предложение.

Дети наглядно убеждаются в том, что предлог – это короткое слово, которое пишется отдельно от других слов Уточняется какой по счёту предлог в каждом из предложений). Игра проводится 2-3 раза.

Примерные варианты предложений для игры в конверте:

  1. Бабочка порхает над красивым цветком.
  2. Щенок спрятался под старым диваном.
  3. Около луга течёт глубокая река.
  4. На небе ярко светит солнышко.

9. Составление фигур из спичек.

Вскрывается конверт № 2 с образцами.

Образец № 1 солнце над домом, образец № 2 ель у дороги, образец № 3 гриб под деревом, образец № 4 ваза на столе, образец № 5 дерево за забором, образец № 6 цветок на клумбе.

Дети работают в парах и договариваются между собой кто будет делать домик, а кто солнышко над ним и т. д.

10. Схематическое изображение предлогов.

Знакомство со схематическим изображением изучаемых предлогов.
Составление словосочетаний и предложений с ними.

Цель: учить составлять предложение по картинке, находить в нём предлог и соотносить значение предлога с его схемой.

На доске схемы предлогов: на, над, под, к, за, около/у

и картинки с изображением сюжетов:

1. Солнце спряталось за тучей. 2. Под берёзой растёт гриб. 3. Девочка подбегает к бабушке. 4. Картина висит над диваном. 5. Около дома растёт дерево. 6. На окне стоит ваза.

Инструкция: надо составить предложение по картинке, назвать предлог и найти соответствующую схему, расположить картинку рядом со схемой.

12. Задание «Расшифруй-ка» (в конверте № 3)

Вместо графической схемы необходимо вставить соответствующий предлог.

13. Игровое упражнение с ромашкой «Оторви лепесток».

На каждом из лепестков с обратной стороны написан один из изучаемых предлогов (по количеству детей). Надо составить и записать предложение с данным предлогом.

14. Подведение итогов занятия.

С какими маленькими словами мы сегодня познакомились? Как они называются? Как пишутся предлоги в предложении?

На доске большое белое облако. У каждого ребёнка в конверте есть солнышко. Предлагается каждому ученику разместить своё солнышко в определённом месте в зависимости от того, на сколько ему понравилось занятие:

  • за облаком, если занятие не понравилось
  • над облаком, если занятие очень понравилось
  • под облаком, если занятие не очень понравилось

Пароль на выход. Назови один любой предлог.

Домашнее задание. Предложить детям сделать рисунок к сказке с любым из предлогов.
Как показал опыт работы с детьми, не усваивающими предлоги, введение таких упражнений, использование перечисленных методов и приёмов непосредственно в структуру занятий по развитию грамматического строя речи, способствует осознанию предлога как средства выражения пространственных отношений между предметами, формирует представление о предлоге как отдельном самостоятельном слове, помогает детям выделить предлоги в потоке речи и писать их отдельно от следующего слова, а также помогает раскрыть значение предложного управления и подготавливает учащихся к последующему этапу – дифференциации предлогов, а также различению предлогов и приставок.

Читайте также:  Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами - конспект и презентация
Ссылка на основную публикацию