Дифференциация букв ‘в-д’ – конспект подгруппового занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе

Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийное слайдовое сопровождение занятия), метод сенсорно-интегративной логотерапии (сочетание элементов хромотерапии, кинезиологических упражнений, работы с мозаикой), использовались логопедические компьютерные игры интернет-портала «Мерсибо».

Скачать:

ВложениеРазмер
cherepanova.docx39.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового логопедического занятия

по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе.

Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Составила учитель-логопед А.В.Черепанова

НМУ «ГМК УО», город Ялта, Республика Крым.

Цель занятия: Учить различать буквы Б-Д при письме и чтении.

дифференциация букв Б – Д при письме и чтении,

выработка навыка правильного грамотного письма и чтения,

развитие навыков фонематического и оптико-пространственного анализа и синтеза;

развитие зрительно – пространственных представлений,

развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания),

формирование связной речи,

развитие мелкой моторики,

активизация работы обоих долей головного мозга при помощи кинезиологических упражнений;

воспитывать умение слушать учителя и выполнять его требования,

прививать интерес к логопедическим занятиям,

формирование навыков продуктивного общения, взаимопонимания, доброжелательности.

Универсальные учебные действия, формируемые на занятии:

– мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

– положительный интереса к изучаемому предмету;

– умение высказывать свое предположение,

– принимать и сохранять учебную задачу;

– слушать и понимать других,

– находить и структурировать информацию,

– представлять информацию письменно, кодировать и перекодировать ее,

– на основе анализа объектов делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам.

Материалы и оборудование: авторская презентация «Дифференциация букв Б-Д», стенд с карточками-буквами; индивидуальные карточки с заданиями, сигнальные карточки; беспроводная мышь, тетради, ручки, карандаши, игры логопедического портала «Мерсибо».

  1. Организационный момент (слайд 2) .

В Цветочном городе живет ватага малышей

Давайте познакомимся мы с ними поскорей!

Незнайка-коротышка – шалун и фантазер!

Учиться он не любит, на озорство хитер!

А это – Знайка-умник, в науке день за днем.

Коль что-то непонятно нам – на помощь позовем!

Сегодня мы продолжим наши приключения с двумя этими героями. У Незнайки была мечта: полететь по небу, но как осуществить ее он, естественно, не знал. На помощь пришел Знайка. Он предложил построить воздушный шар. Думаю, мы тоже должны помочь им: одно выполненное вами задание – один шаг к осуществлению мечты Незнайки.
2. Актуализация изученного на предыдущих занятиях (слайд 3) .

Прежде чем начать строительство, давайте вместе со Знайкой вспомним:

– Что такое «звук»? (Звук – то, что мы произносим и слышим.)

-Что такое «буква»? (Буква – то, что мы пишем и читаем.)

– Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

– Чем гласные отличаются от согласных? (Гласные можно попеть, а согласные – нельзя)

– Сколько в русском языке гласных звуков? Назовите. Сколько в русском языке гласных букв? Назовите. (В русском языке 6 гласных звуков и 10 гласных букв)

– Какими бывают согласные? (Согласные бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие, свистящие и шипящие)

3. Первичное введение материала, направленное на поиск новой темы (слайд 4) .

– Сегодня Знайка и Незнайка познакомят нас с новыми буквами.

Всё время стучит,

Но их не калечит,

А только лечит. (дятел)[6]

С веточки на веточку

А не птица. ( белка) [5]

Какими именно – вы узнаете, разгадав загадки, которые Знайка подготовил для вас.

– Какой первый звук в слове «дятел»? Звук «Д» гласный или согласный? (Согласный. Воздушная струя встречает преграду в ротовой полости). – Скажите, как произносится звук «Д»? (Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена, под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов).

– Звонкий или глухой звук «Д»? (Голосовые складки работают, значит звук звонкий).

–Какой первый звук в слове «белка»? Звук «Б» гласный или согласный? (Согласный. Воздушная струя встречает преграду в ротовой полости.)

– Как произносится звук «Б»? (Губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха).

– Звонкий или глухой этот звук? (Голосовые складки работают, значит звук звонкий).

– А теперь давайте посмотрим, какими буквами обозначаются звуки Б и Д на письме.

4. Основная часть.

Зрительный анализ букв «б» и «д», определение их сходства и различия.

– Чем же похожи буквы «б» и «д»? (В обеих буквах есть элемент – овал).

– Чем различаются эти буквы? (В букве «д» справа и внизу от овала расположена петля, а в букве «б» справа и вверху от овала расположен элемент, заканчивающийся над строкой).

Развитие мелкой моторики (слайд 5) .

Сейчас я раздам вам поле, на котором из фишек одного цвета выложен одинаковый элемент для обеих строчных букв – овал. А вы должны будете с помощью фишек другого цвета превратить свои овалы в букву б или д (выполнение задания чередуется – один ребенок выкладывает букву б, другой – д)

Развитие фонематического и оптико-пространственного восприятия (слайд 6) .

Работа в тетради, направленная на проверку восприятия учащимися нового материала.

– Откройте тетради, от предыдущей работы отступите две строки, запишите число.

Обратите внимание, строчные буквы б и д даже внешне похожи на белочку и дятла.

Запишите в тетради буквы б и д, и пририсуйте к этим буквам детали, чтобы превратить их в белочку и дятла.

Вы узнали, чем отличаются строчные буквы б и д – и помогли Незнайке и Знайке построить корзину для воздушного шара (слайд 7) .

Составление слова из слогов, перекодирование слов на схеме (слайд 8) .

У Знайки есть одна знакомая муха, которая умеет составлять слова из слогов. Не верите – сейчас убедитесь. Давайте прочитаем, какие слова составит муха, запишем в тетрадь и обозначим букву б , а букву д – (один ребенок работает у доски, остальные – в тетради. Слова: лебеди, борода, беседа, добавка, дубинка) [2, с.186-187].

Вы справились с этим заданием – и помогли Незнайке и Знайке построить крепления для воздушного шара (слайд 9) .

Выполнение кинезиологических упражнений.

Разомнем пальцы и выполним упражнение «Белка-дятел»». Кисти рук сжаты в кулачки. Сначала выставляются вверх большие пальцы, затем – навстречу друг другу мизинцы [1, с. 98].

Закрепление Б – Д в предложении на письме (слайд 10) .

Незнайка написал пословицу, но перепутал буквы б и д. Задание: зачеркните на карточках неправильно написанные буквы, замените их на правильные и перепишите пословицу в тетрадь. Буквы б и д выделите стрелочками [3, с. 185].

Вы справились и с этим заданием – и помогли Незнайке и Знайке прикрепить воздушный шар к корзине (слайд 11) . Но полететь мы пока не можем, потому, что.

Знайка изобрел робота, а Незнайка решил помочь другу, но случайно испортил микросхемы. Теперь робот пишет с ошибками. Давай поможем роботу и научим его правильно писать.

Восстановление неправильно написанных слов [7].

(онлайн-игра на интернет-портале «Мерсибо» «Научи робота»)

IV. Итог занятия.

Теперь наши герои могут отправляться в путь. Мы осуществили мечту Незнайки!

Сейчас вспомним, какие буквы мы с вами сегодня сравнивали?

Чем они отличаются, чем похожи?

Выберите и поднимите одну из двух фигурок Незнайки – если вы на сегодняшнем занятии чего-то не поняли, то поднимите растерянного Незнайку. Если изученное вам понятно – веселого Незнайку, а если вы не справились с заданиями и ничего не поняли – зовите на помощь Знайку.

Сложите все листочки с заданиями в тетрадь, положите тетради на центр стола. Домашнее задание – прочитать текст и вписать вместо пропусков буквы «б» или «д». Все получают наклейки. Занятие окончено.

Список использованных источников.

  1. Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы: пособие для учителя / О.А. Ишимова, С.Н. Шаховская, А.А. Алмазова. – М.: Просвещение, 2014. – 126 c.
  2. Логопедия в школе: Практический опыт / Л.А. Барсукова [и др.]; под ред. В.С. Кукушина. – Изд 3-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Издательский центр «Март»; Феникс, 2010. – 368 с.
  3. Чистякова О.В. Исправляем дисграфию: 500 упражнений для учащихся 1 – 4 классов. – С-Пб.: Издательский Дом «Литера», 2015. – 224 с.

Список электронных ресурсов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В русском языке для грамотного письма большое значение имеет четкое произношение всех звуков. Многие дети произносят все звуки, но на письме допускают ошибки, казалось бы, с несложными зву.

Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка.

Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1. Развитие зрительно-пространственных представле.

Подгрупповое логопедическое занятие по теме Гласные. Слог+презентация.

Цель: различение букв «б- д» на письме и при чтении.

Цель занятия: Систематизировать знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы т – д в устной и письменной речи.

Данная разработка рассчитана на случаи, когда обучение в школе ведется дистанционно (например, во время карантина). Это слайдовое сопровождение может применяться и на обычном логопедическом занят.

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии логопедическая тема: Дифференциация «П» и «Т» в начале слова
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
u-yu.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выложить с помощью нити бусин буквы: Ч и Ш.

2. Основная часть.

1. Знакомство с темой.

Послушай слова и назови согласный в начале слова.
Слова:
Чай, чаша, чек, чуб, челнок.. Шкаф, шар, шум, школа, шуба, шайба.
Обратите внимание на разницу в их произношении:
При произношении звука Ч кончик языка смыкается с верхними альвеолами (бугорками), затем смычка взрывается.
Когда произносим звук Ш язычок в форме чашечки поднимется вверх, кончик языка не смыкается.
Напоминаем:
Ч и Ш —- согласные, глухие звуки. Если приложить ладошку к горлышку, то голоса (дрожания голосовых связок) нет. Ч – мягкий, Ш – твердый.

2. Соотнесение звуков с буквами Ч, Ш.

• Нарисуй эти буквы в воздухе, на ладошке у себя и у других.

• Работа в раздаточных карточках (каточка №1): посмотрите на свои карточки с заданиями, определите первый звук в названиях картинок и обозначьте его буквой.

• Как ты думаешь, сколько здесь букв Ч и Ш (карточка №1)?

• Подчеркни букву С одной чертой, а Ш – двумя:

Ч ш с ш Ц ч ш Ш с ц ч Ч ш Ц
Ц ч ш Ч Ш Щ Ш и ч ц ч С Ч ш
ч ц с Ш Щ Ц ш ч Ч ц ч Ц ш ц

3. Дифференциация звуков на уровне слога.

a) Чтение слоговых рядов (с доски):
Ча – ша
Чо – шо
Чу – шу
Чи – ши
Аша – ача
Ошо – очо
Уши – учи и т.п.

b) Диктант слогов:
Ча, ша, чу, шу, чо, шо, чта, што, чле, шлее, чка, шка и т.п.

Детям предлагают представить, что они находятся в густом лесу. Вокруг тишина, и только эхо повторяет каждый звук. Взрослый проговаривает слоги, а ребенку необходимо их правильно повторить:

Ча — ша, ша — ча, ча — ша — ча, ша — ча — ша, ча — ша — ша, ча — ша — ча — ша, ша — ча — ча — ша, ша — ча — ша — ча.

5. Дифференциация звуков на уровне слова.

  • Отбор предметных картинок (с заданными звуками);
  • Определите какой звук в слове Ш или Ч, каково его место по счету (работа в раздаточной каточке (№ 1)
  • Вставь букву Ч зеленым цветом, Ш – синим (карточка №2). Записывая слова, проговаривай их вслух по слогам.

6. Дифференциация звуков на уровне предложения.

• Прочитать и повторить скороговорку.

Чайные чашки в печали, скучая, бренча закричали.
У четырех черепах по четыре черепашонка.
У черепашьего черепашонка на черепашьих лапчонках черепашьи чёботы.
3. Итог занятия.
С какими звуками мы сегодня работали?
Чем похожи данные звуки? Чем отличаются?

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ч – Ш (ЗАНЯТИЕ 2)

Цели занятия: 1. развивать фонематическое восприятие;

2. закреплять умение дифференцировать звуки Ч и Ш в словах, предложениях, тексте;
3. обогащать словарный запас и грамматические формы речи;

Материал к занятию: раздаточные карточки, цветные карандаши, тетради, ручки, речевой материал.

Определить количество букв Ш и Ч наложенных друг на друга.
«Проверь себя». Вспомни, чем отличаются звуки Ш и Ч? Какие приемы помогут различить эти звуки?

2. Основная часть.

1. Дифференциация звуков на уровне слова.

• Запиши первые буквы из слов (слуховой диктант):

Слова: сад, шаль, сук, шум, шило, сила, сани, шапка, стул, шторм, штык, стол.

• Закончи слово, добавив слоги ЧИ или ШИ (каточка № 2):

2. Дифференциация звуков на уровне словосочетания.

К словам первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Запишите получившиеся словосочетания. Подчеркни буквы Ч и Ш разным цветом (карточка № 3 -1).

4. Дифференциация звуков на уровне предложения.

• Составьте предложения из данных слов (каточка № 3 – запись в тетради):

5. Зрительно-слуховой диктант.

Текст записывается на доске, буквы Ш и Ч выделяются. Ребенок читает текст, обращая внимание на выделенные буквы. Проговаривает их, используя приемы самоконтроля. Затем текст закрывается, и учитель диктует текст. После записи текст открывается, ребенок сам проверяет свою работу, сравнивая ее с записью на доске (карточке). Затем диктант проверяет учитель.

У малышки всегда чистые ладошки.
Миша любит горячие ватрушки.

С какими звуками мы сегодня работали?
Чем похожи данные звуки? Чем отличаются?

Методическая разработка открытого подгруппового занятия по коррекции оптической дисграфии .«Дифференциация прописных букв п – т на материале слов и предложений».

Конспект открытого подгруппового занятия по коррекции оптической дисграфии

в 3 классе (для учащихся с интеллектуальными нарушениями).
(Логопед: Анишина Н.Н., ГБОУ школа № 439 Петродворцовый район СПб)

Логопедическая тема:«Дифференциация прописных букв п – т на материале слов и предложений».

Грамматическая тема:«Предложение».
Лексическая тема:«Насекомые».

Дата проведения:10.11.17 г.

Технологии, применяемые на уроке: игровая, здоровьесберегающая, дифференцирование, технология комплексного коррекционного воздействия.

Цель: научить дифференцировать прописные буквы п – т на материале слов и предложений.

1) развивать слуховую, произносительную дифференциацию звуков [п]- [т] на материале слов и предложений;

2) развивать оптическую дифференциацию прописных букв п – т в словах и предложениях.

1) формировать сложные формы фонематического анализа;

2) обогащать словарный запас существительных, глаголов, прилагательных по теме: «Насекомые»;

3) тренировка пространственной ориентировки;

4) формировать зрительную память;

5) развивать мелкую и общую моторику;

6) развивать высшие психические функции: память, внимание, воображение, логическое мышление.

2)формирование функций контроля и самостоятельности.

Оборудование: картинки с изображением насекомых, название которых начинается на звуки [п]-[т]; картинка с изображением тарелки; индивидуальные зеркала; игра «Беговые дорожки»; печатные и прописные буквы п – т; элементы печатных букв п- т; нитки; изографы; карточки с правильно и неправильно написанными буквами п – т; деформированные предложения; тетради и цветные ручки.

I. Организационный момент

II . Зрительный диктант.

Диктант проводится на материале картинок с изображением насекомых. Логопед вывешивает на доску картинки на звуки [п] и [т]: паук ,таракан, пчела и тарелка .
Учащиеся перечисляют их, запоминают последовательность их расположения. Затем логопед закрывает «образец» и дети из своих картинок выкладывают ту же последовательность. Далее дети сравнивают свой вариант с исходным «образцом».

Из предложенных выше картинок дети определяют, какая из них лишняя и почему.

1. Выделение звуков [п]-[т] из слов.

Используя картинки из предыдущего задания, дети определяют, какие звуки стоят в начале названий этих картинок. Дети вместе с логопедом определяют, какая тема этого занятия. Число и тема записываются в тетрадь.

2. Сравнение звуков [п]-[т] по артикуляции.
Ученики поочерёдно произносят звуки [п]-[т], глядя в индивидуальные зеркала.
Отмечаются сходства звуков (согласные, глухие, твёрдые) и различия в месте преграды ([п] – губы, [т] – десны).

3. Игра «Беговые дорожки».

Детям раздаются индивидуальные карточки с фишками, где одна фишка обозначает звук [п], а другая – звук [т]. Логопед читает слова со звуками [п]-[т]( пастух, трещат, прогулка, трава, прусак, пчела, тараканы, ползут, тучка, паучок). Если дети услышат звук [п], то двигают одну фишку по дорожке, если звук [т], то другую. В итоге побеждает одна из фишек.

4. Соотнесение звуков [ п]-[т] с буквами.

Логопед предлагает ученикам выложить печатную букву «п» из элементов буквы, из нитки выложить прописную букву «п». Та же работа проводится и с буквой «т».

5. Сравнение букв п – т.

Ученикам раздаются картонные буквы п – т (выполненные рукописным шрифтом). Дети должны самостоятельно отметить сходства и различия в их написании. Логопед проводит опрос учеников. После прослушивания делается вывод: общее у букв п-т — одинаковые элементы; различие состоит в том, что у буквы п — один элемент, а у т — два. Далее дети прописывают буквы п – т в воздухе, на столе. Потом логопед прописывает буквы п – т у детей на ладонях (глаза закрыты).

6. Работа с изографами.

Логопед спрашивает у детей на что похожи буквы п – т.( П- похожа на ворота, дверной проем; Т- на молоток).Дети дают свои ответы.

Далее логопед вывешивает свои варианты изографов букв п – т

7. Работа с карточками.

Детям индивидуально раздаются карточки, на которых правильно и неправильно написаны буквы п – т. Дети обводят правильно написанные буквы п – т. Далее дети меняются карточками, проводят проверку правильности выполнения задания.

Дети встают из-за своих парт. Логопед дает задание: выполнять только те движения, которые начинаются на звуки [п]-[т]. Например:
топаем; хлопаем;
прыгаем; крутимся;
приседаем; шагаем;
поворачиваемся.

9. Работа над деформированными предложениями.

Детям раздаются индивидуальные карточки с деформированными предложениями, в словах, которых пропущены буквы п – т. Дети вставляют буквы в слова, составляют логически правильные предложения и записывают их в тетрадь.
Далее дети считают сколько слов в предложении и какие по счету слова с буквами п – т, подчёркивают буквы простым карандашом.

III. Итог занятия.

Логопед: Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятии? Дети: О насекомых и буквах т – п.

Логопед: Чем похожи звуки [п]-[т]? Дети: Звуки [п]-[т] оба согласные, твёрдые и глухие.

Логопед: А чем отличаются прописные буквы п -т ? Дети: У буквы п – один элемент, а у т- два. Логопед: Что больше всего вам понравилось на занятии? Дети отвечают на вопрос логопеда.

3. Физ.минутка.
«Покажи, что назову»

– Давай немного отдохнём! Я буду называть направления с
предлогами, а ты- выполнять задания и называть предлоги.

– Подойди к доске. Где предлог?

– Встань за парту.

– Возьми ручку и положи на парту.

– Подними руки над головой.

III. Закрепление навыка раздельного написание предлогов с другими словами.

– Сейчас мы поработаем на карточках. Прочитаем текст загадки, вставишь нужные предлоги. Отгадаешь загадку. Спишешь текст.

Дом . улице идет (по)

. работу нас везёт (на)
Не . курьих ножках (на)
А . резиновых сапожках, (в)
(автобус)

IV. Работа над деформированным текстом.

Слушай внимательно.
На столе сапожки
Под столом лепёжки
Под столом портрет
Над столом табурет

– Что здесь не так? (надо переставить предлоги)
Теперь прочитай правильно и назови предлоги.

Теперь давай наведём порядок в комнате: расставь предметы по
местам и скажи мне, что и куда ты поставишь.

– Скажи, что нового ты сегодня узнала?

– Молодец! Ты хорошо справилась с заданиями! Урок окончен.

Конспект логопедического занятия по коррекции смешанной̆ формы дисграфии 2 класс по теме: «Дифференциация гласных У-Ю»

Мишанина Анастасия
Конспект логопедического занятия по коррекции смешанной̆ формы дисграфии 2 класс по теме: «Дифференциация гласных У-Ю»

учить дифференцировать твердые и мягкие согласные перед гласными У – Ю;

Коррекционно-развивающие:

развивать фонематическое восприятие, навыки фонематического анализа и синтеза, языкового анализа и синтеза на уровне предложения и текста;

развивать навыки работы с деформированным предложением;

Воспитание стремления к победе;

Воспитание усидчивости и терпения;

1. Релаксационное упражнение «Черепашка»

Представь, что мы превратились в маленьких черепашек. Наступила ночь. Черепашки спрятались под панцирями – втянули и опустили головки, прижали лапки к телу, закрыли глаза. Сладко спят черепашки. Но вот на смену ночи пришло утро. Солнечные лучи заглянули к черепашкам и стали их будить. Черепашки медленно просыпаются. Вот они осторожно пошевелили пальцами на лопатках, открыли глазки, медленно-медленно приподняли головки, вытянули шеи и с любопытством осмотрелись вокруг. Пора вставать – они распрямили лапки, привстали, потянулись к солнышку, подняли лапки вверх. Эх, до чего же ласковое, теплое солнышко сегодня! С добрым утром, черепашки!

Логопед: ребятки, кто будет стараться и правильно выполнять задания, будет получать фишки. Тому, кто наберет наибольшее количество фишек, получит 5!

2. Припоминание темы прошлого занятия на материале предложенных картинок.

Логопед показывает детям картинку, а дети поднимают карточку с той буквой (У или Ю, которая есть в названии изображенного на ней предмета.

Логопед:Я буду читать слова, а вы будете поднимать соответствующие буквы (У или Ю).

Картинки: юбка, юла, будильник, кактус, футболист, клюква, клюшка, кукушка, кастрюля, каблук, рюкзак, лук.

3. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

ДИФФЕРЕЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ У-Ю

4. Работа на уровне слова. Развитие логического мышления

Логопед: отгадайте загадки и запишите слова-отгадки. Укажите в них буквы У – Ю и согласные перед ними.

– каким цветом обозначим согласные, после которых стоит буква У (Ю) ?

Обведите картинки-отгадки по точкам.

Тучек нет на горизонте, Он решил, что он жираф,

Но раскрылся в небе зонтик. И ходит голову задрав,

Через несколько минут Говорят, из разных блюд

Опустился. Лишь колючки ест.

И в лесу мы, и в болоте, Висит за окошком

Нас всегда везде найдете – Кулек ледяной.

На поляне, на опушке. Он полон капели

Мы зеленые. И пахнет весной.

5. Дифференииаиия гласных У- Ю и согласных перед ними в словах.

Логопед: Слова хотели «перейти» дорогу, но не знали, как это сделать, потому что над дорогой висел необычный светофор: на нем загорались только синий и зеленый сигналы. Подумайте и скажите, почему над дорогой висел такой необычный светофор? Какие согласные могли перейти дорогу на синий свет, а какие – на зеленый? Помогите словам перейти через дорогу: поднимите соответствующую карточку.

Слова: мету, лук, тук, тюк, изюм, карусель, пруд, урок

6. Работа со словами

Логопед: Сделай подписи к картинкам. Выдели гласную букву У или Ю в каждом слове.

7. Пальчиковая гимнастика

Шел один я по дорожке, (ребенок показывает один пальчик)

Шли со мной мои две ножки. (ребенок показывает два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (ребенок показывает три пальчика)

Ой, мы видели котенка! (ребенок прикладывает ладошки к щекам и качает головой)

У него четыре лапки, (ребенок показывает четыре пальчика)

На лапках острые царапки. (ребенок «царапает» поверхность стола)

Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счет ребенок показывает

соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать. (ребенок двумя пальчиками «убегает» по поверхности стола).

Логопед: вам даны слова. Нужно изменить эти слова по образцу.

провожать —провожаю, изображать — изображаю.

ОЧИЩАТЬ ___ КАЧАТЬ___

СМОТРЕТЬ ___ ПУГАТЬ ___

ПИЩАТЬ ___ ЛЕТАТЬ ___

9. Разгадывание ребусов.

Логопед : а сейчас, ребятки, давайте все посмотрим на доску. Как видите, я приготовила для вас ребусы. Вам нужно попробовать их отгадать и записать ответы в тетрадь. Я проверю.

10. Работа на уровне предложения

Логопед: «Соберите» предложения. Запишите их. Отметьте мягкие согласные перед гласной Ю и твердые согласные перед гласной У. Какие цвета будете использовать.

Саду, Люба, гуляла, в.

Пруду, утки, купались, в.

Волки, на, ночью, воют, луну, на.

Плохо, стужу, воробьи, зимнюю, переносят.

11. Работа с текстом

Логопед: внимательно послушайте текст. Какие слова вы запомнили со звуком У (Ю? Поднимаем руки.

Наступила осень. Целый день льет дождь. Желтеют и опадают листья. Улетают в теплые края птицы. Животные утепляют свое жилье. Скоро наступит холодная и суровая зима.

12. (запасное задание)

Логопед: Припомните и назовите слова с мягкими согласными перед Ю и с твердыми согласными перед У.

-молодцы ребятки! Сегодня вы все очень хорошо работали.

– А теперь, давайте подсчитаем сколько у каждого из вас фишек,выявим лучших учеников на сегодняшнем занятии.

– Что вам запомнилось?

Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]» Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР. Тема занятия: «Дифференциация звуков Ж-Ш». Цель занятия: закрепление.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [Л]-[В] в слогах и словах» Тема: Дифференциация звуков Л-В в слогах и словах. Цель: ребёнок будет учиться дифференцировать звуки Л-В в слогах и словах. Время занятия:.

Конспект логопедического занятия: «Дифференциация звуков [К] — [Х]» (подготовительная группа). Цель: занятия: дифференциация согласных звуков К – Г. Задачи. Коррекционно-образовательные: – учить дифференцировать звуки.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Р]в словах, словосочетаниях, предложениях и скороговорках» Тема: Дифференциация звуков [Л] – [Р] Цели: Коррекционно – образовательные: отработка артикуляционных укладов для сонорных звуков; дифференциация.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Дифференциация звуков [с]-[ц]» Задачи: 1. Учить слухо – произносительной дифференциации звуков [ c ]-[ Ц ]. 2. Продолжать совершенствовать навыки звуко – слогового анализа.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в страну гласных звуков и букв» “Путешествие в страну гласных звуков и букв” Цель: систематизировать знания детей о гласных звуках на примере звуков [а], [у], [и], [о],.

Конспект подгруппового логопедического занятия. Дифференциация звуков [л’] и [й] в слогах, словах, фразах Тема: Дифференциация звуков “Ль” и “Й”. Цель: Коррекционно- образовательные: – Уточнить и закрепить артикуляционно-акустическую характеристику.

План-конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш] и букв С-Ш» План-конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв С-Ш». Тема: «Дифференциация звуков С-Ш». Ребенок:.

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ч]-[Щ]. На помощь Мальчику-с-пальчику» Данная презентация была разработана мной для участия в муниципальном конкурсе “Мультимедийная мозаика”. Конспект занятия был взят на одном.

Конспект занятия по коррекции дисграфии на школьном логопедическом пункте. Тема урока: Дифференциация звуков и букв [с–ш] на письме. 2-й класс

Класс: 2

Цели:

  • уточнение и сравнение артикуляции звуков “С-Ш”,
  • закрепление правильного произношения их в речи,
  • совершенствование навыков дифференциации букв на письме,
  • развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов со звуками “С-Ш”,
  • развитие мелкой моторики, фонематического слуха, развитие памяти.

Ход занятия

1. Орг. момент (релаксация под музыку “Шум леса”)

Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Там растут разные деревья. Покажите, какие там высокие деревья (руки вверх).

Подул тёплый ветерок: Ш-Ш-Ш-Ш, зашелестели листья (быстро, быстро шевелим пальчиками).

Подул холодный ветер: С-С-С-С-С закачались сосны (покачиваемся и машем руками)

Ветер затих ни шевелятся больше ни листочки, ни ветки (РАССЛАБИЛИСЬ).

Снова подул ветер.

Л: Скажите, пожалуйста, как шумела листва от тёплого ветерка? (Ш-Ш-Ш)

А когда подул холодный ветер? (С-С-С-С)

Как вы наверное догадались сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки и буквы “С-Ш”.

2. Характеристика звуков. Сравнение по артикуляционным и акустическим признакам

А сейчас давайте вспомним, какое положение занимают губы, язык при произношении звука “С”. Контроль в зеркало.

Звук “С” – губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка упирается в нижние зубки, струя воздуха идёт по серединке, холодная (контроль рукой). Голосовые связки не вибрируют, нет голоса, звук глухой. (Демонстрация артикуляционного профиля звука “С”)

Стихотворение про звук “С”:

Распластай язык пошире,
Кончик к нижним зубкам ближе,
Посредине языка струйку воздуха пускай,
Улыбнись и просвисти, ССС произнеси.

Звук “Ш” – Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, язык в форме чашечки поднят вверх, выдыхаемая струя воздуха тёплая, звук глухой. (Демонстрация артикуляционного профиля звука “Ш”)

Стихотворение про звук “Ш”:

Чтобы звук красивым вышел,
Шире язычок и выше.
Сделаем из язычка
Чашечку подняв бока.

Эту чашку по бокам к верхним мы прижмём зубам,

Вот теперь над чашкой можно дуть красиво, осторожно,

Чтобы ветерок бежал, чтобы “Ш” как шёлк шуршал.

Давайте подумаем, чем отличается произношение звука “С” от “Ш”.

Вспомним, какими буквами на письме мы обозначаем эти звуки: “ЭС”, “ША”.

– Письмо букв в воздухе.

Зеркальное письмо – обеими руками одновременно в тетрадях пишем букву “С” и букву “Ш” (при выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются, глаза, руки).

Конструирование букв из проволоки.

3. Графический диктант (запись букв в тетрадь при помощи стрелок)

Я буду называть звук, а вы должны будете записать соответственно стрелку.

Я сейчас немного изменю задание: я буду писать стрелки, а вы в тетради буквы.

4.Чтение слоговых таблиц.

Давайте подружим с гласными, прочитаем слоговые таблицы. (Приложение 1)

5. Развитие тактильных ощущений (каждому ученику даётся карточка с наклеенной из бархатной бумаги буквой).

А сейчас мы выполним интересное задание. Я каждому дам карточку с буквой. Вы должны будете закрыть глазки и не подглядывать, а на ощупь определить, какая буква на вашей карточке. Назвать можно букву только тогда, когда я прикоснусь к вашей руке.

6. Развитие фонематического слуха Игра “Узнай звук”

Я называю вам слова, а вы внимательно слушаете, определяете, какой в этом слове слышится звук, и поднимаете соответствующую букву.

Перечень слов: сад, шаль, кошка, камыш, сом, голос, мышата, лиса, шоколад, соловей, сапог, крышка, сыр, шумит, душ, шутка, нос, стакан, штора, крошки.

7. Физминутка.

Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем,
Разогнуться и подняться.
Пальчик к пальчику прижмём
Снова в кулачки сожмём.
Разгибаем, загибаем,
Снова в кулачки сжимаем.

“Дует ветер”. Дуть в отверстие пузырька, чтобы получился свист (нижняя губа касается края горлышка, струя воздуха сильная).

– Стоя. “Колечко”. Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний . Вначале выполняем каждой рукой отдельно, затем вместе.

– Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину, разотрите уши руками.

– Ухо-нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.

– Горизонтальная восьмёрка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, затем другой, затем обеими руками вместе.

8. Звуко-буквенный анализ слов с опорой на цифровой ряд

У каждого ученика ряд цифр от 1 до 10. При помощи цифр ребёнок определяет количество звуков в слове и на каком по счёту месте находится звук “С” или “Ш”.

Перечень слов: Сок, шуба, машина, шалаш, сушки, страшно, старушка, пастушок, машинист, стишок.

9. Работа со словами-паронимами.

Поиграем в игру “Наведи порядок”.

Положили в плошку каску.
Надевал пожарный кашку.

Сочинял писатель башню.
Рисовал художник басню.

Сладко спит в берлоге миска.
На столе с салатом мишка.

На лицо надета Машка.
Имя нашей кошки маска.

На глазах у детворы.
Крысу красят маляры.

Сравнение слов-паронимов, составление предложений, запись слов в тетрадь

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учеником 2-а класса Тема: Дифференциация букв л — м, Л — М.

Конспект индивидуального логопедического занятия
по коррекции оптической дисграфии с учеником 2-а класса
Тема: Дифференциация букв л – м, Л – М.
Задачи:
развитие высших психических функций: зрительного и слухового восприятия, логического мышления, памяти и внимания.
познакомить детей с буквами л – м;
научить детей соотносить звук, символ и букву, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах, давать сравнительную характеристику звуков и букв занятия;
уточнить у детей знания об элементах букв занятия;
Совершенствовать конструктивный праксис и тактильное чувство.
уточнить и обогатить словарь на изучаемые буквы;
Оборудование: заглавные и строчные буквы л – м рукописного и печатного шрифтов (запись на доске); раздаточные карточки с изображениями букв занятия; пособие «Стилизованные буквы»; точечное изображение кота Леопольда; разрезные картинки с изображением мышат; пособие «Загадочные письма»; картинки с изображением предметов, в названии которых есть буквы занятия; счётные палочки.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Здравствуй, садись на своё место.
Приготовь свою тетрадку и ручку. 2. Введение в тему
Развитие зрительного и слухового восприятия, логического мышления и зрительного восприятия.
Ты любишь отгадывать загадки?
Послушай стихотворение. Угадай имя героя .Есть на свете кот один,
Он учёный господин.
Если грустно станет вдруг –
Вспомни, он хороший друг.
Для него не страшен труд.
Знаешь, как его зовут?
Верно.
Логопед предлагает ребенку картинку с буквой Л.
Возьми карандаш и обведи букву по контуру.
Леопольду все друзья:
Мама, папа, ты и я,
Но его не любят . (мыши)
-Вот они бегут по крыше!
Логопед предлагает ребенку картинку с буквой М.
Возьми карандаш и обведи букву по контуру.
Молодец. Ты хорошо справился.
Ребенок угадывает.
Кот Леопольд.
Ученик обводит по точкам контурное изображение буквы Л.
3. Изучение нового материала
1.Знакомство с буквами занятия. Соотнесение звуков с буквами.
Логопед: Каких героев мультфильма ты угадал?
С какого звука начинаются эти слова?
Какими буквами обозначаются эти звуки?
Сегодня на занятии мы будем учиться различать буквы Л и М.
2. Развитие зрительного гнозиса и мнезиса.
Логопед предлагает карточки с буквами и картинками кота Леопольда и мышат. Посмотри внимательно и найди сходство и различие этих букв.
Кто за дверью? Тихо. Слышишь?
Там опять скребутся мыши.
Нужно мышек нам позвать,
Буквы будем мы искать.
Логопед: Найдите все буквы л – м. (Выставляет пособие со стилизованными буквами л – м.)
3.Конструирование и реконструирование букв Л и М.
Логопед: Слепи из пластилина начала букву Л, а потом букву М
Найди различия.
.
4.Развитие зрительно-пространственных и тактильных навыков
Посмотри внимательно на карточку с буквой.
Сейчас я обведу букву Л, проговаривая стихи.
«Точка-вверх-вниз».
Повтори за мной(3-4 раза).
А сейчас я обведу букву М, тоже проговаривая стихи.
«Точка-вверх-вниз, вверх-вниз».
Повтори за мной(3-4 раза).
Я повернусь к тебе спиной и ты мне на спине напишешь по очереди эти буквы, проговаривая стихи.
5. Развитие графо-моторных навыков.
Возьми тетрадь и пропиши сначала букву Л, потом букву М.
Поиграем в игру на внимание. Я буду называть звук Л или М, а ты запишешь в тетрадь соответствующую букву.
Логопед диктует:
л, м, л, м, м, м, л, м, л ,м.
7.Физминутка.
Дети выполняют движения по заданию логопеда.
У оленя дом большой,
Он глядит в своё окно.
Зайка по полю бежит
И ушами шевелит.
Тук! Тук! Дверь открой.
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка, забегай!
Лапку мне давай!
Леопольд и мышата.
М.
Буквы л — м.
Ученик рассматривает карточку с буквами.
Находит различия.
Ребенок лепит буквы из пластилина, а затем определяет различия.
Ребенок выполняет задание на карточке.

Ребенок выполняет задание.
Ребенок записывает буквы в тетрадь.
4. Обобщение и закрепление изученного5.Дифференциация букв в слогах..Логопед: Прочитайте слоги с буквами Л и М.
Разложите их под картинками сЛеопольдом и мышатами соответственно.
Ла, ма, бла, ом, ым, ли, лу, мо, кла, смо, гла, шло, осм, мы.
Запиши их в два столбика.
Проччитай сначала столбик на Л, а потом на М.
Дифференциация букв в словах.
Мышата нашалили и опять перепутали все картинки. Помоги Леопольду навести порядок и разложи картинки под соответствующими буквами.
Слова: дом, лампа, мука, лодка, лапа, муха, лошадь, молоко, лак, мох. Запиши в тетрадь слова в два столбика. Обведи буквы Л- голубым, М-малиновым цветом.
Ла маБла омЛи ымЛу мо
Кла смоГла осмШло мы
лампа дом
Лодка мука
Лапа муха
лошадь мох
лак молоко
5.Итог занятия.
Логопед: Ты сегодня большая умница.
Леопольд тебя встречает,
Чашку чая наливает,
Чай отличный – высший сорт,
А к нему огромный торт.
Ах, какая красота!
Именины у кота!
Молодец. Давай вспомним, какие буквы мы сегодня учились различать? Ученик называет слова.
Буквы «м» и «л»

  • WebUrokCom_0a395905a05174
    Размер файла: 24 kB Загрузок: 0

Читайте также:  Стимуляция активной речи у детей раннего возраста с ДЦП
Ссылка на основную публикацию