Дифференциация А-Я – конспект логопедического занятия

Конспект занятия по коррекции дисграфии у учащихся 3 классов «Дифференциация А – Я»

Диагноз: Смешанная форма дисграфии.

Логопедическая: «Дифференциация А – Я».

Грамматическая: «Безударные гласные в корне слова».

Лексическая: «Инопланетяне с планеты Дифференциация».

  1. Развивать высшие психические функции (образное мышление, зрительное внимание и память, зрительно-пространственные ориентировки).
  2. Закрепить артикуляторно – акустический образ звуков [А], [Я].
  3. Учить детей дифференцировать звуки и буквы А, Я.
  4. Развивать фонематическое восприятие, анализ (простой и количественный сложный) и синтез.
  5. Отработать навык проверки безударных гласных в корне слова.
  6. Обогатить лексический запас учащегося по теме: «Инопланетяне с планеты Дифференциация».

Компьютер, проектор, интерактивная доска, цветные ручки.

План и ход занятия:

Здравствуйте ребята!
– Сегодня на занятии вам нужно очень внимательно слушать, смотреть и запоминать. Сейчас мы с вами напишем диктант по клеточкам.
– Откройте тетради в клетку. Отступите от левого края листка 10 клеточек, от верхнего – 10 клеточек, поставьте точку.

Здравствуйте! Ставят точку.

Развитие зрительно-пространственных ориентиров, зрительной памяти и зрительного внимания.

(На доске появляется рисунок робота) -2 слайд

В тетради рисуют робота под диктовку учителя.

Сообщение лексической темы занятия.

Кто у нас получился? Правильно, сегодня мы поговорим о инопланетянах с планеты Дифференциация. Кто это такие?

Работа над связью буквы и звука.

1. Сравнение по артикуляции. – 3, 4 слайд
Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный.

Что это?
Какой звук первый в этом слове?
Звук «а» гласный или согласный?
Какой буквой на письме обозначается звук «а»?
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
Любят меня детки

Что это?
Какой звук первый в этом слове?
Буква «Я» обозначает гласный или согласный звук?
– Из скольки звуков состоит буква «Я»?
Какой буквой на письме обозначаются звуки «Й,А»?
Сегодня мы будем учиться различать гласные буквы «А» и «Я».

2. Написание букв а, я в воздухе.

– Напишем эти буквы в воздухе. Взяли карандаш и как бы обводим буквы «а, я» написанные на доске.

3. Сравнение букв по начертанию, сходству, различию.

Чем похожи буквы а и я? Чем отличаются?

4. Связь с небуквенным изображением.

Буква «а» похожа на зверька с хвостиком; «я» – на человечка с выдвинутой ножкой вперед. На что еще?

5. Сравнение букв а, я на слух. -5, 6 слайд

Откройте тетради и запишите число, тему: «А – Я».
На доске написано задание. Назовите картинки, которые начинаются на звук [А], [Я].
Внимательно послушайте инопланетянина и перетащите его на соответствующую планету: в соответствии с тем есть в слове звук [А] или [Я].
Согласные перед гласной «а» звучат твердо, а перед гласной «я» – мягко.

Арбуз. Первый звук [А]. Гласный. У воздушной струи нет преграды в ротовой полости, рот раскрыт, губы свободно раскрыты. Произносят звук [А].
Обозначаем буквой А, красным цветом.

Яблоко.Звуки [Й,А]. Гласный. Буквой Я. Обозначаем красным цветом. Произносят звуки [Й,А]. Состоит из двух звуков: [Й] – согл., мягк., [А] – гласн.
Сравнивают схемы.
Обводят карандашом в воздухе буквы «а, я».
Буква «а» похожа на букву «я» тем, что есть одинаковый элемент – палочка с закруглением внизу. Отличие – «а» состоит из овала и палочки с закруглением внизу, а «я» – из дугообразного, начинающегося завитком элемента и заканчивающегося овалом, и палочки с закруглением внизу.
Называют слова, начинающиеся на «а», «я». Рассаживают инопланетян.

V. Безударные гласные в корне слова – 7 слайд

1. Исправляем слово и набираем его на интерактивной доске без ошибок, проверяем желтой кнопкой. Появляется рисунок животного.
2. Выбирите слова, которые пишутся с буквой А, появляется буква А; с буквой Я, появляется буква я.
Читаем правило – 8 слайд

Выполняют задания на интерактивной доске.

VI. Развитие словарного запаса. -9, 10 слайд

Перед вами определение 3 словарных слов, отгадайте, какие слова задуманы. При отгадывании появляется изображение и словарное слово. Запишите их, подчеркните красной ручкой гласные, синей твердые согласные, зеленой – мягкие согласные, поставьте ударение, разделите слова на слоги. Проверьте.

Отгадывают словарное слово, записывают и разбирают его.

VII. Проверка домашнего задания.

Проверяют домашнее задание.

«Яблоко»
Руку протяни, яблоко сорви.
Стал ветер яблоню качать,
Трудно яблоко сорвать.
Подпрыгну, руку протяну –
Быстро яблоко сорву.

Повторяют движение за учителем.

IX. Продолжение работы на доске – 11, 12 слайд.

Перетащите слово в соответствующий «вихрь» с гласной «а» – в правый вихрь, с «я» – в левый. При правильном выполнении задания слова улетают внутрь «вихря».

Выполняют задания на интерактивной доске.

X. Продолжение письменной работы – 13, 14 слайд.

– Выполните задание в тетради, проверьте. Подчеркните «а»– одной чертой, «я» – двумя.
– Я загадала слово, перед вами алфавит, попробуйте отгадать мое слово. Если буква подходит, то она автоматически встанет на свое место в слове. Запишите это слово, подчеркните «А»– одной чертой, «Я» – двумя.

Ученики называют букву а или я, учитель на нее нажимает.
Отгадывают слова, называя по букве или все слово сразу.

XI. Тренировка зрительного внимания – 15 слайд

Звучит музыка, по одному подойдите к доске и найдите среди букв «а», затем «я». Буквы исчезают.

Подходят к доске, ищут буквы, дотрагиваются до буквы «А», потом до «Я».

XII. Продолжение работы на интерактивной доске – 16, 17, 18, 19, 20 слайд. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Работа с предложением.Выполните задание на доске.
– С помощью кубика выберите номер строчки и составьте из данных слов предложение. На каком месте по счету находится звук [А] в словах? [Я]?
– Отгадайте получившуюся загадку. Проверьте. Есть в этом слове звуки [А], [Я]? На каком месте по счету они стоят?
– Впишите пропущенное слово в предложениях. Между какими звуками стоит звук [А], [Я]?

Выполняют задания на интерактивной доске. Выбирают номер строчки и составляют из данных слов предложение. Отвечают на вопросы.

XIII. Итог урока.

Мы сегодня учились различать какие звуки? Чем различаются буквы а и я?
Что у них общего?
Чем буквы «а» и «я» отличаются?
– Как проверить безударную гласную в корне слова?
-Что нового вы узнали об инопланетянах? Кто это такие? Что такое дифференциация?

Мы учились различать звуки [А] и [Я]. Это гласные.Согласные перед гласной «А» звучат твердо, а перед гласной «Я» – мягко. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо подобрать однокоренное слово в котором ударение падает на данную гласную.

XIV. Организация окончания занятия.

Вы очень хорошо потрудились на занятии. Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на письме буквы «А» и «Я».
До свидания, ребята!

Песня “Ах, если бы мечта сбылась”

Презентация логопедического занятия по теме: «Дифференциация А – Я»

Презентация логопеда сделана для интерактивной доски в формате notebook.

Скачать оригинал файла в формате *.notebook

Дифференциация гласных А-Я

Конспект логопедического подгруппового и индивидуального занятия для детей 1-3 классов по теме: “Дифференциация гласных А-Я”, имеющих нарушения ФФНР,ФНР,ОНР.

В своей работе часто сталкиваюсь с проблемой смягчения звуков у учащихся и плохого разлечения твердых и мягких согласных. Дети не могут понять и правильно различить слова-паронимы, отличающиеся одной буквой такие как рад-ряд, мишка-мышка и т д. В их восприятии эти слова звучат одинаково.Это грубое нарушение фонематического слуха, фонематического восприятия требует целенаправленной коррекции.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация гласных А-Я»

Тема : « Дифференциация гласных А-Я»

Конспект занятия для детей 1 – 3 классов: дифференциация гласных А, Я. Развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений.

Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.

Оборудование: индивидуальные зеркала, индивидуальный дидактический материал, таблица с гласными I и II ряда.

1. Организационный момент. Постановка учебной цели.

Логопед предлагает вспомнить гласные I и II ряда.

2. Повторение ранее пройденного материала.

Логопед. Ребята, как образовались гласные II ряда?

Вывешивается таблица с гласными I и II ряда.

3. Работа с индивидуальными зеркалами.

Логопед. Ребята, возьмите каждый свое зеркало и произнесите четко и ясно звук [а], обратите внимание на положение губ при произношении (рот широко открыт, между зубками большое расстояние, язычок внизу, его кончик чуть отведен вниз, к нижнему нёбу, назад).

Логопед поясняет: при произнесении звука [а]:

— губы в спокойном положении;

— зубы на расстоянии 1 – 1,5 см.;

— широкий распластанный язык спокойно лежит у нижних зубов. Кончик языка касается нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов;

— мягкое нёбо поднято и прижато к задней спинке языка, воздушная струя идет через рот;

— голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

А теперь, ребята, произнесите звуки, которые на письме обозначаются буквой «я» [й , а], и также обратите внимание на положение губ, язычка. Что наблюдали и отметили?

Читайте также:  Конспект логопедического занятия по лексической теме Посуда

Ученики. Наш язычок сначала находился наверху, «на потолочке», а затем резко уходит вниз.

Логопед. Какой вывод можно сделать?

Ученики. Артикуляция звуков [а] и [й , а] похожа.

4. Работа с индивидуальным дидактическим материалом.

Логопед. Ребята, что мы выяснили, сравнивая парные гласные по таблице?

Ученики. Эти гласные отличаются в написании.

Логопед. Что выяснили при произношении звука [а] и звука [й , а]?

Ученики. Эти гласные отличаются в написании, но сходны в произношении.

Логопед. Теперь, ребята, ознакомьтесь с заданиями индивидуального дидактического материала:

1. Запомни образование буквы «Я».

2. Соедини картинку с буквой, сделай подписи к картинкам.

Дети по очереди читают задания и выполняют их. Логопед помогает и объясняет.

3. Закончи слово, добавив слог с буквой «а» или «я». Обозначь

Образец: рыб – рыбка

4. Исправь ошибки:

5. Вспомни и запиши по порядку месяцы года, которые соответствуют изображенному времени года, обозначь буквы А – Я и твердые – мягкие согласные.

6. Помоги ёжику отнести яблоко или грушу на место. Где должно быть яблоко, а где – груша?

стрый

тжелый

7. Восстанови текст. Расставь порядковые номера предложений. Придумай названия рассказу. Запиши получившийся рассказ и его названия.

Кораблики перевернулись и утонули.

Митя и Аня пускали кораблики.

Вдруг подул сильный ветер.

На улице ярко светило солнце.

После того как ученики прочитали задание 3, логопед уточняет, что если гласная II ряда «я» стоит после гласной, то этот согласный становится мягким; предлагает обозначить согласные звуки следующими символами:

5.1. Обобщающая беседа.

Логопед. Ребята, над чем мы сегодня работали на логопедическом занятии?

Ученики. Учились различать гласные I и II ряда.

Логопед. Что нового узнали?

Ученики. Если гласная II ряда Я стоит после согласной буквы, то звук, обозначенный на письме этой буквой, становится мягким.

Логопед. Вы, ребята, хорошо поработали, а сейчас предлагаю вам поиграть.

5.2. Задание на развитие слухового внимания и восприятия (5 – 7 минут).

Логопед. Ребята, я познакомлю вас с условием игры и объясню, как с помощью знаков можно «записывать» тот или иной ритмический рисунок. Например, длинными и короткими вертикальными палочками можно обозначать громкость и количество звуковых сигналов (хлопков, ударов в бубен и др.), а горизонтальными палочками – паузы между сериями сигналов.

Логопед рисует на доске для каждого учащегося ритмико-звуковой рисунок и предлагает прохлопать его (исполнить на шумовом инструменте). Остальные ученики слушают и устанавливают соответствие между рисунком и исполнением ученика. Затем можно выполнять это задание с произношением слогов на дифференциацию звуков [а] и [й , а], различную долготу и силу звучания:

Логопедическое занятие по теме “Дифференциация гласных О-А в слогах, словах и предложениях”. 1-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 1

Класс: 1.

Тема: Дифференциация гласных О-А в слогах, словах и предложениях.

Цель: создать необходимые условия, при которых обучающиеся научатся различать гласные звуки [а-о] на слух и буквы «А», «О» на письме.

Задачи:

  • уточнять и закреплять знания обучающихся о гласных звуках;
  • учить дифференцировать гласные звуки А-О по их артикуляционным, акустическим и графическим признакам в слогах, словах, предложении;
  • развивать навыки звукового анализа и синтеза;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • закрепить навыки пространственной ориентировки;
  • воспитывать языковую наблюдательность, внимание к речи своей и окружающих;
  • формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование: презентация, мяч, разрезные картинки, индивидуальные карточки, индивидуальные зеркала.

Форма организации занятий: групповое логопедическое занятие.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Психоэтюд «Улыбнись»

Собрались все дети в круг, (логопед и дети встают в круг)
Я-твой друг, и ты-мой друг! (логопед показывает рукой на себя, потом на детей)
Крепко за руки возьмемся (беремся за руки)
И друг другу улыбнемся! (улыбаемся друг другу)

– Первым займет свое место, кто узнает звук по моим губам: (А, О, У, А)

– Какие звуки вы назвали?

– Какие гласные вы еще знаете?

– Соберите разрезные картинки, и вы узнаете, с какими гласными звуками мы будем работать на занятии.

Картинки: (слон, коза, баран, лось)

2. Основная часть занятия

1) Объявление темы занятия.

– Назвать картинку, выделить гласные звуки.

– Какие гласные повторяются? (А-О)

– Где можно встретить всех этих животных вместе? ( В зоопарке)

– Как вы думаете, какая тема нашего занятия?

– Сегодня мы будем различать гласные звуки О-А в слогах и словах, предложениях. И совершим небольшую прогулку в зоопарк. Слайд №2

2) Анализ артикуляции гласных звуков А-О

Слайд №3

Работа с зеркалами

– Давайте сравним артикуляцию звука А и О, чем они отличаются и чем похожи?

А – Рот широко открыт, язык лежит у нижних зубов. Схема – кружок.

О – Губы округлены и слегка вытянуты вперед. Схема – овал.

3) Дыхательная гимнастика.

– Вы узнали, что идете в зоопарк и очень обрадовались, давайте покажем это через упражнение.

Вдох через нос на выдохе длительно произносим звук АААААА – радостно

Вдох через нос на выдохе длительно произносим звук ОООООО – испуганно

4) Развитие фонематического восприятия.

– До того как зайдем в зоопарк давайте проверим вашу внимательность.

Игра «Топ-Хлоп» на звук А– топ ножкой, на звук О –хлоп в ладоши.

А-О-АА-О-АМ-МО-ТО-ОП-АС ЛОСЬ, КАБАН, СЛОН, ЕНОТ, БАРСУК

5) Развитие фонематического анализа и синтеза.

– Итак, вы доказали, что очень внимательные. Животные приготовили вам задание: распределите их в две группы Слайд №4

Упражнение: распределить картинки животных в две группы (ЖИРАФ, ЛИСА, КАБАН, ВОЛК, СЛОН, НОСОРОГ, БАРАН, ЛОСЬ)

– Назовите животных со звуком А – барсук, лиса, кабан.

– Назовите животных со звуком О – волк, слон.

– В названии какого животного слышим звуки О-А? ( носорог).

6) Работа над буками О-А. Уточнение элементов строчных букв а и о. Дифференциация этих букв.

– Звуки вы хорошо слышите и различаете. А буквы хорошо различаете?

– Скажите, чем отличаются буквы от звуков? (Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим).

– Из каких элементов состоит строчная буква О? А? Слайд №5

Педагог показывает карточки с прописными строчными буквами А и О.

(Буква О состоит из одного элемента – овала.
Буква А состоит из двух элементов – овала и наклонной линии с закруглением внизу вправо).

– Какой элемент у этих букв одинаковый? (Овал).

– Чем отличаются эти буквы? (Наклонной линией с закруглением внизу вправо. У буквы О ее нет, а у буквы А он есть).

7) Пальчиковая гимнастика

Это звери

У зверей четыре лапы (поднимаем и опускаем 4 пальца на обеих руках).
Когти могут поцарапать (пальцы двигаются как коготки).
Не лицо у них, а морда (соединить пальцы двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальцы, опуская их вниз).
Хвост, усы и носик мокрый (волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа).
И, конечно, ушки (растираем ладонями уши)
Только на макушке (массажируем две точки на темени).

8) Корректурная проба. Работа на индивидуальных карточках.

Обвести букву А – в квадратик, О – в треугольник

– Посчитайте сколько букв а в 1строчке?

– Посчитайте сколько букв о во второй строчке?

9) Слоговой анализ.

Игра: «Определи место животного» Слайд №6

Животные предлагают вам узнать кто, за кем стоит, для этого вам нужно разделить названия животных на слоги и определить место звуков О-А (КАБАН, ВОЛК, ЛИСА, СЛОН, ЖИРАФ)

Первым стоит животное в названии, которого 2 слога и две гласные а. (кабан)

После кабана стоит животное в названии которого 1 слог, звук О находится после звука В. (волк)

Третьим стоит животное в названии которого 2 слога, звук А находится после звука С (лиса)

После лисы стоит животное в названии которого 1 слог, звук О стоит между звуками Л, Н (слон).

Ну и последним стоит животное в названии которого 2 слога, звук а во втором слоге (жираф).

– Молодцы, ребята. Вы большинство животных заняли свои места, но не все. Носорог приготовила вам следующее задание.

Физминутка. Игра с мячом «Назови детенышей животных»

У льва – львята
У тигра –
У лисы –
У козы –
У волка –
У слона – и т.д.

10) Закрепление изученного материала.

Игра «Волшебный мешок» нащупать букву, назвать ее и достать из мешочка.

Буквы: (Н, О, С, О, Р, О, Г)

– Соберите из данных букв слово. Слайд №7

– Прочитайте слово и найдите слова, которые прячутся в этом слове.

– Из каких двух слов состоит слово носорог?

– Это слово состоит из двух слов: нос, рог, о – соединительная гласная. Такие слова называются сложными.

Читайте также:  Проблема формирования операций фонематического анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи III уровня

– Какое еще сложное слово нам встретилось на занятии? (Зоопарк).

11) Образование притяжательных прилагательных.

Игра: «Раздай «хвосты» их владельцам» Слайд №8

Соединить подходящие картинки друг с другом и рассказать, комы отдал хвост. Образец: «Лисий хвост я отдал лисе…»

12) Работа над предложением.

– Ребята, животные придумали предложения, послушайте внимательно, все ли правильно?

Серый волк живет в Африке.
Слон охотится на зайца.
У жирафа короткая шея.
У лисы колючий хвост.

– Молодцы. А теперь давайте нарисуем схему к предложению, которое я продиктую и найдем буквы о-а в этом предложении.

Слон живёт в Африке. Слайд №9

3. Заключительная часть.

– Ребята, какие гласные звуки мы с вами различали?

Игра «Да-нет».

– Звук а – согласный? (нет)

– Звук о – гласный? (да).

– У буквы а – два элемента? (да)

– Буква о – состоит из трех элементов? (нет)

– Спасибо, за ваше старание. До свидания.

Мы покидаем зоопарк, в знак благодарности звери дарят вам свои изображения (наклейки).

Конспект логопедического занятия на тему: “Дифференциация гласных О А”

Конспект логопедического занятия на тему “Дифференциация гласных звуков О А”

Содержимое разработки

Развивать оптико-пространственные представления, двигательные навы­ка пальцев рук.

Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза, анализа предло­жений по словам.

Формировать навыки звукобуквенного анализа.

Обогащать словарь, развивать связную речь, умение составлять рассказ (описание предмета) по схеме, умение объяснять.

игра «Паутинка» («Слова»);

слоговой текст (для каждого ребенка);

схема для составления рассказа об овощах и фруктах;

наложенные изображения предметов («Овощи и фрукты»).

I. Организационный момент.

П. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснять.

III. Логопедическая часть занятия:

Повторение артикуляции звуков [о], [а], написания букв о, а.

Развитие оптико-пространственных представлений, навыков слогового
анализа и синтеза.

Развитие навыков слогового анализа, анализа предложений по словам.

IV. Лексико-грамматическая часть занятия.

Классификация названий овощей, фруктов.

Составление описательного рассказа об овощах или фруктах.

V. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

VI. Итог занятия.

II. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснять

Логопед выставляет на доске карточку для игры «Буквенные цепочки» (рис. 5).

— Перед вами карточка, на которой написаны буквы. Назовите их (о, а, ф, д,
б).
Объясните, как из одной буквы сделать другую. Что для этого нужно сде­лать? (можно убрать какой-либо элемент или добавить)

Далее следуют объяснения детей (при затруднении логопед помогает дать пра­вильный ответ).

III. Логопедическая часть занятия

1. Повторение артикуляции звуков (о), (а), написания букв о, а

Что общего у звуков [о], [а]? (они гласные, поются, относятся к 1-му ряду
гласных)

Чем различаются эти звуки? (при произношении звука [о] губы округлены,
а при произношении звука [а] рот широко открыт)

Что общего в написании букв? (в состав обеих букв входит элемент «овал»)

Чем различается написание букв о, а? (в состав буквы «о» входит 1 эле­мент«овал», а в состав буквы «а» 2 элемента«овал» и «палочка с закруг­лением внизу»),

Напишите в воздухе букву о (дети рисуют букву в воздухе), а теперь бук­ву а.

2. Развитие оптико-пространственных представлений, навыков слогового анализа и синтеза

На стенде находится карточка из игры «Паутинка» (рис. 6).

Прочитайте слова, соединив слоги в паутине, ориентируясь на линии. Выходите по очереди к доске и записывайте слоги в нужной последовательности.

Какие слова у вас получились? (оса, собака, кошка, гора, забор, роза, кора, альбом)

— Всегда ли звук [о] слышится четко в слове? (нет) Назовите слова, в которых звук [о] слышится как [а] (оса,собака, гора, кора).

— Написание буквы о нужно проверять путем подбора проверочного слова. Но иногда проверочное слово подобрать невозможно, написание слова следует запомнить.

Запишите эти слова. Выделите шифровкой буквы о, а — букву а подчеркните одной чертой, букву «о» возьмите в овал.

3. Развитие слогового анализа, анализа предложений на слова

Логопед раздает карточки со слоговым текстом.

О сень как ху дож ник по ра бо та ла на сла ву. Рас кра си ла о на листья на де ревь ях. Рас ста ра лась о сень и по да ри ла лю дям бо га тый у ро жай.

— Следующее задание очень сложное. На карточках, которые лежат перед каждым из вас, находится текст. Все слова в нем разделены на слоги. Попробуйте определить, какие слова находятся в каждом предложении, в тексте.

Запишите предложения в виде схем. Сколько в тексте предложений? (3)

Вставьте буквы о, а в слова в схеме предложений.
Например:

IV. Лексико-грамматическая часть занятия

1. Классификация названий овощей и фруктов Логопед раздает карточки с игрой «Читалочка».

ПОМИДОРКАПУСТААПЕЛЬСИНМОРКОВЬ ЧЕСНОКХУРМАЛИМОНКАРТОФЕЛЬОГУРЕЦ СВЁКЛАЯБЛОКОГРУШАЛУКСЛИВАРЕПА БАКЛАЖАНРЕДИСПЕРЕЦКАБАЧОКАНАНАС

Следующее задание «Читалочка» попроще. Разделите тетрадный лист по­полам. Прочитайте слова, написанные на карточках. Выпишите названия фрук­тов в первый столбик, названия овощей во второй столбик.

Обратите внимание, что слова в «Читалочке» написаны слитно, их нужно отделить друг от друга.

помидор, капуста, апельсин, морковь, чеснок, хурма, лимон, картофель, огурец, свёкла, яблоко, груша, лук, слива, репа, баклажан, редис, перец, кабачок, ананас.

В названиях каких предложенных овощей или фруктов нет букв о, а? (лук, редис, перец)

Выполните шифровку букв о, а (о возьмите в овал, букву а подчеркните одной чертой)

2. Составление рассказа об овощах или фруктах

— А теперь мы с вами попробуем составить рассказ об овоще или фрукте. Представьте, что кто-то никогда не видел, не пробовал яблока. С помощью на­шего рассказа может быть кто-то захочет попробовать яблоко. Каждому из вас предлагается схема, с помощью которой можно составить рассказ об овоще или фрукте.

Схема рассказа (описания предмета)

. — это овощ или фрукт?

Овощ растет в огороде на грядке (фрукт растет в саду на дереве).

Педразвитие

Автор: Шарова Татьяна Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ средняя школа №401
Населённый пункт: город Колпино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: “Дифференциация гласных а-я”
Дата публикации: 03.01.2019
Раздел: начальное образование

Конспект открытого урока по логопедии

Дифференциация гласных “А” — “Я” 4 класс

Логопедическая: «Дифференциация А – Я».

Грамматическая: «Безударные гласные в корне слова».

Лексическая: «Инопланетяне с планеты Дифференциация».

Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.

– закреплять знания детей о гласных звуках и буквах А-Я;

– познакомить детей со сравнительной характеристикой звуков, нормами их артикуляции;

– учить выделять звуки [А], [Й,А] в словах, словосочетаниях и предложениях, соотносить звуки

с буквами, и символами

-отрабатывать навык проверки безударных гласных в корне слова

– отрабатывать навык написания сочетаний ча-ща

– развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

– формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;

– развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;

– развивать навыки самоконтроля;

– совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;

– воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе;

Методы: продуктивный и репродуктивный, частично поисковый, наглядности, постановки

проблемы, поиска решения, подводящий диалог, метод контроля и самоконтроля.

Приёмы: активизации внимания, мотивирующий прием, игра

1 часть. Орг.момент:

Здравствуйте ребята! Сейчас сядет тот, в чьем имени 2 слога, 3

слога, чье имя начинается с гласного звука

Сообщение лексической темы занятия.

Сегодня нам нужно будет быть особенно внимательными, потому

что мы должны помочь нашим героям отправиться на планету

-Кто это? ( инопланетяне)

Давайте узнаем как их зовут. Для этого вам нужно быть очень

внимательными. В их именах….

-Первая буква в слове Насос,

последняя буква в слове кошкА,

вторая в слове оКно….. НАК

– Вторая буква в слове кНига,

первая в слове Яблоко,

последняя в слове ящиК…. НЯК

Как вы думаете какие буквы помогут нам сегодня отправить наших

Работа над связью буквы и звука.

Дайте характеристику звуку А

–Буква «Я» обозначает гласный или согласный звук?

-Из скольких звуков состоит буква «Я»?

– Когда она обозначает 2 звука?

–Какой буквой на письме обозначаются звуки «Й,А»?

Сегодня мы будем учиться различать гласные буквы «А» и «Я».

Развитие фонематического восприятия.

– Давайте с ними поздороваемся на инопланетном языке..

Развитие фонематического анализа и синтеза

– Нак и Няк не могут отправиться в полет, пока не разберутся с

проблемой.. Назовите картинки, в названии которых мы будем писать

Игра с мячом: ма-

На доске картинки:

щавель, моряк, мяч,

букву А. ( щавель, чайка – вспоминаем правило ЧА-ЩА)

– А теперь найдите такие предметы, в названии которых буква Я будет

обозначать 2 звука .

– На пути нам встречаются 2 летающие тарелки .

-Помогите найти картинку, которая бы подходила к схеме,

изображенной на них.

2 часть. Работа над материалом:

– Нашим гостям на Земле понравились фрукты, название которых

начинается на букву я. ( яблоки).

– Давайте соберем их. Для этого нужно вставить в слова пропущенные

Читайте также:  Карта экспресс-обследования речевой деятельности детей логопедической группы 5-6 летнего возраста

буквы и записать слова в тетрадь)

– Пора садиться в летающую тарелку и отправляться в путь.

– Чтобы зайти, прочтем слова и составим предложения.

МАЛ – МЯЛ, РАД- РЯД, САД-СЯДЬ, ЗАВАЛ- ЗАВЯЛ

Какой гласный влияет на смягчение согласных?

Развитие слогового анализа и синтеза. Повторение словарных слов

– А вот и первое препятствие на нашем пути. Что это?

– Из первой строчки вычеркните все согласные буквы

-из 2 – вычеркните буквы А

-из 3 – все буквы Я

-из 4 – все буквы А и Я -Какое слово получилось?

Астероиды – небольшие небесные тела Солнечной системы ( куски

металла и камня) , которые двигаются по орбите вокруг Солнца.

-Их нужно срочно облететь! Составьте из слогов слова и зашифруйте их

Конспект группового логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии “Дифференциация А-Я”

Доминник Лада Васильевна

г. Елизово Камчатского края

фонематическая: дифференциация твердых и мягких согласных при произношении и на слух, обозначение твердости / мягкости согласных посредством гласных буква,я;

морфологическая: существительные собственные;

синтаксическая: распространенное предложение.

Коррекционно-образовательные: формирование слухо-произносительных дифференцировок, обучение различению твердых и мягких согласных при произношении и на слух, тренировка навыка обозначения твердых и мягких согласных на письме посредством гласных букв а,я.

Коррекционно-развивающие: развитие речевого слуха, памяти, внимания.

Коррекционно-воспитательные: воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, рефлексивных умений.

Оборудование: пособие «Гласные первого и второго ряда», на партах в лотках по количеству учеников простой и цветные карандаши, звуковая линейка, цветные фишки для обозначения звуков, картонные полоски для составления схемы предложения.

Организационный момент. Формирование артикуляторно-акустических дифференцировок

Основная часть занятия:

Сообщение темы урока.

Запись числа, темы занятия.

Угадывание имени по представленному слогу.

Звуковой анализ слова Таня.

Составление предложения по демонстрации действия.

Звуковой анализ слова снял.

Составление схемы предложения.

Запись предложения с комментированием.

III . Итог занятия. Рефлексия.

I . Орг.момент. Формирование артикуляторно-акустических дифференцировок.

Логопед: Сядет тот, кто повторит за мной чистоговорку, обратите внимание, «чистоговорка» – значит «чисто говорю»: «Петя мал, мяту мял» (логопед уточняет значение слова «мята»).

II . Основная часть занятия:

1. Сообщение темы урока.

Логопед задает детям вопросы:

– Какие слова похожи в предложении, которое вы повторили? («мал – мял»)

– Чем похожи эти слова? (В начале и в конце слов одинаковая буква, в середине и на конце слов одинаковый звук)

– Чем отличаются эти слова? Назовите первый звук в слове «мал». Дайте характеристику звуку (Звук [м], согласный, звонкий, твердый)

– Назовите первый звук в слове «мял», какой он? (Звук [м’], согласный, звонкий, мягкий)

– Какой второй звук в слове «мал», в слове «мял»? (Звук [а])

– Какие буквы могут обозначать на письме звук [а]? Посмотрите на таблицу (над доской находится цветное пособие «Гласные первого и второго ряда»).

– Какой буквой мы обозначим этот звук в слове «мал»? (Буквой «а») Почему? ( Потому что буква «а» – сигнал твердости согласного звука, это гласная первого ряда)

– Какой буквой мы обозначим этот звук в слове «мял»? (Буквой «я») Почему? ( Потому что буква «я» – сигнал мягкости согласного звука, это гласная второго ряда).

– Какие парные гласные буквы будут дежурными на нашем занятии? (Буквы а – я) Логопед записывает тему урока на доске, под записью числа.

– Почему эти буквы называют парными? (Потому что они могут обозначать одинаковый звук)

– Что еще интересного мы знаем об этих буквах, обратите внимание на их положение в алфавите. ( Эти буквы начинают и заканчивают алфавит)

2. Запись числа, темы занятия.

– Откройте тетради, найдите рабочую строчку, посередине строки напишите число. Не забывайте, чтобы красиво писать, надо правильно сидеть! Какое число сегодня? ( Дети читают число, написанное на доске: 21 октября, записывают в тетради). На следующей строке под числом запишите тему урока.

– Обратите внимание, есть ли дежурные буквы в записи сегодняшнего числа? Какие? (две буквы «я»). Какие звуки они обозначают? (Звуки [а]).

– Почему мы написали эти буквы? ( Сигнал мягкости предыдущего согласного звука).

– Каким цветом подчеркнем дежурные буквы? (Красным, это гласные) Логопед подчеркивает цветным мелом на доске, дети цветными карандашами в тетрадях.

– Каким цветом подчеркнем согласные перед буквами «я»? (Зеленым, потому что они мягкие). Молодцы, пока отложите ручки.

3. Логопед предлагает угадать, как зовут девочку, если последний слог в ее имени «ня». (Таня, в группе есть девочка с таким именем).

4. Звуковой анализ слова Таня.

Логопед задает детям вопросы:

– Назовите первый слог в слове, затем второй слог (Первый слог – та, второй слог – ня).

– Какой первый звук в слоге та? Какой фишкой его обозначим? (Первый звук в слоге та –глухой твердый согласный [т], обозначим его синей фишкой) Дети выкладывают фишку на звуковой линейке.

– Какой звук слышим после звука [т]? (После звука [т] – звук [а]) Какой фишкой обозначим? (Красной, это гласный звук)

– Какой буквой обозначим на письме этот звук? ( Звук [а] на письме обозначим буквой а).

– Почему? ( Потому что буква а показывает, что звук [т] произносится твердо).

– Какой первый звук в слоге ня? Какой фишкой его обозначим? (Первый звук в слоге ня –звонкий мягкий согласный [н′], обозначим его зеленой фишкой)

– Какой звук слышим после звука [н′]? (После звука [н′] – звук [а]) Какой фишкой обозначим? (Красной, это гласный звук)

– Какой буквой обозначим на письме этот звук? ( Звук [а] на письме обозначим буквой я).

– Почему? ( Потому что буква я показывает, что звук [н′] произносится мягко).

– Найдите в тетради рабочую строчку, запишите слово. Какую букву мы напишем в начале слова? ( В начале слова пишем заглавную букву, потому что Таня – это собственное имя).

После слова поставьте запятую.

5. Преобразование слов. Учащимся предлагается в словеТаня убрать первую букву. Какое имя получится? ( Аня ) Запишите получившееся имя. Цепочка преобразований: Аня → Ваня → Саня → Соня → Тоня.

6. Физминутка. Дети встают. Логопед: сейчас я буду называть вам слова, в которых есть гласный звук [а], внимательно послушайте их и подумайте, какой буквой будет обозначаться на письме этот звук. Если буквой а – то вы подпрыгните, а если буквой я – то присядите. Слова: мак, мяч, грач, рак, ряд, сад, сядь. Молодцы. Садитесь.

7. Далее учащиеся составляют предложение по демонстрации действия и по вопросам:

– Что сделал Ваня? (Ваня снял шапку.)

8. Звуковой анализ слова снял.

Логопед проводит беседу с учениками.

– Сколько слогов в слове снял? (Один слог)

– Почему один слог? (Потому что в этом слове один гласный звук)

– Какой первый звук в слове? ( первый звук глухой твердый согласный [с])

– Какой фишкой его обозначим? (обозначим его синей фишкой). Дети выкладывают фишку на звуковой линейке.

– Какой второй звук в слове? Какой фишкой его обозначим? (Это звонкий мягкий согласный [н′], обозначим его зеленой фишкой).

– Какой звук слышим после звука [н′]? (После звука [н′] – звук [а]) Какой фишкой обозначим? (Красной, это гласный звук)

– Какой буквой обозначим на письме этот звук? ( Звук [а] на письме обозначим буквой я).

– Почему? ( Потому что буква я показывает, что звук [н′] произносится мягко).

– Какой четвертый звук в слове? ( Звук [л]- согласный, звонкий, твердый)

– Какой фишкой его обозначим? (Обозначим его синей фишкой).

9. Составление схемы предложения.

Логопед предлагает детям взять в лотке полоски картона и сложить на партах схему предложенияВаня снял шапку. Повторение предложения хором.

– Сколько слов в этом предложении? ( В этом предложении 3 слова).

– Вспомните, как оформляется предложение (Предложение начинается с большой буквы и в конце стоит точка)

-Какую полоску вы выбрали для первого слова предложения? ( Полоску с уголком)

10. Школьники записывают предложение в тетрадях, один из учеников комментирует письмо.

III . Подведение итогов урока. Рефлексия.

– На какие две группы можно разделить буквы, обозначающие гласные звуки?

– Какие буквы мы сегодня изучали?

– Какая из них – гласная второго ряда?

– Гласные второго ряда делают согласные перед собой твердыми или мягкими?

– Какой из букв будем обозначать гласный звук после твердого согласного?

– Возьмите простой карандаш, проведите в тетрадях вертикальную палочку в конце записей. Если вы считаете, что вы сегодня сделали свою работу «на пятерку», поставьте крестик вверху палочки. Если не все получалось сегодня, поставьте крестик в середине. Если вы считаете, что сегодня совсем не старались, поставьте крестик внизу.

( При последующей проверке логопед обводит ручкой поставленный крестик, если в своей оценке согласен с самооценкой ученика, либо ставит свой крестик в соответствующем месте).

Ссылка на основную публикацию