Дидактический материал по теме Наш дом, наш город, наша страна

Подборка игрового материала на тему «Наш дом»

Тематическая подборка игрового материала, тема: «Наш дом»

Автор: Давыдова Светлана Алексеевна.

Формировать у детей устойчивые представления о форме, величине, цвете, количестве.
Обогатить словарь детей словами-названиями комнат в доме.
Продолжать учить отсчитывать заданное количество предметов в пределах трех.
Закреплять навыки рисования, лепки, аппликации.
Развивать внимание, зрительное и слуховое сосредоточение, мелкую моторику.

Оборудование:

Картинка с изображением шкафа с коробками и плечиками разной величины. Тенями от головных уборов. Цветные силуэтные изображения головных уборов, обуви и верхней одежды.
Картонные тапочки трех размеров.
Картинка с изображением блюдец с каемкой разной расцветки. Цветные силуэтные изображения чашек и ложек соответствующей расцветки.
Пластилин. Вазы, вырезанные из яичной клетки.
Красные, желтые и синие тарелки из кукольной посуды. Муляжи яблок, клубники и гороховых стручков.
Таз, губки.
Картинки с изображением гостиной с пустыми местами в виде геометрических фигур.
Цветные силуэтные изображения предметов интерьера соответствующей формы.
Картинки «Найди предмет, не такой, как все».
Мебель из спичечных коробков разного цвета (диван, кровать, стол, стул). Листы картона соответствующего цвета.
Сделанные их хозяйственных салфеток «одеяла» с вырезанными элементами в виде предметов (елочка, бабочка, звезда, цветок, машинка).
Картинка-фон с изображением пустого аквариума, клеящие карандаши, цветные силуэтные изображения рыбок, пластилин зеленого и коричневого цвета.
Картинка с изображением трехъярусной полки с разным количеством игрушек, карточки-цифры «1», «2», «3».
Пустые наволочки из ткани, синтепон.
Картинки-заготовки для изобразительной деятельности с изображение спальни, пальчиковые краски, пластилин желтого цвета, клей, вата.
Картинки с изображением мыльниц разной формы, силуэтные картинки «мыла» соответствующей формы.
Вырезанные из пластиковой части конфетной коробки «вазы», пластилин. Сосновые иголки.
Карандаши, картинка с изображением пустой ванны и душа.
Аудиозаписи: колыбельная Брамса. «В ванной»

Прихожая

Дидактическая игра «Расставь вещи в шкафу»

– На верхней полке шкафа хранят головные уборы — разложите шапки и шляпы на их тени.

– Внизу хранится обувь — расставьте ее в коробки подходящего размера.
Рассмотрите внимательно плечики для верхней одежды. Покажите плечики самого большого размера (самого маленького, среднего). А теперь развесьте на плечики одежду, подбирайте плечики, подходящего размера.

После выполнения работы, воспитатель просит детей сложить на раздаточные тарелочки сначала обувь, затем одежду, после головные уборы.

Дидактическая игра «Подбери пару тапочкам»

– В прихожей мы раздеваемся, разуваемся. Многие люди ходят по дому в тапочках. Давайте найдем тапочкам пару (по величине). Какие тапочки самые большие, какие тапочки самые маленькие?

Кухня

Дидактическая игра «Расставь чашки на блюдца»

– Подберите к каждому блюдцу чашку и ложечку с одинаковым узором.

Лепка «Фрукты в вазе»

– Сначала сделаем вазу: круговым раскатыванием сделаем шар, сплющим, поставим на него сверху чашу (вырезанная из пластиковой части конфетной коробки) и придавим.
Теперь вылепим яблоко, грушу и вишни. Из сосновых иголок сделаем хвостики плодам.

Упражнение «Разложи ягоды»

– На красную тарелку положите одно яблоко.
– На желтую тарелку положите две клубники.
– На синюю тарелку положите три гороховых стручка.

Упражнение «Собери воду губкой»

– Давайте с помощью губки соберем воду со стола. Проводите губкой по мокрым местам, затем сожмите губку в руке над тазом — из нее потечет собранная вами вода.

Гостинная

Дидактическая игра «Разложи вещи в комнате на свои места»

– Разложите предметы на эту картинку в подходящие по форме места. (Ромб — ковер, прямоугольник — телевизор, круг — люстра, овал — стол, квадрат — окно, треугольник — ваза).

Дидактическая игра «Найди предмет, не такой как все»

– Найдите на картинке предмет, не такой, как все.

Дидактическая игра «Подбери мебель»

Перед детьми выставляется мебель из спичечных коробков — кровать, стол, стул, диван. Каждому ребенку выдается лист картона определенного цвета (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, белый, черный).
Нужно расставить на листе мебель того же цвета. Затем детям предлагается разложить два кусочка ткани на кровать и стол соответственно размеру.

Детская

Дидактическая игра «Сосчитай игрушки на полке»

– Сосчитайте, сколько игрушек на каждой полке и обозначьте цифрой.

Дидактическая игра «Одеяло»

– Разложите заплатки на одеяла.

Детям раздаются «одеяла» разного цвета, «заплатки» разложены на подносе, с которого дети сами выбирают подходящие им по цвету.

Изобразительная деятельность «Аквариум»

– Наклейте рыбок в аквариум. Из пластилина сделайте камешки и травку.

Спальня

Слушание колыбельной Брамса

Дети слушают колыбельную Брамса в исполнении В. Толкуновой.

Упражнение «Набей подушку»

– Отрывайте кусочки и наполняйте подушку, чтобы она получилась мягкой.

Изодеятельность «Ночь»

Детям предлагается сделать звезды в «окне» из пластилина (раскатать шар, приложить к окну и придавить, вытянуть пальцем лучи).
Пальчиками закрасить лампу желтой краской — «включить свет».
Из кусочков ваты выложить одеяло.

Ванная

Дидактическая игра «Разложи мыло в мыльницы»

– Разложите мыло в мыльницы подходящей формы. Покажите мыло круглое (овальное, квадратное, треугольное, прямоугольное).

Рисование «Наполни ванну водой»

– Нарисуйте, как из душа потекла вода в ванну – проведите прямые линии от душа к ванне.
А теперь наполним ванну водой наполовину — закрасим ванну наполовину.

Музыкально-ритмические упражнение «В ванной»

Дети берут различные музыкальные инструменты и с их помощью отбивают ритм.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Картотека развивающих и дидактических игр по теме: Город.

Марина Сафонова
Картотека развивающих и дидактических игр по теме: Город.

«Где находится памятник?»

Цель: формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться на карте-схеме города, закреплять знания о памятниках города.

Материал: карта-схема города Колпино, флажки для обозначения памятников, фишки, открытки с изображением памятников.

Ход игры:

Воспитатель предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местонахождение. Ответивший верно получает фишку. Результаты подводятся по количеству фишек.

«Узнай по описанию»

Цель: закрепить представления о достопримечательностях города Колпино, развивать внимание, память, речь-доказательство.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.

Цель: закреплять и систематизировать знания детей о памятниках города Колпино, развивать зрительное внимание, память и воображение.

Материал: разрезные картинки с видами города Колпино, фишки.

Ход игры:

Воспитатель делит детей на две команды. Предлагает по фрагменту открытки, фотографии узнать памятник и рассказать о нем. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводиться итог.

«Кто подберет больше слов»

Цель: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам города Колпино.

Ход игры:

Воспитатель называет существительное – дети подбирают подходящие по смыслу определения – прилагательные. Например, Колпино (красивый, большой, уютный, любимый, река Ижора, Ижорский завод, Дворец Культуры и Техники «Ижорский», памятник А. Д. Меньшикову.

Игровое упражнение: «Продолжи»

Цель: формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание;

закреплять знания о достопримечательностях Колпино.

Примеры фраз для продолжения.

Наш город называется…

Жителей нашего города называют …

Цель: формировать умение рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление и воображение.

Ход игры:

Педагог называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение. Например: Холодный Колпино (город зимой, сиреневый Колпино (город весной, когда цветет сирень, веселый Колпино (город в праздник, мокрый Колпино (город во время дождя) и т. д

Цель: развивать умение сравнивать характерные особенности

старого и современного города, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому.

Ход игры:

Воспитатель предлагает сравнить жителей старого и современного города: как выглядели и одевались; как и где работали мужчины; как и где работали женщины; во что играли дети; старинные улицы и современные и др.

Игровое упражнение: «Все ли верно? Докажи»

Цель: закрепить знания о Колпино, развивать логическое мышление, формировать умение строить фразы-доказательства.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать высказывание и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.

Город Колпино больше, чем город С-Петербург.

Река Ижора течет вдоль улицы Павловской.

А. С. Пушкин-композитор.

Цель: в ходе отгадывания загадок закреплять знания о

достопримечательностях города, развивать память, воображение, фантазию.

Ход игры:

Педагог загадывает загадку о каком-нибудь месте в городе, дети отгадывают и находят это место на карте-схеме города.

Дидактическая игра «Найди свой дом»

1. сформировать у детей знания о своем городе, о месте своего дома в нем, о разнообразии зданий, имеющихся в Колпино;

2. развивать у детей внимательность, наблюдательность, умение находить свой дом среди нескольких;

3. развивать у детей логическое мышление, речь-доказательство;

4. воспитывать у детей интерес к родному городу.

Ход игры:

Детям предлагаются карточки, на которых изображено несколько зданий, необходимо найти свой дом и аргументировать ответ.

Дидактическая игра «Почини здание»

1. формировать у детей представления о зданиях нашего города, об их разнообразии;

2. развивать у детей зрительное внимание, логическое мышление и речь- доказательство;

3. воспитывать любознательность у дошкольников.

Ход игры:

Детям предлагаются карточки, где недостает части здания и карточки с недостающими элементами, задача подобрать нужную часть.

Дидактическая игра «Что напутал художник»

1. закрепить знания детей об архитектурных памятниках нашего города;

2. разввать у детей зрительное внимание, наблюдательность, память;

3. воспитывать у детей интерес к родному городу.

Ход игры:

На предложенных карточках имеется ошибка в изображении зданий, задача ребенка найти ее и аргументировать свой ответ.

Дидактическая игра «Разложи предметы по домам»

1. формировать у детей представления о разнообразии зданий в нашем городе и об их назначении.

2. развивать у детей логическое мышление, умение классифицировать предметы по какому-либо признаку;

3. развивать речь-доказательство;

4. воспитывать интерес к родному городу.

Ход игры:

Детям предлагается разложить отдельные карточки, на то поле, которому они соответствуют. Например в магазин те предметы, которые необходимы в магазине. Для проверки можно предложить детям перевернуть карточки изнаночной стороной, если карточки одного цвета, то задание выполнено верно. Можно играть с подгруппой детей, в этом случае водящий показывает карточки, а играющие выбирают нужную картинку.

Читайте также:  Методическая разработка по лексической теме 'Бытовая техника'

Дидактическая игра «Времена года в городе»

1. закрепить и уточнить представления детей о разных временах года;

2. развивать связную речь при составлении описательных рассказов о временах года;

3. развивать наблюдательность, зрительное внимание, память;

4. воспитывать интерес к природе родного города.

Ход игры:

Игра по типу лото, ребенок должен подобрать карточки с каким-то временем года и аргументировать свой ответ. В дальнейшем при подборе картинок можно усложнить задание, предложив придумать рассказ о времени года.

Дидактическая игра «Дверная скважина».

1. формировать представления об памятниках архитектеры в нашем городе;

2. развивать память, внимание,пространственное мышление у детей старшего дошкольного возраста;

3. воспитывать интерес к родному городу.

Ход игры.

Играть лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку листом с замочной скважиной и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего. Как усложнение: сначала замочная скважина большего размера, далее размер уменьшается.

Дидактическая игра «Контуры и тени».

1. формировать у детей представления о разнообразии архитектурных зданий в нашем городе;

2. закрепить понятия «Архитектура» и «Скульптура»;

3. развивать зрительное внимание и усидчивость;

4. воспитывать интерес к родному городу.

Ход игры:

Детям предлагается подобрать карточки к изображениям архитектуры и скульптуры (с одной стороны тень сооружения, а с другой стороны – его контурное изображение).

Дидактическая игра «Рассели гостей в городе Колпино»

1. формировать у детей знания об архитектурных зданиях нашего города;

2. развивать умение ориентироваться в пространстве;

3. закрепить умение пользоваться таблицей, умение находить столбики и строчки;

4. закрепить порядковый счет от 1 до 9;

5. развивать умение соотносить часть изображения с целым;

6. развивать связную речь и речь – доказательство ;

7. развивать внимание, память;

8. воспитывать интерес к родному краю.

Материалы: карточки с изображением зданий нашего города, таблица с расположенными на ней фрагментами зданий, карточки – визитки с изображением гостей и их числовым адресом.

Ход игры:

Воспитатель говорит детям, что к ним в город прибывают гости. Их нужно разместить. У гостей есть визитки, где написан их адрес. К этим адресам есть таблица. Вам нужно посмотреть на цифры, изображенные на карточке. Первая цифра обозначает номер строчки, и искать ее нужно в первом столбике сверху вниз, а вторая цифра обозначает номер столбика и искать ее нужно на верхней строчке слева направо. Найдя нужный фрагмент, вы должны узнать, что это за здание, найти его и придумать предложение с этим словом. Побеждает тот, кто правильно выполнит все задание.

Спасибо за внимание! Надеюсь, что данные материалы помогут Вам в работе с детьми.

Мой город, где родилась, я! Мой любимый Мончегорск! Город в рисунках (выполняли мои воспитанники с родителями в школе) При въезде в город. Памятник “Покорителям Кольского полуострова”. Наш.

План работы кружка «Абвгдейка» Из серии материалов “Обучение грамоте старших дошкольников”. Еще недавно я работала со старшими дошкольниками и вплотную занималась темой.

Картотека дидактических игр по теме: «Мой город»

    Полина Афремова 3 лет назад Просмотров:

1 МБУ детский сад 25 «Катюша» Картотека дидактических игр по теме: «Мой город» АВТОРЫ: Бутенко Е.Н. Шарафутдинова Л.Н. Иващенко Л.Г. Гришина Н.А г.

2 Дидактическое упражнение «Один много» Цель: формировать умение образования существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. Ход упражнения: Педагог называет существительные в единственном числе, а дети во множественном числе в именительном и родительном падежах: Город города городов, улица, вокзал, площадь, театр, магазин, проспект, бульвар, сквер, школа, храм, библиотека.

3 Дидактическое упражнение «Скажи со словом «городской» Цель: Формировать умение согласовывать существительные с прилагательными по родам и числам. Ход упражнения: Педагог просит детей называть слова со словом «городской»: Транспорт – городской транспорт, квартира городская квартира, дома, парк, улицы, театр, почта, здание, школа, площади, вокзал, жители.

4 Дидактическая игра «Где находится памятник?» Цель: формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться на карте-схеме города, закреплять знания о памятниках города. Материал: карта-схема города Тольятти, флажки для обозначения памятников, фишки, открытки с изображением памятников.(приложение 1) Ход игры: Педагог предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местонахождение, ответивший верно получает фишку. Результаты подводятся по количеству фишек.

5 Дидактическая игра «Узнай по описанию» Цель: закрепить представления о достопримечательностях города Тольятти, развивать внимание, память, речь-доказательство. Ход игры: Педагог предлагает детям послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их. (Приложение 2)

6 Дидактическое упражнение «Кто подберет больше слов» Цель: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам города Тольятти. Ход упражнения: Педагог называет существительное – дети подбирают подходящие по смыслу определения прилагательные. Например, Тольятти (красивый, большой, уютный, любимый, река Волга, Волжский автомобильный завод, Дворец Культуры и Техники ВАЗа, памятник Татищеву, Волжская ГЭС.

7 Игровое упражнение «Продолжи» Цель: формировать умение понимать смысл услышанной фразы, запоминать, составлять высказывание; закреплять знания о достопримечательностях Тольятти. Материал: открытки с изображение достопримечательностей. (Приложение 1,3) Ход упражнения: Педагог начинает фразу, дети заканчивают: Наш город называется Жителей нашего города называют Наш город славится заводом по изготовлению Завод называется В нашем городе есть памятники Возле нашего города есть плотина, которая называется В нашем городе много.

8 Игровое упражнение «Все ли верно? Докажи» Цель: закрепить знания о Тольятти, развивать логическое мышление, формировать умение строить фразы-доказательства. Ход упражнения: Педагог предлагает детям внимательно послушать высказывание и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения. Примеры утверждений: Город Тольятти больше, чем город Москва. Река Волга течет вдоль улицы Мира. А. С. Пушкин-композитор. В городе Тольятти стоит памятник кошке.

9 Игровое упражнение «Так бывает» Цель: формировать умение рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление и воображение. Ход упражнения: Педагог называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение. Например: холодный Тольятти (город зимой), зеленый Тольятти(город летом), веселый Тольятти (город в праздник), мокрый Тольятти (город во время дождя) и т. д.

10 Дидактическая игра «Времена года в городе» Цели: закрепить и уточнить представления детей о разных временах года; развивать связную речь при составлении описательных рассказов о временах года; развивать наблюдательность, зрительное внимание, память; воспитывать интерес к природе родного города. Ход игры: Игра по типу лото, ребенок должен подобрать карточки с каким-то временем года и аргументировать свой ответ. В дальнейшем при подборе картинок можно усложнить задание, предложив придумать рассказ о времени года. (Приложение 4)

11 Дидактическая игра «Дверная скважина». Цели: формировать представления о памятниках архитектуры в нашем городе, развивать память, внимание, пространственное мышление у детей старшего дошкольного возраста, воспитывать интерес к родному городу. Ход игры: Играть лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку листом с замочной скважиной и кладет ее перед игроками. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего.

12 Приложение 1

13 Приложение 2 В зоне отдыха возле Волги стоит памятник человеку, который основал наш город. Это очень красивое место, жители нашего города любят здесь отдыхать. Чей это памятник и как он выглядит? На Автозаводском шоссе стоит еще один памятник, его называют памятник верности. Изображено на нем домашнее животное. Кому посвящен этот памятник и почему так называется? На площади Свободы находится обелиск, возле которого зажжен Вечный огонь. Сюда люди приносят цветы, чтобы помнить о погибших героях. Кому посвящен этот памятник и в честь каких событий он построен? Наш город известен тем, что здесь расположен завод. На нем изготавливают автомобили. Как называется этот завод и в каком районе города он расположен? Возле Тольятти на Волге построена Волжская гидроэлектростанция. Что она вырабатывает и чье имя она носит? В Автозаводском районе за торговым центром «Русь на Волге» находится Парк развлечений. Как он называется? Как называется место в нашем городе, где можно узнать историю рождения города Тольятти?

Методическое пособие «Знай и люби свой город»

пн., 31.03.2014

Шабалина Марина Юрьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Давляшова Гульнара Ришадовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с №172 г.Тюмени

Цикл дидактических игр по ознакомлению с родным городом

Знакомясь сродным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд.

Предлагаемые дидактические игры по краеведению для детей старшего дошкольного возраста помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми.

Задачи:

1.Расширять представления детей о зданиях и их назначении.

2. Закреплять правила безопасного поведения на улице.

3.Закреплять и расширять пространственные представления (слева, справа, перед, за, между, рядом, напротив, посередине и т. д.)

4.Развивать связную монологическую речь.

5.Воспитывать любовь и уважение к родному городу.

«Путешествие по городу»

(игра предназначена для детей 5-7 лет)

– упражнять детей в группировке карточек с определенной тематикой;

– расширять знания о родном городе;

– развивать мышление и память.

Большие карточки педагог раздает детям, маленькие оставляет у себя. Ведущий берет по одной маленькой карточке, показывает ее игрокам и просит внимательно посмотреть на большие карточки. Тот, к кому относится карточка, называет, что изображено на ней и рассказывает все, что знает. Остальные игроки могут дополнять его рассказ.

Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор карточек.

Игровое действие: Поиск нужных карточек.

«Найди пару»

(игра предназначена для детей 5-7 лет)

– закреплять умение устанавливать отношения между объектами и людьми, работающими на этих объектах;

– развивать зрительную память, восприятие;

– развивать умение анализировать свой ответ.

Карточки с изображением учреждений города педагог раздает детям, другие – оставляет у себя. Ведущий берет по одной карточке с изображением людей, работающими на этих объектах, показывает ее игрокам и просит внимательно посмотреть на карточки, которые находятся у них. Тот, к кому относится эта карточка, называет, что изображено на ней.

Игровое правило: Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор карточек.

Игровое действие: Поиск нужных карточек.

«Сложи картинку»

(игра предназначена для детей 5-7 лет)

– закреплять знания детей о внешнем виде зданий города Тюмени;

– учить складывать из частей целое.

1. Ребенок собирает из частей картинку с видом музея (других достопримечательностей города).

2. Участвуют 2-3 ребенка. Используется несколько комплектов разрезных картинок, части картинок перемешиваются. Дети выбирают нужные части картинок и соединяют в общее изображение.

Игровое правило: Выигрывает тот, кто соберет картинки первым

Игровое действие: Подбор нужных частей картинок.

«Найди герб нашего города»

Задачи : закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материал : Карточки с изображениями гербов разных городов Тюменской области.

Содержание : Дети рассматривают гербы разных городов и находят среди них герб города Тюмени по отличительным особенностям изображения.

«Собери герб нашего города»

Задача: Закрепить представления о символическом значении изображения герба города Тюмени.

Материал: Разрезные картинки герба города Тюмени.

Содержание: Дети отыскивают среди разрезных картинок с изображением гербов городов Тюменской области части герба города Тюмени и собирают его в единое изображение герба города Тюмени как пазлы.

«Узнай герб»

Задача : учить детей узнавать гербы городов Тюменской области.

Материал: картинки гербов городов Тюменской области, карта Тюменской области с нанесёнными точками расположения городов на карте.

«Достопримечательности Тюмени»

Цель: Научить детей узнавать достопримечательности родного города и классифицировать их по назначению.

Материал : Картинки различных достопримечательностей города по несколько видов: мосты, театры, музеи, фонтаны, памятники, скверы и др.

Дидактические игры по лексической теме “Мой город”

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • Инновационная деятельность (1)
  • Методическое объединение (14)
  • Проектная деятельность (8)
  • Конспекты занятий, досугов (5)
  • Для Вас, родители! (15)
  • Для Вас, педагоги! (12)

Дидактические игры по лексической теме “Мой город”

Дидактические игры

«ГЕРБ НАШЕГО ГОРОДА»

Цель. Закреплять знания детей о гербе родного города. Активизировать словарь.

Как ты думаешь, что означает герб нашего города?

Как бы ты назвал форму герба?

Какие цвета присутствуют на гербе?

Что изображено на гербе?

Подумай, зачем городу нужен герб?

Цель. Развивать речь детей, умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова. Воспитывать любовь к родному городу.

Цель. Развивать умение завершать предложения, подбирая слова подходящие по смыслу. Закреплять знания о родном городе. Воспитывать любовь к родному городу.

Наш город называется…

Жителей нашего города называют…

Наш город расположен возле Национального парка…

Зимой в нашем городе…

Больше всего я люблю в нашем городе…

«СЛОВА ПРИЗНАКИ. СКАЖИ КАКОЙ? КАКАЯ?»

Цель. Активизировать в речи детей прилагательные. Развивать память, мышление.

Королёв (родной, любимый, славный, красивый и др.) .

Клязьма (глубокая, холодная, широкая и др.).

Центральный парк (зеленый, чистый, красивый и др.) .

Мост (длинный, новый, шумный и др.)

«КАКОЕ ИЗ ЭТИХ ЖИВОТНЫХ НЕ ЖИВУТ В НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ «ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ»

Цель. Закреплять знания о животных родного края.

Лиса, волк, ёж, медведь, заяц, бобёр, олень, белка, лось, кабан ,тигр, рысь и т.д.

«КАКОЕ ИЗ ЭТИХ ДЕРЕВЬЕВ НЕ РАСТЁТ В НАШЕМ ГОРОДЕ? »

Цель. Закреплять знания о деревьях родного города.

Берёза, ель, сосна, туя. акация, черёмуха, каштан, тополь, клён, пальма, лиственница.

«КАКОЕ СЛОВО ЛИШНЕЕ И ПОЧЕМУ? »

Цель. Развивать логическое мышление, речь.

Флаг, герб, знамя.

Королёв, ракета, спутник, машина.

Дом, улица, проспект, переулок.

ЦУП, «Энергия», музей.

«Восток», «Энергия», комета.

Цель. Развивать логическое мышление.

Королёв — столица России.

Мы живем на домах.

На гербе Королёва изображена берёза.

На флаге родного города есть изображение планеты Марс.

Самая длинная улица нашего города – улица Мичурина.

С первого этажа видно дальше, чем с последнего.

Королёв расположен на берегу реки Яуза.

Город Королёв больше по площади города Москвы.

Жителей города Королёв называют королями.

Цель. Совершенствовать умение детей образовывать слова во множественном числе.

Дом, улица, житель, музей, спутник, ракета, герб, флаг, магазин, детский сад и др.

«ПОДБЕРИ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА К СЛОВУ «РОДИНА»»

Родина — родной, народ, родители, родиться, родня, родительский и др.

«Назови дом, в котором 1, 2, 3, 4, 5 этажей».

Образование сложных прилагательных . Можно назвать начало слова, а ребенок продолжает и называет слово целиком.

Дом с одним этажом, – какой? – одноэтажный дом

дом с двумя этажами, – какой?- двухэтажный дом

дом с тремя этажами, – какой? – трехэтажный дом

дом с четырьмя этажами, – какой?- четырехэтажный дом

дом с пятью этажами, – какой? – пятиэтажный дом

дом со многими этажами, – какой? – многоэтажный дом.

Варианты игры «Один – много», «Составь предложение», «Нет чего?»

Согласование существительных и прилагательных с числительными

Посчитай от 1 до 5 (10), от 5 (10) до 1.

Улица, широкая улица, красивая улица.

Дом, новый дом, высокий дом, многоэтажный дом.

Дорога, широкая дорога, ровная дорога, длинная дорога.
Магазин, детский магазин, большой магазин.

Памятник, красивый памятник, большой памятник, бронзовый памятник.

Музей, краеведческий музей, исторический музей, музей космонавтики.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ОТВЕТИВ НА ВОПРОС

Образование сравнительной степени прилагательных. Игра с мячом или любым другим предметом.

Этот проспект широкий, а другой ещё … (шире).

Этот переулок тихий, а тот ещё … (тише).

Эта дорога узкая, а рядом ещё … (уже).

Этот дом старый, а другой ещё (старее).

Эта площадь большая, а рядом ещё (больше).

Этот памятник высокий, а другой ещё … (выше).

13.ПРИДУМАЙ НАЗВАНИЕ УЛИЦЫ
Образование прилагательных от существительных. Можно предложить придумать самим и назвать производное слово.

В нашем городе много улиц. Появляются новые дома, улицы, но ещё не имеют названий. Давай придумаем этим улицам такие названия, чтобы жители города их сразу же запомнили.

На этой улице стоит завод. Назовем ее (Заводская).

На этой улице много цветов. Назовем ее (Цветочная).

На этой улице много школ. Назовем ее (Школьная).

Возле этой улицы рядом находится Национальный парк «Лосиный остров». Назовем ее (Лосиноостровская).

На этой улице много берез. Назовем ее (Березовая).

На этой улице много садовых деревьев. Назовем ее (Садовая).

На этой улице находится аптека. Назовем ее (Аптечная).

Придумай ещё несколько названий улиц сам.

Цель: Способствовать развитию умения ориентироваться в родном городе. Закреплять знания о его достопримечательностях.

Дети садятся на стульчики, поставленные в 2 ряда, как сиденья в автобусе. На переднем стульчике сидит «водитель». Он держит в руках воображаемый руль. Один ребенок одет в костюм светофора.

Дети: Мы в автобус дружно сели

И в окошко посмотрели.

Наш шофер педаль нажал,

И автобус побежал.

Дети ритмично покачиваются, водитель «крутит руль».

Стоп! Машинам красный свет.

Дальше вам дороги нет.

Посмотрите-ка в окошки

И подумайте немножко:

Что за здание перед вами?

Отвечайте быстро сами.

Ребенок в костюме светофора задает вопросы, показывая детям фотографии улиц, памятников, достопримечательностей:

Что за улица перед вами?

Что за памятник перед вами?

Что за предприятие перед вами?

Что за здание перед вами? И т.д.

Светофор: Свет зеленый зажигаю

И вас дальше отправляю.

Так дети путешествуют по родному городу и возвращаются на улицу, где находится детский сад.

Рассказ взрослого является образцом для детей, поэтому необходимо:

сопровождать рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками; обращаться к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому; не называть дат: они затрудняют восприятие материала; использовать доступную детям лексику, значение незнакомых слов объяснять, не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.

Цель: Учить детей составлять небольшой связный рассказ по теме

«Мой город». Воспитывать уверенность в себе, любовь к родному городу, желание узнать больше о своем городе.

Материал к игре: микрофон, бейджик с надписью «Корреспондент газеты».

Цель: Учить детей фантазировать, придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица.

СОСТАВЬ РАССКАЗ О СВОЕМ РОДНОМ ГОРОДЕ ПО ПЛАНУ:

А) Как называется твой город?

Б) В честь кого назвали твой город?

В) Как раньше назывался твой город?

Г) Назови улицы и проспекты города.

Д) Главные достопримечательности твоего любимого города.

Ж) Твое отношение к родному городу.

17.СОСТАВЬ РАССКАЗ НА ТЕМУ «МОЯ УЛИЦА» ПО ПЛАНУ :

А) Как называется улица? Почему?

Б) Какая она, эта улица (тихая, шумная, широкая, зеленая и т. д.?)

В) Что расположено на этой улице? (Магазин, парк, больница и др.)

Г) Где находится эта улица?

Д) Твое отношение к этой улице.

СОСТАВЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНКАМ

(5 шт. с видами города Королева, его достопримечательностей) . ит.д.

ЗАГАДКИ О РОДНОМ ГОРОДЕ

Цель. Закрепить знания детей о родном городе, развивать воображение, память.

Ход игры: воспитатель загадывает загадку о каком-либо месте в посёлке, а дети отгадывают.

Это здание стоит на улице Мичурина. Оно большое, двухэтажное, с множеством окон. Каждое утро родители приводят туда своих детей, чтобы они играли, занимались, общались друг с другом. (Детский сад) Это здание находится на улице Дзержинского. Красивое, с белыми колоннами. Все жители Королёва любят ходить туда на концерты, смотреть новые фильмы. Здесь проходят торжественные, праздничные мероприятия. (Дворец культуры Костино) Это деревянное здание расположено возле пруда с фонтаном. Рядом находится парк. Его посещают дети, которые хотят узнать об истории нашего города. (Историко-краеведческий музей) Это место любимо, как взрослыми жителями Королёва, так и ребятишками. Туда часто ходят отдыхать, насладиться красотой природы, подышать свежим воздухом, прокатится по каналу на велосипедах. Если повезёт – встретиться с лосем. А зимой покататься на лыжах. (Парк Лосиный остров)

Варианты игры. Загадки можно загадывать по типу игры «Да – нет» (Дети задают наводящие вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет», также можно поменяться ролями) .

Цель. Развивать умение рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивающие мышление и воображение.

Ход игры: воспитатель называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение.

Холодный Королёв (город зимой),

веселый Королёв (город в дни праздников),

тёмный Королёв (город ночью),

молодой Королёв (новостройки, молодые жители) и т. д.

ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКО – БУКВЕННОГО АНАЛИЗА СЛОВА

а) составь слово из выделенных букв этих слов:

б) назови все гласные звуки в названии улицы, на которой находится твой детский сад

в) сколько слогов в названии улицы МИЧУРИНА?

РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Я ЖИВУ В КОРОЛЁВЕ

В НАШЕМ ГОРОДЕ РАСПОЛОЖЕН ЦУП.

РАКЕТА НА ВЪЕДЕ – СИМВОЛ КОРОЛЁВА .

Сколько слов в предложении? Назови 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е слово. Назови 2-е слово. Как оно звучит? Назови 4-е слово. Как оно звучит? Назови 5-е слово. Как оно звучит?

РАБОТА СО СЧЁТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

Цель: Развитие логического мышления, мелкой моторики рук.

Выложи из счётных палочек ракету – символ нашего города. Выложи из счётных палочек название улицы, на которой находится детский сад. Выложи из счетных палочек название космического корабля, памятник, которого стоит на территории РКК «Энергия».

24.ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА «НЕОЖИДАННАЯ ВСТРЕЧА»

Цель: Формировать умение последовательно и выразительно пересказывать рассказ близко к тексту, синтаксически и грамматически верно выстраивать ответы на вопросы. Расширить представление о природе родного края.

Чтение рассказа «Неожиданная встреча» семьи Барыкиных (Альманах «А я люблю места родные» №1)

О чем этот рассказ? Где и когда гулял мальчик со своей семьей? Что увидел мальчик на прогулке? Почему мальчик с родителями решил возвращаться домой? Что напугало мальчика по дороге домой? Как повел себя мальчик? Как папа успокоил мальчика? Как вели себя лосиха с лосенком? Какую поговорку вспомнил мальчик? С каким настроением мальчик пришел домой? Почему?

Повторное чтение рассказа.

4.Пересказ детьми понравившегося отрывка.

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ

РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ

ОБВЕДИ ПО ТОЧКАМ И РАСКРАСЬ

ДОРИСУЙ ПО КЛЕТОЧКАМ

Задание для ребенка : отсчитай 3 клетки сверху, 7 клеток слева и поставь точку. Теперь от этой точки отсчитай 1 клетку вправо, одну клетку вниз и поставь еще одну точку. От второй точки 4 клетки вниз и ставь третью точку. Теперь от третьей точки отсчитай 1 клетку вправо, 1 клетку вниз и поставь четвертую точку. От четвертой точки отсчитай одну клетку вниз и ставь пятую точку. Теперь от пятой точки отсчитай одну клетку влево и одну вверх и поставь шестую точку. От шестой точки отсчитай две клетки влево и ставь седьмую точку. Теперь от седьмой точки отсчитай одну клетку влево и одну клетку вниз и ставь восьмую точку. От восьмой точки отсчитай одну клетку вверх и ставь девятую точку. От девятой точки отсчитай одну клетку вправо и одну клетку вверх и ставь десятую точку. От десятой точки отсчитай вверх 4 клетки и ставь еще одну точку. Соедини все точки и раскрась.

Картотека дидактический ир мой город

Картотека
дидактических игр
по развитию речи
по теме:
«Мой город»

Дидактическое упражнение
«Один – много»

Цель: формировать умение образования существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Ход упражнения:
Педагог называет существительные в единственном числе, а дети во множественном числе в именительном и родительном падежах:
Город – города – городов, улица, вокзал, площадь, театр, магазин, проспект, бульвар, сквер,
школа, храм, библиотека.

Дидактическое упражнение
«Скажи со словом «городской»

Цель: Формировать умение согласовывать существительные с прилагательными по родам и числам.

Ход упражнения:
Педагог просит детей называть слова со словом «городской»:
Транспорт – городской транспорт, квартира – городская квартира,
дома, парк, улицы, театр, почта, здание, школа, площади, вокзал, жители.

Дидактическая игра
«Где находится памятник? »

Цель: формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться на карте-схеме города, закреплять знания о памятниках города.

Материал: карта-схема города Тольятти, флажки для обозначения памятников, фишки, открытки с изображением памятников.(Приложение №1)

Ход игры:
Педагог предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местонахождение, ответивший верно получает фишку. Результаты подводятся по количеству фишек.

Дидактическая игра
«Узнай по описанию»

Цель: закрепить представления о достопримечательностях города Тольятти, развивать внимание, память, речь-доказательство.

Ход игры:
Педагог предлагает детям послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их. (Приложение №2)

Дидактическое упражнение
«Кто подберет больше слов»

Цель: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам города Тольятти.

Ход упражнения:
Педагог называет существительное – дети подбирают подходящие по смыслу определения – прилагательные. Например, Тольятти (красивый, большой, уютный, любимый, река Волга, Волжский автомобильный завод, Дворец Культуры и Техники ВАЗа, памятник Татищеву, Волжская ГЭС.

Цель: формировать умение понимать смысл услышанной фразы, запоминать, составлять высказывание;
закреплять знания о достопримечательностях Тольятти.
Материал: открытки с изображение достопримечательностей. (Приложение №1,3)
Ход упражнения:
Педагог начинает фразу, дети заканчивают:
Наш город называется
Жителей нашего города называют
Наш город славится заводом по изготовлению
Завод называется
В нашем городе есть памятники
Возле нашего города есть плотина, которая называется
В нашем городе много.

Игровое упражнение
«Все ли верно? Докажи»

Цель: закрепить знания о Тольятти, развивать логическое мышление, формировать умение строить фразы-доказательства.

Ход упражнения:
Педагог предлагает детям внимательно послушать высказывание и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.
Примеры утверждений:
Город Тольятти больше, чем город Москва.
Река Волга течет вдоль улицы Мира.
А. С. Пушкин-композитор.
В городе Тольятти стоит памятник кошке.

Игровое упражнение
«Так бывает»

Цель: формировать умение рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление и воображение.

Ход упражнения:
Педагог называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение.
Например: холодный Тольятти (город зимой), зеленый Тольятти(город летом), веселый Тольятти (город в праздник), мокрый Тольятти (город во время дождя) и т. д.

Дидактическая игра
«Времена года в городе»

Цели: закрепить и уточнить представления детей о разных временах года; развивать связную речь при составлении описательных рассказов о временах года; развивать наблюдательность, зрительное внимание, память; воспитывать интерес к природе родного города.

Ход игры:
Игра по типу лото, ребенок должен подобрать карточки с каким-то временем года и аргументировать свой ответ. В дальнейшем при подборе картинок можно усложнить задание, предложив придумать рассказ о времени года. (Приложение №4)

Дидактическая игра
«Дверная скважина».

Цели: формировать представления о памятниках архитектуры в нашем городе, развивать память, внимание, пространственное мышление у детей старшего дошкольного возраста, воспитывать интерес к родному городу.

Ход игры:
Играть лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку листом с замочной скважиной и кладет ее перед игроками. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего.

Приложение № 1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

В зоне отдыха возле Волги стоит памятник человеку, который основал наш город. Это очень красивое место, жители нашего города любят здесь отдыхать. Чей это памятник и как он выглядит?

На Автозаводском шоссе стоит еще один памятник, его называют памятник верности. Изображено на нем домашнее животное. Кому посвящен этот памятник и почему так называется?

На площади Свободы находится обелиск, возле которого зажжен Вечный огонь. Сюда люди приносят цветы, чтобы помнить о погибших героях. Кому посвящен этот памятник и в честь каких событий он построен?

Наш город известен тем, что здесь расположен завод. На нем изготавливают автомобили. Как называется этот завод и в каком районе города он расположен?

Возле Тольятти на Волге построена Волжская гидроэлектростанция. Что она вырабатывает и чье имя она носит?

В Автозаводском районе за торговым центром «Русь на Волге» находится Парк развлечений. Как он называется?

Как называется место в нашем городе, где можно узнать историю рождения города Тольятти?

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Приложение №4.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

  • kartoteka_didakticheskiy_ir_moy_gorod
    Размер файла: 511 kB Загрузок: 2

Читайте также:  Дифференциация предлогов с пространственным значением - конспект логопедического занятия
Ссылка на основную публикацию
Авторы: