Картотека дидактических игр “Вот моя улица, вот мой дом родной”
Содержимое публикации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 46 «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»
Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию
«Вот моя улица, вот мой дом родной»
Составила воспитатель:
Прохоренко Наталия Витальевна
Балашиха-2018
Дидактические игры по ПДД «Мой микрорайон», «Перекрёсток»
Программное содержание:
-Закреплять знания детей о правилах дорожного движения на перекрестке
-дать представления о знаках дорожного движения (пешеходный переход, подземный переход, главная дорога, автобусная остановка, парковка, больница и т. д.),
-усовершенствовать знания о службах помощи (милиция, МЧС, скорая помощь),
-развивать умение моделировать различные ситуации на дороге, развивать логические операции мышления, развивать мышление, память, речь, воображение,
-воспитывать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями;
-развитие навыков ориентировки в пространстве;
– воспитывать навыки безопасного поведения на дороге.
Игровое оборудование: дорожные знаки, игровое поле с изображениемперекрестка, железнодорожного переезда, пешеходных переходов, жилых домов, автостоянок
Детям предлагают рассмотреть игровое поле(то, что на нем изображено).
Расставить нужные дорожные знаки (например: наперекрестке правильно расставить знаки «пешеходныйпереход»,«поворот»,«проезд запрещен»,«светофор» и т. д.) Выигрывает тот, кто успеет расставить все знаки правильно и быстро.
Ведущий называет знак, дети находят знак и ставят на игровое поле. Выигрывает тот, кто правильно поставит знак.
Создать ситуацию, когда автомобили двигаются навстречу друг другу по главной и второстепенной дороге. Предложить детям показать пути решения этой ситуации.
«Исправь ошибку» – ребенку предлагают найти и исправить ошибку.
Одновременно в игру могут играть до 5-и человек. Варианты игры дети могут придумать сами.
Макет«Мой микрорайон»
Цель:Обучение детей ориентированию в ближайшеммикрорайоне
Образовательные
Формировать у детей умения определять положение того или иного объекта по отношению к себе, к другому объекту;
Моделировать самостоятельно простейшие планы маршрутов (дом – детский сад, дом – магазин, дом – школа)
Расширять знания детей о переходе дороги, о дорожных знаках, о двухстороннем движении транспорта на дорогах
Развивающие задачи:
Развивать динамические пространственные представления, глазомер, символическую функцию мышления в процессе овладения условными обозначениями.
Воспитательные задачи:
Формировать навыки безопасного поведения на улицах города
Работа с макетом:
Детям предлагается рассмотреть макет и найти на нем детский сад и близлежащие зоны (зеленую зону леса, свой дом, магазины, школу, парковку для машин, перекресток, железную дорогу, автобусные остановки, пешеходные переходы).
Детям предлагается проложить маршрут от своего дома к детскому саду, к магазину, к школе используя стрелки.
Детям предлагается расставить дорожные знаки на определенном участке дороги (на пешеходном переходе, на автобусной остановке, на перекрестке, на стоянке автомашин)
«Сочини сказку» – детям предлагается придумать рассказ от имени какого-либо сказочного персонажа о путешествии по микрорайону, в котором мы живем. Педагог задает наводящие вопросы:
«Как бы ты переходил дорогу?»;
«Куда нужно повернуть, чтобы попасть в магазин»;
«Каким транспортом можно доехать до школы»;
«Чего бы ты опасался во время путешествия?»;
«Как бы ты вернулся домой?»
«Исправь ошибку» – детям предлагается рассмотреть дорожные знаки и найти лишние или недостающие, объяснить, что он исправил.
Дидактическая игра «Наш микрорайон»
Цели: Формирования навыков культуры поведения на улице.
Задачи: Закреплять знание детей дорожных знаков, умение работать в группе из четырёх детей, выполнять поставленную перед ними задачу- ситуацию.
Игра рассчитана на 6-8 детей, карточки с заданиями -10 заданий – пунктов отправки и прибытия. На макете изображены места, наиболее часто посещаемые детьми с родителями в повседневной жизни. Парк, детская площадка, супермаркет – Ашан, Пятёрочка, Магнит, детская поликлиника, школа, детский сад, аптека, детская стоматология, цветочный магазин, Сбербанк, детский гипермаркет игрушек, остановочные пункты маршрутных такси и автобусов, полиция. Все модули передвигаются и меняются местами.
Выйдя из магазина Атак, где нужно перейти дорогу, чтоб попасть в детский сад.
Даша с родителями вышла из детского сада, и направились к цветочному магазину – как пройти?
Как попасть в полицию, если человек находится возле школы № 30.
Мама завела ребёнка в детский сад, а сама отправилась на работу в банк, где ей нужно перейти дорогу.
Бабушка зашла за внуком в школу и вместе они отправились в детскую поликлинику.
Вова в выходной день пошёл с мамой погулять на площадку, а после прогулки зашли в Атак .
Дедушка снял пенсию в сбербанке, забрал внука Диму с детского сада и отправились домой на улицу Лётная.
Старшая сестра шла из школы и зашла в аптеку, где ей нужно перейти дорогу.
Игровое упражнение «Продолжи»
Цель: формировать умение понимать смысл услышанной фразы, запоминать, составлять высказывание; закреплять знания о достопримечательностях Балашиха.
Материал открытки с изображение достопримечательностей.
Ход упражнения:
Педагог начинает фразу, дети заканчивают:
Наш город называется.
Жителей нашего города называют .
В нашем городе есть памятники .
Возле нашего города есть река, которая называется .
В нашем городе много.
Игровое упражнение «Все ли верно? Докажи»
Цель:закрепить знания о Балашихе, развивать логическое мышление, формировать умение строить фразы доказательства.
Ход упражнения:
Педагог предлагает детям внимательно послушать высказывание и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения. Примеры утверждений: Город Балашиха больше, чем город Москва.
Река Пехорка течет вдоль улицы….
А. С. Пушкин – композитор.
В городе Балашихе стоит памятник дворнику?
Дидактическая игра
«Времена года в городе»
Цели: закрепить и уточнить представления детей о разных временах года; развивать связную речь при составлении и описательных рассказов о временах года;
развивать наблюдательность, зрительное внимание, память; воспитывать интерес к природе родного города.
Игра по типу лото, ребенок должен подобрать карточки с каким то временем года и аргументировать свой ответ. В дальнейшем при подборе картинок можно усложнить задание, предложив придумать рассказ о времени года.
Дидактическая игра
«Дверная скважина».
Цели: формировать представления о памятниках архитектуры в нашем городе развивать
память, внимание, пространственное мышление у детей старшего дошкольного возраста, воспитывать интерес к родному городу.
Играть лучше всего группой в 4 – 5 человек. Ведущий прикрывает картинку листом с замочной скважиной и кладет ее перед игроками. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет
«Кто знает, тот угадает!»
Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города;
Развивать память, речь;
Воспитывать наблюдательность, любознательность.
Ход игры: Ребёнок закрытыми глазами берёт на столе одну открытку с видами родного города, затем даёт краткое описание, не называя самого места. Остальные дети задают наводящие вопросы, до того момента пока место родного города не будет отгадано. Ответивший верно ребёнок, становится ведущим. Игра повторяется. В начале игры воспитатель может дать свой рассказ – образец.
Закрепить представления детей о государственном флаге;
Развивать внимание, память;
Воспитывать чувство патриотизма.
Ведущий на столе раскладывает открытки с изображением флагов разных стран (около десяти) и даёт детям задание найти Российский флаг. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза и в это время меняет картинки местами.
«Узнай герб нашей страны»
Закрепить знания детей о государственном гербе;
Научить узнавать герб среди других стран;
Развивать внимание, память;
Воспитывать желание узнать что-то новое.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг России и назвать, из полотен каких цветов он состоит. Далее детям предлагаются разрезные картинки (по принципу пазлы). Дети собирают флаг России.
«В нашем городе гости»
В игровой форме закрепить знания о родном городе;
Развивать речь, память;
Воспитывать любовь к родному городу.
Ход игры: Воспитатель предупреждает детей, что сейчас к нам приедут иногородние гости, которые ничего не знают о нашем городе. Дети должны дать небольшие описательные рассказы о родном городе. «Гость» с помощью наводящих вопросов побуждает детей рассказать о особенностях климата, о растительном и животном мире, символическом значении герба, называет имя главы города.
Картотека развивающих и дидактических игр по теме: Город.
Марина Сафонова
Картотека развивающих и дидактических игр по теме: Город.
«Где находится памятник?»
Цель: формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться на карте-схеме города, закреплять знания о памятниках города.
Материал: карта-схема города Колпино, флажки для обозначения памятников, фишки, открытки с изображением памятников.
Ход игры:
Воспитатель предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местонахождение. Ответивший верно получает фишку. Результаты подводятся по количеству фишек.
«Узнай по описанию»
Цель: закрепить представления о достопримечательностях города Колпино, развивать внимание, память, речь-доказательство.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.
«Знатоки Колпино»
Цель: закреплять и систематизировать знания детей о памятниках города Колпино, развивать зрительное внимание, память и воображение.
Материал: разрезные картинки с видами города Колпино, фишки.
Ход игры:
Воспитатель делит детей на две команды. Предлагает по фрагменту открытки, фотографии узнать памятник и рассказать о нем. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводиться итог.
«Кто подберет больше слов»
Цель: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам города Колпино.
Ход игры:
Воспитатель называет существительное – дети подбирают подходящие по смыслу определения – прилагательные. Например, Колпино (красивый, большой, уютный, любимый, река Ижора, Ижорский завод, Дворец Культуры и Техники «Ижорский», памятник А. Д. Меньшикову.
Игровое упражнение: «Продолжи»
Цель: формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание;
закреплять знания о достопримечательностях Колпино.
Примеры фраз для продолжения.
Наш город называется…
Жителей нашего города называют …
Цель: формировать умение рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление и воображение.
Ход игры:
Педагог называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение.Например: Холодный Колпино (город зимой, сиреневый Колпино (город весной, когда цветет сирень, веселый Колпино (город в праздник, мокрый Колпино (город во время дождя) и т. д
«Найди отличия»
Цель: развивать умение сравнивать характерные особенности
старого и современного города, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому.
Ход игры:
Воспитатель предлагает сравнить жителей старого и современного города: как выглядели и одевались; как и где работали мужчины; как и где работали женщины; во что играли дети; старинные улицы и современные и др.
Игровое упражнение: «Все ли верно? Докажи»
Цель: закрепить знания о Колпино, развивать логическое мышление, формировать умение строить фразы-доказательства.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям внимательно послушать высказывание и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.
Город Колпино больше, чем город С-Петербург.
Река Ижора течет вдоль улицы Павловской.
А. С. Пушкин-композитор.
«Колпинские загадки»
Цель: в ходе отгадывания загадок закреплять знания о
достопримечательностях города, развивать память, воображение, фантазию.
Ход игры:
Педагог загадывает загадку о каком-нибудь месте в городе, дети отгадывают и находят это место на карте-схеме города.
Дидактическая игра «Найди свой дом»
1. сформировать у детей знания о своем городе, о месте своего дома в нем, о разнообразии зданий, имеющихся в Колпино;
2. развивать у детей внимательность, наблюдательность, умение находить свой дом среди нескольких;
3. развивать у детей логическое мышление, речь-доказательство;
4. воспитывать у детей интерес к родному городу.
Ход игры:
Детям предлагаются карточки, на которых изображено несколько зданий, необходимо найти свой дом и аргументировать ответ.
Дидактическая игра «Почини здание»
1. формировать у детей представления о зданиях нашего города, об их разнообразии;
2. развивать у детей зрительное внимание, логическое мышление и речь- доказательство;
3. воспитывать любознательность у дошкольников.
Ход игры:
Детям предлагаются карточки, где недостает части здания и карточки с недостающими элементами, задача подобрать нужную часть.
Дидактическая игра «Что напутал художник»
1. закрепить знания детей об архитектурных памятниках нашего города;
2. разввать у детей зрительное внимание, наблюдательность, память;
3. воспитывать у детей интерес к родному городу.
Ход игры:
На предложенных карточках имеется ошибка в изображении зданий, задача ребенка найти ее и аргументировать свой ответ.
Дидактическая игра «Разложи предметы по домам»
1. формировать у детей представления о разнообразии зданий в нашем городе и об их назначении.
2. развивать у детей логическое мышление, умение классифицировать предметы по какому-либо признаку;
3. развивать речь-доказательство;
4. воспитывать интерес к родному городу.
Ход игры :
Детям предлагается разложить отдельные карточки, на то поле, которому они соответствуют. Например в магазин те предметы, которые необходимы в магазине. Для проверки можно предложить детям перевернуть карточки изнаночной стороной, если карточки одного цвета, то задание выполнено верно. Можно играть с подгруппой детей, в этом случае водящий показывает карточки, а играющие выбирают нужную картинку.
Дидактическая игра «Времена года в городе»
1. закрепить и уточнить представления детей о разных временах года;
2. развивать связную речь при составлении описательных рассказов о временах года;
3. развивать наблюдательность, зрительное внимание, память;
4. воспитывать интерес к природе родного города.
Ход игры:
Игра по типу лото, ребенок должен подобрать карточки с каким-то временем года и аргументировать свой ответ. В дальнейшем при подборе картинок можно усложнить задание, предложив придумать рассказ о времени года.
Дидактическая игра «Дверная скважина».
1. формировать представления об памятниках архитектеры в нашем городе;
2. развивать память, внимание,пространственное мышление у детей старшего дошкольного возраста;
3. воспитывать интерес к родному городу.
Ход игры.
Играть лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку листом с замочной скважиной и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего.Как усложнение: сначала замочная скважина большего размера, далее размер уменьшается.
Дидактическая игра «Контуры и тени».
1. формировать у детей представления о разнообразии архитектурных зданий в нашем городе;
2. закрепить понятия «Архитектура» и «Скульптура»;
3. развивать зрительное внимание и усидчивость;
4. воспитывать интерес к родному городу.
Ход игры:
Детям предлагается подобрать карточки к изображениям архитектуры и скульптуры (с одной стороны тень сооружения, а с другой стороны – его контурное изображение).
Дидактическая игра «Рассели гостей в городе Колпино»
1. формировать у детей знания об архитектурных зданиях нашего города;
2. развивать умение ориентироваться в пространстве;
3. закрепить умение пользоваться таблицей, умение находить столбики и строчки;
4. закрепить порядковый счет от 1 до 9;
5. развивать умение соотносить часть изображения с целым;
6. развивать связную речь и речь – доказательство ;
7. развивать внимание, память;
8. воспитывать интерес к родному краю.
Материалы: карточки с изображением зданий нашего города, таблица с расположенными на ней фрагментами зданий, карточки – визитки с изображением гостей и их числовым адресом.
Ход игры:
Воспитатель говорит детям, что к ним в город прибывают гости. Их нужно разместить. У гостей есть визитки, где написан их адрес. К этим адресам есть таблица. Вам нужно посмотреть на цифры, изображенные на карточке. Первая цифра обозначает номер строчки, и искать ее нужно в первом столбике сверху вниз, а вторая цифра обозначает номер столбика и искать ее нужно на верхней строчке слева направо. Найдя нужный фрагмент, вы должны узнать, что это за здание, найти его и придумать предложение с этим словом. Побеждает тот, кто правильно выполнит все задание.
Спасибо за внимание! Надеюсь, что данные материалы помогут Вам в работе с детьми.
Мой город, где родилась, я! Мой любимый Мончегорск! Город в рисунках (выполняли мои воспитанники с родителями в школе) При въезде в город. Памятник “Покорителям Кольского полуострова”. Наш.
План работы кружка «Абвгдейка» Из серии материалов “Обучение грамоте старших дошкольников”. Еще недавно я работала со старшими дошкольниками и вплотную занималась темой.
Картотека дидактический ир мой город
Картотека
дидактических игр
по развитию речи
по теме:
«Мой город»
Дидактическое упражнение
«Один – много»
Цель: формировать умение образования существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Ход упражнения:
Педагог называет существительные в единственном числе, а дети во множественном числе в именительном и родительном падежах:
Город – города – городов, улица, вокзал, площадь, театр, магазин, проспект, бульвар, сквер,
школа, храм, библиотека.
Дидактическое упражнение
«Скажи со словом «городской»
Цель: Формировать умение согласовывать существительные с прилагательными по родам и числам.
Ход упражнения:
Педагог просит детей называть слова со словом «городской»:
Транспорт – городской транспорт, квартира – городская квартира,
дома, парк, улицы, театр, почта, здание, школа, площади, вокзал, жители.
Дидактическая игра
«Где находится памятник? »
Цель: формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться на карте-схеме города, закреплять знания о памятниках города.
Материал: карта-схема города Тольятти, флажки для обозначения памятников, фишки, открытки с изображением памятников.(Приложение №1)
Ход игры:
Педагог предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местонахождение, ответивший верно получает фишку. Результаты подводятся по количеству фишек.
Дидактическая игра
«Узнай по описанию»
Цель: закрепить представления о достопримечательностях города Тольятти, развивать внимание, память, речь-доказательство.
Ход игры:
Педагог предлагает детям послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их. (Приложение №2)
Дидактическое упражнение
«Кто подберет больше слов»
Цель: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам города Тольятти.
Ход упражнения:
Педагог называет существительное – дети подбирают подходящие по смыслу определения – прилагательные. Например, Тольятти (красивый, большой, уютный, любимый, река Волга, Волжский автомобильный завод, Дворец Культуры и Техники ВАЗа, памятник Татищеву, Волжская ГЭС.
Цель: формировать умение понимать смысл услышанной фразы, запоминать, составлять высказывание;
закреплять знания о достопримечательностях Тольятти.
Материал: открытки с изображение достопримечательностей. (Приложение №1,3)
Ход упражнения:
Педагог начинает фразу, дети заканчивают:
Наш город называется
Жителей нашего города называют
Наш город славится заводом по изготовлению
Завод называется
В нашем городе есть памятники
Возле нашего города есть плотина, которая называется
В нашем городе много.
Игровое упражнение
«Все ли верно? Докажи»
Цель: закрепить знания о Тольятти, развивать логическое мышление, формировать умение строить фразы-доказательства.
Ход упражнения:
Педагог предлагает детям внимательно послушать высказывание и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.
Примеры утверждений:
Город Тольятти больше, чем город Москва.
Река Волга течет вдоль улицы Мира.
А. С. Пушкин-композитор.
В городе Тольятти стоит памятник кошке.
Игровое упражнение
«Так бывает»
Цель: формировать умение рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление и воображение.
Ход упражнения:
Педагог называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение.
Например: холодный Тольятти (город зимой), зеленый Тольятти(город летом), веселый Тольятти (город в праздник), мокрый Тольятти (город во время дождя) и т. д.
Дидактическая игра
«Времена года в городе»
Цели: закрепить и уточнить представления детей о разных временах года; развивать связную речь при составлении описательных рассказов о временах года; развивать наблюдательность, зрительное внимание, память; воспитывать интерес к природе родного города.
Ход игры:
Игра по типу лото, ребенок должен подобрать карточки с каким-то временем года и аргументировать свой ответ. В дальнейшем при подборе картинок можно усложнить задание, предложив придумать рассказ о времени года. (Приложение №4)
Дидактическая игра
«Дверная скважина».
Цели: формировать представления о памятниках архитектуры в нашем городе, развивать память, внимание, пространственное мышление у детей старшего дошкольного возраста, воспитывать интерес к родному городу.
Ход игры:
Играть лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку листом с замочной скважиной и кладет ее перед игроками. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего.
Приложение № 1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В зоне отдыха возле Волги стоит памятник человеку, который основал наш город. Это очень красивое место, жители нашего города любят здесь отдыхать. Чей это памятник и как он выглядит?
На Автозаводском шоссе стоит еще один памятник, его называют памятник верности. Изображено на нем домашнее животное. Кому посвящен этот памятник и почему так называется?
На площади Свободы находится обелиск, возле которого зажжен Вечный огонь. Сюда люди приносят цветы, чтобы помнить о погибших героях. Кому посвящен этот памятник и в честь каких событий он построен?
Наш город известен тем, что здесь расположен завод. На нем изготавливают автомобили. Как называется этот завод и в каком районе города он расположен?
Возле Тольятти на Волге построена Волжская гидроэлектростанция. Что она вырабатывает и чье имя она носит?
В Автозаводском районе за торговым центром «Русь на Волге» находится Парк развлечений. Как он называется?
Как называется место в нашем городе, где можно узнать историю рождения города Тольятти?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Приложение №4.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
kartoteka_didakticheskiy_ir_moy_gorod
Размер файла: 511 kB Загрузок: 3
Картотека дидактических игр “Мой город”
Дидактическое упражнение
«Один – много»
Цель: формировать умение образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах; развивать воображение, память, речь; воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Ход упражнения:
Педагог называет существительные в единственном числе, а дети во множественном числе в именительном и родительном падежах.
Город – города – городов, улица, вокзал, площадь, театр, магазин, проспект, бульвар, сквер.
Дидактическое упражнение
«Скажи со словом «городской»
Цель: формировать умение согласовывать существительные с прилагательными по родам и числам; развивать память, речь; воспитывать уверенность в себе.
Ход упражнения:
Педагог просит детей называть слова со словом «городской»:
Транспорт – городской транспорт, квартира – городская квартира,
дома, парк, улицы, театр, почта, здание, школа, площади, вокзал, жители.
Дидактическое упражнение
«Кто подберет больше слов»
Цель: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам города Мосты; воспитывать любовь к родному городу.
Ход упражнения:
Педагог называет существительное – дети подбирают подходящие по смыслу определения – прилагательные. Например, Мосты (красивый, большой, уютный, любимый, река Неман, Мостовдрев, Дом Культуры, памятник Жукову, подвесной мост и т.д.).
Игровое упражнение
«Продолжи»
Цель: формировать умение понимать смысл услышанной фразы, запоминать, составлять высказывание;
закреплять знания о достопримечательностях города Мосты; воспитывать уверенность в себе.
Материал: открытки с изображение достопримечательностей.
Ход упражнения:
Педагог начинает фразу, дети заканчивают:
Наш город называется…
Жителей нашего города называют …
Наш город славится заводом по изготовлению …
В нашем городе есть памятники …
В нашем городе много….
Игровое упражнение
«Все ли верно? Докажи»
Цель: закрепить знания о родном городе, развивать логическое мышление, формировать умение строить фразы-доказательства; воспитывать уверенность в себе.
Ход упражнения:
Педагог предлагает детям внимательно послушать высказывание и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.
Мосты – это город.
Город Мосты больше, чем город Слоним.
Река Неман течет только в городе Мосты.
В городе Мосты стоит памятник погибшим воинам.
Дидактическая игра
«Где находится памятник»?
Цель: формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться на карте-схеме города, закреплять знания о памятниках города; воспитывать любовь к родному городу.
Материал: карта-схема города Мосты, флажки для обозначения памятников, фишки, открытки с изображением памятников.
Ход игры:
Педагог предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местонахождение, ответивший верно получает фишку. Результаты подводятся по количеству фишек.
Дидактическая игра
«Узнай по описанию»
Цель: закрепить представления о достопримечательностях города Мосты, развивать внимание, память, речь; воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Ход игры:
Педагог предлагает детям послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.
Дидактическая игра
«Времена года в городе»
Цели: закрепить и уточнить представления детей о разных временах года; развивать связную речь при составлении описательных рассказов о временах года; развивать наблюдательность, зрительное внимание, память; воспитывать интерес к природе родного города.
Ход игры:
Игра по типу лото, ребенок должен подобрать карточки с каким-то временем года и аргументировать свой ответ. В дальнейшем при подборе картинок можно усложнить задание, предложив придумать рассказ о времени года.
Дидактическая игра
«Дверная скважина»
Цели: формировать представления о памятниках архитектуры в нашем городе, развивать память, внимание, пространственное мышление у детей старшего дошкольного возраста, воспитывать интерес к родному городу.
Ход игры:
Играть лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку листом с замочной скважиной и кладет ее перед игроками. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего.
Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Автор: Попова Виктория Игоревна
Организация: МАДОУ д/с №59
Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск
Дошкольный период характеризуется наиболее интенсивным речевым развитие детей. В этот период наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса, и ребёнок начинает активно пользоваться всеми частями речи, с постепенным формированием навыков словообразования.
При нормальном речевом развитии дети к 5 г. свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.
Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р. Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи (ОНР).
У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.
Нарушения лексико-грамматической стороны речи являются ведущим дефектом в структуре общего недоразвития речи (ОНР).
В работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. подчеркивается, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются дефекты произношения, позднее формирование речи, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, дефекты фонемообразования. Все это влияет на общее состояние речи детей, а также на способность к общению с окружающими.
- точки зрения Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой при общем недоразвитии речи расстраивается усвоение знаковой формы языка, нарушается комбинирование знаков на основе правил языка, оперирование знаками в процессе порождения речи. Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.
У детей с ОНР отмечается неправильное употребление падежных и родовых окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных, количественных числительных; личных окончаний глаголов; окончаний глаголов в прошедшем времени; предложно-падежных конструкций (Н.С. Жукова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.).
Для преодоления нарушений лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР необходимо изучить механизм её нарушения, выявить причины и определить условия психолого-педагогического сопровождения детей.
В настоящее время существует несколько авторских систем коррекционного воздействия на детей с ОНР, имеющих нарушения лексико-грамматического строя речи (авторы: Т.А.Ткаченко, Н.М.Капкова, Н.В.Серебрякова, Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева и Т.В.Туманова, В.В.Коноваленко и С.В.Коноваленко). Каждая из них по-своему подходит к решению проблемы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР, но цели и задачи у всех едины:
- Формирование правильного произношения;
- Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- Развитие навыков связной речи.
- Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.
Каждая из существующих систем коррекционной работы предлагает выверенные и отточенные многолетней практикой способы и пути исправления речевой патологии. Нужно только творчески, обдуманно, дифференцированно подходить к составлению собственной системы логопедической работы.
Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с ОНР в условиях ДОУ осуществляется с помощью поэтапной системы формирования речи в условиях специальной группы для детей с нарушениями речи. Система обучения и воспитания дошкольников с ОНР рассчитана на два учебных года (старшая и подготовительная к школе группы соответственно возрасту детей), каждый из которых разбит на три условных периода. В течение этого времени у детей формируются самостоятельная связная, грамматически правильно оформленная речь; количественные и качественные параметры лексического строя языка, соответствующие возрастным требованиям; происходит усвоение фонетической системы родного языка, что способствует развитию готовности этих детей к обучению в школе. Логопедические занятия в специальной группе для детей с нарушениями речи являются основной формой коррекционного обучения, которая способствует развитию всех компонентов языка. Дети должны научиться понимать, объяснять и употреблять слова, относящиеся к разным частям речи. Показателем достаточной сформированности лексических единиц служит их адекватное употребление в контекстной речи.
Список источников:
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников.- Екатеринбург: АРТ ЛТД, 1999
- Щербак С.Г., Самохвалова Н.Г. Нарушение лексико-грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня// Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 5. – С. 188-190;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1687 (дата обращения: 08.04.2020). - Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- СПб.: Союз, 1999
- Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.- СПб.: Союз, 2001
- Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной.- М.: Просвещение, 1967
- Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под ред. Т. В. Волосовец.- М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002
- Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.- М., 2000
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.- М.: Просвещение, 1991
Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР
Боцулко Оксана
Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР
Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической литературе рассматривается в ряду важнейших задач и речевого развития. Своеобразие развития словарного состава и грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи показано в исследованиях Р. Е. Левиной, В. К. Орфинской, Н. Н. Трауготт и др.
Р. Е. Левиной описаны особенности словаря на каждом уровне речевого развития.
Н. Н. Трауготт отмечает у детей с общим недоразвитием речи, имеющих нормальный слух и первично сохранный интеллект, скудный, отличающийся от нормы словарь и своеобразие его употребления, узко ситуативный характер словаря. Дети не сразу начинают употреблять в различных ситуациях речевого общения слова, усвоенные ими на занятиях, при изменении ситуации теряют слова, казалось бы, хорошо знакомые и произносимые ими в других условиях.
Вопрос о соотношении между развитием звукопроизношения и словарного запаса освещён в работах Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, А. К. Марковой.
Исследования С. Н. Шаховской показывают, что у детей с тяжелой патологией речи пассивный запас значительно преобладает над активным и переводится в актив крайне медленно. При ограниченности словарного запаса отмечается преобладание предметного словаря по отношению к другим частям речи, число глаголов составляет не более половины номинативного словаря. Ограничено использование в речи прилагательных. Нет правильной группировки слов при их усвоении, лексика не точна по значению.
По наблюдениям Н. С. Жуковой, среди признаков раннего дизонтогенеза выступает морфологически нечленимое использование слов. Слова, соединяемые в предложении, не имеют грамматической связи между собой, используются ребёнком в какой-либо форме. Данная тенденция может наблюдаться в течение многих лет жизни ребёнка. Отмечаются факты длительного существования предложений, грамматически правильно и неправильно оформленных.
Таким образом, мы видим, что, описывая характерные особенности речи детей с общим недоразвитием, многие авторы выделяют нарушение лексических и грамматических компонентов как одно из наиболее важных в структуре данной патологии.
С учётом постоянного увеличения числа дошкольников с подобными нарушениями речи, проблема формирования лексико-грамматических средств языка занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых востребованных.
Для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности и ускорения процесса формирования и коррекции ЛГСР у детей 5-6 лет с ОНР я часто использую компьютерную программу «Игры для Тигры», которую с уверенностью можно назвать современной логопедической технологией коррекции общего недоразвития речи. Автором этой технологии является Лизунова Л. Р., к. п. н., главный методист научно-методического центра специального образования Пермского областного (регионального) института повышения квалификации работников образования. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.
Программа построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой. Она позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения.Предложены серии упражнений по 4 блокам: – «Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика». Всего более 50 упражнений.
Рассмотрим более подробно игры из блока «Лексика»:
1. «Разложи предметы».
Игра направлена на обогащение и структурирование словаря имен существительных, усвоение лексико-семантического значения обобщающих слов, способности классификации предметов по категориям.
Ход упражнения: Ребенку предлагается разложить предметы по шкафам. В процессе выполнения задания он должен распределить предлагаемые предметные картинки на 2 группы (при этом критерий классификации не указывается) путем нажатия левой клавиши «мыши» на соответствующее поле – изображение одного из двух шкафов. Если задание выполнено правильно, тигренок хвалит ребенка, если – нет, то советует попробовать еще.
2. «Четвертый лишний».
Игра направлена на обогащение словаря имен существительных, усвоение лексико-семантического значения обобщающих слов, способности классификации предметов по категориям, операций обобщения и исключения.
Ход упражнения: Из четырех картинок ребенку предлагается выбрать и исключить одну лишнюю. Если задание выполнено верно, то тигренок хвалит ребенка, и выбранная картинка обводится цветной рамкой. В качестве сюрприза в левой части экрана появляется вишенка. Если задание выполнено неверно, то тигренок подбадривает ребенка, и в левой части экрана появляется вишневая косточка. Ряд вишенок и косточек является оценочной шкалой и указывает количество правильных и неправильных ответов. Игровая ситуация при оценке результатов деятельности ребенка усиливается, если предложить ему помочь тигренку собрать как можно больше вишен. Это позволяет создать дополнительную мотивацию правильного выполнения задания.
3. «Найди четвертого».
Направлено на обогащение словаря имен существительных, усвоение лексико-семантического значения слов, развитие способности классификации предметов по категориям, операций обобщения и дополнения.
Ход упражнения: Ребенку предлагается построить башенку из кубиков, но так, чтобы картинки на кубиках относились к одной тематической группе. Для этого во время выполнения заданий ему необходимо дополнить смысловой ряд, подобрав кубик с подходящей картинкой. Для осуществления выбора в нижней части экрана расположены изображения трех кубиков с картинками, одна из которых дополняет смысловой ряд. При правильном выполнении задания выбранная картинка (кубик) занимает свое место в смысловом ряду. При неправильном – тигренок советует попробовать еще раз.
4. «Что из чего?»
Игра способствует формированию структуры значения слова, организации семантических полей на основе парадигматических связей; направлена на развитие у детей способности классификации предметов по категориям, понимания причинно-следственных отношений и расширение словаря имен существительных.
Ход упражнения: Ребенку предлагается разместить предметные картинки в подходящих для них домиках по принципу «что из чего сделано». При правильном выполнении задания в соответствующем домике загорается одно из окошек, а в нижней части экрана появляется следующая картинка. При неправильном выполнении тигренок советует повторить попытку.
5. «Кто сказа МЯУ?»
Игра способствует развитию лексической системности языка и организации семантических полей на основе синтагматических связей слов, формированию грамматического значения слова; направлена на формирование у детей умения структурировать словосочетания и предложения, обогащение словаря по теме «Домашние животные и птицы». Игра имеет четыре варианта заданий, отличающиеся по степени сложности.
6. «Признаки»
Игра позволяет работать над усвоением лексической валентности слов (имен прилагательных, структурной организацией словаря ребенка на основе синтагматических связей слов.
Ход упражнения: Ребенку предлагается выбрать и указать предметы, обладающие заданным признаком. В процессе выполнения задания рекомендуется составить словосочетания с использованием имен существительных и прилагательных («большое дерево», «большой слон» и т. д.) и произвести выбор необходимых картинок. Если задание выполнено верно, то выбранная картинка соединяется с центральной цветной веревочкой, и тигренок хвалит ребенка. Если задание выполнено неверно, он советует повторить выбор.
Таким образом, компьютерная логопедическая технология «Игры для Тигры»способствовала формированию и развитию:
Структуры значения слова;
Лексических связей слов;
Грамматического значения слова;
Коммуникативных навыков детей.
Практический опыт работы с детьми дошкольною возраста показал, что применение игрового принципа обучения, учитывающего основной вид деятельности ребенка, и создание проблемной ситуации с опорой на жизненный опыт дошкольника, позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные особенности детей. Поэтому при разработке специализированной компьютерной технологии «Игры для Тигры» был применен игровой принцип моделирования деятельностной среды, активное участие в которой принимает и сам ребенок, используя понятные и доступные для него средства управления. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в зависимости от индивидуальных возможностей и коррекционно-образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализует на практике дидактические требования доступности компьютерного средства обучения.
В статье описана игровая технология по оптимизации образовательного процесса и ускорения процесса формирования и коррекции лексико-грамматического строя речи у детей старшего возраста с ОНР. Приведены алгоритм и описание способов ее использования в практической деятельности логопеда. Речь идет о компьютерной игре «Игры для Тигры», которую с уверенностью можно назвать современной логопедической технологией коррекции общего недоразвития речи. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.
Консультация «Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР» Нарушение речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования.
Дидактическая игра по развитию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста «Волшебные картинки» ошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений. Но если ребёнок учится только на собственном опыте, его знания.
Интегрированное занятие по формированию лексико-грамматического строя речи «Зима» в старшей группе у детей с ОНР Цели: – систематизировать знания детей по теме «Зима». Задачи: Коррекционно-образовательные: – закрепить знания о времени года – зима (погодные.
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР «Водные обитатели» Цели: – систематизировать знания детей и активизировать словарь по теме «Водные обитатели». Задачи: Коррекционно-образовательные: – закрепить.
Занятие по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей подготовительной группы с ТНР «Ягоды и грибы» План – конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы «Игротека. Хочу все знать» на тему «Ягоды и грибы» Цель: – совершенствование.
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР «Зима» «Зима» Задачи: систематизировать представления детей о зиме как о времени года, о жизни и приспособлении животных, птиц к зимним условиям.
Мастер-класс «Камушки Марблс для развития лексико-грамматического строя речи детей раннего возраста» Мастер-класс учителя-логопеда «Камушки Марблс для развития лексико- грамматического строя речи детей раннего возраста»Уровень развития речи.
Обобщение опыта «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР посредством игровой деятельности» Обобщение опыта учителя – логопеда Руденской Надежды СергеевныТема: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР посредством.
Подгрупповое занятие «Развитие лексико-грамматического строя речи» Подгрупповое занятие Тема: «Развитие лексико-грамматического строя речи» по мотивам русской народной сказке «Заюшкина избушка» Старшая.
Рекомендации родителям по активизации лексико-грамматического строя речи у детей с ОВЗ по теме «Насекомые» Рекомендации родителям. Активизация словаря детей по теме «Насекомые». 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Пальчиковая разминка. «НАСЕКОМЫЕ».
Учитель-дефектолог «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
«Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда.
Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание, поскольку значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании.
Одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема формирования лексико-грамматического строя речи.
Что же такое лексико-грамматический строй речи? (ответы воспитателей)
Понятие лексико-грамматического строя речи.
Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.
Различают словарь пассивный и активный: пассивный словарь – это возможность понимания слов, активный – употребление их в речи. Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому взрослым необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Активный образ жизни семьи предоставляет благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк и др.
Грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы.
Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении. Задачи по развитию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
К 1 году при нормальном речевом развитии активный словарь ребенка должен достигнуть 10-15 слов («ко-ко», «би-би», мама, папа и др.).
К концу 2-го года — 300 слов, при этом в речи крохи должны появиться предложения. С 1,5 до 2 лет основными задачами занятий по развитию речи является развитие понимания речи и способности подражания звукосочетаниям и словам, накапливание словаря, формирование речи как средства общения с окружающими
. К 3 годам словарь увеличивается примерно в три раза и достигает 1000 слов, ребенок строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения (простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами: и , или, а, но, да. Например, Мама купила новую куклу.Я побежал и увидел собаку.). На 3-м году жизни задачи развития речи многообразны: «приучение» детей пониманию речи окружающих без наглядного сопровождения, расширение активного словаря, формирование грамматического строя речи, развитие речевого общения с взрослыми и сверстниками.
К 4 годам речевые возможности ребенка возрастают. Дошкольник имеет достаточный словарный запас для общения со взрослыми и сверстниками, который достигает 2000 слов, использует сложные, в том числе сложноподчиненные предложения (части которого грамматически неравноправны и связаны подчинительными союзами или союзными словами.). На 4-м году жизни продолжается расширение активного и активизация пассивного словаря детей на материале: «Игрушки», «Семья», «Части тела», «Предметы туалета», «Посуда», «Продукты питания», «Животные», «Мебель», «Транспорт» и пр.
Дети осваивают такие грамматические нормы как: употребление притяжательных местоимениймой, моя в сочетании с существительными мужского и женского рода; употребление существительных в В.п, Д.п, Т.п. в единственном и множественном числе; употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом; существительных в единственном и множественном числе («Один – много»); существительных с глаголами единственного и множественного числа настоящего времени (Саша лепит. Дети лепят); употребление в речи простых предлогов: на, в, под, за, у, к, с, по, над; употребление наиболее доступных антонимических отношений (высокий – низкий, толстый – тонкий, добрый – злой) и др.
К 5 годам жизни речь ребенка обогащается лексиконом по темам: «Грибы», «Ягоды», «Овощи», «Фрукты», « Одежда», «Обувь», «Посуда», «Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Мебель», «Части тела», «Транспорт», «Профессии», «Насекомые» и др. Подбор лексического материала по тематическому принципу способствует: систематизированному усвоению и запоминанию; неоднократному повторению в течение всего периода обучения; повышению эффективности словарной работы в контексте практической деятельности. Формирование грамматических представлений включает: упражнения на словоизменение; упражнения на словообразование; употребление предлогов; составление предложений различной структуры с постепенным усложнением
. В 5-6 лет закрепляется словарь по пройденным ранее темам, а так же формируется по новым: «Деревья», «Перелетные птицы»,«Животные севера», «Животные жарких стран», «Головные уборы», «День защитника Отечества», «Праздник 8 марта», «Транспорт» (наземный, подземный, водный, воздушный), Развитие грамматического строя включает: отработку падежных окончаний имен существительных единственного числа; преобразование существительных в И.п. единственного числа во множественное число; согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут); согласование числительных два и пять с существительными; образование глаголов движения с приставками; употребление сложных предлогов из-за, из-под, около, возле, образование сравнительной степени прилагательных (длинный– длиннее — самый длинный); закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов и пр.
В 6-7 лет проводится расширение и уточнение словаря по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Перелетные птицы», «Деревья», «Мебель», «Зима», «Новогодний праздник», «Одежда», «Головные уборы», «Зимующие птицы», «Инструменты», «Праздник 9 мая», «Школьные принадлежности и др. Продолжается совершенствование и грамматического строя речи старшего дошкольника: закрепление употребления падежных окончаний существительных в ед.ч и мн.ч; согласование существительных с числительными; образование названий детенышей; образование притяжательных прилагательных (принадлежность предмета лицу или животному), образование относительных прилагательных (признак предмета: книжный, читальный, тополиный…), возвратных глаголов; закрепляются способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения (пароход, самолет, кашевар) и т.п.
Методы формирования грамматически правильной речи у детей: дидактические игры игры-драматизации словесные упражнения рассматривание картин пересказ коротких рассказов и сказок
Педагоги широко используют дидактические игры, которые не только позволяют всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют формированию у детей навыков словарной деятельности.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).
Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием могут проводиться со всем коллективом детей на занятиях, так и в свободное время с небольшими подгруппами детей, вовлекая в деятельность малоактивных и застенчивых детей. В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольные печатные игры словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников
. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы. Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства.
В работе с дошкольниками младшего и среднего возраста многие игры проводятся с использованием игрушек, реальных предметов и их изображений, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Разработаны специальные игры и упражнения, которые предназначены для того, чтобы учить детей правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимые для повседневного общения. Это хорошо известные игры: «Чего не стало?», Чего не хватает Мише для прогулки?» (на образование форм родительного падежа множественного числа существительных); «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок» (на усвоение родовой принадлежности существительных); «Поручения», «Вы хотите?- Мы хотим» (на спряжение глаголов); «Прятки», «Что изменилось?» (на усвоение и активизацию предлогов и наречий) и др. Следует подчеркнуть, что в игре ребёнок не подозревает об истинном её назначении. Он видит и осознаёт игровую задачу: быть внимательным, запомнить, как стояли предметы, узнать игрушку по описанию и т. д. Ребёнок в играх и упражнениях приобретает грамматические знания и умения как бы помимо сознания.
В младшем возрасте, кроме дидактических игр по формированию грамматического строя речи, следует использовать игры-драматизации, имеющие не узкую дидактическую направленность, а широкий общеразвивающий эффект.
С детьми старшего дошкольного возраста используются настольно – печатные игры, в которых дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки.
Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводят словесным дидактическим играм (без наглядного материала). Они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки, учат опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Можно использовать следующие игры и упражнения с грамматическим содержанием: «Один-много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах), «Какой, какая, какое?», «Исправь ошибку», «Размытое письмо» (согласование слов в словосочетании и предложении), «Хорошо-лучше» (образование степени сравнения прилагательных и наречий), «Скажи наоборот» (образование антонимов), «Чей хвост? Чья лапа?» (образование притяжательных прилагательных) и др.
Элемент соревнования в играх в старшем дошкольном возрасте повышает интерес детей к выполнению заданий и обеспечивает лучшее усвоение программного материала, помогает детям выполнять задания четко и правильно, не допуская ошибок.
Применение специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи.