Дидактические пособия для индивидуальных логопедических занятий

Литература для начинающих логопедов и опытных

В своей работе логопед обязательно должен использовать различные профессиональные материалы, которые содержат актуальную информацию. Ниже представлен список логопедической литературы, который можно разделить на диагностический, программный и методический материал.

Здесь представлены несколько интересных пособий:

  • «Альбом для логопеда» (автор – О.Б. Иншакова). В нем представлен наглядный материал для обследования устной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Позволяет диагностировать нарушения слоговой структуры, звукопроизношения, словаря, фонематического анализа, синтеза и т.д.
  • «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» (редакция Е.А. Стребеловой). Пособие содержит методики, которые направлены на определение уровня речевого и познавательного развития, а также обследование слуховой функции детей разных возрастов.
  • Приложение к пособию «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» (редакция Е.А. Стребеловой). В нем представлен наглядный материал для комплексного психолого-педагогического обследования дошкольников и детей раннего школьного возраста.

Литература для начинающего и профессионального логопеда обязательно должна содержать программный материал. Для примера приведем несколько работ:

  • «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Цель данной программы – комплексное развитие физических и психических качеств детей дошкольного возраста (с самого их рождения) с учетом индивидуальности каждого ребенка и их возраста.
  • «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием». (авторы – Т.В. Туманова, Т.Б. Чиркина). Это пособие используется в работе воспитателями и логопедами. В нем содержится характеристика специфики речевого развития детей 5-летнего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием, основные способы их обследования. Также здесь освещаются вопросы содержания и организации коррекционной работы по преодолению ФФН у детей.
  • «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» (авторы – Т.В Туманова, Т.Б. Чиркина). Это полезная литература для логопеда, работающего в ДОУкомпенсирующего типа. Дети с ФФН – это наиболее распространенная категория детей с отклонениями речевого развития.

Методическая литература логопеда – это помощь практикующим педагогам в сложном процессе коррекционной работы. Список литературы достаточно обширен, поэтому приведем для примера несколько интересных материалов:

  • «Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий I-III периодов обучения в подготовительной к школе группе» (автор – О.С. Гомзяк). В данном пособии приведены конспекты занятий и план. При этом каждое занятие комплексное, содержит упражнения разной степени сложности для развития, общей, мелкой и артикуляционной моторики, голоса, речевого дыхания, а также обучения грамоте и связной речи (всего три книги).
  • «Артикуляция звуков в графическом изображении». Здесь представлено 45 схем, в которых наглядно демонстрируется положение артикуляционных органов во время произношения согласных и гласных звуков.
  • «Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие» (автор – Е.А. Борисова). Здесь описывается вся специфика проведения индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста, у которых есть общее недоразвитие речи. В пособии много внимания уделяется постановке точных целей и тем занятий, применению качественного наглядного материала, а также плавному увеличению сложности используемых материалов.
  • «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: пособие для логопедов и родителей» (автор – Ю.Б. Жихарева-Норкина). Содержит занятия в игровой форме для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Занятия способствуют развитию обогащению словарного запаса, правильного звукопроизношения.
  • «Автоматизация звука в игровых упражнениях. Альбом дошкольника» (автор – Л.А. Комарова). Здесь представлена система упражнений, направленных на автоматизацию звуков у детей в возрасте от 4 до 7 лет. С помощью этого пособия можно сделать из монотонной работы по закреплению произношения звука увлекательное занятие, которое сможет увлечь ребенка. Помимо автоматизации, у ребенка будет развиваться мелкая моторика, улучшаться навыки чтения и воображение.

Помимо методических материалов для работы с детьми дошкольного возраста, есть специальная литература для логопеда в школе:

  • «Упражнения для коррекции дислексии и дисграфии у младших школьников, 1-4 классы» (автор – В.А. Крутецкая). Данное учебное пособие адресовано педагогам и родителям. Содержит занятия, с помощью которых можно предупреждать и корректировать дислексические и дисграфические нарушения у учащихся младших классов.
  • «Развитие связной речи учащихся с особыми образовательными потребностями. Сборник текстов. 2-3 классы» (автор – Н.А. Мурындина). В данном пособии представлен набор карточек с текстами. Материал используется для развития связной речи у учеников 2-3 классов, испытывающих проблемы с построением связной монологической речью.

Конечно, это не все используемые материалы в логопедической практике. Выбор пособий зависит от возраста, индивидуальных особенностей ребенка и других факторов.

Развиваем пространственное мышление

Чему учить ребенка перед школой? «Читать, писать, считать…» А как насчёт развития пространственных представлений, объемного мышления и воображения?

На LogicLike.com дети развивают логическое и пространственное мышление, внимание и память.

Как развить пространственное мышление ребенка?

Делимся классными идеями: как «прокачать» образное и трехмерное мышление и развить воображение. Навязанные знания усваиваются плохо. Поэтому стимулировать объемное мышление у ребенка лучше с помощью повседневных задач, занимательных заданий, специальных задач на пространственное мышление и в играх.

  • Складывайте с ребенком фигурки в технике оригами, собирайте пазлы (в том числе трехмерные), лепите из пластилина, вырезайте из бумаги симметричные предметы или снежинки, играйте в настольные игры (танграм, шашки, шахматы, нарды, «бродилки», стратегии, Дженгу). Рисуйте с ребенком планы — местности, помещения.
  • Разгадывайте загадки: они учат ребенка мысленно воспроизводить предмет по его признакам, тем самым выстраивать образ.
  • Объясните ребенку как легко определить стороны света возле вашего дома: где восходит солнце, где вы наблюдали закат. Гуляете пешком в знакомых местах — предложите представлять, куда вы направляетесь (север, юг, запад, восток).
  • Выходите на улицу — спрашивайте мнение ребенка, как лучше добраться до нужного места.
  • Позволяйте помогать вам собираться в дорогу. Чемодан, в который не помещаются вещи, — отличный тренажер трехмерного мышления.
  • Прячьте «клады» и предлагайте находить их по картам, схемам.

Оптимальный подход — комбинированные занятия в форме игры. Тренируйте пространственное мышление «на местности» и выполняйте специальные развивающие задания.

Задачи и задания на пространственное мышление

В помощь родителям мы составили подборку самых доступных заданий для развития пространственных представлений у ребенка. Но это лишь начало. Самое интересное смотрите дальше!

Простые задания «с бумагой и ручкой» (4+)

  • рисовать фигуры из точек (повторяя образец);
  • повторять узоры, орнаменты и фигуры, состоящие из линий;
  • сравнивать фигуры по размеру и форме;
  • дорисовывать вторую (точно такую же, но в зеркальном отображении) половинку картинки;
  • писать математические диктанты;
  • соединять точки по цифрам;
  • перечерчивать фигуры, внося изменения (например, увеличивая или уменьшая размер, добавляя детали), — или по памяти;
  • зеркально отображать любые рисунки, буквы, цифры;
  • рисовать по инструкции («нарисуй маленький квадрат в правом верхнем углу листа»);
  • проходить лабиринты («помоги зайцу добраться до морковки, но не попасть в лапы к волку»);
  • играть с рамками-вкладышами;
  • составлять узнаваемые предметы (кошку, домик, грузовик) из геометрических фигур разного размера;
  • рисовать чертежи и схемы различных предметов;
  • описывать на картинках местоположение героев и предметов, используя предлоги (в, над, под, между, у);
  • мастерить поделки, в том числе объемные, — требующие активного измерения и соотнесения частей целого.

Главное при выборе — интерес со стороны ребенка.

На листе бумаги нарисована дорога: она может быть прямой и широкой (простой вариант для «начинающих») или извилистой и узкой. У одного конца дороги нарисована машина, у другого — домик. Ребенок должен, не отрывая карандаша или ручки от бумаги, «провезти» машину до дома (нарисовать ее траекторию). Вместо машины может быть бабочка, вместо дома — цветок, а вместо дороги — траектория полета бабочки, изображенная курсивом.

Изобразите на листе бумаги (или найдите в интернете шаблон и распечатайте) ряды кружков диаметром 3 мм (для начала можно сделать более крупные кружки), расположите их пятью рядами по 5 кругов в ряду. Расстояние между кружками должно быть одинаковым, например, 1 см. Ребенку нужно, не отрывая предплечья от стола, как можно точнее и быстрее расставить точки во все кружки. При этом оговорите «методику»: либо точки нужно проставлять слева направо в первой строчке, справа налево во второй и т.д.; либо пусть ребенок ставит точки сверху вниз в первом столбце, снизу вверх во второй и т.д.

Занимательные онлайн-задания для детей с 5 лет

Увлекательная и понятная ребенку тренировка трехмерного мышления — онлайн-задания и игры. Авторская коллекция заданий с ответами и пояснениями сэкономит родителям десятки часов и освободит от поисков подходящих занятий. Наглядный материал поможет ребенку создавать собственные зрительные образы. Приятный бонус: озвучка заданий помогает ребенку научиться читать.

Мы создали сотни занимательных задач на развитие пространственных представлений и тренировку объемного мышления. Есть задания «прямого» действия: сравнить фигуры, найти тень, отражение, сосчитать кубики. И комплексные задачи, развивающие в первую очередь, логику и сообразительность, а также пространственное воображение: шахматы, последовательности, алгоритмы.

Такие задания идеально сочетают игровой и обучающий компоненты. Будущий первоклассник будет неосознанно, без усилий, но с интересом, желанием и спортивным азартом тренировать жизненно необходимый навык — пространственное мышление.

Простые игры на развитие пространственного мышления

Игра «Помести кошку»

Предложите ребенку представить какое-либо животное (кошку, слона, таракана) — пусть ответит, в какой предмет это животное уместится. В стакан? А в коробку от телевизора? Может, в проезжающий мимо грузовик?

Игра «Расставь правильно!»

Дайте ребенку различные предметы и предложите поместить-расставить их, следуя вашим указаниям: ближе (ближе чем), дальше (дальше чем), немного вперед, назад, слева от и т.п.

Игра «Метаморфозы»

Попросите ребенка нарисовать круг за квадратом, треугольник перед прямоугольником. Можно усложнить задачу: нарисовать цилиндр перед кубиком или изобразить домик с другой стороны, сверху, «разрезать» игрушечные гантели пополам и т.д.

Игра «Спецагент на задании»

Предложите ребенку внимательно осмотреть помещение, где он находится, и запомнить окружающие предметы. Затем задавайте вопросы, используя слова — указатели местоположения: какого цвета стол стоит слева от тебя? какой предмет находится прямо под люстрой? Эта игра еще интереснее на улице — там уже можно задействовать движущиеся предметы.

Игра «Рисунок на спине»

Рисуйте у ребенка на спине различные фигуры, затем предметы — пусть пытается угадать, что вы изображаете.

Игра «Муха»

В нее играют два человека, плюс один «наблюдатель». Игроки представляют — а наблюдатель расчерчивает — игровое поле: решетку размером 9 квадратов в длину и 9 в ширину. В левом верхнем углу нужно мысленно поместить муху. Игроки по очереди делают ходы, переставляя муху на разные квадраты, а наблюдатель отмечает эти ходы на игровом поле. Когда наблюдатель останавливает игру, каждый игрок называет квадрат, в котором, по его мнению, находится муха. Побеждает тот, кто назовет верно.

Игра «Маршрут движения»

Нарисуйте сложную схему улиц города (или просто возьмите карту). Объясните ребенку, что он — полицейский, выехавший из пункта А (покажите его на схеме) в пункт Б (тоже покажите). Ребенок должен проехать по маршруту, называя каждый поворот. При этом варианте игры активными словами будут «направо» и «налево». Затем «смените роль»: теперь ребенок — диспетчер, который отслеживает траекторию на карте. В описании маршрута должны появиться слова «вверх» и «вниз».

Игра «Волшебный мешочек»

Сложите в небольшой мешочек различные фигурки — лучше стереометрические (кубик, шарик и др.), но можно и игровые (пирамидки, матрешки и др.). Предложите ребенку на ощупь угадать, что в мешочке.

Объемное, трехмерное, образное мышление, пространственное воображение

Мы постарались немного разобрать отличия в понятиях. Впрочем, если с теорией все понятно, можно сразу перейти к практике.

Пространственное (объемное, трехмерное) мышление — это процесс, при котором человек осознает пространственные характеристики объекта (размер, форму, взаимосвязь компонентов и местоположение) и мысленно совершает действия с этим объектом (например, перемещая или преобразовывая его).

Объемное мышление использует сведения, которые поступают из органов чувств, обрабатывает их, активно используя память и логику. Оно непосредственно связано с образным мышлением, ведь обе разновидности пользуются визуализацией — навыком «нарисовать в уме» картинку.
Выдвигать пространственные гипотезы нам помогает воображение.

Что развивать — трехмерное мышление или воображение?

Отличие в деталях. «Картинка» трехмерного мышления — предельно достоверная. «Продукт» образного мышления чаще воображаемый, искаженный, воспринимаемый сквозь призму собственного опыта или эмоционально-окрашенный (например, если объект нравится — он представляется в воображении более привлекательным).

Пространственное мышление тесно связано с воображением: мы задействуем именно его, когда мысленно меняем, поворачиваем, передвигаем в пространстве трехмерные модели объектов. Мы не видим этих преобразований — но фантазируем о них. Развивая трехмерное мышление у ребенка, родители тем самым стимулируют, дают толчок воображению, в том числе творческому.

Человек от природы наделен трехмерным мышлением, но у одних из нас оно развито лучше, чем у других. По мнению ученых, частично это связано с наследственностью, но иногда — с отсутствием соответствующего опыта и «тренировок». Начинать заниматься можно буквально с 3-5 лет, но необходимо ориентироваться на возрастные этапы развития пространственного мышления.

Как пространственное мышление поможет будущему первокласснику

Умение задействовать объемное мышление, в бытовом понимании — «ориентироваться в пространстве», — навык предельно практический.

Ребенок с развитым пространственным мышлением:

Хорошо ориентируется на местности. Он быстро запомнит расположение кабинетов в школе, не заплутает в коридорах, самостоятельно найдет выход из торгового центра или музея, будет уверенно чувствовать себя на экскурсиях с классом и при посещениях театра, выйдет на нужной остановке из транспорта (а если совершит ошибку — легко поймет, как ее исправить, и понятно объяснит взрослому, где он находится).

Так называемый топографический кретинизм — не миф, не модный термин и не болезнь, а результат недостаточно развитого пространственного мышления. Чтобы ваш ребенок не «блуждал в трех соснах» с незавидным постоянством, тренируйте объемное мышление с самого детства!

Успешен в спорте. Для многих видов спорта (баскетбол, теннис, футбол, боевые единоборства и др.) нужен хороший глазомер, умение точно и быстро оценить расстояние и взаимное расположение в пространстве объектов — и соответственно рассчитать свои силы.

Знает, где у него что лежит. Люди с развитым объемным мышлением умеют рационально организовать свое жизненное пространство. Ребенок знает, где каждая конкретная вещь — в комнате или в школьном ранце.

Получает хорошие оценки по рисованию и труду. Трехмерное мышление помогает достоверно изображать предметы на бумаге (рисование, черчение, аппликация) и в виде объемных поделок.

Часто выигрывает у сверстников в шахматы, шашки, … а также компьютерные игры (бродилки-стрелялки), тетрис — в результате пользуется заслуженным авторитетом.

Охотно учится. Пространственное мышление помогает представлять процессы, действия, предметы наглядно, в том числе в динамике. Благодаря визуализации процесс любого обучения становится увлекательным, а следовательно — более эффективным.

Любит читать. Или хотя бы относится к чтению по школьной программе без острой ненависти. Трехмерное мышление помогает представлять сюжет, как наяву (или как в кино), и литературные произведения лучше усваиваются.

Сконцентрированный, внимательный и хорошо запоминает информацию. Это приятные побочные эффекты развитого объемного мышления.

Успешно решает задачи по математике, особенно с геометрическим содержанием. В дальнейшем у него не будет трудностей и с черчением, физикой и астрономией. Химия, биология — тоже с большей вероятностью пойдут легко.

Теперь мы уверены, у вашего ребенка не будет проблем с пространственным мышлением. В статье про развитие способностей у детей мы поделились соображениями о других ключевых умениях и навыках, которым стоит уделить внимание уже в дошкольном возрасте.

Игры и упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Елена Стародубова
Игры и упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

1. Представления о собственном теле.

1. «Право – лево»

К детям приходит медвежонок, который не знает правую и левую стороны своего тела. Он просит детей научить его и предлагает поиграть. По сигналу «Покажи …» дети показывают названную часть тела.

2. «Подними руку»

Взрослый проговаривает слова: шапка, жук, еж, уши, снежинка, кукушка, шарик и другие. Дети должны поднять левую руку, когда услышат звук «ж», правую, когда услышат звук «ш».

Читайте также:  Программа внеурочной деятельности по логопедии

3. «С кочки на кочку»

На полу отмечено небольшое пространство – болото. Там лежат разноцветные кружочки – кочки. Ребенку предлагают пройти через болото по этим кочкам и, чтобы не утонуть, нужно внимательно слушать взрослого.Играющего направляют по кружочкам: поставь правую ногу на зеленый кружочек, левую на красный, правую руку на желтый, переставь левую ногу на синий и т. п.

4. «Кто быстрее»

На полу расчерчены линии, все дети стоят на первой линии. Детям предлагаетсявыполнить действия по инструкции: подними вверх левое плечо, прикрой правое ухо левой ладонью, дотронься правой рукой до левого колена, согни правую ногу и т. п. Дети, выполнившие задание правильно, делают шаг к следующей линии, а дети, выполнившие задание неправильно, остаются на месте. И так, пока все дети не дойдут до конца.

5. Игры-имитации

Гуси вытягивают шеи, поворачивают головы вправо – влево, заглядывают назад, не крадется ли к ним лиса.

На спину медвежонка сел комар, он оборачивается, пытается дотянуться до него через правое, затем через левое плечо, наконец комар улетает, и медвежонок чешет спинку.

Буратино ушиб левое колено, растирает его, потом осторожно ступает, держась за колено рукой.

Правой ножкой топ, топ, топ,

Левой ножкой топ, топ, топ.

Левой ручкой хлоп, хлоп, хлоп (дети ударяют левой рукой о правую,

Правой ручкой хлоп, хлоп, хлоп (дети ударяют правой рукой о левую).

7. «Скажи точно»

Взрослый поворачивается спиной к детям и выполняет движения руками: левая рука вверх, правая рука в правую сторону, правая рука за голову, левая рука на голову, левая рука на левое плечо. Дети копируют движения взрослого (по одному движению) и называют свои действия.

8. «Придумай сам»

Ребенок придумывает и показывает любое движение, оречевляя свое действие.Например: «Я поднял правую руку вверх, дотронулся левой рукой до левого уха и т. п.»

2. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела.

Ребенок располагает геометрические фигуры относительно сторон своего тела: круг впереди себя (перед собой, квадрат позади себя (за собой, треугольник слева от себя, прямоугольник справа от себя. Затем он рассказывает, что где находится.

У детей в руках игрушки (куклы, взрослый встает к детям спиной. По сигналу «Игрушки спрятались под стол (за дверь, на стул и т. п.)» дети должны быстро поставить свои игрушки на заданное место. Взрослый поворачивается и проверяет.

3. «Перестановки»

На столе расположены различные предметы и игрушки. Детям предлагают поменять их местами по инструкции.Например: «Возьми куклу поставь ее перед машинкой, машинку поставь на книгу и т. п.

4. «Назови по памяти»

Ребенку предлагают внимательно посмотреть на группу и запомнить расположение предметов в ней. Затем он закрывает глаза и рассказывает о пространственных отношениях, не видя предметы. Можно предложить описать расположение мебели в своей комнате, квартире.

5. «Дотронься до …»

Дети произвольно перемещаются по группе. По сигналу взрослого «Дотронься до правой руки (левой руки, правого уха, правого колена и т. п.)» дети должны найти эту часть тела у товарища и дотронуться до нее.

Дети стоят в ряд. Один ребенок становится напротив них и выполняет разные действия, дети должны их повторить. Тот кто отстанет или ошибется выходит из игры.

7. «Что я делаю?»

Два ребенка стоят напротив друг друга. Один из них совершает какое-либо действие и говорит «Что я делаю?», а другой должен ответить.Например: «Ты сейчас дотронулся левой рукой до правого уха». Затем это делает другой ребенок.

Все дети зайчата, они произвольно ходят по группе. Один из детей – охотник, он должен определить направление движения зайчат. Если охотник правильно это сделал, то ребенок, направление движения которого он назвал, садится на стул – его поймали.

3. Вербализация пространственных представлений.

Ребенку предлагается найти клад (новая игрушка, конфеты, книжка или другое). «Пираты спрятали по всей группе записки с указанием направления, в котором мы должны двигаться. У нас есть одна из этих записок». Взрослый читает содержимое записки (содержание записки может быть следующим: подойдите к шкафу, встаньте перед цветком, пройдите за дверь и т. п.) , а ребенок идет к указанному объекту, там находит следующую записку и так пока не найдет клад.

Взрослый загадывает какой-либо предмет,находящийся в группе и говорит: «Я загадаю предмет и скажу, где он находится, а вы должны будете определить, что это за предмет». Затем он описывает пространственное расположение предмета, а дети называют его.

На столе стоит коробка с крышкой. Ребенку дается кружок из картона и предлагается положить кружок на коробку, в коробку, под коробку, за коробку, справа от коробки, перед коробкой.

4. «Собери кружочки»

На столе стоит коробка с крышкой. Взрослый раскладывает кружочки (в коробку, под коробку и т. д.,затем говорит: «Ребята, посмотрите, кто-то рассыпал кружочки, нужно их собрать». И проситребенка собрать кружочки по инструкции: Возьми кружок с коробки, возьми кружок из-под коробки, достань кружок, который лежит в коробке, достань кружок из-за коробки и т. д.

5. «Что изменилось?»

В ряд выставляются различные игрушки. Детей просят посмотреть и запомнить их расположение. Затем дети отворачиваются, взрослый в это время меняет игрушки местами. Дети должны сказать, что изменилось, используя слова справа, слева, между.

6. «Закончи фразу»

На столе стоит коробка. Взрослый на глазах у детей раскладывает картонные кружочки, произнося начало фразы,а дети договаривают конец этой фразы: Я кладу кружок … (в коробку, за коробку, на коробку и т. д.). Я беру кружок … (из коробки, из-за коробки, с коробки и т. д.).

7. «Где находится?»

Один ребенок ведущий, взрослый называет ему какой-нибудь предмет, находящийся в группе, так, чтобы другие дети не услышали. Ведущий должен описать его расположение, используя слова, отражающие пространственные характеристики, а другим детям нужно назвать этот предмет. Тот, кто первым найдет загаданный предмет, становится ведущим.

8. «Как пройти?»

Перед ребенком картинка с изображением дорожки, ведущей от домика к школе, дереву, магазину, лавочке. Взрослый говорит «Маленький мальчик пошел в магазин и заблудился. Помоги ему вернуться домой». Ребенку предлагают описать путь до дома.Например: Иди прямо, возле дерева сверни направо, пройди между клумбами и т. п.

4. Ориентировка на листе бумаги.

1. Ребенок сидит за столом, перед ним чистый лист бумаги. Ему даются задания показать правую сторону листа, левую, верхнюю, нижнюю, правый верхний угол, левый нижний, левый верхний, правый нижний.

Ребенку дают чистый лист бумаги, карандаши и мелкие игрушки. Ребенку предлагают нарисовать домики и разместить там игрушки.Ребенку говорят: «Нарисуй небольшой домик в правом верхнем углу. Кто тут будет жить? Нарисуй домик с правой стороны листа. А кто будет жить тут?» и т. п.

3. «Выложи картинку»

Перед ребенком лист бумаги и набор плоскостных геометрических фигур. Ребенку предлагают выложить картинку.Например: «Положи в центре листа квадрат, сверху треугольник – это дом. Слева от дома треугольник – это дерево и т. п.

4. На листе бумаги расположены плоскостные геометрические фигуры. Ребенку предлагается определить и сказать, где они лежат.

5. «Лабиринт»

Ребенку предлагается лист бумаги, расчерченный на клетки. По словесной инструкции ребенок двигает фишку по клеткам, затем говорит, где остановилась фишка.Ходы: 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз. Начало пути определяет взрослый.

6. «Узоры» (рисование по клеточкам)

Детям предлагается лист бумаги в клеточку.Взрослый говорит: «Сейчас мы будем рисовать узоры по клеточкам. Слушайте внимательно, я буду говорить, сколько клеточек, и в какую сторону проводить». Затем дети рисуют.

7. Ребенку предлагают картинку и просят назвать, в какой части листа находится какой-либо объект. Затем лист переворачивают на 180° и ребенок должен сказать, где же они находятся теперь.

8. Ребенку предлагают определить правый и левый рукав у блузки, лежащей спинкой вверх и спинкой вниз. Также можно определить левый и правый карман, левую и правую штанину на брюках.

Групповая работа с детьми старшего возраста. Развитие пространственного восприятия Цель: 1. Закрепление умения ориентироваться на собственном теле (правый глаз, левое ухо и пр.); 2. Развитие умения ориентироваться на теле.

Пособие для сенсорного развития младших дошкольников Игра “Одень котика” Предназначена как для самостоятельной игры дошкольников младшего возраста, так и для группы детей совместно. Цель: развивать.

Профессиональная подготовка логопеда к использованию компьютерных технологий в работе с детьми с речевыми нарушениями

Современный этап общественного развития, характеризующийся глобальной информатизацией, непрерывной сменой технологий, процессами ускоренной автоматизации всех отраслей проектирования, производства и управления, значительно повышает требования к профессиональной подготовке специалистов, в том числе и учителей-логопедов.

В процессе обновления содержания образования, обусловленного изменениями потребностей личности, общества и государства в сфере образования, формируются и новые требования к профессиональной подготовке педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности и готовых к непрерывному профессиональному самосовершенствованию, чего на сегодняшний день нет в дошкольном специальном образовании.

В настоящее время в коррекционной педагогике остро встает вопрос о разработке «обходных путей» и специфичных, вспомогательных по своему характеру, средств обучения детей с различными нарушениями развития, в том числе и речевыми. Существенные изменения в создании «обходных путей» произошли с появлением компьютерных технологий (И. К. Воробьев, М. Ю. Галанина, Н. Н. Кулишов, О. И. Кукушкина и др.).

Преимущество компьютерных технологий по сравнению с другими средствами обучения состоит в возможности индивидуального коррекционного обучения, возможности обеспечить каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставлении возможности самостоятельной продуктивной деятельности и обеспечении градуированной системной помощи.

Новые компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Таким образом, применение компьютерных технологий позволит оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями и значительно повысить эффективность коррекционной работы, воспитывать ответственность и самостоятельность у дошкольников при получении новых знаний, ускорить процесс подготовки старших дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации в младшем школьном возрасте.

Развитие информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей-логопедов является в настоящее время одной из наиболее важных задач системы высшего образования в области логопедии.

Информационно-коммуникационная компетентность учителя-логопеда — это не просто совокупность знаний, умений, навыков, формируемых в процессе обучения информатике и современным информационным и коммуникационным технологиям, но и способность ориентироваться в современном информационном потоке, готовность к отбору адекватных информационных педагогических средств, к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в изменившихся условиях специального образования с помощью элементов информационных технологий.

В течение многих десятилетий в отечественном специальном образовании сложилась система логопедического воздействия, которая предусматривает как групповые формы коррекционной работы, так и индивидуальные занятия с детьми. В настоящее время в связи с изменением условий оказания логопедической помощи детям дошкольного возраста использование традиционных приемов работы не всегда позволяет получить желаемый результат. В связи с этим проблема результативности логопедического воздействия в настоящее время не теряет своей актуальности, так как при недостаточности или низкой результативности коррекционного воздействия в дошкольном возрасте ребёнок с недоразвитием речи оказывается неготовым к дальнейшему обучению в условиях общеобразовательной школы.

Процессу информатизации образования уже более двух десятков лет. Однако этот процесс не оказал заметного влияния на повышение эффективности учебного процесса. Для многих педагогов, в том числе и учителей-логопедов, информатизация образования так и не стала постоянной потребностью, мотивом совершенствования профессиональной деятельности. Интерес к использованию компьютерных технологий быстро угасает, если педагоги не вовлекаются в процессы разработки новых методик на базе компьютерных технологий, а остаются простыми пользователями готовых средств, исполнителями чужих методических рекомендаций. Все это говорит о том, что необходимо перестраивать системы вузовской подготовки педагогов и повышения их квалификации в сфере создания и использования в коррекционном процессе компьютерных технологий.

Подводя итог вышесказанному, сложилось противоречие между несоответствием требований современного общества к работе логопеда с использованием компьютерных технологий и недостаточной подготовкой специалиста в области информатизации.

В последние годы в педагогике обозначились новые тенденции, заключающиеся в изменении целеполагания в обучении и воспитании, усилении личностной ориентации содержания и технологий образования, направленных на созидание личности человека, дальнейшее углубление индивидуализации и дифференциации образовательных траекторий каждого обучаемого, творческой и развивающей функций образования.

Область образования становится приоритетной, а содержание образования выступает одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, как в личностном, так и профессиональном плане.

Профессиональное образование предусматривает формирование личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности, к осуществлению и выполнению полного спектра профессиональных функций. Профессиональное образование — это социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий её ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности (Б. М. Бим — Бад).

Профессиональная подготовка в широком смысле рассматривается как организация обучения профессиональных кадров, включая различные формы получения профессионального образования. В узком смысле представляет ускоренную форму приобретения профессиональных навыков (А. Н. Лейбович).

Изменившиеся социально — экономические условия на современном этапе развития общества привели к прогрессивным инновациям в профессиональном образовании. Одной из особенностей современного развития профессионального образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих иностранными языками, психологически готовых к профессиональной деятельности в новых условиях, способных принимать адекватные реальным ситуациям взвешенные самостоятельные решения, видеть перспективы и планировать стратегию и тактику развития современного производства, и свою профессиональную деятельность.

В настоящее время нарастают темпы информатизации общества, что выражается в проникновении современных информационных и коммуникационных технологий в самые различные области деятельности людей, ускорении процессов изменения отдельных профессиональных функций, появлении таких видов профессиональной деятельности, которые требуют качественно нового подхода к содержательному и технологическому аспектам образования.

Информатизация образовательного процесса — одно из приоритетных направлений модернизации образования, включающее в себя ряд важных задач: обеспечение образовательных учреждений компьютерной техникой и средствами коммуникации; обеспечение образовательных учреждений электронными средствами обучения; автоматизация управленческой деятельности администрации образовательных учреждений; внедрение информационных технологий в учебный процесс образовательных учреждений; подготовка и повышение квалификации учителей по использованию ИКТ в образовательном процессе.

Современная образовательная ситуация в значительной мере характеризуется тенденцией перехода от традиционного процесса обучения к инновационному, связанному, как правило, с использованием новых информационных технологий. Однако современный педагог в большой степени готов использовать новые средства применительно к традиционной системе обучения, не задумываясь о том, что наибольший эффект от использования этих средств можно получить только выстраивая свою профессиональную деятельность в условиях той же среды, которая ориентирована на достижение новых образовательных результатов.

Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах информационно — коммуникативных технологий (ИКТ) в процессе самостоятельного извлечения и представления знаний.

Современный специалист должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств, т. е. обладать информационной компетентностью. Информационная компетентность складывается из трех компонентов: знать, уметь применять, самостоятельно работать с информационными и коммуникационными технологиями (Г. Д. Бухарова, Л. Д. Старикова).

Под информационной компетенцией следует понимать умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её с помощью информационных технологий.

Читайте также:  Словесные игры как средство развития словаря признаков

Информационная компетентность складывается из трех компонентов: знать, уметь применять в профессиональной деятельности, самостоятельно работать с информационными и коммуникационными технологиями.

В современных условиях информационная компетентность может быть отнесена к ключевой профессиональной компетенции, так как вхождение Российской Федерации в Болонское соглашение и углубляющиеся процессы информатизации всех сфер деятельности человека настоятельно способствуют этому процессу.

В связи с выделением информационной компетентности видим необходимым определение требований, являющихся частью информационной компетентности:

– знать психолого-педагогические основы организации учебного процесса в условиях новой информационно-образовательной среды;

– знать основы дидактики современной информационно-образовательной среды;

– владеть навыками использования ресурсов интернет, доступа в информационное образовательное пространство;

– уметь организовывать информационное пространство с целью профессионального самосовершенствования.

Вслед за Е. В. Чернобай считаем необходимым перестраивать систему повышения квалификации учителя-логопеда в области использования в учебном процессе компьютерных технологий — надо инициировать самого педагога к созданию и освоению образовательных технологий на базе компьютерных средств, нацеленных на получение новых образовательных результатов, отвечающих современным целям и ценностям образования.

Содержание современного этапа информатизации образования составляют активное освоение и фрагментарное внедрение средств информационных технологий в традиционные учебные программы и на этой основе освоение педагогами, в том числе и учителями-логопедами, новых методов и организационных форм обучения, включающих программные средства для персональных компьютеров, различные видео — и аудиоматериалы.

По мнению С. А. Игнатьевой в модели профессионализма учителя-логопеда должны быть представлены следующие компетентности: педагогическая компетентность (высокая общая и нравственно — эстетическая культура, педагогический гуманизм, коммуникабельность, педагогическая интуиция); методологическая компетентность (понимание научно — теоретических основ профессии, целостное видение коррекционно — образовательного процесса); инструментальная компетентность (владение дифференцированными логопедическими технологиями, методами и средствами профилактики, коррекции речевых нарушений); интегральная компетентность (умение сочетать теорию и практику логопедии, стремление к самообразованию); коммуникативная компетентность (владение вербальными и невербальными средствами общения, навыками социальной перцепции и межличностного взаимодействия).

Признавая обоснованность выделенных пяти основных компетенций учителя — логопеда, считаем необходимо включить и информационную компетентность, так как подготовка специалистов XXI века, на наш взгляд, должна осуществляться на качественно новой основе, адекватной научно — технологической революции современного периода.

Процессу информатизации образования уже более двух десятков лет. Однако этот процесс не оказал заметного влияния на повышение эффективности учебного процесса дошкольных учреждений. Для многих педагогов, в том числе и учителей-логопедов, информатизация образования так и не стала постоянной потребностью, мотивом совершенствования профессиональной деятельности. Причинами недостаточного использования компьютерных технологий в обучении детей с отклонениями развития являются:

– низкая психологическая готовность учителей-логопедов к использованию компьютерных технологий в образовательном процессе;

– отсутствие четких методических рекомендаций по использованию компьютерных технологий;

– низкая степень информированности о состоянии современного рынка электронных ресурсов;

– низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения.

Таким образом, выше обозначенные причины объясняют тот факт, что только ограниченное количество учителей-логопедов систематически используют компьютерные технологии на занятиях.

Информационные и компьютерные технологии сегодня входят во все сферы жизни общества, в том числе и в образовательную. Основными преимуществами использования компьютерных технологий являются: наглядное и образное представление информации; обеспечение индивидуализации и дифференциации процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога. В связи с этим, считаем целесообразным использовать компьютерные технологии в ходе логопедических занятий с дошкольниками.

использование компьютерных технологий в работе учителя- логопеда
консультация по логопедии по теме

В представленном материале приводятся примеры использования ИКТ в работе логопеда, с целью повышения эффективности процесса коррекции языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
doklad_k_prezentatsii.docx22.58 КБ
inf_tekh_gotov.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста. Необходимость ее решения определяется, во-первых, тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте. Во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

В последние десятилетия отмечается увеличение частоты встречаемости различных нарушений развития и явлений физиологической незрелости у новорожденных. В дальнейшем тщательное комплексное обследование таких детей нередко выявляет у них наличие неярких, стертых симптомов поражения центральной нервной системы, что позволяет диагностировать стертую форму дизартрии. Сложная структура речевого дефекта при данном виде нарушения определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Л.С.Выгодский, Н.И.Жинкин, Г.В.Гуровец, С.Н.Маевская, Е.Ф.Соботович, А.Ф.Чернопольская и др.). Оптимальному решению данной задачи способствует использование в коррекционной работе с детьми специализированных компьютерных технологий.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи и значительно повысить эффективность коррекционного обучения (Р.Ф. Абдеев, В.П.Беспалько, Ю.Б. Зеленская, Е.И.Машбиц, О.И. Кукушкина, И.А. Филатова, Л.Р. Лизунова и др.). В основу использования новых информационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Необходимо отметить, что у дошкольников с речевыми нарушениями наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать таких детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые технологии. Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к непосредственно-образовательной деятельности использование компьютерных программ может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

Исходя из вышесказанного, хочу более подробно остановится на организация эффективной системы работы учителя-логопеда с использованием ИКТ и интернет-технологий.

  1. диагностика средствами ИКТ;
  2. эффективное использование ИКТ на индивидуальных и фронтальных занятиях;
  3. консультационная и просветительская поддержка родителей и эффективное использование ИКТ;

1. Организация диагностики и мониторинга средствами ИКТ.

Обследование речи дошкольников учителем-логопедом должно быть максимально приближено к привычным и естественным для них видам деятельности (игровой, практической). Например, диагностические задания могут быть предложены одному ребенку или подгруппе (2-3) человека с использование ИК технологий. Так можно использовать программу MS PowerPoint, с помощью которой создаются тематические слайды для обследования устной речи дошкольников

Для тематических слайдов используется визуальный материал О.Б. Иншаковой Альбом для логопеда. Москва «Владос» 2003. На основе картинного материала создан каталог тематических презентаций для обследования речи дошкольников. Это значительно экономит время для проведения обследования речи детей. Демонстрация картинного материала в электронном варианте заинтересовывает ребенка в правильном ответе и помогает создать условия оказания детям дозированной помощи в ходе выполнения диагностических заданий, тем самым выявляя для планирования дельнейшего педагогического воздействия зоны актуального и ближайшего речевого развития.

Для представления не только качественных, но и количественных результатов диагностики речевого развития детей использую возможность программы MS Exce

Использование ИКТ на инд. и фронтальных зан.

“Золотое правило дидактики – наглядность” (Ян Каменский). Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.

Учитель-логопед имеет большое количество дидактических и демонстрационных материалов в бумажном варианте. Нужно отметить, что очень часто бумажные носители информации быстро приобретают неопрятный вид. Персональный компьютер и программное обеспечение позволяют логопеду разработать демонстрационные и обучающие авторские цифровые образовательные ресурсы (далее ЦОР). Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его “оживлением”, возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.

Использование ИКТ на логопедических занятиях в детском саду помогает добиться устойчивого внимания и поддержания интереса дошкольника. И это немаловажно, если учесть, что категория детей, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуется нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) применяются для:

  • развития артикуляционной моторики “Артикуляционная гимнастика”;
  • автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи;
  • развития мелкой моторики “Пальчиковая гимнастика”;
  • дифференциации звуков слогах, словах, предложениях и связной речи;

Задание: Определи, в каких словах первый звук звонкий. Щелкни по картинке, где изображены такие слова.

  • развития связной речи и познавательных способностей;
  • для проведения в игровой форме обобщающих заданий.

Важно отметить, что использование ИКТ в системе работы логопеда позволяет существенно усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения; систематизировать работу логопеда.

Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере:

первая половина дня – оптимальна;

вторая половина дня – допустима. Занятие с использованием компьютера во второй половине дня следует проводить в период второго подъема суточной работоспособности, в интервале от 15 ч 30 мин до 16 ч 30 мин, после дневного сна и полдника.

Рекомендуемая максимальная кратность работы на компьютере в течение недели для детей 5 и 6 лет- 1-2 раза.

Рекомендуемые дни недели для занятий на компьютере: вторник, среда. В пятницу заниматься на компьютере нежелательно. Объясняется это тем, что работоспособность ребенка уже к четвергу снижается, а в пятницу происходит ее резкое снижение в силу накопившейся недельной усталости.

Недопустимо проводить занятия на компьютере во время, отведенное для прогулок и дневного отдыха.

В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить офтальмотренаж (специальные упражнения для глаз).

Время и место проведения гимнастики

Зрительная гимнастика проводится дважды в течение развивающего занятия с использованием компьютера: первый раз – в середине работы на компьютере (после 5 минут работы для пятилетних и после 7-8 минут для шестилетних детей) и второй раз – по окончании работы на компьютере или после завершения всего развивающего занятия с использованием компьютера (после заключительной части).

Длительность зрительной гимнастики во всех случаях равняется 1 минуте.

Зрительная гимнастика во время работы на компьютере

Упражнение 1 – со зрительными метками

В кабинете заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать по изучаемой теме, чтобы они составляли единый зрительно-игровой сюжет. Сюжеты логопед может придумывать сам и менять их время от времени. Примерами игровых сюжетов могут быть следующие. В центре стены помещается машина (или голубь, или самолетик, или бабочка). В углах под потолком стены – цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Голубь может лететь на веточку или в домик.

Упражнение 2 – со зрительными метками и поворотами головы

Выполняется так же, как предыдущее упражнение, но дети должны выполнять его с поворотами головы.

Игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки дети должны отыскивать по всему кабинету.

Зрительная гимнастика после занятия с использованием компьютера

Выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Рекомендуются следующие варианты упражнений.

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем открыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.

Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерной технологии встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей. Очень интересна компьютерная технология “Игры для Тигры” (автор Лизунова Л.Р.). Работа с данной технологией проводится при первостепенной роли учителя-логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог – компьютер – ребенок.

Данная программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного. Она позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

Целенаправленное использование компьютерной технологии в процессе логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста позволяет оптимизировать процесс коррекции звукопроизносительной и просодической сторон их речи и в целом содействуют гармонизации развития.

Подводя итоги, я предполагаю, что применение компьютерных программ может стать ещё одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции её недостатков.

ИКТ в работе логопеда

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

— повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
— обес­печение психологического комфорта на занятиях;
— развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
— совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
— развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
— совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
— формирование личности ребёнка в целом;
— повышение качества обучения и работоспособности детей.

Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих принципов:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
  • Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

– звукопроизношение;
– просодические компоненты речи;
– фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
– лексико-грамматические средства языка;
– артикуляционная моторика;
– мелкая моторика;
– связная речь.

  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
  • Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
  • Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
  • Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.
  • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
  • При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

    Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

    • ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
    • знакомство детей с компьютерными программами;
    • преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
    • формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

    Задачи коррекционно-образовательного цикла:

    • формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
    • формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
    • развитие знаковой функции сознания;
    • развитие психических функций.

    Задачи творческого цикла:

    • развитие воображения;
    • развитие познавательной активности.

    На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

    1. Готовый продукт.

    • компьютерные логопедические тренажёры;
    • компьютерные тесты;
    • приключенческие квесты и обучающие игры;
    • книги, учебники и энциклопедии;
    • электронные рассылки;
    • логопедические ресурсы;

    2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

    • составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
    • веб-страницы и веб-сайты;
    • подборки компьютерных тестов;
    • цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

    Среди развивающие и обучающие компьютерные программы используются:

    Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы “Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

    Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.

    Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

    Программа содержит четыре раздела:

    • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
    • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
    • Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
    • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

    Особенности программы:

    • Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.
    • Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.
    • Несколько уровней сложности в каждом задании.
    • Программа разработана совместно с учителями-логопедами.
    • Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.

    «Учимся читать. Страна Буквария» («Новый диск»,2010) Авторы поставили цель сформировать подходы использования методики одновременного и взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики. При работе с этой программой у детей формируются:

    • Понятие буквы как графического символа звука,
    • Понятие слова как упорядоченного множества букв,
    • Смыслообразующая роль буквы в слове,
    • Символ как обозначение объекта(пиктогрмма),
    • Конструирование и моделирование как способы выявления соотношения элементов и целого.

    В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.

    «Уроки Кирилла и Мефодия. Руссий язык» из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета.

    Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения» («Новый диск», 2007), содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:

    • Быстрый поиск
    • Половинки слов
    • Поврежденный текст
    • Скорость и понимание

    Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.

    Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.

    Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит восемьдесят развивающих игр для:

    • Развития фонематического слуха,
    • Постановки звуков,
    • Развития связной речи,
    • Обучения чтению,
    • Обучения счету,
    • Общей дошкольной подготовки,
    • Развития грамотности.

    А также профессиональные дополнения:

    • Материалы для подготовки занятий,
    • Конструктор картинок,
    • Рабочий стол специалиста.

    Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

    Список литературы:

    1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
    2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
    3. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.
    4. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1.
    5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.
    6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.//М.: Педагогика. 1988.
    7. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.
    8. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.
    9. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.
    10. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.

    Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи

    Рубрика: Воспитание и развитие

    Дата публикации: 05.07.2017

    Статья просмотрена: 4056 раз

    Библиографическое описание:

    Бурачевская, О. В. Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 21-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2608/ (дата обращения: 07.01.2021).

    В статье раскрываются варианты использования компьютерных технологии в логопедической практике. Анализируются игровые приемы и методы работы с детьми с речевыми нарушениями. Обозреваются интерактивные игры коррекционной направленности, применяемые в работе с детьми с нарушениями речи.

    Ключевые слова: компьютерные технологии, игровые технологии, интерактивные технологии, компьютерные игры, дети с нарушениями речи

    Перспективными компьютерными технологиями, используемыми в работе с детьми с нарушениями речи, являются игровые компьютерные технологии. Выделяют несколько ключевых направлений работы с прогрессивными логопедическими технологиями: 1- коррекция звукопроизношения, речевого дыхания и голоса (отработка диафрагмального дыхания, отработка носового вдоха и ротового выдоха, отработка плавного длительного ротового выдоха, коррекция назального, а также фарингиальных, щелкающих, «квакающих», хрипящих и др. призвуков, формирование умения изменять силу голоса, работа над словесным и логическим ударением, исправление дефектного произнесения звуков); 2- формирование фонематического восприятия (организация работы по дифференциации согласных по месту и способу произнесения, по твердости-мягкости); 3- обучение грамоте (развитие навыков звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза; упражнения для формирования оптического контура буквы и создания устойчивого образа буквы и слога; коррекция нарушений чтения, особенно в тех случаях, когда у ребенка с трудом формируется процесс чтения слоговых стереотипов); 4- формирование лексико-грамматической стороны речи (формирование обобщенного лексического, грамматического и морфологического значения слова, классификация слов по лексическим и грамматическим группам, формированию грамматического строя речи, накопление лексического запаса); 5- формирование связного высказывания (формирование навыка адекватного восприятия текста, формирование навыка построения связного высказывания и т. д.); 6- формирование и коррекция навыка чтения (формирование словесной догадки, формирование звуко-буквенных грамматических обобщений) [2; 3; 4].

    Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции нарушений речи при стертой форме дизартрии. Программа позволяет эффективно работать и с детьми с другими первичными нарушениями речи в рамках дислалии, алалии, ринолалии, заикания, а также с детьми с вторичными нарушениями речи. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательность упражнений и веселый ведущий Тигренок — все это делает программу привлекательной для детей с речевыми нарушениями (Рис.1). Применение программы «Игры для Тигры» делает процесс коррекционно-развивающей работы речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме [2].

    Рис. 1. Специализированная логопедическая программа «Игры для Тигры»

    Логопедический тренажер «Дэльфа» («Дэльфа-142.1») — новая программа для работы по развитию речевого дыхания, коррекции силы голоса, коррекции и автоматизации произношения гласных и согласных звуков, коррекции произношения, устранению назального оттенка голоса. Включает в себя улучшенные варианты упражнений Сурдологопедического тренажера «Дэльфа-130» и новые модули, расширяющие функциональность продукта (Рис.2). Это программа по коррекции устной и письменной речи, которая позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до предложения и решать разнообразные задачи по развитию речи. В основе методики — индивидуальный подход, игровые приемы, возможность повторения, использование различного стимульного материала (картинки, звучащая и письменная речь). Данный тренажер обеспечивает комплексность программы работы над устной и письменной речью, включая работу со связным текстом. Тексты для пересказа организованы по уровням сложности, подобраны вопросы и опорные слова [3].

    Рис. 2 Логопедический тренажер «Дэльфа»

    Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь» — программа визуального контроля речи для логопедической практики. Данная программа разработана не только для лиц с нарушениями речи, но также позволяет эффективно тренироваться во владении собственным голосом, в выразительном чтении, произнесении речей, пении; помогает избавиться от диалекта, приобрести умение говорить в особой манере. Ключевое значение программного комплекса заключается в работе над следующими аспектами речи: наличие или отсутствие голоса; интенсивность звучания, слоговое ударение; высота голоса и голосовые модуляции; правильность произнесения гласных звуков; длительность и слитность произнесения звука, слога, слова, короткой фразы; темп произнесения речевого материала. Программа «Видимая речь» включает 13 модулей, позволяющих контролировать не только произношение всех звуков изолировано, но и тренировать в произнесении их комбинаций, благодаря тому, что поддерживается работа над слогами, слогосочетаниями и короткими словами. Все типы упражнений дополнены игровыми сюжетами и оригинальной графикой, таким образом, каждое упражнение на экране предстает в виде коротенького мультфильма (Рис.3). Основное отличие данного программного обеспечения от других является возможность качественно проанализировать собственное «звучание». Финал успешного завершения упражнения выглядит по-разному: забавные действующие лица довольно хохочут, прячутся в домики, падают в машину яблоки, слышатся радостные гудки, паровозные свистки, звучат музыкальные фразы и т. п. [3]

    Рис. 3. Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь»

    Программно-дидактический комплекс «Логомер» представляет 90 интерактивных игр для детей с речевыми нарушениями. Интерактивные игры рассчитанные на детей 2–10 лет посредством сказочных сюжетов и ярких персонажей мотивируют детей заниматься (Рис. 4). Комплекс «Логомер» содержит игры и упражнения по основным направлениям логопедических и коррекционных занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов: звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматические категории и общее развитие. Данный программно-дидактический комплекс включает программу для создания пособий «Конструктор картинок» [7].

    Рис. 4. Программно-дидактический комплекс «Логомер»

    Логопедический комплекс «Речевой калейдоскоп» разработан для постановки и автоматизации звуков, работы над дыханием, голосообразованием. Данный комплекс можно использовать в работе с детьми, имеющими различные нарушения речи дошкольного и младшего школьного возрастов (Рис.5). В «Речевом калейдоскопе» имеются широкие возможности применения комплекса в работе над произношением: над дыханием, голосом, интонацией, темпом, словесным и логическим ударением и такими звуками речи, как гласные, дифтонги и согласные звуки, кроме взрывных и аффрикат. В программе компьютерного комплекса выделяют 4 группы модулей: I группа предназначена для работы над дыханием и голосом; II группа — для работы над звуками речи; III группа — для работы над произношением в целом; IV группа — для развития слухового восприятия и слухового контроля за собственной речью. Данный комплекс может быть использован на разных этапах формирования произносительной стороны речи. Логопедический комплекс «Речевой калейдоскоп» выпускается в мобильном варианте, комплектуется внешним HDD-корпусом, с установленным программным обеспечением и есть разъемы для подключения периферийных устройств (монитор, клавиатура, микрофон, аудиоколонки). В качестве монитора можно использовать, как обычный монитор, так и телевизор с VGA-входом [5].

    Рис. 5. Логопедический комплекс «Речевой калейдоскоп»

    Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно» предназначена для работы с детьми старшего дошкольного (от 5 лет) и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению, а также для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи (Рис.6). В программе представлено четыре раздела: 1-неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.); 2-звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов); 3- речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка); 4- развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста). Программа направлена на развитие и коррекцию речи, формирование навыков грамотного произношения, развитие всех сторон речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи. В данном программном обеспечении представлено несколько уровней сложности в каждом задании [2].

    Рис. 6. Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно»

    Цикл логопедических занятий «Логопедические уроки» по развитию речи у неговорящих детей и у детей с нарушениями звукопроизношения в возрасте от 2 до 4 лет от психологического центра «Адалин» (Рис.7). В данном цикле занятий подобраны и систематизированы наиболее эффективные логопедические методики на развитие речи, учитывающие специфику работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с дислалией, алалией, задержкой речевого развития (ЗРР), общим недоразвитием речи (ОНР). В этот цикл включены базовые типы логопедических игр (артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, игры на развитие физического и фонетического слуха, упражнения на звукоподражание, рифмованные загадки, стихи с движениями и чистоговорки) [2; 3].

    Рис. 7. Цикл логопедических занятий «Логопедические уроки»

    Таким образом, перечисленные преимущества и развивающие возможности компьютерных технологий наглядно демонстрируют ресурсный потенциал, направленный на выравнивание речевого и психофизического развития детей дошкольного и младшего школьного возрастов с нарушениями речи. Игровые компьютерные технологии — дополнительный ресурс логокоррекционной работы, решающий задачи речевого и познавательного развития.

    Ссылка на основную публикацию