Дидактические пособия для индивидуальных логопедических занятий

Логопедическое пособие «Речевичок»

чт., 26.04.2018

Терёхина Елена Александровна,

МАДОУ детский сад № 133 города Тюмени

Логопедическое пособие «Речевичок»

Цель данного пособия: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам;

– развитие и совершенствование грамматического строя речи;

– автоматизация звуков в речи;

– развитие зрительного гнозиса;

– учить устанавливать логические связи между предметами;

– развитие фонематического слуха, анализа, синтеза;

– развитие навыков связной речи;

– развитие пространственных представлений, математических понятий, восприятие цвета, формы, размера;

– развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);

– развитие мелкой моторики.

Основная работа учителя – логопеда заключается в формировании у детей всех сторон речи. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет в последствии к желаемому результату.

Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка.

Пособие «Речевичок», соответствует системно-деятельному подходу, доступное и безопасное. Альбом на липучках помогает работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции, готовит детей к школе.

В работе используется наглядность в виде ярких и интересных ламинированных картинок – основ с силуэтами и контурами рисунками, и картинок на липучках, наклеек и игрушек, позволяющих благотворно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к занятиям, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом.

Данное пособие предназначено для разных возрастных категорий (от 3 лет и до 7 лет). Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в работе с двумя детьми одновременно, поскольку имеет две и три рабочих поверхностей. Возможно и командное выполнение упражнений.

«Речевичок» может быть использован воспитателями на занятиях по развитию речи и обучению грамоте. Этот факт очень важен, потому что учитель – логопед имеет возможность рекомендовать закрепление определённых речевых умений и помочь в подборе наглядного материала (взаимодействие с воспитателями и специалистами детского сада).

Актуальность этого пособия заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данного игрового пособия облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Картинки из одной игры можно отлеплять и использовать их в других играх.

Благодаря использования игр с липучками, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной среде для детей дошкольного возраста. Пособие можно по необходимости пополнять другими играми и деталями. Детали, которые на определенном занятии оказались не нужны, удобно убирать в карманы, находящиеся в папке. Работа с данным пособием позволяет систематизировать весь наглядный материал, имеющийся у учителя – логопеда и продуктивно использовать его на занятиях.

Ниже приводятся примеры использования пособия «Речевичок».

Игра «Приклей сам цветы и бабочки»

Цель: обучение и закрепление цвета, развитие мышления, развитие концентрации зрительного внимания.

Ребенку нужно найти по цвету картинку и приклеить к домику или цветку.

Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Один – много», «Какая картинка лишняя?», «Кто-что?», «Составь предложение».

Игра «Какие фрукты и ягоды ты знаешь?»


«Какие овощи ты знаешь?»

Цель: обогащение словаря по темам «Овощи, Фрукты и ягоды», соотнесение картинки с тенью. Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Один – много», «Назови ласково». «Какой-какая?», «Какая картинка лишняя?», «Разложи по корзинкам».

Игра «Каких диких и домашних животных ты знаешь?»

Цель: обогащение словаря по лексическим темам «Дикие и домашние животные», «Животные тёплых стран». Закрепление навыков нахождения предметов по заданному силуэту, развитие зрительного восприятия. Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Назови ласково», «Посчитай животных», «Накорми животных», «Большой – маленький», «Четвёртый лишний», «Составь предложение».

Игра «Сосчитай сам!»

Цель: обучение и закрепление счёта до 10. Закрепить порядковый счет в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счете. Развитие логического мышления.

Игра «Налево – направо»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

Разложить картинки. Составление предложения. Например: Танк едет направо. Самолёт летит налево. Ребёнок считает предметы (один самолёт – два самолёта). Можно поиграть «Кто лишний?»

Игра «Домики»

Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация звука в словах, дифференциация звуков.

На дым выкладываются буквы. Ребёнок подбирает картинки с заданным (автоматизируемым) звуком из ряда картинок, в названии которых есть смешиваемые в произношении звуки (например: [С] и [З], Л-Р, С-Ш, ) называет картинки или подбирают игрушки. В задании можно оговорить определённое положение звука в слове. Можно подбирать мягкие и твёрдые согласные, звонкие и глухие.

Игра «Он, она, оно»

Цель: совершенствование грамматического строя речи. Определять существительные мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа.

Игра «Подбери орешки»

Цель : закрепить знания о геометрических фигурах, цвете. Развитие зрительного восприятия, наблюдательности. Логического мышления.

«Алфавит»

Цель: обучение алфавиту, определение положения звука в слове; закрепление понятий «звук», «гласный звук», «согласный твёрдый звук», «согласный мягкий звук».

В задании можно оговорить определённое положение звука в слове (начало, середина, конец).

Игра «Где звук С?», «Где звук Р?»

Цель: развитие фонематического слуха, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза определение места звука в слове;

Игра: «Волшебное дерево»

Цель: обогащение словарного запаса детей по теме «Времена года».

Ребёнок выкладывает на изображение дерева разных цветов листья, сов, жёлуди, яблоки и т.д. Автоматизация звуков в словах, в словосочетаниях, в предложениях. Закрепление согласования числительных с существительными. Например: одна сова, две совы, ..5 сов. Одно жёлтое яблоко, два жёлтых яблок и т.д.

Игра «Помоги фее», «Какой? Какая? Какое?»

Цель: Развивать навык согласования прилагательного и существительного. Развивать фонематическое восприятие, обогащение словаря. Обучение звуко-буквенному анализу и синтезу.

Игра «Найди картинку со звуком Л и Р»

Цель: Дифференциация звуков в словах, в словосочетаниях, обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи.

Игра «Ромашка»

Цель: Расширение и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи. Соотнесение числа с предметами, закрепление навыков употребления числительных с существительными. Так же можно играть в игры на автоматизацию звуков (1 мяч-2 мяча-5 мячей), игра «Один-много» (мяч-мячи).

Игра: «Помоги белкам собрать грибы»

Цель: соотнесение цифры и числа, развитие мышления и восприятия. Развитие связной речи.

Игра: «Насекомые»

Цель: обогащение словаря по лексической теме «Насекомые», формирование грамматического строя речи (формирование фразы, словоизменения). Согласование числительного с существительными в разных падежах. Закрепление предлогов.

Игра «Дни недели -поровозик»

Цель: закрепление знаний о днях недели и их порядку. Закрепляем цвета.

Игра: «Помоги ослику»

Цель: автоматизация звука Г в словах, обогащение словаря. Развитие мелкой моторики.

Игра: «Самолёт»

Цель: автоматизация звука С в словах, обогащение словаря. Развитие связной речи.

Авторским является само пособие (и некоторые задания к пособию), позволяющее учителю – логопеду систематизировать весь наглядный материал и продуктивно использовать его на занятиях с детьми.

Вывод: При помощи данных пособий повысилась эффективность логопедического воздействия. Дети с интересом занимаются на занятиях.

Работа не прекращается, и я продолжаю совершенствовать свой «Речевичок»

Уважаемые коллеги! Желаю Вам удачи и творческих успехов в работе!

l«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0004982

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Использование авторских игровых дидактических пособий в логопедической работе.
методическая разработка на тему

Все пособия, представленные в презентации, созданы мной для эмоционального и эффективного взаимодействия с ребёнком, повышения мотивации на занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Использование авторских дидактических пособий в логопедической работе.1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Использование авторских нетрадиционных игровых пособий в логопедической работе» Учитель-логопед МБДОУ № 121 Гроцкая Елизавета Николаевна г.Красноярск 2017г.

Все пособия, представленные в презентации, созданы мной для эмоционального и эффективного взаимодействия с ребёнком, повышения мотивации на занятия. С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к занятиям, что немаловажно в процессе коррекции и развития речи детей. Взаимодействие с ребёнком становится действенным, партнёрским, позволяющим в непринуждённой игровой ситуации провести коррекционную работу как по подготовке к постановке звука, так и на этапах автоматизации и дифференциации, а так же на подгрупповых и фронтальных занятиях. На сегодняшний день методов игрового воздействия известно достаточно много, необходимо лишь систематизировать опыт, изготовить пособие в соответствии с целями, задачами, содержанием и с требованиями безопасности.

Дидактическая игра/пособие для развития речевого дыхания «Сенсорный домик» Описание. Пособие выполнено из фанеры в виде домика с трубой, окошками и дверцами, закреплено на основании. Черепицу на крыше дома имитируют ярко-синие легкие перышки, дым из трубы, шторы на окнах, дверной проём так же декорированы подвижными функциональными элементами. Жители домика – разноцветные Шарики и соответствующие по цвету коктейльные трубочки входят в комплект. Цель : в зависимости от инструкций логопеда, пособие может быть применено для развития сильного непрерывного выдоха, сильного плавного выдоха, длительного непрерывного ротового выдоха, сильного плавного и продолжительного выдоха, сильного целенаправленного выдоха, развития губных мышц и т.д. Игровые задания. «Ветерок стучится в окна» «В печке пляшет огонек, из трубы идет дымок» «Задуй шарик в домик»

. Дидактическое игровое пособие «Пушка». Цель : развитие речевого дыхания и фонематического восприятия. Задачи: в зависимости от инструкций логопеда, пособие может быть применено: -для сильного плавного выдоха, сильного целенаправленного выдоха;. -для развития ловкости и координации движений рук; -для развития фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза. Описание и способы использования. Пособие выполнено из пластикового стакана, закреплённого под определённым углом на деревянной основе. Функциональным элементом является ядро в виде шарика из пенопласта, который можно выдувать на разные расстояния из дула пушки в зависимости от силы выдыхаемой струи. Второй ребёнок может ловить вылетевший из дула пушки шарик-ядро. Еще один вариант игры- «Стрелять по сигналу»- сигналом выступает заданный звук или слово с заданным звуком и т.д.

Дидактическая игра/пособие по сенсорному и речевому развитию «Весёлые горошины» Описание. Развивающее пособие, представляет собой 2 вязанных стручка на молниях, внутри которых находятся разноцветные звучащие горошины. Горошины в стручках соотносятся по цвету и звучанию. Полифункциональное, безопасное, экологичное, занимательное пособие предназначено для совместных занятий с педагогом и для самостоятельной игры дошкольников. Цель: Развитие сенсорных качеств, мелкой моторики, грамматической стороны речи. Задачи : – развивать слуховое восприятие, память (учить сравнивать звуки, находить одинаково звучащие горошины); – развивать речь ребенка (актуализация словаря, развитие грамматического строя и фразовой речи) – развивать мелкую моторику (учить застегивать и расстегивать молнию; учить пристегивать и отстегивать липучки); -развивать тактильное восприятие (горошины твердые-мягкие, пушистые- гладкие, тяжёлые-лёгкие, мелкие-крупные ); – закреплять знания о цветах, учить соотносить предметы по цвету; – закреплять навыки счетных операций в пределах 10; Игровые задания. 1) «Горошины рассыпались». Помогите распределить горошины в 2 стручка так, чтобы в каждом из них оказалось по 1 горошине каждого цвета. (Этот вариант игры может проводиться с опорой на цвет или звучание горошин) 3) «Найди похожую горошину». (Этот вариант игры может проводиться с опорой на цвет или звучание горошин) 4) «Какой горошины не хватает в каждом стручке?». Педагог незаметно прячет по 1-2 горошины из каждого стручка. Дети должны проанализировать цветовые наборы в каждом стручке и определить недостающие горошины. 5) «Чудесный мешочек» Найти на ощупь пушистую или тяжёлую горошину.

. Дидактическая настольно-развивающая игра-лото « Звуко-символьное лото » Описание . Игра состоит из 5 больших(формата А4) карточек, на которых изображены предметные картинки односложных слов и по 10 маленьких карточек с символьным изображением гласных звуков, помещённых в индивидуальные ячейки, что помогает ребенку не отвлекаться от главной цели игры. В комплект так же входят 6 рожиц, для уточнения артикуляционного уклада при произнесении гласных звуков и ненавязчивого знакомства детей с их символьным изображением. Цель: Развитие фонетико-фонематической стороны речи. Задачи : – уточнять артикуляционный уклад при произнесении гласных звуков; развивать слуховое восприятие; формировать навык звукового анализа и синтеза(определение и дифференциация гласных звуков в середине односложных слов: БАК, БЫК, БИНТ); воспитывать умение отвечать полным предложением. Игровые задания : «Отыщи рожицу, которая поёт песенку «О-О-О» (или А, У, И, Э, Ы) «Спой песенки рожиц, которые я покажу» «Прятки» или «Лото» – Закрой карточкой-символом нужную предметную картинку. (Распредели карточки с символами гласных звуков в соответствии с теми предметными картинками, в которых слышится нужный гласный звук).

. Коррекционно-развивающее игровое дидактическое пособие «Язык Языкович». Описание и способы использования. Развивающее пособие, представляет собой модель « Язычка» выполненного вручную в технике вязание спицами. Оно предназначено для моделирования артикуляционного уклада того или иного звука. Применяется на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения, при объяснении правильного положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. А так же широко используется при проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики. Варианты игры изменяются в зависимости от цели занятия.

. Описание. Пособие представляет собой 2 деревянные модели ёлочек разных размеров на которые с помощью мини-прищепок можно прикрепить новогодние шарики большего или меньшего размера с изображением предметных картинок. Цель. в зависимости от инструкций логопеда и поставленной задачи, пособие может быть применено для развития либо фонетико- фонематической, либо лексико-грамматической сторон речи, а так же для развития мелкой моторики. Задачи: формировать умение различать существительные и прилагательные, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; -формировать навык словообразования существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; -согласование прилагательных с существительными м.,ж.,ср. рода; в Р. п. ед. числа.; – закреплять навык правильного употребления предлогов НА, С; -учить определять наличие заданного звука в слове в любой позиции; – учить определять позицию звука в слове(начало, середина, конец);-различать звуки по признакам: звонкости-глухости, твёрдости-мягкости; -воспитывать умение отвечать на вопросы полным ответом; – развивать мелкую моторику (манипулирование в процессе игры маленькими прищепками); Варианты игровых упражнений: Ребёнку предлагается выбрать из шариков нужный или украсить большую «Ёлку» и маленькую «Ёлочку» шариками, ориентируясь на инструкцию логопеда и поставленную перед ребёнком задачу. Многофункциональное дидактическое игровое пособие по сенсорному и речевому развитию «Ёлка-ёлочка ».

. Многофункциональное игровое дидактическое пособие «Змея-словоежка». Описание. Пособие представляет собой сшитую из ткани Змею, скрученную спиралью, на теле которой расположены прозрачные кармашки. В кармашки вставляются картинки соответствующие заданным критериям в зависимости от дидактической цели игры. Может применяться как на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения, так и на подгрупповых и на фронтальных занятиях по коррекции лексико-грамматической стороны речи. Цель . Развитие фонетико-фонематической и лексической стороны речи, синтаксиса. Задачи: -автоматизировать звук в словах, словосочетаниях, предложениях; -учить определять наличие заданного звука в слове в любой позиции; – учить определять позицию звука в слове(начало, середина, конец); -различать звуки по признакам: звонкости-глухости, твёрдости-мягкости; – формировать умение составлять простые и распространенные предложения, с опорой на картинки или на схему предложения и умение строить схемы предложений. – формировать умение подбирать картинки на заданную лексическую тему; – формировать умение подбирать обобщающие понятия к картинкам определённой группы; Варианты игровых упражнений: Покорми «Змейку» теми словами, в названии которых есть автоматизируемый звук; 2) Укрась «Змейку» картинками, которые относятся к понятию «Обувь». 3) Назови картинки, которыми украсила себя Змейка, одним словом. 4) Вставь в кармашки картинки, в той последовательности, в которой они прозвучат в предложении и др.

. Дидактическая настольно-развивающая игра «Звуковые дорожки» Описание. Игра представлена в виде деревянного каркаса, поперёк которого вставлены металлические прутья, а по ним перемещаются пластиковые шарики символических цветов- красный, синий, зелёный. Перпендикулярно прутьям располагается белая полоса, на которой ребенок по очереди выстраивает один за другим шарики, соответствующие звукам в слове, которое логопед произносит утрированно(на начальных этапах) или сам ребенок произносит, анализируя название картинки(на более поздних этапах). Цель . Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов. Задачи: -закреплять умение обозначать звуки цветными фишками –символами; -закреплять умение определять количество и последовательность звуков в словах; -закреплять умение дифференцировать гласные и согласные звуки; дифференцировать согласные звуки по признакам твёрдости-мягкости; формировать умение подбирать картинки под заданную схему слова. Игровые задания. Составь на белой полоске пособия схему слова из цветных шариков. Подбери картинки, подходящие под данную схему слова;

Дидактические пособия своими руками Копилка логопеда

Елена Зайцева
Дидактические пособия своими руками Копилка логопеда

Чтобы дети с удовольствием посещали логопедические занятия и с интересом выполняли предложенные им задания, необходимо придумывать новые, интересные дидактические игры с разными картинками, персонажами, сюжетами и материалом. Вашему вниманию я предлагаю дидактические пособия для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий на автоматизацию разных звуков, формирование интонационной выразительности, развитие зрительно-моторных координаций и так далее. Данные пособия помогают разнообразить занятие, повысить эффективность коррекционной работы.

«Волшебный куб»

-формирование фонетико-фонематических представлений и слоговой структуры слова.

-формирование лексико-грамматического строя речи.

-формирование связной речи.

-формирование познавательных процессов.

«Разноцветные ромашки»

Формирование фонетико-фонематических представлений;

слоговой структуры слова.

Формирование познавательных процессов.

«Веселые крышки»

-формирование навыков звукового анализа;

– формирование слоговой структуры слова;

-развитие мелкой моторики.

-закрепление знаний основных цветов

«Кто в домике живет?»

-упражнять в выделении заданного звука в слове;

-учить дифференцировать звуки;

-формировать умение делить слова на слоги;

-развивать логическое мышление, внимание;

-закреплять в речи обобщающие понятия;

-развивать мелкую моторику.

«Звуковички»

-Развитие фонематического слуха и восприятия;

-расширение знаний детей, понятия: гласные –согласные; твердые-мягкие.

Дидактическая игра «Собери бусы»

закреплять умение дифференцировать звуки [З]-[С] в словах;

развивать фонематический слух,

Это лишь малая часть тех игровых заданий, которые можно давать ребенку (детям, используя эти пособия. В зависимости от цели и задач, поставленных на занятии, можно менять и игровые задания. Дети с удовольствием занимаются с пособиями, они вызывают у них интерес, развивают любознательность, память, внимание, а главное — речь.

Дидактические игры и пособия для занятий своими руками Предлагаю Вашему вниманию подборку дидактических игр и пособий для занятий с детьми дошкольного возраста Эти игры были сделаны для итогового.

Дидактические пособия своими руками Дидактические пособия своими руками. Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает.

Дидактические пособия своими руками для сенсорного развития детей Хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. В каждом возрасте перед сенсорным.

Развивающие пособия своими руками Добрый вечер коллеги! Представляю вашему вниманию две дидактические игры из бросового материала, которые не потребуют много материальных.

Использование пособия своими руками из подручного материала в развитии дошкольника Использование пособия своими руками из подручного материала в развитии дошкольника. Мы хотим чтобы, наши дети росли здоровыми и счастливыми,.

Пособия по развитию мелкой моторики своими руками В. А. Сухомлинский:Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В шесть -семь лет развитие мелкой моторики у детей является неотъемлемой.

Пособия для развития мелкой моторики детей своими руками Здравствуйте, коллеги! Предлагаю вашему вниманию продолжение обзора игр, которые сделаны своими руками из подручных материалов для развития.

Пособия своими руками для развития мелкой моторики Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук. Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием.

Развивающие пособия своими руками для мелкой моторики Миронова Елена Николаевна Развивающие пособия своими руками для мелкой моторики. Когда разговор идет о “мелкой моторике”, подразумевается.

Визитная карточка пособия «Дед и Баба». Куклы своими руками Разрешите представить вашему вниманию моих кукол Деда и Бабу. Недавно в нашем детском саду проходил конкурс «Кукла в народных костюмах».

Простые логопедические игры и пособия своими руками

Творчество в работе учителя-дефектолога – неотъемлемый фактор успешности коррекционной работы.

Наверное, в любой профессии желателен творческий подход к работе, а в работе учителя-дефектолога он просто необходим. Дети, с которыми работает учитель-дефектолог пункта коррекционно-педагогической помощи учреждения дошкольного образования, в силу возраста не понимают, зачем логопед берет их на занятия.

К тому же, кроме речевого нарушения, они могут иметь особенности внимания, памяти, мышления, у детей может быть недостаточно развита мелкая моторика. Так же, как и все дети, они могут быть активными, неусидчивыми или пассивными, рассеянными. И педагог должен найти подход к каждому, ведь от этого зависит результат его коррекционной работы.

Особое внимание учитель-дефектолог должен уделить наглядности и играм.

Дидактический материал, который использует в работе учитель-дефектолог (игры, упражнения), должен быть красочным и интересным ребенку.

Ребенок-дошкольник хочет играть – пусть он играет, а педагог должен построить свою работу так, чтобы в игре выполнялась основная задача – коррекция имеющегося нарушения.

У каждого учителя-дефектолога имеется в арсенале свой набор игр и упражнений – компьютерных или бумажных, приобретенных или изготовленных своими руками. Игр – огромное множество.

Но сколько бы ни было издано пособий и дидактических игр, у каждого дефектолога в арсенале будет что-то свое, сделанное своими руками, какая-нибудь оригинальная игра, непохожая на другие игры. А если еще он владеет компьютером, возможности которого просто безграничны, то тут большой простор для фантазии.

Предлагаю несколько образцов простых игр, изготовленных с помощью компьютера, которые можно использовать в работе с детьми с нарушениями речи для автоматизации и дифференциации звуков, развития звуко-буквенного анализа, фонематического слуха, коррекции лексико-грамматической стороны речи, умения составлять простые и сложносочиненные (сложноподчиненные) предложения.

Игры я составляю в программе для составления презентаций Power Point: вставляю выбранную картинку-фон (дорожку, улитку, змейку, гусеницу, таблицу и т.п.) и накладываю на нее картинки с нужным звуком. Фон картинок лучше сделать прозрачным.

Это можно сделать в программе Adobe Photoshop, Point.net или какой-то другой программе – той, которой владеет педагог. Далее, при желании, можно сделать фон пособия.

Сюжет логопедической игры – дело фантазии логопеда.

Логопедические бродилки

Изготовление пособия. Выбрать картинку-бродилку, наложить на нее картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок «идет» пальчиками по дорожке, четко проговаривая закрепляемый или дифференцируемые звуки.

Варианты игры (этой и последующих):

1. Предложить ребенку найти на картинке еще предметы с заданным звуком и посчитать их: одна елка, две елки, три елки, четыре елки пять елок. В этом случае ребенок учится согласовывать числительные с существительными. Для упражнения в согласовании прилагательных с существительными добавляем признак – зеленая елка. Ребенку нужно будет проговорить: одна зеленая елка, две зеленые елки, … пять зеленых елок.

2. Предложить ребенку выбрать пять понравившихся картинок (например, велосипед, рыбка) и составить с ними предложения («Мама купила велосипед», «Рыбка плавает в реке»).

3. Предложить ребенку выбрать пять понравившихся картинок и поиграть в игру «Жадина»: «Мой велосипед, моя свинка, моя шляпа» и т.д. Или игра «Не жадина»: «Я все отдал тебе, и теперь у меня нет велосипеда, нет свинки, нет шляпы». Так мы упражняем ребенка в правильном употреблении падежных окончаний существительных.

4. Предложить ребенку выбрать пять понравившихся картинок и поиграть в игру «Один-много»: елка – елки, свинка – свинки, велосипед – велосипеды.

На базе одной картинки из предложенных игр можно реализовать множество вариантов игр, реализуя главную цель – коррекция нарушений речи.

Логопедические лабиринты

Изготовление пособия.

Выбрать картинку-лабиринт, вставить в слайд презентации, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок называет картинки лабиринта, четко проговаривая звуки.

В эту игру может играть ребенок с логопедом, а можно организовать ее с подгруппой детей, у которых автоматизируется один и тот же звук. В таком случае потребуется кубик и фишки. Игроки бросают кубик. Сколько выпало точек, столько игрок может сделать ходов, четко проговаривая слова с закрепляемым звуком (или с дифференцируемыми звуками). В этой игре есть опасность зайти в тупик, поэтому ребенку нужно быть внимательным и следить, чтобы этого не произошло. Кроме автоматизации звуков, в этой игре развивается еще и зрительное внимание, а отвечая на вопрос-название игры, ребенок учится составлять предложения с предлогами.

Кроме закрепления звуков, в играх этой серии и в играх, представленных ниже, также можно предложить те же варианты задания для коррекции лексико-грамматической стороны речи, что и в играх-бродилках.

Логопедические гусеницы

Изготовление пособия. Выбрать картинку-гусеницу, вставить ее в слайд, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок продвигает фишку по гусенице, четко проговаривая звуки.

На данном материале, кроме закрепления звуков, также можно отработать согласование числительных и прилагательных с существительными, единственное и множественное число существительных, умение составлять предложения.

Логопедические дорожки

Изготовление пособия. В функции «Вставка» выбрать «Фигуры», вставить подходящую фигуру, размножить ее и сделать из нее дорожку. Затем наложить на дорожку картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок «идет» пальчиками по дорожке, четко проговаривая звук. Далее ребенок, отвечая на вопрос (например «Кого зовет коза?»), составляет простое предложение («Коза зовет козленка»).

На материале игр данной серии также можно отработать согласование слов в предложении, подбор признаков к предмету, единственное и множественное число существительных и т.д.

Логопедические собиралки

Изготовление пособия. В файл вставить картинку (например, гриб, клубнички), размножить ее и сделать из нее дорожку (можно взять картинки разных грибов), затем наложить на них картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон. Потребуется кубик и фишки.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Игроки по очереди бросают кубик – сколько выпало точек на кубике, на столько картинок нужно продвинуть фишку, четко произнося название картинок.

Логопедические змейки

Изготовление пособия. Выбрать картинку-змейку, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Для игры потребуется кубик и фишки. Играть может ребенок с логопедом, а можно организовать игру с подгруппой детей, с которыми осуществляется закрепление произношения одного и того же звука.

Ход игры.

Игроки по очереди бросают кубик – сколько выпало точек на кубике, столько игрок может сделать ходов, четко называя слова с закрепляемым звуком. И здесь также можно выбрать три-пять картинок, составить с ними предложения, посчитать их, согласуя числительные с существительными. Затем можно закрыть или убрать картинки и дать ребенку задание: «Вспомни, какие картинки были на этой змейке» (развитие зрительной памяти).

Логопедическое домино

Изготовление пособия. В функции «Вставка» выбрать таблицу, вставить в слайд, залить таблицу понравившимся цветом, наложить картинки с нужным звуком.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков.

Картинный материал разрезать по горизонтали, затем по вертикали между одинаковыми картинками (можно заламинировать) и играть как в обычное домино. Разница лишь в том, что вместо точек на домино картинки, и нужно их назвать, согласуя числительное с существительным.

Логопедические улитки

Это довольно известная игра, но здесь я добавила фон, где дополнительно вставила картинки (по пять картинок) на заданный звук. Их можно использовать для упражнения в согласовании числительных с существительными или для составления предложений.

Изготовление пособия. Выбрать картинку-улитку, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Для игры потребуется кубик и фишки. Играть может ребенок с логопедом, а можно организовать игру с подгруппой детей, с которыми осуществляется закрепление произношения одного и того же звука.

Ход игры.

Игроки по очереди бросают кубик – сколько выпало точек, столько игрок может сделать ходов, четко называя слова с закрепляемым звуком.

Цель игры для ребенка – добраться до приза (это может быть фишка, картинка, наклейка или какой-то другой приз), а для логопеда – закрепить у ребенка поставленный звук.

Варианты использования игры данной серии могут быть такие же, как и в играх других серий, а могут быть и свои – тут дело фантазии педагога.

Нужны ли консультации по логопедии для родителей в детском саду

В последнее время все больше родителей обращаются к логопедам с проблемами в развитии речи детей. Согласно данным государственных поликлиник, с каждым годом растет количество детей, имеющие задержки речевого развития. Все чаще к специалистам обращаются родственники 4-летних ребят, которые на момент обращения не произнесли ни слова.

Логопедические консультации для родителей в детском саду

Логопедические консультации, подготовленные для родителей, в детском саду проводят регулярно для того, чтобы научить взрослых общаться с детьми. Подавляющее большинство мам и пап не умеют строить предложения и беседовать с ребенком так, чтобы тот понимал смысл сказанного и стремился отвечать.

Занятие со специалистом

Пособия по логопедии для изучения родителями

Пособия по логопедии для дошкольников составляют целую библиотеку полезных и несложных упражнений, занятия по которым помогут родителям понять свои ошибки в общении с детьми, и направить их на верный путь развития дошкольника.

Альбом упражнений для детей с нарушениями речи

Использование альбома для развития речи помогает сориентироваться родителям при планировании самостоятельных упражнений. На страницах таких пособий ждут интересные картинки, способные привлечь детское любопытство и обратить занятия в игру. Под картинками для родителей располагаются описания упражнения, соответствующие каждой картинке. Например, для изображения воздушного шара можно встретить следующее описание: «Сложенные вместе ладони разводить плавно в разные стороны, сопровождая длинным звуком „ш-ш-ш“».

Такие альбомы предлагают упражнения на тренировку речевого дыхания, благодаря которому удастся поставить четкое небыстрое произношение, которое не превратится в заикание из-за быстрого темпа.

Упражнения из альбома

Интересно! Другие авторские альбомы ориентированы на развитие фонематического восприятия. Занятия такого пособия учат различать оппозиционные звуки: как в чужой речи, так и в собственном произношении. Большое внимание уделяется парам из твердых и мягких звуков, а также глухих и звонких.

Альбом игровых упражнений для развития речи

Игровые альбомы содержат логопедические материалы, работа по которым ставит артикуляцию, учит взрослых в домашней обстановке проводить несложные упражнения с детьми для тренировки управления речевым аппаратом. Иллюстрации, демонстрирующие положение губ для каждого звука, привлекают малышей, стимулируя их к повторению.

Учимся сочинять стихи и загадки

Знакомство с загадками открывает новый мир дошкольникам. Очевидная информация, подаваемая в форме загадки, крайне увлекательна для малышей. Лучше всего начинать ознакомление с понятного материала — с описания животных, мест их обитания и произносимых ими звуков. Во время таких упражнений родителям рекомендовано использовать карточки с иллюстрациями популярных зверей.

Их легко найти в интернете и распечатать для проведения обучения. Ребенку сначала описывают животное, например, так: «Он большой, лохматый, живет в лесу, любит кушать малину и мед, на зиму укладывается спать в берлогу». Если ребенок затрудняется ответить, показывают картинку медведя. После нескольких игр взрослые предлагают малышу выбрать карточку и описать животное.

Знакомство с рифмой крайне ценно для ребят с нарушениями речи, неправильной постановкой дыхания, а также при заикании. Слушая ежедневно четверостишия с простым ритмом, непроизвольно запоминается текст и вырабатывается чувство такта. Двухлетний малыш способен повторять окончания строк их знакомых ему произведений. Детки постарше уже могут учиться складывать собственные рифмы совместно с родителями. Особенно удачно это получается во время длинной прогулки, когда такт речи совпадает с каждым шагом.

Важно! Специализированные пособия по логопедии содержат описание технологии обучения стиху, предлагают примеры строк с правильным ритмом, легко воспринимаемым ребенком, а также содержат немало незаконченных четверостиший, которые малыш может закончить сам.

Стихотворение как лекарство

С какого возраста логопед ведет прием детей

Прежде чем записываться на прием, нужно узнать со скольки лет логопеды начинают заниматься с ребенком. Проблема отсутствия гуления может беспокоить маму малыша, которому еще не исполнилось и полгода. Но логопед не станет заниматься с полугодовалым грудничком. Упражнения на постановку звука и дыхания уже могут применяться в работе с детьми от 2-х лет. Первый визит к логопеду может состояться не раньше этого возраста.

Ребенок не хочет заниматься с логопедом

Посещение специалиста часто вызывает волнение у малышей. И случается так, что ребенка записывают на занятия, а он их срывает, или отказывается идти совсем. А ведь в большинстве случаев консультация учителя логопеда для родителей ДОУ — услуга платная. Ситуации, когда месяц работы оплачен, а услуга не получена по вине ребенка — не редкость. Если профильный специалист не может найти подход к малышу самостоятельно, придется ему в этом помочь или сменить на более квалифицированного.

Отказ ребенка от работы подобного рода — явление естественное и ругать его за это нельзя, иначе поход к любому другому специалисту всегда будет ассоциироваться с руганью и негативными эмоциями. Для удачной и плодотворной работы с логопедом нужно описать все, что любит бунтарь. Педагогу полезно знать эту информацию, чтобы грамотно построить общение. Перечислить нужно все — от любимых героев, до последних умений, которыми ребенок с удовольствием хвастается.

Дополнительная информация! Следует помнить, что у логопеда много постоянных и случайных пациентов, поэтому разумнее составить карточку детских пристрастий и вклеить в личное дело ребенка, чтобы специалист мог иметь подсказку перед глазами.

Ребенок старается на занятии

Сколько нужно занятий с логопедом ребенку

Рекомендованная норма частоты уроков — два раза в неделю. Но по продолжительности время, сколько нужно занятий с логопедом ребенку, зависит от тяжести дефекта и от степени достигнутого эффекта. Одним удается избавиться от проблемы за 3-4 занятия, а другим требуется ни один год, чтобы исправить нарушение.

Лучшие пособия по логопедии для дошкольников

Логопедические пособия существуют как для родителей, так и для практикующих специалистов.

Логопедический материал общего плана

Для своевременного развития детей без отклонений в произношении и восприятия звуков, существуют полезные методические пособия, направляющие по верному пути развития здорового ребенка. Такие книги, как:

  • «Логопедический букварь», Н. Тегипко;
  • «Логопедия, основы теории и практики», Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева;
  • «Артикуляционная Азбука» издательства Карапуз.

Методическое пособие для начинающих логопедов

Любой современный книжный магазин предлагает широкий ассортимент литературы для практикующих специалистов.

Интересно! Чем выше квалификация логопеда, тем больше методических пособий он стремится изучить, в отличие от начинающих специалистов, которые считают, что полученного образования в ВУЗе достаточно.

Методическое пособие «Уроки Логопеда» Н. С. Жуковой ориентированы на построение занятий с ребятами, имеющими нарушения. Автор ни одно десятилетие изучает ступени развития дошкольной речи, и на основе полученных результатов создает методички, которые должен иметь каждый практик на своем рабочем столе.

Уроки логопеда, книга

Книга для воспитателей детского сада

Воспитатели, в группе которых есть ребята с нарушениями в развитии речи, должны в практике применять сценарии построения дня, описанные в популярных пособиях:

  • Т. Суворова «Танцевальная ритмика для детей»;
  • Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина «Воспитание сенсорной культуры ребенка».

Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда

Важным условием для качественного развития речи является непрерывный контакт воспитателя и логопеда. В группе желательно наличие уголка развития речи, в котором будут приспособления, развивающие мелкую моторику рук и игрушки для развития речевого дыхания.

Интересно! Консультации логопеда для родителей в старшей или подготовительной группе детского сада должны подкрепляться контролем воспитателя, который в своей работе отмечает наличие или отсутствия прогресса у ребенка, пока он находится на территории учреждения.

Взаимодействие учителя логопеда и родителей

В любом логопункте должна царить дружественная атмосфера. Ситуации, когда родители при ребенке предъявляют претензии логопеду, или родителям высказывается плохая оценка их самостоятельной работы в присутствии пациента, недопустима. Если это хоть раз произошло, занятия можно сразу прекращать, потому как результата они не дадут. Только доброжелательное общение, и тактичное обсуждение сложных моментов создадут здоровую атмосферу для лечения неговорящего, или неправильно говорящего малыша.

Как исправить речь ребенка без логопеда

Для самостоятельной работы дома разумно найти образовательный сайт, пройти на нем регистрацию, после чего станет доступно множество полезной литературы, использование которой поможет в решении многих вопросов. Домашние уроки разумно наполнить самодельными приспособлениями, например создать свою книгу из фетра, и играть с ее помощью с ребенком, развивая моторику и кругозор.

Логопедические санатории для детей с родителями

Когда ребенок имеет тяжелую форму заболевания, мешающего полноценно развить речь, или в ситуациях, когда родители желают плотно заниматься со своими детьми, встает вопрос о полезном отдыхе. В нашей стране достаточно логопедических санаториев для детей с родителями, в которых малыши не отрываются от семьи и в комфортной, здоровой обстановке получают квалифицированную помощь профессионалов.

Важно помнить, что здоровая и красивая речь ребенка успешно может сформироваться сама, если малыш живет в здоровой обстановке дома. Всегда нужно начинать с себя, оценивать манеру произношения, интонацию и скорость речи, когда идет поиск причины нарушений у дошкольника.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Дидактические материалы

Куликовская Т.А. Огород. Овощи. Дидактический материал по лексической теме. 4-6 лет.

ISBN: 9785907009103
Количество страниц: 16
Год издания: 2018
Переплет: мягкий

Куликовская Т.А. Сад. Фрукты. Дидактический материал по лексической теме. 4-6 лет.

ISBN: 9785907009219
Количество страниц: 16
Год издания: 2018
Переплет: мягкий

Знакомство с окружающим миром и развитие речи. Школьные принадлежности в картинках 3119-280

  • Издательство: “Гном и Д”
  • ISBN: 978-5-91928-894-7
  • Количество страниц: 28
  • Год издания: 2015
  • Переплет: мягкий

купитьоформитьБольше информации о товаре >

Знакомство с окружающим миром и развитие речи. Бытовые электроприборы в картинках 3119-270

  • Издательство: “Гном и Д”
  • ISBN: 978-5-91928-614-1, 978-5-91928-979-1
  • Количество страниц: 28
  • Год издания: 2015
  • Переплет: мягкий

купитьоформитьБольше информации о товаре >

Мир в картинках. Государственные символы Российской Федерации

Издательство: Мозаика-Синтез, 2016 г.

Мир в картинках. День Победы

Издательство: Мозаика-Синтез, 2016 г.

Нищева Н.В., Развивающие сказки. Цикл интегрированных занятий для детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие 3119-154

  • Издательство: “Детство-Пресс”
  • ISBN: 978-5-89814-697-9
  • Количество страниц: 56
  • Год издания: 2011
  • Переплет: картон

Больше информации о товаре >

Маслова Т.М. Психолог советует 3119-127

  • Издательство: “Детство-Пресс”
  • ISBN: 978-5-89814-453-1
  • Количество страниц: 12
  • Год издания: 2014
  • Переплет: мягкий

купитьоформитьБольше информации о товаре >

Грамматика в картинках. Говори правильно. Для занятий с детьми 3-7 лет

Вакуленко Л.С., Вакуленко Н.Е., Васильева Е.С. Консультации логопеда. Средняя группа

Алябьева Е.А. От слова к диалогу. Дидактические материалы по развитию речи детей 5—7 лет 313-20

  • Издательство: “Сфера”
  • ISBN: 978-5-9949-0702-3, 978-5-99490-702-3
  • Количество страниц: 128
  • Год издания: 2013
  • Переплет: мягкий

купитьоформитьБольше информации о товаре >

Мир в картинках. Ягоды лесные

Мир в картинках. Ягоды садовые

  • ISBN: 978-5-43150-586-7, 978-5-4315-0586-7
  • Количество страниц: 8
  • Год издания: 2016
  • Переплет: папка

Больше информации о товаре >

Мир в картинках. Спортивный инвентарь

Мир в картинках. Спортивный инвентарь, Издательство: Мозаика-Синтез, 8 стр. купить оформить Больше информации о товаре >

Мир в картинках. Фрукты

  • ISBN: 978-5-43150-621-5
  • Количество страниц: 8
  • Год издания: 2016
  • Переплет: папка

Больше информации о товаре >

Мир в картинках. Птицы средней полосы

  • ISBN: 978-5-43150-575-1, 978-5-4315-0575-1
  • Количество страниц: 8
  • Год издания: 2016
  • Переплет: папка

Больше информации о товаре >

Мир в картинках. Посуда

Мир в картинках. Посуда, Издательство: Мозаика-Синтез, 8 стр. купить оформить Больше информации о товаре >

Мир в картинках. Птицы домашние

  • ISBN: 978-5-43150-574-4, 978-5-4315-0574-4
  • Количество страниц: 8
  • Год издания: 2016
  • Переплет: папка

Больше информации о товаре >

Мир в картинках. Морские обитатели

Мир в картинках. Морские обитатели, Издательство: Мозаика-Синтез, 8 стр. Больше информации о товаре >

Мир в картинках. Бытовая техника

Мир в картинках. Высоко в горах

Мир в картинках. Животные жарких стран

  • ISBN: 978-5-43150-583-6, 978-5-4315-0583-6
  • Количество страниц: 8
  • Год издания: 2015
  • Переплет: папка

Больше информации о товаре >

Мир в картинках. Водный транспорт

Наглядно-дидактическое пособие , Издательство: Мозаика-Синтез купить оформить Больше информации о товаре >

Мир в картинках. Автомобильный транспорт

  • ISBN: 978-5-43150-613-0
  • Количество страниц: 8
  • Год издания: 2016
  • Переплет: папка

Больше информации о товаре >

Знакомство с окружающим миром и развитие речи. Домашние животные в картинках 319-244

  • Издательство: “Гном и Д”
  • ISBN: 978-5-91928-868-8
  • Количество страниц: 28
  • Год издания: 2015
  • Переплет: мягкий

купитьоформитьБольше информации о товаре >

Знакомство с окружающим миром и развитие речи. Хлеб в картинках 3119-249

  • Издательство: “Гном и Д”
  • ISBN: 978-5-296-00487-1
  • Количество страниц: 26
  • Год издания:
  • Переплет: мягкий

купитьоформитьБольше информации о товаре >

Знакомство с окружающим миром и развитие речи. Транспорт в картинках. Выпуск 1. Наземный транспорт 3119-248

  • Издательство: “Гном и Д”
  • ISBN: 978-5-91928-960-9
  • Количество страниц: 32
  • Год издания: 2015
  • Переплет: мягкий

купитьоформитьБольше информации о товаре >

Знакомство с окружающим миром и развитие речи. Лето в картинках 3119-273

  • Издательство: “Гном и Д”
  • ISBN: 978-5-91928-665-3
  • Количество страниц: 32
  • Год издания: 2016
  • Переплет: мягкий

купитьоформитьБольше информации о товаре >

Мир в картинках. Авиация

Издательство: Мозаика-СинтезГод выпуска: 2008Страниц: 8 (Картон)Тип обложки: карт – картонная обложка, картонные страницыИллюстрации: ЦветныеМасса: 148 гРазмеры: 290x206x5 ммISBN: 978-5-86775-128-9 купить оформить Больше информации о товаре >

Мир в картинках. Инструменты домашнего мастера

Мир в картинках. Животные. Домашние питомцы

Мир в картинках. Домашние животные

Издательство: Мозаика-СинтезISBN: 978-5-86775-328-3 Больше информации о товаре >

Знакомство с окружающим миром и развитие речи. Птицы в картинках. Выпуск 3

  • Издательство: “Гном и Д”
  • ISBN: 978-5-296-00629-5
  • Кол-во страниц: 32
  • Год издания: 2015
  • Переплет: мягкий

купитьоформитьБольше информации о товаре >

Рассказы по картинкам. Распорядок дня

Рассказы по картинкам. Защитники Отечества

Информационно-деловое оснащение ДОУ. Особенности эмоционального развития детей от 1 до 3-х лет. Консультации психолога 3119-139

  • Издательство: “Детство-Пресс”
  • ISBN: 978-5-89814-560-6
  • Количество страниц: 16
  • Год издания: 2014
  • Материал: картон

купитьоформитьБольше информации о товаре >

Читайте также:  Презентация: Автоматизация звука (Ль)
Ссылка на основную публикацию