Дидактические игры в работе учителя-логопеда
Подготовила: учитель – логопед Старостина Марина Александровна
МБДОУ Детский сад № 30 “Берёзка” город Чусовой
Грамота – довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с общим недоразвитием речи очень сложно усвоить понятия такие как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Моя задача, как учителя-логопеда раскрыть перед ними эти сложные вопросы, что позволит ему быть успешным при обучении в школе.
В моей логопедической практике на помощь приходят дидактические игры. В игре часто сложное становится понятным и доступным. Педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда у него появится желание много узнать и добиться результата. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей легко, без принуждения.
1. Пособия для формирования у детей фонематического слуха на этапе знакомства с буквой. (профилактика акустической дисграфии).
Для успешного овладения процессами чтения и письма необходим достаточный уровень сформированности фонематической системы. Она является основой устной и письменной речи. Каждый изучаемый звук я обязательно связываю с наглядной опорой (чтобы разгрузить аудиоканал). Это картинка с изображением предмета, который издаёт подобный звук или игрушка. Например, змейка знакомит детей со звуком [Ш], пчёлка со звуком [Ж], самолёт со звуком [Л] и.т .д.
Для чёткого усвоения артикуляции согласных звуков имеются схемы, а для гласных звуков пособие “Поющие девочки”. Для закрепления акустических характеристик звуков русского языка имеются кружки-сигналы на каждого ребёнка. (синие обозначают твёрдость звука, зелёный – мягкость, красные – гласные звуки, колокольчик – звонкость. В пособии “Звуковые домики” дети учатся самостоятельно давать характеристику звука, строя домик. В зависимости от характеристик звуков, каждая буква имеет место в своём замке. (Замок гласных звуков, и замок согласных звуков, с разными по цвету крышами: синяя, зелёная, сине-зелёная, чёрная). Звуками этих замков управляют две принцессы Гласа и Согласа. Ребятам очень нравится определять место каждой буквы, после того как они дают ему характеристику (описывают его характер). Мною придуманы стихотворения – шпаргалки для характеристики звуков и наглядные схемы-подсказки:
- Спеть всегда вам рады, для них преграды, зимой и летом красные – это звуки. (гласные).
- Есть преграда – звук согласный, он не поётся он не гласный, ниточка не тянется и петь не получается!
2. Пособия и дидактические игры для коррекции звукопроизношения (профилактика артикуляторно – фонетической дисграфии).
Всем известно, что дети пишут так, как говорят. Очень важно, чтобы у детей была чёткая артикуляция произносимых звуков, тогда повышаются шансы быть правильно записанной буквой в слове каждого звука. В этой серии игр я использую :
“Логопедическое лото”, “Весёлые клоуны”, “Звуковая ёлочка”, “Ёжик – грибочки”, “Звуковые дорожки”.
3. Развитие навыков языкового анализа и синтеза (профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза).
Предметом изучения на занятиях по обучению грамоте является слово как единица языка, объединяющая звучание и значение. Многолетний опыт практической работы показывает, что для детей важна последовательность изучения основных понятий, таких, как “звук”, “слово”, “слог”, “предложение”.
Детям с нарушениями речи для успешного усвоения грамоты необходимы эффективные вспомогательные средства. Такими универсальными средствами, являются зрительные символы гласных и согласных звуков и традиционные звуковые схемы слов, выполненные из цветных-фишек. В отличие от буквы, символы легко ассоциируется дошкольниками со звуками родного языка. Они обеспечивают восприятие – сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений в процессе работы над звуками. Схемы слов позволяют моделировать процесс чтения, осуществляя его в облегченном, занимательном, игровом варианте. Эта самая обширная серия игр и пособий для как индивидуальных так и для фронтальных занятий.
Пособие “Слоговой домик” (Цель: формирование навыков слогового анализа.) Пособие “Звуковой замок” (Цель – формирование навыков звукового анализа и синтеза слов.) Пеналы и картинки для звукового анализа (Цель -формирование навыков звукового анализа.) Слоговой паровозик закрепляет навыки слогового анализа и синтеза, а волшебные паровозики помогают детям определить позицию звука в слове и количество слогов. Паровозик предложений учит детей определять количество слов в предложении и составлять предложение с заданным количеством слов. Многофункциональная игра “В гости к звуку” систематизирует языковой анализ и синтез у детей.
4. Формирование буквенного гнозиса (профилактика оптической дисграфии).
В русском языке 33 буквы, которые состоят из немногого набора элементов: длинная палочка, короткая палочка, полукруги. Есть буквы, которые смотрят влево, вправо и вперёд. Детям очень трудно бывает усвоить графический образ буквы и узнать её среди других, а ещё труднее её написать правильно.
Для профилактики этих школьных трудностей мною была придумана целая серия игр, пособий, альбомов.
Пособие “Букваёлочка”. На плоскостную ёлочку дети вывешивают буквы на магнитах. Каждая буква изображена предметом в виде этой буквы. А место у каждой буквы своё. Это цветной кружочек в зависимости от характеристики данного звука.
Дидактическая игра “Мастерская букв”, где дети передвигая бусины на ниточках создают графический образ буквы. Дети могут играть двумя руками (кинезиология), хорошо работает мышление.
Дидактическая игра “Собери букву“. Дети собирают букву из частей, как пазлы, на которых нарисованы картинки на данный звук. Наглядное пособие “Феечки на буквах” рассчитано на узнавание буквы по её видимым элементам.
Альбомы “Буквы разные бывают”. Имеются 2 альбома на гласные и согласные буквы, где собраны разнообразные шрифты и стили написания букв.
5. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а так же графических навыков и умений (профилактика моторной дисграфии).
В развивающей среде группы есть “логопедический конструктор” для развития мелкой моторики рук. Наполняемость его это-пластилин, буквы алфавита, камушки, верёвочки и нитки мулине, мячики попрыгунчики, толстая проволока.
Многофункциональное пособие “Путешествие в королевство грамоты”.
Знаменитые игры-бродилки очень нравятся детям. Разработка данной игры позволяет закреплять и систематизировать знания, полученные на занятиях по обучению грамоте целой подгруппой детей и в игровой форме. Эта игра была представлена на конкурсе дидактических пособий в нашем детском саду и заняла первое место. Систематическое применение дидактических игр и пособий и других игровых технологий в образовательной деятельности с детьми с ОНР по обучению грамоте значительно повышает качество обучения, превращают занятия по подготовке к обучению грамоте в интересную занимательную игру, способствующую развитию ребенка , а так же они помогают эффективно решать задачи по обучению грамоте, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника — игре.
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА»
автор: Егорова Наталия Владимировна
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №110» г.Чебоксары
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА»
Егорова Н. В., учитель — логопед
МБДОУ «Детский сад №110» г. Чебоксары, Россия
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ
«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА»
Результаты мониторинга в детском саду выявляют стремительный рост числа детей, имеющих различные отклонения в развитии речи. Как правило, ребенок с нормой в речевом развитии легко адаптируется в детском саду и не испытывает трудностей в общении. Невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения как со сверстниками, так и с педагогами.
Речевая недостаточность у дошкольников наблюдается от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико – грамматического и фонетико — фонематического недоразвития.
Таким образом, развитие речевых и коммуникативных способностей – важнейшая задача коррекционно — развивающего обучения в детском саду.
Решению задач речевого развития в детском саду способствует применение в качестве игрового оборудования различных дидактических игр, которые можно приобрести в магазинах, а так же сделать совместно с воспитанниками и их родителями.
Дидактические игры в детском саду применяются как в самостоятельной деятельности детей в режимные моменты, так и в совместной деятельности с педагогами.
Так для реализации задач воспитания звукового анализа в совместной деятельности с детьми используются дидактические игры «Угадай звук», «Найди окошко, где поселился звук», «Определи, сколько звуков в слове» и др. на различие звуков, выделение в словах определенных звуков в различных позициях, слогов, ударения.
В работе над дикцией, силой голоса, темпом речи учителю- логопеду необходимы в работе картотеки скороговорок, чистоговорок, загадок и стихов. Дети с удовольствием пользуются иллюстрированными карточками, и произносят речевой материал громко, шепотом, вполголоса и с разной скоростью (медленно, умеренно, быстро). Игра «Произнеси с разной интонацией» позволяет дошкольникам пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией, а так же и зрительно запомнить знаки препинания.
В игре «Рифмушки» дети получают задание на сочинение окончаний к ритмическим фразам. В начале игры дети испытывают трудности, и не совсем понимают поставленную задачу. В ходе пробных упражнений у детей формируется чувство ритма и рифмы, которое постепенно начинает проявляться в выразительности собственной речи ребенка.
Дидактические игры «Подбери признак», «Назови ласково», «Подели предметы», и др. способствуют формированию грамматического строя речи дошкольников.
Дети дошкольного возраста как с нормой, так и с нарушениями речевого развития в речи в основном используют простые, нераспространенные предложения. Использование в построении предложений схематических изображений и дидактического материала способствует усвоению смысловых оттенков глаголов и прилагательных (бежал, забежал, подбежал, убежал и т.д.).
Игры «Назови лишний предмет», «Назови части целого», «Узнай, кто это?» направлены на умение обобщать, сравнивать, противопоставлять.
В игровой ситуации «Как сказать по- другому?» дети учатся подбирать для определения слова, сходные по значению – синонимы и, наоборот, противоположные по значению – антонимы.
Развитие связной речи определяется умением строить высказывания, описания, повествование, рассуждения. Наглядно – дидактическое пособие «Играем в сказку» с использованием сюжетных картинок, схем способствует развитию навыков моделирования и планирования собственной речи ребенка.
В дошкольном возрасте у ребенка развивается важное умение — слушать и понимать речь взрослых и сверстников. Он должен научиться легко входить в контакт, быть активным и доброжелательным в общении.
Таким образом, именно дидактические игры являются наиболее доступной формой речевого развития, когда ребенок, играя, незаметно для себя, усваивает те сведения и умения, которые мы считаем необходимыми ему. Дидактические игры доставляют детям и радость, и интерес к познанию.
Список использованной литературы:
1.Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. – М. ТЦ Сфера, 2013.
2.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-М.: Просвещение, 1991.
3.Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.- М., 2001.
4.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1989.
Дидактические игры в работе учителя-логопеда
Профессиональная ориентация дошкольников является широким полем деятельности для педагогов.
Выбирать свою будущую профессию ребенку должны помочь как семья, так и дошкольная образовательная организация. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром уже происходит в дошкольном возрасте. Дети через сказки, телевидение, общение со сверстниками и взрослыми, узнают о разных профессиях. В зависимости от воспитания ребенка, привития ему ценности труда способностей, а также психологических особенностей темперамента и характера, у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Целью профориентации в дошкольном возрасте является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.
Уже в дошкольный период ребенок должен знать, кем работают его родители и кем работали бабушки и дедушки. Ребенка надо знакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда станет взрослым. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Поэтому, чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. В дошкольном возрасте подготовка ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ему того, кем он должен стать по мнению родителей (так как, например, многие в роду работают в этой сфере). Подготовка заключается в том, чтобы действительно познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы тем самым облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. У ребенка необходимо развивать веру в свои силы путем поддержки его начинаний (например, в творчестве, спорте, технике и т. д.). Чем больше разных умений и навыков ребенок приобретет в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Ознакомив детей с ТНР различными видами профессий,дети в итоге будут:
– понимать, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
– уважать тех, кто трудится и ценить плоды их труда;
– ознакомлены с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
– готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;
– учиться труду, овладевая необходимыми навыками, трудиться, принося пользу людям, и развивать свои трудовые способности.
Знакомством детей с трудом взрослых является не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для педагогического воздействия. Дети учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школьном возрасте.
Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.
Задачи работы по профориентации с детьми 5-7 лет:
– расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
– расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
– формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
– формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
-систематизировать знания о труде людей в разное время года;
– знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов.
Основной сложностью работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка. Поэтому наша деятельность (педагогических работников) по реализации задач профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно.Для ознакомления детей с трудом взрослых применяются традиционные методы обучения и воспитания:
– словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
– наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций).
– практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
– игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.
Ознакомление детей с трудом взрослых относится к очень важным задачам дошкольного образования; и успех в данном направлении будет достигнут только при условии использования системно-деятельностного подхода. Важно вовремя создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Дидактические игры по теме «Профессии»
Д/и «Кто где работает?»
Цель: уточнение представлений детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.
Ход игры: педагог называет профессию, а дети рабочее место данной профессии.
Воспитатель – в детском саду (группа);
учитель – в школе (класс);
врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе (кабинет);
повар –столовой, ресторане, кафе (кухня… и т. д.
Д/и «Кто это знает и умеет?»
Цель: расширение представлений детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.
Ход игры: педагог перечисляет, какими знаниями и умениями обладает сотрудник детского сада, а дети должны догадаться и ответить, о ком идет речь.
Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.
Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.
Знает состояние артикуляционного аппарата, занимается формированием красивой грамотной речи…учитель-логопед и т. д.
Д/и «Кто это делает?»
Цель: упражнение детей в умении определять название профессии по названиям действий.
Ход игры: Педагог перечисляет действия, а дети должны ответить к какой профессии эти действия подходят.
Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.
Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.
Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.
Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т. п.
Д/и «Кто что делает?»
Цель: расширение и уточнение представлений детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.
Ход игры: педагог называет профессию, а дети должны назвать как можно больше трудовых действий данной профессии.
Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…
Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…
Помощник воспитателя моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т. д.
Д/и «Исправь ошибку»
Цель: формирование умения находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
Повар лечит, а врач готовит.
Дворник продает, а продавец подметает.
Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.
Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т. д.
Д/и «Для человека какой профессии это нужно?»
Цель: расширение представлений детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.
Материал: предметные картинки
Ход игры: педагог перечисляет предметы, а дети должны назвать профессию, в которой эти предметы необходимы.
Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… – продавцу.
Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… – дворнику.
Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… – прачке.
Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… – парикмахеру и т. д.
Д/и «Кому что нужно для работы?»
Цель: расширение и развитие представлений детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п., необходимых для работы людям разных профессий.
Материал: предметные картинки
Ход игры: Педагог называет профессию, а дети то, что требуется для данной профессии.
Учитель – указка, учебник, мел, доска…
Повар – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…
Водитель– автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…
Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски. и т. д.
Д/и «Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»
Цель: развивать умение соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.
Ход игры: детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например,врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т. д.
Д/и «Кто больше назовет действий?»
Цель: формирование умения соотносить действия людей различных профессий.
Ход игры: педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.
Д/и «Продолжи предложение»
Цель: развитие умения заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.
Ход игры: педагог начинает предложения, а дети по очереди заканчивают.
Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду,
Прачка стирает (полотенца, постельное белье, халаты).
Воспитатель утром с детьми (делает зарядку, завтракает, проводит занятия)
Дворник зимой во дворе (сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки) и т. д.
Д/и «Найди и расскажи» (по фотографии)
Цель: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.
Материал: фотографии сотрудников детского сада.
Ход игры: педагог предлагает детям назвать сотрудника детского сада (по фотографии)или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?
Д/и «Нарисуем портрет» (речевой)
Задачи: формирование у детей умения составлять речевые портреты сотрудников детского сада.
Материал: фотографии сотрудников детского сада.
Ход игры: детям предлагается составить описательный рассказ (Кто это? Как выглядит? Чем занимается? и т. п.) о сотруднике детского сада по образцу, плану, алгоритму, используя фотографии, мнемотаблицы.
Д/и «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Цель: закрепление представлений детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
Ход игры: педагог начинает предложение со слов если бы не было и называет одну из профессий, после чего дети самостоятельно должны закончить предложение.
Если бы не было учителей, то …
Дидактические игры в логопедической работе
Игра – мощнейшая сфера самовыражения. Использование игр в логопедической работе способствует сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, закреплению и обогащению приобретённых знаний, запоминанию речевого материала.
Предлагаемое пособие можно использовать при коррекции звукопроизношения, развитии фонематического восприятия, накоплении и обогащении активного словаря, развитии грамматического строя и связной речи.
Размер пособия определяется по возможностям логопедического кабинета или групповой комнаты. Пособие можно полностью оформить на стене или же выставлять отдельные панно в зависимости от изучаемой темы. Можно использовать в работе с детьми, начиная со средней возрастной группы, т.е. с 4-х лет.
Игра «Магазин»
Цель: накопление активизация словаря, закрепления знаний о том, что разные товары продаются в разных отделах; развитие грамматического строя; развитие внимания, зрительного восприятия, элементарных математических представлений (счёт); развитие фонематического слуха, умения определять место звука в слове; развитие связной речи; активизация познавательных процессов.
Оборудование. Несколько картонных панно с кармашками с изображением разных отделов магазина: «Овощи-фрукты», «Продукты», «Хлеб», «Мясо», «Молоко», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Хозтовары», «Бытовая техника», «Игрушки» и тд.;
предметные картинки по каждой из названных тем, буквы и символы звуков (р, л, с, ш, ч, з, к, ц); фишки для поощрения детей.
Ход игры
Вниманию детей (2-5) человек предлагаются панно с изображением различных отделов магазина и предметные картинки.
— В нашем городе открывается новый магазин. Посмотрите, полки отделов пока пусты. Вот товары. Нужно распределить их по отделам.
После того как все картинки займут свои места, можно в зависимости от цели занятия предложить детям следующие игры:
Звукопроизношение
- На этапе закрепления звуков в словах, логопед предлагает детям правильно назвать слова с заданным звуком (р – груша, сыр, кружка, свитер, виноград, арбуз; ш – шапка, кувшин, шорты, шляпа, шуба;)
- На этапе дифференциации звуков проводится игра «Покупки». Детям даётся задание «купить» «товары», в названии которых есть определённые звуки ( Л-Р, С-Ш и т.д.). Выставляются буквы или символы звуков, в зависимости от возраста детей.
Л | Р | С | Ш |
Лимон Вилка Клубника Лук Яблоко Колбаса | огурец морковь мандарин виноград помидор картофель | ананас слива апельсин капуста сосиски сапоги | шапка шляпа груша порошок шуба шар |
Активный словарь
- Закрепление знаний по темам, классификация.
Игра «Помогаем маме». (Одному ребёнку даётся задание «купить» только овощи, а другому – фрукты).
Игра «Подбери одежду». (Дети подбирают картинки с изображением одежды для каждого времени года. Можно использовать картинки с изображением времён года из пособия «Календарь природы».)
Игра «Кто больше назовёт?». (Назвать как можно больше изделий из муки, молока)
- Обогащение словаря словами-признаками.
Игра «Какой?». (Сок какой? – вкусный, апельсиновый, холодный; печенье какое? – бисквитное, песочное, ароматное; груша какая? – спелая, мягкая, крупная;)
Грамматический строй речи
- Образование единственного – множественного числа (детям предлагается назвать предметы на полках в единственном и множественном числе)
Игра «Один – много». (Яблоко – яблоки, платье – платья, телевизор – телевизоры.)
- Закрепление предложно-падежных конструкций
Игра «Чего нет на полках?». (Родительный падеж ед. и мн. числа)
- Согласование существительных с числительными
Игра «Сколько?». (Дети называют количество «купленных» товаров: «Я купила два лимона и пять апельсинов.»)
- Образование относительных имён прилагательных
Игра «Из чего сделано?». (Стакан – стеклянный, носки – шерстяные, шапка – меховая, сапоги – резиновые, ведёрко – пластмассовое)
Связная речь
- Образование сложных предложений
Игра «Для чего?». (Утюг нужен, чтобы гладить бельё. Магнитофон нужен, чтобы слушать музыку.)
Игра «Покажи и сравни». (Показать одинаковую посуду; сравнить, чем отличаются две чашки, две сахарницы)
Эта чашка красная, а эта жёлтая. Эта сахарница большая, а эта маленькая.
- Составление рассказа по цепочке.
В продуктовом отделе я купила сок, потом зашла в овощной отдел и купила яблоки. В отделе «Игрушки» я купила братику мячик и т.д.
Познавательная деятельность
- Игра «Что купили?». (развитие зрительного восприятия). Дети закрывают глаза, с полки убираются 1-2 картинки. Дети должны отгадать, какие.
- Игра «Найди по описанию». Дети должны по описанию логопеда отгадать предмет.
- Игра «Отгадай загадку». Логопед предлагает детям отгадать загадки по темам. За правильный ответ ребёнок получает картинку-отгадку.
(по теме «Продукты»)
1.Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)
2. Нашёл я шар, разбил его,
Увидел серебро и злато. (Яйцо)
Я одна тебя не съем,
Разделю ребяткам всем. (Бублики)
4.В воде родится, воды боится. (Соль)
5.Белый камень в воде тает. ( Сахар)
6.Всем нужен, а не всякий сделает. (Хлеб)
7.Чистое небо, да не вода,
Клейкое, да не смола,
Белое, да не снег,
Сладкое, да не мёд,
От рогатого берут,
Малым детям дают. (Молоко)
( по теме «Овощи-фрукты»)
1.Сидит красная девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
2.Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)
4. Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук)
5. Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок. (Репка)
6. Лежит меж грядок,
Зелен и сладок. (Огурец)
7. Вверху зелено.
В землю вросло. (Свекла)
8. Круглое, румяное,
Я расту на ветке. (Яблоко)
9. На сучках висят шары,
Посинели от жары. (Слива)
10. Жёлтая курица под тыном дуется. (Тыква
11. Сижу на дереве, кругла как шар,
Вкусна как мёд, красна как кровь. (Вишня)
12. Сам алый сахарный, кафтан зелёный бархатный. (Арбуз)
1. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)
2. Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
3. Никогда не ест,
Всех приманит. (Самовар)
1. Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом.
А ночью – под кроватью. (Ботинки)
Нам – под вешалкой
1. Один вход, три выхода. (Рубашка)
2. По дороге я шёл,
Две дороги нашёл,
По обеим пошёл. (Брюки)
(по теме «Бытовая техника)
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лёд,
Там сама зима живёт.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина. (Холодильник)
2.Живёт в нём вся вселенная,
А вещь обыкновенная. (Телевизор)
3. Из угла в угол
Железным плугом. ( Утюг)
4. Есть у нас в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ»
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос)
5.Без языка живёт,
А говорит и поёт. (Радио)
( по теме «Игрушки»)
1. Упадёт – поскачет,
Ударишь – не плачет. (Мяч)
2. Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Юла)
3. Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрёшка)
Вариантов игр может быть ещё больше, всё зависит от творческого подхода. Многофункциональность данной игры позволяет использовать её в решении таких задач, как повторение и запоминание речевого материала, тренировка нужного речевого варианта, развитие речевых возможностей, формирование определённых навыков, необходимых способностей и психических функций, т.е. основных задач коррекционной работы.
Республика Башкортостан, Бураевский р-н, с. Бураево, МАДОУ «ЦРР-д/с № 1», учитель-логопед Нурмухаметова Лариса Рафиловна
Конспект НОД «Мы очень любим город свой»
Тема недели: Мой город.
Возрастная категория: 6-7 лет.
Форма проведения: викторина «Что? Где? Когда?»
Дата проведения: март 2012.
Интеграция образовательных областей:
Познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Цель: Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – городе Новокуйбышевске.
• Систематизировать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство;
• продолжать знакомить с достопримечательностями города Новокуйбышевска;
• продолжать закреплять знание своей фамилии и отчества;
• совершенствовать умение путем рисования по заготовкам ( силуэтам архитектурных строений) создавать дома разной величины и архитектуры; самостоятельно подбирать цвет красок для создания общей композиции.
• Развивать творческие, композиционные способности, воображение воспитанников;
• Развивать навыки речевого общения, формировать умение выразительно читать стихи.
• Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;
• Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Материалы и оборудование:
«Сказочный клубок» из ниток, компьютер для показа презентаций из серии « Мой город» , ватман с изображением городского пейзажа, краски, кисточки для рисования, салфетки, заготовки для индивидуальной работы ( силуэты архитектурных строений), аудиозапись с музыкой песни « Голубой вагон», волчок со стрелкой; плакаты: « Не найдешь игроков – лучше наших знатоков!», «Новокуйбышевску – 60 лет»; значки – эмблемы для команд: «Знатоки» и «Эрудиты»; « ребус с буквами»; призы; эмблемы «Городской эрудит», маски – шапочки цветов для игры, два конверта, пазлы с картинками герба города Новокуйбышевска, карточки с загадками «Загадочная викторина», мягкий строитель для игры « Строители».
• Беседы: « Я и моя семья», « Мой город».
• Рассматривание иллюстраций о городе Новокуйбышевске, карты города Новокуйбышевска, рассматривание государственных символов ( гербов) городов Самарской области;
• Чтение и разучивание стихов о городе, слушание и разучивание песен о нашем городе в грамзаписи,
• Рисунки детей на тему: « Мой город»,
• Изготовление атрибутов.
• Индивидуальная работа: Помочь затрудняющимся детям в выборе заготовок ( силуэтов архитектурных строений) и в процессе самостоятельной творческой работы.
Ход игры: на магнитной доске панно с изображением пустой и унылой городской улицы, детскими рисунками любимого города, плакатами. Звучит музыка, дети заходят, здороваются с гостями.
Содержание непосредственно образовательной деятельности детей.
Воспитатель: — Ребята, я пришла сегодня к вам не одна, а с маленьким другом.
– Постарайтесь отгадать, кто же это –
Поскорее мне скажите,
Что за мяч из мягких нитей?
Он похож на колобок, с длинным хвостиком …
(клубок)
( В группу вкатывается клубок. Воспитатель берет его в руки, прикладывает к уху…)
Воспитатель: — Клубочек хочет поздороваться и познакомиться с каждым из вас. Как же это сделать? (Дети предлагают свои варианты приветствия. С подачи педагога дети принимают решение передавать клубок по кругу, говоря слова приветствия и называя свое имя, фамилию и отчество).
Воспитатель: — Ребята. Сегодня мы с вами будем играть в игру «Что? Где? Когда?».
– Для этого мы должны с вами разделиться на две команды. А поможет нам в этом наш волшебный клубочек. Он будет задавать вам вопросы, а вы отвечать. Кто ответит правильно сядет на стульчик в одну из команд.
– Ребята, вы все сейчас называли свою фамилию, имя и отчество.
– Кто же вам дал имя, отчество и фамилию? (Родители)
– А когда родители дали вам имя, отчество и фамилию? (Когда мы родились)
(С помощью клубочка, который воспитатель передает из рук в руки детям, дети отвечают на вопрос, садятся на стульчики и получают эмблемы участников игры разные по цвету)
– Правильно. Каждая семья, каждый человек отмечает свои семейные и личные праздники.
– Какой же из них самый главный? (День рождения)
– День рождения может быть не только у человека.
Воспитатель: — У кого еще может быть день рождения? (Ответы детей)
Воспитатель: — Свой день есть и у книги, игрушки, дома и даже у целого города. Городам, как и людям, дают «имена», горожане отмечают их дни рождения.
Вот и у нашего города юбилей, ему исполнилось 60 лет.
Воспитатель: — Ребята, скажите мне, как называется место, где человек родился и вырос? (Россия, Родина, малая Родина)
– Что означают слова Родина и малая Родина? ( Родина – это страна, в которой мы живем, а малая Родина это место, где человек родился и вырос.)
– Назовите вашу малую Родину? (город Новокуйбышевск)
– Как называются жители нашего города? (Новокуйбышевцы).
– В каком году началось строительство города? ( в 1947 году )
– Назовите человека, который руководил строительством нашего города и именем которого названа одна из улиц нашего города? (Иван Игнатьевич Миронов)
– Какие еще вы знаете улицы в нашем городе? (Свердлова, Ворошилова, Пирогова и т. д.)
– У каждого города есть свой герб. Что изображено на гербе города Новокуйбышевска? (на синем фоне три белых лилии)
– Команды «Знатоки» и «Эрудиты» готовы к игре. Выберем капитанов команды считалкой:
– Раз, два три, четыре, пять
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела. ( Дети каждой команды считалкой выбирают капитанов команды)
– Подводить итоги нашей игры будут зрители.
– Уважаемые игроки, позвольте представить вам вашего соперника – это волшебный клубочек, который будет задавать вам вопросы. (Дети каждой команды крутят волчок)
– Внимание, уважаемые игроки. Первый конкурс «Разминка».
– Сейчас игроку от каждой команды нужно прочитать стихотворение о родном городе громко и выразительно.
В российской глубинке, вдали от столиц,
Раскинулись улицы крыльями птиц.
Рабочий поселок обрел новый вид –
И вот новый город на Волге стоит.
Мой город любимый! Цвети и расти!
Роднее тебя мне нигде не найти!
Я славлю тебя, Новокуйбышевск мой!
И где бы я ни был – ты рядом со мной!
Есть небольшой, но славный город.
Над Волгой, русскою рекой.
Года идут, а он все молод,
Наш Новокуйбышевск родной.
Свой город любит каждый житель,
Народ хороший, трудовой.
Нефтяник, химик и строитель
Живут здесь дружною семьей.
Клубочек: — Молодцы! Обе команды справились с первым конкурсом.
(Дети крутят волчок)
Клубочек: — Приступаем к игре. Второй конкурс « Ответь на вопрос».
Вопрос команде « Знатоки».
1. Почему город носит такое название – Новокуйбышевск? (Потому что наш город возвели на месте поселка Липяги, рядом с городом Куйбышевым ( сейчас г. Самара)
– Молодцы! Это правильный ответ.
Клубочек: — Вопрос команде « Эрудиты».
2. Около какой великой русской реки стоит город Новокуйбышевск? (Новокуйбышевск стоит около реки Волги – великой русской реки)
– Молодцы! Это правильный ответ.
Клубочек: — Третий конкурс «Кто внимательный». ( Показ презентации о городе по типу игры «Четвертый лишний»)
Клубочек: — Вопрос команде « Знатоки».
1. Какой улицы нет в Новокуйбышевске? Улицы Свердлова, улицы Цветочной, улицы Горького, улицы Дзержинского? (дети выбирают правильный ответ: улицы Цветочной нет в г. Новокуйбышевске)
– Молодцы! Это правильный ответ.
Клубочек: — Вопрос команде « Эрудиты».
2. Какой достопримечательности нет в городе Н-куйбышевске? Парк «Дубки», площадь им. Ленина, Вечный огонь, оперный театр? (В городе нет оперного театра)
– Молодцы! Это правильный ответ. На эти вопросы обе команды дали правильные ответы.
4. Игра «Мы – строители» (Дети по сигналу строят здание из конструктора)
Клубочек: — А сейчас пришла пора поиграть скорей. Сейчас мы с вами поработаем строителями. Каждая команда будет строить свое здание из конструктора.
Задача – сделать ее как можно быстрее и надежнее. Итак, приступаем к заданию.
– Молодцы, с заданием справились обе команды.
5. Показ презентации по типу игры « Четвертый лишний».
Клубочек: — Вопрос команде «Знатоки.
1. Какие профессии есть в нашем городе?- Учитель, строитель, хлебороб, шофер. (В нашем городе есть профессии: учитель, строитель, шофер)
– Вопрос команде « Эрудиты».
2. На какой улице находится наш детский сад?
На улице Ворошилова, ул. Строителей, ул. Пр. Победы, ул. Карбышева. (Наш детский сад находится на улице Карбышева)
– Молодцы. Обе команды справились с этими заданиями.
6. Комплекс общеразвивающих упражнений « Профессия»
– Сейчас все вместе отдохнем, будем выполнять движения в соответствии с текстом.
Я – шофер – помыл машину, (топающий шаг)
Сел за руль и выгнул спину.
Загудел мотор, и шины
Зашуршали у машины.
Подметает дворник двор,
Убирает дворник сор. (наклоны вперед с одновременными рывками рук, имитируя подметание)
Наш охранник на посту
Смело смотрит в темноту. (повороты вправо и влево, приставляя ладонь к глазам)
А сапожник сапоги
Для любой сошьет ноги. (руки на поясе, присесть, встать, выставляя поочередно ногу на пятку)
К сапогам пришьет подковки
И – пляши без остановки.
Наши летчики – пилоты (наклоны корпуса вправо-влево, прямые руки в стороны)
Приготовились к полету.
Я – гимнаст. Моя сноровка
Восхищает всех вокруг. (различные виды прыжков)
Видишь, как на брусьях ловко
Исполняю сложный трюк.
Веселей смотри вокруг: (спокойный вдох через нос и продолжительный выдох)
Детский врач – ребятам друг.
– Молодцы. Отдохнули хорошо. Продолжаем игру.
7. Следующий конкурс « Составь слово» (на внимание)
(Командам дается задание – как можно быстрее составить и разгадать слово)
Задание команде «Знатоки».
1. Нужно составить и прочитать запутанные слова в которых спрятались названия городов Самарской области.
РА – МА – СА
ЕВСК – ПА – ЧА
РАНЬ – СЫЗ
ТИ –ЯТ – ТОЛЬ
Задание команде «Эрудиты».
2. Нужно составить и прочитать запутанные слова в которых спрятались названия речек Самарской области .
ГА – ВОЛ
КА – МАР – СА
КА – ЕВ – ПА – ЧА
КА – ЯН – ТАТЬ
– Молодцы. Команды справились со своими заданиями.
8. « Музыкальная пауза». (Дети поют песню « Любопытный горожанин» на мелодию песни «Голубой вагон»)
1. Если настроенья почему- то нет,
Если загрустилось мне опять.
Я беру друзей с собой и горсть конфет,
И иду по городу гулять.
Припев:
В городе, в городе
Жизнь всегда бьёт ключом,
Некогда городу нашему скучать.
Здорово, здорово
И тоска нипочём,
Всё мне о городе хочется узнать.
2. Почему назвали улицу Озерной?
А проспект Победы почему?
Льются почемучки из меня рекой,
Может разберусь я что к чему?
3. Сколько площадей у нас?
И сколько школ?
И какой открылся здесь музей?
Я ещё ответы не на всё нашёл,
Но хочу найти их поскорей.
Клубочек: — Молодцы. Вы очень хорошо спели песню о своем городе.
9. «Загадочная викторина».
– Уважаемые игроки, вам выпал счастливый сектор « Загадочная викторина».
У вас появилась возможность загадать вопросы – загадки друг другу. (Из каждой команды выходит ребенок, берет листочек с вопросом – загадкой и читает загадку другой команде)
– Итак, задание команде «Знатоки».
1 . Отгадайте-ка, ребятки,
Вы о городе загадки.
Я начну стихи читать,
Вам придётся продолжать.
Шумят повсюду поезда,
И едут люди кто куда.
Со всех сторон, со всех концов,
Кто ждёт прибытий поездов.
Того мы приглашаем в зал,
Что называется…
(вокзал)
2. В нём есть картины удивительные,
Картины редкие и восхитительные.
Но покупать их не позволят.
Не потому, что много стоят.
Ведь это клад страны моей,
Не магазин здесь, а…
(музей)
3. Здесь можно опустить письмо,
Отправить телеграмму.
По телефону позвонить
В командировку маме.
Ты можешь здесь купить конверт
Послать посылку срочно.
Всем передать большой привет
Ведь это здание- …
(почта)
4 . Люди в белом, не скучают,
Не сидят без дела,
Курс леченья назначают
Эти люди в белом.
Если кто- то заболел
Все идут лечиться
В городскую, областную,
Детскую…
(больницу)
5. Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад.
Что же это?…
(детский сад)
6 . Если холодильник пуст,
Кушать если нечего,
Нет ни хлеба, ни капусты,
Масла нет и гречки.
Ты сюда входи скорей
И бери корзину,
Покупай, что повкуснее
В нашем…
(магазине)
– Молодцы. Все загадки отгадали.
10. «Собери картинку».
Клубочек: — Следующее задание «Кто быстрее соберет пазлы» с символом города Новокуйбышевска. Каждой команде в конверте дается задание – собрать картинку с символом города и отгадать , что на ней изображено. (На экране компьютера появляется «целая» картинка с гербом города, дети сравнивают со своей картинкой).
– Молодцы, обе команды успешно справились с заданием.
11. Игра малой подвижности «Посади цветы на клумбу».
Цель: Закрепить знание цветов, умение ориентироваться в пространстве, двигаться под музыку, выполнять правила игры. ( Дети одевают маски – шапочки цветов, на полу раскладываются большие цветы красного, синего и желтого цветов. Звучит музыка, дети — цветы гуляют. Когда музыка перестает играть, дети, занимают свои места на «клумбе» в соответствии с цветом. )
Клубочек: — Молодцы, вы красивые цветы посадили на свои клумбы.
Подведение итогов игры «Что? Где? Когда?»
Клубочек: — Ребята, вы молодцы! Вы сегодня очень хорошо отвечали на мои вопросы. Я вижу вы знаете и любите свой город, в котором вы живете. Я поздравляю обе команды с победой и вручаю всем игрокам значки «Городского эрудита» (Детям одеваются эмблемы « Городского эрудита»).
12. Художественное творчество детей.
Создание общей композиции « Мой город».
Клубочек : — У города юбилей, день рождения – 60 лет, а в такие дни принято дарить подарки. Я положил в свой волшебный сундучок вот такие бумажные силуэты зданий, цветы, деревья, кисточки, краски.
– А еще у нас с вами есть большой лист бумаги, на котором изображена совершенно пустая и унылая городская улица. А самое главное, что каждый из вас маленький художник и фантазер.
И вы сейчас создадите коллективную композицию, украсите наш город зданиями, деревьями и цветами. (Звучит музыка, дети выполняют задание)
Воспитатель: — Вот наш подарок готов. Каждый из вас вложил частичку своей любви к родному городу. Как мы назовем нашу работу?
Дети придумывают название и вывешивают коллаж на обозрение в группе детского сада.
Щербакова Ирина Александровна,
воспитатель С/п «Детский сад «Кораблик»
ГБОУ ООШ №19 г. Новокуйбышевск Самарской области
Познавательное занятие на тему “Мой любимый город” в старшей группе
Программное содержание:
- познакомить с понятиями “Родина”;
- воспитывать любовь к родному краю, родной природе;
- расширить кругозор детей сведениями о достопримечательностях родного города;
- формировать у детей представление о том, что на земле много стран. Наша страна – Россия, уметь находить её на карте мира;
- уточнить знания детей о родном городе, находить и показывать его на карте России;
- воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила общежития;
- совершенствовать навыки речевого общения, умение выражать своё мнение;
- способствовать развитию у детей логического мышления, воображения, внимания, памяти, развивать наблюдательность;
- развивать моторику руки;
- развивать патриотическое воспитание, умственное: формируется познавательный интерес к окружающему миру, к родному городу;
- нравственно-трудовое: формируются эстетические качества, сочувствие. Готовность оказать помощь, желание посадить дерево, не засорять природное окружение;
- эстетическое: развивать способность восприятия красоты окружающего мира;
- активизировать положительные эмоции, гармонирующие внутренний мир ребёнка, создающие ощущения внутреннего комфорта, формировать первичные навыки психической саморегуляции.
Расширить словарный запас:
Пречистинские ворота, Кремль, астраханцы, заповедник, достопримечательность.
Материал к занятию:
- иллюстрации с изображением родного города, заповедника;
- красная книга;
- портреты художника Бориса Кустодиева, поэта Велимира Хлебникова, оперной певицы Максаковой, киноактёров Бориса Невзорова, Владимира Меньшова…
- настольная игра-пазл “Пречистинские ворота”;
- иллюстрации, фотоснимки;
- карта мира, карта России.
Ход занятия
Дети входят в зал и встают полукругом.
Воспитатель: Мы с вами много “путешествовали”, но всегда возвращались домой, к себе на Родину. Куда мы возвращались?
Дети: В детский сад, в свой город, домой.
Воспитатель: У каждого человека есть своя родина. А что такое Родина?
Дети: Место, где мы живём, место, где мы родились.
Воспитатель: Родина – это место, где мы родились, где живём, где стоит наш дом, где живут наши друзья. Хорошо, когда люди любят свою Родину. От этой любви она становится богаче, сильнее. Как вы думаете, что значит любить Родину?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Любить Родину – это значит стараться всё делать для неё, чтобы ей было хорошо; это значит защищать, жалеть её, когда ей трудно. Наша Родина – это страна, которая называется Россией. Кто поможет показать её на карте мира?
(дети показывают на карте мира, где расположена Россия)
Послушайте мелодию (дети слушают). Вы вспомнили эту песню?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Как называют жителей города Астрахани?
Воспитатель: значит и вы астраханцы.
Дети: Я – астраханец, я – астраханка.
Воспитатель: Покажите наш город на карте.
(дети показывают на карте России город Астрахань)
Древен город Астрахань, но ещё древнее его название. Почему так назвали город?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Вы уже знаете историю о девушке, пленённой красавице богатого хана, которую звали Астра. По преданию в честь неё был назван город, который носит теперь удивительно красивое имя – Астрахань. Давайте ласково произнесём это имя – Астрахань.
Издревле слово “город” означало “огороженное место”. В 1558 году город переносится на остров “Заячий” или “Долгий” безопасный от нашествия врагов, и с этого времени начинается новая история города. Здесь быстро выросла сильнейшая на Волге твердыня – Астраханская крепость, сначала деревянная, а затем каменная. Какие достопримечательности родного города вы знаете?
Театр Юного Зрителя
Спортивный комплекс “Звёздный”
Воспитатель: Мы – Астраханцы, гордимся своим городом, любим его. Наш город неповторим. Кто знает стихотворения о нашем городе?
Кремлёвской, зубчатой стеною
Наш город над Волгой стоит
И вместе с великой рекою
О Родине память хранит.
Городов в моей стране
Знаю, очень много
Только нет дороже мне
Города родного!
Люблю тебя, мой дивный город
Люблю и летом, и зимой.
И в день осенний ты мне дорог,
И дорог раннею весной!
Люблю я в городе каналы
И башни древнего кремля
И Волги великие разливы
Родная Астрахань! Я люблю тебя!
За руки возьмёмся, встанем в круг
Каждый человек, человеку друг
За руки возьмёмся, и пусть пойдёт
По земле огромный хоровод!
(исполняется хоровод “Родная Астраханская сторонка”, затем дети садятся на стулья)
Воспитатель: Чудесные стихи вы знаете, замечательную песню поёте.
Давным-давно 452 года назад родился наш город. Наш город носит удивительно красивое имя – Астрахань. Ребята, мы уже говорили о том, что сначала крепость была построена из дерева, а затем из камня. В Кремле находятся удивительные памятники старины. Какие?
Дети: Главная башня Кремля – Пречистинские ворота и наверху колокольня. На этой башне находятся часы. Это самая высокая башня, её видно отовсюду.
Воспитатель: Главная проездная башня Кремля – Пречистинские ворота. Покажите её.
(дети показывают её на фотографиях)
Пречистинские ворота и Успенский собор
Рядом с главной башней возвышается, какой памятник старины?
Дети: Успенский Собор. Он стройный и высокий. Имеет пять куполов и лобное место, где читали указы.
Воспитатель: Успенский Собор был построен крепостным крестьянином Дорофеем Мякишевым. Широкая лестница, соединяет Успенский Собор с круглой постройкой, ограждённой каменной стеной – парапетом. Это лобное место, которое служило в древности для оглашения народу царских указов. Ребята, вы знаете много об Астраханском Кремле, а теперь подойдите к столам и соберите из пазлов главную башню Кремля – Пречистинские ворота.
(дети выполняют задание)
Воспитатель: Так нежно шелестит камыш,
О чём-то шепчут плески волн,
И крик прекрасных лебедей
Не нарушает тишины.
О каком знаменитом месте города говорится в этом стихотворении?
Дети: Лебединое озеро…
Воспитатель: Вы хорошо знаете это место. Приятно лююбоваться на лебединое озеро со спокойно плавающими, гордыми белоснежными красавицами. Давайте с вами будем любоваться природой нашего края, будем беречь её и сохранять для других людей. Мы можем не только любоваться красотой нашего города, но и гордиться его богатством. А чем богат наш край, вы знаете?
Воспитатель: Верно! Но самое большое наше богатство – это река Волга. Люди ласково её называют Волга – матушка. Многие реки и речушки России текут к Волге, несут ей свои воды. А Волга – мать русских рек, Волга – река труженица, вниз и вверх по реке везут корабли разные грузы. Какие?
Дети: Лес, нефть, хлеб…
Воспитатель: Волга кормит страну рыбой, снабжает водой города.
Есть на свете река, глубока, широка
К синему морю бегущая долго.
Далеко-далека, да сердцу близка,
Потому что, река эта – Волга!
Плывут по Волге пароходы,
Стучат волною в берега
Ты нам дороже год от года,
Родная, милая река!
(звучит музыка плеск воды – на релаксацию)
Воспитатель: Наш Астраханский край называют заповедником. Там где Волга впадает в море и находится заповедник. В какое море впадает река Волга?
Дети: В Каспийское море.
Воспитатель: И живут в этом заповеднике диковинной красоты птицы, звери. А на воде цветёт цветок. Какой?
Воспитатель: Что вы знаете об этом цветке?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Людей издавна притягивала, изумляла и радовала красота цветков лотоса. В легендах и преданиях цветок лотоса всегда был символом красоты, мудрости и силы. Лотос всегда кормил и лечил людей. Из семян и корневищ лотоса изготавливали муку, крахмал, сахар и масло. Им лечили заболевания нервной и сердечно-сосудистой системы. Лотос растёт, где тепло и много солнца. Листья у лотоса покрыты восковым налётом, и вода скатывается с него, как капельки ртути. Цветы очень хрупкие. С давних времён люди почитают этот цветок священным, чистым. Считается, чтобы стать таким же чистым, красивым и здоровым, как лотос, надо победить в себе ненависть, и научиться любить друг друга. Давайте улыбнёмся и посмотрим друг на друга.
Словно в сказке поднялись лотоса цветы
В дельте Волги выросли прямо из воды.
Лепестки раскрылись, огоньки горят
И меняют цвет они в день сто раз подряд.
Ладони соеденены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются; затем производятся плавные покачивания кистями рук, после чего пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания “головкой” цветка.
Воспитатель: А какие великие люди родились и жили в нашем городе?
Дети: художник Борис Кустодиев,
поэт Велимир Хлебников
оперная певица Максакова
драмматическая актриса Барсова
киноактёры Борис Неврозов
Воспитатель: Всё правильно ребята. Эти люди своим трудом прославили наш родной город. И в наше время с нами живут замечательные люди, которые дороги нам, но самое главное, что растёт новое поколение, которое продолжит славные традиции Астраханцев. Это вы, ребята!
(раздача воздушных шаров)
Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь. В астраханском крае, живут люди разных национальностей, их больше ста, но живут они в мире и согласии. Будьте всегда милыми, гостеприимными и доброжелательными. Хочу предложить вам пройти в группу и нарисовать ту достопримечательность нашего Астраханского края, которая вам больше всего нравится.
Конспект занятия «Мы очень любим город свой»
Ирина Зосимова
Конспект занятия «Мы очень любим город свой»
Цель: Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – городе Армавире.
Систематизировать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство;
•продолжать знакомить с достопримечательностями города Армавира;
•продолжать закреплять знание своей фамилии и отчества;
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать творческие, композиционные способности, воображение;
• Развивать навыки речевого общения,
Воспитывать патриотические чувства, любовь к малой Родине;
• Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Оборудование: «Сказочный клубок» из ниток, фото и иллюстрации из серии «Мой город»; мягкий строитель для игры «Строители».
Ход конспекта
1.Воспитатель: — Ребята, я пришла сегодня к вам не одна, а с маленьким другом.
– Постарайтесь отгадать, кто же это –
Поскорее мне скажите,
Что за мяч из мягких нитей?
Он похож на колобок, с длинным хвостиком …
(В группу вкатывается клубок. Воспитатель берет его в руки, прикладывает к уху)
Воспитатель: — Клубочек хочет поздороваться и познакомиться с каждым из вас. Как же это сделать? (С подачи педагога дети принимают решение передавать клубок по кругу, говоря слова приветствия и называя свое имя, фамилию).
Воспитатель: — Ребята. Сегодня мы с вами будем путешествовать по нашему родному городу. Как называется наш город?
-. А поможет нам в этом наш волшебный клубочек. Он будет задавать вам вопросы, а вы отвечать.
Воспитатель:- Ребята, вы все сейчас называли свою фамилию, имя
– Кто же вам дал имя, отчество и фамилию? (Родители)
– А когда родители дали вам имя, отчество и фамилию? (Когда мы родились)
(С помощью клубочка, который воспитатель передает из рук в руки детям, дети отвечают на вопрос)
– Правильно. Каждая семья, каждый человек отмечает свои семейные и личные праздники.
– Какой же из них самый главный? (День рождения)
– День рождения может быть не только у человека.
Воспитатель: — У кого еще может быть день рождения? (Ответы детей)
Воспитатель: — Свой день есть и у книги, игрушки, дома и даже у целого города. Городам, как и людям, дают «имена», горожане отмечают их дни рождения.
Вот и у нашего города скоро День рождения.
Воспитатель: — Ребята, скажите мне, как называется место, где человек родился и вырос? (Россия, Родина, малая Родина)
– Что означают слова Родина и малая Родина? (Родина – это страна, в которой мы живем, а малая Родина это место, где человек родился и вырос.)
– Назовите вашу малую Родину? (город Армавир)
– Как называются жители нашего города? (Армавирцы).
– Какие вы знаете улицы в нашем городе? (Кирова, Ленина и т. д.)
2. Игра «Улицы города»
Ребята, у нас в городе много улиц, давайте вспомним их названия. Это улицы. (Дети по очереди передают друг другу клубочек и называют улицы. Воспитатель уточняет, на какой улице живет каждый из детей.)
Игра «Доскажи словечко»
Дети делятся на две команды и подбирают слова-определения к словам, предложенным воспитателем.
Улицы какие?. (Шумные, многолюдные, широкие, узкие, длинные, красивые, сверкающие, праздничные и т. д.)
Дома какие?. (Многоэтажные, жилые, деревянные, панельные, кирпичные, высокие, низкие, разноцветные, новые и т. д.)
Жители города какие?. (Трудолюбивые, разные, заботливые, внимательные, неугомонные, воспитанные, молодые и т. д.)
3.«Экскурсия» по городу»
Воспитатель предлагает детям совершить «экскурсию» по городу.
— Ребята, я буду вашим экскурсоводом, покажу вам разные здания и памятники нашего города и расскажу о них.
Дети произносят слова, двигаясь по группе, и одновременно показывают движения.
На экскурсию мы едем, город свой узнать хотим.
Вдоль по улицам проедем и в окошко поглядим. (3-4 раза)
Стоп. Смотрите прямо, что же это перед нами?
Воспитатель показывает фотографии достопримечательностей города.
4. Игра «Можно — нельзя»
Воспитатель предлагает детям слушать внимательно высказывание. Если он говорит правильно, дети должны кивать головой и говорить «да-да-да», если допускает ошибку — топать и говорить «нет-нет-нет».
Можно переходить улицу на красный свет.
Можно сажать деревья и цветы во дворе
Можно бросать обертки от конфет на тротуар
Можно любоваться цветущей клумбой-
Можно ходить по газону.
Можно кричать на улице.
Можно быть вежливыми друг к другу.
5. Загадочная викторина.
1. Отгадайте-ка, ребятки,
Вы о городе загадки.
Я начну стихи читать,
Вам придётся продолжать.
Шумят повсюду поезда,
И едут люди кто куда.
Со всех сторон, со всех концов,
Кто ждёт прибытий поездов.
Того мы приглашаем в зал,
2. В нём есть картины удивительные,
Картины редкие и восхитительные.
Но покупать их не позволят.
Не потому, что много стоят.
Ведь это клад страны моей,
Не магазин здесь, а…
3. Здесь можно опустить письмо,
По телефону позвонить
В командировку маме.
Ты можешь здесь купить конверт
Послать посылку срочно.
Всем передать большой привет
Ведь это здание- …
4. Люди в белом, не скучают,
Не сидят без дела,
Курс леченья назначают
Эти люди в белом.
Если кто- то заболел
Все идут лечиться
В городскую, областную,
5. Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад.
(детский сад)
6. Если холодильник пуст,
Кушать если нечего,
Нет ни хлеба, ни капусты,
Масла нет и гречки.
Ты сюда входи скорей
Покупай, что повкуснее
– Молодцы. Все загадки отгадали.
6. Игра «Мы – строители»
(Дети по сигналу строят здание из конструктора)
Клубочек: — А сейчас пришла пора поиграть скорей. Сейчас мы с вами поработаем строителями.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Какой хороший город вы построили. Молодцы.
Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой родной город?» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить вам свою новую дидактическую игру по ознакомлению с окружающим миром «Знаешь ли ты свой.
Фотоотчет коллективной работы «Я люблю свой город» Здравствуйте, гости моей страницы!В нашем городе в рамках реализации проекта “Открывая город”, координатором которого является автономная.
Городская акция «Люблю свой город» В рамках акции «Люблю свой город» всем желающим предлагалось проверить свои знания по севастополеведению с помощью теста. Тест «Люблю.
Сценарий конкурса чтецов стихов о городе Смоленске «Любим город свой родной» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43 «Сказка» города Смоленска Сценарий конкурса чтецов.
Конспект занятия в старшей группе «Я люблю свой город» ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». ЦЕЛЬ: Формирование.
Краеведческая игра «Узнай свой город» Краеведческая игра “Узнай свой город” подготовила воспитатель 1 категории Горохова Юлия Михайловна (МБДОУ № 8 “Золотой петушок” г. Лобня).
Фоторепортаж «Очень любим мы трудиться» Листопад, листопад, Листья желтые летят, Собирайте, не ленитесь, И друг другу улыбнитесь. Листья желтые летят, Словно зонтики кружат, Ветер.
Сценарий мероприятия «Мы очень любим город свой» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 4 «Черёмушки» г Инза Ульяновской области. Сценарий мероприятия:.
Сценарий развлечения для детей старшей группы ко Дню города «Мы очень любим город свой. Вилючинск» Сценарий развлечения для детей старшей группы ко Дню города Работа с дошкольниками по патриотическому воспитанию Сценарий развлечения для.
Викторина «Знаешь ли ты свой город? Алексин» Участники: дети старшей и подготовительной группы. Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о нашем городе, и узнаем:.