Дидактические игры в коррекции звукопроизношения

Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников при помощи дидактических игр

Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников при помощи дидактических игр

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к содержанию образования, к его результатам, а также к условиям реализации образовательного процесса [4, п.1.8]. Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах [4, п.4.6]. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

В последнее время в детских садах наблюдается увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями. Если даже смотреть в разрезе одного детского сада, то в коррекционной логопедической помощи нуждается каждая возрастная группа.

На логопункте детского сада коррекционная логопедическая помощь оказывается детям 5-7 лет, имеющим следующие речевые нарушения: фонетическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи. До начала коррекционно-развивающей работы у многих детей уже складывается негативное отношение к своему речевому дефекту. А как обеспечить коррекционно-воспитательное воздействие на речь и личность ребенка? Как формировать правильное звукопроизношение? Как помочь ребенку преодолеть негативное отношение к своему речевому дефекту?

Естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей является игра. Именно игра может создать нужный эмоциональный фон положительного характера, чтобы все психические процессы протекали наиболее активно.

Игра является не только основным видом деятельности детей, но и формой организации детской деятельности. Игру ФГОС ДО определяет как одного из сквозных механизмов развития ребёнка (4, п.2.7), посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно – эстетическое развитие»; «Физическое развитие».

Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях, на которых приходится многократно повторять трудные логопедические упражнения и на подготовительном этапе, и на этапах постановки, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. А устранение речевых недостатков возможно именно через игру, потому что в игре формируется, воспитывается, развивается речевая деятельность.

Поэтому учителю-логопеду необходимо широко применять игры в коррекционной работе, потому что каждая игра несет в себе развитие наблюдательности, представлений об окружающем, развитие знаний и навыков, правильное отношение к окружающим и к своему месту в детском коллективе. А при выборе игр необходимо учитывать возрастные особенности ребенка, характер дефекта, степень его выраженности и личностные особенности, изменения в психической сфере ребенка, так как дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой.

Реализуя приоритетные направления ФГОС ДО, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса коррекционно-развивающей работы. На логопункте изготовлено множество игр, лично разработанных и заимствованных у коллег. Я считаю, что у каждого логопеда детского сада в кабинете должны быть следующие виды обучающих игр:

для диагностики речевого развития;

для развития мелкой моторики;

для развития артикуляционного аппарата;

для постановки звуков (отдельно по каждой группе звуков);

для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;

для развития фонематического слуха, фонематического восприятия;

по совершенствованию грамматического строя речи;

по обогащению словарного запаса;

для развития связной речи;

по обучению грамоте.

А для формирования речевого дыхания необходимо иметь различные дидактические пособия тренажеры : «Веселая карусель», «Веселая рыбалка», «Веселая метелица», «Аквариум», «Дуйбол», «Кегли», «Авторалли», «Горячий чай», «Сдуй снежинку», «Слоник», «Дракончики», «Поддувалочки» и всевозможные вертушки, сделанные своими руками или фабричные.

Н а этапе обследования языковых и неязыковых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития игра может быть использована как метод диагностики. Например, при обследовании связной речи ребенку можно предложить такие игры: «П омоги Незнайке правильно разложить картинки и составить рассказ», «Расскажи сказку кукле Даше, чтобы она поскорее заснула», «Айда, расскажем Винни – Пуху, как отпраздновали твой день рождения».

При обследовании фонематического слуха целесообразно использовать такие игры, как «Давай поиграем в школу», «Звуковые прятки», «Найди пару» и др.

При обследовании словарного запаса проводятся такие игры с мячом: «Назови одним словом» , «У нас растут много овощей», «У нас в группе много игрушек», «Я знаю 5 деревьев», «Скажи наоборот» , «Кто чем занимается?» , «Подскажи словечко». Можно проводить иг ры на классификацию предметов («Найди маму для детеныша») и настольные дидактические игры: «Бюро находок» , «Кто где живет?» , «Часть и целое» .

Исследование артикуляционного аппарата и его моторики можно превратить в увлекательную игру в форме сказки у стенда «Домик Язычка» или используя пособие «Домик Язычка». Можно использовать «Логокуб», на гранях которого картинки – символы артикуляционных упражнений .

Для обследования звукопроизношения подбираются слоги, слова и предложения с различными группами звуков. Для определения уровня фонематического восприятия и запоминания слогов ребенку предлагаю следующие игры: «Выложи домик» , «Пуговицы» , «Запомни и скажи» , «Паровозик».

Для постановки звуков незаменимыми являются такие игры : «Поймай звук», «Насос – помощник», «Веселый дождик» , «Прилетели комарики», « Помоги пчёлке прилететь в улей», «Приплывает пароход», «Песенки змейки», «Остановим лошадку», «Весёлая прогулка Язычка» и др.

Многообразны игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков: «Звуковая улитка», игры-бродилки, лабиринты, лото, домино, логошашки, «Я вас различаю», слоговые дорожки, разрезные картинки, пазлы фабричные, пазлы самодельные на палочках (деревянных шпателях), «Звукарики», «Кнопочки», «Кнопки-переключалки», «Звуковая поляна» на разные группы звуков и многие другие , с помощью которых можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное. Настольные логопедические игры удобны тем, что их можно предложить и как домашнее задание. Самыми любимыми у моих воспитанников являются игры-бродилки и интерактивные игры развивающего портала «Мерсибо».

Таким образом, систематическая целенаправленная планомерная работа по использованию комплекса дидактических игр с красочными яркими картинками, привлекательными для детей, способствует эффективному решению коррекционных задач и прочному закреплению результатов логопедической работы по автоматизации поставленных звуков. Значение речевых игр в работе с детьми, имеющими нарушения речи, велико, так как их использование дает быстрое формирование правильного звукопроизношения. В процессе игры дети начинают проявлять живой интерес к звуковой стороне речи.

Список литературы:

1. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова.
Вып. 1, вып. 2. — М., 1981, 1987.

Дидактические игры при коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Разделы: Логопедия

Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических процессов, таких как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь. Педагоги в работе с детьми широко используют возможности игровой деятельности. С помощью игры можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное.

Учителя-логопеды продолжают искать наиболее интересные и эффективные приемы в работе с детьми дошкольного возраста. Многие из известных игр можно применить лишь на одном из этапов коррекционной работы (как правило, это этап автоматизации звука в слогах, фразах, связной речи), при этом ход или правила игры изменяются в зависимости от целей, которые преследует педагог. Что касается других этапов работы по формированию правильного звукопроизношения (подготовительного, этапа постановки звука) то здесь игр, предлагаемых в литературе явно недостаточно, педагогу зачастую приходится придумывать их самостоятельно.

В методической копилке каждого специалиста собраны интересные игры. Но необходимость проведения огромного количества индивидуальных занятий с детьми разного возраста, обладающих различным запасом знаний и представлений об окружающей среде, требует постоянного поиска новых дидактических игр и игровых приемов.

При использовании игр в логопедической работе следует придерживаться нескольких основных принципов:

  • При проведении игры необходимо учитывать возраст детей с различными речевыми расстройствами.
  • Игра должна быть эмоционально окрашена, должна привлекать ребёнка, вызывать у него живой интерес.
  • Игра должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. В зависимости от того, в какой момент используется игра, меняется и её значение: в начале занятия игра организовывает, заинтересовывает ребёнка; в середине – подводит к усвоению программы; в конце – носит поисковый характер. Дидактические игры используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в домашних заданиях.
  • Игра должна опираться на программный материал.
  • Назначение предметов, картинок, символов, пособий, смысл вопросов, условия игр, должны быть понятны детям.

Дидактические игры, используемые в коррекции звукопроизношения, решают такие дидактические задачи, как подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенного звука и закрепления правильного звукопроизношения. Игровые упражнения, предлагаемые небольшими дозами в течение всего дня, приучают детей контролировать свое произношение. Этот контроль осуществляется благодаря, артикуляционной гимнастике и речевым играм, которые связаны с движениями. Все эти игровые упражнения не утомляют, а снимают статическое напряжение органов речи, которое так характерно для детей с речевыми нарушениями.

Коррекционная работа над неправильным звуком предполагает определенную последовательность: подготовительные упражнения, постановка звука определенным приемом, автоматизация звука изолированно, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Последовательность коррекционной работы – главный принцип при подборе дидактических игр игровых упражнений.

Исходя из целей и задач логопедического воздействия, традиционно выделяют следующие этапы коррекции звукопроизношения.

Подготовительный этап

Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.

Содержание:

1. Формирование точных движений органов артикуляции:
а) с помощью логопедического массажа;
б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.
2. Формирование направленной воздушной струи.
3. Развитие мелкой моторики:
а) с помощью пальчиковой гимнастики;
б) с помощью массажа рук;
в) с помощью самомассажа пальцев рук;
г) с помощью предметно-практической деятельности.
4. Развитие фонематических процессов.
5. Отработка опорных звуков.

Как мы можем увидеть, на подготовительном этапе коррекционной логопедической работы основная работа проводится по формированию артикуляционных укладов и развитию мелкой моторики рук, которая, как известно, напрямую связана с речевыми центрами головного мозга. Этим и объясняется выбор дидактических игр на данном этапе коррекционной работы. Вот один из примеров игры.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Ход игры: логопед кладет в мешочек карточки-символы артикуляционных упражнений. Дети достают карточку, говорят название упражнения и выполняют его.

Поскольку неоднократное механическое выполнение артикуляционных упражнений достаточно скучное для детей занятие, игры для выполнения речевой гимнастики в первую очередь направлены на поддержание интереса и высокого уровня мотивации ребенка.

К подобным играм стоит отнести также всевозможные «Сказки про Язычок», которые являясь по сути словесной инструкцией по выполнению артикуляционных упражнений, облаченной в сказочную форму, могут нести так же функцию тематического сопровождения занятий. Например: «Сказка о том, как Язычок в лес ходил» (изучение леса и его обитателей), «Как Язычок с горки катался» (тема «Зима») и т.п.

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

1. Постановка звука.

Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.

Содержание:
1) Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и движений органов артикуляции.
2) Создание артикуляционной базы данного звука.
3) Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных звуков.
4) Отработка произнесения изолированного звука.

2. Автоматизация звука.

Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.

Содержание: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

3. Дифференциация звука.

Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Содержание: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам сначала в изолированном положении, затем в слогах, словах, предложениях и собственной речи.

Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком с помощью дидактических игр и игровых упражнений.

Учителям-логопедам и родителям хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Однообразное повторение слогов, слов, словосочетаний, чистоговорок надоедает ребёнку, вызывает нежелание заниматься. Очень важно сохранить интерес ребенка к занятиям и желание достигнуть поставленной цели. Только положительная мотивация будет способствовать эффективности коррекционной работы. Поэтому большое внимание необходимо уделять играм, направленным на коррекцию звукопроизношения, т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребенку. Таким образом, одна из основных задач логопедических игр – стимулировать заинтересованность детей в положительном результате.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Игры на определенный звук нормализуют произношение. Чёткие и определенные правила в дидактических играх приучают детей точно выражать свои мысли и очищают их речь от ненужных слов; способствуют воспитанию у них выдержки, дисциплинированности, собранности, формируют умения взаимодействовать с другими детьми. Дидактические игры направлены не только на коррекцию звукопроизношения, но и на развитие связной речи, на совершенствование лексико-грамматической ее стороны, а также на развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

Дидактические игры по коррекции звукопроизношения см. в Приложении.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

Содержание: моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.

Параллельно с коррекционной работой по развитию артикуляции у детей совершенствуют фонематические процессы. На подготовительном этапе используют упражнения, способствующие развитию речевого слуха, активизации внимания детей к речи окружающих и собственной речи. На этапе постановки звуков и их автоматизации идет работа по формированию правильных фонематических представлений. Наряду с артикуляционными характеристиками звука, уточняются его акустические признаки (длительность звучания, высота, наличие вибрации и т.п.). На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков (по В.А.Ковшикову).

1) Прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков (формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный).

2) Прием фонематического анализа, который традиционно включает три языковые операции:

– фонематический анализ (выделение звука на фоне слова, определение положения звука по отношению к другим звукам и т.д.);

– фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т.д.);

3) Прием связи звука и буквы.

Формирование коммуникативной компетентности у детей с нарушениями речи затруднено, т.к. речевое недоразвитие является первичным в структуре дефекта данной категории детей. Наблюдения за воспитанниками в детском саду позволили обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Они не умеют выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, спокойно отстаивать свою точку зрения. Также отмечается недостаточность общей культуры поведения. Дошкольники не могут вести разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме. С учетом этого очевидна актуальность проблемы формирования у дошкольников с речевыми нарушениями коммуникативной компетентности. И с решением этой проблемы хорошо справляются дидактические игры.

Речевые игры могут быть направлены на:

  • развитие умения устанавливать контакт с собеседником: «Как можно нас назвать по-разному?», «Комплимент»;
  • своевременное употребление слов благодарности: «Подарок другу»;
  • развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
  • развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга?»;
  • развитие умения выслушать собеседника: «Испорченный телефон»;
  • регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
  • развитие умения понимать эмоциональное состояние собеседника: разговор по телефону со сказочными персонажами;
  • произнести знакомое четверостишие — шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично;
  • развитие умения подмечать желания другого человека: «Подари подарок другу»;
  • развитие умения вести диалог с взрослым или сверстником: диалог с дежурным, диалог с поваром.

На основании проделанной работы были сделаны следующие выводы и разработаны некоторые рекомендации:

1. В работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо уделять внимание различным видам игр (сюжетно-ролевым, подвижным, компьютерным, дидактическим).

2. Следует тщательно отбирать игры (особенно дидактические) на предмет качества предлагаемого материала.

3. При изготовлении игр отдавать предпочтение тем, которые позволяют решать разнообразные задачи.

4. Использовать информационно-компьютерные технологии как средство игровой деятельности детей.

5. Привлекать детей к изготовлению дидактических игр с целью воспитания таких нравственных качеств как бережливость и аккуратность.

6. Оказывать помощь родителям в организации игровой деятельности детей дома.

Читайте также:  НОД по теме ‘От кареты до ракеты’ с использованием ИКТ по стихотворению Михалкова

Описанный опыт по использованию дидактических игр на подгрупповых и индивидуальных занятиях, по ознакомлению родителей и педагогов с речевыми играми в различных формах взаимодействия наверняка окажется полезным не только молодым учителям-логопедам, но и всем педагогам, желающим, чтобы их занятия были интересны детям и способствовали максимально быстрому устранению дефектов звукопроизношения у детей как субъектов логопедической работы.

ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Содержимое публикации

ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

ЧЕСНОКОВА АННА СЕРГЕЕВНА

ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Саранск, Россия

Одной из актуальных и значимых проблем обучения и воспитания учащихся младших классов с нарушением интеллекта было и остаётся развитие их речи. Принарушении интеллекта развитие речи резко задерживается. А от уровня её сформированности в значительной степени зависит успех обучения в школе и дальнейшая судьба ребёнка. У детей младшего школьного возраста отмечается большая распространённость нарушений фонетической стороны речи. Особенно распространёнными среди дефектов устной речи, как отмечает Л. Г. Парамонова, являются нарушения звукопроизношения[6, с. 75].

Недостатки произношения звуков речи в младших классах коррекционной школы характеризуются большим количеством дефектных звуков.

Л. Г. Парамонова выделяет следующие основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения у детей с нарушением интеллекта.

1) В связи с недоразвитием познавательной деятельности, оказываются несформированными познавательные процессы, направленные на овладение звуковым составом речи. Звуковая сторона речи почти не привлекает внимание детей, что отрицательно сказывается на формировании звукопроизношения.

2) Более позднее развитие фонематического восприятия, которое является сложным видом психической деятельности. Правильная слуховая дифференциация звуков речи требует сформированности процессов анализа и синтеза. Нарушение аналитико-синтетической деятельности сказывается и на функционировании речеслухового анализатора. По этой причине умственно отсталые дети часто не различают на слух многие звуки, особенно звуки, близкие акустически и артикуляторно.

3) Большая распространенность нарушений звукопроизношения у детей с нарушением интеллекта в значительной степени обусловливается также их общим моторным недоразвитием, особенно недоразвитием речевой моторики. При произношении звуков речи осуществляется сложная, тонкая, хорошо координированная работа различных речевых органов, что представляет для детей с нарушением интеллекта большую трудность. Наряду с общим недоразвитием речевой моторики у этих детей нередко имеют место параличи, парезы речевой мускулатуры, что резко ограничивает возможности овладения правильным произношением звуков речи.

4) Дефекты звукопроизношения у детей с нарушением интеллекта нередко бывают связаны с аномалиями в строении артикуляторных органов: губ, твердого и мягкого неба, челюстей [5, с. 86].

Следует отметить, что кроме указанных причин в возникновении дефектов звукопроизношения у детей c нарушением интеллекта играют роль и все анатомо-физиологические, психологические и социальные факторы, приводящие к нарушению интеллекта. Таким образом, нарушения звукопроизношения у детей с нарушением интеллекта вызываются комплексом патологических факторов.

Нарушения звукопроизношения у детей с нарушением интеллекта чаще, чем у детей с нормальным интеллектом, отражаются на письме. Это относится, прежде всего, к заменам звуков. (Г. А. Каше, В. В. Воронкова, К. К. Карлеп, В. Г. Петрова) [2, с. 295].

Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с нарушением интеллекта является более длительным и более сложным процессом, чем у нормальных детей (Г. А. Каше, О. В. Правдина, О. Н. Ремизова, М. Е. Хватцев, Р. А. Юрова). Устранение дефектов звукопроизношения в коррекционной школе продолжается вплоть до старших классов[7, с. 48].

Работа по воспитанию правильного звукопроизношения значительно осложняется характерной для детей с нарушением интеллекта слабостью замыкательной функции коры, трудностью образования новых условно-рефлекторных связей, что обусловливает замедленность и длительность формирования нового звука. Вследствие этого, как отмечает Р. И. Лалаева, неправильное произношение того или иного звука упорно удерживается даже в том случае, если произношение изолированного звука удается ребенку сравнительно легко, т.е. если звук уже поставлен. У детей с нарушением интеллекта наиболее длительным является введение звука в речь, т.е. этап автоматизации звука. Иногда бывает достаточно 3-5 занятий, чтобы поставить звук, но автоматизация этого звука в речи заканчивается лишь через 1-1,5 года. Причиной этого являются особенности высшей нервной деятельности детей с нарушением интеллекта, отсутствие контроля за собственной речью. У детей наблюдается быстрая утомляемость и сниженная работоспособность. В связи с этим следует использовать такие формы работы, которые позволяли бы параллельно с коррекцией звукопроизношения расширять и активизировать словарный запас, формировать основные грамматические категории. В этом неоценимую помощь оказывают речевые игры, активизирующие словарную работу и мыслительную деятельность[3, с. 31].

Игра, как подчеркивает И. В. Асташина, мощнейшая сфера самовыражения ребенка. Использование игр в логопедической работе способствует сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, закреплению и обогащению приобретённых знаний, запоминанию речевого материала [1, с. 34].

Приведем примеры дидактических игр для коррекции звукопроизношения у учащихся младших классов с нарушением интеллекта, которые используются нами в коррекционно-логопедической работе на различных этапах логопедических занятий.

Игра«Назови и отгадай». Цель: закрепить правильное произношение звука (например [з]) в словах, определить его наличие в слове. Материал: картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [з], парные к ним картинки без звука.Ход игры: логопед выставляет парные картинки и просит детей назвать их. Затем предлагает назвать только те в названии которых есть звук [з]. Например: замок – ключ, коза – корова. Логопед исправляет ошибки в речи детей, выделяя звук голосом. Данную игру можно использовать для закрепления необходимого звука.

Игра«Продолжи слово». Цель: закреплять правильное произношение звуков в словах. Ход игры: логопед произносит фразу, но, не договаривая её до конца, дети должны её закончить, например:

Ра-ра-ра- Рае нравится жа…(ра).

Ру-ру-ру- в роще бродит кенгу…(ру).

Ры-ры-ры- Жора прыгает с го…(ры).

Ро-ро-ро- быстро строится мет…(ро).

Игра«Подбери слово с противоположным значением». Цель: автоматизация звука [л], обогащение словаря антонимами. Речевой материал: грустный – веселый; добрый – злой; хороший – плохой; старый – молодой.

Игра«Один – много». Цель: учить детей правильно образовывать формы множественного числа именительного и родительного падежей, автоматизация звука [ш]. Речевой материал: шип – шипы – шипов; шут – шуты – шутов; шум – шумы – шумов; шарф – шарфы – шарфов и так далее.

Игра«Сложи словечко». Цель: учить детей правильно образовывать сложные слова путем сложения основ, автоматизация звука [р] в словах. Речевой материал: лес рубит (кто?) – лесоруб; рыбу ловит – рыболов; мусор возит – мусоровоз; мясо рубит – мясорубка; кофе варит – кофеварка.

Игра«Кто внимательней?». Цель: развитие быстроты реакции, фонематического слуха и автоматизация звуков. Ход игры: поймать мяч, когда услышишь слово со звуком [ш] и повторить его. Речевой материал: шуба, мел, шапка, шарф, стол, душ, уши, кровать, школа, карандаш, дым.

Игра«Согласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой». Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, автоматизация звуков. Ход игры: называютсясогласные звуки. Необходимо подбросить мяч, когда слышится звук [л] и повторить его.

Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови, и мяч бросай, сколько звуков – называй». Цель: определение последовательности и количества звуков в слове, выделение заданного звука. Ход игры. Взрослый, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове, называет их количество и выделяет заданный звук.

В процессе коррекции звукопроизношения у учащихся младших классов с нарушением интеллекта на различных этапах логопедических занятий мы применяем интерактивные игры, представленные на сайте mersibo . ru [4].

Игра«Веселые рыбаки!» Цель: дифференциация «трудных» звуков одной группы. Правила: нужно помочь рыбакам распределить картинки-рыбки по ведрам-буквам. Для этого назвав картинку, надо щелкнуть по соответствующей букве в кружке рядом с картинкой.

Игра«Приключения Буратино-1». Цель: ввести в речь звук [р]. Правила: специальный ящик с цифрами в нижнем левом углу, при клике на него, укажет количество ходов. Ребенок проговаривает слоги, выполняя ходы, затем выполняет выпадающее задание. После этого двигается дальше. Важно обратить внимание на четкое проговаривание слогов, по которым бежит Буратино.

Игра«Ну, заяц, убеги!-1». Цель: ввести в активную речь звуки [с, з, ц]. Правила: специальный ящик с цифрами в нижнем левом углу, при клике на него, укажет количество ходов. Ребенок проговаривает слоги, выполняя ходы, затем выполняет выпадающее задание. После этого двигается дальше. В игру можно играть с двумя или тремя детьми, если они выполняют ходы по очереди.

Игра«Приключения Колобка-1». Цель: ввести в речь звук [л]. Правила: специальный ящик с цифрами в нижнем левом углу, при клике на него, укажет количество ходов. Ребенок проговаривает слоги, выполняя ходы, затем выполняет выпадающее задание. После этого двигается дальше.

Игра«Тик – так – звуки». Цель: побудить ребенка повторить (имитировать) разные звуки. Правила: выбрать картинку, послушать звук, повторить его. Кликая на картинку, можно послушать звук еще раз. Набор звуковых карточек подходит для неговорящих детей с целью вызвать речевую активность.

Таким образом, представленные выше дидактические игры способствуют не только автоматизации корректируемых звуков, но и значительно расширяют и активизируют словарный состав у учащихся младших классов с нарушением интеллекта. Формируют навыки словоизменения и словообразования и в конечном итоге вырабатывают у учащихся умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно и грамотно выражают их замысел.

Список использованных источников

Асташина, И. В. Логопедические игры и упражнения для детей / И. В. Асташина. – М. :ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», «Дом. XXI век», 2008. – 189 с.

Волкова, Л. С. Логопедия :учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб.заведений / под ред. Л. С. Волковой. –М. :Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 703 с.

Лалаева, Р. И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников / Р. И. Лалаева // Дефектология. – 2003. – № 3. – С. 29–34.

Логопедические интерактивные пособия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: mersibo . ru

Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех / Л. Г. Парамонова. – СПб. : Питер, 2009. – 408 с.

Парамонова, Л. Г. Нарушение звукопроизношения у детей / Л. Г. Парамонова. –СПб. :Изд-во «Детство-Пресс», 2012. – 272 с.

Юрова, Р. А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития / Р. А. Юрова. – М. :Изд-во «В. Ю. Секачев», 2005. – 64 с.

Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношений

Светлана Костромова
Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношений

«Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями речи. Поэтому поиск новых форм организации коррекционной индивидуальной и подгрупповой НОД детей дошкольного возраста становится приоритетным направлением на сегодняшний день».

Потребность в игре заложена в ребёнке самой природой. Авторские игры вовлекают дошколят в практическую деятельность, целями которой являются развитие фонематической стороны речи, а также пробуждение потребности постоянного общения со звуком и желание постоянно совершенствовать правильное звукопроизношение. Дети получают удовольствие от процесса игры. И хотя речевые игры часто требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакции диктуемой инструкцией, дети считают, что играть в них вовсе не трудно. Именно поэтому дети вступают в игру без опасения и боязни, увлекаясь красочностью предметных картинок, играют, не обращая внимания на время и возможную усталость.

Игры, которые я использую в коррекционной работе, формируют у детей способность добиваться максимальной чёткости в произнесении слов и фраз с заданным звуком и умение оценивать их качество.

Используя игры,необходимо вдумчиво готовиться к индивидуальной и подгрупповой НОД:

– тщательно подбирать материал с отрабатываемым звуком и без него,

– проверять материал и оборудование игр, что помогает активизировать не только процесс произнесения звуков, но и различные психические процессы, необходимые в дальнейшем школьном обучении.

В ходе игры учитель-логопед лишь контролирует процесс, предоставляя детям максимальную свободу в подборе картинок и выполнении условий игры. Интонация при объяснении инструкции должна быть эмоциональной, но не навязчивой, лаконичной, но не резкой.

Очень трудной и несколько монотонной для дошколят является работа по автоматизации звуков. Детям приходится многократно повторять одни и те же слоги, словосочетания и предложения. Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать, мы в своей работе применяем разнообразные игры и игровые задания.

По направленности выделяются следующие виды обучающих игр:

– для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;

– для развития фонематического восприятия;

– для развития мелкой моторики;

– по обучению грамоте;

– по совершенствованию грамматического строя речи;

– по обогащению словаря;

– для развития связной речи.

За годы своей работы мною было изготовлено множество различных игр. Некоторые игры я наблюдала у коллег и при изготовлении их для себя обязательно перерабатывала, видоизменяла, некоторые придумывала сама. Но при изготовлении игр старалась, чтобы они развивали как можно больше речевых функций.

Мною был разработан сборник игр, используемых на индивидуальных и подгрупповых занятиях с описанием и фотоприложением.

Игры, которые я хочу представить вашему вниманию, многофункци-

ональны. Данные игры служат для автоматизации и дифференциации звуков, направлены на развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, способствуют формированию лексикограммати-

Они предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста как индивидуально, так и в подгруппах.

Сборник дидактических игр по коррекции звукопроизношения.

В сборник входят двадцать игр. Вашему вниманию представлены три игры.

1. Дидактическая игра «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНКА».

Игра для детей 5-7 лет. Проводится индивидуально или подгруппой по 2-3 человека.

ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация всех групп звуков.

Развивать звуко-слоговой анализ.

Совершенствовать грамматически правильную речь.

Развивать мелкую моторику.

Коррекция фонематического слуха.

МАТЕРИАЛЫ: Коробка с отверстиями по всей площади и нарисованной травой; цветочки из плотного цветного картона (синего, жёлтого,зелёного и красного цвета) с маленьким отверстием по центру; палочки от чупа-чупса; основания для свечей к торту; кружочки с нарисованными предметами на все группы звуков с маленьким отверстием по центру.

СБОРКА цветка: на острую часть основания для свечи наколоть цветок, сверху приколоть картинку. В широкую часть основания для свечи вставить палочку от чупа-чупса.

Ход ИГРЫ:

На столе выкладываются кружочки с изображением картинок с автоматизируемыми звуками и без них. Каждому ребёнку раздаются цветочки, палочки и основания для свечей.

1 ВАРИАНТ: Найди картинку с заданным звуком, собери цветок и поставь на полянку.

2 ВАРИАНТ: На цветок синего цвета помести картинки со звуком С, на зелёный со звуком З (на жёлтый цветок – звук Ж, на зелёный – З и т. д.)

3 ВАРИАНТ: Если автоматизируемый звук находится в начале слова, поставь его на красный цветок, если в середине – на жёлтый, в конце – на зелёный.

4 ВАРИАНТ: Собери цветок с автоматизируемым звуком и образуй от данных слов множественное число. С каждой из картинок составь предложение.

5 ВАРИАНТ: Сгруппируй цветы по какому-либо признаку (одежда, посуда, животные, продукты…).

2. Дидактическая игра «СПАСИТЕ МУХУ».

Игра предназначена для детей 4-7 лет. Используется индивидуально или подгруппами по 4 человека.

ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация разных групп звуков в слогах и словах. Развитие фонематического слуха. Формирование грамматически правильной речи.

Оборудование: Лист ватмана 50х50 с нарисованной на нём паутиной. По углам паутины расположены кружочки красного, жёлтого, синего и зелёного цвета с пришитыми к ним прозрачными кармашками. В центре паутины чёрный кружочек для паука. 4 пробочки от пластиковых бутылок таких же цветов с приклеенными к ним изображениями мухи, и 4 пробка такого же цвета с изображением паука. Кружочки с изображением предметов на все группы звуков. Кружочки-символы гласных звуков (А – большой кружок, О – овал, У – маленький кружок, И – прямоугольник, Ы – половинка кружочка).

Ход игры.

Дети выбирают себе, не глядя, муху из мешочка. Цвет мухи определяет цвет игрового поля.

Мухи целый день летели (имитация полёта мухи)

Читайте также:  Автоматизация звука (Л) в слогах, словах - конспект в 1 классе

И совсем забот не знали,

Крошки хлеба подбирали (приседают, показывают, как ест муха)

И друг друга догоняли (догоняют друг друга).

Не на шутку разыгрались (мух сажают в центр паутины,

В паутину все попались.

В прозрачные кармашки вставляются картинки с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками

Спасите своих мух от паука. Муха выбирает дорожку своего цвета. Чтобы узнать, какая муха первой ходит, достают из мешочка паука, который вышел на охоту.

Муха (ребёнок) находит свой ряд и «летит» по нему, называя картинки. Паук (логопед) двигается за ней. Если муха неправильно произносит звук в автоматизируемом слове, паук её съедает.

Усложнение: «Перелетая» от слова к слову, муха-ребёнок придумывает предложение со словами на заданные звуки.

Усложнение:Согласовать данные слова с числительными: один, два, три, пять, семь.

Для закрепления автоматизируемых или дифференцируемых звуков в слогах.

В кармашки вставляются символы гласных звуков.

Муха, «перелетая» от кружочка к кружочку, называет получившиеся слоги с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками: СА-СО-СУ-СЫ;

СА-ША, СО-ШО, СУ-ШУ… Если ребёнок ошибся, паук «съедает» муху.

3. Дидактическая игра «ПУТЕШЕСТВИЕ ПОЧЕМУЧКИ».

Игра предназначена для детей 5-7 лет. Играть можно индивидуально и подгруппой до 4 человек.

Цель: Автоматизация всех групп звуков в словах и предложениях.

Развивать фонематический слух.

Развивать звуко-слоговой анализ.

Совершенствовать грамматически правильную связную речь.

Развивать мышление (доказывать свой выбор).

Материалы: Игровое поле (на поле размещается 4 ряда картинок по 4 картинки в каждом ряду. К одному квадрату в каждом ряду снизу прикреплён магнит: в 1 ряду на 3 квадрате, во 2 ряду – на 4 квадрате, в 3 ряду – на 2 квадрате, и в 4 ряду – на 4 квадрате, игрушка из киндер сюрприза с приклеенным к основанию магнитом, по 4 фишки разного цвета (красные, жёлтые, синие, зелёные). Игровые таблицы с картинками на автоматизируемые звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Л (9 штук)

Таблица №10 артикуляция. В квадратах нарисованы положение губ, языка, колокольчик целый и зачёркнутый, характер воздуха (струя холодная, тёплая, взрыв).

Таблица №11. Сказки.1 ряд: шапка-невидимка, Василиса, Карабас Барабас, бабка;2 ряд: пират, волшебная палочка, баба Яга, Пьеро;3 ряд: Мальвина, Дюймовочка, ковёр-самолёт, Кощей;4 ряд: старик, Буратино, Золушка, сапоги-скороходы.

Правила игры: Участвуют 1-4 ребёнка. Дети выбирают себе фишки определённого цвета. Ребёнок «змейкой» водит бегемотика по картинкам. На тех картинках, где бегемотик примагничивается, ставит фишки. Затем карточка поворачивается на 90 градусов. Второй ребёнок «идёт» по картинкам и расставляет свои фишки и т. д.

ВАРИАНТ 1. Ребёнок называет предметы, на которых игрушка «прилипла»,отвечая на вопрос: «Почему игрушка остановилась на этих картинках?» (В них одинаковый звук в начале слова (в середине, в конце) или твёрдый (мягкий) изучаемый звук).

ВАРИАНТ 2. Ребёнок называет предметы, на которых примагничивается игрушка и образовывает от этих слов множественное число и родительный падеж множественного числа.

Усложнение: Составить предложения с данными словами.

ВАРИАНТ 3. (игра без игрушки). Назвать только картинки с заданным звуком. Назвать картинки, в которых данного звука нет.

ВАРИАНТ 4. (таблица с артикуляцией звука).

Придумать по 3 слова с автоматизируемым звуком. Найти на таблице артикуляцию данного звука (выложить в соответствующих обозначениях фишки).

ВАРИАНТ 5: Назвать героев сказки, на которых примагнитилась игрушка. Назвать из какой сказки они пришли. Какой герой лишний? Составить сказку с выбранными героями и волшебными предметами.

Использование арт-терапевтических технологий в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников ” Использование арт-терапевтических технологий в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников” Находясь на границе соприкосновения.

Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи «Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Использование игр в формировании звукопроизношений Использование игр в коррекционной работе, основывается на следующих принципах: Игра должна опираться на программный материал. Игра должна.

Использование компьютерных средств и информационно-коммуникационных технологий при коррекции речевых нарушений у дошкольников Внедрение инклюзивного образования в России началось с дошкольного образования. В процессе внедрения инклюзивной практики педагоги дошкольного.

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе Составила: логопед-Лепшокова Анжела Борисовна Развитие речи — её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя — одна из.

Использование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста Речь является важнейшей психической функцией человека. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше.

Консультация «Использование сенсорных ковриков в работе по коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ» Развитие сенсомоторных функций у детей с различными речевыми нарушениями дает заметный положительный результат. Тактильные воздействия облегчают.

Консультация для родителей «Причины нарушений звукопроизношений» Причины нарушений звукопроизношений Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом и без выраженных.

Практикум для воспитателей «Использование песочной терапии как средство коррекции речевых нарушений» Профилактика речевых нарушений через игры с песком Марина Крайчикова Актуализация знаний о приемах песочной терапии, как средство коррекции.

Синквейн, диаманта, рифмованные двустишия в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделил речевое развитие в отдельную образовательную область,.

Проект на тему: «Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения»

автор: Алиева Танзиля Караматовна

Учитель-логопед Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №62»

Проект на тему: «Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»

Проект на тему: «Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения»

Выполнила:

Учитель-логопед

МОУ «СОШ №62»

Алиева Т.К

1.Актуальность данной темы

Уже ни для кого не является новостью, что количество детей с нарушениями речи каждый год увеличивается. Это факт. В ДОУ детей с нарушениями речи приходит больше, чем может охватить логопед. Приходится создавать некую очередь из нуждающихся, или же – это более распространенный вариант, – набрать детей в группы в большем количестве, ибо в коррекционной работе с речевыми нарушениями очень важен фактор времени. И зачастую из – за чрезмерной загруженности логопеда, остаются дети которые получили логопедическую помощь не в полном объеме, либо и вовсе её не получили. Эти дети, прейдя в школу, составляют основную группу первоклашек, у которых выявляются проблемы в усвоении письма и чтения. Поэтому если эти проблемы не разрешены в дошкольном возрасте, то очень важно устранить их на начальном школьном обучении. Так как еще вчерашние выпускники детского сада, а сегодня уже ученики еще активно предпочитают игры, чем процесс начального обучения, то в помощь логопеду, для успешной коррекции звукопроизношения приходят дидактические игры.

Данная работа посвящена проблеме коррекции нарушений звукопроизношения младших школьников посредством системы дидактических игр.

Тема является актуальной как для логопедии, так и для педагогики в целом, поскольку от правильной сформированности звукопроизношения у ребенка зависит успешное усвоение грамоты.

«Среди методов коррекции логопедических нарушений с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя дидактические игры и поэтому логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе» (В.И.Селиверстов).

Преодоление нарушений звукопроизношения имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки произношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности обучения.

Зачастую самым трудным и длительным является этап автоматизации поставленного звука. Как правило, быстро и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести правильные звуки в повседневную речь детей, где отсутствует контроль со стороны специалистов и родителей.

Целью автоматизации звуков в речи детей является достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.

Но введение нового звука в речь ребенка процесс долгий и утомительный, требующий от логопеда терпения, а от ребенка усердия. Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

С этим прекрасно справится дидактическая игра, поскольку в ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил. Такая лёгкость образования речевых рефлексов в игре обуславливается эмоциональностью ребёнка.

Таким образом, для повышения эффективности коррекционной работы по коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников необходимо широко использовать систему дидактических игр.

Цель: Формировать навыки правильного звукопроизношения у детей по средствам дидактических игр.

Задачи

  1. Формирование артикуляционной моторики, выработка качественных, полноценных движений органов речедвигательного аппарата.
  2. Формирование плавного продолжительного речевого выдоха.

3.Развитие фонематического слуха (умение на слух и в речи дифференцировать звуки родного языка по парным признакам).

  1. Постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков по средствам дидактических игр.

5.Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции звукопроизношения по средствам дидактических игр.

6.Повышение педагогической компетентности и мотивационной готовности родителей к активному участию в коррекционно-образовательном процессе.

  1. Распространить опыт работы через активные формы работы : мастер-класс, родительские собрания, буклеты.

Прогнозируемый результат проекта

В результате комплексной, систематической работы учителя-логопеда в сотрудничестве с педагогами начального звена и родителями у детей:

  • Навыки правильного звукопроизношения сформированы, речь ребенка эмоционально окрашенная, четкая и внятная.
  • выработаются необходимые артикуляционные уклады;
  • увеличится речевой выдох;
  • улучшатся фонематические процессы;
  • сформируются навыки правильного звукопроизношения;
  • повысится мотивационная готовность детей к занятиям по коррекции звукопроизношения.

В результате систематической работы учителя-логопеда с педагогами начального звена и родителями:

  • Повысится уровень педагогической компетентности родителей и степень участия их в коррекционном процессе,
  • положительная оценка деятельности школы в «глазах» родителей;
  • заинтересованность педагогов и родителей в использовании дидактических игр.

Срок реализации: В течение всего периода коррекции звукопроизношения.

Ресурсное обеспечение проекта

Материально-техническое :

  • организована развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в соответствии с ФГОС,
  • применяются дидактические игры,
  • интерактивные средства обучения.
  • учитель-логопед и учителя начального звена

Работа по коррекции звукопроизношения осуществляется в 3 этапа:

1 этап – подготовительный, направлен на формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработку опорных звуков.

2 этап — постановка звука включает в себя объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса, отработка изолированного звука. Постановка и автоматизация звука предполагает постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка.

3 этап — дифференциация звука осуществляется работа по различению смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

Дидактическая игра является связующим звеном между игрой и учебой.

Для ребенка она является игрой, а для взрослого – одним из способов его обучения. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, что повышает его умственную активность. (А.К.Бондаренко).

В современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В реализации проекта в структуре 2 и 3 этапа по автоматизации звука активно используется дидактическая игра, как основной способ коррекции звукопроизношения.

Для успешной реализации проекта необходимо вести активную работу с учителями начального звена и родителями, которые являются неотъемлемым звеном в положительной логопедической коррекции.

План реализации проекта

3.Подбор комплекса артикуляционной гимнастики для формирования правильных укладов дефектно. произносимых звуков

1. Ознакомление с результатами логопедического обследования

2. Обучение приемам артикуляционной и дыхательной гимнастики

1. Консультация по ознакомлению с результатами логопедического обследования

2. Семинар – практикум по обучению приёмам выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики

3. Изготовление памяток по проведению артикуляционной и дыхательной гимнастики

2. Обучение выполнению комплексов артикуляционных упражнений для выработки правильных укладов разных групп звуков

3. Постановка и автоматизация звуков.

1. Ежедневное проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики во внеурочное время;

2.Практический семинар по использованию дидактических игр при автоматизации звуков и развития фонематического слуха.

3.Контроль за автоматизируемыми звуками во всех видах деятельности.

1.Мастер – класс по использованию дидактических игр при коррекции звукопроизношения в домашних условиях.

2. Индивидуальные занятия с детьми для родителей.

3. Тематические консультации о пользе использование дидактических игр в логопедическом процессе.

2. Автоматизация и дифференциация звуков по средствам дидактических игр;

1. Подведение итогов коррекционно –образовательной работы .

2. Контроль за автоматизируемыми звуками во всех видах деятельности.

1. Знакомство с результатами заключительной диагностики;

2. Подготовка буклета-памятки « Как использовать пользу дидактических игр в коррекции звуков».

3. Участие в итоговом занятии «Праздник речи»

Таким образом, реализация проекта «Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения» позволит своевременно скорректировать имеющиеся нарушения произносительной стороны речи у ребенка и в дальнейшем окажет существенное влияние на качество школьного обучения. Процесс коррекции звукопроизношения осуществляясь по средствам использования дидактических игр позволит в комплексе решать логопедические и психологические вопросы развития речи детей. Данный проект поможет детям преодолеть имеющие нарушения речи, чтобы они хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.

Список литературы

  1. Цвынтарный В. В. «Играем, слушаем, подражаем — звуки получаем» М., 2004
  2. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками : мет. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2008.
  4. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми// Логопед. – 2010. №1.
  5. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М. ; СПб., 2007.
  6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М.: Центр Полиграф, 2005.
  7. О. И Давыдова. Проекты в работе с семьей. -Сфера, М. -2012
  8. Елецкая, О. В. Организация логопедической работы в школе / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – М. : Сфера, 2006. – 192 с. – (Логопед в школе)
  9. Гегелия, Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых : пособие для логопеда / Н. А. Гегелия. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 240 с. – (Коррекционная педагогика).
  10. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов : пособие для логопедов / Е. А. Пожиленко. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 216 с.
  11. Светлова, И. Домашний логопед : эффективная программа самостоятельных занятий родителей с ребенком по звукопроизношению / И. Светлова. – М. : ЭКСМО, 2002. – 256 с.
  12. Киселева, Н. Дидактическое пособие «Логоклуб» : игры и занятия / Н. Киселева, Н. Никифорова // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 7. — С. 105-106.

“Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушения звукопроизношения”

Абдуллаева Екатерина Васильевна , Учитель-логопед
Самарская область

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Хорошо развитая речь детей является одним из показателей готовности к обучению в школе. По существу, речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи, особенно нуждаются в формировании готовности к обучению грамоте.

Читайте также:  Осень - конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 3 лет

Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В детском саду мы формируем предпосылки читательской грамотности, эта работа включает в себя несколько этапов.

На первом этапе мы знакомим детей с понятиями «звук», «слово», учим выделять отдельные звуки, подбирать слова с определенным звуком, называть позицию звука в слове и т. д. Обучение такого рода включает детей в интересную деятельность.

Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). Это мы изучаем в течении всего периода.

Дошкольникам сложно в силу своих особенностей опираться только на произношение, устанавливая порядок следование звуков. Нужна своеобразная метка, наглядность. То есть демонстрационный и раздаточный материал.

Игры со словами развивают интеллект. В таких играх ребёнок проявляет сообразительность и внимание, увеличивает словарный запас и учится оперировать словами и правильно употреблять их. Игр со словами очень много, и всегда есть возможность перестраивать их и изобретать новые. Вот примеры простых игр:

Игра «Кто больше назовёт предметов…» (мебели, посуды, одежды и т. д.).

Игра «Кто больше назовёт слов на букву…» («Б», «К», «С» и т. д.).

Игра «Создай слово, заменив одну букву». Например, «пол – кол – вол –вот – кот» и т. д.

Игра «Найди в слове новое слово». Например, в слове «парашют» есть слово «пар»; «самолёт» – «сам»; «собака» – «бак» и т. д.

Игра «Закончи фразу». В этой игре можно использовать русские народные песенки:

Два весёлых …(гуся).

Тили – бом, тили – бом,

Загорелся Кошкин …(дом).

Если ребёнок знаком с произведениями русских поэтов, можно использовать их стихи:

У лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью …(кот учёный)

Всё ходит по цепи …(кругом).

Крошка сын к отцу пришёл,

И спросила кроха:

«Что такое хорошо

И что такое …(плохо)?

Для этой игры нужно выбирать любимые стишки ребёнка. Это могут быть стихотворения С. Маршака, А. Барто, Е. Благининой, С. Михалкова, К. Чуковского. Их стихи хорошо рифмуются и быстро запоминаются детьми.

Любимая и увлекательная игра многих детей – «Найди ошибку». Если в известном стихотворении заменить слово автора другим, подходящим к рифме, ребёнка очень веселит «ошибка». В этом случае он поправляет взрослого, отгадывая нужное слово.

Игра «Найди ошибку»

Мишка плачет и ревёт:

Просит пчёл, чтоб дали «лёд» (мёд).

Между гор издалека

Течёт бурная «щека» (река).

Игра «Назови предметы одного цвета (размера, формы и т. д.)». В эту игру может играть несколько человек. В этом случае выигрывает тот, кто назвал последний предмет. Например, назвать все предметы, имеющие зелёный цвет: огурец, листья, деревья, лягушка и т. д.

На первых порах стоит работать вместе, проговаривая слова, незаметно помогая ребёнку их вспомнить. Через несколько занятий ребёнок полностью освоит игру в слова и будет сам просить поиграть с ним.

Во время нашей совместной работы я Вам продемонстрирую несколько приемов, игр используемых мной в коррекционной работе.

Через СЛОВО человек впервые узнает о том, чего еще не видели его глаза, перед ним раскрывается целый мир. Чем больше человек знает слов, тем легче подбирает нужное слово.

Как же дать детям понятие о слове? Посмотрите вокруг… Как много разных предметов окружает нас. Для каждого из них есть свое название – слово.

Слова можно найти везде: и на небе, и в воде. На полу, на потолке,Понятие слово само по себе абстрактно. Как же объяснить понятие «слово»?

– Как показать детям СЛОВО?- Как потрогать СЛОВО?

Некоторые из них отвечают на вопрос: Кто?– это живые предметы. (Медведь.)

Другие слова отвечают на вопрос: Что? – это неживые предметы. (Яблоко.)

Есть слово – признак предмета. Они отвечают на вопрос: Какой? Какая? Какое?

А еще есть слова-действия. Они отвечают на вопрос: Что делать?

Медведь что делает?-……..

Яблоко что делает?-………

Игра «Точно и быстро. Кто это? Что это?»

В эту игру можно играть по разному, но мы хотим вам предложить, как можно играть в эту игру с помощью интерактивной технологии «Цепочка».

Я предлагаю вам попробовать со мной поиграть в эту игру.

( Педагогам предлагаются предметные картинки, обозначающие живой и неживой предмет. Они должны подобрать к ним слова-признаки, а затем слова-действия, а педагоги, сидящие в зале – угадывают задуманные слова. (Картинки: солнце, иголка, лиса, лягушка.)

На втором этапе мы знакомим детей с понятиями «Предложение». Мы говорим о том, что в предложении есть смысл и законченная мысль. Предложение состоит из слов и их количество не ограничено. Самое короткое предложение состоит из одного слова. Слова в предложении связаны между собой по смыслу. Предложение можно произносить с различной интонацией. Предложение можно обозначить символами и написать буквами.

Затем начинаем формировать фонематическое восприятие предложения; определяя в нем количество слов и выделяя предлог. Детям говорится, что количество слов в предложении может быть разным: одно, два и т.д. Поэтому предложения могут быть длинными и короткими, и самое короткое предложение состоит из одного слова. Дети придумывают такие предложения с опорой на картинки, где изображены времена года, времена суток и т.д. По действиям с игрушками и предметами, сюжетными картинками дети составляют предложения из 2, 3 слов путем наращивания его с одновременным грамматическим оформлением.

Дети учатся составлять предложения по картинкам, где изображения можно передвигать. Например «Стол и мяч» (мяч лежит под столом), «Бабочка и цветок» (бабочка летает над цветком), «Собачка и будка» (собачка вышла из будки).

Проводим с детьми такие игры, как придумай предложение. Затем начинается работа по составлению предложений с предлогами и нахождению предлогов в них. Потом детям предлагается вспомнить, из чего состоит предложение, и они обозначают его схематически символами. Предложение обозначается длинной полоской с выступом, так как начало предложения начинаем писать с большой буквы. Затем обозначаем символами слова, маленькое слово (предлог) обозначается короткой полоской. Учатся составлять схемы предложений на столах. Вся работа с детьми проводится в тесном контакте с педагогом.

Сейчас мы с Вами поиграем в игру, используемую мной в работе с предложениями. Для этого мы используем интерактивную технологию «Дерево знаний».

Игра «Составь предложение».

Взрослые по очереди подходят к дереву, снимают по яблочку (они двух цветов) и объединяются в малые группы. Выполняют задание. Составляют предложения глядя на картинки в яблочках, опираясь на предоставленные схемы предложений. Затем один рассказывает, а остальные слушают и анализируют.

На третьем этапе мы знакомим детей с понятиями «Текст».Содержание работы по обучению составления текстов у дошкольников с ОНР можно разделить на несколько этапов:

На первом этапе составления текста активно используются упражнения, где основное внимание уделяется развитию у детей сенсорного восприятия, навыков элементарного анализа воспринимаемого предмета, а также формированию установки на употребление ими фразовой речи при ответах на вопросы педагога. Проводятся упражнения на узнавание предмета по его описанию, сравнение предметов по основным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия предмета. Для упражнений используется материал лексической темы в соответствии с программой обучения и воспитания детей с ОНР.

Также используются упражнения в отгадывании загадок, содержащих описание предметов (с использованием натуральных предметов или игрушек). При проведении упражнений на сравнение предметов предварительно уточняются понятия формы, цвета и другие отличительные признаки. Вначале дети упражняются в сравнении однотипных предметов, отличающихся каким- либо одним признаком, например пирамидок различного цвета, но одинаковой формы и величины; затем сравнивают предметы, относящиеся к одной группе (овощи, фрукты и т.д.). В дальнейшем дети переходят к сравнению предметов разных групп, но имеющих один-два общих признака (помидор, арбуз, мяч и др.). Указанные упражнения способствуют развитию слухового внимания и восприятия, внимания к понятийной стороне речи и подготавливают детей к самостоятельному описанию предметов.

На основном этапе обучения составлению текста детей формируются навыки составления описания предметов, начиная с простого описания, составляемого с помощью педагога (по вопросам), с постепенным переходом к более самостоятельным и развернутым высказываниям (по предваряющему плану, затем — с опорой только на данный образец).

После серии таких занятий дети переходят к более развернутому описанию предметов по предваряющему плану-схеме. Дети должны усвоить определенную схему высказывания-описания на основе формирования представлений об основных структурных частях описательного текста. На занятиях детям объясняется, как следует строить описание предмета. Обобщенная схема наполняется конкретным лексическим содержанием в зависимости от особенностей предметов той или иной группы.

Эффективным при обучении детей с ОНР старшего дошкольного возраста является прием параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных предметов (например, двух кукол, отличающихся цветом волос, глаз, одежды и т.д.). Педагог, а вслед за ним и ребенок составляют описание предмета по частям, называя одни и те же признаки.

На заключительном этапе закрепления речевых навыков, формируемых на занятиях по описанию предметов, работа осуществляется в ходе игровых занятий, включающих упражнения на узнавание предметов по описанию, их сравнение, воспроизведение данного педагогом образца описания, а также самостоятельное составление детьми рассказа-описания.

Для закрепления полученных навыков может быть также использован прием продолжения ребенком описания, начатого педагогом.

Сейчас вместе с Вами поиграем в игру, используя интерактивную технологию «Хоровод». На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Педагог с помощью, какого либо предмета учит детей выполнять задание по очереди.

Посмотрите на мольберт, какая красивая на нём картинка. Давайте по ней составим рассказ. Я начну, а вы продолжите составлять по предложению, передавая клубок.

– Мы с вами сочинили предложения, которые связаны между собой по смыслу. Что у нас получилось? (текст)

Молодцы, мне понравилось, как вы работали. Легко ли вам было сегодня вспомнить раннее изученное? Что у вас вызвало наибольшее затруднение? Что вы сегодня узнали нового, чему научились?

Очень хорошо! А теперь можем расслабиться и встать на позицию взрослого. Так привычнее… С позиции взрослого ответьте, что вам понравилось, а может быть вы с чем то и не согласны?

Мне приятно было видеть живой интерес в ваших глазах. Надеюсь, что наша встреча поможет Вам в подготовке наших детей к школе.

Индивидуальное занятие по автоматизации звука [ш]

Разделы: Логопедия

Цели:

Коррекционно-образовательные

  • закрепление знаний об артикуляционных особенностях звука [ш];
  • закрепление понятия “согласный звук”;
  • формирование навыков звукового анализа и синтеза двусложных слов типа “ка-ша”;

Коррекционно-развивающие

  • упражнение в правильном произношении звука изолированно, в слогах, в словах и в предложениях;
  • развитие артикуляционной моторики путем выполнения артикуляционной гимнастики;
  • развитие фонематического восприятия и фонематического слуха;
  • развитие речеслухового внимания, мышления, памяти, мелкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные

  • воспитание желания говорить красиво, правильно.
  • активация словаря: звук согласный, глухой, твердый, символ.

Предварительная работа:

  • работа по развитию просодической стороны речи;
  • артикуляционные упражнения;
  • постановка звука [ш];
  • игры и упражнения на развитие фонематического слуха;
  • обучение анализу прямых слогов типа – ша.

Оборудование: мягкая игрушка – “заяц”, символы звуков, карандаш, фишки, предметные картинки на заданный звук, дидактическая игра “Логопедическое лото”, дидактический столик с песком и наполнителями (пластмассовые кубики с буквами, макет кастрюли, ложка), фотографии с изображением событий в группе.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед. Посмотри, к нам сегодня в гости из леса прискакал зайчишка-трусишка.

Из-под ёлки спозаранку
Выбегает на полянку
Длинноухий шалунишка,
Зайка беленький, трусишка.
Он зверушек сторонится.
Зайка всех всегда боится.

II. Сообщение цели занятия (психогимнастика).

Когда зайчик к нам скакал по лесу, он прислушивался, а лес шумел:

ш-ш-ш – (зайчишка насторожился),

ш-ш-ш – (трусишка испугался),

но тут ветки тихо “зашептали” ш-ш-ш – и зайчишка-трусишка успокоился.

Какие звуки в шуме леса ты слышал?

Ребенок. Звук – ш-ш-ш.

Логопед. Сегодня зайчишка будет помогать тебе произносить этот звук.

Ш. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно и красиво произносить этот звук, давай выполним гимнастику для языка, а зайчишка будет наблюдать за нами.

Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка,
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.

Язык лопаткой положи
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык надо расслаблять.

Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.

IV. Звукокоподражание.

Давай подуем теплым воздухом на ладони, погреем их.

Произносим ш-ш-ш на одном дыхании.

V. Артикуляция и характеристика звука [ш].

В каком положении находятся губы, когда мы произносим звук [ш]? (губы округлены и выдвинуты вперед).

Где находится язычок? (Широкий язык поднят вверх, боковые края язык прижимаются к верхним зубам).

Воздух встречает преграду? (Да)

Значит, звук [ш] какой? Согласный или гласный? (согласный)

Проверяем: “колокольчик” в горлышке звенит или нет? (нет)

Значит, звук [ш] какой? (глухой)

Он еще всегда твердый.

Каким символом обозначим звук [ш]? (синим квадратом без колокольчика).

VI. Упражнение на развитие фонематического слуха.

Поиграем в игру “Слушай внимательно, выполняй старательно”

“Услышишь звук [ш] – подними символ”

та, ша, ак, шу, ама, ос, уш, ошка.

VII. Автоматизация звука в слогах.

а) повтори слог – аш столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши;

б) повтори слог – аша столько раз, сколько раз я отстучу карандашом по столу;

в) повтори слог – ашма столько раз, сколько я выложу фишек;

VIII. Закрепление произношения звука [ш] в словах.

Зайчишка принес с собой картинки. Давай их посмотрим и назовем.

Ребенок произносит слова по картинкам, в названии которых есть звук [ш]

(шапка, шуба, шина, машина, бабушка, дедушка, подушка, мыши, камыши)

Физкультминутка.

Зайчишка устал сидеть, он хочет поиграть с тобой.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит:
Вот так, вот так.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть:
Вот так, вот так.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать:
Вот так, вот так.

X. Звуковой анализ и синтез слова “каша”.

Зайчишка пришел из леса, принес тебе картинки, поиграл с тобой, утомился, давай угостим его чем-нибудь.

– дидактическая игра “Угостим зайку обедом”

В песочнице приготовлен макет кастрюли без дна. Логопед предлагает ребенку ложкой помешать то, что варится в этой кастрюле. Мешать нужно тщательно, чтобы еда получилась вкусная. В результате помешивания появляются кубики с буквами, закопанные в песок. Из кубиков ребенок составляет слово “каша”.

– назови 1-й звук, 2-й, 3-й,4-й.

– какое слово получилось? (каша)

– сколько звуков в этом слове? (4)

– выложи схему этого слова с помощью символов.

XI. Закрепление произношения звука [ш] в чистоговорках.

Зайчишка сыт, доволен и снова готов играть, он просит повторить за ним:

  • Ша-ша-ша – ах, как каша хороша!
  • Шу-шу-шу – морковь я в кашу покрошу.
  • Ши-ши-ши – ешьте кашу, малыши.

XII. Автоматизация звука [ш] в предложениях.

Тебе понравилось играть с зайчишкой? Он скоро снова уйдет к себе в лес. Расскажи ему немного о нашей группе по фотографиям, которые у нас есть. Он в лесу расскажет обо всем и тогда другие звери тоже захотят прийти к нам в гости.

Ребенок по фотографиям составляет предложения.

– У нас в группе много игрушек.

– Мы строим гараж для машин.

– На занятиях мы пишем буквы.

XIII. Подведение итогов занятия.

Какой звук мы сегодня чаще других произносили? ([ш]).

Артикуляция, характеристика звука.

Кто был у нас сегодня в гостях? (“Зайчишка-трусишка”)

XIV. Оценка работы ребенка.

Ссылка на основную публикацию