Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова

Разделы: Логопедия

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в детском саду и в семье.

Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:
– сокращение слога;
– опускание слогообразующей гласной;
– увеличение количества слогов за счёт вставки гласных.
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
– перестановка слогов;
– перестановка звуков соседних слогов.
3. Искажение структуры отдельного слога:
– сокращение стечений согласных;
– вставки согласных в слог.
4. Уподобление слогов.
5. Персеверации (циклическое повторение).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).
7. Контаминации (смешение элементов слова).

Нарушение слоговой структуры слов может сохраняться у детей с патологией речевого развития довольно долго, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова [4].

Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребёнка, в ходе которого выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слов. Это позволит установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

В основе данного вида работы лежит принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К.Марковой [10], которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
2. Трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
3. Односложные слова (дом, сок).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (тюльпан, компот).
7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).
10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).
14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Свою работу я строила в два этапа:

– подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
– коррекционный; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

На подготовительном этапе я проводила упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.

Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение «Выбери схему»

Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

Упражнение «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

На коррекционном этапе работа проводилась на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

Упражнения на уровне звуков:

  1. «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»
  2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.
  3. Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

Упражнения на уровне слогов:

– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

Упражнения на уровне слова:

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

Игра с мячом «Передай дальше»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.

Игра «Назови правильное слово»

Цель: учить различать правильно звучащие слова.
Материал: картинки.
Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Упражнение «Найди самое длинное слово»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

Упражнение «Сосчитай, не ошибись»

Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).

Упражнение «Какое слово отличается»

Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

Упражнение «Назови одинаковый слог»

Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

Игра «Какое слово получилось?»

Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.

Ребёнок: Логопед: Ребёнок:
кет букет
фет буфет
Бу тон бутон
бен бубен

Упражнение «Назови ласково»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.
Материал: мяч.
Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.

Упражнение «Назови слово правильно»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.
Материал: предметные картинки.
Ход упражнения: логопед показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.

Логопед: Ребёнок:
Мосалёт
Ломасёт самолёт
Самолёт

Игра «Слоговые кубики»

Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.
Материал: кубики с картинками и буквами.
Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.

Игра «Цепочка слов»

Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки с разделёнными на части картинками и словами.
Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.

Игра «Логокуб»

Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов.
Материал: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами.
Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба.

Игра «Поезд»

Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.
Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.
Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.

Игра «Пирамида»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.

Упражнение «Собери слово»

Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге.
Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются набором карточек и игра продолжается.

Упражнение «Подбери слово»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.
Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.
Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.

Игра «Наведём порядок»

Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.
Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.
Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.

Игра «Кто больше»

Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.
Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.

Литература:

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
  2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.
  3. Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.
  4. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.
  5. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.
  7. Лопухина И.С. Логопедия. Москва: Аквариум, 1996.
  8. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.
  10. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.

Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова

Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов.

Учитель-логопед: Ананьина Г.Н.

Чтобы ребёнку было легче усвоить структуру слова логопеду нужно подключать как можно больше двигательной активности, так как с движением у ребёнка будет лучше закрепляться речевой материал. Слова различной слоговой конструкции можно отхлопать, отстучать, отпрыгать, отшагать и так далее.

На подготовительном этапе проводятся упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.

Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Читайте также:  Динамические паузы на уроках

Упражнение «Выбери схему»

Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

Упражнение «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

На коррекционном этапе работа проводилась на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

Упражнения на уровне звуков:

1. «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»

2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.

3. Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

Упражнения на уровне слогов:

– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

Упражнения на уровне слова:

Игра с мячом

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

Игра «Телеграф»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

Игра с мячом «Передай дальше»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.

Игра «Назови правильное слово»

Цель: учить различать правильно звучащие слова.
Материал: картинки.
Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Упражнение «Найди самое длинное слово»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

Упражнение «Сосчитай, не ошибись»

Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).

Упражнение «Какое слово отличается»

Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

Упражнение «Назови одинаковый слог»

Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

Игра «Какое слово получилось?»

Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.

Ребёнок: Логопед: Ребёнок:
кет букет
фет буфет
Бу тон бутон
бен бубен

Упражнение «Назови ласково»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.
Материал: мяч.
Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.

Упражнение «Назови слово правильно»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.
Материал: предметные картинки.
Ход упражнения: логопед показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.

Логопед: Ребёнок:
Мосалёт
Ломасёт самолёт
Самолёт

Игра «Слоговые кубики»

Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.
Материал: кубики с картинками и буквами.
Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.

Игра «Цепочка слов»

Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки с разделёнными на части картинками и словами.
Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.

Игра «Логокуб»

Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов.
Материал: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами.
Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба.

Игра «Поезд»

Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.
Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.
Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.

Игра «Пирамида»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.

Упражнение «Собери слово»

Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге.
Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются набором карточек и игра продолжается.

Упражнение «Подбери слово»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.
Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.
Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.

Игра «Наведём порядок»

Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.
Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.
Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.

Игра «Кто больше»

Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.
Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.

«Прошагай слово».

На полу лежат «листы клёна» («камушки», «облака», «цветы» и т.п.), вырезанные из цветной бумаги. Дети делятся на две команды. При произнесении слов на каждый слог делается шаг. Если слово разделено на слоги неверно, ребёнок возвращается на исходную позицию. Второй игрок начинает движение с листа, на котором остановился первый игрок и т. д. Побеждает команда, которая первая дойдёт до финиша. Общее количество слогов в словах у обеих команд должно быть равным.

«Поднимись по лесенке».

Необходимо, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. Слова могут быть предложены устно или изображены на картинке.

«Магазин».

Играющим раздаются «деньги» – карточки с нарисованными точками (одной, двумя, тремя, четырьмя). У логопеда на столе разложены картинки с изображением товаров. Дети по очереди «покупают» товар так, чтобы в его названии было столько слогов, сколько точек на карточке. Игра продолжается, пока игроки не потратят все «деньги».

Продукты: масло, сыр, помидоры, молоко…

Школьные принадлежности: тетрадь, линейка, клей, учебники…

Игрушки: мишка, кубики, мяч, Буратино…

«Игра с мячом».

Необходимо ударить мячом об пол (или невысоко подкинуть мяч) столько раз, сколько слогов в слове. Удары (или подкидывания) сопровождаются чётким произнесением слогов.

«Почтальон».

У каждого ребёнка «телеграмма», на которой напечатан определённый слог и точками указано количество гласных и, соответственно, слогов в слове. На партах разложены картинки. Каждый ребёнок должен найти картинку не только с нужным слогом, но и с нужным количеством слогов. Например, для «телеграммы»подобраны картинки: луна, бананы, тюльпан, пенал.

Игра с пирамидкой

Поставить перед ребёнком пирамидку, обсудить её, затем разобрать, и начать одевать кольца, проговаривая слова различной слоговой конструкции. Необходимо на каждое колечко проговорить слог.

Игра с пуговицами

Предложите ребёнку поиграть с пуговками, переберите их, подберите пуговицы разного цвета и размера. После перебирания пуговиц вместе с ребёнком выкладывайте их в ряд, проговаривая слова, на каждую пуговицу по одному слогу. Ребёнок должен видеть состав слова, после того, как вы соберёте слово, ещё раз его повторите, и поставьте собранные в ряд пуговки отдельно от других, потом обговорите, как вы много слов собрали, какие вы молодцы!

Игра с мячиками

Дайте ребёнку поиграть различными мячиками небольшого размера, покидайте или покатайте их.

После этого предложите ребёнку кидать мячики в тазик, проговаривая слова по слогам. Вместе с ребёнком отрабатывайте это упражнение, постепенно увеличивая расстояние до таза, в который нужно кидать мячи и слоговую структуру проговариваемых слов.

Игра с матрёшкой

Вместе с ребёнком поиграйте в матрёшку, разберите и соберите её. Затем разберите и соберите каждую маленькую матрёшку отдельно и расставьте игрушки в ряд, проговаривая слова по слогам – на каждую игрушку по слогу.

Игра с геометрическими фигурами

Предложите ребёнку изучить фигуры: круг, квадрат, треугольник. Разлижите все фигуры по отдельным кучкам. Потом вместе с ребёнком раскладывайте фигуры в ряд (например только круги) и проговаривайте слова по слогам, на каждый круг по слогу. Так поиграйте со всеми фигурами. Потом обсудите с ребёнком количество сказанных слов и их длину (слова с одним слогом – короткие, слова с большим количеством слогов – длинные)

Игра с кубиками

Возьмите кубики, постройте из них башню или забор, потом предложите ребёнку поговорить и проговаривайте слова по слогам, расставляя кубики в ряд «заборчиком», на каждый кубик – один слог.

Игра с детскими печатями

Взрослый предлагает ребенку сделать красивую картинку и даёт ему печать. В совместной деятельности взрослы и ребёнком печатают картинки в ряд, проговаривая слова по слогам. На каждую напечатанную картинку – один слог. Слова, напечатанные по слогам, должны располагаться отдельно друг от друга на листе бумаги.

Игры на слоговую структуру
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Игры на слоговую структуру слова

Скачать:

ВложениеРазмер
igry_na_slogovuyu_strukturu.docx105.17 КБ

Предварительный просмотр:

Составила подборку игр

учитель-логопед Е.Н .Прокофьева

ГБОУ г. Москвы « Школа №2051»

Дидактические, логопедические игры по формированию слоговой структуры слова

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи.

Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Практика моей логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов.

Слоговая структура слова – это характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов.

Нарушения слоговой структуры слов представляют значительную сложность для логопедической работы. Эти нарушения сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологический структурой слова. Дети старшего дошкольного возраста часто сознательно избегают употребления наиболее трудно произносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии и дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с болезненным переживанием этих явлений. Для лучшего усвоения слоговой структуры я и разработала дидактические игры, на основе знакомых стихотворений и игр.

  • Определение наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на слух;
  • Угадывание нормативного слова, содержащегося в искаженном, перевернутом слове;
  • Прогнозирование финального и инициального элементов слова с опорой на предметные картинки.
  • развития речеслухового восприятия и речедвигательных слоговых навыков.

Логопед называет предмет кидает мяч ребенку. В ответ, ребенок называет предмет в уменьшительно-ласкательной форме и возвращает мяч.

Логопед говорит слово- ребенок называет, заранее оговоренное окончание.

… (ка) : кад-…, бан-…, гай-…, пап-…, юб-…, ут-…, дуд-…, кеп-…

…(ва) : тык-. бук-…, коф-…, ла-…, ай-…, хал-…, кан-…

… (ли) : туф-…, кег-…, ваф-…, пет-…, саб-…, кап-…

… (но) : вид-…, ок-…, пят-…, тем-…, дав-…, боль-…

Логопед называет детеныша, ребенок кидает мяч и говорит его маму.

«Мой веселый, звонкий мяч»

Ребенку предлагается отбивать по слогам стихотворение:

Мой- веселый- звонкий- мяч-

Ты- куда- пустился- вскачь?

Красный- синий- голубой

Выбирай- себе- любой!

Игры с движением

На полу разложена лестница из картона. Ребенку предлагается прошагать слово по слогам.

«Собираемся в детский сад»

В противоположных сторонах кабинета располагаются куклы мальчика и девочки. Ребенку предлагается выбрать из предметных картинок одежду для мальчика и девочки. В движении, проговаривая слова, отнести картинку к нужной кукле.

Логопед называет действие, ребенок его выполняет – но говорит, что не хочет это делать.

Федор, прыгай. – не хочу прыгать

Федор, ходи. – не хочу ходить.

Федор, приседай.- не хочу приседать.

Федор, лети. – не хочу летать.

Логопед называет слово, переставляя слоги. Ребенок называет слово правильно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это пособие помогает провести как диагностику слоговой структуры слова, так и отрабатывать речевой материал по степени усложнения.

Нарушение слоговой структуры слова.

1. Упражнение “УЗНАЙ, КТО ЭТО?”2. Упражнение “КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ”3. Упражнение “НАЙДИ и НАЗОВИ”Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со.

Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии.

Это занимательные дидактические игры на формирование у детей слоговой структуры с помощью этих игр дети легче осваивают слоговую структуру.

1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.2) Первые слова аномальной детской речи.3) Типы нарушений слоговой структуры слова.4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой .

Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова «Умные капельки»

Наталья Кочка
Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова «Умные капельки»

Серия логопедических игр «Умные капельки» для коррекции слоговой структуры слова

Подготовила: учитель- логопед МДОУ № 63 Кочка Н. В.

Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.

Слог– это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом.

Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.

Проблемой особенностей состояния слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР занимались многие ученые: Левина Р. Е., Лалаева Р. И., В. А. Ковшиков., Агранович З. Е., Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. и др.

Нарушения слоговой структуры слова проявляются следующим образом:

1. Нарушение количества слогов (сокращение, увеличение числа слогов).

2. Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов, перестановка звуков соседних слогов).

3. Искажение структуры отдельного слога (сокращение стечений согласных, вставки согласных в слог).

4. Уподобление слогов.

5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).

7. Контаминации (смешение слов).

Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с нарушениями речи. Нарушение слоговой структуры слов может сохраняться у детей с патологией речевого развития довольно долго, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко- слоговой и морфологической структурой слова. Стойкое искажение слоговой структуры наблюдается при различных нарушениях речи (алалии, дизартрии, заикании, афазии, ринолалии).

При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова, хорошо известные ребенку.

Нарушения в формировании слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.

Однако механизмы нарушений звуко-слоговой структуры у детей с разными формами речевой патологии еще недостаточно изучены. Очевидна необходимость совершенствования традиционных методов и приемов, а также поиска более эффективных научно обоснованных путей формирования слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи.

Игра «Слоговые тучки»

Цель: развитие умения делить слова на слоги.

Возраст: игра рассчитана на детей 5- 7 лет.

Оборудование: три тучки со слоговыми схемами и капельки с изображением различных животных и предметов.

Ход игры

Логопед предлагает детям отгадать загадку:

Шапки серые плывут,

На прохожих дождик льют. (Тучи)

Педагог сообщает детям, что это слоговые тучки, из которых идёт необычный дождик. На каждой капельке есть картинка какого- либо предмета или животного. Ребенку предлагается разделить слова на слоги и определить, из какой тучки капает эта капелька дождя.

При затруднении в подсчёте количества слогов ребёнку предлагают “отхлопать” слово: произнести по слогам, сопровождая произнесение хлопками в ладоши. По количеству слогов он находит нужную тучку. Желательно, чтобы ответы детей были полными, например: «В слове коза два слога».

Игра «Слоговой дождик»

Цель: развитие умения делить слова на слоги.

Возраст: игра рассчитана на детей 5- 7 лет.

Оборудование: «тучка» и «капельки», список слов различной слоговой структуры.

Ход игры: логопед предлагает отгадать загадку:

Пушистая вата плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

Педагог сообщает детям, что это не простая тучка, а слоговая и предлагает детям разделить слова на слоги: сколько слогов- столько капель.

При затруднении в подсчёте количества слогов ребёнку предлагают “отхлопать” слово: произнести по слогам, сопровождая произнесение хлопками в ладоши. Ответы детей должны быть полными, например: «В слове коза два слога».

Игра «Веселая капель»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова и определять место ударения.

Возраст: игра рассчитана на детей 6- 7 лет.

Оборудование: «карниз с сосульками», «тучка» и «большие и маленькие капельки», слова различной слоговой структуры.

Ход игры: логопед предлагает детям отгадать загадку:

Но слышна синицы трель.

С крыши, прямо на дорогу

Звонко капает (капель)

Педагог предлагает детям разделить слова на слоги: сколько слогов- столько капель. Большой капелькой нужно выделить ударный слог.

Слова с ударение на первом слоге: Аня, удочка, ласточка, ветка, кубики.

Слова с ударение на втором слоге: малина, собака, лягушка, лопата.

Слова с ударение на последнем слоге: телефон, сапоги, пирожки, столы.

С тучкой проводится аналогичная игра.

Типы слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности

1. Двусложные слова из открытых слогов:

дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина, Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя, хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

2. Трехсложные слова из открытых слогов:

лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама.

3. Односложные слова из закрытого слова:

мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мед, дом, кот, гусь, дым, нос, Дон, сын пар, кот, шум, вес, чем, зал, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.

4. Двусложные слова с закрытым слогом:

лимон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, диван, совок, канат, живот, жираф, пенек, денек, тенек, салон, диван, один, парад, паром, парус, базар, банан, балет, баран, пожар, повар, полет, буфет, бутон, букет, пилот, питон, пирог, бизон, билет, бисер, петух, пенал, перец, бегун, табун, талон, тазик, топор, товар, томат, дозор, салат, сапог, сачок, судак, сучок, завод, замок, запах, закат, каток, кабан, ковер, козел, фазан, факел, факир, горох, газон, город, голос, вагон, финал, филин, финик, вирус, висок, виток, вираж, шалун, шалаш, шалит, чулок, чугун, чудак, щенок, щегол, щебет, носок, ножик, номер, лопух, локон, лоток, мешок.

5. Двусложные слова со стечением в середине слова:

банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, вилка, тыква, тапки, окно, коньки, майка, такси, ватка, деньки, бубны, пакля, место, тесто, белка, семья, лепка, леска, тетка, кошка, мышка, шишка, челка, Костя, Настя, Герда, Тишка, Жучка, Тошка, держу, ползу, молчу, верчу, возьму, нарву.

6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:

кантик, плитка, компот, бантик, лесник, лейка, чайник, поднос, альбом, дождик, кактус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, солдат, павлин, пальто, бульон, пастух, Сергей, Матвей, Антон, Павлик, Толкал, успел, вертел, чертил, терпел, чистил, блюдо, блины, слоны, стена, Плавать, глотать, стучать, Гриша, Степан, Герман, Андрей, Света.

7. Трехсложные слова с закрытым слогом:

колобок, самолет, помидор, чемодан, бегемот, петушок, ананас, василек, телефон, барабан, водолаз, попугай, молоток, капитан, теленок, магазин, пеликан, пирожок, самолет, ледокол,

8. Трехсложные слова со стечением согласных:

яблоко, шахматы, колбаса, конфеты, кукушка, гантели, комната, калитка, ботинки, улитка, капуста, удочка, иголка, беседка, валенки, девочка, лягушка, палатка, петарда, тарелка, булавка.

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

панамка, пуговка, банкетка, купальник, пипетка, комната, селедка, минутка, калитка, гантели, улитка, солянка, паяльник, коленка, напильник, автобус, кузнечик, осьминог, индеец, автомат, ягненок, шиповник, садовник, памятник, половик, будильник, апельсин, виноград, охотник, маятник, кофейник.

10. Трехсложные слова с двумя стечениями:

матрешка, избушка, игрушка, Незнайка, винтовка, лампочка, антенна, таблетки, морковка, скакалка, клубника, гвоздика, скамейка, индейка, футболист, гармошка

11. Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова:

флаг, хлеб, гном, шкаф, знак, дно, клей, бант, лист, болт, куст, танк, кекс, зонт, лифт, винт, дни, пни, гнуть, клён, ткать, ткань, тля, кто, клин, тля, шарф, болт, фарш, холм, мост.

12. Двусложные слова с двумя стечениями:

звезда, штанга, гнездо, спички, птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плетка, клетка, клюква, скалка, кнопка, спутник, книжки, пингвин.

13. Четырехсложные слова из открытых слогов:

черепаха, пианино, пуговицы, балерина, Василиса, кукуруза, лягушата, водолазы, горошина, гусеница

1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

2. Бабина Г. В. Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии».

3. Жукова Н. С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2004.

4. Курдвановская Н. В. Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

5. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2004.

55 игровых приема работы по формированию слоговой структуры слова у детей с моторной алалией

Игры по формированию

слоговой структуры слова

В данной статье перечислены игровые приемы для формирования слоговой структуры слова у детей с моторной алалией.

У ребенка с моторной алалией практически всегда можно встретить несформированность слоговой структуры слов. Нарушение слоговой структуры слова при моторной алалии имеет стойкий характер, в связи с чем работа по его устранению является длительной и систематичной (Р.Е. Левина, O.K. Маркова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).

Актуальным является вопрос о том, как ускорить и облегчить эту работу и для ребенка, и для специалиста.

Важно вывести детей на высокий уровень сформированности слоговой структуры слова, так как низкий уровень будет приводить к невозможности освоить процессы чтения и письма в начальной школе. Чаще всего логопеды могут наблюдать в этом случае дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза и/или фонематическую дислексию.

Какие типы ошибок слоговой структуры встречаются у детей? К основным можно отнести:

  • пропуск звуков и слогов;
  • замещение субститутами;
  • уподобление слогов;
  • перестановку звуков и слогов;
  • добавление лишних слогов;
  • добавление слогообразующего гласного.

У детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. В логопедической работе именно игровые приемы и позитивный эмоциональный фон способные заинтересовать ребенка, сделать процесс обучения незаметным, быстрым и эффективным.

Игровые приемы — это методы активного обучения. Они состоят из игровых действий или отдельных элементов активности малой продолжительности, которые не предусматривают поэтапность действий.

Анализ литературных источников позволил выделить игровые приемы по формированию слоговой структуры слова у детей с моторной алалией. Также в списке представлены игровые приемы, разработанные автором данной статьи.

Нами выделены 55 игровых приема, которые классифицированы в две группы:

I. С опорой на наглядность, музыкальные инструменты, движения:

  1. Измерение количества слогов в слове хлопками (ма-ши-на, хлопнули три раза);
  2. Называние картинки, которую спрятал логопед;
  3. Называние всех предметов на картинке, которую закрыл логопед;
  4. Назвать на картинке лишнее слово, т.е. слово, которое отличается от остальных по количеству слогов (машина, панама, кабина, муха);
  5. Отстукивание слогов мячом об пол и одновременное произнесение слова (па-на-ма);
  6. Подбрасывание шарика с одновременным проговариванием слогов (ка-би-на);
  7. Собирание разрезной картинки, на которой количество частей соответствует количеству слогов, называние каждого слога отдельно и слова целиком (со-ба-ка, используется разрезная картинка собаки из трех частей);
  8. Обыгрывание ритмического контура слова с помощью жестов;
  9. Деление слова на слоги с помощью прыжков на месте (све-то-фор);
  10. Сгибание-разгибание пальцев рук с синхронным проговариванием слогов;
  11. «Подъем» пальцами рук по объемной или плоскостной лестнице с одновременным проговариванием слогов;
  12. Проговаривание слогов с опорой на ходьбу, ребенок делает столько шагов, сколько слогов в слове (мед-ведь);
  13. Называние слова, после правильного произнесения которого ребенку разрешается его нарисовать, забрать и раскрасить дома. Также слова может изобразить логопед и подарить рисунки ребенку;
  14. Отгадывание предмета, изображаемого логопедом на глазах у ребенка;
  15. Найти потерянный слог с опорой на графическое изображение слогов (моко-молоко);
  16. Соотнесение количества слогов с цифрой на картинке;
  17. Составление слогов из букв разрезной азбуки;
  18. Составление слова из карточек- слогов;
  19. Исправление ошибок в неправильно составленных из слоговых карточек словах (ба-ка-со — собака);
  20. Замена в словах одних слогов другими по предъявленной картинке (колено – полено);
  21. Поиск на картинке и последующее называние слова с заданным слогом (слог НА находится в составе слов панама, канава);
  22. Произнесение слога столько раз, сколько точек на карточке;
  23. Нанизывание колец на стержни с одновременным проговариванием цепочки слогов (на каждое кольцо – один слог);
  24. «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки с одновременным проговариванием цепочки слогов (на каждое кольцо – один слог);
  25. Придумывание слога к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
  26. Придумывание слов из разрезной азбуки с помощью добавления слогов к слову (точка- уточка);
  27. Отстукать карандашом количество слогов в слове, изображенном на картинке;
  28. Отстукивание количества слогов с помощью музыкальных инструментов (металлофон, барабан и др.);
  29. Образование именительного падежа множественного числа с опорой на картинки (рама-рамы);
  30. Образование родительного падежа множественного числа с использованием слова много с опорой на картинки (дыня- много дынь);
  31. Отстукивание ритма рукой по столу в такт счета логопеда; логопед меняет ритм: то убыстряет его, то замедляет;
  32. Замена в словах одних слогов другими по предъявленной картинке (колено-полено, нитки-тапки, кофта-муфта);
  33. Распределение односложных и двусложных слов на две группы с опорой на наглядный материал;
  34. Поиск в комнате предметов с короткими или длинными названиями. Найдя предмет, ребенок называет его;
  35. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, если слово произнесено правильно и топнуть, если неправильно;
  36. Ребенку предлагается закончить стихотворение с опорой на картинку. Например:

Доски на гору везем, будем строить новый …(дом).

  1. II. Без опоры на наглядность, музыкальные инструменты, движения:
  2. Повторение за логопедом, ребенок изображает эхо, которое должно повторить слоги или слова правильно;
  3. Повторение слогов и слов за игрушкой- героем занятия;
  4. Договаривание слов (маши… на);
  5. Называние слова, которое соответствует заданному количеству слогов;
  6. Отгадывание загадок;
  7. Интонационное выделение слога, произнесение слогов с разной интонацией, или силой голоса (так-ТОК-ТУК, тук? -ТАК? -ТЫК);
  8. Пропевание слов сопряженно с логопедом;
  9. Придумывание слов на заданный слог устно (ма, ко и др.);
  10. Придумывание слов, состоящих из одного слога (двух, трех, четырех, пяти);
  11. Называние первой части слова (шина-машина);
  12. Называние ударного и неударного слогов (слог МИ в слове пирамида);
  13. Определение звука или слога по беззвучной артикуляции логопеда;
  14. Подсчет уме количества слогов, которые произнес логопед (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
  15. Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я», са-со…);
  16. Проговаривание слогов наоборот (са-ас, тса-аст);
  17. Образование именительного падежа множественного числа с опорой на картинки (рама-рамы);
  18. Образование родительного падежа множественного числа с использованием слова много (дыня -много дынь);
  19. Называние самого длинного, самого короткого слова из предложенных;
  20. Ребенку предлагается придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо-хоро-шо; ши-ши-ши-малыши…

В логопедической работе специалист может дополнять, варьировать данные игровые приемы, исходя из особенностей развития речи конкретного ребенка. Они подходят как для индивидуальной, так и для групповой форм обучения. Мы надеемся, что они также будут рекомендованы и родителям для проведения простых игр и упражнений.

Библиографический список

  1. Логопедия: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дефектология» / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой — М: Просвящение, 1989
  2. З.Е. Агранович — Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. С. П.: Детство-пресс, 2000
  3. А.К. Маркова — Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. / Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи/ Под ред. Р.Е. Левиной — М., 1961
  4. Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова – Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. – М.: ТЦ Сфера, 2009
  5. С.Е. Большакова – Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: методическое пособие – М., 2007
  6. Н.Н. Китаева — К вопросу о нарушении звукослоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией // Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых XX века. – СПб, 2000
  7. Т.А. Ткаченко — Коррекция нарушений слоговой структуры слова. — М., Издательство ГНОМ и Д, 2009
  8. Н.С. Четверушкина — Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. — М.: Гном Пресс, 2006

Портал педагога

Автор: Сапрыкина Светлана Викторовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №85
Населённый пункт: город Орел
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: «Упражнения и игры на развитие слоговой структуры слова».
Дата публикации: 17.08.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 85 комбинированного вида» города Орла

Консультация для родителей.

«Упражнения и игры на развитие слоговой структуры слова».

Консультация для родителей.

«Упражнения и игры на развитие слоговой структуры слова».

Цель: помочь родителями овладеть основными приемами коррекции и

развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий с ребенком

– познакомить с играми и упражнениями, которые можно выполнять с

– формировать правильный подход родителей к трудностям детей в

овладении языковыми процессами.

Нарушение слоговой структуры слова — это одно из разнообразных

нарушений речи у детей дошкольного возраста. Характеризуется этот дефект

речевого развития тем, что ребенок испытывает трудности в произношении

слов сложной слоговой структуры.

В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить

структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к

благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения. В 1,5 – 2

года ребенок с еще несформировавшимся звукопроизношением может сказать

В возрасте 4- 5 лет указанные явления являются сигналом стойкого

нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется

Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой

структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с

дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. О важности данной

проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции

данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте

впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии

(нарушение письма) на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и

фонематической дислексии (нарушение чтения).

Дома мама может помочь своему ребенку говорить лучше. Если данное

нарушение проявляется в одном и том же слове, необходимо на этом

акцентировать внимание ребенка, давать ему правильный образец, т.е. в

медленном темпе произносите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех

пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно.

Сначала предлагайте слова с простой слоговой структурой, например,

«рука, нога, мак, дом…» Затем слова постепенно усложняются: от простых

слов мы переходим к более сложным, таким как «банка, полка…карман,

Игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова

Работа с невербальным материалом

1. «Узнай музыкальный инструмент».

Цель: Развитие слухового гнозиса.

картинку, затем взрослый за ширмой играет на музыкальном инструменте,

потом спрашивает, какой инструмент они услышали.

Цель: Развитие чувства ритма.

Взрослый предлагает ребенку хлопнуть столько раз, сколько точек на

Работа на вербальном материале.

Работа на вербальном материале.

Цель: Формирование пространственно – временных представлений.

Материал: картонажный настольный театр по сказке «Репка».

Предложить ребенку поиграть в сказку и выяснить, кто тянул репку

первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? и т. д.

Работа над слогами

поместить слова (картинки) в вагончики поезда в зависимости от количества

1 вагон — слова, состоящие из одного слога,

2 вагон – слова, состоящие из двух слогов,

3 вагон – слова, состоящие из трёх слогов.

Взрослый демонстрирует детям картинки (называет слова), затем

убирает наборное полотно с картинками, предлагает вспомнить и назвать

слова с определённым количеством слогов.

Взрослый предлагает детям найти потерявшийся слог. Пред детьми

лежат картинки. Взрослый произносит первый слог или первые два слога

слова-картинки, ребенок это слово договаривает недостающим слогом.

Потерялся слог куда-то.

Изменилось слово — ждёт.

Может, слог найдут ребята,

Кто же слово нам спасёт?

Взрослый предлагает рассмотреть сюжетную картину и назвать слова с

определённым количеством слогов.

Урожай собрать пора,

Не зевайте, детвора,

Слово верно называйте

И картинки выбирайте!

количеством слогов (1, 2, 3) и положить в нужные корзинки.

Картинки можно предложить по теме овощи: лук, чеснок, морковь,

Придумай начало слова. Взрослый говорит окончание слова. Ребенок

добавляет первый слог и называет слово ( в зависимости от возможностей

и с п о л ь з о в а т ь

к а р т и н к и ) :

… — рево,… — ляна, … -ха, … — жама, …- дочка, …- ка, … -мидор, … —

Взрослый говорит детям, что задумано имя, которое состоит из 2-х или

3-х, 4-х слогов. Дети должны угадать, какое имя задумано.

Предлагается детям произнести свое имя по частям:

а) прошагать его;

б) протопать одной ногой.

ДИ «Кто, что делает?» (Образование сложных слов.)

«Подбери картинку к слогу»

Ход: раскладываются напечатанные слоги в ряд перед детьми и

картинки. Дети должны найти, с каких слогов начинаются названия картинок

Ход: На доске или столе разложены картонные цветные шарики, на них

написаны слоги. Дети находят одинаковые по форме и цвету шары,

соединяют правильно, что бы получилось слово.

Ход: выкладывается длинная цепочка слов, дети читают и называют,

какие слова спрятались

«Собери из букв слова»

Детям выдаются картинки, из кассы букв под картинкой

выкладываются слова. За правильно собранное слово, ребёнок получает

Ход: Детям раздаются слоги, один слог лишний. Дети составляют

слово, определяя лишний слог.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает

активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые

навыки, умения, полученные детьми во время занятий с учителем –

логопедом и воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни.

1.Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений

слоговой структуры слова у детей. СПб: Детство-пресс, 2009. 48 с.

Большакова СЕ. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у

детей: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. 56 с.

3.Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в

логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи

(с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. –52 с.

Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений.

Логопедическая тетрадь. М., Книголюб, 2008. 48 с.

Читайте также:  Логопедический досуг: Путешествие в страну 'Его величество Речь'
Ссылка на основную публикацию