Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова

Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов

Михеева Мила
Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов

Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов.

Чтобы ребёнку было легче усвоить структуру слова, воспитателю нужно подключать как можно больше двигательной активности, так как с движением у ребёнка будет лучше закрепляться речевой материал. Слова различной слоговой конструкции можно отхлопать, отстучать, отпрыгать, отшагать и так далее.

На подготовительном этапе проводятся упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.

Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.

Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.

Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.

Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.

Ход упражнения:

Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.

Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение «Выбери схему»

Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.

Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.

Ход упражнения:

Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.

Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

Упражнение «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.

Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.

Ход упражнения:

Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.

Вариант 2. Ребёнок называет слована картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

На коррекционном этапе работа проводилась на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

Упражнения на уровне звуков:

1. «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»

2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.

3. Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

Упражнения на уровне слогов:

– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).

«Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.

– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.

– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.

– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

Упражнения на уровне слова:

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.

Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

Игра «Телеграф»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.

Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.

Материал: пирамидка, кубики, камешки.

Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

Игра с мячом «Передай дальше»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.

Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.

Игра «Назови правильное слово»

Цель: учить различать правильно звучащие слова.

Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.

Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.

Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Упражнение «Найди самое длинное слово»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.

Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

Упражнение «Сосчитай, не ошибись»

Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.

Материал: картинки, карточки с цифрами.

Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).

Упражнение «Какое слово отличается»

Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.

Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).

Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

Упражнение «Назови одинаковый слог»

Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.

Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных

Упражнение «Назови ласково»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.

Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».

Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.

Игра «Пирамида»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.

Материал: набор предметных картинок.

Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.

Игра «Магазин».

Играющим раздаются «деньги» – карточки с нарисованными точками (одной, двумя, тремя, четырьмя). У логопеда на столе разложены картинки с изображением товаров. Дети по очереди «покупают» товар так, чтобы в его названии было столько слогов, сколько точек на карточке. Игра продолжается, пока игроки не потратят все «деньги».

Продукты: масло, сыр, помидоры, молоко…

Школьные принадлежности: тетрадь, линейка, клей, учебники…

Игрушки: мишка, кубики, мяч, Буратино…

Игра «Почтальон».

У каждого ребёнка «телеграмма», на которой напечатан определённый слог и точками указано количество гласных и, соответственно, слогов в слове. На партах разложены картинки. Каждый ребёнок должен найти картинку не только с нужным слогом, но и с нужным количеством слогов. Например, для «телеграммы»подобраны картинки: луна, бананы, тюльпан, пенал.

Игра с пуговицами

Предложите ребёнку поиграть с пуговками, переберите их, подберите пуговицы разного цвета и размера. После перебирания пуговиц вместе с ребёнком выкладывайте их в ряд, проговаривая слова, на каждую пуговицу по одному слогу. Ребёнок должен видеть состав слова, после того, как вы соберёте слово, ещё раз его повторите, и поставьте собранные в ряд пуговки отдельно от других, потом обговорите, как вы много слов собрали, какие вы молодцы!

Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР Выступление на РМО учителей – логопедов На тему: «Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР» Подготовила:.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Весёлые карандашики» Представляю вашему вниманию очень простую в применении и полезную игру на формирование слоговой структуры слова. Игра может использоваться.

Дидактические игры и упражнения как средство формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР Одним из проявлений общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста является нарушение воспроизведения слоговой структуры слова..

Из опыта работы «Дидактические игры и упражнения для развития слоговой структуры речи у детей с ОНР» Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей.

Коррекция нарушений слоговой структуры слов Среди разнообразных нарушений речи у детей одним из наиболее сложных для коррекции является нарушение звуко-слоговой структуры слов. Наиболее.

Мастер-класс для педагогов «Упражнения на развитие ритмико-слоговой структуры слова» Мастер-класс для педагогов на тему: «Упражнения на развитие ритмико-слоговой структуры слова»Учитель-логопед: Федорчук О. А. Цель мастер-класса:.

Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из.

Презентация «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОВЗ» 2 слайд. Предпосылки формирования слоговой структуры слова. Факторы психической деятельности: пространственный динамический ритмический.

Развитие слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР III уровня через систему игровых упражнений Развитие слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР III уровня через систему игровых упражнений. Сказочное путешествие. Цель. Развитие.

Речевые игры для детей 6–7 лет. Игры на развитие слоговой структуры слова Игры на развитие слоговой структуры слова 1) Игра «Переставь слоги или звуки» Задача: тренировать сообразительность детей, умение переставлять.

Дидактические пособия для формирования слоговой структуры слов

Дидактическое пособие для формирования слоговой структуры слов

(для дошкольников 4-7 лет с нарушениями слово- и фразообразования)

Чахова Валентина Петровна, учитель-логопед

Россия, г.Тюмень, муниципальное автономное учреждение

дошкольного образования центр развития ребёнка

детский сад № 158 города Тюмени

Занимаясь логопедической практикой, мы пришли к выводу, что для повышения эффективности коррекционной работы необходимо иметь большое количество разнообразных игр и пособий. У детей с речевыми нарушениями, помимо дефектов звукопроизношения, часто бывает нарушена и слоговая структура слова – способность правильно воспроизводить в речи слова различного слогового состава дву-, трёх-, четырёхсложные, со стечением согласных и т.д.). Такое особенное проявление речевой патологии является одним из наиболее трудным для коррекции, при этом оно является одной из причин возникновения школьной дисграфии и дислексии. Нарушение слоговой структуры речи отрицательно влияет на формирование лексической и грамматической стороны речи

С целью коррекции дефектов слоговой структуры слов (элизий, пропусков, искажений, персевераций и пр.) нами разработано и апробировано дидактическое пособие, которое позволяет в процессе логокоррекции решать целый круг разнообразных задач:

­ Пополнять и активизировать объём словарного запаса детей.

­ Развивать фонематическое восприятие детей.

­ Развивать мыслительные операции (способности к обобщению, классификации), внимание, память.

­ Восстанавливать ритмический рисунок слов в речи детей с опорой на зрительную, слуховую, кинестетическую функции.

­ Формировать звуковой анализ слов.

­ Формировать оптико-пространственные ориентации.

­ Уточнять и закреплять лексическое значение слов.

­ Развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь.

Дидактические игры с наглядным материалом:

1.«Назови одним словом»

Цель: формировать и закреплять представления детей об обобщающих словах.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) назвать несколько картинок одним словом (платье, куртка, штаны, шапка – одежда и т.д.).

2. «Назови слово на заданный звук»

Цель: формировать и развивать звуковой анализ слова.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) показать и назвать картинки на заданный звук (Ш – шапка, штаны, шуба; З – заяц, зебра и пр.). Усложнённый вариант игры – назвать слова с заданным звуком в конце, середине слова.

3. «Положи картинку в домик (корзинку, гараж, ящик, шкаф)»

Цель: формировать и развивать ритмический рисунок слов разного слогового состава; развитие пространственных ориентаций.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) разделить слова на слоги (прохлопать руками). Слова с одним слогом располагаются в домике (шкафчике, гараже, корзинке, ящике) с одним символом (красный кружок); с двумя слогами – в домике (шкафчике, гараже, корзинке, ящике) с двумя символами и т.д.

4. «Найди лишний предмет»

Цель: развивать мыслительные операции, зрительное и слуховое внимание.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) найти лишний предмет среди остальных (грибок среди ягод, животное среди одежды, овощ среди фруктов и пр.) и объяснить свой выбор.

5. «Кто (что) что делает?»

Цель: развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) рассказать, что делает корова, автомобиль, самолёт, яблоко и пр. (корова-мычит, самолёт-летит, яблоко-висит и т.д.).

6. «Опиши слова»

Цель: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) описать как отдельный предмет (платье, боровик, кошку и пр.); так и обобщающее слово (одежда, животные, ягоды). Например, платье – летнее, кошка – пушистая, одежда – тёплая, машина – большая и т.д.

Вариант игры: логопед просит ребёнка найти предметы по какому-либо признаку (все красные, все пушистые, все съедобные).

7. «Путаница»

Цель: развивать мыслительные операции, зрительное и слуховое внимание, память.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) «распутать» картинки (домашние животные «перемешаны» с дикими, овощи – с фруктами, грибы – с ягодами и т.д.) и объяснить свой выбор.

8. «Что для чего?»

Цель: развивать грамматический строй речи, связную речь, согласование слов в предложении, мышление.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) объяснить – для чего нужна машина, корабль, самолёт, грибы, овощи, фрукты, штаны, куртка, шапка и пр.

Вариант игры: дети объясняют, что можно делать с каким-либо предметом.

9. «Придумай предложение»

Цель: активизировать воображение детей, учить согласовывать слова в предложении, употреблять предлоги, развивать связную речь.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) придумать предложение с заданным словом, либо предлагает слово на выбор (машина едет по дороге, корабль плывёт по воде, гриб растёт в лесу и т.д.).

10. «Придумай историю»

Цель: активизировать воображение, фантазию; развивать грамматический строй речи, связную речь.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) придумать историю про кого-либо (что-либо). Например: Вот маленький щенок. Его зовут Шарик. У него мягкая шёрстка и короткий хвостик. Он любит гулять и вилять хвостиком.

Наглядный материал (фото 1,2,3,4,5)

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Читайте также:  Психолого-педагогическое сопровождение учащихся младших классов в рамках ФГОС

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Психолого-педагогический центр

Психологические консультации, развивающие занятия, диагностические исследования

  • Новости
  • ПМПК
    • Основные сведения о ПМПК
    • Актуальные вопросы ПМПК
    • Запись на ПМПК
  • Семейный клуб
    • Родителям
    • Подросткам
  • Специалистам
  • Важно об Интернете!

    ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ!

    Согласно Приказа Минобрнауки России от 20.09.2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о ПМПК» для проведения обследования ребенка на ПМПК его родители предоставляют пакет документов согласно перечня (см. перечень документов на сайте ГБУ «ППЦ» в разделе ПМПК). Документы (справки от врачей, характеристики) остаются в ПМПК и прикладываются к протоколу. Просьба родителей (законных представителей) при необходимости заранее делать дубликаты или ксерокопии справок. Ксерокопии документов в в ГБУ «ППЦ» и ПМПК не делают.
    Заведующий ПМПК Садыхова И.А.

    Здесь вы можете задать любой интересующий вас вопрос

    • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
      • О центре
      • История центра
      • Структура центра
        • Отдел психолого-педагогической помощи
        • Отдел психолого-педагогической коррекции дезадаптивных состояний
        • Экспертно-диагностический отдел. Психолого-медико-педагогическая комиссия.
        • Отдел ранней помощи
        • Структура отделов Центра
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
      • Учредительные документы
        • Устав ГБУ ППЦ
        • Приказ об утверждении устава
      • Документы федерального и регионального уровня
      • Публичные отчеты
      • Локальные акты
      • Правила внутреннего трудового распорядка
      • Коллективный договор
      • Порядок оказания платных услуг
      • Результаты проверок органов государственного контроля (надзора)
      • Правила приема в учреждение
      • Государственное задание
      • Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования
      • Архивы документов
        • Устав 2011
        • Изменения в Уставе
        • Приказ о переименовании
        • Изменения в положение о компенсационных выплатах ГБУ ППЦ
        • Изменения в положение о стимулирующих выплатах ГБУ ППЦ
        • Изменения в положение об оплате труда ГБУ ППЦ
        • Положение об организации работы по охране труда
        • Положение о службе по Охране Труда ГБОУ «ППЦ»
        • Положение об организации обучения по Охране Труда ГБУ «ППЦ»
        • Положение о сборе, обработке и защите персональных данных работников ГБУ «ППЦ»
        • Положение о работе экспертной группы по оценке результативности профессиональной деятельности специалистов ГБУ «ППЦ»
        • Архив документов по образовательной деятельности
    • Образование
    • Образовательные стандарты
    • Руководство
    • Педагогический состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
      • План финансово-хозяйственно деятельности
      • Информация
    • Информация об объеме образовательной деятельности
    • Вакантные места для приема, перевода
    • Работа профсоюза
    • Практика студентов
    • Социальные партнеры
    • Противодействие коррупции
    • Охрана труда и безопасность
      • Охрана труда
      • Безопасность
      • Инструкции, рекомендации, памятки
    • Контакты

  • Апр 20

    Игры на развитие слоговой структуры слов

    Слоговая структура является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи. Правильная речь имеет большое значение для ребенка при овладении грамотой и дальнейшего его успешного обучения в школе, и как следствие — становление полноценной личности.
    При нарушении слоговой структуры у детей отмечаются типичные нарушения:
    элизии (сокращения, пропуск слогов) («апельсин – писин, телевизор – тизий, капуста–пута»);
    итерации (увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной) («чемодан – чиманадан, трава — тарава»);
    антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат – татамат), отдельные перестановки слогов и звуков («малоток – маталок, тамалок»);
    сокращение стечений согласных звуков («шкаф – каф, бант – бат»);
    искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон — мигифон», папоротник — папиик)

    Предлагаю вам оказаться в роли детей, у которых нарушена слоговая структура слова. Я познакомлю вас с некоторыми приемами коррекции и развития слоговой структуры слова.

    Игра «Придумай слово с определенным количеством слогов»

    Задача: тренировать детей в составлении слов с определенным количеством слогов.

    Описание. Взрослый отхлопывает или отстукивает определенное количество слогов, а ребенок должен придумать подходящие к ним слова по картинкам. Если он затрудняется назвать слово, взрослый повторяет ритм и произносит первый слог. По мере тренировки можно предлагать детям самим придумывать слова без использования картинок или выбрать водящим кого-нибудь из детей.

    Игра «Назови заданный слог в слове»

    Задача: научить детей выделять и называть определенный слог в слове.

    Описание. Взрослый по слогам произносит слово из двух прямых слогов и просит ребенка назвать в нем первый, затем второй слог, например, ра-ма, во-да; далее ему предлагается следующее слово и т. д.

    По мере тренировки взрослый предлагает ребенку двухсложные слова с обратными или закрытыми слогами, трех-четырехсложные слова (ма-ши-на) и слова со стечением согласных, например, мед-ведь.

    Игра «Какой новый слог появился в слове?»

    Задача: тренировать сообразительность, речевой слух детей.

    Описание. Взрослый называет пары слов, отличающиеся друг от друга каким-то слогом: ребенок должен определить, какой слог появился или изменился во втором слове.

    Например: рука — ру-баш-ка; корка — кор-зин-ка; розы — мо-розы; мушка — кор-мушка; ребенок — же-ребенок.

    Учитель-логопед
    отдела психолого-педагогической помощи
    С. В. Зотова

    55 игровых приема работы по формированию слоговой структуры слова у детей с моторной алалией

    Игры по формированию

    слоговой структуры слова

    В данной статье перечислены игровые приемы для формирования слоговой структуры слова у детей с моторной алалией.

    У ребенка с моторной алалией практически всегда можно встретить несформированность слоговой структуры слов. Нарушение слоговой структуры слова при моторной алалии имеет стойкий характер, в связи с чем работа по его устранению является длительной и систематичной (Р.Е. Левина, O.K. Маркова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).

    Актуальным является вопрос о том, как ускорить и облегчить эту работу и для ребенка, и для специалиста.

    Важно вывести детей на высокий уровень сформированности слоговой структуры слова, так как низкий уровень будет приводить к невозможности освоить процессы чтения и письма в начальной школе. Чаще всего логопеды могут наблюдать в этом случае дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза и/или фонематическую дислексию.

    Какие типы ошибок слоговой структуры встречаются у детей? К основным можно отнести:

    • пропуск звуков и слогов;
    • замещение субститутами;
    • уподобление слогов;
    • перестановку звуков и слогов;
    • добавление лишних слогов;
    • добавление слогообразующего гласного.

    У детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. В логопедической работе именно игровые приемы и позитивный эмоциональный фон способные заинтересовать ребенка, сделать процесс обучения незаметным, быстрым и эффективным.

    Игровые приемы — это методы активного обучения. Они состоят из игровых действий или отдельных элементов активности малой продолжительности, которые не предусматривают поэтапность действий.

    Анализ литературных источников позволил выделить игровые приемы по формированию слоговой структуры слова у детей с моторной алалией. Также в списке представлены игровые приемы, разработанные автором данной статьи.

    Нами выделены 55 игровых приема, которые классифицированы в две группы:

    I. С опорой на наглядность, музыкальные инструменты, движения:

    1. Измерение количества слогов в слове хлопками (ма-ши-на, хлопнули три раза);
    2. Называние картинки, которую спрятал логопед;
    3. Называние всех предметов на картинке, которую закрыл логопед;
    4. Назвать на картинке лишнее слово, т.е. слово, которое отличается от остальных по количеству слогов (машина, панама, кабина, муха);
    5. Отстукивание слогов мячом об пол и одновременное произнесение слова (па-на-ма);
    6. Подбрасывание шарика с одновременным проговариванием слогов (ка-би-на);
    7. Собирание разрезной картинки, на которой количество частей соответствует количеству слогов, называние каждого слога отдельно и слова целиком (со-ба-ка, используется разрезная картинка собаки из трех частей);
    8. Обыгрывание ритмического контура слова с помощью жестов;
    9. Деление слова на слоги с помощью прыжков на месте (све-то-фор);
    10. Сгибание-разгибание пальцев рук с синхронным проговариванием слогов;
    11. «Подъем» пальцами рук по объемной или плоскостной лестнице с одновременным проговариванием слогов;
    12. Проговаривание слогов с опорой на ходьбу, ребенок делает столько шагов, сколько слогов в слове (мед-ведь);
    13. Называние слова, после правильного произнесения которого ребенку разрешается его нарисовать, забрать и раскрасить дома. Также слова может изобразить логопед и подарить рисунки ребенку;
    14. Отгадывание предмета, изображаемого логопедом на глазах у ребенка;
    15. Найти потерянный слог с опорой на графическое изображение слогов (моко-молоко);
    16. Соотнесение количества слогов с цифрой на картинке;
    17. Составление слогов из букв разрезной азбуки;
    18. Составление слова из карточек- слогов;
    19. Исправление ошибок в неправильно составленных из слоговых карточек словах (ба-ка-со — собака);
    20. Замена в словах одних слогов другими по предъявленной картинке (колено – полено);
    21. Поиск на картинке и последующее называние слова с заданным слогом (слог НА находится в составе слов панама, канава);
    22. Произнесение слога столько раз, сколько точек на карточке;
    23. Нанизывание колец на стержни с одновременным проговариванием цепочки слогов (на каждое кольцо – один слог);
    24. «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки с одновременным проговариванием цепочки слогов (на каждое кольцо – один слог);
    25. Придумывание слога к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
    26. Придумывание слов из разрезной азбуки с помощью добавления слогов к слову (точка- уточка);
    27. Отстукать карандашом количество слогов в слове, изображенном на картинке;
    28. Отстукивание количества слогов с помощью музыкальных инструментов (металлофон, барабан и др.);
    29. Образование именительного падежа множественного числа с опорой на картинки (рама-рамы);
    30. Образование родительного падежа множественного числа с использованием слова много с опорой на картинки (дыня- много дынь);
    31. Отстукивание ритма рукой по столу в такт счета логопеда; логопед меняет ритм: то убыстряет его, то замедляет;
    32. Замена в словах одних слогов другими по предъявленной картинке (колено-полено, нитки-тапки, кофта-муфта);
    33. Распределение односложных и двусложных слов на две группы с опорой на наглядный материал;
    34. Поиск в комнате предметов с короткими или длинными названиями. Найдя предмет, ребенок называет его;
    35. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, если слово произнесено правильно и топнуть, если неправильно;
    36. Ребенку предлагается закончить стихотворение с опорой на картинку. Например:

    Доски на гору везем, будем строить новый …(дом).

    1. II. Без опоры на наглядность, музыкальные инструменты, движения:
    2. Повторение за логопедом, ребенок изображает эхо, которое должно повторить слоги или слова правильно;
    3. Повторение слогов и слов за игрушкой- героем занятия;
    4. Договаривание слов (маши… на);
    5. Называние слова, которое соответствует заданному количеству слогов;
    6. Отгадывание загадок;
    7. Интонационное выделение слога, произнесение слогов с разной интонацией, или силой голоса (так-ТОК-ТУК, тук? -ТАК? -ТЫК);
    8. Пропевание слов сопряженно с логопедом;
    9. Придумывание слов на заданный слог устно (ма, ко и др.);
    10. Придумывание слов, состоящих из одного слога (двух, трех, четырех, пяти);
    11. Называние первой части слова (шина-машина);
    12. Называние ударного и неударного слогов (слог МИ в слове пирамида);
    13. Определение звука или слога по беззвучной артикуляции логопеда;
    14. Подсчет уме количества слогов, которые произнес логопед (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
    15. Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я», са-со…);
    16. Проговаривание слогов наоборот (са-ас, тса-аст);
    17. Образование именительного падежа множественного числа с опорой на картинки (рама-рамы);
    18. Образование родительного падежа множественного числа с использованием слова много (дыня -много дынь);
    19. Называние самого длинного, самого короткого слова из предложенных;
    20. Ребенку предлагается придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо-хоро-шо; ши-ши-ши-малыши…

    В логопедической работе специалист может дополнять, варьировать данные игровые приемы, исходя из особенностей развития речи конкретного ребенка. Они подходят как для индивидуальной, так и для групповой форм обучения. Мы надеемся, что они также будут рекомендованы и родителям для проведения простых игр и упражнений.

    Библиографический список

    1. Логопедия: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дефектология» / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой — М: Просвящение, 1989
    2. З.Е. Агранович — Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. С. П.: Детство-пресс, 2000
    3. А.К. Маркова — Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. / Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи/ Под ред. Р.Е. Левиной — М., 1961
    4. Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова – Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. – М.: ТЦ Сфера, 2009
    5. С.Е. Большакова – Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: методическое пособие – М., 2007
    6. Н.Н. Китаева — К вопросу о нарушении звукослоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией // Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых XX века. – СПб, 2000
    7. Т.А. Ткаченко — Коррекция нарушений слоговой структуры слова. — М., Издательство ГНОМ и Д, 2009
    8. Н.С. Четверушкина — Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. — М.: Гном Пресс, 2006

    Формирование слоговой структуры

    • Логопедические технологии (5)
    • Здоровьесберегающие технологии (3)
    • Развитие словаря дошкольников (6)
    • Методические материалы (2)
    • Логопедическая работа (1)

    Формирование слоговой структуры

    1. Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи.
    2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.
    3. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений.

    Слоговая структура слова определяется как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности.
    Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами:
    1) ударностью,
    2) количеством слогов,
    3) линейной последовательностью слогов,
    4) моделью самого слога.

    Классификация слоговой структуры слов (по А.К.Марковой)

    К нарушениям слоговой структуры слова относятся:

    • Пропуски звуков и слогов (элизия), например “ова” – корова.
    • Перестановки звуков и слогов (метатезис), например “прадва” – правда, “коно” – окно.
    • Уподобление звуков и слогов (ассимиляция), «папата» – лопата, «тититики» – кирпичики.
    • Добавление звуков и слогов – «молототок».
    • Замена одних звуков другими, «зыбрашу» – выброшу.
    • Упрощение стечения согласных в слове – «вок» – волк.

    Искажение структуры слова до неузнаваемости – «овитка» – коровка.

    Н.С. Четверушкина описывает проявления отклонений в воспроизведении слогового состава слова:

    1. Нарушение количества слогов:

    – сокращение (пропуск) слога («моток» – молоток);

    – опускание слогообразующей гласной («пинино» – пианино);

    – увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных («команата» – комната).

    1. Нарушение последовательности слогов в слове:

    – перестановка слогов («девор» – дерево);

    – перестановка звуков соседних слогов («гебемот» – бегемот).

    1. Искажение структуры отдельного слога:

    – сокращение стечений согласных («тул» – стул);

    – вставки согласных в слог («лимонт» – лимон).

    1. Уподобление слогов («кококосы» – абрикосы).
    2. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение):
    1. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими):
    1. Контаминации (смешение слов): «в холодильнице» – в хлебнице и холодильнике.

    Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа: подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата).

    Подготовительный этап.

    На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном. Работа на невербальном материале

    1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).
    2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использова-ние музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.
    3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.
    4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет.
    5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т.д.).
    6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку).

    Работа на вербальном материале. Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний). Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

    Коррекционный этап.

    Коррекционная работа строится на вербальном материале, состоит из нескольких уровней, основана на работе речевого, слухового, зрительного и тактильного анализатора. Параллельно проводится работа над слоговой структурой слова и звукопроизношением, развитием артикуляционного аппарата, развитием слухового восприятия.

    Уровень гласных звуков. 2. Уровень слогов. 3. Уровень слова.

    Коррекционная работа над слоговым составом слова включает следующие направления:

    1. Развитие моторных функций.

    А – развитие общих движений: совершенствование координации общих движений, воспроизведение заданной последовательности общих движений (чередование движений рук, ног), анализ последовательности движений по количеству составляющих элементов. Воспроизведение последовательности одинаковых/различных движений в заданном темпе /ритме. Различение темпа, ритма на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений. (Например, дидактические игры “делай как я”, “движения животных”).

    Б – совершенствование статической и динамической координации движений рук, пальцев рук: развитие плавного переключения с одного движения на другое, воспроизведение заданного темпа и ритма, пространственные организации движений пальцев рук. (пальчиковая гимнастика)

    В – развитие статической и динамической координации органов артикуляции. Совместное выполнение движений артикуляторных органов и пальцев рук. Направления работы:

    • соотнесение статических артикуляционных движений с движениями пальцев рук (губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам);
    • совместная серийная организация артикуляторных движений с движениями пальцев рук;
    • выполнение серий артикуляционных упражнений совместно с чередующимися движениями пальцев рук (поочередное сгибание и разгибание, пересчет пальцев и т.д.).

    2 – Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки.

    А – коррекционная работа по развитию ориентации в собственном теле. Задачи: создать условия для освоения детьми асимметрии собственного тела, научиться пользоваться предметами одежды и обуви с учетом их асимметрии, уточнить и дифференцировать пространственные понятия: впереди, позади, наверху, внизу, далеко, близко; развивать оптико-пространственное восприятие, координацию движений, пространственную организацию движений.

    • практическое осознание схемы собственного тела и тела другого объекта, асимметрии конечностей;
    • осознание пространственных отношений между предметами и собственным телом/телом другого объекта и их вербализация (кукла позади меня, мишка впереди меня, кошка позади Светы. );
    • определение степени удаленности предмета от собственного тела выполнение, удержание, изменение, самостоятельное построение пространственно-организованных движение и двигательных серий использование соответствующих вербальных эквивалентов для обозначения пространственных понятий и ориентиров.

    Б – коррекционная работа по развитию ориентации в трехмерном пространстве. Задачи: уточнить, дифференцировать пространственные понятия: впереди, позади, наверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко.

    Активизировать в речи слова, обозначающие данные понятия.

    • дифференциация, освоение и вербализация различных направлений окружающего пространства относительно собственного тела и тела другого субъекта;
    • построение, изменение серий действий с предметами по инструкциям (“поставь пирамидку, справа от нее поставь кубик”);
    • составление последовательностей: построение “дорожек”, “башен” из деталей конструктора, геометрических фигур с чередованием количества и состава фигурных элементов, последующее оречевление выполненных действий;
    • определение расстояния между предметами путем подбора “дорожек” разной длины (“собачка далеко от дома, нужна длинная дорожка, кот близко от дома, ему нужна короткая дорожка”);
    • освоение и вербализация пространственных отношений между предметами;

    В – Коррекционная работа по развитию ориентации в двухмерном пространстве. Задачи: уточнить и дифференцировать пространственные понятия вертикальной и горизонтальной плоскостей: впереди, позади, высоко, низко, далеко, близко, выше, ниже, дальше, ближе, между. Научить сравнивать пространственные позиции предметов; совершенствовать графо-моторные навыки

    • освоение, дифференциация и вербализация направлений картинного ряда, расположенного вертикально (вверху- внизу, выше-ниже, над- под) и горизонтального (перед, за, после, рядом, около, между);
    • расположение предметов на плоскости с учетом заданных ориентиров (круг находится сверху квадрата);
    • выкладывание вертикальных и горизонтальных “дорожек”, состоящих из чередования мозаики разных цветов, из геометрических фигур с чередованием и без чередования количества (треугольник, треугольник, круг, треугольник, треугольник, круг);
    • построение последовательности из фигур с учетом величины (с возрастанием, убыванием, чередованием).
    1. Развитие ритмических способностей

    А. Подготовительный этап. Работа на невербальном уровне.

    Цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

    • Детям предлагаются игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (где позвонили? узнай музыкальный инструмент по звуку, сколько раз ударили в барабан?);
    • работа над восприятием ритма. Прослушивание изолированных ударов, серий простых ударов, определение их количества, соотнесение с соответствующей записью ритма. Прослушивание серий акцентированных ударов, определение их количества и качества, соотнесение с соответствующей карточкой с записью аналогичной серии;
    • воспроизведение ритма. Сначала простого, затем – с выраженным ударением.

    Б. Коррекционный этап.

    Задачи: идентификация и дифференциация силы звучания языковых единиц (громкое/тихое звучание), длины звучания (длинное/короткое), воспроизведение предлагаемых образцов, языковых единиц по следам восприятия, произнесение языковых единиц и контроль правильности (на основе соотнесения с соответствующими символами).

    • определение длины звучания языковых единиц, показ символа («змея»-«червяк») по следам восприятия гласных звуков, слогов, слов разной длины;
    • определение силы звучания языковых единиц по следам восприятия гласных звуков, слогов, слов, произнесенных с разной силой, с опорой на символ;
    • идентификация и анализ последовательностей языковых единиц по количественному составу, порядку их следования, темпу и ритму восприятия;
    • воспроизведение заданного количества языковых единиц с учетом порядка их следования, темпа, ритма;
    • произнесение серий языковых единиц и оценка правильности;
    • воспроизведение звукоподражательных комплексов с отхлопыванием ритма руками;
    • воспроизведение текста стихотворения с отхлопыванием;
    • воспроизведение стихотворений с движениями.
    1. Формирование слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц).

    А. Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированных лексических единиц (гласных звуков, слогов и слов)

    Цель: обучение операциям идентификации, генерализации и контроля языковой правильности.

    Направления работы:

    идентификация и дифференциация силы звучания языковой единицы (громкое, тихое звучание), длины звучания (длинное, короткое);

    – воспроизведение предлагаемых образцов языковых единиц по следам восприятия;

    – произнесение языковых единиц и контроль правиль­ности (на основе соотнесения с соответствующими сим­волами).

    Б. Развитие возможностей восприятия и проговаривания последовательностей лексических единиц.

    Цель: обучение операциям идентификации, генерализации, посегментного анализа и контроля языковой правильности.

    Направления работы:

    идентификация и анализ последовательностей языко­вых единиц по количественному составу, порядку их следования, темпу и ритму воспроизведения;

    – воспроизведение заданного количества языковых еди­ниц (с учетом порядка их следования, темпа, ритма, паузирования);

    – произнесение серий языковых единиц и оценка пра­вильности.

    В. Развитие возможностей восприятия и произношения слов различной слоговой сложности.

    Цель: обучение операциям идентификации, генерализа­ции, вероятностного прогнозирования, упреждающего синте­за, посегментного анализа, контроля языковой правильности.

    Направления работы:

    определение наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на слух;

    – угадывание нормативного слова, содержащегося в ква­зислове, воспринимаемом на слух;

    – прогнозирование финального и инициального элемен­тов слова с опорой на предметные картинки;

    – слоговые трансформации в слове;

    – структурное оформление лексических единиц различ­ного слогового состава.

    Игры, используемые в работе

    Фотографии элементов занятий

    по формированию слоговой структуры

    “Длинные – короткие слова”

    “Слоговая пирамидка” (цель: расположить картинки на кольце пирамидки, соответствующей количеству слогов – на пирамидке одна точка – слово из одного слога, 2 – из двух и т.д.)

    Дидактическое логопедическое пособие «Слоговой калейдоскоп» по теме «Слоговой анализ и синтез слов»

    Филиал №1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в п.Заводской

    Первомайского района, Тамбовской области

    Дидактическое логопедическое пособие «Слоговой калейдоскоп»

    по теме «Слоговой анализ и синтез слов»

    Комплект дидактического материала на усвоение понятия «слог», преодоление нарушений слоговой структуры слов и обучение слоговому анализу

    Порошина Ольга Анатольевна

    Пояснительная записка

    Актуальность

    Причины возникновения нарушений чтения и письма у младших школьников часто связаны с недостаточным развитием речевой функции в целом или нарушением какой – либо отдельной стороны речи. Одним из таких отклонений может стать недоразвитие слоговой структуры слов. Этот дефект выражается в трудностях произношения слов сложного слогового характера: перестановка слогов, пропуски или добавления посторонних слогов, звуков.

    Без слоговой структуры слова нет и самого слова. Слоговая структура – это как бусы, на которые надеваются звуки слова. Выпадение одного звука или целого слога, перемена их местами, добавление лишних – все это делает слово неузнаваемым.

    В основе нарушения слоговой структуры слова лежит недостаточное развитие фонематического слуха и чувства ритма. Четко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова. Слова могут быть деформированы за счет:

    Нарушения количества слогов

    Нарушения последовательности слогов в слове

    Искажения структуры отдельного слога

    Все перечисленные виды искажений слогового состава слова распространены у детей с системными нарушениями речи. Особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также несомненно препятствует звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.

    Дидактическое пособие «Слоговой калейдоскоп»

    – комплект дидактических карточек на усвоение понятия «слог», преодоление нарушений слоговой структуры слов и обучение слоговому анализу.

    Цель : коррекция слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

    формирование пространственных представлений у детей с ОНР

    развитие ритмической способности через игровые приемы и упражнения

    обучение детей правильному произношению слов различной слоговой структуры

    возникновение и поддержание мотивационной деятельности у детей

    Комплект дидактических карточек направлен на коррекцию слоговой структуры слова и включает в себя следующие этапы работы:

    Последовательность отработки слогов – умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы. Это способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, а также является основой для овладения звуко – слоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением.

    Проговаривание слов доступного слогового класса. Основной упор в коррекционном процессе делается именно на автоматизированное произнесение слогов и соединение их в словах разной слоговой структуры.

    Аудитория : комплект дидактических карточек предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.

    В комплект «Слоговой калейдоскоп» входят:

    2. Игра «Пирамида»

    3. Игра «Цепочка слогов»

    4. Игра «Слоговой конструктор»

    6. Игра «Выручим Буратино»

    7. Игра «Отхлопай словечко»

    8. Игра «Прошагай словечко»

    9. Игра «Сколько слогов в слове» или «Путешествие паровозика»

    10. Игра «Чудесный альбом»

    11. Игра «Веселые нотки»

    14.Игра«Сосчитай, не ошибись»

    15. Карточка 1. Составь слово по первым слогам названий картинок

    16. Карточка 2. Составь слово из данных слогов

    17. Карточка 3. Составь предложение по первым слогам названий картинок

    18. Карточка 4. Записать слова, оканчивающиеся на данные слоги

    19. Карточка 5. Записать слова, начинающиеся с данных слогов

    20. Набор массажных шариков «Су-джок»

    21. Дорожки для выкладывания ритмичных рядов, большие и маленькие

    22. Предметные картинки разной слоговой структуры.

    23. Альбом по слоговой структуре «Классы слоговых структур»

    24. Цифровой ряд.

    25. Слоговые схемы

    Дидактическое пособие «Слоговой калейдоскоп» может использоваться на логопедических занятиях с детьми, а также во внеурочной деятельности.

    Игра «Перевертыши»

    Цель: развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

    Оборудование: карточки со слогами (4-6) у каждого ученика

    Учитель называет по отдельности два слога. Ученики берут карточки со слогами и составляют из них сначала одно слово, потом, переставив слоги, другое. Выигрывают те, которые ответят, какие два слога получились.

    Примерный материал: ка – мыш, лас-ка, нит – ка, ра – но, на – ши, на – сос, на-вес, ка – чай, кой – ка, ка-бан.

    Сколько слов можно получить из каждого набора?

    Игра «Пирамида»

    Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.

    Оборудование: набор предметных картинок или слов.
    Ход игры: ребёнок должен расположить картинки или слова в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.

    Игра «Цепочка слогов»

    Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.
    Оборудование:карточки с разделёнными на части картинками или словами.
    Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.

    Продолжить цепочку слов по правилу: последний слог одного слова является первым слогом следующего

    Игра «Слоговой конструктор»

    Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
    Оборудование: набор карточек со слогами

    Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов .

    На наборном полотне в два столбика выставлены слоговые карточки. Логопед сообщает игровую ситуацию: «Вы играете в слоговой конструктор. Из деталей – слогов нужно собрать слова. Для этого к каждому слогу первого столбика необходимо найти подходящий слог из второго столбика» Посмотрите, что получилось.

    Дидактическая игра как метод формирования слоговой структуры

    Снижение определенной численности игр в дошкольном детстве часто восполняется чаще тем, что дети больше свободного ото сна и еды времени «потребляют» рекламу, мультфильмы, игры на компьютере. Динамичный и броский видеоряд экрана телевизора и компьютера не позволяет детям задуматься о увиденном и понять, что происходит, не предоставляет возможным выстроить логику нового сюжета, при этом и логики-то часто никакой нет: ни причинно-следственных, ни временных связей.

    По мнению Кутейниковой Н.Е., мир ребенку в таком случае предстает в облике обрывочных и хаотичных действий, а еще чаще немотивированных поступков телевизионных персонажей и несвязных событий. Нарушается непростая, однако необходимая для дошкольника работа, при которой события упорядочиваются, выстраивается картина мира. К сожалению, самостоятельная активность детей сводится только к нажатию кнопки на пульте либо компьютере. Привычка к все более скоростному восприятию получаемой информации с экрана телевизора или компьютера, не дающая ребенку времени задуматься, попробовать сопереживать героям, полностью изменяет восприятие художественного текста. Мы имеем дело с нарушением процесса восприятия целостной структуры предъявляемого произведения, при этом не воспринимается подтекст и второй план, утомляют долгие и развернутые описания и авторские примечания, отступления [4, c. 113].

    Однако наиболее важное то, что вместо игровой деятельности у детей – дошкольников все раньше приходит псевдоучебная активность. Происходит странная замена: самообслуживание и игра, натуральные виды деятельности в культурном значении, в которых происходило психическое развитие дошкольников, к сожалению, уходят из детской жизни совместно с иными традиционными занятиями – чтением мамы перед сном, общесемейными разговорами за чаем, прогулками в парке в выходной день. И это место заполняется заменителями – кружками и студиями по раннему развитию детей. Лишь само понятие «развитие» в большинстве случаев искажается, так как это по сути раннее обучение.

    Подстегиваемые большим рынком по образовательным услугам родительские опасения не успеть подготовить к школе их ребенка заставляет записывать детей сразу в 4-6 разных кружков. Хорошо, когда в таких кружках лишь рисуют, поют, танцуют. Но частыми стали случаи, когда трех – четырехлетних детей усаживают за парты и «изучают» с ними геометрические формы, английский алфавит и т.д. [2]. В представленном случае развитие ребенка подменяется простым его натаскиванием, а также загрузкой в него максимального количества информации. Вместо игры, где происходит формирование собственной активности ребенка, а еще развиваются его фантазия, воображение – происходит раннее обучение, нормативная деятельность, ограниченная жесткими рамками, установка на единственно правильное выполнение задания, на получение уже готовой информации задолго до того, как могут появиться собственные вопросы.

    Растущий ритм современной жизни, повсеместное введение телевидения и компьютера в жизнь ребенка, раннее обучение вместо игры – приводит только к информационным перегрузкам и понижению собственной познавательной активности ребенка. Свой дополнительный вклад в эту копилку вносят так называемые «математики» и энциклопедии «с пеленок», а еще курсы риторики и даже философии для детей 5 лет. Непременно, все эти курсы и занятия закладывают в головы детей очень много сведений, однако дает научиться мыслить самому, находить ответы на свои вопросы без помощи других. Выходит ребенок, который не прошел «закалки» волей, фантазией, игрой, однако подвергся раннему обучению и при этом не научился без помощи других придумывать, создавать и изобретать. Однако у него формируется страх сказать или сделать что-нибудь неверно. Этот страх сдерживает воображение и фантазию, убивает заложенный в ребенке творческий потенциал, который нужен хотя бы для того, чтоб быть полноценным читателем художественного литературного произведения [5, c. 93].

    В дальнейшем ребенок поступает в школу, где процесс чтения из увлекательного, приятного занятия преобразуется в серьезный учебный предмет с оценками, появляется страх неуспешности, что буквально не может способствовать формированию читательской мотивации, а часто формирует у детей антипатию к чтению. В это время в школе делается упор на обучение скоростному чтению. Нередкие проверки в начальной школе скорости чтения ведут к росту функциональной неграмотности, когда ребенок не понимает прочитанное, а иногда к вторичным дислексиям, то есть нарушению, при котором уже сложившийся навык чтения разрушается [15].

    К «необходимости» раннему обучению приводит родителей мотив, становящийся все более популярным в наше время. Согласно данному мотиву, детское чтение – это получение информации по расширению кругозора и выработка определенных умений. Все перечисленное ведет к тому, что чтение частично (а время от времени и совсем) заменяется на чтение детских энциклопедий и разных «развивающих» пособий. Такое чтение, вместо чтения художественной литературы (стихов, сказок, рассказов, повестей), усугубляет заданное современными требованиями общества фрагментарное восприятие текста.

    Ведущая деятельность у детей-дошкольников – это, естественно, игровая деятельность. Под дидактической игрой понимают сложное и многословное педагогическое явление, так как она одновременно является игровым методом по обучению детей дошкольного возраста, формой обучения детей, а также самостоятельной игровой деятельностью и средством многостороннего воспитания ребенка. В формировании слоговой структуры слова словесно-дидактические игры как метод черезвычайно важный. Так как благодаря им детям проще обучаться, в силу того, что с помощью игры происходит их развитие, проявляется фантазия, эффективнее запоминается материал [23, с. 76].

    Роль словесно – дидактических игр:

    – развитие умственных и познавательных способностей;

    – получение новых знаний, их обобщение и закрепление, расширение имеющиеся уже у них представлений о предметах и явлениях окружающей природы;

    – развитие таких познавательных психических процессов как память, внимание, наблюдательность;

    – развитие умений высказывать свои суждения и делать умозаключения;

    – развитие речи детей по активизации и пополнению активного словаря;

    – социально-нравственное развитие дошкольника;

    – познание взаимоотношений между взрослыми, детьми, а также объектами живой и неживой природы,

    – развитие умения проявлять чуткость по отношению к сверстникам, умения быть справедливым, уметь сочувствовать и т.д.

    Структура словесно-дидактической игры состоит из основных и дополнительных компонентов. Основные компоненты содержат в себе дидактическую задачу, игровые правила, игровые действия, результат, дидактический материал. Дополнительные компоненты включают сюжет и роль.

    Рассмотрим далее особенности проведения словесно – дидактических игр:

    1. Необходимо первичное ознакомление детей с содержанием игры, использование в игре определенного дидактического материала (предметы, картинки, краткая беседа, в ходе которой уточняются начальные знания и представления детей).

    2. Далее происходит объяснение хода и правил игры, при этом нужно контролировать четкое соблюдение этих правил.

    3. Логопед (воспитатель, педагог, психолог) показывает игровые действия

    4. Также необходимо определить роль взрослого в игре, а именно его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог может направлять действия играющих детей советом, напоминанием или вопросом).

    5. Подводятся итоги игры, что является ответственным моментом в руководстве ею. Ведь именно по результатам игры можно судить об ее эффективности, и о том, будут ли ее использовать дети в своей самостоятельной игровой деятельности.

    При проведении анализа игры можно выявить индивидуальные способности детей, особенности их поведения и характера, а, значит, правильно организовать индивидуальную работу.

    Использование в обучении метода словесно-дидактической игры направлено на стремление дошкольника входить в воображаемую ситуацию и действовать там по ее законам, что отвечает возрастным особенностям ребенка – дошкольника.

    Словесно – дидактические игры являются эффективным методом воспитания у детей самостоятельности мышления и развития их речи. Они основаны на действиях и словах играющих, в них дети самостоятельно могут решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделять характерные признаки, отгадывать предметы по описанию, находить сходства и различия предметов и явлений окружающей природы.

    В процессе дидактических игр дети могут уточнять, закреплять, расширять свои представления об объектах окружающей их природы, и о ее сезонных изменениях.

    Значимость и эффективность словесно – дидактических игр для формирования слоговой структуры слова объясняется необходимостью в повышении качества коррекционно – развивающей работы, а также профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР. Также можно говорить о том, что необходимость данного вида игр обусловлена обеспечением социальной успешности в соответствии с основными принципами организации образовательного процесса.

    Значимость на практике при использовании рассматриваемых нами игр состоит в возможности улучшения пропедевтического этапа в дифференцированном коррекционном воздействии при условии учета психолого-педагогических особенностей, потребностей детей с речевой патологией и интеграцией в образовательных областях; в возможности определения актуального уровня речевого развития, слоговой структуры слова и в определении индивидуального маршрута для каждого ребёнка; в повышении качества сформированности речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи. [2, с. 88]

    Пропедевтика слоговой структуры слов начинается в начальном периоде обучения с формирования сначала неречевых процессов.

    Эта работа может проводиться как на индивидуальных, так и фронтальных занятиях.

    В ходе индивидуальных занятий по исправлению звукопроизношения для детей с нарушением слоговой структуры слова, часть их отводится для проведения дидактических игр, а также игровых упражнений, направленных на формирование неречевых процессов, включенных в индивидуальные планы обучения.

    Фронтальные занятия включают дидактические игры, которые направлены на пропедевтику по становлению слоговой структуры слова и могут быть использованы и как организационный момент, и как часть занятия, к примеру – физминутка.

    Таким образом, словесно-дидактические игры активно используются в коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слов.

    В ходе анализа научной литературы по проблеме исследования в данной главе нами были сделаны следующие выводы:

    Общее недоразвитие речи (ОНР) – это комплекс различных сложных речевых расстройств, при котором у детей с нормальным слухом и интеллектом наблюдается нарушение формирования всех компонентов речевой системы. В случае общего недоразвития речи для детей характерна несформированность абсолютно всех систем языка – лексической (словарный запас), фонематической, грамматической.

    У детей с общим недоразвитием третьего уровня обиходная речь более менее развернутая, но в устной речи еще имеются аграмматизмы, неправильное и неточное употребление некоторых слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, почти не используются в речи сложные предлоги, а также словообразованием дети почти не пользуются. Основным показателем данного уровня является нарушение слоговой структуры. Часто наблюдается явление, когда ребенок правильно произносит трех-четырехсложные слова, но в самостоятельной речи дети искажают эти слова: сокращение количества слогов, перестановка и замена слогов, сокращение при стечение согласных в слове, а также наблюдаются персеверации и антиципации слогов.

    Исследованиями в области формирования слоговой структуры слова, занимались такие авторы как Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина, С.Е. Большакова, Н.В. Курдвановская, З.Е. Агронович. В отечественной литературе это А.К. Маркова, А.Н. Гвоздев, И.А. Сикорский.

    Также при анализе логопедической работы по формированию слоговой структуры слова с ребенком-дошкольником, было выявлено:

    Во-первых, освоение ребёнком слоговой структуры слова связано с накоплением словаря, что в свою очередь открывает перед ним возможность овладевать навыками использования слов в речи, а именно – уметь правильно подбирать их по смыслу, изменять по родам и падежам. Поэтому нарушение слоговой структуры слова затрудняет развитие всех сторон речи: произносительной, лексической и грамматической.

    Во-вторых, несформированность слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи характеризуется определенными особенностями на различных уровнях развития речи ребенка:

    Проанализировав данные научно-методической литературы, посвященные проблеме нарушения и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, этот вопрос является малоизученным и недостаточно описанным. Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Ссылка на основную публикацию