Дидактические игры на развитие лексико-грамматических категорий

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

  • ЗВУКИ “С” “З” (3)
  • ЗВУКИ “Ч” “Ц” (2)
  • ЗВУКИ “Ш” “Ж” “Щ” (3)
  • ЗВУКИ “Л” “ЛЬ” (2)
  • ЗВУКИ “Р” “РЬ” (3)
  • АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (3)
  • ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ (6)
  • ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (3)
  • ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ (3)
  • СЛОВАРЬ (3)
  • СВЯЗНАЯ РЕЧЬ (5)
  • ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (5)

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

«Один – много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь – дожди капля – капли лист – листья гриб – грибы зонт – зонты плащ — плащи птица – птицы.

«Загадки Зайца»

Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.

Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход: Взрослый объясняет ребенку что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п.

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.

Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец – огурчик, репа – репка, морковь – морковочка, лук – лучок, картошка – картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».

«Чудесный мешочек»

Цель: закрепить словарь по теме, учить различать фрукты на ощупь.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи в непрозрачном мешке.

Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет фрукт на ощупь и называет его. Если ребенок правильно выполнит задание, фрукт достают из мешочка и кладут на стол. Если ошибся, возвращают в мешок

Цель игры: учить детей выделять из текста слова – синонимы, упражнять в подборе синонимов.

Велик и богат русский язык. Когда мы общаемся друг с другом, то употребляем очень много разных слов. В нашем языке есть разные по звучанию слова, но они могут обозначать одни и те же предметы. Например: труд – работа – дело; старый – ветхий – древний – дряхлый; строить -сооружать – возводить; стеречь – охранять – караулить – сторожить. Такие слова, которые обозначают одни и те же предметы, действия, признаки предмета, принято называть синонимами. А сейчас послушайте стихотворение и определите синонимы, напоминаю, что это слова, одинаковые по значению.

Зябнет осинка, дрожит на ветру, стынет на солнышке, мерзнет в жару. Дети, почему мы с вами не выбрали слово «дрожит»? (оно обозначает другое действие). А теперь давайте подберем синонимы к этому слову (колышется, колеблется).

«Узнай игрушку»

Цель: уточнение и активизация словаря но теме.

Оборудование: любимые игрушки ребенка в мешке.

Ход. Взрослый рассказывает об игрушке, например: «Эта игрушка красного цвета синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть и руками, и нога ми». Если ребенок правильно отгадал загадку, взрослый достает игрушку из мешка.

“Спрячь мячик”

Цель: формирование навыка понимания предложных конструкций.

Оборудование: мяч

Ход: Ребенку предлагают выполнить действия с мячом по указанию взрослого: “Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула” и т. д. После этого ребенок может сам производить действия с мячом, комментируя их.

«Помоги маме найти своих детенышей»

Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать

навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку например, собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей

“Кто чем питается?”

Цель: Закрепить правильное употреблении существительных в творительном падеже.

Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса или настоящие продукты.

Ход: Картинки с изображение пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Взрослый показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. В зависимости от уровня речевого развития ребенка показывает соответствующую картинку, отвечает одним словом (например:”Капустой”) или предложением (“Заяц питается капустой”).

«Чудесный мешочек»

Цель: уточнить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: несколько грузовых и легковых машин, различающихся по внешнему виду в мешке.

Ход. Взрослый по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и обговаривает внешний вид машины (грузовик, гоночная т, д.), цвет, материал, назначение. Уточняется название частей машины, их окраска и форма. Взрослый знакомит малыша с обобщением: грузовые машины переводят груды, а легковые – людей.

Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко»

Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то — нет.

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры. Логопед, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает: — Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч логопеду, должен ответить: — Сорока стрекочет. Примеры вопросов: — Сова летает, а кролик? — Корова ест сено, а лиса? — Крот роет норки, а сорока? — Петух кукарекает, а курица? — Лягушка квакает, а лошадь? — У коровы теленок, а у овцы? — У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Кто больше увидит и назовет»

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно. ухий (длинноухий). А хвост у зайца. (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она. белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).

“Вспомните пословицы!”

Назовите пословицы и поговорки, в которых упоминается одно из следующих слов: дом, цыплята, телега, яблоня, камень, колодец, платье, сапоги, мешок.

В своѐм дому и стены помогают.

  • Цыплят по осени считают.
  • Готовь сани летом, а телегу зимой.
  • Яблоко от яблони недалеко падает.
  • Капля по капле камень долбит. (Под лежачий камень вода не течѐт).
  • Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
  • Береги платье снову, а честь смолоду.
  • Два сапога – пара.
  • Шила в мешке не утаишь.

Игра с мячом « Что делают животные?»

Что животные умеют — Птицы, рыбы, кошки, змеи?

Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.

Ход игры. Логопед, разными способами бросая мяч каждому ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, произносит глагол, который можно отнести названному животному. Логопед: Собака – Дети Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит; Кошка (Мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается); Мышка (Шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает); Утка (Летает, плавает, ныряет, крякает); Ворона (Летает, ходит, каркает, клюет); Змея (Ползет, шипит, извивается, жалит, нападает).

“Подбери нужное слово”.

Цель: учить подбирать названия действий названиям объектов.

Ветер (что делает?) – дует, завывает, шумит.

Солнце – светит, жарит, пригревает.

Снег – хрустит, летит, кружится.

Дождь – брызжет, моросит, капает.

Ручей – журчит, звенит, бежит.

Листья – шуршат, колышутся, шелестят.

Гром – гремит, громыхает, бабахает.

“Составь словосочетание”.

Цель: учить детей составлять словосочетания с предложенными словами.

Логопедические игры

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Игры и пособия на развитие лексико-грамматического строя и связной речи.

Люсова А.В., учитель-логопед, МБДОУ “Детский сад №257” г.Новокузнецк, Кемеровская область.

Д/и “Страна Логокубиков”

Цель: развитие познавательного интереса к речевым занятиям, закрепления изученного материала на фонематических и лексико-грамматических занятиях (куб “Универсальный”), закрепление звукопроизношения и фонематического слуха (куб “Звуковой), лексико-грамматических категорий и связной речи (кубы “Придумай словечко”, “Какой, какая, какое”, “Предлоги”, “Мнемотаблицы”), развитие артикуляционной и мелкой моторики (куб “Настроение”, куб “Артикуляционной гимнастики”)

Серия состоит из 12 кубов. На гранях куба картинка с заданием или символом. Каждый куб имеет свое название и цель, может использоваться как отдельная дидактическая игра, так и в сочетании с другими кубами. Дети выбирают водящего, передовая куб по считалочке. Водящий вращает куб с закрытыми глазами, произносит:

-Раз, 2,3,4,5. Буду кубик я вращать и игру выбирать!

Какая грань куба выпала, то задание выполняют дети.

Д/и “Угадай, что – ты? кто – ты?”

Цель: развитее словарного запаса, связной диалогической речи.

Пособие может использоваться как в работе с одним ребёнком, так и с группой детей. Ребёнок берёт рамку с прорезью для глаз и подносит к лицу. В карман вкладывается предметная картинка, которую сам ребенок не видит. Что изображено на ней он узнает по ответам на свои вопросы, которые ему надо задать другим участникам игры (другие участники видят картинку и могут отвечать на вопросы односложно ДА или НЕТ) Например: – Это живой предмет? – Да. – Это человек? – Нет. – Это животное? – Да. и т.д.

«Игра ‘Угадай, что – ты? кто – ты?”’»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Д/и “Страна Гномия”

Цель: знакомство с предлогами: В НА ЗА К ОТ НАД ПОД ОКОЛО МЕЖДУ ПО, закрепление умения составлять предложения с предлогами.

Пособие состоит из 10 квадратов с фигурками гномиков на каждом. При знакомстве с гномиком дети запоминают его имя (Гномик НА, Гномик ПОД и т.д.) На задней стороне квадрата есть прищепка, поэтому пристегивая квадрат к одежде, ребёнок может “превратиться” в гнома и придумать предложение о своем гномике и т.п. игры

«Игра ‘Страна Гномия’»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Д/и “Придумай предложение”

Цель: закрепление предлогов В НА ЗА К ОТ НАД ПОД ОКОЛО, закрепление умения составлять предложения с предлогами.

Пособие состоит из нескольких карточек, в каждой из которых расположены две картинки и символ предлога. Ребенок должен составить предложение с опорой.

«Игра ‘Придумай предложение’»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Цель: формирование лексико-грамматических категорий, развитие связной речи, развитие мелкой и артикуляционной моторики.

Пособие состоит из комплекта “полей”: предлоги, цвета, цифры, слова- предметы, слова-действия, слова-признаки, предметные картинки, блок формирования лексико-грамматических представлений, артикуляционная гимнастика блок работы со звуками, блок развития словаря и связной речи. Игра представлена в двух видах: 1) ребенок крутит юлу, которая ставится на “поле”, 2) “поля” – компакт-диски вставляются в коробку для дисков и ребенок пальцем крутит “поля”. Стрелка указывает задание: придумать предложение с данным предлогом, согласование прилагательных с существительными, числительных с существительными, подбор слов, формирование относительных и притяжательных прилагательных, работа со звуками и др.

«Игра ‘Поле-чудес’»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
«Игра ‘Поле-чудес’»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Д/и “Части предметов”

Цель: развитие словаря; закрепление знаний о частях предмета.

Пособие состоит из набора карт, на которых изображены части предмета. Дети должны назвать части, и определить предмет, который состоит из данных частей.

«Игра ‘Части предметов’»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Д/и “Бумажная сказка”

Цель: развитие связной речи, развитие мелкой моторики.

Пособие состоит из бумажных фигурок и бумажных пальчиковых масок, выполненных в технике оригами. Дети разыгрывают сказки. Старшим детям можно предложить выполнить фигурки из бумаги самим.

«Игра ‘Бумажная сказка’»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Д/и “Пальчиковый театр”

Цель: развитие связной речи, развитие мелкой моторики.

Пособие состоит из вязанных крючком фигурок героев сказок. Дети инсценируют сюжеты сказок и рассказов.

Картотека игр для развития лексико-грамматической стороны речи у детей 5-7 лет с ОНР

Игры для развития лексико-грамматической стороны речи у детей 5-7 лет

Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье

Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок

Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот

Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом

Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза

Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.

Содержимое разработки

Игры для развития лексико-грамматической стороны речи

у детей 5-7 лет

«Из чего сделано? » Цель: образование относительных прилагательных.

Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье

Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок

Читайте также:  Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе

Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот

Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом

Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза

Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.

«Чей, чья, чьё? » Цель: образование притяжательных прилагательных

Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост

Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши

Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы

Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье

Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.

«Какой бывает? » Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными

Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко? », дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок? »- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»

«Найди точное слово» Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

– Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это? » (Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме) .

– Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный.(еще какой). Сахар сладкий, а лимон.(кислый). Весной погода теплая, а зимой.(холодная).

-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

-Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба.(плавает), кузнечик.(прыгает), уж.(ползает) .Кто из животных как голос подает? Петух.(кукарекает, тигр.(рычит), мышь.(пищит), корова.(мычит)

Игра «Один –много»

Цель: Дифференциация существительных в им. падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование: картинки с разными предметами.

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.

Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба

Игра «Кто самый наблюдательный». Цель: закрепление форм винительного падежа.

Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

– Я вижу стол, окно, стул …

-Я вижу столы, окна, стулья…

Игра «Подскажи Незнайке» Цель: Закрепление форм творительного падежа.

Оборудование: предметные картинки или игрушки.

Воспитатель: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.

Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.

Стучать… ., строгать… ., сверлить…., резать…., копать… ., подметать… .,

А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.

-Дополните предложение и повторите его полностью.

-Знайка рисует (что? чем)

-Пончик намазывает (что? чем)

-Винтик грозит (кому чем)

-Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)

-Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)

-Синеглазка стирает (кому? что? чем)

Игра «Морские сокровища»

Цель: развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Оборудование: предметные картинки или игрушки.

Воспитатель: На морском дне лежит много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету; по форме; по размеру.

Игра «Закончи предложения».

Цель: сопоставление глаголов ед. числа в 3 лицах: 1, 2 , 3-м.

Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице

Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет)

Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит)

Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять)

Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом)

Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит).

Игра «Сосчитай до пяти»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.

Ход игры: попросите назвать предметы с числами 1, 2, 5.

Лексический материал:

Игра «Один – много»

Цель: образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных, обогащать словарь по теме.

Ход игры: предложите назвать существительные, употребляя слово «много».

Лексический материал:

Казак урожай колосок река порт парк вокзал дом магазин житель

Игра «Кто больше!»

Цель: упражнять в согласовании числительного «один» с существительными; личные местоимения 3-го лица с существительными; обогащать номинативный и предикативный словарь.

Ход игры: назвать как можно больше слов, относящихся к данному действию.

Лексический материал:

плывет. (корабль, лодка, пароход, катер);

летит. (самолет, парашют, вертолет, птица, воздушный змей.);

едет. (поезд, автомобиль, пассажир);

волнуется (море, река, мама, папа);

собирает (урожай, гостей).

к каждому названному существительному сначала подобрать соответствующее местоимение (он, она, оно, они, затем – числительное (один, одна, одно, одни).

Игра «Отгадай»

Цель: согласовывать имена прилагательные с существительными.

Ход игры: предложите послушать словосочетания :

Лексический материал:

Красивый город, красивое море, красивая набережная, красивые парки

Попросите угадать, о чем вы сейчас говорите:

Красивый, красивое, красивая, красивые….

Чистое небо, чистый парк, чистая улица

Попросите угадать, о чем Вы сейчас говорите:

Чистый, чистое, чистые…

Предложите придумать свои слова к данным признакам (Про что еще в нашем городе, крае можно сказать красивый, чистая? и т. д.).

Игра «Какой, какая, какие»

Цель: совершенствовать навыки словообразования прилагательных от существительных.

Ход игры: предложите ответить на вопросы.

Лексический материал:

шум города – шум (какой)(городской);

фонарь на улице – фонарь (какой) – …;

скамейка в парке – скамейка (какая) – …;

гости города – гости (какие) – …;

знак у дороги – знак (какой) – ….

Игра «Подбери признак, действие»

Цель: развивать и обогащать словарь детей по теме, закреплять умение правильно согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: предложить придумать как можно больше слов-признаков.

Лексический материал:

Россия (какая) —. (богатая, большая, красивая, необъятная и т. д.)

Край (какой) – …

Город (какой) — …

Парк (какой) —.

Памятник (какой) —.

Горожане (что делают) – …

Игра «Назови ласково»

Цель: закреплять умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, обогащать словарь детей по теме.

Ход: попросить назвать ласково.

Лексический материал:

18. Игра «Есть – нет»

Цель: образовывать существительные в родительном падеже.

Ход: предложить образовать слова по образцу.

Лексический материал:

город – нет города аптека — …

19. Игра «Образуй новое слово»

Цель: образовывать имена прилагательные от существительных, существительные от прилагательных и глаголов, наречия от прилагательных.

Ход игры: предложите образовывать слова по образцу.

Лексический материал:

Город – городской, Кубань – (кубанский, хлеб – (хлебный, казак – (казачий).

горный – (гора, речной – (река, морской – (море).Печь – пекарь, пахать – пахарь, плыть – пловец.

20. Игра «Исправь ошибку»

Цель: закреплять умение правильно согласовывать существительные с прилагательными.

Ход игры: предложить исправить ошибки в словосочетаниях.

Лексический материал:

21.Игра «Скажи наоборот»

Цель: сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету и качеству, подбирая антонимы.

Ход игры: Назвать слова, противоположные по смыслу.

22.Игра «Подбери родственников»

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, обогащать словарь по данной теме.

Ход игры: предложить придумать как можно больше родственных слов.

Лексический материал:

Река — речка — реченька — речушка — заречный — речной — речонка; Капля — … Трава – …

23. Игра «Назови слова-приятели»

Цель: подбирать синонимы.

Ход игры: предложите подобрать слова, близкие по смыслу.

Игровые упражнения по автоматизации звука С

Персональный сайт учителя-дефектолога Ленковец Т.И.
ГУО “Ясли-сад №1 г. Ганцевичи”

Новогодние игры по автоматизации и дифференциации звуков

Новогодние игры по автоматизации и дифференциации звуков будут актуальны в предновогоднее время. Тема Деда Мороза и Снегурочки, новогодней елки и подарков всегда интересовала малышей. Данные веселые и красочные игры помогут взрослым весело и с пользой провести время, а также закрепят в речи поставленные звуки. Темы: Автоматизация звуков «С», «Ш», «З»,»Ж», «Р», «Л» Дифференциация звуков «С» …

Презентация: Звук З в словах

Презентация: Звук «З» в словах поможет родителям и учителям-дефектологам автоматизировать звук «З» в словах. Автоматизация звука «З» в словах при помощи презентаций проходит в игровой форме. Звук «З» в норме формируется у детей к 4 годам. Причины отсутствия или искаженного произношения звука «З» разные. Но если у вашего малыша к пяти годам нет в речи …

Автоматизация звука С в словах/ Презентация

Автоматизация звука С в словах при помощи презентаций проходит в игровой форме. Звук «С» в норме формируется у детей к 4 годам. Причины отсутствия или искаженного произношения звука «С» разные. Но если у вашего малыша к пяти годам нет в речи данного звука, то следует задуматься. Помочь правильно произносить данный звук может выполнение специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). …

Улитки на звук З: игровое упражнение для автоматизации звука З в словах

«Улитки» на звук «З»: игровое упражнение для автоматизации звука «З» в словах будет интересно и полезно как малышам, так и взрослым. Напомним, что перед каждым занятием по автоматизации звука «З» проведите 3-4 упражнения артикуляционной гимнастики. Этим вы подготовите речевой аппарат ребенка и ему будет легче произносить «тяжелые» для него слова. Как играть в «Улитку»: В комплекте …

Автоматизация звука З в словах: игры и упражнения в картинках

Автоматизация звука «З» в словах проводится после автоматизации в слогах. Для того, чтоб ребенку было интересно произносить слоги, их рекомендуется обыграть с помощью Бродилок. Бродилки можно найти в интернете, сделать своими руками, а можно скачать у нас на сайте. При произношении звука [З] следите за артикуляцией (положение губ, щек, зубов). Артикуляция звука [З]: губы растянуты, слегка …

«Улитка» на звук С: игровое упражнение для автоматизации звука С в словах

«Улитка» на звук «С» . Игровое упражнение для автоматизации звука «С» в словах будет интересно, как малышам , так и взрослым. Напомним, что перед каждым занятием по автоматизации звука «С» проведите 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики. Этим вы подготовите речевой аппарат ребенка и ему будет легче произносить «тяжелые» для него слова. Как играть в «Улитку»: В …

Раскраски со звуком С. Автоматизация звука С при помощи раскрасок

Раскраски со звуком С помогут в более увлекательной форме автоматизировать звук С в словах, чистоговорках и предложениях. Данные раскраски также будут полезны тем, кто хочет научить своего ребенка определять положение звука С в слове ( начало, середина, конец слова). В начале задания попросите ребенка рассказать, что нарисовано на картинке. Позадавайте ему вопросы. Напоминайте , что …

Автоматизация звука С в рассказах при помощи мнемотехники

Автоматизация звука С в рассказах при помощи мнемотехники дает более положительные и продуктивные результаты. Весь речевой материал для дошкольников желательно сопровождать иллюстрациями. Это очень важно, так как мышление у малышей наглядно-образное и они запоминают слова через образ – картинку, модель, символ, знак. Поэтому эффективным приёмом работы над звуками на этапе автоматизации является мнемотехника, т.е. техника, …

Автоматизация звука С в скороговорках при помощи мнемодорожек

При обучении дошкольников правильному употреблению звуков в речи, то есть автоматизации звуков, часто возникают большие трудности. Случается, что у ребенка утрачивается или нет мотивации к занятиям. Но эту проблему частично можно решить, если помнить о том, что дошкольный возраст- это возраст образных форм сознания. Слово ребенок воспринимает через образ – картинку, модель, символ, знак. Поэтому …

Звук «С» в стихотворениях

Автоматизация звука «С» в стихотворениях будет полезна учителям-дефектологам и родителям детей с нарушениями речи. После того, как поставлен звук «С» начинается его автоматизация. Сначала звук автоматизируется изолированно, например, из крана течет водичка: С-С-С…, затем в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках… Но для того, чтобы автоматизируемый звук прочно вошел в речь ребенка, рекомендуется заучивать стихотворения с этим …

“СССпешилки” Игра для автоматизации звука С в словах.

Всероссийский конкурс для логопедов и дефектологов

«Логопедическая настольная игра»

Развивающая логопедическая настольная игра «СССпешилки»

Автор игры: учитель-логопед Сергачёва Анна Анатольевна

Актуальность

Закрепление навыков произношения поставленного логопедом звука требует от ребёнка ежедневных многократных повторений его в словах и фразах. Но однообразные логопедические упражнения делают процесс коррекции дефектов произношения скучным и поэтому малопродуктивным. Для того чтобы естественная для дошкольников игровая мотивация дала толчок к формированию мотивации коррекционной, детям нужны интересные эмоционально насыщенные игры с духом соревнования, с радостью побед и горечью поражений. Данный материал превращает однообразную, монотонную, рутинную работу по закреплению произношения звука в увлекательное, интересное занятие для ребёнка, а логопеду даёт возможность «играючи» осуществлять методичный логопедический тренинг. Игровая ситуация создаёт непринуждённую обстановку, освобождает ребёнка от скованности, побуждает его к общению, а значит, способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи.

Цель данной логопедической игры : автоматизация звука С в начале, середине, в конце слова, в словах со стечением согласных.

закрепление правильного произношения звука С в словах в разных позициях, во фразах;

Читайте также:  Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

обогащение предметного словаря;

развитие мелкой моторики рук;

развитие коммуникативных навыков.

Возрастная аудитория : дети 4-9 лет, имеющие недостатки произношения звука С.

Описание игры и рекомендации по её использованию

Игра «СССпешилки» состоит из набора игровых полей. Для игры необходим игральный кубик, фишки. Фишками могут служить цветные камушки, крупные пуговицы, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, геометрические фигурки, вырезанные из цветного картона.

В данной игре, как и в большинстве игр – «ходилок», используется игральный кубик. Я обучаю детей не просто бросать его на стол, а при помощи кубика выполнять массаж ладоней. Для этого следует поместить кубик между ладонями и с усилием растирать его. Затем, не выпуская кубика из рук, поставить сложенные вместе ладони рёбрами на стол, округлить их и выпустить кубик. Таким образом, ладони не дают кубику укатиться и упасть на пол.

Для поддержания речевой активности детей следует ограничивать количество игроков до 2-3.

Так как цель каждого ребёнка – поскорее добраться до финиша, поэтому задание четко проговаривать в словах звук С воспринимается как обуза, тормозящее движение. В этом случае игра теряет свою коррекционную логопедическую направленность. Логопеду следует требовать, чтобы ребёнок передвигал фишку только после правильного называния картинки. Это требование должно стать частью правил игры.

Содержание заданий

«Шустрый мышонок»

Цель: автоматизация звука С в начале слова.

В игре принимают участие два игрока.

Логопед: «Два мышонка заметили кусок сыра и наперегонки бросились к нему. Самому шустрому мышонку достанется сыр».

Один игрок ставит фишку над клеткой с сумкой, второй игрок – над клеткой с совком. Дети договариваются с помощью считалки, кто будет первым делать ход.

Сидел петух на скамеечке,

Считал свои семечки:

В этот счет выходишь ты!

Затем игроки поочерёдно бросают игральный кубик и в соответствии с его показаниями передвигают фишки на определённое количество клеток, четко проговаривая звук С в словах: «С-сумка – один, с-салат – два. » Игроки движутся навстречу друг другу, обходят полный круг. Игрок, начинающий движение с картинки с сумкой, заканчивает игру на картинке с совком, а второй игрок, начиная с картинки с совком, заканчивает на картинке с сумкой.

Слова: сумка, салат, самолёт, сухари, сук, собака, сабля, соль, сок, спутник, сом, сандалии, санки, сундук, суп, самокат, соты, сова, сахар, сапоги, скамейка, совок.

«Весёлая геометрия»

Цель: автоматизация звука С в середине слова.

В игре принимают участие два-три игрока.

Игроки поочерёдно бросают игральный кубик и в соответствии с его показаниями передвигают фишки на определённое количество фигур, четко проговаривая звук С в словах. Если фишка игрока останавливается на картинке в квадрате , то игрок получает задание повторить чистоговорку:

Асса-асса-асса, в магазине касса.

Сунок-сунок-сунок, на стене рисунок.

Сылка-сылка-сылка, тяжёлая посылка.

Сы-сы-сы, точные весы.

Сок-сок-сок, в песочнице песок.

Если фишка игрока останавливается на картинке в круге, то игрок выполняет задание на согласование прилагательного «круглый» с существительным-названием картинки: круглый патиссон, круглые часы, круглое колесо, круглая капля росы.

Если фишка игрока останавливается на картинке в треугольнике, игрок составляет с названием картинки предложение, например: Траву косят косой. У девочки длинная коса. В комнату влетела оса. Соня потеряла носок.

И наконец, если фишка игрока останавливается на картинке в многоугольнике, игрок добавляет к названию картинки слово «много».

Слова: касса, патиссон, коса, мясо, рисунок, часы, коса, посуда, посылка, колесо, оса, бусы, весы, роса, носок, косынка, песок.

Можно дать предложить детям «покрасить» предмет в цвет фигуры, внутри которой этот предмет находится. Или поиграть в игру «Бывает – не бывает» : «Зелёная касса бывает? А голубой патиссон? И т. д.»

Словарный материал этого игрового поля позволяет поиграть в игру «Рифмы» . С этой целью логопед даёт задание найти слова, которые одинаково заканчиваются.

Рифмы: коса-оса, носок-песок, часы-весы, роса-коса, роса-оса.

«Любопытные сороки»

Цель: автоматизация звука С в конце слова.

В игре принимают участие два игрока.

Логопед: «Две сороки поспорили, кто первой долетит до леса и узнает все лесные новости».

Игроки ставят фишки на клетках с сороками в правом и левом нижних углах. Договариваются, кто будет делать ход первым. Затем поочерёдно бросают игральный кубик и в соответствии с его показаниями передвигают фишки на определённое количество клеток, четко проговаривая звук С в словах.

Сначала игроки передвигают свои фишки вверх, затем вниз, а потом опять вверх по направлению к лесу.

Слова: лотос, пояс, кактус, компас, кокос, ананас, квас, поднос, абрикос, кекс, нос, колос, автобус, глобус.

Можно предложить детям задание на развитие зрительного внимания: «Найдите и назовите все повторяющиеся предметы». «Найдите и назовите предметы, которые не повторяются». «Найдите предметы, которые называются одним словом». (нос человека и нос самолёта)

Цель: автоматизация звука С в словах со стечением согласных.

В игре принимают участие два игрока. Возраст игроков – 6-9 лет.

Для игры нужны комплекты фишек двух цветов. Количество фишек в каждом комплекте 7-10.

Игроки определяют, кто будет первым делать ход. Затем поочереди начинают ставить фишки на клетки и называть предметы. Выигрывает тот, кому удаётся поставить три фишки в ряд по вертикали, или по горизонтали, или по диагонали.

Игрок ставит фишку на «хвост» и выигрывает, т. к. поставил в ряд три фишки: маска-пистолет-хвост.

Слова: стакан, скат, свитер, светофор, стул, стадион, спутник, стол, скамейка, статуя, скат, носки, капуста, коляска, хвост, ласты, пистолет, лестница, куст, галстук, остров, брусника, маска, смородина, лист.

Постепенно правила игры можно усложнить: выиграет тот, кто поставит в ряд четыре фишки.

Задание на развитие зрительного внимания: какой предмет встречается два раза?»

«Слова-однофамильцы»

Задачи: автоматизация звука С в словах в разных позициях, знакомство со словами, имеющими несколько значений.

Перед началом игры логопед знакомит участников игры с игровым полем.

Логопед: «Ребята, посмотрите: это соль и это тоже соль. Слова одинаковые, а предметы разные: в первом случае это пищевая добавка, а во втором – нота. Найдите ещё предметы, которые имеют одинаковые названия. Все эти предметы находятся в зелёных рамках».

Игроки ставят свои фишки на старт, поочерёдно бросают игральный кубик и в соответствии с его показаниями чётко называют определённое количество картинок на игровом поле: «Соль – один, коляска – два, хвост – три. ». Если фишка останавливается на картинке в зелёной рамке, она переносится на квадрат с парным предметом. Можно дать задание составить предложения с этими словами. Например, фишка остановилась на клетке, где «соль». Ребёнок составляет предложение: «В суп положили соль». Затем передвигает фишку на клетку с парной картинкой и тоже составляет предложение: «Музыкант играет ноту соль».

«Бег с препятствиями»

Цель: автоматизация звука С в разных позициях в слове.

Логопед: «В этих соревнованиях победит тот, кто первым доберётся до финиша, преодолев препятствия: два звука С в каждом слове».

Игроки договариваются, кто первым делает ход. Затем поочерёдно бросают игральный кубик и в соответствии с его показаниями передвигают фишки на определённое количество клеток, четко проговаривая два звука С в каждом слове.

Информационные ресурсы

Лебедева И. Л. Большая логопедическая игротека. Звук  Л  . – Изд-во «Детство-Пресс», 2016 г.

Лебедева И. Л. Большая логопедическая игротека. Звук  Р  . – Изд-во «Детство-Пресс», 2017 г.

Игры на закрепление звука С у дошкольников

Цель: автоматизация звука “С”.

Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение употреблять звук в своей речи.
2. Разнообразить с помощью игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.

Описание: Уважаемые коллеги разрешите вам представить в этот раз игры из своей копилки на автоматизацию звука “С”. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику, способствуют развитию грамматического строя языка. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.

Превращалка
Превращаясь в ветерок,
Дую я в сквозной замок: “С-с-с”

Театр
Педагог предлагает ребенку поиграть, как артист в театре. При этом перед началом “Театра” предлагается уточнить с детьми эмоциональное состояние тех людей, кого они будут изображать. Предлагается объяснить, почему у “артистов” такие фамилии.

– Скажи, как “Добряков”, улыбаясь: “Са-са-са”.
– Скажи, как “Злюкин”, нахмурив лицо: “Су-су-су”.
– Скажи, как “Удивляшкин”, приподнимая от удивления брови: “Со-со-со”.
– Скажи, как “Разочаровашкин”, выражая досаду и розочарование: “Сы-сы-сы”.

В ладоши хлопай!
Параллельно с постановкой и автоматизацией звука необходимо вести работу по развитию фонематического восприятия. Данное упражнение решает именно эту задачу. Перед тем как выполнять задание на выделение звука, надо сначала прочитать всё задание ребенку полностью, чтобы он воспринял его как рифмованное стихотворение. И только потом, читая второй раз, добиваться выделения им звука.

Ну-ка, хлопни мне в ладоши,
Если звук услышишь С!

– Сода, Соня, сок, кусок,
Кукла, ослик, поясок,
Вата, совы, ананас,
Книга, стол, очки и квас.

– Саня, Софа, сук, носок,
Песня, хвостик, колосок,
Дача, мачта, колбаса,
Вечер, кухня и оса.

– Вечер, встреча, паруса,
Слово, снег, часы, коса,
Бантик, майка, нос, усы,
Таракан, комар, мосты.

Веселый металлофон
Взрослый предлагает ребенку простучать на металлофоне и пропеть чистоговорки. Ребенок бьет молоточком по металлическим клавишам в такт ударных слогов и поет.

– Су-су-су – мы споем вам про лису.

Са-са-са – ходит по лесу лиса.
Сы-сы-сы – у лисы хвост и усы.

Мы со слогами играем,
Мы словечки получаем.
Бу-бу-сы-сы,
Получились бусы.
Ко-ко-сы-сы,
Получились кокосы.

Пальчики-помощники
Ну-ка, пальцы,
В ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак.
Вышли в ряд!
Будем пальцы загибать,
Будут пальцы помогать
Слоги и слова считать!
Сы-со-са,
Загибаем пальчики на одной руке.
Сын-сок-оса,
Загибаем пальчики на другой руке.
Са-су-сы,
Загибаем пальчики на одной руке.
Санки-суп-носы.
Загибаем пальчики на другой руке.

Игра с мячом “Доскажи словечко”

Данная игра направленна на закрепление звукопроизношения, на развитие речи и мышления, на слоговой анализ и синтез. Взрослый катит ребенку мяч, произнося часть предложения, а также часть слова. Ребенок должен откатить мяч, заканчивая предложение и называя слово полностью.

Доскажи СА.
Ходит рыжая ли. (са).
Укусила нос о. (са).
Выросла длинная ко. (са).

Доскажи СЫ.
Летят о. (сы).
В лесу живут ли. (сы).
У мужчин борода и у. (сы).
У женщин длинные воло. (сы).
У девочки длинные ко. (сы).
Девочки и женщины любят носить бу. (сы).
Малыши испачкали но. (сы).

Доскажи СУ.
Я боюсь о. (су).
В лесу можно встретить ли. (су).
Катя хочет отрезать ко. (су).

Вот сколько на звук С я сумею назвать!

При назывании слов загибаем пальчики.
Вот сколько на С я сумею назвать:
Собака, сапог, сарафан и салат,
И снег, и сарделька, гусыня и слон,
Снегурочка, сыр, самосвал и салон!
Вот сколько на С
Я сумею назвать,
Что пальчиков всех
Разводим в стороны руки.
Может мне не хватать!
Делаем отрицательный жест головой.

Найди ошибку.
Данное задание направленно на закрепление обобщающих понятий при изучении лексических тем, на развитие слуховой памяти, мышления, а также на закрепление произношения. Исключение лишнего предмета на слух можно предлагать детям после того, как они научатся совершать операцию обобщения и исключения на наглядном материале.

“Посуда”
Когда посуду мы называем,
Ритмично сжимаем пальцы в кулачки.
То четко С. мы повторяем.
Протяжно произносим звук.
Слушай внимательно
И отгадай, что же здесь лишнее
Называй:
Солонки, столы, сковородки, стакан,
Загибаем пальчики.
Найди ошибочку быстренько сам!

“Птицы”
И птиц когда мы называем,
Ритмично сжимаем пальцы в кулачки.
То четко С. мы повторяем.
Протяжно произносим звук.
Слушай внимательно
И отгадай, что же здесь лишнее
Называй:
Собака, снегирь, сова, соловей,
Загибаем пальчики.
Найди-ка ошибку мою поскорей!

Игровые приемы при автоматизации звуков (на примере звука [с])

Разделы: Логопедия

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки произношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Своевременное удаление недостатков произношения помогут предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.

Коррекционная работа над звукопроизношением у детей состоит из трех этапов:

  1. Развитие моторики речевого аппарата (параллельно с развитием артикуляционной моторики и переключаемости органов артикуляции ведется работа над формированием речевого дыхания и постановкой голоса, развитием внимания, пространственного и фонематического восприятия);
  2. Отработка правильного произношения звуков (большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем, что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций);
  3. Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке (закрепление поставленного звука в слогах и словах сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыков звукослогового анализа и синтеза).
Читайте также:  Логопедическая работа с детьми раннего возраста в деятельности ЦИПР

Как отмечает Л.Н.Смирнова, зачастую самым трудным и длительным является третий этап. [4]. Как правило, быстро и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести правильные звуки в повседневную речь детей, где отсутствует контроль со стороны специалистов и родителей.

Целью автоматизации звуков в речи детей является достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.

Но введение нового звука в речь ребенка процесс долгий и утомительный, требующий от логопеда терпения, а от ребенка усердия. В силу того, что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях с логопедом. Поэтому крайне необходимо развивать его внутренний самоконтроль за своей речью и деятельностью.

В словаре практического психолога приводится следующее определение самоконтроля. Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. [3, с. 580].

Появление самоконтроля и его развитие определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс.

Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Волевая регуляция основана на самоконтроле как компоненте саморегуляции.

В этом же словаре приводится и определение саморегуляции. «Саморегуляция – целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности» [3, с. 584].

Саморегуляция психическая – один из уровней регуляции активности этих систем, выражающий специфику реализующих психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии.

При всем многообразии проявлений саморегуляция имеет следующую структуру:

  1. Принятая субъектом цель его произвольной активности;
  2. Модель значимых условий деятельности;
  3. Программа собственно исполнительских действий;
  4. Система критериев успешности деятельности;
  5. Информация о достигнутых результатах;
  6. Оценка соответствия реальных результатов критериям успеха;
  7. Решения о необходимости и характере коррекций деятельности [3].

Таким образом, становится понятным тот факт, что самоконтроль и саморегуляция не появляются сами по себе. Их необходимо формировать в процессе обучения и воспитания.

Как отмечает Р.В.Овчарова, у ребенка по мере развития его личности повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. Формирование произвольности становится центром психического развития: развивается произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности. [2]. Этот процесс довольно сложный и длительный.

Таким образом, формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции происходит только в процессе обучения, т. к. отличительной особенностью учебной деятельности, по мнению Н.В.Нижегородовой, является формирование произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами. [1].

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

Поскольку процесс автоматизации звуков речи у детей протекает достаточно сложно, необходимо всеми возможными способами облегчить детям работу по введению нового звука в речь.

С этим в дошкольном возрасте прекрасно справится игра, поскольку в ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил. Такая лёгкость образования речевых рефлексов в игре обуславливается эмоциональностью ребёнка. Поэтому игры должны занимать большое место при автоматизации звуков, которая требует множество повторений, что утомляет детей и надоедает им. Во избежание этого игры должны быть разнообразными. В одни из них играет с ребёнком логопед, в другие – воспитатель, в третьи – родители.

Поскольку основными звуками, которые чаще других нарушаются у детей, являются свистящие, шипящие, соноры и аффрикаты, я расписала игровые комплексы по автоматизации звуков именно для них.

Таким образом, были составлены следующие игровые комплексы:

– для свистящих «Чудо-Юдо» (о нем пойдет речь в статье)

– для шипящих «Больница»;

Игровые комплексы разработаны для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.

В основе каждого из них лежит активная игровая деятельность ребёнка.

Все комплексы имеют определенный «сказочный», «игровой» сюжет, который облегчит ребёнку процесс ежедневной работы по автоматизации звуков. Для того чтобы он прошёл успешней, игровые комплексы будут связаны с этапом постановки звуков. То есть, «сказочный» сюжет начнёт развиваться уже на этапе постановки звука. Такая единая система работы позволит быстрее автоматизировать звук.

Цель игровых комплексов: с помощью игровой мотивации облегчить и простимулировать процесс автоматизации звуков в речи детей.

Задачи, решаемые данными комплексами:

1) Образовательные:

  • повысить эффективность работы по автоматизации звуков за счёт повышения занимательности индивидуальных и подгрупповых занятий;
  • расширение ориентирования в окружающем и формирование словаря;
  • формирование звуковой культуры речи;
  • формирование грамматического строя речи;
  • знакомство с такими понятиями, как омонимия, антонимия и паронимия.

2) Развивающие:

  • развитие фонематического слуха;
  • развитие чувства ритма, рифмы;
  • развитие вербальной памяти;
  • активизация всех компонентов речевой деятельности;
  • развитие навыка фонематического анализа и синтеза.

3) Воспитательные:

  • воспитание целеустремлённости;
  • воспитание доброжелательности, взаимовыручки;
  • воспитание интереса, уважения и любви к русскому слову.

Игровой комплекс для свистящих звуков

Для игрового комплекса свистящих звуков «Чудо-Юдо» игровая ситуация на этапе постановки звучит следующим образом: «Чудо – Юдо похитил звук [с] из нашего ротика. Мы его теперь не можем произнести. Надо сразиться с ним и отобрать наш звук». Каждое «сражение» будет содержать определенный способ постановки звука [с]. Как только звук будет поставлен, значит, мы победили Чудо – Юдо, хотя он и пытался нам помешать (ведь звук сразу же не поставился). К этапу постановки можно отнести и артикуляционные упражнения для свистящих звуков. Их мы делаем для того, чтобы стать сильнее и победить Чудо – Юдо. К тому же Чудо – Юдо наш звук всё время прячет в словах, но мы его находим (упражнения на развитие фонематического слуха).

Теперь, когда звук поставлен, необходимо его автоматизировать: «Теперь мы должны охранять наш звук, чтобы Чудо – Юдо его опять не украл».

Автоматизация в слогах:

«Отбираем плохие доски» (убрать лишний слог):

«Возводим стену»: ас – эс – ос – ус – ыс

«Забиваем гвозди в забор»:

«Строим дом»: уложим три кирпича са; теперь четыре кирпича сы, теперь пять кирпичей со, теперь шесть кирпичей ус и т.д. Можно сопроводить эту игру рисованием домика.

Мы построили для звука [с] чудесный дом. Давай в нем отдохнем и немного поиграем в веселые игры.

«Пузыри». Ты когда – нибудь надувал мыльные пузыри? Они получаются такими большими, блестящими, радужными, но, к сожалению, они быстро лопаются. А сегодня мы с тобой надуем такие пузыри, которые никогда не лопнут. Смотри, это делается очень легко. Я набираю побольше воздуха в грудь и выдыхаю с-с-с-с-с-с-са-а-а-а-а-а. Вот такие красивые, крепкие и большие пузыри у нас с тобой получились.

«Я рисую». Сегодня мы с тобой нарисуем чудесную картину, но только не листе бумаги, и рисовать будем не красками, а волшебными звуковыми чернилами. Ребенок произносит несколько раз различные слоги со звуком [с] и после этого появляется часть картинки. Чтобы нарисовать всю картину, необходимо правильно назвать сказать все слоги. (Аналогичная игра может отрабатываться на материале слов или словосочетаний)

Теперь наш звук [с] в безопасности, и в благодарность за свое спасение этот звук всегда будет жить в нашем ротике и играть с нами в разные игры.

Автоматизация в словах:

В предложении потерялись слова. Я буду начинать предложение, а ты закончи, только твое слово должно быть со звуком [с].

Например: Мама купила … (самовар, санки, сосну и т.д.)

Грузовик привез … (посуду, постели, косынки и т.д.)

Бабочки очень любят летать, но особенно они любят летать над «Свистящей поляной». Вот она. Бабочка должна опылить как можно больше цветком на этой поляне. Для этого она должна сесть на цветок, и назвать его.

Сегодня мы с тобой отправляемся в необычную страну – «Свистляндию». Чтобы чувствовать себя там комфортно, мы должны выучить её язык. Он очень похож на наш, только в нем в начале (или конце) слова добавляется «свист». Смотри: слово стекло у них звучит как «свистстекло». Давай поучимся их языку.

После можно закрыть глаза, произнести волшебное слово «Сусапус», и произойдет чудо: мы окажемся в «Свистляндии». Можно назвать то, что мы увидим в их стране.

Перед ребенком картинки со звуком [с]. Ребенок должен будет собрать друзей, причем дружить могут только те слова, в которых совпадает число слогов.

Ребёнку предлагаются картинки из серии «Найди отличия». Ребёнок их находит (это способствует развитию наблюдательности), считает, сколько отличий он нашёл, и на полученное число отличий он называет слова, в которых содержится звук [с], т.е., например, 5 отличий – 5 слов.

Для этой игры используется обычный лабиринт. Путешествуя по нему, ребёнок находит слова на тот звук, который автоматизируется. После прохождения лабиринта, дается задание вспомнить как можно больше слов, встретившихся на пути.

Ты знаешь, как называется человек, проверяющий билеты пассажиров в вагоне поезда? Он называется вагоновожатый. Сегодня и ты им будешь.

На столе разложены картинки, в названии которых есть, либо нет звука [с].

Сейчас ты будешь рассаживать пассажиров в зависимости от их билетов. В первый вагон сядут те, в названии которых есть звук [с]. Остальные должны быть во втором вагоне (В этой игре к автоматизации звука добавляется и развитие фонематического слуха).

В дальнейшем число вагонов может увеличиваться за счёт добавления новых звуков, либо усложнения задания: в 1-ом вагоне звук [с] в начале, во 2-ом – в середине, в 3-ем – в конце.

Автоматизация в словосочетаниях:

Назвать по картинке, что с чем, при этом второе слово в словосочетании тоже должно содержать звук [с].

Например: стул со спинкой, стол со скатертью, сосна со стволом и т.д.

«Назови, кто это или что это?»

Сейчас мы с тобой будем дружить слова. Но не просто так. Если они подружатся, то мы получаем приз (фишка). Я буду называть одно слово (признак), а ты другое (слово, отвечающее на вопрос кто? или что?). Но учти, при этом должно соблюдаться следующее условие, в твоём слове должен быть звук [с]. После ты повторишь мое и свое слово – проверим, подружились ли слова.

Например: Высокая – скала, быстроногий – страус, стильная – сумка и т.д.

Игра аналогична предыдущей, но теперь я называю существительное, а ребенок – прилагательное.

Например: Носок – полосатый, сосиски – вкусные и т.д.

Автоматизация в предложениях:

Перед ребенком лежат картинки. Каждый выбирает любую картинку, называет её. А после придумывает с ней предложение, в котором объясняется, без чего не бывает слово на этой картинке, но в слове должен быть звук [с].

Например: Не бывает самолета без хвоста. Не бывает сосны без ствола и т.д.

«Что рисуют дети»

Смотри, вот две юные художницы – Света и Соня. Они нарисовали много красивых картин, давай назовем, что нарисовала Соня, а что нарисовала Света.

Например: Света нарисовала сварщика, а Соня нарисовала садовника.

«Из чего сделан предмет?»

Детям предлагаются картинки, которые разложены на две половины. Нужно взять любую картинку из первой стопки, выбрать подходящую ей из второй стопки, а после составить предложение.

Например: Скамейка сделана из досок. Снеговик сделан из снега и т.д.

Перед ребенком лежат картинки на звук [с] по три в каждой строке. Необходимо указать, что вместе с чем изображено, начиная называть с картинки в центре. Причем необходимо объяснить, почему три картинки оказались вместе (способствует развитию знаний об окружающем).

Например: Вместе с салатом сыр и сосиски. И т.д.

Перед ребенком несколько картинок, изображающие различные скороговорки на звук [с]. Необходимо, постепенно увеличивая темп произнесения, проговорить все скороговорки, не ошибившись в звуках.

Картинки к предложенным играм можно найти в презентации «Игры на автоматизацию звука [с]. (См. презентацию)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Нижегородцева Н. В., Щадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256с.: ил.
  2. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 240с.
  3. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800с.
  4. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: «Мозаика – Синтез», 20005. – 56 с.
Ссылка на основную публикацию