Дидактические игры для развития звукового восприятия

Картотека дидактических игр по развитию правильного звукопроизношения детей раннего возраста.

Содержимое публикации

Картотека дидактических игр по развитию правильного звукопроизношения детей раннего возраста.

«Чья птичка дальше улетит?»

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Развитие длительного направленного ротового выдоха.

Материал. Птички из бумаги.

Краткое описание: На двух столах ставят птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Каждый ребенок садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.

Методические указания. Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает воспитатель, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.

«Кто как кричит?»

Цель. Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха.

Подготовительная работа. Приготовить игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Продумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах дети активно использовали звукоподражания.

Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.

Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах.

Мур – муррр! Пугаю кур.

Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра!

Му-му-у! Молока кому?

Методические указания. Читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать детям соответствующие игрушки.

«У бабушки в деревне».

Цель. Развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе: произносить 3-4 слога.

Материал. Подобрать звучащие игрушки: курицу, петуха, утку, гуся, цыпленка.

Ход. Воспитатель показывает детям игрушки и воспроизводит 3 – 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Педагог говорит: «Поехали к бабушке в деревню. Идем по двору, а навстречу нам. (показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «ко-ко-ко».

«Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами?» Дети: «га-га-га». Далее педагог последовательно показывает оставшиеся игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания.

Методические указания. Сначала говорят все участники игры, потом можно спросить трех-четырех детей по одному. Следить, чтобы звукоподражания (ко-ко-ко, га-га-га, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-кря) дети произносили на одном выдохе. Одни дети могут произносить 2-3 звукоподражания, другие – 3 – 4.

«Чей голосок?»

Цель: различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Материал: игрушки: утка и утенок, лошадь и жеребенок, свинья и поросенок, корова и теленок.

Ход. В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.воспитатель:

Му-у-у — кто так мычит? (дети: корова.) А кто мычит тоненько? (дети: теленок.)

– И-го-го – чей это голос? (дети: лошадки) А как ржет жеребенок? Он еще маленький (тоненьким голоском).

Аналогично обыгрываются остальные игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Жеребенок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).

«Лягушка и лягушата»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают).

Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

«Покормим птенчиков»

Цель: Развивать речевой аппарат детей.

Ход: Воспитатель: я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», – и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх), птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети шире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.

«На приеме у врача»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей, произношениезвука «а».

Материал. Кукла – врач.

Ход: Воспитатель:к нам сегодня в гости пришла кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.

Покажите врачу свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие). Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот). Врач доволен: горло ни у кого не болит.

«Кто как кричит?»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Материал. Игрушка птица и птенец.

Ход: Воспитатель: у мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик – чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?

«Позови свою маму»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Материал. Предметные картинки с детенышами животных на всех детей. Ход. Воспитатель: кто у тебя нарисован, Коля (цыпленок). Кто у цыпленка мама (курица). Позови, цыпленок, свою маму (Пи-пи-пи). Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.

Такая же работа проводится со всеми детьми.

«Кто в домике живет?»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

Материал. Картинки сизображением собаки, щенка, кошки, котенка.

Ход: Воспитатель: кто это? (дети: собака). Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (дети: щенок). Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Кто это? (дети: кошка). Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей). Котенок мяукает тихо.

Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко)? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей).

Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо)? Как котенок мяукал?

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

«Колокольчики»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Материал. Колокольчик большой и маленький.

Ход: Воспитатель: посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь».

Воспитатель предлагает «позвенеть» и спеть песенки сначала девочкам, затем мальчикам. Упражнение повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

«Кукушка и дудочка»

Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание.

Материал. Картинки: кукушка, грибы. Дудочка.

Ход: Воспитатель: в лесу живет птица – кукушка (показ картинки). Она кукует: «Ку-ку, ку-ку» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Однажды дети пришли в лес обирать грибы. Много набрали грибов. Устали, сели на полянке отдохнуть и заиграли в дудочки: «Ду-ду-ду» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).

Воспитатель делит детей на две группы – кукушки и дудочки. 6-7 раз дает разные команды (то кукушкам, то дудочкам). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Цель: уточнить и закрепить произношение звука «а».

Материал: картина «Гуси»

Ход: Воспитатель показывает детям картину, они ее вместе рассматривают. Это гуси. Гуси белые и серые. У гуся длинная шея и красные лапы. Гусь кричит: га-га-га. Какая шея у гуся? Какие лапы? Как гусь кричит? (Ответы детей.) Сейчас мы будем гусями. Ходим переваливаемся с ноги на ногу. (Воспитатель показывает, как ходят гуси. Дети повторяют за ним движения.) Как гогочет гусь? (дети: га-га-га).

Воспитатель: Есть хотите?

Воспитатель: Покажите, как гуси широко раскрывают клюв.

«Угадай по голосу»

Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звука у изолированно и в словах; учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Материал: корзина с игрушками: петушок, лягушка, утка.

Ход. Воспитатель: Кто это к нам пришел? (достает петушка, лягушка, утка)

Воспитатель: (показывает картину) Кто это? (дети: кукушка). Как кукует кукушка? (дети: ку-ку, ку-ку!) А это чей голос? Кто так крякает: кря-кря?

Воспитатель: Кто квакает ква-ква? (дети: лягушка). Кто кукарекает: кукареку? (дети: петух). А как кукушка кукует? (дети: ку-ку)

«Бабочка, лети!»

Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Материал. 6 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Ход. Дети сидят на стульях.

Воспитатель: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Воспитатель предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.

Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз – с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.

«Плыви, плыви кораблик…»

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук «ф» на одном выдохе или многократно произносить звук «п» (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

Материал. Таз с водой и бумажные кораблики.

Ход. Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п.

Воспитатель: сегодня мы перевезем подарки нашим друзьям на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука «ф». Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п. » (дети повторяют за воспитателем).

Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.

«Песня – песенка».

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха.

Материал. Игрушки: кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.

Ход. Куколка песенку запела: «ля –ля-ля».

– Теперь ты, петушок, пой!

– Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок.

– Мяу, мяу, – спела кошка.

– Твоя очередь, уточка!

– Кря-кря-кря, – затянула утка.

– Ряв-ряв-р-я-яв! – зарычал медведь.

– Ты, лягушка, спой!

– Ква-ква-квак! – проквакала квакушка.

Методические указания. Педагогу следует сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей; звукоподражания произносить четко, того же добиваться от детей при ответах на вопросы по рассказу.

«Громко — тихо»

Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Материал. Парные игрушки разных размеров: большая и маленькая машины, большой и маленький барабаны, большая и маленькая дудочка.

Ход: Воспитатель показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» (дети громко произносят: «би-би»). Воспитатель: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» (дети тихо произносят: «би-би»). Воспитатель убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая – тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

Игра «Медвежата мед едят»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Воспитатель: сегодня вы будете медвежатами. А медвежата очень любят мед. Поднесите ладонь поближе ко рту и «слизывайте» мед (дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его). Воспитатель показывает все действия).

Игра повторяется 3-4 раза.

Воспитатель: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ), нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).

«Узнай по голосу»

Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.

Материал. Игрушки: собака, корова, мышка, лошадь, петушок, курочка.

Ход: Воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Материал. Картинки с изображением животных: коза, козленок, овца, ягненок, лошадь, жеребенок, утка, утенок, курочка, цыпленок.

Ход: Воспитатель: это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.

Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов), травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.

Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш, произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.

Неделя психологии в дошкольном образовательном учреждении на тему «Калейдоскоп общения»

Неделя психологии в дошкольном образовательном учреждении на тему «Калейдоскоп общения».

Еще в первой половине ХХ века Л.С. Выготский говорил о том, что ребенок – это социальное существо с самого момента рождения.

Стремление ребенка к общению с другими людьми является врожденным – коммуникативная способность записана в его генетическом коде. Ребенок уже при рождении знает, что он – человек и что все люди – его друзья.

Однако современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не самым лучшим образом. В детство агрессивно вторглись компьютер, телевизор и различные гаджеты, увлечение которыми часто не оставляет места для необходимого взаимодействия со сверстниками.

Возникающий коммуникативный дефицит приводит к нежелательным последствиям в виде доминирования собственных интересов в общении и агрессии. Именно поэтому важно уделять внимание развитию коммуникативной сферы дошкольников.

Читайте также:  Неделя русского языка

В нашем дошкольном отделении, помимо ежедневной работы педагогов по речевому развитию, для решения данной проблемы в этом году прошла Неделя психологии, которая позволила в нестандартной форме решить актуальные проблемы коммуникации дошкольников.

В нашей статье описан примерный план Недели психологии.

Неделя психологии – это мероприятие, требующее большой подготовительной работы всего коллектива детского сада. Кроме педагогов и воспитателей, активное участие в подготовке и проведении недели принимали и родители воспитанников, работе с которыми уделялось особое внимание, так как конфликты между родителями и педагогами – серьезная проблема для системы образования и общества в целом.

Необычная форма работы и предлагаемые нами мероприятия нашли положительный отклик и вызвали большой интерес среди родителей дошкольников. Это позволило улучшить взаимоотношения на уровне родитель-ребенок, родитель-педагог, привело к более близкому сотрудничеству в группах детского сада и тесному эмоциональному контакту с детьми.

Целью недели психологии в этом году было коммуникативное развитие дошкольников.

Задачи:

  • развитие речи;
  • тренировка навыков публичного ответа;
  • совершенствование психических процессов: внимания, памяти, восприятия, воображения;
  • развитие вариативности мышления;
  • создание благоприятного психологического климата в детском саду;
  • формирование позитивного отношения к своему я и к сверстникам;
  • сплочение детского коллектива;
  • установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами детского сада.

В начале года нами были проведены диагностические исследования, которые помогли выявить наиболее проблемные области в развитии воспитанников нашего дошкольного отделения. Среди них развитие грамматического строя речи (словообразование, согласование разных частей речи между собой), связной речи (неумение дать полный ответ на занятиях), фонематического слуха.

Кроме речевого развития большое внимание уделялось психологическому развитию детей: формированию произвольного внимания, слуховой и зрительной памяти, воображения, мышления, расширению кругозора и формированию целостной картины мира.

В связи с возросшим уровнем агрессии дошкольников и неумением договориться между собой особое внимание мы уделили правилам общения в коллективе, затронули темы вежливости, толерантности. Учились общаться на разных уровнях: вербальном и невербальном, слушать друг друга не перебивая собеседника.

Далее представлен план мероприятий, которые были проведены в рамках описываемой недели. Каждый день имеет свое содержание, определенные задачи, направленные на реализацию главной цели недели: коммуникативного развития дошкольников.

План мероприятий

  1. Понедельник: Открытие и знакомство.
  2. Вторник: «Путешествие в вежливый город».
  3. Среда: «Вокруг света за один день».
  4. Четверг: «Опыты со словами».
  5. Пятница: «В гостях у почтальона Печкина». Подведение итогов. Закрытие недели.

Понедельник: Открытие и знакомство.

Подбирая тему первого дня недели, мы задумались над тем, с чего начинается общение? Конечно, со знакомства!

Знакомиться с нашими ребятами пришли Буковка и Звуковичок. Для привлечения внимания детей, с учетом игровой деятельности в дошкольном детстве мы выбрали интересных персонажей ранее детям не знакомых.

Материалы: нитка, дырокол; заранее заготовленные дома с родителями карточки с именами детей, костюмы Буковки и Звуковичка; фонограммы, музыка.

Звучит веселая музыка. Появляются персонажи Буковка и Звуковичок. Они приветствуют детей, знакомятся с ними, рассматривают и обсуждают карточки с именами (говорят о происхождении, о значении имени, о том какие ласковые формы оно имеет), составляют с ребятами «Гирлянду дружбы» (нанизывая карточки на нитку, после изготовления гирлянда вывешивается в группе), водят хоровод, поют песни про друзей.

Эти мероприятия стали хорошим началом недели. Ребята получили массу положительных эмоций.

Многие дети не знали этиологии своих имен. В процессе игр они познакомились с ласковых формами имен и стали активно их использовать.

Вторник: «Путешествие в вежливый город».

Вежливость – важное качество личности. Каждый человек с раннего возраста должен знать и соблюдать правила вежливости.

Нам было очень удобно изучать их в картинках и игровой форме. Так же мы использовали правила в стихах, чтобы детям было легче их запомнить и понять.

Материалы: костюмы Буковки и Звуковичка, жителей Цветочного города; ватманы, пальчиковые краски, фломастеры, заготовки из цветной бумаги для плакатов; загадки.

Звучит музыка. Появляются Буковка и Звуковичок. Они ссорятся, спорят о том, нужно ли быть вежливым.

Чтобы разрешить ссору они решают отправиться в Цветочный город. Там они встречают Незабудку и Синеглазку, которые ведут их на улицу Вежливости.

На улице Вежливости их ждут специальные задания (загадки для детей Олеси Емельяновой «Вежливые слова»).

Ссора разрешилась. Герои приглашают ребят сделать вместе с ними плакаты о вежливости по пословицам «Худо жить без ласкового слова», «Доброе слово лечит, а злое калечит» и т.д.

Вывешивают готовые плакаты в группы.

В созданной нами игровой ситуации обучение детей вежливости было ненавязчивым и интересным. Пользоваться вербальными средствами вежливости у детей получалось все лучше по мере увеличения их опыта вежливого общения в коллективе.

Важным в этой работе стала групповая деятельность детей во время подготовки плакатов.

Среда: «Вокруг света за один день».

В этот день мы предложили детям посмотреть мультипликационные фильмы об отношениях, о дружбе.

Для закрепления полученных навыков в общении мы создали ситуацию с покупкой билетов. Внимание во второй половине дня мы уделили теме толерантности — терпимости к интересам, убеждениям, привычкам и поведению других людей.

В своей работе мы всегда стремились достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов среди детей. Стараясь показать детям все огромное многообразие культур, традиций мира, нами была создана презентация «Вокруг света за один день», которая рассказывала об общении, о жизни людей в разных странах мира.

После просмотра презентации каждый ребенок попробовал вместе с нами переместиться в разные страны и превратиться в коренного жителя, говоря на местного языке и танцуя национальные танцы.

Материалы: мультфильмы («Кот Леопольд», «Приключения Чебурашки и крокодила Гены»); презентация «Вокруг света за один день»; подборка музыки разных стран мира.

Дети подходят к музыкальному залу, возле которого в билетной кассе сидят Звуковичок и Буковка. Они говорят о том, что сегодня будет мультипликационный сеанс, но попасть на него можно только по билетам, а получить их можно в кассе за вежливые слова. Дети получают билеты и проходят в зал на просмотр мультфильмов «Кот Леопольд», «Приключения Чебурашки и крокодила Гены».

Во второй половине дня герои приглашают детей в кругосветное путешествие на воздушном шаре. Герои показывают презентацию «Вокруг света за один день», из которой дети узнают об общении в разных странах мира, о традициях приветствовать друг друга и прощаться (показ презентации сопровождается музыкальными фрагментами).

После презентации герои предлагают детям выучить приветствия на разных языках и национальные танцы некоторых стран мира (греческий танец – сиртаки, индийский танец — нритта, итальянский танец — тарантелла).

Быть толерантным – это значит воспринимать мир во всём богатстве и разнообразии. Мы учили детей быть именно такими, учили их стараться стать лучше, уметь ставить себя на место других, видеть шире, подключать свой опыт, интуицию и воображение, расширять свой кругозор.

Четверг: «Волшебная лаборатория слов».

В современном мире родители своим детям стали меньше читать дома. Но мы знаем, что когда ребенок слушает книжку, он слышит не просто речь, а книжную речь. Она гораздо сложнее устроена, оперирует большим количеством слов и ее отличают более сложные грамматические конструкции.

Сейчас малыши все чаще проводят время перед телевизором, смотря мультфильмы с достаточно бедной речью, которую они копируют.

Материалы: костюмы Буковки и Звуковичка; колбы, пробирки; ребусы, загадки, стихи, игры со словами; чай, сладости; презентация «Волшебный мир книг».

Буковка и Звуковичок приходят в группу в белых халатах, очках, с пробирками и колбами. Говорят о том, что сегодня будут проводиться опыты со словами.

Герои смешивают слова в пробирках (игры со словообразованием, фонематическим анализом и синтезом), вытаскивают «реактивы» с ребусами, стихами, загадками.

Вечером организуется чаепитие с родителями в группе.

Показ презентации: «Волшебный мир книг» (о важности чтения детям книг вслух). Ситуация чтения объединяет родителей и детей, эмоционально сближает их, развивает речь и мышление дошкольников, помогает найти выход из сложных ситуаций.

Пятница: «В гостях у почтальона Печкина». Подведение итогов. Закрытие недели.

Для этого дня мы приготовили презентацию, которая рассказывает о появлении письменности и ее видах, о том, как общались люди на расстоянии, о письмах, об изобретении телеграфа и телефона, о современных средствах коммуникации. Желая подчеркнуть важность общения, мы совершили экскурсию в прошлое.

Материалы: презентация «Средства коммуникации»; видеообращение из Простоквашино; почтовый ящик; музыка для дискотеки.

Звуковичок и Буковка приглашают детей на почту в гости к почтальону Печкину. Почтальон рассказывает детям о том, что люди могут общаться на расстоянии.

После презентации ребята с героями смотрят видеообращение из Простоквашино — родители дяди Федора зачитывают письмо, которое им принес почтальона Печкин (использовались фрагменты из книги «Дядя Федор, пес и кот» Эдуарда Успенского).

В конце обращения они спрашивают детей, кто же мог написать такое странное письмо? Идет обсуждение письма, в ходе которого выясняется, что писали его дядя Федор, Матроскин и Шарик.

После обсуждения ребятам предлагается написать правильные письма и отправить их волшебной почтой (письма можно писать друг другу, в соседние группы, друзьям, родителям, педагогам, героям).

Во второй половине дня герои приглашают детей, родителей и воспитателей на веселую дискотеку, в начале которой Буковка и Звуковичок вспоминают и обсуждают прошедшую неделю. Раздача писем осуществляется на следующей неделе.

Неделя психологии оставила много положительных эмоций и впечатлений у всех участников. Она вызвала энергетический подъем, сплочение детского коллектива, повысила интерес взрослых к миру ребенка и стремление помогать ему в развитии. Все поставленные цели и задачи были нами реализованы.

1) Бронникова Е.М.,
учитель-логопед, педагог-психолог,

2) Андрианова А.Б.,
учитель-логопед, педагог-психолог

Неделя психологии «Калейдоскоп общения»

    Данила Мацнев 3 лет назад Просмотров:

1 1 день. Открытие Неделя психологии «Калейдоскоп общения» Персонажи – Буковка и Звуковичок (логопед и психолог). Беседа на тему «Общение». Психологическое занятие. Зачем нужно общение, ребусы, загадки и т.д. Можно заранее предложить детям подготовить небольшую карточку об их имени, о происхождении, о значении имени, о том, какие ласковые формы оно имеет. Карточку украсить наклейками, рисунками, символами – так чтобы это отображало характер имени и то, как ребёнок воспринимает свое собственное имя. Малышам можно сделать одну буковку – первую букву имени. И когда дети подготовили такие карточки, собрать гирлянду дружбы – все имена будут на этой гирлянде. Хороводные игры. Дверь группы украшает «именная» гирлянда. 2 день. «Спасение Королевы Вежливости». Ведущий: Ребята, пришло письмо от Королевы Вежливости. Давайте его прочитаем. (ведущий читает письмо) «Дорогие ребята! Меня захватила в плен злая Кикимора. Помогите мне, выручите меня из беды. Королева вежливости». Ведущий: Дети, что же мы будем делать? Отправимся на выручку королевы Вежливости? (Ответы детей). Значит, решили освободить Королеву? А трудностей вы не боитесь? (ответы детей)тогда в путь! Звучит музыка. Кикимора: А ну-ка подвинься! Ишь, расселась!( расталкивает детей, садится).чего вы тут на меня глаза таращите? Это я Кикиморушка! Ведущий: Какая ты, Кикимора невежливая! Кикимора: А что это значит, быть вежливым? Ведущий: Ребята, объясните нашей гостье, что значит быть вежливым. Дети: – Значит, быть внимательным к людям

2 -Говорить вежливые слова -Заботится о близких тебе людях -Уступать дорогу, когда идешь навстречу -Уступать место девочкам и взрослым людям – Благодарить за помощь -Не грубить -Стараться делать приятное для других. Ведущий: Кикимора, а ты знаешь слова вежливости? Кикимора: не знаю! Ведущий: Давайте ребятки научим Кикимору вежливым словам и поиграем в игру «Потерялось словечко» (на каждый ответ мяч передается из рук в руки). 1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого («Спасибо») 2. Зазеленеет старый пень, когда услышит («добрый день») 3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы («Спасибо») 4. Нечаянно мы толкнули Витю и все сказали («Извините») 5. Когда нас бранят за шалости, говорим («Простите, пожалуйста») 6. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь («Здравствуйте») 7. Во всех странах на прощанье говорят всем («До свидания») Кикимора: Ух, вы какие! Сколько вежливых слов знаете Как же я на вас рассердилась! Ведущий (детям): Что же нам делать? Как же её задобрить? Кажется, придумала! Мы соберем для Кикиморы цветы Вежливости на Волшебной поляне Добра. И этот букет Вежливости изменит Кикимору,она станет добрее. Каждый из вас сорвет один цветок и перед тем,как подарить Кикиморе,скажет ей добрые,теплые слова. Дети собирают цветы и дарят Кикиморе, говорят добрые, ласковые слова, комплименты. Что, такая я хорошая? А я и не знала, мне никто никогда не говорил таких ласковых слов.ладно,отпущу я вам Королеву Вежливости. Только замок от темницы волшебный, откроется он только после того,как дети расскажут стихотворения про вежливость и вежливые слова. Дети рассказывают стихи: «Странные вещи»

3 Странные вещи со мною случаются: Я огорчаюсь все огорчаются! И огорчённые люди встречаются, И огорчённо деревья качаются.. Я улыбаюсь горе кончается! Всюду весёлые лица встречаются. Всюду деревья от смеха качаются! Но почему же так получается? «Доброе утро» Никогда не устает, Раньше всех других встает, Всем светить готовое Слово «Утро Доброе». Дарит много сил оно, С солнышком стучит в окно. У того исчезнет лень, Кто с него начнет свой день! «Не буду ссориться» Все в семье со мною в ссоре: С братом целый день я спорил, И сестренке нагрубил. Я единство погубил. В доме рев, обида злая, Что мне делать, я не знаю, Как единство оживить? Без него нам не прожить. Принимаю я решенье Срочно попросить прощенье. И сестра моя, и брат С радостью меня простят. «Сердце живо милостью» Сердце добрым быть должно, Так оно сотворено, Чтоб дарить любовь и свет Всем вокруг десятки лет. Сердце может заболеть, Перестанет сердце петь, Если нет в нем состраданья, Чуткости и пониманья.

4 «Скромность всякому к лицу» Скромность украшает нас Каждый миг и каждый час. Где же нам ее достать, Мы хотим прекрасней стать! На базаре? В магазине? На какой она витрине? В сердце и в душе она, Жаль, частенько не видна! «Доброму- везде добро» По земле добряк идет, В рюкзачке добро несет, Предлагает всем подряд, Каждый взять подарок рад. А добро не убывает, В рюкзачке его хватает, Но нести не тяжело, Плечи давит только зло! «Здравствуйте»- Ты скажешь человеку» «Здравствуй», – улыбнется он в ответ И, наверно, не пойдет в аптеку И здоровым будет много лет Нам желают доброго пути Будет легче ехать и идти Приведет, конечно, добрый путь Тоже к доброму чему-нибудь Слово «пожалуйста» Повторяем мы поминутно Но, пожалуй, без «пожалуйста» Нам становится неуютно За что мы говорим «Спасибо». За все, что делают для нас. И мы припомнить не смогли бы Кому сказали сколько раз. Доброе утро! Птицы запели, Добрые люди вставайте с постели. Прячется вся темнота по углам

Читайте также:  Упражнения для речевого дыхания

5 Солнце взошло и идет по делам. Добрый день!- тебе сказали, Добрый день!- ответил ты. Как две ниточки связали- Теплоты и доброты. Доброй ночи! – молвит тишина Каждому сейчас она слышна Говорит бесшумными словами: -Спите, я всю ночь останусь с вами Будьте добры, – это я говорю по секрету Будьте добры и не ждите за это конфету. Будьте добры без игры и во время игры Если сумеете, будьте скорее добры. Добрым быть совсем не просто. Не зависит доброта от роста. Доброте все люди рады, И взамен она не требует награды. Ведущий: Доброта живет на свете Только в добром сердце дети. Ведущий: А вот и Королева вежливости! Появляется Королева. Королева Вежливости – Здравствуйте, ребята! Спасибо, что выручили меня из беды. Вы не испугались трудного путешествия, выполнили все задания. Только воспитанные, вежливые дети смогли бы победить грубость. Королева Вежливости: Мне, ребята, пора возвращаться к своим добрым делам. До свидания! Королева уходит. Ведущий: Ребята, думаю, что вы многому научились сами и научили Кикимору быть вежливой! Кикимора: Спасибо, ребята! Теперь я буду доброй и культурной Дети прощаются с Кикиморой. Ведущий: Сегодня мы с вами говорили о вежливости, о вежливых словах. Но быть вежливыми, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Запомните это на всю жизнь

6 Ведущий: До новых встреч. В группах сделать плакаты на тему пословиц о вежливости «Худо жить без ласкового слова», «Доброе слово лечит, а злое калечит и т.д.». 3 день. «Вокруг света». Предложить детям узнать, как общаются люди в разных странах, какие есть традиции приветствовать друг друга или прощаться, как звучат приветствие на разных языках. Организовать подвижную игру под музыку. Игры с конструктором по подгруппам то теме «Города мира» – учатся вместе взаимодействовать, общаться в деятельности (потом организовать выставку Городов). 4 день. Дверь в Волшебную Лабораторию Слов «Волшебство слова». Ребусы, стихи, девизы, синонимы и антонимы. Дети в группах разгадывают ребусы, а потом придумывают их сами. Мастер-класс для воспитателей по теме «Правила общения, как услышать своего собеседника». Вечер волшебные истории. Дети по заданной теме (добрые дела, смешные истории и т.д.) придумывают истории и рассказывают их друг другу (в необычной, театральной обстановке). 5 день. «У меня зазвонил телефон». Рассказать детям о том, что люди могут общаться на расстоянии. Подготовить презентацию о появление письменности, о том как общаться можно не только в пространстве, но и во времени, о письмах о том, как часто их раньше использовали, о изобретении телефона и о современных средствах коммуникации. «Сказочная почта». Дети придумывают послания сказочным героям со своими рекомендациями, пожеланиями и т.д.

Неделя психологии в ДОУ

Интересные истории и события из жизни детского сада

Автор: Кудрявцева Наталия Владимировна, педагог-психолог МБДОУ детский сад № 99 город Таганрог Ростовской области

Данный материал интересен методистам, педагогам – психологам и воспитателям детских садов. На примере проведенного мероприятия показана интересная форма работы взаимодействия Дошкольного Образовательного Учреждения и семьей воспитанников. В ней были задействованы все сотрудники, родители и дети детского сада. Данный опыт можно использовать в любом Дошкольном Учреждении. Подобное мероприятие не имеет четкой инструкции, и многое зависит от желания, инициативы и мастерства педагога – психолога.

Неделя психологии в дошкольном образовательном учреждении

«Жизнь не те дни, что прошли,

а те, что запомнились!»

У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. «Все мы родом из детства…». Самое лучшее нам хочется «взять с собой» во взрослую жизнь. Именно родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования показывают, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.

Любое детское дошкольное учреждение старается наметить такие формы работы с семьей в течение года, которые создавали бы условия для творческого, совместного сотрудничества детей, родителей и сотрудников детского сада. Сегодня в каждом детском саду есть педагог – психолог, где он выступает как организатор психологической работы всего дошкольного учреждения. Но как сделать так, чтобы родители были вовлечены в жизнь группы и детского сада? Чтобы они действительно стали единомышленниками и партнерами в деле формирования и развития жизни детей?

Работа с родителями – очень деликатная тема. Взаимоотношения детского сада и семьи необходимо строить на основе доверия, взаимопонимания, тактичности, доброты и внимания. Поэтому психологическая работа в нашем детском саду № 99 города Таганрога строится с учетом потребностей, интересов и желаний родителей.

Совсем недавно с 20 по 24 мая у нас прошел интересный и увлекательный марафон «Неделя психологии». Сформировать общее настроение оптимистической тональности, настрой на «психологическую волну», стимулирование интереса к психологическим знаниям и работе психолога у родителей и сотрудников сада, создание благоприятного психологического климата – вот немногие задачи, которые ставились мною, как педагогом – психологом при выстраивании данного проекта. «Неделя психологии» проводилась впервые в нашем городе, в нашем детском саду.

Весь коллектив детского сада был вовлечен в этот марафон. Конечно, шла подготовительная работа: уже за несколько дней было подготовлено и вывешено объявление для родителей, в холле детского сада при входе прокручивался фильм с программой «Недели психологии», проведен педагогический час для сотрудников сада.

Уже в первый же день в холле сада всех родителей, детвору и сотрудников ждал необычный «Забор психологической разгрузки».

Здесь все желающие родители и сотрудники могли оставить свое мнение о работе детского сада.

К концу дня «Забор» был расписан высказываниями, мнениями, впечатлениями. О наболевшем писали родители, бабушки и дедушки, воспитатели, завхоз, повара,…Да и дети не остались в стороне, вот кто – то написал МАМА ЛЮДА, ДЕНИС…Так создался позитивный эмоциональный тонус первого дня «Недели..». В этот же день все родители получили возможность заполнить анкету «Качество обслуживания в ДОУ». Так они могли оценить работу сада: «Удовлетворяет ли Вас уход, воспитание, обучение детей?», «Какие формы получения информации для Вас наиболее удобны?», «В решении интересующих Вас вопросов Вы хотели бы получить помощь каких специалистов: психолога, музыкального руководителя, логопеда, медсестры?» и т. д. Вот еще один способ узнать потребности и желания родителей, их интересы и мнения. В этот день детвора подготовительных, старших и средних групп с удовольствием рисовали «Мой любимый детский сад». Получилась большая и интересная выставка детских работ. Вот такой рисуночный тест стал информативной и удобной экспресс – диагностикой на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.

Второй день был обозначен как «Уроки доброты». Добрые пожелания сотрудникам детского сада оставляли родители на «Дереве», «выросшим» за нашим «Забором».

Пожелания любви, счастья, доброты, удачи, радости, успехов …, все уже не вмещалось на «Дереве». Родители с удовольствием выстраивались в очередь и терпеливо ждали когда, им представиться возможность написать свое пожелание.

Все это живо обсуждалось, и никто не хотел повторяться, каждый желал, что – то свое, новое. А что же могли пожелать дети своим мамам и папам? Мы узнали это после проведенного опроса в группах: «Я желаю своим родителям…». Здесь открывались детские мечты, тайны, тревоги и переживания. Чуть позже на занятиях дети подготовительных и старших групп сделали подарок другу, и уже после сна подарили малышам средних и младших групп. Каким трогательным было вручение подарков: кто – то обнял малыша, другой погладил по голове, и даже поцеловал…

Конечно, с гордостью старшие дети рассказывали родителям о приготовленных подарках для малышей, а те в свою очередь хвастались мамам и папам о врученном подарке. Ну и родители не остались без внимания: каждый получил буклет «Секреты воспитания от Виржинии Сатир, известного в мире специалиста по вопросам семейной терапии».

На третий день марафона была запланирована и проведена психологическая акция «День комплиментов». Каждый сотрудник мог составить комплимент себе, и по желанию тайному другу, выразить его родителям, детям, любому сотруднику сада при встрече… Родители также в этот день особым способом совместно с ребенком здоровался и прощался с сотрудниками сада, с другими родителями, используя комплименты. Все это вызывало и положительные эмоции, и удивление, и ощущения чего необычного … А к концу дня в группах уже подвели итоги конкурсов: «Самый лучший комплимент для мамы». Победители получили эмблемы (рис.12), чем доставили большую радость своим мамам при встречи. Закончился этот день вручением родителям памяток: «Советы Дороти Нолти для родителей».

Четвертый день продолжал наш марафон психологической акцией: «Калейдоскоп настроения». Дети отмечали свое эмоциональное состояние в календарях настроений, когда они пришли в детский сад и с каким настроением ушли из него вместе с родителями.

Что же мы увидели к концу дня? У родителей преобладает позитивное, доброжелательное настроение, у сотрудников спокойное, уравновешенное, уверенное, а у воспитанников – солнечное, яркое. Вот какое настроение живет в нашем детском саду!

Именно в этот день детвора по группам рисовала и «оживляла Кляксу» – раскрашивала и оживляла: глаза, рот, придумывала имя, дарила ей радостную жизнь. Вот так воспитатели и психолог могли увидеть душевный мир ребенка, а какая она, моя Клякса – добрая, грустная, смешная, забавная, драчливая, веселая…

Каждый день «Недели психологии» показывался утром и вечером в холле сада с программой мероприятий по дням в презентации на экране телевизора. Все они стали неповторимыми и запоминающими.

В последний день «Недели психологии» на педагогическом часе подвелись итоги психологического марафона: что удалось, результаты анкетирования родителей, обсуждение мнений и пожеланий на «Заборе» и «Дереве пожеланий», конкурсов, рисунков детей. Все делились своими впечатлениями, полученными результатами. Думаем, что «Неделя…» получилась целостной и законченной, ведь удалось вовлечь всех сотрудников, родителей и детей.

Что дала «Неделя психологии» лично мне? Удовлетворение, «наполненную усталость», желание реализовывать новые идеи. Потому что она прошла в режиме диалога – целебного стиля общения, столь редкого в нашей суетной жизни. Удалось реализовать этот проект только благодаря помощи и поддержки всех сотрудников сада, пониманию родителей и активности детей.

У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. Самое лучшее нам хочется «взять с собой» во взрослую жизнь. Думаю, что – то самое лучшее и из этой «Недели психологии» детям непременно захочется взять в свою взрослую жизнь. И это возможно только при большой любви к детям!

Неделя психологии в детском саду

Задачи «Недели психологии» :

  • повысить интерес педагогов и родителей к психологии;
  • показать реальные формы работы, возможности психологической службы детского сада;
  • формировать интерес взрослых к миру ребенка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии;
  • повысить психологическую компетентность педагогов и родителей ДОУ.

Предварительная работа:

  • оформить стенды, информационные бюллетени по проблемам развития детей;
  • разработать конспекты занятий с детьми,
  • разработать положения к различным конкурсам для родителей всех возрастных групп, ознакомить с ними родителей и раздать им положения за несколько дней до «Недели психологии».

План «Неделя психологии»

Понедельник.

  1. Психологическая игра «Радуга настроений»
  2. Игра «Заколдованное сердце»
  3. Игра «Я- Всезнайка!»
  4. Психологический тест с улыбкой «Все заботы поровну?!» (Приложение 1)
  5. Галерея стенгазет: «Это интересно», «О наших детях», «Кризис трёх лет». «Юмористические советы по фен-шуй», «Советы родителям»

Вторник.

  1. Психологическая игра «Винни Пух и все, все, все»
  2. Игра «Заколдованное сердце»
  3. Игра «Я – Всезнайка!»
  4. Игра для педагогов и мл. воспитателей «Тайный друг»
  5. Беседа с детьми подгот. гр. на тему «Что такое счастье?»
  6. Галерея стенгазет: «Желаю Вам удачи!», «Рабочая неделя в картинках», «Какие мы мамы? Какие мы папы?» (Приложение 2), «Советуют дети», «Советы психолога»

Среда.

  1. Психологический тест с улыбкой «Какая вы хозяйка?» (Приложение 3).
  2. Анкетирование педагогов «Удовлетворенность психологической службой»
  3. Рисование и выставка работ «Моя семья»
  4. Галерея стенгазет: «Сам себе психолог», «Какие они – воспитатели?» (Приложение 4), «Какие у тебя глаза?», «Давайте сглаживать углы».

Четверг.

  1. Беседа с детьми подгот. гр на тему «Моя любимая мама»
  2. Занятие «У нас пальчики всегда- самые лучшие друзья».
  3. Тренинг для педагогов «Как повышать уверенность в себе»
  4. Выставка родительских работ в группах: «Педагогическая копилка», «Познакомьтесь- это Я!», «Мой портрет в лучах солнца», «Моя любимая мама».

Пятница.

  1. Тренинг «Как хорошо иметь друзей!»
  2. Подведение итогов конкурсов «Моя любимая мама», «Мой портрет в лучах солнца», «Педагогическая копилка», «Познакомьтесь – это Я!»
  3. Общесадовская выставка конкурсных родительских работ.

Закрытие «Недели психологии».

Содержание работы

С детьми подготовительных групп была проведена беседа на тему: «Что такое счастье?», «Что такое радость?» ( В какие минуты человек себя чувствует счастливым (радостным)? Какие события в вашей жизни можно назвать счастливыми (радостными)? Что может сделать человека счастливым. ). Ответами детей педагоги оформили плакаты, которые украшали коридоры детского сада.

Психологическая игра «Радуга настроения».

Цель: изучение настроения детей и взрослых в детском саду.

Утром, при входе в детский сад педагогам, детям и родителям предлагалось выразить свое настроение при помощи цветных кружочков (цвета Люшера). В каждой группе стояли коробочки для родителей, педагогов и детей с надписью:

«Подойди скорей сюда и возьми кружочек,
Цвет настроения свой брось в этот коробочек».

Такая же процедура повторялась вечером. При выходе с детского сада можно было прочитать, характеристику каждого цвета.

Затем были подведены итоги дня и оформлены на стенде в виде радуги.

Читайте также:  Тематическое планирование логопедической работы в младшей группе (ОНР)

Психологическая игра для детей «Заколдованное сердце»

Эта игра даёт возможность увидеть взаимоотношения внутри группы, умение детей обсуждать и решать поставленные задачи. Она помогает выявить положения детей в группе, эмоциональные отношения, как в группе, так и в отношениях с педагогом.

В разгар учебного дня воспитатель неожиданно пропадает из группы. Дети узнают, что Снежная королева заколдовала их воспитателя и превратила его в человека с ледяным сердцем. Каков человек с ледяным сердцем? Детям предстоит это увидеть и почувствовать. Они пройдут через различные испытания, полосу препятствий и в случае успеха сердце воспитателя начнет постепенно оттаивать.

Сплоченный коллектив не способна заморозить Снежная Королева. И когда все оказывается позади, воспитатель спасен, наступает настоящая радость для ребят. Оказывается, вместе они могут многое преодолеть!

Дети старших и подготовительных групп приняли участие в игре «Я –- Всезнайка!».

Цель: сплочение детского коллектива, поднятие общего эмоционального тонуса, развитие представлений об окружающем мире, обучение детей навыкам коллективной самоорганизации.

Каждая группа утром получила бланк с 20 вопросами, которые касались детского сада, детей и педагогов. Ответы необходимо найти и запомнить до 15.30. дня. В указанное время психолог с методистом приходили и задавали вопросы детям. Каждый Всезнайка получал сладкий приз.

Вопросы к игре «Я – Всезнайка»

  1. Какого цвета глаза у вашего воспитателя?
  2. Сколько дней в неделю вы ходите в садик?
  3. У кого в группе самые длинные волосы?
  4. Кто в группе самый высокий?
  5. Сколько в группе сегодня мальчиков?
  6. В какое время года День рождения у вашего воспитателя?
  7. Какие любимые цветы у вашего младшего воспитателя?
  8. Сколько цветочных горшков в вашей группе?
  9. У кого из девочек карие глаза?
  10. С какой стороны от входа в группу стоит стол воспитателя?
  11. Сколько ламп на потолке?
  12. У кого в группе самая большая семья?
  13. Назовите телефон скорой помощи и милиции.
  14. Сколько человек знают свой домашний адрес?
  15. Как зовут нашу медсестру?
  16. Сколько в вашей группе кукол?
  17. Как зовут детей воспитателя?
  18. Сколько человек могут изобразить самую смешную рожицу?
  19. У кого сегодня зеленая одежда?
  20. Какой рисунок нарисован на 2 и на 8 дверцах шкафчиков (в раздевалке)

Психологическая игра «Тайный друг» была проведена для педагогов и младших воспитателей.

Цель: игра способствует психологической разгрузке, повышению общего позитивного эмоционального тонуса, развитию толерантности, доброты и взаимоподдержки.

Педагогам и младшим воспитателям необходимо было написать и отправить по 5 писем с пожеланиями своим коллегам. Подписываться в письмах было необязательно.

День сегодня необычный – «Тайный друг» у нас игра.
Нас собрали дружно в з ле и сказали нам тогда:
Вам даю по 5 конвертов, пожеланья написать,
А потом в почтовый ящик попрошу их отправлять.
Правила игры такие:
Указать «Кому» письмо, чтоб по адресу дошло.
Пожелания любые, юморные и простые.
«От кого» писать не надо, так интересней будет, правда?!
И кому письмо отправил, держит это каждый в тайне.
Завтра ящик я открою, письма дружно заберу.
Пожеланья Вам оформлю, потом каждому вручу.

Все пожелания были оформлены в форме сердечек и вручены каждому сотруднику.

На следующий день педагогам было предложено заполнить анкету «Удовлетворенность психологической службой». (Приложение 5)

В четверг с детьми подготовительных групп была проведена беседа на тему: «Зачем ребенку нужна мама?», «За что меня любит мама?», «Моя любимая мама». Ответами детей были оформлены плакаты, которые украшали коридоры детского сада и заставляли родителей поразмышлять над некоторыми вопросами.

Педагоги всех групп приняли участие в тренинге «Как повышать уверенность в себе», который способствовал повышению самооценки, уверенности в себе, сформировал у участников позитивный настрой и теплую эмоциональную атмосферу.

С детьми старших групп был проведен тренинг «Как хорошо иметь друзей!», в ходе которого решались следующие задачи:

  • дать каждому ребенку возможность выразить свою индивидуальность,
  • найти свои положительные черты и ощутить ценность своей личности;
  • развивать чувство принадлежности к группе;
  • развивать умение открыто проявлять свои эмоции и чувства, высказывать их;
  • повысить настроение детей.

Во второй половине дня состоялось подведение итогов конкурсных работ родителей всех возрастных групп:

В конкурсе «Познакомьтесь – это Я!» приняли участие родители ясельных и младших групп.

Цели и задачи смотра-конкурса:

  • Развивать эстетический вкус у родителей через обмен опытом.
  • Способствовать взаимодействию родитель – ребенок – воспитатель.
  • Повышать самооценку ребенка, формировать позитивное отношение к себе.
  • Выразить любовь родителей к своим детям через сделанную работу в форме плаката

Родителям предлагается выпустить красочную стенгазету о своем малыше «Познакомьтесь – это Я!» с фотографиями ребенка и его семьи и краткими пояснениями к ним.

В стенгазете необходимо отразить: что означает имя ребенка, кто выбирал это имя, почему (в честь кого) так назвали малыша.

Возможные рубрики: «Я люблю…», «Моя любимая игрушка», «Вот так мы любим отдыхать…», «Любимое занятие…»……

В конкурсе «Мой портрет в лучах солнца» приняли участие родители и дети средних групп.

Цели и задачи смотра-конкурса:

  • Выявить предпочтения детей к своему имени
  • Формировать у родителей представление о необходимости совместной деятельности с ребенком и радости от полученного результата.
  • Развивать эстетический вкус у родителей через обмен опытом.
  • Способствовать взаимодействию родитель – ребенок – воспитатель.
  • Повышать самооценку ребенка, формировать позитивное отношение к себе.
  • Выразить любовь родителей к своим детям через рисунок, аппликацию, поделку в форме солнышка.

Родителям предлагается красочно оформить солнышко: в середине фото ребенка, на лучиках написать семейные прозвища или ласковые производные имени ребенка. А бабочку (божью коровку…) посадить на тот лучик, где написана та форма имени, которая больше всего нравиться ребенку.

Конкурс «Моя любимая мама» проходил для родителей и детей подготовительных групп, цель которого:

  • выразить любовь ребенка к своей маме через сделанную работу;
  • формировать у родителей представление о необходимости совместной деятельности с ребенком и радости от полученного результата.

Форма выпуска: стенгазета, журнал, папка с файлами.

Работа должна быть красочной и содержать ответы ребенка на следующие вопросы:

  • как можно проявить свою заботу к маме;
  • какая твоя мама;
  • какие поступки огорчают мою маму;
  • чем можно порадовать мамочку;
  • за что я (мы с папой) люблю свою маму;
  • что я (мы с папой) хотел бы пожелать своей маме.

Работа может быть дополнена рисунками, фотографиями, стихами….

А так же для родителей средних – подготовительных групп был еще один конкурс «Педагогическая копилка», цель которого:

  • познакомить родителей с разнообразными формами и методами разрешения различных проблем в воспитании детей через обмен опытом;
  • обогатить арсенал воспитательных методов взаимодействия родителей в общении с детьми;
  • способствовать анализу собственной воспитательной деятельности, развитию самонаблюдения, самооценки;
  • помочь родителям наладить свои отношения с детьми и найти конструктивный способ решения конфликтных ситуаций в общении с ребенком.

На 1-2 листах формата А4 родителям предлагается поделиться своими секретами воспитания ребенка в семье. Как вам, дорогие родители, удавалось выйти из тех или иных ситуаций с вашим ребенком; справиться с магазинной истерикой, приводить с хорошим настроением ребенка в садик, убирать за собой игрушки, делиться игрушками, во время ложиться спать, правильно вести себя в гостях и др. Расскажите нам о своей системе воспитания. Может быть, именно ваш совет поможет некоторым родителям наладить свои отношения с ребенком и найти конструктивный способ решения проблемы.

По окончании «Недели психологии» было проведено яркое и торжественное закрытие, на котором вручены призы победителям различных конкурсов, грамоты активным участникам и всем, кто оказывал содействие в проведении мероприятий.

Проект проведения “Недели психологии” в дошкольной образовательной организации “Калейдоскоп эмоций”

Тема проекта: «Калейдоскоп эмоций»

Автор проекта: педагог – психолог МДОУ детский сад «Сказка» р.п.Вознесенское Нижегородская область Кузовкова Татьяна Валерьевна

Актуальность темы. Неделя психологии – это интересная, творческая форма работы взаимодействия ДОУ с семьей. И это очень актуально в рамках работы педагога – психолога по требованиям ФГОС ДО.

В проекте задействованы все сотрудники, родители (законные представители) и дети. Это очень важно, так как для полноценного развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. Педагог-психолог в данном проекте выступает как организатор для творческого совместного сотрудничества детей, родителей и сотрудников детского сада.

Неделя психологии – это не просто набор мероприятий, охватывающих детей, родителей и педагогов, это интерактивная форма взаимодействия, позволяющая:

  • повысить интерес участников образовательного процесса к психологической службе в ДОУ;
  • показать реальные формы работы, возможности психологической службы ДОУ;
  • гармонизировать детско-родительские отношения.

Проблема. В настоящее время члены семьи все меньше времени проводят друг с другом. Недостаточное и неполноценное общение ребенка с родителями, отсутствие совместных игр и занятий не только ограничивают возможности развития ребенка, но и ставят его здоровье на грань психоэмоционального напряжения.

Продолжительность проекта: краткосрочный (месяц).

Участники проекта: сотрудники детского сада, дети всех возрастных групп, родители (законные представители).

Цель проекта: создание положительной психологической атмосферы в детском саду, гармонизация детско-родительских отношений, сплочение коллектива, снятие психоэмоционального напряжения у педагогов.

Задачи:

  • повысить интерес педагогов и родителей (законных представителей) к психологической службе в детском саду;
  • повысить психологическую компетентность педагогов и родителей (законных представителей) ДОУ;
  • активизировать творческий потенциал участников образовательного процесса, формировать чувство успешности;
  • формировать интерес взрослых к миру ребенка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии.
  • наполнить уголок уединения и психологической разгрузки новыми атрибутами.

Ожидаемые результаты. Реализация проекта обеспечит в детском саду целостность педагогического процесса, повысит психолого-педагогическую компетентность всех участников образовательного процесса, дети и взрослые получат заряд положительных эмоций.

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный.

Определение темы, проблемы проекта, вызвать интерес всех участников образовательного процесса к теме проекта, проведение подготовительной работы.

Предварительная работа:

  • распространение объявлений о недели психологии по группам, беседы с воспитателями;
  • подготовить оформление помещения детского сада (забор, дерево для каждой группы, кружочки для «дерева настроений», коробочки);
  • оформление стендов;
  • разработать конспекты занятий с детьми «Я – Всезнайка», «Заколдованное сердце», конспект занятия с элементами тренинга с педагогами «Профилактика синдрома эмоционального выгорания», конспект занятия с элементами тренинга с учебно-вспомогательным персоналом «Подарим друг другу тепло».

2 этап – основной.

План реализации проекта недели психологии

День недели

Мероприятие

Участники

Ответственные

ПОНЕДЕЛЬНИК

«День пожеланий»

Педагог-психолог, старший воспитатель, воспитатели,

Акция «Забор пожеланий и отзывов» (в течение всей недели)

Дети, родители, сотрудники детского сада

Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели

Акция «Сердце группы»

(в течение всей недели)

Беседы на тему: «Мои

ВТОРНИК

«День позитивного настроения»

Психологическая игра «Тайный друг»

Сотрудники детского сада

Игры с кубиком настроения

Рисунки на тему: «Мое настроение в детском саду»

СРЕДА

«День доброты»

Психологическая игра «Тайный друг»

Сотрудники детского сада

Психологическая игра «Заколдованное сердце»

Средние, старшие, подготовительные группы

Занятие с элементами тренинга «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»

Выставка коллажей «Что такое доброта»

ЧЕТВЕРГ

«День дружбы»

Игры на сплочение детского коллектива, изучение «мирилок»

Занятие с элементами тренинга «Подарим друг другу тепло»

Межгрупповая встреча «Исценировка сказки» (ср.гр.), «Изготовление подарков для артистов» (1 и 2 мл.гр.)

средняя № 1 – 1 мл.гр.

средняя № 2 -2 мл.гр.

ПЯТНИЦА

«День общения»

Педагог-психолог, старший воспитатель, воспитатели,

Завершение акции «Забор пожеланий и отзывов»

Дети, родители, сотрудники детского сада

Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели

Подведение итогов оформления психологического уголка разгрузки в группах

Заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог

3 этап – Заключительный.

  • Подведение итогов реализации проекта.
  • Анкетирование педагогов и родителей (законных представителей) по результатам недели психологии «Калейдоскоп эмоций»

Дальнейшие перспективы

  • Сделать неделю психологии в ДОУ традиционной, и проводить 1 раз в год.
  • Чаще проводить психологические акции совместно с родителями (законными представителями).
  • Продолжать занятия с элементами тренинга с педагогами и учебно-вспомогательным персоналом.
  • Распространить полученный опыт среди педагогического сообщества.

Неделя психологии в дошкольном образовательном учреждении на тему ‘Калейдоскоп общения’

МКДОУ детский сад №4

Неделя психологии в МКДОУ детский сад №4 «Колосок»

С 30.10.2017 г. по 03.11.2017 г.

Девиз Недели психологии : «Детский сад – это мы!»

Цель : улучшение психологического микроклимата в дошкольном учреждении.

сформировать общее настроение оптимистической тональности, создать настрой на «волну улыбок»;

стимулировать интерес к психологическим знаниям и работе педагога-психолога у детей, педагогов, родителей, администрации, сотрудников ДОУ;

продемонстрировать реальные формы работы и возможности активизации творческого потенциала участников образовательного процесса, сформировать чувство успешности;

сформировать интерес взрослых к миру ребенка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии;

повысить уровень доверия между всеми участниками образовательного процесса.

определение направлений работы, конкретных форм и методов;

составление плана мероприятий, определение предполагаемых сроков;

оформление помещений ДОУ;

подготовка информации по заявленным темам;

распространение объявлений о Неделе психологии по группам.

целостность и законченность;

неповторимость и направленность каждого дня;

охват всего учреждения, всех участников воспитательно-образовательного процесса.

психологические акции ( «Радуга настроения» , «Ларец радости» , «Устами младенца» );

занятие-рассуждение «Что такое счастье?» ;

социологический опрос родителей «Детский сад для наших детей» , «Кого и что Ваш ребенок любит больше всего?» ;

занятие для педагогов «Для чего я здесь? Мне это не надо!» ;

творческие работы «Дерево ладошек» , «Превращение Кляксы» , «Кого и что я люблю больше всего» ;

информационные стенды для специалистов ДОУ и семьи.

План мероприятий

Акция «Радуга настроения»

Творческая работа «Дерево ладошек»

Дети всех возрастных групп


Подводим итоги Недели психологии

Подведение итогов. Оформление результатов. Встреча с родителями

Программу проведенных мероприятий можно посмотреть здесь .

Отчет о мероприятиях можно посмотреть здесь .

Ссылка на основную публикацию
Название и форма мероприятияДата проведенияУчастники
1. Тема: «Детский сад – это мы!»30.10.2017
Социологический опрос родителей «Детский сад для наших детей»Родители
2. Тема: «Счастье – это. »31.10.2017
Форум на тему: «Счастье – это. »Родители
Занятие-рассуждение «Что такое счастье?»Дети старшей и подготовительной группы
Психологическая акция «Ларец счастья»Родители
3. Тема: «Радость, что это?»01.11.2017
Творческая работа «Превращение кляксы»Дети старшей и подготовительной группы
Опрос родителей на стене «Поделись чувствами» – «Что для вас значит слово «радость»Родители
4. Тема: «Такая большая детская любовь»02.11.2017
Психологическая игра «Я – Всезнайка!»Дети старшей и подготовительной группы
Детский рисунок «Кого и что я люблю больше всего»Дети старшей и подготовительной группы
Опрос родителей «Кого и что ваш ребенок любит больше всего?»Родители
5.Тема: «У каждого свое настроение»
Акция «Устами младенцаРодители
Психологическая игра с педагогами «Для чего я здесь? Мне это не надо!»Педагоги