Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития

Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития детей

(Е.М. Мастюкова, 1981)

Возраст, месяцыОсновные показатели довербального и вербального развития
1Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком
2Улыбка при общении
3Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление
4Дифференцированность комплекса оживления, смех
5Дифференциация направления звука, певучее гуление
6Лепет
7Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик – вызванная реакция
8Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов ба-ба. да-да. па-па, ма-ма и т.п.
9Общение с помощью жестов, игра в «ладушки»
10Ситуационное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослым использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией
11Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением
12Использование 3-4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, допол­няемой жестом
15Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста
18Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов
21Показывает 3 части тела, использует фразу из 2 слов, словарный запас – 20 слов
24Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения я, ты, мне’, предложения строит из 2 слов
30Адекватно использует местоимения я ты, мне, повторяет две цифры в правильной последо­вательности, имеет понятие «один»
36Словарный запас 250 слов, использует предложение из 3 слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов; выполняет задания типа «Положи кубик под чашку», «Положи кубик в коробку»

При определении возрастных границ появления того или иного феномена указывается тот крайний рубеж, когда он должен быть сформирован у всех нормальных детей

Обследование детей проводится в динамике Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска. Ребенок, не пользующийся фразовой речью к 30 месяцам, должен быть обяза­тельно проконсультирован врачом (детским невропатологом или психоневрологом) и логопедом

Шкала оценки понимания речи

(ЕМ. Мастюкова, 1990)

УровниВозрастОсновные показатели понимания речи
13-6 месяцевРебенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интона­цию, узнает знакомые голоса
26-10 месяцевРебенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам («Поцелуй маму». «Найди папу», «Дай ручку», «Нельзя») и т. д.
10—12 месяцевРебенок понимает названия отдельных предметов
12-14 месяцевРебенок узнает изображения отдельных предметов
15-18 месяцевРебенок узнает изображения отдельных предметов на сюжетных картинках
42 года 6 меся­цевРебенок понимает обозначения действий в различных ситуациях («Покажи, кто сидит, кто спит»); двухступенчатую инструкцию («Пойди на кухню и принеси чашку»); значение предлогов в привычной ситуации («На чем ты сидишь?»)
52 года 6 меся­цев – 3 годаРебенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее
6к 4 годамРебенок понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной, привычной ситуации

Развитие познавательной деятельности -когнитивное развитие детей

Ж. Пиаже выделил четыре периода умственного развития человека.

1. Сенсомоторный (чувственно-двигательный) – от рождения до 2 лет.

2. Дооператорный – от 2 до 7 лет.

3. Период конкретного мышления – от 7 до 11 лет.

4 Период формально-логического абстрактного мышления – от 11 до 18 лет и далее,

I . Сенсомоторный период, когда главную роль в умственном развитии ребенка играют его ощущения и восприятия, Ж. Пиаже разделил на 6 стадий:

1 стадия «Упражнение рефлексов». От рождения до 1 месяца новорожденный хва­
тает любой предмет, помещенный в его ладонь, сосет все, оказавшееся около рта,
реагирует на резкие звуки, яркий свет и резкие движения. На этой стадии все обучение
осуществляется посредством рефлекторных действий и пяти чувств. Новорожденный
«упражняет» все имеющиеся у него навыки <безусловные рефлексы), многократно по­
вторяя их, он не различает предметы и поступает с ними одинаково.

2 стадия «Первичные круговые реакции». В возрасте от 1 до 4 месяцев ребенок
приспосабливается к окружающему миру. Это приспособление (аккомодация) выра­
жается в следующих изменениях в поведении ребенка:

– начинает сосать палец, вначале случайно, затем целенаправленно попадая им в
рот, что говорит о начале формирования системы «рука-рот», т.е. способности ко­
ординировать действия руки и рта;

– у ребенка появляются разные схемы, позволяющие ему различать объекты, он начи­
нает понимать, что одни предметы при сосании дают молоко: а другие – нет. Теперь,
когда малыш голоден, он отвергает как объект сосания все, не дающее молока;

– ребенок поворачивает голову в направлении издаваемых матерью звуков, следит за
ее перемещениями по комнате, пытается обнаружить невидимый им источник звука.
Это говорит о том, что происходит формирование системы слух-зрение-движение,
умение сосредоточиваться на предметах и людях. На этой стадии пропавший из
поля зрения объект для ребенка перестает существовать.

3 стадия «Вторичные круговые реакции». В возрасте от 4 до 8 месяцев малыш вы­
полняет целенаправленные действия, поведение становится более контролируемым
и координируемым. Возникает понимание связи между действием и результатом, выс­
траиваются простейшие причинно-следственные связи. Складываются некоторые пред­
ставления о постоянстве предметов и людей, ребенок начинает понимать, что они су­
ществуют и тогда, когда их нельзя увидеть. На этом этапе дети могут предвидеть мес­
то появления объекта, если его перемещение скрыто.

4 стадия «Координация вторичных схем». В возрасте от 8 до 12 месяцев происходит
дальнейшее совершенствование целенаправленных и произвольных действий. Ребенок
координирует две старые схемы, втремится добиться желаемого результата. Теперь это
уже схемы целей, а также средств и способов их достижения. Такие действия являются
исследовательскими. На этой стадии ребенок иногда может предвосхищать события,
искать предмет именно на том месте, где находил его в последний раз.

5 стадия «Третичные круговые реакции». В возрасте от 12 до 18 месяцев ребенок
становится любознательным исследователем: он ищет новые способы взаимодействия
с неизвестными предметами, перестраивает способы достижения результата при смене
ситуации, использует метод проб и ошибок. Начинает искать предмет не только там, где
видел его раньше, но и в других местах, так как понимает, что невидимый предмет может
находиться в любом другом месте. Это начало мыслительной деятельности.

6 стадия. В возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет мышление детей полностью зави­
сит от той информации, которую они получают благодаря органам чувств и двигатель­
ной активности. Шестая стадия развития ребенка характеризуется появлением у него

символического мышления – способности по запечатленным в памяти малыша сим­волам предметов воспроизводить их в тот или иной момент. У ребенка начинает появ­ляться игра с предметом-заменителем, с воображаемым объектом. На этой стадии происходит совершенствование действий не только с реальными предметами, но и с их образами. Такие мыслительные операции в ряде случаев позволяют решать прак­тические задачи, не всегда прибегая к методу проб и ошибок. К концу данной стадии начинает осуществляться постепенный переход от конкретно-чувственного (нагляд­но-действенного) к образному мышлению. Это длительный процесс, он длится весь дооператорный период, и в случае затруднений дети снова прибегают к помощи дви­гательных актов, так как для них двигательные усилия – необходимый элемент поис­ка, без которого им пока никак не обойтись. С возникновением более высокой формы мышления простые формы не исчезают, но отходят на задний план, являясь фунда­ментом высокоорганизованной мыслительной деятельности.

II . Дооперациональный периодот 2 до 7 лет. В это время у ребенка появляются сим­
волические функции; язык, игра, «отсроченная» имитация, воспроизводящая события не­
которое время спустя, а также внутренняя имитация, составляющая основу образного мыш­
ления. У малыша появляется осознание действий прошлого и действий, не связанных с
непосредственным его окружением

Мышление в данный период характеризуется:

– необратимостью, т.е. неспособностью мысленно возвращаться к исходному пункту
своих размышлений;

– эгоцентризмом, т.е. неумением взглянуть на объект с позиций другого человека:

– отсутствием понятия сохранения, т.е. ребенок, фиксируя только исходное и конеч­
ное состояние объекта, не регистрирует происходящие с объектом изменения, и из­
мененный объект не может признать идентичным исходному:

– трансдуктивным умозаключением, т.е. малыш переходит от одного частного к друго­
му частному без соотнесения с общим;

– ребенок производит классификацию по образцу и распределяет предметы по сериям.

III . Период конкретного мышленияот 7 до 11 лет. Ребенок удерживает в памяти обра­
зы предметов и действий и производит с ними мыслительные операции. Логическое мыш­
ление данного этапа характеризуется тем. что касается только конкретных предметов и
явлений. Ребенок самостоятельно производит классификации и сериации. однако он не
способен мыслить гипотезами.

IV . Период формально-логического абстрактного мышления – после 11-12 лет и в
течение всего юношеского периода. У ребенка вырабатывается формальное мышле­
ние, т.е. способность рассуждать, отвлекаясь от настоящего актуального момента.

Таким образом, совершенствование процесса мышления происходит постепенно от действия к осознанной целенаправленной деятельности с учетом постоянства объекта и пониманием причинно-следственных связей.

Способы деятельности на этих этапах также развиваются последовательно.

1 уровень – «метод силы» – ребенок применяет силовые пробы, пытаясь пропихнуть
фигурку в первое попавшиеся отверстие.

2 уровень – «метод удачной дырки» – ребенок, запомнив отверстие, в которое прова­
лилась одна из фигурок, старается опустить в нее все остальные. На этом уровне
ребенок понял, что отверстия разные.

3 уровень – «метод проб и ошибок» – ребенок последовательно пробует пропихнуть
фигурку во все отверстия, пока не получит положительный результат.

4 уровень – «примеривание и зрительная ориентация» – это перцептивные спосо­
бы, используя которые, ребенок оперирует не с реальным предметом, а уже с его
образом. Этот уровень представляет собой переход от конкретно-умственного (на­
глядно-действенного) к наглядно-образному мышлению.

Развитие у детей навыков крупной моторики

НавыкиСредний нормативный возраст, месяцыДиапазон появления навыка, месяцы
Переворачивается5С 2 до 10
Сидит самостоятельно7С 5 до 9
Ползает на животе8С 6 до 11
Ползает на четвереньках10С 7 до 13
Стоит11С 8 до 16
Ходит13С 8 до 18

Развитие у детей мелкой моторики и зрительно-двигательной координации

(П.Л. Жиянова, 2002)

Под мелкой моторикой здесь подразумевается работа мелких мышц рук. Развитие мелкой моторики происходит на базе развития крупной моторики, а развитие движений в свою очередь начинается с головы и идет от средней линии тела к периферии – развиваются движения плеча, затем предплечья, потом кисти и пальцев. Сначала развивается стабильность, затем мобильность. Важным этапом развития является билатеральная координация – использование двух рук одновременно – умение перекладывать предмет из одной руки в другую и умение одной рукой держать, а другой обследовать объект.

Последовательность формирования навыков мелкой моторики

Возраст, месяцы

От 4 до 12

От 12 до 24

От 24 до 36

Навыки

Смотрит на предмет; машет руками; следит за предметом; пытается дотянуться до
висящего над ним предмета; разжимает ладонь, пытаясь схватить предмет; произвольно
засовывает палец в рот_________________ ____________ .________________ _____

Тянет в рот предмет, находящейся в руке; трясет вложенной в руку погремушкой; хватает
предметы из рук взрослого; сам берет находящийся перед ним предмет; берет второй
предмет, не бросая первый; перекладывает предмет из руки в руку; берет предмет,
противопоставляя ладони большой палец; берет предмет щепотью; стучит предметом о
предмет: берет мелкие предметы, зажимая их между большим и указательным пальцами,
использует пинцетный захват____________________ _________ __________________

Опускает мелкие предметы в коробочку с отверстиями, перелистывает книгу, захватывая несколько листов одновременно; вставляет стержень в отверстие; строит башню из двух кубиков: рисует каракули; зачерпывает ложкой еду: пьет из чашки, строит башню из 3-4 кубиков; вставляет круглую, квадратную и треугольную формы в соответствующие отверстия; может застегнуть и расстегнуть неразъемную молнию снимает расстегнутую одежду, листает книгу по одной странице

Поворачивает дверную ручку; нанизывает крупные бусы; складывает пополам бумагу; делает одно движение ножницами: рисует, двигая всей рукой от плеча; вырезает из бумаги простые фигуры; раскатывает пластилин; аккуратно ест ложкой и вилкой: чистит банан; разворачивает фантик; пьет из чашки, держа ее одной рукой; надевает свободную одежду

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 394 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Предисловие ко второму изданию

Диагностическая шкала оценки этапов довербального

и начального вербального развития

Основные показатели довербального и вербального развития 1

Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком

Улыбка при общении

Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление

Дифференцированность комплекса оживления, смех

Дифференциация направления звука, певучее гуление

Готовность к совместной деятельности, ориентация на игровой колокольчик — вызванная реакция

Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов ба-ба и т.п.

Общение с помощью жестов, игра в «ладушки»

Ситуационное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослым, использование 1—2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией

Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением

Использование 3—4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом

Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста

Показывает одну из частей тела, словарный запас 7 — 20 слов

Показывает три части тела, использует фразу из 2 слов, словарный запас — 21) слов

Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения я, ты, мне; предложения строит из 2 слов

Адекватно использует местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один»

Словарный запас 250 слов, использует предложение из 3 слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов; выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи

кубик в коробку».

Обследование детей проводится в динамике. Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска. Ребенок, не пользующийся фразовой речью к 30 месяцам жизни, должен быть обязательно консультирован врачом (детским невропатологом или психоневрологом) и логопедом.

Следует иметь в виду, что до того, как ребенок научится произносить первые слова, он должен понимать обращенную речь. Мы рекомендуем следующую шкалу оценки понимания речи.

Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. (Этот уровень характерен для здорового ребенка 3 — 6 месяцев.)

Ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам («поцелуи маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя» и т.д.) (6 — 10 месяцев).

Ребенок понимает название отдельных предметов (10—12 месяцев), узнает их изображения (12—14 месяцев), узнает их на сюжетных картинках (15—18 месяцев)

Ребенок понимает обозначения действий в различных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»); двухступенчатую инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»); значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Ребенку доступно установление причинно-следственных связей (2 года 6 месяцев).

Ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее (2 года 6 месяцев — 3 года).

Ребенок понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной, привычной ситуации (к 4 годам).

В случае отсутствия у ребенка понимания речи и собственной речи важно оценить, как он воспринимает жесты и мимику, использует ли их в общении с окружающими.

Основы медицинской коррекции общего недоразвития речи

Контингент дошкольников с общим недоразвитием речи представлен главным образом детьми с остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы (или с проявлениями перинатальной энцефалопатии) . Это обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности. Успешная логопедическая коррекция в этих случаях часто становится возможной только при наличии медикаментозного лечения.

Однако применение медикаментозного лечения требует тщательной клинической дифференциации. Основными лекарственными препаратами, применяемыми при лечении резидуально-органических расстройств центральной нервной системы, в том числе и общего недоразвития речи и различных нарушений психической деятельности, являются психостимуляторы. Эти лекарственные препараты оказывают стимулирующее действие на мозговые структуры, повышают психическую и физическую работоспособность организма.

Среди них особо важное значение при лечении детей с общим недоразвитием речи имеют ноотропы (ноо — греч. «разум», тропос —«движение»). Препараты этой группы непосредственно воздействуют на обменные процессы нервных клеток головного мозга, являясь, по существу, синтетическими аналогами биологически активных соединений, вырабатываемых в центральной нервной системе человека. Эти вещества активизируют энергетический обмен в клетках головного мозга, стимулируя тем самым их деятельность.

Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий: соблюдении режима дня, закаливании организма, водных процедурах, физиотерапии, физическом воспитании. Многие из них нуждаются в массаже, лечебной гимнастике, ритмике.

Важное значение имеет развитие двигательных функций и коррекция даже нерезко выраженных двигательных нарушений. В младшем дошкольном возрасте у детей развивают общие двигательные умения, координацию движений; в среднем и старшем — ручную умелость, формируют навыки пространственно-временной организации движений, подготавливают руку к письму.

Важное значение для развития движений имеют игры с пением и музыкальным сопровождением. В этих играх дети учатся слушать песенки, понимать их содержание и выполнять действия в соответствии с содержанием. Необходимо также тренировать детей в равновесии, формировать у них так называемую перекрестную координацию движений. Например, в положении лежа на спине одновременно поднимаются вверх правая рука и левая нога или они отводятся в сторону; подобные упражнения делаются сидя и стоя. Ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению общего недоразвития речи у детей с ранним органическим поражением центральной нервной системы.

Таким образом, преодоление общего недоразвития речи является комплексной медико-педагогической проблемой. Успешность ее разработки тесно связана с вопросом дифференциального диагноза данной формы речевой патологии. Знание логопедом основ медикаментозного лечения общего недоразвития речи несомненно будет способствовать повышению эффективности логопедической работы. При этом логопеду ни в коем случае не следует стремиться к постановке клинического диагноза и тем более к даче рекомендаций по лечению; его задачей является квалифицированная педагогическая диагностика уровня речевого развития и разработка содержания и методов поэтапного логопедического воздействия.

Раздел 2
УСВОЕНИЕ РОДНОГО (РУССКОГО) ЯЗЫКА
В ПРОЦЕССЕ ОНТО- И ДИЗОНТОГЕНЕЗА РЕЧИ ( Н.С. Жукова )

В логопедии термином онтогенез речи принято обозначать весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления.

В нашем изложении оба термина используются значительно уже, а именно:

для обозначения того периода динамичного развития детской речи, который начинается с появления у ребенка первых слов и продолжается до становления развернутой фразовой речи;

главным показателем уровня развития детской речи мы выбрали кульминационный процесс речевого высказывания — умение ребенка строить предложения различной структуры;

рассматриваются те данные о нарушенном и нормальном процессе усвоения детьми родного языка, которые необходимы для построения коррекционного обучения: первоначальный словарный запас, нарушения слоговой структуры слов, аграмматизм, нарушения звукопроизношения и некоторые другие.

Почти вся речевая патология в детском возрасте обусловлена теми или иными факторами (причинами), которые действовали до того, как у ребенка началось развитие речи. Исключение представляют афазические расстройства, которые в раннем возрасте встречаются редко. А поэтому каждому ребенку, с любой формой поражения речевой функции, независимо от того, захватывает ли поражение центральные механизмы речи (например, при алалии) или только периферические (например, при ринолалии) или то и другое сочетаются между собой, предстоит овладеть родным языком сначала как средством общения, а затем как средством мышления. А для этого предстоит пройти сложный путь усвоения языка как системы, в которой все ее составные части и элементы (слова, морфы, фонемы и т.п.) находятся в закономерных отношениях.

Проследить и понять, каким образом дети с нарушениями развития речи овладевают системой языка со всем характеризующим многообразием лексико-грамматических и фонетических явлений, в какой последовательности усваивают лексико-грамматические единицы, их обобщенные и частные формы, операции с ними, — возможно только в том случае, если опираться на знание общих законов развития детской речи в норме.

В исследованиях по логопедии всегда указывалось на то, что развитие речи в норме и в условиях патологии характеризуется рядом общих черт и закономерностей. Однако до недавнего времени эти положения не подтверждались конкретными фактами, посредством которых было бы показано, в чем именно заключается общность и различие нормального и нарушенного хода речевого развития ребенка.

Медленно и своеобразно продвигаются дети с нарушениями развития речи в овладении родным языком. На каждом этапе развития они испытывают свои определенные трудности в усвоении тех или иных единиц речи. При этом один и тот же уровень языкового развития может иметь место у детей разного возраста и при различных диагнозах. Например, дети с первично сохранным интеллектом и нормальным слухом в качестве словесных средств общения используют десяток «лепетных слов» и в 3, и в 5, и в 6 лет. Однако из современной практики логопедии известно, что указанный уровень речевого развития у шестилеток встречается теперь крайне редко в сравнении с данными 20-летней давности 1 .

Практическая логопедия также хорошо знает, что одни и те же неправильные формы слов и своеобразные словосочетания встречаются и при алалии, и при задержке речевого развития, и при дизартрии.

Исследователи аномальной детской речи давно поднимали вопрос о неправомерности постановки «речевого диагноза» только на основании описания у детей особенностей их речевых средств общения, взятых в статике и в отрыве от общей клинической картины.

Практиками было обращено внимание на спонтанное развитие аномальной детской речи, указывалось на то, что различные периоды ее своеобразного формирования часто квалифицируются как «речевые диагнозы», которые видоизменяются по мере роста и овладения ребенком родным языком.

Темп спонтанного усвоения ребенком различных структур языка является дополнительным диагностическим признаком варианта речевого недоразвития (алалия или задержка).

Однако сведения о вариантах динамики обратимости общего недоразвития речи лежат пока за порогом наших знаний и не могут быть получены до тех пор, пока не будут познаны до конца процессы усвоения родного языка детьми с нарушениями развития речи в сравнении с конкретными данными нормы.

Для того чтобы выявить конкретные факты общности и различий нормального и нарушенного хода речевого развития, необходимо проследить процесс усвоения родного языка в двух рассматриваемых случаях.

Для такого сравнения целесообразно сопоставить не описание речевых особенностей обеих категорий детей одного и того же возраста или с разницей в 1 — 2 года, а сравнить характер их речевой деятельности в зависимости от этапа языкового развития. При таком подходе возраст ребенка не используется для характеристики уровня развития его речи.

Ниже рассматриваются в сравнительном плане процессы становления детской речи в условиях нормы и патологии, вычленяются этапы речевого развития и общие закономерности, наблюдаемые у обеих категорий детей; раскрываются те своеобразные проявления дизонтогенеза, которые имеют место при всех формах общего недоразвития речи.

Не исключено, что специфические проявления, свойственные дизонтогенезу речи, могут быть выраженными и во всей полноте, и в меньшей степени, как быстро, так и медленно изживаемы из речевой практики ребенка.

Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития

Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития

Возраст Основные показатели довербального и вербального развития (месяцы) При определении возрастных границ появления того или иного речевого феномена мы указываем тот крайний рубеж, когда он должен быть сформирован у всех нормальных детей.

1 Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком.

2 Улыбка при общении.

3 Комплекс оживления при общении с взрослым, гуление.

4 Дифференцированность комплекса оживления, смех.

5 Дифференциация направления звука, певучее гуление.

7 Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик — вызванная реакция.

8 Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов ба-ба и т. п.

9 Общение с помощью жестов, игра в „ладушки”.

10 Ситуационное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослым, использование 1—2 „лепетных слов”, понятных при соотнесении с ситуацией.

11 Использование 3 „лепетных слов” с соотнесением.

12 Использование 3—4 „лепетных слов” с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом.

15 Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста.

18 Показывает одну из частей тела, словарный запас 7—20 слов.

21 Показывает три части тела, использует фразу из 2 слов, словарный запас —20 слов.

24 Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения я, ты, мне; предло­жения строит из 2 слов.

30 Адекватно использует местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие „один”.

36 Словарный запас 250 слов, использует предложение из 3 слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов; выполняет задания типа „положи кубик под чашку”, „положи кубик в коробку”.

Обследование детей проводится в динамике. Дети, стойко отстающие на один возрастной период,
относятся к группе риска. Ребенок, не пользующийся фразовой речью к 30 месяцам жизни, должен
быть обязательно консультирован врачом (детским невропатологом или психоневрологом) и
логопедом. Следует иметь в виду, что до того, как ребенок научится произносить первые слова, он
должен понимать обращенную речь. Мы рекомендуем следующую шкалу оценки понимания речи.

I уровень

Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Этот уровень характерен для здорового ребенка 3— 6 мес.

II уровень

Ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам («поцелуй маму», «где папа», «дай ручку», «нельзя») (6—10) месяцев).

III уровень

Ребенок понимает название отдельных предметов (10—12 месяцев), узнает их изображения (12—14 месяцев), узнает их на сюжетных картинках (15—18 месяцев)

IV уровень

Ребенок понимает обозначения действий в различных ситуациях («покажи, кто
сидит, кто спит»); двухступенчатую инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»);
значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?») Ребенку доступно установление причинно-следственных связей (2 гола 6 месяцев)

V уровень

Ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и
без нее (2 года 6 месяцев —3 года).

VI уровень

Ребенок понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне
конкретной, привычной ситуации (к 4 годам).

«Диагностическая шкала оценки этапов начального речевого(вербального) развития в норме Возраст Основные показатели довербального и вербального развития 11 месяцев Использования 3 . »

Практический материал для занятий с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития

Уважаемые родители, в данной статье предлагаем Вам ознакомиться с игровыми упражнениями по развитию речи. А для начала изучите, представленные в таблице нормативные показатели речевого развития ребенка.

оценки этапов начального речевого(вербального) развития в норме

Возраст Основные показатели довербального и вербального развития

11 месяцев Использования 3 «лепетных» слов с соотнесением.

12 месяцев. Использование простой инструкции, дополняемой жестом. Использование 3-4 «лепетных» слов

1 год 3 месяца 6 слов произносит. Понимает простую инструкцию без жеста.

1 год 6 месяцев Словарный запас 7-20 слов. Показывает одну из частей тела.

1 год 10 месяцев ФРАЗА из 2 слов, словарный запас 20 слов. Показывает 3 части тела.

2 года Словарь – минимум 50 слов. Предложение из 2-х слов. Понимает двухэтапную инструкцию.

2 года 10 месяцев. Адекватно использует местоимения Я, ТЫ, МНЕ. Имеет представление о значении слова «один».

3 года Словарный запас около 250 слов, предложения из 3 слов, называет свое имя, пол, возраст, выполняет задания типа «положи кубик в коробку», «положи кубик под чашку»

Шкала оценки понимания речи в норме

(до того как ребенок научиться произносить, он должен понимать обращенную речь).

ВОЗРАСТ УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ

3-6 месяцев Прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса

6-10 месяцев Понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам «поцелуй маму», «где папа», «дай руку», «нельзя» и т.д.

10-12 месяцев Понимает названия отдельных предметов

12-14 месяцев Узнает предметы по изображениям

15-18 месяцев Узнает предметы на сюжетных картинках

2 года 6 месяцев Понимает обозначения действий в различных ситуациях: «покажи, кто сидит, кто спит», понимает двухступенчатую инструкцию, вроде – «пойди в кухню и принеси чашку» и т.п.

2 года 6 месяцев – 3 года Понимает прочитанные взрослым короткие рассказы и сказки со зрительной опорой на иллюстрации и без нее

4 года Понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной, привычной ситуации

Оценив уровень речевого развития ребенка по предложенным параметрам, вы можете самостоятельно решить – есть ли основания для обращения за профессиональной помощью к специалисту, или речевое развитие вашего ребенка, в целом, происходит благополучно.

Безусловно, если вы обратились за профессиональной помощью к логопеду, психологу, дефектологу или другому специалисту, выполнение его рекомендации, в том числе и по проведению самостоятельных занятий с ребенком, не должно ставиться под сомнение. Доверие к специалисту и добросовестное выполнение его рекомендаций – существенный фактор успеха в коррекционной и развивающей работе. Однако, сам факт обращения за профессиональной помощью не может служить оправданием вашей пассивности в отношении развития собственного ребенка. Ниже мы приводим ряд практических рекомендаций по проведению коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, доступных для выполнения в домашних условиях.

Подготовительный этап работы

1. Развитие общей моторики

Необходимым условием успешной работы по развитию речи является положительный настрой ребенка, поэтому мы рекомендуем начинать занятия с упражнений на развитие общей моторики. Упражнения направлены на развитие координации вашего малыша. Эти задания научат его сочетать движения со стихотворным текстом, улучшат эмоциональный фон ребенка.

Возьмите зеркало. Улыбнитесь вместе с вашим малышом. Покажите, какой он славный. А теперь нахмурьтесь. Повторите 2-3 раза

Вот идет колючий еж

(топаем, идем по кругу).

Он на елочку похож

(руки вверх, пальчики растопырены).

Все грибочки еж собрал

(наклоняемся, «собираем грибочки»).

И домой он зашуршал

(идем, шурша по полу)

А лисичка хлоп-хлоп

Мышка в норку забежала

(ручки вместе, пробежать по кругу и присесть)

Рядом кошку увидала

(ручки на головке – как ушки у кошки)

-Ой! Ой! Ой!- сказала мышка.-

(Обнимаем руками себя)

– Не трусь, малышка!

Будем мы с тобой дружить,

Песни петь и суп варить

(кулачком стучим по кулачку)

(руки вверх вытянуть)

(руки вместе и развести в стороны)

С острой крышей

(руки в виде крыши)

В доме я живу с тобой

Зажмите ручки в кулачки-Тучки, а теперь поднимите ручки вверх, и пальчики раскрыты – Солнышки

2. Дыхательная гимнастика

Для того, что бы малыш начал говорить необходимо выполнять дыхательные и артикуляционные упражнения. Старайтесь выполнять эти упражнения не реже 3-4 раз в неделю, от 2-до 5 минут, повторяя каждое упражнение 2-3 раза.

Ручки полукругом. Изображая толстенького мишку. Идем вперевалочку и говорим: «Ух-Ух-Ух»

Подносим к ребенку цветочек.

Вдыхаем носиком. И на выдохе говорим: «Ах!».

Затем «берем» воображаемый цветок. Упражнение повторяется

Руки вместе. Вытянуты вперед. («хобот слона»)

Наклоняемся вперед, говорим: «Ха- хо- ху- хи»

Держите ладошки вашего малыша, плотно прилегающие друг к другу.

Говорим Ш-Ш-Ш и ладошки расходятся, «надувая» шарик.

«Вот какой шарик получился!»

Нарисуйте на листе бумаги дорожки: прямую, волнистую и виде восьмерки. Возьмите маленькую машинку. Вместе с малышом провезите машинку по дорожке, произнося при этом «А-А-А», затем «О-О-О», «У-У-У», «И-И-И», и сливая два гласных «А-О», «А-У», три гласных «А-О-У», и все 4 гласных звука «А-О-У-И». «Свеча»

Держите перед ребенком зажженную свечу. Попросите ребенка задуть свечку, увеличивая с каждым разом расстояние между ребенком и свечкой.

Или нарисуйте свечку с пламенем и вырежьте ее из тонкой бумаги. Попросите малыша подуть на свечку, чтобы «пламя» колыхалось.

Теперь ваш малыш станет волшебником. Взмахните руками. Руки наверху. Теперь плавно их опуская повторите: «М-м-м-А». Игра продолжается, повторяя «м-м-м-о», «м-м-м-у», «м-м-м-ы».

Приподнимите вверх указательный пальчик малыша и, выполняя спиралевидные движения, изображающие полет комарика, произносите «З-З-З». Упражнение заканчивается хлопком рук: «Поймали комарика»

3. Артикуляционная гимнастика

Эти упражнения помогут улучшить подвижность артикуляционных органов, увеличат объем и силу движений, скоординируют позы губ, языка, необходимых для произнесения звуков, звукосочетаний, а позже и слов вашего малыша.

Ротик вашего малыша – это «домик». Постучитесь пальчиком по щечке – «тук – тук» – и ротик малыша открылся «Дверки дома открылись». Говорим : «Пока! Пока!» – ротик закрывается. «Блинчик»

Высовываем язычок и губками «шлепаем» по язычку. Проговаривая: «пя-пя-пя»

Покажите вашему малышу его губки. Говорим: «Раз-два-три и губки улыбаются». Затем снова повторяем: «раз-два-три» – и губки вытягиваются вперед» «Окошечко»

Открываем ротик, произнося звук «О». И удерживаем эту позу в течении 3-5 секунд

Приоткрыть рот, облизывая верхнюю губу, а затем нижнюю губу.

Широко открыть рот и, улыбнувшись, положить кончик языка за нижние зубы, а потом поднять его за верхние зубы

Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Держать язычок в таком положении 5-10 секунд. «Пузырь»

Надуть щечки, пальчиками с двух сторон дотронуться до щечек и сдуть пузырь

Первый этап – работа над словами-звукоподражателями.

Мы рекомендуем руководить первым рассматриванием картинки ребенком таким образом: сначала взрослый показывает изображение предмета, животного или человека, обводя пальцем наиболее значимые детали, а затем, тоже самое, он делает с помощью пальчика ребенка.

Обратите внимание! Изображаемый объект сначала называем словом, и только после этого произносится звукоподражание, восклицание, лепетное слово. Например, рассматривая с ребенком картинку «самолет», следует говорить: «Это самолет. Самолет летит, самолет гудит «У-У-У.». Полезно предлагать ребенку не один вариант названия предмета, но и другие варианты; а также приводить словосочетания с этим словом. К примеру: кот – котик; кошка – киса – котик.

При названии действия, изображенного на картинке, следует обязательно указывать, какой предмет производит действие: Шарик лопнул – «Бах!», а не просто «Бах!»

Взрослый, озвучивая картинки, «оживляет» их и обращает внимание на изображение звука или речи. Малыш сначала произносит звуки, звукоподражание,слова вместе со взрослым, а затем начинает это делать самостоятельно. Обыгрывая ситуации, изображенные на картинках, взрослый помогает ребенку усвоить некоторые знания об окружающем мире, содействует развитию у него произносительных и речевых навыков:

КАРТИНКИ Речевой материал, произносимый взрослым Речь ребенка

Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития детей

(Е.М. Мастюкова, 1981)

Возраст, месяцыОсновные показатели довербального и вербального развития
Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком
Улыбка при общении
Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление
Дифференцированность комплекса оживления, смех
Дифференциация направления звука, певучее гуление
Лепет
Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик – вызванная реакция
Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов ба-ба. да-да. па-па. ма-ма и т.п.
Общение с помощью жестов, игра в «ладушки»
Ситуационное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослым, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией
Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением
‘ 12Использование 3-4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, допол­няемой жестом
Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста
Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов
Показывает 3 части тела, использует фразу из 2 слов, словарный запас – 20 слов
Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения я, ты. мне; предложения строит из 2 слов
Адекватно использует местоимения я ты, мне, повторяет две цифры в правильной последо­вательности, имеет понятие «один»
Словарный запас 250 слов, использует предложение из 3 слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов: выполняет задания типа «Положи кубик под чашку». «Положи кубик в коробку»

При определении возрастных границ появления того или иного феномена указывается тот крайний рубеж. ко*да он должен быть сформирован у всех нормальных детей

Обследование детей проводится в динамике. Дети, стойко отстающие на один возрастной период относятся к группе риска. Ребенок, не пользующийся фразовой речью к 30 месяцам, должен быть обяза­тельно проконсультирован врачом (детским невропатологом или психоневрологом) и логопедом.

Таблица 4

Шкала оценки понимания речи

(Е.М. Мастюкова, 1990)

УровниВозрастОсновные показатели понимания речи
3-6 месяцевРебенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интона­цию, узнает знакомые голоса
6-10 месяцевРебенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам («Поцелуй маму», «Найди папу», «Дай ручку», «Нельзя») и т. д
10-12 месяцевРебенок понимает названия отдельных предметов
12-14 месяцевРебенок узнает изображения отдельных предметов
15-18 месяцевРебенок узнает изображения отдельных предметов на сюжетных картинках
2 года 6 меся­цевРебенок понимает обозначения действий в различных ситуациях («Покажи, кто сидит, кто спит»); двухступенчатую инструкцию («Пойди на кухню и принеси чашку»); значение предлогов в привычной ситуации («На чем ты сидишь?»)
2 года 6 меся­цев – 3 годаРебенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее
к 4 годамРебенок понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной, привычной ситуации

Таблица 5

Читайте также:  План урока: Дифференциация (с)-(ц)
Ссылка на основную публикацию