Диагностическая карта и приложение к обследованию речевого развития детей младшего возраста

Карта обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет)

Юлия Васильева
Карта обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет)

Образцы мониторинга как приложение к диагностическим картам для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития в условиях ГБДОУ

Диагностические карты обследования, составленные Васильевой Ю. В., разделены на три блока: для детей с ОНР от 2 до 4 лет, для детей с ОНР от 4 до 7 лет, для детей с ЗПР от 3 до 7 лет.

Данные карты дают возможность проследить динамику развития неречевых и речевых психических функций ребенка на протяжении всего периода посещения логопедической группы или группы с ЗПР.

Задания в картах по каждому разделу соответствуют возрастной норме, поэтому легко отследить проблемы в развитии.

Карта обследования детей с ОНР от 2 до 4 лет

Образцы мониторинга как приложение к диагностическим картам для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития в условиях ГБДОУ

Карта обследования ребенка

раннего и младшего дошкольного возраста

(Составители: Ю. В. Васильева)

Фамилия, имя ребенка ___

Дата рождения, возраст ___

Национальность (отметить, если есть документ) ___

Домашний адрес ___

Из какого д/с поступил ___

(№ детского сада, район)

Дата поступления в речевую группу___

Решение медико-педагогической комиссии от ___

Протокол № ___ принят на срок ___

Диагноз медико-педагогической комиссии ___

Дата заполнения речевой карты ___ логопед ___

Решением РМПК от ___

Выпускается с ___ речью

в ___(тип школы, д/сада)

Ответственный за выпуск ___

(фамилии логопедов) ___

возраст при рождении ребенка

возраст при рождении ребенка

Наследственные заболевания ___

Наличие нервно-психических, хронических соматических заболеваний до рождения ребенка ___

Данные о речевых нарушениях родителей и родственников ___

От какой беременности ребенок ___

Протекание беременности (токсикоз первой половины, второй половины беременности, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции)

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные___

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) ___

Когда закричал ребенок ___

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ___

Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый) ___

Вес и рост при рождении ___

Вскармливание (когда принесли кормить) ___

Как взял грудь ___

Наблюдались ли срыгивания, поперхивания ___

Грудное вскармливание до ___

Когда выписались из роддома___

Если задержались, то почему ___

Раннее психомоторное развитие

Когда стал держать головку ___(в норме с 1,5 месяцев)

Когда стал сидеть ___ (в норме с 6 мес.)

Когда стал ходить ___ (в норме с 11-12 мес.)

Когда появились первые зубы ___ (в норме с 6-8 мес.)

К году зубов ___

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)

До 1-го года ___

После 1-го года ___

После 3-х лет ___

Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты)___

Раннее речевое развитие

Лепет ___(в норме 4-8 месяцев)

Характер лепета ___

Первые слова с ___(в норме около 1-го года)

Первые фразы с ___(в норме от 1,5 – 2 лет)

Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине) ___

Использование жестов ___

Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным, постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.)___

Занимались ли с логопедом, с какого возраста___

Результаты логопедической работы ___

I. Исследование неречевых психических функций

1. Общие данные, полученные из наблюдений за ребенком в процессе обследования.

Легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, избирательное, избирательный негативизм, доброжелателен – конфликтен, стремится к лидерству – подчиняется, альтруист, манипулятор, придерживается норм поведения – агрессивен; жалуется, что его обижают – что других обижают. Легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, избирательное, избирательный негативизм, доброжелателен – конфликтен, стремится к лидерству – подчиняется, альтруист, манипулятор, придерживается норм поведения – агрессивен; жалуется, что его обижают – что других обижают.

Устойчивое, неустойчивое Устойчивое, неустойчивое

Характер игровой деятельности

Манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры. Играет один, со сверстниками, младшими – старшими,

со взрослыми. Играет интересно – примитивно, лидер – подчиненность – равенство,

фантазирует – подражает, ладит – обижает,

играет по правилам – нет. Манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры. Играет один, со сверстниками, младшими – старшими,

со взрослыми. Играет интересно – примитивно, лидер – подчиненность – равенство,

фантазирует – подражает, ладит – обижает,

играет по правилам – нет.

2. Состояние слухового внимания

Дифференциация звучащих игрушек (Покажи, какая игрушка звучала)

Определение направления звука (звучащей игрушки)

Карта диагностического обследования речи детей 2-3 лет

По словесной инструкции логопеда:

  • Показать предметы: стол, яблоко, кукла, чашка.
  • Части предмета: ножка стола, рука, нога, глазки, ручка чашки.
  • Понимание обобщающих слов

Выбирать картинки по темам: игрушки, посуда, одежда.

Показать, где девочка: играет, спит, рисует, ест.

  • Выполнить поручения по речевой инструкции: дай куклу, покорми куклу, посади куклу.
  • Понимание форм единственного и множественного числа существительных. Показать на картинках: чашка-чашки, гриб-грибы, кукла-куклы, мяч-мячи.
  • Понимание прежложно-падежных конструкций с предлогами в, на, под.

Положи мячик в коробку. Положи мячик на стол. Положи мячик под стол.

  • Понимание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Покажи на картинках: дом-домик, ложка-ложечка, мяч-мячик, кукла-куколка.
  • Назови существительные
ИгрушкиОдеждаЧасти телаПосуда
МашинаШапкаНосЧашка
КуклаПлатьеУшиЛожка
ПирамидаБрюкиГлазаТарелка
МишкаЮбкаРотВилка
МячШарфВолосыНож
  • Глаголы (вопросы по картинкам)

– Покажи где ___________? (идет, стоит, сидит, рисует, пьет)

    Действия, сходные по ситуации. Инструкции —– —- —(

Вышивает, вяжет, шьет

  • Прилагательные
  • По картинкам назвать
  • Назови: большой – маленький, тонкий – толстый, длинный -короткий, веселый – грустный.

экспрессивной речи (активной)

Обследуется при наличии фразовой речи.

  1. Употребление имен существительных в И.п. единственного и множественного числа.

Стол-столы, мяч-мячи, кукла-куклы, рука-руки, шар-шары, глаз-глаза

  1. Употребление имен существительных в В.п единственного числа без предлога. Назови, что видишь на картинке.

Образец: Я вижу мяч, вижу куклу, вижу собаку, вижу дом.

  1. Употребление имен существительных в Р.п. единственного числа без предлога. Назвать по картинкам.

Это хвост кого? – лисы; это сумка кого? – мамы; это машина кого? – мальчика

  1. Согласование имен существительных с прилагательными. Назвать цвет предметов – шар какой? – красный, машина какая? – зеленая, яблоко какое? – желтое.
  2. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как назвать маленький предмет? (По картинкам.)

Стол – столик, нос – носик, дом – домик, ложка – ложечка, кукла – куколка, кровать – кроватка.

Обследуется при наличии фразовой речи:

  • перессказ рассказа;
  • составление рассказа по картинке.

Определение симптоматики и механизмов нарушений.

  1. Воспроизведение звукоподражаний. Повторить за логопедом:

кукла плачет – а-а-а…,

ребенок плачет – уа-уа-уа…,

поезд гудит – у-у-у…,

ослик кричит – иа-иа-иа…,

мышка пищит – и-и-и…,

кошка мяукает – мяу-мяу-мяу…

  1. Исследование звуко- слоговой структуры слов. (Назови по картинке.) Повтори за логопедом: дыня, самолет, петушок, велосипед.

б, п, м_____________________________________

д, т, м_____________________________________

г, х, к_____________________________________

  • Свистящие__________________________________________
  • Шипящие__________________________________________
  • Аффрикаты________________________________________

9. Анатомическое состояние артикуляционного аппарата (нужное подчеркнуть)

  1. Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы).
  2. Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов).
  3. Челюсти.
  4. Прикус (прогнатия, прогнетия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный).
  5. Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина).
  6. Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка).
  7. Язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).
  1. Состояние мимической мускулатуры:
  • Поднять брови вверх (удивиться).
  • Нахмурить брови (рассердиться).
  • Прищурить глаза.
  • Надуть щеки (толстячок).
  • Втянуть (худышка).

Отметить наличие или сглаженность носогубных складок.

  1. Состояние артикуляционной моторики. Выполнить по подражанию:
  • Губы –улыбка –трубочка.
  • Язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник».
  • Мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.

11. Состояние дыхательной и голосовой функции (нужное подчеркнуть)

  1. Громкость (нормальный, тихий, громкий).
  2. Тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хрпиплый).
  3. Атака голоса (мягкая, твердая).
  4. Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).

Особенности динамической стороны речи (при наличии фразовой речи).

  1. Тембр (нормальный, быстрый, медленный).
  2. Ритм (нормальный, аритмия).
  3. Паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки).
  4. Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

Диагностическая карта и приложение к обследованию речевого развития детей младшего возраста

Е. А. Стребелёва считает, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более эффективной оказывается кор­рекция и компенсация нарушений. Необходимость ранней диагностики определяет­ся важнейшим свойством нервной системы ребенка — пла­стичностью, то есть нервная система молодого организма гиб­ко реагирует на воздействие извне. [3]

В настоящее время растет количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Причины этого явления разнообразны и многочисленны. Это и следствие сочетания различных неблагоприятных факторов: биологических, социальных, и следствие поражения центральной нервной системы различного характера. Вредные факторы, воздействующие на мозг в период его развития, приводят к задержке развития различных функций, в том числе речи.

В нашем городе дети с речевыми нарушениями попадают в специализированные группы в пять лет, в лучшем случае в четыре года, и самый значимый для развития ребенка возраст — до четырех-пяти лет — оказывается упущенным. В школе у такого ребенка возникают проблемы с устной и письменной речью — при обучении чтению и письму.

Читайте также:  Рисование крупами для развития мелкой моторики и речи

Ранняя диагностика нарушений познавательной дея­тельности и речи у детей чрезвычайно важна и крайне необходима. Доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полной и эффективной может оказаться кор­рекция, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.

Как и во всех детских садах города, в нашем ДОУ в 2005 году был организован ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум). В своей работе ПМПк руководствуется письмом Миноб­разования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» от 27.03.2000 г. № 27/901-6.

Согласно Положению о ПМПк, основными задачами ПМПк являются следующие:

– обнаружение и ранняя (с первых дней пребывания воспи­танника в детском саду) диагностика отклонений в развитии;

– выявление резервных возможностей развития воспитанника;

– определение характера, продолжительности и эффективно­сти специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в МДОУ возможностей.

Еще одним не менее важным моментом, побудившим заняться поиском методик диагностики речи младших дошкольников, является запрос родителей детей раннего и младшего возраста. Нарушения речи (а именно — ее отсутствие, непонимание ребенком речи взрослых, непонятность детских высказываний, нежелание использовать речь в общении со взрослым и др.) вызывают беспокойство у родителей малышей второго и третьего года жизни и заставляют их обращаться к специалистам, и прежде всего, к логопедам.

В связи с вышеназванными причинами встал вопрос всестороннего логопедического обследования детей начиная со 2-ой младшей группы.

Современный подход к проблеме выявления и коррекции нарушений речи требует от логопеда четких представлений о том, каким образом и по каким законам происходит становление речи у нормально развивающегося ребенка. Эти знания служат основой для грамотного проведения логопедического обследования детей, своевременного выявления у них речевых нарушений и их адекватной классификации. Лишь на этой основе возможно правильное планирование и реализация систематической коррекционной помощи детям с речевой патологией.

Схема логопедического обследования детей среднего и старшего возраста в ДОУ хорошо отработана и обеспечена достаточным количеством методических пособий и материалов. Обследованиеразвития речи ребенка младшего дошкольного возраста нередко представляет трудности, обусловленные возрастными особенностями. Также возникли сложности с подбором методик и пособий для логопедического обследования детей младшего возраста в условиях дошкольного учреждения. Подобных методик крайне мало, они многозатратны по времени, что является безусловным минусом, так как логопед работающий на коррекционной группе не располагает достаточным временем, для обследования детей массовых групп детского сада по классическим методикам. [1]

Указанные причины послужили толчком для разработки методики «Экспресс-обследование речи детей 2-3 лет». [2].

Данная методика предназначена для оперативного массового обследования развития речи у детей 2 – 3 лет с целью выявления нарушений речи и постановки воспитанников на учет ПМПк.

Методика удобна для использования как в кабинете логопеда, так и в условиях массовой группы. Обследование занимает мало времени, в этом смысле практически исключается возможность утомления ребенка.Содержит необходимый материал для предварительного обследования и анализа общей картины развития речи у детей 2 – 3 лет: лексического запаса, уровня овладения ребенком звукослоговой структурой языка, степени сформированности фразовой речи.

Оборудование для обследования: картинный материал (15 шт.), иллюстрации к стихам А.Барто, иллюстрации к сказке «Курочка Ряба». Картинки однофигурные, с четким контуром, цвета классические достаточно яркие.

Схема обследования следующая.

Обследование начинается с приглашения ребенка посмотреть картинки.

Затем следует предварительная беседа с ребенком о нем самом, о его семье, о любимых игрушках, домашних животных, и т.д., позволяющая составить общее впечатление о ребенке и его речевом развитии. В зависимости от желания ребенка, беседа может быть разбита на части и проводится по ходу обследования.

Далее ребенку предъявляются комплекты картинок. Всего пять комплектов по 3 картинки. Предлагается поочередно назвать картинки и выполнить задания логопеда по этим картинкам.

1 комплект: собака, кошка, утка . Проверяется воспроизведение звукоподражаний, предъявленных и названных логопедом животных и птиц. При желании ребенка можно побеседовать о его домашних питомцах.

2 комплект: зайка, мишка, девочка (кукла) . Сказать ребенку, что девочку зовут Таня, предложить ребенку рассказать стихи А.Барто: «Наша Таня», «Зайка», «Мишка»; стихотворение «Мишка косолапый». Уточняется, знает ли ребенок другие стихи.

3 комплект: юла, кубик, мячик .Предлагается назвать цвета предметов.

4комплект: телефон, лопатка, ведёрко .Подбор глаголов к существительным.

5 комплект: машина, пирамидка, Дед Мороз. Части предметов.

При назывании всех картинок проверяется словарь, отмечается сформированность звукопроизношения, слоговой структуры слова.

После этого ребенку предлагается посмотреть книжку «Курочка Ряба», пересказать сказку по иллюстрациям.

По ходу обследования заполняется Карта экспресс-обследования ребенка 2 – 3 лет (Приложение 1).

Раннее выявление различных отклонений в формировании речи позволяет обратить внимание родителей на задержку речевого развития ребенка,воспитаннику по показаниям получить своевременную медицинскую помощь. Педагоги разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут, представляют родителям необходимые консультации. Таким образом имеется возможность компенсировать первичный дефект и предотвратить вторичные отклонения в развитии речи в более позднем возрасте.

1. Громова О.Е. Логопедическое обследование детей 2 – 4 лет. Методическое пособие/ О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина. М.: Сфера, 2004.

2. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста./Н. В. Нищева. Спб.: Детство-ПРЕСС, 2003.

3. Стреблева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/Е. А. Стребелёва. М.: Просвещение, 2007.

КАРТА ЭКСПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 2 – 3 ЛЕТ

Приложение к карте обследования речевого развития ребенка

С задержкой психического развития

В младшей группе (3-4 лет)

Ф.И. ребенка_______________________________________________

Направление исследования
Исследования лексики и грамматического строя импрессивной речи.Н.г.К.г.
1. Пассивный словарь:а). Понимание конкретных существительных: Инструкция: «Покажи, где (кукла, стол, стул ) части тела (на себе, на кукле): голова, ноги, руки____________ части машины кабина, колеса, кузов, руль:__________________ части дома крыша, окно, дверь ___________________________ б). Понимание обобщающих слов: Инструкция: «Выбери картинку, где»: игрушки ( кубики, мишка, пирамидка, кукла, мяч, машинка, )____ в). Понимание действий: Инструкция: «Покажи, где девочка спит, играет, ест, рисует, гуляет, пьет». Выполнить поручения по речевой инструкции: Дай куклу. Покорми куклу. Посади куклу.
2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных:Инструкция: «Покажи, что назову» (на картинках): шар — шары мяч — мячи кукла – куклы стол — столы
3. Понимание существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами:-Инструкция: « Покажи, что назову» (на картинках): дом – домик стол — столик мяч – мячик стул — стульчик
3. Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за):Инструкция: «Положи мячик (в коробку, на стол, под стол, около стола)».
Средний балл
Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи
1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).
2. Активный словарь:а) Существительные – Назови каждый предмет, нарисованный на картинке (по темам): игрушки_________________________________________________ посуда__________________________________________________ одежда_________________________________________________ домашние животные______________________________________ дикие животные__________________________________________
б) Обобщающие понятия.Назови, одним словом все эти предметы: игрушки одежда посуда животные
в) глагольный словарь- Назови, что делает мальчик (по картинкам): ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет _______________________
3. Состояние грамматического строя речи (при наличии фразовой речи).а) согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода: Инструкция: Назови, какого цвета: шар – красный________ машина – красная______ карандаш – синий_____ чашка – синяя________
б). Употребление предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за):Инструкция: Назови, что…. ( в коробке, на столе, под столом, около стола).
в). Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами:Инструкция: Назови маленький предмет (по картинкам). стол – столик нос — ________________ дом — ______________ ложка -_______________ кукла -_____________ кровать -_____________
г)Образование названий детенышей животных:Инструкция: Назови детенышей животных. У кошки – котенок__________у лисы — ______________ У зайца – ____________ у медведя — ______________
Средний балл
4. Исследования фонематической стороны речи.а). Дидактическая игра «Что звучит?» (колокольчик, погремушка, бубен) Инструкция: «Угадай, что звучит?
б) Показать на картинки предметы, называемые дефектологом:Инструкция: Покажи, что назову: стол – стул папа – баба точка – дочка косы – козы миска – мишка
Средний балл
4. Состояние связной речи (обследуется при наличии фразовой речи).Инструкция: Послушай сказку «Курочка Ряба». Попробуй её повторить. – самостоятельно пересказывает – с помощью взрослого – с заданием не справляется
Средний балл

Исследование звукопроизношения

Характер произношения звуков

Н.г.К.г.Н.г.К.г.Н.г.К.г.а-о-у-и-ы(б)-(п)-(м)(в)-(ф)(д)-(т)-(н)(г)-(к)-(х)(й)(я)(е)(ё)(ю)(с)(с’)(з)(з’)(ц)(ш)(ж)(щ)(ч)(л)(л’)(р)(р’)

При составлении схемы обследования мы руководствовались рекомендациями выше указанных авторов. Приемы обследования нами использованы и адаптированы с учетом цели исследования и контингента обследованных детей. Изучая познавательное и речевое развитие детей, учитывали его развитие в онтогенезе в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями [8].

Новизна предлагаемого диагностического инструментария в том, что он рассчитан на комплексный подход к изучению личности ребенка с ЗПР. Диагностическое пособие включает в себя подробные рекомендации, и шкалу количественной оценки разработанная ведущими специалистами коррекционной педагогики Е.А. Стребелевой, С.Д. Забрамной. Представленная разработка помогает определить уровень развития детей младшего дошкольного возраста и спланировать первую ступень индивидуального маршрута развития.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия: Звук (Р), Путешествие на сказочный остров

Практическая ценность заключается в том, что представленные диагностические материалы соответствуют мотивации обследования и практическому использованию в сфере образования. Диагностическое пособие не требует дополнительной информации, в нем сосредоточен материал, позволяющий изучить уровень познавательного развития детей дошкольного возраста 3-4 лет и определить основные параметры познавательного развития ребенка: принятия задания, способ его решения, обучения во время мониторинга, отношения к результату своей деятельности.

Разносторонность мониторинга познавательного развития детей младшего дошкольного возраста позволяет обнаружить отклонения и определить стратегию коррекционного воздействия в полном объеме на данный период дошкольного возраста.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

1. Архипова Е.Ф. Скрининговая методика обследования психо-моторного развития детей // Логопед. – 2005.
2. Борякова Н.Ю. К проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического и речевого развития. // Коррекционная педагогика. – 2004. — №6.
3. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 1999.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский. – М. Лабиринт – 1996.
5. Дробинская А.О. Ребёнок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. –М: Школьная пресса, 2005
6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб, методических рекомендаций / Под ред. Балобанова В.П. и др.. – СПб.: Детство Пресс, 2001.
7. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.
8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010.
9. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Под. ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2009.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 188 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Система ранней диагностики речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивают процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию (в частности, отношения со взрослыми и другими детьми).

Раннее речевое развитие и становление когнитивной сферы ребёнка – теоретически и практически значимая проблема логопедии. Пластичность активно формирующегося мозга двух трехлетнего малыша позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности.

В современной педагогике разработано и внедрено большое количество методик и пособий для развития речи дошкольника. Эти программы составлены с учетом возрастных и психологических особенностей детей, но рассчитаны они на среднего ребёнка (в то время как количество детей с различными речевыми нарушениями увеличивается год от года), в них учитываются возрастные особенности, но не принимаются во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка.

На базе имеющихся методик необходимо вырабатывать индивидуальный подход к развитию речи каждого ребёнка. Это возможно при осознании и овладении следующими принципами:

  • Знание возрастных особенностей и возможностей дошкольников.
  • Диагностика и учет уровня речевого развития каждого ребенка.
  • Тесная связь с логопедическими технологиями.
  • Сбалансированный охват всех сторон детской речи.
  • Осознанное отношение педагогов и родителей к речи детей.
  • Взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу.

Чтобы наша работа была плодотворнее и эффективнее, необходимо выявить реальные способности малыша, его сильные и слабые стороны. Именно для этого проводится индивидуальная диагностика, учитывающая особенности речевого развития современных детей и позволяющая выполнить социальный заказ их родителей, т.е. качественную подготовку к школе.

Уже ни у кого не вызывает сомнение, что раннее выявление проблем речи – путь к наиболее качественному результату в коррекционной работе. Но как наиболее грамотно и полноценно определить возможности детей? Ведь в силу психологических особенностей дети до 3 лет ориентированы на близких людей (родственников или взрослых, с которыми они проводят много времени). Многочисленные исследования доказали, что особенности речевой стратегии взрослого могут стимулировать или тормозить развитие речи ребёнка. Учитель – логопед знает как формируется речь в норме, он может правильно организовать занятия, помочь педагогам и родителям проанализировать особенности общения с ним и выбрать наиболее эффективные стратегии для овладения новыми языковыми средствами. Именно это и является работой логопеда детского сада.

Для изучения семьи, ее особенностей и интересов, социальных установок для обеспечения полноценного развития ребёнка родителям были предложены анкеты и опросники. Анализируя и сравнивая которые, я отметила зачастую неправильную расстановку акцентов и неадекватную оценка детской речи (например: некоторых родителей не волнует незнание детьми элементарных этикетных слов, но вызывает большую тревогу отсутствие у двух-трехлетнего ребенка звука -р-).

Для проверки речевого развития педагогами, мной были разработаны индивидуальные речевые карты на каждую возрастную группу, начиная с 1 младшей. Для диагностики детей второго года жизни использовались методика Исениной “Изучение понимания речи” (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

В начале года я провела консультацию для воспитателей, на которой ознакомила с речевыми особенностями каждой возрастной группы, способами диагностики и критериями оценки.

Данные речевого обследования заносятся педагогами в таблицы (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) и сдаются для обработки мне. Я анализирую полученные результаты “по вертикали” и “по горизонтали”.

“По горизонтали” определяю сильные и слабые стороны речи каждого ребенка, которые сравниваю с речевой нормой и с результатами предыдущего обследования. На основании этого отмечаю индивидуальные достижения каждого ребенка, намечаю пути работы в детском саду и семье. Данная информация становится содержанием индивидуальных бесед с родителями, при этом результаты обследования сообщаются близким родственникам строго в конфиденциальном порядке.

“По вертикали” мною определяются сильные и слабые стороны речевого развития всей группы в целом, а в конце года проводится сравнительный анализ результатов последнего и настоящего обследования. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Воспитателям предлагаю использовать полученные результаты диагностики и мои рекомендации, как своеобразный план индивидуальной и подгрупповой работы по развитию речи. Конкретное содержание занятий педагоги отбирают самостоятельно, ориентируясь на:

  • результаты обследования развития речи;
  • рекомендации логопеда;
  • результаты анализа фронтальных занятий (для детей, не справляющихся с программой).

Работа по результатам диагностики на начало учебного года по возрастным группам

Второй год жизни

Так как на втором году жизни в “отстающих” оказались:

  • выполнение действий с разными предметами (низкий ур. – 31%);
  • выполнение движений по просьбе взрослого (низкий ур – 24%);
  • нахождение названных предметов/игрушек (низкий ур – 24%);

в октябре воспитателям были предложены следующие упражнения и игры: “Глазки, носики и ушки”, “Кто к нам пришел?”, “Ручками похлопаем, ножками потопаем”, “Покажи … /игрушку, предмет”, “Найди, где спряталась …”, “Заинька, поскачи”.

По этому же принципу давались рекомендации на каждый календарный месяц.

На конец года у нас не было ни одного низкого результата, дети удачно справились со всеми пробами. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

Первая младшая группа

Диагностика выявила следующие проблемы:

  • образование слов с уменьшительно – ласкательной формой (низкий ур – 94%, конец года – 40%);
  • образование существительных в родительном падеже (низкий ур – 60%, конец года – 20%);
  • подбор слов – определений (низкий ур. – 60%, конец года – 0%);
  • сочетание речи с действием (низкий ур – 54%, конец года – 0%);
  • определение направления звучащей игрушки (низкий ур. – 54%, конец года – 0%)

Работа по формированию речевых навыков детей

1 младшей группы в октябре

Упражнения: “Споем колыбельную мишке”, “Подуем на пушинку”, “Угадай овощ по запаху”, “Понюхаем цветочки”

Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения: “Поезд” (вытягивание губ трубочкой), “Медвежата едят мёд” (имитация “слизывания”), “Покормим птенчиков” (широкое открывание рта).

Развитие мелкой моторики.

Проговаривание потешек с имитацией действий, игра “Погладим животных”.

Развитие чувства ритма.

Упражнение “Музыканты” (слушать и повторять за воспитателем звуки музыкальных инструментов + имитация игры)

Развитие понимания речи.

Упражнения “Поручение”, “Позови ласково”.

  • Пальчиковая гимнастика.
    “Ладушки”, “Поймай комара”, “Наши пальчики играли”, “В огород пойдём, урожай соберём”.
  • К апрелю низкий общегрупповой результат сократился с 40% до 6%.

    По остальным возрастным группам работа ведется аналогичным способом.

    Анализируя работу за текущий учебный год хочется отметить, что педагоги стали проводить диагностику более качественно и осознано, а работа по развитию речи ведется целесообразно и адресно, с учетом индивидуальных возможностей и проблем каждого ребенка.

    Список использованной литературы

  • Гербова В.В., Казакова Р.Г., Кононова И.М. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ Под ред. Г.М. Ляминой. М., 1981.
  • Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2–4 лет. Методическое пособие, стимульный материал. Сфера.
  • Журнал “Дошкольная педагогика”2007/ноябрь.
  • Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. методическое пособие.- М.: Мозаика – Синтез.
  • Журнал “Логопед” 2006, №4; 2007, №6.
  • Нищева Н.В. Организация Коррекционно – развивающей работы в младшей группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.
  • Материалы Интернет сайтов.
  • Комплексная диагностическая карта речевого развития ребенка

      Анатолий Бахметев 2 лет назад Просмотров:

    1 Комплексная диагностическая карта речевого развития ребенка Ф.И.О._Дата рождения Домашний адрес Поступил (дата) Решение ПМПК от Протокол Принят на срок Заключение ПМПК Дата заполнения речевой карты Логопед Развитие психических процессов 1. Восприятие 5 лет 6 лет Цвет Форма Время Пространство 2. Внимание: Концентрация Устойчивость 3. Память: Объем зрител. Линейный ряд Объем слухов. Линейный ряд 4. Мышление: Обобщение Классификация 4-й лишний Разрезные карт Сериация Выводы: Разговорно-описательная беседа Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Где ты живешь? С кем ты живешь? Какие у тебя есть игрушки? Расскажи о любимой игрушке. Что ты делал сегодня утром (по порядку)? Какое сейчас время года? Как ты догадался? Артикуляционный аппарат Губы естественной толщины, толстые, послеоперационные рубцы, загубные уздечки (укорочены, короткая уздечка верхней губы). Зубы ровные, здоровые, расположены вне челюстной дуги, мелкие, редкие, кривые, недоразвитые, кариозные, наличие диастем, отсутствие верхних, нижних передних зубов. Прикус физиологический, открытый передний, открытый боковой, односторонний, двусторонний. Строение челюсти прогения, прогнатия, норма. Язык толстый, вялый, напряженный, маленький, большой, длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут вглубь рта. Подъязычная уздечка короткая, эластичная, натянутая, приращенная, не эластичная, норма. Маленький язычок отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону. Нѐбо куполообразное, естественной высоты, чрезмерно узкое, высокое, плоское, субмукозная расщелина, послеоперационные рубцы. Выводы: 1

    Читайте также:  Пальчиковые игры для детей 3-4 лет

    2 Состояние моторной сферы 1. Общая моторика 5 лет 6 лет Объем движений, темп координация, точность переключаемость. 2. Ручная моторика. Темп движений, объем, координация, точность, переключаемость. 3. Моторика артикуляционного аппарата: Движения нижней челюсти Движения губ Движения языка Движения мягкого неба Выводы: Состояние мимической мускулатуры Движения мышц лба Движения мышц глаз Движения мышц щек Создание мимических поз Выводы: Состояние просодики Голос Темп речи Выразительность Дыхание Выдох Разборчивость Выводы: Состояние звукопроизношения Гласные дата ссь ззь ц ш ж щ ч й ррь лль гкх дт бп вф мн Выводы 2

    3 5-6лет.1.Опознание фонемы/о/ *из ряда гласных: А-О-У-О-Ы *из слогов: па-по-ум-ом-ту-то * из слов: мак, кот, сын, ком /М/ *из ряда звуков:м,т,н,м.. *из слогов: па-ма-ха-ну-ку-ом *из слов:суп, ком,сок,дом,мак 6лет. Определение наличия заданного звука (по картинке) 5 лет. 2. Повторение слоговых рядов: ба-па, ха-ка, ва-фа,ня-на да-та-да, ка-га-ка, мы-ни-мы, дом-том-ком, Тима- Дима- Сима. 6 лет: са-ша-са, за-са-за, ща-ча ща, са-ца-са, ча-тя-ча, ща-ся-ща кот-год-кот, почка-бочка-точка. 3.Рапзличение оппозиционных фонем в словах (по картинке) 5 лет:баман, баван, панаи, банан шанки,фанки,сянки, танки, санки 6 лет:гйюфа, груфа,глуса, груша суска,шушка,суфка,фушка,сушка Обследование функций фонематического слуха Начало года Конец года примечания Выводы: Обследование навыков звукового анализа и синтеза 5 лет. 1. Выделение ударного гласного: Алик, Оля, Ира, утка, 2. Выделение первого согласн. звука: год, волк, банка, танк,коза 3. Выделение последнего звука: пила, очки, кот, жук, дом, окно 6 лет. 1. Определение последовательности звуков в слове: дом,суп, шина, луна, банка,диван 2. Определение количества звуков в словах: нос, рак, луна, совы, батон, лампа. 3. Определение места звука /М/ в словах: майка, камыш, альбом. Выводы: 5 лет. 1. Воспроизведение слоговой структуры слова по классам. 2. Воспроизведение ритмического рисунка: -\-\; – \ – \-. 5 лет. 3. Воспроизведение слов сложной слоговой структуры:сковорода,аквариум, магнитофон,милиционер,велосипед 6 лет:строительство, фортопиано, библиотекарь,регулировщик 5 лет. 4. Воспроизведение предложений: Экскурсовод проводит экскурсию. В аптеке покупают горькое лекарство. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова 3

    4 6 лет: Водопроводчик чинит водопровод. В цирке выступают дрессированные хищники. Выводы: 5 лет.1.выполнение инструкций:подними ручку. Возьми на полке книгу и положи на стол. 2. Понимание рода:женя упал, Женя упала. Саша заплакала, Саша заплакал. 3. Понимание падежа: Покажи линейку ручкой; карандашом ручку; карандаш линейкой. 4. Понимание значений предлогов: к, в, на, за, под, из, перед 6 лет: из-за, из-под, около. 5 лет. 5. Понимание инверсионных конструкций: Мальчик убегает от щенка. Щенок убегает от мальчика (по картинке). Собака больше кошки. Кто меньше? 6 лет: 1.Петя ударил Васю. Кому больно?2.колю встретил Миша.Кто приехал? 3.Я умылся после того, как сделал зарядку. Что раньше? Обследование состояния импрессивной речи Выводы: Обследование состояния экспрессивной речи 1. Состояние активного словаря Словарь существительных Начало года Конец года Примечание 5лет.1.Названия предметов, обобщающие слова: Игрушки: мяч, юла, пирамида, паровозик, кукла, скакалка. Посуда: чашка, кастрюля, нож, тарелка, вилка, стакан. Одежда: платье, кофта, брюки, юбка, майка, рубашка. Обувь: валенки, туфли, сапоги, ботинки, кроссовки, тапки. Мебель: шкаф, диван, стол, стул, кресло, кровать. Овощи: помидор, огурец, репа, лук, свекла, редиска. Фрукты: яблоко, груша, банан, апельсин, лимон, слива. Дом. животные: корова, собака, кошка, лошадь, коза, свинья. Дик. животные: медведь, волк, лиса, ѐж, заяц, белка. Птицы: ворона, голубь, сова, петух, утка, индюк. Профессии: водитель, учитель, повар, врач, маляр, продавец. Транспорт: самолет, машина, автобус, катер, трамвай, поезд. _ 4

    5 6 лет: Дом: стена, пол, дверь, потолок,лифт,балкон, лестница. Город: улица, здание, фонтан, памятник, клумба, парк. Семья: Родители, внуки, дети, племянники, сестра, брат. Школа: пенал, портфель, линейка, ластик тетрадь, учебник. 5 лет. 3. Название частей предмета. Стул: спинка, сиденье, ножки. Машина: кузов, колеса, руль. 6 лет. Человек: локоть, плечо, колено, ладонь, живот. Чайник: носик, крышка, дно. Словарь прилагательных. 5 лет.1. Названия признаков предметов:лимон, платье, лиса. 6 лет: Стакан. Елка. Солнце. Словарь глаголов. 5 лет. 1. Название действий к предъявляемому предмету: Самолет, лошадь, дятел. Девочка, мама, бабушка (по картинкам /шьет, вяжет, варит). 6 лет: Молния, солнце, рыба, Дождь, вода из крана, часы. Девочка, бабушка, тетя (по картинкам / вышивает, жарит, печѐт). _ 5 лет. 2. Название действий по звукоподражанию: Кошка, собака, петух, корова, лягушка, свинья. 6 лет: утка, гусь, мышка, лошадь, курица, воробей. 5 лет. 3. Названия действий по профессиям: учительница, повар, врач. _ 6 лет: швея, почтальон, парикмахер. 5 лет. Подбор антонимов. широкий, старый, сухой, веселый, длинный, светлый завязывать, одевать, включать. 6 лет: высокий, прямой, глубокий. Давать, продавать, поднимать. День, враг, добро. 6 лет. Подбор синонимов: боец, здание, отважный, грустный, радоваться, глядеть. _ Выводы: 5

    6 5-6 лет. 1. Изменение по падежам существительных единственного числа. Р. п. Без чего? Д. п. Дает корм кому? В. п.нарисовал кого? Т. п. Работает чем? П. п. Мечтает о чем? 5 лет. Множественное число Р. п.: Чего много в лесу? Чего много в комнате? Обследование грамматического строя речи Словоизменение _ 6 лет: Чего много у Инопланетянина? 5 лет. 2. Изменение по числам существительных: кот, коза, ухо, гнездо, кровать, стол, окно, рог, билет. 6 лет: стул, дерево, лоб, рукав, перо, тетрадь, ручка, рот, глаз. 5 лет. 3. Согласование существительных с числительными: собака, яблоко, карандаш мяч, роза, гнездо (2, 5). 6 лет: стул, платье, тетрадь, ухо, ручка, катер (2,5). 5-6 лет. 4. Согласование прилагательных с существительными: желтый мяч, желтое яблоко, желтая майка; красный флаг, красное кресло, красная роза; синий автобус, синяя сумка, синее полотенце. 5 лет. 5. Употребление предлогов: в, на, из, за, под, ссо. _ 6 лет: из-за, из-под, около. _ 5 лет. 1. Употребление уменьшительно – ласкательных суффиксов: птица, трава, сумка, стул, зеркало, дом, ухо, юбка, платок. 6 лет: ковер, дерево, гнездо, сын, окно, лоб, голова, ведро, щека. Словообразование 5 лет. 2. Образование относительных прилагательных: пластмасса, дерево, железо, стекло, мех, яблоко. 6 лет: кожа, бумага, металл, дуб, клюква, слива. 6

    7 5 лет. 3. Образование притяжательных прилагательных: кошка, собака, корова, лошадь, птица, мышь. 6 лет: заяц, волк, белка, лиса, медведь, бобер. 5 лет. 4. Образование приставочных глаголов: идет (за-, в-, под-, вы-, при-, у-.) едет (за-, под-, при-, в-, вы-, у-.) 6 лет: идет (пере-, об-, от-.) едет (пере-, об-, от-.) 5 6 лет. 5. Изменение глаголов по временам: Что делает? Что делала? Что будет делать? 5 лет. 6. Образование слов, обозначающих профессию с помощью суффиксов. Двор, стекло, гитара. 6 лет: стекло, камень, пианино. 5 лет.7.образование сложных слов: листья падают; пыль сосет; сам летит. 6 лет: снег падает; везде ходит; мясо рубит. Выводы: Обследование связной речи Начало года 5 лет: 1.Составление предложений по картинкам. 6 лет: Составление предложений по опорным словам: Птицы, улетать, юг, на, перелетные. Елочка, белый, пушистый, окутал, снег. 5 лет. 2. Пересказ. Конец года 7

    8 6 лет: 5 лет. 3. Составление рассказа по серии сюжетных картин: 6 лет: 5 лет. 4. Составление рассказа по сюжетной картине: 6 лет: Выводы: Логопедическое заключение 8

    9 Перспективный план индивидуальной работы 1. Коррекция двигательных возможностей. – логоритмика (на физминутках) – развитие пальцевой моторики. 2. Развитие психологической базы речи. – Развитие пространственных ориентировок: * ориентировка в пространстве; * ориентировка на листе бумаги. – Коррекция зрительного восприятия. – Формирование слухового восприятия. – Коррекция внимания. – Коррекционная работа по развитию памяти. – Коррекция мыслительной деятельности. 3. Коррекционно воспитательная работа по речевому развитию. – Формирование фонематического восприятия. – Развитие подвижности артикуляционного аппарата. – Постановка и автоматизация звуков. * гласные * свистящие * шипящие * аффрикаты * соноры * прочие – Совершенствование слоговой структуры слова: * звуковой наполняемости * произношение сложных слов – Формирование звукового анализа и синтеза слов. – Обогащение, активизация и уточнение словарного запаса: * предметный словарь * глагольный словарь * качественный словарь * понимание и употребление антонимов – Коррекция грамматического строя речи: * словообразование * словоизменение * расширение фразы за счет существит. в косвенных падежах * согласование слов во фразе * понимание и употребление предлогов. 4. Развитие связной речи. * составление описательных рассказов * составление рассказов по опорно-графическому плану * составление рассказов по серии картинок * составление рассказов по картине * обучение пересказу 5. Подготовка руки к письму. 6. Подготовка к чтению. 1 год 2 год 9

    Ссылка на основную публикацию