Диагностическая карта и приложение к обследованию речевого развития детей младшего возраста
Е. А. Стребелёва считает, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более эффективной оказывается коррекция и компенсация нарушений. Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка — пластичностью, то есть нервная система молодого организма гибко реагирует на воздействие извне. [3]
В настоящее время растет количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Причины этого явления разнообразны и многочисленны. Это и следствие сочетания различных неблагоприятных факторов: биологических, социальных, и следствие поражения центральной нервной системы различного характера. Вредные факторы, воздействующие на мозг в период его развития, приводят к задержке развития различных функций, в том числе речи.
В нашем городе дети с речевыми нарушениями попадают в специализированные группы в пять лет, в лучшем случае в четыре года, и самый значимый для развития ребенка возраст — до четырех-пяти лет — оказывается упущенным. В школе у такого ребенка возникают проблемы с устной и письменной речью — при обучении чтению и письму.
Ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности и речи у детей чрезвычайно важна и крайне необходима. Доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полной и эффективной может оказаться коррекция, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.
Как и во всех детских садах города, в нашем ДОУ в 2005 году был организован ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум). В своей работе ПМПк руководствуется письмом Минобразования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» от 27.03.2000 г. № 27/901-6.
Согласно Положению о ПМПк, основными задачами ПМПк являются следующие:
– обнаружение и ранняя (с первых дней пребывания воспитанника в детском саду) диагностика отклонений в развитии;
– выявление резервных возможностей развития воспитанника;
– определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в МДОУ возможностей.
Еще одним не менее важным моментом, побудившим заняться поиском методик диагностики речи младших дошкольников, является запрос родителей детей раннего и младшего возраста. Нарушения речи (а именно — ее отсутствие, непонимание ребенком речи взрослых, непонятность детских высказываний, нежелание использовать речь в общении со взрослым и др.) вызывают беспокойство у родителей малышей второго и третьего года жизни и заставляют их обращаться к специалистам, и прежде всего, к логопедам.
В связи с вышеназванными причинами встал вопрос всестороннего логопедического обследования детей начиная со 2-ой младшей группы.
Современный подход к проблеме выявления и коррекции нарушений речи требует от логопеда четких представлений о том, каким образом и по каким законам происходит становление речи у нормально развивающегося ребенка. Эти знания служат основой для грамотного проведения логопедического обследования детей, своевременного выявления у них речевых нарушений и их адекватной классификации. Лишь на этой основе возможно правильное планирование и реализация систематической коррекционной помощи детям с речевой патологией.
Схема логопедического обследования детей среднего и старшего возраста в ДОУ хорошо отработана и обеспечена достаточным количеством методических пособий и материалов. Обследованиеразвития речи ребенка младшего дошкольного возраста нередко представляет трудности, обусловленные возрастными особенностями. Также возникли сложности с подбором методик и пособий для логопедического обследования детей младшего возраста в условиях дошкольного учреждения. Подобных методик крайне мало, они многозатратны по времени, что является безусловным минусом, так как логопед работающий на коррекционной группе не располагает достаточным временем, для обследования детей массовых групп детского сада по классическим методикам. [1]
Указанные причины послужили толчком для разработки методики «Экспресс-обследование речи детей 2-3 лет». [2].
Данная методика предназначена для оперативного массового обследования развития речи у детей 2 – 3 лет с целью выявления нарушений речи и постановки воспитанников на учет ПМПк.
Методика удобна для использования как в кабинете логопеда, так и в условиях массовой группы. Обследование занимает мало времени, в этом смысле практически исключается возможность утомления ребенка.Содержит необходимый материал для предварительного обследования и анализа общей картины развития речи у детей 2 – 3 лет: лексического запаса, уровня овладения ребенком звукослоговой структурой языка, степени сформированности фразовой речи.
Оборудование для обследования: картинный материал (15 шт.), иллюстрации к стихам А.Барто, иллюстрации к сказке «Курочка Ряба». Картинки однофигурные, с четким контуром, цвета классические достаточно яркие.
Схема обследования следующая.
Обследование начинается с приглашения ребенка посмотреть картинки.
Затем следует предварительная беседа с ребенком о нем самом, о его семье, о любимых игрушках, домашних животных, и т.д., позволяющая составить общее впечатление о ребенке и его речевом развитии. В зависимости от желания ребенка, беседа может быть разбита на части и проводится по ходу обследования.
Далее ребенку предъявляются комплекты картинок. Всего пять комплектов по 3 картинки. Предлагается поочередно назвать картинки и выполнить задания логопеда по этим картинкам.
1 комплект: собака, кошка, утка . Проверяется воспроизведение звукоподражаний, предъявленных и названных логопедом животных и птиц. При желании ребенка можно побеседовать о его домашних питомцах.
2 комплект: зайка, мишка, девочка (кукла) . Сказать ребенку, что девочку зовут Таня, предложить ребенку рассказать стихи А.Барто: «Наша Таня», «Зайка», «Мишка»; стихотворение «Мишка косолапый». Уточняется, знает ли ребенок другие стихи.
3 комплект: юла, кубик, мячик .Предлагается назвать цвета предметов.
4комплект: телефон, лопатка, ведёрко .Подбор глаголов к существительным.
5 комплект: машина, пирамидка, Дед Мороз. Части предметов.
При назывании всех картинок проверяется словарь, отмечается сформированность звукопроизношения, слоговой структуры слова.
После этого ребенку предлагается посмотреть книжку «Курочка Ряба», пересказать сказку по иллюстрациям.
По ходу обследования заполняется Карта экспресс-обследования ребенка 2 – 3 лет (Приложение 1).
Раннее выявление различных отклонений в формировании речи позволяет обратить внимание родителей на задержку речевого развития ребенка,воспитаннику по показаниям получить своевременную медицинскую помощь. Педагоги разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут, представляют родителям необходимые консультации. Таким образом имеется возможность компенсировать первичный дефект и предотвратить вторичные отклонения в развитии речи в более позднем возрасте.
1. Громова О.Е. Логопедическое обследование детей 2 – 4 лет. Методическое пособие/ О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина. М.: Сфера, 2004.
2. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста./Н. В. Нищева. Спб.: Детство-ПРЕСС, 2003.
3. Стреблева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/Е. А. Стребелёва. М.: Просвещение, 2007.
Приложение 1.
КАРТА ЭКСПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 2 – 3 ЛЕТ
Фамилия, имя ребенка возраст
1. Беседа
2. Словарь. Звуко-слоговая структура слов.
Логопедическое обследование детей раннего возраста с ЗРР
Исследование речи детей включает следующие разделы:
I. Обследование импрессивной стороны речи
1. Понимание речи на уровне диалога (Как тебя зовут?
Кто тебя привел сюда? Показать тебе игрушки? Ка¬кая игрушка тебе понравилась? Любишь играть с иг¬рушками? Как можно играть с этими игрушками?).
2. Понимание инструкций (ребенку предлагалось вы¬
полнить то, о чем его просят; использовались одно¬
членные инструкции и включающие два взаимосвя¬
занных действия: возьми мяч; дай куклу; неси ве¬
дерко; брось мяч на пол; положи барабан на стул;
возьми у меня карандаши и положи на стол; все¬-
го — 10 инструкций).
3. Понимание слов, обозначающих: а) предметы, б)
действия, в) признаки (исследуется в процессе по¬
следовательного предъявления предметных и про¬
стых сюжетных картинок; ребенку предлагается рас¬
смотреть две-три картинки, затем показать назван¬
ную взрослым; после этого выкладывались
другие картинки).
4. Понимание фраз (перед ребенком выкладывались сю¬
жетные картинки; ребенку предлагалось показать на¬
званную обследующим; список фраз включает пред¬
ложения типа: мальчик идет; девочка гладит платок
утюгом; мальчик лежит на песке; всего — 10 фраз).
5 Различение значений существительных единствен¬
ного и множественного числа (ребенку предлагалось
показать названные обследующим предметные кар¬
тинки: матрешка — матрешки; шар — шары; гриб –
грибы; машина — машины; мяч — мячи).
Понимание значений существительных с суффикса¬
ми уменьшительности (дом — домик; утюг — утю¬
жок; сумка — сумочка; кровать — кроватка).
6.Состояние фонематического восприятия (возмож¬
ности различения слов, отличающихся одним зву¬
ком — кит-кот, ком-дом и т.п.).
II. Обследование экспрессивной стороны речи
1. Диалог (исследуются возможности речевого обще-
ния ребенка).
2. Изучение активного словарного запаса: а) звукопод¬
ражания, б) существительные, 3) глаголы, 4) прила¬
гательные, г) наречия (в процессе называния ребен¬
ком предъявленных экспериментатором предметов,
предметных и сюжетных картинок)
3. . 3. Изучение объема и типов предложений (ребенку
предлагалось сказать, что нарисовано на предло¬
женной картинке; последовательно предъявлялось
10 картинок, которые могли быть описаны фразами
типа: девочка спит; зайчик ест морковку; дети по¬
ливают цветы; дедушка лежит на диване и др.).
4.Обследование грамматического оформления речи:
а) использование в речи существительных в имени¬
тельном падеже множественного числа (кубик –
кубики, кукла — куклы, стол — столы, пирамида —
пирамиды, носок — носки), существительных в ви¬
нительном падеже (со значением объекта) единственного числа (купили машину, куклу, шапку, чашку); б) усвоение глагольных форм повелительного наклонения второго лица единственнго числа (иди, возьми, убери, принеси), настоящего времени третьего лица единственного числа( сидит, ест; спит, едет, играет, пьет, везет и др.)
Состояние словообразовательных навыков (исполь-
зование в речи существительных с суфиксами
уменьшительности: мяч—мячик,
шапка — шапочка, машина — машинка).
5. Изучение слоговой структуры слов (ребенку предла-
галось назвать картинку, повторить за логопедом
слово; использовались слова одно-,
двух-, трехсложной слоговой структуры).
Общее звучание речи (темп, ритм, интонация,
выразительность, внятность).
6. Состояние голоса (сила, высота, тембр).
Состояние звукопроизношения (изолированные фо-
немы и в слове).
Обследование речи детей проводится в рамках подго- товительного периода логопедической работы и только индивидуально. Учитывая возраст, психофизиологические особенности детей , следует иметь в виду кратковременность (не больше десяти минут) ежедневного специально организованного взаимодействия логопеда с ребенком с целью обследования его речи. В процессе обследования следует максимально использовать возможности совместной с ребенком предметной и игровой деятельности.
Важным моментом для начала проведения обследования является необходимость установления прочного эмоционального контакта с ребенком, что нередко представляет некоторые труд- ности в связи с особенностями адаптационного периода раннего возраста и другими причинами. Результаты логопедического обследования речи детей дополняются наблюдениями за характером общения (вербального и невер¬бального), с родителями (прежде всего — матерью).
Описание системы заданий логопеда при проведении обследования речи детей раннего возраста с от¬клонениями в речевом развитии .
I. Обследование импрессивной стороны речи
Задание 1.1. Понимание речи на уровне диалога
Цель: выяснить уровень понимания ребенком обращен¬ной к нему речи взрослого.
Оборудование: игрушки (пирамида, мяч, кукла, машина, барабан, кубики).
Ход выполнения задания. Логопед, вступая в контакт с ребенком, стремится определить, доступны ли пониманию ребенка вопросы взрослого, а также побуждает его к обще¬нию (доступными ребенку средствами – вербальными или невербальными). При затруднениях ребенка в понимании во¬просов логопед может дополнительно использовать нагляд¬ные инструкции (жесты, показ предмета и т.п.).
Задание 1.2. Понимание инструкций
Цель: определить уровень понимания ребенком словес¬ных инструкций взрослого.
Оборудование: мяч, кукла, ведерко, барабан, карандаш, бумага, коробка, карандаши, машина.
Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку сде¬лать то, что он попросит. При необходимости (для удержания внимания ребенка) логопед может вместе с ребенком выполнить те или иные игровые действия с имеющимися предметами.
Инструкции логопеда:
Возьми мяч. Дай куклу. Неси ведерко. Брось мяч на пол. Положи барабан на стул. Давай рисовать. Возьми карандаш, бумагу.
Убери карандаш в коробку. Возьми у меня карандаши и по¬ложи на стол. Подойди к столу и возьми машину. Теперь прине¬си ее мне.
Задание 1.3. Понимание слов, обозначающих предме¬ты, действия, признаки
Оборудование: предметные картинки (тетя, дедушка, мис¬ка, мишка, мышка, нож, стакан, чашка, кошка, лошадь, груша, помидор, рубашка, варежки, дерево, пирамида, автобус, руль, стул, ведро, уши, глаза, шея, пальцы, волосы); сюжетные кар¬тинки с изображениями различных действий (пишет, читает, дает, идет, сидит, причесывает, ведет, пьет, везет, моет, умыва¬ется, стирает, гладит, ловит, лежит); 2 мяча разного размера (большой и маленький); карточки с изображениями 2 платьев («чистого» и «грязного»), шаров разного цвета (красный, зеле¬ный, синий, желтый); 2 игрушечных машинок; 2 шаров.
Цель: выяснить возможности детей в понимании суще¬ствительных, глаголов, прилагательных.
Ход выполнения задания, а) Логопед выкладывает по 2-3 карточки с изображениями предметов и предлагает ребенку показать названную им картинку, б) Логопед выкладывает по 2-3 карточки с изображениями тех или иных действий и пред¬лагает ребенку показать то, что он назовет, в) Логопед выкла-дывает перед ребенком по 2 предмета (или картинки) и в за¬висимости от ситуации предлагает ребенку показать (сделать) то, что он просит. Примеры ситуаций: 1. Логопед кладет пе¬ред ребенком 2 мяча разного размера и предлагает ребенку показать сначала большой, затем маленький мяч. 2. Логопед выкладывает перед ребенком 2 картинки с изображениями чистого и испачканного платьев и предлагает сначала пока¬зать «грязное платье», затем «чистое платье». 3. Логопед кла¬дет перед ребенком 4 карточки с изображениями шаров раз¬ного цвета и последовательно предлагает ребенку показать шар названный им. 4. Логопед располагает 2 игрушечных машинки перед ребенком так, чтобы одну он мог легко взять, а другую — нет. Затем предлагает ребенку показать, какая из машинок находится близко от него, а какая — далеко. 5. 2 шара располагают на неодинаковой высоте от ребенка. Ребенку предлагается показать, какой из шаров висит низко, а ка¬кой -— высоко.
Задание 1.4. Понимание предложения
Цель: выяснить возможности ребенка в понимании фраз. Оборудование: сюжетные картинки (Мальчикидет.У[девочки цветы. Девочка чистит картошку. Дети собирают грибы. Девочка дает книгу мальчику. Девочка гладит платок утюгом. Мальчик берет стакан молока.)
Ход выполнения задания. Логопед кладет перед ребенком по 2-3 картинки и предлагает показать на ту, о которой он рас-скажет.
Инструкция: Посмотри на картинки. Покажи то, о чем скажу.
Задание 1.5. Различение существительных единственного и множественного числа
Цель: уточнить возможности ребенка в различении существительных единственного и множественного числа.
Оборудование: игрушки (или предметные картинки): матрешка — матрешки, шар — шары, гриб — грибы, маши¬на— машины, мяч — мячи.
Ход выполнения задания. Логопед последовательно вы¬зывает сравниваемые предметы и предлагает ребенку по¬казать то, что он назовет.
Инструкция: «Покажи то, что назову: матрешка (мат¬решки и т.п.)».
Задание 1.6. Понимание существительных с суффик¬сами уменьшительности
Цель: выяснить возможности ребенка в понимании су-ществительных с суффиксами уменьшительности.
Оборудование: предметные картинки или игрушки: дом — (домик, утюг — утюжок, сумка — сумочка, кровать — кроватка. Ход выполнения задания. Логопед попарно располагает ^ перед ребенком соответствующие картинки или предметы и ’ предлагает показать то, что она называет.
Инструкция: «Посмотри на картинки (игрушки). Покажи : дом (домик, и т.п)».
Задание 1.7. Состояние фонематического восприятия Цель: определить возможности ребенка в различении |слов, отличающихся одним звуком.
Оборудование: картинки (кит — кот, ком — дом, мыш¬ка — мишка, мишка — миска, коза — коса, лак — рак). Ход выполнения задания. Логопед попарно выкладывает соответствующие картинки перед ребенком и предлагает ему показать ту, которую он назовет.
Инструкция: «Посмотри на эти картинки. Где кот (кит и т.д.)?»
И Обследование экспрессивной стороны речи Задание 11.1. Диалог (см. задание 1.1)
Цель: выявить вербальные и невербальные возможности общения ребенка со взрослым.
Оборудование: игрушки (пирамида, мяч, кукла, машина, барабан, кубики).
Ход выполнения задания. Задавая вопросы ребенку, логопед стимулирует его ответы с помощью доступных ему средств общения. Перечень возможных вопросов: Как тебя зовут? Кто тебя привел сюда? Показать тебе игруш¬ки? Какая игрушка тебе понравилась? Любишь играть с игрушками? Поиграй с игрушками. Что ты делаешь? Что можно делать с этими игрушками?
Задание 11.2. Изучение активного лексикона детей
Цель: выяснить объем и качественный состав активного лексикона у детей.
Оборудование: игрушечные животные или бибабо (или изображения животных), часы-игрушка; предметные картин¬ки, сюжетные картинки (изображения действий).
Ход выполнения задания, а) Звукоподражания. Логопед задает вопросы ребенку, при необходимости использует при этом игрушечных животных (или изображения животных): Как лает собака? Как кричит петух? Как мяукает кошка? Как мычит корова? Как кричит коза? Как хрюкает свинья? Как тикают часы?
б) Существительные. Логопед предлагает ребенку на¬
звать предметные картинки. Лексический материал: дядя,
бабушка, тарелка, ложка, кровать, стол, собака, рыба, мяч,
кубики, кофта, свитер, кукла, машина, курица, цветы, яблоко,
морковка, шапка, колесо, нос.
в) Глаголы. Логопед, предъявляя сюжетные картинки
предлагает ребенку ответить на вопрос: «Что делает мальчик(девочка, дядя и т.п.). Лексический материал: спит, ест, гуля-|г, падает, смеется, едет, плавает, летит, рисует, плачет, ката¬ет, прыгает, играет, поет, надевает.
г) Прилагательные. Логопед, показывая ребенку пред¬
метные картинки или соответствующие ситуации предметы,
сравнивая предметы по величине или другому параметру,
предлагает ответить на вопросы типа: «Какой по цвету (мяч,
шар, кубик и т.п.)? Какая кукла (большая или маленькая)?
Какое платье (чистое или грязное)? и др.»
.Лексический мапериал: большой, маленький, чистый, грязный, красный, желтый, зеленый.
д) Наречия. Создавая различные ситуации, логопед с по-
лощью просьб, вопросов стимулирует ребенка к выполнению действий (достать машину, висящий высоко шарик и т.п.) и к
речевым ответам: «Где машина (близко или далеко)? Где шарик
Лексический материал: близко, далеко, высоко, низко.
Задание Н.З. Изучение объема и типов предложений
Цель: выяснить возможности ребенка к использованию (разовой речи.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход выполнения задания. Логопед последовательно вы-ладывает перед ребенком сюжетные картинки и предлагает казать, что на них нарисовано (кто? и что делает?). Лексический материал: Девочка спит. Зайчик ест морковку. Мальчик кладет морковку в корзину. Девочка подметает пол веником. Бабушка дает шар девочке. У мальчика санки. Дедушка лежит на диване. Девочка играет с кошкой. Малыш сидит в коляске.
Задание 11.4. Обследование грамматического оформления речи
Цель: выяснить возможности ребенка использовать в речи некоторые грамматические формы.
Оборудование: предметные картинки, игрушки.
Ход выполнения задания, а) Образование формы имени-гельного падежа множественного числа существительных.
Логопед предлагает поиграть в игру. Он называет одну картинку, а ребенок — другую (с изображением нескольких однородных предметов). Лексический материал: кукла- куклы, стол-столы, пирамида-пирамиды, носок-носки, кубик-кубики.
б) Образование формы винительного падежа существительных (значение объекта).
Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку (в сумку) и сказать, что купили в ма¬газине. Лексический материал: (купили) машину, куклу, ка¬пусту, морковку, шапку.
в)Усвоение некоторых глагольных форм (глаголы вто¬
рого лица повелительного наклонения; глаголы третьего лица
единственного числа).
Ход выполнения задания. Логопед знакомит ребенка с
куклой (другой игрушкой) и предлагает ему дать кукле «пору-чения» (попросить ее): «Иди» (к мишке), «принеси» (мячик) и
т.п. Лексический материал: иди, ищи, принеси, возьми, убери.
Примечание: использование форм глаголов третьего лица единственного числа проверяется в задании 11.2.
Задание 11.5. Состояние словообразования
Цель: определить возможности ребенка в образовании слов с уменьшительным значением.
Оборудование: предметы или предметные картинки. они
Ход выполнения задания. Логопед называет большой
предмет и предлагает ребенку назвать маленький. При необ-
ходимости дается образец. Лексический материал: мяч –
мячик, флаг — флажок, шапка — шапочка, машина — ма-шинка.
Задание II. 6. Изучение слоговой структуры слов Дом
Цель: выяснить возможности ребенка в воспроизведении в речи слов разной слоговой структуры.
Оборудование: предметы или предметные картинки.
Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку назвать предметы или предметные картинки. Лексический материал: мяч, стул, вода, кошка, панама, бабушка, пирами-
да, велосипед. |
Задание 11.7. Общее звучание речи.
Задание 11.8. Со¬стояние голоса
Цель: выяснить особенности звукового оформления речи ребенком и состояние его голоса. Примечание: характеристика общего звучания речи (темпа, ритма, интонационной выразительности, внятности речи) и основных параметров голоса (силы, высоты, тембра) ребенка дается логопедом на основании его наблюдений в процессе обследования.
Задание II, 9. Состояние звукопроизношения
Цепь: выяснить звукопроизносительные возможности ребенка.
Оборудование: предметные картинки.
Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку в игровых ситуациях произнести вслед за ним изолированные фонемы. Характер звукопроизношения отдельных фонем на ровне слова проверяется в процессе других заданий обследования; при необходимости дополнительно могут быть использованы предметные картинки
III. Изучение строения и подвижности артикуляционного аппарата
Цель: обследовать строение и подвижность артикуляционных органов ребенка.
Ход выполнения задания. Строение и подвижность органов артикуляции ребенка логопед проверяет в процессе вы¬полнения им других заданий. Специально ребенку (в игровой форме) может быть предложено выполнить некоторые артикуляционные движения по подражанию — вслед за логопе¬дам («язычок отдыхает на нижней губе», «язычок качается на качелях» и т.п.).
Примечание: в речевой карте отмечается строение, а у подвижных артикуляционных органов — характер движений их объем, амплитуду, тип переключаемости, возможности удержания той или иной артикуляционной позы. Обследуют¬ся следующие органы артикуляции: зубы, нижняя челюсть, твердое небо, мягкое небо, губы, язык.
Заключение логопеда.
В результате проведенного об¬следования и с учетом результатов комплексного обследова¬ния (медико-психолого-педагогического) логопедом делается включение о состоянии импрессивной и экспрессивной речи ребенка. Отмечается характер принятия им помощи в процес¬се обследования. Может быть сделан предварительный про¬гноз относительно дальнейшего хода развития его речи.
Диагностика речевого развития детей раннего возраста в игровой деятельности
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
Методика диагностики речевого развитя детей раннего возраста. Анализ и обработка полученных данных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_rechevogo_razvitiya.docx | 118.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад №10 «Улыбка»
ТЕМА: «ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Воспитатель второй квалификационной категории:
Сытникова Ирина Анатольевна
1. Общие положения. Рекомендации по процедуре.
2. Методика оценки результатов диагностического обследования
3. Используемые материалы и картинки
3.1. Формирование словаря
3.2. Грамматический строй речи
3.3. Звуковая культура речи
5. Диагностика речевого и игрового развития детей (начало года)
6. Диагностика речевого и игрового развития детей (конец года)
7. Результативность работы
ТЕМА: «ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
1. Общие положения. Рекомендации по процедуре.
В раннем возрасте способности ребенка чрезвычайно велики, он легко и непринужденно усваивает огромное количество новых слов и понятий, с удовольствием учится произносить понравившиеся слова, стремится чаще использовать их в речи. Однако не стоит идеализировать способности малыша. Развитие ребенка протекает многообразно и зависит от условий, в которых ребенок растет, от различий индивидуальных генотипов и целого ряда других особенностей. Несмотря на многообразие и индивидуальные особенности психического развития детей раннего возраста существуют определенные закономерности их речевого развития. Знание этих закономерностей необходимы воспитателю для проведения диагностики в начале учебного года с целью правильного планирования работы по развитию речи и разработки дифференцированных приемов воспитания. При этом важным критерием оценки эффективности проведённой работы является сравнительная диагностика речевого развития детей в конце учебного года (проводится с тем же диагностическим материалом). Полученные данные с высокой степенью достоверности отражают развитие речи ребёнка в течение учебного года. Существуют различные критерии диагностики детской речи. В общем виде их можно сформулировать следующим образом:
- понимание речи (пассивный словарный запас);
- уровень активного словаря;
- уровень речевого подражания;
- возможности объединения слов в одном высказывании (предложении);
- уровень звукопроизношения и состояния артикуляционного аппарата.
Наше ДОУ работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» (Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой). В соответствии с данной программой диагностическое обследование речевого развития проводится по следующим основным направлениям: формирование словаря (активного и пассивного); звуковая культура речи; грамматический строй речи; связная речь.
Диагностическое обследование речевого развития ребенка раннего возраста надо проводить в светлое время суток, желательно спустя некоторое время после завтрака или полдника. При обследовании развития речи ребенка предлагаем задания, которые помогут собрать необходимую информацию не только о развитии произносительной стороны его речи, но и составить адекватное представление о его активном и пассивном словарном запасе, уровне развития связной речи, особенностях усвоениях основных ее частей и специфике использования некоторых грамматических форм. Длительность диагностического занятия сугубо индивидуальна, зависит от психофизического состояния ребёнка, его личностных особенностей и поведения в ситуации обследования. Оптимальная длительность диагностического занятия с ребенком раннего возраста составляет 10—15 минут. Превышать это время не рекомендуется, даже если создаётся впечатление, что ребенок по-прежнему заинтересован выполнением текущих заданий и не испытывает усталости после предыдущих. Необходимо помнить, что любая перегрузка нервной системы ребенка может привести к нежелательным последствиям для его организма (иногда – отставленным по времени). Поэтому очень важно оптимизировать короткие промежутки времени проведения диагностических занятий, чтобы составить максимально полное представление о развитии речи ребенка на данном этапе. Решению этой задачи, в немалой степени, способствует правильно подобранный дидактический материал.
Для проведения диагностики используется комната, где есть детский столик, на котором находятся различные предметы: матрешка, кубики, машинка, куколка, игрушечное животное (собачка, мишка, слоник или др.), а также набор картинок. Картинки содержат следующие изображения: различные предметы, растения и животные; изображения людей и животных, совершающих определенные действия (поступки); изображения знакомых ребенку предметов и явлений, наделённых рядом характерных внешних признаков; изображения одного персонажа в разных пространственных положениях. Также при диагностике используются картинки для сравнения предметов (или действий) между собой и изображения, используемые для составления ребёнком несложного связного описания по рисунку.
2. Методика оценки результатов диагностического обследования
Для оценки полученных в процессе диагностики речевого развития результатов мы используем следующую методику: ребёнок получает пять однотипных заданий, составленных на основе программных требований по различным направлениям речевого развития. Результаты выполнения каждого из диагностических заданий по формированию словаря и грамматическому строю речи оцениваем по четырёх бальной шкале:
- 3 балла – высокий уровень (5 выполненных заданий из 5);
- 2 балла – средний уровень (3-4 из 5);
- 1 балл – низкий уровень (1-2 из 5);
- 0 баллов – по данному направлению не аттестован (0 выполненных заданий из 5).
Полученные данные заносятся в специально составленные диагностические таблицы с целью последующего анализа.
Данное диагностическое обследование проводится в начале и в конце учебного года на одном и том же дидактическом материале для объективной оценки динамики речевого развития детей.
При диагностике звуковой культуры речи система баллов не используется. В диагностической таблице для каждого ребёнка делаются отметки по проблемным (или непроизносимым) звукам.
При диагностическом обследовании связной речи использовалась четырёхбальная шкала, аналогичная приведённой выше. При этом для оценки умения ребёнка отвечать на вопросы использовалась те же критерии оценок. Способность детей связно рассказывать (о предмете, картинке, событии из личного опыта) оценивалась следующим образом:
- 3 балла – высокий уровень (Ребёнок использовал в рассказе как простые, так и сложные предложения. Инициативен и активен в общении, для связного рассказа требуется минимальная помощь взрослого.);
- 2 балла – (Ребёнок использовал в рассказе преимущественно простые предложения или отдельные слова. Рассказ фрагментарен, для его поддержания требовались наводящие вопросы. Общение несколько затруднено недостаточной развитостью речевых форм.);
- 1 балл – (Ребёнок затруднялся в оформлении предложений, помогал себе жестами, словами-заменителями. Связный пересказ отсутствует. В общение по своей инициативе не вступает.);
- 0 баллов – по данному направлению не аттестован (отказался выполнять задание).
3. Используемые материалы и картинки
3.1. Формирование словаря
- Игрушки (матрёшка, кукла, мяч, пирамидка, мишка).
- Предметы личной гигиены (полотенце, зубная щётка, расчёска, горшок, мыло).
- Овощи (огурец, капуста, лук, помидор, морковка).
- Фрукты (яблоко, груша, банан, виноград, вишня).
- Одежда и обувь (платье, брюки (штаны), носки, трусы, сапоги).
- Домашние животные (собака, кошка, лошадка, корова, свинья).
- Посуда (тарелка, ложка, кружка, вилка, чайник).
- Мебель и спальные принадлежности (одеяло, подушка, кровать, стол, стул).
- Трудовые действия (поливать, гладить, стирать, лечить, копать).
- Действия, противоположные по значению (брать – класть, открывать – закрывать, снимать – надевать, застёгивать – расстёгивать, ложиться – вставать).
- Эмоциональные состояния и взаимоотношения людей (плакать, смеяться, обнять, пожалеть, подарить).
Прилагательные (сладкий, кислый, красный, большой, маленький).
Наречия (высоко, близко, далеко, медленно, холодно).
3.2. Грамматический строй речи
Единственное – множественное число (стол – столы, карандаш – карандаши, пчела – пчёлы, ведро – вёдра, платье – платья).
Уменьшительно-ласкательные формы существительных (стул – стульчик, мяч – мячик, шар – шарик, чашка – чашечка, кукла – куколка).
Употребление существительных в родительном падеже. (у кого котёнок – у кошки; чего много – капусты; чего не стало – куклы; чего много в коробке – карандашей; кого много – детей).
Согласование существительных и местоимений с глаголами (девочка стоит – девочки стоят; ты кушаешь – он кушает; я сплю – кукла спит; кукла упала – кубик упал; мальчик бежит – дети бегут).
Употребление глаголов в прошедшем и будущем времени ( мама приходила – мама придёт; мы покушали – мы будем кушать; дети поиграли – дети поиграют (будут играть); собачка убежала – собачка убежит; птичка улетела – птичка улетит).
Использование предлогов (птичка на крыше; рыбки в аквариуме; мячик закатился под стол; мальчик спрятался за дерево; карандаш упал со стола).
Употребление вопросительных слов и фраз (спроси у няни: «кто пришёл?»; «когда пойдём гулять?»; спроси у медсестры: «зачем мерить температуру?»; спроси у Оли (куклы): «почему она плачет?»; спроси у воспитателя: «что ты делаешь?»).
3.3. Звуковая культура речи
- А – автобус, утка, машина.
- Я – яблоко, обезьяна, ляля.
- О – окно, яблоко, вода.
- Ё – ёжик, матрёшка, ёлка.
- И – иголка, мишка, сапожки.
- Ы – рыба, мыло, лужи.
- Е – енот, черепаха, печенье.
- Э – мэ-э-э (как козочка), ложечка, мороженое.
- Ю – юла, люлька, индюк.
- У – улитка, лук, гусь.
- М – му-у-у (как корова), мишка, камыш, морковь.
- П – пи-пи-пи (как мышка), пальто, платье, репка.
- Б – би-би (как машина), барабан, рыбки, коробка.
- В – ав-ав-ав (как собачка), вилка, дерево, кровать.
- Ф – фыр-фыр-фыр (как ёжик), фонарик, шарфик, жираф.
- Т – тук-тук-тук (как стучат), телефон, петушок, салат.
- Д – ду-ду-ду ( как дудочка), душ, индюк, город.
- Н – но-но-но (как лошадка), нос, окно, таракан.
- К – ко-ко-ко (как курочка), курочка, банка, лук.
- Г – га-га-га (как гуси), груша, иголка, творог.
- Х – ха-ха-ха (как смеются), хлеб, ухо, горох.
- С (твёрд.) – с-с-с (как чайник), санки, лиса, волос.
- С (мягк.) – синица, лось, месяц.
- З (твёрд.) – з-з-з (как комарик), заяц, мозаика, паровоз.
- З (мягк.) – зима, зебра, грязь, узел.
4. Связная речь
Ответы на простые вопросы (что это?; кто это?; что делает?; какой?; что везёт?).
Ответы на сложные вопросы (во что одет?; где?; когда?; куда?; кому?).
Рассказ по предмету (игрушке): матрёшка, кукла, мяч, пирамидка, мишка.
Рассказ по изображению на картинке:
- «Кукла Оля пьёт чай»
- «Мальчик разговаривает по телефону»
- «Кукла Оля ложится спать»
- «Мальчик обедает»
Рассказ о событии из личного опыта:
- Как провели выходные (где были, что видели)?
- Какая погода на улице (что видел)?
- Что видели (делали) в магазине?
- Как пришёл в детский сад?
5. Диагностика речевого и игрового развития детей (начало года)
Диагностическое обследование речевого и игрового развития детей в начале учебного года (октябрь) производилась по вышеизложенной методике и с использованием указанного ранее диагностического материала. Диагностические карты с результатами обследования речевого развития прилагаются (см. Приложения).
словарный запас (Приложение 1);
грамматический строй речи (Приложение 2);
звуковая культура речи (Приложение 3);
связная речь (Приложение 4) .
подвижные игры (Приложение 5);
сюжетно-ролевые игры (Приложение 6);
театрализованные игры (Приложение 7);
дидактические игры (Приложение 8).
6. Диагностика речевого и игрового развития детей (конец года)
Диагностическое обследование речевого и игрового развития детей в конце учебного года (апрель) производилась по той же методике и с использованием того же диагностического материала, что и в начале года (октябрь). Это позволило провести сравнительный анализ уровня развития детей. Диагностические карты с результатами обследования прилагаются (см. Приложения).
словарный запас (Приложение 9);
грамматический строй речи (Приложение 10);
звуковая культура речи (Приложение 11);
связная речь (Приложение 12).
подвижные игры (Приложение 5);
сюжетно-ролевые игры (Приложение 6);
театрализованные игры (Приложение 7);
дидактические игры (Приложение 8).
7. Результативность работы
Эффективность проделанной за учебный год работы оценивалась помощью сравнительного анализа данных диагностики на начало и конец года. Использование одних и тех же методик и материалов позволило получить объективные данные, наглядно характеризующие развитие речи и игровой деятельности детей в течение учебного года.
Диаграммы, отражающие результативность проделанной работы в развёрнутой форме (по основным программным направлениям развития речи и игровой деятельности) прилагаются (см. Приложения).
словарный запас (Приложение);
связная речь (Приложение);
грамматический строй речи (Приложение).
Результативность (относительное улучшение за год):
словарный запас (Приложение);
связная речь (Приложение);
грамматический строй речи (Приложение).
подвижные игры (Приложение);
сюжетно-ролевые игры (Приложение);
театрализованные игры (Приложение);
дидактические игры (Приложение).
Результативность (относительное улучшение за год):
подвижные игры (Приложение);
сюжетно-ролевые игры (Приложение);
театрализованные игры (Приложение );
дидактические игры (Приложение ).
В целом, можно отметить, что игровая активность детей с октября по апрель возросла в среднем на 50%. При этом улучшение по основным программным направлениям игровой деятельности следующее:
- в подвижных играх рост игровой активности составил 41%;
- в сюжетно-ролевых играх – 49%;
- театрализованные игры – 47%;
- в дидактических играх – 64%.
Речевая активность детей первой младшей группы с октября по апрель возросла в среднем на 33%. При этом улучшение по основным программным направлениям речевого развития составило:
- формирование словаря – 22%;
- грамматический строй речи – 35%;
- связная речь – 43%.
Полученные данные позволили сделать вывод, что правильно построенная игровая деятельность значительно способствует речевому развитию детей раннего возраста.
Методические рекомендации к проведению логопедического обследования речи неговорящих детей 3-4 лет
МБДОУ «Детский сад «Солнышко»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Среди детей, страдающих моторной алалией, значительную часть составляют дошкольники, имеющие I уровень речевого развития. При относительно сформированной импрессивной речи (понимании слов и отношений между ними) их собственная (экспрессивная) речь состоит из односложных звуковых комплексов, лепетных и аморфных слов-корней и звукоподражаний. Основной задачей начальных этапов логопедической коррекции является создание стимулов, «пусковых механизмов», которые должны обеспечить развитие речи детей, страдающих алалией, и усвоение ими языковой системы в целом.
Неговорящие трехлетние дети представляют собой разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. В логопедической практике неговорящий ребенок, как правило, это либо ребенок с алалией, либо с тяжелой степенью дизартрии, тугоухостью, олигофренией или ранним детским аутизмом. Учителю-логопеду не всегда удается сразу выявить причину, из-за которой задерживается появление речи. В пользу речевого дефекта, имеющего органический характер, могут свидетельствовать данные о наличии в анамнезе перинатальный патологии различного происхождения, нейроинфекций и травм головного мозга, перенесенных в раннем возрасте жизни.
Задачами логопедического обследования неговорящего ребенка 3-х лет является изучение уровня его речевого развития (учитывается уровень развития понимания речи и собственные речевые возможности ребенка), выявление характера и степени нарушения дыхания, слуха, определение особенностей внимания, целенаправленности произвольной деятельности, состояния поведенческих и двигательных реакций.
Как расположить к себе ребенка при первом знакомстве? Успех общения во многом определяется доброжелательным, уравновешенным, спокойным отношением педагога и его профессиональным интересом, желание узнать, каков он, этот новый малыш? Лучше сразу же обращаться к нему по имени и назвать свое имя. Спокойный тон, доброжелательная улыбка, искреннее отношение, помогают с первых минут расположить ребенка к себе, снять страх и напряжение. Начинать обследование лучше с организации невербальных форм деятельности. Можно предложить ребенку игры «Разрезные картинки», «Собери пирамидку», «Спрячь мышку от кошки» и т.п.
Дети 3-4 лет с грубым недоразвитием речи имеют крайне ограниченный активный словарный запас, основными средствами общения у них становятся жестовые знаки, мимика, интонация и лепетные формы слов. Вместо целых слов произносят лишь ударные слоги. Характерным для данной категории детей является наличие «универсальных слов», заменяющих слова, близкие по звучанию или значению. Навыки словообразования и словоизменения либо отсутствуют полностью, либо представлены весьма незначительно. Фразовая речь характеризуется более поздним сроком формирования и аграмматичностью своей структуры. Последнее время специалистами в дошкольной логопедии отмечается тенденция к росту неговорящих детей в возрасте 3-4 лет, речь которых может изобиловать так называемыми диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке. Характерной чертой является возможность многоцелевого использования освоенных детьми средств языка: звукоподражаний, слов, сочетаний звуков, заменяющих существительные, глаголы. У детей данной категории речь малопонятна окружающим, имеет жесткую ситуативную привязанность.
Основная цель логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах:
– развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона.
Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребенка.
Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми на начальном этапе:
1. Стимуляция речевой и психической активности.
2.Развитие эмоционального общения со взрослым.
3.Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников.
4.Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т. д.
5.Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.
6.Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение.
7.Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.
8.Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.
Принципы организации и проведения логопедической работы с неговорящими детьми:
Систематичность проведения занятий.
Опора на разные модальности.
Эмоциональный фон совместной деятельности ребенка и педагога.
Опора на разные виды деятельности (смена).
Вариативность наглядного и дидактического материала.
Использование элементов соревнования.
Использование системы поощрения.
Активное привлечение внимания ребенка к артикуляции и жестикуляции педагога.
Логопедическое обследование может быть:
– первичным (перед началом коррекционной работы),
– промежуточным (на определенном этапе коррекционной работы),
– итоговым (по окончании коррекционной работы).
Логопедическое обследование проводится по 3-м основным направлениям:
Тщательное изучение условий воспитания и динамики речевого развития. Проводится на основе беседы с родителями ребенка и анализа документов – выписки невролога о речевом развитии ребенка, характеристики воспитателей, осмотр отоларинголога, окулиста.
Логопедическое обследование с подробной регистрацией вербальной и невербальной деятельности ребенка.
Анализ и педагогическая оценка результатов обследования (речевая карта).
Анамнез в речевой карте заполняется учителем-логопедом со слов мамы во время первичной индивидуальной беседы или из медицинской карты ребенка. Следует учитывать нормы раннего развития
НОРМЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ
(физического и речевого)
Удерживание головы – 1,5-3 мес. Гуление – 2-4 мес.
Умение ползать – 5-7 мес. Лепет – 5-6 мес.
Умение сидеть – 6-8 мес. Первые слова – 1 год
Умение стоять – 8-9 мес. Фраза – 1,5-2 года
Умение ходить – 10-13 мес. Связная речь – 2,5-3 года
При обследовании психических функций учитель-логопед опирается на данные психологического обследования (ответственный педагог-психолог). Исследуется характер игровой деятельности в процессе наблюдений за ребенком в группе, на прогулке, режимных моментах. Исследуя особенности зрительного восприятия, можно предложить ребенку следующие игры:
«Где большой, где маленький?»
«Назови цвет предмета»
«Посели картинку в домик» (соответствие предмет-геометрические фигуры)
При исследовании зрительно-пространственного гнозиса и праксиса можно предложить ребенку оглядеться и назвать предметы, которые находятся в комнате сверху, снизу, слева, справа, игры «Складывание разрезных картинок», «Складывание фигур из палочек».
Параметры дыхательной и голосовой функции определяются при проведении беседы с ребенком, при исследовании звукопроизношения, словаря, грамматического строя речи.
Исследование артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры:
– повторение артикуляционных упражнений, переключаемость,
– отмечаются особенности строения органов артикуляционного аппарата: губы, зубы, прикус, твердое нёбо, мягкое нёбо, язык, степень саливации.
Исследование моторики:
При исследовании состояния общей моторики ребенку предлагаются пробы: «Беги по дорожке», «Беги, иди, стой!», «Пройди по шнуру», «Лягушка», «Игра с мячом».
Для получения сведений о состоянии мелкой моторики предлагается сложить мозаику, выполнить шнуровку, застегнуть пуговицы.
В норме к 3-м годам уже формируется праксис позы пальцев и наряду с этим трехлетним детям доступно выполнение простой пробы на динамический праксис («кулак-ребро», «ладонь-кулак») при условии сопряженного предварительного выполнения каждой серии отдельно левой и правой рукой.
Исследование мимической мускулатуры:
Упражнения : – поднять брови,
– прищурить сначала правый глаз, затем левый,
Исследование фонетической стороны речи:
Можно использовать картинки-символы, обозначающие звуки, например, как плачет кукла, как пищит мышка. Повторение звука изолированно, в слогах, словах.
Исследование фонематического слуха:
Для выявления уровня развития фонематического слуха, можно использовать картинки (слова-паронимы: папа-баба, крыша-крыса), игру «Кто голос подает?».
Также в методику логопедического обследования включаются задания на выявление особенностей слухового внимания к звучащим игрушкам, зрительного восприятия. Исследование слухового внимания проводится в процессе узнавания и различения контрастного звучания 2-х игрушек (н-р, металлического колокольчика и резиновой игрушки). Педагог называет игрушки и показывает, как можно издавать звуки с их помощью, затем прячет за ширму, производит за ней звуки, ребенок должен показать, какая игрушка звучала.
Исследование словаря:
Прежде проверяется активный словарь. Если активный словарь в норме, то проверять пассивный словарь нет необходимости. Если у ребенка отмечаются трудности с активом, нужно исследовать пассив. Для исследования словаря существительных используются изображения предметов различных групп (обобщающие слова), предлагается узнать предметы по назначению. При исследовании глагольного словаря используются соответствующие картинки., предлагается называть действия по звукоподражанию. При исследовании словаря прилагательных выясняется, насколько ребенок владеет в активной и пассивной речи словами, которые обозначают цвет, форму, величину предмета и его тактильные характеристики.
Исследование грамматического строя речи:
Первоначально исследуется возможность владения грамматическими категориями в активе, а при невозможности, уже в пассиве. Исследуются навыки согласования местоимений с существительными, умение использовать предлоги (положи игрушку на коробку, спрячь в коробку, под коробку, достань из коробки) , согласовывать существительные с прилагательными и числительными, понимание существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Исследование фразовой речи:
В ходе беседы, задаются ребенку вопросы:
– Сколько тебе лет?
– С кем ты живешь?
– Как зовут маму, папу?
– Кто тебя приводит в детский сад?
– С кем ты играешь в детском саду?
– Какие твои любимые игрушки?
В ходе беседы отмечается, какими языковыми единицами владеет ребенок, какими ответами пользуется (однословными, фразовыми), насколько развернута его речь. При выявлении особенностей речевого недоразвития детей младшего дошкольного возраста в процессе беседы большое внимание уделяется их самостоятельным высказываниям, так как в данном случае снижается контроль речи.
Логопедическое заключение может быть поставлено только на основании анализа всей совокупности результатов обследования, что предполагает соотнесение уровня понимания речи ребенка с уровнем его экспрессивной речи и выполнением невербальных заданий. В дальнейшем процессе построения логопедической работы педагог должен постоянно осуществлять динамическое наблюдение за формированием у ребенка вербальных средств общения, настоятельно привлекать родителей к организации стимулирующего действия на речевое развитие ребенка.
При обследовании речевого развития неговорящих детей можно использовать следующую литературу: С.В. Батяева, В.Е. Савостьянова, В.С. Володина «Большой альбом по развитию речи», Е.В. Мазанова «Обследование речи детей 3-4 лет с ОНР. Методические указания, картинный материал и речевая карта для проведения обследования во 2-й младшей группе».
Использованные источники:
Е.В. Мазанова «Обследование речи детей 3-4 лет с ОНР. Методические указания, картинный материал и речевая карта для проведения обследования во 2-й младшей группе».
Т.В. Башинская, Т.В. Пятница «Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна».
М.И. Лынская «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий».
«Зимушка-Зима» — конспект занятия с группой учащихся 1 класса с логопедическим заключением ОНР 3-го уровня
В своей педагогической деятельности я столкнулась с тем, что изучение и анализ детей с ДЦП представляют особые трудности в связи с многообразием проявлений нарушений двигательного, психического и речевого развития. При этом я обратила внимание на многообразие речевых нарушений, которые редко встречаются изолированно, чаще отмечается дизартрии с задержкой речевого развития или ОНР.
Тема моего открытого урока «Зимушка-Зима». (Конспект занятия с группой учащихся 1 класса с логопедическим заключением ОНР 3-го уровня). Данный материал способствует совершенствованию фонематических процессов, слухового и зрительного внимания, памяти, формированию орфографической зоркости, расширяет словарный запас, развивает мышление. Увлекательные приемы работы с детьми позволяют провести коррекционную работу более успешно.
- обогащение словарного запаса;
- развитие ассоциативного мышления;
- практическое употребление предлогов «на», «с», «из»;
- развитие слуховой памяти;
- развитие связной речи, воображения, образного мышления;
- развитие внимания, слухового и зрительного восприятия.
- магнитная доска, магниты, вырезанные из бумаги снежинки с загадками, картинки
Ход урока
1. Введение в тему.
Дети заходят в кабинет. На столах у каждого лежит зеркало. Логопед предлагает детям сесть за столы и послушать стихотворение о зиме.
– Мы сегодня будем говорить о зиме и давайте послушаем стихотворение. И сделаем потом самомассаж.
Пришла Зимушка-зима. Много снега намела. (Поглаживающее движения. Начало движения от середины лба к верхней части ушей. От носа к средней части ушей. От середины подбородка к нижней части ушей.)
Все кругом белым-бело. Будет травушке тепло. (Постукивающие движения. Начало движения от середины лба к верхней части ушей. От носа к средней части ушей. От середины подбородка к нижней части ушей).
Вьюга веет над полями. Над горами и лесами. (Зигзагообразные движения. Начало движения от середины лба к верхней части ушей. От носа к средней части ушей. От середины подбородка к нижней части ушей).
Логопед раздает всем бумажные снежинки.
– Ребята, пока вас не было, прилетела бабушка Вьюга. Она рассыпала свои снежинки. У нас тепло, а вот снежинки не растаяли. Как вы думаете, почему? (Они не настоящие). Это не простые снежинки, а волшебные. Посмотрите на них. Это снежинки—загадки.
Логопед подходит к каждому ученику, просит прочитать загадку, если ребенок еще не освоил чтение, то читает сам, а ребенок отгадывает и запоминает правильную отгадку.
– Мост, как синее стекло. Скользко, весело, светло. (Лед)
2. Подбор признаков. Составление предложений с однородными членами.
– Вы догадались, о каком времени года мы будем с вами говорить?
– Какая зимой погода?
– Если зимой много снега, то зима какая?
– Если зимой сильный мороз, то зима какая?
– Если часто метет метель, то зима какая?
Логопед снимает с доски все предметные картинки, кроме той, на которой изображена зима. Рядом с ней прикрепляются две снежинки. Детям предлагается придумать предложения о зиме, включив в каждое из них два слова-признака.
– Послушайте мое предложение: «Наступила студеная, вьюга зима» . Теперь вы придумайте предложения. (Дети выполняют задание).
– Чем покрыта зимой земля? (Снегом)
Логопед заменяет картину «Зима» на картину с изображением снега.
– Как вы думаете, зачем нужен снег зимой? (Снег покрывает землю. Он согревает землю.)
В случае затруднений при подборе слов, учитель-логопед сам дает образцы ответов.
– А теперь придумайте предложения про снег с двумя словами-признаками.
Логопед заменяет картинку «Снег» на картинку с изображением сугробов.
– Выпало много снега, появились сугробы. Какие бывают сугробы?
3. Исключение слова из ряда данных.
Логопед снимает картинку «Лед» с доски и показывает изображение снеговика или игрушечного снеговика.
– К нам в гости пришел снеговик.
Снеговик. Послушайте, ребята, какие слова я придумал про зиму: «Снежная, морозная, холодная, липкая». Все ли слова подходят? (Дети исправляют ошибки).
4. Работа по карточкам.
Упражнение «Раскрась одинаковые снежинки».
Логопед раздает карточки к упражнению и карандаши. Детям предлагается найти и раскрасить одинаковые снежинки голубым карандашом.
– Мы скатаем снежный ком. (Дети делают руками полукруг.)
– Мы построим Вьюге дом. (Поднимают руки над головой, соединяют ладони)
6. Пространственное ориентирование.
Логопед прикрепляет к магнитной доске 9 картинок. Расположение картинок:
- верхний ряд – снежинка, снег, снеговик;
- средний ряд – Снегурочка, снежки, снегирь;
- нижний ряд – подснежники, снежный ком, Снежная королева.
Каждая картинка закрывается листом голубой бумаги неправильной формы.
Детей просят закончить игру и подойти к доске. Логопед предлагает каждому ребенку найти нужную льдинку. Например: правую в верхнем ряду, левую в нижнем ряду, правую в среднем ряду и так далее. Дети выполняют задание.
7. Деление слов на слоги.
Логопед раздает каждому ребенку по 5 маленьких «льдинок».
– Положите перед собой столько льдинок, сколько слогов в вашем слове.
8. Задания по карточкам. Упражнение «Погуляли».
Логопед раздает карточки к упражнению, просит рассмотреть первую картинку и сказать, на чем лежит снег. Дети выполняют задание (Отвечают полными распространенными предложениями). Затем детям предлагается рассмотреть вторую картинку и сказать, с чего стряхнули и откуда вытряхнули снег дети после прогулки.
Логопед: Итак, ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили?
– Что вам понравилось?
– А что было трудным?
– Вы все сегодня очень старались. Молодцы!
Гильмутдинова Лилия Фаилевна,
учитель-логопед
Казанской коррекционной
школы-интерната №4 VI вида
(для воспитанников с детским
церебральным параличом)
Логопедическое занятие “В гости к зиме”(1 класс)
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Конспект логопедического занятия для обучающихся 1-го класса “В гости к зиме”. Цели занятия: у точнение и расширение активного словаря по теме “Зима”, развитие фонематического слуха и восприятия; развитие звуко – слогового анализа и синтеза слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie_v_gosti_k_zime.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Чуваева Наталья Николаевна
МБОУ г. Мурманска ООШ № 37
Конспект логопедического занятия
«В гости к зиме». (1 класс)
а) обучать детей дифференцировать понятия «звук», «буква», «слог»;
б) учить определять место звука в слове;
в) формировать навык деления слов на слоги;
г) уточнить и расширить активный словарь по теме;
д) совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
е) формировать навык составления связного высказывания.
2. Коррекционно – развивающие :
а) развитие фонематического слуха и восприятия;
б) развитие звуко – слогового анализа и синтеза;
в) развитие зрительного и слухового внимания и памяти;
г) развитие речевого дыхания и просодической стороны речи;
д) развитие мелкой моторики пальцев рук;
е) развитие координации речи с движением;
ж) развитие высших психических функций: внимания, памяти.
а) воспитание речевой активности детей на занятиях;
б) воспитание навыков прогнозирования;
в) формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности.
Оборудование: Таблица гласных, наборы карточек с гласными буквами, дидактический материал по теме « Зима», раздаточный материал.
2. Развитие звуко – буквенного анализа.
А) Работа с буквами:
– прочитать буквы, написанные на доске;
В К А Д О Г У П Ы Т И
– выбрать из них и назвать буквы, обозначающие согласные звуки;
– назвать буквы, обозначающие гласные звуки;
– чем отличаются гласные звуки от согласных;
– что помогают определять в словах гласные звуки и буквы? (количество слогов).
Б) Определение задач урока:
– Чем мы будем заниматься на уроке? (Будем определять количество гласных в словах, делить слова на слоги).
– Над чем мы продолжим работать? (Продолжим работать над звуко – слоговым анализом слов).
3 .Работа с таблицей гласных.
А) Развитие речевого дыхания:
– «тянем ниточку»: делаем вдох, на выдохе тянем гласные звуки.
Б) Развитие речевого дыхания и пальчиковой моторики:
– делаем вдох, на выдохе произносим гласные звуки, соединяя поочерёдно
пальцы рук с большим пальцем.
В) Развитие внимания:
– разложить перед собой карточки с гласными буквами так же, как они расположены в таблице:
4 . Развитие звуко – слогового анализа. Определить количество гласных в словах, сказать на каком месте они находятся;
А) Называются слова (дети поднимают и показывают карточку с нужными гласными буквами):
СУГРОБ ГОРКА САНКИ КАТОК КОНЬКИ
– какие гласные есть в этих словах;
– сколько слогов в этих словах;
– как называются такие слова (двусложные);
– с каким временем года связаны эти слова (с зимой).
Б) Послушайте и отгадайте загадку:
Снег идет.
Как белой ватой
Он укрыл нам все дома.
Угадайте-ка ребята
Кто же к нам пришел? (Зима)
– Сегодня мы с вами отправимся в гости к Зиме. Мы будем выполнять разные задания и все они будут связаны с зимним временем года.
Но давайте сначала подготовимся и немного разомнёмся.
Наконец пришла зима ( разводят руки в стороны),
Стали белыми дома (складывают руки домиком над головой) ,
Снег на улице идёт (двигают руками сверху вниз),
Дворник улицу метёт (и митируют).
6. Уточнение и расширение активного словаря по теме «Зима»:
А) Назвать зимние месяцы;
– составить названия зимних месяцев из слогов:
ФЕВ – КАБРЬ, ЯН – РАЛЬ, ДЕ – ВАРЬ;
– расставить названия месяцев по порядку:
ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ
Б) Запись числа в тетради:
– какое сегодня число, какой месяц, какое время года.
В) Расставьте буквы в нужном порядке, чтобы получились слова:
Н, Е, С, Г О, Р, М, О, З О, Л, Х, Д,О
(СНЕГ) (МОРОЗ) (ХОЛОД)
– определить какие гласные есть в этих словах.
Г) Какая погода может быть зимой?
Часто идёт снег – (снежная).
Сильные морозы – (морозная).
Очень холодно – (холодная).
Д) Сделаем зиму доброй, назовём ласково:
Снег – (снежок), мороз – (морозец), холод – (холодок), зима – (зимушка).
– запиши схемы получившихся слов:
Е О , О О Е , О О О , И У А
7. Развитие навыков прогнозирования:
А) «Доскажи словечко»:
– Тихо, тихо, как во сне падает на землю . (снег).
– С неба всё скользят пушинки — серебристые. (снежинки).
– Вот веселье для ребят — все сильнее. (снегопад).
– Все бегут вперегонки, все хотят играть в . (снежки).
– Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик).
– На снегу-то, посмотри – с красной грудкой. (снегири).
– На поселки, на лужок всё снижается. (снежок).
– Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (снег).
Б) От какого слова образованы слова: снежинки, снегопад, снежки, снеговик, снегири, снежок?
– отгадайте, какие слова написаны на карточках, вставив пропущенные гласные буквы:
– запишите слова в тетрадь, разделите на слоги.
Снег, снег, белый снег,
Засыпает он нас всех (машут руками перед собой).
Не боимся мы пороши,
Ловим снег – хлопок в ладоши («ловят»).
Руки в стороны, по швам – (р азводят руки в стороны, опускают по швам)
Снега хватят нам и вам ( показывают руками на себя, протягивают руки вперёд).
9. Составьте словосочетания:
– Что же происходит зимой? Соедини слова, подходящие по смыслу:
10. Работа с предложением:
А) Запиши предложение на слух:
Утром выпало много снега.
Б) Слова разбросал ветер, надо разложить их в нужном порядке, чтобы получилось предложение:
снега, сделали, из, дети, горку
– чем отличается предложение от набора слов?
– записать предложение в тетрадь, проверить.
В) Определи количество слов в предложении:
– составить схему предложения.
11. Окончание занятия, подведение итогов.
-Что мы с вами делали на занятии?
– Какие слова нам сегодня встречались?
– Какие задания вам понравились больше всего?
Зимушка-Зима – конспект занятия с группой учащихся 1 класса с логопедическим заключением ОНР 3-го уровня
Разработала: учитель – логопед Черкасова Анастасия Сергеевна.
МДОУ «Д/с «Островок», с. Малокурильское, Южно – Курильский район Сахалинская область
Коррекционно-образовательные цели:
- Обобщение и уточнение знаний детей о зиме.
- Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
- Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия).
- Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования.
Коррекционно-развивающие цели:
- Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
- Развитие речевого слуха.
- Развитие диалогической речи.
- Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.
- Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Коррекционно-воспитательные цели:
- Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
- Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.
Оборудование: Доска магнитная, магниты, конверты, картинки по теме занятия, рассказ «Полезная прогулка», оригами.
1. Приветствие.
Логопед – доброе утро, дети, давайте с вами поиграем в игру «Загадка», каждый из вас покажет на один из конвертов, я оттуда достану листочек с загадкой, а вы должны ее отгадать.
Дети – давайте! Дети выбирают каждый свой конверт и отгадывают попавшиеся загадки.
Без рук, без ног,
А рисовать умеет.
Что за звёздочки такие
На пальто и на платке —
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь — вода в руке?
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
После брата Января
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель и вьюга.
Когда это бывает?
Белый пух лег на дороги,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек –
Этот пух зовется…
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло:
Скользко, весело, светло.
Зацепилась за карниз
И растет, как шишка, вниз.
По тропинкам, по дорожкам
Кто идет на снежных ножках?
Кто способен на уловки,
Носик у него морковка?
По весне растает вмиг
Логопед – какие вы молодцы, отгадали все загадки! Теперь давайте определим тему нашей беседы на сегодня. Как думаете, о чем будет идти речь?
Логопед – правильно! А почему я решила сегодня затронуть тему зимы, как вы думаете?
Дети говорят свои варианты ответов (выпал первый снег, скоро новый год, сейчас декабрь, значит, на улице наступила зима).
Логопед – совершенно верно. Вы умнички, справились со всеми моими вопросами и все мне очень четко объяснили. Теперь давайте поиграем в следующую игру.
2. Игра «Назови ласково»
На доске висят картинки по теме занятия, дети называют изображения и тут же преобразовывают в уменьшительно-ласкательное.
3. Игра «Составь предложение по картинке»
На доске висят несколько сюжетных картинок по теме занятия, дети составляют предложения.
4. Игра «Назови зимнее слово»
Детям дается задание, придумать несколько зимних слов. Дети называют по очереди любое слово, имеющее отношение к зиме.
5. Игра «Что ты знаешь о зиме?»
Детям задается несколько вопросов о зимней поре, на которые они должны знать ответ.
- Какие зимние месяцы вы знаете?
- Каким месяцем заканчивается год?
- Каким месяцем начинается год?
6. Упражнение «Продолжи предложение»
Если зимой холоднее, чем весной, то весной …
Если снежная крепость выше скамейки, то скамейка …
Если мальчиков в парке больше, чем девочек, то девочек …
7. Упражнение «Исправь ошибки»
- Наступило лето, и речка покрылась льдом.
- Наступила зима, и прилетели ласточки.
- Закончилась осень, и наступила весна.
Логопед – дети, расскажите мне, пожалуйста, какая ваша любимая игра на улице зимой?
Логопед – давайте разомнем пальчики и заодно вспомним, как мы играем в снежки.
8. Пальчиковая гимнастика «Снежки»
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики).
Мы с тобой снежок лепили. (“Лепят снежок”).
Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую).
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком).
Раз — подбросим. (“Подбрасывают”).
Два — поймаем. (Приседают, “ловят”).
Три — уроним. (Встают, “роняют”).
И. сломаем. (Топают).
9. Игра «Найди отличия»
На доске висят две картинки, дерево и столб. Дети должны рассказать, чем отличается дерево от столба.
10. Упражнение «Образуй новые слова»
Крепость из снега – снежная крепость,
Кормушка из картона – …
Дом из кирпичей – …
11. Упражнение «Задача»
Детям предлагается решить задачу. На кормушки сидело три снегиря и столько же синиц, сколько на кормушке было синиц?
12. Физминутка «Снег»
Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)
13. Рассказ «Полезная прогулка»
Логопед читает детям рассказ, на доске висят картинки по сюжету. Дети внимательно слушают рассказ, прослеживая сюжет по картинкам. Потом отвечают на вопросы по рассказу и придумывают новое название.
14. Творческое задание на развитие мелкой моторики.
Логопед предлагает детям слепить снежки своими руками из бумаги оригами.