Деятельность учителя-логопеда по реализации инновационных направлений в современной системе образования

Инновационные образовательные технологии речевого развития в работе учителя-логопеда в ДОУ

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: Логопедия , кластер , синквейн , ТРИЗ-РТВ , технологии речевого развития

Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успешного обучения в школе. Нарушения речи отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка в целом, на его поведении.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

К ним относятся:

  • Технология логопедического обследования.
  • Технология коррекции звукопроизношения.
  • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология развития интонационной стороны речи.
  • Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
  • Технология логопедического массажа.

Речевое развитие детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

  • бедный словарь: дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания;
  • непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц;
  • трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти использование инновационных образовательных технологий:

Инновационные образовательные технологии в ДОУ

  • привносят в логокоррекционную работу дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей;
  • оптимизируют процесс коррекции речи детей, помогают повысить результативность логопедического воздействия;
  • служат для создания благоприятного эмоционального фона;
  • способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, оздоровлению всего организма.

Технология «Интеллектуальная карта»

  • уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;
  • помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.

Полезные свойства интеллектуальной карты

Применение интеллектуальной карты в речевом развитии

1. Сбор материала о предмете или объекте

  • создание интеллект-карты в ходе обсуждения предмета или темы;
  • выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления, анализа, синтеза, аналогии, обобщения;
  • работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

2. Закрепление и обобщение материала

  • создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам;
  • выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения;
  • работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Технология «Кластер»

Кластер – (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть крастера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения.

Рисуем модель Солнечной системы: звезда в центре – это наша тема.

Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы

У каждой планеты – спутники, смысловые единицы к крупным смысловым единицам.

Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы.

В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам.

В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.

Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС

  • является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации
  • развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события)
  • помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы
  • вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме
  • развивает такое качество личности, как коммуникабельность

Технология «синквейн»

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

  • новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда.
  • гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
  • способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
  • является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
  • носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Правила составления дидактического синквейна

  • первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • вторая строка – два слова, прилагательные;
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
  1. Кукла
  2. Красивая, любимая.
  3. Стоит, сидит, улыбается.
  4. Моя кукла самая красивая.
  5. Игрушка.
  1. Машина
  2. Быстрая, мощная.
  3. Едет, обгоняет, тормозит.
  4. Я люблю кататься.
  5. Транспорт.

Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:

  • иметь достаточный словарный запас в рамках темы
  • владеть обобщением
  • понятиями: слово – предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак
  • научиться правильно, понимать и задавать вопросы
  • согласовывать слова в предложении
  • правильно оформлять свою мысль в виде предложения

Работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи и служит средством оптимизации учебного процесса.

Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Могут быть использованы такие варианты работы как:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);
  • полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.
  • облегчает процесс усвоения понятий и их содержания
  • учит коротко, но точно выражать свои мысли
  • способствует расширению и актуализации словарного запаса.

Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).

Технология «ТРИЗ-РТВ»

Применение в практической деятельности учителя-логопеда методов и приёмов ТРИЗ позволяет наилучшим образом решать проблемы речевого развития. При этом у детей формируется умение работать по моделям, которые позволяют организовывать их собственную речевую деятельность творческого характера. Об уровне развития речи, мышления, воображения можно судить по речевому продукту, который создает ребёнок.

ТРИЗ помогает отойти от старой схемы обучения: слушай – запоминай – отвечай, позволяет детям добывать знания самостоятельно посредством творческой поисковой деятельности. Систематическую работу по формированию коммуникативной компетентности с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ в работе с детьми с речевыми нарушениями логопед начинает с самого простого метода – метода проб и ошибок (А что, если сделать так. А может быть, так?).

Методы и приёмы ТРИЗ в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями находят своё место и при обогащении словаря, при формировании лексико-грамматических средств языка и связной речи. При использовании ТРИЗ по обогащению словаря подбираются слова по каждой лексической теме в соответствии с программой.

Деятельность учителя-логопеда по реализации инновационных направлений в современной системе образования

Светлана Казакова
Деятельность учителя-логопеда по реализации инновационных направлений в современной системе образования

В современном мире увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в усвоении дошкольной программы. Им требуется создание специальных условий обучения и воспитания, и возникает необходимость комплексного сопровождения таких детей в условиях дошкольных учреждений.

Каждый ребёнок испытывает потребность быть успешным. Ощущение успеха – необходимое условие развития ребёнка. Для обеспечения ситуации успеха детям с ограниченными возможностями здоровья необходимы усилия ряда специалистов, и прежде всего – учителя-логопеда.

Наш детский сад состоит из 4-х зданий, которые посещают более 800 детей, из них 66 детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Слайд № 2 Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

Слайд № 3 Песочная терапия

Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. У детей-логопатов наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики, сопутствующие движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, словесно-логического мышления. мы используем в своей работе песочную терапию.

Игры с песком способствуют:

– развитию речевого дыхания;

– развитию мелкой моторики рук;

– автоматизации звуков в речи;

– расширению словарного запаса;

– развитию фонематического слуха и восприятия;

– развитию лексико-грамматических представлений;

– развитию связной речи, обучению рассказыванию;

– подготовке к обучению грамоте.

Слайд № 4 Прозрачный мольберт

Сейчас очень трудно заинтересовать детей, смотивировать их на речевую, познавательную деятельность, и нам педагогам приходиться то же перестраиваться, менять арсенал методов и приемов и искать новые идеи для работы с современными детьми.

Данное пособие апробировалось в естественных педагогических условиях в 2011- 2012 учебном году в Москве. За основу взята «Программа формирования пространственных представлений», разработанная Н. Я. Семаго.

Дети с ОНР, возраст 3-7 лет, так как у этих детей чаще всего страдают не только компоненты речи, но и психические процессы (внимание, память, воображение, а также сенсорное развитие (ребёнок затрудняется в обследовании предметов, выделении нужных свойств, с трудом ориентируется в пространстве и на листе, нарушено зрительное восприятие, координация мелких движений рук. Эти дети часто застенчивы, испытывают трудности в общении.

Прозрачный мольберт представляет собой устойчивую деревянную раму с небьющимся прозрачным стеклом.

Занятия на мольберте стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяют фиксировать его внимание на происходящем, и доставляют радость от совместного творчества с педагогом и детьми. Выполняя работу стоя, ребенок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в дошкольном возрасте. В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Детей захватывает сам процесс рисования. В процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок. Рисование – это всегда общение взрослого и ребёнка.

Пособие многофункционально,оно позволяет решать ряд коррекционно-развивающих задач:

Формирование пространственных представлений;

Обогащение сенсорного опыта;

Развитие психических функций;

Развитие пространственно-логического мышления и вербального анализа;

Расширение словарного запаса и увеличение объема общей осведомленности ребенка;

Профилактику ошибок оптико-пространственного типа, слитного написания предлогов;

Развитие координации крупных движений и мелкой моторики;

Преодоление трудностей понимания сложных грамматических

Развитие пространственных ориентаций на вертикальной поверхности;

Развитие коммуникативных навыков.

Слайд № 5 Биоэнергопластика

Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.

• Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.

• Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата

и движений кистей рук. Применение биоэнергопластики ускоряет исправление дефектных звуков, у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, т. к. работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

В биоэнергопластике мы можем самостоятельно подбирать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Необходимо привлечь внимание ребёнка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти, их ритмичности и чёткости. Общие упражнения могут проводится на как индивидуально, так и на фронтальных занятиях.

Взаимодействие направленно на развитие общей моторики и координации движений, физиологического дыхания и на мышечную релаксацию.

Слайд № 6 Синквейн

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк» это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи. Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.

Классический (строгий)дидактический синквейн строится так:

• первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;

• вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;

• третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;

• четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;

• пятая строка – одно слово (любая часть речи, выражающее суть темы; своего рода резюме.

Новый, серебристый. КАКОЙ?

Взлетает, летит, гудит. ЧТО ДЕЛАЕТ?

Я люблю путешествовать. СОСТАВИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Воздушный транспорт. ЭТО?

Растет, спеет, наливается.

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме. Вот сейчас мы Вам предлагаем поиграть.

Слайд № 11 Публикация газеты «Логопедическая ромашка».

Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.

В связи с этим актуальным для нас стала эффективной форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если ДОУ и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух огней. Поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда, воспитателей и родителей.

В нашем дошкольном образовательном учреждении активно используется такая форма работы с родителями, как Логопедическая газета, которая издаётся учреждением для родителей и детей, печатается учителями – логопедами 1 раз в квартал.

Слайд № 12 Такая работа требует большой подготовки и включение всех заинтересованных в речевой компетентности ребёнка участников образовательного процесса.

Как показала практика, тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса на основе хорошо продуманной форм и методов работы обеспечивает результативность и стойкость результатов. Таким образом, сотрудничество всех участников педагогического процесса является важнейшим условием успешного осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения.

Слайд № 13 спасибо за внимание

Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда -1- Что бы мы ни говорили, как бы ни сопротивлялись прогрессу, факт остается фактом: компьютер настойчиво входит в нашу повседневную жизнь,.

Деятельность педагога по реализации программ дошкольного образования В своей работе руководствуюсь основной образовательной программой ДОО, составленной на основе программы «Радуга», предназначенной для работы.

Особенности подготовки учителя физкультуры в системе инклюзивного образования В последнее время существенно увеличилось количество детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Все больше осознается, что.

Особенности работы учителя-логопеда в рамках ФГОС начального общего образования Особенности работы учителя – логопеда в рамках ФГОС начального общего образования О ФГОС не писал и не говорил разве что ленивый. Стандарты.

Читайте также:  Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе ОНР

Портфолио учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС Портфолио учителя-логопеда Гречко Елены Ивановны (дополненное) Добрый день, уважаемый коллеги! Вашему вниманию представлено электронное.

Интересная проектная деятельность как неотъемлемая часть работы учителя-логопеда Результатом моей проектной деятельности на тему ” Ужасно интересно всё то,что неизвестно” стала работа с родителями по теме ” Семья и семейные.

Проектная деятельность учителя-логопеда по профилактике речевых нарушений у младших дошкольников Отчет работы по годовому проекту «Цветик-Семицветик» профилактика речевых нарушений у младших дошкольников (2 младшая группа «Аленушка»).

Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы Цель: достижение тесного взаимодействия, партнерских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития ребенка,.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи, в условиях реализации ФГОС до В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации образовательной.

Деятельность учителя-логопеда по реализации инновационных направлений в современной системе образования

Вашему представлена презентация для выступления на методическом объединении учителей-логопедов на тему «Деятельность учителя-логопеда по реализации инновационных направлений в современной системе образования. Компьютерные технологии».

В данном материале раскрывается вопрос о понятии «педагогическая технология», как наука, исследующая рациональные пути обучения, в частности, коррекционные образовательные технологии, применяемые в соей работе логопедом. Наиболее полно освещаются неоспоримые преимущества компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии.

Презентация

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Предлагаются новые подходы, новые методы, иной педагогический менталитет.

Содержание образования обогащается:

  • новыми процессуальными умениями;
  • развитием способностей оперированием информацией;
  • творческим решением проблем науки с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно- ориентированное взаимодействие учителя с учениками.

Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские.

Таким образом, в этих условиях педагогу, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Можно сказать, что педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов и принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Перед вами, классификации образовательных технологий (СЛАЙД №5).

«Нельзя выучить педагогические технологии и стать педагогом», — сказал А.А.Леонтьев.

Поэтому, когда мы говорим о новых педагогических технологиях, нужно иметь в виду, что применять их необходимо творчески, базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, но одновременно ориентируясь на культурную ситуацию, с которой приходится сталкиваться педагогу, а также особенности собственной личности и личностей своих учеников.

Ученики, с которыми работают логопеды, чаще относятся к категории слабоуспевающих ребят. Часть таких детей (особенно, дети с ОНР) характеризуется определенными особенностями интеллектуальной деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием интереса и сосредоточенности при выполнении задания, неумением контролировать свои действия.

Дети не всегда могут чётко проанализировать инструкцию, спланировать свои действия в соответствии с заданием.

Поэтому, мы ведём речь о коррекционных технологиях, в частности, о собственно коррекционных технологиях. Их применение позволяет ребёнку догнать в развитии сверстников, если присутствует некоторое отставание в подготовке учащегося.

Нарушения письменной речи у детей являются распространённым речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. К ним относятся дисграфия и дислексия.

Работа учителя-логопеда определяется общими стратегическими целями и задачами школы и находится в соответствии с государственными стандартами образования.

В процессе своей деятельности логопед решает следующие задачи:

  1. Коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся.
  2. Профилактика вторичных нарушений.
  3. Развитие познавательных процессов.
  4. Создание оптимальных условий для сохранения физического и психического здоровья детей, эмоционального благополучия.
  5. Развитие адаптивности функционирования учащихся в социуме.
  6. Организация просветительской работы с учителями и родителями.
  7. Участие в инновационной и экспериментальной деятельности.

Управление инновационной и экспериментальной деятельностью в современной школе невозможно без активного использования новых информационных технологий.

Компьютерные технологии помогают наглядному оформлению диагностических исследований в виде схем, диаграмм.

Компьютерные технологии (компьютерные развивающие игры, демонстрация тематических презентаций, коррекция дисграфических ошибок с помощью текстового редактора “Word” и т.п.) представляют для логопеда дополнительный набор возможностей для совершенствования процесса коррекционного обучения детей, страдающих нарушениями письменной речи.

Можно отметить ряд успешно решаемых учителем-логопедом с помощью компьютера задач:

1. У детей дисграфиков очень часто формируется напряжение, страх письма, а также нежелание совершенствовать навыки чтения.

Занятия на компьютере частично снимают эти проблемы, не превращая занятия в бесконечный процесс письма и переписывания.

2. Использование компьютерных средств в коррекционном процессе помогает более полно реализовать активную позицию деятельности ребёнка при взаимодействии со взрослым.

3. Работа на компьютере разнообразна и привлекательна, поэтому вызывает положительный эмоциональный настрой, что является залогом успеха.

4. Компьютерное оформление наглядного материала повышает познавательную деятельность, прежде всего мышления, памяти, внимания, увеличивает скорость зрительного восприятия младших школьников. (СЛАЙДЫ №17-18)

5. При работе с компьютером, интерактивной доской включаются анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный.

6. Двигательный анализатор включается на уровне движения пальцев по клавишам, доске, что способствует развитию мелкой моторики руки ребенка.

Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик диагностики и коррекции речи, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий.

Итак, создание системы приёмов компьютерно-опосредованного воздействия позволяет:

  • повысить мотивацию;
  • обеспечить психологический комфорт на занятиях;
  • способствует развитию всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики, познавательной деятельности учащихся;
  • формирует личность ребёнка в целом.

Положительный эмоциональный фон способствует повышению показателей уровня развития детей.

Использование компьютера, а также интернета позволяют педагогу:

  • находить разнообразную информацию;
  • сокращать время на изготовление пособий, дидактического материала; эстетичность его оформления, разнообразный дизайн;
  • вариативно использовать размещаемый материал;
  • изучать педагогическую деятельность коллег и обмениваться опытом, размещать информацию на сайтах;
  • приобретать методическую литературу;
  • оформлять диагностические исследования в виде схем, диаграмм.

Таким образом, работа с компьютерными технологиями имеет свои неоспоримые преимущества и должна быть использована учителями-логопедами общеобразовательных (коррекционных) школ для успешного преодоления трудностей и нарушений в формировании устной и письменной речи.

Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

Дата публикации: 09.06.2014

Статья просмотрена: 8243 раза

Библиографическое описание:

Елсакова, А. Н. Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда / А. Н. Елсакова, Н. Н. Лисовская, И. В. Соколова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 33-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5780/ (дата обращения: 07.01.2021).

В деятельности учителя-логопеда, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми, инновационные методы приобретают все большее значение. Эти методы, наряду с традиционными, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Следовательно, поиски новых приемов и методик в логопедической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

Инновационные образовательные технологии соответствуют приоритетным направлениям науки, которые определяются Государством. Переходом Российского образования на позиции личностно ориентированной педагогики, предполагающей не ограничиваться формированием программных знаний, умений, навыков, а стремиться развивать индивидуальные способности ребёнка, обусловлено стремление педагогов внедрять в свою деятельность инновации.

Появилось множество статей и разработок, посвященных инновационным методам воздействия в логопедии. Авторы по — разному трактуют данное понятие применительно к образовательной сфере. Одни определяют это как метод или прием, другие как описание процесса достижения результата. Любая инновация в логопедической практике не меняет базисную организацию коррекционного воздействия, а лишь локально изменяет методическую составляющую. Существующие виды инновационных технологий:

1. Информационно-коммуникативные технологии;

2. Дистанционно образовательные технологии;

3. Психо-коррекционные технологии (арттерапия; библиотерапия);

4. Технологии с использованием нетрадиционных приемов (ароматерапия, хромотерапия и т. д.);

5. Здоровьесберегающие технологии;

В своей практической деятельности по коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи мы локально используем прежде всего здоровьесберегающие: дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз.

Особое внимание мы стали уделять психо-коррекционным технологиям, что обусловлено спецификой речевых нарушений и состоянием эмоционально-волевой сферы детей с речевой патологией. Эти нарушения, вовремя неисправленные в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими и впоследствии приводят к определенным изменениям личности, негативным образом, отражающимся на процессе дальнейшего обучения и мешая в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Наиболее адаптированной методикой для работы с детьми дошкольного возраста является один из видов библиотерапии — сказкотерапия. Привлекательность этого жанра для педагогов обусловлена универсальностью его применения, а эффективность использования — притягательностью этого жанра для детей, позволяющего в полной мере реализовать свою фантазию. Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, а игра в сказку помогает ненавязчиво донести необходимую информацию, накопить детям положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет и обогащая опыт. Сказки способствуют развитию воображения, значительно расширяют кругозор, способствуют воспитанию нравственных качеств, помогают в создании модели управления эмоционально-волевой сферы, а так же помогают нам в практическом решении задач коррекционного воздействия. Мы используем сказкотерапию во всех направлениях логопедической работы, подбирая те сюжеты и приёмы, которые оказываются наиболее эффективными при формирования и коррекции речевой деятельности. Организационно-сюжетная основа занятий может быть разнообразной, в зависимости от возможностей и желания логопеда, его готовности экспериментировать и от особенностей детей. Возможными вариантами организации занятий может быть использование сказочных сюжетов, элементов фольклора, литературных, персонажей, известных и придуманных игр, воображаемых путешествий. Не обязательно использовать общеизвестные сюжеты и темы, можно их придумывать самим и развивать по ходу занятия. Можно построить занятие на сюжете одной сказки. Например, «Три медведя», «Репка», «Приключения Муравьишки». Структура такого занятия будет включать в себя работу над общеречевыми навыками (голосовые, дыхательные, мимические упражнения), лексико-грамматическим строем речи, фонематическими функциями, связной речью, развитием слухового и зрительного внимания; параллельно решая вопросы коррекции психофизических функций. А можно «приглашать» сказочных героев на комплексное занятие для решения конкретной логопедической задачи, например, для автоматизации заданного звука. На начальном этапе логопедического воздействия, когда осуществляется работа над развитием общих речевых навыков, неречевых психических функций и мелкой моторики, удобно использовать персонажей знакомых сказок («Красная Шапочка», «Чебурашка», «Теремок»). Развитию связной речи способствует экспромт при построении сюжета занятия. Дети подсказывают действия персонажам, придумывают для них диалоги и реплики. («День рожденья Мишки», «Кошкин дом» — дети придумывают действия для каждого гостя и оречевляют их.) Сказки способствуют обогащению словарного запаса, грамотному и логичному изложению своих мыслей, помогают в освоении грамматических правил родного языка, являются хорошей тренинговой площадкой для автоматизации поставленных звуков в самостоятельной речи, способствуют умению сдерживать нежелательные эмоции или контролировать способы их проявления. Дети легко включаются во все необычное, забавное. Сказкотерапия развивает воображение детей, учит импровизации и дает волшебное умение обращаться к чудесной силе творчества для решения любых проблем, в том числе и логопедических.

Ниже мы приводим примеры сказок, которые мы используем в работе с детьми.

Сказка «Лягушонок и лисенок». В лесу, в большой луже жил-был маленький лягушонок. Он очень любил петь (дети пропевают гласные звуки или слоги по образцу или по схеме). Еще он очень любил лепить из глины. Выпрыгнет из лужи, наберет глины и лепит. Сначала лепешечки, потом катушечки, потом лодочки, потом орешки (артикуляционная гимнастика). Что ещё? (подбор слов на заданный звук или с определённой позицией заданного звука). К нему в гости часто приходили звери (игра на зрительную память). Они смотрели, смеялись, удивлялись, сердились?, боялись?, были довольны (психогимнастика) И ласково гладили лягушонка (дети правой рукой гладят левую руку соседа — сложная моторная ориентировка). Только маленький лисенок приходил, все ломал и дразнил лягушонка (повторяют слоговые цепочки). Когда лисенок повзрослел, то он пришёл к лягушонку и сказал: «Я тоже пытался лепить, но у меня не получалось. Вот я и смеялся над тобой» (чтение слогов с буквой «Х»). А лягушонок ответил: «Не огорчайся, зато ты умеешь (ответы детей …рыть глубокие норы, быстро бегать, ловко охотиться, заметать следы и т. д). Тогда лисенок сказал: «Спасибо тебе лягушонок, ты очень добрый. Давай с тобой дружить!» (совместная пальчиковая гимнастика)

Сказка «Яблоня и ежик».

Как у нас в саду зеленом растет яблоня — краса,

Стройный ствол, густая крона подпирает небеса (пальчиковая гимнастика).(По картинкам называют все части дерева).

Жил под яблонею еж, очень был собой хорош.

И на папу, и на маму этот ёжик чем похож? (рассматривают называют части тела ёжика).

Подул ветер (дыхательная гимнастика) и сорвал с яблони листочки. Яблоня обрадовалась? удивилась? огорчилась? и попросила ежика помочь ей найти свой листочек среди других листьев (образуют относительные прилагательные по картинкам, изображающим листья разных деревьев). Но яблоневого листа не нашли…чтобы порадовать яблоню, сделает его сами (поделка оригами). Красивые получились листочки! А как они замечательно шуршат на ветру (слоговой анализ слова, автоматизация «Ш»). Обрадованная яблоня подарила ёжику необычные листочки с картинками. Наш ёжик большой любитель порядка, поэтому листочки он разложил на определённые полочки (определяют место звука «Ш» в словах). Яблоня угостила ежика своими яблочками. Одно из них оказалось кислым…, другое — сладким…, внутри третьего сидел червяк…, ежик удивился…поздоровался с червячком. (психогимнастика). Осторожно положил это яблоко на траву…. Но ему хотелось найти такое же (ищут два одинаковых яблока). Собрал ёжик пары яблок, попрощался с яблонькой и поспешил угощать (ответы детей).

1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. / Логопедические игры и задания / СПб; Каро / 2002

2. Башкирова Е. Н. Библиотерапия-продуктивный метод преодоления страхов у детей / Воспитание школьников.-2011 № 7

3. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия / М; Класс / 1999

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. / Практикум по сказкотерапии / СПб; Речь / 2013

5. Коняев Ж. М. / Сказкотерапия: театрализованные игры для детей 4–7 лет / Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2003 № 10

6. Левчук Е. А. / Грамматика в сказках и историях / СПб; Детство-Пресс /2003

7. Пономарёва В. / Там, на неведомых дорожках… /М; Академ.проект /2008

8. Семенака С. И. Уроки добра / М; Аркти / 2004

Детский сад «Калинка», Волгодонск

ул. Ленина 118, тел. 22-32-82

Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ

Начиная с раннего возраста, любой ребёнок с умственными и физическими недостатками может посещать общеобразовательную дошкольную организацию. Ребёнок может получать квалифицированную помощь специалистов в различной форме и объёме, исходя из его индивидуальных особенностей. Инклюзивный подход в дошкольном образовании предусматривает изменение педагогических методов, чтобы образовательная организация могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех воспитанников, посещающих её.

Одно из правил инклюзивного образования — все педагоги и сотрудники образовательной организации, вовлечённые в процесс обучения, должны быть обучены разным стратегиям и новым педагогическим технологиям. В современных условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Основной проблемой для ДОУ, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с тяжёлыми нарушениями речи. В рамках введения ФГОС ДО, приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных моделей.

Читайте также:  Презентация Сурдо-логопедический тренажер Дельфа-130

Инновационные процессы – на современном этапе развития общества затрагивает в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На сегодняшний день в арсенале коррекционных педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособностьи быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Практические методы (упражнения игры и моделирование).

Наглядные методы — формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.

Словесные методы определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

В своей работе использую инновационные технологии при работе с детьми с ОВЗ.

Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе»современной педагогики. Что мы подразумеваем под понятием «инновационные технологии»?

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Использование в логопедической практике инновационных служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в конце XX века. И относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую и служит для создания благоприятного эмоционального фона.

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно – развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем, применение инновационных здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ становится очень актуальным.

Инновационные технологии, применяемые мной в логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО. Подробно изучая новинки методической литературы, выбрала, на мой взгляд, наиболее актуальные и практичные инновационные методы, которые помогут сделать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи, эффективной и результативной.

Инновационные технологии в логопедической практике это всего лишь дополнение к общепринятым, проверенных временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания, развития мелкой моторики рук и т.д.)

Нестандартные подходы, новые инновационные технологии нужны чтобы:

  • сделать обучение осознанным;
  • интересным;
  • оптимизировать процесс обучения;

содействовать оздоровлению детей.

Виды инновационных технологий, используемых в логопедии:

  1. Информационно-коммуникационные технологии;
  2. Инновационные психокоррекционные технологии: , сказкотерапия, песок-терапия и т.д.;
  3. Образовательные технологии (ТРИЗ, синквейн,интеллектуальная карта, кластер);
  4. Здоровьесберегающие технологии:

5. Смешанные технологии — традиционные логопедические технологии использованием нововведений(сенсомоторное воспитание детей, использование навыка чтения при формировании речевой деятельности,

6. Организационные инновационные технологии: определение новых форм логопедической помощи детям с речевыми нарушениями( квест –технология-представляет собой современную форму работы с детьми с нарушениями речи )

Преимущество использования инновационных моделей в логопедической практике (см.слайд) Направления коррекционной работы с использованием инновационных моделей(см.слайд.

ИКТ технологии:

Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.

— Формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодики, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;

— Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие познавательной активности, самоконтроля, развитие мелкой моторики рук, развитие и координация психических процессов;

— Задачи творческого цикла: развитие воображения, развитие познавательной активности, развитие потребности к познанию.

Инновационные психокоррекционные технологии: , сказкотерапия, песок-терапия

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Целью сказкотерапии является снижение агрессии у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. Для этого я использую сказочные приемы и способы работы с детьми, доступные им из-за своей простоты и огромного интереса к самой сказке. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с гораздо большим энтузиазмом выполняют задания. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни, учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Главная цель ТРИЗ — развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать свои маленькие проблемы. Дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Поэтому, параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, творческая и добрая Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей по средствам игр В.В. Воскобовича.

Принципы, заложенные в систему этих игр- интерес- познание – творчество, становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым языком сказки, интриги забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Развивающие игры В.В. Воскобовича- это интеграция психологических, педагогических и логопедических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений. Особенности этих игр таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать реализуемые программы. Технология органично вплетается в уже сформированный процесс обучения и коррекции. В отношениях «взрослый- ребёнок» здесь не предполагается положение взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения. Ребёнок окружается непринуждённой, весёлой, интеллектуально- творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и вырастет ощущение внутренней раскованности за счёт поддержки его творческих начинаний.

В условиях реализации ФГОС особые требования предъявляются к развивающей предметно-пространственной среде, а именно: оптимальность, целостность, многофункциональность, трасформируемость, вариативность (в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности и в самостоятельной деятельности ребёнка) , разнообразность игр. учителя-логопеды, проводя каждый год мониторинг и сталкиваемся ежедневно с трудностями усвоения речевого материала, бедного предметного, предикативного и атрибутивного словарного запаса, нарушениями в развитии лексико-грамматического строя речи, несформированностью фонетико-фонематических процессов, отставанием в развитии связной речи, нарушении смысловой и произносительной сторон речи, выраженным аграмматизмом, дефектами звукопроизношения, специфическими нарушениями слоговой структуры слов у детей-логопатов. Поэтому учитывая всё это, я воспитатели группы внедрили в свою работу маркеры игрового пространства.

Технология «Интеллектуальная карта»

уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;

помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.

Технология «Кластер» аппробирую в своей работе

Кластер – (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть крастера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения.

Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы. В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам. В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.

Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС

  • является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации
  • развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события)
  • помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы
  • вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме
  • развивает такое качество личности, как коммуникабельность
  • Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
  • Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевоеразвитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает — задерживается и развитие речи. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки.
  • Учеными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.
  • Как отмечает М. М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно счи-тать еще одной речевой зоной мозга.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия («Су » – кисть, «Джок» – стопа). В коррекционно — логопедической работе приемы Су — Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Ребристая игольчатая поверхность шарика воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный шарик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Массажные шипы на поверхности шарика воздействуют на биологически-активные зоны коры головного мозга, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажный шарик положительно сказывается на развитии детей.

Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим технологиям является кинезиология или «гимнастика мозга». Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развитиядвижений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. И вот тут на помощь к нам приходят кинезеологическиеупражнения или как еще называют «гимнастика мозга». Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка. Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционнообразовательного процесса в целом.

Современные технологии в работе учителя-логопеда

Педагогическая технология — относительно новое понятие педагогической науки. В 60—70-х гг. ХХ в. оно ассоциировалось главным образом с методикой применения ТСО.

В исследованиях российских специалистов понятие «педагогическая технология» получило более широкий смысл, относится к большому кругу образовательных процессов и рассматривается в педагогических системах различного уровня.

В любой педагогической системе « Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология — пути и средства их достижения.
В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

  • Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
  • Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
  • Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
  • Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).
  • Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).
  • Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
  • Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
  • Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
  • Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование: технос – искусство, мастерство, логос – учение.
В учебно-методическом пособии «Логопедические технологии» авторы Борозинец Н.М.,Шеховцова Т.С., представлено определение педагогической (образовательной) технологии как интегрированного обозначения различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся. Это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
К ним относятся хорошо известные специалистам:

  • Технология логопедического обследования.
  • Технология коррекции звукопроизношения.
  • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология развития интонационной стороны речи.
  • Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
  • Технология логопедического массажа.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда.

Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Так, в современной логопедической практике при наличии условий активно используются не традиционные для логопедии технологии:

  • нейропсихологические технологии,
  • кинезитерапия,
  • гидрогимнастика,
  • различные виды логопедического массажа,
  • суджок-терапия,
  • гимнастика Стрельниковой,
  • дыхательный тренажёр Фролова,
  • фитотерапия,
  • аурикулотерапия,
  • ароматерапия,
  • музыкотерапия,
  • хромотерапия,
  • литотерапия,
  • имаготерапия,
  • сказкотерапия,
  • песочная терапия,
  • различные модели и символы,
  • активно внедряются в коррекционно-развивающий процесс мультимедийные средства коррекции и развития,
  • БОС технологии

В конечном итоге пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения разработки.

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного и младше школьного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

  • Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.
  • Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.
  • Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.
Читайте также:  Методическая разработка на тему: Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ОНР

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

В настоящее время технология составления синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент для рефлексирования и в работе учителей предметников в школе, как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Так как человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

  • Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда.
  • Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
  • Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
  • Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
  • Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).
  • первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • вторая строка – два слова, прилагательные;
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

Например
1. Кукла
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается. 4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.

1.Машина
2.Быстрая, мощная.
3.Едет, обгоняет, тормозит.
4.Я люблю кататься.
5.Транспорт.

1. Дождь
2. Мокрый, холодный
3. Капает, стучит, льётся
4. Я не люблю дождь
5. Вода

1. Заяц
2. Белый, пушистый
3. Скачет, прячется, боится
4. Я жалею зайца.
5. Дикие животные.

Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:

  • иметь достаточный словарный запас в рамках темы,
  • владеть обобщением,
  • понятиями: слово – предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак,
  • научиться правильно, понимать и задавать вопросы,
  • согласовывать слова в предложении,
  • правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 3ур и служит средством оптимизации учебного процесса.

Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.

Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн. Могут быть использованы такие варианты работы как:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);
  • Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

Составление синквейна, полезно для выработки способности к анализу. Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).

Таким образом, технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Неговорящий ребенок: стратегии поведения родителей

Отсутствие речи у детей может встречаться в рамках разных медицинских и педагогических диагнозов: алалия, РАС, мутизм, ЗПРР, ЗРР, ОНР и другие.

Среди специалистов есть разные мнения насчет точных формулировок и критериев диагностики для данных нарушений, но абсолютно ясно, что всем неговорящим детям необходима коррекция. Каждая семья решает вопрос с обеспечением ребенка необходимыми занятиями по-своему. Перед родителями возникает вопрос формирования коррекционной стратегии и выполнения необходимых мероприятий в соответствии с задачами по развитию необходимых навыков и нейронных связей у ребенка.

Самый оптимальный вариант – это коррекционный детский сад (есть разные виды ДОУ, распределением детей по которым занимается специальная комиссия). Однако не всегда этот путь полностью удовлетворяет потребности ребенка по объему или видам занятий. Кроме того, в логопедические детские сады детей принимают не раньше достижения возраста 4 лет. В коррекционные ДОУ других видов принимают детей более младшего возраста, но все равно прохождение комиссии и получение места занимает продолжительное время, в течение которого также необходима коррекция.

Практически у всех родителей появляется мысль о том, что можно заниматься с ребенком запуском речи дома своими силами. В интернете много видеороликов и методических пособий – есть, из чего выбрать. Особенно актуален вопрос проведения занятий по запуску речи родителями самостоятельно в следующих случаях:

  • В условиях дефицита специалистов (например, если семья живет в удаленном регионе);
  • При тяжелом диагнозе, когда специалисты отказываются заниматься с таким ребенком;
  • При финансовых трудностях;
  • Когда родитель имеет профильное образование (логопедическое, дефектологическое, психологическое) и «умом» понимает, что именно и как нужно делать с ребенком. В этих случаях маме (чаще речь идет именно о матери) сложно внутри себя провести границу между специалистом и родителем. Получается борьба мотивов и ролей, что создает внутреннее напряжение, невротизирует и родителя, и ребенка. В то же время маме вдвойне сложно отдать ответственность за своего ребенка кому-то другому, ведь этот «другой» может не соответствовать ее профессиональным взглядам. В профессиональной среде можно найти много специалистов, которые проводят занятия со своими детьми. И вокруг этого пункта много споров (вспомнить хотя бы поговорку про сапожника без сапог). Однако, не зря существуют этические кодексы врачей и психологов, которые запрещают консультировать и лечить своих родных и близких. Специалист и врач должны сохранять холодный рассудок, уметь держать профессиональные границы и личную непредвзятость, чего невозможно добиться, когда мама-специалист пытается заниматься с собственным ребенком;
  • При негармоничных детско-родительских отношениях, психологических проблемах родителей (например, родителю тяжело «отпустить» ребенка от себя, доверить его специалисту; в практике нашего центра был случай, когда мама собиралась сама делать сыну логопедический массаж, поскольку «не могла позволить залезть ребенку в рот кому-то постороннему»). Забегая вперед, можно сказать, что для данной категории родителей проводить занятия своими силами совсем неправильно, поскольку с большой вероятностью семейная дисфункция лежит в основе проблем развития и неговорения ребенка, и в процессе «самодеятельности» ее пагубное действие только усугубится и нанесет вред ребенку.

Проведение занятий с собственным ребенком при всей внешней простоте действий имеет много минусов. О них пойдет речь в данной статье.

В основе речевой патологии всегда лежит сбой, нарушение работы нервной системы.

Мы привыкли думать, что патология нервной системы ребенка вызывается нарушениями во время беременности, родов (гестоз, недоношенность, гипоксия, асфиксия, инфекции и вирусы, токсическое поражение и так далее), наследственностью, то есть факторами органическими.

Но часто забываются такие группы причин, как сенсорная, коммуникативная, эмоциональная депривация, психотравмы (а они тоже вызывают сбои в нервной системе), стрессы, — то есть внешние, социально-психологические факторы.

К сожалению, эти причины очень часто упускаются из внимания даже логопедами и неврологами. Запуск речи у многих ассоциируется с механикой: «вот это поделаем, вот то попьем, и ребенок заговорит». Случаи, когда ребенок не разговаривает из-за острой или хронической психотравмы, социально-педагогической запущенности, депривации просто нигде не учитываются, ведь официальные диагнозы всё те же: РАС, алалия, ЗПРР, ЗРР, ОНР.

Такую тонкую дифференциальную диагностику может провести только консилиум специалистов. Например, логопед и психолог М.И. Лынская говорит о том, что часто под видом аутистов к ней приходят на прием дети с посттравматическим стрессовым расстройством (прим. автора: если бы в аналогичной ситуации говорящий ребенок утратил речь, ему был бы выставлен диагноз «мутизм», но неговорящим детям такой диагноз не ставится).

К сожалению, существующие системы речевой диагностики неговорящих детей не предусматривают выделения отдельной категории детей, которые не начали разговаривать вовремя на фоне наличия у них психических расстройств, относящихся к так называемой малой психиатрии, то есть невротических нарушений. Поэтому такие дети получают в большинстве случаев расплывчатые диагнозы: ЗРР, ЗПРР, РАС, алалия, ОНР. Не всегда эти диагнозы соответствуют действительности.

И только передовые специалисты сегодня дифференцируют отсутствие речи при ПТСР, при тревожных, депрессивных расстройствах у детей. Очевидно, что таким детям не подходит стандартная (и тем более самостоятельная) коррекция. В первую очередь, необходима помощь психотерапевта (психолога), в том числе в большинстве случаев и для родителей.

Очень часто даже во внешне благополучных семьях, не имеющих финансовых проблем, ребенок не получает необходимого эмоционально насыщенного живого общения, а также важной для развития психики сенсорной, чувственной, положительно окрашенной информации. Это и есть депривация, социально-педагогическая запущенность. Такие дети с года умеют включать мамин смартфон, находить и запускать мультфильмы и игры, но не знают и не хотят знать названия животных, части своего тела, геометрические формы и цвета.

Психотравмы для ребенка – это не всегда что-то страшное в привычном для обычного человека понимании. Не всегда это смерть близкого или война. Есть травмы кумулятивные, то есть накапливающиеся постепенно, изо дня в день. Кумулятивные травмы ребенок получает в семье, когда у родителя не развит так называемый эмоциональный интеллект, не сформирована родительская зрелость. Эмоциональный интеллект предполагает, что человек умеет распознавать и осознавать свои собственные чувства и безопасно с ними обращаться, «утилизировать». Не подавлять, как думают многие (частый запрос на первичном приеме у психолога — «научите меня не чувствовать»), а проживать безопасно. А для ребенка родитель выступает в качестве внешнего «эмоционального управленца», контейнера. Отсюда и название приема в обращении с сильными эмоциями ребенка – контейнирование. В семьях с негармоничным стилем воспитания с родительской незрелостью матери и отцы не умеют помогать ребенку справляться с его чувствами, не учат этому. Поэтому очень часто неговорящий ребенок помимо проблем с речью имеет трудности с саморегуляцией, с поведением.

И даже при «стандартных» алалии, аутизме, задержках и недоразвитии речи в структуре дефекта можно выделить психоэмоциональные компоненты, которые обязательно необходимо учитывать при проведении коррекционных занятий (об этом в видео на youtube вряд ли расскажут).

Универсальные психоэмоциональные компоненты в структуре нарушения у неговорящих детей:

  1. Мотив к коммуникации.
  2. Образ «Я», самооценка.
  3. Развитость эмоционально-волевой сферы, умение распознавать свои чувства и чувства других людей (рефлексия).

У каждого ребенка-молчуна можно найти нарушения во всех трех компонентах.

При самостоятельном проведении занятия родитель, сам того не желая, будет ухудшать все три психоэмоциональных аспекта (даже если все упражнения будут выполнены идеально). Разберем это подробнее.

Любая мама или любой папа имеют какие-то ожидания относительно своего ребенка. Конечно, для родителя неговорящего ребенка сверхценной становится цель вызывания речи. Поэтому подсознательно во время коррекционного занятия родитель так или иначе все равно будет транслировать ребенку свою тревогу, возможно, даже давить на него (вспомним распространяемый некоторыми метод, когда нельзя ничего давать ребенку до тех пор, пока он не скажет «дай»). Для ребенка тревога и давление родителя — это дополнительный стресс, и мотивация к речи будет только уменьшаться, даже если формально занятие будет проведено правильно. На таком занятии мальчик или девочка будут чувствовать себя некомфортно, ведь это дополнительная ситуация оценивания со стороны самого близкого человека (здесь можно проследить связь с образом «Я» и самооценкой). Часто мама или папа просят: «Скажи то-то!», и конечно, неудача вкупе с завышенными ожиданиями родителей травмируют ребенка (эта травма повторяется из раза в раз, разрушая желание заниматься и предпринимать усилия).

Про связь эмоций родителей и трудностей в коррекции нарушений ребенка мы уже писали в статье «Когда родители мешают коррекции нарушений у детей?».

Эмоционально-волевая сфера ребенка формируется той средой, в которой ребенок развивается. Психика ребенка имеет тесную связь с детско-родительскими отношениями, стилем воспитания и тем, как утилизируются его эмоции родителями. Формирование личности ребенка – это задача не логопеда, а семьи. И не в рамках занятий, а каждый день. Если родителям трудно, то можно обратиться к психологу. Родителями не рождаются, ими становятся, и нормально, если мама и папа чего-то не знают или не умеют. Важно узнать свои слабые места, признаться себе в них и найти общий выход.

Что же может делать родитель для запуска речи собственного ребенка?

  • Развивать свой эмоциональный интеллект, прорабатывать свои собственные эмоциональные состояния и ожидания, в том числе с психологом, если есть такая необходимость. Корректировать стиль воспитания. Учиться контейнировать эмоции собственного ребенка.
  • Давать себе отдых.
  • Проводить время с собственным ребенком. Обязательно так, чтобы это было в удовольствие всем. Не играть из-под палки, а делать то, что нравится самому родителю. Ребенок чувствует, настоящая эмоция или нет, и для его развития намного важнее получить опыт того, как значимый взрослый получает удовольствие от какого-то занятия, чем выучить по картинке, как выглядит коза или утка.
  • Приучать ребенка к самостоятельности в тех повседневных делах, которые малышу по силам (ходить на горшок, одеваться, раздеваться, есть, поливать цветы, подметать пол, убирать крошки со стола, кормить домашних животных и так далее). То есть формировать семейную роль, включать в семейное взаимодействие.
  • Стараться обеспечить разнообразный сенсорный опыт в реальной среде (без фанатизма). Например, утку лучше посмотреть в парке, чем на картинке. Обязательно играйте в игры с телесным контактом, обнимайте ребенка (здесь важно учитывать особенности ребенка, важно, чтобы не было сенсорной перегрузки). Телесный контакт важен для формирования чувства безопасности, принятия, насыщения проприоцептивного анализатора информацией. Действия и интересные объекты желательно ненавязчиво проговаривать. Информацией лучше насыщать ребенка во время совместного приятного времяпровождения. Так будет формироваться мотив к познанию и общению.
  • Если всё же делаете с ребенком упражнения – делайте вместе с ним, в качестве игры, забавы, в кайф, не выходя из роли близкого взрослого. Не превращайтесь в педагога или логопеда.

Важно разделять роль специалиста и родителя. Поэтому для занятий лучше подобрать хорошего логопеда/дефектолога/нейропсихолога.

В качестве хорошей иллюстрации можно вспомнить психотерапевтов, которым запрещено работать со своими друзьями, родственниками. Хирурги не оперируют своих близких. Здесь очень похожая ситуация. Мама и папа настолько включены в роль родителя, в семейную систему, что не смогут в силу защитных механизмов психики полностью выйти из своей биологической ипостаси (даже если сами являются хорошими логопедами).

Клинический психолог, нейропсихолог
Александрова О.А.

Ссылка на основную публикацию