Деятельность учителя-логопеда по реализации инновационных направлений в современной системе образования

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА
статья на тему

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА

Скачать:

ВложениеРазмер
innovatsionnye_tehnologii_v_rabote_logopeda.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА

Обобщение опыта работы

Автор: Розова София Юрьевна
учитель-логопед

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии.

Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Инновационные технологии — это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую.

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.
— Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.
— Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.
— Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ:

  • арт-терапевтические технологии;
  • современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
  • современные технологии сенсорного воспитания;
  • телесноориентированные техники;
  • Су-Джок терапия;
  • информационные технологии.

Положительные результаты приносит включение в коррекционно-развивающий процесс арттерапии (арттерапия применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.), основными функциями которой являются катарсистическая (очищающая, освобождающая от отрицательных состояний) и регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов).

  • музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);
  • кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориентированная терапия, логоритмика, психогимнастика);
  • сказкотерапия;
  • мнемотехника;
  • креативная игротерапия (песочная терапия).

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.

На занятиях использую следующие приёмы музыкотерапии:

⎫ Прослушивание музыкальных произведений.

⎫ Ритмические движения под музыку.

⎫ Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.

⎫ Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Музыкотерапевтическое направление работы способствует:

⎫ Улучшению общего состояния детей;

⎫ Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

⎫ Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;

⎫ Стимуляции речевой функции;

⎫ Нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

  • нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;
  • стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);
  • улучшение общего состояния детей;
  • улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
  • коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;
  • стимуляции речевой функции;
  • нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);
  • формирование навыков словообразования;
  • формирование слоговой структуры слова.

Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.

Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

  • растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
  • упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
  • дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
– это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие:

  • развивают мозолистое тело,
  • повышают стрессоустойчивость,
  • улучшают мыслительную деятельность,
  • способствуют улучшению памяти и внимания.

Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и др.

Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.

Однако приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую практику. Однако становится ясно, что логопедический массаж, как одна из технологий должна занимать свое строго определенное место в ряду других логопедических техник. С одной стороны, логопедический массаж является важной составляющей в комплексной логопедической работе, с другой стороны, массаж не является панацеей при формировании звуков.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

  • массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
  • прищепочный массаж;
  • массаж орехами, каштанами;
  • массаж шестигранными карандашами;
  • массаж чётками;
  • массаж зондами, зондозаменителями;
  • массаж приборами Су-Джок терапии.
  • создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
  • совершенствование лексико-грамматических средств языка;
  • совершенствование звуковой стороны речи;
  • развитие диалогической и монологической речи;
  • эффективность игровой мотивации детской речи;
  • взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
  • сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;
  • создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
  • приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно использую в работе. Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ.

Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использую мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи , что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Мнемотехника помогает в развитии:

  • связной речи;
  • ассоциативного мышления;
  • зрительной и слуховой памяти;
  • зрительного и слухового внимания;
  • воображения;
  • ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Задачи, которые решаю на занятиях:

  • Совершенствование умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

  • совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
  • обогащению словарного запаса;
  • развитию связной речи;
  • побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
  • развитию фантазии и образного мышления.

При играх с песком:

— Снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.

— Происходит обогащение игрового опыта и, как следствие, творческой активности и самостоятельности в игре.

— У детей развивается способность к симпатии; формируется умение оказывать поддержку, помощь, проявлять внимание, заботу, участие.

— Развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Дефектологу, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Приоритетная задача применения компьютера в работе состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

На занятиях компьютер помогает провести физминутку, зарядку для глаз, провести интерактивные игры для развития фонематических процессов.

Инновационные образовательные технологии речевого развития в работе учителя-логопеда в ДОУ
консультация по логопедии

материал дает прелставления об использовании инновациооных технологий в работе учителя-логопеда в доу

Скачать:

ВложениеРазмер
innovatsionnye_obrazovatelnye_tehnologii.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные образовательные технологии

речевого развития в работе учителя-логопеда в ДОУ

Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успешного обучения в школе. Нарушения речи отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка в целом, на его поведении.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
К ним относятся:

  • Технология логопедического обследования.
  • Технология коррекции звукопроизношения.
  • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология развития интонационной стороны речи.
  • Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
  • Технология логопедического массажа.

Речевое развитие детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

  • бедный словарь: дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания
  • непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц
  • трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов

Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти использование инновационных образовательных технологий:

Инновационные образовательные технологии в ДОУ:

  • привносят в логокоррекционную работу дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей;
  • оптимизируют процесс коррекции речи детей, помогают повысить результативность логопедического воздействия;
  • служат для создания благоприятного эмоционального фона;
  • способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, оздоровлению всего организма.

Технология «Интеллектуальная карта»

  • уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;
  • помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.

Применение интеллектуальной карты в речевом развитии

1.Сбор материала о предмете или объекте

  • создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы
  • выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления, анализа, синтеза, аналогии, обобщения
  • работа проводится, как индивидуально, так и фронтально

2.Закрепление и обобщение материала

  • создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам
  • выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения
  • работа проводится, как индивидуально, так и фронтально

Кластер – (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов

Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть крастера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения.

Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы.

В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам.

В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.

Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС

  • является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации
  • развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события)
  • помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы
  • вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме
  • развивает такое качество личности, как коммуникабельность

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

  • новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда.
  • гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
  • способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
  • является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
  • носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Правила составления дидактического синквейна

  • первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • вторая строка – два слова, прилагательные;
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

1. Кукла
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.

1.Машина
2.Быстрая, мощная.
3.Едет, обгоняет, тормозит.
4.Я люблю кататься.
5.Транспорт.

Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:

  • иметь достаточный словарный запас в рамках темы
  • владеть обобщением
  • понятиями: слово – предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак
  • научиться правильно, понимать и задавать вопросы
  • согласовывать слова в предложении
  • правильно оформлять свою мысль в виде предложения

Работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи и служит средством оптимизации учебного процесса.

Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Могут быть использованы такие варианты работы как:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);
  • полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.
  • облегчает процесс усвоения понятий и их содержания
  • учит коротко, но точно выражать свои мысли
  • способствует расширению и актуализации словарного запаса.

Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).

Применение в практической деятельности учителя-логопеда методов и приёмов ТРИЗ позволяет наилучшим образом решать проблемы речевого развития. При этом у детей формируется умение работать по моделям, которые позволяют организовывать их собственную речевую деятельность творческого характера. Об уровне развития речи, мышления, воображения можно судить по речевому продукту, который создает ребёнок.

ТРИЗ помогает отойти от старой схемы обучения: слушай – запоминай – отвечай, позволяет детям добывать знания самостоятельно посредством творческой поисковой деятельности. Систематическую работу по формированию коммуникативной компетентности с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ в работе с детьми с речевыми нарушениями логопед начинает с самого простого метода – метода проб и ошибок (А что, если сделать так. А может быть, так?).

Методы и приёмы ТРИЗ в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями находят своё место и при обогащении словаря, при формировании лексико-грамматических средств языка и связной речи. При использовании ТРИЗ по обогащению словаря подбираются слова по каждой лексической теме в соответствии с программой.

Инновационные образовательные технологии речевого развития в работе учителя-логопеда в ДОУ

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: Логопедия , кластер , синквейн , ТРИЗ-РТВ , технологии речевого развития

Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успешного обучения в школе. Нарушения речи отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка в целом, на его поведении.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

К ним относятся:

  • Технология логопедического обследования.
  • Технология коррекции звукопроизношения.
  • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология развития интонационной стороны речи.
  • Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
  • Технология логопедического массажа.

Речевое развитие детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

  • бедный словарь: дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания;
  • непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц;
  • трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти использование инновационных образовательных технологий:

Инновационные образовательные технологии в ДОУ

  • привносят в логокоррекционную работу дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей;
  • оптимизируют процесс коррекции речи детей, помогают повысить результативность логопедического воздействия;
  • служат для создания благоприятного эмоционального фона;
  • способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, оздоровлению всего организма.

Технология «Интеллектуальная карта»

  • уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;
  • помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.

Полезные свойства интеллектуальной карты

Применение интеллектуальной карты в речевом развитии

1. Сбор материала о предмете или объекте

  • создание интеллект-карты в ходе обсуждения предмета или темы;
  • выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления, анализа, синтеза, аналогии, обобщения;
  • работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

2. Закрепление и обобщение материала

  • создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам;
  • выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения;
  • работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Технология «Кластер»

Кластер – (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть крастера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения.

Рисуем модель Солнечной системы: звезда в центре – это наша тема.

Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы

У каждой планеты – спутники, смысловые единицы к крупным смысловым единицам.

Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы.

В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам.

В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.

Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС

  • является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации
  • развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события)
  • помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы
  • вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме
  • развивает такое качество личности, как коммуникабельность

Технология «синквейн»

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

  • новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда.
  • гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
  • способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
  • является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
  • носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Правила составления дидактического синквейна

  • первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • вторая строка – два слова, прилагательные;
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
  1. Кукла
  2. Красивая, любимая.
  3. Стоит, сидит, улыбается.
  4. Моя кукла самая красивая.
  5. Игрушка.
  1. Машина
  2. Быстрая, мощная.
  3. Едет, обгоняет, тормозит.
  4. Я люблю кататься.
  5. Транспорт.

Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:

  • иметь достаточный словарный запас в рамках темы
  • владеть обобщением
  • понятиями: слово – предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак
  • научиться правильно, понимать и задавать вопросы
  • согласовывать слова в предложении
  • правильно оформлять свою мысль в виде предложения

Работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи и служит средством оптимизации учебного процесса.

Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Могут быть использованы такие варианты работы как:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);
  • полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.
  • облегчает процесс усвоения понятий и их содержания
  • учит коротко, но точно выражать свои мысли
  • способствует расширению и актуализации словарного запаса.

Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).

Технология «ТРИЗ-РТВ»

Применение в практической деятельности учителя-логопеда методов и приёмов ТРИЗ позволяет наилучшим образом решать проблемы речевого развития. При этом у детей формируется умение работать по моделям, которые позволяют организовывать их собственную речевую деятельность творческого характера. Об уровне развития речи, мышления, воображения можно судить по речевому продукту, который создает ребёнок.

ТРИЗ помогает отойти от старой схемы обучения: слушай – запоминай – отвечай, позволяет детям добывать знания самостоятельно посредством творческой поисковой деятельности. Систематическую работу по формированию коммуникативной компетентности с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ в работе с детьми с речевыми нарушениями логопед начинает с самого простого метода – метода проб и ошибок (А что, если сделать так. А может быть, так?).

Методы и приёмы ТРИЗ в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями находят своё место и при обогащении словаря, при формировании лексико-грамматических средств языка и связной речи. При использовании ТРИЗ по обогащению словаря подбираются слова по каждой лексической теме в соответствии с программой.

«Инновационные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

учителя – логопеда МБДОУ №4 С.Ш.Фунтовой

«Инновационные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Городской округ город Выкса, 2014г.

Данная программа направлена на изучение научно-теоретической базы и передового педагогического опыта по проблеме внедрения в работу учителя – логопеда инновационных образовательных технологий.

В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя – логопеда.

Инновационные технологии в логопедической практике

– это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие),

– новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога,

– новые способы взаимодействия педагога и ребёнка,

– новые стимулы, которые служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

С введением ФГОС в дошкольное образование уделяется особое внимание развитию личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста, а также развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству. Развитие данных способностей, в современном веке невозможно без использования инновационных технологий. Э ти инновации принадлежат к числу эффективных средств коррекционно – развивающей работы и помогают достигнуть максимально успешных результатов в преодолении речевой патологии у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Следовательно, поиски новых приемов и методик в логопедической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

Инновационные образовательные технологии соответствуют приоритетным направлениям науки, которые определяются Государством. Переходом Российского образования на позиции личностно ориентированной педагогики, предполагающей не ограничиваться формированием программных знаний, умений, навыков, а стремиться развивать индивидуальные способности ребёнка, обусловлено стремление внедрять в свою педагогическую деятельность инновации.

повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Задачи самообразования по теме:

изучение учебно-методической литературы, передового опыта по теме самообразования;

овладение новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;

планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса.

Этапы изучения темы:

Информационный блок. Переработка и анализ теоретических материалов.

Технологический блок. Проведение консультаций для педагогов по теме использования инновационных технологий в образовательном процессе; использование инновационных технологий в работе с родителями, воспитанниками ДОУ.

Организационный блок. Создание картотеки применения информационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников; помощь в организации и пополнении речевых центров с учетом применения инноваций.

Формы работы по самообразованию

2014 – 2015 учебный год

Работа с интернет-ресурсами как одна из основных инновационных технологий

Создание собственного мини-сайта, распространение опыта работы

Выработка стратегии коррекционного процесса

Анализ инновационной, методической литературы по инновационным технологиям.

Работа по развитию общей и мелкой моторики в сочетании с произнесением определенного речевого материала в сопровождении музыки.

Использование логоритмики в коррекционно-образовательной работе

Группа компенсирующей направленности

Разработка и реализация долговременного и краткосрочных проектов

Группа компенсирующей направленности

Использование ИКТ как способ активизации внимания

Применение ИКТ при проведении консультаций для педагогов, родителей, в коррекционных занятиях

Технологии речевого развития дошкольников

Консультация для педагогов

Рука развивает мозг

Консультация для родителей

Группа компенсирующей направленности

Ведение электронной библиотеки

Логопедический кабинет, ДОУ

ТРИЗ в коррекционно-образовательном пространстве развития речи

Консультация с презентацией

Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду

Создание банка данных компьютерных развивающих логопедических программ и игр

Изучение передового опыта, обмен опытом

Курсы повышения квалификации

Творческое сотрудничество по теме.

Обеспечение внедрения инновационных технологий в НОД по развитию речи.

Формирование банка методических идей.

Консультирование и подготовка информационно-методических материалов.

Презентация разработанных и реализованных проектов.

Составление картотеки инновационных технологий.

Помощь в организации и пополнении речевых центров.

Реализация программы предусматривает подбор и анализ литературы, поиск адресов передового педагогического опыта, изучение полученного банка данных по проблеме, оформление картотеки, знакомство с практическим опытом других педагогов, учреждений, участие в методической работе, подготовка сообщений и методических материалов.

На данном этапе отрабатываются технологии, и осуществляется практическая работа по выбранной теме самообразования.

Анализ результатов. Презентация.

Список изучаемой литературы:

Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.

Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.

Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008.

Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. // Логопед. -2004. — № 2.

Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003.

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.ТЦ Сфера, 2008.

Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий : пособие для преподавателей. – СПб. : КАРО, 2008.

Леонова О.А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом: Практическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе. // Логопед. — 2006. — № 4.

Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. // Логопед в детском саду. – 2006. — № 6.

Речедвигательная ритмика/ А.Я.Мухина. – М.: АСТ.: Астрель; Владимир ВКТ, 2009.

Рудик О.С. С детьми играем – речь развиваем. Часть 1. Учебно – методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

Рудик О.С. С детьми играем – речь развиваем. Учебно-методическое пособие: В 2ч. Ч. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

Скакун В. А. Основы педагогического мастерства : учебное пособие. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Издательство «Просвещение», 2008.

Детский сад «Калинка», Волгодонск

ул. Ленина 118, тел. 22-32-82

Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ

Начиная с раннего возраста, любой ребёнок с умственными и физическими недостатками может посещать общеобразовательную дошкольную организацию. Ребёнок может получать квалифицированную помощь специалистов в различной форме и объёме, исходя из его индивидуальных особенностей. Инклюзивный подход в дошкольном образовании предусматривает изменение педагогических методов, чтобы образовательная организация могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех воспитанников, посещающих её.

Одно из правил инклюзивного образования — все педагоги и сотрудники образовательной организации, вовлечённые в процесс обучения, должны быть обучены разным стратегиям и новым педагогическим технологиям. В современных условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Основной проблемой для ДОУ, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с тяжёлыми нарушениями речи. В рамках введения ФГОС ДО, приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных моделей.

Инновационные процессы – на современном этапе развития общества затрагивает в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На сегодняшний день в арсенале коррекционных педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособностьи быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Практические методы (упражнения игры и моделирование).

Наглядные методы — формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.

Словесные методы определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

В своей работе использую инновационные технологии при работе с детьми с ОВЗ.

Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе»современной педагогики. Что мы подразумеваем под понятием «инновационные технологии»?

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Использование в логопедической практике инновационных служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в конце XX века. И относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую и служит для создания благоприятного эмоционального фона.

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно – развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем, применение инновационных здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ становится очень актуальным.

Инновационные технологии, применяемые мной в логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО. Подробно изучая новинки методической литературы, выбрала, на мой взгляд, наиболее актуальные и практичные инновационные методы, которые помогут сделать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи, эффективной и результативной.

Инновационные технологии в логопедической практике это всего лишь дополнение к общепринятым, проверенных временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания, развития мелкой моторики рук и т.д.)

Нестандартные подходы, новые инновационные технологии нужны чтобы:

  • сделать обучение осознанным;
  • интересным;
  • оптимизировать процесс обучения;

содействовать оздоровлению детей.

Виды инновационных технологий, используемых в логопедии:

  1. Информационно-коммуникационные технологии;
  2. Инновационные психокоррекционные технологии: , сказкотерапия, песок-терапия и т.д.;
  3. Образовательные технологии (ТРИЗ, синквейн,интеллектуальная карта, кластер);
  4. Здоровьесберегающие технологии:

5. Смешанные технологии — традиционные логопедические технологии использованием нововведений(сенсомоторное воспитание детей, использование навыка чтения при формировании речевой деятельности,

6. Организационные инновационные технологии: определение новых форм логопедической помощи детям с речевыми нарушениями( квест –технология-представляет собой современную форму работы с детьми с нарушениями речи )

Преимущество использования инновационных моделей в логопедической практике (см.слайд) Направления коррекционной работы с использованием инновационных моделей(см.слайд.

ИКТ технологии:

Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.

— Формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодики, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;

— Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие познавательной активности, самоконтроля, развитие мелкой моторики рук, развитие и координация психических процессов;

— Задачи творческого цикла: развитие воображения, развитие познавательной активности, развитие потребности к познанию.

Инновационные психокоррекционные технологии: , сказкотерапия, песок-терапия

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Целью сказкотерапии является снижение агрессии у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. Для этого я использую сказочные приемы и способы работы с детьми, доступные им из-за своей простоты и огромного интереса к самой сказке. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с гораздо большим энтузиазмом выполняют задания. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни, учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Главная цель ТРИЗ — развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать свои маленькие проблемы. Дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Поэтому, параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, творческая и добрая Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей по средствам игр В.В. Воскобовича.

Принципы, заложенные в систему этих игр- интерес- познание – творчество, становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым языком сказки, интриги забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Развивающие игры В.В. Воскобовича- это интеграция психологических, педагогических и логопедических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений. Особенности этих игр таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать реализуемые программы. Технология органично вплетается в уже сформированный процесс обучения и коррекции. В отношениях «взрослый- ребёнок» здесь не предполагается положение взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения. Ребёнок окружается непринуждённой, весёлой, интеллектуально- творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и вырастет ощущение внутренней раскованности за счёт поддержки его творческих начинаний.

В условиях реализации ФГОС особые требования предъявляются к развивающей предметно-пространственной среде, а именно: оптимальность, целостность, многофункциональность, трасформируемость, вариативность (в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности и в самостоятельной деятельности ребёнка) , разнообразность игр. учителя-логопеды, проводя каждый год мониторинг и сталкиваемся ежедневно с трудностями усвоения речевого материала, бедного предметного, предикативного и атрибутивного словарного запаса, нарушениями в развитии лексико-грамматического строя речи, несформированностью фонетико-фонематических процессов, отставанием в развитии связной речи, нарушении смысловой и произносительной сторон речи, выраженным аграмматизмом, дефектами звукопроизношения, специфическими нарушениями слоговой структуры слов у детей-логопатов. Поэтому учитывая всё это, я воспитатели группы внедрили в свою работу маркеры игрового пространства.

Технология «Интеллектуальная карта»

уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;

помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.

Технология «Кластер» аппробирую в своей работе

Кластер – (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть крастера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения.

Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы. В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам. В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.

Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС

  • является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации
  • развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события)
  • помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы
  • вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме
  • развивает такое качество личности, как коммуникабельность
  • Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
  • Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевоеразвитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает — задерживается и развитие речи. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки.
  • Учеными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.
  • Как отмечает М. М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно счи-тать еще одной речевой зоной мозга.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия («Су » – кисть, «Джок» – стопа). В коррекционно — логопедической работе приемы Су — Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Ребристая игольчатая поверхность шарика воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный шарик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Массажные шипы на поверхности шарика воздействуют на биологически-активные зоны коры головного мозга, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажный шарик положительно сказывается на развитии детей.

Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим технологиям является кинезиология или «гимнастика мозга». Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развитиядвижений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. И вот тут на помощь к нам приходят кинезеологическиеупражнения или как еще называют «гимнастика мозга». Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка. Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционнообразовательного процесса в целом.

Портал образования

Автор: Швыдкая Татьяна Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ№5
Населённый пункт: Краснодарский край, Крыловский район, ст.Крыловская
Наименование материала: публикация
Тема: “Использование инновационных образовательных технологий в работе учителя-логопеда ДОО”
Дата публикации: 11.06.2017
Раздел: дошкольное образование

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОО.

Швыдкая Татьяна Ивановна, учитель-логопед

С введением ФГОС дошкольного образования инновации коснулись и

Инновации- это внедрение новшеств с целью изменения управляемого объекта.

Инновационные технологии в образовании-это система методов, способов,

приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение

позитивных результатов за счет динамичных изменений в личностном развитии

ребенка в современных социокультурных условиях.

Инновации призваны помочь педагогам, работающим с детьми дошкольного

возраста, с помощью образовательных технологий изменить личностное

развитие ребенка в лучшую сторону.

Почему я коснулась этой темы? Для меня, как молодого специалиста, педагога,

работающего с детьми и неравнодушного к их воспитанию и обучению,

развитию, учителя-логопеда, специалиста, который формирует правильное

отношение к речи, исправляет ее недостатки: звукопроизношение, лексико-

грамматический строй, связную речь, важно узнать, так ли эти технологии

позитивно влияют на личность ребенка? Поэтому в своей коррекционно-

развивающей деятельности я стала использовать следующие инновационные

К профессиональным качествам учителя-логопеда предъявляются высокие

требования, ведь именно от его теоретического уровня и профессионального

мастерства, компетентности и трудолюбия зависит качество коррекционно-

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи,

коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы

используются следующие инновационные образовательные технологии.

Здоровьесберегающие технологии. Это система мер, включающая

взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,

направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и

Цель здоровьесберегающих технологий- охрана и укрепление здоровья ребенка,

воспитание чувства самосохранения, формирование знания о своем здоровье.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых

расстройств, но и личности ребенка в целом. Среди воспитанников с

проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с

развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и

мышления. Соответственно, возникает необходимость проведения комплексной

оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в

себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную

гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших

психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки,

упражнения для профилактики зрения.

В своей практической деятельности учитель-логопед ДОО применяет

следующие здоровьесберегающие технологии.

1. Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений,

направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Цель артикуляционной гимнастики-выработка правильных, полноценных

движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых

для правильного произношения звуков речи. Целенаправленные упражнения

подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше

объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и

положение губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю. Занимаясь

с ребенком на индивидуальной образовательной деятельности в ДОО,выполняя

артикуляционные упражнения с родителями по заданию логопеда в домашних

условиях, дети добиваются положительных результатов, быстрее проходит этап

постановки звуков и начинается этап автоматизации (закрепление)звуков.

2. Дыхательная гимнастика способствует развитию и укреплению грудной

клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление

навыков диафрагмально- речевого дыхания, ведь этот тип дыхания является

наиболее правильным. Упражнения на развитие речевого дыхания включаются

во все виды занятий логопеда: индивидуальные, фронтальные, подгрупповые.

3. Зрительная гимнастика.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает

с помощью зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а

отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях

профилактики нарушений зрения. Учителем-логопедом в ДОО разработаны

различные упражнения, собранные в картотеки.

Целью проведения зрительной гимнастики является формирование у детей

дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем

здоровье, важности зрения. Для того, чтобы гимнастика для глаз была

интересной и эффективной, необходимо проводить ее в игровой форме,

использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Дети во время

проведения зрительной гимнастики не должны уставать.

4. Развитие общей моторики или речь с движением.

Давно замечено, а учеными доказано, что чем выше двигательная активность

ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушением речи

часто наблюдаются отставание в развитии общей моторики: недостаточная

четкость движений, недоразвитие чувства ритма и координации.

Оздоровительные паузы или физминутки проводятся в игровой форме в

середине занятия для преодоления усталости, нормализацию мышечного

тонуса, исправлении неправильных поз, воспитания быстроты реакции на

словесные инструкции. Сочетание речи с движением дает положительный

эффект коррекционного воздействия.

5. Развитие мелкой моторики.

В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития

тонкой моторики пальцев рук у детей в целях повышения речевой активности.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием

речи, а речь-основа мышления, ведь при помощи слов мы выражаем свои

мысли. Развитию мелкой моторики на коррекционных занятиях уделяется

особое внимание. Это пальчиковые игры, штриховка, пособие «Ловкие

пальчики», трафареты, всевозможные бусы, пуговицы, камешки Марблс.

Большой коррекционный эффект достигается тогда, когда выполняя гимнастику

ребенок проговаривает свои движения.

6. Массаж и самомассаж-это метод лечения и профилактики, представляющий

собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки

поверхности тела ребенка. Правильный подбор массажных комплексов

способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает

их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи,

особенно у детей с тяжелыми нарушениями речи, безречевых детей. Виды

развивающего массажа, которым я пользуюсь в своей практике: массаж и

самомассаж лицевых мышц, массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

Самомассаж-это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой

патологией. Это динамические артикуляционные упражнения.

В настоящее время наблюдается все большее увеличение медиа-технологий,

которые оказывают большое влияние на восприятие ребенком окружающего

мира. Существенно меняется характер игры ребенка-дошкольника, изменяются

герои и увлечения. Если раньше ребенок информацию получал из книг, занятий,

самостоятельной деятельности, то сегодня педагог должен вносить в учебный

процесс новые методы подачи информации. Использование ИКТ технологий-

это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий

искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми, что

способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует

познавательную активность и развивает ребенка всесторонне. Электронные

средства обучения (мультимедийные презентации) передают информацию

быстрее, движение, звук, мультипликации, картинки на широком экране

привлекают внимание детей и способствует повышению интереса к изучаемому

материалу, побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности.

Преодоление системного речевого недоразвития имеет длительную и сложную

динамику, поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе

специализированных компьютерных технологий позволяет повысить

эффективность коррекционного обучения и развития, ускорить процесс

подготовки дошкольников к обучению грамоте.

Технологии проектирования. Это развитие личности ребенка, его

познавательных и творческих способностей через проектную деятельность.

Цель-развитие свободной творческой личности ребенка, развитие

коммуникативных навыков и познавательных способностей, развитие

мышления и творческого воображения. Включение дошкольника в проектную

деятельность позволяет воспитать самостоятельную, отзывчивую личность,

учит преодолевать ребенка возникающие трудности, общаться со сверстниками

Игровые технологии. Цель игровых технологий-повысить значимость

организации игр в коррекционно-образовательном процессе, воспитать

элементарные нормы взаимоотношений со сверстниками, повысить

коррекционный процесс. Это дидактические игры, пальчиковые игры, речевые

игры, подвижные игры.

Таким образом, творчески моделируя сочетаемость разных инновационных

образовательных технологий, систематически и целенаправленно используя их

на практике, коррекционно-развивающий процесс становится более

результативным и эффективным. Результат использования инновационных

образовательных технологий таков: повышение уверенности обучающихся в

собственных силах, развитие познавательных интересов и творческой

активности, повышение умения адекватно оценивать себя.

Читайте также:  Кружковая работа логопеда с детьми
Ссылка на основную публикацию