Деревья, кустарники леса – конспект НОД

Конспект НОД старшая группа по теме «Деревья» «Путешествие в лес».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Совершенствовать представления детей о жизни деревьев, их взаимосвязи в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_nod_v_starshey_gruppe_po_ftskm.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД старшая группа по теме «Деревья»

«Путешествие в лес».

Составила: воспитатель Гладкина М. А.

Д/с № 8 г. Коркино

Цель. Совершенствовать представления детей о жизни деревьев, их взаимосвязи в природе.

Образовательная. Продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе. Закреплять знания о деревьях и их строении. Развивающая. Развивать наблюдательность, внимание, воображение. Воспитательная. Воспитывать бережное отношение к природе, деревьям Предварительная работа.

Рассматривание иллюстрации изображающие деревья. Беседы о деревьях в разное время года, о значении в жизни человека. Дидактические игры «Четвертый лишний», «Живое – неживое»

Материал. Знаки разрешающие и запрещающие , красный и зеленый обруч, Иллюстрации изображающие деревья, лес, карточки для игры «Из семечка в дерево».

Воспитатель. Ребята вы любите путешествовать? Я предлагаю отправиться на прогулку в лес, (Звучит музыка «Звуки леса»).

Воспитатель. Вот мы и в лесу. Посмотрите ребята вокруг, что вы видите. Дети. Много деревьев, кустарников

Воспитатель. Назовите деревья?

Дети. Сосна, дуб, береза, осина.

Воспитатель. Чем похожи все деревья? А чем отличаются?

Дети. Деревья похожи тем, что есть ствол, корни, ветки, листья, плод с семена.

Игра «Из семечка в дерево»

– Сейчас будем играть «Из семечка в дерево» вот 4 карточки нужно разложить, так что было понятно, как из желудя вырос дуб.

Физ. минутка: Упражнение «Расскажи стихи руками»

Станем мы деревьями ( Дети ставят ноги на ширине плеч, руки на поясе)

Ноги – это корни ( раздвигают ноги шире)

Их расставим шире

Чтоб держали дерево ( сжатый кулак ставят)

Падать не давали ( над другим кулаком)

Из глубины далеких ( наклоняются, складывают ладошки чашкой)

Воду доставали, ( разгибаются)

Тело наше – ствол могучий ( раскрытыми ладонями проводят вдоль тела

Он чуть-чуть качается ( покачиваются из стороны в сторону)

И своей верхушкой острой ( складывают ладошки шалашиком острым

В небо упирается, ( поднимают соединенные руки вверх)

Наши руки – это ветви ( раскрывают ладони в поднятых руках, пальцы

направляют от себя)

Крону вместе образуют ( смыкают пальцы над головой)

В кроне им совсем не страшно ( качают головой)

Когда ветры сильно дуют ( качают поднятыми руками)

Пальцы – веточками будут ( шевелят пальцами обеих рук)

Листья закрывают их ( прикрывают одну ладонь другой)

Как придет за летом осень ( поднимают вверх правую руку, затем левую)

Разлетятся листья вмиг ( разводят руки в сторону)

Воспитатель. Вот мы немного отдохнули. Ребята вы готовы дальше путешествовать.

Игра «Отгадай и покажи»

Белый сарафан (Береза)

З.Я из крошки бочки вылез

Корешки пустил и вырос

Стал высок я и могуч

Не боюсь ни гроз, ни туч

Я кормлю свиней и белок

Ничего, что плод мой мелок (Дуб)

5. Ягода не сладкая

Зато глазу радость!

И леса украшение,

И дроздам угощения (Рябина)

2. Весной растет

А цветок – то- медок

Лечит от гриппа

Кашля и хрипа (Липа)

4.Если дует ветерок

Задрожит ее листок

Ветерок совсем не сильный

Но дрожит листок (Осина)

6. Что же это за девица?

Не швея, не мастерица

Ничего сама не шьет,

А в иголкак круглый год (Елъ,Сосна)

Воспитатель: А что такое лес? Как вы его себе представляете?

Дети: где много деревьев, цветов, травы, много растений, животных, птиц, насекомых

Воспитатель: Ребята! Лес – это целый мир! Есть вещи, которые кажутся нам настолько обычными, что мы их не замечаем. А если и замечаем, то не задумываемся над ними.

Воспитатель, Ребята «Для чего нужны деревья»

Например: Человек дышит воздухом. Что тут особенного? Иначе ведь и быть не может. Как жить без воздуха? Чистый воздух, насыщенный кислородом, – богатство всей планеты Земля.

Воспитатель: Но, откуда, же берется чистый воздух? Как вы думаете?

Дети: нам дают его деревья

Воспитатель: Да, ребята, правильно — нам дают деревья. Зеленое вещество в листьях растений – хлорофилл на свету поглощает избыток углекислоты и

выделяет чистый кислород. Этот процесс называется фотосинтезом. И выдающая роль в этом процессе принадлежит деревьям.

Воспитатель. Ребята, а для чего еще нужны деревья?

Дети: Деревья место для постройки гнезда, столовая для насекомых, животных . и т.д.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу.

Мы сейчас поиграем в игру «Можно-нельзя»

В красный обруч – запрещающие знаки поведения в лесу, а зеленый обруч –

(ломать ветки, разжигать костер, любоваться красотой природы, рвать цветы,

собирать грибы, разорять гнезда, уничтожать ядовитые грибы, оставлять мусор

Воспитатель. Молодцы вы правильно разложили знаки.

Воспитатель. Чем похожи все деревья? А чем отличаются?

Дети. Деревья похожи тем что есть ствол, корни, ветки, листья, плод с семена.

Воспитатель. Ребята, вспомните, какие деревья вы сегодня встречали в нашем

Дети: берёза, дуб, осина, ёлка

• Ребята, а что общего у всех деревьев? (ствол, корни, ветви, лист, плод с семенами)

• Какие части растений расположены под землей, над землей?

• Что нужно для роста растений?

• Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его? Воспитатель: Лес – это книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в квартирах. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия. Вот видите, ребятки, какую пользу приносят нам деревья. Значит, их надо беречь. А ведь лес является еще и домом птиц и животных. Истребляя деревья, мы разрушаем их дом.

Воспитатель: Гуляя по лесу много разных животных мы повстречали. Ребята, а как называются животные, которые живут в лесу?

^ Чем питаются животные?

^ Как готовится к зиме медведь?

^ Как готовится к зиме белка?

^ Что случится, если волк и лиса не будут, есть зайцев?

Воспитатель: В наших лесах живут дикие животные. Эти животные приспособились к нашему климату, одни из них питаются растительной пищей, другие – едят животных, и мы их называем хищниками. Если разведется много зайцев, то они уничтожат все деревья, кусты, траву, они объедят всю кору, и деревья погибнут. А ведь деревья — это самое главное богатство леса.

Воспитатель: А сейчас, ребятки, мы с земли поднимемся в небо.

• Кто живет в воздухе?

• Чем отличаются птицы от животных?

• Как называют птиц, которые улетают на зиму?

• Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?

• Почему птицы улетают?

• Чем питаются птицы?

Воспитатель: Среда обитания птиц – воздух. Но они живут и на земле. Гнезда

птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют – пернатые. Одни птицы с наступление холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать, называются зимующими. Они могут найти корм самостоятельно, но мы должны им помогать.

Воспитатель: Посмотрите, как много здесь нарисовано небольших существ.

• Назовите их. (Дети перечисляют)

• Как можно назвать одним словом всех, кто тут нарисован?

• Кому нужны насекомые на земле? Дети: Насекомые нужны птицам. Они ими питаются.

Воспитатель: Что будет, если исчезнут все насекомые? ( Ответы детей) Исчезнут насекомые, исчезнут все птицы, которыми питались насекомые. Не будет птиц, погибнут деревья, потому что их съедят вредители. Не будет деревьев, негде будет жить животным. Высохнут все маленькие ручейки, обмелеют и исчезнут реки, Не будет воды на земле, будет пустыня, и погибнет человек. Звери, птицы, насекомые не могут жить без растений, а растения не могут жить без насекомых, птиц, зверей. Насекомые опыляют растения, птицы и животные помогают разносить их семена по земле.

Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Трудно представить себе землю без лесов. Лес – чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. В природе происходит много необычного, интересного. Нужно только уметь увидеть. А увидишь – узнать захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь, а полюбишь – в обиду не дашь. Человек многое может. От человека зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять ее.

Воспитатель: Вам понравилось путешествовать

Что нового вы узнали в ходе путешествия?

Что вам больше всего понравилось?

Воспитатель: Мне сегодня тоже понравилось с вами путешествовать. Вы были

очень активными, внимательными. Я думаю, что вы будите беречь природу,

заботится о птицах и животных.

Воспитатель: Ребятки, а теперь попрощаемся с лесом:

Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем Добрый лес, могучий лес.

Конспект нод “Деревья и кустарники”
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Понятие “дерево “, “кустарник”, определение сходства и различия между ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt._derevya_i_kustarniki.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

для детей средне-старшей группы.

Тема: «Деревья и кустарники».

Тема: «Деревья и кустарники».

Цель: учить различать деревья и кустарники.

Задачи: учить детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему; учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много); учить схематично изображать дерево, куст; развивать речь детей, обогащать активный словарь (названия деревьев, кустарников, частей объекта); воспитывать интерес к миру растений.

Пособия и оборудование: схемы «Дерево», «Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист бумаги формата А 5, карандаш.

Словарь: названия деревьев кустарников(береза, ель, сосна, клен, шиповник, сирень, черноплодная рябина), частей объекта (корень, ствол, ветки, листья, хвоинки).

Предварительная работа: знакомство с понятиями «дерево», «кустарник» с помощью сказки – оживления «Как дерево с кустарником встретились», наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников.

Последующая работа: рассматривание предметных картинок «Деревья», «Кустарники». Д/и: «Деревья и кустарники», п/и: «Найди дерево (куст)».

Содержание занятия, методические приемы

Организация детей и предполагаемые ответы.

1. Постановка проблемы.

Дети, сегодня к нам на занятие пришел Буратино. Только посмотрите, какой он грустный.

Что случилось, Буратино?

(Подносит игрушку к уху, делает вид, что Буратино что-то шепчет.)

Оказывается, Буратино не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в школе смеются над ним. Давайте, поможем Буратино разобраться, какое же растение называют деревом, а какое – кустарником.

Вот, посмотрите, перед вами 2 схемы. Как вы думаете, какому растению подходит первая схема?

А как вы догадались?

Правильно! А какому растению подходит вторая схема?

По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.

Женя, как ты думаешь, чем похожи деревья и кустарники?

Саша, как ты думаешь, чем отличаются деревья и кустарники?

Вот, Буратино, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник.

Ребята, Буратино немного устал и хочет с вами поиграть.

Раз – нагнулся, два – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

А теперь, Буратино, дети покажут тебе, какие в природе бывают деревья и кустарники.

4. Отгадывание загадок. Деление предложенных объектов на группы, опираясь на схемы.

Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте догадаться, о каких они растениях.

Он стоит высокий стройный.

Лист на нем резной, узорный,

Ветками качает он.

Кто скажите это.

Клен – это дерево или кустарник?

Почему вы так думаете?

Под какую схему, мы поместим картинку с изображением клена?

На листочках там и тут

Это в теплый майский день

Сирень – Это дерево или кустарник?

Длиннее, чем у елки.
Очень прямо я расту

Если я не на опушке,

Ветки только на макушке. (Сосна)

Я на розу так похож,

Разве, что не так хорош.

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды. (Шиповник)

Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит.

И в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберет,

Руки вымажет и рот. (Черноплодная рябина)

–Ну вот, Буратино, теперь ты сам сможешь определить, где дерево, а где куст.

А на прощанье мы с ребятами хотим сделать тебе небольшие подарки. Дети, давайте нарисуем для Буратино дерево и куст, чтобы Буратино не забыл все, чему мы его научили сегодня.

Посмотрите, как это сделаю я.

(Показывает детям схематичное изображение дерева и кустарника.)

Дети соглашаются помочь Буратино.

Эта схема подходит дереву.

Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.

Эта схема подходит кустарнику.

Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.

У деревьев и кустарников есть корни и листья.

Конспект НОД для подготовительной группы на тему «Деревья и кустарники».

Любовь Казакова
Конспект НОД для подготовительной группы на тему «Деревья и кустарники».

Цели: Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их отличительных особенностях.

Образовательные: закреплять знания детей о деревьях и кустарниках, познакомить с профессией «лесничий», с особенностями леса.

Развивающие: развивать познавательный интерес, зрительное внимание и восприятие, функции словоизменения.

Воспитательные: воспитывать любознательность, любовь к природе, бережное отношение к живой природе.

• Картинки о деревьях.

• Картинки о правилах поведения в лесу.

Место проведения: группа.

1) Организационный момент.

2) Объяснение нового материала.

Б) Чтение стихотворения.

3) Закрепление нового материала.

4) Подведение итогов занятия.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в лес. Но прежде давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу.

Не разбегаться, не ломать ветки деревьев, не разрушать муравейники, не собирать грибы и ягоды, не вытаптывать траву,ходите только по тропинкам.

Воспитатель: Молодцы ребята, а вот теперь для того, чтобы нам попасть в лес, нам надо закрыть глазки и сказать волшебные слова: «Вокруг себя обернись и в лесу очутись». Вот мы и попали с вами в лес. Посмотрите сколько в лесу деревьев, кустарников и других растений.

Воспитатель: Ребята, а какие деревья и кустарники вы знаете?

Дети: Берёза, дуб, сосна, малина, шиповник.

Воспитатель: Молодцы ребята, да такие деревья и кустарники растут в наших лесах. Но кроме них есть ещё множество других, с которыми мы с вами сегодня познакомимся.

2. Объяснение нового материала.

Вот о них я вам сейчас и расскажу. А вас я попрошу слушать внимательно и помогать мне. Хорошо?

Воспитатель: Лес – это множество деревьев, растущих рядом на большом пространстве. Лес делится на несколько видов. Вот некоторые – лиственный, хвойный, смешенный.

Ребята, а как вы думаете, какие деревья растут в лиственном лесу?

Дети: В лиственном лесу растут деревья с листьями…

Воспитатель: Молодцы, лиственные деревья (берёза, дуб и другие). А в хвойном лесу?

Дети: А в хвойном лесу деревья с иголками.

Воспитатель: Да, конечно, в хвойном лесу растут хвойные деревья (сосна, ель и другие). А в смешенном?

Дети: В смешенном лесу растут разные деревья.

Воспитатель: Вы правы, в смешенном лесу растут и лиственные и хвойные деревья. То есть (берёза, дуб, сосна, ель и другие.) А какие ещё другие?

В лесах Поволжья есть и такие деревья, как осина или дрожащий тополь. Осина – это стройное дерево, высотой до 30 м, со светло-зеленовато-серой корой и редкой кроной. Листья овально – сердцевидные, черешковые, серо-зелёного цвета, по краям выемчато-зубчатые.

Осенью крона осины приобретает ярко- жёлтую или оранжево-красную окраску, а весной появляются коричнево-бурые серёжки.

Клён – это лиственное дерево с опадающими, простыми, довольно крупными черешковыми листьями. Плоды клёна имеют лёгкие своеобразные крылья, с помощью которых семена разносятся ветром по округе.

Осенью эти растения окрашиваются в яркие цвета: лимонные, жёлтые, красные, оранжевые или бордовые. Окраска их зависит от вида клёнов. Клён – это постоянный обитатель городов и посёлков.

Липа – красивое дерево с плотной густой кроной. В её тени всегда прохладно. И сама липа хорошо себя чувствует в тени, в отличие от дуба и берёзы. Она – хорошая соседка для сосны. Если рядом липа, сосна лучше развивается. Липа – полезное для леса растение. Под ней, как правило, не бывает опавших листьев – они очень быстро перегнивают и возвращают в почву нужный растениям кальций.

Б) Физ. минутка «ЛЕС».

Предлагаю вам немного отдохнуть

Ребята, покажите какие высокие деревья в лесу (дети поднимают руки вверх и тянуться на носочках). Покажите, а какие кустарники в лесу – низкие (дети приседают). Еще раз покажите, какие деревья высокие, а какие кустарники низкие. Деревья высокие. Вдруг подул ветер, и закачались наши деревья (наклоны вправо, влево).

1. Чтение стихотворения В. Степанова

Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели

Чтобы новые леса поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий охраняет друг – лесничий.

Воспитатель: Ребята а как вы думаете, что охраняет лесничий?

Дети: Дети смотрят на слайд. Чтобы люди не ломали деревья.

Воспитатель: Иногда думают, что лесник и лесничий — одно и то же. Однако это совсем разные профессии. Лесником называют лесного сторожа, он охраняет лес. Лесничий — это учёный-лесовод. Лес — это огромное богатство. Он даёт нам сырьё для химической и бумажной промышленности, строевой лес и дрова, грибы и ягоды. Как их использовать и в то же время сохранить леса для людей будущего? Вот этим и занимается лесничий. лесничий –это человек, который отвечает за состояние и охрану лесов. В подчинении лесничего находятся помощники, мастера леса, лесники.

Ребята, а посмотрите, как он одет? На нём специальная одежда.

Лист осины – осиновый

Дети: Смотрят на слайд.

Дети: (смотрят на слайд и произносят) кленовый, сосновые,липовый

Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько мы с вами за время нашего путешествия встретили деревьев. Давайте теперь вспомним их всех по порядку?

Игра “ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ”.

В лесу деревьев и кустарников много. Давайте посчитаем их.

Одна осина, две осины,. ,пять осин.

Вот сколько, много в лесу деревьев и кустарников!

Закрепление нового материала.

(отгадываем загадки, связанные с темой деревья и кустарники).

(дерево)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

На Новый год я главная!

Великан осенний рад

бурый свой надеть наряд.

С веток, словно для затей,

набросает желудей. (Дуб)

Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Пора возвращаться. Закрываем глаза и говорим: «Вокруг себя обернись и дома поскорее очутись».

Подведение итогов занятия.

Воспитатель: С какими деревьями мы сегодня познакомились?

Дети: С липой, клёном и осиной.

Воспитатель: А с какой профессией познакомились?

Дети: С профессией – лесничий.

Воспитатель: Вам понравилось путешествовать по лесу?

Воспитатель: На этом наше с вами путешествие по лесу завершилось.

Большое вам спасибо….

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи на тему «Деревья и кустарники» Конспект НОД «Ознакомление с окружающим и развитие речи» на тему: «Деревья и кустарники» подготовительная группа Цель: закреплять знания.

Конспект прогулки «Деревья и кустарники на участке детского сада» МБДОУ ДС №66 «Белочка» Отчет по самообразованию в форме конспекта непосредственной образовательной деятельности детей в группе раннего.

Календарно-тематический план недели «Деревья и кустарники» Тема недели: «Деревья и кустарники» Цель: Совершенствовать знания детей о деревьях и кустарниках (названия, строение). Продолжать учить.

Календарно-тематическое планирование недели «Лето красное. Деревья, кустарники, цветы» в подготовительной группе Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе по программе “От рождения до школы”ТЕМА НЕДЕЛИ: ЛЕТО КРАСНОЕ. ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ,.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме «Деревья в нашем парке» Участники: дошкольники 6 – 7 лет Количество детей: 16 человек Длительность: 30 минут Педагогический замысел: Образовательная область.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Деревья и Кустарники на нашем участке» Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе ТЕМА: «ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ НА НАШЕМ УЧАСТКЕ» Цель: Расширять и уточнять знания.

Конспект занятия по математике «Деревья. Кустарники» Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности. Лексическая тема: «Деревья. Кустарники». Образовательная область:.

Конспект занятия по развитию речи «Деревья. Лес» для детей подготовительной группы Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы. Тема занятия: «Деревья. Лес.» Подготовила:.

Педагогическое мероприятие в средней группе для детей 4–5 года «Деревья и кустарники» Цель: Учить детей выделять и называть отличительные признаки дерева и кустарника. Задачи: способствовать формированию представлений детей.

Познавательный проект «Деревья и кустарники» Вид проекта: информационный, практико-ориентировочный. Цель: Формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность.

НОД в старшей группе по теме: Деревья и кустарники

Цель: Расширять представления о деревьях и кустарниках.
Задачи:
Развивать познавательную активность через ознакомление с особенностями строения и внешнего вида сосны.
Закреплять знания о понятиях «дерево» и «кустарник».
Закреплять знания о названии и внешнем виде березы, рябины, ели.
Продолжать знакомить с особенностями строения и внешнего вида сосны.
Продолжать формировать коммуникативные способности (умение детей работать в группах)
Развивать прогностические умения детей (умение предвидеть результат при проведении опытов).
Воспитывать умение видеть красоту в обычной жизни, восхищаться красотой родной природы.

Оборудование: слайдовая презентация, репродукции картин, дневники для фиксации результатов опытов, ветка сосны, дидактическая игра «Разрезные картинки», емкость с водой, ветка тополя.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, проведение бесед и дидактических игр.

5. Что необходимо для роста растений?
Книга: Ребята, вы такие молодцы! Вы хорошо ответили на вопросы моей викторины. Посмотрите в корзину, вас там ожидает ещё один сюрприз.(20 слайд)
Воспитатель показывает детям ветку сосны.
Дети называют от кого она дерева.
Книга: Татьяна Ивановна, расскажите нам с ребятами поподробнее об этом дереве.
Воспитатель: Хорошо я вам все подробно расскажу. Первая название дерева означает скала, гора, то есть растущее на скалах, другая —смолистое дерево. Сосны — вечнозелёные, богатые смолой деревья, обыкновенно очень крупные. Сосна обыкновенная Это большое дерево до 40 м высоты с кроной — в начале она похожа на пирамидку, в старости же на зонтик. Иглы хвои сидят по 2 вместе, снизу тёмно-зелёного, сверху голубовато-зелёного цвета, большей частью 4—5 см длины. Кора красно-бурая. Шишки (молодые) конической формы, щиток их чешуй ромбической формы. Семена с длинным крылом. Сосна чрезвычайно распространена по всему северу России и большей части Сибири и образует как чистые леса, так и леса в смеси с елью и другими породами. А так же сосновые почки используют при лечении.
Сосновые почки
Утка крякнула с порога:
– Простудилась я немного.
Я минуту каждую
Кашляю и кашляю…
Дятел книгу полистал,
Дятел книгу почитал,
Подчеркнул две строчки:
“Сосновые почки”.
Не лекарство – просто чудо,
Вмиг пройдет твоя простуда.
Книга: Ребята, правда это очень красивое и полезное дерево, а художники и поэты воспевали это дерево.(23 слайд)
Воспитатель: Да это дерево часто вдохновляло художников и поэтов для создания произведений искусств. Например: Иван Шишкин очень часто на своих полотнах изображал сосну и сосновый бор. Одна из его картин «На севере диком» показывает все красоту этого дерева зимой, а на создание этой картины его вдохновило стихотворение Михаила Лермонтова «На севере диком».

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета как ризой она.
И снится ей всё, что в пустыне далекой —
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растет.

В картинах Ивана Шишкина мы можем увидеть не только одиноко стоящие дерево сосны, но целые сосновые рощи так на его картинах «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща», «Сосновый бор» мы видим величавый и густой лес.(26-28 слайды)
Лес
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский
А так же зимний лес в его картинах очень красив!
Художник Андрей Мартынов на своей картине «Байкал» изобразил величие нашего родного края. (29 слайд)
Книга: Спасибо это очень интересно. Я приготовила вам очередной сюрприз это репродукции картин, вы можете внимательно их рассмотреть в свободное время. (30 слайд)
Книга: Зимой могут быть зелеными не только ветка сосны, но и любая веточка для этого нам нужна теплая комната и вода. Давайте поставим опыт возьмем веточку, а вы, Надежда Сергеевна приготовьте воду. Если вы поставите веточку в воду, то к празднику мам у вас на ветки распустятся листья.(31-32 слайд)
Воспитатель: Уважаемая книга, мы сейчас проведем опыт, а для того чтобы проследить как нашей ветки будут распускаться почки на нашей ветки мы будем вести дневник наблюдений.
Дети заполняют дневник наблюдений.

Книга: Ребята, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
1. На что похожа сосна, когда еще маленькая?
2. На что похожа сосна, когда вырастает большая?
3. Сбрасывает ли осенью сосна свои листья?

Книга: Ну, вот и пришла пора прощаться и поэтому хочу вам подарить раскраски для того, чтобы вы лучше запомнили, о чем мы с вами сегодня говорили, а ещё я посвящаю в свои друзья и дарю вам медали. До свидания.
Итог.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
Тема: Деревья и кустарники нашего края

7 ноября в средней группе прошло открытое занятие с приглашением родителей на тему «Деревья и кустарники нашего края», на котором дети знакомились с названиями деревьев и кустарников, с составными частями, учились классифицировать, описывать и сравнивать их, учились отвечать на вопросы.

Ребята, играя в дидактические игры, такие как: «Один и много», «Какой листик? Какая ветка?», «Какой бывает лес?» обогащали словарный запас прилагательными, изменяли существительные в числе, согласовывали прилагательные с существительными в роде и числе. Также дети читали стихи о деревьях. В конце занятия исполнили песню «Во поле береза стояла» и водили хоровод вокруг березки.

Такие занятия не только расширяют кругозор и развивают речь ребят, но и учат бережному отношению к природе. А родители видят, как можно в интересной форме развивать ребенка.

Задачи: познакомить с названиями некоторых деревьев и кустарников, составными частями, пользой деревьев; учить сравнивать деревья, описывать их; упражнять в употреблении существительных множественного числа; учить бережно относиться к растениям.

Материалы: рисунки деревьев с листьями и семенами на листе А4 (береза, клен, дуб, ель, сосна, осина, рябина, орешник); вырезанные из картона листья натурального цвета и размера, шишки и веточки еловые и сосновые, желуди, плоды рябины, семена клена корзине; индивидуальные карточки «Найди пары» (листья и семена деревьев: дуба, клена, ели, рябины).

1. Послушайте стихотворение и скажите, о чем мы сегодня будем говорить.

Вот деревья и кусты.

Различить их можешь ты?

Есть у дуба толстый ствол,

Листья, ветки, крона.

В кроне спрятано гнездо,

Там сидит ворона.

У кустов же нет стволов,

Много тонких веток.

Под кустами от волков

Ежик спрятал деток.

Мы сегодня будем говорить о деревьях и кустарниках, которые растут в наших лесах. Для этого нам надо попасть в осенний лес. Повторяйте за мной.

Мы три раза хлопнули

И три раза топнули,

И очутились в осеннем лесу.

(Открываем занавес, а на доске рисунки деревьев с плодами и листьями.)

Мы попали в лес. Здесь сейчас тихо, только деревья шелестят.

2. Ответы на вопросы.

1. Что такое лес? (Место, где растет много деревьев?)

2. Чем полезны леса и деревья? (В лесу живут звери и птицы – это их дом. В лесу мы собираем грибы, ягоды и лекарственные травы. Из деревьев строят дома, делают мебель. Печи томим дровами. В нашем крае много лесов. Деревья своими листьями очищают воздух и обогащают его кислородом.)

3. Посмотрите на эти рисунки и назовите деревья. (Клен, дуб, сосна, ель, береза.)

4. Чем отличаются кусты от деревьев? (У деревьев один ствол, а у кустов много тонких стволов.)

5. Назовите кусты которые здесь показаны. (Рябина, орешник.)

6. Чем похожи деревья и кусты? Из каких частей состоят деревья и кусты? (Корень, ствол, ветви, ветки, листья, цветы, семена, почки.)

7. Чем отличается ель и сосна от других деревьев? (У них вместо листьев хвоя.)

Весной из почек распускаются зеленые листочки цветы, Осенью на месте цветов созревают семена. Семена падают на землю. А весной из семян вырастают молодые деревья и кусты. А еще семенами осенью и зимой питаются лесные звери и птицы.

3. Игра «Угадай по описанию». Работа по картинам.

У нее длинный, прямой, крепкий, светло-коричневый ствол. Вместо листьев на веточках зеленая, мягкая длинная хвоя. Осенью хвоя не опадает. Семена созревают в шишках.

– Назовите это дерево!

Это дерево высокое, стройное. Ствол темно-коричневый, прямой, смолистый. На ветках короткие и колючие хвоинки. Семена созревают в шишках.

– Какое это дерево?

Сосна и ель – хвойные деревья. Повторите!

Он могучий, большой. У него толстый, крепкий, темно-коричневый ствол. Листья резные, округленные, осенью становятся коричневыми. Семена – желуди.

– Назовите это дерево!

У нее ствол белый с черными пятнами. Осенью листья желтеют и опадают. Семена у созревают в сережках.

– Какое это дерево?

Это большое дерево. У него коричневый ствол. Листья крупные, с пятью концами, которые осенью краснеют. Семена находятся в крылатках.

Это небольшой куст с мелкими листьями, на котором осенью созревают кислые, мелкие, круглые, красные плоды. Плоды эти полезные. Их очень любят птицы.

Этот куст с крупными листьями. На нем созревают твердые, круглые плоды, которые собирают люди и белки.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

Руки мы в стороны плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – руки мы сложим назад.

– Ой, ребята я нашла корзинку, здесь много чего. Написано: «От белки».

5. Подарки от белки. Назвать предметы.

Ветка чего?… сосны, ветка чего. ели, плоды чего?… рябины, семена чего. клена, желудь от чего… дуба.

Здесь на осенних листочках написаны задания. Хотите поиграть?

6. Игра «Один-много»

Клен – клены, дуб – дубы, сосна – сосны, осина – осины, береза – березы, рябина –рябины, орешник – орешники, ель- ели, корень- корни, ствол- стволы, ветка- ветки, лист – листья, шишка –шишки.

7. Игра «Какой листок? Какая ветка?»

Лист дуба – дубовый, лист клена – кленовый, лист рябины – рябиновый, лист осины – осиновый, лист березы – березовый

Ветка сосны – сосновая, ветка ели – еловая, ветка клена – кленовая, ветка дуба –дубовая.

8. Игра «Какой бывает лес?»

– Какие деревья растут в дубраве? (дубы)

– Какие деревья растут в березовой роще? (березы)

– Какие деревья растут в осиннике? (осины)

– Какие деревья растут в сосновом бору? (сосны)

– Какие деревья растут в ельнике? ( Ели)

9. Индивидуальные карточки «Найди пару». Нужно соединить листья клена, дуба, рябины, ветку ели с плодами попарно.

10. Дети читают стихи о деревьях

Зеленеют только ели,

Стали голыми леса.

Днем и ночью дождик льет,

Грязь и лужи у ворот.

То светлую, то грустную.

В беленом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

  1. Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

  1. Красную ягодку мне дала рябина.

Думал я, что сладкую, а она горчит.

То ли эта ягодка просто не дозрела.

То ль рябина хитрая подшутить хотела.

  1. Зябнет осинка, дрожит на ветру,

Стынет на солнышке, мерзнет в жару.

Дайте осинке, пальто и ботинки –

Надо погреться бедной осинке.

Встанем в хоровод и споем песню «Во поле березка стояла». (Одна девочка в костюме березки стоит посередине)

– Где мы сегодня были? О чем мы говорили?

– Вам понравилось наше путешествие?

– Ну а теперь пора возвращаться в детский сад. Произнесем волшебные слова.

Конспект занятия в старшей группе: “Деревья и кустарники.”

ЗАДАЧИ: Систематизировать знания детей о различных деревьях и кустарниках.

  • Учить детей различать деревья и кустарники, опираясь на схему.
  • Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист)и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много)
  • Развиватьречь детей, умение слышать воспитателя.
  • Воспитывать познавательный интерес к миру растений.

Оборудование: Схемы «Дерево», «Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников.

Ход конспекта

Воспитатель: Ребята, какое время года на улице?

Воспитатель: По каким признакам мы определяем, что осень?

Воспитатель: Молодцы, ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами побеседуем о деревьях и кустарниках. Сейчас я вам прочитаю рассказ К, Д. Ушинского «Спор деревьев», слушайте внимательно.

«Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит: «Я всем деревам царь! Корень мой глубоко в землю ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою».

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила: «Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает».

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает. «Погодите, — говорит, — похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья людям не было бы; я им печки топлю и избы строю».

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какое дерево самое нужное? Посмотрите на иллюстрации ( на картинке изображены разные деревья: дуб, сосна, липа, береза, осина, клен, ива, ель, рябина)

Воспитатель: Ребята, чем похожи деревья, чем отличаются? Где можно увидеть деревья? (В лесу, в городе, в парке, в сквере, на картинках, на участке детского сада и т. д.)

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на схематическое изображение дерева и кустарника.

– Сколько стволов у дерева? (один)

– Сколько стволов у кустарника(много)

– Что общего у дерева и кустарника?(ветки, листья)

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру: «Разложи правильно» (дети берут картинки деревьев и кустарников и раскладывают их по схемам)

Воспитатель: Молодцы, у вас ловко получилось. А сейчас физкультминутка, повторяйте за мной.

(Дети выполняют соответствующие движения.) Мы семечко посадим, Дождичек польет, оно подрастет.

Сначала листок, потом стебелек. Наши красивые деревья расправляют листики, ветерок чуть дышит, листики колышет.

Воспитатель: Я сейчас вам раздам карточки с изображением листьев разных деревьев, а вы должны угадать с какого дерева листок.

(С березы листок — березовый, с осины — осиновый, с дуба — дубовый, с клена — кленовый, с рябины — рябиновый и т.д.)

А сейчас я вам предлагаю рассказать об изменениях, которые происходят с деревьями в разные времена года.

У каких деревьев не опадают листья на зиму? (У сосны, ели.) Как называется явление, когда опадают листья? (Листопад.) Назовите дерево, на котором позже всех появляются листья? (У дуба.)

Воспитатель: Послушайте стихотворение: Кусты и деревья, Листочки на ветках. Лиственный лес, это помните, детки. Дуб в нем, березки, липы, рябинки, Лещина, шиповник, ясень, осинки. Если иголочки вместо листвы, Хвойным тогда этот лес назови. Если же есть и листва и хвоинки, Рядом и ели растут и осинки. Смешанным лес тот зовется, друзья – Тут все деревья от А и до Я.

Воспитатель: А теперь игра с листьями: «Что умеет делать дерево?» Я вам задаю вопрос, вы отвечаете, за правильный ответ получаете листок.

Воспитатель задает детям вопросы:

—Что умеет делать дерево? (Расти, шуметь, питаться, качаться, гнуться, падать, стоять, скрипеть, шелестеть, ломаться, гореть и т. д.)

Во что могло превратиться дерево? (В мебель, посуду, бумагу, дрова, дом, игрушки, поделки, сундук и т. д.)

Итог: Ребята, о чем мы беседовали на занятии. (ответы детей)

Читайте также:  Индивидуальная программа для ребенка с ОВЗ (с синдромом Дауна)
Ссылка на основную публикацию