Демонстрационный материал к упражнениям по развитию зрительно-пространственного восприятия

Мастер-класс «Развитие зрительно-пространственного восприятия и элементарного графомоторного навыка дошкольников»

Катаева Екатерина
Мастер-класс «Развитие зрительно-пространственного восприятия и элементарного графомоторного навыка дошкольников»

Мастер- класс

«Развитие зрительно-пространственного восприятия и элементарного графомоторного навыка детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

-Добрый день, уважаемые коллеги. Я – Катаева Екатерина Николаевна, учитель логопед Кондратовского детского сада «Акварельки».

-Тема моего мастер – класса «Развитие зрительно-пространственного восприятия и элементарного графомоторного навыка детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» .

– Для того чтобы сегодня поработать продуктивно, давайте разберем, что обозначают эти понятия.

– Что такое зрительно – пространственное восприятие? (процесс, с помощью которого ребенок воспринимает цвет, величину, форму предметов, ориентируется в пространстве)

– Что такое графомоторные навыки? (степень уверенности и произвольности движения пищущей руки, ритмичность и точность выполнения, способ удержания карандаша, нажим.)

-Есть ли какая то связь между этими понятиями? (Зрительно-пространственное восприятие и графомоторные навыки – это согласованные действия рук и глаз. В младшем дошкольном возрасте сначала происходит движение руки (по контуру изображеного предмета, по линии на листе бумаги, только затем глаз отслеживает это движение.

К страшему дошкольному возрасту глаз контролирует движение руки. Глаз прослеживает – рука изображает.)

– Как вы считаете, какие трудности наблюдаются у детей с ТНР при становлении зрительно-пространственного восприятия и элементарного графомоторного навыка? (не узнают предметы, изображенные контурно, силуэтно, пунктирно, при наложении, не ориентируются в пространстве, теряется рабочая строка, наблюдается неверный захват карандаша- всё это приводит впоследствии к специфическим ошибкам письменной речи ребенка, оптические – замена буквы на другую вследствии того, что ребенок неверно воспринимает простанственное расположение отдельных элементов буквы (печатная Т заменяется на Г; печатная П заменяется на Н; письменная Ш заменятся на М; письменная В заменяется на Д и т. д.)

– Сегодня я хочу познакомить вас с элементами методической разработки Галины Михайловны Зегебарт и Ольги Сергеевны Ильичевой «Волшебные обводилки». Она представляет собой работу с рисунками – образцами. (Слайд № 6) Образцы представляют собой разнообразные контурные изображения – асимметричные и симметричные. Данная методика позволяет провести эффективную коррекционную работу по развитию зрительно-пространственного восприятия и элементарного графомоторного навыка детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

– Сейчас мы выполним несколько упражений в рамках лексической темы «Транспорт».

– Кто знаком с этой методикой?

-Как вы считаете, с чего нужно начать работу по формированию графомоторного навыка?В какой форме можно это провести? (пальчиковая гимнастика)

-Да, действительно. Предлагаю провести пальчиковую гимнастику с элементами самомассажа пальцев и кистей рук. Какие материалы мы можем для этого использовать? (шипованные мячики Су- Джок, камни маленького размера, шишки, грецкие орехи, футляры от киндера). Предлагаю вместе это сделать.

Пальчиковая гимнастика «Гонки».

(Катаем мячики по каждому пальцу вперед и назад, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять,

Можно гонки начинать,

(катаем по ладони по кругу)

По кругу, по кругу,

(катаем мячик по пальцам, которые слегка согнуты)

Но пальцы машинку мою тормозят

(заглядываем в маленькую щелочку в кулаке)

Машинка стоит в гараже,

И фары погасли, не светят уже.

– Эту пальчиковую гимнастику можно провести с помощью мягких бигуди, носовых платочков.

– Мы переходим к упражнениям для формирования зрительно-пространственного восприятия с помощью контурных образцов. У вас в руках остались материалы после проведения пальчиковой гимнастики. Приглашаю пройти за столы тех, у кого в руках шарики Су – Джок.

– Обратите внимание на рисунки, которые находятся перед вами. Как вы думаете, что вы сейчас будете делать? (выкладывать контур рисунка)

– Да, правильно. Но для того, чтобы сформировать двигательный образ рисунка, необходимо сначало обвести рисунок по контуру. На начальном этапе мы предлагаем детям простые контурные изображения, затем контурные изображения линии сложной конфигурации. Затем мы переходим к обведению симметричных изображений.

-Перед вами асимметричные изображения – парусник и велосипед. В чем различие между этими изображениями? (простое и сложное). Обратите внимание на цветные обозначения на листе. Что они обозначают? (Красная точка – начало движения, синяя – окончание движения руки).

-Вам необходимо безотрывно указательным пальцем ведущей руки обвести контур изображения, следуя в том направлении, которое указывает стрелка, не меняя положение листа на столе. Остальным участникам я предлагаю также произвести обводку, опираясь на экран. Итак, поставили указательный палец слева на красную точку, и начинаем обводку.

– Теперь для усиления ощущения ритма движения, что является основой при выполнении любого графического изображения, мы обведем изображение в воздухе, над ним. Начинаем. Ставим указательный палец в воздухе над красной точкой и обводим в воздухе над рисунком.

– Какие у вас ощущения? Какое изображение было обводить сложнее? Как вы думаете, почему (непривычно, нет опоры на поверхность,).

– Следующий этап – обкатывание контура рисунка маленькой машинкой либо шипованным мячиком, фишкой, орехом по контуру изображения. Для чего это нужно? (для вызывания интереса к данной работе, развития зрительного восприятия.)

– Теперь мы переходим к обкладыванию разными предметами по контуру рисунка, для этого можно использовать шерстяную нить, камни маленького размера, разноцветные скрепки, пуговицы, фасоль, различные мелкие предметы. При обкладывании можно использовать пинцет для усложнения задания. Можно также нанести на контур клей, и предложить ребенку посыпать его разноцветным песком.

– Какие задачи мы решаем, предлагая детям такой вид деятельности? (развитие зрительно- пространственного восприятия, моторной координации).

– Начинаем обкладывание аналогично обведению, слева, от красной точки. Спасибо, достаточно!

– С какими сложностями вы столкнулись при этой работе?

– Спасибо за участие! Вы можете пройти на свои места.

– Следующее упражнение, которое нам предстоит выполнить, это обводка симметричных изображений двумя руками. Что формируется при синхронном движении рук? (помимо развития зрительного восприятия и моторной координации развиваются межполушарные связи)

– Я приглашаю сделать это упражнение тех, кто держит в руках массажные мячики. Это упражнение можно выполнить на горизонтальной поверхности, и вертикально. Как вы думаете, с какой целью проводится именно вертикальное обведение? (смена положения тела активизирует и концентрирует внимание, происходит развитие зрительно – моторной координации, развитие вестибулярного аппарата). Сейчас мы продемонстрируем это с помощью мольбертов.

– С детьми можно провести эту форму обведения стоя. Изображение должно располагаться на уровне глаз. Начало движения слева обозначается красной точкой, начало движения справа – зеленой точкой, конец движения для обеих рук – синяя точка. На контуре можно увидеть черные ориентировочные точки. Они необходимы для контроля движения – пальцы должны одномоментно проходить эти точки. Предлагаю остальным слушателям также попробовать сделать это упражнение, ориентируясь на экран.

-Сначала мы осуществляем «перекрестное» движение:

– обводим симметричное изображение по линии сложной конфигурации слева – от красной точки до зеленой точки указательным пальцем правой руки;

– обводим симметричное изображение по линии сложной конфигурации справа – от зеленой до красной точки указательным пальцем левой руки;

-Затем осуществляем обводку симметричного изображения синхронно двумя руками: указательный палец левой руки ставим на красную точку (начало движения слева, указательный палец правой руки ставим на зеленую точку (начало движения справа, осуществляет движение двумя руками одновременно до синей точки, проходя синхронно ориентировочные точки черного цвета.

Далее мы обводим в воздухе, над контуром, аналогично – поочередно каждой рукой, и синхронно. Затем с детьми проводится обкатывание по контуру – для этого можно использовать вспомогательные материалы: шипованные мячики, фишки, машинки для обеих рук.

– Что было сложнее всего для вас в этом упражнении?

-Теперь предлагаю вам выполнить упражнение для формирования элементарного графомоторного навыка – копирование контурных изображений.

-Копировать можно разными способами: с помощью копировальной бумаги, кальки, матового файла, на прозрачном мольберте. Как вы считаете, каким образом формируется графомоторный навык у ребенка с помощью копирования (формируется нажим, захват пишущего инструмента, точность линии)

-Копирование с помощью кальки, копировальной бумаги производится трехгранным карандашом.

-Как вы считаете, почему именно трехгранным карандашом? (для формирования правильного захвата)

-Копирование на файле производится перманентным маркером яркого цвета. Файл обязательно должен быть матовым, с какой целью? (чтобы не было бликов).

– На прозрачном мольберте осуществляется вертикальное копирование с помощью гуаши указательным пальцем.

– Двум слушателям я предлагаю работать вместе, с помощью прозрачного мольберта. Им необходимо будет копировать синхронно, с помощью маркеров. Это самый сложный прием копирования.

– В чем особенность этого упражнения? (помимо развития графомоторных навыков и зрительного восприятия развиваются коммуникативные навыки).

– Приглашаю тех, кто выполнял пальчиковую гимнастику с помощью сосновых шишек.

(выходят 9 человек)

-Пожалуйста, выбирайте способ копирования, на столе вы можете взять необходимые материалы.

– Копирование необходимо вести максимально точно, не отрывая пищущий инструмент от листа бумаги, соблюдая направление стрелки.

– Остальным участникам предлагаю отгадать ребусы – в них зашифрованы разные названия видов транспорта. (раздать карточки для рефлексии)

– Продемонстрируйте, пожалуйста,что получилось в результате копирования. Какие сложности возникли в процессе работы? Спасибо за участие, вы можете пройти на свои места.

– После проведения этих упражнений, ребенок может поработать с изображением в свободной деятельности: раскрасить, заштриховать, сделать поделку и т. д.

– Теперь подведем итог нашей работы. Перед вами два вопроса, на которые я попрошу вас ответить с помощью карточек, находящихся у вас в руках. Первый вопрос – Какие навыки формирует этот метод в образовательном пространстве?

(участники выходят и прикрепляют нужные карточки на доску)

– Как применить этот метод в образовательном пространстве?

(участники выходят и прикрепляют нужные карточки на доску)

Развитие зрительно-пространственного восприятия у детей с нарушениями зрения с помощью дидактического пособия «Чудо-дерево»

Хайдукова Юлия Владимировна,

учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
МКДОУ д/с № 429 г. Новосибирска

Развитие зрительно-пространственного восприятия у детей с нарушениями зрения с помощью дидактического пособия «Чудо-дерево»

Зрение играет ведущую роль в восприятии окружающего мира. Для детей дошкольного возраста развитие зрительного восприятия имеет информационную значимость об окружающем ребенка мире. Оно участвует в обеспечении регуляции позы, удержания равновесия, ориентировки в пространстве, контроля поведения. В целом, зрительное восприятие обуславливает весь ход психического развития ребенка (интеллектуального, эмоционального, физического).

Аномалии зрительной системы могут не только приводить к недоразвитию зрительной функции, но и оказывать общее негативное влияние на развитие ребенка, поэтому необходима специальная коррекция, помогающая восполнить недостаточность зрительной информации и нормализовать формирование личности ребенка.

На основе проведенных в тифлопсихологии и тифлопедагогике исследований можно представить следующим образом взаимосвязанную структуру нарушений у детей с патологией зрения:

– нарушение зрения: снижение остроты зрения, четкости видения, снижение скорости переработки информации, нарушение поля обзора, глазодвигательных функций, нарушение бинокулярности, стереоскопичности, выделения цветности, контрастности и количества признаков и свойств объектов и др.;

– неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность, обедненность зрительного восприятия;

– сокращен срок хранения зрительного образа;

– обедненность представлений и образов предметов, снижение уровня чувственного опыта, определяющего содержание образов мышления, речи и памяти, замедление хода развития всех познавательных процессов;

– трудности в овладении предметно-практическими действиями, когда необходим точный зрительный контроль, основанный на процессах фиксации, локализации, различения, прослеживании конкретных действий, выделении таких их сторон, как сопряженное действие двух рук, руки и глаза, то есть там, где необходимо наличие бинокулярного зрения.

Кроме того, недостатки зрительного восприятия, обусловливая формирование нечётких, недифференцированных образов-представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.) старших дошкольников.

Таким образом, у детей с нарушениями зрения восприятие происходит на суженной сенсорной основе (обедненность представлений и образов предметов). Вследствие этого, снижается качественный уровень представлений об окружающем мире, возникают трудности зрительно-пространственной ориентировки.

Читайте также:  Система диагностики для определения нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста

Зрительное восприятие в процессе коррекционных занятий может развиваться. Для этого необходимо создать условия, которые бы позволяли детям целенаправленно наблюдать предметы, процессы и явления окружающей действительности.

Самым важным методом, обеспечивающим развитие ребёнка с патологией зрения, является ознакомление с окружающим миром; особое место в этом процессе занимает игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Дидактические игры, коррекционные упражнения для детей с нарушениями зрения проводятся с учётом рекомендаций ведущих тифлопедагогов В.А. Феоктистовой, Л.И. Солнцевой, Л.И. Плаксиной, Л.В. Фомичевой и др., иллюстративный дидактический материал подбирается с учётом офтальмо-гигиенических рекомендаций, разработанных для детей с нарушениями зрения ведущими офтальмологами – Э.С. Аветисовым, Л.А. Григорян и др.

Также гимнастика для глаз является обязательным компонентом коррекционных занятий с детьми с нарушениями зрения, которая может проводиться на любом этапе занятия, после зрительной нагрузки.

Дидактическое пособие «Чудо-дерево» вызывает у детей интерес, дольше удерживает их внимание и развивает мыслительные процессы; оно предназначено для расширения, углубления, и лучшего восприятия знаний об окружающем мире.

Изготовленное дидактическое пособие «Чудо-дерево» (выполнено из цветного ковролина) используется в коррекционно-образовательном процессе по развитию зрительно-пространственного восприятия у детей с нарушениями зрения и представляет собой наглядную иллюстрацию сезонных изменений (по временам года).

Дополнительно к пособию прилагаются изготовленные из ватмана следующие дидактические материалы:

– листья разных пород деревьев, различной окраски, величины;

– гнездо, дупло, кормушка для птиц, скворечник;

– цветные, контурные, силуэтные изображения птиц, насекомых, фруктов.

Они прикрепляются к дереву с помощью «липучек» (лента для скрепления материалов).

В результате целенаправленной коррекционно-развивающей работы отмечается положительная динамика по развитию зрительно-пространственного восприятия у детей с нарушениями зрения, значительно увеличился объём восприятия, улучшились зрительное внимание, зрительная память.

Практическое применение данного дидактического пособия «Чудо-дерево» в коррекционно-развивающей работе показано в предложенной ниже презентации.

Готов ли Ваш малыш к школе? (часть 1) Диагностика зрительного восприятия

Достаточно ли развито у ребенка зрительное восприятие, и, соответственно, готов ли он к письму и чтению, вы легко сможете проверить самостоятельно, прочитав эту статью!

Ваш ребенок стоит на пороге новой школьной жизни, а вы с тревогой понимаете, как существенно изменился образ школы. Требования общества к образованности и компетентности человека лежат в основе этих преобразований, интенсификации процесса обучения.

Как ни парадоксально, но в наиболее сложном положении ока­зались самые маленькие ученики.

Во-первых, поступление в школу — сложный момент жизни ребен­ка: у многих детей, возникают та­кие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке», «школьном стрессе» и «адаптационной бо­лезни». Длительные и систематические учебные занятия, снижение двигательной ак­тивности, высокая статическая нагрузка, новые обязан­ности и требования дисциплины — все это представляет для учащихся первых классов большие трудности.

Во-вторых, во многих школах перечень обычных учеб­ных предметов значительно пополнился всевозможными дисциплинами, что увеличи­вает и без того большую учебную нагрузку детей.

Поговорим о способах помощи ребенку

Увеличение объема информации, предлагае­мой первоклассникам, приводит к тому, что в большинстве школ, производящих набор детей по результатам собеседования, в качестве одного из требований выступает сформированность навыка чтения.

Чтение и письмо – виды речевой деятельности человека. Информация, которой человек пользуется в этой деятельности, закодирована. Механизм чтения состоит в перекодировании печатных (или письменных) знаков в звуки. Процесс перекодировки осложняется необходимостью промежуточного этапа — звуко-буквенного анализа слов.

Это невозможно без должного развития у ребенка восприятия, памяти, мышления и речи.

Остановлюсь на одном из направлений — развитии зрительного восприятия у старших дошкольников, как основы навыков письма и чтения.

Зри­тельно-пространственное различение предметов обеспечивается полем зрения, остротой зрения, глазомером. Целостность поля зрения, его относительная широта и разносторонность состав­ляют необходимые условия освоения чтения и письма.

Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов, интенсивно формируются именно в дошкольном возрасте. Поле зрения, начиная с 6-летнего возраста, делает громадный скачок в своем развитии, приближаясь к величине поля зрения взрос­лого человека. Формирование остроты зре­ния также происходит у ребенка до 7 лет.

Однако, тонкость, дифференцированность зрительного восприятия и анализа, зрительная память свойственны далеко не всем первоклассникам. Нередко учитель сталкивается с фрагментарностью, поверхностностью этого процесса.

При недостатках зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти у детей возможны такие школьные трудности, как:

  • Трудности формирования зрительного образа буквы, цифры, графического элемента: нарушено соотношение элементов, путает сходные по конфигурации буквы, цифры; пишет лишние элементы или не дописывает элементы буквы, цифры; заменяет буквы другими по графическому сходству.
  • Плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп; угадывание букв; возвратные движения глаз; пропуск, добавление, перестановка букв; затруднение понимания прочитанного.
  • Возможно зеркальное написание букв, цифр, графических элементов.
  • Плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг — овал, квадрат — ромб — прямоугольник).
  • Трудности копирования букв, цифр, геометрических фигур.

Вышеизложенное позволяет говорить о важности формирования зрительного восприятия, необходимости специальной работы с детьми, имеющими низкие показатели по изучаемому параметру, уже с 5 лет.

Профилактика проблем чтения и письма обязательна для детей с речевыми нарушениями.

Каково состояние зрительного восприятия у Вашего малыша?

Зрительное восприятие состоит из большого числа функций, поэтому так важно оценить различные его стороны.

Одним из тестов для детей 5–7 лет, наиболее широко применяемых во всем мире, является комплексный тест М.Фростик. Его может провести со своим ребенком любая мама.

Тест представляет собой комплексную систему для оценки различных сторон зрительного восприятия, таких как:

  • Фигуро – фоновое различение.
  • Зрительно-пространственное восприятие
  • Зрительно-пространственное восприятие и зрительная память.
  • Зрительно-пространственное восприятие и графо – моторные навыки.

Субтест 1: Фигуро – фоновое различение

Оборудование: тестовый материал, цветные каран­даши (фломастеры), демонстра­ционная карточка (далее ДК).

Задание 1. Сейчас мы будем находить знакомые фигуры и обводить их. Ты знаешь, что значит обвести фигуру? (Если ребенок не знает, необходимо объяс­нить и показать.) Посмотри внимательно на карточ­ку. Здесь нарисован треугольник (ДК). А теперь на рисунке найди и обведи цветным карандашом спрятанный там треугольник.

Задание 2. Посмотри: на карточке нарисован пря­моугольник (ДК). А теперь найди его на этом рисунке и обведи.

Задание 3. А на этой карточке ты видишь крест (ДК). Найди его на рисунке, который перед тобой, и обведи.

Задание 4. А на этой карточке ты видишь полу­круг (ДК). Найди его на рисунке и обведи.

Задание 5. Здесь нарисована шести­угольная звезда (ДК). А теперь посмотри на рисунок задания.

Здесь тоже нарисованы две шестиугольные звезды, но они перепутаны между собой. Возьми два любых цветных карандаша и обведи одну звезду од­ним цветом, а другую — вторым. Обводи вниматель­но, не торопись.

Задание 6. Посмотри на карточку, на ней нарисо­вана пятиугольная звезда (ДК). А теперь посмотри на рисунок задания. Здесь тоже нарисованы такие звез­ды. Сколько их? Четыре, но они все перепутаны. Возьми четыре цветных карандаша и попробуй «рас­путать» звезды: обведи каждую из них своим цветом. Будь внимателен и старайся обводить каждую звезду непрерывной линией.

Задание 7. Посмотри на рисунок задания. Здесь изображен круг, а внутри него, среди полосок, спря­тано несколько ромбов (ДК). Возьми цветной карандаш и обведи столько ромбов, сколько найдешь.

Задание 8. В этом круге спрятаны овалы (ДК). Постарайся их найти на своем рисунке и обвести.

Оценка результатов: за каждую найденную фигуру начисляется 1 балл. Максимальная оценка – 20 баллов.

Нормативы (уровни развития в баллах):

Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи

Дата публикации: 03.05.2015 2015-05-03

Статья просмотрена: 5322 раза

Библиографическое описание:

Бурачевская О. В. Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1235-1238. — URL https://moluch.ru/archive/89/18277/ (дата обращения: 28.02.2020).

В статье представлен обзор приемов и методов психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Рассматриваются причины необходимости психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР. Описываются промежуточные результаты исследования. Приводятся примеры использования арт-технологий, интерактивных и компьютерных средств обучения в коррекционной работе по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений.

Ключевые слова: зрительно-пространственный гнозис, ориентация в пространстве, ощущения, восприятие, представления, общее недоразвитие речи (ОНР).

Исключительную значимость для развития ребенка представляет своевременное формирование пространственных функций. Пространственное восприятие и пространственные представления тесно взаимосвязаны как со становлением познавательной деятельности в целом, так и с развитием специфических школьных умений и навыков. Установлено, что в развитии пространственного восприятия и пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) имеется ряд особенностей [1]. Данный процесс у детей старшего дошкольного возраста с ОНР осуществляется медленнее и в более поздние сроки, чем у сверстников с нормальным речевым развитием [6].

Недостаточность пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с ОНР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела — формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников. Многие пространственные понятия дети осваивают только в ходе специального обучения. Дошкольники данной категории затрудняются в понимании предлогов, наречий и предложно-падежных конструкций, отражающих пространственные отношения [1]. У большинства дошкольников с ОНР страдает восприятие целостного образа предмета: дети затрудняются сложить разрезную картинку, не выполняют конструирование по образцу из палочек и строительного материала. Дошкольники с ОНР испытывают трудности при использовании прилагательных и наречий с противоположным значением («длинный — короткий», «высокий — низкий», «широко — узко»), заменяя их обозначениями «большой» или «маленький» (широкая река — большая река, длинный коридор, узкий коридор — маленький коридор). Часто у них наблюдается запоздалое формирование схемы тела [8].

Трудности понимания предлогов и предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения отмечаются у 90 % старших дошкольников с ОНР. У 95 % детей с ОНР отмечаются ошибки в употреблении предлогов и предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения. Для 40 % старших дошкольников с ОНР характерны трудности в ориентировке в «схеме собственного тела»; а 95 % детей затрудняются ориентироваться в «схеме тела» человека, стоящего напротив. Ошибки ориентировки в окружающем пространстве отмечаются у 85 % детей с ОНР. 95 % старших дошкольников с ОНР испытывают трудности в ориентировке на плоскости (листе бумаги) [1].

Имеющиеся недостатки восприятия пространства и пространственных представлений можно исправить методами психолого-педагогической коррекции. Выявление данных нарушений в дошкольном возрасте поможет корректировать особенности пространственного восприятия и пространственных представлений, а также не допустить развитие выраженных и стойких расстройств письменной речи (дислексии и дисграфии), нарушений счета, которые могут наблюдаться при речевых расстройствах. Выявленные в раннем возрасте пространственные нарушения у детей с нарушениями речи лучше поддаются коррекции [7], а в результате реализации коррекционно-развивающей программы в сензитивный, для развития пространственного восприятия и пространственных представлений период, характеризуются определенной динамичностью и тенденцией к компенсации [12, c.64–89].

Все это свидетельствует о необходимости своевременной и тщательной психолого-педагогической работы по развитию у дошкольников с ОНР пространственного восприятия и пространственных представлений. На поисково-практическом этапе исследования изучены приемы и методы психолого-педагогической коррекции пространственного восприятия и пространственных представлений, оценена их эффективность и разработана психокоррекционная программа по развитию восприятия пространства и формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [1].

Исходя из результатов экспериментального исследования, в ходе коррекционной работы с детьми с ОНР необходимо решать коррекционные задачи, направленные на развитие восприятия пространства и формирование пространственных представлений, которые включают такие направления, как: развитие зрительного и осязательного восприятия форм (различение, называние, классификация, трансформация форм); развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений (понимание, называние, ориентирование, трансформация); развитие зрительного и осязательного восприятия величин (различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине); развитие зрительного восприятия цветов (различение, называние цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета) [1; 6; 8].

Читайте также:  Психолого-педагогическое сопровождение учащихся младших классов в рамках ФГОС

В основу психолого-педагогических исследований таких авторов как А. П. Воронова, Г. Н. Градова, О. Б. Иншакова, В. А. Калягин, Е. М. Мастюкова, И. Н. Моргачева, Г. А. Пичугина, Ю. А. Харебашвили, Н. В. Пятибратова, Н. П. Рудакова, Н. Я. Семаго, Т. А. Шорыгина и др. легли проблемы изучения особенностей и разработки методов и приемов коррекционной работы по развитию различных познавательных процессов дошкольников с ОНР.

Проанализировав данные исследований различных психических функций у детей с ОНР, Т. Н. Волковская и Г. Х. Юсупова [3] отмечают недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного и пространственного у лиц данной категории. С целью коррекции данных нарушений авторы предлагают использовать психокоррекционные занятия. И. Н. Моргачева [8] считает, что в конспект коррекционного занятия необходимо включать комплекс заданий, направленных на развитие всех когнитивных процессов, а также на снижение психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессивных проявлений и развитие психических процессов.

Потребность в повышении эффективности коррекционно-образовательного процесса натолкнула на поиск и разработку новых технологических приемов Г. Н. Градову и Ю. Г. Воронину [4]. В практике работы по формированию пространственных представлений у дошкольников авторы используют ряд арт-технологий, которые синтезируют визуальные, звуковые, световые, речевые и художественные знаки, создавая художественный образ действительности. Использование некоторых арт-технологий обуславливает более успешное формирование восприятия пространства. Это объясняется тем, что само восприятие произведений искусства связано с развитием пространственного гнозиса [5].

Внедрение в практику разнообразных видов арт-технологий (изо-технологии, сказочная арт-технология, музыкальная арт-технология, песочная арт-технология, драма-технологии и др.) предполагает развитие всех основных каналов приема информации: аудиального, визуального, кинестетического восприятия. А это в свою очередь оказывает положительное воздействие на состояние других психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.). Так, изо-технологии способствуют развитию зрительно-пространственного восприятия, зрительно-двигательной координации, тонкой моторики, музыкотерапия — развитию фонематического слуха и так далее. В этом Г. Н. Градова и Ю. Г. Воронина [4] видят потенциальные возможности использования арт-технологий, как средства формирования представлении о пространстве.

Кроме того, коммуникативно-рефлексивная функция арт-технологий обеспечивает коррекцию нарушений эмоционально-волевой сферы, которые зачастую выступают препятствием для развития познавательных процессов в целом, и пространственного восприятия и пространственных представлений в частности. Нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, снижение мотивации к деятельности — эти отклонения, присущие детям с ОНР, обуславливают необходимость использования в работе по оптимизации познавательных процессов, в том числе формирования восприятия пространства, инновационных методов.

Т. Б. Мазепина разработала ряд игр и тренингов, направленных на развитие пространственно-временных ориентиров ребенка [7]. Данные игры и упражнения можно включать в занятия психолога, логопеда и воспитателя детей старшего дошкольного возраста с ОНР с целью коррекционного воздействия. В рамках экспериментального обучения Г. Н. Градова [4] разработала методический комплекс по освоению ребёнком ориентировки в пространстве, основанный на приемах арт-технологий. Он включает в себя серию игровых упражнений, которые, не зависимо от содержания, имеют сенсорную и речевую основу.

Также с целью оптимизации процесса усвоения дошкольниками с ОНР предлогов и речевых конструкций с пространственным значением, в практике рекомендуется активно использовать короткие стишки — «рифмовочки», помогающие ребёнку запомнить предлог в его лексическом и грамматическом значении. В разработке таких стихотворений Н. П. Рудакова [11] рекомендует руководствоваться требованиями, предъявляемыми к стихам в работе с дошкольниками с ОНР, в которых указывается на краткость стиха, простоту и чёткость ритма, доступность передаваемого образа. Углублённо работая в этом направлении, Н. П. Рудакова, О. П. Панина сделали ряд выводов о значении стихотворных текстов для психологической и логопедической практики по коррекции нарушений употребления предлогов [9; 11].

Еще одним способом коррекции нарушений восприятия пространственных отношений и их вербализации является коррекционный блок «Нарисуй предлог», предложенный И. П. Рудаковой [11]. Ребенку старшего дошкольного возраста предлагается схематически изобразить (либо выбрать из предложенных вариантов) отношения 2-х предметов. При этом предметы обозначаются геометрическими фигурами. Предмет, месторасположения которого описывается, изображается красным кругом, а предмет, относительно которого описывают положения другого предмета — синим квадратом.

Для того чтобы работа по развитию зрительно-пространственного восприятия носила систематический характер, на коррекционных занятиях в старшей и подготовительной группах Г. А. Пичугина и Ю. А. Харебашвили [10] предлагают использовать специальные демонстрационные таблицы (каждая из них представляет собой определенное упражнение). В клетках могут быть изображены предметы, группы предметов, геометрические фигуры, буквы, слоги, цифры, которые ребенок должен назвать по словесной инструкции (например: «Что находиться справа от мяча?»). Такая таблица может использоваться в процессе других коррекционных занятий.

Также с целью коррекции восприятия пространства и пространственных представлений как психологом, так и другими специалистами могут быть использованы интерактивные и компьютерные средства обучения. Использование компьютера в психолого-педагогической работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, установлению контакта с современным ребенком, что позволяет достигать поставленных целей и решению задач на занятиях и, в целом, оптимизирует коррекционно-образовательную работу психолога, учителя-логопеда и воспитателя [2]. Во время коррекционных занятий можно использовать готовые компьютерные программы, которые специально разработаны для дошкольников. М. Г. Власова специально для детей дошкольного возраста (4–6 лет) разработала мультимедийную игру «Веселые котята». Данная игра позволяет решать следующие психокоррекционные задачи: формировать правильное употребление предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР; уточнять и развивать пространственные представления, выражаемые в речи посредством предлогов; учить дифференцировать предлоги между собой; запоминать схематическое изображение предлогов; развивать зрительное внимание и память; исправлять нарушения грамматического оформления высказывания и способствовать развитию связной речи; формировать положительное отношение к занятиям. Мультимедийные игры-занятия направлены на знакомство с 15 предлогами пространственного значения и их дифференциацию. Таким образом, дети узнают, что такое «маленькое слово», сколько предлогов, чем они отличаются, как изображаются в схемах и многое другое. Двигающиеся картинки на экране монитора помогают ребенку легко понять местонахождение котят, что гораздо труднее сделать на картинном материале, т. к. плоское, статическое изображение на картинке не дает возможности ребенку точно соотнести выделенные признаки с его смысловым содержанием. В тоже время показ объемных изображений в движении удобный и эффективный способ предоставить информацию об окружающем пространстве. Сочетание динамики, звука, красочного изображения значительно улучшает восприятие информации ребенком дошкольником. Для лучшей дифференциации все предлоги даются парами. Правильный ответ на вопрос вознаграждается веселой музыкой, что формирует положительное подкрепление по отношению к занятиям и вербализации пространственных отношений. Также для детей старшего дошкольного возраста можно использовать элементы других компьютерных программ, разработанных для детей с нормальным речевым развитием и направленных на развитие восприятия пространства. В этом случае необходимо самостоятельно подбирать уровень сложности материала и адаптировать задания для детей с ОНР.

Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечиваются взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе различных видов деятельности ребенка, направленных на активное познание окружающей действительности [1]. В связи с этим развитие пространственного восприятия и формировании пространственных представлений у дошкольников с ОНР должны осуществляться на основе межанализаторных связей с опорой на общедидактические и специфические принципы. Построение коррекционно-развивающих программ в соответствии с указанными принципами должно обеспечивать исправление недостатков познавательной сферы дошкольников с помощью специальных средств психолого-педагогического воздействия.

В целях психолого-педагогической коррекции особенностей пространственного восприятия и пространственных представлений дошкольников с нарушениями речи важно объединять усилия различных специалистов: психологов, логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей и врачей, базируясь на системном подходе. Важно, чтобы психолого-педагогическая коррекция, во-первых, носила опережающий, предвосхищающий характер и ориентировалась на перспективу развития. Во-вторых, разрабатываемые психолого-педагогические коррекционные программы должны зависеть от типа детского учреждения или группы, в которой обучается и ребенок, а также иметь гибкую структуру, давая возможность подстроиться под индивидуальные особенности каждого ребенка. В-третьих, важно, чтобы данная программа была согласована с программами других специалистов, работающих с ребенком.

Таким образом, в ходе дальнейшей разработки данной темы на втором и третьем этапах исследования разработана и апробирована психокоррекционная программа по развитию восприятия пространства и формированию пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР.

1. Бурачевская, О. В. Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 840–846.

2. Василенко, А. В. Информационные технологии и развитие пространственного мышления / А. В. Василенко // Педагогическое образование и наука. — 2010. — № 4. — С.73–77.

3. Волковская, Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Г. Х. Волковская, Т. Н. Юсупова — М.: Книголюб, 2004.

4. Градова, Г. Н. Возможности использования арттерапевтических приемов по формированию представлений о пространстве у детей с ОНР / Г. Н. Градова, Ю. Г. Воронина // Логопед в детском саду — 2006. — № 5. — С. 46–49.

5. Гончаров, О.А., Возрастная динамика зрительного восприятия /О. А. Гончаров // Вопросы психологии — 2005 — № 6 — С. 12 -20.

6. Иншакова, О. Б. Пространственно-временные представления / О. Б. Иншакова, А. М. Колесникова. — М.: В. Секачев, 2006.

7. Мазепина, Т. Б. Развитие пространственно-временных ориентиров ребенка в играх, тренингах, тестах/ Т. Б. Мазепина. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.

8. Моргачева, И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных представлений / И. Н. Моргачева. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

9. Панина, О. П. Игровые приемы формирования предложно-падежных конструкций / О. П. Панина // Логопед. — 2012. — № 8. — С.76–78.

10. Пичугина, Г. А. Развитие зрительно-пространственного восприятия у дошкольников с ОНР /, Г. А. Пичугина, Ю. А. Харебашвили // Логопед — 2006. — № 3 — С. 64–67

11. Рудакова, Н. П. Обучение старших дошкольников с ОНР предложно-падежным конструкциям /Н. П. Рудакова // Воспитание и обучение — 2004. — № 11. — С.74–78.

12. Шипилова, Е. В. Основы логопсихологии / Е. В. Шипилова. — Ростов н/Д:Феникс, 2007.

Демонстрационный материал к упражнениям по развитию зрительно-пространственного восприятия

Харебашвили Ю.А., tc ” Харебашвили Ю.А.,” учитель-логопед; Пичугина Г.А., tc ” Пичугина Г.А.,” учитель-логопед ДОУ компенсирующего вида № 174, Москва

У воспитанников логопедических групп отмечаются трудности зрительно-пространственного восприятия, усвоения пространственных ориентировок. Возможно, именно это приводит к возникновению у детей с общим недоразвитием речи дисграфии и дислексии.
Упражнения в определении последовательности предметов в пространстве создают основу для становления звукового, слогового и морфемного анализа слов. Вначале дети осваиваются в схеме собственного тела, затем определяют направления, уточняют пространственные взаимоотношения. Далее можно переходить к формированию ориентировок на плоскости, что служит одной из главных предпосылок к усвоению навыка чтения и письма.
Для того чтобы работа по развитию зрительно-пространственного восприятия носила систематический характер, на фронтальных и подгрупповых занятиях в старшей и подготовительной группах мы используем специальные демонстрационные таблицы (каждая из них представляет собой определенное упражнение). Учителю-логопеду потребуется изготовить их самому: в клетках могут быть изображены предметы, группы предметов, геометрические фигуры, буквы, слоги, цифры. Такая таблица помещается на доску в начале занятия, и логопед проводит опрос детей (лучше делать это «по цепочке», что значительно экономит учебное время) с опорой на нее.
Демонстрационные таблицы
Развитие речи
Таблица 1. Найди и назови
Упражнение направлено на повторение и закрепление обобщающих понятий. Дети усваивают не только такие понятия, как верхний, средний, нижний (ряд), справа, слева, но и предлоги пространственного значения над, под, между.
Логопед демонстрирует таблицу, в клетках которой нарисованы группы предметов, объединенных обобщающим понятием, и предлагает детям рассмотреть картинки. Логопед напоминает, что в каждой клетке находятся предметы, которые можно назвать одним или двумя словами, не перечисляя их. Далее каждый ребенок должен отгадать, какую клетку задумал учитель: «В верхнем ряду первая клетка справа». Ребенок находит эту клетку и отвечает: «Фрукты» и т.д. Задание может быть усложнено: логопед называет картинку, а ребенок определяет местоположение картинки в таблице.
Также логопед дает детям следующие инструкции: «Отгадай, что между мебелью и посудой», «Скажи нам, что находится под фруктами», «Отгадай, что в клетке над дикими животными».
Таблица 2. Найди фигуру
Упражнение направлено на закрепление сенсорных навыков (цвет, геометрические формы).
Таблица 3. Узнай время года
Упражнение направлено на закрепление временных понятий (времена года).
В клетках даются пейзажные картинки с изображением времен года.
Таблица 4. Какая ветка?
Упражнение направлено на закрепление лексики по теме «Деревья», тренировку в образовании относительных прилагательных.
Ребенок должен назвать, ветка какого дерева изображена в клетке.
Таблица 5. Какой сок?
Упражнение направлено на закрепление лексики по теме «Овощи. Фрукты», тренировку в образовании относительных прилагательных.
В каждой клетке нарисованы стакан и овощ (фрукт). Ребенок называет, какой сок можно приготовить из него.
Таблица 6. Какое варенье?
Упражнение направлено на закрепление лексики по теме «Фрукты. Ягоды», тренировку в образовании относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными в среднем роде.
В каждой клетке нарисованы банка и фрукт (ягода). Ребенок отгадывает название варенья.
Таблица 7. Из чего это сделано?
Упражнение направлено на тренировку в образовании относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.
Таблица 8. Найди детеныша
Упражнение направлено на закрепление лексики по теме «Дикие животные», тренировку в образовании названий детенышей диких животных.
Таблица 9. Назови детеныша и его маму
Упражнение направлено на закрепление лексики по теме «Домашние животные», тренировку в образовании супплетивных форм существительных.
Аналогичные таблицы можно использовать и на следующих занятиях.
Формирование звукопроизношения
Таблица 10. Называй правильно
Упражнение направлено на закрепление правильного произнесения звука [с] в словах, определение его места в слове.
Таблица 11. Найди и назови букву
Упражнение направлено на закрепление графического образа букв.
Таблица 12. Найди и прочитай слог
Упражнение направлено на тренировку в чтении прямых и обратных слогов, правильном произнесении звука [р] в слогах.
Демонстрационные таблицы могут использоваться в логопедической работе с дошкольниками и младшими школьниками. По нашему мнению, они помогут и дефектологам при коррекции задержки психического развития у детей.

Читайте также:  Использование специальных упражнений в коррекционно-логопедической работе с обучающимися с особыми потребностями

Зрительное восприятие

Развитие зрительного восприятия учащихся начальных классов школ VIII вида на уроке изобразительного искусства

Просмотр содержимого документа
«Зрительное восприятие»

Развитие зрительного восприятия учащихся начальных классов

школ VIII вида на уроках изобразительного искусства.

Актуальность развития зрительного восприятия в школах VIII вида.

Эффективность дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприятия на уроках изобразительного искусства (в начальных классах из опыта работы).

Наглядность, используемая на уроках изобразительного искусства, способствующая развитию зрительного восприятия.

Развитие зрительного восприятия учащихся начальных классов школ VIII вида на уроке изобразительного искусства.

Зрительное восприятие – это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаза. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем сильнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители. Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.

Зрительное восприятие – комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: производительность, целенаправленность, зрительно – моторные координации, навыки зрительного анализатора, объем, контактность восприятия.

Зрительные обзоры, как и любые психологические образы, многомерны и сложны, они включают два уровня отражения: сенсорно – парцетивный, уровень представлений. Как показывают исследования, формирование любого уровня представлений. Как показывают исследования, формирование любого уровня зрительного отражения детей с интеллектуальной недостаточностью нарушено. Кратко характеризуя основные нарушения, отметим, что зрительные образы у таких людей объединенные, часто деформированные и неустойчивые. Учащиеся на уроках и сообразительного искусства трудно выделяют в объекте составляющие части, пропорции, своеобразное строение, часто «упускают» важные детали (например, винтик у ручных часов, не всегда достаточно распознают цвет и цветовые оттенки). В процессе узнавания объектов и явлений, знакомых по прошлому опыту, проявляется обобщенное узнавание, отожествление предметов, искаженность и неадективность представлений об окружающей действительности. Ученые (И.М. Соловьев, А.И. Лапкин и др.) констатируют факт зрительного отличия зрительных представлений младших школьников от реальных предметов. Множество неточностей проявляется при восприятии в измененных условиях (новый курс предмета) и воспроизведений нескольких сходных объектов. Исследования показывают, что страдает и описание рассматриваемых объектов, но оно не формируется без специального обучения. Недостаточное развитие у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью зрительного восприятия ведет за собой основание формирования пространственного ориентирования. В зртительно – пространственном восприятии большую роль играет глазодвигательная система – быстрота, точность глазодвигательных реакций.

Однако практика показывает, что при целенаправленной и системной работе на уроках изобразительного искусства недостаточность зрительного и зрительно – пространственного восприятия можно значительно уменьшить. Эта работа подчинена решению следующих задач:

– формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окружающей действительности, их положение в пространстве;

– расширение объема, точности и полноты зрительных ворсприятий и зрительной памяти;

– формирование умений наблюдать за объектом в том числе за движущимися), зрительно обследовать его;

– совершенство зрительно – двигательной координации;

– формирование навыков вербального описания зрительного воспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явлений действительности.

Индивидуальные возможности развития зрительного восприятия и зрительной памяти во многом определяют характер коррекционной работы с детьми. На уроках искусства большой эффект дает использование упражнений по закреплению мнения воспринимать форму предметов и их элементы, цвета предметов, их величину, высоту, длину, ширину.

Наиболее доступными для восприятия учащихся являются реальные предметы и их изображения, знаки и символы. В последнюю очередь используются материалы с наложенным, зашумленным, недорисованным изображением.

Рассмотрим варианты зданий для развития зрительного восприятия.

Из собственного опыта…

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия

В целях профилактики зрения у детей должны предъявляться особые требования к тем предметам, которые демонстрируются на занятии, а также к выбору места их демонстрации с точки зрения доступности для зрительного восприятия. Рассмотрим некоторые из них. При организации зрительного восприятия необходимо варьировать наглядный материал (объемные и плоскостные предметы, их контуры, изображения) по форме, размеру, яркости, цвету, контрасту пособий.

Это будет способствовать произвольности зрительной фиксации на предмете, более полному и точному его пониманию, прослеживанию взглядом траектории движения, правильному определению пространственных ориентировок.

При демонстрации цветных изображений желательно, чтобы были использованы яркие, насыщенные, контрастные, чистые, натуральные цвета (помидор – красный, огурец – зеленый и т.д.). При показе дидактического материала и наглядных средств учитываются не только их размеры и цвета, но и контрастность фона, на котором они находятся, и расстояние или удаленность демонстрируемых предметов.

При подборе материалов для занятий должны учитываться спе5циальные трудности, вызванные нарушением зрительно – моторной координации и восприятия пространства: трудности перешифровки зрительного материала с вертикальной плоскости на горизонтальную (доска – тетрадь), возможную зеркальность восприятия или воспроизведение детьми. Детям – левшам, например, нельзя давать образец письма в начале строки, так как при написании они закрывают его рукой. Зрительный материал должен подбираться с нарастанием сложности: постепенное уменьшение размера изображений, увеличение количества объектов, появление зашумленности фона, пересекающихся объектов.

На занятиях во время зрительной гимнастики дети подходят к окну, смотрят в даль, отмечают различные предметы по габаритам, фиксируют взглядом названный цвет в течение определенного времени. (5-10 сек.)

Подводя итог, отметим, что активизацию зрительных функций необходимо в различных формах коррекционно-педагогические работы. На каждом занятии следует уделять несколько минут решению этих задач. Возможно также проведение специальных занятий по развитию зрительных представлений. При этом важным фактором является формирование у детей положительного отношения к деятельности: создание положительной мотивации, заинтересованности.

Следует всегда помнить, что неполноценность зрительного восприятия снижает возможность формирования практических навыков и умений у ребенка, значит, вызывает зрительные затруднения во всех видах деятельности.

Буратино потянулся (дети встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев). Вправо, влево, вниз вверх (не поворачивая головы смотрят вправо, влево, вверх, вниз), повернулся, тихо сел.

Ветер дует нам в лицо (дети часто моргают), закачалось деревцо (не поворачивая головы, смотрят вправо, влево, вверх, вниз), ветер тише, тише, тише (медленно приседают), деревцо все выше, выше, выше (встают, глаза поднимают вверх).

Педагог прости детей закрыть глаза и прячет один (два) из трех–семи предметов.

Дети должны назвать, что пропало.

Предлагается рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и др.) и отвернуться (или выйти). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось.

Предлагается карточка с неправильным написанием:

а) слов – одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя);

б) предложений – пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию)

Ребенку предъявляют 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга.

Необходимо назвать все изображения.

Предъявляются фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур.

Необходимо найти все «спрятанные» изображения.

Предъявляются контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые «зашумлены», подчеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать.

В качестве варианта возможно использование парных игрушек или предъявление натурального предмета и его изображения.

Предъявляются изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек.

Необходимо соединить точки и назвать изображение.

Предъявляются схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180 ◦ .

Требуется назвать их.

Предлагают картинки с различными изображениями, разрезанные по вертикали, горизонтали, диагонали, на 4, 7, 6 частей.

Собрать картинку из частей.

Где зажигается фонарик?

Педагог в разных местах комнаты зажигает фонарик, ребенок должен определить местоположение и сосчитать, сколько раз зажигается фонарик.

Сложить такой узор, какой предложен педагогом, а также составить различные узоры из кубиков Коса и Никитина.

В склеенный из спичечных коробков шкафчик с выдвигающимися ящиками на глазах у ребенка в один из ящиков прячется маленькая игрушка. Через 15-20 минут ребенку предлагается найти ее. Можно прятать одновременно 2-3 игрушки.

Ребенку предлагается «провести» взглядом ежа до домика.

Прокати шар в ворота

Закатить шар на игровом поле или через лабиринты в ворота.

Упражнения для тренировки зрения

Выполнять глазными яблоками движения вправо, влево (строго горизонтально) до предела, без чрезмерного напряжения, максимально медленно. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Закрыть глаза и расслабть мышцы на 30-40 секунд.

Выполнять глазными яблоками движения вверх, вниз с максимальной амплитудой. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Закрыть глаза и расслабить мышцы на 30-40 секунд.

Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20 секунд. После этого закрыть глаза, мышцы на 30-40 секунды.

Взгляд фиксировать на условной точке, расположенной на кончике носа. Выполнять 10-20секунд, после чего закрыть глаза и расслабить мышцы на 30-40 секунд.

Смотреть на конец пальца вытянутой руки, медленно сгибая ее в локти; приблизить палец к глазам (смотреть 3-5 секунд).

Крепко сжимать глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд.

Практика показала, что при целенаправленной и систематической работе на уроках изобразительного искусства к концу 4 класса у 80% учащихся моего класса недостаточность зрительно – пространственного восприятия уменьшилась. Это позволит детям установить программу в старших классах и реализовать себя в дальнейшей жизни.

«Дефектология» №4, 2004г.

«Изобразительная деятельность во вспомогательной школе» И.А. Грошенков, Москва, Просвещение, 1972г.

«Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы» В.Г.Петрова, Москва , Просвящение, 1976г.

Ссылка на основную публикацию