Дефектологическое обследование детей с ЗПР в условиях детского сада комбинированного вида

Дефектологическое обследование детей с ЗПР в условиях детского сада комбинированного вида

Должность: учитель – дефектолог

Учебное заведение:

Населенный пункт: Амурская область, город Благовещенск

учителя – дефектолога в дошкольном учреждении

Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-дефектолога с детьми в условиях дошкольного учреждения необходима. Дошкольный учитель-дефектолог – это специалист, который работает со всеми видами нарушений в развитии ребенка, занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих трудности в своем развитии. Прежде чем начать коррекционные занятия, учитель-дефектолог определяет индивидуальный маршрут развития, воспитания и обучения ребёнка на основе диагностики. Дефектологическое сопровождение обеспечивает его включение во все сферы воспитательно-образовательного процесса. Содержание работы дефектолога пр

Основная задача диагностики — выявление трудностей развития при поступлении в дошкольное учреждение и определение соответствия уровня его актуального развития в соответствии с возрастом. Включает в себя изучение уровня умственного, речевого и моторного развития учащегося, межанализаторного взаимодействия, пространственно-временных представлений, характера произвольной деятельности дошкольника. Цель педагогического обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков, и создание условий для их преодоления.

Первичная диагностика определяет уровень актуального и «зону ближайшего развития» ребенка, выявляет причины и механизмы трудностей детей, нуждающихся в специализированной помощи. Диагностическое исследование проводится в течение сентября (ориентировочные сроки 1—15 сентября). Динамическое изучение воспитанников проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определение соответствия выбранных форм, приемов, методов коррекции, сопоставление результатов первичной с промежуточными результатами. Это этапная диагностика. Данный вид диагностики необходим для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия дефектолога.

Текущая диагностика направлена на обследование дошкольников по запросу родителей, педагогов, специалистов. Временных рамок этот этап не имеет, обследование проводится на протяжении учебного года по мере необходимости и по запросу родителей, педагогов.

Для проведения обследования и качественного анализа результатов выполнения тестов необходимо использовать для детей дошкольного возраста адаптированные диагностические методики. Основоположники отечественной коррекционной педагогики (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский, В.В.Лебединский, Б.Ф.Зейгарник и др.) считают необходимым соблюдать принципы проведения обследования, такие как, комплексность, целостность, всесторонность, системность, динамичность. С. Д. Забрамная выделяет ряд условий, которые обеспечивают более объективную оценку состояния ребенка, их следует соблюдать при проведении обследования детей:

комфортность, установление эмоционального контакта с ребенком;

предъявление заданий от простого к сложному, создание ситуации успеха;

смена видов деятельности, чередование словесных и наглядных методик;

игровой характер заданий;

учет возрастных особенностей.

Поэтому при организации и проведении диагностики дошкольников следует соблюдать следующие специальные условия:

полифункциональность материала, т.е. выявлять сразу несколько показателей развития познавательной сферы, использовать задания, которые позволяют оценить скорость и качественные особенности мыслительных процессов

доступность понимания смысла сюжетных картинок, умение устанавливать причинно-следственные зависимости, состояние аналитико-синтетической деятельности и др., уровень речевого развития, сохранность функций программирования и контроля.

вариативность и последовательность предъявления материала;

учитывать особенности поведения ребенка в процессе диагностики, общее психосоматическое эмоциональное состояние;

индивидуализировать предъявляемые задания, чередование их по степени сложности, предоставить возможность практического оперирования с предметами;

учитывать уровень работоспособности ребенка, если проявляется повышенная утомляемость или истощаемость, следует приостановить диагностику; проводить динамическую и релаксационную паузу.

четко и доступное предъявлять инструкции, использовать несложные по грамматическому оформлению речевые конструкции, предусматривать повторное поэтапное предъявление задания (деление инструкции на отдельные смысловые звенья);

дозировать помощь взрослого, последовательно, от простого к сложному, от минимальной к максимальной нагрузки.

Таким образом, диагностика, как систематические этапные наблюдения за динамикой развития дошкольников проверяют целесообразность выбранных методов и приемов обучения, решают коррекционно-развивающие задачи. Анализ результатов позволяет сформировать подгруппы детей для проведения коррекционной работы, разработать индивидуальный маршрут. Данные, полученные в результате комплексного изучения ребенка, позволяют подобрать для каждого воспитанника эффективные методы и приемы педагогического воздействия, определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы.

Методики диагностики ЗПР у детей

При поступлении в учебное заведение проводится обязательное исследование уровня развития ребенка. Это позволяет в раннем возрасте выявить сильные стороны личности или врожденные, приобретенные отклонения. В том числе – задержку психологического развития (ЗПР).

Методики современной психологической диагностики детей-дошкольников с 2 до 7 лет с ЗПР для поступления в ДОУ, позволяют установить степень задержки, подобрать наиболее действенные способы коррекции, которые позволят ребятам развиваться и преодолевать свою особенность.

Принцип диагностики ЗПР у дошкольников

Задержка психического развития – заболевание, достаточно распространенное у детей дошкольного и раннего школьного возраста. Развивается из-за множества причин. Как физиологических, связанных с трудностями беременности и родов, болезнями в первые месяцы жизни, так и психологических.

Часто возникает как реакция организма маленького человека на тяжелую обстановку в семье или жесткое обращение с ним взрослых.

Диагноз не приговор, при правильном применении методик обследования детей с ЗПР, использования психодиагностик, скорректировать здоровье дошкольника возможно при помощи комплексного лечения.

В программу диагностики и анализа детей с ЗПР входит:

  • Реакция на взаимодействие, отношение к работе дефектолога. Спокойно воспринимаются тесты, выполняются задания, либо малыш капризничает, не может сосредоточиться, отвлекается.
  • Степень развития речи в соответствии с возрастом. При наличии диагноза наблюдается ограниченный словарный запас, плохо развитая внутренняя речь, проблемы с опознаванием фонем слова.

  • Реакция на вербальное и невербальное объяснение правил прохождения тестов. Пациенты, с психическими отклонениями лучше понимают через жесты, а не словами.
  • Характеристика детской деятельности. Уровень интереса и сосредоточенности, применяемые способы решения разноплановых задач, желание дойти до результата при наличии ошибок.
  • Реакция на успех/неудачу. Необходимо следить за эмоциями испытуемого после озвучивания результатов. Если она резко неадекватная, то ставится вопрос об у/о. Ребята с задержкой психологического развития реагируют в пределах нормы.

При анализе используются различные диагностики и учитываются особенности и реакции конкретного обследуемого, что позволяет ставить диагноз с достаточной точностью.

Популярные методики диагностики ЗПР

Сегодня психолого-педагогическая диагностика детей с предполагаемым ЗПР проводится дефектологами в ДОУ с 2 до 7 лет, при этом возможна встреча с специалистом онлайн. На занятии специалист проверяет основные компетенции, способные обозначить уровень развития и отклонения в нем у малыша:

  • внимание, понимание порядка деятельности;
  • интеллектуальные способности;
  • речевое развитие;
  • память;
  • мировосприятие;
  • образовательная мотивация.

Для того, чтобы сделать вывод обо всех аспектах психики, необходимо пройти комплексное обследование из нескольких тестов, каждый из которых покажет результат в своей сфере.

Тест Д. Векслера

Исследования с помощью теста Д. Векслера проводятся с 1939 года, когда его разработали для определения уровня интеллекта с учетом возраста испытуемого. Позже вышли еще две редакции, адаптированные специально для детей и подростков:

  • WISC для людей в возрасте от 6,5 до 16 лет;
  • WPPSI для малышей от 4,5 лет до 6,5.

В каждый из тестовых блоков входит 11 субтестов, разделенных в свою очередь на две группы. Из них 6 призваны оценить уровень вербального проявления способностей детей, а 5 – невербального.

К вербальным относятся:

  • арифметика;
  • нахождение сходства;
  • общая осведомленность;
  • понимание;
  • словарный запас;
  • запоминание цифр.

Шкала действий (невербальная) состоит из:

  • недостающие детали;
  • шифровки;
  • последовательные картинки;
  • конструирование блока;
  • сборка объекта.

Тесты призваны проверить не знания о окружающем мире, а способность понимать задание, принимать решение, логически мыслить.

Особенность выполнения методики Векслера с детьми ЗПР состоит в том, что тестирование проводится не за одно, а за несколько занятий. Общее время проверки составляет около 60 минут, которые ребята просто неспособны выдержать. Их внимание быстро рассеивается, что влияет на точность результатов.

Решение о диагнозе выносится по результатам механического подсчета правильных ответов и личных наблюдений психолога за работой испытуемого.

Тест М. В. Когана

Простое и быстрое исследование, характеризующее уровень развитости схематического мышления.

В работе используются простые материалы:

  • таблица с пропечатанными условиями задачи и таблицей, изображающей разные по форме и цвету фигуры;
  • карточки с изображением геометрических фигур разных цветов.

Ребенок должен совместить изображение в таблице и на карточке.

При наличии задержки психологического развития, с такой задачей малыши справляются примерно на 50%. Потому что не могут точно идентифицировать близкие по внешнему виду фигуры (круг и овал, квадрат и прямоугольник).

Методика В. С. Лиепинь

Исследование направленно на изучение уровня внимательности испытуемого, его умнея концентрироваться на задаче, способности отвлечься или переключиться.

Перед ребенком раскладывают изображения трех знакомых предметов на карточках (по 8 в ряд, несколько рядов) и предлагают отметить однотипные. При этом необходимо один вид отметить определенным знаком, а другой вид другим.

Если задание выполняется менее, чем на 50%, то ЗПР подтверждается, так как для таких малышей крайне сложно долго концентрироваться на задаче, не несущей в себе игровой деятельности.

Методики развития и устранения заболевания

Для того, чтобы скорректировать задержку психологического развития, необходимо комплексное обследование, выявляющее индивидуальные особенности пациента. Важно установить не только причину возникновения отклонения, но и особенности организма человека, чтобы подобрать правильную терапию.

Стойкий результат даст только комплексное лечение с помощью развивающих методик диагностики и приемов терапевтического воздействия на мозг маленьких детей и младших школьников с ЗПР.

Читайте также:  Игра 'Что? Где? Когда?' по теме 'Большое путешествие в мир космонавтики'

С хорошей стороны зарекомендовали себя такие методики:

  • биологическая обратная связь (БОС);
  • транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС);
  • зрительная и слуховая стимуляция;
  • специальные развивающие психолого-педагогические методики;
  • ЛФК.

Список использованной литературы

  1. Малофеев, Н. Н. Классы КРО и ККО: интегрированный подход к образованию детей с нарушениями в развитии и дифференцированный подход к образованию нормально развивающихся детей / Н. Н. Малофеев // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под. ред. С. Г. Шевченко. – М., 2001.
  2. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. – М., 1993.
  3. Запятая О. В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2012. – 182 с.
  4. Adjective Learning in Young Typically Developing Children and Children With Developmental Language Disorder: A Retrieval-Based Approach. Leonard LB, Deevy P, Karpicke JD, Christ S, Weber C, Kueser JB, Haebig E. J SpeechLang Hear Res. 2019 Nov 18;62(12):4433-4449.
  5. Attention, Speech-Language Dissociations, and Stuttering Chronicity. Singer CM, Walden TA, Jones RM. Am J SpeechLang Pathol. 2019 Dec 16:1-11. doi: 10.1044/2019_AJSLP-19-00039.

Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с задержкой психического развития
методическая разработка на тему

Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по своим задачам и методам. В условиях специального детского сада на первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка.

Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Диагностическое обследование102.97 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическое обследование в условиях специального

дошкольного образовательного учреждения для детей

с задержкой психического развития (ЗПР)

Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по своим задачам и методам. В условиях специального детского сада на первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка.

Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего обучения.

В течение учебного года специалисты проводят обследование в три этапа.
Первый этап (сентябрь). Цель обследования на начальном этапе – выявить особенности психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы. Результаты обобщаются и заносятся в “Карту развития ребёнка”. С их учетом формируются подгруппы детей для проведения занятий дефектологом и воспитателем, выстраиваются “уровневые” программы коррекционного обучения.

Второй этап (первые две недели января). Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях. Тревожащим симптомом является отсутствие положительной динамики. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.

Третий этап (проводится в конце учебного года). Цель – определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника.

На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка в следующую возрастную группу или выпуск в школу.

Выпускники специальных групп, как правило, хорошо подготовлены к обучению в массовой школе. На это следует обратить особое внимание, так как цель дошкольной коррекции задержек психического развития – своевременное выявление и преодоление недостатков в развитии, формирование полноценного базиса для обучения в общеобразовательной школе.

Практика показывает, что большинство детей с ЗПР в дальнейшем успешно усваивают общеобразовательную школьную программу.

КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

второй младшей группы

ДАННЫЕ О РЕБЁНКЕ

Ф.И.О ребёнка _____________________________________________________________________
Дата рождения______________Дата поступления в дошкольное учреждение №129 __________

СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ

Мать (Ф.И.О) ______________________________________________________________________

Отец (Ф.И.О) ______________________________________________________________________

Состав семьи, в которой проживает ребёнок ____________________________________________

Левшество в семье ___________________________________________________________ ______

Кем воспитывается ребёнок на момент поступления в дошкольное учреждение №129 (родители, бабушка, дедушка или другие родственники, опекуны)____________________________________

Психомоторное развитие ребёнка:

держит головку с_______ месяцев, сидит самостоятельно с_______ месяцев, ходит с________ Развитие речи:

гуление с________ месяцев, первые слова с _________________. Фразы с ___________________

Общая активность на первом году жизни (подвижный, любознательный, равнодушный, заторможенный, спокойный – любит сам заниматься с игрушками, беспокойный – требует постоянного внимания) ______________________________________________________________

Страхи ребёнка (указать какие) _______________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ (психиатр, логопед) _____________________________________

ЛИЧНОСТНО-ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА

Активный, подвижный – инертный, медлительный. Спокойный, уравновешенный, возбуди-мый, неуравновешенный. Быстрота реакции на словесные раздражители (задания): быстрая, медленная, требуется неоднократное подкрепление. Проявляет ли ребёнок настойчивость при встречающихся трудностях или отступает перед ними. Особенности работоспособности.

Общительный, замкнутый. Вступает в контакт со знакомыми и незнакомыми сверстниками и взрослыми (легко, охотно, медленно, с трудом)__________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №4 “Буратино” Тутаевского муниципального района

  • Инновационная деятельность
  • Инклюзивное образование
  • Коррекционно – педагогическая работа в детском саду комбинированного вида для детей с ЗПР()

Коррекционно-педагогическая работа в детском саду комбинированного вида для детей с ЗПР

По данным Российской Академии Медицинских наук, сегодня около 85 % детей рождается с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическое сопровождение, достигает в дошкольном возрасте от 25-45%, более 60% детей относится к «группе риска». Этот факт определил необходимость изучения этой категории детей и организации им психолого- педагогической помощи.

В 2008 году в рамках проекта «Организационная и содержательная модель коррекционного обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях специальной группы детского сада комбинированного вида» в нашем саду № 4 «Буратино» была открыта коррекционная группа для детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Многих родителей поначалу очень пугают эти три буквы: ЗПР. Но, к сожалению, сегодня в медицинской карте ребёнка нередко можно встретить такой диагноз. Нас, педагогов, вначале тоже настораживало: что такое ЗПР? Какие дети к нам придут? как с ними работать?

Порядок приёма в эту специализированную группу отличался от приёма в обычный детсад. Первое, что надо было сделать родителям, – получить направление от врача. С этим направлением пройти ПМПК ( психолого-медико-педагогическая комиссия). С заключением от ПМПК обратиться к заведующей детским садом.

Основу этой группы составили дети с ограниченными возможностями здоровья. Основная проблема – это пониженная обучаемость, обусловленная различными причинами. У всех детей отмечалось незрелость эмоционально-волевой сферы, недоразвитие познавательной деятельности. Эти дети уступали сверстникам в физическом развитии, отличались низкой работоспособностью, быстрой утомляемостью, необщительностью, агрессией, несформированностью игровой деятельности.

Целенаправленная работа с дошкольниками, имеющими ЗПР, началась с выбора программы воспитания и обучения детей с задержкой психического развития. Была утверждена программа «Подготовка к школе детей с ЗПР» автора Шевченко С.Г. Эта программа предполагала не только совершенствование усвоенных детьми игровых, бытовых и других умений, но и коррекцию речевых нарушений, профилактику возможных затруднений при овладении чтением, счётом, письмом, развитие коммуникативных навыков в аспекте подготовки к школьному обучению.

Разрабатывая адаптивную программу, мы учитывали состояние и уровень развития ребенка и выстраивали обучение по разным направлениям: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, формирование правильного звукопроизношения, обучение игровой деятельности и ее развитие, ознакомление с художественной литературой, развитие элементарных математических представлений, подготовка к обучению грамоте, трудовое, физическое и художественно-эстетическое воспитание и развитие. В совместной деятельности с детьми мы применили коррекционно-вспомогательные технологии, помогающие успешно осваивать учебный материал. Коррекционную работу построили по адаптированным программам и учебным планам в соответствии со специальными образовательными стандартами, утверждёнными ФГТ.
Значительное место занимала индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, работа по восполнению пробелов предшествующего обучения или пропедевтика новых и трудных тем). Коррекционно-развивающее обучение строили с учетом актуальных возможностей детей, на основе охраны и укрепления их здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности.
Основополагающим принципом в работе группы стал гуманистический индивидуальный подход, при котором учитывали личную историю ребёнка, его семьи, специфику проблем ребёнка с последующим их успешным разрешением и исправлением.

Участниками коррекционного процесса стали дети, родители и педагоги: дефектолог Новикова В.А., воспитатели Погодина Т.С. и Горянина Л.А., психолог Ермакова А.В., воспитатель по коррекционной ритмике Белякова Т.А., логопед Васильчишина Н.П., инструктор по физической культуре Смирнова Н.С., музыкальный руководитель Батова О.Ю.

Педагогический коллектив группы при поддержке заведующей Горбуновой Э.С. постепенно стал решать круг проблем, возникших при открытии группы: оборудование кабинета дефектолога, оснащение предметно-развивающей среды в группе, обеспечение коррекционно-воспитательного процесса программно-методическими пособиями.

Главной установкой в работе стало следующее: к каждому ребёнку с ОВЗ подходить не с позиции, что он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения. Поэтому мы решили использовать теорию инклюзивного воспитания, чтобы дети чувствовали, что они такие же, как все. Многие мероприятия проводились совместно: праздники, спортивные соревнования, посещение спектаклей, проведение утренней гимнастики. Дети коррекционной группы не были в стороне от жизни всего детского сада.

Одной из трудностей первого набора была неоднородность контингента детей. Были дети с физическим инфантилизмом, с соматической недостаточностью (хроническими заболеваниями), с педагогической запущенностью, с неуравновешенной психикой, обусловленной гипоопекой или чрезмерной деспотичностью родителей. Выстроить единый вид деятельности было трудно, занятия носили разноплановый характер. Встал вопрос об углублённой диагностике, о дифференцированном подходе к набору детей в коррекционную группу. Для консолидации усилий и обеспечения системы комплексного сопровождения и решения проблем ребёнка, для оказания многопрофильной помощи детям и их родителям решили создать консилиум (ПМПК). Разработали Устав, Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме, утвердили его состав. С помощью консилиума мы постарались наладить систему взаимодействия всех служб детского сада: медицинской, методической, воспитательной, психологической, логопедической.

Специалисты, включенные в состав ПМПк, выполняли работу в рамках основного рабочего времени, составляли индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и осуществляли коррекционно-развивающую работу непосредственно в помещении ДОУ. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществлялось по запросам родителей или сотрудников ДОУ с согласия родителуй (или законных представителуу) и на основе Договора между ДОУ и родителями воспитанников. Обследование проводилось каждым специалистом ПМПК индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки. Обследовался общий уровень развития ребенка, речь, эмоциональные и коммуникативные свойства. По данным обследования каждым специалистом ПМПК составлялось заключение и разрабатывались рекомендации. На каждого ребёнка составлялся план индивидуального маршрута сопровождения. Промежуточная диагностика результативности проводилась в декабре, а итоговая – в конце года. На заседаниях ПМПК обсуждались результаты диагностической, корреционно-развивающей, консультативно-методической работы и выдавались рекомендации для эффективной педагогической деятельности, по вопросам всесторонней помощи детям и их семьям, нуждающимся в психолого-медико-педагогическом сопровождении.

Опыт работы подсказал, что чем раньше начать отслеживание детей с отклонениями, тем положительнее будет результат. Так был открыт консультативный пункт в нашем ДОУ. Дети, посещающие консультативный пункт, получали навыки ранней адаптации, что облегчало им период привыкания к посещению детского сада. Воспитатели имели возможность первичных наблюдений. Родители получали квалифицированную помощь, повышали свою компетентность в вопросах воспитания.

Таким образом, вся работа по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями велась комплексно: консультативный пункт, консилиум, коррекционная группа.

Подводя итоги за пять лет работы, можно сказать, что мы достигли неплохих результатов. Первые наши выпускники уже учатся в 5-м классе. За время работы группы с 2008 по 2013 год была оказана помощь 53 детям. В школы на конец 2013 года был выпущен 31 ребёнок. Информация о количестве детей, посещающих группу и выпущенных в школу за каждый учебный год, представлена в таблице.

Чем может помочь дефектолог ребенку с ЗПР?

Кто же такой дефектолог и чем он может помочь ребенку с ЗПР?

В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии.

Какие же функции выполняет дефектолог в детском саду?

Во-первых , дефектолог в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально скорректировать выявленные недостатки развития.

Во-вторых , дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.

В-третьих , работа дефектолога направлена на формирование и развитие игровой деятельности детей, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.

Таким образом, целью коррекционно-педагогической работы дефектолога с ребенком с ЗПР в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического основы для полноценного развития его личности.

Учителю-дефектологу важно сформировать познавательные процессы, являющиеся основой для развития мышления: память, внимание, различные виды восприятия, зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, познавательную и творческую активность ребенка. Кроме того, в работе создаются условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в массовой школе.

Учитель-дефектолог работает в тесном контакте с врачами, воспитателями, психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию и родителями.

Учитель-дефектолог в группе проводит подгрупповые и индивидуальные занятия.

Подгрупповые занятия проводятся по следующим дисциплинам:
– ознакомление с окружающим миром (все возрастные категории);
– развитие элементарных математических представлений (все возрастные категории).

Ознакомление с окружающим миром
Основная задача занятий – расширение кругозора детей, уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности; дети знакомятся с основами безопасности жизни, экологических знаний. В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи, главным образом, обогащения словаря, уточнения значений слов. В структуру занятий включаются игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.

Развитие элементарных математических представлений
Математическое развитие является мощным инструментом:
– для сенсорного развития (ориентироваться в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);
– для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
– развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций);
– подготовки к школьному обучению.

На индивидуальных занятиях учитель-дефектолог:
– развивает основные виды памяти и внимания, восприятия и мышления, воображение;
– стимулирует развитие познавательной активности, формирование учебной мотивации ;
– совершенствует двигательные функции: общую и мелкую моторику, формирует элементарные графомоторные навыки;
– производит закрепление основных понятий, изученных на подгрупповых занятий, усвоенных ребенком не в достаточной степени;
– закрепляет основные понятия по ранее изученным темам.

Кроме занятий с ребенком дефектолог проводит консультирование родителей, во время которого родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка.

Однако, родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями. Дефектолог может сделать очень много для ребенка, но он не сможет заменить ему родителей в повседневной жизни!

Карта развития ребенка с ЗПР

Карта развития ребенка с ЗПР

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка _________________________________________________________

Домашний адрес и телефон _____________________________________________________

Краткие сведения о семье:

Ф.И.О., возраст матери_________________________________________________________

Ф.И.О, возраст отца ___________________________________________________________

Решения МППК

Заключение ПМПК__________ решение ПМПК____________________________________

Дата________ поступил в МБДОУ_________ из ___________________________________ дата поступления ___________выпускается решением ПМПК от _______протокол №____

В (тип рекомендуемого учреждения)______________________________________________

Возраст матери на момент рождения ребенка______________________________________

От какой беременности ребенок ________ какие по счету роды ______________________

Чем закончились предыдущие беременности_______________________________________

Течение беременности _________________________________________________________

Роды________ состояние ребенка: вес при рождении_______________ рост_____________

Оценка по шкале Апгар_________ врождённые пороки развития ______________________

Когда закричал______________ вскармливание ____________________________________ состояние матери: выписан из роддома на ________ день причина задержки____________

Характер жизненного ритма:____________ особенности сна _______________особенности бодрствования_________________________________________________________________

Раннее психомоторное развитие

В каком возрасте ребенок____________ начал удерживать голову_____________________

Самостоятельно сидеть_______________ ползать_________ ходить без поддержки_______

Перенесённые заболевания и травмы: до года______________________________________

После года ___________________________________________________________________

Раннее речевое развитие:

в каком возрасте ребёнок начал гулить _______ начал лепетать________ произносить первые слова__________ произносить фразы__________ особенности (речевая среда, дефекты речи у родителей, депривация, прерывание речевого развития и его причины и др.)

Дата обследования и заключения врачей:

Психоэмоциональные особенности (со слов родителей)______________________________

Особенности протекания периода адаптации к МБДОУ______________________________

Общая моторика (способ выполнения: самостоятельно, по подражанию действиям взрослого, совмещенные действия – «рука в руке»)

«Карта развития дошкольника с задержкой психического развития» С.Ю.Кондратьевой, И.Н.Лебедевой

Обследование с 5 лет:

Прыжки на одной ноге, продвигаясь вперед

Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (не менее 5 раз подряд)

Перебрасывание мяча из одной руки в другую

Подними и опусти кисти рук

Сожми и разожми пальцы рук

Покажи правую (левую) руку

Покажи правую (левую) ногу

Обследование с 6 лет:

Прыжки на двух ногах с поворотом кругом

Перебрасывание мяча друг другу двумя руками снизу

Подбрасывание мяча вверх и ловля его одной рукой (не менее 5 раз подряд)

Покажи правой рукой левую ногу

Покажи левой рукой правый глаз

Дотронься левой рукой до левого уха

Мелкая моторика (способ выполнения: самостоятельно, по подражанию действиям взрослого, совмещенные действия – «рука в руке»)

Обследование с 5 лет:

Собери «бусы» на шнур

Разложи предметы одновременно двумя руками (из коробки одноцветные кнопки для крупной мозаики)

Застегни «застежки» (пуговицы среднего размера диаметром 2-3 см, «молнии» вставить в замок и застегнуть, шнурки без завязывания бантика

Задания на определение кинетической организации движений

одна рука/ другая рука

одна рука/ другая рука

Задания на определение кинестетической организации движений

«Кольцо» (большой и указательный пальцы)

одна рука/ другая рука /обе руки одновременно

«Зайчик» (указательный и средний пальцы)

одна рука/ другая рука/ обе руки одновременно

«Коза» (указательный и мизинец)

одна рука/ другая рука /обе руки одновременно

Обводка по внутреннему контуру

Обследование с 6 лет:

Собери «бусы» на леску

Разложи предметы одновременно двумя руками (из коробки одноцветные счетные палочки)

Застегни «застежки» (пуговицы мелкого размера диаметром 1-1,5 см, шнурки с завязыванием бантика

Задания на определение кинетической организации движений

одна рука/ другая рука/ обе руки одновременно

одна рука/ другая рука/ обе руки одновременно

Задания на определение кинестетической организации движений

«Кольцо» (большой и указательный пальцы) обе руки одновременно

«Зайчик» (указательный и средний пальцы) обе руки одновременно

«Коза» (указательный и мизинец) обе руки одновременно

Срисовывание многоугольника (ромб, трапеция)

Рисунок «Дом, дерево, человек»

Обводка по внутреннему контуру и раскрашивание изображения

Представления об окружающем.

Обследование с 5 лет:

Беседа с ребенком о ближайшем окружении (микросоциальном окружении)

Как тебя зовут? Как твоя фамилия?

Сколько тебе лет?

С кем ты живешь?

Как зовут твою маму? Кем работает мама?

Как зовут твоего папу? Кем работает твой папа?

Как ты помогаешь маме?

Назови свой домашний адрес

Беседа с ребенком о ближайшем окружении (макросоциальном окружении)

Как называется наша страна?

Как называется главный город нашей страны?

В каком городе ты живешь?

Что такое армия?

Что делает повар?

Что делает воспитатель?

Что делает доктор?

На чем можно ездить по городу?

На чем можно плавно по реке или морю?

На чем можно летать?

Обследование с 6 лет:

Беседа с ребенком о ближайшем окружении (микросоциальном окружении)

Назови свой день рождения

Как твое отчество?

Что мама делает на работе?

Что папа делает на работе?

Что делает семья в выходные дни?

Беседа с ребенком о ближайшем окружении (макросоциальном окружении)

НАШИ ДЕТКИ — КИСКИ, ЗАЙКИ И КОНФЕТКИ

Персональный сайт воспитателя, инструктора по физической культуре, социального педагога Черепановой Антонины Сергеевны

Картотека подвижных, малоподвижных, пальчиковых игр и дыхательных упражнений по лексическим темам в средней группе

ДЕКАБРЬ

1 неделя

Тема «Зима. Зимующие птицы»

Подвижная игра

Вот на ветках, посмотри, (4 хлопка по бокам)
В красных майках снегири. (4 поворота головы в сторону)
Распушили перышки – (частое потряхивание руками)
Греются на солнышке.
Головой вертят (по 2 поворота головой на каждую строчку)

Кыш! Кыш! Улетели! ( разбегаются и машут «крыльями»)
За метелью полетели!

2)«Снежинки и ветер»

Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу взрослого: «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки! » — разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Взрослый говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок». Дети сбегаются в кружок и берутся за руки.

Игра малой подвижности (физминутка)

1)«Мы погреемся немножко»

Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. (Хлопают в ладоши.)

Мы погреемся немножко,

Мы попрыгаем немножко,

Прыг-прыг, прыг-прыг (Выполняют прыжки на двух ногах.)

Мы погреемся немножко,

Мы потопаем немножко,

Топ-топ, топ-топ. (Шагают, высоко поднимая ноги.)

Птички прыгают, летают, (имитируют полёт)

Птички прыгают, поют. (прыжки)

Птички крошки собирают, (приседают, собирают)

Зернышки клюют. («клюют» — пальцы в щепотку и ударять по коленкам)

Перышки почистили, («чистят»– гладить себя)

Клювики почистили, (поворот головы влево-вправо)

Дальше полетели («улетают»)

И на место сели. (садятся)

Пальчиковая игра

Появился во дворе.

Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулачки

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, На каждое название птицы загибают по

Шесть щеглов и голубей, одному пальчику

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек. Опять сжимают и разжимают кулачки

Дыхательное упражнение

Ребята, холодно птичкам в зимнем лесу. Давайте все вместе поможем синичкам согреться в сильный мороз. Повторяйте за мной слова и движения, а так же дуйте теплым ветерком на птичку, которую вы хотите согреть в своих ладонях

Вдох – носом, выдох – ртом на ладони

2 неделя

Тема «Пожарная безопасность»

Подвижная игра

На расстоянии 10 метров друг от друга чертятся две линии. У одной линии выстраиваются девочки (Вода), у другой – мальчики (Огонь), ведущий между ними.

По команде «Огонь!» мальчики ловят девочек, по команде «Вода» девочки ловят мальчиков (тушат пожар). Осаленные переходят в команду противника.

Игра малой подвижности (физминутка)

Пламя высоко взлетает! –Дети поднимают руки вверх.

Дыма чёрного клубы! –Круги в воздухе руками.

Искры в воздухе сверкают! –Взмахи руками.

Все за дело! Шланг тяни! Дети имитируют как

Шланг мы дружно размотали. разматывают и тянут шланг.

Ну, огонь, теперь держись!

Бьет струи вода тугая.

Пламя, гаснет, потухает Дети приседают.

Без подмоги обошлись!

Даже детям стало ясно,

Что с огнём шутить опасно! – Грозят пальчиком

Пальчиковая игра

На столе свеча большая

Стоит стройная, прямая.

(Ставят локти на стол, прижимают одну ладонь к другой.)

(Наклоняют ладони вправо-влево.)

Заметался как зверек.

(Оставив основания ладоней соединенными, разводят пальцы.)

Дыхательное упражнение

У каждого ребенка в руке «свеча» (из бумаги, картона и т.п.).

В-ль предлагает детям задуть «огонек».

Вдох – носом, выдох – ртом, задуваем свечу

3 неделя

Тема «Зимние забавы»

Подвижная игра

Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее, в конце концов бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении. Сперва они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и опускают руки,

После небольшого отдыха игра возобновляется.

Игра малой подвижности (физминутка)

Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Раз, два, три, четыре.

Мы с тобой снежок лепили. (Имитируют лепку снежка.)

Круглый, крепкий, очень гладкий, (Рисуют в воздухе круг.)

Но совсем-совсем не сладкий. (Грозят указательным пальцем.)

Раз – подбросим, (Поднимают руки.)

Два – поймаем, (Опускают руки.)

Три – уроним, (Наклоняются, дотрагиваются до пола.)

И сломаем. (Подпрыгивают.)

Пальчиковая игра

Что зимой мы любим делать? (сжимать-разжимать кулаки)

В снежки играть, (ладонь на ладонь – изобразить, как лепят снежок)

На лыжах бегать, (указательным и средним пальцами правой руки «шагать» по ладони левой руки)

На коньках по льду кататься, (наоборот)

Вниз с горы на санках мчаться. (сжатым кулаком провести по ладони другой руки)

Дыхательное упражнение

«Подуй на снежинку»

Ребёнок держит в руке снежинку на ниточке, делает спокойный вдох носом, выдох плавный, снежинка при этом покачивается. Щёки не надувать.

4 неделя

Тема «Новый год шагает по планете»

Подвижная игра

«Лесник и ёлочки»

Дети замирают, изображая красивую ёлочку. По сигналу: «Ночь», дети разбегаются по залу, по сигналу: «Лесник»-замирают в форме елки. Лесник обходит елочки и выбирает самые ровные.

Игра малой подвижности (физминутка)

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Наша елочка – краса, (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Поднялась под небеса, (Останавливаются, тянутся руками вверх.)

Стройная красавица, (Опять идут по кругу, взявшись за руки.)

Всем ребятам нравится. (Останавливаются.)

Пальчиковая игра

Елочка, елочка! (Ладони установите под углом друг к другу)

Колкая иголочка, (пальцы переплетите и выпрямите)

Протянула ветки, (протянуть руки вперед)

А на них –конфетки, (хлопки в ладоши)

Звездочки, (растопырить пальцы рук)

Золотые шарики. (Изобразить шарик)

Дыхательное упражнение

«Подуй на ёлочку»

Дети стоят вокруг новогодней ёлки, делают спокойный вдох носом, выдох плавный на ёлочку, новогодний дождь начинает «шевелиться».

Ссылка на основную публикацию