Дефектологическое обследование детей с ЗПР в условиях детского сада комбинированного вида

Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с задержкой психического развития
методическая разработка на тему

Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по своим задачам и методам. В условиях специального детского сада на первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка.

Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Диагностическое обследование102.97 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическое обследование в условиях специального

дошкольного образовательного учреждения для детей

с задержкой психического развития (ЗПР)

Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по своим задачам и методам. В условиях специального детского сада на первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка.

Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего обучения.

В течение учебного года специалисты проводят обследование в три этапа.
Первый этап (сентябрь). Цель обследования на начальном этапе – выявить особенности психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы. Результаты обобщаются и заносятся в “Карту развития ребёнка”. С их учетом формируются подгруппы детей для проведения занятий дефектологом и воспитателем, выстраиваются “уровневые” программы коррекционного обучения.

Второй этап (первые две недели января). Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях. Тревожащим симптомом является отсутствие положительной динамики. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.

Третий этап (проводится в конце учебного года). Цель – определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника.

На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка в следующую возрастную группу или выпуск в школу.

Выпускники специальных групп, как правило, хорошо подготовлены к обучению в массовой школе. На это следует обратить особое внимание, так как цель дошкольной коррекции задержек психического развития – своевременное выявление и преодоление недостатков в развитии, формирование полноценного базиса для обучения в общеобразовательной школе.

Практика показывает, что большинство детей с ЗПР в дальнейшем успешно усваивают общеобразовательную школьную программу.

КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

второй младшей группы

ДАННЫЕ О РЕБЁНКЕ

Ф.И.О ребёнка _____________________________________________________________________
Дата рождения______________Дата поступления в дошкольное учреждение №129 __________

СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ

Мать (Ф.И.О) ______________________________________________________________________

Отец (Ф.И.О) ______________________________________________________________________

Состав семьи, в которой проживает ребёнок ____________________________________________

Левшество в семье ___________________________________________________________ ______

Кем воспитывается ребёнок на момент поступления в дошкольное учреждение №129 (родители, бабушка, дедушка или другие родственники, опекуны)____________________________________

Психомоторное развитие ребёнка:

держит головку с_______ месяцев, сидит самостоятельно с_______ месяцев, ходит с________ Развитие речи:

гуление с________ месяцев, первые слова с _________________. Фразы с ___________________

Общая активность на первом году жизни (подвижный, любознательный, равнодушный, заторможенный, спокойный – любит сам заниматься с игрушками, беспокойный – требует постоянного внимания) ______________________________________________________________

Страхи ребёнка (указать какие) _______________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ (психиатр, логопед) _____________________________________

ЛИЧНОСТНО-ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА

Активный, подвижный – инертный, медлительный. Спокойный, уравновешенный, возбуди-мый, неуравновешенный. Быстрота реакции на словесные раздражители (задания): быстрая, медленная, требуется неоднократное подкрепление. Проявляет ли ребёнок настойчивость при встречающихся трудностях или отступает перед ними. Особенности работоспособности.

Общительный, замкнутый. Вступает в контакт со знакомыми и незнакомыми сверстниками и взрослыми (легко, охотно, медленно, с трудом)__________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Протокол первичного обследования 5-х летних детей с ЗПР педагогом-дефектологом

Институт коррекционной педагогики РАО

Лаборатория содержания и методов обучения детей с трудностями в обучении

Протокол первичного обследования 5-х летних детей с ЗПР педагогом-дефектологом

Ф. И.О. ребенка ___________________________________________________________________

Дата рождения ___________________________________________________________________

I. Эмоциональная сфера и поведение ребенка.

· Контакт и эмоционального реакция на обследование (легко ли вступает в контакт, волнуется ли, застенчив, весел, неадекватность поведения и т. д.)

· Понимание инструкции и цели задания (выслушивает ли до конца, задает вопросы, необходим ли показ).

· Характер деятельности при выполнении заданий (интерес, работоспособность, использование помощи и т. д.)

II. Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений

· Сведения ребенка о себе и своей семье

§ Ты девочка или мальчик?

§ Сколько тебе лет?

§ Кем ты будешь, когда вырастешь большой?

§ С кем ты живешь?

§ Как зовут твою маму?

§ Какие у тебя есть игрушки?

§ Ты сюда пришел или приехал?

· Представления о труде родителей или взрослых из ближайшего окружения

§ Где и кем работает твоя мама?

§ Где и кем работает папа?

§ Кто водит машину?

§ Что делает на работе врач?

· Цвет /палочки красного, желтого, оранжевого, синего, зеленого, белого, черного цвета/.

§ Какого цвета эта палочка?

§ Покажи палочку ___________ цвета.

· Представления о явлениях природы

§ Какое сейчас время года?

§ Как ты догадался?

Предлагаются картинки времен года.

§ Это какое время года? (зима)

§ Где весна? Где очень?

§ Покажи и назови каждое время года на этих картинках?

§ Когда можно кататься на санках: зимой или летом?

§ Когда можно купаться в реке?

· Способность ориентироваться в пространстве.

§ Покажи, что находится от тебя слева?

§ Где мишка идет вверх?

§ Куда идет мишка?

§ Где мальчик наклонился вперед?

§ Куда наклонился этот мальчик?

§ Лево – право на себе

§ покажи правый глаз?

§ Левое ухо? и т. д.

· Включение в ряд /матрешка шестиместная/.

§ Убежала матрешка от подружек, найди ее место.

§ Из 5 – 6 элементов по образцу сделай как у меня

      Сюжетная или предметная разрезная картинка из 4 – 5 частей.

Разрезали картинку, чтобы тебе было интересно ее сложить, как было.

/Отметить представление о конечной цели или действует хаотично, без анализа, как принимает помощь, какую помощь использует, целенаправленность, самостоятельность/

III. Обследование знакомых родовых понятий

· Назови одним словом следующие картинки:

§ Мишка, машина, юля, кукла.

§ Носки, платье варежки, шуба.

§ Сапоги, тапочки, туфли, валенки.

§ Тарелка, ложка, чашка, сковорода.

§ Шкаф, стол, стул, тумбочка.

§ Роза, одуванчик, ромашка, астра.

§ Голубь, ворона, утка, гусь.

§ Автобус, трамвай, самолет.

§ Какие знаешь игрушки?

· Серия картин из 2 – 3 частей.

§ Разложи картинки по порядку: что было сначала, что потом и чем все закончилось.

§ Отметь правильность установления последовательности картинок (а), умение их объяснять (б).

· Исключение 4-й лишней картинки.

§ Здесь нарисованы 4 предметы, 3 из них подходят друг другу, а один не подходит, какой лишний предмет?

· Ответь на вопросы по рассказу типа:

§ Папа принес Тане матрешку и сказал: «Вот тебе три игрушки».

§ Почему Тане так сказал папа?

§ Маленький Саша проснулся утром невеселый. Мама дала ему лекарство, вязла зонт и ушла.

§ Почему Саша проснулся невеселый?

§ Какая погода была на улице?

· Расскажи стихотворение, какое помнишь.

· Посмотри картинки (3 – 5), назови, запомни их порядок, закрой глаза (2 – 3 сек.) Порядок за это время меняется или убирается одна из картинок.

      Посмотри картинки. Послушай, какие я назову, и положи их в том порядке (3 – 5).

VI. Исследование элементарных математических представлений.

· Пересчет конкретных предметов, расположенных в ряд или в случайном порядке с названием итога.

§ Посчитай, сколько всего?

· Выделение из множества в пределе 5.

§ Взять пять палочек. Сколько взял?

Обратить внимание на то, отличает ли ребенок процесс от итога.

· Понимание соотношений: меньше – больше.

§ Где грибков больше?

§ Чего больше, елочек или грибков?

§ Как по-другому можно сделать?

Отметить, владеет ли ребенок обоими способами или одним?

· Счетные операции /в пределах 5/.

§ Было 5 шаров. Один лопнул. Сколько осталось?

§ Гуляли 5 человек. Один из них мальчик. Сколько девочек?

§ На ветке сидели 2 воробья. Потом прилетел еще один.

§ сколько воробьев стало?

§ Их стало больше или меньше?

Отмечается на основе выполнения предыдущих заданий

· Строение и подвижность артикуляционного аппарата:

а) Понимание инструкций их 2-х частей

§ Возьми меня за руку и встань со стула

Инструкций из 3-х частей

§ Похлопай в ладоши, помаши ручкой, возьми карандаш

б) Понимание лексического значения падежных окончаний существительных

§ Покажи рукой картинку

§ Покажи фломастером ручку

§ Покажи картинкой ручку

§ Покажи ручкой фломастер

в) Понимание лексического значения отдельных фраз

§ Собака бежит за мальчиком. Кто бежит впереди?

§ Сад позади дома. Что впереди?

г) Понимание текста.

Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

§ Где спала кошка?

§ Кто сел возле кошки?

§ Что мы скажем птичке?

· Составление рассказа по сюжетной картинке:

§ Рассмотри картинку и расскажи:

§ Что делают и почему?

· Знание частей тела: шея, лоб, бровь, ресница, ладонь, плечи, колени, локти, ногти.

§ Покажи, где у тебя?

Назвать. Если не может, то показать по слову, указанному взрослым

§ У чайника (дно, крышка, носик, ручка)

§ У стула (спинка, сиденье, ножки)

§ У машины (колеса, кузов, кабинка)

§ Как называют детенышей кошки?

Что можно сказать о платье? Какое оно может быть?

§ Что умеет делать рыба?

X. Грамматический строй речи.

· Множественное число существительных

§ Покажи и назови: один – лист, а много – листья

(глаз, ухо, стул, окно, ведро, мост, утенок)

· Предложно-падежная форма: в, из, на, за, под, с

§ Куда я положила карандаш?

§ Откуда я взяла карандаш?

XI. Звукопроизношение и различение звуков

· Гласные: А, У, О, И, Ы.

XII. Фонематическое восприятие

· Хлопни в ладоши, когда услышишь комариную песенку: “Зззззз………”

· Хлопни, когда услышишь слог ШО:

шо, ща, со, ши, жи, шо, зо.

· Раздели картинки со звуками с-з на две группы

(коляска, арбузы, ваза, сосиски, смородина, козлики)

(портфель, крокодил, черепаха, балалайка)

XIV. Состояние мелкой моторики.

Методики диагностики ЗПР у детей

При поступлении в учебное заведение проводится обязательное исследование уровня развития ребенка. Это позволяет в раннем возрасте выявить сильные стороны личности или врожденные, приобретенные отклонения. В том числе – задержку психологического развития (ЗПР).

Методики современной психологической диагностики детей-дошкольников с 2 до 7 лет с ЗПР для поступления в ДОУ, позволяют установить степень задержки, подобрать наиболее действенные способы коррекции, которые позволят ребятам развиваться и преодолевать свою особенность.

Принцип диагностики ЗПР у дошкольников

Задержка психического развития – заболевание, достаточно распространенное у детей дошкольного и раннего школьного возраста. Развивается из-за множества причин. Как физиологических, связанных с трудностями беременности и родов, болезнями в первые месяцы жизни, так и психологических.

Часто возникает как реакция организма маленького человека на тяжелую обстановку в семье или жесткое обращение с ним взрослых.

Диагноз не приговор, при правильном применении методик обследования детей с ЗПР, использования психодиагностик, скорректировать здоровье дошкольника возможно при помощи комплексного лечения.

В программу диагностики и анализа детей с ЗПР входит:

  • Реакция на взаимодействие, отношение к работе дефектолога. Спокойно воспринимаются тесты, выполняются задания, либо малыш капризничает, не может сосредоточиться, отвлекается.
  • Степень развития речи в соответствии с возрастом. При наличии диагноза наблюдается ограниченный словарный запас, плохо развитая внутренняя речь, проблемы с опознаванием фонем слова.

  • Реакция на вербальное и невербальное объяснение правил прохождения тестов. Пациенты, с психическими отклонениями лучше понимают через жесты, а не словами.
  • Характеристика детской деятельности. Уровень интереса и сосредоточенности, применяемые способы решения разноплановых задач, желание дойти до результата при наличии ошибок.
  • Реакция на успех/неудачу. Необходимо следить за эмоциями испытуемого после озвучивания результатов. Если она резко неадекватная, то ставится вопрос об у/о. Ребята с задержкой психологического развития реагируют в пределах нормы.

При анализе используются различные диагностики и учитываются особенности и реакции конкретного обследуемого, что позволяет ставить диагноз с достаточной точностью.

Популярные методики диагностики ЗПР

Сегодня психолого-педагогическая диагностика детей с предполагаемым ЗПР проводится дефектологами в ДОУ с 2 до 7 лет, при этом возможна встреча с специалистом онлайн. На занятии специалист проверяет основные компетенции, способные обозначить уровень развития и отклонения в нем у малыша:

  • внимание, понимание порядка деятельности;
  • интеллектуальные способности;
  • речевое развитие;
  • память;
  • мировосприятие;
  • образовательная мотивация.

Для того, чтобы сделать вывод обо всех аспектах психики, необходимо пройти комплексное обследование из нескольких тестов, каждый из которых покажет результат в своей сфере.

Тест Д. Векслера

Исследования с помощью теста Д. Векслера проводятся с 1939 года, когда его разработали для определения уровня интеллекта с учетом возраста испытуемого. Позже вышли еще две редакции, адаптированные специально для детей и подростков:

  • WISC для людей в возрасте от 6,5 до 16 лет;
  • WPPSI для малышей от 4,5 лет до 6,5.

В каждый из тестовых блоков входит 11 субтестов, разделенных в свою очередь на две группы. Из них 6 призваны оценить уровень вербального проявления способностей детей, а 5 – невербального.

К вербальным относятся:

  • арифметика;
  • нахождение сходства;
  • общая осведомленность;
  • понимание;
  • словарный запас;
  • запоминание цифр.

Шкала действий (невербальная) состоит из:

  • недостающие детали;
  • шифровки;
  • последовательные картинки;
  • конструирование блока;
  • сборка объекта.

Тесты призваны проверить не знания о окружающем мире, а способность понимать задание, принимать решение, логически мыслить.

Особенность выполнения методики Векслера с детьми ЗПР состоит в том, что тестирование проводится не за одно, а за несколько занятий. Общее время проверки составляет около 60 минут, которые ребята просто неспособны выдержать. Их внимание быстро рассеивается, что влияет на точность результатов.

Решение о диагнозе выносится по результатам механического подсчета правильных ответов и личных наблюдений психолога за работой испытуемого.

Тест М. В. Когана

Простое и быстрое исследование, характеризующее уровень развитости схематического мышления.

В работе используются простые материалы:

  • таблица с пропечатанными условиями задачи и таблицей, изображающей разные по форме и цвету фигуры;
  • карточки с изображением геометрических фигур разных цветов.

Ребенок должен совместить изображение в таблице и на карточке.

При наличии задержки психологического развития, с такой задачей малыши справляются примерно на 50%. Потому что не могут точно идентифицировать близкие по внешнему виду фигуры (круг и овал, квадрат и прямоугольник).

Методика В. С. Лиепинь

Исследование направленно на изучение уровня внимательности испытуемого, его умнея концентрироваться на задаче, способности отвлечься или переключиться.

Перед ребенком раскладывают изображения трех знакомых предметов на карточках (по 8 в ряд, несколько рядов) и предлагают отметить однотипные. При этом необходимо один вид отметить определенным знаком, а другой вид другим.

Если задание выполняется менее, чем на 50%, то ЗПР подтверждается, так как для таких малышей крайне сложно долго концентрироваться на задаче, не несущей в себе игровой деятельности.

Методики развития и устранения заболевания

Для того, чтобы скорректировать задержку психологического развития, необходимо комплексное обследование, выявляющее индивидуальные особенности пациента. Важно установить не только причину возникновения отклонения, но и особенности организма человека, чтобы подобрать правильную терапию.

Стойкий результат даст только комплексное лечение с помощью развивающих методик диагностики и приемов терапевтического воздействия на мозг маленьких детей и младших школьников с ЗПР.

С хорошей стороны зарекомендовали себя такие методики:

  • биологическая обратная связь (БОС);
  • транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС);
  • зрительная и слуховая стимуляция;
  • специальные развивающие психолого-педагогические методики;
  • ЛФК.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Как можно улучшить эту статью?

Полезные ссылки

Статьи и новости

Рубрики

Метки

О нас

Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача! ООО «Медроз» не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте newneuro.ru Записаться на консультацию

Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.

Дети с задержкой психического развития: диагностика

Среди неуспевающих учащихся есть школьники с педагогической запущенностью, задержкой психического развития, неярко выраженными сенсорными, интеллектуальными, речевыми нарушениями.

Их причинами являются остаточные поражения центральной нервной системы, минимальные мозговые дисфункции.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют примерно 50% неуспевающих школьников.

В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» – психолого-педагогическое и характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка.

Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей.

Задержка психического развития – одна из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста.

Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности.

В медицине ЗПР относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности.

ЗПР характеризуются:

  1. замедленным темпом психического развития,
  2. личностной незрелостью,
  3. негрубыми нарушениями познавательной деятельности.
  4. стойкой, хотя и легкой, интеллектуальной недостаточностью,
  5. слабо выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию (возможны только в условиях специального обучения и воспитания).

Группы детей задержкой психического развития:

1. дети с нарушенным темпом физического и умственного развития, которые были охарактеризованы как дети с психофизическим и психическим инфантилизмом.

Задержка их развития вызвана замедленным темпом созревания лобной области коры головного мозга и ее связей с другими областями коры и подкорки.

Эти дети уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной деятельности и волевой сфере, с трудом включаются в учебную деятельность, быстро утомляются, для них характерна низкая работоспособность.

2. учащиеся с функциональными расстройствами психической деятельности (церебрастеническими состояниями), которые обычно являются следствием мозговых травм.

Характерна слабость основных нервных процессов, глубоких нарушений познавательной деятельности нет, в периоды нормализации состояния они могут добиваться высоких результатов в учебе.

Формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с задержанным темпом развития (Г.Е.Сухарева):

1) интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения;

2) интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;

3) нарушения при различных формах инфантилизма;

4) вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения, письма;

5) функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы.

Клиническую систематику детей с ЗПР (К.С. Лебединская) – четыре основных варианта задержек психического развития:

  1. конституциональный,
  2. соматогенный,
  3. психогенный,
  4. церебрально-органического происхождения. Эти варианты отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов данной аномалии развития: типом инфантилизма и характером нейродинамических расстройств.

Группы пограничных форм интеллектуальной недостаточности (В.В. Ковалев – патогенетический принцип):

1) дизонтогенетические формы, недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного развития ребенка;

2) энцефалопатические формы, в основе – органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза;

3) интеллектуальная недостаточность – связана с дефектами анализаторов и органов чувств (слуха, зрения) и обусловлена действием механизма сенсорной депривации;

4) связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства («социокультурная умственная отсталость»).

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР:

  1. значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности,
  2. ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.
  3. низкий уровень развития восприятия – необходимость более длительного периода времени для приема и переработки сенсорной информации;
  4. не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т.д.
  5. в начале этапа систематического обучения у детей с ЗПР выявляется неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ.
  6. недостаточно сформированы и пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации.
  7. неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения.
  8. отклонения в развитии памяти – снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения.
  9. развитие познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления – наглядно-действенного и наглядно-образного.
  10. недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления – при анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью.
  11. снижение познавательной активности – одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности (медлительные, пассивные, с замедленной речью). Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. (несколько расторможены, многословны).
  12. поверхностность и неполнота знаний о предметах и явлениях окружающего мира, которые приобретаются детьми преимущественно из источников массовой информации, книг, путем общения со взрослым.
  13. общая неорганизованность, импульсивность, недостаточная целенаправленность, слабость речевой регуляции; низкая активность во всех видах деятельности, особенно спонтанной
  14. нарушен и необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.
  15. ослабление регуляции во всех звеньях,
  16. снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
  17. недоразвитие у детей данной категории социальной зрелости.
  18. несформированность игровой деятельности.
  19. снижение уровня обучаемости по сравнению с нормально развивающимися детьми. В отличие от умственно отсталых они обладают относительно высокой обучаемостью, поэтому после оказанной им помощи в большинстве случаев могут овладеть способом решения предлагаемой задачи и пользоваться им в дальнейшем.
  20. особенности речи детей с задержкой психического развития – отставание в становлении речи детей с ЗПР, низкую речевую активность, недостаточность динамической организации речи. Ограниченность словаря, неполноценность понятий, низкий уровень практических обобщений, трудности в понимании и употреблении ряда лексем, недостаточность словесной регуляции действий.

Группы старших дошкольников с задержкой психического развития (И.А. Коробейников):

  1. дети, у которых наблюдается интерес к выполняемой работе; вместе с тем при столкновении с трудностями нарушается целенаправленность деятельности, снижается активность, действия становятся нерешительными.
  2. дети с менее выраженным интересом к работе, невысокой активностью. При возникновении трудностей в решении задачи указанные особенности становятся более выраженными и требуется значительная внешняя стимуляция для продолжения работы.

Диагностика задержки психического развития – должна осуществляться преимущественно в психолого-педагогическом плане.

Дифференциальная диагностика наиболее успешна, если опирается на результаты психологических методик, в частности нейропсихологических проб.

Обследование лучше строить в форме обучающего эксперимента.

В процессе психолого-педагогического изучения рекомендуется применять задания в наглядно-действенном плане, что значительно повышает качество их выполнения.

Для более объективной оценки уровня развития мышления необходимо сопоставлять результаты работы ребенка в заданиях со словесно-логическим и наглядно-действенным материалом.

В отличие от умственно отсталых они лучше используют помощь и способы применения показанного способа действия при выполнении аналогичных заданий. Этот факт очень важен как для диагностики задержки психического развития, так и для положительного прогноза при обучении таких детей.

Уровни коррекционного анализа:

  • нейропсихологический (предполагает знание о функциональной организации мозга и основных принципах локализации функций позволяет выбрать адекватные средства и способы воздействия в коррекционной работе).
  • общепсихологический уровень анализа содержания нормы психического развития предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования внутреннего мира человека;
  • возрастно-психологический уровень анализа содержания нормы психологического развития позволяет конкретизировать общепсихологические данные и индивидуализировать их изучение.

Слово педагога

Автор: Зубарева Ирина Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ школа 1571
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Дата публикации: 30.01.2018
Раздел: начальное образование

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

г. Москва, Россия

На современном этапе модернизации российского образования крайне важной остается задача

о коррекционно-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Объясняется это тем, что тенденция ухудшения здоровья школьников приняла устойчивый

Противоречивые процессы, которые происходят в России в последние годы, оказывают

влияние на состояние и перспективы развития государственного образования, в котором

особое место занимает система обучения и воспитания детей с ограниченными

Государство и современная наука ориентируют школу на доступность, вариативность,

индивидуализацию образовательных услуг, максимально обеспечивающих интересы

личности. Эти направления являются приоритетными в организации образовательной среды

для детей с особыми образовательными потребностями в деятельности специальной школы.

Среди приоритетных направлений актуальным является создание психолого-педагогических

условий развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности системы

сопровождения образовательного процесса в коррекционном учреждении.

Эту комплексную помощь психолого-педагогического сопровождения обучающихся в

образовательном процессе осуществляют различные специалисты (педагоги-психологи,

социальные педагоги, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, школьные медицинские

В целом, психолого-педагогическое сопровождение-это интегрированная часть общего

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу

среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И они характеризуются своей

неоднородностью и полиморфизмом. Подобное разнообразие обуславливает значительный

диапазон выраженности нарушений-от состояний, приближающихся к уровню возрастной

нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Этим объясняется

необходимость создания определенных специальных условий обучения и воспитания детей с

ЗПР в зависимости от их индивидуальных возможностей.

Дети с ЗПР «могут реализовывать свой потенциал социального развития при условии вовремя

начатого и адекватно организованного обучения и воспитания-образования, обеспечивающего

удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых

образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития».

(Основные положения Концепции специального федерального образовательного стандарта

для детей с ОВЗ)

Учитывая значительный разброс показателей нарушенного развития детей с ЗПР, важным

является определение приоритетов коррекционной помощи и комплексного

Специфика работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе заключается в

обеспечении своевременной специализированной помощи обучающимся классов

коррекционно-развивающего обучения (специальные (коррекционные) классы VII вида) в

освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы.

Коррекционно-педагогическая работа дефектолога, основываясь на принципах

коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), которые испытывают трудности в

овладении учебными знаниями, умениями и навыками и в условиях обучения в

Содержание деятельности учителя-дефектолога направлено на решение следующих задач:

Выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей

Составление индивидуальных адаптированных программ развития;

Отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения

реальным достижениям и уровню развития ребенка;

Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих

усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на

занятиях умений и навыков в учебную деятельность обучающихся;

Консультирование педагогов и родителей по проблеме развития, обучение и воспитания

детей с задержкой психического развития, выбору оптимальных форм, методов,

приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями

Решение поставленных задач реализуется в следующих направлениях работы:

диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативно-просветительское и

Основная задача данного направления –выявление возможных трудностей обучения и

развития каждого ребенка.

Диагностическое направление включает в себя:

Изучение «личных дел» обучающихся (педагогическая характеристика, медицинское

заключение, заключение ПМП(к));

Установление контакта с родителями ребенка, с целью уточнения индивидуальных

особенностей и положительных сторон ребенка;

Наблюдение за обучающимися в урочное и внеурочное время;

Изучение продуктов деятельности обучающихся (тетрадей и т.п.);

Использование стандартизированных методик.

В настоящем времени существует большой комплекс методик для обследования

познавательной и учебной деятельности обучающихся:

«Корректурная проба» (тест Бурдона);

Методика «Расставь точки» (С.Д.Забрамная, Ю.А.Костенкова «Психолого-

педагогическая диагностика и консультирование,2001);

Методика Гальперина П.Я. и др. «Найди ошибки в тексте»

2. Развитие восприятия:

«Копирование куба» (Лурия И.В. Основы нейропсихологии,2002);

Тест «Ориентация на листе бумаги»

(интернет – ресурс Gigabaza);

Тест «Объем восприятия» (Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю. Б.

Методика «Установление последовательности событий»

3. Развитие памяти:

Тест «Двузначные числа» (интернет – ресурс Gigabaza);

Методика «Запомни ряды слов»

(модифиц. методика А.Н.Леонтьев);

Тест «9 фигур» (Зинченко Т. П. Методы исследования и практические занятия по

психологии памяти, 1974)

4. Развитие мышления:

Понимание скрытого смысла пословиц (Б.В.Зейгарник);

Понимание скрытого смысла текста (Василевская В.Я. Изучение понимания

Тест «Скорость мышления» (интернет – ресурс Gigabaza);

Тест «Парные аналогии» (Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для

определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников,

Тест «Выделение существенных признаков» (Переслени Л.И. Психодиагностический

комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности

младших школьников, 1961);

Тест «Логические задачи» (А.З.Зак);

Тест «Выбери лишнее слово» (Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс

методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших

В связи с этим выделяются:

Первичная диагностика обучающихся, целью которой является выявление причин и

механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в

Динамическое изучение обучающихся для отслеживания динамики развития детей,

определение соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения и воспитанию

уровню развития обучающегося

Текущая диагностика обучающихся по запросу родителей, педагогов, специалистов

школьного консилиума (по мере необходимости).

Итоговая диагностика для констатации результативности и определения

эффективности коррекционного воздействия на учебно-познавательное развитие

Диагностическое обследование проводится как индивидуально, так и с группами

обучающихся. Для оценки эффективности педагогических условий была разработана карта

дефектологического обследования обучающихся.

Бланк дефектологического обследования

познавательной и учебной деятельности

Ф.И. ребенка _______________________класс_______

1. «Корректурная проба»

2. Методика «Расставь

3. Методика Гальпери

П.Я.и др. «Найди ошибки

(беседа по вопросам)

3. «Копирование Куба»

4. Тест «ориентация на

листе бумаги» (по

6. Ориентировка во

«Что сначала – что потом»

2. Методика «Запомни

4. Тест «Запомни 9

1. Понимание скрытого

2. Понимание скрытого

4. Парные аналогии

6. «Логические задачки»

7. «Выбери лишнее

1. Умение действовать по

правилу и образцу

Высокий, средний, низкий

2. Способность понимать

и удерживать инструкцию

Понимает сразу; после повтора;

после разъяснения; не понимает;

Высокий, средний, низкий,

5. Темп деятельности

Высокий, средний, низкий,

6. Умение организовать

этапа: присутствует, слабо

присутствует, слабо выражена,

слабо выражен, отсутствует;

По итогам исследования составляется заключение на каждого обучающегося.

Ф.И.О. обучающегося Егор Т. Возраст 8 лет

Школа №______________ класс 2 Р

Жалобы учителя: стойкие трудности формирования навыков счета, навыков чтения и

письма, низкая работоспособность, преобладание игровой мотивации.

Моторика: недоразвитие тонких мелких движений.

Характеристика деятельности: низкая сформированность мотивации к обучению, не

критичен, ошибок не замечает. Работоспособность снижена, характерны спады во время

выполнения заданий. При затруднении может отказаться от задания. Быстро истощается.

Внимание: неустойчивое, невыраженные сложности переключения внимания, низкая

способность к концентрации и удержанию внимания.

Память: низкая продуктивность запоминания, преобладает зрительная память.

Развитие речи: затруднено понимание двух-, трехступенчатой инструкции, бедный

Мышление: трудности в составлении последовательности картинок, не может объяснить

ответ. Не сформировано понимание скрытого смысла текста. Не умеет выделять

Пространственно-временные представления: сформированность представлений на низком

уровне. Недостаточность понимания квазипространственных отношений.

2. Коррекционно-развивающее направление.

По результатам диагностики составляются индивидуально-ориентированные планы

сопровождения на каждого обучающегося.

Коррекционно-развивающая работа представляет собой систему коррекционного воздействия

на учебно-познавательную деятельность, личностную сферу обучающегося с ЗПР в динамике

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР,

находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

1. Формирование учебной деятельности:

Формировать содержательную учебную мотивацию;

Развивать умение ориентироваться в задании;

Формировать умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль

Формировать умение выполнять заданное, доводить выполнение задания до конца и т.д.

2. Развитие пространственной ориентировки:

Формировать умения ориентироваться в схеме тела (выше, ниже, над, под между);

расположении предметов в пространстве относительно себя и о направлениях

пространства по отношению к себе (вверху, внизу, выше, ниже, вверх, вниз, над, под,

между, ближе, дальше, перед, за, вперед, назад и т.д.);

Расширять представления о пространственных отношениях объектов и их взаимном

расположении и т.д.

3. Формирование временных представлений:

Формировать навыки ориентировки во времени (ориентироваться во времени по часам;

оценивать события собственной жизни относительно себя сегодня и сейчас (сегодня,

вчера, завтра); ориентироваться в перечне событий, выстроенном в порядке их

последовательности во времени и т.д.

4. Развитие восприятия

Формировать умение узнавать, дифференцировать изображения предметов с разным

количеством информативных признаков;

Развивать умения зрительного анализа сюжетных изображений;

Развивать фонематическое восприятие;

Формировать фонематическую компетенцию: умения устанавливать

соотношение между звуковым и знаковым составом слов (умения перекодирования)

5. Развитие мелкой моторики рук

Формировать графические умения и т.д.

6. Развитие интегративных функций

Развивать зритель но-моторную, слухо-моторную и слухо-зрительно-моторную

7. Развитие памяти

Развивать объем и темп запоминания наглядного и слухоречевого материала и т.д.

8. Развитие мышления

Развивать умения мыслительного анализа и синтеза;

Развивать умение проводить сравнение;

Развивать комбинаторные умения;

Развивать умения логического и творческого мышления и т.д.

9. Развитие устной речи

Развивать лексическую и грамматическую подсистему речевого умения;

Развивать умения связной речи;

Формировать умение пересказывать текст;

Формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок, по сюжетной

картинке, на заданную тему и т.д.

Основной формой организации дефектологической работы являются

групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются обучающиеся с однородной

структурой нарушений. Количество детей варьируется в группах от степени выраженности

нарушения (от 2 до 6 человек). Занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом

режима работы школы. Продолжительность индивидуального занятия -20 минут, группового

занятия -40 минут.

Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом

специальных приемов и методов, обеспечивающих специальные образовательные

потребности обучающихся с ЗПР, предоставление обучающимся дозированной помощи, что

позволяет индивидуализировать коррекционный процесс. Очень важным является перенос

формируемых на занятиях умений и навыков в учебную работу ребенка, связь коррекционных

программ специалиста с программным материалом и его требованиями.

Для повышения эффективности обучения создаются специальные условие:

Индивидуальная помощь в случае затруднения;

Многократные упражнения для закрепления материала;

Более частое использование наглядных дидактических пособий;

Вариативные приемы обучения, такие как повтор инструкции, речевой образец,

демонстрация действий, планы-алгоритмы и схемы выполнения и т.д.;

Создание ситуации успеха на занятии и др.

3. Консультативно-просветительское и профилактическое направление.

Оказание дефектологической помощи родителям обучающихся в вопросах обучения;

Профилактика нарушений в развитии обучающихся;

Повышение профессиональной компетентности педагогов и расширение знаний в

вопросах обучения детей с ЗПР;

Подготовка и включение педагогов и родителей в решении коррекционно-развивающих

задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции и развития.

Наиболее эффективными приемами работы с родителями являются:

Прием обучения приемам коррекционной работы (открытые занятия, мастер-классы и

Систематические выступления на родительских собраниях, родительско-педагогических

Консультирование родителей по итогам обследования и т.д.

Нельзя не сказать, что самое важное в системе сопровождения-совместная деятельность всех

специалистов с привлечением родителей, ориентированная на достижение учебных

достижений обучающегося, на развитие учебной мотивации и успешности в овладении

знаниями. Без этого, все остальные результаты становятся сопутствующими, и не определяют

достижения основной цели-качественного образования ребенка.

Статья «Диагностического обследования детей дошкольного возраста с ЗПР»

Опыт диагностического обследования детей дошкольного возраста с ЗПР

Я работаю в детском саду комбинированного вида воспитателем коррекционной группы с задержкой психического развития. Одним из исходных принципов коррекционно-педагогической работы является принцип единства диагностики и коррекции. До­школьные группы для детей с задержкой психического раз­вития, по сути, являются диагностико-коррекционными.

Наблюдения за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной рабо­ты имеет важнейшее значение для определения путей, мето­дов конкретного содержания ее на различных этапах обуче­ния и воспитания. Диагностическое обследование детей в детском саду общепринято проводить три раза в год: в сентябре, с целью выявления уровня освоения основных разделов типовой программы, в середине учебного года, с целью выявления динамики, и в мае, с целью выявления качественных изменений в развитии ребенка.

Педагогическое обследование воспитателя направлено на изучение сферы знаний и представлений об окружающем мире, продуктивным видам деятельности, а также на выявление некоторых умений и навыков, необходимых для дальнейшего усвоения образовательной программы в условиях специального детского сада.

Кроме того, как рекомендует программа Шевченко, важно при диагностическом обследовании изучить “уровень обученности” ребенка по основным разделам “Программы воспитания и обучения в детском саду”, под редакцией М.А. Васильевой, при этом ориентируясь на программу предыдущей возрастной груп­пы. Трудности в обследовании детей вызывает то, что ребенок с ЗПР определенной возрастной группы может в разном объеме освоить различные разделы программы. В чем-то он может прибли­жаться к нормально развивающимся детям, а в чем-то значи­тельно отставать, поэтому некоторые параметры показателей развития ребенка приходится комбинировать (отдельные показатели брать из разделов программы более раннего возраста, отдельные – из возрастной нормы).

Диагностическое обследование детей организую через общеобразовательные занятия, наблюдения за самостоятельной деятельностью детей, либо при индивидуальной работе с ними.

Используемый на занятиях материал знаком детям, доступен для восприятия. Инструкцию детям даю словесно, в случае необходимости применяю наглядные средства (картинки, игрушки, муляжи). Всегда заостряю внимание на том, чтобы дети правильно поняли задание. Поэтому если после инструкции дети не приступили к выполнению задания или действуют неверно, при помощи дополнительных вопросов убеждаюсь в понимании ими задания. При необходимости инструкцию повторяю, делю на части.

Обследование носит диагностически развивающий характер. Если у детей при выполнении задания возникают некоторые трудности, то предлагаю им разнообразные виды помощи. Например, с помощью вопросов, замечаний, указаний, организую рассматривание предметов и иллюстраций по теме, напоминаю о сравнении с натурой, уточняю характер формы, деталей, способы изображения. При необходимости использую частичный показ способов изображения. Такие виды помощи стимулируют детей к поиску самостоятельного решения поставленной задачи. Если ребенок затрудняется в обследовании предмета, то предлагаю ему план обследования. В протоколе обследования указываю, выполнил ли задание самостоятельно, с помощью или не справился с заданием даже при оказанной помощи. При определении уровня развития, учитываю объём требуемой помощи.

Большое внимание при диагностике уделяю методике проведения занятий. Считаю важным, чтобы все занятия проходили в живой, радостной, эмоциональной атмосфере и были интересны детям. Для этого использую методы эмоционального стимулирования: игры, игровые задания, сюрпризные моменты, художественное слово.

Результаты диагностики заносшу в таблицу, используя трехуровневую символическую систему. Обобщаю и анализирую процесс деятельности ребенка, определяю уровень развития его умений и навыков. Это позволяет правильно спланировать дальнейшую работу по обучению детей различным видам деятельности, наметить индивидуальную коррекционную работу.

Читайте также:  Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Ссылка на основную публикацию