Цветы и насекомые – конспект логопедического занятия

Цветы и насекомые – конспект логопедического занятия

Подготовила: учитель – логопед Соколовская Наталья Петровна,

МОБУ “Саракташская СОШ № 3” Саракташского района Оренбургской области

Задачи:

  • актуализация словаря по теме «Насекомые»;
  • закрепление умения правильно согласовывать числительное, прилагательное и существительное;
  • развитие логического мышления;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие координации общих движений и пальчиковой моторики;
  • развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: предметные картинки по теме «Насекомые», ромашка с заданиями, картинка с наложенным изображением насекомых, листы бумаги с нарисованными сотами, мяч, числа 1-5, листочки с недорисованными изображениями жука и бабочки, карандаши.

  1. Оргмомент. Развитие логического мышления

– Здравствуйте, ребята! Хотите узнать, кто сегодня будет у нас в гостях на занятии? Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами: среди них отгадки на мои загадки. Внимательно слушайте загадку и поднимайте картинку-отгадку.

(Логопед читает загадки, а дети ищут отгадки)

  • В лесу у пня суетня, беготня.

Народ рабочий весь день хлопочет

Из лесного сора

Строит себе город. (Муравьи)

В уголке сплел гамачок.

Отдохните, крошки!» (Паук)

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком! (Пчела)

– Дети, а как можно назвать одним словом муравья, паука, пчелу? (Насекомые)

  1. Активизация и обобщение словарного запаса обучающихся

– Почему зимой на улице нельзя увидеть насекомых? (Потому что на улице холодно, они спят.)

– Когда же появляются насекомые на улице? (Весной)

– А почему весной? (На улице становится тепло, и насекомые выползают из своих жилищ)

– А кто, ребята, из вас скажет, какие внешние признаки есть у всех насекомых? (У насекомых есть голова, на голове у них есть усики, глаза, хоботок, челюсть, есть туловище, 6 лапок – с каждой стороны по 3 штуки, крылья и жало.)

(Логопед показывает внешние признаки насекомых по картинке)

– А знаете ли вы, что слово «насекомые» произошло от слова «насечки». Насечки – это поперечные полоски на теле насекомых.

– Поднимите вверх картинку с изображением насекомого, о котором можно сказать «трудолюбивая».

(Дети поднимают картинку, на которой изображена пчела.)

– Давайте вместе произнесем это словосочетание – трудолюбивая пчелка.

– Сегодня у нас в гостях будет пчелка. Она принесла с собой ромашку, с которой собирала мед. Но эта ромашка непростая, она волшебная. С обратной стороны каждого лепестка написано задание, которое пчелка предлагает нам выполнить.

  1. Развитие зрительного внимания

– Посчитаем вместе, сколько лепестков у ромашки.

(Дети хором считают лепестки.)

– Значит, сколько заданий нам предстоит выполнить? Мы должны очень постараться, чтобы не огорчить нашу пчелку.

– Отрываем первый лепесток. Отрывать каждый лепесток мы будем со словами: «Я оторвала … лепесток». Отрывай, Ангелина, и произноси: «Я оторвала первый лепесток!»

(Логопед читает задание)

– Ребята, пчелка предлагает нам познакомиться с её друзьями. Но сначала мы должны их отыскать. Посмотрите на картинку и кто нашел, поднимите руку. Начните свое высказывание со слов «Я нашел (шла)…

(Дети по очереди называют спрятавшихся насекомых. Логопед вывешивает на доску соответствующую картинку)

– Вот они – друзья пчелки! Ребята, а вы знаете, что среди насекомых есть полезные и есть вредные насекомые.

– Сережа, подойти к доске и повесь картинки, на которых изображены полезные насекомые справа, на картинки с вредными насекомыми слева. Посмотрите, ребята, Сережа справился с заданием?

– Кто расскажет о насекомых, которые приносят вред. (Муха и комар – вредные насекомые. Они на своих лапках переносят микробы и опасные болезни.)

– А какие насекомые приносят пользу? (Пчела, муравей, кузнечик, бабочка, стрекоза – это полезные насекомые, они приносят пользу. Пчела и бабочка опыляют цветы, кузнечик, муравей, стрекоза – поедают вредных насекомых.)

  1. Развитие связанной речи

– Жан, отрывай второй лепесток и произноси слова «Я оторвал второй лепесток».

– Слушайте внимательно задание – «Продолжи предложение». Я начинаю предложение и показываю на картинки, а вы должны закончить мое предложение. «Птицы едят насекомых… (жуков, гусениц, комаров, бабочек,…

– А чем питаются сами насекомые? (Насекомые питаются листьями, травой, стеблями растений – гусеницы, тля; нектаром цветов – пчелы и бабочки; другими вредными насекомыми – кузнечик, стрекоза и мураве;, остатками пищи человека – мухи.)

– Для чего нам нужны насекомые? (Они служат кормом для птиц, опыляют растения)

  1. Развитие пальчиковой моторики

– Отрываем третий лепесток. Варя, отрывай и произноси слова «Я оторвала третий лепесток». А сейчас наша пчелка хочет превратить ваши пальчики в пчелиный рой.

(У каждого ребенка лист бумаги с нарисованными сотами. Пальцы ребенка – указательный и средний – «ходят» – «летают» по сотам на ударные слоги)

Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились холодные сны?

– Молодцы, ребята! Ваши пальчики было похожи на веселых пчел.

  1. Развитие грамматического строя речи

– Какой лепесток, Аделина, по счету мы отрываем? («Я оторвала четвертый лепесток»)

– Я читаю задание: «Сосчитай до пяти».

На доске прикреплены картинки (шмель, стрекоза) и числа (1 – 5).

– Я начинаю, а вы продолжите по очереди.

  • один мохнатый шмель;
  • одна изумрудная стрекоза.

(Обратить внимание на согласование числительного, прилагательного и существительного, правильное произношение окончания)

  1. Развитие общей моторики, словарного запаса

– Саша, отрывай следующий лепесток и произноси наши слова. («Я оторвал пятый лепесток») Пчелка предлагает нам сыграть в игру, которая называется «Угадай, кто я?»

(Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу, игра с мячом)

  • Порхает (кто) – бабочка
  • Жужжит – жук
  • Звенит – комар
  • Собирает мед – пчела
  • Жалит – оса
  • Ползает – гусеница
  • Прыгает – кузнечик
  • Плетет паутину – паук
  • Трудится – муравей
  • Летает – стрекоза

– Назовите их одним словом. Кто это? (Насекомые)

  1. Развитие графомоторных навыков

– Остался последний лепесток. Ребята, давайте вместе посчитаем, сколько лепестков было у ромашки.

– Значит, какой по счету ты оторвала лепесток, Ангелина? («Я оторвала шестой лепесток»)

– Посмотрите, у каждого из вас на столе лежат листочки. Переверните их, возьмите карандаши в руки. Задание пчелки такое «Дорисуй по точкам вторую половинку».

(На столах лежат листочки с изображением бабочки и жука.)

– Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили? (Мы говорили о насекомых.)

Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным?

Конспект логопедического занятия на тему “Насекомые”
план-конспект урока по логопедии (старшая группа) на тему

Лексическая тема: Насекомые

Цели:
– расширение и активизация словаря по теме «Насекомые»;
– развитие познавательных способностей детей;
– воспитание экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_nasekomye.docx28.79 КБ
prezentatsiya_nasekomye.pptx1.48 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по развитию речи

для детей старшей группы в условиях логопункта

«Детский сад «Белоснежка»

Лексическая тема: Насекомые

Цели:
– расширение и активизация словаря по теме «Насекомые»;
– развитие познавательных способностей детей;
– воспитание экологической культуры.

1. Обучающие задачи:
– обобщить представления детей о многообразии насекомых;
– закрепить знания об условиях их обитания, природных и построенных человеком жилищах.
– упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых;
– уточнить представления о пользе насекомых;
– развивать сообразительность, формировать образное мышление.

2. Речевые задачи:
– упражнять в словообразовании, употреблении существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

3. Развивающие задачи:
– развитие психических процессов;
– развитие эмоционально – позитивного настроя для работы с компьютерной игрой обучающего характера.

4. Воспитательные задачи:
– воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.

Ценность: воспитание любви к родной природе.

Активизация словаря : насекомые, кузнечик, божья коровка, майский жук, паук, гусеница, муха, бабочка, пчела, муравей, жук-рогач, комар, стрекоза, обжоры, стебель, сырье, воск, шелк.

Словесные – беседа, вопросы, объяснение.

Наглядные – демонстрация картинок, презентации.

Игровые – дидактическая игра «Назови ласково», пальчиковая гимнастика «Майский жук», физкультминутка «Бабочки».

Практические – отгадывание загадок, звуко-буквенный анализ слова, дидактическое упражнение, ответы на вопросы к прослушанному тексту.

Форма работы: подгрупповая.

Оборудование: ноутбук, проектор, магнитная доска, мольберт.

Демонстрационный материал : презентация на тему «Насекомые», сюжетная картина к сказке К. Я. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Раздаточный материал : разрезные картинки насекомых.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Превращение гусеницы в бабочку», чтение сказки «Гусеница и бабочка», игра-занятие “Друзья для бабочки», просмотр детского фильма «Мария – Мирабелла», чтение стихотворения К. Я. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Организация занятия: на ковре, за столами.

  1. Орг. момент. Рассматривание картинки к стихотворению К. Я. Чуковского «Муха-Цокотуха». Объявление темы занятия.
  2. Отгадывание загадок. Дидактическая игра «Назови ласково».
  3. Физкультминутка «Бабочки».
  4. Звуко-буквенный анализ слова «ЖУК». Дидактическое упражнение «Божья коровка».
  5. Пальчиковая гимнастика «Майский жук».
  6. Прослушивание текста «Насекомые». Ответы на вопросы.
  7. Итог занятия.

Л: Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на картину. (Слайд 4) Кто на ней изображен? (Муха, комар, кузнечики). А из какой сказки они к нам пришли? («Муха-Цокотуха»). А как мы можем всех персонажей картинки назвать одним словом? (Насекомые). Верно, и сегодня на занятии мы поговорим с вами об этих загадочных существах.

  1. Отгадывание загадок. Дидактическая игра «Назови ласково».

Логопед читает загадки, дети подбирают картинку, соответствующую отгадке и преобразовывают ответ в уменьшительно-ласкательную форму. (Слайд5-6)

Он из веточек, из хвои

Настоящий дом построит

Без пилы и без гвоздей.

Кто строитель? . (Муравей – муравьишка)

Черен, да не ворон,

Рогач, да не бык,

Шесть ног без копыт. Летит – воет,

Сядет – землю роет. (Жук – рогач, – жучок)

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком. (Пчела-пчелка)

Самого не видно,

а песню слышно;
Летит, пищит,

случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар-комарик)

Надо мной она кружит,

Надо мной она жужжит.

Ну и приставуха

Эта цокотуха. (Муха-мушка)

Прополз мохнатый червячок,

И весь в дырочках листок. ( Гусеница – гусеничка )

Это что за сеточка

На зелёных веточках?

Кто без ниток и без рук

Сплёл ту сеточку? (Паук – паучок)

Что за девчонка:

Летит — стрекочет. ( Стрекоза – стрекозка )

  1. Физкультминутка «Бабочки » (Слайд 7)

Эники- беники- крас
Стану бабочкой сейчас.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем с бабочкой порхать.
Крылья пестрые мелькают.
Дети – бабочки летают.
Соберемся мы в кружок,
Вновь вернемся на лужок,
Потанцуем, покружимся,
На полянке приземлимся.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вновь детьми хотим мы стать.

  1. Звуко-буквенный анализ слова «ЖУК». (Слайд 8) Предложно-падежные конструкции. Упражнение «Божья коровка». (Слайд 9)

Л: Божья коровка принесла на крылышках звуки: Ж У К.

Какое слово получается? Составим звуковую схему слова «Ж У К».

Д/у «Божья коровка».

Прилетела божья коровка. Вопросы детям:

– Божья коровка спряталась где?(в траве).

– Божья коровка села на что?(на цветок).

– Божья коровка ползет по чему?(по стеблю).

– Божья коровка перелетела с чего на что?(с цветка на цветок).

Ответы детей полным предложением.

  1. Пальчиковая гимнастика «Майский жук». (Слайд 10)

Я веселый майский жук, Сжать кулачок,

Знаю все сады вокруг. указательный палец и мизинец развести

Над лужайками кружу, пошевелить усами.

А зовут меня Жужу!

  1. Прослушивание текста «Насекомые». Ответы на вопросы. (Слайд 11)

На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». Насекомые — обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители — переносчики болезней человека и животных; есть и полезные — опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).

– Почему насекомых так назвали?

– Что едят насекомые?

– Сколько они живут?

– Когда они появляются?

– Кто поедает насекомых?

– Какую пользу приносят насекомые?

– Какой от насекомых бывает вред?

7. Итог занятия: собрать разрезные картинки и назвать насекомое.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

НАСЕКОМЫЕ Конспект логопедического занятия для детей старшей группы

Лексическая тема: Насекомые Цели: – расширение и активизация словаря по теме «Насекомые»; – развитие познавательных способностей детей; – воспитание экологической культуры. 1. Обучающие задачи: – обобщить представления детей о многообразии насекомых; – закрепить знания об условиях их обитания, природных и построенных человеком жилищах. – упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых ; – уточнить представления о пользе насекомых; – развивать сообразительность, формировать образное мышление.

2. Речевые задачи: – упражнять в словообразовании, употреблении существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. 3. Развивающие задачи: – развитие психических процессов; – развитие эмоционально – позитивного настроя для работы с компьютерной игрой обучающего характера. 4. Воспитательные задачи: – воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей. Ценность: воспитание любви к родной природе.

Рассмотрите картинку. Кто на ней изображен? Из какой сказки они пришли?

Подберите правильную картинку к загадке 1. Он из веточек, из хвои Настоящий дом построит Без пилы и без гвоздей. Кто строитель? . 2. Черен, да не ворон, Рогач, да не бык, Шесть ног без копыт. Летит – воет, Сядет – землю роет. 3. Летит, пищит, случай не упустит: Сядет и укусит. 4. Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком — Он поделится медком.

5. Надо мной она кружит, Надо мной она жужжит. Ну и приставуха Эта цокотуха. 7. Это что за сеточка На зелёных веточках? Кто без ниток и без рук Сплёл ту сеточку? 8. Что за девчонка: В поясе тонка, Огромные очи. Летит — стрекочет 6. Прополз мохнатый червячок, И весь в дырочках листок

Физкультминутка «Бабочки» Эники- беники- крас Стану бабочкой сейчас. Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом. Раз, два, три, четыре, пять, Будем с бабочкой порхать. Крылья пестрые мелькают. Дети – бабочки летают. Соберемся мы в кружок, Вновь вернемся на лужок, Потанцуем, покружимся, На полянке приземлимся. Раз , два, т ри , че тыре , пять. Вновь детьми хотим мы стать .

Божья коровка принесла на крылышках звуки: Ж У К Какое слово получается? Составим звуковую схему.

1. Божья коровка спряталась где? (в траве) 2. Божья коровка ползет по чему? (по стеблю) 3. Божья коровка села на что? (на цветок) 4. Божья коровка перелетела с чего на что? (с цветка на цветок)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «МАЙСКИЙ ЖУК» Я веселый майский жук, ( Сжать кулачок) Знаю все сады вокруг ( мизинец и указательный палец развести в стороны – «усы») Над лужайками кружу, ( пошевелить усами). А зовут меня Жужу !

Вопросы к тексту «Насекомые» – Почему насекомых так назвали? – Что едят насекомые? – Сколько они живут? – Когда они появляются? – Кто поедает насекомых? – Какую пользу приносят насекомые? – Какой от насекомых бывает вред?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Логопедическая разминка» – ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп.

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований .

МДОУ г.БалашоваСаратовской области д/с «Зёрнышко».

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи.

Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление .

Конспект занятия с детьми старшей логопедической группы «Насекомые»

Цель: закрепление и расширение знаний детей по теме «Насекомые».

  • активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»;
  • упражнять детей в подборе слов-антонимов;
  • совершенствовать навык ведения подготовительного диалога;
  • учить детей подбирать слова, обозначающие действия;
  • закреплять и развивать умение составлять описательный рассказ по плану-схеме.
  • развивать внимание, зрительное восприятие, логическое мышление, мелкую и общую моторику, память.

– воспитывать любовь и уважение к родной природе.

Оборудование: коробочка, игрушка «Жук», предметные картинки с изображение насекомых, мяч, мнемотаблица для составления рассказа.

1. Организационный момент

Педагог вносит коробочку.

– Ребята, посмотрите какая у меня коробочка. Угадайте, кто там. Для этого надо отгадать загадку.

В мае начинает лёт,

И гудит, как самолёт!

Сразу слышат все вокруг –

Пролетает майский . ! (Жук.)

– Правильно, это майский жук. (Педагог достает из коробочки «жука».) А каких еще жуков вы видели? (Жук-олень, пожарник, божья коровка и т.д.)

2. Основная часть.

– Сейчас наступила весна. Солнышко стало пригревать и насекомые выползают из своих укрытий.

Дети садятся на свои места.

– Сейчас мы проверим, как вы их знаете.

Педагог читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на доску.

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее. (пчела).

Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом (муравей).

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки (божья коровка).

Ножки тонкие тащит.

Случай не упустит.

Сядет и укусит (комар).

Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажи? (оса).

Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (кузнечик).

Шестилапый и мохнатый,

Зажужжал мотор крылатый.

Опылять цветущий хмель

Прилетел проворный. (шмель).

Она ярка, красива,

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок (бабочка).

– Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

– А паук – это насекомое?

– Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

– Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

– Назовите полезных насекомых. (Бабочка, пчела, муравей.)

– Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

– Назовите вредных насекомых. (Муха – разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)

3. Д/и «Четвертый лишний»

муха, комар, пчела, таракан

кузнечик, таракан, стрекоза, муравей

стрекоза, божья коровка, кузнечик, пчела

4. Д/и «Скажи наоборот»

Встаньте около меня в кружок. Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». (Логопед бросает ребенку мяч, тот возвращает мяч обратно, подбирая слово-антоним.)

Комар злой, а бабочка, наоборот, – добрая.

Шмель большой, а божья коровка… маленькая.

Пчела полезная, а муха… вредная.

Оса живет на улице, а таракан… дома.

Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.

Жук жужжит, а паук… молчит.

Стрекоза летает быстро, а комар… медленно.

5. Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо – (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

6. Чтение рассказа Ирины Гуриной «Как появляется бабочка»

– Бобочки летли, летали и присели на цветочки. (Дети садятся на ковер.)

– Я вам сеячас прочитаю рассказ Ирины Гуриной «Как появляется бабочка»

Бабочки самые красивые насекомые. Они живут везде, где есть растения. Бабочки бывают даже гигантские, размером с птицу и маленькие – с ноготок. Вы видели когда-нибудь бабочку? Ну конечно видели! А хотите узнать, как появляются эти удивительные создания?

Самка бабочки находит укромное место на нижней стороне листа и откладывает там множество крохотных яичек. В каждом из них находится малюсенькая гусеница, которая день ото дня растет. Со временем она набирается сил и прогрызает оболочку яйца. Выбравшись наружу, гусеница тут же начинает поедать листья. Чем больше она ест, тем быстрее растет. И однажды старая кожа, становится ей мала. Эта кожа лопается, и гусеница выползает из нее, словно из старого платья.

Гусеницы, как и бабочки, бывают разные: большие и маленькие, яркие и незаметные. Тело гусеницы состоит из множества частей, расположенных друг за другом, словно вагончики поезда. При помощи цепких ножек она ловко ползает по листьям и веткам. Вскоре гусеница становится очень большой, перестает есть, и ползать, устраивается поудобнее в каком-нибудь уютном месте на листке или ветке и опутывает себя липкими нитями.

Старая кожа снова лопается и под ней появляется тельце гусеницы, покрытое новой, мягкой кожей. Его называют коконом. Внутри кокона растет бабочка. Однажды она вылупляется, словно птенец из яйца. Выбравшись наружу, бабочка некоторое время сидит неподвижно, а потом начинает порхать над цветами. Тонким хоботком бабочка пьет цветочный нектар. Придет время, она тоже отложит яйца, из которых появятся прожорливые гусеницы, а потом эти гусеницы превратятся в прекрасных бабочек.

Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами. Вот они то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраните красоту.

Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека.

7. Д/и «Назови насекомое»

Педагог раздает детям различные картинки с изображением насекомых. Ребенок должен описать словами, что делает его насекомое, не показывая при этом свою картинку другим детям. По описанию ребята должны отгадать насекомое.

8. Составление рассказа с использованием мнемотаблицы «Насекомые»

  1. Солнце лето, весна.
  2. Луг на лугу.
  3. Улей пчела живет в улье.
  4. Муравейник муравей живет в муравейнике.
  5. Стадии бабочек развитие бабочки.
  6. Человек польза и вред, которые приносят насекомые.

(Примерный рассказ по мнемотаблице.)

Наступает весна, и на лугу появляются первые насекомые: жуки, бабочки, муравьи. Над цветами гудят пчелы – они собирают нектар для того, чтобы отнести его в улей и превратить в мед. Из опавших листьев, травиное и хвои муравьи строят свой домик – муравейник. Самые красивые на лугу – это бабочки. Бабочка проходит долгий путь от личинки до взрослого насекомого. Бабочки похожи на прекрасные цветы и называются по-разному: лимонницы, махаоны, крапивницы. Насекомые приносят огромную пользу – они опыляют цветы и уничтожают вредителей. Насекомыми питаются птицы.

Конспект итогового логопедического занятия по теме “Насекомые”

Разделы: Логопедия

Коррекционно-образовательные цели:

  • закрепить знания полученные в период обучения на теме “Насекомые”;
  • образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • согласовывать числительные с прилагательными и существительными;
  • выполнять звуковой анализ слова;

Коррекционно-развивающиецели: развивать зрительное внимание и фонематическое, слуховое, сенсорное восприятие; стимулировать мыслительную и речевую активность;

Воспитательные цели: воспитывать самостоятельность, доброжелательное отношение; воспитывать желание помочь другим.

Организационный момент

Дети рассказывают стихотворение наизусть “Веселый бал”.

На лугу веселый бал
Был открыт весною:
На трубе Комар играл,
Шмель мохнатой танцевал
С Мушкой голубою.
И кружился ветерок,
Листьями играя.
И качался в такт цветок,
Свой зеленый стебелёк
Стройно наклоняя.
Стрекоза легко неслась
С Мотыльком нарядным.
И Улитка приплелась
И удобно разлеглась
Под листком прохладным.
Прилетел и Майский Жук
С толстою Жучихой,
И, толкая всех вокруг,
Он вошёл в веселый круг,
Подбоченясь лихо.
Муравьи толпой пришли,
Шевеля усами,
И плясать они пошли.
Лишь паук сидел вдали,
Прячась за ветвями.
И сердился и ворчал:
“Что за новоселье, –
Что еще такой за бал?”
Злой Паук не понимал
Счастья и веселья.

– Ребята, о ком это стихотворение?

– О комаре, шмеле, мушке, стрекозе, мотыльке, муравьях, пауке – о насекомых.

– Правильно, ребята! А вот с Незнайкой произошло несчастье. Он вышел на улицу увидел много насекомых и решил их поймать. Поймал и посадил в банки, но он не знал, что так делать нельзя и очень переживает, не знает как теперь насекомых освободить. Поможем Незнайке освободить насекомых?

– А чтобы освободить, необходимо сначала отгадать загадку и только потом выполнить задания. После выполненного задания, мы насекомого из банки пересадим на “полянку”.

Основная часть

К загадке первой мы идем.
Смотри, стоит какой – то дом.
Дом без дверей и без окон
Народом дружным заселен.
Народ веселый, трудовой
Охотно дом построил свой.
Все что-то тащат, все снуют,
Стараются, не устают.
Ты видел этих силачей?
Тогда скажи, дом этот чей? (Муравейник – муравей).

– Молодцы, отгадали насекомое. Первое задание – игра с мячом “Один – много”

Паук – пауки
Муха-мухи
Комар-комары
Стрекоза-стрекоза
Муравей-муравьи
Пчела-пчелы
Оса-осы
Гусеница-гусеницы
Кузнечик-кузнечики
Жук-жуки
Таракан-тараканы
Бабочка-бабочки
Сверчок-сверчки

Задание выполнено – посадим муравья на “полянку”- в муравейник.

В мае месяце появился не рак, не рыба,
Не зверь, не птица, не человек.
Нос долог, голос тонок,
Летит – кричит, сядет – молчит. (Комар)

– Молодцы, отгадали насекомое. Второе задание – игра “Сосчитай 1-2-5”

Одна большеглазая стрекоза – две большеглазые стрекозы – пять большеглазых стрекоз.

Одна пестрокрылая бабочка – две пестрокрылые бабочки – пять пестрокрылых бабочек.

Один большой жук –два больших жука – пять больших жуков.

Задание выполнено – посадим комар на “полянку” – на траву.

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

– Молодцы, отгадали насекомое. Третье задание – игра “Звуковой анализ слова бабочка”.

– Ребята, а слово бабочка– это короткое слово или длинное?

– Слово бабочка –длинное.

Правильно, а теперь назовите каждый звук и дайте полную характеристику звуков.

Задание выполнено – посадим бабочку на “полянке” – на цветок.

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик
“Больше всех мои глаза!”-
Любит хвастать. (стрекоза)

– Молодцы, отгадали насекомое. Четвертое задание – подвижнаяигра“Стрекоза”

Летит стрекоза,Дети бегут по кругу, расставив руки.
Как горошины глаза.Сомкнутыми большим и указательным пальцами показывают глаза стрекозы.
Вверх – вниз,Сначала бегут на носочках, потом в полуприседе.
Взад – вперед,Меняют направление бега.
Как прозрачный самолет.Свободно бегают по ковру.

Задание выполнено – посадим стрекозу на “полянке” – между цветком и папоротником.

Что за мелкая букашка
В пятнистой рубашке.
Детки в руки взяли,
Хором присказку сказали:
– “Мелкая букашка
Лети на небо –
Там твои детки
Кушают котлетки”. (Божья коровка)

– Молодцы, отгадали насекомое. Пятое задание – “Деление на слоги”.

Дети из “волшебного мешочка” достают насекомое, сделанное из резины, и проговаривают, сколько слогов в названии насекомого. Затем “садят” рядом с цифрой 1, 2, 3 в зависимости от количества слогов в названии насекомого.

Задание выполнено – посадим божью коровку на “полянку”- под листок папоротника.

Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк.
Покупайте, мухи, шелк! (Паук)

– Молодцы, отгадали насекомое. Пятое задание – чтение предложений на паутинках.

Муравей живёт в муравейнике.
Пчела живёт в улье.
Паук плетёт паутину.
Бабочка порхает.
Комар пищит.
Пауки сплели паутину.
Пчёлы собирают нектар.
Красивая бабочка.
Божья коровка сидит на цветке.
На цветке сидят бабочки.
Пчела улетела в улей.
Трудолюбивый муравей.
Пятнистая божья коровка.
Бабочка.
Паук.
У стрекозы большие глаза.

Задание выполнено – посадим паука на “полянке”- на паутину.

Итог занятия. – Ребята, вы помогли Незнайке освободить всех насекомых. Идавайте каждый из вас скажет ему, во что понравилось играть?

Конспект логопедического занятия “Насекомые”

На занятии активизируется словарный запас детей по теме “Насекомые”, упражняются в подборе глаголов и прилагательных, закрепляют умение согласовывать числительные с существительными.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия “Насекомые”»

– активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»;

– упражнять детей в подборе глаголов, прилагательных;

– совершенствовать навык определять на слух односложных и многосложных слов;

– учить составлению предложений с предлогами пространственного значения;

– закреплять и развивать умение согласовывать числительные с существительными;

– развивать внимание, зрительное восприятие, слуховое восприятие, мелкую моторику, память;

– воспитывать любовь к природе;

Демонстрационный материал: картинки насекомых, пластмассовой набор насекомых, мяч, магнитная доска, аудиозапись издаваемых звуков насекомых (муха, пчела, комар, кузнечик)

Раздаточный материал: «домики» для слов, лист с силуэтом бабочки для штриховки, цветные карандаши

Логопед: Сядут те ребята, у кого на стульчике бабочки. Сядут те ребята у кого стрекоза.

Сообщение темы занятия

Логопед: Стрекоза, бабочка – как мы можем назвать одним словом?

Логопед: А каких еще вы знаете насекомых?

Дети: Паук, муха, пчела, …..

Лексико-грамматические игры и упражнения

1) «Подбери подходящее слово» Подбор глаголов к существительному

Бабочка (что делает?) порхает.

Кузнечик (что делает?) прыгает

Жук что делает (что делает?) ползет

Собака (что делает?) лает

Комар (что делает?) жужжит

2) «Найди лишний» Убрать лишний предмет

Логопед: Можно ли все это, назвать одним словом НАСЕКОМЫЕ

Дети: ответы детей

3) «Расселим в домики слова» Односложные слова в маленький домик, многосложные в большой.

БАБОЧКА, КУЗНЕЧИК, ЖУК, ГУСЕНИЦА, ШМЕЛЬ, КОМАРЫ

Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.

Вот какая стрекоза- очень круглые глаза

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится как вертолет:

Вправо, влево, взад, вперед

(Руки на пояс, повороты влево – вправо, наклоны)

Прыг- скок, прыг- скок

4) Игра с мячом «Подбери прилагательное»

Логопед. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.

Бабочка (какая?) желтая

Кузнечик (какой?) зеленый

Божья коровка (какая?) маленькая

Паук (какой?) большой

Гусеница (какая?) длинная

5) «Ответ на вопрос» Отработка пространственных предлогов в предложениях.

– Кто ползет к паутине? (К паутине ползет паук)

– Кто прыгнул с веточки? (С веточки прыгнул кузнечик)

– Кто спрятался под листочком? (Под листочком спрятался муравей)

– Кто сидит на цветке? (На цветке сидит бабочка)

– Кто ползет по руке? (По руке ползет божья коровка)

6) «Посчитай-ка» согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже

Логопед: На ромашку сели бабочки. А ну-ка, посчитаем их хором

Дети: Одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек

Логопед: Над ромашкой летают стрекозы. А ну-ка, посчитаем их хором

Дети: Одна стрекоза, две стрекозы, три стрекозы, четыре стрекозы, пять стрекоз

Звуки, которые издают насекомые. «Послушай и угадай»

(муха, пчела, комар, кузнечик)

Работа на листочках: штриховка бабочки

вас на листочках изображены бабочки. Мы с вами выполним штриховку по образцу.

Логопед: О ком мы с вами говорили на занятии?

Дети: О насекомых

Логопед: Что вам понравилось на занятии? (ответы детей)

Логопед: Занятие закончилось, вы все сегодня молодцы!

Конспект логопедического занятия «Насекомые»

Наталья Исаева
Конспект логопедического занятия «Насекомые»

Тема «Насекомые»

Цели занятия:

Коррекционно-обучающие: уточнение знаний о насекомых, их характерных признаках; пересказ рассказа по ССК; употребление предлогов в речи.

Коррекционно-развивающие: развитие логического мышления и внимания.

Коррекционно- воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову; положительной мотивации к занятию.

Оборудование: предметные картинки с изображением насекомых; скартинки к игре «Где насекомые, пособие «Вредные и полезные насекомые»

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед. Сегодня я предлагаю совершить прогулку на чудесную полянку. Посмотрите, сколько вокруг цветов. Изобразите цветы с помощью своих пальчиков.

(Дети выполняют задание).

(Дети делают глубокий вдох через нос, а выдох через «трубочку»).

А вот мимо полетели бабочки, проползли жучки, червячки.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Насекомые».

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем. (Сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит! (Вращают мизинцем)

Прячьтесь! (Руки за спину)

II. Сообщение темы занятия

Логопед. Вы догадались о ком мы будем говорить? Да, мы будем говорить о насекомых.

III.Называние насекомых по картинкам.

IV.Беседа по теме

Л. Почему они так называются? Когда появляются? Когда прячутся? Что делают летом? Что делают зимой?

V.Называние вредных и полезных насекомых (используя учебное пособие).

VI. Лексико-грамматические игры и упражнения

А) «Подбери слово» подбор глаголов к слову насекомые: летают, кусают, жалят, вредят, вылезают, трудятся, засыпают и т. д.

Жук жужжит- жуки жужжат

Б) «Подбери признак» подбор признаков

Жук какой? (Большой, рогатый и т. д.)

Насекомые какие?-

В) «Четвертый лишний». Выставляются картинки.

Муха, муравей, грач, пчела.

Стрекоза, жук, гусеница, собака.

Комар, пчела, бабочка, лев.

VII. Физкультминутка «Жук».

Я нашла себе жука на большой ромашке.

Не хочу держать в руках- пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук, нос испачкал пылью.

Улетел мой майский жук, зажужжали крылья.

(Дети выполняют движения по тексту.)

VIII. Употребление предлогов в речи. Игра «Где насекомые

Бабочка сидит на ромашке.

Жуки ползут по дереву.

Пчела собирает нектар с цветка.

Стрекоза пролетает над прудом.

Таракан ползет под столом.

Муравей ползет к муравейнику.

Пчела вылетела из улья.

(Дети называют предлог, который использовали в предложении и обозначают его схемой.)

IX.Пересказ рассказа «Муравьи» по ССК

-загадка о муравье:

В лесу, живет трудяга – славный,

Его узнаешь без труда.

Он строит дом в лесу, с друзьями,

Из листьев, веток, горстки мха.

Один муравей увидел на дороге зерно. Он захотел перенести зерно в муравьиную кучу. Но зерно было тяжелое. Один муравей не смог его поднять. Тогда он побежал и привел с собой товарищей. Вместе они перенесли зерно в муравьиную кучу.

-расстановка картинок детьми по порядку

-вопросы по содержанию

-чтение с договариванием

X. Итог занятия

Л. О ком мы говорили? В какие игры играли?

Конспект фронтального логопедического занятия «Насекомые и пауки» в подготовительной группе у детей с ОНР III уровня «Насекомые и пауки». Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе у детей с ОНР (III уровень) Составила учитель-логопед.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Насекомые» Цель: развитие навыка употребления грамматических категорий на основе лексической темы «Насекомые». Задачи: -Уточнить и обобщить знания.

Конспект занятия по развитию речи «Насекомые» Конспект по развитию речи в старшей группе «Насекомые». Интеграция областей: речевое развитие,познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Конспект занятия для старшей группы «Насекомые» Конспект занятия по теме : «Насекомые» для старшей логопедической группы Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о.

Конспект занятия «Насекомые из бисера. Бабочка» Насекомые из бисера «Бабочка». Цель занятия: научить плести насекомых из бисера. Задачи: – обучение изготовлению фигурки насекомого из бисера.

Конспект занятия «Насекомые» для подготовительного возраста Тема: “Насекомые” Цель: Расширить и обобщить полученные знания детей о насекомых. Задачи: Коррекционно – образовательные:.

Конспект занятия в средней группе «Насекомые» Конспект занятия в средней группе по теме «Насекомые» Образовательные задачи: Расширять представления детей о жизни насекомых; уточнять.

Конспект занятия «Насекомые» в детском саду Наглядное пособие в уголок природы «НАСЕКОМЫЕ» Необходимые материалы: 1. квадратная коробочка (картонная или пластиковая, 2. наполнитель.

Конспект занятия «Насекомые» Цель: Организация речевого обмена на хакасском языке в процессе формирования представлений в жизни насекомых Задачи: • обеспечить условия.

Читайте также:  Паспорт кабинета логопедии
Ссылка на основную публикацию