Центр речевого развития в логопедической группе

Организация речевого центра в группах ДОУ.

Богатых Виктория Евгеньевна , учитель-логопед
Кемеровская область, г.Новокузнецк

Цельрасширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении с взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки. Для решения не только коррекционных задач, но и для развития речи в младшем дошкольном возрасте необходима правильная организация речевых центров в группах ДОУ.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Организация речевого центра в группах ДОУ.

Для решения не только коррекционных задач, но и для развития речи в младшем дошкольном возрасте необходима правильная организация речевых центров в группах ДОУ.

Речевой центр представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами, а также занятий ИКР. В его оборудование входят: стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, большое зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей. При подборе составляющих речевого центра должны учитываться: наполняемость уголка; разнообразие материалов; возрастные и индивидуальные особенности детей, структура речевых нарушений; доступность; системность; эстетика оформления; ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка). В основу речевого центра входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие дыхания, фонематического слуха, артикуляционной моторики, правильного звукопроизношения, грамоты, лексико-грамматического строя, связной речи, высших психический функций.

Дидактическое оснащение должно подбираться для решения коррекционных задач, а также удовлетворять потребности актуального, ближайшего, развития ребенка и его саморазвития. Не следует перегружать уголок оборудованием, необходимо систематически производить смену дидактических пособий.Очень важно учитывать комфорт и эстетику обстановки, оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности.

Использование коррекционного центра позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении с взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Примерное содержание речевого центра в группе для детей с ТНР

Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи

Картотека (игры, упражнения на дыхание);

«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; «Горка»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; пузырьки, шары для надувания, «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.

2. Фонематический слух

Формирование фонематического восприятия и слуха

Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные картинки; пазлы на звуки; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ); звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата»); раздаточный материал для звукобуквенного анализа; схема характеристики артикуляции звуков; звуковые дорожки; материал по работе над слоговой структурой слова , сигнальные карточки.

«Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Звуковое домино»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы» и др.

3. Артикуляционная моторика

Развитие артикуляционной моторики

Комплексы артикуляционной гимнастики на определенные группы звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах, схема для характеристики звука; ватные палочки, ватные диски, индивидуальные зеркала.

Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи)

Картотека предметных картинок на звуки в разных позициях в слове (в начале, середине, конце). Картотеки с речевым материалом на разные звуки (закрепление звука в слогах, словах, предложениях, текстах).

Мелкие игрушки; сюжетные картинки; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков (авторы О. И. Лазаренко, Л. А. Комарова, Ю.Б. Жихарева, Н.И. Соколенко); чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; индивидуальные зеркала.

Настольно-печатные игры на закрепление звуков

Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Говорим правильно»; «Логопедическое лото»; «Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю» и т.д.

Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте

Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д.; карточки для чтения; пособие «Говорящая азбука»; «Букварь» Н. С. Жукова, «Чтение по слогам»; «Путешествие с буквами»; «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; книжки-малышки и др.

«Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе?»; «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др.; серия «Умные игры», ребусы .

6. Лексико-грамматический строй

Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий

Предметные картинки по лексическим темам; раздаточный материал для звуко-буквенного анализа, схемы предложений; картотеки по лексическим темам(стихи, загадки и т.д.)

«Большие и маленькие», «Один-много», «Многозначные слова», «Предлоги», «Говори правильно, «Антонимы», «Что из чего сделано?»; «Подбери пару», «Кто больше назовет?», «Часть и целое», «Чей хвост?», «Чего нет?» и др.

Развитие связной речи

Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, пословицы и поговорки; «Составь рассказ по картинкам», «Расскажи по описанию» и т.д.

8. Мелкая моторика

Развитие мелкой моторики

Картотека пальчиковых игр, СУ Джок-картотека, сухой бассейн; шнуровки, массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв).

9.Высшие психические функции

Развитие психических процессов

«Чего не стало», «Сложи узор», «Волшебные фигуры», «Собери целое», «Что сначала, что потом», «Подбери заплатку», «Что перепутал художник?», «Найди отличия» и т.д.

Как оформить логопедический уголок в детском саду

Работа по развитию и коррекции речи дошкольников — одно из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Поэтому создание условий для предотвращения и исправления речевых расстройств у малышей — важный принцип оформления логопедической зоны (коррекционного уголка, речевого центра) предметно-развивающей среды группы. При этом окружающая обстановка должна быть не только познавательной, развивающей, но и эстетически оформленной, а главное, комфортной.

Роль логопедического уголка

В условиях образовательной концепции современных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) занятия для коррекции и развития речи могут проводиться в двух вариантах:

  • в специально оборудованном кабинете для занятий с логопедом;
  • в каждой группе детского сада.

В первом случае всё оснащение для работы находится в кабинете специалиста. Расположение базовых материалов для работы в группе обусловлено тем, что в детском саду у логопеда нет кабинета или же коррекционной работой занимается сам воспитатель. Логопедический уголок — это часть предметно-развивающей среды для игр поодиночке или в группе, направленных на исправление существующих нарушений речи, стимуляцию речевой активности малышей. Роль логопедического центра заключается в:

    обогащении эмоционального и практического опыта установления контакта ребёнком со сверстниками, взрослым (для игр, выполнения заданий в группе, детям необходимо общение, то есть работа в речевом уголке стимулирует развитие устной речи, навыков коммуникации);

Работа в речевом уголке также помогает детям учиться взаимодействовать друг с другом

Цели и задачи создания центра

В основу содержательного наполнения логопедического уголка положены лексические темы, рассматриваемые в соответствии с календарно-тематическим планированием. Кроме того, материалы коррекционного центра должны соотноситься с:

  • программой, по которой работает ДОУ и конкретная группа (например, если в детском саду есть логопедические группы, то предметно-развивающая зона будет не только больше в смысле занимаемой площади, но и многообразнее по содержанию);
  • физиологическими и психолого-педагогическими особенностями развития речи в конкретном возрасте (так, например, в младшей и средней группах в работе учитывается очерёдность освоения звуков — а, о, э, п, м, б в 1,5–2 года, и, ы, у, ф, в, т, д, н, к, г, х, й в 2–4 года).

Таким образом целями создания речевого уголка в ДОУ является:

  • тренировка мелкой моторики для полноценного и своевременного развития связной осознанной речи при помощи специальных тренажёров (шнуровок, волчков и пр.);
  • стимулирование речевого аппарата для произнесения согласных звуков, различающихся по месту преграды, которую встречает воздушный поток (особенно, переднеязычные нёбные звуки ш, ж, р, ч и переднеязычные зубные л, з, с);
  • овладение навыком правильного вдоха-выдоха в процессе речевого акта с помощью дыхательной гимнастики (важно для произнесения согласных, требующих определённой направленности воздушного потока к месту преграды);

Выработка правильного дыхания — одно из основных направлений развития речи

Это интересно. Акустическая реализация согласных звуков возможна благодаря тому, что при их произнесении сужается голосовой тракт, вызывая полную или частичную блокировку воздушного потока. Изменение направления последнего и даёт возможность продуцировать разные согласные звуки. Для произнесения гласных существенного сужения голосового тракта не происходит.

При этом для каждого возраста поставленные цели реализуются в рамках решения конкретных задач, которые носят накопительный характер, то есть из года в год дополняются, обогащаются.

Работа по развитию речи выстраивается последовательно из года в год

Таблица: задачи создания речевого уголка для разного возраста
ГруппаЗадачи
Первая младшаяПреодоление речевого негативизма (когда малыши стремятся показать, а не проговорить слово, явление) в парных, групповых играх.
Упражнение в соотнесении предмета с изображением на картинке.
Уточнение и обогащение словаря.
Воспитание внимания к обращённой речи.
Вторая младшаяОбогащение и активизация словаря по программным лексическим темам (за счёт наполнения логопедической зоны подходящими картинками).
Развитие диалогической речи (в игровых ситуациях при взаимодействии с куклами, игрушками).
Развитие речевого дыхания и умения координировать речь с движением (благодаря подборке дыхательных упражнений).
Развитие слухового и зрительного внимания в процессе игры.
Развитие мелкой и общей моторики детей при работе с тренажёрами.
СредняяАктивизация и обогащение пассивного и активного словаря.
Освоение норм словообразования форм существительных, прилагательных.
Работа над умением контролировать силу и продолжительность выдоха.
Тренировка мелкой и крупной моторики.
Развитие пространственных представлений.
Старшая, подготовительнаяОтработка и закрепление лексического материала, лексико-грамматических категорий.
Формирование фонематического восприятия и слуха (различение мягких и твёрдых звуков, например).
Развитие артикуляционной моторики.
Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи (за счёт вовлечения малышей в сюжетно-ролевые игры).
Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
Развитие связной речи.

Оформление логопедического уголка

Чтобы коррекционный центр полноценно функционировал, он должен быть организован в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

  1. Обязательными элементами речевого уголка являются зеркало, материалы для игр, артикуляционных и дыхательных упражнений, средства наглядности. Если с последними тремя составляющими всё понятно, то первый нуждается в пояснении. Дети, разрабатывая артикуляционный аппарат, должны не только слышать, как произносится звук, но и видеть положение органов речи. И для обеспечения этого условия без зеркала не обойтись.
  2. Все обучающие пособия должны соответствовать возрастным речевым особенностям детей, а также структуре речевых нарушений (если речь идёт о специальной логопедической группе).
  3. Обновление материала связано с изучаемой лексической темой, но, как правило, происходит еженедельно.

Все лексические темы календарно-тематического плана представлены в логопедическом уголке картинками

Это интересно. Игрушку для речевого уголка следует выбирать по определённым параметрам. Прежде всего, у неё должен быть подвижный язычок, на примере которого можно будет показывать детям положение органов артикуляции. Одежда персонажа должна быть с липучками, пуговицами, кнопками, чтобы, одевая — раздевая персонажа, малыши тренировали мелкую моторику. Кроме того, наряд должен быть из разных по цвету и текстуре тканей — это поможет детям учиться характеризовать материалы по свойствам и оттенкам. А для скорейшего освоения навыка ориентации в схеме тела, окажется кстати, если у игрушки будут подвижные ручки и ножки.

Фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика в работе логопеда

В статье описываются направления работы логопеда, в которых находят своё применение фонетическая ритмика и её сопряжённо-контактный вариант: автоматизация звуков, навыки самоконтроля, обучение звуковому анализу, нормализация плавности речи.

Логопеды давно используют в работе связку «произношение-движение». М.Е.Хватцев в конспекте занятия по закреплению звука Ш описывает движение, которым дети под руководством воспитателя сопровождают произнесение звука Ш: руки поднимают вверх и плавно ими покачивают. Фактически это движение фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика является частью верботонального метода обучения речи людей с проблемами в коммуникации. Метод разработал выдающийся лингвист П.Губерина в 1950 году в г. Загребе.

В 70-е годы группа советских педагогов под руководством Э.И.Леонгард побывали в Реабилитационном центре «Суваг» (г. Загреб) и заимствовали фонетическую ритмику в качестве метода работы над произношением детей с нарушенным слухом.

В 1983 году Т.М.Власова и А.Н.Пфафенродт впервые представили метод фонетической ритмики. В 1989 году было издано пособие «Фонетическая ритмика».

В логопедическом «арсенале» этот метод появился относительно недавно и вызывает всё возрастающий интерес у логопедов-практиков.

Фонетическая ритмика способствует установлению связи между работой кистей рук и движениями артикуляционного аппарата. Движения рассматриваются как стимуляция для закрепления произносительных навыков. Также при проговаривании речевого материала с сопровождением движений фонетической ритмики у детей появляется непринуждённость и благоприятный эмоциональный фон, что положительно сказывается на речевой моторике.

Работа над речевым дыханием, голосом, ритмом, темпом и интонацией подробно освещена в пособиях по логопедической ритмике. Фонетическая ритмика может быть наиболее востребованной именно в части работы над произношением, хотя во время выполнения движений с одновременным проговариванием попутно «идёт» коррекция просодики и дыхания.

Далеко не все дети выполняют движения правильно. Даже после разъяснений и неоднократного показа многие дети не могут достаточно «чисто» повторить движение с проговариванием. В этих случаях используется сопряжённо-контактная фонетическая ритмика, в ходе которой логопед «водит» руками самих детей. Такой вариант фонетической ритмики помогает детям почувствовать «характер» звуков, их последовательность.

Многие дети испытывают большие затруднения в воспроизведении стечений согласных звуков. Практический опыт показывает, что при отработке стечений согласных фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика являются эффективными приёмами в преодолении этих трудностей. Например, педагог поясняет, что движение на звук С повторяет направление выдыхаемой воздушной струи; движение на звук П передаёт «взрывной» характер звука; движение на звук А показывает широту звука (СПА).

Логопед и ребёнок стоят лицом друг к другу, чтобы ребёнок мог видеть внешнюю артикуляцию и проговаривать произносимый педагогом материал, одновременно логопед направляет руки ребёнка в соответствии с проговариваемыми звуками. Со стороны это напоминает то зарядку, то дирижирование.

Дети не должны заучивать движения фонетической ритмики. Логопеду важно, чтобы дети связывали правильное произношение с движением только на начальных этапах введения поставленного нормативного звука в речь. Потом необходимость в этом отпадает.

Фонетическая ритмика также способствует формированию навыков самоконтроля. Нередко приходится автоматизировать два, а то и три звука. При проговаривании речевого материала на отрабатываемые звуки, дети, руководимые педагогом, сопровождают произнесение проблемных звуков движениями фонетической ритмики.

Некоторые движения имеют несколько вариантов. В начале автоматизации выполняем движение, с которым лучше совмещается правильное произношение.

В работе со школьниками с нарушением письменной речи, обусловленным системными нарушениями речи, фонетическая ритмика может быть использована как приём, способствующий формированию умения определять особенности и последовательность звуков, так как одно движение соответствует одному звуку.

Логопед формирует устойчивую связку:

«артикуляция/произнесение звука — движение фонетической ритмики – графический образ буквы – объёмная буква»,

в которой задействованы слух, зрение, осязание и движение.

Следует также отметить, что фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика положительно влияет на речь заикающихся детей. По-видимому, сопровождение речи движениями фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики способствует нормализации плавности речи.

На этапе автоматизации в предложениях использование фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики также благотворно влияет на речь детей. На занятиях можно применять проговаривание речевого материала с сопровождением движений фонетической ритмики в качестве физкультминутки, обращается внимание детей на изменение окончаний последнего слова чистоговорок.

Ала-ала-ала – на столе пиала.
Алу-алу-алу – я возьму пиалу.
Алы-алы-алы – нет моей пиалы! (Я её разбил (-а)!)

Фонетическая ритмика в большой мере отвечает задачам логопедической работы. Использование фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики обогащает и расширяет возможности практической логопедии.

  1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии/Е.Ф.Архипова. – Москва: АСТ : Астрель, 2008. -254 с.
  2. Власова, Т.М. Фонетическая ритмика/Т.М.Власова, А.Н.Пфафенродт. – Москва: Просвещение, 1989. – 160 с.
  3. Костылёва, Н.Ю. Покажи и расскажи/Н.Ю.Костылева. – Москва: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.
  4. Мусова, И.Б. Логопедические чистоговорки/И.Б.Мусова. – Москва: Гном-пресс, 1999. – 48 с.
  5. Мухина, А.Я. Речедвигательная ритмика/А.Я.Мухина. – М.:АСТ:Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 123 с.
  6. Никольская, Л.Ю. Путь к слову/Л.Ю.Никольская. – Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1999. – 208 с.
  7. Руленкова, Л.И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода/Л.И.Руленкова. – Москва: Парадигма, 2011. – 191 с.
  8. Хватцев, М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста/М.Е.Хватцев. – Москва: Учпедгиз, 1961. – 106 с.

Мусова Инна Бадьминовна (Борисовна),
учитель-логопед
Центра диагностики и консультирования «Участие»,
Москва

Презентация “Фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика в работе логопеда”
презентация по логопедии

Краткое содержание: определение фонетической ритмики, её направления, основное отличие сопряжённо-контактной ритмики от фонетической; раскрыты пути применения фонетической и сопряжённо-контактной ритмики в работе логопеда; тренинг по фонетической ритмике и игровое упражнение “Угадайте слово”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Презентация для методобъединения “Фонетическая и сопряжённо-контактная ритмика в работе логопеда”78.48 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Фонетическая и сопряжённо-контактная ритмика в работе логопеда МКДОУ № «Незабудка» Учитель-логопед И.Б.Мусова

Из истории создания Фонетическая ритмика является частью верботонального метода реабилитации лиц с серьёзными проблемами в коммуникации. Этот метод в 1950 году разработал лингвист Петер Губерина в Загребе. По верботональному методу в настоящее время работают более 600 центров в 70-ти странах мира.

Фонетическая ритмика в СССР Как метод работы над произношением слабослышащих детей фонетическая ритмика была заимствована группой советских педагогов под руководством Э.И.Леонгард в Реабилитационном центре « Суваг » в Загребе. Антонина Николаевна Пфафенродт и Татьяна Михайловна Власова в 1983 году впервые представили фонетическую ритмику в СССР. В 1989 году было издано пособие «Фонетическая ритмика».

Определение фонетической ритмики Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз). Этот метод способствует установлению связи между работой кистей рук, артикуляционного аппарата. При выполнении движений у детей появляется непринуждённость и благоприятный эмоциональный фон, что положительно сказывается на речевой моторике.

Направления фонетической ритмики – нормализация речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи; – формирование умений изменять силу и высоту голоса; – правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах; – правильное воспроизведение речевого материала в заданном темпе; – восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов; – умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Сопряжённо-контактная фонетическая ритмика Не все дети могут после показа педагога правильно воспроизвести движения фонетической ритмики. Чтобы дать возможность почувствовать направление и «характер» движений логопед использует сопряжённо-контактную ритмику, в ходе которой педагог «водит» руками детей, держа за запястья. Другой вариант. Логопед и ребёнок как бы «склеивают» руки, плотно приложив их ладонями, а чтобы ребёнок не убирал руки, на кисти рук педагога и ребёнка надевается круглая эластичная повязка или тонкий носок.

Практическое применение Работа над произношением Фонетическая и сопряженно-контактная ритмика могут быть наиболее полезными и эффективными именно в работе над произношением, так как помогают «характер» звуков, их последовательность Также использование фонетической и сопряженно-контактной ритмики способствуют лучшей отработке стечений согласных. Применение этих видов ритмики дает положительный эффект в работе с заикающимися детьми. Упражнения с сопровождением фонетической и сопряженно-контактной ритмики можно использовать и в качестве организационного момента и физминутки .

Работа со школьниками В ходе коррекционной работы с обучающимися, у которых выявлено нарушение языкового анализа и синтеза фонетическая и сопряженно-контактная ритмика может быть использована как прием, помогающий сформировать умение определять особенности и последовательность звуков, так как одно движение соответствует одному звуку.

Сопутствующий эффект При проговаривании речевого материала с сопровождением фонетической и сопряженно-контактной ритмики у детей появляется непринужденность и благоприятный эмоциональный фон.

Тренинг по фонетической ритмике. Фонетическая ритмика выполняется стоя. При использовании сопряженно-контактной ритмики с дошкольниками педагог обычно сидя управляет руками детей. Движения характеризуются тремя основными элементами: – напряжённостью; – интенсивностью; – временем.

Гласные А, О, У. А – развести руки вверх в стороны при одновременном длительном произнесении А_____. Движение ненапряжённое, слабое, длительное. О – описываем руками круг в воздухе и соединяем руки ладонями вниз над головой. Движение слегка напряжённое, слабое, длительное. У – давящим движением вытянуть руки вперёд при одновременном произнесении У_____. Движение напряжённое, слабое, длительное.

Смычные звонкие звуки Б, Д, Г. 1 вариант Б – Как будто стряхиваем воду с правой, левой или с обеих рук одновременно. Движение ненапряжённое, слабое, краткое. Д – Руки согнуты в локтях, ладони направлены к груди. Резкие движения то правой, то левой рукой, то двумя руками одновременно. Движение ненапряженное, слабое, краткое. Г – запрокинув голову назад с одновременным произнесением слога ГА. Движение слегка напряжённое, слабое, краткое.

Сонорные звуки Л, Р. Л – вращать руками перед грудью с одновременным проговариванием слогов ла , ла , ла … Движение слегка напряжённое, слабое, краткое. Р- мелкими, краткими, быстрыми движениями рук и ног имитировать вибрацию при одновременном воспроизведении Р_____. Движение напряжённое, сильное , длительное.

Угадайте слово Первый звук и движение – руки согнуты в локтях, ладони направлены к груди. Резкое движение вперёд и обратно двумя руками одновременно.

Второй звук и движение – описываем руками круг в воздухе и соединяем руки ладонями вниз над головой.

Третий звук и движение – как будто стряхиваем воду с рук.

Четвертый звук и движение – мелкими, быстрыми, краткими движениями рук имитировать дрожание.

Пятый звук и движение – описываем руками круг в воздухе и соединяем руки ладонями вниз над головой.

Мы произнесли слово «ДОБРО». Желаю Вам добра и успехов во всех начинаниях!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода. Цель: закрепить знания детей по развитию речи и обучению.

Данный материал познакомит педагогов с технологией , которая позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса на протяжении всего логопедического занятия, но сохранить психофизическое здор.

Данная здоровьесберегающая технология, которая носит коррекционный характер направлена на развитие у детей речевой активности.

Об использовании фонетической ритмике в работе с детьми логопедической группы для создания условия лучшего развития речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий.

Использование фонетической ритмики для развития речевого дыхания и формирования правильного произношения в работе с детьми-логопатами младшего и среднего дошкольного возраста.

Специальная коррекционная педагогика рассматривает музыкальное воспитание как один из видов эстетического воспитания и обучения детей, имеющих специальные потребности. Через эмоциональное восприятие м.

Использование фонетической (речевой) ритмики в работе дошкольного логопеда

Одним из эффективных приемов работы школьного логопеда над произносительной стороной речи детей может выступать фонетическая ритмика (речевая ритмика). Содержание фонетической ритмики является обучение детей выполнению крупных и мелких движений тела, рук, ног, которые следует сопровождать произнесением как звуков и слогов, так и слов и фраз. В процессе целенаправленной работы стремительно развивающиеся артикуляционные движения ведут к более успешному овладению произносительными умениями.

Школьный логопед может вызывать тот или иной звук в течение 1 – 2 недель. Если за это время появление звука не происходит, необходимо перейти к новому звуку, после чего снова вернуться к ранее вызываемому звуку.

Вызываемые звуки и сопровождаемые их движения

Звук А. Руки расположить перед грудью. В момент произнесения звука плавно и широко развести руки в стороны.

Звук О. Руки разведены в стороны. В момент произнесения звука руки плавно соединяются над головой.

Звук У. Руки расположены перед грудью, кисти «смотрят» друг на друга. В момент произнесения звука необходимо плавно вытянуть руки вперед (движения напряженные).

Звук Э. Руки расположены на уровне плеч и вытянуты вперед; в момент произнесения звука необходимо медленно согнуть руки в локтевых суставах и направить к плечам.

Звук И. Кисти рук расположить на уровне плеч. В момент произнесения звука напряженные руки поднять вверх.

Звук Ы. Кисти рук сжаты, указательный палец выставлен вверх. Следует произносить слово ТЫ и одновременно выбрасывать поочередно правую и левую руки в стороны.

Дифтонг ИА (Я). Руки поднять вверх (как при вызывании звука И), а затем развести их в стороны (как при вызывании звука А).

Дифтонг ЙО (Ё). Руки поднять вверх (как при вызывании звука И), затем округло опустить вниз (как при вызывании звука О).

Дифтонг ЙУ (Ю). Руки вытянуть вверх (как при вызывании звука И), затем опустить вперед вниз (как при вызывании звука У).

Дифтонг ИЭ (Е). Руки вытянуть вверх (как при вызывании звука И), затем опустить к плечам (как при вызывании звука Э).

Звук П. Руки расположить перед грудью, пальцы сжать. Необходимо произнести слог ПА, при этом кулаки резко опустить вниз.

Звук Т. Руки расположить перед грудью, пальцы сжать. В момент произнесения слога ТА, резко разжать кулаки.

Звук К. Руки согнуть в локтях. В момент произнесения слога КА резко откинуть голову и отвести согнутые локти назад.

Звук Б. Руки расположить на уровне груди, пальцы согнуть. В момент произнесения слога ДА выполнить кивок головой.

Звук Д. Руки расположены перед грудью, ладони направлены к себе и вверх. В момент многократного произнесения слога ДА следует выполнить потряхивающие движения расслабленными кистями рук.

Звук Г. Руки расположены перед грудью. В момент многократного произнесения слога ГА соединять большой и указательный пальцы рук М Руки согнуты в локтевых суставах, пальцы расположены на крыльях носа. В момент произнесения слога МА развести руки в стороны.

Звук Н. Руки согнуты в локтевых суставах, ладони обращены к себе. В момент произнесения слога НА руки вытянуть вперед, после чего развести в стороны.

Звук Л. Руки согнуты в локтевом суставе, кисти направлены вверх. В момент многократного произнесения слога ЛЯ выполнять вращательные движения кистями руки («фонарики»).

Звук Ф. Руки расположить на уровне шеи, ладони развернуть от себя, локти опустить вниз. В момент произнесения звука Ф необходимо медленно развести руки.

Звук X. Руки расположить на уровне груди, ладони развести от себя, локти опустить вниз. В момент произнесения звука Х необходимо медленно передвигать руки вперед (как будто отталкиваться).

Звук С. Руки расположить на уровне груди, локти расставить в стороны, ладони внизу. В момент произнесения звука С выполнять движения руками вниз (как будто накачиваем с помощью насоса).

Звук Ш. Руки расположить перед грудью, локти вниз, кисти рук «смотрят» от себя. В момент произнесения звука Ш выполнить волнообразные движения руками вниз.

Звук В. Кисти рук обращены от себя на уровне плеч и напряжены. В момент произнесения звука В выполнять движения кистями рук влево и вправо (вибрирующие движения).

Звук 3. Руки расположить перед грудью, кисти рук находятся на уровне плеч и сжаты в кулаки. В момент произнесения звука З выполнить движения сжатыми кулаками влево и вправо (вибрирующие движения).

Звук Ж. Руки расположить перед грудью, локти вниз, кисти рук «смотрят» от себя. В момент произнесения звука Ж выполнить резкие волнообразные движения руками вниз.

Звук Р. Руки согнуть перед грудью, кисти рук сжаты и «смотрят» друг на друга. В момент произнесения звука Р, выполнить вращательные движения руками (заводим мотор).

Звук Ц (ТС). Руки расположить перед грудью, пальцы переплести. В момент произнесения звука пальцы рассоединяются и руки разводятся в стороны.

Звук Ч (ТШ). Руки расположить перед грудью, кисти рук сжать. В момент произнесения звука пальца разжать вниз, после чего руки переместить перед собой (как будто появляется волна).

И в завершение, для наглядности, предлагаю вам посмотреть небольшое видео – фрагмент занятия логопеда с детьми, фонетическая (речевая) ритмика.

Современные технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ. Фонетическая ритмика

Наталья Трифонова
Современные технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ. Фонетическая ритмика

Современные технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ.

Фонетическая ритмика.

Полноценное формирование речевой функции является неотъемлемой частью всего психического развития ребенка, во время которого также происходит становление и совершенствование внимания, памяти, мышления. Правильная и понятная окружающим речь является непременным условием для полноценной коммуникации и, следовательно, способствует расширению представлений ребенка об окружающем его мире. Кроме того, речь сама по себе выполняет регуляторную функцию, которая заключается в том, что при помощи словесных инструкций происходит управление поведением ребенка, планируется и осуществляется адекватное его участие в различных формах деятельности коллектива.

Значимость раннего возраста, который охватывает этапы наиболее интенсивного развития многих психических функций и в то же время наиболее чувствительных к различным неблагоприятным воздействиям, так называемых сензитивных периодов, показана в работах многих выдающихся педагогов и психологов, таких как Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. В. Запорожец, М. Монтессори, Д. Б. Эльконин и др.

Ранний возраст – это время жизни ребенка с момента рождения до трех лет. Этот период ответственен за развитие функций моторики, познавательной деятельности, речи, а также за формирование личностных качеств малыша. Кроме того, именно в течение этого возрастного промежутка встречаются два критических периода в становлении функции речи. Поэтому даже самые незначительные на первый взгляд неблагоприятные воздействия, действующие в этот момент, могут пагубно отразиться на полноценном развитии речевой функции. В то же время мозг ребенка на первых годах жизни очень пластичен и хорошо поддается любому коррекционному воздействию, как со стороны педагогов, так и со стороны медиков.

В настоящее время возрастает число обращений к специалистам родителей, с жалобами на позднее начало речи у ребенка. К трем годам у многих детей речь не является полноценным средством коммуникации.У таких детей отмечается:

1. наличие лепетных слов, звукокомплексов,

2. использование невербальных средств коммуникации.

Родители обеспокоены такой ситуацией и осознают необходимость коррекционной помощи. При задержке речевого развития, имеющей различную этиологию, логопедическую работу рекомендуется начинать как можно раньше. Это позволит уменьшить риск возникновения возможных вторичных патологий.

В работе с маленькими детьми не всегда традиционные логопедические технологии дают ожидаемый эффект.

Хотелось бы представить технологию, которая эффективно применяется в работе с неговорящими детьми.

При задержке речевого развития, имеющей различную этиологию, логопедическую работу рекомендуется начинать как можно раньше. Это позволит уменьшить риск возникновения возможных вторичных патологий.

В своей работе мы часто наблюдаем, что многие дети, поступающие в коррекционные дошкольные учреждения, обнаруживают низкую потребность в речевом общении, равнодушие, а иногда и негативное отношение к занятиям. С учетом этих особенностей, на ранних этапах коррекционного воздействия, одной из основных задач является установление с детьми эмоционального личностного контакта, формирование интереса к занятиям, к речевой деятельности, поскольку, наиболее полно и отчетливо воспринимается ребенком то, что больше всего затронуло его эмоционально, что было ему интересно.

У детей с речевой патологией не формируются или часто нарушаются кинестетические ощущения, страдает слуховое восприятие. В связи с этим, специалисту для вызывания звуков у ребенка необходимо выбрать другую опору.

В качестве своеобразной опоры для формирования (вызывания) звуков были выбраны двигательные символы звуков, используемые в упражнениях фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика используется как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука речи для укрепления межанализаторного взаимодействия.

Метод «фонетическая ритмика» был впервые предложен в 1989 году для развития произношения у слабослышащих детей (Т. Власова, А. Пфафенродт).

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала.

Технология фонетической ритмики направлена на развитие трех уровней праксиса, которые создают психофизиологические предпосылки для формирования звуковой стороны речи. (Мухина А. Я.)

1 Уровень расширяет возможность произвольной регуляции артикуляционных движений, оптимизации их пространственной организации для достижения нормативного звукового эффекта. Другими словами — это этап вызывания звука, который предусматривает введение упражнений фонетической ритмики с целью развития мимики, орального праксиса, общей моторики, слухового и зрительного внимания, подражательности. Упражнения способствуют появлению звука, являясь при этом дополнительной зрительной опорой и дополнительными двигательными кинестезиями помимо зрительного артикуляционного обозначения звука.

Уровень 2 обеспечивает динамическую организацию артикуляционных операций. На этапе автоматизации звука упражнения фонетической ритмики развивают у детей артикуляционную моторику (речевые и мимические движения, улучшают четкость произношения звуков.

Уровень 3 является высшим, и его роль заключается в праксическом обеспечении языковых единиц, соответствующих слову или синтагме (группе слов). Тем самым третий уровень обеспечивает интеграцию языкового и моторного компонентов в процессе порождения высказывания.

Этот метод применим в системе логопедической работы с неговорящими детьми. Эта методика стимулирует у детей появление собственной речи, повышается их речевая активность.

Включение фонетической ритмики в логопедические занятия, с одной стороны, учитывает коммуникативные возможности и психологические особенности неговорящих детей.

С другой стороны, происходит взаимодействие логопеда с ребенком через подражание. Под подражанием мы понимаем воспроизведение образца (звук и движение) с большей или меньшей степенью активности, сознательности, творческой самостоятельности. Подражание образцу, выразительной интонации логопеда стимулирует появление вокализаций и коммуникативной активности у неговорящих детей.

Проведение занятий в игровой форме благотворно влияет на эмоциональную сферу ребенка, развивает его коммуникативные способности.

Использование фонетической ритмики в логопедической работепозволяет решить следующие задачи:

• активизировать высшую психическую деятельность через развитие всех видов внимания (зрительного, слухового);

• увеличить объем памяти;

• развивать зрительное, слуховое восприятие;

• развивать тактильно-кинестетическое и костно-мышечное чувства собственного тела у ребенка;

• помочь формированию у ребенка двигательных навыков, самостоятельного и коллективного выполнения движений;

• способствовать развитию чувства ритма и слухо-моторных координаций;

• способствовать созданию у детей положительного, эмоционально окрашенного настроя на общение как со взрослым,так и друг с другом: желание внимательно слушать и выполнять просьбы, подражать речевым образцам;

• формировать предпосылки к диалогической речи;

• способствовать творческому проявлению детей.

Регулярное включение фонетической ритмики в систему логопедических занятий с неговорящими детьми, помимо стимуляции речевой активности,приводит к следующим положительным результатам:

– активнее развивается моторная сфера ребенка и координация движений;

– нормализуется речевое дыхание, увеличивается продолжительность выдоха;

– формируется умение изменять силу и высоту голоса;

– уточняется артикуляция имеющихся звуков, развивается оральный праксис;

– вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков;

-создается база для появления лепетной речи.

Вместе с этим происходит развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти, пространственных представлений и навыков зрительной ориентации на говорящего; развитие тонкой и общей моторики, координации движений; развитие мимической мускулатуры; развитие произвольного внимания.

Таким образом, использование фонетической ритмики в системе логопедической работы по развитию коммуникативной активности детей с нарушением речи предоставляет многообразные возможности для речевого развития каждого ребенка. Дети усваивают новые артикуляции, развивают просодические компоненты (сила голоса, высота голоса, учатся воспринимать и воспроизводить звуки и слоги. Все это является базой для дальнейшего формирования собственной речи ребенка.

Фонетическая ритмика может служить дополнением к системе коррекционного воздействия, направленного на формирование активного словаря детей, имеющих недоразвитие речи.

Простота и доступность упражнений фонетической ритмики обуславливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания и обучения людей с различными аномалиями развития и нарушениями речи. Логопедическая ритмика может применяться в комплексной коррекционной работ е с детьмис различными нарушениями: речевыми, коммуникативными, сенсорными, двигательными, познавательными, эмоционально-волевыми.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ. Су-Джок терапия На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал,.

Аналитическая справка по тематической проверке «Современные образовательные технологии в оздоровительной работе с детьми» Аналитическая справка по тематической проверке «Современные образовательные технологии в оздоровительной работе с детьми в контексте ФГОС.

Мастер-класс для педагогов «Игровые технологии в работе учителя-логопеда» Мастер – класс для педагогов «Игровые технологии в логопедической работе» Составила Учитель – логопед: Кулагина И. А. Особое значение игра.

Мультимедиа технологии в работе учителя-логопеда ДОУ Мультимедиа технологии в работе учителя- логопеда ДОУ. Мультимедиа технологии являются одним из популярных и перспективных направлений.

Современные интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры.

Современные технологии в обучении детей с ОВЗ УСТЬИНСКИЙ ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ УСТЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МОРШАНСКОГО РАЙОНА.

Современные технологии в работе с одарёнными детьми Современные технологии в работе с одарёнными детьми. Автор: Е. П. Крутикова воспитатель 1-й категории МБДОУ №567 Среди самых интересных.

Эссе учителя-логопеда «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации» Эссе на тему: «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации» «Чтобы быть.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ. Здоровьесберегающие технологиив работе логопеда. Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, недостаточно развитая.

«Фонетическая ритмика в работе учителя – логопеда и инструктора по физической культуре»

«Фонетическая ритмика в работе

учителя – логопеда и инструктора по физической культуре».

Исторически под фонетической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). На современном этапе развития науки фонетическая ритмика может представлять собой систему упражнений, направленную на формирование фонетически правильно оформленной речи на основе синтеза деятельности нейропсихологических функций (гностических, психомоторных, речевых) и ритмической способности.

включают в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа, игры помогающие обрести раскованность и непринужденность.

Дети у которых есть проблемы с произношением бывают слишком напряжены, они отличаются гипервозбудимостью, или наоборот расслабленностью. Таким детям тяжело произносить звуки, которые требуют активного выдоха, не могут произвольно напрягать и расслаблять мышцы речевого аппарата.

Фонетическая ритмика помогает ребенку:

• нормализовать речевое дыхание;

• менять высоту, силу голоса в различном темпе.

• воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;

• воспроизводить звуки в заданном темпе;

• воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;

• учит естественному выражению отрицания, смеха и т. п. с помощью жестов и звукопроизношения.

• Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;

С помощью фонетической ритмики ребенок быстрее запоминает буквы. Фонетическая ритмика — это движения, а дети любят двигаться. Они повторяют движения легко, играя. Играя, учатся говорить правильно. Ребенку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука. С помощью фонетической ритмики удается быстро восстановить нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв

Вызываемые звуки и сопровождаемые их движения

Руки расположить перед грудью. В момент произнесения звука плавно и широко развести руки в стороны.

Руки разведены в стороны. В момент произнесения звука руки плавно соединяются над головой.

Руки расположены перед грудью, кисти «смотрят» друг на друга. В момент произнесения звука необходимо плавно вытянуть руки вперед (движения напряженные).

Руки расположены на уровне плеч и вытянуты вперед; в момент произнесения звука необходимо медленно согнуть руки в локтевых суставах и направить к плечам.

Кисти рук расположить на уровне плеч. В момент произнесения звука напряженные руки поднять вверх.

Кисти рук сжаты, указательный палец выставлен вверх. Следует произносить слово ТЫ и одновременно выбрасывать поочередно правую и левую руки в стороны.

Дифтонг ИА (Я). Руки поднять вверх (как при вызывании звука И), а затем развести их в стороны (как при вызывании звука А).

Дифтонг ЙО (Ё). Руки поднять вверх (как при вызывании звука И), затем округло опустить вниз (как при вызывании звука О).

Дифтонг ЙУ (Ю). Руки вытянуть вверх (как при вызывании звука И), затем опустить вперед вниз (как при вызывании звука У).

Дифтонг ИЭ (Е). Руки вытянуть вверх (как при вызывании звука И), затем опустить к плечам (как при вызывании звука Э).

Руки расположить перед грудью, пальцы сжать. Необходимо произнести слог ПА, при этом кулаки резко опустить вниз.

Руки расположить перед грудью, пальцы сжать. В момент произнесения слога ТА, резко разжать кулаки.

Руки согнуть в локтях. В момент произнесения слога КА резко откинуть голову и отвести согнутые локти назад.

Руки расположить на уровне груди, пальцы согнуть. В момент произнесения слога ДА выполнить кивок головой.

Руки расположены перед грудью, ладони направлены к себе и вверх. В момент многократного произнесения слога ДА следует выполнить потряхивающие движения расслабленными кистями рук.

Руки расположены перед грудью. В момент многократного произнесения слога ГА соединять большой и указательный пальцы рук М Руки согнуты в локтевых суставах, пальцы расположены на крыльях носа. В момент произнесения слога МА развести руки в стороны.

Руки согнуты в локтевых суставах, ладони обращены к себе. В момент произнесения слога НА руки вытянуть вперед, после чего развести в стороны.

Руки согнуты в локтевом суставе, кисти направлены вверх. В момент многократного произнесения слога ЛЯ выполнять вращательные движения кистями руки («фонарики»).

Руки расположить на уровне шеи, ладони развернуть от себя, локти опустить вниз. В момент произнесения звука Ф необходимо медленно развести руки.

Звук X. Руки расположить на уровне груди, ладони развести от себя, локти опустить вниз. В момент произнесения звука Х необходимо медленно передвигать руки вперед (как будто отталкиваться).

Руки расположить на уровне груди, локти расставить в стороны, ладони внизу. В момент произнесения звука С выполнять движения руками вниз (как будто накачиваем с помощью насоса).

Руки расположить перед грудью, локти вниз, кисти рук «смотрят» от себя. В момент произнесения звука Ш выполнить волнообразные движения руками вниз.

Кисти рук обращены от себя на уровне плеч и напряжены. В момент произнесения звука В выполнять движения кистями рук влево и вправо (вибрирующие движения).

Звук 3. Руки расположить перед грудью, кисти рук находятся на уровне плеч и сжаты в кулаки. В момент произнесения звука З выполнить движения сжатыми кулаками влево и вправо (вибрирующие движения).

Руки расположить перед грудью, локти вниз, кисти рук «смотрят» от себя. В момент произнесения звука Ж выполнить резкие волнообразные движения руками вниз.

Руки согнуть перед грудью, кисти рук сжаты и «смотрят» друг на друга. В момент произнесения звука Р, выполнить вращательные движения руками (заводим мотор).

Звук Ц (ТС). Руки расположить перед грудью, пальцы переплести. В момент произнесения звука пальцы рассоединяются и руки разводятся в стороны.

Звук Ч (ТШ). Руки расположить перед грудью, кисти рук сжать. В момент произнесения звука пальца разжать вниз, после чего руки переместить перед собой (как будто появляется волна).

Читайте также:  Составление описательных рассказов
Ссылка на основную публикацию